РУБРИКИ

Банковские операции на рынке ценных бумаг

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Банковские операции на рынке ценных бумаг

S -конечная сумма

P - начальная сумма вложений

T - количество дней в году

t - период инвестирования(в днях)

i - доходность(в процентах)

для возможности сравнения с остальными финансовыми инструментами

используется чистая доходность:

[pic], где

z - затраты(например, комиссионное вознаграждение)

tr - количество дней со дня привлечения средств до дня возврата

средств кредитору

ir - чистая доходность.

Чистый доход=доход- налоги- комиссионные расходы.

Поэтому, сравнивая чистый доход от вложений в различные финансовые

инструменты, можно найти наиболее, выгодные, с точки зрения доходности,

инструменты.

Приведем пример:

1). Пусть банк инвестирует 100000 руб. в государственные облигации со

сроком погашения 30 дней пол 30% годовых, налогооблажение льготное- 15%.

2). Банк выдает кредит 100000 руб. на 30 дней под 35% годовых (налог-

38%).

В первом случае доход составит 2465 рублей, во втором случае 2877

рублей. С учетом налогов 2095 и 1640 соответственно. Таким образом, хотя

доход во втором случае выше, но доход с учетом налогооблажения выше в

первом случае. Чистая доходность в первом случае - 25,5%,а во втором - 20%

годовых. Следовательно, вложения в государственные облигации под 30%

годовых выгоднее, чем выдача кредита под 35%, а (25,5-20=) 5,5% составляет

дополнительный доход банка.

Связь между типом инвестора и типом портфеля.

|Тип |Цели |Степень |Тип ценной бумаги |Тип портфеля |

|инвестора|инвестиров|риска | | |

| |ания | | | |

|Консерват|Защита от |Низкая |Гос. ценные |Высоконадежны|

|ивный |инфляции | |бумаги, акции и |й, но |

| | | |облигации крупных |низкодоходный|

| | | |стабильных | |

| | | |эмитентов | |

|Умеренно-|Длительные|Средняя |Малая доля гос. |Диверсифициро|

|агрессивн|вложения | |ценных бумаг, |ванный |

|ый |капитала и| |большая доля | |

| |его рост | |ценных бумаг | |

| | | |крупных и средних,| |

| | | |но надежных | |

| | | |эмитентов с | |

| | | |длительной | |

| | | |рыночной историей | |

|Агрессивн|Спекулятив|Высокая |Высокая доля |Рискованный, |

|ый |ная игра, | |высокодоходных |но |

| |возможност| |ценных бумаг |высокодоходны|

| |ь быстрого| |небольших |й |

| |роста | |эмитентов, | |

| |вложенных | |венчурных компаний| |

| |средств | | | |

|Нерациона|Нет четких|Низкая |Произвольно |Бессистемный |

|льный |целей | |подобранные ценные| |

| | | |бумаги | |

Таким образом, инвестиционная деятельность банка сопряжена с решением

множества нетривиальных задач. Для этого существует область знаний,

называемая финансовой математикой. Некоторые решения принимаются на основе

политической и экономической конъюктуры интуитивно. Нет однозначного

правила определения инвестиционных решений, необходимо ориентироваться на

сложившуюся ситуацию. Для наиболее эффективного и быстрого реагирования на

изменение экономической ситуации, банки становятся участниками торгов на

биржах, осуществляют внебиржевые сделки.

Банковские операции с векселями

. учет векселей

Учет векселей состоит в том, что векселедержатель передает векселя

банку по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за это

вексельную сумму за вычетом за досрочное получение определенного

процента от этой суммы. Этот процент называется учетным процентом или

дисконтом. Например, при предъявлении срочного векселя Сбербанка РФ до

срока его погашения, процент устанавливается равным проценту по

векселю по предъявлении Сбербанка РФ.

. выдачу ссуд до востребования по специальному ссудному счету под

обеспечение векселей.

Банки могут открывать предприятиям, организациям и другим клиентам

специальные ссудные счета и выдавать по ним кредиты, принимая в их

обеспечение векселя. Ссуды оформляются без установления срока или до

наступления срока погашения векселей, принимаемых в обеспечение.

Векселя принимаются в обеспечение специального ссудного счета не на их

полную стоимость: обычно 60-90% их суммы в зависимости от размера

установленного конкретным банком, а также в зависимости от

кредитоспособности клиента и качества представленных им векселей.

