РУБРИКИ

Зрение

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Зрение

| | | | |шиповника. |

| -Каротин |153 |C6H14 |431, 462 (3100), 494 |Морковь, клевер, |

| | |CHCl3 |443, 470, 502 |люцерна, плоды |

| | | | |шиповника. |

| -Каротин |196 |C6H14 |414, 439 (2900), 470 |Морковь, клевер, |

| | |C6H6 |425, 451, 481 |люцерна, плоды |

| | | | |шиповника. |

|Ликопин |174 |C6H14 |447, 471 (3450), 501 |Томаты |

| | |CHCl3 |458, 484, 518 | |

Из растительных материалов каротины могут быть выделены экстракцией

органическими растворителями, не содержащими пероксидов, на рассеянном

свету в инертной атмосфере с последующим омылением и хроматографическим

разделением.

Каротиноидные углеводороды(каротины) – наиболее широко представлены в

высших растениях. Основные - -, -, -, -, каротины и ликопин (формулы 1а-

1d соответственно). Все они хорошо растворимы в CHCl3, CS2 и бензоле, хуже

– в эфире, гексане, жирах и маслах. Легко присоединяют кислород воздуха,

неустойчивы на свету и при нагревании в присутствии кислот и щелочей. С

раствором SbCl3 в CHCl3 дают характерное синее окрашивание (

590нм.).

1a R=R’=A; 1б R=A. R’=Б; 1в R=A. R’=В; 1г R=R’=Б;

1д R=R’=В; 1е R=Г. R’=Д; 1ж R=R’=Е; 1з R=Г. R’=А

- Каротин – темно-рубиновые кристаллы, в природе распространен в

виде наиболее стабильного транс-изомера по всем двойным связям. В растворах

под воздействием света, при нагревании или добавлении йода частично

изомеризуются в цис- изомеры. При воздействии О2 или нагревании в

присутствии воздуха - каротин постепенно окисляется и обесцвечивается;

Продуктами окисления являются эпоксиды (например, 5,6-эпокси- и 5,8-эпокси-

-каротины) и производные -ионона.

Гидрирование в присутствии катализатора приводит к частичному или полному

восстановлению двойных связей. –Каротин может быть выделен экстракцией

сухой моркови, люцерны, гречихи, пальмового масла и других растительных

материалов. В промышленном масштабе его получают микробиологическим путем с

помощью гетероталлического, мукорового гриба Blakeslea trispora, используя

отходы крахмально – паточного производства или мукомольной промышленности

(кукурузная, соевая мука), а также синтетически из производных витамина А

по схеме:

a-Каротин – красные кристаллы; содержится в тех же растениях, что и

- -каротин, но в значительно меньшем количестве (до 25% от содержания -

каротина). При нагревании с этилатом натрия частично превращается в -

каротин; ([а]D +315 ).

Ликопин – кристаллы красно – фиолетового цвета. Красящее вещество томатов.

Содержатся также в плодах многих родов растений; могут быть выделены из

томатов или получены синтетическим путем.

Каротиноиды в природе встречаются как в свободном состоянии, так и в

виде гликозидов, каротинпротеинов или эфиров, образованных с одной или

более молекулами жирных кислот. Впервые каротины были выделены из стручков

перца, позже – из желтой репы и моркови Daucus carota, откуда и получили

свое название. Среди растений каротиноиды в наибольшем количестве

содержатся в абрикосах (50-100мкг/г), моркови (80-120 мкг/г), листьях

петрушки (100мкг/г).

Качественно и количественно каротиноиды определяют по интенсивности

максимума поглощения света в видимой области, а также с помощью

хроматографии.

В организме животных каротиноиды не синтезируются, а поступают с

пищей. Каротиноиды, имеющие в своем составе хотя бы одно кольцо А (см. ф-лу

1), являются предшественниками витамина А. Превращение в организме этих

каротиноидов, содержащих 40 атомов С, в витамин А с 20-ю атомами

осуществляется расщеплением молекулы каротина по центральной двойной связи

или ступенчатым расщеплением, начиная с конца молекулу. Наибольшей А-

витаминной активностью обладает - каротин (условно ее принимают равной

100%), активность а – каротина –53%, -каротина – 48%.

Каротиноиды участвуют в фотосинтезе, транспорте кислорода через клеточные

мембраны, защищают зеленые растения от действия света; у животных

стимулируют деятельность половых желез, у человека повышают иммунный

статус, защищают от фотодерматозов, как предшественники витамина А играют

важную роль в механизме зрения; природные антиоксиданты.

Каротиноиды используют в качестве промышленно – пищевых красителей,

прокомпонентов витаминного корма животных, в медицинской практике – для

лечения пораженных кожных покровов.

1.4.2. Биодоступность каротиноидов.

Здесь дан анализ поэтапного процесса усвоения каротиноидов в животном

организме в зависимости от различных факторов внешней и внутренней среды.

Каротиноиды являются природными веществами, биосинтез которых

осуществляется растениями и некоторыми микроорганизмами. Человек и животные

не способны их синтезировать и должны регулярно получать их с пищей, так

как каротиноиды выполняют в организме целый ряд жизненно-важных функций . В

настоящее время убедительно показано, что каротиноиды обладают и другими

ценными специфическими свойствами, не связанными с А-витаминной

активностью. В живых организмах они действуют как фотопротекторы и

антиоксиданты, на молекулярном и клеточном уровне предотвращают

трансформации, индуцированные окислителями, генотоксическими веществами,

рентгеновским и УФ-излучением. Поддерживают стабильность генома и

резистентность организма к мутагенезу и канцерогенезу.

Известно около 600 различных каротиноидов, из них только 10% обладают

про-А-витаминной активностью. Наиболее распространенным в природе и хорошо

изученным является бета-каротин. Он составляет 20-30% от суммы природных

каротиноидов. Все исследования по биодоступности и метаболизму каротиноидов

проведены в основном с использованием бета - каротина. Симметричная

структура молекулы, состоящая из двух остатков А с сопряженной системой пи-

связей, делает его уникальным с химической и биологической точек зрения.

В организме взрослого человека в среднем содержится 100-200 мг

бета-каротина, из них 80% депонируется в жировой ткани, 10% - в печени,

около 1% содержится в плазме и 9% - в других органах и тканях

(надпочечники, репродуктивные органы, мозг, легкие, сердце, почки,

селезенка). Эпидемиологические и экспериментальные исследования

убедительно показали, что снижение потребления и усвоения бета-каротина,

низкий уровень его в плазме повышают риск возникновения рака, катаракты,

сердечно-сосудистых и некоторых дегенеративных заболеваний.

Биодоступность препаратов и пищевых добавок каротиноидов в основном

оценивают классическим методом по концентрации их в плазме крови.

Сложности при экспериментальном исследовании каротиноидов возникают из-за

отсутствия надежной животной модели, а также из-за этических ограничений по

использованию изотопных методов исследования и модельного гиповитаминоза у

людей.

В настоящее время известно, что усвоение каротиноидов происходит в

несколько этапов: микронизация и эмульгирование в желудочно-кишечном

тракте, всасывание в тонком кишечнике, частичная биоконверсия бета-

каротинов в ретинол, транспорт бета-каротина через лимфатическую систему и

воротную вену в печень, а затем в кровь и распределение по органам и

тканям.

