РУБРИКИ

Орнитофауна плодовых садов

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Орнитофауна плодовых садов

сложена из крупных сучьев, сплетенных стеблями травы и скрепленных глиной.

Сверху и сбоку латок прикрыт рыхлыми сучьями, образующими высокую в виде

свода крышу гнезда, в результате чего все гнездо в целом имеет шарообразную

форму.

Хотя крыша и редкая, тем не менее она надежно защищает сидячую на

яйцах птицу, а в дальнейшем и птенцов от нападения хищников. Подстилка в

гнезде состоит из мха, мягкой травы. Кладка из 5-8 яиц, с зеленоватыми

густо покрашенными буроватыми пятнышками. Размеры 31х35—22х25мм.

Во второй половине апреля в гнездах появляются яйца; в конце этого

месяца или начале мая сорока приступает к насиживанию, которое продолжается

17-19 дней. Самец в это время держится поблизости, охраняя гнездо и

предупреждая самку об опасности. Первые дни корм птенцам носит только

самец, а затем и самка. Появление которых наблюдается в середине мая, вылет

в первой половине июня.

После вылета из гнезда молодые держатся выводками, и только к осени

они бывают предоставлены сами себе. Осенью сороки собираются у поселений

человека, предпочитая небольшие деревни и хутора. Вблизи человеческого

жилья сороки проводят всю зиму, питаясь здесь различными отходами. С

приближением весны птицы откочевывают обратно в лес.

Сорока—всеядная птица. Значительное место в ее кормовом рационе

занимают насекомые и мышевидные грызуны. Из поедаемых сорокой насекомых

большинство относятся к вредителям сельского хозяйства—долгоносики, клопы-

черепашки и т.д. Сорока приносит и некоторый вред, разоряя гнезда мелких и

даже промышленных птиц, таская птенцов.

Распространена в Восточной Азии, от Забайкалья и Урги до Уссурийской

области и Приамурья, Япония и Китай, Португалия.

2.11 Отряд Воробьинообразные (Passeriformer);

Семейство Врановые (Coroidae);

Вид Грач (Corvus frigilegur).

Величиной примерно с ворона, он стройный, имеет более тонкий и прямой

клюв. Оперение черное с металлическим блеском. В отличие от черной вороны у

взрослых грачей основание клюва, уздечка, подбородок и часть щек лишены

оперения и имеют беловатую окраску.

Распространены в Европе, кроме Севера, отсутствуют в Центральной и

Южной Азии и на юге Западной Европы. В северных частях ареала грач

перелетная, в центральных и южных—кочующая и оседлая птица. Зимует, образуя

крупные скопления, часто вместе с вороной и чайкой, в населенных пунктах.

Гнездятся колониями в садах, парках, скверах, на деревьях, в

поселениях человека, а также в рощах и опушках лесов, в лесополосах.

Кормятся на полях, лугах, пустошах, в открытых поймах рек.

В район гнездования прилетают ранней весной, в период интенсивного

таяния снегов, что в различных частях ареала приходится на февраль-апрель.

В первое время держатся вблизи участков освобожденных от снега.

Гнезда крупные: наружный диаметр 30-67 см, высота 25-65 см, диаметр

лотка 15-25 см, его глубина 7,5-12,5 см. Строят самец и самка вместе из

веток, выстилая сухой травой. Используют гнездо несколько лет, достраивая

его.

Крупные гнездовые колонии грачей существуют многие десятилетия. Обычно

в году бывает две кладки. В конце марта и в апреле самка откладывает от 3

до 6 зеленовато-голубоватых, или с бурыми пятнами яиц, размером 41,0—28,3

мм. Насиживает самка, начиная с первого яйца, в течение 18-22 дней. Птенцы

вылупляются голыми, и самка долгое время согревает их, почти не покидая

гнезда. В это время самец кормит самку и птенцов. Позднее в выкармливании

принимают участие оба родителя.

В мае и в начале июня в возрасте 30 дней птенцы покидают гнездо. Около

трех недель взрослые докармливают их недалеко от колонии. Затем грачи

собираются в стаи и кочуют по полям.

Питаются грачи различными насекомыми, дождевыми червями, мышевидными

грызунами, зерновками культурных злаков, плодово-ягодными культурами.

Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений, клопов-черепашек,

гусениц лугового мотылька и др.

Наряду с этим местами они принося вред, выклевывая посеянные весной

зерновые культуры, в период созревания семена подсолнечника и т.д.

ГЛАВА III

3.1. Орнитофауна плодовых садов ОПХ ВНИИС.

Исследования проводились в окрестностях города Мичуринска,

расположенного в подзоне северной лесостепи с выщелочными черноземами.

Площадь под садами в Мичуринском районе 2724 га.

