РУБРИКИ

Шпаргалки (биология) для выпускных экзаменов в 11 классе

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпаргалки (биология) для выпускных экзаменов в 11 классе

растений и некото

рых автотрофных бактерий. Фотосинтез – процесс образования органических

веществ из углекислого газа и воды, идущий в хлоро-пластах с использованием

солнечной энергии. Суммарное уравнение фотосинтеза:

[pic]

2. Значение фотосинтеза – образование органических веществ и запасание

солнечной энергии, необходимой всем организмам, обогащение атмосферы

кислородом. Зависимость жизни всех организмов от фотосинтеза.

3. Хлоропласты – расположенные в цитоплазме органоиды, в которых

происходит фотосинтез. Их отделение от цитоплазмы двумя мембранами.

Образование гран – многочисленных выростов на внутренней мембране, в

которые встроены молекулы хлорофилла и ферментов.

4. Хлорофилл – высокоактивное вещество, зеленый пигмент, способный

поглощать и использовать энергию солнечного света на синтез органических

веществ из неорганических. Зависимость активности хлорофилла от включения

его в структуры хлоропласта.

5. Фотосинтез – сложный процесс, в котором выделяют световую и темновую

фазы.

Световая фаза фотосинтеза:

1) поглощение на свету хлорофиллом энергии солнечного света и ее

преобразование в энергию химических связей (синтез молекул АТФ);

2) расщепление молекул воды на протоны и атомы кислорода;

3) образование из атомов молекулярного кислорода и выделение его в

атмосферу;

4) восстановление протонов электронами и превращение их в атомы водорода.

Темновая фаза фотосинтеза – ряд последовательных реакций синтеза

углеводов: восстановление углекислого газа водородом, который образовался в

световую фазу при расщеплении молекул воды. Использование запасенной в

световую фазу энергии молекул АТФ на синтез углеводов.

2.

1. Ч. Дарвин о месте человека в системе органического мира как

о наиболее высокоорганизованном звене в эволюции, об общих далеких предках

человека и человекообразных обезьян.

2. Сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства

происхождения человека от млекопитающих животных. Доказательства

принадлежности человека к классу млекопитающих:

1) сходство всех систем органов, внутриутробное развитие, наличие

диафрагмы, млечных желез, трех видов зубов; 2) рудиментарные органы

(копчик, аппендикс, остатки третьего века); 3) атавизмы – проявление у

людей признаков далеких предков (многососко-вость, сильно развитый

волосяной покров); 4) развитие человека и млекопитающих животных из

оплодотворенной яйцеклетки, сходство стадий зародышевого развития (закладка

жаберных щелей и сильное развитие хвостового отдела до трехмесячного

возраста, мозг

зародыша в месячном возрасте напоминает мозг рыб).

3. Сходство человека и человекообразных обезьян: 1) у обезьян также

развита высшая нервная деятельность, есть память. Они ухаживают за детьми,

проявляют чувства (радость, гнев), используют простейшие орудия труда;

2) сходное строение всех систем органов, хромосомного аппарата, групп

крови, общие болезни, паразиты.

4. Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и

человекообразных обезьян – доказательства их родства, происхождения от

общих предков Признаки различий (присущие человеку мышление, речь,

прямохождение, высокоразвитая трудовая деятельность) – доказательства

дальнейшего развития человека и человекообразных обезьян в разных на

правлениях.

3.

Надо исходить из того, что организмы тесно связаны со средой. Так,

растения в процессе фотосин теза поглощают углекислый газ и воду, а

выделяют кислород. Он расходуется при дыхании и гниении. Аквариум –

искусственная экосистема с незамкнутым круговоротом веществ, расход кислоро

да в процессе дыхания и гниения превышает его пополнение за счет

фотосинтеза. Вода в аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях

накапливается углекислый газ. Поэтому необходимо периодически накачивать в

аквариум воз-дух.

Билет № 11

1. Деление клеток – основа размножения и роста организмов. Роль ядра и

хромосом в делении клеток. Митоз и его значение.

2. Движущие силы эволюции человека. Основные стадии эволюции человека.

Биологические и социальные факторы эволюции.

3. Сравнить колосья двух сортов пшеницы или ржи (или два комнатных

растения одного вида) и выявить у них различия по фенотипу. Объяснить

причины этих различий.

1.

1. Деление клеток – основа роста и размножения организмов,

передачи наследственной информации от материнского организма (клетки) к

дочернему, что обеспечивает их сходство. Деление клеток образовательной

ткани – причина роста корня и побега верхушками.

2. Ядро и расположенные в них хромосомы с генами – носители наследственной

информации о признаках клетки и организма. Число, форма и размеры хромосом,

набор хромосом – генетический критерий вида. Роль деления клетки в

обеспечении постоянства числа, формы и размера хромосом. Наличие в клетках

тела дипло-идного (46 у человека), а в половых – гаплоидного (23) набора

хромосом. Состав хромосомы – комплекс одной молекулы ДНК с белками.

3. Жизненный цикл клетки:

интерфаза (период подготовки

клетки к делению) и митоз (деление).

