РУБРИКИ

Аудит операций заготовления материалов

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Аудит операций заготовления материалов

Если производственные запасы учитывают по учетным ценам, объектом контроля является распределение отклонений между этими ценами и фактической себестоимостью приобретенных материалов.

Финансовые показатели деятельности организации зависят от выбранного метода оценки запасов. Одной из проблем является определение правильности оценки материальных запасов на конец отчетного периода, так как в течение года их приобретают по разным ценам. Конечную стоимость запасов можно регулировать при помощи специальных методов оценки. Способ проверки зависит от того, какой метод списания материалов (для различных видов материальных ценностей они могут быть разными) применяют в организации.

Аудитор должен убедиться в неизменности применения в течение года выбранных методов оценки по отношению к конкретным видам запасов; проверить правильность их применения, а также обоснованность и полезность для управления.

Если в организации имеются материальные ценности, цена на которые в течение отчетного года снизилась, или они частично потеряли свое качество или морально устарели, то их должны оценивать и отражать в балансе на конец года не по фактической себестоимости, а по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты. Эта норма, предусмотренная п.62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, устанавливает обязанность, а не право организаций проводить такую уценку имущества по окончании отчетного года.

Подводя итоги материалу, изложенному в 1 главе данной работы можно сделать определенные выводы:

1) Материалы, являясь имуществом организации, в соответствии с действующим законодательством по ведению бухгалтерского учета и отчетности, подлежат обязательному учету на счетах бухгалтерского учета, т.е. являются объектом бухгалтерского учета.

2) Процесс заготовления материалов является первичным этапом учета приобретенных материалов в регистрах бухгалтерского учета, поэтому от того насколько правильно будет осуществлен первичный учет, зависит правильность отражения дальнейших операций с заготовленными материалами (выбытие, списание, уценка и т.д.).

3) Цель аудита материально-производственных запасов - выражение мнения о достоверности и полноте отражения в финансовой отчетности информации об материалах.

Глава 2. Планирование аудиторской проверки

2.1 Понимание деятельности аудируемого лица

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта. При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна понимать деятельность проверяемого экономического субъекта в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

Факторами, определяющими необходимость понимания деятельности экономического субъекта, являются:Правило (стандарт) №15 Понимание деятельности аудируемого лица

а) экономическая политика экономического субъекта в отчетный период (периоды), ее стратегии и тактики;

б) проводимая экономическим субъектом учетная политика и ее соответствие направлениям финансовой политики;

в) идентификация хозяйственных операций, осуществляемых экономическим субъектом; возможность качественного проведения аудита;

г) правильность применения нормативно - правовых актов, регулирующих операции, проводимые экономическим субъектом;

д) обоснованность выводов о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Областями деятельности экономического субъекта, понимание которых существенно для аудиторской организации на всех стадиях проведения аудита, являются:

- основная деятельность;

- инвестиционная деятельность;

- прочие операции, в том числе внереализационные.

Приобретение знаний о деятельности экономического субъекта представляет собой непрерывный процесс сбора и обработки информации на всех стадиях проведения аудита; информация, получаемая на последующих стадиях, дополняет и уточняет данные, полученные на предыдущих стадиях.

Понимание деятельности экономического субъекта, необходимое для работы, подразумевает понимание экономической ситуации в стране и в отрасли, в которой действует экономический субъект, а также более подробное знание его деятельности, необходимое для управления экономическим субъектом.

Понимание деятельности экономического субъекта зависит от квалификации аудитора и должно быть по возможности достаточным для качественного проведения проверки.

Факторы, влияющие на финансово - хозяйственную деятельность экономического субъекта, можно разделить на:

а) внешние факторы - общие экономические и отраслевые факторы, детальное описание которых приведено в приложении 1 (группы I, II и IV);

б) внутренние факторы, связанные с индивидуальными особенностями экономического субъекта, детальное описание которых приведено в приложении 1 (группы III, IV и V).

До начала проверки аудиторская организация обязана в целом учитывать влияние на деятельность проверяемого субъекта внешних факторов, тогда как детальный анализ внутренних факторов возможен в процессе проведения аудита; кроме того, аудиторская организация должна иметь первоначальные знания об особенностях отрасли, правах собственности, управлении и операциях экономического субъекта, подлежащего аудиту. Полученные знания она должна использовать при планировании аудита. Руководитель и члены аудиторской группы на всех стадиях аудита обязаны пополнять информацию, необходимую для углубления знаний о деятельности экономического субъекта.

При повторных аудиторских проверках экономического субъекта аудиторская организация может откорректировать и переоценить информацию, собранную ранее. Аудиторская организация должна также выявлять существенные изменения, произошедшие со времени проведения последней аудиторской проверки, в тех явлениях и процессах, которые отражаются этой информацией.

Руководители проверяемого экономического субъекта обязаны своевременно предоставлять информацию, необходимую для понимания деятельности этого экономического субъекта, что должно быть предусмотрено в общем плане аудита; при этом следует указать на возможность получения необходимой дополнительной информации.

При выявлении аспектов деятельности экономического субъекта, которые требуют специальных знаний, аудитор может пригласить эксперта.

Для получения более глубоких знаний о деятельности экономического субъекта аудитор может использовать следующие источники:Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - с. 110

- официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;

- статистические данные, официальные отчеты экономических субъектов, банковские отчеты;

- нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность проверяемого экономического субъекта;

- результаты посещения специальных семинаров, конференций, других аналогичных мероприятий;

- разъяснения и подтверждения, полученные от персонала проверяемого экономического субъекта, беседы с внутренним аудитором и другими компетентными лицами;

- запросы третьим лицам;

- консультации с аудитором, который проводил аудит в предыдущие периоды;

- учредительные документы, протоколы собраний совета директоров и акционеров, контракты и договоры, бухгалтерская отчетность прошлых периодов, планы и бюджеты, положение о бухгалтерии, учетной политике, документообороте; рабочий план счетов и проводок; схема организационной и производственной структур;

- осмотр цехов, складов и служб проверяемого экономического субъекта, а также опрос персонала, непосредственно не связанного со сферой учета;

- результаты проведения аналитических процедур;

- выполнение необычных хозяйственных операций, порядок оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;

- идентификация филиалов и структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс; хозяйственных операций, методов учета и налогообложения в них;

- результаты работы с привлеченными специалистами-экспертами;

- знакомство с реестром акционеров;

- использование знаний, накопленных за время предыдущей работы аудитора;

- материалы налоговых проверок и судебных процессов.

Перед проведением аудиторской проверки и в ходе ее все произведенные процедуры и полученная информация отражаются в рабочих документах аудитора.

Знание сущности деятельности экономического субъекта должно быть использовано аудиторской организацией на всех стадиях проведения аудита.

Аудиторская организация может документировать и систематизировать знания о деятельности экономического субъекта в виде постоянных файлов, в том числе в автоматизированном виде. В состав постоянного файла могут входить:

- история развития экономического субъекта;

- перечень осуществляемых видов деятельности;

- положения учетной политики и ее последовательные изменения;

- другая информация, имеющая значение не только для последующего аудита проверяемого в настоящий момент экономического субъекта, но и для будущих аудиторских проверок.