Работа выполнялась в весенне-летний период по территории промышленных

яблоневых садов ОПХ ВНИИС площадью 446 га, прилегающих лесополосах. Рельеф

садов опытно-производственного хозяйства равнинно-волнистый с оврагами.

Имеется воздушный дренаж со стоком холодного воздуха по балкам. В западной

части садов выщелочные черноземы заменяются на серые лесные почвы. Эти

почвы содержат перегной в гумусовом слое.

Садозащитные лесополосы находятся на территории садов и отделяют

кварталы сада друг от друга. Садозащитные полосы аллельного типа,

слабопродуваемой конструкции, состоящие из 2-3 рядов насаждений, междурядья

между которыми составляют 2-2,5 м. Садозащитные лесополосы имеют возраст

около 30 лет. По своей структуре простые, чистопородные, состоят из дуба

(Ourcus robur), березы (Betila verrucosa Ehrh) с редкой посадкой кустарника

по краю.

3.2. Систематический список видов птиц яблоневого сада.

В результате исследований был выявлен следующий фаунистический

состав птиц.

Тип Хордовые — Chordata

Подтип Позвоночные — Vertebrata

Надкласс Четвероногие — Tetrapoda

Класс Птицы — Aves

Отряд Воробьинообразные — Passeriformes

Семейство Жаворонковые —Aiandidae

Вид Жаворонок полевой — Aianda arvensis

Семейство Трясогузковые — Motacillidae

Вид Конек лесной — Anthus frivialis

Вид Трясогузка белая — Motacilla alba

Семейство Дроздовые — Turdidae

Вид Дрозд-рябинник — Tardus pilaris

Вид Горихвостка обыкновенная — Phoenicurus phoenicurus

Семейство Славковые — Sylvidae

Вид Пеночка-весничка — Phylloscopus frochilus

Вид Славка садовая — Sylvia borin

Вид Славка серая — Sylvia communis

Семейство Мухаловковые — Muscicapidae

Вид Мухаловка серая — Muscicapa striata

Семейство Синициевые — Paridae

Вид Синица большая — Parus major

Семейство Овсянковые — Emberizidae

Вид Овсянка обыкновенная — Emberiza citrintlla

Семейство Вьюрковые — Fringillidae

Вид Зеленушка — Chloris chloris

Вид Коноплянка — Acanthis cannabina

Вид Щегол — Carduelis carduelis

Вид Чечевица обыкновенная — Erythrina erythrina

Вид Зяблик — Fringilla coelebs

Семейство Ткачиковые — Р1осе1с1ае

Вид Воробей домовой —

Вид Воробей полевой —

Семейство Скворцовые —

Вид Скворец обыкновенный —

Семейство Иволговые —

Вид Иволга —

Семейство Вороновые —

Вид Грач —

Вид Сорока — Рiса рiса

Отряд Курообразные —Calliformes

Семейство Фазановые — Phasionidae

Вид Куропатка серая — Perdix perdix

Отряд Голубеобразные — Со1umbidae

Семейство Голубиные — Со1umbiformes

Вид Горлица обыкновенная — Steptopelia furtur

Отряд Дятлообразные — Piciformes

Семейство Дятловые — Picidae

Вид Большой пестрый дятел —Dendrocopus major

Вид Вертишейка — Jynx forguilla

Отряд Кукушкообразные — Cuculiformes

Семейство Кукушковые — Cuculidae

Вид Кукушка обыкновенная—Cucullis conorus

Отряд Совообразные — Strigiformes

Семейство Совиные — Strigidae

Вид Сова ушастая — Asio ofus

Орнитофауна плодовых садов ОПХ ВНИИС в весеннелетний период

сравнительно разнообразна. За весь период наблюдения в садах отмечено

пребывание 28 видов птиц, что составляет 11,7% видового разнообразия птиц

Тамбовской области.

3.3 Численный состав птиц плодовых садов.

Таблица 1.

Численный состав птиц плодовых садов.

