![]() |
РУБРИКИ |
Аналитические процедуры финансовой устойчивости в системе внутреннего аудита |
РЕКЛАМА |
|
Аналитические процедуры финансовой устойчивости в системе внутреннего аудита=--23--ґ--(-_,98)--ґ--_,39--ґ--9,89--ґ--_,66--ґ--_,13--ґ--_,89--=-----6--%, =--23--ґ--3,73--ґ--(-_,14)--ґ--9,89--ґ--_,66--ґ--_,13--ґ--_,89--=-----9--%, =--23--ґ--3,73--ґ--_,25--ґ--(-7,_6)--ґ--_,66--ґ--_,13--ґ--_,89--=-----12--%, =--23--ґ--3,73--ґ--_,25--ґ2,83--ґ--_,18--ґ--_,13--ґ--_,89--=--1--%, --=--23--ґ--3,73--ґ--_,25--ґ2,83--ґ_,84--ґ--_,3ґ--_,89--=--14--%, =--23--ґ--3,73--ґ--_,25--ґ2,83--ґ_,84--ґ--_,43--ґ--(-_,19)--=---4--%. Таблица 7 Анализ и оценка влияния факторов на динамику рентабельности активов организации
Из проведенных расчетов можно сделать вывод, что факторный анализ рентабельности способствует целенаправленному поиску неиспользованных резервов укрепления финансовой устойчивости организации, оптимизации использования ресурсов, принятию управленческих решений, направленных на повышение эффективности функционирования организации и улучшение ее финансовой устойчивости. По окончании аналитических расчетов финансовых коэффициентов произведем прогнозирование на основе трендовых моделей экономической динамики финансового показателя - коэффициента автономии (независимости), который является одной из важнейших характеристик финансовой устойчивости коммерческой организации, ее независимости от заемных источников, так как характеризует долю средств, вложенных собственниками в общую стоимость имущества предприятия. Итоги проведенного прогноза представлены в таблице. Таблица 8 Значения прогнозируемых коэффициентов
Анализируя спрогнозированные относительные показатели финансовой устойчивости, можно говорить о том, что условная организация будет удерживать свои позиции устойчивого предприятия. Однако это только прогноз и как мы ужу упоминали раньше, эти расчеты приведены по данным бухгалтерского баланса, т.е. основой проведенного прогноза является среднее значение расчетных показателей за указанные годы. Как уже указывалось, коэффициентные расчеты лишь вскрывают, но не объясняют причины улучшения или ухудшения финансовой устойчивости организации, т.е. применение данного прогнозирования, по нашему мнению, будет более эффективно в совокупности с предлагаемой методикой внутреннего аудита, которая будет рассмотрена в третьей главе книги. Одним из способов достижения прогнозируемых показателей является внедрение службы внутреннего аудита на исследуемом предприятии. В то же время это возможно лишь в совокупности с введением в систему внутреннего аудита оперативного управления. Данный вопрос будет рассмотрен в следующей главе. ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ информационной базы и Разработка методики внутреннего аудита финансовой устойчивости предприятий 3.1 Состав и содержание информационной базы внутреннего аудита Исходя из главной концепции аудита, обобщения теории и практики, внутренний аудит следует рассматривать как систему внутрихозяйственного контроля, организованную на хозяйствующем субъекте в интересах его руководства и регламентируемую внутренними документами. Он направлен на поддержание обратной связи между объектом и субъектом управления. В отличие от внешнего контроля, в задачи которого входит подтверждение достоверности данных учета и отчетности хозяйствующего субъекта (аудит), правильности исчисления и уплаты налогов (налоговый контроль), расходования средств бюджета (бюджетный контроль, ревизия в корпоративных структурах) и т.п., внутрихозяйственный контроль как неотъемлемая часть системы управления экономического субъекта решает задачи непосредственного управления текущей деятельностью. Поэтому внутрихозяйственный контроль, как правило, проводится непрерывно, в отличие от периодического внешнего контроля, обеспечивается силами самой организации и ориентирован главным образом на повышение эффективности деятельности, а не на проверку достоверности и соответствия бухгалтерского учета. Тем не менее указанные направления также занимают важное место в системе внутреннего аудита, особенно в той её части, которая входит в бухгалтерский учет организации. Изучение организационной структуры предприятия и опыта работы в области контрольных процедур привели к следующим выводам: 1. Методика контрольных проверок не предусматривала проверки правильности отнесения затрат на себестоимость продукции, начисления налогов, выдачу рекомендаций по налоговому планированию. В связи с этим имеющаяся методика не предупреждала о возможных санкциях при проверках налоговыми органами. Был недостаточно проработан раздел имеющейся методики по аудиту финансовых результатов, формированию фондов, резервов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что существовавшая методика была недостаточно информативна для целей принятия управленческих решений: информация предоставлялась в разрозненном виде, без выделения финансовых показателей, необходимых для оперативной и перспективной оценки финансового состояния организации, себестоимости продукции, расходования централизованно распределяемых целевых средств, оценки формирования затрат и доходов. 2. Не использовалась возможность эффективно применять вычислительную технику: оперативно собирать достоверную информацию о финансовом состоянии структурных подразделений, об их деятельности и обрабатывать её в автоматическом режиме. 3. Методика проведения ревизии направлена на выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных, в то время как необходимо оказание помощи проверяемому подразделению. 4. Методика ревизии направлена только на выявление нарушений действующего законодательства, но не выявляет, что именно снижает платежеспособность, финансовую устойчивость и ухудшает финансовое состояние организации. Вместе с этим целый ряд моментов в существующей методике контроля, на наш взгляд, следует сохранить как основу для разработки методики внутреннего аудита. В основном эти моменты касаются проведения проверок состояния бухгалтерского учета и некоторых организационных моментов. Являясь функцией управления, внутренний аудит тесно связан с ним и взаимодействует в выработке управленческих решений. При создания службы внутреннего аудита в целях повышения уровня организации и эффективности функционирования в организациях данной службы Р.А. Алборов предлагает 12 организационно-методических аспектов. Для повышения уровня организации и функционирования системы внутреннего аудита нами предлагается переработанные организационно-методические аспекты и требования к созданию службы внутреннего аудита организации. Таблица 9 Организационно-методические мероприятия и требования к созданию службы внутреннего аудита на предприятиях
