РУБРИКИ

Инвестиции в сельское хозяйство: методы и перспективы

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Инвестиции в сельское хозяйство: методы и перспективы

по сговору как с эмитентом, так и с владельцем контрольного пакета акций, а

также совершать на рынке незаконные операции с чужими акциями от

собственного лица.

Подытоживая, можно сказать: новому этапу экономической реформы должны

соответствовать и новые экономические инструменты, которые, с одной

стороны, должны способствовать дальнейшему развитию экономических

преобразований, а с другой - максимально содействовать ускорению

экономического роста. Эти обе задачи удачно совмещает в себе региональная

инвестиционная система, отдельные элементы которой уже апробированы и

успешно функционируют в некоторых регионах.

2.2. Бюджетная эффективность инвестиционных проектов регионального АПК.

Решение проблем, стоящих перед аграрным сектором страны в целом и

регионами в частности, требует существенного пересмотра системы структурной

и инвестиционной политики. Совершенно очевидно, что иными стали

межотраслевые связи, межрегиональные материальные потоки и экономические

отношения, существенно изменилось соотношение цен на элементы издержек

производства. Сложились новые пропорции себестоимости как по видам

продукции, так и регионам.

Дефицит бюджетных ассигнований в общем объеме инвестиций в АПК

предопределил массовое банкротство агропромышленных товаропроизводителей.

За 1991—1995 гг. сумма капиталовложений в АПК сократилась более чем в 10

раз. Доля отраслей АПК в общем объеме капитальных вложений сократилась с

20% в 1993 г. до 8% в 1999г.

В складывающихся условиях при определении целей дальнейших структурных

преобразований в АПК следует ориентироваться на общеэкономические

взаимосвязи производственных факторов. Например, трудовой фактор

сравнительно дешев и присутствует в избытке, капитал, напротив, является

экстремально дефицитным фактором.

До начала реформ большая часть капитала направлялась в растениеводство и

животноводство. Что касается перерабатывающих отраслей, то они испытывали

хроническую нехватку в капиталовложениях. С точки зрения структурных

преобразовании, здесь имеется наибольшая потребность в наверстывании

упущенного.

Системный анализ и обоснование концепции инвестиционной структурной

политики на региональном уровне предполагают прежде всего оценку

межрегиональной ситуации, места и роли аграрного сектора и его льняным

подкомплексом на российском и внешнем рынках. При этом должны учитываться

такие факторы, как разделение труда, после распада СССР и возникновение на

базе бывших республик группы новых стран с иной, чем прежде, организацией

на мировом и внутреннем рынках. Требуется объективно оценивать и экономику

западных стран, где происходят существенные качественные изменения:

благодаря развитию интегрированных информационных систем различной

размерности рынки становятся «прозрачными», осуществляется информационная и

технологическая перестройка в аграрном секторе; развитие совершенных

товаропроводящих сетей делает рынки доступными как для

товаропроизводителей, так и для потребителей; формирование крупных

наднациональных организаций "по координации международного разделения труда

способствует возникновению, развитию и совершенствованию интеграционных

процессов принципиально нового качества.

В условиях острого бюджетного дефицита и поэтапного становления рынка

размещение инвестиций в АПК области должно способствовать устранению потерь

продукции на всех этапах ее продвижения, увеличению производства продукции,

оптимальному использованию ресурсов. Государственные и частные

капиталовложения должны предопределять также качественно новые условия для

структурных преобразовании. Вот почему при оценке инвестиционных проектов в

АПК регионального уровня важно системно опираться на основные принципы и

складывающиеся на практике подходы. Главными из них являются:

моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;

учет результатов анализа рынка, финансового состояния предприятия,

претендующего на реализацию проекта, степени доверия к его руководителям,

влияния на окружающую природную среду и т. д.

Определение эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных

результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на

капитал;

приведение предстоящих разновременных расходов и доходов и условия их

соизмеримости; учет влияния инфляции, задержек платежей и других фактории;

учет неопределенности и рисков, связанных с привлечением инвестиций.

С точки зрения бюджетной эффективности, важно объективно оценить

ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов, фондов

поддержки предпринимательства па реализацию проектов, существенно влияющих

на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в определенном

регионе. Региональный бюджетный эффект (Бt) для t-го шага осуществления

проекта определяется как превышение доходов регионального бюджета (Дt) над

расходами (Рt) в связи с осуществлением конкретного проекта, то есть

Бt = Дt - Рt

Интегральный бюджетный эффект Бинт рассчитывается по формуле:

[pic]

где Дt — результаты, достигаемые па t-ом шаге расчета;

Рt (— затраты, осуществляемые на том же шаге;

Т — горизонт расчета (равный номеру шага расчета, на котором наступила

окупаемость объекта);

Е — норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на

капитал.

