РУБРИКИ

Аудит расчетов по зарплате и ЕСН на примере ОАО АФ "Аудитинформ-Брянск"

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Аудит расчетов по зарплате и ЕСН на примере ОАО АФ "Аудитинформ-Брянск"

Аудит расчетов по зарплате и ЕСН на примере ОАО АФ "Аудитинформ-Брянск"

61

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие социального страхования и обеспечения, его учет и контроль

1.1 Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования

1.2 Система учета и порядок отчетности по социальному страхованию и обеспечению

1.3 Система внутреннего контроля и применяемые средства контроля

Глава 2. Аудиторская проверка расчетов по социальному страхованию и обеспечению

2.1 Подготовка и планирование аудиторской проверки

2.2 Осуществление аудиторских процедур по существу

2.3 Заключительные процедуры аудиторской проверки

Глава 3. Аудиторская проверка учета расчетов по заработной плате и единому социальному налогу в ОАО АФ «Аудитинформ-Брянск»

3.1 Технико-экономическая характеристика и система внутреннего контроля ОАО АФ «Аудитинформ-Брянск»

3.2 Подготовка и планирование аудиторской проверки

3.3 Осуществление аудиторских процедур по существу

3.4 Заключительные процедуры аудиторской проверки

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Основными задачами учета труда и его оплаты являются точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполняемых работ; правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее; учет расчетов с работниками организаций, бюджетом, органами социального страхования, фондами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ, контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, оплаты труда и фонда потребления; правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчислений на социальные нужды на счета издержек производства и обращения и на счета целевых источников.

Основным нормативным документом, регулирующим отношения по обязательному государственному социальному страхованию в Российской Федерации является Федеральный закон РФ от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах государственного социального страхования». Данный закон определяет, кто является субъектом системы обязательного социального страхования и какие ситуации подлежат страхованию в рамках данной системы. В соответствии с этим законом обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых взносов, подлежащих обязательному социальному страхованию. Действие закона также распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

К страхуемым социальным рискам работающих граждан относятся: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Тема социального страхования и обеспечения является одной из самых актуальных тем в нашей стране, т.к. как единый социальный налог предназначен для мобилизации средств по реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. В соответствии со второй частью НК РФ с 01.01.01 введен единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ), Фонд социального страхования (ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФФОМС и ТФОМС). Объектом налогообложения для исчисления ЕСН признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателем в пользу работника по всем основаниям. Детальный перечень объектов налогообложения, налоговая база, доходы, не подлежащие налогообложению, налоговые льготы изложены во второй части Налогового Кодекса РФ.

Актуальность методики проведения аудиторской проверки расчетов по заработной плате и ЕСН заключается в совершенствовании нормативно-правовой базы по аудиторской деятельности, в предоставлении достоверной информации как для внутренних, так и для внешних пользователей.

Целью написания выпускной квалификационной работы является более подробное рассмотрение теоретических основ учета расчетов по заработной плате и ЕСН, а также методики аудиторской проверки расчетов по заработной плате и ЕСН на примере ООО АФ «Аудитинформ-Брянск».

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является аудиторская проверка расчетов по заработной плате и ЕСН на примере предприятия ООО АФ «Аудитинформ-Брянск» за третий квартал 2006 года.

Предметом исследования является методика аудита расчетов по заработной плате и ЕСН.

Задачи данной выпускной квалификационной работы следующие:

- изучить теоретические основы учета расчетов по заработной плате и ЕСН;

- описание системы внутреннего контроля расчетов с бюджетом по ЕСН;

- раскрытие методики аудита отчетности расчетов по заработной плате и ЕСН;

- осуществить процедуры подготовки и планирования аудиторской проверки расчетов по заработной плате и ЕСН;

- осуществить аудиторские процедуры по существу;

- осуществить заключительные процедуры аудиторской проверки;

- определить порядок формирования рабочих документов и результатов аудиторской проверки;

- подтверждение состоятельности методики аудита отчетности расчетов по заработной плате и ЕСН на примере ООО АФ «Аудитинформ-Брянск».

- указать нарушения и ошибки, выявленные в ходе аудиторской проверки расчетов по заработной плате и ЕСН;

- дать рекомендации по устранению выявленных ошибок в ходе проведения аудиторской проверки расчетов по заработной плате и ЕСН.

Источниками информации для написания данной выпускной квалификационной работы являются: нормативно-правовые акты; монографии; экономическая и научная литература; документация по бухгалтерскому учету: расчетно-платежные ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера, платежные поручения, ведомости, журнал-ордер, главная книга, и другая отчетность за третий квартал 2006 года ООО АФ «Аудитинформ-Брянск».

