РУБРИКИ

Анализ и аудит финансовой отчетности предприятия

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Анализ и аудит финансовой отчетности предприятия

Анализируя вертикальную структуру отчета о финансовых результатах предприятия «Х», можно сделать вывод, что за отчетный период относительно чистой выручки от реализации продукции (100%) удельный вес следующих показателей таков: валовая прибыль от реализации продукции - 30,6%; расходы периода - 35,4%; прибыль от основной деятельности - 8,8%; доходы от финансовой деятельности - 0,1%; расходы по финансовой деятельности - 0,1%; прибыль от общехозяйственной деятельности - 8,9%; чистая прибыль отчетного периода - 0,2%.

По сравнению с прошлым отчетным периодом следует отметить рост удельного веса валовой прибыли от реализации продукции, что произошло из-за уменьшения себестоимости реализованной продукции и является положительным результатом для финансовой деятельности предприятия. Также следует отметить, уменьшение по сравнению с показателем за прошлый отчетный период, удельного веса расходов периода в отчетном периоде, что связано с уменьшением суммы прочих операционных расходов и является положительным результатом в деятельности предприятия предприятия. Удельный вес прибыли от основной деятельности в отчетном периоде по сравнению с прошлым отчетным периодом уменьшился, вследствие уменьшения показателя прочих доходов от основной деятельности в отчетном периоде. По сравнению с прошлым отчетным периодом произошло уменьшение удельного веса доходов по финансовой деятельности, за счет отсутствия доходов от долгосрочной аренды и отсутствия прочих доходов от финансовой деятельности. Кроме того, следует отметить рост удельного веса расходов по финансовой деятельности в отчетном периоде, за счет возникновения расходов в виде процентов, расходов в виде процентов по долгосрочной аренде, что является нормальным показателем для финансовой деятельности предприятия и убытков от валютных курсовых разниц, что является отрицательным показателем в деятельности предприятия. Удельный вес прибыли от общехозяйственной деятельности и прибыли до уплаты налогов по сравнению с прошлым отчетным периодом уменьшился почти в два раза, что связано с изменениями в отчетном периоде в составляющих эту прибыль показателях. За счет произошедших в удельном весе изменений выше перечисленных показателей, произошло уменьшение удельного веса чистой прибыли отчетного периода, что является относительно отрицательным результатом для финансовой деятельности предприятия.

2.3 Анализ предприятия при помощи аналитических коэффициентов

В условиях рыночной экономики система аналитических коэффициентов является ведущим элементом анализа финансового состояния предприятия. Основные финансовые коэффициенты отчетности позволят нам дать оценку финансовой устойчивости и платежеспособности ОАО Предприятия «Х».

Финансовая устойчивость в долгосрочном плане характеризуется соотношением собственных и заемных средств. Данный показатель дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости организации. Основные показатели финансовой устойчивости представлены в таблице 5.

Таблица 5

Основные показатели финансовой устойчивости предприятия

Показатель

Расчетная формула

Нормативное значение

На начало периода

На конец периода

Отклонение

Коэффициент

автономии

Ст.480 : Ст.400

? 0,5

0,55

0,66

0,11

Коэффициент финансовой устойчивости

Ст.480 : Ст.770

> 1

1,2

1,9

0,7

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

Ст.770 : Ст.480

? 1

0,83

0,53

- 0,3

Одной из важнейших характеристик устойчивости финансового состояния предприятия, его независимости от заемных источников средств является коэффициент автономии, равный доле источников собственных средств в общем итоге актива баланса. Нормальное ограничение коэффициента автономии больше или равным 0.5 означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты источниками его собственных средств. Как видно из таблицы коэффициент автономии предприятия на конец отчетного периода имеет тенденцию к росту и составляет 0,66. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижения риска финансовых затруднений в будущих периодах. Такая тенденция, с точки зрения кредиторов, повышает гарантии погашения предприятием своих обязательств.

Коэффициент финансовой устойчивости предприятия показывает удельный вес источников финансирования в общем итоге пассива баланса. Нормальное значение данного коэффициента больше 1. Показатель на начало отчетного периода имел значение выше нормы, к концу отчетного периода организация значительно уменьшила долю своих обязательств за счет уменьшения сумм задолженностей по платежам в бюджет и отсутствием отсроченных доходов, вследствие чего показатель стал еще выше рекомендуемого уровня на 0,7 и составил 1,9.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств равен отношению величины обязательств предприятия к величине его собственных средств. Нормальное ограничение для коэффициента соотношения заемных и собственных средств меньше или равен 1. Чем значение коэффициента меньше 1, тем меньше зависимость предприятия от заемных средств. К концу отчетного периода коэффициент уменьшился на 0,3 и составил 0,53, что свидетельствует о достаточной независимости предприятия от заемных средств и является положительным показателем для предприятия.

Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является платежеспособность, т.е. возможность своевременно погашать свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами.

Платежеспособность предприятия означает возможность погашения им в срок и в полном объеме своих долговых обязательств.

Ликвидность баланса - возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее - это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств.

Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса и предприятия зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но при этом иметь неблагоприятные возможности в будущем, и наоборот.

При проведении анализа ликвидности активы и пассивы баланса группируются по следующим признакам: по степени убывания ликвидности (активы); по степени срочности оплаты (пассивы).

Рассмотрим ликвидность баланса ОАО Предприятия «Х» в таблице 6.

