![]() |
РУБРИКИ |
Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ |
РЕКЛАМА |
|
Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ| |планы на будущее в условиях высоких и непостоянных темпов инфляции. Но | | | |немалая ответственность за нынешние трудности лежит и на советской | | | |банковской системе. | | | |Рублевые депозиты предприятий не легко обратимы в наличность; в | | | |условиях центрального планирования наличные средства использовались | | | |почти исключительно для выплаты заработной платы. За поставки машин и | | | |материалов следовало платить банковскими переводами безналичных. | | | |Президиум Верховного Совета в конце января 1992 г., когда эта система | | | |уже почти рухнула, подтвердил эти ограничения (Bush, 1992). В середине | | | |1990-го года авторы плана "500 дней" отметили, что обменный курс между | | | |наличными и безналичными деньгами составляет 1:3 (Yavlinsky et al.; | | | |1991, р. 75). В операциях на недавно заработавшей товарной бирже | | | |сохраняется то же соотношение. | | | |В условиях централизованного планирования задачей центрального банка | | | |было не просто выдавать и собирать коммерческие кредиты (или даже | | | |контролировать объем денег в обращении), но выдавать кредиты в | | | |соответствии с плановыми решениями и, таким образом, обеспечивать | | | |выполнение планов. Произведенная продукция поставлялась государству, и | | | |от него же получали все нужное для производства. Фактически | | | |существовала централизованная система бартера. Министерства являлись | | | |совладельцами банковских депозитов предприятий. | | | |После провала начатой в июле 1987 г. попытки создать коммерческие (но | | | |по-прежнему принадлежащие государству) банки, передав им активы | | | |государственного банка, в 1990 г. министерства и госпредприятия начали | | | |создавать банки (IMF, 1991: 2, pp. 107--115; Vadilov, 1991). Эти банки | | | |задуманы для снабжения своих владельцев кредитами и непохоже, что они | | | |будут функционировать как коммерческие банки, работающие ради прибыли; | | | |госбанк может предоставлять им межбанковские кредиты. Таким образом, | | | |при всех изменениях еще не произошла передача права принятия | | | |инвестиционных решений от правительства рынку. Новые кооперативы -- а | | | |многие из них были созданы внутри госпредприятий -- учредили ряд | | | |кооперативных банков. Они также выдают кредиты своим владельцам, но | | | |более приспособлены к осуществлению коммерческих операций. | | | |В конце 1989 г. имел место один из самых причудливых эпизодов в истории| | | |центральных банков: республиканские правительства учредили собственные | | | |"центральные" банки, и по крайней мере часть из них принялась | | | |накачивать рубли в обращение для покрытия дефицита республиканских | | | |бюджетов. Руководитель государственного банка заявил, что главным | | | |нарушителем равновесия была Россия (Lloyd, 1991). Все выглядело так, | | | |как если бы республики соревновались -- кто напечатает больше денег | | | |прежде, чем рубль окончательно обесценится. [Бенджамин Клейн (Benjamin | | | |Klein; 1974, р. 439) пишет: "В истории редки примеры конкурентной | | | |эмиссии одной валюты. ... Имеющиеся примеры свидетельствуют о наличии | | | |сильных стимулов к чрезмерной эмиссии". Поведение бывших советских | | | |республик дает еще один пример тому.] Центральное правительство | | | |финансировало свой дефицит из того же источника. | | | |Могла бы или нет Россия или СНГ восстановить контроль над эмиссией | | | |денег, но другие республики, особенно Украина, стремились завести | | | |собственные деньги, прежде всего, для того, чтобы предотвратить перелив| | | |рублей из России. Украина начала печатать купоны, которые должны стать | | | |основной национальной валюты, в январе 1992 г. (Uchitelle, 1992). | | | |Предполагается, что в будущем и Украина и Россия создадут стабильные | | | |деньги, и тогда межреспубликанская торговля опять воспрянет. Такого | | | |будущего может быть придется ждать долго. | | | |Нынешней реальностью является унаследованный от коммунистических систем| | | |банков и торговли легализованный бартер. Крупные авиазаводы начали | | | |штамповать алюминиевые кастрюли, чтобы было чем расплачиваться за | | | |поставки. Поскольку предприятия стремятся улучшить снабжение своих | | | |работников, на мясо можно выменять почти что угодно. Такие дефицитные и| | | |высокоценимые товары как автомобили иногда котируются на бирже в тоннах| | | |пшеницы (Bamnger, 1991). Угольщики Кузбасса зимой 1991--1992 года | | | |пытались выменивать уголь на сахар. Ассоциация частных фермеров | | | |выменивала мясо и другие продукты на колесные трактора и др. технику | | | |(Banerjee, 1991). Даже непьющие запасали водку для обмена (Albright, | | | |1991). И предприятия и потребители предпочитают