. инкассирование векселей

Банки часто выполняют поручения векселедержателей по получению

платежей по векселям в срок(принятие векселя на инкассо). Банки берут

на себя ответственность по предъявлению векселей в срок плательщику и

получению причитающихся по ним платежей. За данную операцию банки

взимают определенную плату.

. домициляция векселей

Банки могут по поручению векселей или трассанта производить платежи в

установленный срок. Банк в противоположность инкассированию векселей

является не получателем платежа, а плательщиком. Назначение

плательщиком по векселю какого-либо третьего лица называется

домициляцией, а такие векселя - домицилированными. За данную операцию

банки обычно взимают определенную комиссию.

В ходе проведения операций с векселями коммерческие банки аккумулируют

значительное количество векселей. При правильном ведении учетных операций

вексельный портфель является для банка надежной статьей его актива, более

устойчивой, чем другие ценные бумаги, например, акции. Другим достоинством

векселей является точно установленная ликвидность по срокам.

Рынок векселей состоит из двух частей: рынка банковских и

корпоративных векселей. До кризиса доля и объем рынка банковских векселей

был гораздо существенней, многие банки начали испытывать серьезные

проблемы, и рынок банковских векселей сузился. Среди сегодняшних эмитентов

банковских векселей можно назвать Альфа-банк, Собинбанк, Сбербанк,

Газпромбанк. Если раньше активными участниками вексельного рынка были

крупные и средние банки, то сейчас наиболее заметными стали мелкие банки,

которые не имели больших вложений в ГКО. Вместе с тем часть традиционных

участников вексельного рынка по-прежнему участвуют в торговле и даже

расширили свое влияние.

На конъюктуру рынка векселей влияют: в первую очередь - общее

экономическое и политическое состояние в стране, а также курс доллара. Рост

курса доллара после кризиса привел к уменьшению активности торговли.

Инвесторы предпочитали вкладывать деньги в доллары; второй влияющий на

рынок векселей фактор связан с разрешением основных российских

экономических проблем, в первую очередь вопросов внутреннего и внешнего

долга.

Для нормального функционирования рынка векселей нужна альтернатива,

обеспечивающая перелив капитала из одного сектора финансового рынка в

другой. Сегодня привлекательны только краткосрочные вложения в векселя,

т.к. нет альтернативы и возможности прогнозировать курс доллара на

продолжительный срок.

Рынок федеральных облигаций.

Оценивая инвестиционную привлекательность рынка любого финансового

инструмента, его всегда сравнивают с рынками других ценных бумаг. На первом

месте по надежности, а следовательно, с минимальным уровнем риска,

находится рынок федеральных облигаций. Рынок федеральных облигаций состоит

из высоконадежных государственных ценных бумаг.

Инвестиционные операции с облигациями государственного сберегательного

займа(ОГСЗ).

Эмитентом ОГСЗ является Министерство Финансов РФ, а агентом по

обслуживанию и обращению выпусков - Сбербанк РФ.

ОГСЗ выпускаются в документарной форме. Сейчас в обращении находятся

ОГСЗ сроком погашения 2 года и с 4 купонами(выплата купонного дохода

осуществляется один раз в полгода, размер купонных ставок - 65% и 50%

годовых).Передача прав осуществляется путем простого вручения, а получить

купонные выплаты можно в любом отделении Сбербанка.

Цель проведения операции:

. Получение дохода от вложений собственных средств банка. Доход при

инвестировании в ОГСЗ может быть получен за счет 3 источников:

выплаты по купону; прибыли операции на вторичном рынке; доходы от

операций андеррайтинга.

. Вложения в ОГСЗ можно рассматривать как один из инструментов

управления ликвидностью и оптимизацией финансовых потоков, т.к. они

позволяют на короткий срок инвестировать свободные денежные

средства.

. Инвестирование в ОГСЗ может преследовать и иные цели. Так, данные

ценные бумаги можно использовать в качестве залога.

Эффективность проводимой операции.

Одно из привлекательных инвестиционных свойств ОГСЗ заключается в том,

что ежедневно ее стоимость увеличивается на величину накопленного купонного

дохода(НКД).

Доходность купонной облигации без учета комиссионных расходов

рассчитывается по формуле:

[pic], где

D - доходность купонной облигации(в процентах)

N - номинал облигации в рублях

P - цена облигации без учета НКД в рублях

C - объявленный по данной серии купон в рублях

A - НКД в рублях

tax - ставка налога(для банков 38%)

t - срок до выплаты купона

Величина купона в рублях вычисляется по формуле:

[pic], где

R - объявленная купонная ставка в процентах годовых

tk - купонный период

Величина НКД определяется следующим образом:

[pic]

При расчете цены продажи и покупки банк использует формулу:

При покупке: Цпок=N+A-K

При продаже: Цпрод=N+A+K, где

N - номинал облигации

A - НКД

+K - курсовая надбавка

-К - курсовая скидка

Если банк заинтересован в приобретении облигаций, увеличении оборота и

активности данной операции, величина между ценами на покупку и продажу

сокращаются.

