РУБРИКИ

Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ

| |планы на будущее в условиях высоких и непостоянных темпов инфляции. Но | |

| |немалая ответственность за нынешние трудности лежит и на советской | |

| |банковской системе. | |

| |Рублевые депозиты предприятий не легко обратимы в наличность; в | |

| |условиях центрального планирования наличные средства использовались | |

| |почти исключительно для выплаты заработной платы. За поставки машин и | |

| |материалов следовало платить банковскими переводами безналичных. | |

| |Президиум Верховного Совета в конце января 1992 г., когда эта система | |

| |уже почти рухнула, подтвердил эти ограничения (Bush, 1992). В середине | |

| |1990-го года авторы плана "500 дней" отметили, что обменный курс между | |

| |наличными и безналичными деньгами составляет 1:3 (Yavlinsky et al.; | |

| |1991, р. 75). В операциях на недавно заработавшей товарной бирже | |

| |сохраняется то же соотношение. | |

| |В условиях централизованного планирования задачей центрального банка | |

| |было не просто выдавать и собирать коммерческие кредиты (или даже | |

| |контролировать объем денег в обращении), но выдавать кредиты в | |

| |соответствии с плановыми решениями и, таким образом, обеспечивать | |

| |выполнение планов. Произведенная продукция поставлялась государству, и | |

| |от него же получали все нужное для производства. Фактически | |

| |существовала централизованная система бартера. Министерства являлись | |

| |совладельцами банковских депозитов предприятий. | |

| |После провала начатой в июле 1987 г. попытки создать коммерческие (но | |

| |по-прежнему принадлежащие государству) банки, передав им активы | |

| |государственного банка, в 1990 г. министерства и госпредприятия начали | |

| |создавать банки (IMF, 1991: 2, pp. 107--115; Vadilov, 1991). Эти банки | |

| |задуманы для снабжения своих владельцев кредитами и непохоже, что они | |

| |будут функционировать как коммерческие банки, работающие ради прибыли; | |

| |госбанк может предоставлять им межбанковские кредиты. Таким образом, | |

| |при всех изменениях еще не произошла передача права принятия | |

| |инвестиционных решений от правительства рынку. Новые кооперативы -- а | |

| |многие из них были созданы внутри госпредприятий -- учредили ряд | |

| |кооперативных банков. Они также выдают кредиты своим владельцам, но | |

| |более приспособлены к осуществлению коммерческих операций. | |

| |В конце 1989 г. имел место один из самых причудливых эпизодов в истории| |

| |центральных банков: республиканские правительства учредили собственные | |

| |"центральные" банки, и по крайней мере часть из них принялась | |

| |накачивать рубли в обращение для покрытия дефицита республиканских | |

| |бюджетов. Руководитель государственного банка заявил, что главным | |

| |нарушителем равновесия была Россия (Lloyd, 1991). Все выглядело так, | |

| |как если бы республики соревновались -- кто напечатает больше денег | |

| |прежде, чем рубль окончательно обесценится. [Бенджамин Клейн (Benjamin | |

| |Klein; 1974, р. 439) пишет: "В истории редки примеры конкурентной | |

| |эмиссии одной валюты. ... Имеющиеся примеры свидетельствуют о наличии | |

| |сильных стимулов к чрезмерной эмиссии". Поведение бывших советских | |

| |республик дает еще один пример тому.] Центральное правительство | |

| |финансировало свой дефицит из того же источника. | |

| |Могла бы или нет Россия или СНГ восстановить контроль над эмиссией | |

| |денег, но другие республики, особенно Украина, стремились завести | |

| |собственные деньги, прежде всего, для того, чтобы предотвратить перелив| |

| |рублей из России. Украина начала печатать купоны, которые должны стать | |

| |основной национальной валюты, в январе 1992 г. (Uchitelle, 1992). | |

| |Предполагается, что в будущем и Украина и Россия создадут стабильные | |

| |деньги, и тогда межреспубликанская торговля опять воспрянет. Такого | |

| |будущего может быть придется ждать долго. | |

| |Нынешней реальностью является унаследованный от коммунистических систем| |

| |банков и торговли легализованный бартер. Крупные авиазаводы начали | |

| |штамповать алюминиевые кастрюли, чтобы было чем расплачиваться за | |

| |поставки. Поскольку предприятия стремятся улучшить снабжение своих | |

| |работников, на мясо можно выменять почти что угодно. Такие дефицитные и| |

| |высокоценимые товары как автомобили иногда котируются на бирже в тоннах| |

| |пшеницы (Bamnger, 1991). Угольщики Кузбасса зимой 1991--1992 года | |

| |пытались выменивать уголь на сахар. Ассоциация частных фермеров | |

| |выменивала мясо и другие продукты на колесные трактора и др. технику | |

| |(Banerjee, 1991). Даже непьющие запасали водку для обмена (Albright, | |

| |1991). И предприятия и потребители предпочитают владеть товарами, а не | |

| |рублями; накопление запасов стало стандартным поведением. | |

