РУБРИКИ

Банковская система РФ и проблемы ее формирования в условиях рыночной экономики

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Банковская система РФ и проблемы ее формирования в условиях рыночной экономики

капитала. Изначальная недостаточность капитала влечет за собой цепочку

дальнейших негативных последствий: невозможность предоставлять сколько-

нибудь значимые для клиентов кредиты, управлять кредитными рисками с

соблюдением принципов разумной осторожности и установленных Банком России

экономических нормативов, недостаточная рентабельность операций и др. В

1996 г. Центральный банк Российской Федерации издал новую редакцию

Инструкции № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных

организаций», в соответствии с которой минимальный размер уставного

капитала для вновь создаваемых кредитных организаций был установлен на 1

апреля 1996 г. в сумме, эквивалентной 2,0 млн. ЭКЮ (для кредитных

организаций с ограниченным крутом операций - 500 тыс. ЭКЮ). ЦБ РФ

предусмотрел меры по постепенному доведению минимального размера уставного

капитала до 5,0 млн. ЭКЮ (к 1 июля 1998 г.), т.е. до уровня, позволяющего

российским банкам соответствовать международным правилам достаточности

капитала.

Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации,

определяемых как сумма уставного капитала фондов кредитной организации и

нераспределенной прибыли был установлен в сумме, эквивалентной 5 млн. ЭКЮ

(начиная с 1 января 1999 г.).

Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации

с ограниченным кругом операций был установлен в сумме, эквивалентной 1 млн.

ЭКЮ (начиная с 1 января 1999 г.).

Предполагается, что процесс укрепления банковской системы будет

сопровождаться преобразованием банков, не соответствующих новому уровню

минимального капитала, в другие кредитные организации с ограничением круга

выполняемых ими операций (прежде всего запрещением привлечения вкладов

населения), либо в филиалы более крупных банков.

В результате принятых решений Банка России активизировался процесс

создания банков с более крупным капиталом, удовлетворяющим новым

стандартам. Процесс концентрации банковского капитала позволит укрепить

надежность всей системы банков. Одновременно разрабатывается нормативная

база по процедуре санации, реорганизации и ликвидации банков, в первую

очередь, в связи с их несостоятельностью (банкротством).

Таким образом, можно выделить следующие особенности построения

банковской системы России.

1. Первый этап реформирования банковской системы отличался быстрым

ростом численности кредитных учреждений. В конце 80-х гг. многие считали,

что найдены правильные пути быстрейшей реорганизации банковского дела.

Однако дальнейшие события показали, что за прошедшие шесть–семь лет

перестройка деятельности банков была обеспечена в основном в

организационной ее части. Коренное же изменение качественных параметров

работы банков, их отношений с предприятиями, организациями, учреждениями и

населением еще не произошло и находится лишь в начальной стадии

становления. Это обстоятельство в сочетании с инфляцией, кризисом системы

платежей и другими факторами поставило под вопрос возможность

функционирования большинства банков. В ходе событий августа-сентября 1995

г. прекратили свое существование не только ряд мелких, но и отдельные

крупные банки.

В 1995 г. свое существование прекратили больше банков, чем было создано

новых, соответственно 225 и 85. Первый квартал 1996 г. подтвердил данную

тенденцию: за этот период было отозвано 28 банковских лицензий, а выдано

всего шесть[2] Таким образом, динамику создания и прекращения деятельности

коммерческих банков в настоящее время можно расценить как завершение

экстенсивного этапа развития банковской системы.

Этот вывод подтверждается также принятием Центральным банком РФ

нормативного акта № 276 «О требованиях к банкам ходатайствующим о получении

лицензии на осуществление банковских операций». В соответствии с этим

документом в российской банковской практике вводятся два вида базовых

лицензий:

первая дает право на осуществление банковских операций (за исключением

привлечения во вклады средств населения) со средствами в рублях и в валюте,

вторая – на привлечение во вклады средств физических лиц.

Механизм выдачи лицензий на совершение валютных операций также претерпел

изменения. ЦБ РФ принял решение, в соответствии с которым вновь создаваемые

банки могут претендовать на получение валютной лицензии, дающей право на

установление прямых корреспондентских отношений с неограниченным числом

иностранных банков уже в самый момент подачи документов (а не получать

последовательно внутреннюю, расширенную и генеральную лицензии, как это

было до недавнего времени). При этом банк, обладающий уставным капиталом в

5 млн. ЭКЮ, одновременно может претендовать и на получение лицензии по

работе с драгметаллами.

Генеральная лицензия позволяет банку открывать свои филиалы за границей

и приобретать акции банков-нерезидентов. Банк, претендующий на генеральную

лицензию, должен иметь право на проведение всех видов банковских операций

(за исключением работы с населением: заниматься ли ему этим видом

деятельности, должен решить сам банк), иметь собственный капитал,

эквивалентный 5 млн. ЭКЮ, и получить положительное заключение по

результатам комплексной проверки не позднее, чем за три месяца до

предоставления документов.

Второй вид базовой лицензии, дающей право на привлечение средств

населения, кредитная организация может получить лишь после двух лет работы

на рынке. Для этого банк должен иметь устойчивое финансовое положение,

которое будет оцениваться на базе нормативов Банка России, изложенных в

Инструкции ЦБ РФ № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных

организаций» от 30 января 1996 г.

2. Общая численность банков в России в расчете на 100 тыс. человек еще

недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и в отдаленных районах.

Кроме того, некоторые виды банков практически отсутствуют. Так, ипотечные и

муниципальные банки только начинают зарождаться. Недостаточна специализация

банков, особенно функциональная. Практически нет инвестиционных,

клиринговых банков, поскольку для них отсутствует правовая база.

3. Законодательные основы функционирования современной банковской

системы России были созданы в 1990 г. с принятием законов «О центральном

банке РФ» и «О банках и банковской деятельности». В 1995 и 1996 гг. эти

законы были приняты Государственной Думой в новой редакции. Закон «О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» дал более четкое и

подробное описание функций главного банка страны, наделил ЦБ РФ правом

издания нормативных актов, обязательных для исполнения всех юридических и

физических лиц и органов государственной власти. В Законе были

усовершенствованы инструменты осуществляемой ЦБ РФ денежно-кредитной

политики, развит принцип независимости ЦБ РФ и однозначно записано, что

никакие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ

РФ по реализации его функций.

В новой редакции «Закона о банках и банковской деятельности» четко

прослеживаются три основных принципа: либерализация ведения банковской

деятельности, усиление мер по обеспечению' устойчивости банковской системы,

приближение положений закона к нормам прямого действия. Закон, по существу,

впервые в российском банковском законодательстве исчерпывающе определил

перечень и существо исключительно банковских операций, для которых

потребуется лицензия ЦБ РФ и которые могут осуществлять только особым

образом зарегистрированные «кредитные организации». Закон внес определенную

ясность в регулирование деятельности банков на рынке ценных бумаг,

обусловил изменения в порядке регистрации банков и ужесточил требования к

сохранению банковской тайны.

В настоящее время на рассмотрении Думы находятся проекты важных для

дальнейшего развития банковской практики законов «Об обязательном

страховании банковских вкладов граждан», «O банкротстве (несостоятельности)

кредитных организаций», «О фондовом рынке» и др.

4. Вместе с тем практика свидетельствует о проблемах в банковской сфере.