Отсюда следует, если бюджетный эффект инвестиционного проекта положителен,

то проект эффективный (приданной норме дисконта), то есть можно

рассматривать вопрос о ею принятии. Чем больше Бинт, чем эффективнее

проект. Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном

Бинт, бюджет понесет убытки.

В состав расходов регионального бюджета включаются:

средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта

(постановление Правительства России от 21 марта 1994 г. № 22); банковские

кредиты для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве

заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

прямые бюджетные ассигнования на компенсацию затрат па топливо и

энергоносители;

региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным

участникам.

Составляющими доходной части регионального бюджета являются:

налог на добавленную стоимость, рентные платежи данного года в бюджет

российских и иностранных предприятий и фирм-участников в части, относящейся

к осуществлению проекта;

увеличение налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное

влиянием реализации проекта на их финансовое положение;

поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы, но продуктам (ресурсам),

произведенным (затрачиваемым) в соответствии с проектом;

эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг на осуществление проекта;

дивиденды, но принадлежащим регионам акциям и другим ценным бумагам,

выпущенным с целью финансирования проекта; поступления в бюджет подоходного

налога с заработной платы, российских и иностранных работников,

начисленной за выполнение работ;

суммы возврата льготных кредитов на проект, выделяемых за счет средств

бюджета, и за обслуживание этих кредитов.

Моделирование оптимизации размещения сельскохозяйственного производства

АПК на основе построения унифицированной экономико-математической модели

показало, что сочетание ресурсов внутри отрасли является лимитирующим.

Необходимы внешние факторы, предопределяющие воспроизводственный процесс в

отрасли, прежде всею дополнительные инвестиционные ресурсы.

При выборе возможных направлений инвестирования во внимание были приняты

следующие обстоятельства: уровень убыточности различных отраслей

сельскохозяйственного производства области; продолжительность сроков

хранения продукции сельского хозяйства (по видам); сохранение и расширение

ассортимента конечной продукции АПК.

В соответствии с моделью инвестиции будут эффективны при вложении их в

предприятия по переработке мяса крупного рогатого скота, свиней и птицы,

молока, льна и картофеля.

Важной задачей с точки, зрения принятия решений является определение

источников инвестиций. В качестве основного источника финансирования в

перерабатывающей отрасли рассматриваются собственные средства предприятий.

Размер их определяется по результатам решения одного из возможных подходов

моделирования по балансировке производственных затрат и прочих выплат

предприятий с их доходами, а целевая функция представляет собой максимум

свободных денежных средств предприятий в заданный период рассмотрения.

Анализ показал, что ликвидные предприятия области готовы вкладывать в

перерабатывающие производства до 50% свободных денежных средств, полученных

в результате оптимизации своей структуры и планов реализации продукции.

Недостающую сумму можно получить за счет привлечения инвестиций из

бюджетных и внебюджетных фондов.

Один из возможных путей сокращения убытков сельскохозяйственного

производства вследствие сохраняющегося диспаритета цен — расширение в пашен

области кооперации и интеграции в переработке сельскохозяйственной

продукции.

Модельные расчеты показали, что среди прочих приоритетов определяющими

являются сроки реализации инвестиционных проектов. Поэтому пути повышения

бюджетной эффективности капитальных вложений целесообразно рассматривать по

сроку окупаемости: чем меньше этот срок, чем эффективнее используются

бюджетные капвложения.

Сегодня актуальной становится проблема уменьшения удельных капитальных

вложений (и расчете на 1 т продукции, 1 скотоместо, 1 га и т. д.). Ее можно

решать путем снижения стоимости строительства, реконструкции объектов,

комплексности капитальных вложений, совершенствования инновационно-

инвестиционного проектирования и др.

Таким образом, среди главных причин низкой отдачи используемых бюджетных

средств следует назвать следующие: слабое развитие эффективных механизмов

государственного регулирования;

медленное становление хозяйственного управления, основанного

преимущественно па принципах кооперации и интеграции в агропромышленном

комплексе;

недооценка роли внутрихозяйственных отношений и маркетинга для повышения

результативности производства.

От решения названного комплекса задач будет зависеть скорость формирования

инвестиционного пространства в агропромышленном комплексе различных

регионов.

2.3. Совершенствование механизма инвестирования сельского хозяйства.

Переход к рыночной экономике, развитие многообразных форм собственности,

необходимость активизации товарно-денежных отношений. Демократизация

инвестиционной деятельности требуют выработки новых, адекватных рыночным

условиям подходов к инвестированию и обслуживанию аграрного сектора.