Данная ВКР состоит из:

- Введения, в котором раскрыто основное содержание, значение избранной темы, ее актуальность;

- Первой главы, в которой раскрыты теоретические основы расчетов по заработной плате и ЕСН, система учета и порядок отчетности по ЕСН, а также система внутреннего контроля и применяемые средства контроля;

- Второй главы, в которой рассмотрены теоретические основы методики проведения аудита по расчетам по заработной плате и ЕСН;

- Третьей главы, в которой приведена методика проведения аудита расчетам по заработной плате и ЕСН в ООО АФ «Аудитинформ-Брянск»;

- Заключения, в котором сформулированы выводы по результатам выполненной работы, рекомендации по устранению выявленных нарушений и по совершенствованию системы внутреннего контроля;

- Списка используемой литературы;

- Приложений.

Таким образом, раскрыв основное содержание избранной темы, ее актуальность, предмет, объект, задачи, цель рассмотрим теоретические основы расчетов по заработной плате и ЕСН, систему учета и отчетности, а также систему внутреннего контроля и применяемые средства контроля в первой главе данной ВКР.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ И ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ

В определении Конституционного суда РФ от 7 февраля 2003г. № 65-О изложено, что Закон РФ от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» представляет гражданам право на обеспечение по обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими (или за них) страховых взносов на обязательное социальное страхование «Уплата страховых взносов выступает, таким образом, необходимым условием приобретения этой категорией граждан права на обеспечение по обязательному социальному страхованию (правообразующим юридическим фактором), что предполагает регламентацию законодателем механизма реализации данного права применительно к конкретным видам обязательного социального страхования (определение тарифов страховых взносов, порядка их уплаты, размеров гарантируемых страховых выплат и т.д.)».. На сегодняшний день порядок уплаты и тарифы взносов, формирующих финансовые средства государственной системы обязательного социального страхования, установлены несколькими законодательными актами. В соответствии с Федеральным законом РФ от 15 декабря 2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» взносы на государственное пенсионное страхование разделены на две части: единый социальный налог, поступающий в федеральный бюджет и направляемый на финансирование базовой части трудовой пенсии; страховые взносы, поступающие в бюджет Пенсионного фонда РФ и направляемые на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии [16. с. 235-267].

Порядок уплаты и тарифы страховых взносов, поступающих в бюджет Пенсионного фонда РФ и направляемых на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, устанавливает Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ. Порядок уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет для финансирования базовой части пенсии, регулируется главой 24 НК РФ. ЕСН имеет двойственную природу. С одной стороны, он соответствует определению налога как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств» [9]. С другой стороны, предназначение единого социального налога - мобилизация «средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь [10].

1.1 Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования РФ

Пенсионный фонд РФ - это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Он реализует принцип солидарной ответственности поколений, через перераспределение средств во времени таким образом, что работающая часть населения обеспечивает материальные условия существования части населения, утратившей работоспособность по возрасту (выходу на пенсию). Через Пенсионный фонд нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние возьмут на себя обеспечение нынешних.

Средства этого фонда формируют за счет страховых взносов работодателей и работающих, ассигнований бюджета РФ.

Пенсионный фонд используется на выплату государственных трудовых пенсий, пенсий военным, инвалидам, пособий на детей. Руководство фондом осуществляет правление и его постоянно действующий орган - исполнительная дирекция. Ей (дирекции) подчиняются отделения в республиках в составе РФ, в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. В городах и районах имеются уполномоченные отделения фонда [20. с. 116-129].

Отделения фонда обеспечивают организацию сбора взносов на социальное страхование, финансирование расходов, региональных программ социального обеспечения, контроль за расходованием средств.

Бюджет Пенсионного фонда и смета расходов (включая фонд оплаты труда), отчеты об их исполнении составляются правлением и утверждаются законодательным органом.

Фонд социального страхования создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования, повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, совершенствования государственных программ охраны здоровья работников и разработке мер по улучшению системы социального страхования. Предназначен этот фонд для выплаты различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, до достижения им возраста полутора лет, санаторно-курортного лечения и др. Источники формирования этого фонда:

- страховые взносы предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности;

- доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда;

- добровольные взносы граждан и юридических лиц;

- ассигнования из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, в частности, пострадавшим от радиационного воздействия и другие цели [33].

Фонд обязательного медицинского страхования РФ создан с целью усиления заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и предприятия, учреждения, организации, государства в охране здоровья работников. Этот фонд формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Средства фонда обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательный счет Расчетного контрольного центра, управляемого администрацией территории. С этого расчетного счета средства направляются на расчетные счета страховых компаний.