Кризис платежеспособности клиентов банков, плохое качество кредитных

портфелей, рисковая политика, введение валютного коридора, ужесточение

резервных требований прочие факторы привели к резкому снижению доходности

банковской деятельности. По данным ЦБ РФ около 1/3 всех банков России

завершили 1995 г., а затем и 1996 г. с убытками.

Современная практика развития банковской системы, вышеназванные и прочие

причины предопределили необходимость дальнейшего совершенствования

функционирования банковской системы России, в частности, создания научной

концепции стратегии развития банковской системы и ее согласования с ЦБ РФ и

банковским сообществом.

Глава 2. Обзор технического состояния и обеспечения банков

2.1. Обоснование необходимости и цели использования

вычислительной техники для решения задач.

В современных условиях развития и совершенствования средств электронно-

вычислительной техники, внедрения их в различные сферы производственно-

хозяйственной и экономической деятельности, осуществление банком своих

функций невозможно без использования автоматизированных средств основных

расчетов.

Кроме того , необходимо учесть , что базовая технология была ручная.

Она имела множество недостатков:

- низкая производительность труда из за большого числа вычислений

- большая трудоемкость

- необходимость привлечения большого числа сотрудников для решения

всего комплекса задач

- низкая оперативность

- несовершенство организации сбора и регистрации информации

- недостоверность получаемых результатов Кроме этого , постоянно

нарастающие потоки информации и постоянное усложнение технологии расчетов и

необходимость проведения по ним динамического анализа в ближайшей

перспективе сделали бы ручной вариант просто нереальным.

С внедрением автоматизированной технологии расчетов , сбора и

регистрации большинство из перечисленных недостатков были устранены и

появились новые возможности в проведении анализа. Основные преимущества ,

достигнутые после внедрения машинного варианта:

- появилась возможность проведения более сложных расчетов в динамике

- появилась возможность проведения трехдневного и других форм анализа

- практически полная независимость от объемов и сложности расчета

- разделение труда и разделение функций по рабочим местам и

сотрудникам

- более оперативная обработка данных

- выдача результатов в удобной форме на принтер и экран

- прочие

2.1. Анализ кредитоспособности и финансовой устойчивости коммерческих

банков.

Очевидно , что с развитием рыночной экономики возрастает не только

роль коммерческого банка , но и их количество и спектр предоставляемых

услуг и типов операций . Следовательно , возрастают как риск

непосредственно осуществления операций с конкретным банком так и риск от

совершения определенного типа операции как таковой . Тем более , как

показывает практика , на сегодняшний день наблюдается ужесточение

конкуренции на финансовом рынке и как следствие - банкротство ряда банков ,

отзыв лицензии или просто неплатежи или их задержка в связи с ухудшением

финансового положения , кризисов ликвидности , элементарной

некомпетентности персонала или прямого нарушения договоров и

законодательства . И хотя ЦБ старается следить за деятельностью КБ , но

этого явно недостаточно . Коммерческие банки должны сами отлеживать все

тенденции в развитии как банковского дела в целом , так и финансового

положения банков , с которыми они работают . Также необходимо вести

грамотную политику в отношении активных операций , то есть вводить систему

лимитирования активных операций и рисков , особенно остро эта проблема

стоит при определении лимита на операции на межбанковском рынке , так как

межбанковские кредиты , овердрафты , овернайты , операции с векселями и

т.д. не подразумеваю получения гарантий или обеспечения . Рассмотрим теперь

вкратце основные методы банковского надзора

Банковский надзор

Отслеживанием работы коммерческих банков занимаются различные

государственные и негосударственные учреждения . К негосударственным можно

отнести различные аудиторские и консалтинговые фирмы , журналы , газеты . К

государственным можно отнести МВД , ФСК , Минфин , ЦБ . Основную нагрузку в

этом направлении взял на себя ЦБ РФ . Он осуществляет регулирование и

надзор за банковской деятельностью . Надзор осуществляться двумя основными

методами: - Проверка банковской отчетности и нормативов согласно инструкций

- Ревизия

Данная функция ЦБ очень важна , т.к. она позволяет отслеживать как

общие тенденции в банковском бизнесе так и осуществлять оперативный надзор

за банками. Свою политику ЦБ доводит до сведения КБ посредством издания

инструкций , писем , и т.д.

Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования

банковской системы ЦБ РФ установил следующие экономические нормативы

деятельности КБ:

- нормативы достаточности капитала

- нормативы ликвидности баланса

- минимальный размер обязательных резервов , депонируемых в ЦБ

- максимальный размер риска на одного заемщика

- минимальный размер резервов под кредиты и обесценение ценных бумаг

К сожалению , финансовая отчетность , методы работы , технологии , и

т.д. российских КБ еще очень далека от международных стандартов . Это можно

объяснить рядом причин - отсутствием реального банковского дела в бывшем

СССР , административно - командная система , и т.д.

Как следствие , это осложняет не только анализ деятельности банка , но

и тормозит интеграцию банков РФ в мировую экономику , препятствует

активному сотрудничеству , отпугивает потенциальных партнеров. По этому ,

ЦБ стремиться к постепенному приближению методов бухгалтерского учета и

отчетности в банках РФ к международным стандартам. Пожалуй , основной

проблемой в данном вопросе является учет прибыли , финансовый левередж ,

отсутствие четкой нормативная базы , отсутствие накопленного опыта .

Существует Базельское соглашение в соответствии с которым всем странам-

участницам рекомендуется придерживаться определенных стандартов. Базельское

соглашение описывает основные стандарты по методологии бухгалтерского учета

, управления рисками , учета капитала ,гарантий , и т.д. Все больше и

больше стран становятся участниками Базельского соглашения. Для вступления

РФ в Базельского соглашение необходимо привести стандарты бухгалтерского

учета со следующими стандартами:

- непрерывность эксплуатации

- наращивание

- постоянство

- осторожность

- раздельная оценка активов и пассивов

- преемственность входящего баланса

- приоритет содержания над формой

- консолидация

- единица измерения

Далеко не все из этих стандартов соответствуют российской практике

бух. учета Преодолев все эти трудности у России появиться возможность стать

членом Базельского соглашения.

В странах с развитой рыночной экономикой эта проблема решается

примерно одинаково , хотя везде есть свои особенности . Например в Германии

проверкой деятельности коммерческих банков занимается не ЦБ , а

подразделения Минфина , а ЦБ занимается только регулированием денежного

обращения . В США , кроме государственного контроля Федеральной Резервной

системы существуют различные общественные фонды по защите интересов

вкладчиков . Они осуществляют регулярную проверку деятельности КБ .

В связи с появлением данной проблемы встал вопрос о том , как

осуществлять оценку деятельности КБ . На сегодняшний день есть два

принципиальных подхода к оценке деятельности КБ :

- оценочный подход ( например , нормативы ЦБ ) . Этот подход является

сегодня уже не перспективным , поэтому не будем на нем останавливаться .

- рейтинговый подход , то есть разработка таких критериев ,

показателей и взаимосвязей между ними , что на основании проводимых

расчетов можно получить строго определенный показатель - рейтинг банка .

Во всех крупных банках зарубежья уже давно существует отлично

отлаженная, очень сложная система лимитирования активных операций на основе

рейтинговой оценки банков . Однако это является коммерческой тайной ,

поэтому каждый банк разрабатывает свою систему . Однако , есть базовая

модель, которая описана и называется CAMEL . На основании ее большинство

банков рассчитывают лимиты на активные операции , управляют кредитными

рисками на межбанковском рынке.