Аудиторская организация должна периодически пополнять и обновлять постоянный файл на основе итогов аудиторских проверок данного экономического субъекта.

Аудитору также рекомендуется применять аналитические процедуры при планировании аудита с целью понимания деятельности аудируемого лица и выявления областей возможного риска.Правило (стандарт) №20. Аналитические процедуры Использование аналитических процедур может указать на особенности деятельности аудируемого лица, ранее неизвестные аудитору, и помочь ему при определении характера, временных рамок и объема других аудиторских процедур.

Если аудитор намерен выполнить аналитические процедуры в качестве аудиторских процедур проверки по существу, ему необходимо учитывать:

а) цели выполнения аналитических процедур, и степень, в которой он считает возможным полагаться на их результаты;

б) особенности аудируемого лица и степень возможного разделения информации (например, аналитические процедуры могут дать лучшие результаты, если они применяются к финансовой информации по отдельным видам деятельности или к отдельным подразделениям, цехам, торговым помещениям аудируемого лица, чем к финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в целом);

в) наличие информации финансового (сметы, прогнозы) и нефинансового (количество произведенных или проданных единиц продукции) характера;

г) достоверность имеющейся информации (например, аудитору рекомендуется проверить, с достаточной ли тщательностью подготовлены работниками аудируемого лица сметные и прогнозные данные);

д) уместность имеющейся информации (например, аудитору целесообразно понять, были ли сметы составлены на основе ожидаемых результатов или же при их подготовке сотрудники аудируемого лица исходили из поставленных руководством аудируемого лица целей);

е) источник имеющейся информации (например, источники, не зависимые от аудируемого лица, обычно более надежны и дают более объективную информацию, чем внутренние источники);

ж) сопоставимость имеющейся информации (например, может оказаться необходимым дополнить и детализировать данные по отрасли в целом, чтобы их можно было сравнить с данными аудируемого лица, производящего либо продающего специализированную продукцию);

з) знания, полученные аудитором во время предыдущих аудитов, а также понимание аудитором типичных проблем аудируемого лица, которые служили причиной для замечаний и внесения корректировок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Сбор информации о хозяйствующем субъекте с целью понимания деятельности аудируемого лица осуществлялся посредством изучения Устава и бесед с сотрудниками.

Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска «Ритуальное хозяйство» образовано Постановлением мэрии г. Новосибирска от 16.01.1992 №20 и является специализированной службой по вопросам похоронного дела. Свою деятельность предприятие осуществляет на основании Устава.

Юридический адрес предприятия: г. Новосибирск-99, ул. Семьи Шамшиных, 26в.

Учредитель - муниципальное образование г. Новосибирск.

Размер уставного капитала составляет 100 тыс. руб.

Имущество предприятия формируется за счет имущества, закрепленного на праве хозяйственного управления и доходов от хозяйственной деятельности.

Орган, уполномоченный управлять и распоряжаться имуществом МУП «Ритуальное хозяйство» - департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска.

МУП «Ритуальное хозяйство» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую печать со своим полным наименованием и указанием места нахождения.

МУП «Ритуальное хозяйство» является коммерческой организацией, и образовано для решения социальных задач и удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах ритуального назначения, а также получения прибыли, что соответствует п.1 ст.50 ГК РФ.

Предметом и видами деятельности МУП «Ритуальное хозяйство» являются:

- изготовление и реализация предметов похоронного ритуала и атрибутики;

- услуги по организации похорон и захоронению;

- музыкальное и автотранспортное обслуживание похорон;

- фотоуслуги;

- оказание услуг по рытью могил и захоронению на кладбищах г. Новосибирска;

- изготовление всех видов памятников с последующей установкой на кладбищах г. Новосибирска;

- индивидуальное содержание и устройство могил;

- общее содержание кладбищ г. Новосибирска, оказание гарантированного перечня услуг по погребению;

- коммерческая посредническая деятельность;

- внешнеэкономическая деятельность;

- страховая деятельность;

- оказание услуг по доставке трупов с мест происшествий и лечебных учреждений на судебно-медицинскую экспертизу;

- оказание услуг по доставке трупов из квартир по заявкам граждан в морги г. Новосибирска;

- иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

На деятельность предприятия достаточно сильное влияние оказывают внешние факторы. Во-первых - это нормативно-законодательные акты, в, в частности Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который вносит ограничения на:

- право собственности на имущество;

- участие в качестве учредителей в кредитных организациях;

- распределение прибыли;

- самостоятельность ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Во-вторых - санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения СанПиН 2.1.1279-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 апреля 2003 года которые устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации том числе воссоздании), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

В-третьих - демографическая ситуация: повышенная смертность ведет к росту доходов предприятия.

МУП «Ритуальное хозяйство» строит свои отношения с другими организациями во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров. При этом предприятие свободно в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству РФ и Уставу.

Для выполнения уставных целей предприятие имеет право:

- создавать филиалы, представительства;

- утверждать положения о филиалах, представительствах, назначать их руководителей;

- заключать договоры с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям, предмету и видам деятельности Предприятия;

- привлекать кредиты, займы по согласованию с отраслевым департаментом мэрии;

- приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, кредитов, ссуд и других источников финансирования;

- передавать в залог, сдавать в аренду или вносить имущество в виде вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ по согласованию с Департаментом в порядке, определенном нормативными правовыми актами муниципалитета;

- осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

- планировать свою деятельность и определять перспективы развития исходя из основных экономических показателей, наличия спроса на выполняемые работы, оказываемые услуги, производимую продукцию;

- определять и устанавливать формы и системы оплаты труда, численность работников, структуру и штатное расписание по согласованию с отраслевым департаментом мэрии;

- определять размер средств, направляемых на оплату труда работников предприятия и на техническое развитие;

- устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществлять материально-техническое обеспечение производства;

- привлекать граждан для выполнения отдельных работ на основе трудовых и гражданско-правовых договоров.

Предприятие осуществляет другие права, не противоречащие законодательству Российской Федерации, целям, предмету и видам деятельности Предприятия, несет обязанности, может быть привлечено к ответственности по основаниям и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.

МУП «Ритуальное хозяйство» обязано:

- выполнять, утвержденные в установленном отраслевым департаментом мэрии порядке, основные экономические показатели деятельности Предприятия;

- возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции и др.;

- обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и иных выплат, проводить индексацию заработной платы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- обеспечивать своим работникам безопасные условия труда;

- обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты своих работников;

- осуществлять оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности;

- вести статистическую отчетность;

- отчитываться о результатах финансово-хозяйственной деятельности отраслевому департаменту мэрии и об использовании муниципального имущества - Департаменту, с предоставлением отчетов в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска;

- ежегодно перечислять в бюджет города часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей в порядке, размере и сроки, установленные постановлением мэра.