Таблица 6

Абсолютные показатели, характеризующие ликвидность баланса организации на начало и конец года

Актив

На начало года

На конец года

Пассив

На начало года

На конец года

Наиболее ликвидные активы (А1)

Ст. 320(ден ср-ва + деб зад-ть)

81339

65831

Наиболее срочные обязательства (П1)

Ст. 770

838798

693555

Быстро реализуемые активы (А2)

Ст. 210

443916

411486

Краткосрочные пассивы (П2)

Ст. 730+740

-

-

Медленно реализуемые активы (А3)

Ст. 140

875647

1080263

Долгосрочные пассивы (П3)

Ст. 570+580+590

-

-

Трудно реализуемые активы (А4)

Ст. 130

446778

440243

Постоянные пассивы (П4)

Ст. 480

1009319

1319746

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных в таблице групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место соотношения:

А1 ? П1, А2 ? П2, А3 ? П3, А4 ? П4.

Выполнение первых трёх неравенств означает выполнение и четвёртого неравенства, поэтому практически существенным является сопоставление итогов первых трёх групп по активу и пассиву. Четвёртое неравенство носит балансирующий характер и в то же время имеет глубокий экономический смысл: его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости - наличии у предприятия собственных оборотных средств.

На начало года выполнялись второе, третье и четвертое неравенства. На конец года ситуация не изменилась. Можно сказать, что ОАО Предприятие «Х» в настоящий момент обладает ликвидностью баланса???.

В процессе анализа также следует рассчитать и коэффициенты ликвидности, которые приведёны в таблице 7.

Таблица 7

Коэффициенты ликвидности предприятия

Показатели

Формула

Нормативное значение

На начало года

На конец года

Коэффициент абсолютной ликвидности

Ст.320

Ст.600

?0,2

0,1

0,1

Коэффициент

текущей

ликвидности

Ст. 390

Ст. 600

?2

1,7

2,3

Коэффициент

срочной

ликвидности

Ст. 210+320+380

Ст. 600

?1

0,6

0,7

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Нормальное ограничение данного показателя больше или равен 0.2. Это означает, что хозяйствующий субъект может немедленно погасить 20-50 процентов текущих обязательств. В нашем случае данный показатель и на начало и на конец года равен 0,1, что не соответствует нормативному значению и свидетельствуют о не способности предприятия немедленно погасить свои текущие обязательства.

Коэффициент текущей ликвидности показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств, т.е. мобилизовав все возможные средства. Уровень коэффициента текущей ликвидности или покрытия зависит от отрасли производства, длительности производственного цикла, структуры запасов и затрат и ряда других факторов. Нормальным для него считается значение больше либо равно 2. В нашем случае показатель к началу года меньше нормативного значения - 1,7, а к концу года оптимален - 2,3.

Коэффициент срочной ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Нормативное значение данного коэффициента больше или равен 1. В нашем случае и на начало и на конец года данный показатель не соответствует нормативному значению. Что свидетельствует, что имеющихся у предприятия наиболее ликвидных активов и счетов к получению не достаточно для погашения текущих обязательств.

III. Организация аудиторской проверки финансовой отчетности предприятия и пути ее совершенствования

3.1 Цели, задачи и нормативное регулирование аудита в Республике Узбекистан и пути его совершенствования

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», «под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность аудиторской организации по проведению аудиторской проверки и оказанию профессиональных услуг».114 Закон РУз «Об аудиторской деятельности» от 09.09.2009 г. № ЗРУ-2164

Аудиторские организации могут оказывать следующие профессиональные услуги:

- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

- составление финансовой отчетности;

- перевод национальной финансовой отчетности на международные стандарты бухгалтерского учета;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

- консалтинг по бухгалтерскому учету, налогообложению, планированию, менеджменту и другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности;

- составление расчетов и деклараций по налогам и другим обязательным платежам.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Собственники и прежде всего, коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедится в том, что все многочисленные операции предприятия зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятия и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Отсюда и определяются цели и задачи аудиторской деятельности.

Цель аудита - это выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству.115 В.А. Ерофеева «Аудит». Москва. Высшее образование. 2005 г.5

Задачи аудиторской организации весьма многогранны с ними можно ознакомится на рисунке 3.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

· соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;

· соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте. Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности хозяйствующего субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение:

1. общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям);

2. обоснованность (существует ли основания для включения в отчетность указанных в ней сумм);

3. законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы в частности все ли активы и пассивы, принадлежат компании);

4. оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны);

5. классификация (есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана);

6. разделение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором они были проведены);

7. аккуратность (соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговым суммам, данным в Главной книге);

8. раскрытие (все ли категории, занесены в финансовую отчетность и правильно отражены в отчетах и приложениях к ним).

В ходе анализа и оценки эффективности деятельности, хозяйствующих субъектов аудиторские организации исходят, прежде всего, из критериев доходности (рентабельности), уровня использования капитала, финансовой устойчивости, платежеспособности, уровня самофинансирования и деловой активности.

Аудиторская деятельность в Узбекистане организуется с учетом мирового опыта.

В мировой практике можно выделить две концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила свое распространение в Австрии, Испании, Франции, ФРГ, где аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритании), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В Узбекистане регулирование аудиторской деятельности проводится как органами государственного регулирования, так и общественными саморегулируемыми организациями бухгалтеров и аудиторов. Приоритет в этом отношении принадлежит Министерству финансов Республики Узбекистан.