Данная модель принадлежит перу многих аналитиков и банкиров . Она была

удостоена НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ , так как это была первая модель рейтинговой

оценки деятельности КБ .

3. CAMEL

"С" - capital adequacy, это показатель достаточности капитала,

определяющий размер собственного капитала банка, необходимый для гарантии

вкладчиков, и соответствие реального размера капитала необходимому.

"А" - asset quality, показатель качества активов, определяющий

степень "возвратности" активов и внебалансовых статей, а также финансовое

воздействие проблемных займов.

"М" - management, показатель качества управления (менеджмента), при

помощи которого оценивается система банковского менеджмента на основе

эффективности работы, устоявшейся политики, глубины и соблюдения законов

и инструкций.

"Е" - earnings, показатель доходности или прибыльности, с позиций ее

достаточности для будущего роста банка.

"L" - liguidiity, показатель ликвидности, определяющий достаточно ли

ликвиден банк, чтобы выполнять обычные и совершенно неожиданные

обязательства.

Некоторые из показателей CAMEL могут быть определены заочно, на основе

документов, поступающих в центральный банк, другие же требуют надзорной

проверки на месте для выяснения полной картины; таким образом, оценка

состояния банка при помощи данной системы может быть текущим процессом,

хотя лучше всего ее проводить в конце надзорной проверки.

Банковские супервизоры рассматривают капитал как главный источник

защиты вкладчиков . Банк с хорошим капиталом может пережить серьезные

убытки , не допустив , чтобы вкладчики потеряли свои деньги .

Важный компонент рейтинговой системы CAMEL - это менеджмент . Однако ,

его оценивают в последнюю очередь , по итогам всего остального .

- Безусловно, менеджмент оценивается субъективно и поэтому

относительные показатели не могут быть использованы, как это делается с

другими компонентами системы CAMEL.

- Оценка менеджмента начинается с оценки и "совершенства" банка.

- Банки с хорошим менеджментом должны иметь достаточный капитал,

хорошее качество активов, достаточную прибыль и удовлетворительную

ликвидность.

- Поэтому, супервизоры, использующие систему CAMEL, не оценивают

менеджмент до тех пор, пока не получат данные по остальным показателям.

Одинаково важно оценивать менеджмент на основе стратегии службы

рационализации управления и управляющих органов, взятых вместе.

- Стратегия создает специфические рамки для ключевых

характеристик банковской деятельности, таких как предоставление займов,

инвалюта и ликвидность, определяющих действия менеджеров.

- Служба рационализации управления и управляющие органы позволяют

обеспечить реализацию проводимой политики и придерживаться нужной

стратегии.

- Менеджмент также должен оцениваться в зависимости от выполнения

банком законов и регулятивных правил, включая своевременное и аккуратное

предоставление отчетов в ЦБ.

- В заключение супервизоры анализируют низшие слои управления на

предмет выявления потенциальных высших менеджеров банка. Четвертая часть

системы CAMEL - это оценка доходности Последний показатель системы CAMEL -

это оценка ликвидности Важно запомнить, что банк, хорошо следящих за своей

ликвидностью, должен быть способен выполнить свои обязательства без потерь.

После оценки всех компонентов , возможно оценить общий рейтинг банка ,

называемый сводным рейтингом ( COMPOSITE RATING )

Каждый показатель получает номер от "1" (хороший) до "5"

(неудовлетворительно).

Пять показателей складываются и делятся на 5 для получения сводной

оценки.

- Сводная оценка дает банковскому супервизору ясное представление о

том, является ли банк в целом "хорошим", "удовлетворительным",

"достаточным", "критическим" или "неудовлетворительным".

- Самым важным является то, что сводная оценка является важным

показателем степени необходимого вмешательства, которое должно быть

предпринято по отношению к банку со стороны контролирующих органов.

- Рейтинговая система CAMEL представляет собой

стандартизированный метод оценки банков, но ее эффективность зависит от

умения и объективности супервизоров, осуществляющих проверку и оценку

банков на регулярной основе.

Рейтинговая система CAMEL 1 = Strong (Сильный)

2 = Satiafactory (Удовлетворительный)

3 = Fair (Посредственный)

4 = Marginal (Критический)

5 = Unsatisfactory (Неудовлетворительный)

Сводный рейтинг = 1 (1- 1,4)

- Полностью здоров во всех отношениях

- Полученные данные не имеют существенного значения; Можно не менять

систему управления;

- Устойчив по отношению к внешним экономическим и финансовым

потрясениям

- Нет необходимости во вмешательстве органов надзора

Сводный рейтинг = 2 (1.5- 2.4)

- Практически полностью здоров

- Полученные критические данные не имеют существенного значения; Можно

не изменять стиль управления

- Стабилен и может успешно преодолевать колебания в деловом мире

- Вмешательство органов банковского надзора ограничено и

осуществляется лишь в том объеме, который необходим для исправления

выявленных недостатков.

Сводный рейтинг = 3 (2,5 - 3,4)

- Наличие финансовых, операционных или технических, слабостей,

варьирующих от допустимых уровней до неудовлетворительных

- Уязвим при неблагоприятных изменениях экономической ситуации

- Может легко разориться, если принимаемые меры по преодолению

слабостей оказываются неэффективными

- Дополнительное вмешательство органов банковского надзора с целью

устранения недостатков

Сводный рейтинг = 4 (3,5 - 4,4)

- Серьезные финансовые проблемы

- Сохранение нездоровой ситуации при отсутствии должного внимания

финансовым проблемам

- Без проведения корректирующих мер сложившаяся ситуация может

привести к подрыву жизнеспособности в будущем.

- Большая вероятность разорения

- Необходимы тщательный надзор и контроль, а также конкретный план

преодоления выявленных недостатков.

Сводный рейтинг 5 (4,5 - 5)

- Огромная вероятность разорения в ближайшее время

- Выявленные недостатки настолько опасны, что требуется срочная

поддержка со стороны акционеров или из других финансовых источников

-Без проведения корректирующих мероприятий вероятнее всего будет

ликвидирован, объединен с другими или приобретен.

На сегодняшний день в крупнейших банка РФ система оценки

кредитоспособности и финансовой устойчивости КБ строиться по следующим

направлениям:

1. Оперативное отслеживание всех явлений и тенденций в экономике и

банковском деле на макроэкономическом уровне .

2. Оперативное отслеживание всех явлений и тенденций в работе

конкретного банка , то есть изучение его клиентской базы , тенденций

изменения клиентской базы , выявление всех санкций и судебных

разбирательств в отношении банка , отслеживание неплатежей и случаев

нарушения законодательства банком , связи с мафиозными структурами ,

получение прочей конфиденциальной информации.

3. Анализ банковской отчетности и динамики изменения показателей

различной степени сложности.

- нормативы ЦБ к балансу

- расшифровки некоторых счетов баланса банка

- прочая информация , необходимая для расчетов К каждому заседанию

кредитного комитета отбирают банки , на которые необходимо установить или

пересмотреть лимит . На основании методики , разработанной на базе модели

CAMEL производиться расчет рейтинга банка , лимита на него . Данная

информация выноситься на рассмотрение Кредитного комитета , который

утверждает размер лимита . После этого , по выписке с кредитного комитета в

базу вводиться информация о сумме лимита на банк , дате ее пересмотра, и

т.д.

