VI. Обучение альпинизму.

Организация.
общие педагогические принципы

1. Организационные вопросы

Учебный альпинизм опирается на систему альпинистских клубов и секций коллективов физкультуры на местах и на учебно-спортивные альпинистские базы профсоюзов, работающие по единой программе подготовки альпинистов в стране.

Альпинистские базы находятся в горных районах, вблизи от объектов восхождений и высокогорных походов, в местах, связанных автомобильным сообщением с ближайшими железнодорожными станциями и аэропортами. Они располагают всем необходимым для организации и проведения эффективной учебной работы (штат инструкторов-методистов по альпинизму, снаряжение и необходимый инвентарь и пр.) и соответствующими бытовыми условиями, хозяйственным обслуживанием и пр.

Порядок оформления участников, прибывающих по путевкам, и все их дальнейшее пребывание на базе регламентируются учебными планами, правилами внутреннего распорядка и соответствующими правилами по альпинизму.

Необходимость максимально экономить время в горах возведена на альпбазах в ранг традиции, она предполагает плотный распорядок дня и весьма насыщенное расписание занятий. Так называемого свободного времени у участников на базе практически нет или очень мало. Даже отдых регламентирован и рационализирован, дни отдыха часто совмещаются с подготовкой к выходу. Но насыщенность времени конкретными делами не освобождает участников от обязанности думать. Лавина информации, поступающей непрерывным и плотным потоком, требует интенсификации мышления, ибо вся информация должна быть систематизирована, осмыслена и как можно быстрее обращена на пользу дела. Ленивое шевеление мозгами зачисляется в разряд непозволительной роскоши, мышление почти вынужденно становится оперативным.

Весь процесс учебно-тренировочной, спортивной, воспитательной, культурно-массовой работы и просто жизнь на альпбазах неотделимо сочетаются с комплексом мер по безопасности. Все мероприятия этого комплекса отработаны многолетней практикой, большинство из них предусмотрено обязательными для выполнения документами. Выше отмечалось, что источником опасности являются не сами горы как природный объект, а неразумная деятельность людей, не учитывающих своеобразия горной природы. Поэтому в обеспечении безопасности большая роль принадлежит профилактическим мерам организационного, технического и психологического характера.

В начале сезона и перед проведением учебных циклов периодически осуществляется проверка и подготовка мест занятий. Производится чистка учебных скал, осмотр предполагаемых мест ледовых и снежных занятий. На учебных скалах проверяются и дооборудуются постоянные точки страховки, перила, крючья на стендах и т. п. В начале сезона группы инструкторов совершают разведывательные выходы на места массовых биваков отрядов и на перевалы, чтобы оценить складывающуюся на сезон снежно-ледовую обстановку, степень лавино- и камнеопасности склонов.

Комплектуется, периодически проверяется и пополняется спас-фонд базы, на каждую смену создается спасательный отряд. До начала сезона производится проверка и пополнение радиохозяйства, проверяются радиостанции, обеспечивается их питание. Под неослабным контролем находится состояние снаряжения, в особенности применяемого для страховки.

Мотивы обеспечения безопасности непременно входят в содержание всей учебной, организационной и воспитательной работы на альпбазах. Проводится обязательный систематический медицинский контроль, инструктаж о нормах поведения в необычных для жителей равнины условиях высокогорья. Контролируются санитарно-гигиенические условия на базе и в окружающей местности На всех лекционных и семинарских занятиях обязательно акцентируются вопросы безопасности во взаимосвязи с изучаемой темой. При этом очень важна единая трактовка этих вопросов.

С некоторым сожалением следует отметить, что во многих секциях недостаточно изучаются теоретические вопросы альпинизме Участникам, да и некоторым инструкторам, представляется, что теоретическое изучение горной природы, адаптации человека к условиям высокогорья, закономерностей работы страховочной цепи психологической подготовки не имеет прямого отношения к обеспечению безопасности. Это глубокое и, скажем прямо, опасное заблуждение. Эффективный, без провалов, подход к безопасности горных путешествий может быть выработан только в результаты синтеза теоретических познаний и практических умений; теория есть необходимый и полноправный участник безусловного обеспечения безопасности.

Отметим, что на альпбазах кроме описанных осуществляется комплекс профилактических мер при подготовке к выходу в высокогорную зону. Наряду с работой врача и других работников в этом комплексе активное участие принимают сами альпинисты. Все снаряжение перед выходом проверяется, особое внимание уделяется страховочному и самодеятельному. В обеспечение безопасности входит много деталей, которые кажутся мелочами, но могут служить источником крупных неприятностей. Это умение транспортировать и хранить радиостанции, ракеты, бензин, примуса, веревку, аптечку, очки, фонари, умение ходить по тропам, держать плотный строй на крутяке, во время отдыха контролировать склон и т. п. Здесь действуют десятки очевидных истин типа: нельзя заливать бензин в горящий примус, радиостанция должна быть сухой и в тепле, веревку на подходах следует нести в рюкзаке или чехле, а на занятиях не волочить ее зря по камням, аптечка всегда должна быть с отделением, на маршруте и занятиях каска должна быть на голове и т. п. Но иногда их все-таки забывают,-- видимо из-за тривиальной очевидности или из-за нежелания понять, что и такие простые истины имеют прямое отношение к безопасности каждого участника и его товарищей. И потому следует с пониманием относиться к дотошности и кажущейся придирчивости командиров и руководителей альпбаз, ибо они руководствуются еще более простой и мудрой истиной: сколько участников прибыло на базу, столько же их, здоровых, должно уехать домой.

2. Принципы формирования учебных подразделений

При формировании учебных подразделений на альпинистских мероприятиях следует учитывать определенные требования. Так, для успешной работы в горах необходимы большие познания из тех, что можно добыть только на месте, а сроки пребывания в горах коротки. Надо и адаптироваться, и над техникой поработать на рельефе, и с районом ознакомиться, и на горы сходить, и все это в 20 или 30 дней путевки.

Каждый альпинист глубоко индивидуален и по характеру и по познавательным способностям, а программа занятий унифицирована, ее итоговые требования на каждом этапе одинаковы для всех участников. И снова надо прессовать время, чтобы и программный минимум был усвоен, и все личности получили бы еще что-нибудь -- скалу потруднее, гору повыше.

Каждое восхождение -- это учеба, и хочется продлить это удовольствие, но гребни, стены и вершины не приспособлены для бытия, и нужно успеть вовремя спуститься.

Оптимальной для альпинизма оказалась система организации занятий, которая в ортодоксальной педагогике носит название классно-урочной. Под "классом" понимается группа участников, примерно одинаковая по уровню подготовки и выполняющая общую работу. Альпинизм как учебный предмет разбивается на разделы и темы. Определяется и последовательность уроков. Такая система обеспечивает экономичность во времени, доступность и последовательность обучения, создает отличные условия для формирования коллектива. Теоретические занятия проводятся в виде лекций или семинаров (например, занятие с новичками "Особенности альпинизма как вида спорта" проводится как лекция, а занятие "Составление тактических планов" у разрядников -- в виде семинара).

В то же время решение проблемных тактико-технических задач на стендах и натурных объектах, ситуационные и тактические игры, заполненные во многом взаимоконтролем и дискуссиями, нельзя однозначно отнести к одной из упомянутых форм. Успех здесь достигается творческим контактом обучающихся и обучающего.

К числу недостатков классно-урочной системы иногда относят тот факт, что один педагог объединяет роли учителя, организатора и руководителя учебно-воспитательного процесса. Однако в альпинизме это -- не недостаток. Только будучи един в трех лицах, инструктор в состоянии решить две главные задачи урока: каждый участник неотвратимо продвигается вперед хотя бы на минимальную ступеньку, к тому же на любом уроке обеспечена безусловная безопасность. Напомним здесь, что альпинизм-спорт сугубо коллективный, а каждое восхождение есть и урок, и экзамен одновременно.