Активное развитие должны получить все формы инвестирования. Вместе с

другими экономическими рычагами инвестиции и инвестиционная система, на

взгляд автора, призвана занять ключевое положение в стимулировании

производства и укреплении экономики страны и региона. В настоящее время в

результате аграрных преобразований радикально изменились отношения

инвесторов и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Современная система

инвестирования уже не отмечается той директивностью, которая была

характерна для доперестроечного времени. Она более либеральна: инвестор сам

выбирает те инвестиционно привлекательные объекты, услугами которого хотел

бы пользоваться. Права и обязанности инвестиционного заемщика оговариваются

в инвестиционном договоре по обоюдному соглашению. Такая система, по мнению

автора, создаст условия для межхозяйственных конкуренции. Однако

проведенные исследования показывают, что инвестиционные отношения в сфере

сельского хозяйства не в полной мере соответствуют требованиям рыночной

экономики:

* недостаточно отработан механизм инвестирования (монопольное положение

во всех сельских районах занимают коммерческие банки, лидером которых

выступает АКБ СБС Агро — кредитор и инвестор аграрного сектора,

осуществляющий льготное кредитование и инвестирование села за счет

бюджетных и собственных ресурсов);

• отсутствует государственная поддержка сельского хозяйства,

обеспечивающая эффективное функционирование аграрного производства;

• убыточная деятельность сельскохозяйственных предприятий не позволяет

обеспечивать возврат полученных инвестиций. Такое положение требует

корректировки общего курса реформ и, в частности, изменения системы

инвестирования сельского хозяйства.

На взгляд автора, необходим комплексный подход к проблемам формирования

инвестиционных ресурсов и совершенствования инвестиционного процесса как

совокупности норм и правил предоставления инвестиций сельскохозяйственным

предприятиям. Инвестиционное обслуживание сельского хозяйства в современных

условиях должно включать несколько стадий, включая программирование,

представление, использование и возврат инвестиционных средств в будущем.

Программирование инвестиционных вложений можно осуществлять на основе

инвестиционных заявок предприятий. У предприятий, занимающих стабильное

положение на товарных рынках, эти заявки должны представлять собой

составную часть их программ экономического, финансового и социального

развития. В результате программы хозяйствующих субъектов дополняются

инвестиционными ресурсами, обеспечивающими непрерывность кругооборота

капитала и расширение предпринимательской деятельности.

Инвестирование должно заключаться в выдаче средств, в полной мере

удовлетворяющих потребность экономических субъектов в заемном капитале и

гарантирующих доход с учетом степени риска.

Использование инвестиций при этом должно означать направление

инвестиционных средств на хозяйственно-финансовую деятельность. Возврат

инвестиций представляет обратный приток инвестиционных вложений инвестору.

Данный процесс должен иметь исключительное значение для функционирования

инвестиционного процесса, позволяющего сохранять заемный характер

инвестирования и восстанавливать портфель ресурсов инвестора для

предоставления новых инвестиций.

В соответствии с инструкцией «Об организации комплексного финансирования

предприятия и организаций агропромышленного комплекса». Утвержденной

приказом Управляющего компаний банковской группы «СБС-Агро» от 12.11.97 №

125, можно составить схему комплексного инвестирования предприятий АПК,

испытывающих недостаток собственных средств. Ее основой должна быть

сбалансированная комбинация плановых и рыночных принципов формирования и

исполнения портфеля заявок в течение всего цикла подготовки инвестирования

и проведения работ в АПК. Структурное построение должно быть следующее:

сбор и анализ заявок на необходимые инвестиционные ресурсы от

сельскохозяйственных товаропроизводителей; размещение и формирование

заказов на предприятиях-производителях ресурсов, финансирование хозяйств на

приобретение последних и проведение необходимых работ; участие банковской

группы «СБС-Агро» как инвестиционного института в реализации произведенной

сельскохозяйственной продукции.

Чтобы предложенная схема действовала, необходимо придерживаться следующих

основных принципов:

• охват всей технологической цепочки АПК (подготовка — производство —

реализация продукции) на основе ведения единой базы данных;

• финансовое управление сельскохозяйственных производителей со стороны

инвестора;

• учет сезонных факторов и региональных особенностей;

• тщательный анализ инвестиционных рисков

с целью их снижения.

Для участия в схеме инвестирования хозяйствующим субъектам АПК необходимо

подать в инвестиционный институт заявку и анкету-интервью установленных

форм. Кроме таких типовых данных, как реквизиты юридического лица, она в

обязательном порядке должна содержать:

сведения о размере средств, требующихся для проведения работ в предстоящем

сезоне из расчета финансирования всего инвестиционного цикла производства

продукции; перечень приобретаемых материальных ресурсов, их стоимость и

форма оплаты; список производителей и поставщиков ресурсов; технико-

экономическое обоснование необходимости и достаточности предусматриваемых

затрат; информацию о соответствии объектов закупки горюче-смазочных

материалов и запасных частей парк}' действующей сельскохозяйственной

техники и планируемым работам. Объемов намеченных закупок минеральных

удобрений и средств зашиты растений (согласно размерам предусматриваемых на

год посевных площадей и возделываемым культурам): данные об имеющихся в

распоряжении хозяйства запасах материальных ресурсов; сведения об объемах

планируемой к производству продукции; расчет цен на эту продукцию с \четом

налогов, инфляционных, климатических рисков; перечень возможных оптовых

потребителей произведенной продукции;

подробный план-график доходов и расходов на весь период инвестирования

работ.