Рассмотрим подробнее этапы усвоения каротиноидов и факторы, влияющие на

них.

1.4.3. Микронизация и эмульгирование.

Микронизация и эмульгирование происходят в процессе переваривания

пищи в желудочно-кишечном тракте. Убедительно показано, что биодоступность

бета-каротиноидов из соков, овощей (особенно сырых) невысокая по сравнению

с чистым препаратом. Например, биодоступность бета-каротиноидов из моркови

составляет 10-20%, из брюквы - 0,1% от чистого бета-каротина. Это

объясняется тем, что каротиноиды в растениях, в том числе в овощах,

находятся в комплексе с белками, что затрудняет их высвобождение. Для

повышения высвобождения необходима предварительная кулинарная обработка

(измельчение, пропаривание, щадящее подогревание, но не слишком сильное во

избежание изомеризации с потерей биологической активности). При

использовании препаратов или пищевых добавок на основе чистого бета-

каротина в виде напитков, масляных растворов или суспензий с размером

частиц 2-3 микрона можно достичь высокой степени усвоения, если не

использовать комплексообразующие вещества. Каротиноиды, являясь

липофильными веществами, плохо всасываются без эмульгирования.

Эмульгирование каротиноидов, как и липидов, происходит в тонком кишечнике в

присутствии желчных кислот с образованием липидных мицелл.

Жиры, стимулируя желчевыделение и образование липидных мицелл, повышают

биодоступность бета-каротина

1.4.4. Всасывание или абсорбция.

Каротиноиды всасываются в тонком кишечнике путем пассивной абсорбции

при контакте липидных мицелл с клеточной мембраной кишечного эпителия. Бета-

Каротин появляется в лимфе одновременно с вновь абсорбированным жиром.

Предполагают, что каротиноиды и липиды вместе транспортируются через

мембрану и внутри клеток слизистой оболочки тонкого кишечника.

Всасывание нарушается при дефиците цинка, фолиевой кислоты, белково-

энергетическом истощении организма , не всосавшиеся в слизистой тонкого

кишечника, выводятся из организма в неизменном виде с фекалиями. По

количеству выделившихся каротиноидов также иногда судят о степени их

биодоступности. В слизистой тонкого кишечника происходит частичное

ферментативно регулируемое превращение Каротиноидов в ретинол.

1.4.5. Транспорт бета-каротина из слизистой кишечника в печень.

У людей транспорт бета-каротина из кишечника осуществляется

исключительно липопротеинами, они переносят бета-каротин из кишечника через

лимфатическую систему в грудной проток. Липопротеинлипаза гидролизует

триглицеридное ядро хиломикрона с образованием хиломикронных остатков,

которые захватываются печенью, где и депонируются. Дефицит липопротеинов

может лимитировать транспорт бета-каротина.

1.4.6.Транспорт Каротиноидов из печени в кровь.

У людей из печени в кровь Каротиноиды транспортируется липопротеинами

низкой плотности и частично липопротеинами высокой плотности.

1.4.7. Биоконверсия Каротиноидов.

Биоконверсия или превращение каротиноидов в витамин А в организме

происходит по двум механизмам: путем расщепления молекулы по центральной пи-

связи с образованием ретинола или эксцентрическим расщеплением по

периферическим пи-связям с образованием ano-каротиналей и ретиноевых

кислот. Биоконверсия основной массы каротиноидов происходит по первому

механизму, поэтому рассмотрим его подробнее на примере бета-каротина и под

термином "биоконверсия" в дальнейшем будем подразумевать превращение бета-

каротина в ретинол.

Абсорбированный бета-каротин в слизистой тонкого кишечника

подвергается окислительному расщеплению по центральной пи-связи под

влиянием молекулы кислорода и фермента бета-каротин-15-15'-диоксигеназы с

образованием ретиналя, который восстанавливается в ретинол в присутствии

фермента ретинальдегидредуктазы. Образующийся ретинол этерифицируется

насыщенными жирными кислотами в ретинилэфир, вероятно, с участием ацил-КоА

и фермента ацил-КоА-ретинолтрансферазы. Степень и скорость биоконверсии

регулируются активностью бета-каротина-15-15’-диоксигеназы и клеточным

ретинол-связывающим белком. Возможно существование внутриклеточных

транспортных механизмов, направляющих каротиноиды к расщепляющим ферментам.

Бета-каротин-15-15’-диоксигеназа расщепляет многие каротиноиды, включая

бета-апо-каротинали, только с образованием ретиналя. Бета-каротин-15-15’-

диоксигеназа (ДОГ) выделен из цитозоля кишечника и печени в 1965 г. и

охарактеризован двумя независимыми группами. В очищенном виде он

нестабилен, имеет оптимум pH 7,5-8,5, Km в интервале 2-10 мМ, ингибируется

ионами железа, хелатирующими агентами и сульфгидрил-связывающими

веществами. Активность ДОГ зависит от статуса витамина А и от содержания

белков в пище. Она снижается при низком потреблении белков. Таким образом,

расщепление Кд регулируется гомеостатически, поэтому даже при употреблении

высокой дозы каротиноидов не наблюдается гипервитаминоза А. Выдвигается

гипотеза, что процесс расщепления бета-каротина может регулировать

клеточный белок, связывающий ретиноевую кислоту(КРКСБ) II типа,

предотвращая избыточный синтез витамина А. Потребности организма в витамине

А в значительной мере удовлетворяются за счет каротиноиды пищи. У человека

более 50% витамина А образуется из каротиноидов и, частично, из ретиноидов,

содержащихся в мясных продуктах пищи в виде РЭ. РЭ абсорбируются слизистой

кишечника и на ворсинках гидролизуются с образованием ретинола. Дальнейшее

превращение ретинола в РЭ происходит аналогично выше рассмотренному

процессу.

1.4.8. Транспорт РЭ в печень.

Ретинил эфиры, образовавшиеся из Каротиноиды и ретиноид, связываются с

хиломикронами (ХМ) и транспортируются через лимфу в общий кровоток, где

происходит липолитическое удаление триглицеридов. ХМ остатки, обогащенные

холестерином и ретинилэфир(РЭ), практически полностью поступают в печень,

по-видимому, путем рецепторного эндоцитоза. В печени происходит

лизосомальная деградация остатков, гидролиз РЭ и последующая реэтерификация

с образованием гепатических РЭ, главным образом в виде пальмитатов.

Печеночные РЭ депонируются в паренхимной и непаренхимной тканях печени,

локализуясь в липидных каплях звездчатых клеток. Резервы витамина А в

печени составляют около 90% от общего количества (200 мг) в организме.

1.4.9.Мобилизация витамина А из печени в кровь.

Из печени в кровь витамин А поступает после гидролиза РЭ в виде

ретинола в комплексе с ретинолсвязывающим белком (РСБ) и преальбумином в

эквимолярных соотношениях.