В Узбекистане сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности, которая приведена в таблице 8. Каждый уровень включает определенные виды документов область регулирования и степень разработанности нормативной документации.

Таблица 8

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Узбекистан

Уровень

регули-рования

Вид и наименование нормативных документов

Область регулирования и использования

Степень разработанности

I

Закон Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» от 09.09.2009 г.

№ ЗРУ - 216

Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе

Закон разработан и усовершенствован

II

2.1.

Национальные стандарты аудиторской деятельности

Определяют общие вопросы, регулирование аудиторской деятельности, устанавливают нормы аудита, обязательны для всех субъектов аудита

Разрабатывает Министерство финансов, утверждает Министерство юстиции. На сегодня разработан 21 стандарт. Степень разработанности не достигла совершенства

2.2.

Законодательные и подзаконные нормативные акты

Устанавливают общие положения и нормы по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций

В основном разрабатываются Министерством финансов. Постановления Кабинета министров, Указы Президента

2.3.

Внутренние правила профессиональных общественных организаций

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений

Разрабатываются общественными организациями.

Кодекс этики аудиторов.

III

Нормативные документы министерств и ведомств

Регулирование специфических особенностей аудиторской деятельности по видам: банковский, страховой и др.

Разрабатываются министерствами и ведомствами

IV

Внутренние аудиторские стандарты и положения

Регулируют аудиторскую деятельность внутри аудиторской организации

Разрабатываются аудиторскими организациями

Первый уровень включает Закон Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», который относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в системе финансового контроля в качестве ее необходимого равноправного элемента.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в Узбекистане, относятся национальные стандарты аудиторской деятельности, законодательные и подзаконные нормативные акты, а также внутренние правила профессиональных общественных организаций. Они определяют вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения всеми субъектами аудита.

Третий уровень охватывает нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающих правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе национальных стандартов аудиторской деятельности и практики аудита. Содержание и форма таких документов - прерогатива аудиторских фирм. На основе этих стандартов организуется деятельность аудиторских организаций.

3.2 Методика аудита бухгалтерского баланса предприятия

Целью проведения аудиторской проверки является выражение нашего мнения относительно достоверности финансовой и иной, связанной с ней отчетности. Мнение аудиторов по предоставленной финансовой и иной, связанной с ней отчетности формируется в виде письменного аудиторского заключения. В соответствии с национальным стандартом аудиторской деятельности № 79 «Аудиторский отчет и аудиторское заключение о финансовой отчетности»; «аудиторское заключение - документ, содержащий выраженное в письменной форме мнение аудиторской организации о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям, установленным законодательством и доступный для пользователей финансовой отчетности хозяйствующего субъекта».117 Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД № 70) «Аудиторский отчет и аудиторское заключение о финансовой отчетности». Утвержден Приказом министра финансов от 14.02.2001 г. № 20. Зарегистрирован МЮ 10.03.2001 г. № 10167

Процесс проверки хозяйствующего субъекта включает в себя сбор аудиторских доказательств, полученных в ходе проведения аудиторских процедур и тестов систем внутреннего контроля. В соответствии с национальным стандартом аудиторской деятельности № 50 «Аудиторские доказательства»; «аудиторские доказательства - информация, собранная аудиторской организацией в ходе аудиторской проверки и обосновывающая аудиторское заключение».118 Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД № 50) «Аудиторские доказательства». Утвержден Приказом министра финансов от 03.04.2002 г. № 48. Зарегистрирован МЮ 18.04.2002 г. № 11288 Предоставленная руководством Предприятия финансовая и иная, связанная с ней отчетность, тестируется на выборочной основе, и они несут ответственность в пределах аудиторского риска, определенного в соответствии с внутренними стандартами ООО «FTF-AUDIT». Поскольку Национальный стандарт аудита (НСА) № 9 «Существенность и аудиторский риск» не устанавливает предельно допустимый уровень существенности, аудиторы вправе самостоятельно установить такой уровень. Уровень существенности информации, содержащейся в финансовой и иной, связанной с ней отчетности определен 4-10 % от показателя прибыли от общехозяйственной деятельности предприятия, и уровень аудиторского риска 4-10% от того же показателя. При этом аудиторы планировали и проводили аудиторскую проверку таким образом, чтобы она представляла разумную основу для выражения мнения аудиторов.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.119 Национальный стандарт аудита (НСА № 3) «Планирование аудита». Зарегистрирован МЮ РУз 10.11.1999 г. № 837. Утвержден МФ РУз 14.07.1999 г. № 549

На рисунке 4 схематично изображены основные этапы планирования аудиторской проверки.

Рис. 4. Основные этапы планирования аудиторской проверки

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующего субъекта. Ознакомление с деятельностью хозяйствующего субъекта - это непрерывный процесс сбора и оценки информации и соотнесение итогов приобретенных знаний с аудиторскими доказательствами на всех стадиях проверки. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита.