После этого инвестор должен провести проверку соответствия объемов

заявленных средств реальным потребностям с учетом данных за прошлые годы,

технико-экономических обоснований и среднерегиональных норм расхода

материальных ресурсов на осуществление предстоящих работ.

Можно также принимать заявки и от предприятий хранения, переработки и

оптово-закупочных компаний на инвестирование закупок продукции. В данном

случае особое внимание нужно уделить опыту работы на товарном рынке (для

предприятий хранения); сбытовой сети, опыту работы по договорам

контрактации; финансовому состоянию; величине денежных поступлений на счет

предприятия; наличию задолженности перед бюджетами всех уровней.

Заявки предприятий-производителей и поставщиков товарно-материальных

ресурсов должны содержать сведения о технологической мощности производства,

сроке производства единицы штучной или весовой продукции, смете расходов на

его изготовление, об основных поставщиках сырья и комплектующих, о текущем

объеме производства, потребности в заемных средствах для выхода на

максимальную мощность.

Инвестиционная привлекательность предприятия определяется исходя из

следующих принци пов: финансовая устойчивость, техническая возможность

выполнения заказа в требуемые сроки, опыт работы по данному виду

деятельности.

По мнению автора, инвестор также должен проводить мероприятия по

организации тендера среди транспортных компаний на участие в поставках

материальных ресурсов сельскохозяйственным производителям и предприятиям

АПК. Победители конкурса должны определяться исходя из следующих принципов:

финансовая устойчивость, опыт работы на рынке грузоперевозок, наличие

собственного парка автотранспорта и агентской сети, более выгодные цены и

условия оплаты услуг.

После утверждения списка победителей конкурсов управление региональным

инвестиционным институтом (в данном случае банковской группы «СБС-Агро»)

сообщает сведения об отобранных производителях, поставщиках и транспортных

компаниях, номенклатуре их производства, услугах и расценках своим филиалам-

инвесторам, которые доводят эту информацию до сельскохозяйственных

потребителей и совместно с ними корректируют первоначально предложенные

инвестиционные проекты. Сформулировав окончательные заказы, инвестиционный

институт (филиал) принимает участие в заключении трехсторонних договоров

между поставщиками материально-технических ресурсов и сельскохозяйственным

производителем. В указанных документах фиксируются цены, определяются

условия оплаты и график поставки продукции в соответствии с

технологическими потребностями конкретного хозяйства. Инвестор гарантирует

поставщику инвестирование производства, сельскохозяйственный субъект

обязуется приобрести продукцию у конкретного поставщика в оговоренные

сроки.

По итогам проведения конкурсов инвестор при участии аналитического

управления инвестиционного института определяет цены на продукцию сельского

хозяйства в наступающем сезоне и принимает меры к организации проведения

переговоров с наиболее крупными потребителями сельскохозяйственной

продукции, в том числе и подавшими заявки на представление инвестиционных

средств: элеваторами, оптовыми покупателями, специальными потребителями,

предприятиями переработки.

Переговоры должны проводиться по месту территориального расположения

участника схемы, их результатом должно стать заключение трехстороннего

договора, где сельскохозяйственный субъект обязуется поставить

произведенную продукцию определенного качества по фиксированной цене и

направить полученные средства на расширение производства.

Инвестор заключает также соглашение с транспортными компаниями об

обслуживании поставок в наступающем сезоне. В данных контрактах фиксируются

тарифы и условия предоставления инвестиционных средств.

В результате использования рассмотренной выше схемы комплексного

инвестирования поставщиков товарно-материальных ресурсов,

сельскохозяйственных производителей и потребителей их продукции образуется

цепочка, обеспечивающая инвестору контроль как товарных, так и денежных

потоков в АПК. По мнению автора, данный механизм позволяет сократить

финансовые риски всех участников, уменьшить расходы на проведение операций

по текущей деятельности, наиболее оптимально использовать земельные угодья

(сопоставляя потребности покупателей сельскохозяйственной продукции и ее

производителей), увеличивать объемы движения денег, осуществлять

распределение лимитов инвестирования по регионам исходя из реальных

потребностей. Кроме того, созданная единая база данных позволит инвестору

получить информацию о любом участнике АПК, выбрать наиболее оптимальное для

себя условие сотрудничества.