Мобилизация ретинола - регулируемый процесс, который контролируется,

главным образом, скоростью синтеза и секреции РСБ. Дефицит ретинола

специфически блокирует секрецию РСБ. Синтез и метаболизм РСБ находятся

также под эндокринным контролем. РСБ синтезируется, секретируется

паренхимными клетками печени и быстро комплексируется с ретинолом и

преальбумином. . РСБ человека имеет мол. массу 21000-22000, состоит из

одной полипептидной цепи, на которой имеется определенный участок для

связывания 1 молекулы ретинола. . Дефицит белка и цинка в рационе

задерживает синтез РСБ, а при дефиците РСБ нарушается мобилизация ретинола

из печени и выход его в кровь. В норме содержание РСБ в крови взрослых

мужчин - 47 мкг/мл, у женщин - 42 мкг/мл. В транспорте ретинола вместе с

РСБ участвует преальбумин (мол. масса 53000) концентрация которого в крови

взрослого составляет 200-300 мкг/мл. Предполагают, что преальбумин

предохраняет РСБ от почечной фильтрации и экскреции с мочой. ПА также

участвует в связывании и транспорте тиреоидных гормонов. РСБ обеспечивает

солюбилизацию гидрофобных молекул ретинола, защиту их от окисления,

транспорт и перенос ретинола в ткани. По-видимому, РСБ предотвращает

мембрано-токсическое действие свободного ретинола. ретинола в свободном

виде, в крови не обнаружен. Нормальные уровни ретинола в крови - 0,5-0,6

мкг/мл, что составляет 1% от общего количества, в других органах и тканях,

не считая печень - около 9%. 90% витамина А в плазме находится в виде

ретинола и 10% - в виде РЭ. Транспорт РЭ в крови осуществляется В-

липопротеинами.

На уровень ретинола в плазме крови влияют физиологические, диетические

(пищевые), клинические и генетические факторы. При избыточном поступлении

ретинола в организм наблюдается насыщение тканей, так называемый

"потолочный эффект" с явлениями токсичности.

1.4.10.Транспорт каротиноидов и ретинола в органы и ткани.

До настоящего времени нет ясности в механизмах переноса Каротиноиды во все

ткани, кроме печени. Происходит ли транспорт их ХМ перед поступлением в

печень или каротиноиды поступают в другие ткани из печени через кровь?

Неизвестны факторы, влияющие на поступление каротиноидов в ткани и

рециклизацию их из тканей в кровь, а также механизмы мобилизации,

биоконверсии и взаимопревращения каротиноидов, депонированных в печени и

жировой ткани.

Ретинол поступает в органы и ткани с кровью в виде комплекса с РСБ и

преальбумином. Предполагают, что рецепторы клеточных мембран воспринимают

только комплекс ретинола с РСБ, а не свободный ретинол. В клетках ретинол

ферментативно окисляется до ретиналя и ретиноевой кислоты. Ретиналь

занимает ключевое положение в обмене А, необратимо окисляясь в ретиноевую

кислоту или подвергаясь обратимому восстановлению в ретинол. Из различных

тканей животных и печени человека выделены водорастворимые внутриклеточные

белки, связывающие ретинол и ретиноевая кислота (КРСБ и КРКСБ) с мол.

массой 14600, имеющие участок для связывания 1 молекулы ретинол или

ретиноевая кислота. Белки имели гомологичную структуру, но отличались между

собой по иммунологическим показателям и обладали ретиноид-лиганд-

связывающей специфичностью. В то же время отличия КРСБ от РСБ были

значительны. При исследовании распределения КРСБ в тканях крысы более

высокие уровни его обнаружены в печени, почках и репродуктивных органах.

Ретинол и ретиноевая кислота выводятся из организма с мочой и фекалиями в

виде глюкуронидов или продуктов декарбоксилирования.

1.4.11.Взаимопревращение каротиноидов в организме.

Помимо бета-каротина, в плазме крови людей методом высокоэффективной

жидкостной хроматографии обнаружены другие каротиноиды: альфа-каротин,

ликопин, зеаксантин, криптоксантин, лютеин и ряд не идентифицированных

Каротиноиды. Те же Каротиноиды, но в других соотношениях найдены в органах

и тканях. Считается, что профиль каротиноидов в плазме зависит от

присутствия их в пище.

1.4.12. Факторы, влияющие на биодоступность каротиноидов.

Поэтапный анализ процесса усвоения каротиноидов показывает его

зависимость от множества факторов, связанных как с составом, качеством и

кулинарной обработкой пищи, так и с состоянием организма, особенно наличием

патологических нарушений желудочно-кишечного тракта и других органов. От

степени биодоступности каротиноидов зависит обеспеченность ими организма,

что определяется по концентрации каротиноидов в крови.

У людей обнаружены значительные индивидуальные различия в уровне бета-

каротина в плазме крови, как до, так и после приема каротинсодержащих

препаратов.

Выявлены возрастные, половые и региональные различия. Например, у

жителей Германии средний уровень бета-каротина в плазме крови составляет

(мкг/дл): 60 - у мужчин и 72 - у женщин; в Японии: в регионе Джакумо - 36,4

и 64, в Ширакава - 27,8 и 45,5, соответственно Уровень бета-каротина в

плазме крови, как правило, ниже у пожилых людей.

Уровень бета-каротина в плазме крови значительно ниже у курящих,

алкоголиков, онкологических и кардиологических больных.

Пока неизвестно, почему 10-20% практически здоровых людей различных

регионов уровень бета-каротина в плазме крови не повышается в ответ на его

пероральное применение. У таких людей, как правило, ниже концентрация бета-

каротина и других каротиноидов в плазме и выше, как полагают, риск

возникновения рака, сердечно-сосудистых и ряда других заболеваний.

В процессе эволюции в организме сформировалась система регуляции

поступления и усвоения каротиноидов при участии метаболических ферментов и

транспортирующих белков. Однако, механизмы весьма сложны и во многом еще

неясны.

Неизвестны процессы взаимопревращения различных каротиноидов, а также

каротиноидов и Рд в печени и других органах и тканях, причины меж-,

внутривидовых и индивидуальных вариаций процессов всасывания и транспорта.

Требуются дополнительные исследования механизмов усвоения каротиноидов

для того, чтобы направленно менять их биологическую активность.

1.5. Витамин А.

Витаминами называются низкомолекулярные соединения органической

природы, не синтезируемые в организме человека, поступающие извне, в

составе пищи, не обладающие энергетическими и пластическими свойствами,

проявляющие биологическое действие в малых дозах. Витамины образуются путем

биосинтеза в растительных клетках и тканях. Большинство из них связано с

белковыми носителями. Обычно в растениях они находятся не в активной, но

высокоорганизованной форме и, по данным исследований, в самой подходящей

форме для использования организмом, а именно — в виде провитаминов. Их роль

сводится к полному, экономичному и правильному использованию основных

питательных веществ, при котором органические вещества пищи высвобождают

необходимую энергию.

Недостаток витаминов вызывает тяжелые расстройства. Скрытые формы

витаминной недостаточности не имеют каких-либо внешних проявлений и

симптомов, но оказывают отрицательное влияние на работоспособность, общий

тонус организма и его устойчивость к разным неблагоприятным факторам.