владеть товарами, а не | | | |рублями; накопление запасов стало стандартным поведением. | | | |Из-за чрезмерной концентрации производства, когда доля отдельных | | | |производителей доходила до 85--100 процентов всего выпуска, особенно | | | |важна роль межреспубликанской торговли (IMF; 1991: 2, pp. 16, 40). В | | | |июле 1991 г. небольшое предприятие с Дальнего Востока России сообщило, | | | |что испытывает трудности с получением стали для изготовления | | | |водонагревателей. И это небольшое предприятие являлось единственным | | | |поставщиком бойлеров для всей территории бывшего СССР (FBIS; 29 July, | | | |1991, р. 53). В 1988 г. для всех республик кроме России объем | | | |межреспубликанской торговли превосходил 30 процентов объема валового | | | |производства, а в 12 республиках -- более 40 процентов (The Economist; | | | |1991, р. 77). | | | |Из-за быстрого обесценивания рубля в торговле начали использовать | | | |доллар США и другие твердые валюты. [О сегодняшней атмосфере бизнеса | | | |см. Copetas (1991).] По разным оценкам на руках у населения сейчас от 2| | | |до 10 млрд. долл. и других твердых валют. О недоверии к денежной | | | |политике правительства свидетельствует высказывание человека, который в| | | |феврале 1992 г. был в США с официальным визитом: "свою твердую валюту я| | | |храню дома". Привлекательность доллара сказывается в его более высокой | | | |покупательной способности -- сравнительно как с официальным, так и с | | | |черным курсом (Ignatius and Hays, 1992). В то же время государства, | | | |возникшие на месте СССР, унаследовали внешний долг более чем в 60 млрд.| | | |долл. | | | |В общем, как внутренняя, так и внешняя торговля республик страдает | | | |из-за отсутствия нормальных средств обмена. И для внутренней и для | | | |межреспубликанской торговли нужны хорошие деньги, и как можно быстрее | | | |-- без этого не удается использовать существующие ресурсы. Республикам | | | |нужна система коммерческих банков и им следовало бы вовлечь в оборот | | | |запасы твердой валюты, принадлежащей их гражданам. [Маккиннон (McKumon;| | | |1979, р. 251--254) считает одним из факторов успеха плана Маршалла | | | |создание европейского платежного союза, в фонд которого США внесли -350| | | |млн. долл. Платежный союз, в котором доллар служил единицей учета, | | | |сделал европейские валюты конвертируемыми и возродил торговлю. При этом| | | |перелив капитала из США составил только 4 процента ВНП.] | | | |Свободное банковское дело: история | | | |Свободную банковскую систему отличает возможность беспрепятственно | | | |учредить банк и беспрепятственно выпускать банкноты -- при минимальном | | | |правительственном вмешательстве. Роль правительства ограничена (если не| | | |считать предоставления соответствующего законодательства) наблюдением | | | |за выполнением договоров и законов, запрещающих жульничество и другие | | | |формы преступной деятельности. В такой системе нет центрального банка, | | | |и никто не приходит на помощь банкротам. | | | |После публикации работ Ф. Хайека 1976 и 1978 гг. о конкурентных | | | |валютах, история и теория частной эмиссии конкурирующих валют привлекла| | | |повышенное внимание западных экономистов. Делаются известными новые | | | |примеры. В большинстве случаев все банки использовали одну и ту же | | | |резервную валюту или стандарт ценности, в которую конвертировались | | | |прочие деньги. Смысл предложения Хайека заключался в конкуренции между | | | |валютами с разными единицами номинации. Ему казалось возможным, что в | | | |результате конкуренции возникнет валютный стандарт, имеющий постоянную | | | |покупательную способность относительно корзины сырьевых товаров. | | | |Главным в его (и других ученых) аргументах было то, что | | | |правительственная монополия на эмиссию денег и на определение стандарта| | | |ценности настолько извратила ситуацию, что у рынка просто не было | | | |возможности поэкспериментировать с эмиссией денег, которые могли бы | | | |подойти потребителю. | | | |Независимо от того, какой могла бы стать законченная система с | | | |конкурирующими частными деньгами, исторические данные говорят нам о | | | |том, чего можно ожидать от подобной системы, независимо от того -- | | | |используют или нет все банки одинаковый валютный стандарт. | | | |Наиболее интересен исторический опыт Шотландии от 1716 г., когда пала | | | |монополия Шотландского банка, до 1845 г., когда был принят закон об | | | |окончательной монополии банка Англии на эмиссию денег. Уайт (White, | | | |1984) обобщил этот опыт и сравнил его с опытом Англии. В Шотландии | | | |ничто не препятствовало учреждению новых банков. Все банки кроме трех | | | |были основаны как фирмы с неограниченной ответственностью, так что их | | | |владельцы в случае банкротства должны были нести ответственность перед | | | |вкладчиками и держателями банкнот. С 1765 г. был запрещен выпуск мелких| | | |банкнот и принято требование оплачивать банкноты по предъявлению, что | | | |сделало незаконным прежнюю практику, в соответствии с которой банк мог | | | |оплатить предъявленные банкноты с задержкой на 6 месяцев, выплачивая за| | | |этот период проценты держателям. Таковы были единственные формы | | | |регулирования. | | | |В Англии, напротив, на протяжении большей части этого периода выпуск | | | |банкнот был запрещен, если в банке было более 6 совладельцев; после | | | |1826 г. была разрешена эмиссия банкнот банкам, расположенным на | | | |расстоянии более 65 миль от Лондона. Уровень банкротств в Англии более | | | |чем в 4 раза превосходил соответствующий показатель для Шотландии, и | | | |убытки зачастую ложились на держателей банкнот, тогда как в Шотландии, | | | |как правило, убытки покрывались владельцами банков (White; 1984, р. | | | |47). | | | |В США "свобода" банков означала не свободу предпринимательства, а | | | |возможность учреждения банка без специального разрешения | | | |законодательных органов. Опыт США отличается крайней пестротой, | | | |поскольку законы некоторых штатов работали вполне хорошо, а в некоторых| | | |были просто чудовищны. Даже внутри штатов, как правило, не разрешалось | | | |создавать банковские филиалы. Некоторые штаты использовали банки как | | | |рынок для своих облигаций и требовали от них скупать облигации для | | | |обеспечения эмитируемых банкнот, но при этом требовали, чтобы облигации| | | |учитывались не по рыночной оценке, а по номинальной цене. Эмитенты были| | | |привязаны к номинальной цене облигаций, и если последняя превышала | | | |рыночный курс, банки (даже в случае банкротства) могли получить | | | |мгновенную прибыль за счет эмиссии банкнот, обеспеченных ценными | | | |бумагами штата. Согласно Рокофу (Rockoff, 1975) эти правовые | | | |ограничения стали причиной возникновения крайне рискованных (диких) | | | |форм банковской практики, характерных для одних штатов и неизвестных в | | | |других; другим результатом была неспособность банков погашать | | | |эмитированные банкноты в случае обесценивания облигаций штата, что было| | | |результатом невозможности в достаточной степени диверсифицировать | | | |активы. Некоторые штаты оказывались неспособными закрывать | | | |неплатежеспособные банки. | | | |Стабильная система свободных банков, похожая на шотландскую систему, | | | |возникла в штатах Новой Англии -- конкурентный выпуск банкнот, забота о| | | |поддержании номинального курса и система межбанковского клиринга, | | | |начало которой положил бостонский Suffolk Bank. | | | |Стабильная система развилась и в Нью-Йорке, национальном центре | | | |торговли и промышленности. В 1840 г. был принят закон, по которому | | | |облигации штата, служившие обеспечением эмиссии, учитывались по | | | |рыночной цене. В общем случае закон предполагал ограниченную | | | |ответственность банков. Были установлены нижние границы уставного | | | |капитала банков, и если при наличии долгов оказывалось, что уставный | | | |капитал изъят, накладывался запрет на выплату дивидендов владельцам до | | | |тех пор, пока они не возмещали убыль уставного капитала. За изъятие | | | |уставного капитала банк мог подвергнуться ликвидации. Нью-йоркский | | | |закон требовал также наличия резервов в размере 12,5 процента от суммы | | | |эмитированных банкнот, и гарантировал компенсацию тем держателям | | | |банкнот, которым банк отказал в погашении по предъявлению (Rockoff; | | | |1975, р. 70--79, 81). | | | |В Швеции частные коммерческие банки с неограниченной ответственностью | | | |эмитировали банкноты с 1830 по 1904 г, когда эта практика была | | | |запрещена; параллельно ходили деньги государственного банка (Sandberg; | | | |1978, р. 657--665). Один из этих банков сыграл особенно важную роль в | | | |развитии шведской промышленности. Сэндберг (Sanberg; 4978, р. 651) | | | |считает банковскую систему одним из важнейших слагаемых успеха Швеции, | | | |в том числе самых высоких темпов роста ВНП в Европе в период 1870--1914| | | |гг. Банковских банкротств не было (Selgin; 1988, р. 7). | | | |Между 1826 и 1850 гг. швейцарские кантоны разрешали частным банкам | | | |эмитировать банкноты. Пример Швейцарии особенно интересен, потому что в| | | |то время там не существовало единого валютного стандарта и банки были | | | |вольны выбирать денежную единицу. Восемь банков с различными формами | | | |собственности использовали четыре валютных стандарта. Базельский банк, | | | |банкноты которого были деноминованы во французских франках, и | | | |цюрихский, эмитировавший банкноты в брабантских таллерах, принимали | | | |банкноты друг друга по курсу, установленному банком-эмитентом. Время от| | | |времени частные небанковские эмитенты приостанавливали | | | |конвертируемость, но банкротств не было (Weber, 1988). Законы, | | | |ограничивавшие объем эмиссии и устанавливавшие резервные требования, не| | | |влияли на поведение банков, поскольку размер эмиссии неизменно был ниже| | | |разрешенного по закону, а объем резервов в среднем превышал требуемый | | | |законом. | | | |История свободных банков в ряде стран на протяжении длительного периода| | | |-- в Шотландии более 100 лет, в США от 1838 до 1860 гг. -- в целом | | | |гораздо доброкачественнее, чем можно было бы представить по анекдотам о| | | |диких банках. Впрочем, важнейший урок истории требует создания условий,| | | |неблагоприятных для диких банков (т.