| |Из-за чрезмерной концентрации производства, когда доля отдельных | |

| |производителей доходила до 85--100 процентов всего выпуска, особенно | |

| |важна роль межреспубликанской торговли (IMF; 1991: 2, pp. 16, 40). В | |

| |июле 1991 г. небольшое предприятие с Дальнего Востока России сообщило, | |

| |что испытывает трудности с получением стали для изготовления | |

| |водонагревателей. И это небольшое предприятие являлось единственным | |

| |поставщиком бойлеров для всей территории бывшего СССР (FBIS; 29 July, | |

| |1991, р. 53). В 1988 г. для всех республик кроме России объем | |

| |межреспубликанской торговли превосходил 30 процентов объема валового | |

| |производства, а в 12 республиках -- более 40 процентов (The Economist; | |

| |1991, р. 77). | |

| |Из-за быстрого обесценивания рубля в торговле начали использовать | |

| |доллар США и другие твердые валюты. [О сегодняшней атмосфере бизнеса | |

| |см. Copetas (1991).] По разным оценкам на руках у населения сейчас от 2| |

| |до 10 млрд. долл. и других твердых валют. О недоверии к денежной | |

| |политике правительства свидетельствует высказывание человека, который в| |

| |феврале 1992 г. был в США с официальным визитом: "свою твердую валюту я| |

| |храню дома". Привлекательность доллара сказывается в его более высокой | |

| |покупательной способности -- сравнительно как с официальным, так и с | |

| |черным курсом (Ignatius and Hays, 1992). В то же время государства, | |

| |возникшие на месте СССР, унаследовали внешний долг более чем в 60 млрд.| |

| |долл. | |

| |В общем, как внутренняя, так и внешняя торговля республик страдает | |

| |из-за отсутствия нормальных средств обмена. И для внутренней и для | |

| |межреспубликанской торговли нужны хорошие деньги, и как можно быстрее | |

| |-- без этого не удается использовать существующие ресурсы. Республикам | |

| |нужна система коммерческих банков и им следовало бы вовлечь в оборот | |

| |запасы твердой валюты, принадлежащей их гражданам. [Маккиннон (McKumon;| |

| |1979, р. 251--254) считает одним из факторов успеха плана Маршалла | |

| |создание европейского платежного союза, в фонд которого США внесли -350| |

| |млн. долл. Платежный союз, в котором доллар служил единицей учета, | |

| |сделал европейские валюты конвертируемыми и возродил торговлю. При этом| |

| |перелив капитала из США составил только 4 процента ВНП.] | |

| |Свободное банковское дело: история | |

| |Свободную банковскую систему отличает возможность беспрепятственно | |

| |учредить банк и беспрепятственно выпускать банкноты -- при минимальном | |

| |правительственном вмешательстве. Роль правительства ограничена (если не| |

| |считать предоставления соответствующего законодательства) наблюдением | |

| |за выполнением договоров и законов, запрещающих жульничество и другие | |

| |формы преступной деятельности. В такой системе нет центрального банка, | |

| |и никто не приходит на помощь банкротам. | |

| |После публикации работ Ф. Хайека 1976 и 1978 гг. о конкурентных | |

| |валютах, история и теория частной эмиссии конкурирующих валют привлекла| |

| |повышенное внимание западных экономистов. Делаются известными новые | |

| |примеры. В большинстве случаев все банки использовали одну и ту же | |

| |резервную валюту или стандарт ценности, в которую конвертировались | |

| |прочие деньги. Смысл предложения Хайека заключался в конкуренции между | |

| |валютами с разными единицами номинации. Ему казалось возможным, что в | |

| |результате конкуренции возникнет валютный стандарт, имеющий постоянную | |

| |покупательную способность относительно корзины сырьевых товаров. | |

| |Главным в его (и других ученых) аргументах было то, что | |

| |правительственная монополия на эмиссию денег и на определение стандарта| |

| |ценности настолько извратила ситуацию, что у рынка просто не было | |

| |возможности поэкспериментировать с эмиссией денег, которые могли бы | |

| |подойти потребителю. | |

| |Независимо от того, какой могла бы стать законченная система с | |

| |конкурирующими частными деньгами, исторические данные говорят нам о | |

| |том, чего можно ожидать от подобной системы, независимо от того -- | |

| |используют или нет все банки одинаковый валютный стандарт. | |

| |Наиболее интересен исторический опыт Шотландии от 1716 г., когда пала | |

| |монополия Шотландского банка, до 1845 г., когда был принят закон об | |

| |окончательной монополии банка Англии на эмиссию денег. Уайт (White, | |

| |1984) обобщил этот опыт и сравнил его с опытом Англии. В Шотландии | |

| |ничто не препятствовало учреждению новых банков. Все банки кроме трех | |

| |были основаны как фирмы с неограниченной ответственностью, так что их | |

| |владельцы в случае банкротства должны были нести ответственность перед | |

| |вкладчиками и держателями банкнот. С 1765 г. был запрещен выпуск мелких| |

