![]() |
РУБРИКИ |
Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия |
РЕКЛАМА |
|
Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятияРДА №1 "Анализ учетной политики"
При аудите организации бухгалтерского учета проверяется также и организация первичного учёта. Проверяя расчеты, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях - провести встречные проверки на предприятиях, при необходимости запросить в банках копии документов. При проверке своевременности и правильности отражения операций по реализации было установлено, что отражение операций по предоставлению услуг покупателям и заказчикам ведется в соответствии с учетной политикой предприятия и соответствует нормам действующего законодательства. Например, если проверяется первичная документация по расчетам с постащиками и подрядчиками, то может заполняться следующий рабочий документ (табл. 3.2): Таблица 3.2 РДА «Проверка оформления первичной документации»
При отсутствии каких-либо первичных документов заполняется следующий рабочий документ (табл. 3.3). Аудитор должен получить разъяснения по поводу данного обстоятельства у ответственного сотрудника аудируемого лица. Таблица 3.3 РДА «Перечень отсутствующих первичных документов»
При автоматизации бухгалтерского учета в распоряжении аудитора кроме первичных документов имеется электронная версия журналов хозяйственных операций и база данных, предусмотренная данной компьютерной программой. Проверка правильности расчетов итоговых оборотов и сальдо по счетам, а также различных учетных регистров не представляет технических трудностей Аудитор должен оценить квалификацию бухгалтерского персонала в области компьютерной обработки данных, в частности: имеют ли специалисты соответствующее высшее или среднее специальное образование, или прошли курс обучения в области информационных технологий, или изучение системы компьютерной обработки данных происходило самостоятельно. При проведении аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики в системе компьютерной обработки данных, аудитор проверяет, составляются ли в данной системе все необходимые документы. При автоматизации бухгалтерского учета аудитор должен составить рабочий документ «Анализ применяемой предприятием автоматизированной системы учета». (табл. 3.4) Таблица 3.4. РДА «Анализ применяемой предприятием автоматизированной системы учета»
3.2 Обобщение результатов проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики На завершающем этапе аудиторской проверки аудитор обобщает всю полученную в ходе аудита информацию, обрабатывает ее и на этой основе формирует профессиональное мнение. По итогам аудиторской проверки аудиторская организация должна предоставить необходимую информацию руководству аудируемого лица. Цель предоставления письменной информации - доведение до руководства проверяемого экономического субъекта сведений о выявленных недостатках, которые могут привести к существенным ошибкам в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Кроме того, письменная информация должна содержать предложения по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Каждая аудиторская организация должна унифицировать требования, предъявляемые к содержанию, форме и порядку подготовки письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудита. Важно определить перечень обязательных и рекомендуемых сведений, приводимых в письменной информации, алгоритм ее подготовки, установить систему ответственности за составление письменной информации и контроль ее качества. Качественными характеристиками письменной информации с точки зрения ее содержания являются: существенность, краткость, содержательность, отсутствие фактических неточностей. Еще одна цель письменной информации -- обоснование мнения, выраженного в аудиторском заключении о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом необходимо показать объем и характер работ, приведенных в ходе аудита, продемонстрировать достаточность собранных аудиторских доказательств для выражения мнения аудитора. Логическим завершением проведенной аудитором работы являются рекомендации аудируемой организации по исправлению и улучшению ведения ее бухгалтерского учета и отчетности в целом. Объем предоставляемой письменной информации может меняться в зависимости от масштабов деятельности аудируемой организации; обязательств перед аудируемым лицом согласно договору; результатов аудита; вида подготавливаемого аудиторского заключения. Аудитор должен составить рабочий документ, указанный в таблице 3.5, в котором найдут свое отражение все обнаруженные им искажения. Таблица 3. 5 РДА «Выводы и рекомендации по результатам проведения аудиторских процедур»