|Видовой состав |Число пар на 1 км |Число пар на 1 км2 |

| |маршрута | |

|Отряд Воробьинообразные| | |

|Грач |1,0 |25,0 |

|Сорока |0,3 |7,5 |

|Иволга |0,2 |5,0 |

|Скворец обыкновенный |0,2 |5,0 |

|Зеленушка |0,3 |7,5 |

|Щегол |0.3 |7.5 |

|Коноплянка |0.1 |2.5 |

|Чечевица |0.1 |2.5 |

|Зяблик |0.3 |7.5 |

|Воробей домовый |0.3 |7.5 |

|Воробей полевой |0.5 |12.5 |

|Овсянка обыкновенная |0.3 |7.5 |

|Трясогузка белая |0.02 |0.5 |

|Синица большая |0.1 |2.5 |

|Мухоловка серая |0.01 |0.025 |

|Славка серая |0.1 |2.5 |

|Славка садовая |0.1 |2.5 |

|Дрозд-рябинник |0.04 |1.0 |

|Пеночка-весничка |0.1 |2.5 |

|Горихвостка |0.1 |2.5 |

|обыкновенная | | |

|Жаворонок полевой |0.1 |2.5 |

|Конек лесной |1.0 |25.0 |

|Отряд Дятлообразные | | |

|Вертишейка |0.03 |1.0 |

|Большой пестрый дятел |0.01 |0.25 |

|Отряд Голубеобразные | | |

|Горлица обыкновенная |0.1 |2.5 |

|Отряд Кукушкообразные | | |

|Кукушка обыкновенная |0.1 |2.5 |

|Отряд Совообразные | | |

|Сова ушастая |0.01 |0.25 |

|Всего |6.13 |153.275 |

Из таблицы 1 видно, что наибольшее представительство в фауне садовых

сообществ, имеет отряд Воробьинообразные. Доминантами в садах являются

конек лесной-1б,3% и грач- 16,3%. Как показывает таблица 1 численность птиц

в садах в гнездовой период невелика—153,275Нпар/км2. Небольшая численность

птиц в садах связана прежде всего, с большой удаленностью от леса, а так же

регулярным уходом за садом, почва которого содержится в состоянии черного

пара или залужения через ряд. Кроме того, сказывается и отсутствие

мероприятий по привлечению птиц на гнездование, систематическая обработка

плодовых деревьев ядохимикатами.

3.4 Распределение птиц в пространстве.

В садах птицы распределяются неравномерно. Это зависит прежде всего от

возраста плодовых деревьев, породного состава, агротехнической обработке

почвы, наличия построек и т.д. Как показывают наблюдения, непосредственно в

яблоневых садах большинство гнездящихся птиц не имеют условий, необходимых

для маскировки гнезда и защиты его от врагов, из-за отсутствия ярусности и

большой антропогенной нагрузки.

Данные о распределении птиц по местам гнездовий в садах приведены в

таблице 2.

Таблица 2.

Распределение птиц по местам гнездовий в яблоневом саду

|На деревьях |Дуплогнездни|Кустогнездни|На земле |Вблизи |

| |ки |ки | |построек |

|Горлица |Большой |Славка |Серая |Воробей |

|обыкновенная|пестрый |садовая |куропатка |домовый |

| |дятел | | | |

|Сова ушастая|Вертишейка |Славка серая|Жаворонок | |

| | | | | |

|Дрозд- |Горихвостка |Коноплянка |полевой | |

|рябинник |обыкновенная|Чечевица |Конек лесной| |

| | | | | |

|Зеленушка |Серая |обыкновенная|Трясогузка | |

| | | | | |

|Щегол |мухоловка | |белая | |

|Зяблик |Большая | |Пеночка- | |

|Иволга |синица | |весничка | |

|Грач |Воробей | |Овсянка | |

|Сорока |полевой | |обыкновенная| |

| | | | | |

| |Скворец | | | |

| |обыкновенный| | | |

| | | | | |

|Всего|9 |7 |4 |6 |1 |

|% |33,3 |25,9 |14,8 |22,2 |3,7 |

[pic]

РИС. 1 Распределение птиц по местам гнездовий в яблоневом саду

В садах основная масса населения птиц приходится на кронников -33,3% и

дуплогнездников - 25,9% (табл.3, рис.1), несколько ниже численность птиц,

гнездящихся на земле - 22,2% и в кустарниках - 14,8%, вблизи построек

человека только 3,7%.

По месту добывания пищи выделяют следующие группы птиц, которые

приведены в таблице 3.

Таблица 3. Приуроченность мест добывания пищи к ярусам сада.

|Птицы крон |Стволы |Крона и |Кустарник |На земле |Не имеет |

| |деревьев |кустарник | | |связи с |

| | | | | |ярусом |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|Иволга |Большой |Синица |Славка |Конек |Грач |

| | | |серая | | |

| |пестрый |большая | |лесной | |

| |дятел | | | | |

|Кукушка | |Зяблик |Славка |Овсянка |Сорока |

|Пеночка- | |Зеленушка |садовая |обыкновенна|Воробей |

| | | | | | |

|весничка | |Чечевица | |Коноплянка |полевой |

| | |Мухоловка | |Трясогузка |Воробей |

| | |серая | |белая |домовый |

| | | | |Горихвостка| |

| | | | | | |

| | | | |Куропатка | |

| | | | |белая | |

| | | | |Жаворонок | |

| | | | |полевой | |

| | | | |Дрозд- | |

| | | | |рябинник | |

| | | | |Горлица | |

| | | | |Щегол | |

| | | | |Вертишейка | |

| | | | |Сова | |

| | | | |ушастая | |

|Всего|3 |1 |5 |2 |12 |5 |

|% |10,7 |3,5 |17,8 |7,1 |42,8 |17,8 |

[pic]

РИС.2 Соотношение мест добывания пищи к ярусами сада.