| |банкнот и принято требование оплачивать банкноты по предъявлению, что | |

| |сделало незаконным прежнюю практику, в соответствии с которой банк мог | |

| |оплатить предъявленные банкноты с задержкой на 6 месяцев, выплачивая за| |

| |этот период проценты держателям. Таковы были единственные формы | |

| |регулирования. | |

| |В Англии, напротив, на протяжении большей части этого периода выпуск | |

| |банкнот был запрещен, если в банке было более 6 совладельцев; после | |

| |1826 г. была разрешена эмиссия банкнот банкам, расположенным на | |

| |расстоянии более 65 миль от Лондона. Уровень банкротств в Англии более | |

| |чем в 4 раза превосходил соответствующий показатель для Шотландии, и | |

| |убытки зачастую ложились на держателей банкнот, тогда как в Шотландии, | |

| |как правило, убытки покрывались владельцами банков (White; 1984, р. | |

| |47). | |

| |В США "свобода" банков означала не свободу предпринимательства, а | |

| |возможность учреждения банка без специального разрешения | |

| |законодательных органов. Опыт США отличается крайней пестротой, | |

| |поскольку законы некоторых штатов работали вполне хорошо, а в некоторых| |

| |были просто чудовищны. Даже внутри штатов, как правило, не разрешалось | |

| |создавать банковские филиалы. Некоторые штаты использовали банки как | |

| |рынок для своих облигаций и требовали от них скупать облигации для | |

| |обеспечения эмитируемых банкнот, но при этом требовали, чтобы облигации| |

| |учитывались не по рыночной оценке, а по номинальной цене. Эмитенты были| |

| |привязаны к номинальной цене облигаций, и если последняя превышала | |

| |рыночный курс, банки (даже в случае банкротства) могли получить | |

| |мгновенную прибыль за счет эмиссии банкнот, обеспеченных ценными | |

| |бумагами штата. Согласно Рокофу (Rockoff, 1975) эти правовые | |

| |ограничения стали причиной возникновения крайне рискованных (диких) | |

| |форм банковской практики, характерных для одних штатов и неизвестных в | |

| |других; другим результатом была неспособность банков погашать | |

| |эмитированные банкноты в случае обесценивания облигаций штата, что было| |

| |результатом невозможности в достаточной степени диверсифицировать | |

| |активы. Некоторые штаты оказывались неспособными закрывать | |

| |неплатежеспособные банки. | |

| |Стабильная система свободных банков, похожая на шотландскую систему, | |

| |возникла в штатах Новой Англии -- конкурентный выпуск банкнот, забота о| |

| |поддержании номинального курса и система межбанковского клиринга, | |

| |начало которой положил бостонский Suffolk Bank. | |

| |Стабильная система развилась и в Нью-Йорке, национальном центре | |

| |торговли и промышленности. В 1840 г. был принят закон, по которому | |

| |облигации штата, служившие обеспечением эмиссии, учитывались по | |

| |рыночной цене. В общем случае закон предполагал ограниченную | |

| |ответственность банков. Были установлены нижние границы уставного | |

| |капитала банков, и если при наличии долгов оказывалось, что уставный | |

| |капитал изъят, накладывался запрет на выплату дивидендов владельцам до | |

| |тех пор, пока они не возмещали убыль уставного капитала. За изъятие | |

| |уставного капитала банк мог подвергнуться ликвидации. Нью-йоркский | |

| |закон требовал также наличия резервов в размере 12,5 процента от суммы | |

| |эмитированных банкнот, и гарантировал компенсацию тем держателям | |

| |банкнот, которым банк отказал в погашении по предъявлению (Rockoff; | |

| |1975, р. 70--79, 81). | |

| |В Швеции частные коммерческие банки с неограниченной ответственностью | |

| |эмитировали банкноты с 1830 по 1904 г, когда эта практика была | |

| |запрещена; параллельно ходили деньги государственного банка (Sandberg; | |

| |1978, р. 657--665). Один из этих банков сыграл особенно важную роль в | |

| |развитии шведской промышленности. Сэндберг (Sanberg; 4978, р. 651) | |

| |считает банковскую систему одним из важнейших слагаемых успеха Швеции, | |

| |в том числе самых высоких темпов роста ВНП в Европе в период 1870--1914| |

| |гг. Банковских банкротств не было (Selgin; 1988, р. 7). | |

| |Между 1826 и 1850 гг. швейцарские кантоны разрешали частным банкам | |

| |эмитировать банкноты. Пример Швейцарии особенно интересен, потому что в| |

| |то время там не существовало единого валютного стандарта и банки были | |

| |вольны выбирать денежную единицу. Восемь банков с различными формами | |

| |собственности использовали четыре валютных стандарта. Базельский банк, | |

| |банкноты которого были деноминованы во французских франках, и | |

| |цюрихский, эмитировавший банкноты в брабантских таллерах, принимали | |

| |банкноты друг друга по курсу, установленному банком-эмитентом. Время от| |

| |времени частные небанковские эмитенты приостанавливали | |

| |конвертируемость, но банкротств не было (Weber, 1988). Законы, | |

