РУБРИКИ

Банковская система и регулирование рынка

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Банковская система и регулирование рынка

что они гарантированы от “эффекта падающего домино” в случае начала

любых потрясений в банковской сфере, с другой - в том, что при

возникновении указанной ситуации, а также любого рода нечестной игры

(мошенничество и другие действия в обход закона, злоупотребления

наличной информацией, внутренние противоречия в рамках самих

финансовых институтов и т.п.) интересы клиентов будут соблюдены.

Только обеспечение такого рода стабильности национальной финансовой

системы, взятой в целом, позволяет ей осуществлять те функции, которые

дают возможность отнести ее к важнейшим инфраструктурным условиям

эффективного функционирования рыночных механизмов.

В межвоенный период усилия по регулированию кредита были

направлены главным образом на ослабление давления рыночной конкуренции

на прибыли и капиталы банковских институтов. Именно здесь

усматривалась база стабильности финансовой сферы в целом и отдельных

банковских институтов в частности, а в качестве ведущих инструментов

для воздействия на ситуацию использовались жесткое регулирование

ссудного капитала и стратегия четкого структурирования, разделения

финансовых институтов и рынков. Государственные регулирующие

мероприятия были направлены на адекватное обеспечение потребностей

развития экономики средствами платежа, ликвидностью, кредитом,

удовлетворение потребности в кредите мелких и средних предприятий и в

то же время - на избежание перекредитования, с одной стороны, и

излишней концентрации сил в банковско-финансовой сфере, которая в этом

случае оказалась бы в состоянии стать опасным конкурентом государству

в вопросах регулирования экономики, - с другой.

Всплеск дирижизма после второй мировой войны еще более сузил

возможности воздействия рыночных сил на кредитные отношения. Однако с

преодолением последствий войны, с ростом национального дохода, с

усилением диверсификации промышленности и торговли и активизацией

международных связей по линии внешней торговли, капиталовложений и в

итоге с ростом воздействия механизмов рынка на экономические процессы

в целом ряде стран начинается определенная переориентировка в рамках

концепций хозяйственного роста: возрастающее внимание уделяется

рыночным методам регулирования отношений в банковско-финансовой сфере.

С неокейнсианской моделью, основанной на взгляде о сугубой

необходимости государственного регулирования хозяйственных процессов,

начинают активно конкурировать (особенно на рубеже 60 - 70-х годов)

воззрения, связанные с признанием принципиальной возможности

саморегуляции хозяйства на основе естественно-экономических, рыночных

процессов.

Национальные власти во все большей степени соглашались с точкой

зрения, что высокодиверсифицированные, сложные и быстро меняющиеся

потребности современной экономики в финансовых услугах не могут более

адекватно удовлетворяться в рамках сверхпротекционистских и

зарегулированных финансовых систем, в особенности с учетом нарастающей

интернационализации хозяйственных связей.

Дерегуляционная волна возродила целый ряд мероприятий,

свойственных хозяйственной жизни докейнсианского времени и

модифицированных применительно к новому качественному состоянию

мирового хозяйства:

1) дерегуляция цен (в том числе цены ссудного капитала -

процентной ставки);

2) отход от прямого контроля за кредитом и принудительного

регулирования инвестиционных потоков;

3) меры, направленные на усиление тенденции к диверсификации

финансовых услуг и деспециализации соответствующих институтов;

4) упрочение принципа равной и “нейтральной” конкуренции;

5) меры, ориентированные на рост числа конкурирующих институтов,

как резидентских, так и привлекаемых извне;

6) обеспечение достаточной информационной базы, своего рода

обозримости рынков;

7) поддержка эффективной собственности (в том числе за счет

слияния различных банковских институтов);

8) меры по укреплению конкурентоспособности национальных рынков

и составляющих их кредитно-финансовых институтов на международном

рынке ссудных капиталов.

В итоге уже к началу 80-х годов (и на протяжении всего этого

десятилетия) в валютно-финансовой политике западных государств

отчетливо взаимодействовали две тенденции: дерегулирование отдельных

товарных и особенно валютно-финансовых потоков и одновременно

ограждение национального экономического пространства, рост

протекционизма. Заметно снижается значение даже такого традиционно

удобного и радикального средства официального регулирования рынка

ссудных капиталов, каким всегда были процентные ставки.

До определенной степени динамика этого процесса может быть

интерпретирована исходя из созданной в конце 20-х годов и прочно

забытой в СССР (вплоть до второй половины 80-х годов), несмотря на

значительный интерес мировой экономической науки, концепции больших

циклов коньюнктуры (“волн Кондратьева”). Изменения в сфере кредита,

отмеченные выше, могут быть связаны с началом очередного

повышательного движения “волны Кондратьева”, датируемым в зарубежной

литературе именно рубежом 70 - 80-х годов.

Сдвиги в процессе производства потребовали адекватных изменений

в сфере обращения в целом и в кредитной системе как важнейшей

инфраструктурной составляющей процесса общественного воспроизводства.

Перед государством же ставится соответствующая задача перехода

от прямого административно-правового воздействия на хозяйственные

процессы к косвенным мерам, нацеленным на обеспечение

беспрепятственного функционирования регулирующих тенденций рыночного

механизма.

Регулирование кредитно-финансовых процессов на внутристрановом

уровне решает двуединую задачу - осуществление широкого

макроэкономического воздействия на народное хозяйство, сочетаемого с

возможностью оперативной корректировки проводимых мероприятий.

