РУБРИКИ

Анализ деятельности автотранспортного подразделения сельскохозяйственного предприятия и обоснование мероприятий учетно-аналитического характера, направленных на дальнейшее улучшение работы автогаража хозяйства

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Анализ деятельности автотранспортного подразделения сельскохозяйственного предприятия и обоснование мероприятий учетно-аналитического характера, направленных на дальнейшее улучшение работы автогаража хозяйства

Заведующий автогаражом обеспечивает содержание автотранспортных средств в надлежащем состоянии, осуществляет контроль за соблюдением водителями правил технической эксплуатации автотранспортных средств и оказанием им необходимой технической помощи на линии. Кроме того, осуществляет контроль за обеспечением горюче-смазочными материалами, за своевременным обслуживанием и правильным хранением подвижного состава, а также принимает меры по подбору и расстановке кадров и их целесообразному использованию.

Бухгалтер автогаража ведет бухгалтерский учет затрат в своем подразделении. Это требует от него знаний методологии бухгалтерского учета и системы записей по учитываемым операциям, умения пользоваться планом счетов, выписывать, проверять, таксировать и обрабатывать первичные учетные документы. Он несет ответственность за выполнение графика документооборота и соблюдения установленных сроков прохождения и обработки документов в автогараже. От бухгалтера автогаража требуется умение составлять вспомогательные ведомости и другие учетные регистры на основании обработанных первичных документов, вести аналитический учет и сверять его данные с синтетическим учетом.

Бухгалтер автогаража участвует в контрольно-проверочных мероприятиях (инвентаризации, переоценках, сверках взаимных расчетов), в оформлении соответствующих документов (актов, описей, протоколов, писем и т.д.); анализирует обрабатываемую учетную документацию с точки зрения законности совершенных операций, правильности оформления самого докаумента и соответствия его утвержденным сметам, штатам, нормативам, тарифам, расценкам и другим плановым данным.

Для выполнения всех перечисленных требований бухгалтером автогаража изучены законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета и отчетности в автотранспортном подразделении, а также формы и методы бухгалтерского учета на предприятии, план и корреспонденцию счетов, организацию документооборота в автогараже, методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Учитывая относительно небольшую численность автомобилей в СПК "Восход" бухгалтер автогаража совмещает свои основные обязанности с некоторыми обязанностями диспетчера. Он выписывает водителям путевые листы. Дальнейшая работа с этими документами прямо связана с обязанностями по выполнению учетно-аналитических функций бухгалтера.

3.2. Учетные документы, используемые в автотранспортном

подразделении обследованного предприятия

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета автогаража СПК "Восход" являются первичные бухгалтерские документы. В них фиксируются факты совершения хозяйственных операций. Первичные документы автотранспортного подразделения содержат следующие обязательные реквизиты: наименование документа (форма); код формы; дата составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (натуральные и денежные); наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки.

Первичные документы составляются в момент совершения операции. А если это не представляется возможным, то непосредственно по окончании операции. В первичных документах и регистрах бухгалтерского учета автогаража неоговоренные исправления не допускаются. Исправление ошибки подтверждается подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета хранятся в соответствии с установленными порядком и сроками. Ответственность за обеспечение их сохранности в период работы и своевременную передачу в архив несет главный бухгалтер предприятия.

Учет движения транспортных средств в СПК "Восход" оформляется документами типовых форм, утвержденных Государственным Комитетом РФ по статистике. Так, для учета поступления автотранспортных средств на предприятии используют акты приемки-передачи основных средств и инвентарные карточки учета основных средств. Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация накапливается и систематизируется в синтетических регистрах бухгалтерского учета.

При зачислении в состав основных средств для учета ввода их в эксплуатацию применяется типовой документ формы № ОС-1, накладная внутреннего перемещения основных средств. Акт приемки-передачи основных средств в одном экземпляре на каждый объект автотранспортных средств в день его поступления составляет приемочная комиссия предприятия, подписывают ее члены приемной комиссии и главный бухгалтер, утверждает руководитель предприятия. После того, как акт приемки-передачи основных средств оформлен, его направляют в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию на автотранспортное средство. На основании этих документов бухгалтерия производит необходимые записи в инвентарных карточках учета основных средств СПК "Восход".

Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту передается в автогараж с соответствующей отметкой в инвентарной карточке.

Для аналитического учета всех видов основных средств в автотранспортном подразделении предприятия применяется Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6). Ее открывают и заполняют на каждый отдельный объект основных средств и, в частности, на каждое автотранспортное средство в отдельности. Заполняют инвентарную карточку в одном экземпляре на основании акта приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1), а также технической и другой документации на данный объект. Заполнение инвентарной карточки выполняется тщательно без подчисток и помарок, так как эта карточка хранится на предприятии в различных картотеках (картотека действующих основных средств, картотека списанных основных средств) все время существования предприятия. В карточке указывается заводской номер автомобиля, год выпуска, номер паспорта.

В разделе "Краткая характеристика объекта" записывают только качественные основные и количественные показатели, но обязательно указывают номера всех номерных агрегатов - шасси (рамы), кузова, двигателя.

Автотранспортные средства вводятся в эксплуатацию только после регистрации в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. В соответствии с правилами регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной автомобильной инспекции, утвержденными приказом МВД России от 26.12.1994 г. № 430 СПК "Восход" регистрирует транспортные средства в течение пяти суток после приобретения.

Ведение бухгалтерского учета эксплуатации автотранспортных средств основано на обязательном оформлении ряда первичных документов. Целевая направленность таких документов различна - это и обеспечение сохранности автотранспортных средств на предприятии, и учет пробега автомобиля, и учет рабочего времени водителя, и приобретение прав на эксплуатацию автотранспортного средства и др.

Аналитический учет автотранспортных средств так же, как и прочих основных средств СПК "Восход", ведется по классификационным группам.

Внутри группы основных средств ведется еще более детализированный аналитический учет.

а) по инвентарным объектам с помощью инвентарных карточек (форма № ОС-6);

б) по месту эксплуатации объектов у лиц, ответственных за их сохранность, с помощью инвентарного списка (форма № ОС-9).

Для учета и контроля движения автотранспортного средства ему присваивается уникальный инвентарный номер. Инвентарные номера обязательно указываются во всех первичных документах, которыми оформляется движение автотранспортных средств на предприятии, а также в регистрах аналитического учета. Инвентарный номер, присвоенный объекту, будет сохраняться за ним все время, пока объект будет находиться в СПК "Восход". Инвентарные номера выбывших по различным причинам автотранспортных средств - проданных, списанных в результате аварии или полного износа - не присваиваются другим автотранспортным средствам, поступившим на предприятие. Инвентарный номер для целей учета и контроля за сохранностью наносится на автотранспортные средства. Инвентарным объектом транспортных средств в СПК "Восход" считается отдельный автомобиль, прицеп или полуприцеп с относящимися к нему приспособлениями - запасным колесом, набором инструментов и т.п.