МУП «Ритуальное хозяйство» не имеет дочерние и зависимые общества, филиалы, представительства и подразделения, выделенные на отдельный баланс.

Единоличным исполнительным органом предприятия является его директор, который назначается отраслевым департаментом мэрии и подлежит обязательной аттестации.

Трудовой договор с директором заключает (изменяет, прекращает) директор отраслевого департамента мэрии в порядке, установленном трудовым законодательством и нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.

Директор действует от имени Предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени Предприятия, утверждает структуру и штатное расписание Предприятия, осуществляет прием на работу работников Предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Директор организует выполнение решений собственника имущества Предприятия, отчитывается перед ним по использованию имущества и результатам финансово-хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.Федеральный закон РФ от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и унитарных предприятиях» (в ред. от 08.12.2003), Статья 26. Контроль за деятельностью унитарного предприятия

Согласование условий аудита осуществляется посредством направления письма в вышестоящий орган (Приложение 2).

2.2 Существенность и аудиторский риск

В ходе проведения проверок аудиторские организации не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор в процессе проведения аудита обязаны оценивать существенность информации и ее взаимосвязь с аудиторским риском.

Существенность (применительно к установлению достоверной бухгалтерской отчетности) - это вероятность того, что применяемые аудиторские и иные, в том числе юридические, экспертные и т.п., процедуры позволяют определить наличие ошибок в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователями.Суглобов А.Е., Жарыгласова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2005. - с. 108

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности не сможет делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.

Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально и применяться на постоянной основе. Для аудиторских фирм такой документ должен быть утвержден решением исполнительного органа аудиторской фирмы.

Основанием для изменения аудиторской организацией системы базовых показателей и порядка нахождения уровня существенности могут служить:

- изменения законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения, затрагивающие порядок определения статей баланса или базовых показателей бухгалтерской отчетности;

- изменения законодательства в области аудита, устанавливающие требования к методам определения уровня существенности;

- изменение специализации аудиторской организации; значительное изменение состава экономических субъектов, подлежащих аудиту; смена руководства аудиторской организации.

Аудиторские организации обязаны вычислять уровень существенности, беря определенную долю от каких-либо базовых показателей: числовых значений счетов бухгалтерского учета, статей баланса или показателей бухгалтерской отчетности. При этом могут использоваться как базовые показатели текущего года, так и усредненные показатели текущего года и предшествующих лет, а также любые расчетные процедуры, которые могут быть формализованы. Допускаются единый показатель уровня существенности для конкретной проверки или набор разных значений уровня существенности, каждый из которых должен быть предназначен для оценки определенной группы счетов бухгалтерского учета, статей баланса, показателей отчетности.

Значение уровня существенности для конкретной аудиторской проверки должно быть определено по завершении этапа ее планирования. Полученное значение уровня существенности должно быть обязательно зафиксировано в общем плане аудита.

Аудитор в случае обстоятельств, которые станут известны ему по ходу проверки, имеет право изменить значение уровня существенности. При этом факт изменения уровня существенности, новое его значение, расчеты и развернутая аргументация аудитора должны быть обязательно зафиксированы в рабочих документах аудиторской проверки.

Аудитор должен иметь в виду, что отдельные, отмеченные им искажения сами по себе могут не иметь существенного характера, а искажения, взятые в совокупности, а также отмеченные искажения вместе с предполагаемыми (в результате распространения отмеченных в ходе выборочной проверки ошибок на всю совокупность данных) могут иметь существенный характер. Возможны несколько случаев.

1) Аудитор вправе сделать вывод о том, что:

- отчетность проверяемого хозяйствующего субъекта является достоверной во всех существенных отношениях, если одновременно отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного меньше уровня существенности;

- количественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора являются несущественными.

2) Аудитор обязан сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта в существенных отношениях не может быть признана достоверной, если выполняется хотя бы одно из двух условий:

- отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного больше уровня существенности;

- отмеченные отклонения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора имеют существенный характер.

3) Используя профессиональное суждение, аудитор обязан взять на себя ответственность и принять решение о том, сделать или нет в данной ситуации вывод о существенных нарушениях в проверяемой бухгалтерской отчетности либо сделать вывод о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение, если выполняется одно из следующих условий: отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности больше либо меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности; имеются расхождения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта с требованиями соответствующих нормативных документов, но расхождения однозначно не могут быть признаны существенными.

Если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности имеют существенный характер, несогласие руководства проверяемого предприятия с внесением исправлений может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.

Определим уровень существенности для статьи баланса «Материалы», используя относительный уровень существенности, приведенный в таблице 3, а также числовое значение базового показателя.

С проведением аудита непосредственно связаны предпринимательский и аудиторский риск.

Предпринимательский риск заключается в том, что аудитор может потерпеть неудачу из-за конфликта с клиентом даже при условии, что представленное аудиторское заключение положительное. Он зависит от:

- конкурентоспособности аудитора;

- недружественной рекламы деятельности аудитора;

- вероятности судебных исков по отношению к аудитору;

- финансового состояния клиента;

- характера операций клиента;

- компетентности администрации и учетного персонала клиента;

- сроков проведения аудита и т.д.

Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

Аудиторский риск состоит из трех компонентов: неотъемлемый риск; риск средств контроля; риск необнаружения.

Для анализа составляющих представим аудиторский риск в виде упрощенной предварительной модели:Суглобов А.Е., Жарыгласова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2005. - с. 105

ПАР = НР х РК х РН,

где ПАР -- приемлемый аудиторский риск (относительная величина), выражает меру готовности аудитора признать, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки после того, как уже завершен аудит и дано положительное аудиторское заключение;

НР -- неотъемлемый риск (относительная величина), выражает вероятность существования ошибки, превышающей допустимую величину, до проверки системы внутрихозяйственного контроля;

РК -- риск контроля (относительная величина), выражает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет ни предотвращена, ни обнаружена в системе внутрихозяйственного контроля; РН -- риск необнаружения (относительная величина), выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.

Приемлемый аудиторский риск -- это субъективно установленный уровень риска, который готов взять на себя аудитор. Если аудитор определит для себя меньший уровень аудиторского риска, то это означает, что он стремится к большей уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных ошибок.

Нулевой риск означает полную уверенность аудитора в том, что финансовая отчетность не содержит существенных ошибок. Аудитор не может гарантировать полного отсутствия существенных ошибок. Большинство аудиторов считают; что величина приемлемого аудиторского риска не должна превышать 5%.

На величину приемлемого аудиторского риска могут влиять следующие факторы:

- уровень компетентности аудитора;

- финансовое состояние аудитора;

- степень доверия внешних пользователей к финансовой отчетности;

- масштаб бизнеса клиента;

- организационно-правовая форма клиента;

- форма собственности и ее распределение в уставном капитале;

- характер и сумма обязательств клиента;

- уровень внутреннего контроля клиента;

- вероятность банкротства клиента и т.д.