На рынке ссудных капиталов государство выступает кредитором и

заемщиком, может устанавливать общие правила функционирования рынка и

контролировать их выполнение, проводить официальную денежно-кредитную

политику и т.д. Влиянием государства обусловливаются основные

тенденции развития рынка.

Прямое государственное воздействие на рынок ссудных капиталов

осуществляется двояко: с использованием административных,

нормотворческих мероприятий или экономическими средствами, прежде

всего за счет использования возможностей государственного бюджета.

Ведущими регулирующими институтами в данном случае являются

законодательные (парламенты) и исполнительные (различные министерства:

финансов, торговли и промышленности и т.д.)

Так называемый разумный надзор связан прежде всего с принятием

законодательных актов, касающихся деятельности банков, эмиссии ценных

бумаг и торговли ими, о фондовой бирже и т.д.

Особый вид государственного вмешательства в функционирование

кредитной системы - регулирование процентных ставок, осуществляемое

через посредство центрального банка страны путем фиксирования

специальной ставки по учету коммерческих векселей, обычно

акцептованных первоклассными банками, или установление минимальных

ставок по ссудам этого банка, выступившего в данном случае как

кредитор последней инстанции.

Манипулирование процентными ставками во многих странах является

важнейшим инструментом контроля над денежной массой. Рост процентных

ставок, удорожание кредита, например, побуждают сокращать кассовые

остатки, снижают объем заимствований; соответственно сокращается

потребность в платежных средствах и в то же время создается

дополнительный стимул ускорения оборота денег. Центральный банк,

исходя из нужд денежной политики, предпринимает соответствующие шаги в

области процентных ставок, прежде всего по краткосрочным

заимствованиям. Политика высоких процентных ставок применяемая в

течение длительного времени может создать определенные затруднения в

развитии торговли, не оказав при этом стабилизирующего воздействия на

инфляционные процессы.

Как один из вариантов прямого официального вмешательства в

деятельность банковской системы в ряде стран используются методы

политики переучетного контингентирования (лимитирование объемов

переучета векселей кредитных институтов центральным банком в целях

регулирования состояния ликвидности и кредитного потенциала банков).

Ряд правительственных мероприятий нацелен на управление потоками

ссудного капитала, направляемого банковскими институтами за рубеж. Они

сводятся в основном к введению определенных лимитов на экспорт

капитала в регионы рискованного инвестирования.

Так как объектом официальных регулирующих мероприятий является

не только рынок ссудных капиталов, взятый в целом, но и отдельные

кредитно-финансовые институты, государство использует целый ряд

инструментов воздействия на последние. Уполномоченные государственные

органы осуществляют их ревизии, изучают качество банковских активов,

определяют степень надежности того или иного банка; в случае

необходимости государство использует специальные меры для стабилизации

положения отдельных кредитных учреждений (официальные гарантии

платежеспособности, финансовая поддержка и т.п.)

Государственному контролю могут подлежать структура

собственности кредитно-финансовых институтов и масштабы их

деятельности.

В ряде стран для учреждений кредитной системы существуют

холдинговые максимумы - с единичными исключениями, всякий раз

индивидуально одобряемыми уполномоченным на то органом исполнительной

власти. Вводятся ограничения на открытие новых отделений (филиалов), а

для регистрации новых банков - минимальные объемы чистых активов.

Существуют ограничения антитрестовского характера -

контролируется участие банков в собственности предприятий

производственной сферы, а также степень монополизации самой банковской

системы.

В ряде случаев государство стремится осуществлять контроль даже

на уровне назначений в составах директоров банков, среди контролеров и

менеджеров.

Важным методом регулирования банковской деятельности является

использование консолидированных счетов.

Одним из распространенных методов прямого вмешательства

государства в хозяйственную жизнь является манипулирование средствами

государственного бюджета. В кредитной сфере такого рода воздействие

сказывается прежде всего через систему экспортных кредитов с

государственной поддержкой.

С развитием процесса интернационализации банковской деятельности

регулирующие мероприятия, как прямые, так и косвенные, также

перешагнули национальные границы.

3.1.2.2 Кредитная система как субъект регулирования

Банковская система в экономически развитых обществах выступает

не только в качестве объекта регулирующих мероприятий. Ее значение как

субъекта контроля над народнохозяйственными процессами один из

известных западных экономистов формулирует таким образом: “ В той

мере, в какой контроль осуществляется вообще, его осуществляют банки,

кредиты, а не владельцы акций”.

В 80-х годах предпосылки для развития банковского регулирования

национальных экономик капиталистических стран значительно укрепились.

Определенное замедление процесса внутреннего накопления и ограниченные

возможности мобилизации необходимых средств на рынке капиталов

увеличили возможности влияния банков на хозяйственное развитие.

Усиление процессов интернационализации капитала, расширение масштабов

деятельности транснациональных корпораций позволяют банкам не только

укреплять свои позиции на национальных рынках, но и осуществлять

регулирующие функции в международном масштабе.

Главный инструмент регулирующего воздействия банка на

хозяйственные структуры - его капитал. Помимо ведения политики

активного менеджмента активов и пассивов банки, используя свой

финансовый потенциал, осуществляют прямое воздействие на заемщиков:

кредитор устанавливает объемы и условия предоставления и погашения

ссуд, причем в контракте, как правило, оговаривается ряд требований,

соблюдение которых является непременным условием кредитования; в

случае нарушения заемщиком платежной дисциплины либо упомянутых

ограничений банк может отказать в возобновлении ссуды, что не только

дестабилизирует производственный процесс, но и подрывает репутацию

заемщика.

