РУБРИКИ

Анализ основных показателей годовой финансовой отчетности ДЗАО "Тамбовское объединение по газификации" ОАО "Запсибгазпром"

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Анализ основных показателей годовой финансовой отчетности ДЗАО "Тамбовское объединение по газификации" ОАО "Запсибгазпром"

Анализ основных показателей годовой финансовой отчетности ДЗАО "Тамбовское объединение по газификации" ОАО "Запсибгазпром"

- 10 -

Содержание

  • Введение 3
  • Глава 1 Теоретические вопросы бухгалтерской отчетности 6
    • 1.1 Формирование бухгалтерской отчетности и ее нормативное регулирование 6
    • 1.2 Стандарт «Бухгалтерская отчетность организации» 16
    • 1.3 Баланс - важнейшая форма бухгалтерской отчетности, основа для экономического анализа 29
  • Глава 2 Годовая финансовая отчетность: основные показатели и их анализ (на примере ДЗАО «Тамбовское объединение по газификации» ОАО «Запсибгазпром») 47
    • 2.1 Характеристика исследуемого объекта 47
    • 2.2 Анализ основных показателей годовой финансовой отчетности ДЗАО «Тамбовское объединение по газификации» ОАО «Запсибгазпром» 52
    • 2.3 Пути совершенствования и рекомендации, направленные на улучшение финансового положения ДЗАО «Тамбовское объединение по газификации» ОАО «Запсибгазпром» 64
  • Заключение 72
  • Список используемой литературы 74
  • Приложения

Введение

Отчетность представляет собой совокупность показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации, что и обуславливает актуальность выбранной темы дипломного исследования. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования, отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), рекомендованным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

Цель дипломного исследования - изучение годовой финансовой отчетности, ее основные показатели и их анализ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретические вопросы формирования бухгалтерской отчетности и ее нормативное регулирование;

изучить стандарт «Бухгалтерская отчетность организации»;

изучить баланс, как важнейшую форму бухгалтерской отчетности, сформировать базу для экономического анализа;

изучить организационную структуру исследуемого объекта;

провести анализ основных показателей годовой финансовой отчетности;

дать рекомендации и внести предложения по улучшению формирования годовой финансовой отчетности на предприятии и улучшении финансового положения на конкретном предприятии.

Объектом исследования выступает ДЗАО «Тамбовское объединение по газификации» ОАО «Запсибгазпром».

Предметом исследования - годовая финансовая отчетность, основные показатели и их анализ.

Отчетность организации классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных, объему содержащихся сведений и назначению.

По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени -- сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, внутригодовую бухгалтерскую -- промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность -- это отчеты за год.

По степени обобщения данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие, или материнские, организации на основании первичных отчетов.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление достаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.

Информационной базой дипломного исследования явились учредительные документы ДЗАО «Тамбовское объединение по газификации» ОАО «Запсибгазпром», бухгалтерская и финансовая отчетность за 2003 - 2005 гг., а также учебная и научная литература зарубежных и отечественных авторов по вопросам бухгалтерского учета, экономического анализа, финансового менеджмента.

Дипломное исследование проведено в соответствии со следующей структурой: введение, где определена актуальность, цель, задачи, предмет, объект и информационная база; первая глава рассматривает теоретические вопросы бухгалтерской отчетности, где определяется нормативная база, особенности формирования бухгалтерской отчетности, определена роль баланса, как важнейшей формы для проведения экономического анализа; вторая глава рассматривает годовую финансовую отчетность и проводит анализ основных показателей баланса ДЗАО «Тамбовское объединение по газификации» ОАО «Запсибгазпром». Заключение построено под выводы по главам.

Дипломная работа написана на 81 листе, имеет 7 таблиц, 6 рисунков и 4 приложения. Список литературы составил 34 источников.

Глава 1 Теоретические вопросы бухгалтерской отчетности

1.1 Формирование бухгалтерской отчетности и ее нормативное регулирование

Сложность и ответственность задач, решаемых учетом на макро- и микроуровне, обусловливают необходимость наличия четкой нормативной базы. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности включает перечень нормативных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Первый уровень системы представлен федеральными законами. К ним относится Закон о бухгалтерском учете. Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для предприятий, находящихся на территории Российской Федерации, а также для филиалов и представительств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами. К первому уровню относятся Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и другие законодательные акты, регламентирующие порядок учета и налогообложения соответствующих видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ -- это также документы первого уровня системы нормативного регулирования.