1) Интерфаза – хромосомы дес-пирализованы (раскручены). В интерфазе

происходит синтез белков, липидов, углеводов, АТФ, самоудвоение молекул ДНК

и образование в каждой хромосоме двух хро-матид;

2) фазы митоза (профаза, мета-фаза, анафаза, телофаза) – ряд

последовательных изменений в клетке: а) спирализация хромосом, растворение

ядерной оболочки и ядрышка; б) формирование веретена деления, расположение

хромосом в центре клетки, присоединение к ним нитей веретена деления;

в) расхождение хроматид к противоположным полюсам клетки (они становятся

хромосомами);

г) формирование клеточной перегородки, деление цитоплазмы и ее органоидов,

образование ядерной оболочки, появление двух клеток из одной с одинаковым

набором хромосом (по 46 в материнской и дочерних клетках человека).

4. Значение митоза – образование из материнской двух дочерних клеток с

таким же набором хромосом, равномерное распределение между дочерними

клетками генетической информации.

2.

1. Антропогенез – длительный исторический процесс становления человека,

который происходит под влиянием биологических и социальных факторов.

Сходство человека с млекопитающими – доказательство его происхождения от

животных.

2. Биологические факторы эволюции человека – наследственная изменчивость,

борьба за существование, естественный отбор. 1) Появление у предков

человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного таза,

прочного крестца – наследственные изменения, которые способствовали

прямохождению; 2) изменения передних конечностей – противопоставление

большого пальца остальным пальцам – формирование руки. Усложнение строения

и функций головного мозга, позвоночника, руки, гортани – основа

формирования трудовой деятельности, развития речи, мышления.

3. Социальные факторы эволюции – труд, развитое сознание, мышление, речь,

общественный образ жизни. Социальные факторы – основное отличие движущих

сил антропогенеза от движущих сил эволюции органического мира.

Главный признак трудовой деятельности человека – способность изготавливать

орудия труда. Труд – важнейший фактор эволюции человека, его роль в

закреплении морфологических и физиологических изменений у предков человека.

4. Ведущая роль биологических факторов на ранних этапах эволюции человека.

Ослабление их роли на современном этапе развития общества, человека и

возрастание значения социальных факторов.

5. Стадии эволюции человека:

древнейшие, древние, первые современные люди. Ранние стадии

эволюции – австралопитеки, черты их сходства с человеком и

человекообразными обезьянами (строение черепа,зубов, таза). Находки

остатков человека умелого, его сходство с австралопитеками.

6. Древнейшие люди – питекантроп, синантроп, развитие у них лобных и

височных долей мозга, связанных с речью, – доказательство ее зарождения.

Находки примитивных орудий труда – доказательство зачатков трудовой

деятельности. Черты обезьян в строении черепа, лицевого отдела,

позвоночника древнейших людей.

7. Древние люди – неандертальцы, их большее сходство с человеком по

сравнению с древнейшими людьми (больший объем мозга, наличие слаборазвитого

подбородочного выступа), использование более сложных орудий труда, огня,

коллективная охота.

8. Первые современные люди – кроманьонцы, их сходство с современным

человеком. Находки разнообразных орудий труда, наскальных рисунков –

свидетельство высокого уровня их развития.

3.

Надо исходить из того, что каждый сорт имеет свой генотип. Значит, один

сорт отличается от другого и по фенотипу (длина колоса, число колосков и

зерновок в них, окраска, остистость или ее отсутствие). Причины различий по

фенотипу: различия в генотипе, в условиях выращивания, вызывающих

модификационные изменения.

Билет № 12

1. Мейоз, его значение, отличие от митоза. Набор хромосом в гаметах и

соматических клетках.

2. Популяция – структурная единица вида. Численность популяций. Причины

колебания численности популяций. Взаимоотношения особей в популяциях и

между различными популяциями одного и разных видов.

3. Составить вариационный ряд изменчивости признака семян фасоли или

листьев какого-либо растения одного возраста. Выявить закономерности

изменчивости признака.

1.

1. Гаметы – половые клетки, участие их в оплодотворении, образовании

зиготы (первая клетка нового организма). Результат оплодотворения –

удвоение числа хромосом, восстановление их дип-лоидного набора в зиготе

Особенности гамет – одинарный, гапло-идный набор хромосом по срав нению с

диплоидным набором хромосом в клетках тела

2. Этапы развития половых клеток: 1) увеличение путем мито за числа

первичных половых кле ток с диплоидным набором хромосом, 2) рост первичных

половых клеток, 3) созревание половых клеток

3. Мейоз – особый вид деления первичных половых клеток, в ре зультате

которого образуются га меты с гаплоидным набором хромосом Мейоз – два

последовательных деления первичной половой

клетки и одна интерфаза перед первым делением

4. Интерфаза – период активной жизнедеятельности клетки, синтеза белка,

липидов, углеводов, АТФ, удвоения молекул ДНК и образования двух хроматид

из каждой хромосомы.