На основе организационно-методических мероприятий и требований к организации отдела внутреннего контроля на исследуемом предприятии был создан отдел внутреннего аудита. Исходя из принятого определения внутреннего аудита, его общей задачей является помощь организации в эффективном выполнении ею своих обязанностей в соответствии с её назначением. Система внутреннего аудита - это орудие управления, предназначенное для обеспечения достижения целей управления. Для этого служба внутреннего аудита снабжает управление организации информацией о результатах выполненного анализа, оценках деятельности того или иного структурного подразделения. Результаты деятельности внутреннего аудита используются руководством организации для управления и текущего ведения дел с учетом имеющихся ресурсов и в рамках существующих законов. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита" организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от: – содержания и специфики деятельности экономического субъекта; – объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта; – сложившейся системы управления экономического субъекта. На основе данного пункта аудиторского стандарта, учитывая структуру управления организации, нами было определено место внутреннего аудита в системе управления (рис. 6). 96 1 Рис. 6. Место внутреннего контроля (аудита) в аппарате управления организацией: 96 1 последовательность этапов работ, обработки и передачи информации 96 1 информационное обеспечение и взаимная сверка сведений В процессе управления производственной деятельностью организации необходимы сведения о достижении заданной цели с тем, чтобы воздействовать на производственный процесс, обеспечивая выполнение управленческих решений. Таким образом, весь процесс управления организацией основывается на системе потоков экономической информации, представляющих собой связь внутренних потоков прямой и обратной информации, что отражено на рисунке 6. Поскольку наличие подразделения внутреннего аудита не является обязательным и стандарты внутреннего аудита не разработаны, то и задачи, стоящие перед внутренними аудиторами в организации, устанавливаются ею самостоятельно. В стандарте аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита" сказано: "Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта". С учетом этого необходимо рассмотреть взаимосвязь службы внутреннего аудита с другими подразделениями организации (рис. 7). 96 1 Рис. 7. Взаимодействие внутреннего аудита с другими подразделениями организации: 96 1 получение службой внутреннего аудита необходимой информации; 96 1 выдача аудиторской службой результатов проверок, рекомендации и т.п. Из предложенной схемы следует, что служба внутреннего аудита является неотъемлемой частью организационной структуры организации, подчиняющейся непосредственно назначившему его руководству и независима от руководителей проверяемых структурных подразделений. Выполнение внутренними аудиторами своих обязанностей позволяет руководству удостовериться, что деятельность организации соответствует принятой учетно-финансовой политике и требованиям законодательства. Вместе с тем служба внутреннего аудита обеспечивает обратную связь с подразделениями организации. Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства. В нашем случае в качестве объекта внутреннего аудита выступают объекты бухгалтерского учета и отчетности, а именно: а) источники собственных средств; б) общая стоимость имущества предприятия (валюта баланса); в) сумма собственных оборотных средств; г) сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств и т.д. Как мы уже отмечали, оценка финансового состояния организации носит комплексный характер и поэтому нельзя ограничить контроль каким-либо одним направлением, например контролем только ликвидности баланса или платежеспособности. Кроме того, функции внутреннего контроля требуют проверки не только информации финансового и управленческого учета, но и данных планов и прогнозов, нормативных показателей, соответствия операций организации его внутренним регламентирующим документам и действующим нормативным актам. Среди внутренних регламентирующих документов организации необходимо особо выделить приказы, распоряжения и прочие документы, определяющие стратегию развития организации. Свою работу внутренняя аудиторская служба организации строит на основе принципов коллегиальности, компетентности, самостоятельности, независимости, конфиденциальности, регламента и информационной обеспеченности в рамках разработанного внутреннего "Положения о структурном подразделении" (далее - Положение) (Приложение В). Разработка данного Положения, применение стандартов внутреннего аудита, определение взаимосвязей внутреннего аудита и прочих служб организации способствуют пониманию целей и задач отдела (службы), эффективному взаимодействию внутренних аудиторов как внутри отдела, так и с другими службами предприятия. Для обеспечения связи между компонентами организационно-произ-водственной системы, системы окружающей среды необходима оперативная и достоверная информационная система. В процессе управления производственной деятельностью необходимы сведения о достижении заданной цели с тем, чтобы воздействовать на производственный процесс, обеспечивать выполнение управленческих решений. Отсюда следует, что любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, которая обеспечивает связь внутренних и внешних потоков прямой и обратной информации экономического субъекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений. Важность получения оперативных и достоверных данных обусловлена прямой зависимостью результатов принимаемых стратегических решений от точности прогнозных значений финансовых показателей. Необходимо отметить, что надежность прогнозов финансовых показателей связана в большей степени с качеством исходной информации, чем с применяемыми методами анализа. Учитывая значение информационной базы для практического формирования внутреннего аудита, мы считаем необходимым провести систематизацию существующих источников информации и выработать рекомендации по подготовке базы данных как этапу аудиторских процедур. Основу информационной системы организации составляют внешние и внутренние источники (бухгалтерская информационная система, где хронологически и систематически накапливаются и обрабатываются данные, связанные с учетом, контролем, анализом и регулированием процессов). Сотрудники внутренней службы аудита должны с особой тщательностью подходить к формированию информационной базы аудита, т.к. этот этап требует наибольшей трудоемкости и сравнительно трудно поддается формализации и автоматизации. Поэтому возрастает значение систематизации базы данных проведения аудиторских процедур. Мы предлагаем использовать следующую классификацию источников информационной базы аудиторских процедур: 1) внутренние и внешние (по отношению к организации); 2) первичные и вторичные (по целям первоначального сбора информации); 3) постоянные и динамические (переменные) - в зависимости от периодичности изменения и скорости устаревания информации; 4) по источникам: – данные нормативных актов (федеральных и местных законов, постановлений Правительства, приказов Министерства финансов и т.