2.3. Международные банковские сети и системы

Существовавшая система межфилиальных оборотов Центрального Банка

оказалась не готова к организации расчетов в условиях перехода к рынку:

участились случаи задержки платежей, имели место хищения денежных средств

по подложным документам.

Такая ситуация сложилась вследствие многократного увеличения

количества предприятий и коммерческих банков. Центральный Банк оказался не

готов к обслуживанию возросшего количества операций. Сказалось

недостаточное техническое оснащение Расчетно-кассовых центров, отсутствие

надежных каналов связи. Обработка расчетно-денежных документов велась

вручную, не было отлаженного механизма контроля за их подлинностью.

Первым шагом на пути оздоровления расчетной системы явилась отмена

монополии Центрального Банка на проведение расчетных операций. Коммерческим

банкам было разрешено устанавливать прямые корреспондентские отношения для

проведения расчетов в рублях.

Центральным Банком также были предприняты шаги, направленные на

улучшение организации собственной системы межбанковских расчетов.

Значительно улучшено техническое оснащение Расчетно-кассовых центров,

внедряются городские, областные, межрегиональные системы прямых расчетов

через РКЦ. Таким образом удалось добиться некоторого улучшения системы

организации расчетов как по скорости прохождения платежей, так и по ее

надежности.

В достижении позитивных сдвигов в области организации безналичных

расчетов в масштабах всей страны прямые межбанковские корреспондентские

отношения играют безусловно положительную роль. По системе прямых

межбанковских корреспондентских отношений проходят значительные объемы

расчетных операций, что уменьшает нагрузку на РКЦ Центрального Банка.

Корреспондентские отношения способствуют развитию разнообразных форм

сотрудничества между банками.

В организации системы безналичных расчетов в России наметились

положительные сдвиги. Однако, в целом расчетная система не отвечает

требованиям мировых стандартов. Предстоит еще многое сделать.

На сегодняшний день определился, хотя еще далеко не окончательно, круг

коммерческих банков, сумевших создать собственные сети банков-

корреспондентов. Между ними развернулась конкурентная борьба на рынке

межбанковских расчетных услуг.

В результате конкурентной борьбы происходит снижение величины ставок

комиссионного вознаграждения за ведение операций по корреспондентским

счетам, повышаются проценты на кредитовый остаток. В настоящее время

большинство банков не взимают комиссии за операции по корреспондентским

счетам. Повышая проценты на кредитовые остатки по счетам банки снижают

маржу, получаемую от активных операций, проводимых за счет ресурсов на

корреспондентских счетах. Проценты по остаткам в настоящее время уже

практически достигли максимального уровня. Дальнейшее повышение

процентных ставок влечет за собой, либо увеличение объемов вложений в

высокодоходные, но рискованные операции, либо использование большей части

остатков в качестве кредитных ресурсов, что, в свою очередь, повышает риск

ликвидности.

Таким образом, ценовая конкуренция на межбанковском рынке расчетных

услуг постепенно уходит в прошлое. На первый план выходит повышение

качества проведения расчетных операций, расширение спектра предоставляемых

услуг.

Расчеты являются важнейшей функцией банков во всех странах, что

отличает их от других финансовых учреждений. Именно в этой сфере Инкомбанк

стал лидером среди российских коммерческих банков как по международным

расчетам, так и по расчетам внутри России и стран СНГ. Рассмотри на примере

этого банка, что позволило ему выйти на лидирующие позиции среди российских

банков именно в этой сфере банковских услуг.

Для качественного обеспечения расчетов Инкомбанк впервые в России

построил по международным стандартам здание собственного Расчетного Центра.

Расчетный Центр объединил основные подразделения банка, связанные с

организацией расчетных операции. Создание Расчетного Центра позволило

улучшить качество предоставляемых услуг и обеспечить оперативное решение

вопросов наших клиентов.

РАСЧЕТЫ В РУБЛЯХ

Инкомбанк первым среди коммерческих банков приступил к созданию

собственной системы безналичных электронных расчетов путем установления

прямых корреспондентских отношений с коммерческими банками. Сейчас

Инкомбанк имеет одну из самых больших по России и странам ближнего

зарубежья корреспондентскую сеть, которая насчитывает больше 500 прямых

банков-корреспондентов по расчетам в рублях и мягких валютах. Через

корреспондентскую сеть банка ежедневно проходит более 2500 иногородних

платежей.

Инкомбанк целенаправленно проводит работу по повышению качества

предоставляемых банкам-корреспондентам расчетных услуг путем

совершенствования технического и программного обеспечения Расчетного Центра

в сочетании с индивидуальным подходом к банкам-корреспондентам.

Техническое оснащение Расчетного Центра производилось в соответствии с

последними достижениями мировой техники. В качестве центрального

банковского компьютера используется компьютер NCR 3550. Ядром программно-

технического комплекса является является уникальная опто-волоконная

локальная вычислительная сеть, протяженностью около 60 километров,

спроектированная одной из ведущих западных фирм и объединяющая около 350

рабочих станций.

Для удобства работы с банками-корреспондентами специалистами банка

разработана межбанковская автоматизированная расчетная система "МАРС"

-пакет программ для оснащения автоматизированного рабочего места

корреспондента. Система "МАРС" разработана специалистами Банка в 1992 году

на базе международных форматов ISO и S.W.I.F.Т.. Программное обеспечение

позволяет автоматизировать процесс формирования, кодирования и отсылки

финансовых сообщений. Немаловажным является то, что обеспечение банков-

корреспондентов пакетом программ, а также обучение пользованию им,

производится бесплатно (снимки с экрана(как выглядит система) прилагаются).

Для качественного ведения операций по счетам, оперативного решения

возникающих в процессе работы вопросов каждому банку-корреспонденту

выделяется персональный операционист и консультант - сотрудник отдела

корреспондентских отношений. Это отличает нас от других "расчетных" банков

и позволяет оперативно решать любые возникающие у банков-корреспондентов

вопросы.

Планомерная работа по построению собственной расчетной системы привела

к тому, что в настоящее время около 85% иногородних рублевых платежей

клиентов Инкомбанка и его филиалов осуществляется через корреспондентскую

сеть.

РАСЧЕТЫ В СКВ

В настоящее время Инкомбанк осуществляет валютное обслуживание более 7

тыс. организаций, как резидентов, так и нерезидентов. Для обслуживания

клиентов и проведения валютно-финансовых операций на международных рынках

Инкомбанком открыты корреспондентские счета в более чем 50 иностранных

банках. Для проведения расчетов используется система S.W.I.F.Т., через

которую осуществляется более 2000 платежей в день.

Благодаря наличию прямых корреспондентских отношений с более чем 70

банками стран ближнего зарубежья Инкомбанк осуществляет расчеты с

Казахстаном, Украиной, Белоруссией, Молдовой, и другие государства.

Переводные операции в банки-корреспонденты осуществляются в течение 1-2

банковских дней.

Глава 3. Тенденции развития банковской системы.

Известно, что банковская система России прошла сложный путь развития в

рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа

банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики и

основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период

огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизации

управления их деятельностью. Банковская система также претерпела

соответствующие изменения.

В связи с проведением экономических реформ рыночного типа в конце 80-х

годов начинается разгосударствление собственности и вновь происходит

акционирование государственных банков. Как грибы после дождя начинают

появляться новые коммерческие банки.