В соответствии с п.12 Постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" в настоящее время в СПК "Восход" действуют следующие унифицированные бланки первичной учетной документации по работе автомашин: форма 3 "Путевой лист легкового автомобиля"; форма 3-специальная "Путевой лист специального автомобиля"; форма 4-П "Путевой лист грузового автомобиля"; форма 6-специальная "Путевой лист автобуса необщего пользования"; форма 8 "Журнал учета движения путевых листов"; форма 1-Т "Товарно-транспортная накладная".

Особое внимание уделяется контролю за показаниями спидометра, переносу остатков горюче-смазочных материалов из предыдущего путевого листа, отметке медработника, разрешающего выпуск водителя на линию, и т.д.

Товарно-транспортная накладная является документом, подтверждающим сдачу материальных ценностей в пункте, указанном заказчиком. Она же является документом для оперативного, складского и бухгалтерского учета на предприятии. Если ассортимент перевозимого груза большой и нет возможности отразить его в товарно-транспортной накладной, то в этом случае к ней обязательно прилагается специализированная форма, указывающая подробный перечень перевозимого груза (накладная, перечень и т.п.). Эти документы являются основой для списания товарно-материальных ценностей и оприходования у грузополучателя.

В этом случае в товарно-транспортной накладной указывается наличие дополнительного товарного раздела. Отсутствие приложения к товарно-транспортной накладной влечет за собой конфликт между исполнителем и заказчиком по учету выполненных объемов перевозок.

Товарно-транспортные накладные, как и путевые листы, являются бланками строгой отчетности, имеют учетную серию и номер, изготавливаются типографским способом. В товарно-транспортной накладной должны быть заполнены все реквизиты, необходимые для полного расчета с заказчиком как по оказанным автотранспортным услугам, так и по перевезенным товарно-материальным ценностям.

Товарно-транспортная накладная является основным грузовым перевозочным документом, на ее основании в СПК "Восход" производится и списание, и оприходование груза. Получение груза удостоверяется подписью и печатью или штампом в товарно-транспортной накладной, два экземпляра которой остаются у водителя и служат подтверждением выполненного задания.

Путевые листы являются первичными учетными документами, подтверждающими оказание услуг по автотранспортным перевозкам. Путевой лист с печатью предприятия служит бланком строгой отчетности и подлежит соответствующему учету. Он выдается водителю под роспись, при этом путевой лист за прошлый рабочий день сдается в обмен на вновь получаемый.

В путевой лист заносятся все предусмотренные формой данные: показания спидометра, остаток бензина, заправка горюче-смазочными материалами на АЗС или на нефтескладе предприятия. Разница в показаниях спидометра на начало и конец рабочего дня или после поездки фиксируется особо.

В конце месяца в накопительной ведомости подводят итоги затрат и выполненной работы автотранспорта, составляют сводную ведомость, а затем лицевой счет (производственный отчет) подразделения (по автотранспорту). В нем отражаются постатейно (с набором по корреспондирующим счетам) затраты автотранспорта. Записи делают с разбивкой: грузовой автотранспорт, легковой, машины специального назначения, автобусы, ремонт и замена авторезины, цеховые расходы. В конце месяца цеховые расходы, а также расходы на ремонт и замену авторезины относят комплексными статьями в затраты автотранспорта.

Распределение цеховых расходов между грузовым, легковым и пассажирским автотранспортом производят пропорционально машино-дням работы. В лицевом счете (производственном отчете) также учитывают объем выполненных автотранспортом работ в тонно-километрах в оценке по плановой себестоимости по грузовому автотранспорту и в километрах пробега и плановой себестоимости по пассажирскому транспорту. Плановая себестоимость работ грузового автотранспорта в конце года доводится до фактической. Схема документооборота по автогаражу СПК "Восход" представлена на рисунке 1.

В приложении к лицевому счету (производственному отчету) отражают распределение затрат автотранспорта по потребителям услуг. По грузовому автотранспорту это распределение осуществляют пропорционально выполненному объему работ в тонно-километрах; по пассажирскому транспорту и машинам специального (нетранспортного) назначения - пропорционально количеству километров или машино-дней работы.

Данные лицевого счета (производственного отчета) являются основанием для записей в журнал-ордер № 10-АПК.

На рисунке 1 отражены все упомянутые выше документы, используемые при отражении хозяйственных операций, связанных с движением автомобилей как объектов основных средств и их эксплуатацией. Из рисунка видно, что это сложная система документов. В СПК "Восход" вся эта система документов оформляется одним бухгалтером, не считая работников центральной бухгалтерии, ответственных за ведение лицевых счетов подразделений, журнала-ордера № 10.

3.3. Учет затрат и калькулирование себестоимости работы

автотранспорта в обследованном предприятии

Учет затрат и оказание услуг по автогаражу в СПК "Восход" ведут на субсчете 4 "Автомобильный транспорт" счета 23 "Вспомогательные производства". Все затраты собираются по следующим статьям: оплата труда с отчислениями на социальные нужды; содержание основных средств: а) горюче-смазочных материалов; б) амортизация основных средств; в) ремонт основных средств; организация производства и управления; работы и услуги; прочие затраты.

По статье "Оплата труда с отчислениями на социальные нужды" учитывают суммы заработной платы шоферов, других работников, обслуживающих автотранспорт. По этой же статье отражают отчисления ЕСН в федеральный бюджет, на социальное и медицинское страхование, взносы в ПФР по каждому работнику.

Все указанные затраты учитываются на счетах: 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" с подразделением на субсчета расчетов по отдельным видам платежей.

По статье "Содержание основных средств" учитывают начисленные суммы амортизационных отчислений и затрат на ремонт. Сюда же относят стоимость израсходованных на работу автотранспорта нефтепродуктов. Все эти затраты учитывают на счетах: 02 "Амортизация основных средств"; 10 "Материалы" по соответствующим субсчетам: 10-3 "Топливо", на котором учитываются наличие и движение нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации автомобилей; 10-5 "Запасные части", на котором учитывается наличие и движение приобретенных запасных частей для автомашин, а также автомобильных шин (покрышки, камеры, ободные ленты), находящихся в запасе и обороте; 10-6 "Прочие материалы" на котором учитывают материальные ценности, полученные от списания автомобилей, а также изношенные шины.

По статье "Работы и услуги" учитывают выполненные для автогаража работы и услуги ремонтной мастерской, при этом используют субсчет 1 "Ремонтные мастерские" счета 23 "Вспомогательные производства".

Статья "Организация производства и управления" предназначена для учета сумм общепроизводственных расходов на содержание цехового материала автогаража. Эти затраты собирают на счете 25 "Общепроизводственные расходы".