Удлиняется период выздоровления после перенесенных заболеваний, а также

возможны различные осложнения. Витамин А (ретинол), провитамины А

(каротины) –жирорастворимые витамины. Витамин А содержится только в

продуктах животного происхождения. В чистом виде это — кристаллическое

вещество светло-желтого цвета, хорошо растворяемое в жире. Неустойчив к

действию кислот, ультрафиолету, кислороду воздуха.

Растительные пигменты каротиноиды играют роль провитамина

Превращение каротина в витамин А происходит в стенке тонких кишок и в

печени. Физиологическое значение витамина А. Витамин А оказывает влияние на

развитие молодых организмов, состояние эпителиальной ткани, на процессы

роста и формирования скелета, ночное зрение. Так, адаптация зрения к

условиям различной освещенности длится около 8 минут при нормальных запасах

витамина А и 30—40 минут — при уменьшении их наполовину. Витамин А

участвует в нормализации состояния и функции биологических мембран.

В сочетании с витамином С он вызывает уменьшение липоидных отложений в

стенках сосудов и снижение содержания холестерина в сыворотке крови.

Особенно витамин А нужен щитовидной железе, печени и надпочечникам. Он —

один из витаминов, сохраняющих молодость. Например, он продлевает жизнь

подопытным животным.

Особенно много витамина А в печени морских животных. Вот почему препараты

из печени этих животных (например, «катрэкс» — из печени черноморской акулы

катрана) очень ценны.

Витамин А нужен ушам. Его нехватка может привести к ушным инфекциям и

отразиться на механизме слуха. Его с большим успехом применяют в

аллергической терапии. Установлено, что приступ сенной лихорадки можно

полностью отразить принятием 150 000 МЕ * витамина А (1МЕ-0.3 мкг).

Зарубежные врачи называют его «первой линией обороны от болезней»,

так как целостность покровов и эпителия внутри тела, нормальная их работа —

первое условие здоровья.

Недостаток витамина А широко распространен. Из-за этого происходит

замедление реакции организма (спортсменам на заметку). Так, в ФРГ

проводились опыты с 152 шоферами, которые или не прошли водительские

испытания, или имели наибольший список дорожных происшествий. Им давали

ежедневно по 150 000 МЕ витамина А, что привело как сообщает Институт

психологии транспорта, к значительному усилению их водительских

способностей.

Вообще проблема дефицита витамина А остро стоит во всем мире. Производится

лечение витамином А. Так, в Индии детям в возрасте 1—5 лет раз в полгода

дают по 60 миллиграммов витамина А (200 000 МЕ, или 40 взрослых норм

сразу!). Среди детей, получивших две дозы, заболеваемость глаз сократилась

на 75%.

Запасы витамина А могут в печени составлять резерв 1 500-дневной

потребности. Они откладываются там в форме эфира высших жирных кислот:

олеиновой, пальмитиновой и стеариновой, и, возможно по этой причине,

несмотря на столь высокие запасы, не наблюдается явлений гипервитаминоза.

Заметим, что витамин А накапливается в печени из каротина, но не из

витаминной диеты. Среди сельского населения острова Ява, питающегося

неполированным рисом, зелеными овощами и фруктами, не наблюдается признаков

нехватки витамина А. Наоборот, установлено, что снабжение витамином А

достаточно полноценно, хотя их пища не содержит молока, масла и почти

лишена яиц. Потребность в витамине А составляет 1,5 мг/сутки» причем не

менее 1/3 потребности должно быть удовлетворено за счет самого витамина А,

а 2/3 — за счет каротина.

Гипервитаминоз витамина А встречается крайне редко, так как нужны

необычайно высокие дозы, поступление которых в жизни трудно осуществить.

Вот один из таких случаев

Английская газета «Тайме» сообщила о смерти ученого Б. Брауна, 48 лет. В

статье под заголовком «Морковная диета убила ученого» говорилось: «Как

установило расследование в Кройдоне, сторонник здоровой пищи, выпивавший по

восемь пинт (пинта — 0,56 литра) морковного сока в день, был совершенно

желтого цвета, когда умер. Врач заявил, что Б. Браун умер от отравления

витамином А». Уменьшают запасы витамина А алкоголь, канцерогены, висмут;

сильное уменьшение в диете белка (с 18 до 3 процентов) уменьшает отложение

этого витамина в печени более чем в 2 раза.

Разрушает его кислород воздуха, кислоты, ультрафиолетовые лучи. Прогоркание

жиров ведет к разрушению витамина А.

Важнейшие источники витамина А: печень, сливочное масло, сливки, сыр,

яичный желток, рыбий жир. При тепловой обработке витамин А значительно

разрушается.

Глава 2.

2.1.Методы исследования.

Проведение анкетирования и обработка результатов с целью получения

среднестатистических данных. Опрашиваемым задавалось несколько вопросов по

различным темам:

1. В каком кабинете вы чувствуете себя наиболее комфортно?

2. В каком кабинете вы чувствуете себя наименее комфортно?

3.Что вы предпочитаете есть? (фрукты и овощи или мучные изделия)?

4.Что является основным блюдом вашего домашнего рациона?

Также проводилось изучение и сопоставление сведений об уровне зрения

учащихся 11-х классов и освещенности в кабинетах гимназии 406, эти

исследования представлены ниже более подробно.

Также были исследованы все кабинеты школы, при этом записывались данные о

количестве окон, их размерах и направленности по сторонам света, о размерах

и площади кабинета.

Были исследованы все кабинеты школы, при этом записывались данные о наличии

в кабинетах ламп накаливания, дневного освещения, их мощности, о размерах и

площади кабинетов.

2.2. Исследование процентного отношения кабинетов с люминесцентными и

электрическими лампами в 406 гимназии

Я провела исследование в нашей школе и выяснила, что процентное соотношение

кабинетов с электролампами и кабинетов с люминесцентными составляет 60% к

40% соответственно график 1.

то есть большинство кабинетов в нашей школе оборудованы электролампами.

Однако, надо отметить, что коридоры освещаются люминесцентными лампами. К

тому же в каждом кабинете над доской висит люминесцентная лампа. Во многих

кабинетах некоторые люминесцентные лампы вышли из строя, они светятся

тускло-розовым цветом или не светятся вообще, также вышедшие из строя лампы

очень часто мигают и их цвет раздражающ.

2.3. Исследование цветовой гаммы.

Для составления нижеследующей таблицы были использованы коэффициенты

отражения, показывающие, какая часть света сохраняется после отражения.

Они составили для:

Белой клеевой краски – 0,70-0,80 Оранжевой- 0,39

Цвета слоновой кости- 0,75 Бежевой- 0,38

Светло-кремовой- 0,70-0,74 Светло-

коричневой- 0,25

Салатной- 0,70

Розовой- 0,23

Светло-оранжевой- 0,70 Темно-

зеленой- 0,16

Светло-бежевой- 0,62 Цвета

морской волны- 0,16

Светло- розовой- 0,62 Темно-

серой- 0,15

Светло-желтой- 0,55

Коричневой- 0,11

Голубой- 0,45

Темно-красной- 0,10

Зеленой- 0,42

Красно-коричневой-0,10

Светло-серой- 0,40-0,50 Темно-синей-

0,10

Светло-зеленой – 0,41 Черной-

0,04

Желто-зеленой- 0,48

Для проведения дальнейших исследований коэффициентам отражения, приведенным

ранее, были рассчитаны значения в процентах, где:

0,70-0,60 составили 100% хорошее

0,60-0,50 85% хорошее

0,50-0,40 65% хорошее / нормальное

0,40-0,30 50% нормальное

0,30-0,20 35% нормальное / достаточное

0,20-0,15 25% достаточное / недостаточное

0,15-0,11 15% недостаточное

от 0,11 и меньше 0% недостаточное

Из данных этой таблицы мы можем увидеть, что у 100% кабинетов школы

цветовая гамма подобрана правильно, причем всего-лишь у 5,6%(2) она

подобрана хорошо, у 62,2% (21) кабинетов она подобрана нормально и у

32,2%(10) кабинетов она достаточна.