На основе обследования и оценки факторов аудитор сможет субъективно установить уровень риска, утверждая, что финансовая отчетность и после окончания аудита может содержать существенные ошибки. В процессе проверки аудитор получает дополнительную информацию о клиенте и может изменять свою оценку приемлемого уровня аудиторского риска. В тех случаях, когда аудитор полагает, что вероятность банкротства клиента высока и в связи с этим возрастает предпринимательский риск аудитора, необходимо снизить уровень приемлемого аудиторского риска.

Неотъемлемый риск -- это подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств на других счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций), при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

Если принимать во внимание зависимость между неотъемлемым риском и риском необнаружения, а также планируемым количеством аудиторских доказательств, то неотъемлемый риск обратно пропорционален риску необнаружения и прямо пропорционален количеству аудиторских доказательств. Например, если аудитор заключает, что по дебиторской задолженности неотъемлемый риск высок, ибо многие заказчики клиента терпят банкротство в связи с неблагоприятными экономическими условиями, то риск необнаружения должен быть низким, а планируемое количество аудиторских доказательств - большим (без учета неотъемлемого контроля).

В самом начале аудита можно лишь приблизительно оценить уровень неотъемлемого риска. Оценивая неотъемлемый риск, аудитор должен учесть следующие факторы:

- характер бизнеса клиента;

- честность администрации; мотивы поведения клиента; результаты предыдущего аудита; проводимый аудит -- первоначальный или повторный; взаимоотношения с дочерними и зависимыми фирмами; нетрадиционные операции; профессионализм учетного персонала; сальдо счетов и величину сумм по статьям отчетности; количество и состав операций клиента и т.д.

Риск контроля представляет собой оценку аудитором эффективности системы внутрихозяйственного контроля клиента в отношении ее способности предотвращать или обнаруживать ошибки.

Аудитор стремится установить эту оценку на уровне ниже максимума (100%), рассматривая это как часть плана аудита. Допустим, аудитор заключает, что система внутрихозяйственного контроля абсолютно неэффективна для предотвращения или обнаружения ошибок. В этом случае аудитор определит риск контроля в 100%. Чем эффективнее система внутрихозяйственного контроля, тем ниже уровень риска контроля.

Как и при неотъемлемом риске, риск контроля обратно пропорционален риску необнаружения, тогда как между риском контроля и количеством подлежащих сбору аудиторских докузательств существует прямая зависимость.

Прежде чем установить уровень риска контроля ниже максимального уровня, т.е. менее 100%, аудиторы должны выполнить следующие действия: ознакомиться с системой внутреннего контроля клиента; на основе этого оценить, насколько хорошо она работает; прокотировать контрольные моменты, структура которых образует систему внутреннего контроля.

Первое действие относится к любому аудитору, а второе и третье -обязательны для аудитора в тех случаях, когда он устанавливает риск контроля ниже максимального уровня.

Однако если аудитор решает не оценивать риск контроля ниже максимального уровня, то он должен установить риск контроля на уровне 100% независимо от фактической эффективности системы контроля, определяющей уровень риска. При этом аудитор, используя модель аудиторского риска, должен учитывать достаточно низкий уровень риска необнаружения (подразумевая высокий уровень неотъемлемого риска).

Риск необнаружения -- это риск, который аудитор готов взять на себя в той степени, в какой он рискует не обнаружить существенных ошибок в финансовой отчетности при помощи аудиторских процедур, предполагая, что в системе внутреннего контроля их не смогли обнаружить и исправить. Риск необнаружения исчисляется по трем остальным рискам, входящим в модель аудиторского риска. Риск необнаружения определяет количество аудиторских докузательств, которые аудитор планирует собрать. При низком уровне риска необнаружения аудитор не соглашается брать на себя большой риск невыявления ошибок из-за недостатка аудиторских доказательств, поэтому в данном случае необходимо получить большее число аудиторских доказательств. Когда аудитор готов взять на себя большой риск, аудиторских доказательств требуется меньше.

Таким образом, задачами определения существенности и определения аудиторского риска являются:

а) определить понятие уровня существенности в аудите и порядок его расчета;

б) определить понятие риска в аудите и основных его компонентов: неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения;

в) сформулировать единые требования, которыми должны руководствоваться аудиторы, используя эти понятия в ходе осуществления аудиторских проверок.

Оценим аудиторский риск у аудируемого лица, выступающего в качестве объекта исследования.

Учетная политика МУП «Ритуальное хозяйство состоит из двух разделов. В первом разделе описаны организационные аспекты ведения бухгалтерского учета и отчетности. Во втором - методические аспекты учетной политики. Отдельно к приказу об утверждении учетной политики утверждено приложением 2 «Положение об учетной политике для целей налогообложения на 2004 год».

Таблица 2

Анализ соответствия положений учетной политики МУП «Ритуальное хозяйство» требованиям ПБУ 1/98

Утверждается согласно ПБУ 1/98

Учетная политика МУП «Ритуальное хозяйство»

Рабочий план счетов (п.5)

Утвержден

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления

фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены

типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов

для внутренней бухгалтерской отчетности

Документальное оформление хозяйственных операций осуществляется как на основе унифицированных форм первичной учетной документации, так и форм, разработанных самим предприятием (п.3.2). Документооборот предприятия определяется и регулируется дополнительными положениями и приказами руководителя (р.3.3)

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации

Инвентаризацию проводить один раз в три года (п.2.3)

методы оценки активов и обязательств

При списании сырья и материалов применять способ оценки по средней себестоимости (п.2.4)

Правила документооборота и технология обработки учетной

информации

Бухгалтерский учет осуществляется по рабочему плану счетов с использованием бухгалтерской программы «БЭСТ ПРО» на основе журнально-ордерного варианта (п.3.1)

Порядок контроля за хозяйственными операциями

Не прописан

Раскрытие способов ведения бухгалтерского учета (п.12)

В разделе 2 раскрыты способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг

Таким образом, никаких существенных отклонений от требований, содержащихся в нормативном документе (ПБУ 1/98) в учетной политике МУП «Ритуальное хозяйство» не отмечено, за исключением отсутствия порядка контроля за хозяйственными операциями. Данный факт следует признать несущественным и не оказывающим влияние на аудиторский риск, т.к. внутренний контроль осуществляется вышестоящим органом.

Оценку аудиторского риска и внутреннего контроля проведем путем тестирования.

Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду.

Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в себя следующие составляющие:Правило (стандарт) №8 Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом

а) стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом - унитарное предприятие;

б) организационная структура аудируемого лица - линейно-функциональная;

в) распределение ответственности и полномочий - единовластие в лице директора, который назначается вышестоящим органом;

г) осуществляемая кадровая политика - кадровая политика входит в компетенцию директора предприятия;

д) порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей - в соответствии с действующими нормативно-законодательными актами РФ по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

е) порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей - внутренний управленческий учет отсутствует, отчетность в выше стоящую организацию осуществляется в виде еженедельных оперативных сводок;

ж) обеспечение соответствия хозяйственной деятельности аудируемого лица требованиям законодательства - соответствует;

з) наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого лица - в составе органа управления аудируемого лица имеется служба ревизионной комиссии и внутреннего аудита.