За период 1990-1993 годов число коммерческих банков на территории

России возросло более чем в 18 раз. В последнее время темпы роста числа

зарегистрированных банков снижаются. Хотя возможности экстенсивного

расширения банковской сферы еще не полностью исчерпаны, видимо, значимость

этой составляющей ее развития будет в дальнейшем относительно уменьшаться.

Это связано и с тем, что более жесткими становятся условия расширения

банковской системы: увеличиваются минимальные размеры уставного фонда,

денежно-кредитный рынок насыщается традиционными банковскими услугами,

возрастает конкуренция в банковской сфере, ограничителем для создания новых

банков выступает и нехватка высококвалифицированных специалистов. Главным

же в дальнейшем развитии банковской системы все больше будет становиться ее

качественное совершенствование.

3.1. Банковские “болезни” и возможные средства их излечения.

Катастрофы банков - неизбежная реальность во всем мире. Не успела

отшуметь история с банкротством британского инвестиционного банка Barings

PLC, как во Франции были обнародованы подробности финансового кризиса

широко известного банка Credit Lionnais. Главная причина, приводящая банки

к катастрофам, - это, говоря языком медицины, развитие их внутренних

болезней. Ими поражены и многие банки России, где в силу сочетания ряда

условий складывается особенно неблагоприятная ситуация. В 1994 году в

рамках полномочий по надзору Центральный банк отозвал лицензии у 65

коммерческих

банков, а в 1995 году ( по состоянию на середину марта) - уже у 41

банка. Тучи продолжают сгущаться - и не только над мелкими банковскими

учреждениями. Рассмотрим кратко неблагоприятные условия, в которых работают

отечественные банки.

Во-первых, коммерческий банк относиться к наиболее сложному типу

организационно-экономических и социальных систем. С одной стороны, это

-специфическое кредитно-финансовое учреждение, которое должно постоянно

обновлять используемые информационные технологии для повышения качества

выполнения операций на рынке банковских услуг. С другой стороны, банк

обладает основными признаками производственной системы, ориентированной на

массовое обслуживание клиентов. В этой системе важно уже не только качество

услуг, которое благодаря современным технологиям можно сделать очень

высоким, но также трудоемкость и себестоимость выполнения основных

операций. От качества функционирования этой системы зависит прибыль и

другие результаты.

Функционирование обеих систем обеспечивает еще одна - социальная. Банк

- живой организм, который состоит из отдельных работников, свойства и

качества которых, как казалось бы, должны суммироваться в некий общий

результат. Однако результат деятельности банка на самом деле - это далеко

не сумма свойств и качества его работников. Социальная система, вбирая в

себя элементы, приобретает и новые свойства, возникающие в процессе

взаимодействия его элементов. А эти свойства могут быть направлены и не на

пользу банку, хотя никто из работников в отдельности или его руководителей

зла своему банку не желает.

Во-вторых, объективные условия для возникновения болезней российских

банков создал их стремительный рост. В реальной жизни (и не только в живой

природе) наблюдается обратная зависимость между скоростью роста системы и

ее качеством, выражающимися, например, в надежности или прочности

конструкции. Правда, медленно развивающиеся системы необязательно

оказываются качественными, но это уже иной вопрос. Самым старым нашим

коммерческим банкам лишь несколько лет от роду, а размеры многих из них

впечатляют. Но ведь 3,4 или 6 лет - это не 30-50, и у многих российских

банков не может быть настоящего прочного фундамента. Даже те коммерческие

банки, которые возникли на месте бывших государственных, сегодня являются

молодыми рыночными структурами. Причем в новую экономику они принесли с

собой не

только полезные старые связи и возможности, но и некоторый старый

багаж трудностей, от которых не всегда просто избавиться. Так что все наши

коммерческие банки - молодые рыночные структуры независимо от истории их

создания, и нам предстоит еще быть свидетелями внезапного падения не одного

их них. Однако неожиданным такое падение будет лишь для публики и некоторых

работников этих банков. На самом деле в скрытых формах движение к таким

катастрофам уже идет, непрерывно ускоряясь. Такова плата за быстрое и

некачественное строительство.

Есть и третья причина, о которой неприятно говорить, носящая типично

российских характер. Это-неблагоприятная атмосфера, создаваемая нашим

слишком сильным в административном отношении государством вокруг

коммерческих банков. Но если две первые указанные выше следует признать

результатом объективных трудностей, то к третьей это отнести нельзя.

Очевиден парадокс: государство, объявившее о своей приверженности курсу

рыночных реформ, всеми путями сдерживает развитие важнейшего рыночного

механизма -банков, который, несмотря ни на что, является сегодня наиболее

ценным достижением россиян на пути к реальным рыночным отношениям. Борьба

государства против коммерческих банков противоречит национальным интересам

России и в перспективе выиграна им быть не может, хотя и способна усугубить

и без того немалые проблемы банков.

Если вернуться к первой проблеме, то очевидно, что ее одной вполне

достаточно для возникновения многих болезней коммерческих банков, поскольку

болезни - естественный спутник любой действующей системы. Специалистам

известен ряд общих болезней, преследующих фирмы и компании, независимо от

специфики их деятельности и национальной принадлежности. Например, болезнь,

названная "синдромом большого бизнеса", поражает крупнейшие компании в США,

Западной Европе и в Японии. Она возникает всегда, как только масштабы

бизнеса перестают соответствовать применяемым компаниями системам

управления и, в частности, внутренним структурам, методам организации

бизнеса в целом. Ведь неслучайно такие крупные банки, как упоминавшийся

Credit Lionnais, начинают стремительно и порой неразборчиво обрастать

сомнительными активами.

Кроме общемировых болезней, описанных в литературе наряду с

накопленным опытом их лечения, есть типично российские Среды. Это, в

частности, похищение средств с помощью поддельных чеков, как это произошло,

например, недавно в Международном Московском банке на сумму 660тыс.$

Такое можно осуществить только при вполне определенном состоянии банковской

системы. Здесь диагностикой и лечением надо заниматься, опираясь лишь на

российскую практику. Запад нам ничем не поможет и вряд и чему научит. Там

подобных болезней в российском варианте просто нет. Что же касается ссылок

на аналогии со странами, в чем-то схожими с сегодняшней Россией, то здесь

следует проявлять осторожность. Ведь нет ничего опаснее, чем применение

типовых решений, разработанных для других условий и не адаптированных для

России.

Помимо названных, есть еще специфические банковские болезни. Они

обусловлены особенностями банков, взаимодействием внутренних систем и

структур банков, применяемых ими методов управления и даже имиджем и

положением банков в российском обществе

Названные выше три группы болезней образуют достаточно мощный букет.

Можно утверждать, что абсолютно здоровых банков нет и быть не может. Вместе

с тем, из таких болезней не стоит делать трагедию. Надо смотреть правде в

глаза, а значит, постоянно или периодически заниматься диагностикой и

вовремя проводить квалифицированное лечение. Конечно, здесь есть проблема -

кому ми как лечить? Правильно ее понять - значит сделать важный шаг к

излечению.