2.4. Исследование естественного освещения.

Для составления нижеследующей таблицы были использованы сведения о

естественном освещении помещений. Причем естесственное освещение школьных

помещений учитывалось только в период проведения занятий, то есть с 8.30 до

16.00 вечера.

Для проведения исследований интенсивность естественного освещения

помещений, выходящих окнами на различные стороны света, выражена в

процентах, что составило для помещений с окнами, выходящими на:

Южную сторону – 100%

Восточную сторону – 85%

Западную сторону – 70%

Северную сторону – 55%

Для получения следующих данных были использованы соотношения площади окон к

площади пола. Они также были переведены в проценты и составили для данных

соотношений следующие значения:

0,40 100%

0,32 80%

0,29 72,5%

0,27 67,2%

0,26 65,0%

0,25 62,5%

0,24 60%

0,23 57,2%

0,22 55,0%

0,09 22,5%

Для составления таблицы уровня естесственной освещенности гимназии

406 были использованы обобщающие значения коэффициентов в процентах, взятые

из таблиц 4, 5, 6, Причем, обобщающий коэффициент, учитывающий цветовую

гамму, был использован всвязи с тем, что различная окраска поверхностей, по

разному отражая свет, непосредственно влияет на интенсивность освещения.

Было определено среднее арифмитическое значение обобщающих коэффициентов,

которое в дальнейшем использовалось для выводов о состоянии естественного

освещения помещений.

Средне-арифметическое значение обобщающих коэффициентов характеризует

качество естесственного освещения следующим образом:

От 77% - 65% хорошее освещение

От 65% - 60% нормальное

От 60% - 35% достаточное

От 35% и менее недостаточное

Таблица 4.

Влияние расположения помещений, с окнами, выходящими на различные стороны

света, на интенсивность естественного освещения.

|N |Сторона света |Обобщ. % |N каб|Сторона света |Обобщ. % |

|каб | | | | | |

|11 |Запад |70 |36 |Восток |85 |

|13 |Север, Восток |65 |37 |Восток |85 |

|14 |Восток |85 |38а |Юг |100 |

|21 |Запад |70 |38б |Юг |100 |

|22 |Север |55 |39 |Запад |70 |

|23 |Восток |85 |41 |Запад |70 |

|24 |Восток |85 |42 |Север |55 |

|25 |Восток |85 |43 |Восток |85 |

|26 |Восток |85 |44 |Восток |85 |

|27 |Юг |100 |45 |Восток |85 |

|28 |Запад |70 |46 |Восток |85 |

|30 |Запад |70 |47а |Восток |85 |

|31 |Север |55 |47б |Юг |100 |

|32 |Восток |85 |47б2 |Юг |100 |

|33 |Восток |85 |48 |Запад |70 |

|34 |Восток |85 | | | |

|35 |Восток |85 | | | |

Из данных этой таблицы мы можем увидеть, что 91% помещений школы имеет

хорошее- достаточное естественное освещение и 9% кабинетов имеют

недостаточную естественную освещенность.

Таблица 5

Влияние цветовой наммы на освещенность школьных помещений.