К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся:

а) подотчетность одних работников другим - да;

б) внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности - да;

в) сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация) - да;

г) сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации - да;

д) проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей - да;

е) осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы - да;

ж) ограничение доступа к активам и записям - да;

з) сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями - да.

Таким образом, следует дать оценку системе внутреннего контроля высокую, а аудиторский риск признать низким.

Таблица 3.

Относительные уровни существенности в зависимости от доли оборотных активов в валюте баланса.

Доля в валюте баланса

Уровень существенности в %

10-30%

6%

30-60%

5%

60-90%

4%

Анализ данных баланса МУП «Ритуальное хозяйство» за 2004 г. (Приложение 3) показывает, что по состоянию на начало года доля сырья, материалов и других аналогичных ценностей составляла 37,6% в валюте баланса, тогда как на конец года эта доля снизилась и составила только 3,5 %. Уровень существенности в данном случае принимается равным 6 %. Следовательно, абсолютный показатель уровня существенности будет равен произведению суммы остатка по статье «Материалы» и уровня существенности (768 тыс. руб. х 6% = 46,1 тыс. руб.). Т.е. допущенные ошибки в пределах этой величины будут рассматриваться как несущественные.

2.3 Разработка программы аудита операций заготовления материалов

Законодательно - нормативная база, используемая аудитором при проверке заготовления материалов, включает основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов. Постановлением правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от 06.02.2002 г. №80 функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет Минфин РФ.Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - с. 65

Оперативное и эффективное проведение аудиторской деятельности требует предварительной работы и планирования. Планирование включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку оптимальной аудиторской программы.

Планирование аудита должно обеспечивать: получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффективности внутреннего контроля, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.

Планирование включает: разработку графиков; определение сроков и обсуждение их с клиентом; проведение инструктажа с аудиторами; организацию связей с подразделениями клиента; обсуждение стратегии и подготовки к аудиту с клиентом.

Планирование аудита должно проводиться в соответствии не только с общими принципами аудита, но и с частными: комплексность планирования; непрерывность планирования; оптимальность планирования.

Перед началом аудита руководителем бригады аудиторов составляется общий план, в котором определяются: цель аудита; основные участки работы организации и разделы учета, подлежащие проверке; характер и методы проверки (сплошной, выборочный, фактический, документальный контроль); распределение и закрепление обязанностей между проверяющими аудиторами; сроки выполнения работ; уровень ответственности и оплаты труда аудиторов; форма и порядок оформления результатов аудита.

Во время проведения аудита общий план может быть пересмотрен.

Для реализации общего плана аудита составляется Программа аудита. В соответствии с Федеральным Правилом (стандартом) № 3 "Планирование аудита", аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета.

Программы помогают выявить существенные недостатки, являясь составной частью рабочей документации аудита, способствуют документальному оформлению процесса аудита и его результатов.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку системы внутреннего контроля. Аудитору следует убедиться, что на проверяемом им экономическом субъекте применяются процедуры внутреннего контроля, предусмотренные Федеральным Правилом (стандартом) № 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом". Имеются в виду проведение сверок расчетов, проверка наличия разрешительных записей руководящего персонала, периодических плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно - материальных ценностей.

Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем проведения контрольный аудиторских процедур, которые осуществляются в 4 этапа:

1) Оценка системы внутреннего контроля применительно к процессу заготовления материалов.

- Проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности.

- Оценка применимости выбранной учетной политики организации и анализ правильности и последовательности ее применения.

Проверка правильности проведения организацией инвентаризаций материалов и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете или наблюдение за проведением инвентаризации, а при невозможности - участие в проведении контрольной выборочной инвентаризации.

2) Проверка соблюдения требований гражданского законодательства

- Проверка наличия юридических документтов (договоров купли-продажи, мены, зачета взаимных требований);

- Анализ содержания договоров и других юридических документов.

3) Проверка оборотов и сальдо по счетам учета материалов.

- Проверка правильности оформления документов.

- Проверка полноты документального подтверждения хозяйственных операций.

- Проверка правильности формирования стоимости материалов при их приобретении (заготовлении).

- Проверка правильности оценки материалов в текущем учете.

- Проверка правильности отражения операций с материалами в бухгалтерском учете.

- Проверка полноты отражения операций с материалами в бухгалтерском учете.

- Проверка полноты раскрытия информации о материалах в бухгалтерской отчетности.

4) Аналитические процедура

- Анализ движения материалов.

5) Заключительные процедуры.

- Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Перечисленные процедуры в рамках направлений проверки положены в основу программы аудита, приведенной в приложении 4.

В программе, кроме процедур, указаны предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, соблюдение которых аудируемым лицом должен проверить аудитор.

Характеристика предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые раскрывают содержание требований к качеству информации по статье «Сырье и материалы» представлены в таблице 4.

- Формирование мнения аудитора о достоверности показателей материальных запасов в бухгалтерской отчетности.

Таблица 4.

Характеристика предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по статье «Сырье и материалы»

Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности

Характеристика предпосылок

Существование, полнота

Убедиться в том, что все отраженные в отчетности материальные запасы действительно существуют на отчетную дату

Права и обязанности

Убедиться в том, что права организации на материалы, отраженные в отчетности, документально подтверждены и не ограничены правами третьих лиц.

Стоимостная оценка

Убедиться в том, что материалы отражены в учете и отчетности в правильной оценке: по фактической себестоимости или по рыночной себестоимости, если она ниже фактической себестоимости

Точное измерение

Убедиться в том, что запасы, утратившие свои потребительские свойства в результате порчи и (или) невозможности дальнейшего использования (перепродажи) списаны с баланса организации

Возникновение

Убедиться в том, что приобретение материалов отражено в учете в соответствующем отчетном периоде

Стоимостная оценка

Убедиться в том, что приобретение материалов отражено в учете в правильной оценке

Представление

Убедиться в том, что материалы правильно классифицированы в отчетности как сырье и материалы, готовая продукция, товары для перепродажи

Раскрытие

Убедиться в том, что вся существенная информация о материалах раскрыта в отчетности

В соответствии с разработанной программой будет осуществлен аудит процесса приобретения материалов в МУП «Ритуальное хозяйство».

3. Аудит операций заготовления материалов в МУП «Ритуальное хозяйство»

3.1 Оценка организации учета заготовления материалов

Сырье и материалы поступают в МУП «Ритуальное хозяйство» от поставщиков, подотчетных лиц, закупающих материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств, от собственного производства.

С продукцией поставщик высылает в МУП «Ритуальное хозяйство» расчетные и другие сопроводительные документы: счета-фактуры, товарно-транспортныe накладные, квитанции к железнодорожной накладной и др., которые поступают в бухгалтерию, где проверяют правильность их оформления. Затем транспортные документы передают ответственному исполнителю по снабжению для получения и доставки материалов.