е. банков, созданных исключительно | | | |с целью выбросить на рынок как можно больше банкнот). | | | |Параллельно с изучением исторических свидетельств развивалась теория | | | |свободных банков. Основные теоретические выводы таковы: 1) система | | | |свободных банков в принципе неифляционна (т. е. не ведет к | | | |систематической сверхэмиссии банкнот); 2) не способствует ценовой | | | |неопределенности; 3) не порождает денежного неравновесия или колебаний | | | |ценности денег; 4) не создает условий для нестабильности -- паник и | | | |бегства депозитов; 5) не ведет к неэффективному использованию ресурсов.| | | |[См. Klein (1974); Glassner (1989); Rockoff (1975); Salsman (1990); | | | |White (1984, 1989a, 1989b); Selgin (1988); Vaubel (1987). Селгин и | | | |Уайт, исходя из исторических фактов и теоретических построений, дают | | | |гипотетическую картину системы свободных банков (Selgin: 1988, chap. 2,| | | |pp. 16--34; White, 1989b).] | | | |Как теория, так и исторические свидетельства говорят, что рынок есть | | | |эффективный и действенный механизм предоставления денег. История | | | |демонстрирует также, что когда правительство решает уничтожить режим | | | |свободного банковского дела, оно (к несчастью) добивается своего без | | | |затруднений, и что это всегда осуществлялось во имя собственных целей | | | |правительства -- чтобы приобрести преимущества монопольной эмиссии и | | | |способности обесценивать валюту. | | | |Система свободных банков для СНГ | | | |В условиях свободной банковской системы каждое из государств-членов СНГ| | | |сможет при желании принять законы, разрешающие частным банкам принимать| | | |вклады в твердой валюте, золоте или других ценностях, и выпускать | | | |банкноты или создавать депозиты, конвертируемые в твердую валюту, | | | |золото, в нефть или в корзину товаров, пользующихся устойчивым спросом | | | |на мировых рынках. Каждое государство затем установит, что банки могут | | | |использовать вклады или банкноты в трансакциях или контрактах без | | | |всяких ограничений, и что правительство будет следить за выполнением | | | |этих контрактов таким же образом и с таким же усердием, с какими оно | | | |принуждает к выполнению контрактов в рублях или любой другой валюте, | | | |выпущенной самим правительством или от его имени; государство также | | | |примет на себя обязанность использовать законы, преследующие | | | |жульничество, подделку ценных бумаг и пр. так же, как оно преследует | | | |аналогичные преступления против собственных денег. | | | |Лицензия на учреждение таких банков должна предоставляться по | | | |удовлетворении некоторых определенных минимальных требований -- имена, | | | |адреса и характеристика собственников (люди с криминальным прошлым | | | |должны быть исключены из числа возможных собственников), копия уставных| | | |документов банка с информацией о договорных обязательствах и | | | |взаимоотношениях с акционерами, вкладчиками и держателями банкнот, а | | | |также с именами и адресами аудиторов. От каждого банка можно | | | |потребовать, чтобы в его названии содержалось стандартное выражение | | | |типа "не государственный", которое свидетельствовало бы, что банк не | | | |принадлежит государству и не поддерживается им, и что его банкноты и | | | |депозиты не застрахованы правительством. Страны СНГ могут решить, что | | | |иностранные юридические и физические лица могут иметь право на | | | |получение банковской лицензии на полное или долевое владение банком. | | | |Законы каждого государства СНГ потребуют, чтобы банки выполняли | | | |договорные обязательства перед держателями банковских билетов и | | | |вкладчиками; в случае невыполнения обязательств правительство закроет | | | |банк в соответствии с существующими правилами о банкротстве частных | | | |банков и уставными требованиями самого банка о порядке удовлетворения | | | |претензий. | | | |Государство может потребовать, чтобы каждый банк обнародовал регулярную| | | |(даже ежедневную) аудиторскую информацию по установленной форме о | | | |состоянии банка, и вывешивал ее во всех отделениях банка и передавал в | | | |печать для публикации. Кроме того, банки должны информировать | | | |правительство и публиковать в печати сведения о количестве напечатанных| | | |банковских билетов; также и все типографии, печатающие банковские | | | |билеты, должны информировать правительство и публику о тиражах банкнот.