В рамках рассмотренной схемы действует общий механизм инвестирования:

1. Заявка на инвестирование, технико-экономическое обоснование

2. Анализ инвестиционной привлекательности

3. рассмотрение инвестиционного проекта

4. решение о выдаче инвестиций

5. заключение инвестиционного договора или отказ

6. получение инвестиций

7.обслуживание инвесторов

8. своевременная выплата суммы долга или непредвиденные обстоятельства с

выплатой долга

9. во втором случае – дополнительные согласования

10. новый порядок выплаты задолженности или банкротство заемщика

11. во втором случае возмещение издержек

Соблюдение указанной последовательности позволит свести к минимуму затраты

времени на обработку инвестиционной заявки и наиболее полно учесть все

детали инвестиционных сделок. Ответственное лицо инвестиционного процесса

предоставляет инвестиционному заемщику подробную информацию о возможных

формах инвестирования. При работе с инвестиционным заемщиком должна

учитываться вся информация о деятельности заемщика, следует проводить

встречи (переговоры) представителей инвестиционного. Института с

руководством хозяйствующего субъекта. В беседе должны быть рассмотрены

следующие ключевые моменты:

• сведения о хозяйствующем субъекте;

• причины обращения к данному инвестору;

• окупаемость инвестиционного проекта;

• предполагаемые методы погашения инвестиционного долга:

• наличие и характер имеющихся у предприятия задолженностей.

Таким образом, решение проблемы инвестирования актуально и целесообразно.

Обслуживание сельских товаропроизводителей в современных условиях возможно

только в связи с перестройкой экономических отношений с учетом мирового

опыта. В настоящее время система сельскохозяйственного инвестирования

находится на начальном этапе своего становления и перспективы ее развития

зависят от ряда факторов, и прежде всего от финансовой стабилизации и

инвестиционного потенциала народного хозяйства. В свою очередь, обеспечение

сельскохозяйственных товаропроизводителей заемными средствами должно быть

оправданным и экономически эффективным. Это определяет необходимость

проведения конкурса инвестиционных проектов и формирования региональной

инвестиционной программы.

Проекты, сельскохозяйственных предприятий, включенные в региональную

инвестиционную программу, в дальнейшем должны иметь приоритеты при оказании

различных форм государственной поддержки.

Проекты предоставляемые предприятиями, претендующими на включение в

инвестиционную программу, должны:

• предусматривать внедрение передовых технологий, развитие сырьевой

базы, развитие транспортной инфраструктуры региона:

• иметь следующие показатели эффективности

• положительный чистый дисконтированный доход, индекс доходности проекта

больше единицы, внутреннюю норму доходности проекта (бюджетной

эффективности) выше стоимости кредитных (бюджетных) средств, привлекаемых

на реализацию проекта;

• иметь согласования по проекту - межведомственной комиссии по размещению

производительных сил на территории региона, вневедомственной и

экологической экспертизы по проектно-сметной документации;

• иметь высокую степень проработанности определения рынка сбыта

сельскохозяйственной продукции (обязательное подтверждение долгосрочными

договорами на поставку продукции, либо заключением специализированных

организаций); определенные источники привлечения внебюджетных инвестиций (в

том числе подтверждение наличия собственных средств в размере не менее 20%

для проектов, связанных с капитальными вложениями), достигнутую

договоренность с конкретными инвесторами и согласованные условия

инвестирования; предусмотренность проведения переговоров с потенциальными

инвесторами на уровне администрации региона.

Предприятия, претендующие на включение в инвестиционную программу региона,

не должны иметь просроченной задолженности по ранее представленным

средствам из федерального и регионального бюджета на возвратной основе, не

находится в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства; иметь

программу реформирования предприятия (при необходимости), не иметь

просроченной задолженности в бюджета всех уровней и внебюджетные фонды.

Региональная инвестиционная программа влияет на формирование и

использование регионального и местных бюджетов. Это отражается в ее

бюджетной эффективности, оценка которой включает определение бюджетного

эффекта. Автором предлагается модель инвестиционной региональной программы,

отражающей взаимосвязь экономических интересов основных участников

программы, движение финансовых потоков между бюджетами различных уровней,

банками, инвестиционными учреждениями, другими инвесторами и предприятиями

— реципиентами, реализующими инвестиционные проекты в составе региональной

инвестиционной программы.

Такой подход к формированию механизма инвестирования сельского хозяйства

региона позволит внедрить рыночные инструменты и технологии в системы

отбора на конкурсной основе самых эффективных инвестиционных проектов, что

скажется на экономическом и социальном положении как сельских, так и

городских жителей региона.

2.4. Перспективы инвестирования развития АПК.

Основными методами планирования и прогнозирования инвестиций,

формирования и разработки инвестиционных проектов для агропромышленных

предприятий, отраслей и подкомплексов являются абстрактно-логический,

расчетно-конструктивный, статистико-экономический, нормативно-ресурсный и

нормативно-балансовый, программно-целевой с использованием экономико-

математического программирования, имитационного моделирования и др.

На уровне сельскохозяйственных предприятий объем инвестиций целесообразно

определять на основе отчетных и плановых балансов. С их помощью

устанавливается разница между намечаемыми и возможными объемами

производства, храпения, переработки, транспортирования зерна во ввозящие

субъекты Российской Федерации.