Рынок субфедеральных облигаций.

На втором месте закрепился рынок субфедеральных займов. Администрации

субъектов Федерации оформляют свои долги в виде облигации. Выпуск

субфедеральных займов контролирует Минфин РФ. Субфедеральные ценные бумаги

- доходны. Даже, когда доходность на рынке ГКО-ОФЗ составляла 25-30%, то на

СПВБ(Санкт-Петербургская Валютная Биржа) размещались займы с доходностью 41-

42% годовых. При этом ставка по кредитам у многих коммерческих банков

составляла 30% годовых. Очевидна, выгодность вкладывания средств-инвестиций

в субфедеральные займы.

Региональные облигации привлекательны для инвестора(низкие риски и

высокая доходность). С точки зрения ликвидности субфедеральные ценные

бумаги, к сожалению, уступают многим. Можно сказать, что региональные

облигации практически неликвидны. Это не означает, что они не будут

своевременно погашены. Инвестору, купившему субфедеральные ценные бумаги,

придется держать их в своем портфеле и ждать погашения. В 1997 году

размещались преимущественно нецелевые займы, телефонные, жилищные займы.

Основными инвесторами по объему средств, вложенных в этот рынок, являются:

Сбербанк, Банк Российский кредит.

Кризис, безусловно повлиял на рынок субфедеральных займов. Он стал еще

менее ликвидным. Все крупные российские банки, многие иностранные инвесторы

покупали облигации. После кризиса произошел отток зарубежных инвесторов с

рынка субфедеральных ценных бумаг.

Эмиссия субфедеральных ценных бумаг с каждым годом растет. Количество

зарегистрированных облигационных субфедеральных и муниципальных займов в

1997 году увеличилась по сравнению с 1996 годом более чем в 4 раза. Более

чем в 2,5 раза вырос объем эмиссий в реальном выражении. Если в 1996 году

суммарный объем выпуска составил 1895 млн. долларов, то в 1997 году - 5085

млн. долларов. Именно 1997 год стал годом массового выхода эмитентов на

рынок.

|Эмитент |Объем выпуска, млрд. руб. |

|Администрация Санкт-Петербурга |3000 |

|Правительство Москвы |2000 |

|Минфин Татарстана |804 |

Структура среднего дневного оборота рынка субфедеральных облигаций в

1997 году(в %):

Санкт-Петербург - 74,85%

Оренбургская область - 10,03%

Москва - 4,31%

Татарстан - 3,84%

Новосибирская обл. - 3,54%

Свердловская обл. - 2,13%

Челябинская обл. - 1,31%

Рынок корпоративных ценных бумаг.

Обострившаяся в настоящее время проблема прямых инвестиционных

вложений, это в первую очередь проблема ликвидности. Именно, отсутствие

ликвидности мешает делать широкомасштабные вливания в российские проекты.

На сегодняшний день все системы торгов на российском фондовом рынке

ориентированы фактически только на один уровень ценных бумаг, с примерно

одинаковым уровнем капитализации, и все имеют дело с «голубыми фишками».

Рынок корпоративных ценных бумаг является наиболее ликвидным, доходным

в настоящее время. Наиболее ликвидны акции, облигации таких эмитентов, как:

РАО «ЕЭС России», АО НК «Лукойл», АО «Мосэнерго», РАО «Норильский никель»,

РАО «Ростелеком», АО «Сургутнефтегаз», АО «Газпром».

При оценке инвестиционной привлекательности можно выделить следующие

пункты:

. Основным значимым фактором является участие акций российских

энергетических компаний в торгах. В 1997 году акции энергетических

компаний составили примерно 35% объема торгов на РТС.

Объемы торгов на РТС за первое полугодие 1998 года:

РАО «ЕЭС России» - 31%

Лукойл - 26%

Мосэнерго - 11%

Ростелеком - 9 %

Норильский никель - 7%

Прочие - 6%

Сургутнефтегаз - 5%

Газпром - 2%

Иркутскэнерго - 2%

Красноярскэнерго - 1%

Так как, чем больше торговые обороты, тем выше ликвидность акций.