Не надо строить иллюзий насчет того, что любой опытный банкир способен

разобраться во всех болезнях своего банка и вылечить его. Никакой природный

ум, даже хорошо развитый в процессе учебы в престижном специальном учебном

заведении, не может предложить нечто, заменяющее знания и опыт, накопленные

другими людьми в специфической области. Ведь квалификация - понятие

относительное, и все мы в чем-то профессионалы, а в чем-то - дилетанты. Не

приходит же нам в голову при возникновении проблем с собственным здоровьем

самим делать себе медицинские анализы. Правда, самолечением все же многие в

какой-то мере занимаются, но, как правило, - по результатам диагностики,

выполненной профессионалами. Точно так же диагностикой и лечением

банковских болезней должны заниматься специалисты, а дело руководителей

банков - создавать для этого условия.

Стоит лет приглашать для лечения банков зарубежных специалистов? Что

касается точной диагностики, то они вряд и смогут помочь. Ряд общемировых

болезней бизнеса они действительно могут знать, а вот знают ли они

специфику протекания таких болезней в российских условиях - это большой

вопрос. Банкирам следует учитывать, что западные специалисты обычно смело

берутся

помогать (за хорошие деньги), даже когда и не знакомы с нашей

спецификой. Логика здесь бывает часто проста: раз российский бизнесмен

приглашает для проведения такой работы и хорошо за это платит, то почему бы

и не поучиться специфике работы в российских условиях. Глядишь - через

какое-то время это постигнешь. Тогда и в своей стране можно прослыть

экспертом по России, что сейчас модно и прибыльно.

Иностранные специалисты могут быть полезны лишь тогда, когда уже точно

известно, о какой болезни идет речь, какие структуры в банке, элементы или

технологии надо изменить и какое зарубежное средство здесь полезно

применить. Это могут быть как отдельные технические и программные средства,

так и целые банковские технологии. Однако нужный результат должен быть

продуман и просчитан заранее, а в контракте с зарубежной фирмой следует

четко оговорить не только установку в банке рекомендуемой ею системы, но

также ее внедрение и выведение на необходимый уровень эффективности в

реальных рабочих условиях.

Возможно, некоторым крупным банкам хотелось бы иметь собственную

службу, которая занималась бы оздоровлением банковского организма. В

принципе - это возможный путь, но тут надо учитывать, что самые

квалифицированные специалисты в штаты таких служб не придут. Дело в том,

что сильным профессионалам нужны определенная Среда и условия. Им

необходимо быть независимыми от руководства банка ( в смысле своего

должностного положения). Только тогда они могут говорить правду, а не

только то, что руководители хотели бы слышать. Нужна также постоянная и

разнообразная практика, чтобы иметь хорошую базу сравнения различных

ситуаций. Так что собственных специалистов иметь можно, но для серьезной

диагностики обязательно следует привлекать независимых профессионалов.

Могут возразить, что привлекать со стороны людей, которым придется

показывать банк изнутри, опасно. Это резонно. Незнакомых людей допускать к

подобным делам не стоит. Здесь следует руководствоваться двумя правилами.

Первое - искать действительно профессионалов, имеющих за плечами по крайней

мере десятилетний опыт такой или аналогичной работы. Полезно выяснить,

какие серьезные работы выполнялись ими в прошлом, какова их репутация в

своей профессиональной среде, какие результаты своей работы публиковали и с

какими идеями выступали среди коллег. После такого анализа риск неприятных

последствий от привлечения незнакомого специалиста резко уменьшится. И

второе правило: надо начинать с малого, постепенно присматриваясь и

привыкая

к специалисту. Полезно стараться не терять его из поля зрения,

периодически поручая хотя бы небольшую работу. Иначе говоря, такие

специалисты как врачи, адвокаты и представители некоторых других профессий,

нужные бизнесменам, должны постоянно находиться в поле зрения банкира,

заботящегося о здоровье своего банка.

3.2. Решение насущных проблем – путь к успешному развитию банков.

Развитие банка должно опираться на решение и других чрезвычайно важных

проблем. Фундаментальными, являются такие из них, как:

1) взаимоотношения между банками и государственной властью:

2) антимонопольная политика и развитие конкуренции в банковской сфере;

3) банк и собственность;

4) взаимодействие коммерческих банков с Центральным банком;

5) направления банковской политики;

6) кадровый потенциал банков;

7) научные основы банковской деятельности. Что может и что должно

сделать государство для развития банковской деятельности, каковы должны

быть обязательства банков по отношению к государству? Согласно закону а

банках они "не отвечают по обязательствам государства, государство не

отвечает по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных

законами РСФСР". Это, однако, не означает, что государство и банки

разделены "китайской стеной". Напротив, они тесно взаимодействуют.

Прежде всего во всяком государстве создаются правовые основы

банковской деятельности, задача государства состоит при этом в том, чтобы

законы "работали". В жизни, однако, эти законы реализуются не полностью:

Центральный банк не выполняет свою главную задачу по обеспечению

устойчивости рубля (как уже отмечалось, государство, по существу, вопреки

закону встало на инфляционный путь); коммерческие банки в нарушение закона

зависимы от органов власти в части принятия ими решений, связанных с

проведением банковских операций. Законодательная и правоохранительная

функции государства должны соблюдаться в полной мере, иначе зачем обществу

нужны законы, которые не реализуются на практике. Собственно, нормально

банки могут развиваться только тогда, когда в стране создано прочное

денежное обращение и функционирует стабильная политическая государственная

власть, юридически и экономически не ущемляющая интересы хозяйства и

банков.

Коммерческие банки нуждаются не в сдерживании, а в развитии их деловой

активности. Со стороны государственных структур, со стороны центральных

банков им необходима значительная поддержка, не только административная, но

и главным образом экономическая. Как известно, в настоящее время

коммерческие банки обслуживают клиентуру, доставшуюся им по

"наследству". Наряду с предприятиями, прочными в финансовом отношении,

существуют, как известно, слабые хозяйства, с низким уровнем

кредитоспособности. Кредитные отношения с такого рода хозяйственными

организациями ненадежны, сопряжены с повышенным риском. Словом, с позиции

банка как предприятия - это малопривлекательная клиентура. С позиции

народного хозяйства, однако, ряд структур является жизненно необходимым,

без их функционирования общество не может нормально существовать, поэтому

нуждается в банковской поддержке. Где же выход из этого противоречия?

Выход, бесспорно, есть, и традиционно такая дилемма разрешается не за счет

коммерческого банка, его принуждения кредитовать клиента или выполнять те

или иные операции, как говорят, "себе в убыток", а при поддержке

государства. Государство, заинтересованное к примеру, в развитии

производства продуктов питания, легкой промышленности, сельского хозяйства,

берет на себя дополнительное, в их взаимодействии с банками, материальные

гарантии. Их может быть несколько. Прежде всего есть категория дешевых

кредитов. Организационно в таких случаях коммерческий банк кредитует

предприятия по сниженной процентной ставке, а государство (бюджет)

компенсирует ему разницу, между тем, низким уровнем процента, который

могут платить предприятия, и ссудным процентом, который складывается на

рынке. Возможен и другой вариант, когда бюджет передает коммерческому

банку определенные ресурсы, предназначенные для специальных

инвестиционных кредитов. В первом случае государство компенсирует банку

плату за кредит, во втором дает деньги. В каждом из этих случаев речь идет

о специально утверждаемой государством программе (национальной или

региональной), которая финансируется банками, получающими

соответствующую правительственную поддержку. Никто не остается в накладе:

народное хозяйство получает дополнительный импульс для развития жизненно

необходимых отраслей, коммерческие банки не только не теряют своего

коммерческом интереса, но и, напротив, получив дополнительные гарантии

государства, с большей охотой взаимодействуют с подобными клиентами.