5. Первое деление мейоза, его особенности: конъюгация гомоло-гичных

хромосом и возможный обмен участками хромосом, расхождение в каждую клетку

по одной гомологичной хромосоме, уменьшение их числа вдвое в двух обра

зевавшихся гаплоидных клетках

6. Второе деление мейоза – отсутствие интерфазы перед деле нием,

расхождение в дочерние клетки гомологичных хроматид, образование половых

клеток с гаплоидным набором хромосом Резу льтаты мейоза образование в

семенниках (или других органах) из одной первичной половой клетки четырех

сперматозоидов, в яични ках из одной первичной половой клетки одной

яйцеклетки (три мелкие клетки при этом погибают)

2.

1. Важный признак вида –

расселение его группами, популя циями в пределах ареала Попу ляция –

совокупность свободно скрещивающихся особей вида, которые длительное время

существуют относительно обособленно от других популяций на определенной

части ареала

2. Факторы, способствующие объединению особей в популяции, – свободное

скрещивание (взаимоотношения полов), выра-

щивание потомства (генетические связи), совместная защита от врагов, типы

взаимоотношений организмов разных видов: хищник– жертва, хозяин–паразит,

симбиоз, конкуренция.

3. Популяция – структурная единица вида, характеризуется определенной

численностью особей, ее изменениями, общностью занимаемой территории,

определенным соотношением возрастного и полового состава. Изменение

численности популяций в определенных пределах, сокращение ее ниже

допустимого предела – причина возможной гибели популяции.

4. Изменение численности популяций по сезонам и годам (массовое

размножение в отдельные годы насекомых, грызунов). Устойчивость численности

популяций, особи которых имеют большую продолжительность жизни и низкую

плодовитость.

5. Причины колебания численности популяций: изменение количества пищи,

погодных условий, экстремальные условия (наводнения, пожары и пр.). Резкое

изменение численности под влиянием случайных факторов, превышение

смертности над рождаемостью – возможные причины гибели популяции.

6. Саморегуляция численности популяции. Вслед за возрастанием численности

одних видов появляются факторы, вызывающие ее ограничение. Так, возрастание

численности растительноядных животных сопровождается увеличением

численности хищников, паразитов. Вследствие этого происходит снижение

численности раститель

ноядных животных, а затем и численности хищников. Таков механизм

саморегуляции численности всех популяций, сохранения ее на определенном

уровне.

3.

Для составления вариационного ряда надо определить размеры, массу семян

фасоли (или листьев) и расположить их в порядке увеличения размеров, массы.

Для этого надо измерить длину или взвесить объекты и записать данные в

порядке их увеличения. Под цифрами записать число семян каждого варианта.

Выяснить, семена каких размеров (или массы) встречаются чаще, а каких –

реже. Выявлена закономерность: наиболее часто встречаются семена средних

размеров и массы, а крупные и мелкие (легкие и тяжелые) – реже. Причины: в

природе преобладают средние условия среды, а очень хорошие и очень плохие

встречаются реже.

Билет № 13

1. Половое размножение организмов. Оплодотворение, его значение. Зигота –

начало индивидуального развития организмов.

2. Наследственность, ее материальные основы. Гибридологический метод

изучения наследственности. Моно- и дигибридное скрещивание.

3. Рассмотреть готовый микропрепарат растительной клетки. Назвать ее

основные части и их функции.

1.

1. Размножение – воспроизведение организмами себе подобных, передача

наследственной информации от родителей потомству. Значение размножения –

обеспечение преемственности между поколениями, продолжение жизни вида,

увеличение численности особей в популяции и их расселение на новые

территории.

2. Особенности полового размножения – возникновение нового организма в

результате оплодотворения, слияния мужской и женской гамет с гаплоидным

набором хромосом. Зигота – первая клетка дочернего организма с диплоид-ным

набором хромосом. Объединение материнского и отцовского наборов хромосом в

зиготе – причина обогащения наследственной информации потомства, появления

у него новых признаков, которые могут повысить приспособленность к жизни в

определенных условиях, возможность выжить и оставить потомство.

3. Оплодотворение у растений. Значение водной среды для процесса

оплодотворения у мхов и папоротников. Процесс оплодотворения у голосеменных

в женских шишках, а у покрытосеменных – в цветке.

4. Оплодотворение у животных. Внешнее оплодотворение – одна из причин

гибели значительной части половых клеток и зигот. Внутреннее оплодотворение

у членистоногих, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих – причина наибольшей

вероятности образования зиготы, защиты зародыша от неблагоприятных условий

среды (хищников, колебаний температуры и пр.).

5. Эволюция полового размножения по пути возникновения специализированных

клеток (гапло-идных гамет), половых желез, половых органов. Пример: у

голосеменных на чешуйках шишки располагаются пыльники (место образования

мужских половых клеток) и семязачатки (место образования яйцеклетки); у

покрытосеменных в пыльниках формируются мужские гаметы, а в се-мязачатке –

яйцеклетка; у позвоночных животных и человека в семенниках образуются

сперматозоиды, а в яичниках – яйцеклетки.

2.

1. Наследственность – свойство организмов передавать особенности строения

и жизнедеятельности от родителей потомству. Наследственность – основа

сходства родителей и потомства, особей одного вида, сорта, породы.

2. Размножение организмов – основа передачи наследственной информации от

родителей потомству. Роль половых клеток и оплодотворения в наследовании

признаков.