Общий план аудита служит руководством в осуществлении программы аудита. В общем, плане аудиторская организация предусматривает сроки проведения аудита и составляет график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству хозяйствующего субъекта) и аудиторского заключения, а также определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и оценки рисков аудита.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

На этапе подготовки аудиторской проверки, нами были составлены план и программа проведения аудита ОАО Предприятия «Х», которые приведены в приложении - так можно

Разработанные план и программа аудита включает пообъектную проверку финансовой отчётности ОАО Предприятия «Х» и проверку соответствия финансовой отчётности требованиям действующего законодательства.

В этой связи можно выделить следующие направления проверки на соответствие финансовой отчётности:

· Гражданскому кодексу Республики Узбекистан;

· Налоговому кодексу Республики Узбекистан;

· Закону Республики Узбекистан «О бухгалтерском учёте»;

· Правилам по заполнению форм финансовой отчетности Республики Узбекистан;

· Национальному стандарту бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ) N 1 "Учетная политика и финансовая отчетность";

· Национальному стандарту бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ) N 3 "Отчет о финансовых результатах";

· Национальному стандарту бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ) N 9 "Отчет о денежных потоках";

· Национальному стандарту бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ) N 15 "Бухгалтерский баланс"

· Другие действующие нормативные акты, регламентирующие финансово - хозяйственную деятельность.

Аудиту подвергаются бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах и другие формы финансовой отчётности, которые были перечислены в первой главе данной работы.

В процессе проведения аудита финансовой отчётности на соответствие нормам действующего законодательства предполагается решить следующие задачи:

· проверить состав и содержание форм отчётности, увязку её показателей (соответствие значений одинаковых показателей, отражённых в различных формах отчётности);

· подтвердить достоверность показателей отчётности;

· проверить правильность оценки статей отчётности.

Подтверждение достоверности показателей отчётности подразумевает изучение результатов инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчёта.

Проверка правильности оценки статей отчётности позволяет удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при её составлении:

· отражение в отчётности предприятия стоимости имущества и обязательств должно производиться в сумах;

· оценка имущества и обязательств должна осуществляться путём суммирования произведённых расходов;

· зачёт между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается;

· методики формирования показателей отчётности должны соответствовать требованиям нормативных документов.

Пообъектная проверка финансовой отчётности предполагает проверку в разрезе элементов финансовой отчётности ОАО Предприятия «Х». Среди таких элементов можно выделить: разделы баланса и их соотношение и статьи баланса и их соотношение внутри раздела. Собирая доказательства достоверности (недостоверности) каждого отдельного элемента отчётности, аудитор получает общее представление об отчётности в целом.

Проведение пообъектной проверки было осуществлено по следующим направлениям:

· оценка системы внутреннего контроля, учетной политики и организации бухгалтерского учета на предприятии;

· аудит учета основных средств и капитальных вложений;

· аудит учета нематериальных активов;

· аудит учета инвестиций (финансовых вложений);

· аудит учета товарно-материальных запасов;

· аудит расчетов с персоналом по оплате труда;

· аудит учета денежных средств;

· аудит расчетов с дебиторами и кредиторами;

· аудит налоговых платежей и обязательных отчислений;

· аудит сохранности имущества, инвентаризации имущества.

В ходе аудиторской проверки была проанализирована система внутреннего контроля ОАО Предприятия «Х», было установлено, что с точки зрения оценки эффективности системы бухгалтерского учета, в основном, были отмечены полнота, правильность и своевременность регистрации хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах. Предприятием соблюдается установленный порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Аудиторами система внутреннего контроля оценена как действенная, но с присущими нормальными хозяйственными рисками не обнаружения ошибок.

По итогам проведения аудита учета основных средств установлено, что первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств на 01.01.2008г. до переоценки - 248604 тыс. сум, после переоценки составила 252397 тыс. сум, износ на ту же дату до переоценки - 166820 тыс. сум, после переоценки составил 169028 тыс. сум, что соответствует данным учета. Аудитом выборочно проверены правильность отнесения основных средств по группам и правильность применения норм амортизации в соответствии со статьей 144 Налогового Кодекса. Отклонений по применению норм амортизации не выявлено. Амортизация основных средств начисляется прямолинейным методом. Всего за 2008 год начислено амортизации 12315,6 тыс. сум. Ежемесячно разрабатываются ведомости расчета износа основных средств.

При аудите учета нематериальных активов мы установили, что в качестве нематериальных активов в учете ОАО Предприятия «Х» числится программное обеспечение по восстановительной стоимости 3920 тыс. сум и амортизацией 3920 тыс. сум. В связи с полным начислением амортизации нематериальных активов нами была дана рекомендация списать их с баланса предприятия.

В ходе аудита также было установлено, что предприятие имеет на балансе инвестиции в дочерние, зависимые общества и другие хозяйствующие общества. В счет уставного фонда дочернего предприятия «У» были переданы кран козловой (1976 г.в.) по нулевой остаточной стоимости и оборудование «GALAXY-2» (2000 г.в.) остаточной стоимостью 26010,557 тыс. сум. Однако нами было отмечено, что передавать имущество по нулевой стоимости представляется нам некорректным, так как в данном случае сумма инвестиции, которая должна быть отражена по счету 0620 «Инвестиции в дочерние хозяйственные общества» будет также нулевой, поэтому необходимо передавать основные средства по оценочной или справедливой стоимости.