Необходимость сочетания личных и коллективных целей, а также принятая в альпинизме система обучения предопределяют принципы отбора участников и методы формирования подразделений. Предварительный отбор осуществляется в секции, где решается вопрос, на какую альпбазу и по какой путевке (новичковой, значкистской или разрядной) направить участника. На альпбазах учебная часть формирует учебные отделения и отряды. Формально критерии отбора в отделения достаточно просты: первый по значению -- квалификационный уровень, устанавливаемый по документам участника, собеседованию и результатам сдачи физических нормативов; второй -- личные пожелания участников. Если на смену прибыли несколько участников примерно равной квалификации, работавшие ранее вместе в секции или на альпбазе, то целесообразно их зачислить в одно отделение. При этом удается проще создать рабочий коллектив. Списки отделений составляются с учетом и других мотивов. Учитывается, например, знакомство с районом, наличие восхождений в данном районе, пол участников, их желание попасть к известному им инструктору.

Относительно просто обстоит дело с формированием отделений новичков, поскольку и квалификационный уровень, и степень знакомства с районом у них строго одинаковы. Остается учесть пожелания участников и уровень их физической подготовки. Чем выше этап, тем сложнее процесс формирования. В начале смены командир отряда и заместитель директора по учебно-спортивной работе могут оценить реальную квалификацию альпинистов-разрядников лишь приблизительно, по личным документам, рекомендации секции и мнению самого участника. Но документы отражают прошлый год, рекомендации секции -- подготовку на равнине, а не в горах, участники же на уровне II разряда не всегда обладают опытом, достаточным для объективной самооценки. Дело упрощается, если из секций прибывают уже фактически сформированные отделения или хотя бы связки. Совсем все просто, если такие группы приезжают со своим инструктором и с планом работы, заранее согласованным с учебной частью базы.

3. Учебные отделения и отряды. связки и спортивные группы

Класс в учебном альпинизме -- это учебное отделение. Состав участников в отделениях новичков и значкистов остается практически постоянным в течение всего времени пребывания в горах. В отделениях разрядников также желательно иметь стабильный состав, как минимум до окончания цикла занятий и совершения первых восхождений.

Несколько равнозначных по своему уровню отделений (параллельных классов) составляют учебный отряд. Он работает по единому плану, который разрабатывается командиром на основе Про- ' граммы, с учетом особенностей района и имеющегося контингента участников и инструкторов. Отряд образует единое целое; практически все занятия отделения отрабатывают вместе, в том числе и тренировочные восхождения. Отрядом проводится зачетное восхождение новичков.

При подготовке на разряд кандидата в мастера и мастера спорта группы работают по индивидуальному плану. При формировании таких групп, разработке и утверждении их планов учитывается спортивная квалификация участников и уровень показанной на деле тактической, технической и физической подготовки.

Основная тактическая единица в отделениях разрядников на всех квалификационных уровнях -- связка.

Структура учебных подразделений динамична; основное ее назначение -- создание оптимальных условий для обучения и совершения восхождений. Структура и работа альпбаз строятся так, чтобы обеспечить эти условия с учетом имеющихся возможностей.

Формально связка -- это 2 или 3 альпиниста, во время занятий или восхождений работающих на одной веревке. Фактически связка -- минимальный по составу коллектив, способный в горах самостоятельно решать тактико-технические задачи. В связке не просто суммируются индивидуальная подготовленность и возможности ее участников -- в ней в результате схоженности появляется умение взаимодействовать. Понятие это в буквальной трактовке означает совместное участие в восхождении; реально схоженность означает слаженную работу и на сложном рельефе, и во время подготовки, и на подходах, и в бивачной жизни. Взаимопонимание наиболее важно в вопросах взаимной страховки и выбора маршрута на микрорельефе. На маршруте голосовая связь часто затруднена, да и времени на длительные переговоры, обсуждение мнений и советов практически нет. И здесь требуются абсолютное доверие к партнеру, мгновенная реакция на его команды, реплики, жесты, умение понять просьбу и отреагировать на нее даже раньше, чем она будет высказана. Естественно, полное взаимопонимание в связке достигается при ее более или менее длительном существовании как "боевой единицы" и при наличии общности во взглядах ее участников на альпинизм и свое место в нем.

Даже в одной сработанной связке никогда не бывает абсолютного равенства по всем компонентам альпинистского мастерства. Еще большая разница наблюдается в отделениях, где работают 2-3 связки. Во временных отделениях к техническому неравенству добавляется разница в целях и взглядах на пути достижения этих целей. Одна из задач учебных альпинистских подразделений как раз и состоит в том, чтобы на практике научить умению взаимодействовать, сопоставлять значимость личных и коллективных целей.

4. Командиры учебных отделений и отрядов

Командир отделения, непосредственно ведущий учебную работу, назначается руководством альпинистского мероприятия. В оптимальном варианте это тренер, проводящий с данными участниками круглогодичную подготовку. Он несет персональную ответственность за все разделы обучения, включая выходы в высокогорную зону, обеспечение безопасности, контроль за соблюдением гигиенических правил и здоровьем участников отделения, экологических норм, активно участвует в организации досуга. А при наличии стажера-инструктора он руководит его действиями, оценивает их и готовит стажера к экзамену для перехода на самостоятельную инструкторскую работу.

На каждом этапе обучения работа командира отделения имеет свои особенности. Инструктор отделения новичков в чем-то сродни воспитателю детского сада. Кроме выполнения перечисленных выше безусловных обязанностей, инструктор должен быть готов ответить на тысячи новичковых "почему?". Ему просто необходимо умение превращать в коллектив разнородную группу закоренелых горожан, слегка ошарашенных первым свиданием с горами и жестким регламентом жизни на альпбазе. Снять первичный стресс, убеждением погасить всплески анархизма или растерянности, быть предельно внимательным к мелочам, каждая из которых для новичка может стать проблемой, показать необходимость коллективной дисциплины -- подобные действия инструктора новичков в первые дни пребывания их в горах, может быть, более важны, чем обучение тонкостям техники передвижения. Задача формирования коллектива на этом этапе облегчается неясностью личных спортивных целей участников. Общая коллективная цель становится и личной целью новичка. А в перспективе начинают прорисовываться и более далекие цели: высокие горы, хорошая команда, трудные маршруты, разряды.

На этапах старших разрядников формированию коллектива способствуют четкие представления о коллективном характере альпинистской деятельности и о своем месте в альпинизме. Здесь задача инструктора -- понять, что хочет, умеет, знает каждый из его участников, и на этой основе в рамках программы этапа строить занятия и намечать план восхождения. Азы организации старшие разрядники уже знают, поэтому основная роль инструктора-роль тренера и в некоторой степени экзаменатора.

Работая со значкистами и младшими разрядниками, инструктор наряду с интенсивным обучением должен уделять особое внимание выработке у них объективного представления о собственном уровне подготовки. На этих этапах участники склонны переоценивать свои познания и возможности. Характерная трудность состоит и в том, что при предоставлении участникам как можно больше самостоятельности требуется необходимость более жесткого контроля за всеми их действиями.

Воспитательной и учебной работой в отряде руководит его командир. Он активно участвует в формировании отряда, изучает документы всех участников, при необходимости проводит с ними собеседование и намечает состав отделений. Командир лично руководит всем циклом учебных занятий, проводит разборы и основные лекционно-семинарские занятия.

Работа командиров отрядов на разных этапах довольно сильно отличается по своему содержанию.

И по своему статусу и по содержанию работа командиров отделений и отрядов не имеет аналогов в других видах спорта. Она специфична прежде всего объединением педагогических и командно-руководящих функций, огромной ответственностью за безопасность и качество обучения как одного из основных компонентов обеспечения безопасности.

5. Обучение и воспитание альпинистов

Условия, в которых протекает обучение альпинистов, чрезвычайно разнообразны. Различны и контингент альпинистских групп и локальные их цели. Альпинисту любого ранга полезно знать структуру всей учебной системы, чтобы четко представлять уровень собственной подготовки и свое место в учебном процессе, последующие задачи.

Спортсменам-разрядникам необходимо иметь достаточно полное представление о содержании, организации и методике подготовки альпинистов, поскольку в низовых коллективах именно им чаще всего приходится вести отдельные занятия в секциях.

Суть альпинизма состоит в коллективном преодолении естественных препятствий, избранных самим спортсменом, и происходит оно в изолированной от внешней помощи и руководства обстановке, не регламентированной строгими правилами и ограничениями. Отсутствие осязаемого, одушевленного и активно реагирующего противника создает специфический психологический фон. В этих условиях наряду с физической и технической подготовкой особый вес приобретают воспитательные моменты, формирующие нравственные нормы взаимоотношений и поведения.