Второй уровень регулирования бухгалтерского учета -- положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Минфина России, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регистрируются Минюстом России и имеют законодательную силу для всех предприятий, которым адресуются.

Государственные органы Российской Федерации с участием научной общественности продолжают деятельность по созданию оптимальной национальной модели финансового учета, отражающей мировые процессы, происходящие в этой области.

После долгих дискуссий решено новые нормативные акты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности называть не стандартами, а положениями по бухгалтерскому учету (далее -- ПБУ), сохранив тем самым национальную особенность в решении методологических вопросов.

Приведем перечень действующих российских ПБУ.

1. ПБУ 1/98 -- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н (в ред. приказа Минфина России от 30 декабря 1997 г. № 107н).

2. ПБУ 2/94 -- Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденное приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г. № 167.

3. ПБУ 3/2000 -- Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина России от 10 января 2000 г. № 2н.

4. ПБУ 4/99 -- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

5. ПБУ 5/01 -- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 т. № 44н.

6. ПБУ 6/01 -- Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н (в ред. приказа Минфина России от 18 мая 2002 г. №45н).

7. ПБУ 7/98 -- Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина Рос-сии от 25 ноября 1998 г. № 56н.

8. ПБУ 8/01 -- Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утвержденное при-казом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 96н.

9. ПБУ 9/99 -- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н (в ред. приказов Минфина России от 30 декабря 1999г. № 107н, от 30 марта 2001 г. № 27н).

10. ПБУ 10/99 -- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н (в ред. приказов Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н, от 30 марта 2001 г. № 27н).

11. ПБУ 11/2000 -- Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000), утвержденное при-казом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н (в ред. приказа Минфина России от 30 марта 2001 г. №27н).

12. ПБУ 12/2000 -- Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Мин-фина России от 27 января 2000 г. № 11н.

13. ПБУ 13/2000 -- Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н.

14. ПБУ 14/2000 -- Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Мин-фина России от 16 октября 2000 г. № 91н.

15. ПБУ 15/01 -- Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержден-ное приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н.

16. ПБУ 16/02 -- Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ16/02), утвержденное при-казом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н.

17. ПБУ 17/02 -- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и техно-логические работы» (ПБУ 17/02), утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 115н.

18. ПБУ 18/02 -- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

19. ПБУ 19/02 -- Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденное приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н.

20. ПБУ 20/03 -- Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03), утвержденное приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. № 105н.

Приведем перечень Международных стандартов финансовой отчетности в порядке следования номеров стандартов.

Таблица 1

Международные стандарты финансовой отчетности

п/п

Наименование стандарта на русском языке

МСФО 1

Представление финансовых отчетов

МСФО 2

Запасы

МСФО 3

Больше не действует. Стандарт заменен МСФО 27 и МСФО 28

МСФО 4

Больше не действует. Стандарт заменен МСФО 16 и МСФО 38

МСФО 5

Больше не действует. Стандарт заменен МСФО 1

МСФО 6

Больше не действует. Стандарт заменен МСФО 15

МСФО 7

Отчеты о движении денежных средств

МСФО 8

Чистая прибыль или убыток за период, существенные ошибки и изменения в учетной политике

МСФО 9

Больше не действует. Стандарт заменен МСФО 38

МСФО 10

События, происшедшие после даты составления баланса

МСФО 11

Договоры подряда

МСФО 12

Налоги на прибыль

МСФО 13

Больше не действует. Стандарт заменен МСФО 1

МСФО 14

Сегментная отчетность

МСФО 15

Информация, отражающая влияние изменения цен

МСФО 16

Основные средства

МСФО 17

Аренда

МСФО 18

Выручка

МСФО 19

Вознаграждения работникам

МСФО 20

Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи

МСФО 21

Влияние изменений валютных курсов

МСФО 22

Объединение компаний '

МСФО 23

Затраты по займам

МСФО 24

Раскрытие информации о связанных сторонах

МСФО 25

Больше не действует. Стандарт заменен МСФО 40

МСФО 26

Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)