| |ограничивавшие объем эмиссии и устанавливавшие резервные требования, не| |

| |влияли на поведение банков, поскольку размер эмиссии неизменно был ниже| |

| |разрешенного по закону, а объем резервов в среднем превышал требуемый | |

| |законом. | |

| |История свободных банков в ряде стран на протяжении длительного периода| |

| |-- в Шотландии более 100 лет, в США от 1838 до 1860 гг. -- в целом | |

| |гораздо доброкачественнее, чем можно было бы представить по анекдотам о| |

| |диких банках. Впрочем, важнейший урок истории требует создания условий,| |

| |неблагоприятных для диких банков (т.е. банков, созданных исключительно | |

| |с целью выбросить на рынок как можно больше банкнот). | |

| |Параллельно с изучением исторических свидетельств развивалась теория | |

| |свободных банков. Основные теоретические выводы таковы: 1) система | |

| |свободных банков в принципе неифляционна (т. е. не ведет к | |

| |систематической сверхэмиссии банкнот); 2) не способствует ценовой | |

| |неопределенности; 3) не порождает денежного неравновесия или колебаний | |

| |ценности денег; 4) не создает условий для нестабильности -- паник и | |

| |бегства депозитов; 5) не ведет к неэффективному использованию ресурсов.| |

| |[См. Klein (1974); Glassner (1989); Rockoff (1975); Salsman (1990); | |

| |White (1984, 1989a, 1989b); Selgin (1988); Vaubel (1987). Селгин и | |

| |Уайт, исходя из исторических фактов и теоретических построений, дают | |

| |гипотетическую картину системы свободных банков (Selgin: 1988, chap. 2,| |

| |pp. 16--34; White, 1989b).] | |

| |Как теория, так и исторические свидетельства говорят, что рынок есть | |

| |эффективный и действенный механизм предоставления денег. История | |

| |демонстрирует также, что когда правительство решает уничтожить режим | |

| |свободного банковского дела, оно (к несчастью) добивается своего без | |

| |затруднений, и что это всегда осуществлялось во имя собственных целей | |

| |правительства -- чтобы приобрести преимущества монопольной эмиссии и | |

| |способности обесценивать валюту. | |

| |Система свободных банков для СНГ | |

| |В условиях свободной банковской системы каждое из государств-членов СНГ| |

| |сможет при желании принять законы, разрешающие частным банкам принимать| |

| |вклады в твердой валюте, золоте или других ценностях, и выпускать | |

| |банкноты или создавать депозиты, конвертируемые в твердую валюту, | |

| |золото, в нефть или в корзину товаров, пользующихся устойчивым спросом | |

| |на мировых рынках. Каждое государство затем установит, что банки могут | |

| |использовать вклады или банкноты в трансакциях или контрактах без | |

| |всяких ограничений, и что правительство будет следить за выполнением | |

| |этих контрактов таким же образом и с таким же усердием, с какими оно | |

| |принуждает к выполнению контрактов в рублях или любой другой валюте, | |

| |выпущенной самим правительством или от его имени; государство также | |

| |примет на себя обязанность использовать законы, преследующие | |

| |жульничество, подделку ценных бумаг и пр. так же, как оно преследует | |

| |аналогичные преступления против собственных денег. | |

| |Лицензия на учреждение таких банков должна предоставляться по | |

| |удовлетворении некоторых определенных минимальных требований -- имена, | |

| |адреса и характеристика собственников (люди с криминальным прошлым | |

| |должны быть исключены из числа возможных собственников), копия уставных| |

| |документов банка с информацией о договорных обязательствах и | |

| |взаимоотношениях с акционерами, вкладчиками и держателями банкнот, а | |

| |также с именами и адресами аудиторов. От каждого банка можно | |

| |потребовать, чтобы в его названии содержалось стандартное выражение | |

| |типа "не государственный", которое свидетельствовало бы, что банк не | |

| |принадлежит государству и не поддерживается им, и что его банкноты и | |

| |депозиты не застрахованы правительством. Страны СНГ могут решить, что | |

| |иностранные юридические и физические лица могут иметь право на | |

| |получение банковской лицензии на полное или долевое владение банком. | |

| |Законы каждого государства СНГ потребуют, чтобы банки выполняли | |

| |договорные обязательства перед держателями банковских билетов и | |

| |вкладчиками; в случае невыполнения обязательств правительство закроет | |

| |банк в соответствии с существующими правилами о банкротстве частных | |

| |банков и уставными требованиями самого банка о порядке удовлетворения | |

| |претензий. | |

| |Государство может потребовать, чтобы каждый банк обнародовал регулярную| |

| |(даже ежедневную) аудиторскую информацию по установленной форме о | |

| |состоянии банка, и вывешивал ее во всех отделениях банка и передавал в | |

| |печать для публикации. Кроме того, банки должны информировать | |