При расчете потребности и инвестициях па производственные цели на

региональном уровне за основу могут быть приняты научно обоснованные

нормативы потребности в основных производственных фондах, необходимых для

производства намеченных объемов зерна, дифференцированные в зависимости от

урожайности зерновых культур. Путем умножения прогнозируемых объемов

производств зерна на соответствующие нормативные коэффициенты

рассчитываются предварительные размеры основных производственных фондов

(полная потребность). После этого определяется нормативная потребность в

инвестициях по следующей методике:

1) полная потребность в инвестициях:

2) потребность в основных производственных фондах на конец планового

периода;

3) фактическое наличие основных производственных фондов;

4) ожидаемое выбытие основных производственных фондов за плановый период;

5) незавершенное капитальное строительство объектов производственного

назначения на начало и конец планового периода.

После определения общею объема инвестиций производятся расчет по их

рациональному распределению но группам средств производства. При этом

оцениваются сложившиеся в последние годы межотраслевые пропорции и

определяются необходимые структурные сдвиги. Обосновывая рациональное

соотношение фондов по группам, необходимо учитывать, что эффективное

функционирование и дальнейшее развитие производства в первую очередь

зависят от обеспеченности техникой. Определение структуры инвестиций

проводится для увязки их размеров с возможными источниками финансирования и

другими направлениями социально-экономического развития Выработку

рационального варианта отраслевой структуры инвестиции следует начинать с

обоснования направлений бюджетных средств. Эту работу целесообразно

проводить в такой последовательности:

анализ обеспеченности средствами производства; анализ структуры основных

производственных фондов и соотношения взаимосвязанных элементов, выявление

«узких мест» в структуре фондов, эффективности их использования в целях

выделения приоритетных направлении; определение приоритетов в развитии

отдельных видов (групп) зерновых культур, производственных мощностей

предприятий и производства, позволяющих формировать очаги экономической

стабилизации и экспортного потенциала для выделения инвестиций в первую

очередь; разработка и уточнение целевых комплексных производственно-

инвестиционных программ по приоритетным направлениям, в которых должны быть

сбалансированы все элементы материально-технической базы производства.

После определения потребности в инвестициях на расширенное

воспроизводство основных производственных фондов в условиях ограниченных

ресурсов начинается работа по распределению имеющихся инвестиций.

Поскольку в ближайшие годы развитие производства зерна невозможно без

бюджетных средств, возникает необходимость разработки научных подходов к их

правильному использованию и выделению субъектам Российской Федерации.

Рассмотрим варианты подходов.

Первый вариант. Для всех субъектов устанавливается одинаковая сумма

бюджетных средств на гектар посевной площади черновых культур независимо от

условий производства. Такой подход ставит всех товаропроизводителей в

равные психологические и социальные условия. Что же касается экономических

аспектов, то они относительно позитивно решаются в хозяйствующих структурах

с хорошими и удовлетворительными природно-экономическими условиями и

негативно — с плохими условиями производства. Этот недостаток можно

устранить, если за основу взять худшие условия производства.

Основой второго варианта подхода должны быть замыкающие условия

производства. Несмотря на указанные выше преимущества этого подхода, им

нужно пользоваться прежде всего в субъектах, ввозящих зерно. Обусловлено

это дополнительными затратами на ввоз зерна из вывозящих субъектов. Однако

это целесообразно, если затраты, связанные с ввозом зерна, ниже иди равны

затратам на его производство.

Наряду с этим не следует сбрасывать со счетов социальный фактор. Он весьма

весомый и политически, и нравственно. Невыделение бюджетных средств для

производства зерна во ввозящие субъекты с худшими условиями вызовет

уменьшение рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, отток

трудоспособного населения, сокращение рождаемости, рост смертности и

обнищание сельского населения, что в итоге завершится исчезновением

нескольких тысяч сельских населенных пунктов (деревни, села и др.).

Чтобы избежать негативных социально-экономических последствий, нужно

использовать экономические методы управления производством и рынком зерна

во ввозящих субъектах с плохими условиями производства.

Паши исследования показали, что в эти субъекты желательно выделять больше

бюджетных средств на гектар посевной площади. Делать это можно в такой

последовательности.

1. В каждом субъекте Российской Федерации определить по худшим условиям

производства зерновых культур индексы урожайности, себестоимости и

совокупный.

2. Установить в каждом субъекте Российской Федерации разницу совокупного

индекса по отношению к субъекту с максимальным индексом, то есть с лучшими

условиями произволе та.

3. Обосновать посевную площадь и урожайность зерновых культур па

планируемый год (период).

4. Определить норматив выделения бюджетных средств на 1 га посевной

площади. При его определении для удобства расчетов за основу взять 1 млрд

руб. и разницу совокупного индекса но отношению к максимальному,

установленному для России. Разницу умножить на обоснованную посевную

площадь в целом но стране. Полученная величина и будет сопоставимой

посевной площадью, скорректированной па условия производства.