Контингент людей, занимающихся альпинизмом, чрезвычайно разнороден по возрасту, уровню образования и культуры, не говоря уже о физической подготовленности и личных качествах. Ведь в альпинизме не существует детских и юношеских школ и секций с четко определенными последовательными целями и этапами обучения, нивелирующих не только уровень специальной подготовки, но в значительной мере и нравственный облик молодого спортсмена.

Остановимся на некоторых принципах формирования альпинистского коллектива, определяющих целях обучения, воспитательном эффекте занятий альпинизмом и правильности понимания вопросов безопасности.

Основой морально-психологической подготовки альпиниста является идейно-политическое воспитание в его единстве с умственным, физическим, эстетическим и нравственным воспитанием. Это одна из социальных задач альпинизма.

Применительно к внутриальпинистским проблемам личность альпиниста определяется его отношением к себе и товарищам, к горам, к альпинизму как общественному явлению. Становление личности неразрывно связано с формированием и характером этих отношений. Вся воспитательная работа в альпинизме нацелена на создание у альпиниста коллективизма, готовности взять на себя ответственность в любых ситуациях.

Воспитательная работа в альпинистских коллективах проходит в живой конкретной форме. Ее содержание определяется задачами и спецификой альпинизма. Отделения и группы в горах часто действуют автономно, в отрыве от своих постоянных баз. В этих условиях велика ответственность каждого участника за свою подготовку. Выходя с базы на восхождение, альпинист должен быть уверен, что его подготовка и действия в горах, на маршруте вполне обеспечивают успех восхождения. Он обязан понимать, что его подготовка, дисциплинированность, состояние здоровья не только его личное дело. Если в подготовке есть какие-то серьезные недочеты, об этом должны знать все, с кем собирается идти участник. Честность и правдивость, способность объективно оценить свое состояние становятся в альпинизме необходимыми качествами. В этой части неприемлемы даже минимальные послабления и компромиссы.

Альпинизм обладает широчайшими возможностями удовлетворения самых разных социальных и личных потребностей, включая, конечно, стремление получить разряд. Но чтобы это понять, необходим соответствующий культурный уровень, не всегда совпадающий с уровнем образования.

Поэтому при формировании низового коллектива прежде всего должны быть отчетливо сформулированы его цели и задачи, их иерархия и очередность достижения. Нужно также помнить, что вряд ли найдется другой вид спорта, где притязания и надежды так часто и резко расходились бы с истинными возможностями спортсменов и где за ошибку приходилось бы так дорого платить.

Коллектив должен быть прежде всего коллективом в лучшею смысле этого понятия, и стержнем его формирования должна быть сама сущность альпинизма как коллективного вида спорта. В этом направлении должна строиться вся подготовительная, тренировочная и воспитательная работа.

Вместе с тем иногда вплоть до окончания этапа спортивного совершенствования в горах альпинисту часто приходится работать в коллективе, сформированном на альпбазе только на одну смену. Большинство восхождений участник совершает в составе временного коллектива; пока что такое положение скорее правило, чем исключение. Поэтому существенную часть работы составляет не только воспитание коллективизма вообще, но и психологической и моральной готовности быстро и без явных потерь включаться в деятельность только что созданного коллектива. И группа в секции и отделение на альпбазе представляют собой коллектив. Через эту маленькую ячейку альпинист входит в сообщество альпинистов всей страны. Процесс превращения группы личностей в работоспособный коллектив, которому предстоит выполнять весьма трудные задачи, протекает в ходе совместной деятельности, притирки личных целей к целям отделения и отряда. Здесь существенно, что способ организации элементарного коллектива фактически задает всю систему отношений между такими коллективами (отделения в составе отряда, отряды на базе) и во всем альпинистском сообществе в целом. Воспитание и самовоспитание альпиниста в смысле готовности стать членом рождающегося коллектива приобрели приоритетный характер во всем многообразии воспитательной работы.

Становление коллектива сильно зависит от предыдущего опыта участников и потому имеет свои особенности на разных этапах обучения. Вместе с тем формирование альпинистского коллектива имеет и много общих черт почти для всех этапов. Формально отделение как структурная единица отряда и базы создается приказом, и в первое время основную роль в сплочении организации совместной деятельности играют требования (иногда и прямые приказы) инструктора. Они должны быть четкими, однозначными, едиными для всех участников. Участники присматриваются один к другому, образуя стихийные микрогруппы и не предъявляя друг к другу особых требований. У новичков на этой стадии часто возникают внутренние протесты, они отождествляют инструктора со школьным учителем, его требования кажутся им диктаторскими, необоснованными, подавляющими их личную свободу. Возможны и всплески анархизма.

Становление собственно коллектива начинается с осознания общей цели в процессе совместной деятельности (занятий). На более старших этапах эта стадия существует иногда не более 1-2 часов, поскольку участники уже понимают ценность и необходимость создающегося коллектива. Первые же занятия выявляют в отделении ядро -- участников, которые прошли некоторую школу в секциях и для которых требования инструктора очевидны и естественны. Этот актив своим примером поддерживает инструктора, способствуя осознанию мотивов всей деятельности на альпбазе. Задача инструктора -- сделать так, чтобы весь состав отделения стал "активом". Чем активнее участник в учебе и жизни отделения, тем выше к нему требования командира. Совместная работа и коллективная дисциплина постепенно приводят к тому, что несуразности в поведении отдельных участников задевают все отделение и вызывают дружный отпор. Фактически коллектив уже сформировался. Время в горах спрессовано, и на долгом пути до конца смены люди все больше доверяют друг другу; общие требования становятся и личными требованиями участника к самому себе.

Воспитательная работа в альпинизме многогранна. Проводится она не сама по себе, а в единстве всех аспектов альпинистской деятельности. Собственно, и попытки сформировать коллектив, и иная воспитательная работа в отрыве от учебы и спортивного совершенствования просто бессмысленны. Воспитание нельзя оторвать от учебного процесса. Изучение приемов обеспечения безопасности вполне логично сочетается с воспитанием безопасного поведения. У участников создается понимание того, что безопасность в горах не прихоть инструктора и не сугубо личное дело каждого участника, а принципиальная позиция всего альпинистского сообщества. Поэтому пренебрежение безопасностью осуждается безоговорочно.

В альпинизме очень сильны традиции. Традиционен и торжествен ритуал встреч отделений и групп, возвращающихся с восхождений. Возвращение группы домой всегда отмечается как радостное событие и для возвратившихся, и для тех, кто находится на базе. Традиционна теплая забота о новичках -- все альпинисты прекрасно помнят свое возвращение в лагерь после первого восхождения, и потому весь коллектив альпбаз воспринимает встречу отряда новичков с зачетного восхождения как главное событие смены. Эта встреча важна не только для новичков, она радостна и для ветеранов: нашего полку прибыло. Есть и другие хорошие традиции. Каждая секция альпинизма также имеет свои традиции. Наиболее общие из них -- спортивное наставничество в секциях и клубах, внимательное отношение к ветеранам, взаимная помощь секций в организации альпмероприятий и в ознакомлении с материалами по новым для друзей районам.

Доверительность человеческого общения в горах способствует широкому ознакомлению с интереснейшими сторонами множества профессий, причем в изложении профессоров своего дела, представляющих к тому же почти все регионы нашей страны. Знакомства и дружба, завязавшиеся в горах, сохраняются на долгие годы.

6. Дисциплина в альпинизме

Как известно, в теории общественных отношений дисциплиной называют выполнение порядка, установленного в данной сфере деятельности. Порядок фактически служит средством отражения и сохранения общественных отношений. Применительно к альпинизму вопрос дисциплины особенно важен, поскольку нарушения установленных правил и порядка грозят серьезными и опасными последствиями. Условия гор и работы на рельефе весьма переменчивы, и ситуация, еще минуту назад бывшая обычной и безобидной, может быстро стать критической, грозящей перейти в аварийную. Очевидно, что в подобных условиях необходимы экстренные и уверенные меры, четкие команды инструктора (руководителя), столь же четкое и быстрое их выполнение. Дисциплина в таких ситуациях должна быть идеальной, к чему участников нужно готовить заранее. Конечно, это "крайняя" ситуация, дисциплина нужна не только на склоне, но и на базе. на биваке -- везде и всегда, пока человек пребывает в горах. Нужна и привычка к дисциплине, сознание того, что иначе невозможно и безнравственно.