3. Хромосомы и гены – материальные основы наследственности, хранения и

передачи наследственной информации. Постоянство формы, размеров и числа

хромосом, хромосомный набор – главный признак вида.

4. Диплоидный набор хромосом в соматических и гаплоидный в половых

клетках. Митоз – деле-

ние клетки, обеспечивающее постоянство числа хромосом и дипло-идный набор

в клетках тела, передачу генов от материнской клетки к дочерним. Мейоз –

процесс уменьшения вдвое числа хромосом в половых клетках; оплодотворение –

основа восстановления диплоидного набора хромосом, передачи генов,

наследственной информации от родителей потомству.

5. Строение хромосомы – комплекс молекулы ДНК с молекулами белка.

Расположение хромосом в ядре, в интерфазе в виде тонких деспирализованных

нитей, а в процессе митоза в виде компактных спирализованных телец.

Активность хромосом в деспирализо-ванном виде, образование в этот период

хроматид на основе удвоения молекул ДНК, синтеза иРНК, белка. Спирализация

хромосом – приспособленность к равномерному распределению их между

дочерними клетками в процессе деления.

6. Ген – участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре

одной молекулы белка. Линейное расположение сотен и тысяч генов в каждой

молекуле ДНК.

7. Гибридологический метод изучения наследственности Его сущность:

скрещивание родитель ских форм, различающихся по определенным признакам,

изучение наследования признаков в ряду поколений и их точный количественный

учет

8. Скрещивание родительских форм, наследственно различающихся по одной

паре признаков, –

моногибридное, по двум – ди-гибридное скрещивание. Открытие с помощью этих

методов правила единообразия гибридов первого поколения, законов

расщепления признаков во втором поколении, независимого и сцепленного

наследования.

3.

Надо приготовить микроскоп к работе: полйжить микропрепарат, осветить поле

зрения микроскопа, найти клетку, ее оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли,

хлоропла-сты. Оболочка придает клетке форму и защищает ее от внешнего

воздействия. Цитоплазма обеспечивает связь между ядром и органоидами,

которые в ней располагаются. В хлоропластах на мембранах гран расположены

молекулы хлорофилла, который поглощает и использует энергию солнечного

света в процессе фотосинтеза. В ядре находятся хромосомы, с помощью которых

осуществляется передача наследственной информации от клетки к клетке.

Вакуоли содержат клеточный сок, продукты обмена, способствуют поступлению

воды в клетку

Билет № 14

1. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие животных (на

примере ланцетника).

2. Правило единообразия гибридов первого поколения. Наследование

доминантных и рецессивных признаков. Генотип и фенотип.

3. С помощью опыта выяснить наличие в клубнях картофеля ферментов.

1.

1. Образование зиготы, ее первые деления – начало индивидуального развития

организма при половом размножении Эмб риональный и постэмбриональный

периоды развития организ мов.

2. Эмбриональное развитие – период жизни организма с момента образования

зиготы до рожде ния или выхода зародыша из яйца.

3. Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника)' 1) дробление –

многократное деление зиготы путем митоза. Обра зование множества мелких

клеток (при этом они не растут), а затем шара с полостью внутри – бластулы,

равной по размерам зиготе; 2) образование гаструлы – двухслойного зародыша

с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим по лость

(энтодермой) Кишечнополо стные, губки – примеры живот ных, которые в

процессе эволюции остановились на двухслойной стадии, 3) образование

трехслойного зародыша, появление третьего, среднего слоя клеток –

мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков, 4) закладка из

зародышевых листков различных органов, специализация клеток

4. Органы, формирующиеся из зародышевых листков.

|Зародыш|Название частей и|

|е вые |органов зародыша |

|листки | |

|1 |Нервная |

|Наружны|пластинка, |

|й, |нервная трубка, |

|эктодер|наружный слой |

|ма |кожного покрова, |

| |органы зрения и |

| |слуха |

|2 |Кишечник, легкие,|

|Внутрен|печень, |

|ний, |поджелудочная |

|энтодер|железа |

|ма | |

|3 |Хорда, хрящевой и|

|Средний|костный скелет, |

|, |мышцы, почки, |

|мезодер|кровеносные |

|ма |сосуды |

5. Взаимодействие частей зародыша в процессе эмбрионального развития –

основа его целостно сти. Сходство начальных стадий развития зародышей

позвоночных животных – доказательство их родства

6. Высокая чувствительность зародыша к воздействию факторов среды. Вредное

влияние алко голя, наркотиков, курения на раз витие зародыша, на подростка

и взрослого человека

2.

1. Г. Мендель – основоположник генетики. Открытие им законов

наследственности на основе применения методов скрещивания и анализа

потомства

2. Изучение Г. Менделем генотипов и фенотипов исследуемых организмов

Фенотип – совокуп ность внешних и внутренних признаков, особенностей

процессов жизнедеятельности Генотип – совокупность генов в организме

Доминантный признак – преобла дающий, господствующий, рецес сивный –

исчезающий, подавляемый признак Гомозиготный орга

низм содержит аллельные только доминантные (АА) или только рецессивные

(аа) гены, которые контролируют формирование определенного признака.

Гетерози-готный организм содержит в клетках доминантный и рецессивный гены

(Аа). Они контролируют формирование альтернативных признаков.