В наших расчетах установлен максимальный совокупный индекс 5,98

(Краснодарский край), а дня России в среднем - 2,15. Разница 3.83 (5,98-

2,15).

Физическая посевная площадь зерновых культур в России нами принят за

65455,4 тыс. га, а совокупная условная (сопоставимая) посевная площадь -

250694 тыс. га. При выделении из бюджета 1 мдрд руб. в среднем норматив на

1 га условной посевной площади составит округленно 4 pуб. (1000000000:

250694000).

По изложенной методике можно ежегодно определять сумму бюджетных средств

для каждою субъекта РФ но следующей формуле:

[pic]

где С бюджетные средства,

выделяемые конкретному субъекту РФ; Н. — норматив бюджетных средств на 1 га

физической посевной площади зерновых культур; К — миллиарды бюджетных

средств, выделяемых всем субъектам РФ в целом (например, 10млрд); S —

физическая посевная площадь зерновых культур конкретного субъекта

Российской Федерации.

Эту формулу можно использовать для дифференцированного выделения

бюджетных средств и внутри субъекта, если условия производства разные

(контрастные).

Однако из изложенного не следует делать категоричный вывод о

нецелесообразности государственной поддержки субъекта (субъектов) с

хорошими условиями производства.

В зависимости от экономических условий (речь идет о плохом финансовом

состоянии субъектов с хорошими условиями производств) возможно сочетание

дифференцированного и недифференцированного подходов.

Преимущества и недостатки недифференцированного подхода государственной

поддержки товаропроизводителей зерна нами рассмотрены выше.

Для стабильного устойчивого производства зерна в стране нужно ежегодно

определять сумму материально-денежных затрат и источники их покрытия. Для

этого необходимы данные о валовом сборе и себестоимости 1ц. зерна.

При обосновании валового производства на ближайшие годы мы использовали

фактические данные 1992 г. Такой подход мы считаем обоснованным:

во-первых, он предполагает удовлетворение потребности населения страны,

что является главным при решении проблемы устойчивости;

во-вторых, уровень 1992 г. уже был достигнут в 1976-1980, 1986-1990 гг.:

в-третьих, полнота использования достижений научно-технического прогресса

в данной ситуации зависит в значительной мере от уровня инвестиций.

Что же касается себестоимости единицы производства зерна (этот показатель

необходим для определения общей суммы материально-денежных средств), нужно

иметь данные об изменении технологии, технических средств и темпов

инфляции.

Своевременное и качественное выполнение технологии гарантирует стабильность

и рост урожайности, что при неизменных ценах на средства производства

обеспечивает снижение себестоимости. В то же время увеличение инфляции

сопровождается ростом цен и соответственно ростом себестоимости.

Себестоимость в предстоящем году определяют на основе сложившемся

тенденции динамики цен на средства производства, используемые в сельском

хозяйстве, и планируемой урожайности.

При определении перспективной себестоимости возможен и другой методический

подход, особенно в период выхода из кризиса и решения задачи

продовольственной безопасности, при котором акцент делают на повышении

конкурентоспособности.

В России требуется срочное обоснование экономически целесообразных путей

решения проблем, обусловивших кризис и продовольственную зависимость.

Практически это возможно на основе использования достижений НТП. Это

связано с привлечением инвестиций и в технологию, и в технику.

В настоящий период приоритетное направление инвестиций в АПК — техника

(кроме создания и использования наиболее урожайных сортов, гибридов).

Объясняется это тем, что полевые работы, выполненные качественно в

установленные агротехнические сроки, но многолетним данным полевых опытов

научных учреждений, гарантируют относительно стабильную урожайность. Это

особенно касается уборочной техники. Ее недостаток обусловливает очень

большие потери выращенного урожая, снижение урожайности с 1 га. Поэтому

нагрузка на зерноуборочную технику должна быть такой, чтобы даже при плохих

погодных условиях (независимо от района возделывания) уборка продолжалась

не более 10 — 12 дней. Разумеется, и в другие периоды выращивания зерновых

культур техники должно быть достаточно.

По нашим расчетам, для устойчивого производства зерна в России в объеме

105 млн т нужно 52,5 млрд руб., в том числе заемных 8,2 млрл, из них

бюджетных — 4 млрд.

К выдаче заемных средств следует подходить дифференицированно, так как

структура финансовых источников в субъектах Российской Федерации разная.

Так, доля заемных средств (по нашим расчетам) составляет, %: в Астраханской

области — 61,1, Алтайском крае — 36,1, Краснодарском крае — 25,95,

Республике Татарстан — 11,22 и -г. д.

Разная структура финансовых источников объясняется многими причинами, но

основными являются значимость производства зерна в экономике субъекта и

уровень его экономической эффективности, степень доступности заемных

средств и их окупаемость.