п.); – данные стандартов и правил (Положения по бухгалтерскому учету, аудиторских стандартов и т.д.); – методические рекомендации и указания, утвержденные государственными органами по учету, контролю; – общеэкономическая информация (уровень инфляции, уровень процентных ставок и т.д.); – финансовая информация; – данные бухгалтерского, управленческого и налогового учета; – отраслевые и внутрифирменные нормы и нормативы; – техническая и технологическая информация; – прочая информация. Формирование информационной базы должно проходить в тесном взаимодействии с функциональными подразделениями организации. Основным источником количественной информации для аудита финансовой устойчивости являются данные бухгалтерского учета, технико-экономические показатели бизнес-планов. Нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета, формируют основу анализа и контроля, поскольку непосредственно определяют отражение соответствующих доходов, расходов, активов и обязательств в регистрах учета и отчетности, являющихся информационной базой для принятия управленческих решений. 3.2 Оперативное управление финансовой устойчивостью в системе внутреннего аудита Управление финансовой устойчивостью предприятия в реальном режиме времени предполагает, что управленческие воздействия могут быть текущими и оперативными. Текущее управление означает, что анализ финансовой устойчивости предприятия осуществляется на базе аналитических финансовых таблиц, включает в себя рассмотрение обменных, распределительных и финансовых операций. Отдельно рассматривается также движение собственного капитала в денежной форме. Соответственно, такой анализ должен основываться на достаточном информационном массиве данных, а поэтому текущее управление финансовой устойчивостью целесообразно проводить не реже 2-3 раз в месяц и обязательно при закрытии отчетного периода. Помимо организационных и информационных аспектов проведения текущего аудита, необходимо выявить состав показателей, подлежащих отслеживанию со стороны руководителя организации, т.е. критических показателей. Мы предлагаем использовать приведенную в разделе 2.3 укрупненную систему критических показателей, детализируя её по мере необходимости. Именно при таком анализе можно проводить текущий контроль спрогнозированных в этом параграфе финансовых показателей методом сравнения и на основе полученных результатов разрабатывать мероприятия по улучшению финансовой устойчивости организации, используя уже методы оперативного управления. Оперативное управление, в отличие от текущего, имеет совсем другой временной разрез - сутки, и поэтому управленческие воздействия могут осуществляться ежедневно, а в течение одного рабочего дня - неоднократно. В этом случае используются другие выходные формы - формы внутренней отчетности, анализа и аудита, которые называют сводными отчетами. Основная задача данных форм отчетности - обеспечить руководство организации оперативной информацией о движении материальных, финансовых потоков, собственных и заемных средств, расчетах с покупателями и заказчиками. Эти внутренние формы отчетности могут составляться не только за истекшие сутки, но и за любой отрезок времени и нарастающим итогом. Они содержат натуральные, стоимостные и финансовые показатели, а также дают исчерпывающую информацию о работе структурных подразделений. Отсюда можно сделать вывод, что оперативное управление - это управление по отклонениям фактических значений показателей от нормы. Оперативное управление финансовой устойчивостью очень тесно взаимосвязано с бухгалтерским, финансовым и управленческим учетом, поскольку через сводные формы отчетности наиболее наглядно проявляется взаимосвязь между бюджетированием, учетом, анализом и контролем, с одной стороны, и движение материальных, финансовых и документарных потоков - с другой. Следовательно, необходимо разработать внутренние формы отчетности, которые позволили бы создать мощный информационный блок для руководства организации, вобравший в себя всю оперативную информацию о: – остатках ТМЦ на складе (средства труда, материалы, топливо, запасные части и т.д.); – остатках готовой продукции на складе; – поступлении и оплате ТМЦ; – отпуске ТМЦ в производство; – выпуске готовой продукции и её остатках на складе; – движении денежных средств; – задолженности отдельных дебиторов, материально-ответственных лиц; – общем финансовом состоянии организации. Исходя из этого, мы видим что информативность данных форм внутренней отчетности будет зависеть от своевременности поступления исходной информации (входной) и её обработки сотрудниками бухгалтерии и внутренней аудиторской службы. Соответственно, чем быстрее исходная информация будет поступать в общую базу данных, тем более качественней будет информативность внутренней отчетности и, следовательно, тем более эффективными будут принятые управленческие решения по оперативному управлению. Представим блок-схемой систему документооборота на организации (рис. 8). 96 1 Рис. 8. Блок-схема документооборота отдела внутреннего аудита Необходимо отметить, что внутренняя отчетность составляется нарастающим итогом с начала периода, содержит натуральные и стоимостные показатели, включает информацию по каждой службе и подразделению. Исходя из этого, появляется возможность получить общую информацию о выполнении запланированных показателей, возникших отклонениях, достаточности или недостаточности собственных средств, необходимости привлечения заемных средств, состоянии платежеспособности и финансовой устойчивости. Особенностью разработанных ниже форм внутренней отчетности является то, что в них собирается вся необходимая информация, возникающая в период деятельности организации: – по факту и месту возникновения какой-либо операции; – с учетом временного разреза (нарастающим итогом); – в разбивке по видам ТМЦ, материально-ответственным и подотчетным лицам, а также отдельным договорам и проектам; – для принятия управленческих решений конкретным руководителем. В результате на базе бухгалтерской, финансовой и управленческой информации предлагается создать серию взаимосвязанных форм внутренней отчетности, в которых отражаются натурально-вещественные, стоимостные и финансовые показатели, а их подготовкой, обработкой и анализом занимается исключительно служба внутреннего аудита и контроля. В этих целях предлагаем следующий перечень внутренних документов, которые предназначены для директора предприятия и руководителей финансово-экономических служб. Примерная форма этих внутренних отчетных документов представлена в Приложении (числовые данные представляют условный пример). Эти внутренние формы составляются либо в любой момент времени по мере необходимости, либо по определенному графику: 1. Суточный свод № 1 - остатки по наиболее важным счетам бухгалтерского учета и расчетные коэффициенты (приложение Г). В данном суточном своде содержится агрегированная информация в разбивке по каждому виду деятельности и отдельным подразделениям, включает в себя сведения о состоянии некоторых счетов бухгалтерского учета на конкретную дату и время. Время необходимо указывать потому, что в течение одного и того же дня можно неоднократно получать этот свод и видеть происходящие изменения, осуществлять управленческие воздействия, принимать решения и контролировать их выполнение. Руководитель предприятия, получая такую информацию, имеет общее представление о: – остатках текущих активов (денежные средства, запасы, незавершенное производство, задолженность покупателей (если имеется), авансы выданные, прочие активы); – остатках текущих обязательств; – величине собственных денежных средств на основе экспресс-анализа финансовой устойчивости; – размере разницы между текущими активами и текущими обязательствами в целях оценки величины текущих собственных оборотных средств; – расчетных показателях и коэффициентах: рентабельности активов; рентабельности продаж; уровня дебиторской и кредиторской задолженности; коэффициента автономии; коэффициента соотношения заемных и собственных средств; коэффициента маневренности; коэффициента обеспеченности собственными средствами. Из рассмотренного перечня показателей, входящих в суточный свод, видно, что вся информация сжата и представлена исключительно общими итогами. Исходя из этого, каждая строка суточного свода может быть далее развернута в самостоятельный баланс, в котором уже содержится динамика, показывающая движение материальных и финансовых ресурсов. Однако, несмотря на простоту и агрегированность сводного документа, работа с ним требует определенного подготовительного этапа (сроки сдачи документов на обработку и т.п.). Кроме того, при составлении данного отчета вряд ли можно будет избежать некоторых условностей, вследствие чего неизбежны отдельные допущения и погрешности. 2. Сводный суточный отчет № 2 по движению денежных средств. Данная форма внутренней отчетности предназначена для анализа и оценки денежных потоков. В связи с этим все поступления и расходования разбиваются на отдельные статьи, а сам суточный отчет может составляться как по отдельным видам деятельности, так и в целом по предприятию. Из предлагаемой формы сводного отчета видны источники поступления денежных средств и направления их использования, а также причины появления положительного или отрицательного остатка денежных средств. 3. Сводный отчет № 3 поступления и оплаты ТМЦ, в котором приводится перечень всех ТМЦ, их остатки на начало и конец (текущий день) отчетного периода, их поступление и оплата. Основная задача составления данной формы - выявление остатка задолженности предприятия по тем или иным ТМЦ. Показатели данной таблицы необходимо давать дробью: в числителе - натуральные показатели, а в знаменателе - стоимостные. 4. Сводный отчет № 4 движения ТМЦ по складу сырья и материалов, в котором содержится необходимая информация об остатках ТМЦ на начало и конец отчетного периода по приходу и отпуску ТМЦ, а также приводится весь перечень ТМЦ в разбивке по местам расположения. В результате на основе данной формы оценивается достаточность и оборачиваемость запасов сырья и материалов. 5. Сводный отчет № 5 - сводная таблица производства продукции, в которой дается перечень выращенной в течение отчетного периода продукции, остатки на складе имеющейся продукции, а также объемы производства и отгрузки. 6. Сводный отчет № 6 - сводная таблица отгрузки продукции нацелена на отражение движения дебиторской задолженности и взаимоотношений с покупателями, а сводный отчет № 7 - сводная таблица реализации продукции - раскрывает состояние авансов полученных и их движение. На основе анализа этих двух взаимосвязанных отчетов можно сделать выводы об оборачиваемости дебиторской задолженности и авансов полученных. 7. Сводный отчет № 8 - ведомость учета дебиторов и сводный отчет № 9 - ведомость учета кредиторов необходимы для учета конкретных покупателей в увязке с тем или иным видом продукции, а также конкретного поставщика в увязке с приобретенными ТМЦ и услугами. В соответствии с данными формами отчетности рассчитывается средний срок и средняя сумма дебиторской и кредиторской задолженности. 8. Сводный отчет № 10 - ведомость учета материально-ответ-ственных и подотчетных лиц приводит всю сводную информацию о задолженности этих лиц и сроках погашения долга, что позволяет судить о размерах выданных и просроченных сумм. Предлагаемые сводные отчеты и возможность построения на их основе других производных форм внутренней отчетности, дают возможность ежедневно, а в течение рабочего дня - неоднократно оценивать финансово-экономическое состояние организации. Для этого анализу подвергаются материальные, финансовые и документарные потоки, взаимоотношения с покупателями и поставщиками, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость оборотных средств. Особенностью такого анализа является то, что управление финансовой устойчивостью предприятия осуществляется в оперативном режиме, при этом экономическую оценку получают как все предприятие, так и отдельные его структурные подразделения (бригады). При совмещении оперативного управления финансовой устойчивостью с текущим в финансово-экономической службе предприятия появляется надежный инструментарий анализа, оценки и контроля финансово-экономического состояния предприятия в реальном режиме времени. В результате директор предприятия получает надежную, полную и объективную информацию, необходимую для принятия управленческих решений, понимания механизма хозяйственных процессов, существующего финансово-экономического состояния, перспектив развития и устойчивого экономического роста в будущем. Предлагаемый подход позволяет наиболее точно оценить влияние управленческих воздействий на реализацию финансовой политики организации, а также приближает критические показатели к прогнозным. Таким образом, оперативный аудит как важная часть системы управления финансовой устойчивостью должен носить комплексный характер и выступать во взаимосвязи с другими разделами внутрихозяйственного аудита финансового состояния организации. Практическая реализация приведенных методических рекомендаций по проведению оперативного аудита финансовой устойчивости, на наш взгляд, позволит повысить оперативность и обоснованность принимаемых текущих и стратегических управленческих решений, эффективность финансово-хозяйственной деятельности. 