Аудит учета товарно-материальных запасов показал, что остатки товарно- материальных запасов на 1 января 2008 года составили 27002,0 тыс. сум и на 1 января 2009 года 24066,0 тыс. сум в виде производственных запасов. Учет ТМЗ на предприятии «Х» ведется по местам хранения и по центрам ответственности. Материальные отчеты по хозяйственным складам представляются в бухгалтерию ежемесячно. Замечаний по учету данных ценностей не имеется. Изученная аудитом система внутреннего контроля предприятия и вывод по выборочной проверке складского учета позволяет утверждать, что сохранность материальных активов на предприятии обеспечена на должном уровне. Инвентаризация товарно-материальных ценностей производится на складах по мере необходимости при смене материально-ответственных лиц.

При аудите учета денежных средств нами было установлено, что Остаток денежных средств в кассе на 01.01.2009 г. -266 сум 37 тийин, что соответствует данным главной книги. Прием наличных денег производится по приходным ордерам, выдача на основании расходных ордеров с приложением ведомостей, приказов и т.п. Наличные денежные средства, предназначенные для выплаты заработной платы, использовались только по назначению. Нецелевого использования денег не установлено. Предприятие имеет первичный расчетный счет, валютные счета и блок-счета в АКБ Капитал банке. Отклонений по данному разделу учета не выявлено.

В ходе аудита расчетов с персоналом по оплате труда было выявлено, что на Предприятии утверждено штатное расписание работников. Применяются повременная, повременно- премиальная, сдельно-премиальная формы оплаты труда. Аудитом проверено выборочным методом начисление заработной платы по 10-ти сотрудникам из разных структурных подразделений. Установлено следующее: расчет заработной платы производится автоматизированным способом. Каждому виду оплаты труда и социальным выплатам присвоен код, в соответствии с которыми шифруются все расчеты с персоналом. Ежемесячно распечатываются расчетные листки с расшифровкой начисленных выплат, которые подшиваются в лицевые счета каждого сотрудника.

При аудите расчетов с дебиторами и кредиторами нами было установлено, что аналитический учет задолженности ведется в разрезе каждого заключенного контракта. Дебиторская задолженность отражена в балансе на 01.01.2008 года -181214,0 тыс. сум из которой сумма 66530 тыс. сум является просроченной. Кроме того, по данным Предприятия текущие обязательства на 01.01.2008г. составили 415355,0 тыс. сум, по состоянию на 01.01.2009 г. - 122474,0 тыс. сум, долгосрочных обязательств не имеется. Просроченной кредиторской задолженности не имеется. Данные аналитического учета дебиторской и кредиторской задолженности соответствуют данным отчетности.

Также нами был проведен аудит налогов и обязательных платежей во внебюджетные фонды, по результатам которого, было установлено, что существенных расхождений по расчету облагаемого фонда оплаты труда для начисления единого социального платежа 24 % и страховых взносов граждан 2,5 % с данными ОАО Предприятия «Х» не выявлено. Предприятием начислено единого социального платежа 29924 тыс. сум и удержано с заработной платы работников страховых взносов в сумме 3117,1 тыс. сум. от облагаемой базы 124683,4 тыс. сум.

Вопрос правильности удержания налога на доходы физических лиц проверен выборочным методом. Проверено удержание налога у 10 человек из разных подразделений. Отмечены правильность удержания данного налога.

Что касается налога на добавленную стоимость: налогооблагаемый НДС оборот от основной деятельности составил за 2008 год по данным ОАО Предприятия «Х» 194068,0 тыс. сум, по данным аудита - 196039,5 тыс. сум. В облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот аудитом включена стоимость проездных карточек, предоставленных предприятием сотрудникам, данная операция в целях налогообложения является реализацией и облагается НДС. Принятый предприятием НДС в зачет не отличается от данных аудита. В результате проверки была дана рекомендация произвести перерасчет налога на добавленную стоимость за 2008 год.

Налог на имущество ОАО Предприятия «Х» начислен в соответствии с разделом XI Налогового Кодекса РУз. Предприятие не пользуется льготами по налогу на имущество. За 2008 год начисленный налог на имущество ОАО Предприятия «Х» составил по данным бухгалтерского учета 1916,5 тыс. сум, по данным аудита 2059,12 тыс. сум. Разница вследствие арифметической ошибки, допущенной предприятием, составила 142,563 тыс. сум.

Финансовый результат ОАО Предприятия «Х» до уплаты налога на прибыль составил по данным предприятия 7000,5 тыс. сум, по данным аудита 6994,0 тыс. сум. Сумма корректировок аудита к финансовому результату по данным предприятия составила 6,5 тыс. сум (возврат ЕСП 530336, доначисление налога на имущество 142,5 тыс. сум и доначисление НДС 394,3 тыс. сум). По налогу на прибыль разница с аудитом составила 1306 тыс. сум к возврату. Нами было рекомендовано пересдать расчет налога на прибыль.

В ходе изучения материалов проведения инвентаризаций аудитом установлено, что инвентаризации ТМЦ и ОС на ОАО Предприятии «Х» проводятся своевременно и в полном объеме. На Предприятии определен круг материально - ответственных лиц, система контроля над сохранностью активов документирована. Описи товарно-материальных ценностей с подписью материально-ответственных лиц составлены и подписаны уполномоченной комиссией. На основании данных бухгалтерского учета и инвентаризационных описей составлены сличительные ведомости.