. Также значимым фактором является отношение капитализации к выручке

от реализации:

- т.к. выручка отражает все аспекты деятельности предприятия.

. Размер компании тоже влияет на активность инвесторов при вложении

средств в те или иные компании. В основном инвесторы предпочитают

покупать акции крупных компаний.

После августовского кризиса, несмотря на угрожающую ситуацию, рынок

акций не прекратил своего существования. Хотя, произошел спад цен на акции.

Например, если максимальным докризисным значением цены акции НК Лукойл

составлял - 28 долларов, то сейчас составляет примерно 10 долларов, но

наблюдается постепенный рост цен на эти акции.

Исследование активности банков на фондовом рынке.

Выборочное обследование деловой активности коммерческих банков на II

полугодие 1997 года, 1998 год и прогноз на 1999 год показало, что во II

полугодии 1997 года была тенденция к повышению активности банков на

вексельном рынке. Высока была активность банков в работе с акциями

производственных, торговых и других организаций. В результате проводимой ЦБ

РФ политики на последовательное снижение доходности ГКО в 1997-1998 г.г.

интерес банков к операциям на этом сегменте фондового рынка постоянно

снижался вплоть до полного прекращения операций после 17 августа 1998 года.

В первом полугодии 1997 года 26 процентов из обследованных респондентов-

банков сократили операции с ГКО, а 31 процент увеличили; то во II полугодие

25 процентов увеличили, 40 процентов сократили.

Основные операции банков на фондовом рынке.

(баланс - разность долей респондентов, отметивших увеличение и

уменьшение данного показателя по сравнению с предыдущим периодом; в

процентных пунктах)

[pic]

2.3. Операции под залог ценных бумаг.

Залог ценных бумаг - активно развивающаяся на отечественном кредитном

рынке операция. Следует отметить и возрастающий интерес банков к операциям,

связанных с закладом.

В соответствии с законодательством РФ закладом признается договор о

залоге, по условиям которого заложенное имущество(ценные бумаги) передается

залогодержателю во владение. В договоре заклада должно быть предусмотрено

право банка-кредитора самостоятельно, по поручению залогодателя реализовать

заложенные ценные бумаги и из суммы вырученных средств погасить долг

кредитору, причитающиеся проценты, а также возместить расходы по взысканию

задолженности.

Предметом заклада могут быть облигации, акции, депозитные сертификаты,

векселя и другие ценные бумаги. Передаваемые в заклад ценные бумаги должны

принадлежать заемщику на правах собственности. Только в этом случае, в

соответствии с действующим законодательством РФ, ценные бумаги могут быть

отчуждены в пользу банка-кредитора.

Принятые в залог облигаций под выданные кредит приходуются по

стоимости, указанной в залоговом договоре.

Кредитование под залог векселей имеет определенную специфику.

Цель проведения операции:

. Повышение надежности обеспечения ссуды. Выдача ссуд производится под

залог векселей. При невозможности получить возврат ссуды, банк может

заявить протест векселя и иметь возможность безусловного выполнения

вексельного обязательства вплоть до банкротства клиента.

. Расширение сферы коммерческого кредитования за счет использования

векселедержательского кредита.

При векселедержательском кредите собственная кредиторская

задолженность оформляется векселями.

. Получение дополнительного дохода от переданных в обеспечение кредита

ценных бумаг.

Переданные в обеспечение ценные бумаги могут быть использованы банком,

в частности учтены в ЦБ РФ(в соответствии с Письмом ЦБ РФ от 4.10.94 №

183-04).

. Повышение доходности операций кредитования.

Кредит по векселям, переданным в залог, предоставляется лишь в размере

60-90 процентов от их стоимости, поэтому взыскание вексельной суммы в

случае невыполнения условий кредитного договора может принести

определенный эффект.

Технология операции кредитования под залог векселей.

1. Оценка возможности кредита.

При этом банк рассматривает прежде всего, насколько хозяйственно-

финансовое положение клиента характеризует возможность своевременного

погашения кредита.

2. Предоставление заявления на получение кредита под залог в банк.

3. Заключение кредитного договора между банком и клиентом.

В договоре устанавливается максимальный размер ссуды, размер залога,

величина процента и комиссии в пользу банка. Оговариваются право банка

обращать в погашение долга суммы, вносимые векселедателями для оплаты

векселей, а при отсутствии таковых - выручку от реализации товаров и услуг,

поступающих на расчетный счет клиента.