МСФО 27

Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании

МСФО 28

Учет инвестиций в ассоциированные предприятия

МСФО 29

Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции

МСФО 30

Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов

МСФО 31

Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности

МСФО 32

Финансовые инструменты: раскрытие и представление

МСФО 33

Прибыль на акцию

МСФО 34

Промежуточная финансовая отчетность

МСФО 35

Прекращаемая деятельность

МСФО 36

Обесценение активов

МСФО 37

Резервы, условные обязательства и условные активы

МСФО 38

Нематериальные активы

МСФО 39

Финансовые инструменты: признание и оценка

МСФО 40

Инвестиционная собственность

МСФО 41

Учет в сельском хозяйстве

Сопоставление приведенных российских положений по бухгалтерскому учету с МСФО подтверждает их близость по содержанию. Отсутствие в российской системе бухгалтерского учета (РСБУ) МСФО 19 и 26 обусловлено существенными различиями в системах оплаты труда и пенсионного обеспечения, определяемыми государственной политикой. Эти проблемы могут быть решены разработкой в России соответствующих методических указаний по финансовому учету, позволяющих добиться гармонии при составлении консолидированной отчетности по правилам МСФО.

Аналогично может быть решена проблема с МСФО по кредитным организациям (30) и учету в сельском хозяйстве (41).

Относительно МСФО 33 «Прибыль на акцию» заметим: как указано ниже, в Российской Федерации действуют Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (приказ Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29).

Таким образом, создание оптимальной модели бухгалтерского финансового учета в России в целом идет в общем направлении, отражающем глобальные процессы в этой области.

Весьма обширен перечень документов, регулирующих методику бухгалтерского учета (третий уровень регулирования). Данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.

Первая группа, в частности, включает:

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18);

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. № 33н (в ред. приказа Минфина России от 23 марта 2000 г.№32н);

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Мин-фина России от 28 декабря 2001 г. № 113н (в ред. приказа Мин-фина России от 23 апреля 2002 г. № 33н);

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49;

Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. № 23н;

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003 г. № 38н).

Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н.

Согласно последнему документу предприятие может организовать учет специальных инструментов, специальных приспособлений и специального оборудования (далее -- специальная оснастка) либо на отдельном субсчете счета 10 «Материалы», либо в порядке, предусмотренном для учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. №26н.

При выборе в учетной политике организацией учета указанных предметов по правилам, установленным Методическими указаниями, к счету 10 открываются субсчета: «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» и «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Основы, заложенные в ПБУ 4/99 и вытекающие из Закона о бухгалтерском учете, -- состав бухгалтерской отчетности, порядок и сроки представления, общие требования к бухгалтерской отчетности и оценка статей -- сохранены. Как и прежде, организация, получающая бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности обязана представлять отчетную информацию о характере использования бюджетных средств.

Изменения в первую очередь касаются самих составляющих бухгалтерской отчетности. В бухгалтерском балансе (форме № 1) резко сокращено число статей. Имевшиеся ранее расшифровки групп статей исключены, ввиду того что они должны приводиться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, например в приложении к бухгалтерскому балансу (форме № 5). В то же время организации не запрещается приводить эти расшифровки непосредственно в бухгалтерском балансе, если, по ее мнению, это более наглядно позволяет излагать для заинтересованных пользователей необходимую информацию и дает возможность лучше анализировать представляемые данные.

Вторая группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включает инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др. В условиях директивной экономики было разработано около 150 отраслевых инструкций по методическим вопро-сам. Они нуждаются в обновлении в связи с переходом экономики на рыночные отношения и необходимостью приближения к МСФО. Эта работа идет медленно.

Нормативные документы третьего уровня конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Минфина России. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Подчеркнем, что документы третьего уровня не имеют юридической силы, т.е. на них не следует ссылаться при судебных разбирательствах. Однако эти документы позволяют рационально организовать учет в соответствии с правилами, предусмотренными Минфином России и потребностями пользователей экономической информации. Соблюдение требований документов третьего уровня проверяют аудиторы и ведомственные ревизионные органы.

Согласно ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» под учетной политикой понимают совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, определяемых самой организацией на основе предусмотренных требований и особенностей деятельности. Ее необходимость обусловлена тем, что в нормативных документах иногда отсутствуют способы ведения бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной деятельности либо допускается несколько вариантов решения вопросов, а требуется выбрать один. Кроме того, в учетной политике следует предусмотреть оптимальное сочетание системы бухгалтерского учета с аналитическими регистрами налогового учета, разрабатываемыми организацией самостоятельно.

Отметим, что это документ четвертого уровня системы нормативного регулирования.