Эти страховые компании учреждаются местными органами власти; должны иметь лицензию на обязательное медицинское страхование; обязаны публиковать в открытой печати ежегодный балансовый отчет. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги. Всем гражданам России вручается страховой полис, по которому гражданин получает «гарантированный объем медицинских услуг».

Надо помнить, что медицинское страхование в соответствии с законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1998 года осуществляется в двух формах - обязательной и добровольной [3]. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование относится на себестоимость, а добровольное сверх установленной законодательством нормы - за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации или личных средств граждан на основе заключенных с ними договоров.

Плательщиками страховых взносов являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты (члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям).

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию. Объектом налогообложения для лиц производящих выплаты физическим лицам признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

- у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

- у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для налогоплательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйства из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства.

Налоговая база для лиц производящих выплаты физическим лицам определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащих налогообложению), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.

Данные налогоплательщики, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом [16. с. 235-267].

Налоговая база для индивидуальных предпринимателей и адвокатов определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового Кодекса.

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов [20. с. 116-129].

Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации [10].

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

8) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

9) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы исполнительной власти субъекта РФ, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в выборный орган местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ, предусмотренном Конституцией РФ, конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, и избираемых непосредственно гражданами, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных компаний;

10) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

11) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

14) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период [36].

От уплаты налога освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;

2) следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

- общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов [10].

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. В настоящее время установлены следующие тарифы страховых взносов:

1. Для лиц производящих выплаты физическим лицам за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки (табл. 1.1.):

Таблица 1.1. Ставки социального налога для лиц производящих выплаты физическим лицам

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

До 280000 рублей

28,0 процента

3,2 процента

0,8 процента

2,0 процента

От 280001 до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 рублей

12480 рублей

3840 рублей

7200 рублей

2. Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки (табл. 1.2.):

Таблица 1.2. Ставки социального налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

До 280000 рублей

15,8 процента

2,2 процента

0,8 процента

1,2 процента

От 280001 до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 рублей

9680 рублей

3520 рублей

5280 рублей

3. Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов, применяются следующие налоговые ставки (табл. 1.3.).

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам (табл. 1.4.).

Таблица 1.3. Ставки социального налога для индивидуальных предпринимателей

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

7,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

От 280001 до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 % с суммы, превышающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5% с суммы, превышающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4% с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600000 рублей

29080 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

Таблица 1.4. Ставки социального налога для адвокатов

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

5,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

От 280001 до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 % с суммы, превышающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 % с суммы, превышающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

Из таблиц 1.3. и 1.4. видно, что индивидуальные предприниматели и адвокаты не уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.

1.2 Система учета и порядок отчетности по социальному страхованию и обеспечению

Для учета расчетов по взносам на социальное страхование, в Пенсионный фонд и на медицинское страхование используется пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», который имеет следующие субсчета:

1 «Расчеты по социальному страхованию»

2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»

3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию»

Начисленные суммы в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, в фонды обязательного медицинского страхования относят в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная оплата труда, и в кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». [21 c.219]. При этом составляют следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 20 «Основное производство» или дебет других счетов производственных затрат (23,25,26 и др.), кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчета 1,2,3.

Часть сумм, начисленных в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд используется организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на детей и др. [21, c.220]. Начисление работникам организации указанных пособий оформляют следующей бухгалтерской записью: Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчета 1 и 2, кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Остальную часть сумм отчислений по социальному страхованию перечисляют в Фонд социального страхования, отчислений в Пенсионный фонд - в указанный Фонд, а отчисления в фонды медицинского страхования - в соответствующие фонды [21, c.220]. Перечисление оформляется следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчета 1,2,3, кредит счета 51 «Расчетные счета». Следует отметить, что отчисления на социальное страхование, пенсионной обеспечение и обязательное медицинское страхование производят от сумм оплаты труда не только работников, занятых производством продукции (работ, услуг), но и работников непроизводственной сферы (жилищно-коммунального хозяйства, детских дошкольных учреждений, объектов культурно-просветительной работы и др.) [21, c.220].

Начисленную оплату труда работников непроизводственной сферы и указанные отчисления на нее относят на счета целевых источников, предусмотренных сметами на содержание соответствующих объектов. Обычно начисленную оплату труда и отчисления на социальные нужды отражают по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (с кредита счетов 69, 70) [21, c.220].