|N | Цвет и его коэффициенты |Оббо|

| |отражения |щ |

| |стены |Коэ|% |Парты |Коэ|% |Шторы |Коэ|% |Пол |коэ|% | |

| | |ф | | |ф | | |ф | | |ф | | |

|11|Серо-з|0.4|65 |Серо-з|0.4|65 |Бел |0.7|100|Св.кор |0.2|35 |66.2|

| |ел |1 | |ел |1 | | |0 | | |5 | |5 |

|13|Зелен |0.4|65 |Коричн|0.1|0 |Жел/зел|0.4|65 |Кор |0.1|0 |32 |

| | |2 | | |1 | | |8 | | |1 | | |

|14|Бежев |0.3|50 |Зелен |0.4|65 |Цв. |0.1|25 |Кор |0.1|0 |35 |

| | |8 | | |2 | |Мор.в |6 | | |1 | | |

|21|Голуб |0.4|65 |Св.зел|0.4|65 |Св.кор |0.2|35 |Кор |0.1|0 |41.2|

| | |5 | | |3 | | |5 | | |1 | |5 |

|22|Желт |0.5|85 |Желт |0.5|85 |Цв. |0.1|25 |Кор |0.1|0 |49 |

| | |5 | | |5 | |Мор.в |6 | | |1 | | |

|23|Беж |0.3|50 |Бежев |0.3|50 |Роз |0.2|35 |Кор |0.1|0 |34 |

| | |8 | | |8 | | |3 | | |1 | | |

|24|Голуб |0.4|65 |Голуб |0.4|65 |Желт |0.5|85 |Кор |0.1|0 |54 |

| | |5 | | |5 | | |5 | | |1 | | |

|25|Розов |0.2|35 |Желт |0.5|85 |Роз |0.2|35 |Кор |0.1|0 |39 |

| | |3 | | |5 | | |3 | | |1 | | |

|26|Св.ора|0.7|100|Кор |0.1|0 |Роз |0.2|35 |Кор |0.1|0 |34 |

| |н |0 | | |1 | | |3 | | |1 | | |

|27|Голуб |0.4|65 |Бел |0.7|100|Оранж |0.3|50 |Кор |0.1|0 |54 |

| | |5 | | |0 | | |9 | | |1 | | |

|28|Бежев |0.3|50 |Бежев |0.3|50 |Беж |0.3|50 |Кор |0.1|0 |37.5|

| | |8 | | |8 | | |8 | | |1 | | |

|30|Св.зел|0.4|65 |Желт |0.5|85 |Желт |0.5|85 |Кор |0.1|0 |59 |

| | |2 | | |5 | | |5 | | |1 | | |

|31|Желт |0.5|85 |Желт |0.5|85 |Св.кор |0.2|35 |Кор |0.1|0 |51.2|

| | |5 | | |5 | | |5 | | |1 | |5 |

|32|Зелен |0.1|25 |Желт |0.5|85 |Зелен |0.1|25 |Кор |0.1|0 |35 |

| | |6 | | |5 | | |6 | | |1 | | |

|33|Бежев |0.3|50 |Бежев |0.3|50 |Св.кор |0.2|35 |Кор |0.1|0 |34 |

| | |8 | | |8 | | |5 | | |1 | | |

|34|Голуб |0.4|65 |Бел |0.7|100|Оранж |0.3|50 |Кор |0.1|0 |54 |

| | |5 | | |0 | | |9 | | |1 | | |

|35|Роз |0.2|35 |Кор |0.1|0 |Роз |0.2|35 |Кор |0.1|0 |17.5|

| | |3 | | |1 | | |3 | | |1 | | |

|36|Бежев |0.3|50 |Желт |0.5|85 |Ц.мор.в|0.1|25 |Кор |0.1|0 |40 |

| | |8 | | |5 | | |6 | | |1 | | |

|37|Голуб |0.4|65 |Голуб |0.4|65 |Беж |0.3|50 |Кор |0.1|0 |45 |

| | |5 | | |5 | | |8 | | |1 | | |

|38|Голуб |0.4|65 |Кор.го|0.2|35 | | | |Кор |0.1|0 |33 |

| | |5 | |л |8 | | | | | |1 | | |

|38|Голуб |0.4|65 |Гол |0.4|65 | | | |Кор |0.1|0 |43 |

| | |5 | | |5 | | | | | |1 | | |

|39|Роз |0.2|35 |Св.роз|0.6|100| | | |Красн |0.1|0 |33 |

| | |3 | | |2 | | | | | |0 | | |

|41|Голуб |0.4|65 |Зелен |0.4|65 |Цв.мор.|0.1|25 |Св.кор |0.2|35 |47.5|

| | |5 | | |2 | |в |6 | | |5 | | |

|42|Св.зел|0.4|65 |Кор |0.1|0 |Св.беж |0.6|100|Желт |0.5|85 |62.5|

| | |2 | | |1 | | |2 | | |5 | | |

|43|Голуб |0.4|65 |Т.кор |0.1|0 |Цв.мор.|0.1|25 |Кор |0.1|0 |22.5|

| | |5 | | |1 | |в |6 | | |1 | | |

|44|Роз |0.2|35 |Беж |0.3|50 |Роз |0.2|35 |Кор |0.1|0 |30 |

| | |3 | | |8 | | |3 | | |1 | | |

|45|Зелен |0.4|65 |Св.кор|0.2|35 |Желт |0.5|85 |Св.желт |0.7|100|71.2|

| | |2 | | |5 | | |5 | | |5 | |5 |

|46|Голуб |0.4|65 |Кор |0.1|0 |Цв.мор.|0.1|25 |Св.кор |0.2|35 |31.2|

| | |5 | | |1 | |в |6 | | |5 | |5 |

|47|Желт |0.5|85 |Желт |0.5|85 |Беж |0.3|50 |Кор |0.1|0 |55 |

|47|Св.кор|5 |35 |Св.кор|5 |35 |Т.кр |8 |0 |Св.желт |1 |85 |38.7|

| | |0.2| | |0.2| | |0.1| | |0.5| |5 |

| | |5 | | |5 | | |0 | | |5 | | |

|47|Св.кор|0.2|35 |Св.кор|0.2|35 |Т.кр |0.1|0 |Св.желт |0.5|85 |38.7|

| | |5 | | |5 | | |0 | | |5 | |5 |

|48|Розов |0.2|35 |Роз |0.2|35 |Оранж |0.3|50 |Кор |0.1|0 |30 |

| | |3 | | |3 | | |9 | | |1 | | |

| |

Таблица 6.

Влияние соотношения площади окон к площади пола помещений на интенсивность

освещения.

|N |Кол|Размеры |S |S |Размеры пола|S пола|Соотн|Обобщ % |

|каб| |Окон,м |Окна |всех | |м.кв | | |

| |Ок | |М.кв |Окон |М. | |Sок/ | |

| | | | |М.кв | | |S пол| |

|11 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.1*4.9 |39.7 |0.32 |80 |

|13 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |7.15*6 |42.9 |0.29 |72.5 |

|14 |2 |1.92*2.18 |4.2 |8.4 |5.8*6 |34.8 |0.24 |60 |

|21 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.1*4.9 |39.7 |0.32 |80 |

|22 |2 |1.92*2.18 |4.2 |8.4 |6*6 |36 |0.23 |57.2 |

|23 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.7*6 |52.2 |0.24 |60 |

|24 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.7*6 |52.2 |0.24 |60 |

|25 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.7*6 |52.2 |0.24 |60 |

|26 |4 |1.92*2.18 |4.2 |16.8 |11.1*6 |66.6 |0.25 |62.5 |

|27 |2 |1.92*2.18 |4.2 |8.4 |6*6 |36 |0.23 |57.2 |

|28 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.6*5.8 |49.9 |0.25 |62.5 |

|30 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.1*4.9 |39.7 |0.32 |80 |

|31 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.7*6 |52.2 |0.24 |60 |

|32 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.7*6 |52.2 |0.24 |60 |

|33 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.7*6 |52.2 |0.24 |60 |

|34 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.7*6 |52.2 |0.24 |60 |

|35 |1 |1.92*2.18 |4.2 |4.2 |8.2*6 |49.2 |0.9 |22.5 |

|36 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.7*6 |52.2 |0.24 |60 |

|37 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.7*6 |52.2 |0.24 |60 |

|38 |2 |1.92*2.18 |4.2 |8.4 |5.3*3.9 |27 |0.4 |100 |

|38 |1 |1.92*2.18 |4.2 |4.2 |5.8*3.2 |18.56 |0.23 |57.2 |

|39 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.2*5.9 |48.38 |0.26 |65 |

|41 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.1*4.9 |39.69 |0.32 |70 |

|42 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.7*6 |52.2 |0.24 |60 |

|43 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.7*6 |52.2 |0.24 |60 |

|44 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.7*6 |52.2 |0.24 |60 |

|45 |4 |1.92*2.18 |4.2 |16.8 |10.8*6.3 |68.04 |0.25 |62.5 |

|46 |4 |1.92*2.18 |4.2 |16.8 |11.1*6 |66.6 |0.25 |62.5 |

|47 |1 |1.92*2.18 |4.2 |4.2 |8.2*5.6 |45.9 |0.09 |22.5 |

|47 |2 |1.92*2.18 |4.2 |8.4 |5.3*3.9 |20.67 |0.40 |100 |

|47 |1 |1.92*2.18 |4.2 |4.2 |5.8*3.2 |18.56 |0.23 |57.2 |

|48 |3 |1.92*2.18 |4.2 |12.6 |8.2*5.9 |48.38 |0.26 |65 |

По данным таблицы 5 видно, что 20,4% кабинетов школы имеет хорошую

интенсивность освещения, столько же имеют нормальную интенсивность

освещения, 54.2% кабинетов имеет достаточную интенсивность освещения и 5%

имеют недостаточную интенсивность освещения.

Таблица 7.