3.3 Методика аудита отчета о финансовых результатах предприятия

Как уже было отмечено ранее пообъектная проверка финансовой отчетности предполагает проверку в разрезе элементов финансовой отчетности ОАО Предприятия «Х». Нами была осуществлена пообъектная проверка отчета о финансовых результатах по следующим направлениям:

· аудит доходов;

· аудит учета затрат относимых на себестоимость произведенных работ и оказанных услуг;

· аудит расходов.

К доходам от основной деятельности относится доход от реализации продукции технического назначения и оказания услуг управленческого характера. В ходе аудита было установлено, что ОАО Предприятием «Х» с дочерними предприятиями заключены договора на оказание управленческих услуг. Счета-фактуры на оказание управленческих услуг выписываются предприятием на квартальной основе, что некорректно, так как на услуги, оказываемые непрерывно необходимо выписывать счета-фактуры ежемесячно на последнее число месяца в соответствии с Порядком заполнения счета-фактуры. Управленческие услуги включают в себя:

· подготовку и контроль исполнения хозяйственных договоров и контрактов;

· выдачу заключений о законности договоров;

· проведение работ по взысканию дебиторской задолженности через судебные органы;

· оформление документов работников по приему, увольнению и заключению трудовых договоров, книжек ИНПС;

· координацию деятельности службы по технике безопасности;

· выполнение работ по контролю за качеством, стандартизации, сертификации, метрологии;

· оказание типографских и полиграфических услуг;

· оперативную помощь и консультации в решении вопросов, возникающих в ходе хозяйственной деятельности:

· составление отчетности по кадрам для статистических и иных органов.

Аудитом было отмечено, что в перечень оказываемых услуг дочерним предприятиям, а в частности дочернему предприятию «У» не включены услуги ремонтно-строительного характера, охраны здания, технического обслуживания здания, так как работниками ОАО Предприятия «Х» производятся сантехнические, ремонтные работы, на которые имеются подписанные директором дочернего предприятия «У» наряды, согласно которым начисляется заработная плата рабочим-сдельщикам.

При проведении нами сплошной проверки по счетам-фактурам, выписанным по учету основной реализации и учету аренды имущества, расхождений не установлено.

Доход от реализации по основному виду деятельности ОАО Предприятия «Х» за 2008 год составил 184351,0 тыс. сум. Доход от сдачи имущества в аренду составил 8338,7 тыс. сум.

К прочим доходам от основной деятельности относятся также прибыль от выбытия основных средств и прочих активов, признанные штрафы, пени, доходы от списания просроченной кредиторской и депонентской задолженности. За 2008 год прочие доходы от основной деятельности ОАО Предприятия «Х» составили 35188,0 тыс. сум.

К доходам по финансовой деятельности отнесены дивиденды, полученные в размере 2866,0 тыс. сум, доходы от положительной курсовой разницы 53,0 тыс. сум.

В результате проведенной аудиторской проверки аудиторами была дана рекомендация привести в соответствие доходы, полученные от дочернего предприятия «У» с расходами по содержанию рабочей силы.

При проведении аудита затрат относимых на себестоимость произведенной продукции ОАО Предприятия «Х» было установлено, что себестоимость реализованной продукции составила 4199,0 тыс. сум.

На счетах группы 9400 обобщается информация по расходам реализации, расходам управления и прочим операционным расходам общехозяйственного назначения. Общая сумма расходов периода составила за 2008 год по данным ОАО Предприятия «Х» 211258,0 тыс. сум. С аудитом расхождений не установлено.

Ниже в таблице 9 представлен перечень и сумма административных расходов, а в таблице 10 приведены перечень и сумма операционных расходов ОАО Предприятия «Х» за 2008 год.

Таблица 9

Административные расходы ОАО предприятия «Х» за 2008 год

Наименование статьи расходов

Всего, сум

Расходы на оплату труда

144892 287

Арендная плата

2997 343

Затраты на содержание технических средств управления

2864 612

Оплата междугородних переговоров

121 494

Затраты на содержание и ремонт основных средств с учетом амортизации

14653 827

Сотовая и пейджинговая связь

1664 687

Итого административных расходов

167194249

Таблица 10

Операционные расходы ОАО Предприятия «Х» за 2008 год

Наименование статьи расходов

Всего, сум

Оплата аудиторских услуг

2000 000

Содержание собственных обслуживающих производств

3037 145

Ценные подарки

330 626

Оплата проезда работникам

1971 500

Оплата путевок на лечение и отдых

939 100

НДС на реализацию путевок

401 658

Пособие по уходу до 2-х лет

720 201

Оплата листов по временной нетрудоспособности

1724 116

Возмещение пенсии

747 565

Возмещение ущерба

4504 024

Поощрительные выплаты в связи со знаменательной датой

217 417

Материальная помощь (с начислениями)

6779 850

Материальная помощь по смерти (без начислений)