Ссуды под залог векселей бывают:

. срочные, когда владелец векселей обязан выкупить их у банка в

заранее установленный срок;

. онкольные, т.е. ссуды до востребования, возврата которых банк вправе

потребовать в любое время.

Так как конъюктура финансового рынка подвержена колебаниям, а

кредитование до востребования не ограничено сроком, то в кредитном договоре

предусматриваются следующие права банка:

. повышать по своему усмотрению, не уведомляя клиентов заранее, суммы

процентов и комиссии в пользу банка;

. разрешать клиентам замену одних векселей до срока их погашения

другими.

4. Погашение кредита.

Погашение ссуды может осуществляться путем перечисления средств по

распоряжению клиента с его расчетного счета или путем зачета платежей,

поступивших по векселям, находящимся в обеспечении кредита от

векселедателей. Если по специальному ссудному счету за счет поступающих

средств образуется кредитовое сальдо, то банк начисляет проценты на

кредитовые остатки в размере, установленном за хранение их на

расчетных(текущих) счетах.

В основном используется залог ликвидных государственных долговых

обязательств. Эффективность операции повышается при совершении операции

РЕПО. Сделки РЕПО проводятся на основе соглашения участников сделки об

обратном выкупе ценных бумаг. Это соглашение предусматривает, что одна

сторона продает другой стороне пакет ценных бумаг с намерением выкупить их

обратно по заранее оговоренной цене в определенный срок.

Для банка экономически выгодно использовать операции РЕПО при

кредитовании под залог государственных ценных бумаг. Поэтому, банки

работают по схеме РЕПО с государственными ценными бумагами, прибыль от

операции с которыми не подлежит обложению налогом. Например, возможна такая

схема работ с ОГСЗ(облигация государственного сберегательного займа).

Клиент, имеющий ОГСЗ, обращается в банк 19.02.96 г. с целью получения

оборотных средств, но ему не хочется реализовывать свои облигации, так как

через 71 день он может рассчитывать на получение процентов(не облагаемых

налогом на прибыль) по купону. Банк заключает с клиентом договор о покупке

облигаций, например, на срок 30 дней, с условием, что по истечении этого

срока клиент выкупит их обратно. При этом облигация оценивается в 75% от

номинала плюс купон. Подобные условия гарантируют возмещение расходов и

обеспечивают прибыль банку в случае отказа клиента выкупить облигации.

Таким образом, банк кредитует клиента под надежное ликвидное обеспечение, а

клиент получает от банка относительно дешевый кредит, проценты по которому

включаются в себестоимость, и по истечении 71 дня - льготируемый доход по

купону.

Банки пользуются ОГСЗ и ОВГВЗ(облигации внутреннего государственного

валютного займа) при привлечении денежных средств. В этом случае денежных

средств. В этом случае льготируемую прибыль получает банк.

Глава 3. Особенности российского рынка ценных бумаг.

3.1. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на

нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций,

уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности банка ее

собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим нормативным

документам, определяющим деятельность банка в целом, ее подразделений и

работников.

Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности банка

нормативным документам государства, других организаций, международным

соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и

все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные,

залоговые, трастовые и т.д.

Государство на российском рынка ценных бумаг выступает в качестве:

. эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;

. инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных

предприятий;

. профессионального участника при торговле акциями в ходе

приватизационных аукционов;

. регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;

. верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему

судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование

со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

. государственные и иные нормативные акты;

. государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынком можно разделить на:

. прямое, или административное управление;

. косвенное, или экономическое управление.

Прямое, или административное управление рынком ценных бумаг

осуществляется путем:

. установление обязательных требований ко всем участникам рынка ценных

бумаг;

. регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

. лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

. обеспечение гласности и равной информированности всех участников

рынка;

. поддержка правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое управление рынком ценных бумаг

осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении

экономические рычаги и капиталы:

. систему налогообложения(ставки налогов, льготы и освобождение от

них);

. денежную политику(процентные ставки, минимальный размер заработной

платы и др.);

. государственные капиталы(госбюджет);

. государственную собственность и ресурсы(государственные

предприятия).

Высшие органы государственной власти.

Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг.

Президент издает указы.

Правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов

Президента.

Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг.

Министерского уровня:

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

Министерство Финансов РФ;

Центральный банк РФ;

Государственный комитет по антимонопольной политике;

Госналогслужбы РФ;

Саморегулируемые организации(ПАРТАД, НАУФОР, ПАУФОР).