Серьезные нарушения платежной дисциплины могут привести к

непосредственному вмешательству банка в процесс производства. Помимо

прямых регулирующих мероприятий банками используются и рычаги

косвенного воздействия - через систему поощрений, премий, нацеливающих

заемщика на выполнение действий, в наибольшей мере отвечающих

потребностям контролирующего института.

С развитием процесса интернационализации банковской

деятельности, когда международный межбанковский рынок стал играть роль

одного из основных источников финансирования для ряда институтов и

корпораций, регулирующая деятельность банков также приобрела

международное значение. Поскольку межбанковский рынок тесно связан с

международным оптовым рынком депозитов, его значение еще более

возрастает. В аналогичном направлении действует и расширение участия

банковского капитала в процессе финансирования развития стран

“третьего мира”.

3.1.3 Центральные банки и денежно-кредитное

регулирование в

развитых капиталистических государствах

Центральный банк сегодня является ключевым элементом финансово-

кредитной системы любого развитого государства. Он выступает

проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь

денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего

государственного регулирования экономики.

3.1.3.1 Независимость центральных банков

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.),

но повсеместное распространение и современное значение они приобрели

только в последние десятилетия. В 1920 г. международная финансовая

конференция в Брюсселе отмечала, что “в странах, где не существует

центрального эмиссионного банка, его следует создать”. Там же

подчеркивалось: “ Банки и особенно эмиссионные банки нужно освободить

от политического давления, они должны управляться на принципах

разумных финансов”. Таким образом, вопрос независимости ЦБ не надуман

и нужен как гарантия эффективности его деятельности.

Исторически ЦБ обычно образовывались как акционерные компании,

наделенные особыми полномочиями. Термин “центральный банк”

подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской

системы. Затем они постепенно монополизировали некоторые специфические

функции, а на определенном этапе власти их национализировали

(акционерный статус при этом может сохраняться, например Банк Италии

или Национальный банк Австрии).

В большинстве случаев капитал ЦБ полностью принадлежит

государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие

финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали

скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и

методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с

тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в

посредничестве между государством и остальной экономикой,

регулировании кредитных потоков.

Чаще всего ЦБ подотчетен непосредственно парламенту или

образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий ЦБ

не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с

формированием нового кабинета. Назначение может делаться монархом,

президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на

парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру

(часто оно ее официально предлагает). Высшее руководство ЦБ может быть

не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия,

Норвегия) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет - в

Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в ФРГ.

Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами,

которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-

кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения

антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено прежде

всего краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных

выборов, и это может вступать в противоречие с долговременными

интересами всего государства. Относительно независимый ЦБ в такой

ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы,

так как принципиальные противоречия с правительством могли бы свести

на нет эффективность проводимой последним экономической политики.

Поэтому есть тенденция к усилению влияния правительства в лице прежде

всего министра финансов. Например, в Великобритании независимость

Банка Англии начала постепенно уменьшаться с его национализации в1946

г., а с приходом в 1979 г. к власти консерваторов этот процесс

ускорился. Во многих странах высшие полномочия правительства и

министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.

Вместе с тем ЦБ имеют официальное право на высказывание

собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых

приказов со стороны министерства финансов используется крайне редко.

Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом

регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение

государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение

возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих

странах прямое кредитование правительства практически отсутствует

(США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или

законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды).

Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в

балансе ЦБ не означает первичное участие ЦБ в государственном долге,

так как облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения

денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании с 1981 г. упор

сделан на использование в операциях Банка Англии коммерческих

векселей, и они стали основой обеспечения банкнотной эмиссии.

Значение ЦБ как эмиссионной монополии и расчетного центра

существенно снизилось в связи с модификацией денежного обращения и

внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко

возложен на специальные органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь

лежит в области денежно-кредитной политики.

3.1.3.2 Банкнотная и безналичная эмиссии

Законодательно эмиссионная монополия за ЦБ как представителем

государства закреплена на Западе только в отношении банкнот и в

некоторых случаях монет.

На Западе наличное обращение имеет крайне небольшое место даже в

расчетах населения - обычно менее 5 - 10%.[xi] Планирование наличного

обращения отсутствует ввиду его бессмысленности: деньги автоматически

“продаются” банками через отделения ЦБ по мере предъявления спроса и

не могут использоваться для покрытия дефицита государственного

бюджета. Поэтому монополия на банкнотную эмиссию не подразумевает ее

жестокого контроля или увязки с макроэкономическими показателями.

Эмиссия банкнот в принципе отличается от выпуска долговых

обязательств государства только тем, что банкноты - простые векселя до

востребования - могут использоваться как законное платежное средство и

по ним не надо платить процент. Поскольку современные деньги имеют

кредитный характер, банковские счета по сути мало чем отличаются от

банкнот и представляют собой основной компонент денежной массы в

обращении.

ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и

дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

На Западе не пишут на банкнотах, что они обеспечиваются золотом,

драгоценными металлами и прочими активами ЦБ, но это отражено в их

публикуемых балансах. Обеспечением выступает актив ЦБ, основными

статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель

государственных и прочих ценных бумаг, кредиты банкам под залог ценных

бумаг. В развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии

решается по-разному, но он всегда имеет юридическую основу, нередко

законодательно определен характер обеспечения и , следовательно,

косвенные пределы бумажной эмиссии.