Кроме того, экспедитору выдается доверенность, которая регистрируется в журнале учета выданных доверенностей.

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающее сомнение в сохранности груза, он вправе потребовать от транспортной организации проверку груза. В случае выявления недостачи или массы, повреждения тары, порчи материалов составляют коммерческий акт, служащий основанием для предъявления претензии к транспортной организации или поставщику.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов, указанных в счете поставщика. Оприходованные кладовщиком материалы оформляются приходными ордерами.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими показателями материалы приходуются без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп с основными реквизитами приходного ордера.

Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт, который служит основанием для предъявления претензий поставщику.

В случае перевозки материалов автотранспортом применяют товарно-транспортную накладную.

Учет материально-производственных запасов как следует из учетной политики в МУП «Ритуальное хозяйство» осуществляют по фактической себестоимости, которая рассчитывается бухгалтерией помесячно на основе следующих данных:

- затраты на приобретение;

- проценты за кредит;

- комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям;

- стоимость услуг товарных бирж;

- расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями.

Все затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов отражаются непосредственно на счете 10 «Материалы».

Себестоимость фактическую можно рассчитать только по окончании месяца, поэтому в текущем учете используются твердые, заранее установленные цены, называемые учетными. Учетная цена в МУП «Ритуальное хозяйство» представляет собой среднюю покупную цену.

Учет расчетов с поставщиками ведется в журнале-ордере № 6. Аналитический учет ведется в разрезе каждого платежного документа приходного ордера или приемного акта. Открывается журнал-ордер № 6 суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца. В течение месяца бухгалтерия предприятия получает всевозможные документы и фиксирует их тоже в журналах-ордерах. При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом (М-7). Излишки приходуются и расцениваются, а затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой, и об этом сообщается поставщику. В случае недостачи предприятие предъявляет поставщику претензию. Суммы недостачи списываются на дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредит счета 60 и отражаются в журнале-ордере № 6 и ведомости № 7.

Для обобщения информации о заготовлении и приобретении материально-производственных запасов, относящихся к средствам в обороте предназначен счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

В МУП «Ритуальное хозяйство счет 15 не применяется. Заготовление и движение материалов учитывается на счете 10 «Материалы».

Оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счетов:

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",

20 "Основное производство",

25 "Общепроизводственные расходы",

26 «Общехозяйственные расходы»;

71 "Расчеты с подотчетными лицами",

76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом материалы принимаются к бухгалтерскому учету независимо от того, когда они поступили - до или после получения расчетных документов поставщика.

Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без оприходования этих ценностей на склад).

Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям.

В МУП «Ритуальное хозяйство» выделены следующие места хранения материалов: столярный цех, цветочный цех, мозаичный цех, художественный участок, граверный участок, Линевское кладбище, центральный склад, транспортный участок, отдел энергетика, Заельцовское кладбище, Кировское клабдище, цех ритуальных принадлежностей, цех ритуальных услуг, ремхозгруппа, Южное кладбище, Гусинобродское кладбище, Северное кладбище, Инское кладбище, Чемское кладбище, служба организации похорон и служба доставки трупов.

Стоимость материалов может отражаться в бухгалтерском учете предприятия двумя способами: по фактической себестоимости; по учетным ценам. Следовательно, учет материалов в МПУ «Ритуальное хозяйство ведется по фактической себестоимости.

Учет расхода материалов осуществляется на основании требований. Для оформления однократного отпуска материалов используются требования, которые выписывает подразделение, потребовавшее материалы. Требования (однострочные и многострочные) выписываются в двух экземплярах: первый с отметкой об отпуске остается в подразделении, второй с распиской получателя остается на складе. В конце месяца требования передаются в бухгалтерию.

Сортовой аналитический учет, который ведется в МУП «Ритуальное хозяйство» призван обеспечивать контроль за наличием, движением и сохранностью материальных ресурсов по каждому наименованию, складу и материально ответственному лицу. Методика ведения учета производственных запасов предусматривает группировку показателей по складам и материально ответственным лицам, по источникам поступления и направлениями расхода и использования материальных ресурсов. Основой служит исходная информация приходных и расходных документов, подвергнутых тщательной проверке, как с точки зрения правильного оформления, так и с точки зрения правильного отражения операций.

Учет наличия и движения производственных запасов ведет кладовщик на карточках складского учета. Учет ведется по номенклатурным номерам в количественном выражении. Именно такой учет и называется сортовым.

Разноплановая деятельность, осуществляемая МУП «Ритуальное хозяйство» предполагает большое количество наименований материалов, используемых в деятельности. Это и сырье и материалы, топливо, запасные части к транспортным средствам, инвентарь и прочие приспособления. Номенклатура используемых материальных ценностей на данном предприятии огромна. Поэтому ведение бухгалтерского учета, а в частности учета материалов без использования компьютерной техники просто не возможно.

На каждый номенклатурный номер бухгалтерия открывает отдельную карточку складского учета материалов с указанием наименования материала, его номенклатурного номера, размера, сорта, учетной цены и нормы запаса. Оформленные карточки передаются на склад, где кладовщик указывает место хранения материалов в соответствии с ярлыками.

Вся информация, полученная по первичным документам, отраженная в карточках складского учета, должна учитывается в день совершения операции по приемке/выдаче материалов с обязательным выведением остатков после каждой операции. Сопоставление остатка материалов с нормой запасов позволяет осуществить оперативный контроль за состоянием производственных запасов. На основе этих данных отдел снабжения предприятия осуществляет контроль за поставками и выполнением договоров и контрактов.

Вся первичная документация, поступающая в бухгалтерию, подвергается сплошной проверке как по существу операций и правильности их оформления, так и по точности арифметических подсчетов. Затем документы таксируются -- указанное количество материалов в первичных документах умножается на учетные цены. Следующим этапом обработки документов является их группировка, цель которой -- получение итоговых данных для записей в регистры бухгалтерского учета.

Первые экземпляры документов группируются по видам операций, источникам поступления или направлениям расхода материалов. Для этого составляются группировочные ведомости прихода и расхода. Приходные документы используются для бухгалтерского учета приобретения и заготовления материальных ценностей, а расходные -- для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Чтобы получить необходимые данные для аналитического и синтетического учета, ведут накопительные ведомости синтетического учета, которые составляются на основании первичных документов по учетным ценам отдельно по приходу и расходу в разрезе синтетических счетов и групп материалов.

Исходными данными для учета материалов являются:

- оборотная ведомость по движению материалов;

- ведомость поступления материалов за учетный период;

- ведомость расхода материалов.

Таким образом, учет материально-производственных запасов в МУП «Ритуальное хозяйство» осуществляется в соответствии с действующим законодательством по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Для оформления операций по заготовлению материалов МУП «Ритуальное хозяйство» использует только унифицированные формы первичных документов, дополнительных форм первичного учета на предприятии не разработано и не утверждено.

3.2 Проверка ведения бухгалтерского учета заготовления материалов

При проверке полноты оприходования материалов следует учитывать условия и формы расчетов с поставщиками, выбранный вариант оценки, порядок возмещения НДС по приобретенным ценностям.