В основе альпинистской дисциплины лежит вырабатывающееся у каждого участника сознание того, что горы не терпят суеты и разгильдяйства. Иногда у участников начальных этапов прорывается крик души с заверениями: "Если будет критическая ситуация, неужели я не проявлю себя как надо, а зачем сейчас зажимать мою свободу и жестко выговаривать за то, что я ушел всего на полчаса полюбоваться речкой?" Практика показывает, что со временем обязательно что-нибудь случается, если участник не поймет ценности и необходимости дисциплины.

Нарушения дисциплины тянут за собой потери, которые можно увидеть невооруженным взглядом. Новичку, опоздавшему в строй на 10 минут, кажется -- ну что тут такого, всего 10 минут! Но, потеряв несколько раз понемногу, можно вовремя не выйти к намеченному биваку, не успеть засветло пройти сложный участок, потерять время для переправы через горную реку по малой воде.

Нарушения дисциплины бывают, как правило, двух типов: или разгильдяйско-безответственное, или сознательное, сделанное во имя личной корысти, в надежде, что никто не узнает. Становление альпиниста как личности постепенно делает редкими проявления разгильдяйства, особенно в виде опозданий, невыполненных поручений или самовольных отлучек. Это болезни начальных этапов, излечиваемые воздействием коллектива и внушениями инструктора. Они проходят тем быстрее, чем сильнее личность, коллектив. Известно высказывание "точность -- вежливость королей". Со временем альпинист осознает, что задачи у королей были все-таки проще, чем у альпинистов и. инструкторов, и что точность для альпиниста не простая вежливость, а проявление уважения к товарищам, суровая и приятная необходимость.

Второй тип нарушений лечится сложнее, и меры бывают очень жесткие. Как правило, тезис "никто не узнает" оказывается мифом, вся система альпинизма ориентирована на честность и правдивость. В основе преднамеренных нарушений дисциплины, кроме избыточной самоуверенности, часто лежит обыкновенная трусость, отсутствие мужества.

Арсенал наказаний в альпинизме ограничен. Внушение, замечание, отстранение от восхождения, отлучение от альпинизма. Конечно, при разборах нарушений к виновнику проявляется максимум доброжелательности. И изрядная доля снисходительности. Но только до той поры, пока разбираемые действия или возможность их повторения не ставят под угрозу безопасность самого нарушителя или его товарищей. Или же выявляется обыкновенное шкурничество. В этих случаях снисходительность становится антигуманной.

7. Учебный процесс и его направленность

Любой учебный процесс есть один из видов познания человеком самого себя и окружающего мира, специально организованный и руководимый учителем.

Направленность учебного процесса вытекает из назначения альпинизма как вида человеческой деятельности, необходимого для развития общества. Альпинизм воспитывает активных бойцов, умеющих работать в коллективе, умеющих делать все. Такая направленность определяет конкретные задачи обучения и развития альпиниста как личности. Личность альпиниста формируется в процессе его многогранной деятельности в горах и на равнине, в активном усвоении того, что знают и умеют инструкторы. Творческое начало проявляется сначала только в учебе. Обыкновенный интерес к альпинизму, характерный для участников начальных этапов, со временем превращается в потребность работать в команде альпинистов. Стремление к совершенствованию дополняется желанием узнать побольше из того, что никому не известно, сделать в альпинизме что-то новое и полезное не только для себя, но и для команды, клуба, базы. Альпинизм становится для человека ареной творчества. Осуществление таких желаний составляет основу прогресса в альпинизме, в его учебном, познавательном, спортивном и прикладном компонентах. Обеспечение условий для прогресса -- одна из сверхзадач учебного процесса,

Общая теория педагогического процесса формулирует закономерности усвоения знаний, умений, навыков, формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания изучаемого предмета, методы и формы обучения, направляет воспитывающее воздействие учебного процесса.

Формы горного рельефа и их изменчивость, узлы для связывания веревок и закономерности страховочной цепи, приемы обеспечения безопасности и правила личной гигиены в походах -- эти и многие другие сведения, понятия и законы должны быть закреплены в определенной системе. Задача обучения -- не только снабдить участника набором сведений, но и показать их взаимосвязь и научить пользоваться ими по назначению. Поэтому описание типичных элементов скального рельефа (трещин, углов, плит) непременно связывается со способами оптимального лазанья по ним. Операция осуществления крючьевой страховки довольно стандартна, но она требует массы познаний. Нужно знать, что такое трещина и какие бывают крючья, как работает крюк в трещине и как его нужно подбирать к трещине и забивать, что такое карабин, как он должен висеть на крюке, как правильно заложить в него веревку и почему надо закрутить муфту. Все это нужно знать, знать взаимосвязь вещей и действий, и понимать, как со всем этим делом лучше управляться.

Способность к сознательной работе на основе знаний называется умением. Это понятие фактически означает готовность к практически целесообразным действиям; умение -- прекрасная реализация знаний. В альпинизме важно не только умение что-либо делать: лазать по скалам, ставить палатку, ориентироваться на рельефе. Не меньший вес имеет умение анализировать действия свои и группы и делать почти беспристрастные выводы из этого анализа. Практические умения приобретаются на занятиях и в упражнениях; умение анализа вырабатывается на официальных и неофициальных разборах, в результате самоанализа, личного осмысления и критической оценки своих действий. Учебный процесс в системе альпинизма обеспечивает и формирование умений, и тесную взаимосвязь с приобретением знаний. Люди в горах и сами горы как объект познания беспредельны; основная трудность -- отобрать из беспредельности то, что необходимо для успешной деятельности в горах.

Постоянные тренировки и упражнения в определенных действиях постепенно превращают умения в навыки. Особенность альпинизма состоит еще и в том, что такое превращение не всегда полезно, как это бывает во многих других видах деятельности. Навык предполагает автоматизированное, безошибочно выполняемое определенным способом действие. Здесь все приемлемо, кроме автоматичности. Такое простое действо, как постановка палатки, не может превратиться в навык, потому как каждый раз условия хоть немного, но меняются. Еще более простое и сверхмногократное действие-постановка ноги на нестандартном для равнины рельефе -- не должно превращаться в автоматическое движение. Особенно важен контроль действий, входящих в приемы страховки во всех ее видах, и всех движений при работе на сложном рельефе. Полный автоматизм в таких действиях, как вязка узлов или закладывание веревки в дюльферную петлю, вреден более, чем даже незнание этих операций. Привычным и автоматизированным в альпинизме может быть только одно -- умение держать под контролем все свои действия. Скорость в альпинизме достигается не превращением умений в навыки, а быстрым осмысленным чередованием медленных и разумных движений.

Большинство альпинистов нашей страны проживают не в горной местности. В связи с этим годовой цикл подготовки альпинистов очень своеобразен и заполнен в межсезонье обычно общей и специальной физической тренировкой. Методика при этом заимствована в основном из других видов спорта и практически сводится к индивидуальной подготовке.

На сложном горном маршруте перед альпинистами не встает задачи перехитрить противника. Маршрут неуязвим для человеческого воздействия. Зато нужно ясное представление о противостоящих силах, объективное сопоставление их с собственными возможностями, умение прогнозировать обстановку и оценивать вероятность различных осложнений.

В этих условиях успех команды и ее безопасность зависят главным образом (если не целиком) от уровня единомыслия, взаимопонимания и взаимной ответственности внутри коллектива. Лишь когда этот уровень высок, могут эффективно реализовываться для общего блага личные качества участников и их разносторонняя подготовка.

Ясное понимание этой мысли должно пронизывать всю систему подготовки альпинистов на базах и в низовых коллективах, на всех уровнях.

Обучение -- творческий двусторонний процесс. Нет одинаковых коллективов, нет одинаковых педагогов. Да и условия обучения альпинизму на всех этапах не могут быть строго регламентированы. Поэтому не существует однозначных неизменяемых рецептов-правил обучения альпинизму. Все излагаемые ниже соображения о методике и организации учебного процесса предполагают творческое их использование применительно к конкретным условиям конкретного коллектива.

По-видимому, всякому обучению должно предшествовать и сопутствовать желание обучаемого научиться. Понятие "научиться" само по себе предполагает такое желание. Но для того, чтобы сформировать правильную мотивацию, педагог совместно с обучаемым должен точно определить сущность осваиваемой задачи и пути ее решения. Без этого невозможно рационально организовать и спланировать процесс обучения.