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику. Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации; использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию; направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

Уплата налога осуществляется отдельными платежными поручениями в каждый внебюджетный фонд [30. с. 116-129].

Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Налоговые органы обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога [16. с. 235-267].

1.3 Система внутреннего контроля и применяемые средства контроля

Система внутреннего контроля расчетов с бюджетом по социальному страхованию и обеспечению - это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной бухгалтерской отчетности.

Основные задачи внутреннего контроля состоят в том, чтобы обеспечить устойчивость организации, сохранность ее имущества, должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации, соблюдение должностными лицами и работниками организации установленных администрацией требований, правил, должностных инструкций, правил документации и документооборота, соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти РФ и ее субъектов. Система внутреннего контроля аудируемого лица должна включать в себя:

1. систему бухгалтерского учета;

2. контрольную среду под которой понимаются осведомленность и практические действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, в свою очередь включает:

- стиль и основные принципы управления аудируемого лица;

- организационную структуру аудируемого лица;

- распределение ответственности и полномочий;

- осуществляемую кадровую политику аудируемого лица;

- порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

- порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

- соответствие хозяйственной деятельности аудируемого лица в целом требованиям действующего законодательства.

4. средства контроля - это составные части системы контроля, установленные на отдельных направлениях и участках финансово - экономической деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления ею. Средствами контроля являются: арифметическая проверка, проставление контрольных подписей, сверка расчетов, анализ.

Руководитель несет ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля. От него зависит, чтобы система внутреннего контроля отвечала размерам и специфике деятельности, функционировала регулярно и эффективно. У аудируемого лица в соответствии с его учредительскими документами или правилами внутреннего распорядка может быть назначен ревизор, создана ревизионная комиссия или организован отдел "внутреннего аудита", которым может быть передана часть функций по поддержанию системы внутреннего контроля.

Эффективная организационная структура экономического субъекта предполагает целесообразное распределение ответственности и полномочий сотрудников. Она должна по возможности препятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции несовместимы, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять обнаружение таких ошибок и нарушений. Подлежат распределению между различными лицами такие функции, как:

- непосредственный доступ к активам экономического субъекта;

- разрешение на осуществление операций с активами;

- непосредственное осуществление хозяйственных операций;

- отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Надлежащее функционирование системы внутреннего контроля зависит также от сотрудников, которым поручена соответствующая деятельность. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность соответствующего персонала. Оценка надежности системы внутреннего контроля осуществляется при градации: высокая, средняя, низкая [38].

Таблица 1.5. Градация оценки надежности системы внутреннего контроля

Качественная

В процентах

Высокая

от 81 до 100 процентов

Средняя

от 41 до 80 процентов

Низкая

от 11 до 40 процентов

Внутренний контроль отсутствует

0 до 10 процентов

Раскрыв сущность социального страхования и обеспечения, его учет и систему внутреннего контроля рассмотрим теоретические основы методики проведения аудита по социальному страхованию и обеспечению во второй главе ВКР.

ГЛАВА 2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Согласно Международными стандартами аудиторской деятельности, аудит финансовой отчетности - это предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными основными принципами финансовой отчетности.

В РФ аудиторская проверка определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица).

Основы организации и проведения аудиторской проверки в РФ регламентируются ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности», стандартами аудиторской деятельности и методиками, а также договором, заключенного между аудируемым лицом и аудиторской организацией.

Цель аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению является составление мнения о достоверности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, подтверждение правильности расчетов, своевременности перечисления средств в бюджет, выполнение требований законодательных и нормативных актов при осуществлении расчетов с бюджетом по социальному страхованию и обеспечению.

Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по социальному страхованию и обеспечению осуществляется в три основных этапа:

1. Процедуры подготовки и планирования аудита;

2. Процедуры, выполняемые в ходе аудита по существу;

3. Заключительные процедуры [20. с. 116-129].

2.1 Подготовка и планирование аудиторской проверки

Процедуры подготовки и планирования аудиторской проверки расчетов по социальному страхованию и обеспечению следующие.

1. Знакомство с деятельностью аудируемого лица, его системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Источники информации: выписка из общего план аудиторской проверки; нормативные документы аудиторской организации: Налоговый кодекс. 2005г. 2 часть, Закон РФ от 28 июня 1991г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Закон РФ от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», внутренние документы аудируемого лица.

Порядок выполнения следующий: описываем основные параметры деятельности аудируемого лица в рабочих документах или получаем копии внутренних документов аудируемого лица, где они описаны, а также описываем системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица в рабочих документах или получаем копии внутренних документов аудируемого лица, где они описаны.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.