Общее требование, сформулированное Минфином России, состоит в том, чтобы в учетной политике были раскрыты способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности. К таким признакам следует отнести:

способы погашения стоимости амортизируемого имущества по правилам бухгалтерского учета и налогового учета;

порядок оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

виды создаваемых резервов и сроки списания расходов будущих периодов;

признание прибыли от продажи продукции (работ, услуг);

порядок использования чистой прибыли;

другие вопросы, которые собственники, руководители и менеджеры организации сочтут существенными.

Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером, утверждается руководителем организации. Утверждению подлежат:

рабочий план счетов бухгалтерского учета;

аналитические регистры налогового учета;

формы первичных учетных документов, которые отсутствуют в альбомах типовых унифицированных форм, а также формы документов для внутренней отчетности;

порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

методы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок внутреннего контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, которые организация признает целесообразными.

Учетная политика, как правило, должна быть стабильной. Ее пересмотр возможен в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

разработки новых способов обработки информации;

существенного изменения условий деятельности: реорганизации, изменения видов деятельности, смены собственников и т. п.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, должны быть объявлены в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Статьей 7 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Его требования по документальному оформлению фактов деятельности предприятий всех организационно-правовых форм, представлению в бухгалтерию необходимых документов и информации имеют всеобщую обязательность.

Без подписи главного бухгалтера (при наличии такой должности) денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и приниматься к исполнению не должны.

При разногласиях между руководителем и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут приниматься к исполнению только при наличии письменного распоряжения руководителя организации, который в этом случае песет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Главный бухгалтер ответствен за формирование учетной политики, правильное ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Однако ответственность за организацию бухгалтерского учета в целом, организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель предприятия. В зависимости от объема учетной работы он может:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение (управление, отдел), возглавляемое главным бухгалтером. Последний подчиняется непосредственно руководителю организации (п. 2 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете);

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать по договору ведение учета централизованной бухгалтерии, аудиторской фирме или отдельному бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Случаи, предусмотренные в подпунктах «б» и «в», рекомендованы для субъектов малого предпринимательства.

Ввиду важности контрольной функции учета с главным бухгалтером целесообразно согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц, т.е. кассиров, заведующих складами, кладовщиков и др.

На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.

При освобождении главного бухгалтера (бухгалтера) от должности производится сдача дел вновь назначенному бухгалтеру, а при его отсутствии -- другому работнику, назначенному приказом руководителя организации. В процессе сдачи дел проверяют состояние бухгалтерского учета и достоверность показателей отчетности с обязательным оформлением соответствующего акта, который должен быть утвержден руководителем организации.

В заключение отметим, что престиж профессии бухгалтера растет во всем мире. Так, в Европе ежегодно проводится конгресс Европейской ассоциации бухгалтеров. Каждые пять лет проходят международные конгрессы бухгалтеров. В 2002 г. в Гонконге в таком конгрессе приняли участие более 6000 делегатов из 130 стран мира. Он прошел под девизом «Роль бухгалтера в новой экономике» и рассмотрел проблемы совершенствования бухгалтерского учета в интересах общества.

В 1946 г. Международным конгрессом бухгалтеров был утвержден герб бухгалтеров с изображениями солнца (символа освещения финансовой деятельности), весов (символа баланса), кривой Бернулли (символа того, что учет будет существовать вечно) и надписью «Наука, доверие, независимость!»

1.2 Стандарт «Бухгалтерская отчетность организации»

Начиная с 2000 г. в порядок подготовки и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности внесены существенные изменения. В рамках Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО введены в действие нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и представлению финансовой отчетности, что существенно приблизило учет в Российской Федерации к международным стандартам.

Начиная с 2000 г. действует ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации», которое по многим принципиальным позициям адекватно МСФО.

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» применяется при установлении:

типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о по-рядке составления отчетности;

упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;

особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;

порядка публикации бухгалтерской отчетности.

В соответствии с приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н включаемые в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс считается формой № 1, отчет о прибылях и убытках -- формой № 2. Включаемые в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках отчет об изменениях считается формой № 3, отчет о движении денежных средств -- формой № 4, приложения к бухгалтерскому балансу -- формой № 5, отчет о целевом использовании полученных средств -- формой № 6.

Организациям, получающим бюджетные средства в составе бухгалтерской отчетности, следует представлять отчетную информацию о характере использования бюджетных средств по формам, установленным Минфином России.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил ПБУ 4/99 организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Если применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать в себя показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Организация при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна придерживаться принятых ею содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года -- отчетный и предшествующий отчетному.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку

Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, -- по 31 декабря следующего года.