3. Правило единообразия (доминирования) признаков у гибридов первого

поколения – при скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по

одной паре признаков (например, желтая и зеленая окраска семян гороха), все

потомство гибридов первого поколения будет единообразным, похожим на одного

из родителей (желтые семена).

4. Запись схемы скрещивания, отражающая правило единообразия гибридов

первого поколения.

[pic]

3.

Для обнаружения ферментов надо на кусочки сырого и вареного картофеля

нанести по капле пероксида водорода (H2O2), наблюдать, где произойдет его

«вскипание». Под влиянием фермента пероксидазы в клетках сырого картофеля

происходит реакция разложения пероксида водорода с выделением кислорода,

вызывающего «вскипание». При варке картофеля фермент разрушается, поэтому

на срезе вареного картофеля «вскипания» не происходит.

Билет № 15

1. Послезародышевое развитие: прямое и непрямое. Причины ослабления

конкуренции между родителями и потомством при непрямом развитии.

2. Закон расщепления признаков во втором поколении. Причины отсутствия

расщепления признаков в поколениях у рецессивных гомозигот. Гомозигота и

гетерозигота.

3. Решить задачу на построение иРНК на основе известной последовательности

ДНК.

1.

1. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) – период жизни, который

при половом размножении начинается с образования зиготы, характеризуется

необратимыми изменениями (увеличением массы, размеров, появлением новых

тканей и органов) и завершается смертью.

2. Зародышевый (эмбриональный) и послезародышевый (постэмбриональный)

периоды индивидуального развития организма.

3. Послезародышевое развитие (приходит на смену зародышево-

му) – период от рождения или выхода зародыша из яйца до смерти. Различные

пути послезародыше-вого развития животных – прямое и непрямое:

1) прямое развитие – рождение потомства, внешне похожего на взрослый

организм. Примеры:

развитие рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, некоторых видов

насекомых. Так, малек рыбы похож на взрослую рыбу, утенок на утку, котенок

на кошку;

2) непрямое развитие – рождение или выход из яйца потомства, отличающегося

от взрослого организма по морфологическим признакам, образу жизни (типу

питания, характеру передвижения). Пример: из яиц майского жука появляются

червеобразные личинки, живут в почве и питаются корнями в отличие от

взрослого жука (живет на дереве, питается листьями).

Стадии непрямого развития насекомых: яйцо, личинка,куколка, взрослая

особь. Особенности жизни животных на стадии яйца и куколки – они

неподвижны. Активный образ жизни личинки и взрослого организма, разные

условия обитания, использование разной пищи.

4. Значение непрямого развития – ослабление конкуренции между родителями и

потомством, так как они поедают разную пищу, у них разные места обитания.

Непрямое развитие – важное приспособление, возникшее в процессе эволюции.

Оно способствует ослаблению борьбы за существование между родителями и

потомством, выживанию животных на

ранних стадиях послезародышево-го развития.

2.

1. Изучение Г. Менделем наследственности с помощью гибридологического

метода – скрещивания родительских форм, различающихся по определенным

признакам, и изучение характера их наследования в ряду поколений.

2. Скрещивание гомозиготной доминантной и рецессивной особей, появление в

первом гибридном поколении всех особей с доминантным признаком. Причина:

все гибридные особи имеют гетерози-готный генотип, например, Аа, в котором

доминантный ген подавляет рецессивный.

3. Проявление закона расщепления при скрещивании между собой гибридов

первого поколения Аа хАа. Дальнейшее размножение гибридов – причина

расщепления, появления в потомстве Fg особей с рецессивными признаками,

составляющих примерно четвертую часть от всего потомства.

4. Причины отсутствия расщепления во втором и последующих поколениях

гомозиготных рецессивных особей – образование гамет одного типа, наличие в

них лишь рецессивного гена, например, гамет с генами а. Слияние при

оплодотворении мужской и женской гамет с генами а и а – причина образования

гомозиготно-го потомства с рецессивным генотипом – аа.

5. Гомозиготы – организмы, содержащие в клетках два одина-

ковых гена по данному признаку (АА либо аа), отсутствие у них расщепления

признаков в последующих поколениях. Гетерозиготы – организмы, содержащие в

клетках разные гены по какому-либо признаку (Аа), дающие расщепление

признаков в последующих поколениях.

3.

Надо исходить из того, что ДНК служит матрицей для иРНК, она обеспечивает

последовательность нуклеотидов в иРНК. Двойная спираль ДНК с помощью

ферментов разъединяется, к одной ее цепи поступают нуклеотиды. На основе

принципа дополнительности нуклеотиды располагаются и фиксируются на матрице

ДНК в строго определенной последовательности. Так, к нуклеотиду Ц всегда

присоединяется нуклеотид Г или наоборот:

к Г – Ц, а к нуклеотиду А–У (в РНК вместо тимина нуклеотид урацил). Затем

нуклеотиды соединяются между собой и молекула иРНК сходит с матрицы.

Билет № 16

1. Гены и хромосомы как материальные основы наследственности. Их строение

и функционирование.

2. Биогеоценоз как экологическая система, его звенья, связи между ними.