3.3 Этапы и процедуры проведения внутреннего аудита финансовой устойчивости организации Для достижения успешного решения задач, поставленных перед внутренним аудитом, требуется дальнейшее совершенствование его методологии и приведения ее в соответствие с новыми условиями хозяйствования. Методология внутреннего аудита характеризуется системой методов, приемов, теоретических обобщений и принципов познания. Методы аудита в условиях перехода к рынку должны обеспечить системное, комплексное и органически взаимосвязанное изучение финансово-хозяйственной деятельности организаций с целью объективной оценки результатов работы, выявления и мобилизации резервов повышения эффективности хозяйствования, проверки сохранности, экономической эффективности, целесообразности и законности использования всех видов активов для последующего принятия оптимальных управленческих решений. Разрабатываемые методы в условиях транзитивной экономики должны ориентироваться на общие и конкретные цели аудита, а также определенные виды аудиторских проверок. При построении системы внутреннего аудита финансовой устойчивости важно выделить виды аудита. В международной практике различают несколько вариантов проведения аудита: операционный аудит; аудит на соответствие; аудит финансовой отчетности. Все они наиболее подходят к внешнему аудиту. Одной из важнейших функций аудита является своевременное выявление негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности организации и возможности их корректировки до того, как возникшие проблемы перерастут в кризис (до даты предоставления общего отчета по организации). Поэтому в аудиторской практике возникает необходимость использовать различные формы осуществления контроля с целью своевременной выработки для управленческого персонала организации рекомендаций по управлению финансами и способам использования ресурсов, а также своевременного предупреждения допущенных ошибок и их исправления. В зависимости от признака, лежащего в основе того или иного методологического подхода, выделяют различные формы проведения контроля. К таким признакам относят время проведения контроля, источники контрольных данных, способы и приемы осуществления контроля. Приведенные классификационные признаки могут служить основой классификации и для системы внутреннего аудита. На наш взгляд, приведенные классификации можно дополнить ещё одним признаком: по целям аудиторской проверки. Основой такого деления служит логическая последовательность этапов проведения аудиторских процедур, каждый из которых обеспечивает базу для последующего, одновременно предоставляя управлению информацию для осуществления тех или иных управленческих воздействий. Совокупность этапов проведения аудиторских процедур и приемов познания представляет собой методику внутренней аудиторской проверки. Рассмотрим методику проведения внутреннего аудита финансовой устойчивости в организациях, представленную схематично на рисунке 9. 96 1 Рис. 9. Методика проведения внутреннего аудита финансовой устойчивости Методика проведения проверки является важным инструментом работы внутреннего аудита. При разработке методики внутреннего аудита на предприятиях соответствующей отрасли следует учесть необходимость достаточно объемной работы, которая предваряет аудиторскую проверку. Рассмотрим содержание предлагаемых диссертантом этапов проведения внутреннего аудита. На первом этапе проведения внутреннего аудита в исследуемой организации необходимо решить определенный круг вопросов с руководством организации, а именно: – ожидания руководства от проведения данной проверки, а также цель проведения проверки; – согласование плана проведения проверки, включая вопросы ответственности за ее проведение; – период, отводящийся на проведение проверки (временные рамки). На этапе планирования аудитор обязан разработать систему мероприятий, направленных на эффективное и своевременное проведение аудиторской проверки. Согласно аудиторским стандартам планированию аудиторской проверки уделяется большое внимание. Сущность данных мероприятий заключается в определении стратегии и тактики аудиторской проверки, составлении общего плана аудиторской проверки, разработке аудиторской программы, конкретных аудиторских процедур и методов. При подготовке этого раздела могут быть использованы аудиторские правила (стандарты): "Планирование аудита", "Аудиторская выборка". План аудиторской деятельности основан на знании деятельности проверяемой организации и касается получения знаний об учетной системе организации, установке ожидаемого уровня достоверности внутреннего контроля, времени проведения и объеме выполняемых аудиторских процедур и координации выполняемой работы. При планировании необходимо использовать определенные принципы: комплексность, т.е. обеспечение взаимоувязки и согласованности сопряженных заданий группе аудиторов и увязки этапов планирования по срокам и смежным структурным подразделениям, оптимальность, выражающаяся в обеспечении вариантности планирования для возможного оптимального варианта плана и программы аудита; непрерывность, которую можно сформулировать как равномерную загрузку работников службы внутреннего аудита в течение периода проверки; оптимальность, т.е. возможность варьировать при составлении программы аудита на основе критериев, определенных в Положении о службе внутреннего аудита. Основой третьего этапа методики аудиторской проверки является применение методов планирования и прогнозирования финансовых показателей финансовой устойчивости. В данном исследовании мы предлагаем использовать экономико-математические методы, применяемые для расчета прогнозных показателей финансовой устойчивости. Во временном аспекте проведение рассмотренных аудиторских процедур можно объединить в предварительный внутрихозяйственный контроль. На данном этапе методики внутреннего аудита можно придерживаться положений аудиторского стандарта "Проверка прогнозной финансовой информации". В нем описываются процедуры контроля достоверности применительно к перспективным планам и прогнозам перспектив экономических субъектов. Нормативной базой на данном этапе контроля может быть Приказ от 23 января 2001 года № 16 "Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций". В то же время аналитики организации вправе использовать собственные формы и методы планирования, особенно при наличии внутрифирменных разработок. После этапа расчета прогнозных показателей аудитор приступает к аудиту финансово-хозяйственной деятельности. Наметив конкретные цели аудиторской проверки для каждого из элементов бухгалтерской отчетности, можно приступать к процессу непосредственного проведения аудиторских технологических процедур. Процедуры аудита - это средства для достижения его целей. Они определяют порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита. Различают значительное число процедур, используемых для оценки надежности систем бухгалтерской отчетности и внутреннего контроля: – процедуры достижения понимания системы внутрихозяйственного контроля, цель которых заключается в том, чтобы собрать необходимое количество сведений для подкрепления ее функционирования. При этом используют опросы персонала, инструкции по методикам и процедурам, проверку