Распределение затрат автотранспорта между подразделениями-заказчиками производится ежемесячно по потребителям услуг. По грузовому автотранспорту это распределение делают пропорционально выполненному объему работ в тонно-километрах; по пассажирскому транспорту и машинам специального назначения - пропорционально количеству километров пробега или машино-дней работы. При этом делается бухгалтерская запись:

дебет счетов 20, 23, 25, 26 и других счетов

кредит счета 23 субсчет 4.

Субсчет 23-4 закрывают после исключения из общего количества выполненных работ сумм, относящихся к уже закрытым счетам, и работ по самообслуживанию. Объектом калькуляции являются тонно-километр и работа машин. Калькуляционная единица - 1о т/км, 1 машино-день. В конце отчетного года в СПК "Восход" рассчитывают себестоимость калькуляционной единицы услуг по формуле:

где Фс - фактическая себестоимость 10 тонно-километров; Ф3 - фактические затраты по грузовому автотранспорту; Пс - плановая оценка услуг по самообслуживанию; Пз - плановая оценка услуг тем потребителям, затраты которых уже распределены; Пп - плановая оценка услуг по перевозке людей (если грузовой автотранспорт перевозил людей); Св - стоимость возвратных отходов (отработанного масла и т.д.); Кф - фактический объем работ за год; Кз - фактический объем работ для тех потребителей, затраты по которым уже распределены; Кс - фактический объем работ, выполненных для самообслуживания.

Аналогичным образом исчисляется фактическая себестоимость одного машино-дня по пассажирскому автотранспорту и специальному грузовому транспорту.

Таблица 12 - Корреспонденция счетов, отражающих работу
автогаража СПК "Восход" в декабре 2002 г.

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

дебет

кредит

1.

Списаны расходы по оплате труда работников в автотранспортном подразделении

23-4

70

35100

2.

Списаны отчисления на социальное страхование и обеспечение:

- расчеты с бюджетом по ЕСН

23-4

69

7231

- отчисления на социальное страхование

23-4

69-1

1018

- отчисления на медицинское страхование

23-4

69-3

913

- взносы в пенсионный фонд

69

69-2

3616

3.

Списаны израсходованные нефтепродукты

23-4

10-3

92707

4.

Списаны со склада запчасти на ремонт автомобилей

23-4

10-5

86401

5.

Списана амортизация основных средств

23-4

02

2664

6.

Списаны общехозяйственные расходы по автогаражу

23-4

26

1914

7.

Списана стоимость работ и услуг, оказанных ремонтной мастерской

23-4

23-1

4141

8.

Начислены платежи по страхованию автомобилей

76-1

23-4

6048

9.

Получены деньги под отчет на приобретение запчастей

71

50

6018

10.

Приобретены запчасти за наличный расчет

10-5

71

6018

11.

НДС по приобретенным запчастям

19

60

1003

12.

Предъявлен НДС к зачету после оплаты

68

19

1003

13.

Приобретен автомобиль

08

60

26100

14.

Учтен НДС по приобретенному автомобилю

19

60

5220

15.

Произведена оплата поставщику согласно счету-фактуре

60

51

31320

16.

Произведены расходы по постановке на учет в ГИБДД

08

76

860

17.

Оприходованы основные средства

01

08

26100

18.

Зачтен НДС по оплаченным и полученным основным средствам

68

19

5220

19.

Списывается первоначальная стоимость автомобиля

01-в

01

29104

20.

Списывается амортизация выбывшего автомобиля

02

01-в

428

После этого плановая оценка услуг доводится до фактической методом дополнительного списания или сторнирования. В итоге аналитический счет "Автомобильный транспорт" закрывается. Он сальдо не имеет.

В связи с особенностями учета затрат и оказанием услуг в автотранспортном подразделении СПК "Восход" используется следующая корреспонденция счетов, показанная для примера за декабрь 2002 года в таблице 12.

3.4. Недостатки в учете и анализе работы автогаража

в СПК "Восход"

Выше приводились сведения о положительных сторонах в учете работы автотранспортного подразделения в СПК "Восход". В частности, отмечалось, что в бухгалтерии предприятия налажена строгая система документооборота, отражающего деятельность водителей грузовых, легковых и специальных автомашин, трех пассажирских автобусов. Указывалось также на использование совершенных методов начисления амортизации автомобилей, включая требования, вытекающие из главы 23 НК РФ "Налог на прибыль организаций".

Однако в учете и особенно в анализе работы автогаража не преодолен ряд существенных недостатков, препятствующих повышению эффективности использования автомобилей рассматриваемого предприятия.

Учеб работы автогаража и обязанности диспетчера совмещает один работник. Это сделано для экономии затрат труда. Ведь в СПК "Восход" общая численность персонала лишь немногим превышает 100 человек. При этом данный показатель проявляет тенденцию к сокращению. Однако экономия в таких случаях не всегда приносит положительные результаты, так как она ведет к ухудшению учета и особенно анализа работы водителей, не позволяет выявить резервы производства, уменьшения себестоимости 1 т/км и 1 км пробега, увеличения грузооборота при сокращении численности автопарка.

Учет в автогараже, как и в целом по хозяйству, ведется пока ручным методом. Переход к компьютерным технологиям пока только подготавливается.

Для учета используются не унифицированные бланки, выпущенные в последние годы, а просто разлинеенные разрозненные листы, отпечатанные в Белоглинской районной типографии еще в 1980-х годах. Они приспосабливаются к потребностям современного учета. Образцы таких учетных документов приведены в приложении к работе. Нетрудно убедиться в том, что ряд записей в таких документах можно понять при дополнительных разъяснениях со стороны работника, который их выполнил. При этом приводятся лишь наиболее общие сведения о работе водителей. Они не всегда могут четко понять, как и за что им начислен соответствующий заработок за очередной месяц. При этом зарплата водителей до конца последнего рассмотренного года (2002 г.) оставалась относительно невысокой - в пределах полутора тысяч рублей (до вычета НДФЛ). Правда, в 2003 г. правление СПК "Восход" принял меры по увеличению оплаты труда водителей.

Особенно существенные недостатки наблюдаются в анализе работы автогаража. Предприятие освобождено от обязанности представления развернутой отчетности по автотранспорту в органы госстатистики. Другие же органы такой информацией не интересуются. Центральная бухгалтерия и единственный в хозяйстве экономист в силу загруженности другой работой большого внимания работе автогаража не уделяют. В конечном счете это ухудшает возможные показатели транспортного обслуживания основного производства в СПК "Восход".