Итак, приоритетным направлением использования инвестиций является техника,

прежде всего уборочная, посевная и движители (тракторы, автомобили).

Следует выделять инвестиции во все зернопроизводящие субъекты. При таком

подходе гармонично будут решаться экономические и социальные проблемы.

Сократятся внутренняя миграция населения, смертность, возрастет

рождаемость, увеличится число рабочих мест, возрастет потребление на душу

населения зернопродуктов до уровня научно обоснованных норм питания, что

является главным критерием устойчивости земледелия.

Заключение.

В моей курсовой работе я рассмотрел инвестиционную деятельность,

проблемы инвестирования сельского хозяйства. Несмотря на то, что еще очень

многое предстоит сделать для обеспечения в России действительно

благоприятного инвестиционного климата, особенно инвестиционного климата в

сельском хозяйстве. Решению подлежит весьма широкий круг проблем, однако

наиболее важные из них должны быть решены как можно скорей. Абсолютно

приоритетной задачей является упорядочение налогового законодательства.

Небольшое значение, которое, судя по результатам обследования, следует, что

инвесторам нужны не привилегированные условия и более низкие налоговые

ставки по сравнению с международными, а разумная, прозрачная и

предсказуемая налоговая система. Помимо этого, большое значение для

повышения привлекательности инвестиций в российской экономике играет

укрепление российской банковской системы, то есть создание эффективных

источников аккумулирования сбережений и превращение их в инвестиции. Во

всяком случае, предпосылкой усовершенствования банковской системы является

более надежное обеспечение прав собственности и особенно прав инвесторов.

Что касается сельского хозяйства, то в нем складывается неблагоприятная

инвестиционная ситуация, это связано с несовершенством Российского

законодательства. Сельское хозяйство во всех развитых странах пользуется

государственной поддержкой. Ведь данная отрасль оказывает непосредственное

влияние на продовольственную безопасность страны, что само по себе является

мощным политическим аргументом на мировой арене. Спрос на продукцию АПК

является неэластичным. Из-за недавних потрясений, инвесторы боятся

вкладывать деньги в сельское хозяйство, да, в первый год после

инвестиционных вложений, сельское хозяйство не принесет огромных прибылей.

А инвесторам более интересно вложение в перспективные отрасли, и в те

отрасли, где прибыль не заставит себя долго ждать. Но после того как АПК

поднимется и станет на ноги, то люди, которые вложили свои деньги в некогда

отсталое сельское хозяйство начнут получать прибыли. Также не может не

внушать оптимизм тот факт, что теперь Россия внесена в список стран, в

которых ведётся борьба с отмыванием денег. Это должно повысить

инвестиционную привлекательность российских предприятий и сельского

хозяйства. Есть надежда, что уже в ближайшее время все выше перечисленные

положительные тенденции не замедлят сказаться на нашей экономике, а значит

и на нашей жизни.

Список использованной литературы:

1. Малецкий Е.Г. О роли инвестиций в повышении эффективности

сельского хозяйства.// Экономика сельского хозяйства и

перерабатывающих предприятий. – 2001г. №9

2. Топсахалова Ф.М. Совершенствование механизма инвестирования

как условие повышения привлекательности сельского хозяйства.

// Финансы и кредит. – 2003г. №1

3. Парахин Ю. Инвестиции в АПК: состояние и перспектива. // АПК:

экономика, управление. – 2002г. №10

4. Быков А. Активизация инвестиционного процесса на сельсхоз

предприятиях. // АПК: экономика и управление. – 2003г. №2

5. Зарук Н.Ф. Особенности инвестиционной политики в

интегрированных агроформированиях. // Экономика сельского

хозяйства и перерабатывающих предприятий. – 2002г. №11

6. Ткачев А. Механизм инвестиционного управления

агропроизводством. // Экономика с/х России. – 2002г. №6

7. Бастова М.Т. Инвестиционный процесс в сельском хозяйстве. //

Аграрная наука. – 2002г. №4

8. Коробейников М.М. Пути совершенствования процесса

инвестирования сельского хозяйства.// ЭКО. – 2001г. №12

9. Малецкий Е.Г. Место и роль инвестиций в аграрной сфере. //

Достижения науки и техники в АПК. – 2001г. №7

10. Ванин Ю. Перспективы инвестирования развития зерновой отрасли.

// АПК: экономика и управление. – 2001г. №6

11. Мазолев В.З. Гасиев П.Е. Формирование инвестиционной политики

в АПК. // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих

предприятий. – 2000г. №11

12. Мурашев А.С. Иностранные инвестиции в АПК. // Молочная

промышленность. – 2000г. №4

13. Сергунов В.С. Айдуков Т.В. Целевые инвестиционные программы в

АПК. // Пищевая промышленность. – 1999г. №10, №11

14. Урусов В. Бюджетная эффективность инвестиционных проектов

регионального АПК. // АПК: экономика и управление. – 1998г.

№12

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.