Растения – начальное звено цепей питания в биоге-оценозе.

3. Решить задачу на сцепленное с полом наследование.

1.

1. Ген – отрезок молекулы ДНК, носитель наследственной информации о

первичной структуре одного белка. Локализация в одной молекуле ДНК

нескольких сотен генов. Каждая молекула ДНК – носитель наследственной

информации о первичной структуре сотен молекул белка.

2. Хромосома – важная составная часть ядра, состоящая из одной молекулы

ДНК в соединении с молекулами белка. Следовательно, хромосомы – носители

наследственной информации. Число, форма и размеры хромосом – главный

признак, генетический критерий вида. Изменение числа, формы или размера

хромосом – причина мутаций, которые часто вредны для организма.

3. Высокая активность деспи-рализованных хромосом в период интерфазы.

Самоудвоение молекул ДНК, их участие в синтезе иРНК, белка.

4. Ген (отрезок молекулы ДНК} – матрица для синтеза иРНК, а иРНК – матрица

для синтеза белка. Матричный характер реакций самоудвоения молекул ДНК,

синтеза иРНК, белка – основа передачи наследственной информации от гена к

признаку, который определяется молекулами белка. Многообразие белков, их

специфичность, многофункциональность – основа формирования различных

признаков у организма, реализации заложенной в генах наследственной

информации.

5. Самоудвоение хромосом, спи-рализация, четкий механизм их

распределения между дочерними клетками в процессе митоза – путь передачи

наследственной информации от материнской к дочерним клеткам.

6. Путь передачи наследственной информации от родителей потомству:

образование половых клеток с гаплоидным набором хромосом, оплодотворение,

образование зиготы – первой клетки дочернего организма с диплоидньш набором

хромосом.

2.

1. Многообразие видов растений, животных и других организмов, их

закономерное расселение в природе, возникновение в процессе эволюции

относительно постоянных природных комплексов.

2. Биогеоценоз (экосистема) – совокупность взаимосвязанных видов

(популяций разных видов), длительное время обитающих на определенной

территории с относительно однородными условиями. Лес, луг, водоем, степь –

примеры экосистем.

3. Автотрофный и гетеротрофный способы питания организмов, получения ими

энергии. Характер питания – основа связей между особями разных популяций в

биогеоценозе. Использование автотрофами (в основном растениями)

неорганических веществ и солнечной энергии, создание из них органических

веществ. Использование гетеротрофами (животными, грибами, большинством

бактерий) готовых органических

веществ, синтезированных автотрофами, и заключенной в них энергии.

4. Организмы – производители органического вещества, потребители и

разрушители – основные звенья биогеоценоза. 1) Организмы-производители – ав-

тотрофы, в основном растения, создающие органические вещества из

неорганических с использованием энергии света; 2) организмы-потребители –

гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами и используют

заключенную в них энергию (животные, грибы, большинство бактерий); 3)

организмы-разрушители – гетеротрофы, питаются остатками растений и

животных, разрушают органические вещества до неорганических (бактерии,

грибы).

5. Взаимосвязь организмов производителей, потребителей, разрушителей в

биогеоценозе. Пищевые связи – основа круговорота веществ и превращения

энергии в биогеоценозе. Цепи питания – пути передачи вещества и энергии в

биогеоценозе. Пример: растения –> растительноядное животное (заяц) –>

хищник (волк). Звенья в цепи питания (трофические уровни): первое –

растения, второе – растительноядные животные, третьи – хищники.

6. Растения – начальное звено цепей питания благодаря их способности

создавать органические вещества из неорганических с использованием

солнечной энергии. Разветвленность цепей питания:

особи одного трофического уровня

(производители) служат пищей для организмов нескольких видов другого

трофического уровня (потребителей).

7. Саморегуляция в биогеоце-нозах – поддержание численности особей каждого

вида на определенном, относительно постоянном уровне. Саморегуляция –

причина устойчивости биогеоценоза. Его зависимость от разнообразия

обитающих видов, многообразия цепей питания, полноты круговорота веществ и

превращения энергии.

3.

Надо учитывать, что наследование признаков, контролируемых генами,

расположенными в Х-хро-мосоме, будет происходить иначе, чем контролируемых

генами, находящимися в аутосомах. Например, наследование гена гемофилии

связано с Х-хромосомой, в которой он расположен. Доминантный ген Н

обеспечивает свертываемость крови, а рецессивный ген h – несвертываемость.

Если женщина имеет в клетках два гена hh, то у нее проявляется болезнь,

если Hh – болезнь не проявляется, но она является носителем гена гемофилии.

У мужчин гемофилия проявляется при наличии одного гена h, так как у него

всего одна Х-хромо-сома.

Билет № 17

1. Закон независимого наследования признаков. Причины расщепления

признаков у гетеро-зигот.

2. Биогеоценоз дубравы, его биотические и абиотические факторы. Цепи

питания в дубраве.

3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках корешка

лука, найти клетку в состоянии интерфазы, зарисовать ее и назвать признаки

интерфазы.

1.

1. Г. Мендель – основоположник генетики, которая изучает наследственность

и изменчивость организмов, их материальные основы.