Обоснованность операций по поступлению и оприходованию материалов проверяют на основе договоров с поставщиками и сопроводительных документов (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, спецификации, качественные удостоверения, приемные квитанции и др.).

Проверка договорной дисциплины показала, что основная масса материалов поступает в МУП «Ритуальное хозяйство» в соответствии с заключенными с поставщиками долгосрочными договорами.

Имеет место также приобретение материалов подотчетными лицами за наличный расчет, как в организациях торговли, так и у физических лиц. При приобретении материальных ценностей у физических лиц подотчетным лицом в обязательном порядке составляется закупочный акт, который содержит обязательные реквизиты: паспортные данные продавца, наименование, количество и стоимость материальных ценностей.

При проверке полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ценностей устанавливается соответствие итоговых сумм, отраженных в ведомостях учета материальных ценностей, данным других учетных регистров.

Таблица 5

Наличие и движение материалов МУП «Ритуальное хозяйство» за 2003-2004 гг. тыс.руб.

Наименование актива

2003 г.

2004г.

Остаток на начало

Остаток на конец

Отклонение

(+, -)

Остаток на начало

Остаток на конец

Отклонение

(+, -)

Запасы

6 652

22 325

+ 15 673

22 325

3 464

- 18 861

В т.ч. сырье, материалы

2 123

11 294

+ 9 171

11 294

768

- 10 526

Доля, %

31,9

50,6

50,6

22,2

Данные таблицы показывают, что по состоянию на конец 2003г. (Приложение 5) МУП «Ритуальное хозяйство» имело запасы на сумму 22 325 тыс. руб., более 50 % которых составляло сырье и материалы. На конец 2004 г. предприятие снизило запасы на 18 861 тыс. руб., что ниже уровня запасов на начало 2003г., и составило 22,2% от всех имеющихся запасов предприятия.

По состоянию на 01 апреля 2004г. в бухгалтерском балансе отражены материальные ценности в размере 10451 тыс. руб. (Приложение 6). Сумма материальных ценностей отраженная в оборотной ведомости движения товарно-материальных ценностей за период с 01.03.04г. по 31.03.04г. (Приложение 7) равна 10447220,72 руб. Сумма материалов по оборотной ведомости по счету 101 «Сырье и материалы» за март 2004г. (Приложение 8) равна 10447217,17 руб. Имеются расхождения в данных суммах - тождество установить не представляется возможным. Если разницу между двумя последними (3,55 руб.) можно объяснить отклонениями при округлении, то разница между балансовой суммой и суммой оборотной ведомости значительна (4 тыс. руб.).

В ходе документальной проверки операций по поступлению материалов также устанавливается соблюдение правил количественной и качественной приемки; правильность оформления актов приемки, коммерческих актов, актов расхождений, выявленных при приемке; своевременность представления в бухгалтерию отчетов материально ответственных лиц и реестров оправдательных документов.

Из представленных руководством МУП «Ритуальное хозяйство» документов не представляется возможным сделать вывод о достаточности работы системы внутреннего контроля. В частности, положением об учетной политике предусмотрено проведение инвентаризации один раз в три года (Приложение 9, п.2.3), в то время как Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусмотрено обязательно проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п.27).

Следует отметить отсутствие утвержденного графика документооборота, что не позволяет проверить своевременность представления отчетов материально ответственных лиц в бухгалтерию.

Материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, а также сырья и материалов, принятых в переработку в качестве давальческого сырья на забалансовом учете МУП «Ритуальное хозяйство» не отражено и соответствует действительности.

Следует также отметить отсутствие разработанных и утвержденных должностных инструкций работников бухгалтерской службы, в том числе и ведущих бухгалтерский учет материальных ценностей.

В ходе аудита материалов проверяется порядок отражения в учете НДС по поступающим ценностям. Налог на добавленную стоимость, выделенный в расчетных документах поставщиков отдельной строкой не отражается МУП «Ритуальное хозяйство» на счете 19 «Налог на добавленную стоимость» и включаются в стоимость приобретения материалов на счете 10 «Материалы».

Операции по поступлению материалов отражаются типичными для этого участка учета проводками и верно отражаются на счетах бухгалтерского учета.

В ходе аудиторской проверки заготовления материалов отмечено отсутствие неотфактурованных поставок.

МУП «Ритуальное хозяйство» в положении об учетной политике также не отражен вариант принятого на предприятии учета - с использованием счета 15 и 16, или без их использования. По результатам проверки можно с уверенностью сказать, что счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» данным предприятием не используются.

3.3 Оценка соблюдения требований нормативных правовых актов при аудите заготовления материалов

Цель аудиторской проверки учета заготовления материалов состоит в подтверждении достоверности данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей (ТМЦ), в установлении правильности оформления операций по заготовлению материалов в соответствии с действующими нормативными актами ОФ. Необходимо проверить как ведется учет на счетах 10, 11, 14, 15, 16 и 19. Основное внимание при этом, безусловно, следует уделить счету 10 «Материалы», который подразделяется на субсчета по группам материальных ценностей.

Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы:

доверенность по форме № М-2 и по форме № М-2а -- применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;

приходный ордер по форме № М-4 -- используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработками! о приемке материалов по форме № М-7 -- для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;

лимитно-заборная карта по форме № М-8 -- применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца;

требование-накладная по форме № М-11 -- используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами;

накладная на отпуск материалов на сторону по форме №М-15 -- применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям;

карточка учета материалов по форме № М-17 -- предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала;

акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений по форме № М-35,-- применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

Общие данные по учету материальных ценностей и производственных запасов проверяются по статьям раздела 2 «Оборотные активы» актива баланса (форма № 1) по строкам 210, 211, 212, 213, 218 и по таким бухгалтерским регистрам, как Главная книга, журналы-ордера № 6, 10, 10/1, вспомогательная ведомость № 10 при мемориально-ордерной форме учета или соответствующие машинограммы, полученные на персональных компьютерах.

Аудитору необходимо проверить:

¦ правильность оценки материалов в учете, применения первичных документов по учету материалов, организации складского хозяйства; имеется ли приказ об установлении круга лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешить их отпуск со склада (образцы подписей этих лиц должны находиться на складе); разработана ли в организации номенклатура-ценник; назначены ли приказом материально ответственные лица, заключены ли с ними договоры о полной материальной ответственности;

¦ производится ли приемка продукции производственно-технического назначения по количеству и качеству, соответствует ли она требованиям инструкции о порядке приемки продукции по количеству и качеству;

¦ правильно ли оформлены документы по приходу и расходу материалов, их внутреннему перемещению; правильно ли осуществляется бухгалтерский учет материалов в бухгалтерии предприятия;

¦ правильно ли осуществляется учет заготовления материалов; правильно ли отражены в учете неотфактурованные поставки и материальные ценности, находящиеся в пути; правильно ли отражен учет операций по реализации материалов;

¦ выделяется ли в платежных документах и в первичных учетных документах НДС;

¦ правильно ли произведено списание материалов в случае их порчи или недостач; проводилась ли инвентаризация материальных ценностей, оформлены ли ее результаты; правильно ли отражены в учете результаты инвентаризации;

¦ правильно ли осуществляется учет товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, учет строительных материалов открытого хранения, учет материалов, принятых в переработку, и др.