В плодовых садах большая часть птиц добывают корм на земле -42,8%, а

также в кронах деревьев и кустарников и не имеющие связи с ярусом (по

17,8%). Меньшую часть составляют птицы, питающиеся на деревьях (10,7% и

3,5%) и в кустарниках - 7,1% (табл.3, рис.2).

3.5. Экологическая структура птичьего населения.

Население птиц каждого конкретного района подразделяется на группы,

отражающие в общих чертах характер биоценотических связей: по характеру

потребления пищи (объект питания) и характеру пребывания по экологическим

комплексам.

Выделяют следующие трофические группы птиц, которые можно увидеть,

проанализировав таблицу 4.

Таблица 4.

Трофические группы птиц в плодовых садах

|Насекомояд |Насекомо- |Семенояднные|Плотоядные |Всеядные |

| | | | | |

|ные |семеноядные | | | |

|Конек лесной|Воробей |Чечевица |Сова ушастая|Грач |

| | | | | |

|Кукушка |полевой |Горлица | |Сорока |

|Пеночка- |Воробей |обыкновенная| | |

| | | | | |

|весничка |домовой | | | |

|Скворец |Овсянка | | | |

|обыкновенны |обыкновенная| | | |

| | | | | |

|Вертишейка |Славка | | | |

|Горихвостка |садовая | | | |

|обыкновенная|Славка серая| | | |

| | | | | |

|Мухоловка |Щегол | | | |

|серая |Трясогузка | | | |

| |белая | | | |

| |Коноплянка | | | |

| |Дрозд- | | | |

| |рябинник | | | |

| |Синица | | | |

| |большая | | | |

| |Жаворонок | | | |

| |полевой | | | |

| |Куропатка | | | |

| |серая | | | |

| |Зяблик | | | |

| |Иволга | | | |

| |Зеленушка | | | |

| |Большой | | | |

| |пестрый | | | |

| |дятел | | | |

|Всего|7 |16 |2 |1 |2 |

|% |25 |57,1 |7,1 |3,5 |7.1 |

[pic]

РИС. 3. Соотношение трофических групп птиц в плодовых садах Анализ

таблицы 4 и рисунка 3 показывает, что большая часть птиц плодовых садов

относится к птицам со смешанным питанием – 57,1%. Многочисленной является

группа насекомоядных - 25%. Доля остальных групп незначительна: семеноядные

и всеядные по 7,1%, плотоядные - 3,5%.

По характеру пребывания фауна птиц плодовых садов относятся к шести

экологческим группам, которые приведены в таблице 5.

Таблица 5

Экологические группы птиц по биотопической приуроченности в плодовых

садах.

|Лесные |Опушечны |Лесоопушеч |Полевые |Опушечно-поле|Синантроп |

| | |ные | |вые |ные |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|Большой |Сова |Верти |Жаворонок |Трясогузка |Воробей |

|пестрый |ушастая |шейка |полевой |белая |домовой |

|Дятел |Щегол |Дрозд- | |Грач |Скворец |

|Горлица |Конек |рябинник | |Славка серая |обыкновен |

|обыкновен |лесной |Горихвостка | |Куропатка |ный |

|Ная |Коноплянк |обыкновенная| |серая | |

| | | | | | |

| |Воробей |Пеночка- | | | |

| |полевой |весничка | | | |

| |Сорока |Славка | | | |

| |Кукушка |садовая | | | |

| |Чечевица |Мухоловка | | | |

| | |серая | | | |

| | |Синица | | | |

| | |большая | | | |

| | |Зеленушка | | | |

| | |Зяблик | | | |

| | |Иволга | | | |

| | |Овсянка | | | |

| | |обыкновенная| | | |

| | | | | | |

|Всег|2 |8 |11 |1 |4 |2 |

|о | | | | | | |

|% |7,1|28,5 |39,3 |3,5 |14,2 |7,1 |

|/о | | | | | | |

[pic]

РИС.4 Соотношение экологических групп в плодовых садах.

Как видно из таблицы 5 и рисунка 4 доминирующее положение в плодовых

садах занимают лесоопушечный - 39,3% и опушечный - 28,5% комплексы. Это

связано с тем, что в садах опушечный или экотопный эффект создается

благодаря разделению массивов сада на кварталы лесополосами, вдоль которых

проходят грунтовые дороги с обочинами, поросшими травянистой

растительностью.

Таким образом, доминирующее положение как в плодовых садах занимает

лесоопушечный комплекс (в садах- 39,3%). Многочисленен в садах опушечный

комплекс - 28,5%. Доля остальных комплексов в плодовых садах незначительна.