О незначительной роли функции ЦБ как эмиссионного центра нередко

свидетельствует отсутствие специального подразделения в головной

конторе ЦБ (например, Банк Англии). Данная функция все более

рассматривается как техническая и касается в основном отделений банка,

непосредственно занимающихся кассовой работой, а также типографии,

печатающей банкноты. Монополия нужна прежде всего для исключения

злоупотреблений и содействия проведению единой денежно-кредитной

политики.

Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не

располагает ни формальной, ни фактической монополией на такую

эмиссию, и она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков

в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы, которые

от них требуют власти в порядке денежно-кредитного регулирования, а в

меньшей степени - средства для клиринговых расчетов. Сумма таких

депозитов обычно не превышает 30 - 50% баланса ЦБ, а чаще имеет еще

более незначительный вес.[xii] Безналичная эмиссия не совершается

исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную

массу теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие

банки делают это для развития своих операций, а ЦБ - при нехватке

средств для регулирования ликвидности банковской системы. Анализ

балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен

по сравнению с деятельностью других банков.

Принципиальной особенностью системы денежного обращения в

капиталистических странах является практически полное отсутствие

разделения наличного и безналичного оборота, безналичные и наличные

деньги имеют равную покупательную способность, перелив из одной формы

в другую обусловлен реальными потребностями экономических агентов.

Таким образом, регулируется совокупная денежная масса, а не ее

составляющие. Единство денежного обращения, взаимодействие денежного

рынка с рынком товаров и производством делает процентные ставки

регулятором деловой активности, дает в руки государства действенный

инструмент.

3.1.3.3 Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как

правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на

валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности

банковской системы и , следовательно, экономики. Достижение этих задач

преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы

и инфляции. ЦБ обычно по уставу отвечает за стабильность денежного

обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою

политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-

кредитная политика представляет собой один из элементов всей

экономической политики и прямо определяется приоритетами

правительства.

Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-

кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в

своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность

банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.

Различают “узкую” и “широкую” денежно-кредитную политику. Под

узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с

помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других

инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая

политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на

денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов

кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и

долгосрочные процентные ставки.

Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом

и налоговой политикой и , соответственно, финансированием госбюджета.

Центральный банк - прежде всего посредник между государством и

остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он

призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью

инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и

реже по традиции. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых

капиталистических государств необычайно широк. Инструменты имеют

следующую классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные,

общие и селективные, рыночные и нерыночные.

Краткая характеристика основных инструментов денежно-кредитной

политики:[xiii]

Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая

ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять

кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

Обязательные резервы - часть ресурсов банков, внесенных по

требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.

Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже

коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и

прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами

с совершением позднее обратной сделки.

Моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования

традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих

развитых стран.

Разумный банковский надзор - различные методы контроля за

функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на

основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых

коэффициентов.

Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и

облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность

эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно

самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.

Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков,

разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

Специальные депозиты - часть прироста депозитов или кредитов

коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.

Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение

кредитования, периодическое “замораживание” процентных ставок.

Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на

курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.

Управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует

ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы

госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение

для контроля за денежным обращением.

Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного

или нескольких показателей денежной массы.

Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления

обязательной маржи.

Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные

бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Эти инструменты денежно-кредитной политики могут быть

эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой и

законодательством.

3.1.3.4 Банковское регулирование

Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью

которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного,

безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих

тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится

прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности

всей экономики. В основе банковского регулирования и надзора лежит

принцип так называемого “верблюда”.[xiv] Английский акроним “CAMEL”

(верблюд) составлен по заглавным буквам основных критериев банковского

надзора:

достаточность капитала (отношение собственных средств к

суммарным активам);

качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;

качество менеджмента (квалификация управляющих);

ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять

обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);

доходность;

ЦБ или другое государственное учреждение (в некоторых странах

действуют специальные банковские комиссии) следит прежде всего за

указанными показателями деятельности банков, даже если официально

установленные нормативы не существуют. Регулирующие органы требуют от

банков представления значительной по объему статистической информации

для того, чтобы быть в состоянии защитить общественные интересы,

вовремя отреагировать на негативные тенденции.

Регулирование может заключаться в требовании соблюдения правила

“четырех глаз”, т.е. руководство банком должно осуществляться как

минимум двумя людьми. Важным считается также принцип “китайских стен”,

т.е. различные подразделения банка во избежание конфликта интересов и

злоупотреблений должны действовать как абсолютно независимые компании.

В ряде стран в случае необходимости ЦБ может потребовать увольнения

управляющего коммерческого банка и даже назначить временно своего

комиссара.

Государство может официально требовать от банков поддержания

определенного уровня наличности, ликвидности активов, соотношения

акционерного капитала с заемным.

Принципиальное значение имеет определение капитала банков,

используемое в регулировании, так как стремительное расширение круга

новых финансовых инструментов затрудняет регулирование. Важным

элементом регулирования во многих странах является система

обязательного страхования депозитов, обеспечивающая возмещение убытков

вкладчиков банков до определенного уровня.

Перед системой регулирования равны все банки, независимо от

того, чем они занимаются или кому принадлежат, т.е. государственные

банки не имеют каких-либо преимуществ. Вместе с тем во всех странах

есть банки разных типов - коммерческие, инвестиционные,

сберегательные, кооперативные и акционерные, публичные и частные, и

это требует внесения в систему регулирования определенных поправок.

Законодательное регулирование банковской деятельности и денежно-

кредитной политики в развитых странах обычно основывается на большом

числе специальных законодательных актов, среди которых выделяются

закон о ЦБ (обоснование его функций и полномочий) и общий банковский

закон.