документов и записей, исследование хозяйственной деятельности организации; – процедуры тестирования контрольных моментов, предназначенные для оценки уровня риска контроля в отношении существующих задач внутрихозяйственного контроля. При проверке организации проводится опрос персонала предприятия, проверка документов и записей, наблюдение за применением конкретных мероприятий и процедур, повторное выполнение конкретных мероприятий и процедур аудитором; – процедуры проверки хозяйственных операций, которые по существу подразумевают необходимость повторных расчетов и сверки сумм по различным документам, выявление суммовых расхождений. При этом устанавливают, были ли хозяйственные операции должным образом санкционированы, правильно ли они учтены и обобщены в журналах, а также верно ли перенесены в регистры синтетического учета и Главную книгу; – аналитические процедуры, представляющие собой оценку финансовой информации на основе изучения вероятных соотношений между финансовыми и нефинансовыми данными, в том числе сравнения сумм, отраженных в учете, с ожидаемыми суммами, которые определил аудитор. Аналитические процедуры позволяют выявить необычные сделки и события, изменения в деятельности организации, неэффективность, нерентабельность, ошибки, отклонения от нормы или незаконные действия. В процессе аудиторской проверки они обеспечивают внутренних аудиторов рациональными и эффективными средствами оценки информации, собранной во время аудиторской проверки. При этом сотрудники службы внутреннего аудита сравнивают информацию с прогнозной информацией, полученной ранее с использованием методики, рассмотренной в параграфе 2.3 данного исследования; – процедуры проверки отдельных элементов сальдо, направленные на подтверждение точности конечного сальдо в Главной книге и бухгалтерской отчетности. Для этого составляются письменные запросы покупателям о размере задолженности, проводится инвентаризация фактического наличия ценностей, изучается кредиторская задолженность по документам поставщиков. Во временном аспекте проведение данных аудиторских процедур соответствует текущему внутрихозяйственному контролю. Текущий внутрихозяйственный контроль финансовой устойчивости можно подразделить на следующие этапы: 1) проверка достоверности данных бухгалтерского учета и внутренней отчетности по финансовой устойчивости; 2) проверка соответствия текущих операций нормативным актам и внутренним документам организации; 3) оценка эффективности прогнозирования и планирования финансовой устойчивости; 4) оценка эффективности управления финансовой устойчивостью с учетом фактических данных. В качестве направлений внутреннего аудита предлагаются: – оценка состояния бухгалтерского учета в структурных подраз-делениях организации, влияния найденных ошибок и нарушений на достоверность бухгалтерской отчетности данных подразделений; – проведение финансово-экономического анализа деятельности отдельных структурных подразделений, определение характера их финансовой устойчивости для принятия управленческих решений; – обеспечение методической поддержки подразделений. Применение аналитических процедур в системе внутреннего аудита необходимо по всем направлениям: анализ финансового состояния по данным баланса (вертикальный, горизонтальный анализ); анализ движения собственного капитала по данным отчета о движении капитала; расчет и оценка коэффициентов ликвидности по данным баланса; анализ движения денежных средств по данным отчетности; расчет и оценка финансовой устойчивости по данным баланса, анализ движения заемных средств; оценка деловой активности организации по данным учета и отчетности и т.д. Для исследования всех имеющихся направлений проведения анализа в системе внутреннего аудита потребуется не одно исследование. Нас в соответствии с поставленными целями интересует лишь раздел анализа финансовой устойчивости организации. При разработке этой части Методики может быть использован Международный стандарт аудиторской деятельности 520 "Аналитические процедуры", в соответствии с которым аналитические процедуры - анализ существенных показателей и тенденций, включая итоговое исследование взаимодействий и взаимосвязей, не соответствующих прочей информации и прогнозным значениям. При проведении внутреннего аудита многими авторами предлагается использовать в качестве основного, а то и единственного документа для анализа финансовой устойчивости и ликвидности организации бухгалтерский баланс. В данном сводном документе в наиболее общем виде дается перечень статей, по которым отражаются остатки по бухгалтерским счетам на начало и конец отчетного периода. Однако существующие в настоящее время методы анализа финансовой устойчивости явно отстают от потребностей рыночной экономики. Широко известные расчетные финансовые коэффициенты лишь вскрывают, но не объясняют улучшение или ухудшение финансовой устойчивости организации, поскольку рассчитываются только на начало и на конец отчетного периода. Все процессы, происходящие между этими датами, искусственно выпадают из рассмотрения. Поэтому и выводы могут быть поспешными и даже ложными, соответственно, такой анализ не дает возможности оперативно реагировать на происходящие изменения, а тем более прогнозировать отрицательное воздействие тех или иных факторов. Методические рекомендации по оперативному внутреннему аудиту финансовой устойчивости будут рассмотрены далее. Данный этап служит основой проведения текущего и последующего внутрихозяйственного контроля, поскольку подтверждает возможность использования учетной информации для контроля соответствия и эффективности управления финансовой устойчивостью. Помимо формального контроля соответствия фактов хозяйственной деятельности действующему законодательству и внутренним документам предприятия (приказам, распоряжениям, инструкциям и т.д.) необходим контроль исполнения прогнозов. Обычно он проводится в форме сметного контроля. Выявленные отклонения классифицируются в зависимости от вызвавших их причин (факторов отклонений), что служит основанием для выработки управляющих воздействий. Побочным результатом проведения текущего контроля финансовой устойчивости выступает оценка точности методов прогнозирования с целью контроля эффективности и корректировки показателей прогнозной и финансовой информации. Методы проведения сметного контроля представляют собой достаточно разработанную область внутрихозяйственного контроля, получившую развитие в рамках контроллинга, в то время как оперативный контроль эффективности управления финансовой устойчивостью на современном этапе должного развития не получил, несмотря на высокую практическую значимость методических разработок в данной области. В уточнении нуждаются как формы и методы проведения контроля эффективности и её отклонений от ожидаемого (прогнозного) уровня, так и подходы к корректировке прогнозных показателей будущих периодов в зависимости от фактических параметров среды функционирования. По нашему мнению, пути реализации задач методического обеспечения структурных подразделений, стоящих перед внутренним аудитом, имеют следующие формы: консультирование и обучение, использование периодической печати, электронной почты, проведение семинаров и т.