4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В АВТОТРАНСПОРТНОМ

ПОДРАЗДЕЛЕНИИ СПК "ВОСХОД"

4.1. Применение в автогараже СПК "Восход" методов
экономического анализа

Современная экономическая наука накопила целую систему приемов и методов анализа работы автотранспортного подразделения сельскохозяйственных предприятий. Наиболее широко эти методы описаны в работах Г.В. Савицкой /31/, а также В.И. Завгороднего /18/. Обобщение их рекомендаций свидетельствует о целесообразности использования следующих методов: цепной подстановки; индексного; абсолютных разниц; относительных разниц; пропорционального деления; интегрального; логарифмирования и др.

Первые четыре способа основываются на методе элиминирования. Элиминировать - значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя. Кроме одного, этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и т.д., при неизменности остальных. Это позволит определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.

Наиболее универсальным из перечисленных является способ цепной подстановки. Он используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей: аддитивных, мультипликативных, кратных и смешанных (комбинированных). Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и т.д. факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня определенного фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.

Способ абсолютных разниц, как и способ цепной подстановки, применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных моделях. И хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в анализе хозяйственной деятельности. Особенно эффективно применяется этот способ в том случае, когда исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям.

Способ относительных разниц значительно проще цепных подстановок, что при определенных обстоятельствах делает его очень эффективным. Прежде всего, это касается тех случаев, когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах.

Указанные приемы и методы экономического анализа позволяют выявить и провести факторное исследование путей повышения главного показателя работы автогаража - увеличения объемов перевозок грузов при ограничении и даже сокращении требуемых для этого производственных затрат.

Конечно, первый и наиболее простой способ решения указанной задачи связан с увеличением численности используемых предприятием грузовых машин. Однако этот способ практически неприемлем для СПК "Восход" У него нет необходимых финансовых ресурсов для приобретения новых машин. К тому же это вызовет рост эксплуатационных затрат. И хотя стоимость транспортных средств хозяйства, как это видно из его баланса, ряд лет возрастала, но это не было приобретением новых машин. Часть условно новых машин поступила путем обмена на старые, менее производительные, но с некоторой доплатой. Поэтому общая численность грузовых машин не изменилась при увеличении их общей грузоподъемности.

Поэтому требуется ввести в действие другие факторы, влияющие на повышение среднегодовой выработки автомобилей, т.е. на увеличение объемов грузооборота без прироста общей численности машин.

В схематическом виде взаимодействие факторов, положительно влияющих на повышение объемов грузооборота, показано на рисунке 2.

Из рисунка 2 видно, что на увеличение объемов грузоперевозок совместно влияют: количество отработанных одним автомобилем дней в течение года (Д); средняя продолжительность смены (П); среднедневная выработка автомобилей (ДВ), которая представляет собой величину, производную, с одной стороны, от упомянутой выше средней продолжительности смены (П), а также от среднечасовой выработки автомобилей (ЧВ).

Среднечасовая выработка (ЧВ) - важнейший синтетический показатель. Его величина зависит от пяти других первичных факторов: 1) коэффициента использования рабочего времени (Кр); 2) коэффициента использования пробега (Кп); 3) коэффициента использования грузоподъемности (Кгр); 4) скорости движения автомобиля (Ск); 5) грузоподъемности автомобиля (Т), которая может быть увеличена при использовании прицепов, наращивания бортов и другими способами.

К сожалению, уровень учетной работы и особенно отчетности по автогаражу СПК "Восход" не позволяет быстро и достоверно получить показатели, необходимые для расчета фактических значений перечисленных выше факторов. В связи с этим, используя первичные и сводные документы по автогаражу, были составлены помесячные отчеты этого подразделения, содержащие необходимую информацию по затратам автогаража, а также по объемам услуг, оказанных им другим подразделениям.

Рисунок 2 - Взаимодействие факторов повышения объемов
грузооборота в хозяйстве

4.2. Учет и анализ затрат по автогаражу и объемов услуг,

оказанных своему хозяйству и сторонним заказчикам

Прежде всего предложили ввести регулярную производственную отчетность по затратам автогаража предприятия, основанную на обобщении учетных документов, оформляемых бухгалтером-диспетчером. В форму такой отчетности решили включить следующие статьи затрат: 1) заработную плату водителей и других работников подразделения (с указанием затраченных ими человеко-дней и человеко-часов); 2) начисления ЕСН на заработную плату (с выделением) из суммы, начисленной в федеральный бюджет, взносов в Пенсионный фонд России для финансирования страховой и накопительной части трудовой пенсии; 3) нефтепродуктов; 4) запасных частей и ремонтных материалов; 5) текущий ремонт основных средств; 6) амортизации основных средств; 7) прочих прямых расходов. При этом все суммы по указанным статьям расходов решили разделять между четырьмя группами автомобилей СПК "Восход": 1) грузовыми; 2) легковыми; 3) специализированными; 4) автобусами. Информацию решили отразить нарастающим итогом до отчетного месяца и за отчетный месяц. Пример предложенной формы представлен в таблице 13.

Таблица 13 отражает показатели затрат в тысячах рублей. Фактически они должны приводиться в рублях. Здесь такая единица измерения (тыс.руб.) принята для компактности и удобства размещения всех показателей на одном листе. В реальной практике данная таблица была выполнена на двойном листе.

Из таблицы 13 видно, что все затраты сгруппированы по типам автомобилей (грузовые, легковые, специальные, автобусы), а также по статьям затрат: зарплата, ЕСН, ГСМ, запчасти, амортизация, прочие, затраты по управлению и организации производства. Все затраты накапливаются по дебету счета 23 субсчета 4 "Автомобильный транспорт" в корреспонденции с кредитом счетом, отражающих перечисленные выше затраты. При этом отдельной строкой выделены взносы в ПФР, не включаемые в общую сумму затрат, так как сумма взносов формируется путем соответствующего уменьшения суммы ЕСН, направляемого в федеральный бюджет. Для компактности объединены два субсчета перечислений в ФОМС - федеральный и территориальный. Все затраты приводятся с начала года до начала отчетного месяца и за отчетный месяц. Здесь приведены данные за 11 месяцев 2002 г. и за декабрь этого года.

Структура годовых затрат по грузовому парку приведена в таблице 14.

Из табл.14 видно, что основные виды расходов, возникающих при эксплуатации грузовых автомобилей, связаны с приобретением ГСМ (45,5 % всех расходов) и заработной платой с начислениями по ЕСН (36,8 % всех расходов). В сумме по указанным статьям расходуется 82,3 % всех денежных средств, обеспечивающих использование грузовиков. Расходы на амортизацию представляются заниженными. По-видимому, сказались способы переоценки основных средств, в процессе которой первоначальная стоимость старых по вводу в эксплуатацию грузовых машин СПК "Восход" была умножена на невысокий коэффициент восстановления прежней стоимости. Правда, услуги по ремонту и по приобретению запчастей также относительно невысоки. Это можно объяснить бережным отношением водителей к своим машинам и их относительно невысокой загрузкой. Об этом можно судить по среднему показателю выработанных на одну машину тонно-километров (69,8 тыс.ткм).