Закон о ЦБ, как правило, первичен по отношению к другому

банковскому законодательству и имеет принципиальное значение, так как

закладывает юридическую базу под государственную денежно-кредитную

политику. В большинстве стран такие законы приняты сравнительно давно

(США - 1913 г., Японии - 1942 г., Великобритании - 1946 г., Финляндии

- 1925 г. и т.д.), что отражает стабильность функций ЦБ.

Банковский закон чаще всего дает определение банковскому

учреждению, устанавливает порядок создания и закрытия банков, защиту

клиентов и т.д. Такой закон носит в основном общий характер, а денежно-

кредитная политика основывается, как правило, на законе о ЦБ или каком-

либо специальном законе.

В конечном итоге вся деятельность ЦБ, система контроля за

денежной эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики,

банковское регулирование и законодательство предназначены для создания

нормальных условий для функционирования экономики через нейтрализацию

дестабилизирующих тенденций, различного рода злоупотреблений.

Значительная часть деятельности государства в данной области имеет

технический характер, не зависящий от типа экономики. Вместе с тем

денежно-кредитное регулирование объективно направлено на

максимализацию эффективности рынка в интересах отдельных экономических

агентов и всего государства. Опыт развитых капиталистических

государств в условиях перестройки российской финансово-кредитной

системы и всего народного хозяйства имеет огромное значение.

3.2 Коммерческие банки: сущность и функции

Коммерческие банки - основное звено двухуровневой банковской

системы.

Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится

целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением

собственности. Главным их отличием от центральных банков является

отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков

различаются два типа - универсальные и специализированные банки.

Универсальный банк осуществляет все или почти все виды

банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и

долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех

видов, оказание всевозможных услуг и т.п.

Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или

немногих видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское

законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять

широкий круг операций. Тем не менее прибыли банков от отдельных

специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в

других сферах становится необязательной. К специализированным банкам

относятся: инвестиционные банки, ипотечные банки, сберегательные

банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки,

внутрипроизводственные банки.

Преобладание одного типа банков в кредитной системе той или иной

страны следует понимать как тенденцию. В отдельных странах, где

господствуют универсальные банки, существуют многочисленные

специальные банки. И наоборот, в странах с доминированием специальных

банков особенно в последние годы все больше проявляется тенденция к

универсализации. Это происходит как в результате либерализации

банковского законодательства в отдельных странах, так и в результате

обхода банками существующих законов. Примером может служить практика

создания самостоятельных специальных банков, которые практически

принадлежат крупным банкам и расширяют диапазон банковских операций

последних. К странам, где преобладает принцип специализации банков,

относятся Великобритания, Франция, США, Италия. Принцип

универсализации доминирует в Швейцарии, ФРГ, Австрии. Однако во многих

капиталистических странах отражаемые статистикой различия между

универсальными и специализированными банками становятся все более

расплывчатыми и спорными, так как даже в тех странах, где согласно

статистике господствуют специализированные банки, фактически многие из

них уже превратились в универсальные. В любых преградах, выставляемых

государственными властями на пути универсализации, находятся лазейки.

В США - это банковские холдинги. Аналогичные примеры существуют и в

других странах.

Основными функциями коммерческих банков являются:[xv]

1) привлечение временно свободных денежных средств;

2) предоставление ссуд;

3) осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве; 4)

выпуск кредитных средств обращения;

5) консультирование и предоставление экономической и финансовой

информации;

Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в

том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает

прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов

осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к

заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в

лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и

возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства

формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В

результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в

хозяйстве. Значение посреднической функции коммерческих банков для

успешного развития и функционирования рыночной экономики состоит в

том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и

неопределенности в экономической системе.

Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на

кредитные ресурсы, не только мобилизируют имеющиеся в хозяйстве

сбережения, но и формируют достаточно эффективные стимулы к накоплению

средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств

формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков.

Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки

занимают ведущее место в платежном механизме экономики.

При оценке экономической роли коммерческих банков следует иметь

в виду, что: кредитные операции способствуют увеличению объема и

бесперебойности производства и реализации продукции потребителям;

расчетные операции опосредуют осуществление процессов оплаты продукции

потребителями, а также взаимного контроля участников расчетных

операций; операции с ценными бумагами увеличивают приток средств для

развития производственной и торговой деятельности; кассовые операции и

их регулирование позволяют улучшать снабжение оборота наличными

деньгами.

3.3 Пример регулирования рынка

государственной

банковской системой

То, как на практике может осуществляться деятельность

центральных управленческих органов рыночной экономики - министерства

финансов и государственной банковской системы - можно рассмотреть на

следующем примере: воздействие государства на объемы производства и

прибыли автомобилестроительных компаний.

Итак, мы рассмотрим действия:

а) центрального банка (ЦБ);

б) министерства финансов (МФ);

в) владельцев и управляющих частными коммерческими банками (КБ);

г) владельцев и управляющих автостроительными фирмами -

автопромышленников (АП).

В производстве автомобилей в стране N сложилось положение, когда

возможные объемы производства приведут к значительному избытку данной

продукции ( влияние мирового рынка, экспорт и импорт не учитываются ).

В этих условиях государство принимает меры по "охлаждению" бума.