Если говорить об овладении техническими приемами альпинизма, то методика обучения в принципе аналогична другим видам спорта, где объектом освоения являются двигательные действия.

Традиционной формой передачи учебного материала для такой методики остается информативно-иллюстративный способ по схеме: название приема-показ-повторение-исправление ошибок-закрепление-совершенствование. В начале этой цепочки лежит формирование образа приема путем технически совершенного показа (лучше 3-4 раза), сопровождаемого лаконичными и исчерпывающими комментариями, подчеркивающими целесообразность и надежность приема, а затем двигательное его освоение путем повторения по элементам. Многократное воспроизведение осваиваемого приема под контролем инструктора на основе сформировавшегося образа, объединяющего наблюдения, объяснения и действия, создает сознательное представление о существе приема и условиях его применения. Дальнейшее разучивание приема под самостоятельным контролем и наблюдением тренера направляется в основном на качество исполнения. В этом звене цепочки важно не обременять обучаемого излишними нагрузками и по возможности исключить условности всякого рода, акцентируя внимание на ошибках и добиваясь сознательного их исправления. Дальнейшее совершенствование приема распространяется на всю последующую альпинистскую деятельность, и целью его в конечном счете остается достижение стабильности исполнения в различных условиях, в том числе усложненных физическими и эмоциональными нагрузками.

Традиционная последовательность освоения отдельного приема по ступеням знание -- понимание -- анализ -- синтез -- оценка в условиях альпинизма может растянуться на длительное время. Ведь даже поняв сущность приема, спортсмен нескоро научится самостоятельно критически оценивать сложившуюся ситуацию, взаимосвязь отдельных знакомых приемов и условия их применения.

В альпинизме количество безвариантных, ограниченных строгими рамками внешних условий, приемов и тем более ситуаций относительно невелико. Вытаптывание ступеней в снегу, вязка узлов, некоторые приемы самозадержания и работы с веревкой и предметами снаряжения -- все равно этот перечень будет чрезвычайно кратким. Совокупность внешних условий, характеристики преодолеваемого рельефа, психологическая обстановка в альпинизме бесконечно разнообразны и практически исключают стандартные ситуации, а следовательно, и автоматизацию соответствующих технических приемов, а тем более их комбинации.

Все, что говорилось выше о разучивании альпинистских технических приемов, относится к индивидуальной технической подготовке. В альпинизме спортсмен не действует изолированно. Каждое его действие -- звено в цепи взаимодействия. Идущий впереди, выбирая и подготавливая маршрут, ориентируется на идущих за ним партнеров, которые, в свою очередь, обеспечивают его безопасность. Высокое индивидуальное мастерство прежде всего должно обеспечивать слаженность коллективных действий.

Таким образом, особое значение приобретает сознательное умение применять хорошо понятый (хотя и не доведенный до уровня навыка) прием в меняющейся обстановке, на множестве объектов, во взаимодействии с партнерами, под самостоятельным контролем.

Многообразие обстановки в реальном восхождении настолько велико, что исключает установление однозначных правил-рецептов. Здесь в качестве решающего фактора, обеспечивающего успех обучения, выдвигается умение думать, творчески оценивать ситуацию во всех ее взаимосвязях.

При начальном обучении технике альпинизма, особенно в части мер безопасности, вполне допустим так называемый догматический тип обучения ("бездумное умение"), где решающим становится дисциплинирующий элемент: "Так надо!"--с последующим разъяснением возникших у обучаемых вопросов и сомнений.

В то же время при технической подготовке основной альпинистской тактико-технической единицы -- связки такой тип обучения не может обеспечить нужной эффективности. Наиболее рациональным здесь оказывается проблемный метод обучения, основа которого -- творческое начало. Ставится многоплановая задача для самостоятельного решения. Основная форма передачи материала -- моделирование реальных ситуаций с акцентом на взаимодействие и организацию безопасности, разнообразные ситуационные задачи, решаемые как в классе, так и на реальном рельефе, тактические игры, учебные и тренировочные восхождения с последующим критическим разбором.

Эта форма позволяет обеспечить обоснованный, конкретный и гибкий уровень знаний. Сложность проблем меняется в зависимости от этапа обучения и квалификационного уровня обучаемых. При творческом отношении и обоюдном интересе обучаемых и обучающего возможности проблемного обучения практически безграничны,

Подготовительный период годового цикла в альпинизме отводится, как правило, на общую и специальную физическую подготовку. Техническая подготовка, если она и проводится, в значительной мере ограничена всевозможными имитациями и условностями. У начинающих альпинистов при этом может возникнуть иллюзорное представление, что именно физическая подготовка и является главной, решающей частью общей подготовки и основным мерилом ее качества. Кстати, такие представления могут возникнуть и у спортсменов более высокой квалификации, поскольку иных объективных критериев для соревнования и отбора не существует. Рассеять такое представление-долг руководителя и старших товарищей.

Общая альпинистская подготовленность складывается из нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: теоретической, физической, технической, психологической и тактической. Их содержание и, в известной мере, методика и критерии обучения изложены в соответствующих разделах учебника. Здесь мы коснемся этих сторон подготовки с позиций организации педагогического процесса.

Вряд ли требуются напоминания о необходимости тщательной и вдумчивой подготовки бесед и лекций. Но, учитывая специфику альпинизма, следует напомнить, что устное изложение должно сопровождаться не только убедительными примерами из практики (желательно из личной), но и различными наглядными пособиями (схемы, макеты, фотографии, чертежи, учебные фильмы), а иногда физическим моделированием (процессы амортизации рывка, прочность снаряжения, некоторые природные процессы).

Метафорические сравнения заметно оживляют излагаемый материал и позволяют поддерживать необходимый уровень внимания. Опытный лектор, глядя на слушателей, чутко воспринимает их настроение и умеет в нужный момент встряхнуть аудиторию, сконцентрировать ее внимание в нужном направлении.

В настоящее время нет оснований утверждать, что методика общей и специальной физической подготовки альпинистов достаточно хорошо разработана, особенно если учитывать необходимость и возможность ее дифференциации применительно к различным квалификационным уровням и классам восхождений. То же относится и к контрольным тестам и нормативам для оценки уровня подготовленности. Тем не менее долголетняя практика организации такой подготовки во многих коллективах позволяет дать необходимые рекомендации по ее проведению. Эти рекомендации приведены в соответствующем разделе книги.

Планирование и проведение технической подготовки значительно сложнее по различным причинам. Это прежде всего упоминавшаяся выше резкая "сезонность" и длительный отрыв от реального горного рельефа, а также невозможность совершенствовать технические приемы в межсезонье и неизбежность всяческих имитаций.

Занятия скалолазанием по месту жительства, безусловно, могут быть полезны начинающему альпинисту (да и опытному тоже), но лишь при ясном понимании глубокой принципиальной разницы между этими двумя видами спорта.

Пока при организации технической подготовки основное внимание уделяется индивидуальной подготовке. Если для начинающих альпинистов это еще в какой-то степени оправдано, то для всех последующих этапов техническая подготовка должна быть направлена на работу основной тактико-технической альпинистской единицы -- связки. Взаимодействие внутри связки и между связками должно рассматриваться как основное условие успешности продвижения и безопасности. Личное техническое мастерство должно рассматриваться прежде всего как элемент коллективного. Этот тезис следует подчеркивать на всех занятиях, от элементарного совместного движения по вытоптанным ступеням и верхней страховки до сложных систем организации движения и безопасности с применением современных технических средств.

Конечно, сказанное выше отнюдь не означает, что совершенствованием личного мастерства не надо заниматься.

Индивидуальный уровень овладения техническими приемами передвижения и взаимной страховки определяется не столько совершенством двигательных навыков, сколько умением применять эти навыки и характеризуется широтой диапазона освоенных приемов, быстрым и безошибочным выбором нужного, непринужденного и экономичного исполнения.

Сюда же относится представление о скорости передвижения как быстром чередовании тщательно и надежно исполняемых приемов, умение соразмерять темп и ритм движения с конкретным рельефом и прогнозируемой обстановкой, ориентируясь на физические ресурсы группы (связки).