Уровень естесственной освещенности помещений гимназии 406.

|N |% (5) |% (3) |% (4) |Общий % |Вывод об уровне ест|

| | | | | |освещенности |

|11 |66.25 |70 |80 |72.1 |Хорошая |

|13 |32 |65 |72.5 |63.2 |Нормальная |

|14 |35 |85 |60 |65 |Хорошая |

|21 |41.25 |70 |80 |63.8 |Нормальная |

|22 |49 |55 |57.2 |53.7 |Достаточная |

|23 |34 |85 |60 |59.7 |Достаточная |

|24 |54 |85 |60 |66.4 |Хорошая |

|25 |39 |85 |60 |61.4 |Нормальная |

|26 |34 |85 |62.5 |60.5 |Нормальная |

|27 |54 |100 |57.2 |70.4 |Хорошая |

|28 |37.5 |70 |62.5 |56.7 |Достаточная |

|30 |59 |70 |80 |69.7 |Хорошая |

|31 |51.25 |55 |60 |55.4 |Достаточная |

|32 |35 |85 |60 |59.7 |Достаточная |

|33 |34 |85 |60 |59.7 |Достаточная |

|34 |54 |85 |60 |66.3 |Хорошая |

|35 |17.5 |85 |22.5 |41.7 |Достаточная |

|36 |40 |85 |60 |61.7 |Нормальная |

|37 |45 |85 |60 |63.3 |Нормальная |

|38 |33 |100 |100 |77.7 |Хорошая |

|38 |43 |100 |57.2 |66.7 |Хорошая |

|39 |33 |70 |65 |56 |Достаточная |

|41 |47.5 |70 |70 |62.5 |Нормальная |

|42 |62.5 |55 |60 |59.5 |Достаточная |

|43 |22.5 |85 |60 |55.8 |Достаточная |

|44 |30 |85 |60 |58.3 |Достаточная |

|45 |71.25 |85 |62.5 |72.9 |Хорошая |

|46 |31.25 |85 |62.5 |38.8 |Достаточная |

|47 |55 |85 |22.5 |54.2 |Достаточная |

|47 |38.75 |100 |100 |79.6 |Хорошая |

|47 |38.75 |100 |57.2 |65.3 |Нормальная |

|48 |30 |70 |65 |55 |Достаточная |

| |

2.4. Исследование искусственного освещения.

Мною были обследованы все кабинтеы школы, при этом записывались данные

о наличии в кабинетах ламп накаливания и дневного освещения, их мощности,

о размерах и площади кабинетов.

Для составления таблицы 7, была рассчитана удельная мощность на

единицу площади пола(Вт/кв.м.), при лампах дневного света и лампах

накаливания. На основе этих данных была определена освещенность в люксах

(лк) при лампах накаливания и дневного света для каждого кабинета школы.

Освещенность, полученная в результате расчетов была сравнена с нормативными

показателями

При освещении лампами накаливания – 150лк

При освещении лампами дневного света – 300лк.

Таблица 8.

Искусственное освещение кабинетов гимназии 406.

|N |Лампы накаливания |Лампы дневного |S |Удел.мощн.|Освещен. |Сравнение |

|Каби| |света |пола| |(лк) |норм |

|нета| | | |(Вт/м.кв) | | |

| | | |М.кв| | | |

| | | |. | | | |

| |К-в|Мощ.ед|Мощ.об|К-во|Мощ.|Мощ.| |Л. |Л.дн|Л. |Л.дн|Л. |Л.дн|

| |о | |. | | |общ | |нака|.све|нака|.све|Нака|.све|

| | | | | |Ед | | |л |т. |л |т |л |т. |

|11 | | | |12 |40 |480 |39.7| |12.1| |184.| |300|

|31 | | | |22 |40 |880 |52.2| |16.9| |253.| |300|

|38 | | | |9 |40 |360 |18.5| |19.4| |291 | |300|

| | | | | | | |9 | | | | | | |

|42 |8 |100 |800 | | | |52.2|15.3| |47.8| |300|

|47 |1 |100 |100 | | | |45.9|2.07| |6.5 | |<150| |

|47 |3 |100 |300 | | | |20.6|14.5| |45.3| |<150| |

| | | | | | | |7 | | | | | | |

|47 |3 |100 |300 | | | |18.5|16.2| |50.6| |<150| |

| | | | | | | |6 | | | | | | |

|48 |8 |100 |800 | | | |48.3|16.5| |51.6| |<150| |

| | | | | | | |8 | | | | | | |

2.5. Выявление наиболее и наименее комфортного кабинета 406 гимназии.

Получив эти данные, я решила провести тестирование среди учащихся на тему

того, в каком кабинете они чувствуют себя наиболее комфортно. Им были

заданы 2 вопроса:

1. В каком кабинете вы чувствуете себя наиболее комфортно?

2. В каком кабинете вы чувствуете себя наименее комфортно?

Я попросила не связывать свои ответы с отношением к предметам и

преподавателям, работающим в данных кабинетах. Ниже представлены 2 графика,

отражающие ответы на эти вопросы.

График 2.

График 3.

На этих графиках видно, что наиболее комфортным кабинетом является 44-

й(электрические лампы, светлые стены, большие окна), а наименее комфортным

является 13 и 48 кабинеты, так как в 13 половина окон заклеена бумагой,

стены покрашены в голубой цвет, который имеет неприятный для глаз оттенок,

в 48 люминесцентные лампы, а на окнах очень часто, особенно в зимнее время,

висит затемнение, мешающее поступлению дневного света. Исходя из

вышеупомянутых исследований, можно сказать, что на большую роль в

приятности кабинета для учащихся является его освещенность, при этом свет

должен быть естественным и не раздражающими (люминесцентные лампы), это

видно на графике 2: в самых некомфортных кабинетах используются

люминесцентные лампы.

В данном случае можно предложить по возможности заменять

испортившиеся люминесцентные лампы на электрические, а при ремонте

кабинетов красить стены в более светлые, теплые, не поглощающие свет тона,

что позволить сделать процесс обучения комфортным.

2.6. Изучение уровня зрения среди учащихся 11-х классов 406-й гимназии

(сведения из мед кабинета).

Одной из целей моей работы было исследование уровня зрения и влияющих на

это причин. Следующий график 4 отражает уровень зрения среди учащихся 11-х

классов.

График 4.

На этом графике видно, что 65% 11-и классников имеет хорошее зрение, а 35%

- плохое. Однако, очень важным фактом яв-

ляется время, за которое испортилось зрение и причины его ухудшения.

Сравнивая данные об осмотрах окулиста за разные года, я получила данные,

отраженные на графике 5.

График 5.

Из этого графика видно, что из 35% учащихся с нарушенным зрением у 30% оно

улучшилось за время учебы в школе, в основном это произошло за 1997-1999

года, то есть за время учебы в 9-11 классе, и всего лишь у 5% зрение было

изначально нарушенным. Это значит, что примерно 85% из этих 35%детей

портят свое зрение за время учебы в школе. Однако, я выяснила, что

школьные условия по освещенности и окраске стен соответствуют гигиеническим

нормам.

Поскольку я получила такие данные, следующим этапом моих исследований я

вилось выяснение причины ухудшения зрения учащихся.

Опрашиваемым были заданы вопросы:

1. С какой стороны у вас дома падает свет при работе?

2. Пользуетесь ли вы гимнастикой для глаз?

Полученные данные позволяют говорить о том, на зрение учащихся оказывают

влияние условия, в которых они работают дома.