Определив годовые потребности в автомобилях, государство через МФ

путем увеличения налогов на прибыль АП снижает частные

капиталовложения в данную отрасль. Однако налоги нельзя повышать

безмерно, их предельная величина берется на уровне 50% прибыли. Но

это, по расчетам МФ, оказывается недостаточным для дестимулирования

инвестиций. Поэтому в дополнение к налоговым применяются кредитные

методы воздействия. ЦБ выпускает облигации, чтобы изъять избыточные

кредитные ресурсы у коммерческих банков. Наряду с этим ЦБ повышает

учетную ставку процента за кредиты, предоставляемые частным банкам. В

свою очередь, КБ вынуждены поднять уровень процента за кредиты для АП.

Автопромышленники, планировавшие взять в КБ значительную сумму

кредита, после повышения процентной ставки ограничивают свои займы в

банках. Все предпринятые меры снижают возможности капиталовложений АП

в такой степени, какая необходима, по расчетам государственных

органов, для недопущения перепроизводства и балансирования спроса и

предложения на автомобильном рынке.

4. Банковская система России на современном

этапе развития

4.1 Банки - стимулятор рыночных отношений в России

В настоящее время в России сформирована двухуровневая банковская

система: 1 уровень - Центральный банк России, 2 уровень - коммерческие

банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие

отдельные банковские операции.

В последние годы российская банковская система претерпела

серьезные изменения. На 1 мая 1995 года зарегистрировано 2559 банков и

5680 их филиалов.[xvi] В интересах концентрации банковского капитала

для развития инвестиционного процесса создаются банковские

объединения, которые призваны сыграть огромную роль в стабилизации

экономики. Некоторые банки стали уже отвечать мировым стандартам или

значительно приблизились к ним.

Пятая часть новых банков возникла на базе прежних

государственных специализированных банков : Агропромбанк,

Мосбизнесбанк, Промстройбанк, Уралпромстройбанк и т.д. Еще пятнадцать

- двадцать из первой по значимости сотни банков созданы руководителями

крупных отраслей или предприятий-гигантов : Нефтехимбанк, Автобанк,

АвтоВАЗбанк. Эти банки обеспечивают финансовую поддержку аграрного,

топливно-энергетического, военно-промышленного, металлургического,

машиностроительного комплексов страны. Но сохраняя связи с

директорским корпусом отраслей эти банки подчиняют свои конкретные

действия коммерческому интересу.

Самая крупная группа российских коммерческих банков - около

половины - независимые банки, организованные по инициативе отдельных

групп предпринимателей. Здесь вся власть принадлежит правлениям

банков, их организаторам.

Основную роль в банковской сфере России играет примерно треть

коммерческих банков - бывшие специализированные и отраслевые банки со

значительным участием государства в акционерных капиталах. Эти банки

располагают наибольшим собственным капиталом, активами, количеством

филиалов, позволяющих постоянно пополнять собственную кредитную базу,

обороты.

Тем не менее, Россия остается государством, где регионы с

насыщенной финансовой инфраструктурой ( Москва, Петербург, Урал и т.

п. ) соседствуют с областями, размером со среднее европейское

государство, где банков практически нет. У нас приходится в среднем 1-

2 банка ( а без учета Москвы - 0,8 банка ) на 100 тыс. россиян. Если

даже учесть все филиалы, отделения, в том числе Сбербанка,

Промстройбанка, Россельхозбанка и др., то одно банковское учреждение

обслуживает 3 - 3,5 тыс. человек.[xvii]

Россия - страна, в основном, мелких и средних банков. Доля

коммерческих банков с уставным фондом до 1 млрд. рублей была на

1.02.94 г. 80,8%.[xviii] За очень ограниченный срок коммерческие банки

воспроизвели в РФ разнообразие банковских, финансовых и иных

институтов, существующих в других странах и некогда имевших место в

России. Вместе с тем, еще оставляет желать лучшего качество

обслуживания, набор услуг, которых на сегодня оказывается около 80 по

сравнению с 200 - 250 за рубежом.

Происходит возрождение позабытых в России видов банков, других

финансовых учреждений. Среди них : банки биржевые (Всероссийский

биржевой, Российский национальный коммерческий и др.), страховые (

АСКО-банк, Русский страховой ), ипотечные ( Ипотечный акционерный,

Ипотечный стандартбанк и др. ), земельные ( Нижегородский

межрегиональный земельный, Избанк, МКЗБ ), инновационные ( Инкомбанк,

Альфа - банк, МАИБ, Инновационный банк экономического сотрудничества и

др. ), торговые ( Европейский торговый, Внешторгбанк, Комторгбанк и

др. ), залоговые ( РЭМ - банк ), конверсионные ( Конверсбанк ),

кредитные ( Российский кредит, Московское и Российское кредитные

товарищества, Маркетинг - банк ), трастовые ( Мострастбанк ),

инвестиционные ( Международный инвестиционный, Восток-Запад, Восточно

- Европейский инвестиционный, Межрегионинвестбанк ), венчурные (

Вабанк ).

Все банковские институты работают в своей рыночной нише,

опирающейся на собственный круг клиентуры. В то же время в России

ширится процесс универсализации банков, который несет объективный

характер. При таком рыночном подходе легче выстоять в противоборстве с

конкурентами, быстрее можно реагировать на изменения коньюнктуры.

Кредитная система России состоит из банков всех видов -

универсальных и отраслевых, вновь созданных и организованных на базе

спецбанков, столичных и “провинциальных”, банков с сетью филиалов и

сконцентрировавших весь объем операций в одном учреждении. Многие

банки, организованные на основе бывших государственных

специализированных кредитных учреждений, обычно самые мощные.