| |правительство и публиковать в печати сведения о количестве напечатанных| |

| |банковских билетов; также и все типографии, печатающие банковские | |

| |билеты, должны информировать правительство и публику о тиражах банкнот.| |

| |Весьма вероятно, что обнародование информации станет обычным и само по | |

| |себе, без всякого регулирования. Предполагается, что определенные | |

| |требования могут сократить период времени, который потребуется рынку, | |

| |чтобы сформировать спрос на информацию, на основании которой можно | |

| |оценивать деятельность частных банков. | |

| |Правительственное регулирование деятельности этих банков должно | |

| |ограничиваться выдачей лицензий и определенными информационными | |

| |требованиями. Не следует ограничивать создание отделений или | |

| |территориально ограничивать деятельность, не нужно также ограничивать | |

| |набор возможных финансовых услуг (включая услуги клиринговых домов). Не| |

| |нужны требования к величине резервов и не следует ограничивать величину| |

| |процента по вкладам или кредитам, или виды кредитных услуг, которые | |

| |может предоставлять банк (в том числе участие в собственности). (Не | |

| |нужно запрещать банкам предоставлять кредиты госпредприятиям или брать | |

| |у них вклады, но правительство, как владелец госпредприятий, может | |

| |запретить всем или некоторым из них брать кредиты у частных банков или | |

| |держать в них счета). | |

| |Процесс учреждения новых банков не должен знать других ограничений, | |

| |кроме минимальных требований при выдаче лицензии (и, может быть, | |

| |минимального начального капитала), поскольку конкуренция есть главный | |

| |регулятор системы свободных банков. Не должно ограничиваться | |

| |конвертирование счетов в наличные деньги или использование таких | |

| |инструментов, как чеки, электронный перевод средств, банкоматы и пр. Не| |

| |следует ограничивать спектр возможных банковских обязательств перед | |

| |клиентами, в том числе -- быть ли банку акционерным обществом с | |

| |ограниченной или неограниченной ответственностью. Банк может иметь | |

| |право на выпуск банкнот с правом отсроченного выкупа -- так что банк | |

| |получит возможность разменивать предъявленные банкноты с отсрочкой, | |

| |скажем, на полгода. Банк сам решает, признавать ли ему банкноты, | |

| |выпускаемые другими банками; клиринговые палаты также должны иметь | |

| |свободу включать те или иные банки в число своих клиентов. Выпускаемые | |

| |банками денежные инструменты будут свободно котироваться на рынке | |

| |относительно друг друга и относительно рубля. | |

| |Чтобы поощрить развитие системы, правительства стран СНГ могут счесть | |

| |желательным амнистировать, может быть временно, владельцев средств в | |

| |твердой валюте с учетом происхождения или источника их средств. | |

| |Правительствам, быть может, придется гарантировать отказ от конфискаций| |

| |или денежных "реформ" конфискационного типа. Но правительствам не | |

| |следует брать на себя обязательства по выплате вкладов или размену | |

| |банковских билетов. Не следует также требовать, чтобы банки владели | |

| |чем-то определенным, особенно правительственными обязательствами или | |

| |облигациями. [Было бы разумным принять основы банковского | |

| |законодательства, но разрешить областям и автономиям решать, желают ли | |

| |они допустить на своих территориях свободу банковского дела.] | |

| |Правительства республик могут оказаться вынужденными как-то определить | |

| |или ограничить возможные виды обеспечения для вкладов и банкнот. В | |

| |настоящее время явным кандидатом является доллар, но не ясно, что же | |

| |будет во всей рублевой зоне в конце десятилетия. Немецкая марка на | |

| |западе страны, йена на Востоке, финская марка в Санкт-Петербурге, и, | |

| |наконец, экю для всех желающих. Можно также использовать золото или | |

| |валюты конвертируемые, скажем, в доллар, но имеющие основой спотовую | |

| |цену нефти. Как сказал недавно Милтон Фридман, "пусть общие деньги | |

| |возникнут тем же путем, каким возник общий язык, в ходе добровольного | |

| |сотрудничества ... больше надежд на то, что надежные общие деньги | |

| |возникнут в результате добровольного сотрудничества через рыночный | |

| |процесс, а не в результате подгоняемой правительством кооперации через | |

| |политический процесс." (Friedman, 1991). Могут также возникнуть новые | |

| |формы денег, вроде тех, которые предвидел Хайек и другие. [Возможные | |

| |варианты описаны у Greenfield and Yeager (1987), Hall (1982), Hayek | |

| |(1976), Yeager (1987).] | |

| |Денежные вопросы -- предмет дискуссий в содружестве независимых | |

| |государств, образованном 11 республиками бывшего СССР. Россия хочет | |

| |сохранить рубль и превратить его в надежную валюту, а другие республики| |

| |-- особенно настойчиво Украина -- заинтересованы в создании собственных| |