В нормальной экономической ситуации (и особенно в условиях инфляции)

банки осторожно относятся к потребностям бюджета, ограниченно участвуют в

кредитовании его расходов. Банковское содействие государственным программам

развития экономики страны осуществляется не путем огульного кредитования

большей части расходов государственного бюджета и его колоссального

дефицита, а посредством приобретения ценных бумаг и других обязательств

государства, а также на основе кредита, его срочности и платности,

изыскивая, как уже отмечалось, источники для компенсации снижения

доходности коммерческого банка.

Важным инструментом стимулирования банковской деятельности всегда

являлась также налоговая политика. В целом она должна исходить из тех же

принципов, которые заложены в систему взимания налогов со всех других типов

предприятий. Усиленный налоговый пресс, направленный на сокращение прибыли

банка, в конечном счете скажется на развитии деятельности предприятий.

Рациональной в этой связи была бы дифференциация ставок

налогообложения применительно к отдельным банкам, особенно на

первоначальном этапе их деятельности. Значительная экономическая поддержка

может быть оказана также посредством освобождения от налогов прибыли,

направляемой на расширение деятельности, приобретение оборудования,

инвестиций в производство, пересмотра положений, регламентирующих перечень

расходов, относимых на издержки банка. В условиях резкого обострения

проблемы обновления основных фондов в народном хозяйстве целесообразно

продление льгот, установленных для предприятий, организаций в части

погашения инновационных кредитов из прибыли до налогообложения.

Наконец, в переходный период банки особенно нуждаются в прямых

государственных инновационных программах, предусматривающих развитие

банковского дела, в том числе посредством разработки и внедрения в практику

новых научных рекомендаций, отвечающих потребностям развития рынка на

отдельных этапах его функционирования.

Разумеется, банки несут свою ответственность перед государством. Их

вкладом в экономику является ускорение производства посредством денежно-

кредитных инструментов. Перед законом банки отвечают при этом прежде всего

по двум направлениям: во-первых, они должны держать обязательные резервы в

Банке России, иметь свой страховой и резервный фонды, соблюдать

установленные экономические нормативы, и, во-вторых, хранить тайну по

операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов. Здесь не

должно быть иллюзий: во всем мире за банками организован довольно жесткий

контроль.

Важно, однако, чтобы центральные банки не мешали коммерческим

учреждениям, обслуживающим народное хозяйство, выполнять свои операции, не

вмешивались административно. По свидетельству коммерческих банков,

выступивших в сентябре 1991 года на Ассамблее российских коммерческих

банков, попытка командовать ими не изжила себя. Разумеется, речь здесь не

идет о той мелочной опеке, которая исходит от Центральном банка

(коммерческие банки жалуются, к примеру, на то, что при их регистрации

выдвигаются все новые и новые мелочные требования, установлена

унизительная процедура и проч.). При всей важности этих замечаний, не в них

дело, а в том, что эмиссионные банки довольно часто меняют свои экономиче

ские нормативы, что существенно отражается на финансовой стороне

банковской деятельности. Неустойчивость поведения центрального банка,

частая смена его важнейших экономических нормативов приводят к финансовым

потерям коммерческих банков, делают неуверенной их денежно-кредитную

политику. Коммерческие банки нуждаются в равных условиях при покупке

централизованных ресурсов посредством создания системы кредитования.

Неуверенность Центрального банка проявляется не только на уровне

взаимоотношений с деловыми банками, но и на макроуровне, его денежная

(эмиссионная) политика грозит свести на нет все усилия по преодолению

торможения общественного развития еще больше дестабилизировать

экономику. За все годы, прошедшие с начала реконструкции наших

производственных отношений, общество так и не увидело жесткой линии

государственного банка по предотвращению инфляции, не услышало слова

протеста против "затратной" политики государства, оказываемого на него

политического давления как эмиссионного центра, призванного укреплять

денежное обращение. Создается впечатление, что наш эмиссионный банк так и

не освободился от своего положения младшего брата, которому можно в любой

момент приказать выполнять политику центра, даже если она не соответствует

интересам укрепления денежного обращения.

Не исключено поэтому, что обществу придется обсудить идею надзора за

банками, более обстоятельно поработать над банковским

законодательством.

Вторая проблема, которая заслуживает обстоятельного анализа, это

антимонопольная политика и развитие конкуренции в банковской сфере. В

условиях переходного периода важнейшим элементом экономической политики

должно быть дальнейшее разрушение монополизма,

разгосударствление собственности на банковский капитал. Несмотря на

мероприятия, проведенные в течение двух этапов банковской реформы,

реорганизация банковской системы в полной степени не завершена.

Необходимо и далее реформировать банки-гиганты с централизацией

управления, слабой хозрасчетной самостоятельностью низовых кредитных

учреждений, сдерживающих банковский прогресс, в конечном счете

упраздняющих конкуренцию в банковском деле; целесообразно было бы

преобразовать такие банки- гиганты в специальные структуры, действующие в

виде специальных государственных фондов поддержки хозяйств в переходный

период. Не выступая против крупных банковских структур вообще, важно здесь

заметить, что их существование возможно только при условии полной

хозрасчетной самостоятельности их подразделений. Наиболее емкими по

степени регулирования денежного оборота должны выступать средние банки,

обладающие равными возможностями при формировании материальной базы,

покупке ресурсов в долг и т.п.

Необходимо иметь в виду, что по своей природе банки как элементы

рыночной структуры - это конкурирующие предприятия. Их сеть поэтому должна

быть существенно расширена. В районах целесообразно запретить деятельность

только одного банка, законодательно в них должно функционировать

несколько банков. В интересах конкуренции важно и еще одно условие.

Рыночная экономика может развиваться в полной мере на основе

многообразных по своей деятельности банков (деловых, сберегательных,

ипотечных, обществ взаимного кредита, кредитной кооперации и пр.). В

перспективе банки в интересах повышения эффективности своей деятельности, с

другой стороны, могут функционировать как группы, объединяющие страховые,

аудиторские, информационные общества, биржи, лизинговые и факторинговые

компании.

Во всех этих случаях представляется, что сфера государственного

участия в банковском деле должна быть сохранена, однако в основном она

должна концентрироваться на формировании банковских структур,

обеспечивающих реализацию государственных программ.

В целом принципиально важно, чтобы банк как коммерческое

предприятие функционировал на базе разнообразных форм собственности, где

каждая из них равноправна по отношению друг к другу как на стадии открытия

кредитных учреждений, так и в процессе их функционирования. С позиции

собственности в банковской сфере в стране поэтому могут развиваться самые

разнообразные типы банков; акционирование их капитала, однако, должно пойти

более высокими темпами, создавая большую заинтересованность в повышении

результатов банковской деятельности. Концептуально важно также, чтобы

были созданы экономические условия для привлечения иностранного банковского

капитала, совместных банковских структур, формирования свободных

банковских зон, которые не только содействуют развитию регионов, но и

снижают бремя государственных расходов, создают стабильный канал валютных

поступлений, расширяют ссудный фонд.

Существенной задачей является дальнейшее развитие структуры

собственности в банковском деле. Видимо, в перспективе необходимо пойти по

пути снижения доли государственной собственности (в прямой и скрытой

форме), дальнейшей диверсификации форм собственности (образование

коммунальных, частных банков и др.), формирования смешанной формы

собственности республик на банковский капитал и, что немаловажно, -

повышение доли мелких акционеров в уставных фондах.