Приведенная в таблице 14 структура себестоимости затрат свидетельствует о том, что наиболее рациональными способами повышения эффективности использования грузового автотранспорта в СПК "Восход" могло бы быть уменьшение при-

Таблица 14 - Структура себестоимости работ грузовых автомобилей
в СПК "Восход" в 2002 г.

Статьи затрат

Сумма,
тыс.руб.

В %
к итогу

Всего затрат

950,9

100

В том числе: зарплата

277,3

29,2

Начисления ЕСН

72,3

7,6

Нефтепродукты

432,2

45,5

Запасные части и ремонтные материалы

69,7

7,3

Услуги по ремонту

18,1

1,9

Амортизация

25,7

2,7

Прочие прямые затраты

32,5

3,4

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы

23,1

2,4

Сделано тыс.ткм

1047

х

Себестоимость 1 ткм, руб.

0,91

х

мерно на 20 % общей численности автомобилей (с 15 до 12) при сохранении и даже определенном увеличении объема грузоперевозок (тонно-километров) путем введения в действие факторов, показанных на рис.2. В этом случае могла бы возникнуть некоторая экономия расходов ГСМ, а также постоянных затрат, относимых на единицу работ.

4.3. Анализ и использование резервов повышения эффективности

использования грузовых автомобилей в СПК "Восход"

Для реализации резервов повышения эффективности использования грузовых автомобилей необходимо улучшить ряд показателей, отраженных на рисунке 2. При этом, как уже отмечалось, сразу следует отказаться от увеличения численности автомобилей, так как недостаточно интенсивно используется имеющийся их парк. Нужно ориентироваться на показатели, влияющие на повышение среднегодовой выработки машин.

Одним из таких показателей является коэффициент использования рабочего времени автомобилей. Этот коэффициент не обозначен на рис.2. Обозначим его как Км. Он рассчитывается так:

Км =

Чем больше отработано дней каждой машиной на протяжении года, тем выше будет величина коэффициента Км. И, наоборот, чем большими окажутся целодневные простои автомобилей, тем ниже будет уровень Км. Основная причина снижения Км - простои автомобилей вследствие неисправностей, помолок, длительного пребывания в ремонте. Это значит: чем ниже Км, тем хуже используется автопарк хозяйства. Вот почему такое большое значение для производительного использования автопарка имеет еще один коэффициент - технической готовности машин (К кт). Он рассчитывается с помощью формулы:

Ктг =

Правда, рассмотренные показатели не отражают результатов использования автомобилей в течение рабочего дня. Грузовики находятся в пробеге не весь рабочий день. Часть дня они простаивают под погрузкой, разгрузкой и по другим причинам, включая организационные. Сокращение таких простоев будет способствовать повышению эффективности использования автопарка. Поэтому важным резервом улучшения использования автомобилей на протяжении рабочего дня является повышение коэффициента использования их рабочего времени. На рис.2 он обозначен как Кр. Он рассчитывается так:

Кр =

Но и этого коэффициента недостаточно для характеристики степени использования автомашин в течение рабочего дня. К сожалению, в СПК "Восход" нередки случаи, когда грузовики делают порожние рейсы не только в одну сторону, но иногда в обе стороны, т.е. не выполнив никакой полезной работы. Поэтому, как было показано на рис.2, требуется максимально приближать к единице значение коэффициента использования пробега Кп. Он рассчитывается следующим образом:

Кр =

Уменьшение Кп свидетельствует об увеличении доли порожних рейсов, а следовательно, об ухудшении работы грузового автопарка.

Не менее важное значение имеет степень использования грузоподъемности машин. В СПК "Восход" нередко случается, когда автомобили относительно большей грузоподъемности используются для перевозки маловесных грузов. В результате использования автопарка ухудшается. Для анализа указанного явления следует определять и принимать меры по повышению указанного на рис.2 коэффициента использования грузоподъемности машин Кгр. Он рассчитывается с помощью формулы:

Кр =

Чтобы рассчитать величину средней загруженности автомашины, следует общий объем грузооборота, выраженный в тонно-километрах, разделить на пробег машин с грузом.

Эффективность использования машин во многом зависит от скорости их движения, приближения ее к технически целесообразной. Это также показано на рис.2. Скорость Ск определяется делением общего пробега на количество часов нахождения общего пробега на количество часов нахождения машин в наряде.

Для обобщающей характеристики работы грузового автопарка, как показано на рис.2, используют показатели среднечасовой, среднедневной и, наконец, среднегодовой выработки машин. Эти показатели во многом являются производными от предыдущих, т.е. рассчитываются на их основе.

Важным обобщающим показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость грузоперевозок. Чем лучше используются машины, тем ниже себестоимость 1икм. Поэтому, как отмечалось в конце предыдущего параграфа, нужно принять все возможные меры для увеличения грузооборота без пропорционального роста затрат, хотя на оплату труда затраты следовало бы увеличить. У водителей и других работников автогаража СПК "Восход" зарплата лишь немногим выше прожиточного минимума.

Используя первичные документы по автогаражу, а также показатели приведенной выше таблицы 13 и при применении указанных выше формул для расчета коэффициентов, составим таблицу 15. Она отражает основные показатели работы грузового парка СПК "Восход" за 2000-2002 гг. и в среднем за эти годы.

Из таблицы 15 видно, что численность автопарка грузовых машин в СПК "Восход" за три года осталась без изменений на уровне 15 единиц. Однако общий тоннаж автомобилей в 2002 г. увеличился на 3 тонны, достигнув общей величины 63 тонны. Увеличение тоннажа произошло вследствие обмена 4-тонного самосвала марки ГАЗ-САЗ на 7-тонный "КамАЗ" (при некоторой доплате прежнему владельцу). Похожая операция была осуществлена и годом раньше. Поэтому средняя грузоподъемность автомашин в СПК "Восход" в 2001 и 2002 гг. превысила показатель 2000 г. Количество дней нахождения автомобилей в хозяйстве в течение трех лет изменилось незначительно, так как общая численность машин сохранилась без изменений. Лишь в 2002 г., когда меняли "ГАЗ-САЗ" на "КамАЗ" несколько месяцев общая численность автомобилей уменьшалась, вызвав соответствующее уменьшение рассматриваемого показателя. Ведь он определяется умножением числа автомобилей на количество дней пребывания каждого из них в хозяйстве, а затем суммированием этих показателей по всем машинам.

Таблица 15 - Показатели использования грузовых автомобилей
в СПК "Восход" в 2000-2002 гг.