Представители синантропного комплекса относятся к птицам-посетителям», т.е.

к таким птицам, которые прилетают в сад в поисках пищи.

3.6 Биототипическое распределение птиц в садах.

На всем протяжении садов видовой состав птиц распределяется

неравномерно. Это зависит прежде всего от возраста плодовых деревьев,

породного состава, агротехнической обработки почвы, наличия построек и др.

Поэтому встает необходимость выделения следующих биотипов:

Садоразделительные лесные полосы, молодой неплодоносящий сад,

смешанный средневозрастной сад, старый сад, роща, ягодники, здания и

сооружения, песчаный карьер.

Данные о распределении птиц по этим биотопам приведены в таблице 6.

«Распределение птиц по биотопам».

Таблица 6.

Распределение птиц по биотопам.

|Виды птиц |Садоз|Молод|Смеша|Стары|Роща |Ягодн|Здани|

| |ащитн|ой, |нный |й сад| |ики |я и |

| |ая |непло|средн| | | |соору|

| |полос|донос|евозр| | | |жения|

| |а |ящий |астны| | | | |

| | |сад |й сад| | | | |

|1.Грач |++ |- |- |- |+ |- |- |

|2 Сорока обыкновенная |+ |- |+++ |+++ |++ |- |- |

|3. Воробей полевой |++ |- |++ |- |++ |- |- |

|4. Воробей домовой |- |- |- |- |- |- |++ |

|5. Овсянка обыкновенная |++ |- |++ |++ |++ |+ |- |

|6. Славка серая |++ |- |++ |- |+ |++ |- |

|7 Славка садовая |++ |- |++ |- |+ |++ |- |

|8. Скворец |++ |- |- |- |++ |- |+ |

|9. Зяблик |++ |- |+ |- |+++ |- |- |

|10. Зеленушка |++ |- |- |- |++ |- |- |

|11. Щегол |++ |- |++ |+ |++ |- |- |

|12. Конек лесной |++ |+ |++ |+ |++ |- |- |

|13. Кукушка обыкновенная|++ |- |- |+ |+ |- |- |

|14. Иволга |+ |- |- |- |+ |- |- |

|15. Коноплянка |- |- |+ |- |- |++ |- |

|16. Чечевица |- |- |++ |- |- |++ |- |

|17. Синица болотная |++ |- |++ |++ |++ |- |- |

|18. Трясогузка белая |+ |- |- |- |- |+ |+ |

|19. Жаворонок полевой. |+ |++ |+ |- |- |+ |- |

|20. Дрозд-рябинник |+ |- |- |- |- |- |- |

|21. Вертишейка |+ |- |- |- |- |+ |- |

|22. Горлица обыкновенная|+ |- |- |- |- |- |- |

|23. Пеночка-весничка |+ |- |+ |- |+ |- |- |

|24. Куропатка серая |++ |++ |- |- |- |++ |- |

|25. Ласточка деревенская|- |- |- |- |- |- |+ |

|26. Ушастая сова |- |- |- |+ |- |- |- |

|27. Горихвостка |+ |- |+ |- |- |- |+ |

|обыкновенная | | | | | | | |

|28. Мухоловка пестрая |- |- |+ |- |- |- |- |

|всего |22 |3 |15 |7 |15 |9 |5 |

Обозначения: +++-многочисленные, ++-обычный, +-редкий, --не

встречается.

Как видно из таблицы, каждому из биотопов свойственен определенный

орнитокомплекс. Наибольшее число видов (23) зарегистрировано в

садоразделительных полосах. Здесь наблюдается преобладание дуплогнездников

и дендрофильных видов. Этому способствует наличие старых деревьев. Здесь

обычны:

Скворец обыкновенный, полевой воробей, синица большая, горихвостка

обыкновенная, мухоловка. Из открытогнездящихся—зяблик, щегол, зеленушка.

Подрост мажду рядами привлекает славок.

Дубовая роща между кварталами имеет небольшую площадь, но выделена в

особый биотоп. На гнездовании отмечены: иволга, сорока, зяблик, зеленушка,

щегол, пеночка-весничка, скворец обыкновенный.

В смешанном саду вишни и аронии отмечено 15 видов птиц. Типичными

здесь являются такие виды как славки серая и садовая, овсянка обыкновенная,

коноплянка, чечевица. В ягодниках отмечено 10 гнездящихся видов: славки

серая и садовая, коноплянка, чечевица, серая куропатка и др.

Птицы, обитающие возле строений человека, учитывались на территории

механической мастерской и гаража техники, расположенных в непосредственной

близости к смешанному саду. Здесь селились скворцы, деревенская ласточка,

горихвостка обыкновенная свила гнездо под крылом старого автобуса, а белая

трясогузка—между сложенными бревнами.