Особую роль в кредитной системе России играет Сберегательный

банк РФ. Широкая сеть филиалов (на 1 мая 1995 зарегистрировано 38567

филиалов)[xix], огромная финансовая мощь дает возможность Сбербанку

предоставлять населению услуги, недоступные пока другим коммерческим

банкам в таких масштабах : прием от граждан и инкассирование

коммунальных, налоговых, страховых платежей, выплата пенсий и пособий,

зарплаты. Ни один из коммерческих банков не выдает физическим лицам

столько кредитов и по столь низким ставкам, как Сбербанк РФ, - на

строительство жилья, обустройство крестьянских и фермерских хозяйств,

на различные неотложные нужды, помощь малому и среднему бизнесу.

Банком оказывается безвозмездная помощь малоимущим слоям, пенсионерам,

инвалидам, детским, медицинским, здравоохранительным, учебным,

культурным учреждениям.

Очень быстро прогрессируют многие новые банки, возникшие “на

ровном месте”, т.е. без опоры на бывшие госбанки. Новые банки

создаются и работают, как правило, в тесном контакте с какой-либо

финансовой группой. В большинстве случаев это дочерние структуры таких

групп - торговых домов, коммерческих компаний, бирж и т.п. В качестве

примера можно назвать Мост-банк, Альфа-банк, Российский национальный

коммерческий банк и др. Эти банки быстро выходят на общероссийский

уровень, превращаясь в крупные универсальные банки.

В сложившейся ситуации в российской экономике большинство

коммерческих банков пока ограничивает свою деятельность главным

образом краткосрочными ссудами на посреднические мероприятия. Это не

способствует эффективному использованию кредитных ресурсов в интересах

производства и укрепления денежного обращения.

В настоящее время в деятельности крупных российских банков

расширяется практика долгосрочного кредита на цели производственного и

социального развития. Так, банки предоставляют предприятиям

долгосрочный кредит на капитальные затраты, связанные с проведением

инновационных мероприятий по увеличению производства, повышению

качества и расширению ассортимента потребительских товаров и платных

услуг, а также с расширением экспортной базы. Объектами кредитования

являются затраты предприятия на техническое перевооружение,

реконструкцию, строительство, долевое участие в создании совместных

предприятий и производств, затраты на организацию и расширение

материально-технической базы подсобных сельских хозяйств.

На современном этапе рыночных преобразований экономики России

роль банков резко возросла. С одной стороны, они активно способствуют

движению экономики в сторону рынка, с другой - энергично помогают

хозяйственному прогрессу важнейших ее секторов. Несмотря на инфляцию,

коммерческие банки начинают финансировать промышленное и аграрное

производство, торговлю, малый и средний бизнес.

Очень важно отметить тот факт, что кризис на рынке МБК в августе

нынешнего года вновь обострил конкуренцию между банками за

первоклассных клиентов и сферы приложения капитала. В то же время

промышленные предприятия нуждаются во все более качественном

финансовом обслуживании. Таким образом, в условиях исчезновения

инфляционных источников доходов будущее за высокотехнологичными и

интегрированными в промышленность банками.

4.2 Основные цели и принципы деятельности Банка России [xx]

Отчетный 1993 г. стал вторым годом реформы, в ходе которой

продолжались процессы рыночных преобразований хозяйственной системы

России. Они отражали стратегическую направленность экономической

политики государства, в реализации которой важная роль принадлежит

Центральному банку РФ ( Банку России ).

Деятельность ЦБ осуществлялась в исключительно сложной

экономической обстановке, характеризовавшейся усилением спада

производства в стране, сокращающейся инвестиционной активностью,

высоким уровнем инфляции.

В 1993 году был выработан и принят за основу вариант умеренно

жесткой денежно-кредитной политики, который предусматривал

последовательную активизацию и закрепление стабилизационных процессов

в экономике путем сбалансированного применения антиинфляционных мер

монетарного характера и действий, направленных на преодоление спада

производства, создание предпосылок для адаптации предприятий к новым

условиям хозяйствования.

Отвечающие этому подходу цели и контрольные ориентиры были

изложены в "Основных направлениях денежно-кредитной политики на 1993

г." - руководящем документе, который был представлен Центральным

банком Верховному Совету и Правительству.

Основным средством практической реализации денежно-кредитной

политики в 1993 году оставался прямой контроль над централизованным

кредитованием Правительства и коммерческих банков. При этом ЦБ

руководствовался согласованными с Правительством в их совместном

Заявлении об экономической политике в 1993 г. квартальными лимитами

централизованного кредитования. ЦБ полностью выполнил взятые на себя

обязательства по снижению объемов кредитной эмиссии.

Наряду с этим ЦБ в целях ограничения спроса на кредитные ресурсы

активно использовал такой инструмент рыночного регулирования, как

ставка рефинансирования ( учетная ставка ), резко подняв ее и поставив

в прямую зависимость от уровня процентных ставок, складывающихся на

рынке межбанковских кредитов.

В 1993 г. с выпуском государственных краткосрочных облигаций

было положено начало развитию такого инструмента денежно-кредитной

политики, как операции на открытом рынке.

Предпринятые меры позволили снизить темпы денежной эмиссии и тем

самым свести действие монетарных факторов инфляции к возможному на

данном этапе минимуму. Это проявилось в том, что в 1993 г.

доминирующей была тенденция к снижению темпов инфляционного роста цен.

Одним из важнейших событий 1993 г. явилось завершение процесса

создания национальной валюты и отделение денежного обращения России от

денежных систем государств бывшего СССР.

Валютная политика ЦБ была связана с решением двух основных

задач: во-первых, сглаживания и по возможности сдерживания падения

валютного курса рубля и, во-вторых, наращивания международных резервов

в целях повышения уровня ликвидности банковской системы России.