Показатели

Годы

В среднем

2000

2001

2002

1. Среднегодовое количество грузовых автомобилей

15

15

15

15

2. Общий тоннаж, т

60

60

63

61

3. Средняя грузоподъемность автомобилей, т

3,9

4,0

4,2

4,0

4. Автомобиле-дни нахождения автомобилей в хозяйстве

5475

5472

5380

5442

5. В том числе: в ремонте

450

649

747

615

6. в работе

4049

3868

3604

3840

7. Отработано одним автомобилем за год, дней

270

258

246

258

8. Коэффициент технической готовности автомобилей

0,92

0,88

0,86

0,89

9. Коэффициент использования автомобилей в работе

0,74

0,71

0,67

0,71

10. Время нахождения машин (ч):

в наряде

32400

30960

29600

30987

11. в пробеге

22680

21982

20128

21597

12. Коэффициент использования рабочего времени

0,70

0,71

0,68

0,70

13. Общий пробег машин, тыс.км

315

291

316

307

14. В том числе с грузом, тыс.км

189

163

165

172

15. Коэффициент использования пробега

0,60

0,56

0,52

0,56

16. Объем грузооборота, тыс.км

908

902

1047

952

17. Средняя загруженность машины, т

3,0

2,7

2,9

2,9

18. Коэффициент использования грузоподъемности машин

0,77

0,68

0,69

0,71

19. Средняя скорость, км/ч

13,9

13,2

15,7

14,3

20. Объем перевезенных грузов, тыс.т

24,8

25,5

26,8

25,7

21. Среднее расстояние перевозок, км

36,6

35,4

39,1

37,0

Далее в табл.15 приведены два показателя, уточняющие количество автомобиле-дней в хозяйстве путем разделения его на нахождение в ремонте и в работе. Эти показатели выбраны и просуммированы из первичных учетных документов автогаража. Автомобиле-дни нахождения грузовиков в ремонте, как видно из строки 5 табл.15, постоянно возрастают. Это объясняется в основном большой изношенностью автомобилей и нехваткой средств для своевременного приобретения запасных частей. Поэтому в 2002 г. количество дней пребывания автомобилей в ремонте достигло 747 против 450 в 2000 г., т.е. возросло в 1,66 раза. При этом оказалось закономерным уменьшение нахождения автомобилей в работе (с 4049 в 2000 г. до 360,4 в 2002 г., т.е. на 11 %), а также числа дней, отработанных каждым автомобилем за год.

Во многом два последних из указанных показателей (строки 6 и 7) зависят от коэффициента технической готовности автомобилей, приведенного в строке 8. Он был рассчитан путем деления разности строк 4 и 5 на строку 4, т.е. по формуле: Ктг = (Пх-Пр):Пх, где Пх - пребывание автомобилей в хозяйстве, Пр - пребывание автомобилей в ремонте. Из строки 8 видно, что Ктг автомобилей в СПК "Восход", как и ряд других показателей, проявил тенденцию к ухудшению: в 2000 г. он составлял 0,92, в 2001-м - 0,88, в 2002-м - 0,86.

Соответственно ухудшался и коэффициент использования автомобилей в работе (строка 9), определяемый делением строки 6 (количество дней пребывания автомобилей в работе) на строку 4 (количество нахождения автомобилей в хозяйстве). В 2000 г. данный коэффициент был равен 0,74, в 2001 г. - 0,71, в 2002 г. - 0,67. За три года ухудшение составило 9,5 %.

Показатели строки 10 - время нахождения машин в наряде (в часах) и строки 11 - то же, но уже в пробеле выбраны и просуммированы по месяцам из первичных документов автогаража (путевых листов и отчетов по ним). Эти показатели дают возможность определить один из наиболее важных коэффициентов - использования рабочего времени. Как уже отмечалось выше, он определяется путем деления часов нахождения машин в пробеге (строка 11) на часы нахождения машин в наряде (строка 10). В целом этот коэффициент в СПК "Восход" в 2002 г. также был хуже, чем в 2000 г. хотя в 2001 г. было достигнуто его наивысшее значение: 0,71 против 0,68 в 2002 г. и 0,70 в 2000 г.

Общий пробег автомобилей (строка 13), как и ряд других перечисленных выше показателей, был получен суммированием показателей по каждому автомобилю на основе путевых листов. В целом пробег автомобилей существенно не изменился. Правда, при этом несколько уменьшилось значение показателей, помещенных в строке 14 - пробег автомобилей с грузом. Эти показатели также извлечены из путевых листов и просуммированы. В целом их значение свидетельствует о том, что основную часть поездок автомобили СПК "Восход" удавалось загружать лишь в один конец пути. Правда, были и исключения. В основном, это были рейсы с сахарной свеклой в село Новопокровское, где на сахарном заводе в обратный рейс автомобили иногда загружались сахаром или жомом для кормления скота. Отсюда и получилось значение коэффициента использования пробега, превышающее 0,5, но все же ежегодно уменьшающееся (строка 15).

Помещенный в сроке 15 коэффициент использования пробега определяется делением пробега с грузом на общий пробег (т.е. строки 14 на строку 13).

Помещенный в строке 16 общий объем грузооборота (в тыс. тонно-километров) определяется как произведение перевезенного всеми машинами тонн грузов на среднее расстояние перевозок. Чаще всего оно находилось в диапазоне 35-45 км, так как значительную часть реализуемой продукции СПК "Восход" отправляет на еще большие расстояния (с.Новопокровское, г.Тихорецк, г.Кропоткин и даже г.Новороссийск). Правда, немало грузов перевозится на небольшие расстояния - во время уборки урожая. Значительная часть товарной продукции растениеводства транспортируется с поля на ток, с тока в склады длительного хранения, из них - наиболее выгодным покупателям, закупающим зерно и семена подсолнечника для перепродажи на экспорт.

Разнообразие видов транспортного обслуживания ведет к тому, что грузовики предприятия в среднем загружаются меньше их технической грузоподъемности. Это видно из строки 17. Из нее видно, что в среднем автомобили перевозили от 2,7 до 3 т груза, в то время как их средняя техническая грузоподъемность (строка 3 табл.15) находилась в пределах 3,9-4,2 т. Поэтому коэффициент использования грузоподъемности машин (строка 18) колебался от 0,68 до 0,77 при среднем значении 0,71.

Существенно ниже среднетехнической оказалась средняя фактическая скорость грузовиков хозяйства. Она показана в строке 19. Этот показатель был рассчитан путем деления общего пробега на количество часов нахождения машин в пробеге (т.е. строки 13 на строку 11). Из строки 19 видно, что автомобилей соответственно по годам характеризовалась показателям 13,9; 13,2; 15,7 км/ч. Между тем, средняя техническая скорость даже с учетом большой изношенностью машин не ниже 45-50 км/ч. Такое большое различие объясняется значительными простоями машин во время разгрузки на элеваторах и сахарном заводе, а также и другими подобными причинами.