В старом саду гнездились сорока, ушастая сова в старом сорочьем

гнезде. Надо сказать, что гнездящиеся на участке считались птицы, в гнезде

которой было отложено хотя бы одно яйцо. Гнездовые участки (без найденых

гнезд) выяснялись на основании многократных встреч партнеров на одном

месте, если для них было зарегистрировано гнездовое поведение (пение,

спаривание). Каждое известное гнездо или гнездовой участок считались

принадлежащими одной паре.

Интересно, проследить распределение мест гнездования птиц в плодовых

садах.

В плодовых садах происходят параллельно два сукцессионных процесса,

влияющих на видовой состав, численность и экологическую структуру населения

птиц: возрастная сукцессия—от молодых садов к старым; и залежная—от

пропашных междурядий—к залкженным. Эти два типа сукцессий накладываются

один на другой.

Экологический анализ орнитофауны плодовых садов показывает, что на

ранней стадии формирования садов (молодой сад с пропашными междурядиями)

доминируют наземногнездящиеся виды—куропатка, перепел, лесной конек,

овсянка обыкновенная. Эти виды доминируют в течение длительного периода до

7 летнего возраста плодовых деревьев.

С увеличением возраста деревьев и изменением метода обработки

междурядий—междурядным залужением, количество дендрофильных и кустарниковых

птиц нарастает, хотя остаются и виды наземногнездящиеся—лесной конек,

овсянка обыкновенная, белая трясогузка. Они продолжают гнездиться до трех

пока сомкнутость крон не достигнет 70-80%, что происходит при 15-летнем

возрасте садов. Большинство видов также избегает плотносомкнутых садов,

заселяя лишь периферийные участки. Исключение—сорока обыкновенная, которая

устраивает гнезда в середине массива.

Распределение дендрофильных и кустарниковых птиц внутри

средневозрастных садов с междурядным залужением находится в прямой

зависимости от состава пород, наличия травы. Для дуплогнездников условия

размножения отсутствуют, т.к. дупла заделываются садовниками. Они (эти

птицы) селятся в прилегающих лесополосах.

Таблица 7.

Приуроченность гнезд птиц к ярусам сада.

|Виды птиц |Места гнездования ярусов |

| |верхние |средние |нижние |

| |деревья|дупла |кусты |земля |

|1.Грач |+ | | | |

|2 Сорока обыкновенная |+ | | | |

|3. Воробей полевой |+ |+ | | |

|4. Воробей домовой | | | | |

|5. Овсянка обыкновенная | | | |+ |

|6. Славка серая | | |+ | |

|7 Славка садовая | | |+ | |

|8. Скворец |+ |+ | | |

|9. Зяблик |+ | | | |

|10. Зеленушка |+ | | | |

|11. Щегол | | | | |

|12. Конек лесной | | | |+ |

|13. Кукушка обыкновенная| | | | |

|14. Иволга |+ | | | |

|15. Коноплянка | | |+ | |

|16. Чечевица | | |+ | |

|17. Синица болотная | |+ | | |

|18. Трясогузка белая | | | |+ |

|19. Жаворонок полевой. | | | |+ |

|20. Дрозд-рябинник |+ | | | |

|21. Вертишейка | |+ | | |

|22. Горлица обыкновенная|+ | | | |

|23. Пеночка-весничка |+ | | |+ |

|24. Куропатка серая | | | |+ |

|25. Ласточка деревенская| | | | |

|26. Ушастая сова | | | | |

|27. Горихвостка | |+ | | |

|обыкновенная | | | | |

|28. Мухоловка пестрая |+ | | | |

|Всего мест гннездовий |12 |5 |4 |7 |

|% |41,3 |17,2 |13,7 |24,1 |

[pic]

Рис.5 Распределение гнездовий птиц по ярусам сада.

Из таблицы 8 и рисунка 6 видно, что из 30 видов птиц на деревьях

гнездится (в том числе и в дуплах) 58,8% (верхний ярус), на кустах—13,2%

(средний ярус), на земле—24% (нижний ярус).

Глава IV

Использование данных орнитологических исследований в экологическом

образовании школьников.

На современном этапе кризисной экологической ситуации одной из самых

острых проблем остается формирование у населения экологической культуры.

Понятие экологическая культура—это характеристика уровня отношений

человека к природе. Формирование экологической культуры тесно связано со

школой и педагогикой. Речь идет о выработке экологического сознания,

которая должна стать регулятором всей деятельности и поведения людей.

Культуру поведения людей по отношению к природе можно повысить только

повышением общей разносторонней культуры человека, его научных знаний о

природе. Все эти вопросы стоят перед современной школой. Человек,

овладевающий знаниями экологической культуры, осознает общие закономерности

развития природы и общества, понимает, что история общества есть следствие

истории природы.