| | | |Весьма вероятно, что обнародование информации станет обычным и само по | | | |себе, без всякого регулирования. Предполагается, что определенные | | | |требования могут сократить период времени, который потребуется рынку, | | | |чтобы сформировать спрос на информацию, на основании которой можно | | | |оценивать деятельность частных банков. | | | |Правительственное регулирование деятельности этих банков должно | | | |ограничиваться выдачей лицензий и определенными информационными | | | |требованиями. Не следует ограничивать создание отделений или | | | |территориально ограничивать деятельность, не нужно также ограничивать | | | |набор возможных финансовых услуг (включая услуги клиринговых домов). Не| | | |нужны требования к величине резервов и не следует ограничивать величину| | | |процента по вкладам или кредитам, или виды кредитных услуг, которые | | | |может предоставлять банк (в том числе участие в собственности). (Не | | | |нужно запрещать банкам предоставлять кредиты госпредприятиям или брать | | | |у них вклады, но правительство, как владелец госпредприятий, может | | | |запретить всем или некоторым из них брать кредиты у частных банков или | | | |держать в них счета). | | | |Процесс учреждения новых банков не должен знать других ограничений, | | | |кроме минимальных требований при выдаче лицензии (и, может быть, | | | |минимального начального капитала), поскольку конкуренция есть главный | | | |регулятор системы свободных банков. Не должно ограничиваться | | | |конвертирование счетов в наличные деньги или использование таких | | | |инструментов, как чеки, электронный перевод средств, банкоматы и пр. Не| | | |следует ограничивать спектр возможных банковских обязательств перед | | | |клиентами, в том числе -- быть ли банку акционерным обществом с | | | |ограниченной или неограниченной ответственностью. Банк может иметь | | | |право на выпуск банкнот с правом отсроченного выкупа -- так что банк | | | |получит возможность разменивать предъявленные банкноты с отсрочкой, | | | |скажем, на полгода. Банк сам решает, признавать ли ему банкноты, | | | |выпускаемые другими банками; клиринговые палаты также должны иметь | | | |свободу включать те или иные банки в число своих клиентов. Выпускаемые | | | |банками денежные инструменты будут свободно котироваться на рынке | | | |относительно друг друга и относительно рубля. | | | |Чтобы поощрить развитие системы, правительства стран СНГ могут счесть | | | |желательным амнистировать, может быть временно, владельцев средств в | | | |твердой валюте с учетом происхождения или источника их средств. | | | |Правительствам, быть может, придется гарантировать отказ от конфискаций| | | |или денежных "реформ" конфискационного типа. Но правительствам не | | | |следует брать на себя обязательства по выплате вкладов или размену | | | |банковских билетов. Не следует также требовать, чтобы банки владели | | | |чем-то определенным, особенно правительственными обязательствами или | | | |облигациями. [Было бы разумным принять основы банковского | | | |законодательства, но разрешить областям и автономиям решать, желают ли | | | |они допустить на своих территориях свободу банковского дела.] | | | |Правительства республик могут оказаться вынужденными как-то определить | | | |или ограничить возможные виды обеспечения для вкладов и банкнот. В | | | |настоящее время явным кандидатом является доллар, но не ясно, что же | | | |будет во всей рублевой зоне в конце десятилетия. Немецкая марка на | | | |западе страны, йена на Востоке, финская марка в Санкт-Петербурге, и, | | | |наконец, экю для всех желающих. Можно также использовать золото или | | | |валюты конвертируемые, скажем, в доллар, но имеющие основой спотовую | | | |цену нефти. Как сказал недавно Милтон Фридман, "пусть общие деньги | | | |возникнут тем же путем, каким возник общий язык, в ходе добровольного | | | |сотрудничества ... больше надежд на то, что надежные общие деньги | | | |возникнут в результате добровольного сотрудничества через рыночный | | | |процесс, а не в результате подгоняемой правительством кооперации через | | | |политический процесс." (Friedman, 1991). Могут также возникнуть новые | | | |формы денег, вроде тех, которые предвидел Хайек и другие. [Возможные | | | |варианты описаны у Greenfield and Yeager (1987), Hall (1982), Hayek | | | |(1976), Yeager (1987).] | | | |Денежные вопросы -- предмет дискуссий в содружестве независимых | | | |государств, образованном 11 республиками бывшего СССР. Россия хочет | | | |сохранить рубль и превратить его в надежную валюту, а другие