Исходя из информации, представленной в таблице 15, пришли к заключению о том, что при указанном выше предлагаемом уменьшении среднегодовой численности грузовых автомобилей с 15 до 12 единиц при целенаправленной организации работы автогаража можно рассчитывать на некоторое (в основном в пределах 5-8 % и лишь в одном случае - на 15 %) средних показателей за 2000-2002 гг. Такое предположение основано на реальной основе, т.к. соответствующие показатели, как было видно из табл.15, уже достигались или почти достигались. Предполагаемые изменения (разницы) приведены в таблице 16.

Таблица 16 - Исходная информация для расчета резервов увеличения
объема грузооборота в СПК "Восход"

Показатели

Численность, ед.

Изменения

в среднем за 2000-2002 гг.

предлагаемая на
2004 г.

абс.

в %

1. Среднегодовая численность грузовых машин, ед. (М)

15

12

-3

80

2. Количество отработанных дней одной машиной (Д)

258

270

12

105

3. Средняя продолжительность смены, час. (П)

8

8

-

100

4. Коэффициент использования рабочего времени (Кр)

0,70

0,75

0,05

107

5. Скорость движения автомобилей в пробеге (Ск)

14,3

16,4

2,1

115

6. Коэффициент использования пробега (Кп)

0,56

0,60

0,04

107

7. Средняя грузоподъемность (Т)

4,0

4,2

0,2

105

8. Коэффициент грузоподъемности машин (Кгр)

0,71

0,77

0,06

108

В таблице 16 приведены все основные показатели, способные отрицательно или положительно повлиять на грузооборот автогаража СПК "Восход". Отрицательное влияние может оказать уменьшение среднего количества грузовиков с 15 до 12 единиц. Однако большая изношенность парка и даже определенная нехватка квалифицированных водителей определяют целесообразность такого предложения. Остальные показатели должны повлиять на изменение грузооборота положительно, т.е. обеспечить его увеличение.

Это следующие показатели:

· количество отработанных за год дней в пересчете на 1 автомобиль (строка 2 в табл.15, обозначена буквой Д);

· средняя продолжительность смены (строка 2, обозначена буквой П);

· коэффициент использования рабочего времени автомобилей (строка 4, обозначена буквами Кр);

· скорость движения автомобилей (строка 5, обозначена буквами Ск);

· коэффициент использования пробега (строка 6, обозначен буквами Кп);

· средняя грузоподъемность (строка 7, обозначена буквой Т);

· коэффициент грузоподъемности машин (строка 8, обозначен буквами Кгр).

Во второй графе таблицы 16 приведены значения перечисленных показателей и коэффициентов, заимствованные из последней графы таблицы 14. В третьей графе табл.16 приведены значения, предлагаемые или предполагаемые на первый год применения результатов данного анализа (обозначен как 2004 год). В четвертой и пятой графах показаны разницы между средними показателями за 2000-2002 гг. и предполагаемыми на 2004 год. Разницы указаны в абсолютных величинах, а также в процентах - для относительной оценки изменений.

Из табл.16 видно, что предполагаемые изменения (разницы) наиболее значительны лишь в строке 1, отражающей численность автомобилей. Здесь разница составляет 20 %. Относительно большая разница намечена в строке 5 - скорость движения автомобилей - 15 %. Однако на самом деле эта разница не столь значительна, т.к. и при ее достижении отставание от технической скорости остается большим. Остальные разницы вполне достижимы и могут быть рассмотрены в качестве резервов увеличения объема грузооборота в СПК "Восход". Соответствующие резервы выполнены в таблице 17.

Таблица 17 составлена по методике, рекомендованной Г.В. Савицкой /31/. Таблица полностью опирается на методологию экономического анализа, основы которого были изложены в первом параграфе данного раздела работы.

В табл.17 в каждой строке показаны фактические показатели СПК "Восход", отраженные в табл.14, или их разницы с предложенными показателями, приведенными в табл.16. Показатели из табл.17 заключены в знак "дельта", который принято применять для обозначения разниц.

Поочередный расчет каждого резерва показывает, что при уменьшении грузооборота на 98,6 тыс.ткм вследствие предлагаемого сокращения численности машин конечный показатель все же возрастет на 55,3 тыс.ткм. То есть прирост грузооборота, достигаемый благодаря вводимым в действие резервам перекроет его уменьшение вследствие уменьшения численности машин.

Прирост грузооборота должен положительно повлиять на себестоимость 1 ткм, т.е. на конечную эффективность деятельности автотранспортного подразделения.

Таблица 17 - Расчет резервов увеличения объема грузооборота

в СПК "Восход"

Источник
резерва

Показатели

РV,
тыс.ткм

М

Д

П

Кр

Ск

Кп

Т

Кгр

1. Изменение среднегодовой численности машин

-3

258

8

0,7

14,3

0,56

4

0,71

-98,6

2. Сокращение целодневных простоев машин

12

12

8

0,7

14,3

0,56

4

0,71

18,3

3. Сокращение внутрисменных простоев

12

258

8

0,05

14,3

0,56

4

0,71

28,1

4. Увеличение скорости движения машин

12

258

8

0,7

2,1

0,56

4

0,71

57,9

5. Сокращение холостых пробегов

12

258

8

0,7

14,3

0,04

4

0,71

28,2

6. Увеличение средней грузоподъемности

12

258

8

0,7

14,3

0,56

0,2

0,71

19,7

7. Повышение коэффициента грузоподъемности машин

12

258

8

0,7

14,3

0,56

0,2

0,06

1,7

Всего:

х

х

х

х

х

х

х

х

55,3

Примечания: М - количество машин; Д - количество дней, отработанных одной машиной; П- средняя продолжительность времени смены; Кр - коэффициент использования рабочего времени; Ск - скорость движения; Кп - коэффициент использования пробега; Т - грузоподъемность машины; Кгр - коэффициент использования грузоподъемности.

Показатели, заключенные в знак , означают разницы (прирост или уменьшение) изучаемых величин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПК "Восход" Белоглинского района Краснодарского края представляет собой предприятие общей земельной площадью 4405 га. Основная отрасль производства - растениеводство. Его удельный вес в структуре товарной продукции на 2002 г. превышает 90 %. Предприятие специализируется на производстве зерновых, зернобобовых культур и подсолнечника. Обеспеченность хозяйства основными производственными фондами и трудовыми ресурсами близка к нормативным значениям. Эффективность их использования за три последних года стабилизировалась. Укрепилось финансовое состояние хозяйства.

Важным фактором успешной производственной деятельности обследованного предприятия являются вспомогательные производства, к которым, в первую очередь, относится автогараж хозяйства. Учет затрат объемов услуг автогаража в хозяйстве ведут на субсчете 4 "Автомобильный транспорт" счета 23 "Вспомогательные производства".