2. Открытие Г. Менделем правила единообразия, законов расщепления и

независимого наследования. Проявление правила единообразия и закона

расщепления во всех видах скрещивания, а закона независимого наследования –

при дигибридном и полигибридном скрещивании.

3. Закон независимого наследования – каждая пара признаков наследуется

независимо от других пар и дает расщепление 3:1 по каждой паре (как и при

моногибридном скрещивании). Пример:

при скрещивании растений гороха с желтыми и гладкими семенами (доминантные

признаки) с растениями с зелеными и морщинистыми семенами (рецессивные

признаки) во втором поколении происходит расщепление в соотношении 3:1 (три

части желтых и одна часть зеленых семян) и 3:1 (три части гладких и одна

часть морщинистых семян). Расщепление по одному признаку идет независимо от

расщепления по другому.

4. Причины независимого наследования признаков – расположение одной пары

генов (Ad) в одной паре гомологичных хромосом, а другой пары (ВЬ) – в

другой паре гомологичных хромосом. Поведение одной пары негомологичных

хромосом в митозе, мейозе и при оплодотворении не зависит от другой пары.

Пример: гены, определяющие цвет семян гороха, наследуются независимо от

генов, определяющих форму семян.

2.

1. Дубрава – устойчивый био-геоценоз, существует сотни лет, заселен

многими видами растений (около сотни) и животных (несколько тысяч), грибов,

лишайников и др., длительное время занимает определенную территорию с

относительно однородными абиотическими факторами (влажностью, температурой

и др.).

2. Причины устойчивости дубравы – большое разнообразие видов, тесные связи

между ними (пищевые, генетические), разнообразные приспособления к

совместному обитанию, сложившийся механизм саморегуляции – поддержания

численности особей на относительно постоянном уровне.

3. Наличие в дубраве трех звеньев: организмов – производителей,

потребителей и разрушителей органического вещества. Различный характер

питания, способов получения энергии организмами этих звеньев – основа

пищевых связей, круговорота веществ и потока энергии. Живое население

дубравы – биотические факторы,

факторы неживой природы – абиотические.

4. Организмы – производители дубравы. Многолетние древесные

широколиственные и мелколиственные растения – основные производители

органического вещества. Ярусное расположение растений, наличие 4–5 ярусов –

приспособленность к эффективному использованию света, влаги, территории.

5. Высокая продуктивность организмов-производителей (растений) – причина

заселения дубравы множеством видов животных от простейших до млекопитающих.

Наибольшее разнообразие видов членистоногих в дубраве:

растительноядных, хищных, паразитов.

6. Особенности цепей питания дубравы – их разнообразие, большое число

звеньев, разветвлен-ность (сети питания – один вид служит пищей для

нескольких видов). Эффективное использование органического вещества и

энергии, полный круговорот веществ.

7. Жуки-мертвоеды, кожееды, личинки падальных мух, грибы, гнилостные

бактерии – организмы-разрушители, расщепление ими отмерших частей растений,

остатков животных и продуктов их жизнедеятельности до минеральных веществ.

Использование растениями в процессе почвенного питания минеральных веществ.

8. Саморегуляция в дубраве – совместное существование различных видов с

разными способами питания. Численность особей каждого вида ограничивается

определенным уровнем, а полйого

уничтожения их не происходит. Пример: зайцы, лоси, насекомые не уничтожают

полностью растения, которыми они питаются;

лисы, волки ограничивают численность популяций зайцев, полевок.

9. Ярусное расположение растений, теневыносливость трав, ранневесеннее

цветение луковичных растений – примеры приспособленности организмов к

биотическим и абиотическим факторам среды.

3.

Надо приготовить микроскоп к работе: осветить поле зрения, с помощью

винтов найти четкое изображение, рассмотреть клетку, в которой ядро

обособлено от цитоплазмы оболочкой, хромосомы имеют вид тонких нитей и

тесно переплетены.

Билет № 18

1. Закон сцепленного наследования, его материальные основы, группы

сцепления. Значение кроссинговера.

2. Биогеоценоз хвойного леса. Биотические и абиотические факторы, цепи

питания в нем. Значение ярусности в распределении организмов в

биогеоценозе.

3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках кончика

корешка лука, найти клетку в состоянии профазы, зарисовать ее и назвать

признаки профазы.

1.

1. Десятки и сотни тысяч генов в клетке – основа формирования большого

разнообразия признаков в организме. Несоответствие числа хромосом (единицы,

десятки) числу генов (тысячи, сотни тысяч) – доказательство расположения в

каждой хромосоме множества генов.

2. Группа сцепления – хромосома, в которой расположено большое число

генов. Соответствие групп сцепления числу хромосом.

3. Неприменимость закона независимого наследования к признакам,

формирование которых определяется генами, расположенными в одной группе

сцепления – хромосоме. Закон сцепленного наследования, открытый Т.

Морганом, – сцепление генов, локализованных в одной хромосоме. Совместное

наследование генов одной группы сцепления (при мейозе хромосомы со всей

группой генов попадают в одну гамету, а не расходятся в разные гаметы).