Необходимым условием формирования экологической культуры является

осознание социальной общественности взаимоотношений человека с природой.

Способность прогнозировать отдаленные последствия вмешательства человека в

природные взаимосвязи также составляет необходимую черту экологической

культуры.

Воспитание экологической культуры в большей степени задача школы и

всей системы образования. Следовательно, одна из актуальнейших задач

современной школы—экологическое образование подрастающего поколения,

обеспечивающее подготовку высоконравственных, образованных и гуманных

людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные проблемы

взаимоотношений с природой, как в своей основной жизни, так и в

общественной практике. Экологическое воспитание в школе тесно связано с

нравственным, что помогает формировать помогает формировать и развивать у

школьников нравственные чувства—как важнейший источник побуждения к этичным

действиям и поступкам. Воспитание охватывает не только сферу сознания, но и

область эмоциональных переживаний и практических действий.

Также очень важно формирование социально-экологических понятий, здесь

необходимо обратить внимание на восприятие природы не только с позиции

оценки экологических ресурсов. Необходимо показать аспекты ценностных

отношений между обществом и природой: эстетические, моральные и т.д. Такой

подход позволяет школьникам видеть природу через призму общественных

отношений, осознать место своей практической деятельности в экологической

деятельности общества. Экологическое образование должно строится на основе

сочетания глобального, регионального и краеведческого (местного) уровней.

4.1 Характеристика темы «Класс Птицы». Урок опробован в 7 классе.

Птицы—высоко организованные позвоночные животные, тело которых покрыто

перьями, а передние конечности превращены в крылья. Характерным отличием

птиц от других позвоночных животных является способ передвижения—полет.

Способность передвигаться в воздухе, теплокровность и другие особенности

строения и жизнедеятельности дали им возможность широко расселяться по

земле. Особенно разнообразны виды птиц в тропических лесах.

В настоящее время известно около 8600 видов птиц. Число видов в разных

широтах и в разных странах различно. На территории нашей страны встречаются

650 видов, что составляет около 8% мировой фауны птиц.

В последние годы все большее внимание уделяется проблеме охраны птиц,

так, как выполняют важную роль в природе, уничтожая насекомых вредителей,

мышевидных грызунов, семена и плоды сорных растений. Выполняя роль

санитаров в природе, птицы приносят человеку большую пользу.

Поэтому каждый человек должен охранять и проявлять заботу о птицах. И

роль учителя прививать учащимся любовь к птицам, учить ребят заботится о

птицах. Самый доступный и распространенный вид заботы—изготовление и

развешивание искусственных гнездовий. В зимнее время необходима подкормка

птиц. Для этого развешиваются кормушки.

4.2 Задачи темы «Класс птицы».

Тема «Класс птицы» занимает важное значение в курсе биологии. При ее

изучении решаются следующие задачи:

Образовательные: добиваться усвоения учащимися знаний строения,

жизнедеятельности, обмена веществ птиц в связи с полетом, приспособленности

их к жизни в разнообразных условиях среды, происхождения от древних

пресмыкающихся, знаний о разнообразном значении природы, жизни и

хозяйственной деятельности человека, иметь представление о системе

мероприятий по охране птиц, предусмотренных законом РФ об охране и

использовании животного мира.

Воспитательные: продолжать формирование научного мировоззрения

школьников на основе раскрытия взаимосвязи строения систем органов с их

функциями, взаимоотношений птиц со средой обитания, физиологических

взаимоотношений с пресмыкающимися; используя знания о приспособленности

птиц к полету, их значение в природе, необходимость охраны, осуществлять

экологическое воспитание, привитие бережного отношения к пернатым как

важного компонента среды обитания; расширять политехнический кругозор на

основе знаний научных основ птицеводства, его роли в решении задач

промышленности.

Развивающие: совершенствовать умения школьников наблюдать и узнавать

изученных птиц в природе, на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой

и пресмыкающимися, делать вывод о родстве птиц и пресмыкающихся и

происхождении пернатых от древних пресмыкающихся, пернатых от древних

пресмыкающихся, продолжить формирования умения работать с учебником:

находить в тексте и рисункам учебника необходимые сведения для ответов на

вопросы, составления таблиц.

4.3 Распределение материала по урокам.

Птицы своеобразная группа животных, играющая важную роль в жизни

природы и человека.

Изучению птиц отводится большое место в высших учебных заведениях

биологического профиля и в средней школе. Успех этого изучения в

значительной мере зависит от наличия соответствующих учебников, учебных

пособий и программ.

Программ по биологии очень много. Наряду с программой к действующим

учебникам существуют еще авторские программы.

Большая часть новых программ может быть использована с применением

существующих учебников и учебно-методических пособий, разработкой которых

занимаются авторские коллективы.