республики| | | |-- особенно настойчиво Украина -- заинтересованы в создании собственных| | | |денег. Договорятся ли страны СНГ о сохранении рубля для общего | | | |пользования или нет, они могут договориться о том, чтобы: | | | |1) разрешить частным лицам и предприятиям использовать любые частные | | | |деньги по выбору; | | | |2) принимать или нет частные деньги, выпущенные на территории других | | | |стран, при уплате налогов; | | | |3) разрешать или нет открытие местных отделений банкам со | | | |штаб-квартирой в другой стране; | | | |4) требовать ли соблюдения контрактов, условия которых сформулированы в| | | |частных деньгах других республик (где-то контракт всегда будет защищен | | | |законом). | | | |При наличии таких соглашений частные банкноты, конвертируемые в твердую| | | |валюту, могли бы служить инструментом обмена между странами СНГ | | | |независимо от надежности рубля (или любых других республиканских | | | |денег), и независимо от того, решат ли остальные республики иметь | | | |собственные деньги. | | | |Фактически, СНГ может принять высказывание Ф. А. Хайека (F. A. Hayek; | | | |1976, р. 17), сформулированное им для европейского Общего рынка: | | | |Страны (Общего рынка) ... взаимно связывают друг друга формальным | | | |договором не чинить каких-либо препятствий свободному совершению сделок| | | |на своей территории в валютах других стран (включая золотые монеты) или| | | |свободному занятию банковским делом любому учреждению, основанному на | | | |любой из их территорий. | | | |Со своей стороны, банки должны обменивать твердую валюту на собственные| | | |депозиты или банкноты. Банки примут обязательство разменивать депозиты | | | |и банкноты в выбранной резервной валюте (скажем, в долларах) по | | | |требованию (или с определенной задержкой во времени). Их твердая валюта| | | |будет конвертирована, в этом примере, в доллары и вложена в (как | | | |правило) краткосрочные долларовые ценные бумаги -- обязательства | | | |Казначейства США или коммерческие бумаги. В конкурентной системе банки | | | |станут платить проценты по большинству вкладов. | | | |Банк будет выдавать кредиты в собственных деньгах, увеличивая тем самым| | | |общее предложение денег. Но как только вклады конвертированы в банкноты| | | |и потрачены или переданы другим в виде чека, банку придется делать | | | |выплаты из своих резервов или удовлетворять требования с помощью | | | |принадлежащих ему требований к другим банкам -- банкнотами, которые он | | | |принял, или чеками подлежащими учету; тем самым экспансия банковских | | | |обязательств будет ограничена спросом публики. В конце концов, | | | |разовьется организованная система клиринга межбанковских обязательств, | | | |и клиринговая палата или отдельные банки будут предоставлять ссуды | | | |банкам, переживающим временные трудности. | | | |Дикий Восток | | | |Предлагаемая государствам СНГ свободная банковская система отличается в| | | |некоторых отношениях от известных исторических образцов. | | | |Во-первых, во всех известных истории примерах выпуска частных банкнот, | | | |за исключением Швейцарии, бумаги, эмитированные различными банками, | | | |подлежали размену на одну и ту же валюту -- как правило золотые либо | | | |серебряные монеты, либо на правительственные банкноты, которые, в свою | | | |очередь, подлежали размену в золотые или серебряные монеты. Таким | | | |образом, существовал единый денежный стандарт или единица учета. Можно | | | |предположить, что свободная банковская система также выберет | | | |предпочтительный стандарт, хотя он может быть разным для разных | | | |территорий (Советский Союз покрывал 11 часовых поясов), и быть | | | |непостоянным во времени -- может быть понадобятся годы для выработки | | | |единого стандарта. Но мешанина из денег, номинованных в рублях, | | | |долларах, марках, йенах, а может быть и в иных валютах, не слишком | | | |отличается от того, что есть сейчас; просто ситуация, в отличие от | | | |нынешней, станет узаконенной и открытой. | | | |Легализация сделок в различных денежных единицах выведет эти сделки из | | | |сферы черного рынка и сделает их доступными для налогообложения. | | | |Техническая сторона сбора налогов не столь проста, но удобства | | | |правительства не могут служить основанием для отказа от политики, | | | |благотворной во всем другом. Если для каждых имеющих хождение на рынке | | | |денег доходы превышают издержки (т. е. добавленная стоимость | | | |положительна), налоги могут быть уплачены в каждой разновидности денег.