Важно, чтобы с учетом развития конкуренции и в интересах своей большей

стабильности банки признали целесообразным на

консолидированной основе создать фонды поддержки как на уровне

экономического региона, так и в целом. Перспективными на данном этапе

становятся банковские союзы, лига коммерческих банков России,

координирующие деятельность по реализации программ общебанковском

характера, исследующие перспективу развития банковского продукта.

Важно, однако, чтобы создание банковских объединений, союзов не

приводило к усилению монополистических тенденций в банковской сфере, в

большей степени содействовало объединению усилий для сохранения единства

экономики страны по созданию благоприятных условий для развития

предпринимательства. Можно согласиться с тем, что банковские союзы во

многом могли бы способствовать решению крупных проблем развития банковского

дела, в том числе приданию ему современном облика и интеграции в мировое

сообщество.

Определенные изменения необходимо осуществить и в банковской

(кредитной) политике. К сожалению, современная кредитная политика не

выполняет своего стабилизирующего воздействия на денежное обращение, она в

значительной мере направлена на поддержание расходов бюджета и его

огромного дефицита. На сегодняшний день продолжатся бюджетная эмиссия,

насыщающая хозяйственный оборот излишними деньгами, не имеющими

материального обеспечения. Печатный станок включен на полную мощность, и

если мы не приостановим его работу, то это в конечном счете может привести

к возникновению новых диспропорций в общественном развитии.

Программа оздоровления кредита, однако, должна состоять не только из

запретительных мер. Последние должны касаться главным образом кредитования

бюджетных потребностей: что же касается кредитной политики в целом, то в

ней лишь должны быть смещены акценты. Дело в том, что современная

концепция кредитования, к сожалению, исповедует исключительно

идею всемерном сокращения кредитных вложений, поскольку, по мнению

эмиссионных банков, вхождение дополнительных платежных средств в

хозяйственный оборот посредством кредита только усиливает инфляционные

тенденции. Согласно этой логике, чем меньше предоставляется кредитов, тем

лучше. Отсюда проводимое эмиссионными банками увеличение норм отчислений

средств в резервные фонды, фиксация предельного уровня процентной ставки по

кредитам коммерческих банков, повышение платы за кредиты эмиссионных

банков. Все эти меры направлены на то, чтобы удержать коммерческие банки от

кредитной экспансии, ограничив тем самым рост денежной массы. Ограничение

кредита, однако, одновременно сказывается на развитии предпринимательской

деятельности как фактора насыщения рынка товарами. Получается, что жесткая

кредитная политика действует лишь в одном направлении: она ограничивает

поступление платежных средств, но сдерживает при этом рост товарного

производства и обращения. Если учесть, что примерно треть денег,

находящихся в обращении, используется на нужды кредитования и населения, а

большая их часть втянута в покрытие государственного внутреннего долга, то

станет понятным, что ограничения в кредитовании предприятий и населения

оказываются удвоенными. Видимо, сокращать необходимо не кредиты,

направляемые на развитие предпринимательства, а ссуды, обслуживающие

бюджетные потребности.

В целом, следовательно, необходима не столько жесткая кредитная

рестрикция, сколько перегруппировка форм кредита, в том числе развитие

коммерческого кредита, кредитов населению на цели развития индивидуальной

предпринимательской деятельности.

Конечно, рассмотренные проблемы не исчерпывают всех аспектов развития

банков в условиях перехода к рынку. Самого пристального внимания

заслуживают вопросы взаимодействия банка с клиентами, организация денежных

платежей, а также укрепление кадрового потенциала и, наконец развитие науки

о банках. Каждая из данных проблем заслуживает самостоятельного разговора,

и лишь при комплексном, пакетном их решении можно надеется на то, что

российские банки возродятся и смогут стать действительно коммерческими

предприятиями.

3.3. Основные направления развития.

Можно выделить два основных направления, по которым должно происходить

качественное совершенствование банковской сферы и ее деятельности.

Первое - развитие процессов концентрации в банковском деле. Это

связано с тем, что банки должны сыграть ключевую роль в финансовом

обеспечении подъема экономики, который в свою очередь невозможен без

существенного повышения инвестиционной активности. Подобная их роль

предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов в

России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные

компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме

инвестиционной активности: первые не набрали необходимой финансовой мощи,

деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг,

особенно вторичный. Только крупные банки, имеющие традиционные связи с

промышленностью, развитую филиальную сеть в различных регионов страны,

способны сегодня удовлетворять инвестиционные потребности производственных

структур через долгосрочные кредиты.

Учитывая, что в условиях высокой инфляции желание банков сохранить

инвестиционную направленность деятельности наталкивается на ее

экономическую невыгодность, государство должно подкрепить его

соответствующими стимулами. Арсенал их известен: прежде всего это снижение

размера резервных требований для таких банков и освобождение от

налогообложения доходов банков, получаемых от долгосрочных кредитов.

Создание условий для активизации инвестиционной деятельности отвечает

государственным интересам России, поэтому общественность вправе ждать здесь

от высших органов власти решительных действий.

Второе направление совершенствования банковской деятельности, имеющее

перспективный характер, - расширение круга услуг, оказываемых банками их

клиентам, то есть диверсификация банковской деятельности в самом широком

смысле. Необходимость совершенствования банковской деятельности в этом

направлении связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности

хозяйствующих субъектов в финансовых услугах постоянно развиваются.

Безусловно, диверсификация банковской деятельности станет настоятельной

потребностью в самом недалеком будущем.

Следует отметить, что уже и сейчас наиболее дальновидные банки

готовятся к тому, чтобы необходимость широкой диверсификации банковской

деятельности не застала их в врасплох и начинают активно разрабатывать

новые банковские продукты. Сравнивая ассортимент банковских услуг, которые

сегодня предлагаются клиентам российскими банками, с тем, который

характерен для банков в странах с развитой рыночной экономикой, где по

разным оценкам клиенты получают от нескольких сотен до нескольких тысяч

услуг, можно представить сколь масштабную работу предстоит развертывать

банкам по совершенствованию их деятельности по мере становления развитого

рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Кризисные процессы в сегодняшней российской экономики существенно

осложняют положение в банковском секторе России. Возможности получения

надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения

банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение

банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со

средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам.

Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая

предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не

только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.

Крупнейшие банки накапливают определенный потенциал для

финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических

финансово-промышленных альянсов как "локомотивов" российской экономики.

Повысился интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые

либо оригинальные и конкурентноспособные на мировом уровне производства.

Важнейшими направлениями развития банковского сектора стали расширение

сети филиалов по всей стране, установление связей с банковскими

учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки

Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с

нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской

конкуренции, расслоением среди банковских учреждений.

Банковское дело затрагивает в конечном счете ожидания, чувства и планы

конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в современной конкуренции

должен стремиться к тому, чтобы чаяния его клиентов становились

реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе - духовной,

нравственной, материальной. Надежность банка - главная из составляющих той

основы, на которой сохраняются и приумножаются средства Акционеров и

Клиентов.

-----------------------

[1] См.: Финансовые известия. – 1996 - № 39. – С.3.

[2] См.: Финансовые известия. – 1996. - № 45. – С.3.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.