Тактико-техническая подготовленность вообще, а особенно на старших квалификационных уровнях, к сожалению, не имеет ясно обозначенного критерия оценки.

Единственным способом здесь остается наблюдение со стороны, осуществить которое не всегда удается даже опытному инструктору (не из-за малой квалификации, а в силу объективных условий проводимого занятия). Поэтому заметно возрастает роль самооценки, особенно в отношении таких трудноопределимых понятий, как равновесие, чувство скал, чувство снега, льда. Конечно, объективность самооценки весьма условна. Но если спортсмен, искренне стремясь стать максимально полезным коллективу, будет внимательно наблюдать за собой в процессе последовательных тренировок и занятий, прислушиваясь к замечаниям руководителей и товарищей, то он не сможет не заметить возрастающей непринужденности и легкости преодоления препятствий, ранее казавшихся ему значительно более трудными.

Особенно внимательно надо относиться к освоению приемов взаимной страховки, последовательно подчеркивая их роль как необходимого компонента в любом комплексе технических приемов передвижения.

Трудность здесь состоит в том, что в этой области единственным тренировочным средством остается более или менее правдоподобная имитация обстановки срыва и момента удержания напарника на связке.

Необходимо подчеркнуть, что при постановке и решении тактико-технических задач надо опираться на ясное понимание физической сущности безопасного удержания сорвавшегося, а также помнить, что его успешное проведение зависит от действий страхующего не только в момент срыва, но и в не меньшей степени от его действий до и после срыва.

Основной формой физической, технической и тактико-технической подготовки альпиниста остается практическое занятие -- урок. Эта форма настолько исследована теоретически и подкреплена практикой, что позволяет достаточно четко сформулировать ее установившееся построение. Но прежде чем перейти к вопросам конкретного планирования и построения занятия, остановимся на главных дидактических принципах и их интерпретации применительно к альпинизму.

Принцип сознательности в обучении альпинизму приобретает решающую роль. Он ориентирует спортсмена на необходимость думать, понимать, оценивать и сопоставлять. Это относится к надежности и целесообразности осваиваемых приемов, к последовательности и иерархии поставленных целей, к критической оценке собственных и коллективных действий и возможностей. Другими словами, в любой момент тренировки и восхождения спортсмен должен твердо знать, что и зачем он делает, к каким последствиям должны привести его действия. Физическая подготовленность, технические навыки и умения, личный опыт, безусловно, важнейшие компоненты квалификации альпиниста. Но успех и безопасность решает не столько наличие этих компонентов, сколько их сознательное применение. Альпинизм, прежде всего, спорт интеллекта. Очень важно, чтобы участники ясно представляли свое место и роль в коллективе, чтобы ими была осознана надежность изучаемых мер безопасности как основа взаимодействия.

Принцип активности предполагает сознательную мобилизацию усилий каждого занимающегося на выполнение учебной или спортивной цели. Самостоятельность в выборе способов решения поставленной задачи, находчивость и личная инициатива в рамках учебной дисциплины, внимательный и доброжелательный взаимный контроль, способность в нужный момент принять на себя лидерство, оказать необходимую поддержку товарищу -- вот основные стороны этого принципа. В учебных занятиях разумная инициатива участников поддерживается и направляется инструктором; в условиях же самостоятельных занятий, как это нередко бывает в низовых коллективах, реализация принципа активности -- одно из основных условий успеха обучения.

Вряд ли стоит напоминать, что отсутствие своевременной инициативы, направленной на общие цели, или, наоборот, дезорганизующая инициатива часто становились источником экстремальных и даже аварийных ситуаций.

Принцип систематичности означает, что вся подготовка должна вестись регулярно, как правило, по круглогодичному плану, направленному к заранее поставленной цели. Такой целью может быть и выполнение разрядных норм определенной группой участников, и восхождение всем коллективом на избранную вершину, и многое другое. Сами занятия и тренировочные мероприятия должны быть подчинены строгой системе: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Нарастание физических нагрузок и усложнение осваиваемых приемов осуществляются постепенно, как бы наслаиваясь друг на друга.

Основой квалификации альпиниста остается свободное лазанье в широком понимании этого термина. Нужно внушать обучаемому, что в обстановке реального восхождения каждый может в силу сложившихся обстоятельств оказаться "первым" и без специального снаряжения. Поэтому освоение такого снаряжения должно укладываться в последовательную систему по мере возникновения в нем необходимости. Очень опасно, если у молодого альпиниста сложится ложное представление о том, что само наличие современного снаряжения автоматически обеспечивает успех. В результате появляются потенциальные носители опасности альпинисты-недоучки с формально присвоенными разрядами.

Принцип доступности. Его смысл состоит в том, что проводимые учебные и тренировочные занятия, а также спортивные мероприятия должны быть доступны участникам как по уровню понимания, так и по физическим и эмоциональным нагрузкам.

Нужно иметь в виду, что если задание по освоению какого-либо приема выполняется слишком легко, то интерес обучающихся к занятиям снижается. В то же время задача непосильная -- как по физическим возможностям, так и по эмоциональному фону исполнения -- мешает понять совершенные ошибки, сковывает движения, затрудняет координацию и даже может стать источником травм. Постепенное дозированное нарастание (но обязательно нарастание!) трудностей по мере роста подготовленности обучаемого- главный путь реализации принципа доступности.

Этим же принципом следует руководствоваться при формировании учебных подразделений и спортивных групп, подбирая их по критерию доступности планируемого мероприятия.

Но здесь, определяя доступность задачи для формируемого коллектива, следует учитывать не только уровень индивидуальной подготовленности его участников, но и их способность совместно действовать, сочетать свои силы с силами товарищей, равняясь при необходимости на более слабых, перераспределяя нагрузки по силам. Стремление к абсолютно равному уровню подготовленности всех участников конкретного коллектива далеко не всегда оправдано, да и вряд ли осуществимо. Главным остается фактор, объединяющий личные действия -- взаимопонимание и взаимодействие. И уж во всяком случае, критерий доступности не должен превращаться в инструмент отсева, отлучения от альпинизма так называемых неперспективных. Формирование надежного, способного к долгому существованию коллектива идет по другим законам, изложение которых следует искать в соответствующих разделах этой книги.

Принцип наглядности. Его можно рассматривать в разных аспектах. Прежде всего показ, демонстрация приема, подлежащего изучению. Цель его -- формирование у обучаемого яркого синтетического образа, объединяющего зрительные впечатления от показа со словесными пояснениями и впоследствии дополненного собственными двигательными ощущениями при самостоятельном выполнении приема. Трудно переоценить значение правильно и точно выполненного показа приема. Он ни в коем случае не предполагает бездумного копирования. Главное здесь, чтобы его можно было понять, использовать как внешнюю опору собственных дальнейших действий, получить материал для осмысления. Поэтому показ должен быть тщательно подготовлен, иногда отрепетирован, максимально избавлен от условностей. Особенно внимательно нужно относиться к демонстрации комплекса приемов (например, движение связки, транспортировка пострадавших), подчеркивая и поясняя взаимосвязь осуществляемых партнерами действий. В некоторых случаях очень желательна и специальная демонстрация типичных ошибок с разъяснением их сущности и последствий.

Еще одна существенная сторона наглядности -- тактические и тактико-технические решения, принимаемые в процессе реальных восхождений, особенно в сложных ситуациях. Правильность и логичность этих решений, своевременность и согласованность их исполнения могут надолго сохраниться в памяти участников как яркий зрительный образ, особенно если руководитель или более опытные участники специально обратят внимание на эти события непосредственно после них.

Нельзя не отметить, что поведение и даже внешний вид руководителей и участников как на восхождениях и занятиях, так и в повседневной жизни тоже представляют собой наглядный пример, значимость которого не следует приуменьшать.