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Для обеспечения государственного регулирования на рынке ценных бумаг,

а также отношений, складывающихся в процессе обращения ценных бумаг,

пресечения злоупотреблений и нарушений прав акционеров Указом Президента РФ

от 4 ноября 1994 года № 2063 «О мерах по государственному регулированию

рынка ценных бумаг в РФ» была создана Федеральная комиссия по рынку ценных

бумаг(ФКЦБ). Указом Президента от 27 февраля 1995 года № 202 статус ФКЦБ

был приравнен к статусу федерального министерства. В соответствии с Законом

«О рынке ценных бумаг» (ст. 40) ФКЦБ - это федеральный орган исполнительной

власти по проведению государственной политики в области РЦБ, контролю за

деятельностью профессиональных участников РЦБ через определение стандартов

их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Ее

полномочия не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств

Правительства РФ и ценные бумаги субъектов федерации.

По закону(ст. 42), ФКЦБ осуществляет следующие функции:

. Осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных

бумаг.

. Утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных

бумаг эмитентов.

. Разрабатывает и утверждает единые требования к правилам

осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами.

. Устанавливает обязательные требования к операциям с ценными

бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению,

обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной

деятельности.

. Осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных

ценных бумаг их количеству в обращении.

. Устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра.

. Устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр

саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка

ценных бумаг и анализирует указанные лицензии: при нарушении

требований законодательства РФ о рынке ценных бумаг, а также

стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ.

. Обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках

ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и

регулирования рынка ценных бумаг.

ФКЦБ создала 15 региональных отделений, каждый из которых курирует

деятельность профессиональных участников субъектов РФ на рынке ценных

бумаг.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг имеет много полномочий в

области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления

требований и т.д.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется

исключительно на основании лицензии, выдаваемых ФКЦБ России и

уполномоченных ею органами.

Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» на

деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг выдаются

лицензии трех видов:

. лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг;

. лицензия на осуществление деятельности на ведение реестра;

. лицензия фондовой биржи.

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг предоставляет

право осуществлять на рынке ценных бумаг(с учетом разрешенного совмещения,

см. таблицу) описанные выше виды деятельности.

Таблица 3.1.1. Совмещение различных видов профессиональной

деятельности на рынке ценных бумаг.

| | | | |Депозитарная |Клиринговая | |

|Вид |Бро|Дил|Довер|Исключая|Расче|Исключа|Клири|Органи|

|деятельности|кер|ерс|итель|расчетны|тный |я |нговы|зация |

| |ска|кая|ное |й |депоз|клиринг|й |торгов|

| |я | |управ|депозита|итари|овый |центр|ли |

| | | |ление|рий |й |центр | | |

|Брокерская | |+ |+ |+ |- |+ |- |- |

|Дилерская |+ | |+ |+ |- |+ |- |- |

|Доверительно|+ |+ | |+ |- |+ |- |- |

|е управление| | | | | | | | |

|Депозитарная|+ |+ |+ | | |+ |+ |+ |

|(искл. | | | | | | | | |

|расчетный | | | | | | | | |

|депозитарий | | | | | | | | |

|Расчетный |- |- |- | | |+ |+ |+ |

|депозитарий | | | | | | | | |

|Клиринговая(|+ |+ |+ |+ |+ | | |+ |

|искл. | | | | | | | | |

|клиринговый | | | | | | | | |

|центр) | | | | | | | | |

|Клиринговый |- |- |- |+ |+ | | |+ |

|центр | | | | | | | | |

|Организация |- |- |- |+ |+ |+ |+ | |

|торговли | | | | | | | | |

I. Документы, предоставленные на лицензирование должны соответствовать

законодательству РФ о ценных бумагах, правовым актам РФ и

нормативным актам ФКЦБ России.

К ним относятся:

а) требования к учредительным документам.

Организационно-правовая форма организации, собирающейся осуществлять

профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, должна

удовлетворять требованиям ФКЦБ России.

Таблица 3.1.2. Требования к организационно-правовой форме

профессиональных участников рынка ценных бумаг.

|Вид деятельности |ООО |ОАО |Некоммерческая |

| | | |организация |

|Брокерская |+ |+ |- |

|Дилерская |+ |+ |- |

|Доверительное управление |+ |+ |- |

|Депозитарная |+ |+ |- |

|Клиринговая |+ |+ |+ |

|Организация торговли ценными |+ |+ |+ |

|бумагами | | | |

б) бухгалтерские документы и бухгалтерская отчетность должны

соответствовать федеральному закону № 129-ФЗ от 12.11.97 года «О

бухгалтерском учете» к приказам Минфина РФ и ГНС РФ.