| |денег. Договорятся ли страны СНГ о сохранении рубля для общего | |

| |пользования или нет, они могут договориться о том, чтобы: | |

| |1) разрешить частным лицам и предприятиям использовать любые частные | |

| |деньги по выбору; | |

| |2) принимать или нет частные деньги, выпущенные на территории других | |

| |стран, при уплате налогов; | |

| |3) разрешать или нет открытие местных отделений банкам со | |

| |штаб-квартирой в другой стране; | |

| |4) требовать ли соблюдения контрактов, условия которых сформулированы в| |

| |частных деньгах других республик (где-то контракт всегда будет защищен | |

| |законом). | |

| |При наличии таких соглашений частные банкноты, конвертируемые в твердую| |

| |валюту, могли бы служить инструментом обмена между странами СНГ | |

| |независимо от надежности рубля (или любых других республиканских | |

| |денег), и независимо от того, решат ли остальные республики иметь | |

| |собственные деньги. | |

| |Фактически, СНГ может принять высказывание Ф. А. Хайека (F. A. Hayek; | |

| |1976, р. 17), сформулированное им для европейского Общего рынка: | |

| |Страны (Общего рынка) ... взаимно связывают друг друга формальным | |

| |договором не чинить каких-либо препятствий свободному совершению сделок| |

| |на своей территории в валютах других стран (включая золотые монеты) или| |

| |свободному занятию банковским делом любому учреждению, основанному на | |

| |любой из их территорий. | |

| |Со своей стороны, банки должны обменивать твердую валюту на собственные| |

| |депозиты или банкноты. Банки примут обязательство разменивать депозиты | |

| |и банкноты в выбранной резервной валюте (скажем, в долларах) по | |

| |требованию (или с определенной задержкой во времени). Их твердая валюта| |

| |будет конвертирована, в этом примере, в доллары и вложена в (как | |

| |правило) краткосрочные долларовые ценные бумаги -- обязательства | |

| |Казначейства США или коммерческие бумаги. В конкурентной системе банки | |

| |станут платить проценты по большинству вкладов. | |

| |Банк будет выдавать кредиты в собственных деньгах, увеличивая тем самым| |

| |общее предложение денег. Но как только вклады конвертированы в банкноты| |

| |и потрачены или переданы другим в виде чека, банку придется делать | |

| |выплаты из своих резервов или удовлетворять требования с помощью | |

| |принадлежащих ему требований к другим банкам -- банкнотами, которые он | |

| |принял, или чеками подлежащими учету; тем самым экспансия банковских | |

| |обязательств будет ограничена спросом публики. В конце концов, | |

| |разовьется организованная система клиринга межбанковских обязательств, | |

| |и клиринговая палата или отдельные банки будут предоставлять ссуды | |

| |банкам, переживающим временные трудности. | |

| |Дикий Восток | |

| |Предлагаемая государствам СНГ свободная банковская система отличается в| |

| |некоторых отношениях от известных исторических образцов. | |

| |Во-первых, во всех известных истории примерах выпуска частных банкнот, | |

| |за исключением Швейцарии, бумаги, эмитированные различными банками, | |

| |подлежали размену на одну и ту же валюту -- как правило золотые либо | |

| |серебряные монеты, либо на правительственные банкноты, которые, в свою | |

| |очередь, подлежали размену в золотые или серебряные монеты. Таким | |

| |образом, существовал единый денежный стандарт или единица учета. Можно | |

| |предположить, что свободная банковская система также выберет | |

| |предпочтительный стандарт, хотя он может быть разным для разных | |

| |территорий (Советский Союз покрывал 11 часовых поясов), и быть | |

| |непостоянным во времени -- может быть понадобятся годы для выработки | |

| |единого стандарта. Но мешанина из денег, номинованных в рублях, | |

| |долларах, марках, йенах, а может быть и в иных валютах, не слишком | |

| |отличается от того, что есть сейчас; просто ситуация, в отличие от | |

| |нынешней, станет узаконенной и открытой. | |

| |Легализация сделок в различных денежных единицах выведет эти сделки из | |

| |сферы черного рынка и сделает их доступными для налогообложения. | |

| |Техническая сторона сбора налогов не столь проста, но удобства | |

| |правительства не могут служить основанием для отказа от политики, | |

| |благотворной во всем другом. Если для каждых имеющих хождение на рынке | |

| |денег доходы превышают издержки (т. е. добавленная стоимость | |

| |положительна), налоги могут быть уплачены в каждой разновидности денег.| |

| |Если нет, от каждого налогоплательщика можно потребовать, чтобы он | |

| |выбрал подходящую единицу учета и платил налоги, конвертируя другие | |

| |деньги в этот стандарт либо по текущей рыночной цене, либо по средней | |

| |за период, либо по курсу на конец периода. Впрочем, республика может | |

| |потребовать, чтобы деньгами учета и налоговыми деньгами были | |