В соответствии с основной программой традиционного типа «Биология 7-8

класс» А.И. Никишов, И.И. Шарова и «Биология 7-8 класс» под редакцией М.А.

Козлова на изучение учебного материала по теме «Класс птицы» отводится 11

часов учебного времени и дается планировка учебного материала.

Планирование часов по теме: «Класс птицы».

№ урока Тема урока

Урок 1. Особенности внешнего строения птиц.

Урок 2. Особенности строения скелета и мускулатуры птиц.

Урок 3. Особенности внутреннего строения и процессов

жизнедеятельности.

Урок 4. Размножение и развитие птиц, их происхождение.

Урок 5. Сезонные явления в жизни птиц.

Урок 6. Птицы леса. Экологические группы птиц.

Урок 7. Хищные птицы.

Урок 8. Птицы культурных ландшафтов.

Урок 9. Роль птиц в природе и жизни человека.

Урок 10. Птицеводство.

Урок 11. Обобщение и повторение темы «Класс Птицы».

4.4 Конспект урока по теме: «Птицы культурных ландшафтов».

Цель: Расширить и углубить знания учащихся об экологических группах

птиц, показать на примере птиц культурных ландшафтов черты их

приспособленности.

Задачи: 1) Образовательные: Дополнить, уточнить и расширить знания

учащихся о птицах городов и поселков, дать представление о

приспособленности птиц к условиям обитания.

2) Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру, продолжить

формирование навыков поведения в природе.

3) Развивающие: Прививать интерес ребят к природе и ее изучению.

продолжить экологическое образование и воспитание учащихся. Развивать

логическое мышление, умение задавать вопросы по изученной теме, проблеме.

Развивать навыки и умения по подготовке биологических рисунков и

распознаванию птичьих голосов.

Методы: Словесные: рассказ с элементами беседы, фронтальный опрос,

сообщения учащихся.

Наглядные: демонстрация таблиц, рисунков, фотоснимков, и чучел птиц.

Оборудование: Таблицы: «Хищные птицы», «Птицы культурных ландшафтов»,

фотографии, чучела птиц, рисунки.

Циклограмма урока.

1. организационный момент (2 мин).

2. проверка домашнего задания (6 мин).

3. изучение нового материала (25 мин).

4. обобщение (5 мин).

5. домашнее задание, оценки за урок (2 мин).

Ход урока.

1. организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2. проверка знаний по предыдущей теме.

Вопрос: Что вы изучали на прошлом занятии.

Ответ: Тему: «Хищные птицы».

Вопрос: какие отряды хищных птиц вы знаете?

Ответ: отряд Дневные хищные птицы, отряд Совы.

Вопрос: Правильно. На основании каких признаков выделяют отряд

дневных хищников ?

Ответ: большинство хищников питаются позвоночными животными. В связи

с этим они имеют ряд приспособлений: когти у них длинные, острые,

крючковидные—или они хватают и умерщвляют добычу клюв короткий, крепкий,

кончик его крючковидно загнут внутрь—им они разрывают добычу на части.

Полет быстрый.

Охотятся в дневное время поэтому эту группу птиц обединили в отряд

Дневные хищные птицы.

Вопрос: молодцы, верно. Каких представителей отряда вы можете

назвать.

Ответ: Сокол, сапсан, черный коршун, черный гриф, скопа, орлан

белохвост.

Вопрос: Верно. Назовите представителей отряда совы?

Ответ: Филин, белая сова, ушастая сова, домовой сыч.

Вопрос: чем сова отличается от птиц из отряда Дневные хищники?

Ответ: сова охотится за добычей ночью. Днем сова прячется в укромных

местах и ее редко можно увидеть.

Вопрос: правильно. Какие же приспособления имеются у сов в связи с

ночным образом жизни?

Ответ: огромные глаза с широко раскрывающимися зрачками способны

видеть в темноте даже мелкие предметы, чуткий слух улавливает

незначительные шорохи. Полет сов бесшумный, что позволяет настигать добычу.

3. Изучение нового материала.

Учитель: молодцы, ребята: мы с вами вспомнили хищных птиц, но в

природе существует множество различных отрядов птиц. Птицы широко

расселились по всему земному шару. Они встречаются в лесу, поле, на реке, в

садах, горах, городах и поселках. На сегодняшнем уроке мы с вами

познакомимся с наиболее известной вам группой птиц—культурных ландшафтов.

В условиях культурных ландшафтов городов и поселков—в парках, садах, а

также на лугах и полях живут наиболее известные вам птицы. К ним в первую

очередь принадлежат представители отряда Воробьинообразных. Вопрос: Ребята,

назовите представителей этого отряда.

Ответ: домовой воробей, полевой воробей, грач, сорока, ворона,

ласточка, синица.

Учитель: молодцы, все верно. Все эти птицы относятся к отряду

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.