д. На пятом этапе проведения аудиторской проверки составляется отчет внутреннего аудитора на основе "Письменной информации внутреннего аудитора". В системе этапов проведения внутрихозяйственного контроля данный этап соответствует последующему контролю. Последующий контроль решает фактически те же задачи, что и текущий, с теми особенностями, что информационная база принятия решений обеспечивающего его ретроспективного анализа представлена в подавляющем большинстве случаев фактической информацией. Поэтому последующий контроль располагает базой для максимально точной оценки эффективности политики управления финансовой устойчивостью. Однако ценность таких оценок для управления существенно ниже, чем данных текущего контроля, так как воздействовать на финансовую устойчивость в текущем периоде уже невозможно. Цель последующего контроля - обеспечение условий для эффективного управления финансовой устойчивостью организации на основе опыта предыдущих лет. На основе проведенных мероприятий в "Письменной информации внутреннего аудитора" отражаются сведения о всех выявленных недостатках и нарушениях в бухгалтерском учете и отчетности. В ней выделяются также те ошибки и искажения, которые могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности, со ссылками на законодательные или нормативные документы. "Письменная информация внутреннего аудитора" заполняется в двух экземплярах, один из которых передается руководителю и главному бухгалтеру для ознакомления, выявления возможных разногласий и урегулирования спорных положений. Второй экземпляр используется для написания отчета внутреннего аудитора, после чего он передается в архив службы внутреннего аудита. Замечания внутренних аудиторов для администрации обособленных подразделений являются обязательными к рассмотрению и устранению недостатков в месячный срок. Структура этапов методики внутреннего аудита является развитием его целей и задач и отражает последовательность процедур, необходимых для обратной связи в системе управления финансовой устойчивостью. Выделенные этапы внутреннего аудита и контроля были использованы при разработке методики оперативного аудита финансовой устойчивости. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Алборов, Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК [Текст]: учеб. пособие / Р.А. Алборов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2008. - 464 с. 2. Андреев, В.Д. Использование экономического анализа в ревизионной работе [Текст] / В.Д. Андреев. - М.: МКИ, 2009. 3. Андреев, В.Д. Внутренний аудит [Текст]: учеб. пособие / В.Д. Андреев. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 464 с. 4. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ [Текст] / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.;Новосибирск: Изд-во "Дело и Сервис"; Издательский дом "Сибирское соглашение", 2009. 5. Баканов, М.И. Теория экономического анализа [Текст] / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 416 с. 6. Барышников, Н.П. Организация и методика проведения общего аудита [Текст] / Н.П. Барышников. - М.: Информационно-издательский дом "ФИЛИНЪ", 2008. - 448 с. 7. Белобжецкий, И.А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой [Текст] / И.А. Белобжецкий. - М.: Финансы, 2009. - 160 с. 8. Белобжецкий, И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм [Текст] / И.А. Белобжецкий. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 256 с. 9. Белуха, Н.Т. Теория финансово-хозяйственного контроля и аудита [Текст]: учебник / Н.Т. Белуха. - Киев: Вышэйшая школа. 1999. - 304 с. 10. Белый, И.Н. Аудит и ревизия [Текст] / И.Н. Белый. - Минск: ООО "Мисанта", 2008. - 357 с. 11. Богомолов, А.М. Внутренний аудит. Организация и методика проведения [Текст] / А.М. Богомолов, Н.А. Голощапов. - М.: Экзамен, 2009. 12. Борисов, Л. Анализ финансового состояния предприятия [Текст] / Л. Борисов // Экономика и жизнь. - 2007. - № 5(февр.) - С. 12-18. 13. Бочаров, В.В. Финансовый анализ [Текст] / В.В. Бочаров - СПб.: Питер, 2007. - 479 с. 14. Бурцев, В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации [Текст] / В.В. Бурцев. - М.: Экзамен, 2008. - 320 с. 15. Бурцев, В.В. Классификация внутреннего аудита [Текст] / В.В. Бурцев // Бухгалтерский учет. - 2008. - № 7. - С. 64-65. 16. Бурцев, В.В. Об этике и принципах финансового контроля [Текст] / В.В. Бурцев // Финансы. - 2008. - № 7. - С. 59-62. 17. Бурцев, В.В. Принципы внутреннего аудита [Текст] / В.В. Бурцев // Бухгалтерский учет. - 2008. - С. 80-81. 18. Вахрушина, М.А. Внутрипроизводственный учет и отчетность [Текст] / М.А. Вахрушина. - М.: АКДИ "Экономика и жизнь", 2007. 19. Ветров, А.А. Операционный аудит-анализ [Текст] / под ред. акад. А.А. Ветрова. - М.: Перспектива, 2009. - 127 с. 20. Воропаев, Ю.Н. Оценка внутреннего контроля [Текст] / Ю.Н. Воропаев // Бухгалтерский учет. - 2008. - № 2. - С. 43-46. 21. Выборова, Е.Н. Предварительная диагностика финансового состояния субъектов хозяйствования [Текст] / Е.Н. Выборова // Современные аспекты экономики. - 2008. - № 11. - С. 54-74. 22. Гаврилов, А.А. Совершенствование мониторинга финансового состояния предприятия [Текст] / А.А. Гаврилов // Аудитор. - 2009. - № 10. 23. Гаджиев, Н. Контроль как система социально-экономических отношений [Текст] / Н. Гаджиев // Аудитор. - 2008. - № 7. - С. 4-7. 24. Гиляровская, Л.Т. Анализ финансовой устойчивости коммерческого предприятия [Текст] / Л.Т. Гиляровская, А.А. Вехорева. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с. 25. Гиляровская, Л.Т. Аудит финансовых результатов: Методология и методика [Текст] / Л.Т. Гиляровская, Ж.А. Кеворкова. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007. - 168 с. 26. Елисеева, И.И. Статистические методы в аудите [Текст] / И.И. Елисеева, А.А. Терехов. - М.: Финансы и статистика, 2008. 27. Журко, В.Ф. Комплексная система ведомственного контроля [Текст] / В.Ф. Журко. - М.: Финансы и статистика. - 2008. - 175 с. 28. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия [Текст]: учеб. пособие / Н.Е. Зимин. - М.: ИКФ "ЭКМОС", 2008. - 240 с. 29. Зубарева, С.А. Основные принципы организации управленческой отчетности [Текст] / С.А. Зубарева // Бухгалтерский учет. - 2007. - № 12. - С. 45-47. 30. Иткин, Ю.М. Проблемы становления аудита [Текст] / Ю.М. Иткин. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 192 с. 31. Коровин, А. Экспресс-анализ финансового состояния предприятия в аудите [Текст] / А. Коровин, В. Каширин // Аудитор. - 2009. - № 3. - С. 19-24. 32. Краморовский, Л.М. Ревизия и контроль [Текст] / Л.М. Краморовский. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 227 с. 33. Крикунов, А. Финансовый контроль: этапы развития [Текст] / А. Крикунов // Финансовая газета. - 2008. - № 42 - С. 1. ПРИЛОЖЕНИЕ А (информационное) Сравнительный анализ понятия "финансовая устойчивость"