Принцип прочности. Речь идет о закреплении усвоенных навыков и способности правильно применять их в различных условиях. Уже говорилось, что применительно к альпинизму стандартная схема формирования двигательного навыка путем многократного повторения приема не всегда реальна. Более того, она не всегда целесообразна, потому что в бесконечном разнообразии условий восхождения само понятие двигательного навыка как целенаправленного действия, доведенного до автоматизма, заметно деформируется. Речь скорее может идти об осмысленных умениях применять нужные приемы в нужном месте. Для закрепления этих приемов требуется организованная и направленная практика комплексного их применения. Лучшим средством здесь, безусловно, останутся учебные и тренировочные восхождения. Ведь, по сути дела, прочность закрепления необходимых умений -- это творческое осмысление личного опыта. В этом главный критерий квалификации альпиниста,-- конечно, если на эту сторону обращено внимание обучаемых. Поскольку речь здесь идет о сочетании различных приемов, следует напомнить о некоторых рекомендациях, помогающих закрепить прочность владения ими:

не переходить к освоению нового приема до того, как обучаемый достаточно подготовлен к нему и способен понять его назначение и необходимость (приемы страховки, применение снаряжения) как средства успеха и безопасности;

совмещать вновь осваиваемые упражнения с освоенными ранее в различных вариантах и сочетаниях, подчеркивая их преемственность и взаимосвязь (усложнение разнообразия рельефа, акцентирование взаимодействия); доводить до уровня двигательного навыка путем многократных повторений допускающие этот процесс элементы тактико-технических приемов (обращение с карабином, самозадержание, исполнение команд взаимодействия);

повышать интенсивность и длительность тренировочных упражнений, усложнять условия их исполнения (увеличение протяженности маршрутов, работа с рюкзаком, взаимодействие связок).

Самым надежным способом оценки квалификации альпиниста в свете перечисленных принципов должны служить разборы занятий и восхождений, где суммируются и анализируются впечатления всех участников. При умелом и заинтересованном руководстве и благожелательном отношении друг к другу такие разборы приносят ощутимую пользу.

Успех занятий зависит от их организации и грамотной подачи материала в свете изложенных выше педагогических положений. Учитывая все уже сказанное выше об особенностях альпинизма как объекта изучения, можно сформулировать три основные задачи, которые может и должен решать инструктор в процессе обучения как на базе, так и в низовом коллективе:

воспитывать ответственность и доброжелательность во взаимоотношениях с партнерами, памятуя, что альпинизм требует культуры более широкой, чем физическая;

показывать и объяснять технический прием (или комплекс приемов) так, чтобы обучаемый, попробовав выполнить, понял (не мог не понять!) его необходимость и надежность, хотя и не освоил его до уровня навыка;

учить повседневно поведению в горах, пониманию специфических условий высокогорья, умению самостоятельно оценивать обстановку, примерять к ней собственные возможности, принимать решения.

Уроки-занятия обычно подразделяются на учебные (где происходит начальное обучение простейшим приемам, характеризующим специфику данного вида спорта), учебно-тренировочные (посвященные выработке и закреплению основных умений) и тренировочные (предназначенные для их совершенствования). Учитывая специфику альпинистской подготовки, такое разделение вряд ли может быть принято без оговорок.

Надо иметь в виду, что основой обучения альпинизму остаются прежде всего реальные восхождения: учебные, тренировочные и спортивные. Действующая ныне разрядная система принимает в зачет выполнения разряда любое восхождение соответствующей категории сложности. Это обстоятельство серьезно осложняет процесс обучения и требует от руководителей большой гибкости, внимательности и ответственности, умения эффективно совмещать все упомянутые формы занятий в одном мероприятии.

Прежде чем перейти к рекомендациям по планированию и проведению урока, укажем некоторые общие требования к выбору и подготовке мест для учебно-тренировочных занятий:

характер рельефа и протяженность учебного объекта должны соответствовать цели занятий и уровню подготовки участников (широкий диапазон форм рельефа, крутизна, высота);

расположение точек занятий на учебном объекте должно обеспечивать возможность визуального контроля со стороны инструктора и минимальную затрату времени на "холостое" перемещение участников (удобство перехода от маршрута к маршруту, смены страхующих, возможность объединения подразделений, маркировка маршрутов, стартовых и страховочных пунктов);

меры обеспечения безопасности, т. е. предварительная проверка и очистка маршрутов, проверка и подготовка пунктов страховки, организация перил в нужных местах, фиксация мест нахождения участников во время занятий, взаимное расположение маршрутов и т. д.

Обязательной должна быть также проверка перед занятиями наличия необходимого снаряжения (личного и общественного) и его состояния.

Традиционно урок состоит из трех частей.

Подготовительная часть. Подход к месту занятий часто рассматривается как своеобразная разминка и в зависимости от протяженности может использоваться для дополнительных моментов, связанных с данным занятием: вводная беседа с объяснением цели занятий, демонстрация необходимых приемов, обозначение простейших команд, подводящие упражнения (если требуется), акцентирование норм поведения, обеспечивающих безопасность, объяснение критериев оценки.

Основная часть: изучение и освоение приемов и их комплексов под контролем инструктора и при взаимном контроле. Здесь важно, чтобы с самого начала обучения участник помнил, что его личные действия, даже, казалось бы, элементарные, никогда не могут оцениваться изолированно, вне связи с действиями партнеров (например, лазанье по простому маршруту, но со страхующим сверху партнером), что он отвечает за безопасность. Необходимая "плотность" урока (загрузка участников) обеспечивается нужным количеством, протяженностью, трудностью и взаимным расположением маршрутов.

Не следует добиваться, чтобы каждый участник непрерывно лазал или рубил ступени. Нужно дать ему возможность некоторое время наблюдать за выполняющим упражнение товарищем и сопоставлять его действия с собственными. Уловить ошибку товарища подчас легче, чем свою.

Кривая физической и эмоциональной нагрузки в этой части урока должна равномерно нарастать, а затем снижаться до уровня подготовительной части.

Заключительная часть. Приведение организма в спокойное состояние, уборка и проверка снаряжения, подведение итогов и разбор занятия, оценка успеваемости и поведения участников, возвращение в основное расположение.

Распределение времени на отдельные части занятия зависит от его конкретного содержания, но, учитывая, что наиболее привлекательна и интересна для участника основная часть, нужно помнить, что без ясно поставленной задачи, равно как и без конкретного разбора ее выполнения, занятие не может быть эффективным.

Примером того, как должен планироваться и проводиться конкретный урок, может служить материал, разработанный на основе известной схемы Сингера опытным педагогом В. В. Целовахиным. Содержащаяся в нем схема и иллюстрирующий ее Пример помогут инструктору рационально спланировать и эффективно провести занятие с альпинистами по соответствующему разделу программы, даже если в ней отсутствуют конкретные методические указания.

План и методика проведения занятия с начинающими альпинистами "Движение по скалам"

1. Формулируем цель обучения: уметь передвигаться по скалам 1-3 к. с. с соблюдением мер безопасности.

2. Определяем систему частных задач, реализующих цель:

а) основные правила передвижения по скалам;

б) передвижение по скалам на ногах (ходьба) без опоры -- постановка ног на всю ступню;

в) передвижение лазаньем в разных направлениях;

г) приемы, используемые при лазанье на упорах, распорах, захватах, трении;

д) приемы организации страховки в движении по скалам;

е) плавность и экономичность движений;

ж) зависимость приемов от рельефа.

3. Определяем исходный уровень обучаемых (по предыдущим занятиям):

общефизическая и специальная подготовка соответствует контрольным нормативам;

знакомы с основными правилами безопасности и поведения человека в горах, особенностями и опасностями горной природы и рельефа, начальными сведениями об основах техники альпинизма, средствами и приемами страховки; имеют представление о технике страховки.

4. Определяем критерии освоения приемов и правил по частным задачам с акцентом на вопросах безопасности:

а) назвать, объяснить и применить 8 основных правил передвижения по скалам;

б) проходить на ногах легкий контрольный участок скал без потери равновесия;

в) пролезть контрольный участок скал 1-3 к. с. в разных направлениях;

г) показать 4 приема лазанья на участках разного рельефа;

д) продемонстрировать 3 правила лазанья, обеспечивающих безопасность;

е) продемонстрировать 5 правил, обеспечивающих плавность и экономичность движений.

5. Оценки успеваемости будут выставляться за урок (текущая) и за цикл занятий (итоговая).

6. Стратегия обучения:

а) вводная командира отряда;

б) первая демонстрация-создание общего впечатления о передвижении по скалам с комментариями об изучаемых правилах;

в) вторая и третья демонстрация приемов с выделением и подчеркиванием основных элементов правильного передвижения;

г) инструкция -- установка командира отделения;

д) отработка движения по элементам: 10-12-кратное повторение каждого приема. Сначала приемы, обеспечивающие безопасность, а затем -- ведущие к успеху (плавность движений и экономия сил);

е) отработка передвижения по скалам 1-3 к. с.: 5-6-кратное прохождение маршрутов с гимнастической страховкой, под контролем тренера;

ж) разбор проведенных занятий.