| |официальные деньги государства. | |

| |Эти рекомендации отличаются от известных исторических образцов и в том,| |

| |что предлагается система свободных банков в то время, когда продолжает | |

| |существовать рубль (и другие республиканские деньги). Похоже, что | |

| |правительство России намерено сохранить рубль как единую валюту (а если| |

| |возможно, то и для всего СНГ) и, при этом, сделать его надежным. Если | |

| |эксперимент со свободными банками окажется успешным и возникнут частные| |

| |деньги, конвертируемые в доллары, марки, йены, золото и пр., возникнет | |

| |вопрос о судьбе рубля. | |

| |Леланд Игер (Leiand Yeager; 1985, р. 105) обсуждает переход к иного | |

| |типа системе в США: "Появление привлекательных альтернатив приведет к | |

| |свертыванию спроса на традиционные деньги". Уайт, с другой стороны, | |

| |склонен думать, что в случае разрешения частных субститутов | |

| |правительственные декретные деньги не сразу утратят ценность (White, | |

| |1989a). Хайек комментирует, что | |

| |Для правительства ... главной задачей будет защита от быстрого | |

| |вытеснения и, как следствие, ускоренного обесценивания денет, | |

| |выпускаемых нынешним центральным банком. Вероятно, этого можно достичь | |

| |немедленным предоставлением ему полной свободы и независимости, то есть| |

| |дать ему то же положение, что и у других эмиссионных банков, | |

| |иностранных или вновь создаваемых внутри страны, при одновременном | |

| |возврате к политике сбалансированного бюджета, ограниченной только | |

| |возможностью получения ссуд на открытом ссудном рынке, которым | |

| |правительство не может манипулировать. (Hayek; 1976, р. 93) | |

| |Иностранные твердые валюты уже теснят рубль. После окончания первой | |

| |мировой войны четыре больших гиперинфляции (в Австрии, Венгрии, Польше | |

| |и Германии) окончились не в тот момент, когда центральные банки этих | |

| |стран сократили эмиссию, но когда их правительства заявили о решимости | |

| |сбалансировать бюджет и прекратить финансирование дефицита с помощью | |

| |займов у центрального банка (Sargent, 1982). "В Австрии, Венгрии, | |

| |Польше и Германии гиперинфляцию остановили, во-первых, создав | |

| |независимый центральный банк с правом отказывать правительству в | |

| |предоставлении необеспеченных кредитов, и, во-вторых, одновременно | |

| |измененив режим фискальной политики" (Sargent; 1982, р. 89). | |

| |Предположительно то же самое необходимо и для рубля, а вовсе не | |

| |подавление альтернативных валют или получение стабилизационных фондов | |

| |от международных финансовых организаций. | |

| |Россияне, с которыми я обсуждала эту тему, убеждены, что появление | |

| |альтернативных денежных инструментов приведет к дальнейшему падению | |

| |ценности рубля. Но причиной этого обесценивания рубля будет нежелание | |

| |правительства отказаться от возможности финансировать дефицит бюджета | |

| |за счет денежной эмиссии и от произвольного повышения заработной платы | |

| |и других платежей. При свободной банковской системе большая доступность| |

| |денег, размениваемых на твердую валюту, окажет понижающее давление на | |

| |курс рубля по отношению к доллару. Если при этом правительство | |

| |преуспеет в контроле эмиссии, курс рубля по отношению к твердым валютам| |

| |и банкнотам, конвертируемым в эти валюты, стабилизируется. По мере | |

| |того, как правительство станет получать в виде налогов конвертируемые | |

| |частные деньги, оно сможет их использовать для скупки рублей и вывода | |

| |их из обращения. Общее предложение денег, конечно, будет включать как | |

| |правительственную эмиссию рублей, так и банкноты и вклады в частных | |

| |банках; но денежное предложение уже сейчас включает иностранные валюты,| |

| |а займы, предоставляемые частными банками, сократят спрос на рублевые | |

| |займы. | |

| |В-третьих, обстоятельства в рублевой зоне иные, чем существовали в | |

| |Шотландии или в Швейцарии, в Швеции или в США во времена свободного | |

| |банковского дела. Одно очевидное различие представляют современные | |

| |средства связи -- радио, телевидение, электронные средства связи, хотя | |

| |они и развиты в СНГ не так хорошо, как в Западной Европе или в США. Нет| |

| |необходимости отправлять информацию или банкноты почтой или на лошадях,| |

| |а не по воздуху. [См. обсуждение деталей технологии установления цен на| |

| |банковские билеты у Gorton (1992).] Хотя Россия (и особенно СНГ в | |

| |целом) очень обширна, можно предположить, что банкноты будут | |

| |возвращаться в банк-эмитент относительно быстро, даже если обращаться | |

| |будут на большом отдалении, и что будет доступна информация о | |

| |деятельности различных банках на всем пространстве обращения денег. | |

| |Современные средства связи ослабляют опасение Фридмана, что "отдельные | |