в) карта постановки на учет организации-заявителя в налоговую

инспекцию

Таблица 3.1.3. II. Требования к размеру собственного капитала,

рассчитанного по методике ФКЦБ России.

|Вид деятельности |Размер собственного |Единовременный |

| |капитала, тыс. экю |лицензионный сбор, |

| | |минимальных размеров |

| | |оплаты труда |

|Брокерская |50 |150 |

|Дилерская |75 |200 |

|Брокерская, включая |450 |250 |

|операции с физ. | | |

|лицами | | |

|Доверительное |1000 |300 |

|управление | | |

|Депозитарная |1000 |300 |

|Клиринговая |1000 |300 |

|Организация торговли |2000 |1000 |

|ценными бумагами | | |

Примечание.

1.Организации, которым ФКЦБ выдала лицензию на осуществление

деятельности по доверительному управлению ценными бумагами до 1 января 1998

года, должны довести размер собственного капитала до 1 000 000 экю до 1

января 1999 года.

2. Организации, осуществляющие депозитарно-хранительскую деятельность

должны довести размер собственного капитала до 1 000 000 экю к 1 января

2000 года.

III. Требования к системе внутреннего учета и внутренней отчетности.

В соответствии с Постановлением ФКЦБ России № 21 от 26 ноября 1996

года «Временное положение об учетных регистрах и внутренней отчетности

профессиональных участников ценных бумаг» внутренний учет и отчетность

должны соответствовать требованиям нормативных актов ФКЦБ.

IV. Предоставление отчетности.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг в зависимости от того,

где он получал лицензию - в ФКЦБ или в ее региональных отделениях, должен

предоставить отчетность в виде регистрационной формы на бумажном и на

магнитном носителе.

Новое в лицензировании.

В настоящий момент начался новый этап рассмотрения заявлений на

получение, замену, переоформление лицензии профессионального участника

рынка ценных бумаг. Теперь в соответствии с Постановлением ФКЦБ России № 22

от 3 июня 19998 года, организации для получения должны предоставить

ходатайство саморегулируемой организации(СРО), внутренние документы которой

предусматривают членство профессиональных участников рынка ценных бумаг в

этих организациях. В частности, в соответствии со ст. 44 Закона «О рынке

ценных бумаг» ФКЦБ имеет право выдавать генеральные лицензии на

осуществления лицензирования профессиональных участников рынка ценных

бумаг. ФКЦБ может доверить лицензирование профессиональных участников рынка

ценных бумаг другой организации как государственной(например, ЦБ РФ) так и

общественной СРО.

Саморегулируемые организации.

Саморегулируемые организации - это некоммерческие, негосударственные

организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг

на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на

основе государственных гарантий, поддержки, выражающейся в присвоении им

государственного статуса саморегулируемой организации.

Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферагентов и

депозитариев(ПАРТАД) имеет статус саморегулируемой организации.

Функции ПАРТАД:

. Регулирование деятельности регистраторов и депозитариев.

Регистраторами на рынке ценных бумаг называют организации, которые по

договору с эмитентом ведут реестр.

Депозитариями называют организации, которые оказывают услуги по

хранению сертификатов ценных бумаг или учету прав собственности на

ценные бумаги.

. Лицензирование профессиональных участников рынка - регистраторов и

депозитариев.

Процесс лицензирования происходит следующим образом: профессиональный

участник подает в ПАРТАД необходимые документы, эксперты ассоциации

оценивают степень их соответствия действующим требованиям ФКЦБ и

подают ходатайство в ФКЦБ либо направляют документы на доработку.

Таким образом, ФКЦБ получает документацию уже прошедшую первичную

обработку.

. Сертификация программного обеспечения ведения реестров владельцев

именных ценных бумаг. ПАРТАД создал единые требования к программному

обеспечению регистраторов.

Также существуют саморегулируемые организации: НАУФОР - национальная

ассоциация участников фондового рынка, ПАУФОР - профессиональная ассоциация

участников фондового рынка, АУВЕР - ассоциация участников вексельного

рынка, которые контролируют деятельность на рынке ценных бумаг.

Центральный банк РФ.

Центральный банк России выполняет своеобразную роль на рынке ценных

бумаг, одновременно являясь его профессиональным участником, активно

ведущим операции с ценными бумагами, а с другой - государственным органом

регулирования рынка ценных бумаг.

. Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг,

выступая в нем в качестве финансового брокера, работающего по

поручению Правительства.

. Выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по

операциям с отдельными выпусками государственных ценных

бумаг(например, 30-летний облигационный заем 1991 года).

. Ведет расчеты по выплате процентов и погашению отдельных выпусков

государственных ценных бумаг, учет для Правительства операций с

ними.

. Банк России выступает органом государственного регулирования для

коммерческих банков - профессиональных участников рынка ценных

бумаг.

В соответствии с [11,12], а также в соответствии с последующими

нормативными актами Банка России, им выполняются следующие регулирующие

функции на рынке ценных бумаг:

. установление для банков правил совершения операций на рынке, учета

и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами;

. лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными

бумагами;

. аттестация специалистов банков на право ведения операций с ценными

бумагами;

. регистрация выпусков ценных бумаг банков;

. ведение реестра ценных бумаг банков;

. регистрация и ведение реестра акционерных обществ;

. регулирование совместно с Минфином РФ выпуска и обращения

государственных ценных бумаг.

В условиях финансового кризиса в целях поддержания текущей ликвидности

банковской системы была скорректирована политика обязательных резервных

требований Банка России.

С 24 августа 1998 года нормативы обязательных резервов кредитных

организаций, депонируемых в Банке России, были понижены с 11% до 10%. С 1

сентября Банк России в целях повышения ликвидности банков установил новые

нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и

иностранной валюте в зависимости от удельного веса вложений кредитных

организаций в государственные ценные бумаги(ГКО и ОФЗ) в работающих

активах: если он составляет 40% и более - размере 5%, а если от 20 до 40% -

7,5%(вместо 10%). Для Сбербанка РФ этот норматив снижен до 5%.

Роль Центрального банка как кредитора были весьма значительной в 1998

году. Так, ряду крупных системообразующих банков в целях погашения

обязательств перед вкладчиками в соответствии с решением Совета директоров

Банка России были предоставлены кредиты на общую сумму 9,3 млрд. руб. на

срок 6 месяцев.

Центральный банк РФ осенью 1997 года обнародовал программу

реструктуризации банковской системы. Данный документ предполагает

разделение всех российских банков на 4 группы.

1 группа. Банки, в настоящий момент не испытывающие значительных

затруднений в своей работе. Их меньшинство, причем из главных «героев

вчерашних дней» - банков, имевших наибольший показатель собственного

капитала в докризисный период - в данную категорию практически никто не

попал.

2 группа. Стабильно работающие региональные банки, которым будет

предоставлена государственная поддержка.

3 группа. Системообразующие банки, неспособные самостоятельно

продолжать банковские операции. В данную группу занесены 18 наиболее

крупных кредитных организаций.

4 группа. Это безнадежные банки.

Агентство по реструктуризации кредитных организаций(АРКО).

При поддержке деятельности банков, одну из ведущих ролей должен

сыграть новый для российской экономики орган - по реструктуризации

кредитных организаций.

АРКО создано по инициативе ЦБ и Правительства осенью 1998 года.

Главной его задачей является восстановление платежеспособности российских

банков. Каким именно банкам будет оказана помощь, решает агентство. Выбор

форм и методов проведения реструктуризации также остается на его

усмотрение. Кто может рассчитывать на помощь АРКО, будет работать с

банками, которые:

. привлекли средства резидентов на сумму не менее 10% от общей суммы

привлеченных средств в данном регионе;

. кредитуют экономику на сумму не менее 30% активов;

. согласны на то, что АРКО получит возможность влиять на решения,

принимаемые кредитной организацией, в т.ч. путем приобретения

пакетов акций;

. способны осуществлять текущие налоговые платежи при условии

предоставления отсрочки по просроченным платежам.

Кроме того, будут учитываться следующие факторы:

. наличие в банке значительной доли бюджетных счетов в общем объеме

бюджетных потоков региона.

. значимое(более 25% участие администрации региона в акционерном

капитале банка).

. желание администрации региона обсуждать и принимать различные схемы

реструктуризации задолженности банка перед местным бюджетом и помощь

администрации в переговорах по реструктуризации задолженности перед

федеральным бюджетом.

АРКО - кредитная организация и находится под надзором ЦБ. За помощью к

АРКО может обратиться банк из любого региона. Для этого он должен направить

заявление в ЦБ и приложить к нему план реструктуризации.

3.2. Налогообложение на рынке ценных бумаг.

Cуществующая налоговая система не применяет каких либо специфических

подходов к фондовому рынку и рынку ценных бумаг, а перечень применяемых при

операциях с ценными бумагами налогов в основном соответствует налогам для

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.