Только у 25% свет при работе падает с левой стороны, у 15% свет падает

сверху, а у 60% с любой другой стороны, при этом НИ ОДИН не пользуется

гимнастикой для глаз и элементарными правилами по работе за компьютером,

чтению книг. Учащиеся читают в транспорте, не ограничивают время своей

работы за компьютером, читают лежа, смотрят телевизор без ограничений. Эти

и предыдущие данные говорят о том, что распределение учебной нагрузки и

создание комфортных условий для процесса обучения оказывает очень большое

влияние на зрения учащихся. Также очень важным является просвещение детей в

вопросах безопасности при работе за ПК, чтением, просмотром телевизора,

поэтому я хочу предложить знакомить учащихся с этими нормами, путем

вывешивания их в компьютерных классах, проведения бесед, регулирования

учебной нагрузки. Например, 3 минуты от урока отводить на проведение

расслабляющей гимнастики, предложенной выше

2.7. Исследования содержания витамина А в рационе учащихся 11-х классов 406-

гимназии.

Получив сведения об исключительной важности витамина А для процесса зрения,

я решила узнать, какие количества этого витамина содержатся в продуктах

поступающих в пищу 11-и классникам в школе и дома. Я изучила рацион

школьной столовой за определенный период и сравнила его с нормой.

Норма потребления витамина А, рекомендуемая министерством здравоохранения

такова:

Мальчики 15-18 лет – 750 мкг

Девочки 15-18 лет – 750 мкг

В среднем в день в школьной столовой ученик получает 10-12 мкг витамина А,

это если учитывать обед, за который надо платить дополнительно. Если же

учитывать только бесплатный завтрак, то количество поступающего витамина А

будет равняться приблизительно 5-7мкг. Это количество очень мало. Дома же

не каждый учащийся может получить рекомендуемую дозу витамина А. Проведя

ряд тестов, я убедилась в этом.

Я изучила домашний рацион питания некоторых учащихся, а также провела

тестирование 45 11-и классников. Им были заданы следующие вопросы:

1.Что вы предпочитаете есть? (фрукты и овощи или мучные изделия)

2.Что является основным блюдом вашего домашнего рациона?

Обработав результаты, я пришла к выводу, что основной составляющей

домашнего рациона 11-и классников являются хлебобулочные

изделия(85%опрошенных) (картофель, макароны, печенье, сладости), то есть

продукты, содержащие очень маленькое количество или не содержащие вообще

витамина А. И лишь малое количество учащихся регулярно едят фрукты, овощи.

(15%опрошенных). При этом поливитаминные препараты принимает лишь

26%опрошенных.

В среднем в день учащийся получает 590мкг витамина А при норме 750. И если

разница кажется небольшой, то при ежедневном недостатке это оказывает

неблаготворное влияние на здоровье. Если же присовокупить сюда ежедневные

нагрузки, стрессы, и напряжения, то ситуация становится неблагополучной.

В наше время обеспеченность организма учащегося витаминами (в том

числе и витамином А) прямо зависит от его материального положения. Но из

этой ситуации есть выход, а именно употребление поливитаминных препаратов,

которые достаточно доступны и продаются в каждой аптеке. Особенно это

становится важным в зимнее время. Такие препараты, как “Ревит”,

“Компливит”, “Дуовит”, “Ревивона” и др. полностью обеспечивают суточную

потребность в витамине А.

Я предлагаю проводить широкую рекламу этим препаратам в школе, а

именно вывешивать информацию о них, по возможности выдавать в медкабинете,

это позволит снизить риск недостаточности витамина А.

3. Выводы

1. Проведенные исследования позволили выяснить, что 35% учащихся 11-х

классов 406-й гимназии имеют нарушенное зрение, причем у 30% оно

испортилось за время учебы. ( графики 2,3)

2. 60% кабинетов 406-й гимназии оборудованы электролампами и только 40% -

люминесцентными, однако эти люминесцентные лампы отрицательно влияют на

зрение учащихся, потому что срок годности многих истек. (График 1)

3. 85% опрошенных употребляют пищу небогатую витамином А, прямо влияющим на

процесс зрения и только 15% регулярно едят продукты богатые витамином А.

4. 26% опрошенных употребляют поливитаминные препараты, способные

обеспечить организм нормальной дозой витамина А.

5.Было выяснено, что наиболее комфортными являются кабинеты с хорошим

освещением (графики 4,5), а следовательно сделаны выводы о влиянии

освещения в кабинете на зрение и комфорт учеников.

6. Было рассмотрено влияние витамина А на процесс зрения и сделаны выводы

о его исключительной важности для организма учащихся.

7. Толко 15% опрошенных работают дома при освещении, падающем сле- ва,

это отрицательно сказывается на процессе зрения.

8. Ни один учащийся не соблюдает гигиенические нормы и не использует

гимнастику для глаз.

9. В 100% кабинетов цветовая гамма подобрана правильно.

10. Естесственное освещение в 100% кабинетов хорошее и достаточное.

11. Искусственное освещение в большинстве кабинетов ниже нормы. Однако в

сумме с естественным освещение можно считать достаточным

4. Рекомендации

1. Рекомендуется в 11 кабинетах, где цветовая гамма достаточна, улучшить ее

до нормальной или хорошей, изменив окраску стен, парт, пола на более

светлые тона. Во всех кабинетах рекомендуется применять краски, не дающие

отблеска.

2. Рекомендуется в кабинетах с недостаточным освещением занятия проводить

при естественном освещении, то-есть в дневное время. Для работы в

вечернее время, при недостаточном естественном освещении, необходимо либо

увеличить искусственное освещение путем увеличения мощности осветительных

ламп, либо обеспечить обучающихся местным освещением.

3. Я рекомендую проводить постоянную пропаганду среди учащихся употребления

поливитаминных препаратов

4. Рекомендую элементарные правила по обучению и гимнастику для глаз ввести

в школьную компьютерную сеть, либо вывесить в компьютерном классе с целью

сохранения зрения учеников, работающих за ПК.

5. Рекомендую по возможности употреблять пищу, богатую витамином А

(например в летнее время).

5.Список литературы:

1. Ауэрбах Ш. “Наследственность”. Атомиздат, Москва 1969

2. Брэгг У. “Мир света” издательство “Знание” Москва 1991

3. Вавилов С. “Глаз и солнце” издательство “Наука” Москва 1987

4. Гальперин С. “Анатомия и физиология человека” Москва “Высшая школа” 1974

5. Грин Н, Стаут У.,Тейлор д. Биология издательсво “Мир”1996

6. Демидов В. “Как мы видим то, что видим”, издательство “Знание”, Москва

1979.

7. Макаров. К.А Медицинская химия(3-я часть). Пособие для слушателей малой

медицинской академии и студентов 1-го курса. Издательство “Советская

энциклопедия”, Москва 1990

8. Сергеев А.В., Вакулова Л.А., Шашкина М.Я., Жидкова Т.А. (1992). Вопр.

мед. химии, № 6.

9. Толанский С. “Удивительные свойства света” издательство “Мир” 1991

10. Филлимович Б. “Световые явления вокруг нас” Москва “Просвещение” 1989

11. Якушина Л.М., Малахова Э.Н., Шкарина Т.Н. и др. (1995). Вопр. мед.

химии

12. Каротиноиды в онкологии (1992). Материалы симпозиума ОНЦ РАМН. Москва.

13. “Химия и Жизнь”7, Москва 1984

“Химия и жизнь” 12, Москва 1974

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.