| |люди могут оказаться в договорных отношениях с теми, кто живет вдали от| |

| |них и с кем они мало знакомы, и между эмиссией обязательства и | |

| |предъявлением требования о его выполнении может пройти много времени" | |

| |(Friedman; 1960, р. 60). | |

| |Другое отличие в том, что принципы частной собственности и личного | |

| |богатства не столь укоренены или прочны в странах СНГ, как это было в | |

| |Шотландии, где неограниченная ответственность собственников так надежно| |

| |защищала вкладчиков и держателей банкнот шотландских банков, или в США,| |

| |где некоторые штаты потребовали от банкиров перехода к режиму | |

| |неограниченной ответственности и, тем самым, сделали неприменимыми свои| |

| |законы о банках. Альтернативным подходом может быть требование о | |

| |наличии первоначального капитала -- не для защиты клиентов от | |

| |чрезмерного выпуска банкнот или от ошибок в решениях о выдаче кредитов,| |

| |но для гарантии того, что владельцы сами чем-то рискуют и что они | |

| |заинтересованы в успехе банка. | |

| |Похоже, что в республиках бывшего Советского Союза проблема доверия к | |

| |банкам -- и к их владельцам -- также стоит иначе, чем в исторических | |

| |образцах. Республиканские правительства проявили бы мудрость, если бы | |

| |не стали убеждать публику в надежности банков или брать на себя | |

| |ответственность за их платежеспособность, но всего лишь гарантировали | |

| |бы доступность информации о банках. Может быть, будет полезно, чтобы | |

| |первые частные банки были созданы хорошо известными иностранными | |

| |банками с устоявшейся репутацией, или людьми, вызывающими доверие. | |

| |Почему не достаточно валютного управления | |

| |У меня нет возражений против денег, выпускаемых валютным управлением на| |

| |базе корзины валют, и правительственные деньги, конвертируемые в одну | |

| |или несколько твердых валют, были бы хорошим дополнением для системы | |

| |свободных банков. Но без нового законодательства о банках | |

| |конвертируемая валюта попадет в ловушку существующей огосударствленной | |

| |банковской системы с ее ограничениями на конвертацию вкладов в | |

| |наличность, с ее контролем процентов на вклады и ссуды. Нужна не | |

| |параллельная валюта или валюты, а параллельная система банков. | |

| |Минимальная система позволит создание банков на выше описанных | |

| |условиях, но без права эмитировать собственные банкноты; тогда деньги, | |

| |выпущенные валютным управлением, были бы единственной альтернативой | |

| |рублю. Ограничение на эмиссию банкнот было бы искусственным | |

| |ограничением спроса публики на валюту в условиях, когда публика еще не | |

| |приучена к использованию чеков, а банковские переводы занимают много | |

| |времени. | |

| |Более либеральная система позволит частным банкам эмитировать | |

| |собственные деньги, основанные на валюте, эмитируемой валютным | |

| |управлением. Это придаст дополнительную гибкость предложению денег, но | |

| |по прежнему принудит банки продавать валютному управлению твердую | |

| |валюту в обмен на резервы. Частная банковская система может привлечь | |

| |больший объем вкладов в твердой валюте (а значит, быстрее устранить | |

| |преимущество иностранных правительств, валюты которых используются | |

| |странами СНГ), если не будет существовать валютного управления, в | |

| |котором частные банки должны будут держать счета в твердой валюте. Это | |

| |утверждение исходит из того, что публика может отнестись с недоверием к| |

| |валютному управлению. В конце концов, валютное управление должно быть | |

| |создано правительством, а советская история дает много примеров | |

| |использования конфискации как инструмента денежной политики. Есть риск,| |

| |что правительство захочет, изъяв ценности у валютного управления, | |

| |объявить его деньги законным средством платежа (обязательными для всех | |

| |физических и юридических лиц), неконвертируемым в резервную валюту. | |

| |(Этот риск отпадет, если валютным управлением будет управлять МВФ). | |

| |Конкурентная эмиссия денег со свободой выбора денежного стандарта есть | |

| |предприятие не более рискованное, чем конкурентная эмиссия денег, | |

| |ограниченная валютой валютного управления как единственного денежного | |

| |стандарта и единственной резервной валюты. Преимущество свободной | |

| |банковской системы с правом выбора денежного стандарта и выпуска | |

| |банковских билетов в том, что она делает возможной конкуренцию между | |

| |альтернативными резервными валютами. Выбранный денежный стандарт, | |

| |скорее всего, будет разным на разных территориях и будет изменяться со | |

| |временем, а конкурирующие между собой банки будут реагировать на | |

| |изменения спроса более гибко и эффективно, чем валютное управление. | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.