| | | |Если нет, от каждого налогоплательщика можно потребовать, чтобы он | | | |выбрал подходящую единицу учета и платил налоги, конвертируя другие | | | |деньги в этот стандарт либо по текущей рыночной цене, либо по средней | | | |за период, либо по курсу на конец периода. Впрочем, республика может | | | |потребовать, чтобы деньгами учета и налоговыми деньгами были | | | |официальные деньги государства. | | | |Эти рекомендации отличаются от известных исторических образцов и в том,| | | |что предлагается система свободных банков в то время, когда продолжает | | | |существовать рубль (и другие республиканские деньги). Похоже, что | | | |правительство России намерено сохранить рубль как единую валюту (а если| | | |возможно, то и для всего СНГ) и, при этом, сделать его надежным. Если | | | |эксперимент со свободными банками окажется успешным и возникнут частные| | | |деньги, конвертируемые в доллары, марки, йены, золото и пр., возникнет | | | |вопрос о судьбе рубля. | | | |Леланд Игер (Leiand Yeager; 1985, р. 105) обсуждает переход к иного | | | |типа системе в США: "Появление привлекательных альтернатив приведет к | | | |свертыванию спроса на традиционные деньги". Уайт, с другой стороны, | | | |склонен думать, что в случае разрешения частных субститутов | | | |правительственные декретные деньги не сразу утратят ценность (White, | | | |1989a). Хайек комментирует, что | | | |Для правительства ... главной задачей будет защита от быстрого | | | |вытеснения и, как следствие, ускоренного обесценивания денет, | | | |выпускаемых нынешним центральным банком. Вероятно, этого можно достичь | | | |немедленным предоставлением ему полной свободы и независимости, то есть| | | |дать ему то же положение, что и у других эмиссионных банков, | | | |иностранных или вновь создаваемых внутри страны, при одновременном | | | |возврате к политике сбалансированного бюджета, ограниченной только | | | |возможностью получения ссуд на открытом ссудном рынке, которым | | | |правительство не может манипулировать. (Hayek; 1976, р. 93) | | | |Иностранные твердые валюты уже теснят рубль. После окончания первой | | | |мировой войны четыре больших гиперинфляции (в Австрии, Венгрии, Польше | | | |и Германии) окончились не в тот момент, когда центральные банки этих | | | |стран сократили эмиссию, но когда их правительства заявили о решимости | | | |сбалансировать бюджет и прекратить финансирование дефицита с помощью | | | |займов у центрального банка (Sargent, 1982). "В Австрии, Венгрии, | | | |Польше и Германии гиперинфляцию остановили, во-первых, создав | | | |независимый центральный банк с правом отказывать правительству в | | | |предоставлении необеспеченных кредитов, и, во-вторых, одновременно | | | |измененив режим фискальной политики" (Sargent; 1982, р. 89). | | | |Предположительно то же самое необходимо и для рубля, а вовсе не | | | |подавление альтернативных валют или получение стабилизационных фондов | | | |от международных финансовых организаций. | | | |Россияне, с которыми я обсуждала эту тему, убеждены, что появление | | | |альтернативных денежных инструментов приведет к дальнейшему падению | | | |ценности рубля. Но причиной этого обесценивания рубля будет нежелание | | | |правительства отказаться от возможности финансировать дефицит бюджета | | | |за счет денежной эмиссии и от произвольного повышения заработной платы | | | |и других платежей. При свободной банковской системе большая доступность| | | |денег, размениваемых на твердую валюту, окажет понижающее давление на | | | |курс рубля по отношению к доллару. Если при этом правительство | | | |преуспеет в контроле эмиссии, курс рубля по отношению к твердым валютам| | | |и банкнотам, конвертируемым в эти валюты, стабилизируется. По мере | | | |того, как правительство станет получать в виде налогов конвертируемые | | | |частные деньги, оно сможет их использовать для скупки рублей и вывода | | | |их из обращения. Общее предложение денег, конечно, будет включать как | | | |правительственную эмиссию рублей, так и банкноты и вклады в частных | | | |банках; но денежное предложение уже сейчас включает иностранные валюты,| | | |а займы, предоставляемые частными банками, сократят спрос на рублевые | | | |займы. | | | |В-третьих, обстоятельства в рублевой зоне иные, чем существовали в | | | |Шотландии или в Швейцарии, в Швеции или в США во времена свободного | | | |банковского дела. Одно очевидное различие представляют современные | | | |средства связи -- радио, телевидение, электронные средства связи, хотя | | | |они и развиты в СНГ не так хорошо, как в Западной Европе или в США. Нет| | | |необходимости отправлять информацию или банкноты почтой или на лошадях,| | | |а не по воздуху. [См. обсуждение деталей технологии установления цен на| | | |банковские билеты у Gorton (1992).] Хотя Россия (и особенно СНГ в | | | |целом) очень обширна, можно предположить, что банкноты будут | | | |возвращаться в банк-эмитент относительно быстро, даже если обращаться | | | |будут на большом отдалении, и что будет доступна информация о | | | |деятельности различных банках на всем пространстве обращения денег. | | | |Современные средства