Все затраты в автотранспортном подразделении собираются по таким статьям, как оплата труда с отчислениями на социальные нужды, содержание основных средств, организация производства и управления, работы и услуги, прочие затраты. Распределение затрат по грузовому автотранспорту производится ежемесячно по потребителям услуг пропорционально выполненному объему работ в тонно-километрах, а по пассажирскому транспорту и машинам специального назначения - пропорционально машино-дням работы. Субсчет 23-4 закрывают после исключения из общего количества выполненных работ сумм, относящихся к уже закрытым счетам, и работ по самообслуживанию.

Объектом калькуляции в автогараже является тонно-километр и пробег машин; калькуляционная единица - 10 т/км, 1 машино-день.

В конце отчетного года на предприятии рассчитывают фактическую себестоимость калькуляционной единицы услуг, после чего плановая оценка услуг доводится до фактической методом дополнительного списания и сторнирования. Затем аналитический счет "Автомобильный транспорт" закрывается. Сальдо он не имеет.

Основными планово-учетными документами, используемыми при учете и анализе затрат в автотранспортном подразделении обследованного предприятия являются: акт приемки-передачи основных средств, акт ввода в эксплуатацию автотранспортных средств, акт на списание основных средств, путевые листы легкового и грузового автомобилей, накопительная ведомость учета работы грузового автотранспорта, журнал учета движения путевых листов, сводная ведомость, лицевой счет (производственный отчет) подразделения (по автотранспорту), журнал-ордер № 10, Главная книга.

В результате изучения работы автотранспортного подразделения СПК "Восход" было обнаружено, что здесь недостаточно полно проводится анализ работы автотранспорта. Поэтому в целях совершенствования учета и анализа работы автотранспортного подразделения руководству хозяйства было предложено освоить в практике управления автотранспортным подразделением хозяйства современные методы экономического анализа.

На основе анализа выявить и задействовать резервы более эффективного использования грузового автотранспорта в автогараже обследованного предприятия.

Предложенные меры должны позволить предприятию уменьшить численность грузовых автомобилей с 15 до 12 единиц и при этом не только не снизить объемов грузооборота, а, наоборот, увеличить его на 55 тыс.ткм, т.е. на 5 %.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон Российской Федерации "О бухгалтерском учете". - 2-е изд. - М.: Ось-89, 1999. - 16 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (В 2- частях). - М.: Книга-сервис, 2002. - 384 с.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Юринформ, 2002. - 128 с.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 1997. - 416 с.

5. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) // Сборник Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ1-10). - М., 2000. - С.5-16.

6. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) // Сборник Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ1-10). - М., 2000. - С.23-29.

7. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) // Сборник Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ1-10). - М., 2000. - С.125-139.

8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н. - М.: Маркетинг, 2001. - 136 с.

9. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Серия "Экономика и управление" / В.П. Астахов. - М.: ИКЦ "МарТ": Ростов н/Д: ИЦ "МарТ", 2003. - 928 с.

10. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие / В.П. Астахов. - М.: ПРИОР, 2000. - 672 с.

11. Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. / Н.П. Барышников. Т.2. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Филин, 1997. - 400 с.

12. Бухгалтерский учет / Б.Г. Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 464 с.

13. Бухгалтерский учет : Учебник / П.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, И.П. Кондраков и др. / Под ред. П.С. Безруких. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Бух.учет, 1999. - 624 с.

14. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов / М.А. Вахрушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Бизнес-карта, 1995. - 240 с.

15. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов / М.А. Вахрушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Омега-Л, 2002. - 528 с.

16. Верещагин С.А. Бухгалтерская отчетность с учетом последних изменений и дополнений в законодательстве / С.А. Верещагин, Г.Ю. Касьянова, Е.А. Катко. - М.: Статус-Кво 97, 2000. - 256 с.

17. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективное пособие по бухгалтерскому учету / И.Е. Глушков. - Новосибирск: ЭКОР, 1999. - 753 с.

18. Завгородний В.И. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий / В.И. Завгородний, Т.Е. Малофеев, И.Т. Трубинин. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 1987. - 366 с.

19. Камышанов П.И. Бухгалтерский учет и аудит / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов, Л.И. Камышанова. - М.: ПРИОР, 1998. - 320 с.

20. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов / Т.П. Карпова. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 350 с.

21. Карпова В.В. Учет работы автотранспорта на предприятиях различных форм собственности: Практическое пособие / В.В. Карпова, А.В. Карпов. - М.: ПРИОР, 2001. - 112 с.

22. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет на предприятиях автосервиса (на основе Налогового кодекса Российской Федерации и приказа Минфина Российской Федерации № 94н "План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий") / В.Я. Кожинов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2001. - 176 с.

23. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Н.П. Кондраков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 584 с.

24. Лисович Г.М. Бухгалтерский управленческий учет в сельском хозяйстве и на перерабатывающих предприятиях АПК / Г.М. Лисович, И.Ю. Ткаченко. - Ростов н/Д: МарТ, 2000. - 354 с.

25. Лисович Г.М. Сельскохозяйственный учет (финансовый и управленческий): Учебник. Серия "Экономика и управление" / Г.М. Лисович. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 720 с.

26. Новодворский В.Д. Бухгалтерская отчетность организации. Вып.1. / В.Д. Новодворский, Л.В. Пономарева. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. - 296 с.

27. Петрова Ю.П. Новый план счетов бухгалтерского учета: комментарии, схемы, проводки, переход от старого плана счетов: Пособие / Ю.П. Петрова. - СПб: ДНК, 2001. - 312 с.

28. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: Учебник. Т.2, 4.2, 4.3: Бухгалтерский учет; Бухгалтерская (финансовая) отчетность / М.З. Пизенгольц. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 400 с.

29. Пономарева Г.А. Самоучитель по бухгалтерскому учету: Учебно-практическое пособие на основе нового плана счетов / Г.А. Пономарева. - М.: ПРИОР, 2002. - 160 с.

30. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Новое знание, 2001. - 704 с.

31. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебник / Г.В. Савицкая. - 2-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2002. - 687 с.

32. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. - 2-е изд., испр. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 512 с.

33. Хоружий Л.И. Бухгалтерский учет, контроль и налогообложение в сельском хозяйстве / Л.И. Хоружий, М.М. Напшева. - М.: Альфа-Пресс, 2001. - 256 с.

34. Шишкин А.Н. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов / А.Н. Шишкин, В.А. Микрюхов, И.Д. Дашкаит. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. - 496 с.

35. Шутикова Ж.Ф. Бухгалтерский учет на автотранспортном предприятии / Ж.Ф. Шутикова. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 128 с.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.