Большинство выявленных нарушений свидетельствует о недостаточном контроле со стороны службы внутреннего контроля. Информацию о результатах проверки целесообразно предоставлять по разделам, утвержденным программой аудита. Если выявлены существенные нарушения и по материалам проверки может быть подготовлено модифицированное заключение с отрицательным мнением, то подготавливается проект письменной информации с предложениями руководству аудируемого лица внести исправления в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, чтобы впоследствии можно было предоставить экономическому субъекту положительное аудиторское заключение. После внесения аудируемым лицом исправлений и предоставления им комментариев подготавливается окончательный вариант письменной информации. Аудитор проводит проверку и оценку исправлений, внесенных экономическим субъектом в данные бухгалтерского учета и отчетности. С учетом внесенных исправлений (или выраженного клиентом несогласия вносить исправления) аудитор формирует соответствующее мнение о типе аудиторского заключения. (26) Приведем перечень типовых нарушений при организации бухгалтерского учета и учетной политики: - несоответствие фактического состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям законодательства и особенностям предприятия; - отдельные элементы учетной политики только обозначены, их подробная характеристика отсутствует; - неправильное оформление изменений в учетную политику предприятия; - несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета, установленных регламентированным действующим законодательством. Могут быть и другие нарушения и ошибки, выше были перечислены самые типичные из них. 3.3 Совершенствование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики с использованием компьютераАнализ аудиторской практики свидетельствует, что на отдельных предприятиях в Положениях об учетной политике указанные элементы только обозначены, а их подробная характеристика отсутствует. Это приводит к тому, что на предприятиях не обеспечивается четкий выбор из рекомендуемых нормативными документами вариантов оформления и отражения в учете определенных хозяйственных операций того варианта, который наиболее соответствует специфике предприятий.Сегодня невозможно представить себе область деятельности человека, связанную с обработкой информации, без использования вычислительной техники. Вполне естественно и органично персональные компьютеры (ПК) находят применение и в аудите.(33) В 1998г в РФ были утверждены правила (стандарт) "Аудит в условиях компьютерной обработки данных". В аудиторских организациях компьютеры могут и уже активно используются как для автоматизации управленческих работ самой аудиторской организации, так и для проведения аудита экономических субъектов. При этом понятие «использование компьютера для проведения аудита» является весьма общим и может включать следующие виды работ (табл.3.6).Таблица 3.6 Вариант применения компьютеров в аудите
В каждом виде работ, представленных в табл. 3.6, преимущество компьютерного варианта перед ручным несомненно. В настоящее время можно говорить о необходимости и возможности создания комплексной системы автоматизации аудиторской деятельности. Основные подходы к ее созданию уже нашли свое отражение в научных публикациях.(33) Аудитор должен убедиться, что учетная информация в условиях компьютерной обработки данных обеспечивает кодирование, декодирование, сохранность, архивирование, простоту доступа, но месте с тем ограничение несанкционированного доступа к ней. Эти факторы снижают аудиторский риск при проверке бухгалтерского учета в условиях компьютерной обработки данных. Внедрение и использование компьютерных технологий обработки учетной информации явилось одним из наиболее значительных достижений науки и управления. В процессе исследования системы компьютерной обработки данных могут быть установлены особенности алгоритма систематизации информации, влекущие ее искажение. При проведении аудита в системе компьютерной обработки данных сохраняются цель аудита и основные элементы его методологии. Наличие компьютерной обработки данных существенно влияет на процесс изучения аудитором системы учета организации и сопутствующих ему средств внутреннего контроля. Аудитору желательно иметь представление о техническом, программном, математическом и других видах обеспечения компьютерной техники, а также системах обработки экономической информации. В случае отсутствия у аудитора необходимых для этого знаний, следует использовать работу эксперта в области информационных технологий. А также аудиторской организации целесообразно иметь библиотеку наиболее распространенных систем компьютерной обработки данных и прилагать усилия к изучению особенностей их практического применения. В условиях компьютерной обработки данных большое значение необходимо придавать качеству учетных данных. Информация в электронной системе учета должна отражаться своевременно, в полном объеме и с достаточным уровнем детализации. Заключение При написании данной курсовой работы была изучена учебная литература и нормативные документы по бухгалтерскому учету и аудиту организации бухгалтерского учета и учетной политики. Были определены: Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, которая заключается в установлении соответствия организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия; Информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики; Этапы аудиторской проверки; Оценены системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля,; План и программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками; Процесс сбора аудиторских доказательств и их документирование; Представлены рабочие документы аудитора; Обобщение результатов в ходе проверки. Если на предприятии ведется автоматизированный бухгалтерский учет, то ошибок вследствие небрежного ведения учета допускается намного меньше. Но они все равно присутствуют, если неправильно применять нормативно-правовые документы. Вполне естественно, что в рамках курсовой работы не были полностью раскрыты все аспекты аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, однако в данной работе исследованы и описаны все существенные принципы и подходы к аудиту расчетов с покупателями и заказчиками имеющие практическое значение. Список использованной литературы Законодательные и нормативные документы 1. Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». 2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 03.11.2006). 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГС ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008). 4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГС ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 13.10.2008). 5. Постановление Правительства от 23.09.2002 №696 (ред. от 22.07.2008) «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». 6. Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 №914 (ред.от 11.05.06) «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах при налогах на добавленную стоимость». 7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Утв. Приказом Минфина РФ от 9.02.98 №60н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н); 8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006). Утв. Приказом Минфина РФ от 27.11.06 №154н. 9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 №33н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н). 10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 №32н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 № 156н). 11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01). Утв. Приказом Минфина РФ от 02.08.2001 №60н (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 27.11.2006 N 155н). 12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 №114н (в ред. Приказа Минфина РФ от 11.02.2008 N 23н). 13. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ № 34-н от 29.07.98 г.). 14. О формах бухгалтерской отчетности организаций. Утв. Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006). 15. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П). 16. Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49. 17. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н. 18. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. 19. Правило (стандарт) № 1. «Цель и основные принципы аудита финансовой бухгалтерской) отчетности» утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. 20. Правило (стандарт) № 2. "Документирование аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. 21. Правило (стандарт) № 3. "Планирование аудита" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. 22. Правило (стандарт) № 4. "Существенность в аудите" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. 23. Правило (стандарт) № 5. "Аудиторские доказательства" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. 24. Правило (стандарт) № 6. "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. 25. Правила (стандарта) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 № 863) Учебники и учебные пособия 26. Богатая, И.Н., Аудит: Учебное пособие. / И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ОАО «Московские учебники»; Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 475 с. - (высш. обр.). 27. Ерофеева, В.А. Аудит: Учебное пособие. / Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т. А. - М.: Высш. образование, 2005. - 447 с. 28. Данилевский, Ю.А. Аудит: Учебное пособие. / Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 544 с. 29. Кочинев, Ю.Ю. Аудит. - Спб.: Питер, 2002. - 304 с.: ил. - («Серия бухгалтеру и аудитору»). 30. Костылева Ю.Ю., Костылев В.А. Особенности сбора и документирования информации о деятельности аудируемого лица / Аудиторские ведомости. - № 3. - 2006. 31. Подольский, В.И., Аудит: Учебник для вузов / Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др.; под ред. проф. В.И.Подольского. - 3-е изд. Приложение 1 Тест «Оценка надежности системы бухгалтерского учета организации» Проверяемая организация: Период аудита: Количество человеко-часов: Руководитель аудиторской группы: Состав аудиторской группы:
Итоговая оценка надежности СБУ: высокая Рабочий документ принят (подпись руководителя группы) Аудитор (подпись аудитора) Приложение 2 Тестовые вопросы при планировании аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
Приложение 3 Общий план аудита учетной политики РДА №7 "Анализ учетной политики" Наименование проверяемой орг-ции Период аудита Срок проверки Аудиторская орг-ция Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы
Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|