428 968

Оплата услуг банка и депозитария

5245 834

Начисленный налог на имущество

1916 557

Отчисления в дорожный фонд

2765 265

Отчисления в фонд школьного образования

1843 510

Отчисления в Пенсионный фонд

1843 510

Судебные издержки

594 976

Убытки от списания дебиторской задолженности

254 050

Признанные штрафы, пени

226 865

Штрафы и пени за нарушение налогового законодательства

375 600

Износ нематериальных активов

60 000

Поверка приборов, ремонт, разработка нормативных документов

1153 312

Обновление системы Право

193 854

Экспертиза

128 960

Публикация баланса в печати

128 222

Материальные затраты

1389 494

Хранение ЦБ

470 819

Содержание профкома

754 558

Подписка

435 932

Изготовление визиток, регистрация устава, объявления

330 493

Отчисления в махаллинский комитет

150 000

Итого операционных расходов

44063980

Все этапы проведения аудиторской проверки подробно освещаются в аудиторском отчете, адресованном руководству проверяемого хозяйствующего субъекта - ОАО Предприятия «Х». В соответствии с национальным стандартом аудиторской деятельности № 70 «Аудиторский отчет и аудиторское заключение о финансовой отчетности»; «аудиторский отчет - документ, адресованный руководителю, собственнику, общему собранию участников (акционеров) хозяйствующего субъекта, содержащий подробные сведения о ходе аудиторской проверки, выявленных отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, нарушениях в финансовой отчетности, а также другую информацию, полученную в результате проведения аудиторской проверки, и являющийся основанием для составления аудиторского заключения».220 Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД № 70) «Аудиторский отчет и аудиторское заключение о финансовой отчетности». Утвержден Приказом министра финансов от 14.02.2001 г. № 20. Зарегистрирован МЮ 10.03.2001 г. № 10160

Выводы после проведения аудиторской проверки следующие: с точки зрения оценки эффективности системы бухгалтерского учета, т.к. он является основой для подготовки и представления финансовой отчетности, в основном, были отмечены полнота, правильность и своевременность регистрации хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах. Кроме того, следует отметить, что предприятием соблюдается установленный порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. В связи с этим нами была подтверждена финансовая отчетность ОАО Предприятия «Х», которая достоверно отражает его финансовое положение по всем существенным аспектам.

В заключение данной главы, следует отметить, что служба внутреннего аудита на проверенном нами предприятии не укомплектована. Общеизвестно, что внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является информационной базой для последнего. Однако при должной организации внутреннего аудита существенно сокращаются объём и содержание внешнего аудита, проводимого на исследуемом предприятии в обязательном порядке один раз в год. Кроме того, как свидетельствует практика аудита, на тех предприятиях, где созданы и эффективно функционируют службы внутреннего аудита, значительно выше уровень сохранности имущества, использования ресурсов, организации бухгалтерского учёта и достоверности отчётности.

Заключение

В выпускной квалификационной работе, в соответствии с поставленной целью и задачами отражены вопросы анализа и аудита финансовой отчетности. На примере ряда предприятий проверенных аудиторской организацией ООО «FTF-AUDIT» проведен анализ финансовой отчетности предприятия, изучены теоретические и методические основы аудиторской проверки финансовой отчетности и сделаны следующие выводы по проделанной работе:

1. Изучена экономическая природа, цели и виды финансовой отчетности предприятия. Было отмечено, что несмотря на достигнутые результаты в процессе совершенствования национальной системы финансовой отчетности на практике составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО вызывает много сложностей. Причинами ограничивающими практическое применение МСФО является отсутствие квалифицированного перевода МСФО на национальный язык и их признание.

2. Освещена структура и содаржание финансовой отчетности предприятия в современных условиях, когда происходят значительные изменения всей системы учета, отдельных ее объектов и хозяйственных операций. В этих условиях финансовая отчетность должна: гарантировать реальность и достоверность данных, которые обеспечиваются документальным обоснованием всех записей, проведением инвентаризации, придерживания правил оценки статей баланса, распределением прибылей и убытков за соответствующие отчетные периоды; обеспечивать своевременность получения данных, на основе регламентации сроков сопоставления отчетных данных для оперативного управления хозяйственной и финансовой деятельностью организаций и предприятий.

3. С применением практических материалов проведен горизонтальный анализ финансовой отчетности предприятия, в результате которого был сделан вывод, что горизонтальный анализ финансовой отчетности позволяет выявить изменение всех показателей отчетности за период по разделам отчетности путем сопоставления данных на конец периода с данными на начало периода.

4. Рассмотрена методика вертикального анализа финансовой отчетности. Проведение вертикального анализа финансвовой отчетности позволяет изучить структуру показателей отчетности и рассчитать удельный вес отдельных статей в общем итоге отчета.

5. Проведен анализ предприятия при помщи аналитических коэффициентов. Данный вид анализа является ведущим элементом анализа финансовго состояния предприятия. После проведения анализа при помощи аналитических коэффициентов можно сделать вывод, что основные финансовые коэффициенты отчетности позволяют дать оценку финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

6. Освещены цели, задачи и нормативное регулирование аудиторской деятельности в Республике Узбекистан, изучены вопросы совершенствования аудита в современных условиях либерализации экономики с учетом мирового опыта.. Сделан вывод, что если финансовая отчетность представляет собой завершающую стадию обобщения бухгалтерской информации, то главной задачей аналитика-аудитора является представление действительности, которая воплощена в изучаемой отчетности и подтверждение или опровержение достоверности приведенной в финансовой отчетности информации.

7. Рассмотрена методика аудиторской проверки статей бухгалтерского баланса. Пообъектная проверка баланса предполагает проверку в разрезе элементов баланса. Проведенная пообъектная проверка бухгалтерского баланса была осуществлена по следующим направлениям: оценка системы внутреннего контроля, учетной политики и организации бухгалтерского учета на предприятии; аудит учета основных средств и капитальных вложений; аудит учета нематериальных активов; аудит учета инвестиций (финансовых вложений); аудит учета товарно-материальных запасов; аудит расчетов с персоналом по оплате труда; аудит учета денежных средств; аудит расчетов с дебиторами и кредиторами; аудит налоговых платежей и обязательных отчислений; аудит сохранности имущества, инвентаризации имущества.