связи ослабляют опасение Фридмана, что "отдельные | | | |люди могут оказаться в договорных отношениях с теми, кто живет вдали от| | | |них и с кем они мало знакомы, и между эмиссией обязательства и | | | |предъявлением требования о его выполнении может пройти много времени" | | | |(Friedman; 1960, р. 60). | | | |Другое отличие в том, что принципы частной собственности и личного | | | |богатства не столь укоренены или прочны в странах СНГ, как это было в | | | |Шотландии, где неограниченная ответственность собственников так надежно| | | |защищала вкладчиков и держателей банкнот шотландских банков, или в США,| | | |где некоторые штаты потребовали от банкиров перехода к режиму | | | |неограниченной ответственности и, тем самым, сделали неприменимыми свои| | | |законы о банках. Альтернативным подходом может быть требование о | | | |наличии первоначального капитала -- не для защиты клиентов от | | | |чрезмерного выпуска банкнот или от ошибок в решениях о выдаче кредитов,| | | |но для гарантии того, что владельцы сами чем-то рискуют и что они | | | |заинтересованы в успехе банка. | | | |Похоже, что в республиках бывшего Советского Союза проблема доверия к | | | |банкам -- и к их владельцам -- также стоит иначе, чем в исторических | | | |образцах. Республиканские правительства проявили бы мудрость, если бы | | | |не стали убеждать публику в надежности банков или брать на себя | | | |ответственность за их платежеспособность, но всего лишь гарантировали | | | |бы доступность информации о банках. Может быть, будет полезно, чтобы | | | |первые частные банки были созданы хорошо известными иностранными | | | |банками с устоявшейся репутацией, или людьми, вызывающими доверие. | | | |Почему не достаточно валютного управления | | | |У меня нет возражений против денег, выпускаемых валютным управлением на| | | |базе корзины валют, и правительственные деньги, конвертируемые в одну | | | |или несколько твердых валют, были бы хорошим дополнением для системы | | | |свободных банков. Но без нового законодательства о банках | | | |конвертируемая валюта попадет в ловушку существующей огосударствленной | | | |банковской системы с ее ограничениями на конвертацию вкладов в | | | |наличность, с ее контролем процентов на вклады и ссуды. Нужна не | | | |параллельная валюта или валюты, а параллельная система банков. | | | |Минимальная система позволит создание банков на выше описанных | | | |условиях, но без права эмитировать собственные банкноты; тогда деньги, | | | |выпущенные валютным управлением, были бы единственной альтернативой | | | |рублю. Ограничение на эмиссию банкнот было бы искусственным | | | |ограничением спроса публики на валюту в условиях, когда публика еще не | | | |приучена к использованию чеков, а банковские переводы занимают много | | | |времени. | | | |Более либеральная система позволит частным банкам эмитировать | | | |собственные деньги, основанные на валюте, эмитируемой валютным | | | |управлением. Это придаст дополнительную гибкость предложению денег, но | | | |по прежнему принудит банки продавать валютному управлению твердую | | | |валюту в обмен на резервы. Частная банковская система может привлечь | | | |больший объем вкладов в твердой валюте (а значит, быстрее устранить | | | |преимущество иностранных правительств, валюты которых используются | | | |странами СНГ), если не будет существовать валютного управления, в | | | |котором частные банки должны будут держать счета в твердой валюте. Это | | | |утверждение исходит из того, что публика может отнестись с недоверием к| | | |валютному управлению. В конце концов, валютное управление должно быть | | | |создано правительством, а советская история дает много примеров | | | |использования конфискации как инструмента денежной политики. Есть риск,| | | |что правительство захочет, изъяв ценности у валютного управления, | | | |объявить его деньги законным средством платежа (обязательными для всех | | | |физических и юридических лиц), неконвертируемым в резервную валюту. | | | |(Этот риск отпадет, если валютным управлением будет управлять МВФ). | | | |Конкурентная эмиссия денег со свободой выбора денежного стандарта есть | | | |предприятие не более рискованное, чем конкурентная эмиссия денег, | | | |ограниченная валютой валютного управления как единственного денежного | | | |стандарта и единственной резервной валюты. Преимущество свободной | | | |банковской системы с правом выбора денежного стандарта и выпуска | | | |банковских билетов в том, что она делает возможной конкуренцию между | | | |альтернативными резервными валютами. Выбранный денежный стандарт, | | | |скорее всего, будет разным на разных территориях и будет изменяться со | | | |временем, а конкурирующие между собой банки будут реагировать на | | | |изменения спроса более гибко и эффективно, чем валютное управление. | | |
|
© 2007 |
|