4. Кроссинговер – перекрест хромосом и обмен участками генов между

гомологичными хромосомами – причина нарушения сцепленного наследования,

появления в потомстве особей с перекомбинированными признаками. Пример:

при скрещивании дрозофил с серым телом и нормальными крыльями и дрозофил с

темным телом и зачаточными крыльями появляется потомство с родительскими

фенотипами и небольшое число особей с перекомбинацией признаков:

серое тело – зачаточные крылья и темное тело – нормальные крылья.

5. Зависимость частоты перекреста, перекомбинации генов от расстояния

между ними: чем больше расстояние между генами, тем больше вероятность

обмена участками генов. Использование этой зависимости для составления

генетических карт. Отражение в генетических картах места расположения генов

в хромосоме, расстояния между ними. Значение перекреста хромосом –

возникновение новых комбинаций генов, повышение наследственной

изменчивости, играющей большую роль в эволюции и селекции.

2.

1. Хвойный лес – биогеоценоз,

который занимает длительное время определенную территорию с относительно

однородными условиями, в нем обитает совокупность популяций разных видов,

происходит круговорот веществ.

2. Наличие в биогеоценозе хвойного леса трех звеньев: производителей

органического вещества, его потребителей и разрушителей.

1) Организмы-производители – в основном виды хвойных, а также некоторые

виды мелко- и широколиственных древесных растений, лишайники и мхи,

небольшое число видов кустарников и трав. Ярусное расположение растений и

животных – приспособление к более полному использованию света, питательных

веществ, территории. Причина небольшого числа ярусов в лесу – недостаток

света;

2) организмы-потребители – разные виды членистоногих, земноводных,

пресмыкающихся, птиц и

млекопитающих, среди них одни – растительноядные, другие – хищные, третьи

– паразиты;

3) организмы-разрушители – черви, грибы, бактерии.

3. Биотические факторы среды – все взаимодействующие между собой живые

обитатели хвойного леса. Абиотические факторы – свет, влажность,

температура, воздух и др.

4. Небольшое число видов по сравнению с дубравой, недостаток света, бедный

опад, малоплодородная почва обусловили короткие цепи питания в хвойном

лесу. Пример: растения (хвойные и др.) –> растительноядные животные (белка)

–> хищные (лисица).

5. Саморегуляция – механизм поддержания численности популяций на

определенном уровне (особи одного вида не уничтожают полностью особей

другого вида, а лишь ограничивают их численность). Значение саморегуляции

для сохранения устойчивости экосистемы.

3.

Надо приготовить микроскоп к работе: положить микропрепарат на предметный

столик, осветить поле зрения микроскопа, с помощью винтов добиться четкого

изображения, найти клетку со следующими признаками профазы: ядро имеет

оболочку, в нем расположены компактные тельца – хромосомы, каждая из них

состоит из двух хроматид (хотя хроматиды не видны в световой микроскоп).

Билет № 19

1. Половые хромосомы и аутосомы. Сцепленное с полом наследование. Причины

наследования гемофилии по материнской линии. Причины более частого

заболевания гемофилией мужчин.

2. Биогеоценоз водоема, его биотические и абиотические факторы. Цепи

питания. Организмы – продуценты, консументы, реду-центы в этом

биогеоценозе.

3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках кончика

корешка лука, найти клетку в состоянии метафа-зы, зарисовать ее и назвать

признаки метафазы.

1.

1. Наличие в клетках аутосом –

парных хромосом, одинаковых для мужского и женского организмов, и половых

хромосом, определяющих пол организма.

2. Наборы хромосом: наличие в клетках тела человека 44 аутосом (различий в

строении аутосом в мужском и женском организмах нет) и двух половых

хромосом, одинаковых у женщин (XX) и разных у мужчин (ХУ). Особенности

набора хромосом в половых клетках: 22 аутосомы и 1 половая хромосома (у

мужчин: 22А + Х и 22А + Y, у женщин – 22А + X).

3. Зависимость формирования пола организма от сочетания половых хромосом

при оплодотворении. Одинаковая вероятность объединения в зиготе как двух Х-

хро-мосом, так и ХУ. Формирование из зиготы с XX хромосомами девоч

ки, а с ХУ – мальчика (у птиц и пресмыкающихся сочетание ХУ определяет

женский пол).

4. Наследование, сцепленное с полом. Наличие в половых хромосомах генов,

отвечающих за формирование неполовых признаков. Например, рецессивный ген

гемофилии (несвертываемости крови) – h, локализованный в двух Х-хро-

мосомах, – причина заболевания женщины. Наибольшая вероятность заболевания

гемофилией мужчины – из-за наличия всего одной Х-хромосомы в его клетках.

2.

1. Водоем, как и дубрава, – биогеоценоз, в котором длительное время на

определенной территории обитают организмы – продуценты, консументы и реду

центы, связанные между собой и с абиотическими факторами. Все живое

население водоема – биотические факторы, жизнедеятельность одних организмов

оказывает существенное влияние на другие, на биогеоценоз, круговорот

веществ в нем.

2. Особенности абиотических факторов водоема – высокая плотность среды,

низкое содержание в ней кислорода, незначительные колебания температуры.

Воз-духоносные полости в стебле и листьях – приспособленность водных

растений к недостатку кислорода.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.