Теоретические занятия по пп. а, б, в, г, ж занимают 1 час.

Практические занятия по пп. д, е в сумме занимают 6 часов. Перерывы между занятиями по пп. д и е -- не менее 5 минут. 7.

7. Выбираем и готовим места занятий:

новички должны заниматься на подготовленных и актированных спасательной службой местах;

скальные участки могут быть невысокими, но представлять различные формы рельефа-стены, гребни, плиты, полки;

сложность маршрутов не должна быть слишком высокой;

места занятий должны быть удобными для работы.

8. Подготавливаем снаряжение и экипировку:

перед выходом на занятия командир отделения должен лично проверить наличие у каждого каски, рубашки с длинными рукавами, брюк, защищающих колени, высокогорной обуви и нужного снаряжения.

9. Руководим процессом обучения:

организовать и мотивировать. На первых порах вся организационная работа ложится на тренера, а затем часть ее переходит к старосте отделения. Мотивация должна быть высокой, но способы достижения ее зависят от возраста участников -- сначала удовлетворяются естественные потребности в движении и игре, затем -- потребности в общении и познании. Создание дополнительного эмоционального фона на занятиях, получение удовольствия от занятий зависят целиком от тренера;

воспитывать и учить. С самого первого занятия идет ориентация на безопасную работу, создаются отношения взаимной ответственности между лезущим и страхующим. Изучаются и отрабатываются правила и приемы, обеспечивающие безопасность и лишь потом -- ведущие к успеху. Не натаскивать, а указывать пути устранения и предупреждения ошибок (потом будет поздно!), видеть и подкреплять успехи каждого обучаемого -- главная роль тренера;

контролировать и оценивать. Тренер должен следить за действиями каждого обучаемого, контролировать правильность и объем выполняемых упражнений, быть строгим к нарушениям дисциплины и доброжелательным ко всем занимающимся без исключения. Оценка успехов обучаемых новичков не должна быть слишком строгой. Успех рождает успех, а неудача -- только неудачу!

Систематизируя собственный опыт, руководителю (инструктору, тренеру) следует обращать внимание на такие критерии качества проведения занятий, как ясная формулировка цели, конспект-план, плотность занятия, сочетание показа с объяснениями, сочетание элементов индивидуальной и коллективной подготовки, лаконичность, точность и образность речи, своевременная фиксация ошибок и оценка успеваемости, управление занятиями, дисциплина, творческий контакт с участниками, умение укладываться в отведенное программой время.

Мысль о том, что безопасность -- дело коллективное, должна пронизывать любую стадию альпинистской подготовки, воспитывать необходимый уровень взаимопонимания и взаимной ответственности.

Все сказанное выше о планировании и проведении занятий может быть творчески интерпретировано применительно к учебным и тренировочным восхождениям с целью оптимального сочетания учебных и спортивных сторон. Планирование учебного материала для этих восхождений не только желательно, но и необходимо. Инструктор во время восхождения ориентирует участников на решение ранее запланированных или импровизированных "по обстановке" конкретных тактико-технических задач, организацию взаимодействия, оценку и прогнозирование обстановки.

В итоге разбора каждого занятия и восхождения желательно совместно установить, что они дали всей группе и отдельным участникам.

Воспитание и обучение -- двуединый творческий процесс передачи и восприятия знаний и опыта. В нем обоюдно заинтересованы и обучающий и обучаемый. Этот процесс непрерывен, поскольку человек не может и не должен отключаться от общественного воздействия. Поэтому особенно важно, чтобы существовала и укреплялась преемственность альпинистского обучения. Роль низового коллектива здесь особенно велика.

Лучший метод воспитания -- личный пример в самом широком смысле этого понятия, т. е. не только личное поведение руководителя, но также качество и эффективность выполняемых им производственных и общественных функций. Это относится как к инструктору, так и ко всему административному и обслуживающему персоналу альпинистских мероприятий.

Но, конечно, инструктор -- ведущее звено в цепи воспитательного процесса, и его личный пример -- от чистого воротника до мировоззрения -- во многом определяет успех.

Доброжелательность и интерес к участнику -- залог правильных взаимоотношений и эффективности обучения. Утверждение о том, что "нет неинтересных участников, но есть недоброжелательные и нелюбопытные инструкторы", к сожалению, часто жизненная правда. Участник только тогда будет чувствовать настоящий интерес к изучаемому предмету, когда убедится, что этот предмет и он сам как личность интересны инструктору.

Нужно стремиться, чтобы обучаемый не только оценил альпинистские познания и личное мастерство инструктора, но и понял его отношение к предмету обучения -- альпинизму.

Отношения инструктора с обучаемыми развиваются в двух плоскостях. С одной стороны, инструктор остается товарищем (ведь очень часто он отличается от своих учеников только специальными познаниями в альпинизме), а с другой -- он должен в случае необходимости уметь своевременно осуществить командирские функции. Способность найти оптимальное для конкретной группы сочетание этих сторон воспитательной деятельности -- один из главных показателей квалификации инструктора,

Многогранность альпинизма позволяет привлекать к нему не только перспективных спортсменов и будущих чемпионов, но в первую очередь широкий круг молодых и не очень молодых людей, которые смогут найти удовлетворение в альпинизме своих личных интересов не только в спортивном, но и в социальном плане.

Современные альпинисты в большинстве своем -- образованные люди. Они чутко воспринимают и быстро улавливают соотношение между словами инструктора и его делами, поведением. И последний педагогический совет инструктору: почаще ставить себя на место участника, стремиться понять и учесть в своей деятельности его желания, притязания и надежды.

8. Характеристика итогов обучения

Учебный процесс в альпинизме развивается на основе анализа итогов обучения. Итоги бывают личные, характеризующие деятельность альпиниста, и коллективные, от секций и отрядов. По времени итоги бывают предварительными (весной), промежуточными (в ходе обучения) и сезонными. В альпинистских организациях подводят итоги и за более длительный период.

Перед началом летнего сезона в секциях оцениваются итоги подготовительного периода, на основании чего альпинист получает рекомендацию на летний сезон. Эти итоги фиксируются в "Зачетной карточке". Оценивается теоретическая, практическая и физическая подготовка для установления степени готовности к работе на определенном этапе. В горах "Зачетная карточка" служит документом предварительного учета результатов. Кстати, в горы часто хотят попасть участники, не ставящие перед собой или своей группой высоких спортивных задач. Их цель -- побывать в горах, среди своих коллег, сделать несколько восхождений. Это достойная цель. Нужно лишь, чтобы их подготовка соответствовала задачам, которые они перед собой ставят. В ходе учебного процесса в горах производится периодическая проверка подготовки и оценка успеваемости, результаты обсуждаются на разборах циклов занятий и восхождений. Текущий учет успеваемости, с помощью которого контролируется процесс обучения, выявляет успехи и недочеты в подготовке и помогает корректировать обучение.

По итогам сезона на каждого альпиниста составляется характеристика, где кратко оцениваются личные качества, достигнутые результаты и перспективы. С начальной подготовки-2 и выше оценки по различным видам технической и теоретической подготовки вносятся в "Книжку альпиниста". Новичок получает одну общую оценку, его характеристика вписывается в удостоверение на значок "Альпинист СССР". Характеристика альпиниста по итогам сезона содержит оценку его физической и моральной подготовки, в ней отмечаются умение работать первым, способность взять на себя ответственность лидера или организатора, отношение к товарищам, страховке. В конце дается рекомендация на восхождение определенной сложности, а тем, кто достоин и готов,-- рекомендация на инструкторскую учебу. Из характеристики должно быть ясно, насколько альпинизм нужен данному человеку и насколько он сам нужен альпинизму.

Альпинистский коллектив оценивает степень выполнения своих планов и достижений целей. Анализируются положительные аспекты деятельности и причины неудач, по результатам корректируются планы на следующий сезон и на дальнейшую перспективу. Успехи или неудачи почти всегда связаны с квалификацией и качеством работы инструктора, поэтому кадровые вопросы и перспективы в этой части должны занимать одно из первых мест при анализе итогов работы альпинистских коллективов.