Минфин России в зависимости от объемов деятельности считает возможным формировать отчетность в одном из трех вариантов: упрощенном, стандартном и множественном.

Упрощенный -- для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих (кроме бюджетных) организаций.

В этом случае в состав годовой бухгалтерской отчетности не входят: форма № 3 «Отчет об изменениях капитала», форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Некоммерческим организациям в состав годовой бухгалтерской отчетности рекомендуется дополнительно включать форму № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».

Стандартный -- для коммерческих организаций, относящихся к группе средних и крупных организаций.

Этот вариант предполагает формирование бухгалтерской отчетности по образцам форм, приведенным в приказе Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н, если предусмотренные в них показатели позволяют соблюдать изложенные в ПБУ 4/99 общие требования к бухгалтерской отчетности (раздел III) и правила оценки статей бухгалтерской отчетности (раздел VII), а также требования по раскрытию информации, содержащейся в других положениях по бухгалтерскому учету.

Множественный -- для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших и крупных организаций, осуществляющих несколько видов деятельности.

В последнем случае количество форм, составляющих бухгалтерскую отчетность организации, и вариантов увеличивается по ряду причин: вместо одной формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» целесообразно представлять показатели отдельных ее разделов в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности либо раздел, характеризующий размер произведенных текущих расходов организации, включить в виде приложения к форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В крупных компаниях важное значение приобретает информация по сегментам (операционным и географическим).

При всех трех вариантах следует иметь в виду, что в образцах имеются разделы, которые заполняются не всеми организациям Например, информация о прибыли на одну акцию в форме № 2 «От чет о прибылях и убытках» заполняется только акционерными обществами, а раздел IV «Изменение капитала» формы № 3 «Отчет об изменении капитала» -- только хозяйственными товариществами и об обществами, поэтому многим организациям нет необходимости приводить ненужные показатели в формируемой бухгалтерской отчетности. При этом при разработке и принятии форм бухгалтерской от четности следует учитывать требования Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по сохранению кодов итоговых строк и кодов строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.

Отказ от применения типовых форм бухгалтерской отчетности не означает, что государство в лице Минфина России отказывается в целом от регулирования на этом участке учетного процесса. Общие подходы к формированию бухгалтерской отчетности установлены ПБУ 4/99 в виде четырех форматов и перечня дополнительных данных. Приказом Минфина России от 22 июля2003 г. № 67н рекомендованы образцы форм бухгалтерской отчетности и утверждены Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности. Более подробные указания о порядке формирования бухгалтерской отчетности приведены в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской от-четности организации.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерскую отчетность подписывает руководитель организации и руководитель специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалист, ведущий бухгалтерский учет.

Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства предаются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Бухгалтерский баланс должен содержать показатели, приведенные в таблице (Таблица 2).

Таблица 2

Раздел

Группа строк

Строка

АКТИВ

Внеоборотные активы

Нематериальные активы

Патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы

Организационные расходы

Деловая репутация организации

Основные средства

Земельные участки и объекты природопользования

Здания, машины и оборудование

Незавершенное строительство

Доходные вложения в материальные ценности

Имущество для передачи в лизинг

Имущество, предоставляемое по договору проката

Долгосрочные финансовые вложения

Инвестиции в дочерние общества

Инвестиции в зависимые общества

Инвестиции в другие организации

Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев

Прочие долгосрочные финансовые вложения

Оборотные активы

Запасы

Сырье, материалы и другие аналогичные ценности

Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)

Раздел

Группа строк

Строка

Готовая продукция и товары для перепродажи

Налог на добавлен-ную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность

Покупатели и заказчики

Векселя к получению

Задолженность дочерних и зависимых обществ

Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал

Авансы выданные

Прочие дебиторы

Краткосрочные финансовые вложения

Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Прочие краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Расчетные счета

Валютные счета

Прочие денежные средства

ПАССИВ

Капитал и резервы

Уставный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Резервы, образованные в соответствии с законодательством

Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток - вычитается)

Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

Кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

Раздел

Группа строк

Строка

Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

Прочие долгосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

Кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

Кредиторская задолженность *

Поставщики и подрядчики

Задолженность перед персоналом организации

Задолженность перед государственными внебюджетными фондами

Задолженность по налогам и сборам

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов

Прочие кредиторы

Доходы будущих периодов

Резервы предстоя-щих расходов

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.