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (информационное) Таблица Определение "контроля", данное различными авторами
Приложение В (обязательное) Утверждаю Положение об отделе внутреннего аудита 1. Общие положения 1.1 Отдел внутреннего аудита является самостоятельным структурным подразделением организации и подчиняется непосредственно генеральному директору. 1.2 В своей деятельности отдел внутреннего аудита руководствуется законодательством Российской Федерации, внутрифирменными нормативными актами, приказами генерального директора. Ответственность за организацию внутреннего аудита несет руководитель отдела, который обязан организовать непрерывный процесс эффективного контроля во всех структурных подразделениях организации, а также организовывать взаимоотношения со всеми подразделениями и внешними компетентными органами по вопросам контроля финансово-хозяйственной деятельности. 2. Задачи 2.1.Организация комплексного контроля за работой фирмы. 2.2.Осуществляет контроль за сохранностью собственности, пра-вильным расходованием денежных и материальных средств, соблюдением экономии и хозяйственного расчета, законностью операций по финансово-хозяйственной деятельности. Проводит экспертизу бухгалтерской, финансовой, правовой и другой документации с целью предотвратить негативные последствия принятых решений. Проводит комплексный анализ деятельности фирмы. 3. Структура Структуру и штат отдела утверждает генеральный директор организации в соответствии с предложениями начальника отдела. Распределение обязанностей между работниками отдела осуществляет начальник отдела в соответствии с должностными инструкциями и настоящим Положением. 3.4. Начальник отдела назначается из числа лиц, имеющих высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы главным бухгалтером не менее 5 лет. 4. Функции Организация осуществляет внутрифирменный контроль с целью недопущения осложнения финансового состояния, способного привести фирму к банкротству. Главные задачи внутреннего контроля: – проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и учредительным документам; – обеспечение последовательной и эффективной деятельности фирмы; – проверка и инвентаризация наличия имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, расчетно-платежной дисциплины, своевременных расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; – экспертиза достоверности оперативного, статистического и бух-галтерского учета на предмет достоверности информации; – проверка учета затрат на производство, полноты отражения выручки от продаж, формирования финансовых результатов; – проверка порядка использования фондов экономического стиму-лирования и прибыли; – предупреждение недостатков, отрицательно влияющих на эффективность работы организации. Отдел самостоятельно планирует проверки, ревизии, инвентаризации, экспертизы и другие мероприятия, вытекающие из его задач. 5. Оплата труда 5.1. Оплата труда работников внутреннего аудита осуществляется в соответствии с принятым на фирме "Положением об оплате труда". Работникам аудита производится также оплата в размере 50 процентов от выявленной ими экономии денежных и материальных средств. 6. Взаимоотношения отдела внутреннего аудита с другими подразделениями фирмы 6.1. С бухгалтерией. Получает документы, подтверждающие достоверность бухгалтерской и статистической отчетности, другие первичные документы, вытекающие из финансово-хозяйственной деятельности фирмы и расчетов с дебиторами, кредиторами, органами государственной налоговой инспекции и внебюджетными фондами. Представляет акты проверок, справки о проведенном анализе, документы о проведенных инвентаризациях и другие документы, вытекающие из деятельности отдела и требующие информирования бухгалтерии. 6.2. С планово-экономическим отделом. Получает годовые, квартальные и месячные планы производства, справки по анализу выпуска продукции, себестоимости продукции и другую документацию, необходимую для проведения объективного контроля. Представляет предложения по экономии материальных и денежных средств, по совершенствованию плановой работы, хозрасчета и самофинансированию подразделений. 6.3.С производственным подразделением. Получает сводки выполнения плана выпуска продукции, месячные и квартальные отчеты о работе; данные по остаткам незавершенного производства, нормам расхода сырья, основных и вспомогательных материалов, расхода энергетических ресурсов; сметы затрат на ремонт оборудования; рекламации на некачественную продукцию. Представляет результат анализа использования материальных средств и оборудования, справки проверок. 6.4.С юридическим отделом. Получает результаты судебного рассмотрения по гражданским и уголовным делам; проекты приказов, инструкций договоров, и других актов, вытекающих из деятельности фирмы. Представляет материалы по фактам хищений, недостач и взысканий дебиторской задолженности с граждан. Справки и акты проверок для юридической оценки негативных фактов, выявленных проверками. 6.5.С отделом кадров. Получает штатное расписание и изменения в них, Положение об оплате труда. Представляет предложения по совершенствованию оплаты труда и справки по проверке подразделений в части оплаты труда и использования рабочего времени. 6.6.С другими отделами. Получает первичные документы по видам деятельности отделов, сводные регистры, справки, объяснения; направляет специалистов для участие в проверках под руководством аудитора. Представляет предложения по совершенствованию работы, справки, отчеты и другие отчетные документы по проведенным проверкам. 7. Права Требовать от подразделений предприятия представления планов, отчетов, справок, объяснений, разъяснений и других документов, необходимых для осуществления действенного и объективного контроля. Подписывать акты проверок и ревизий, предложений по улучшению работы и другие документы, вытекающие из деятельности отдела. Представлять руководству фирмы и учредителям предложения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на лиц, нарушающих действующее законодательство. Осуществлять связь с другими организациями по вопросам, входящим в компетенцию отдела. Указания отдела внутреннего аудита в пределах функций и задач, предусмотренных настоящим Положением, являются обязательными к руководству и исполнению всеми работниками организации. 8. Ответственность Всю полноту ответственности за качество, достоверность и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела. Степень ответственности других работников отдела устанавливается должностными инструкциями. ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное) Сводный суточный отчет на хх.хх.хх г.
|
|
© 2007 |
|