8. Изучена методика аудита отчета о финансовых результатах предприятия. Проведена пообъектная проверка отчета о финансовых результатах в разрезе таких элементов отчета о финансовых результатах, как: аудит доходов; аудит учета затрат относимых на себестоимость произведенных работ и оказанных услуг; аудит расходов.

Список использованных источников

Законы Республики Узбекистан, Указы Президента, Постановления Кабинета Министров

1. Закон РУз «О бухгалтерском учете» № 279-I от 30.08.1996 г.

2. Закон РУз «Об аудиторской деятельности» от 09.09.2009 г. № ЗРУ - 216.

Произведения Президента Республики Узбекистан

3. И.А.Каримов «Мировой финансово - экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана». Ташкент «Узбекистан». 2009 г.

Нормативные документы

4. Национальный стандарт бухгалтерского учета (НСБУ) № 1 «Учетная политика и финансовая отчетность». Зарегистрирован Министерством Юстиции РУз 14.08.1998 г. № 474. Утвержден Министерством финансов РУз 26.07.1998 г. № 17-17/86.

5. Национальный стандарт бухгалтерского учета (НСБУ) № 3 «Отчет о финансовых результатах». Зарегистрирован Министерством Юстиции РУз 27.08.1998 г. № 484. Утвержден Министерством финансов РУз 25.08.1998 г. № 43.

6. Национальный стандарт бухгалтерского учета (НСБУ) № 9 «Отчет о денежных потоках». Зарегистрирован Министерством Юстиции РУз 04.11.1998 г. № 519. Утвержден Министерством финансов РУз 16.10.1998 г. № 51.

7. Национальный стандарт бухгалтерского учета (НСБУ) № 14 «Отчет о собственном капитале». Зарегистрирован Министерством Юстиции РУз 07.04.2004 г. № 1335. Утвержден Министерством финансов РУз 01.03.2004 г. № 36.

8. Национальный стандарт бухгалтерского учета (НСБУ) № 15 «Бухгалтерский баланс». Зарегистрирован Министерством Юстиции РУз 20.03.2003 г. № 1226. Утвержден Министерством финансов РУз 12.03.2003 г. № 45.

9. Национальный стандарт аудита (НСА) № 3 «Планирование аудита». Зарегистрирован Министерством Юстиции РУз 10.11.1999 г. № 837. Утвержден Министерством Финансов РУз 14.07.1999 г. № 54.

10. Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД) № 50 «Аудиторские доказательства». Утвержден Приказом министра финансов от 03.04.2002 г. № 48. Зарегистрирован Министерством Юстиции РУз 18.04.2002 г. № 1128.

11. Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД) № 70 «Аудиторский отчет и аудиторское заключение о финансовой отчетности». Утвержден Приказом министра финансов от 14.02.2001 г. № 20. Зарегистрирован Министерством Юстиции РУз 10.03.2001 г. № 1016.

12. «Концептуальная основа для подготовки и представления финансовой отчетности». Зарегистрирована Министерством Юстиции РУз 14.08.1998 г. № 475 утверждена Министерством Финансов РУз 26.07.1998 г. № 17-07/86.

13. Правила по заполнению форм финансовой отчетности. Приложение № 7 к Приказу министра финансов РУз от 27.12.2002 г. № 140, зарегистрированному Министерством Юстиции РУз 24.01.2003 г. № 1209.

Основная литература

14. Ф.Г.Гулямова, М.М. Тулаходжаева «Аудит». Ташкент. Национальная ассоциация бухгалтеров и аудиторов Руз. 2003 г.

15. В.И. Подольский «Аудит». Москва. Юнити. 2008 г.

16. А.Д. Шеремет, В.П. Суйц «Аудит». Москва. Инфра-М. 2006 г.

17. С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова «Аудит». Москва. Магистр. 2009 г.

Дополнительная литература

18. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) № 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций». Утверждено приказом Министерства финансов РФ 6.07.1999 г. №43н.

19. Ф.Г. Гулямова «Самоучитель по бухгалтерскому учету». Ташкент. Норма. 2009 г.

20. Т.М. Рогуленко «Аудит». Москва. Экономистъ. 2005 г.

21. В.А. Ерофеева «Аудит». Москва. Высшее образование. 2005 г.

22. Е.А. Мизиковский «Теория бухгалтерского учета». Москва. «Экономистъ». 2006 г.

23. Л.Е. Босовский «Теория экономического анализа». Москва. Инфра-М. 2006 г.

Периодические издания

24. Финансово-экономический ежемесячный журнал «Бухгалтерский учет и налогообложение». Ташкент. 2008 г.

25. Финансово-экономический ежемесячный журнал «Рынок, деньги, кредит». Ташкент. 2008-2009 г.

26. Журнал «Экономический вестник Узбекистана». Ташкент. 2008-2009 г.

Интернет сайты

27. www.press-service.uz

28. www.akt.uz

29. www.fmc.uz

30. www.buh.uz

31. www.kodeks.uz

32. www.allbest.ru

33. www.5ka.ru

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.