Регулирование обменного курса рубля путем интервенций на межбанковских

биржах позволило заметно повысить степень его устойчивости, хотя

обеспечить его стабильность ЦБ не мог в силу продолжавшейся инфляции и

недостаточности валютных резервов. Тем не менее в 1993 г. удалось

частично сократить разрыв между номинальным валютным курсом рубля и

его покупательной способностью, приблизив внутренние цены к мировому

уровню.

За 1993 г. чистые международные золото-валютные резервы ЦБ

увеличились в 3,1 раза. Были приняты меры по упорядочению хождения

иностранной валюты в стране, началось развертывание системы валютного

контроля.

В 1993 г. ЦБ добился позитивных сдвигов в работе платежной

системы, что позволило ускорить движение расчетной документации и

обеспечить ее защиту. Одновременно продолжалось формирование новой

платежной системы, базирующейся на современной банковской технологии.

В соответствии с действующим законодательством ЦБ осуществлял

регулирование быстро расширявшейся системы коммерческих банков.

Главная цель здесь состояла в обеспечении надежности и устойчивости

работы банковской системы, защите интересов вкладчиков. При этом ЦБ

старался избегать излишнего регламентирующего вмешательства в их

деятельность, хотя при явной необходимости такие меры осуществлялись.

Наиболее значительная из них была связана с требованием повышения

минимального капитала, что повлекло перестройку структуры коммерческих

банков в сторону повышения удельного веса крупных и средних банков, а

также увеличения числа банковских филиалов.

4.3 Основные цели денежно-кредитной политики Банка России

и принципы регулирования банковской сферы [xxi]

4.3.1 Основная цель Банка России при проведении денежно-

кредитной

политики

Банк России в полном соответствии с новой редакцией Закона РФ "О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" считает своей

главной текущей целью борьбу с инфляцией.

Политика Банка России по отношению ко всему банковскому

сообществу будет подчинена этим целям и исходить из текущих

макроэкономических реалий. В том числе иногда Банку России придется

принимать непопулярные в банковских кругах решения.

Вместе с тем Банк России будет также защищать интересы

банковской сферы там, где это будет необходимо.

4.3.2 Принципы регулирования банковской сферы

Банк России считает, что система регулирования банковской сферы

должна строиться на гармоничном сочетании прямого регулирования со

стороны Банка России, а также самоорганизации и самоограничений

участников банковского сообщества.

Банк России является основным органом, регулирующим банковскую

сферу, и, конечно, он не может делегировать банковскому сообществу

решение всех проблем регулирования. Однако есть сферы, где Банк России

не только готов разделить с банками бремя регулирования, но и встречно

призывает банки разделить с ним ответственность за это.

Банк России старается сделать банковское регулирование

устойчивым и предсказуемым. Для этого он готов принимать во внимание

мнение как банковских союзов, объединений и ассоциаций, так и мнение

отдельных банков.

4.3.3 Предложения банковскому сообществу

Банк России будет влиять на процесс развития банковской сферы

так, чтобы поощрять как конкуренцию, так и кооперацию между банками.

По мнению Банка России, единственным способом обеспечения высокого

качества и низкой стоимости банковских услуг является здоровая

конкуренция. Вместе с тем специфика банковской сферы требует

кооперации банков для уменьшения системных рисков.

Банк России глубоко озабочен тем, что не все банки сегодня

выполняют принятые на себя финансовые обязательства друг перед другом,

перед клиентами и вкладчиками. В связи с этим Банк России видит

следующие возможные пути взаимодействия банков между собой.

Создание межбанковских институтов по управлению кризисными

банками.

Создание общенациональной системы проверки платежеспособности

заемщиков.

Разработка принципов для использования банками при установлении

взаимных корреспондентских отношений.

Создание фондов добровольного страхования вкладов.

4.3.4 Задачи самих банков по поддержанию стабильности

банковской

системы

Банк России не может стать гарантом прибыльности и стабильности

каждого отдельного банка. Поэтому любой коммерческий банк должен

самостоятельно стремиться улучшить свою деятельность в следующих

направлениях:

внедрение стратегического планирования и подготовка

стратегических бизнес-планов;

укрепление структуры капитала, в том числе путем его

рекапитализации;

усиление контроля за текущей ликвидностью, кредитными и другими

рисками;

внедрение комплексных программ подготовки кадров;

обеспечение открытости в работе с населением.

-----------------------

[i] Большой экономический словарь. - М.,1994. - С. 36.

[ii] Там же. - С. 39.

[iii] Банковский портфель-1. - М.,1994. - С. 109.

[iv] Банковское и кредитное дело. - М.,1994. - С. 28.

[v] Там же. - С. 29.

[vi] Большой экономический словарь. - М.,1994. - С. 442.

[vii] Там же. - С. 214.

[viii] Банковский портфель-1. - М.,1994. - С. 37.

[ix] Там же. - С. 38.

[x] Там же. - С. 38.

[xi] Там же. - С. 58.

[xii] Там же. - С. 61.

[xiii] Там же. - С.65.

[xiv] Там же. - С. 67.

[xv] Там же. - С. 109.

[xvi] Деньги и кредит №6/1995. - С. 4.

[xvii] Банковский маркетинг. - М.,1994. - С. 41.

[xviii] Там же. - С. 41.

[xix] Деньги и кредит №6/1995. - С. 4.

[xx] Деньги и кредит №9-10/1994.

[xxi] Деньги и кредит №6/1995.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.