Заключение

Запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляет собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень обслуживания в целом. Они представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства.

Всестороннее изучение и правильное понимание сущности материально - производственных запасов, их значения и роль в экономике предприятий и объединений, производственных запасов, их значения и роль в экономике предприятий и объединений, стоит в ряду важнейших проблем по их рациональному использованию задач по совершенствованию материально - технического снабжения. Перечисленные аспекты обусловили актуальность темы данной дипломной работы.

Целью данной дипломной работы является аудит операций по заготовлению материалов.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- исследована роль и место материалов в составе хозяйственных средств материалов, для чего определена экономическую сущность и классификация материалов;

- рассмотрены теоретические аспекты планирования аудиторской проверки операций заготовления материалов;

- осуществлен аудит операций заготовления материалов в МУП «Ритуальное хозяйство».

Объект исследования - МУП «Ритуальное хозяйство».

В ходе проведения аудиторской проверки были изучены нормативные документы, даны основные понятия, определения и классификации понятий, используемых в ходе проведения работ. Большое внимание было уделено изучению документов, регулирующих организацию и порядок ведения учета на данном предприятии. Приказ «Об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения» состоит из двух приложений, в которых освещены правила бухгалтерского учета, применяемые на данном предприятии. Однако хотелось отметить, что положения данного Приказа требуют доработки и более полного раскрытия отдельных моментов (вариантность принятого учета материалов - применение счетов 15,16 или нет, порядок инвентаризации, порядок оценки активов при поступлении).

Использованная методика проведения аудита и большой объем аудируемых документов не позволил провести аудит операций заготовления материалов сплошным способом. Аудит показал достаточно высокий уровень профессиональной подготовки работников бухгалтерии, хорошее знание ими нормативной базы по данному участку учета. Оформление документов и порядок учета операций соответствуют требованиям, предъявляемым к ним.

Операции по поступлению материалов отражаются типичными для этого участка учета проводками и верно отражаются на счетах бухгалтерского учета.

В ходе аудиторской проверки заготовления материалов отмечено отсутствие неотфактурованных поставок.

Материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, а также сырья и материалов, принятых в переработку в качестве давальческого сырья на забалансовом учете МУП «Ритуальное хозяйство» не отражено и соответствует действительности.

В ходе аудита материалов был проверен порядок отражения в учете НДС по поступающим ценностям. Налог на добавленную стоимость, выделенный в расчетных документах поставщиков отдельной строкой не отражается МУП «Ритуальное хозяйство» на счете 19 «Налог на добавленную стоимость» и включаются в стоимость приобретения материалов на счете 10 «Материалы».

В ходе аудита не выявлено существенных ошибок или нарушений, способных повлиять на изменение финансовых результатов деятельности предприятия. Однако имеют место недочеты, которые следует устранить. Это - отсутствие утвержденного графика документооборота, порядка контроля за хозяйственными операциями, должностных инструкций работников бухгалтерской службы, в т.ч. и ведущих бухгалтерский учет материальных ценностей. Хотелось бы отметить, что требования главного бухгалтера в части порядка оформления первичных документов на данном предприятии являются обязательными для всех сотрудников и выполняются неукоснительно, что снижает вероятность ошибок.

В качестве рекомендаций можно посоветовать администрации предприятия разработать выше упомянутые инструкции и другие документы внутреннего использования.

В связи с тем, что проверке подвергалась лишь документация в части операций заготовления материалов недостаточно оснований для формулирования аудиторского заключения в целом по предприятию. Соблюдая принцип существенности, используя аудиторские процедуры и их результаты, можно составить условно положительное аудиторское заключение по аудиту операций заготовления материалов.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003)

3. Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

4. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» ПБУ 5/01

5. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ» (в ред. от 24.03.2000 №31н)

6. Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (в ред. от30.12.1999)

7. Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 49. «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

8. Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации».

9. Методические указания Минфина России по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н

10. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. - М.: ПРИОР. 2004.

11. Альбом бухгалтерских проводок. - М.: Бератор-Пресс, 2003.

12. Бондарь Е. «Учетная политика на 2005 год»/Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», №50, 2004.

13. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Ларионова А.Д. - М.: Проспект, 2004.

14. Бухгалтерский учет: Краткий курс / Авт. Сост. В.И. Руденко. - М.: Дашков и К, 2002

15. Головизина А.Т., Архипова О.И.. Теория бухгалтерского учета. Курс лекций. - М.: 000 «ТК Велби», 2002

16. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. - М.: «СоФит», 2003

17. Дарбека Е. М. Раздельный учет // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2002. - N 1. - С. 35-37

18. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. - М.: ОМЕГА-Л, 2004

19. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. - М-Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2003.

20. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет»: Учебное пособие-М.: Инфра -М., 2002.

21. Кутер М.И.. Теория бухгалтерского учета. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003

22. Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях / Е. П. Козлова, Г.Н. Бабченко., - М.: Финансы и статистика, 2002.

23. Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности. Одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 25 от 22 апреля 2004г.

24. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина РФ от 07.05.2003 №38н. - Новосибирск: Мысль, 2003

25. Практическое пособие по бухгалтерскому учету Макарьева В.И., Орлова Е.В. Книги издательства "Налоговый вестник", 2002г

26. Реформа бухгалтерского учета 2004: Все 21 ПБУ. - Новосибирск: Рипэл, 2004.

27. Рекшинский А. Н. Формирование рабочего плана счетов // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2002. - N 1. - С. 85-94

28. Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003

29. Супряга Р.А. «Как провести инвентаризацию имущества и активов»/Российский налоговый курьер, №24, 2004

30. Хахонова Н.Н. Экспресс-курс бухгалтера: Новое в бухгалтерии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

31. Хахонова Н.Н. Бухучет для студентов вузов.-М.: Феникс 2004

32. Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ)

33. Федеральный законом Российской Федерации «О финансовой аренде (лизинге)» № 164-ФЗ от 29 октября 1998 г. (в ред. от 23.12.03 № 186-ФЗ).

34. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 №696 (в ред. от 16.04.2005)

35. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26н (в ред. от 18.05.2002 №45н

36. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н)

37. Приказ Минфина РФ «Об утверждении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» от 17.02.1997 г. № 15 (в ред. от 23.01.01 № 7н).

38. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»

39. Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. - М.: Бератор-Пресс, 2001.

40. Макарова Л.Г. Разработка информационно - методического обеспечения аудита (на примере аудита основных средств) // «Аудиторские ведомости», № 5, 1999. - с. 22

41. Положения по бухгалтерскому учету. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

42. Суглобов А.Е., Жарыгласова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2005

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.