РУБРИКИ

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Теоретические основы аудита расчетов с покупателями
  • и заказчиками
  • 1.1 Правовые основы аудиторской деятельности
  • 1.2 Нормативные акты и положения регулирующие бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками
  • 2. Общая характеристика аудируемого лица
  • 2.1 Организационно- экономическая характеристика ООО «Весна»
  • 2.2 Организация учетной и контрольной работы на предприятии
  • 2.3 Оценка надежности бухгалтерского учета и внутреннего контроля
  • 3. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
  • 3.1 Уровень существенности и оценка аудиторского риска
  • 3.2 Планирование проведения аудиторской проверки
  • 3.3 Аудиторские доказательства и применяемые аналитические процедуры
  • 3.4 Аудиторское заключение
  • 4. Пути совершенствования системы бухгалтерского учета и аудита на предприятии
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Введение

В условиях развивающейся рыночной экономики, сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной базы, бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в уже существующих и появляющихся новых документах.

Все существующие новые и важные документы регулируют бухгалтерский учет и аудит хозяйственных операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов хозяйственных операций и их варианты.

Операции расчетов с покупателями и заказчиками многочисленны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична.

Субъект хозяйствования вправе параллельно применять несколько форм и систем расчетов с покупателями и заказчиками (наличный безналичный расчет, расчеты по полной предоплате и расчеты с частичной предоплатой и пр.), периодически изменять и комбинировать их и т.д. Данный вид расчетов традиционно находится в сфере внимания многочисленных контролирующих органов; наконец ошибки в учетных операциях по расчетам с покупателями и заказчиками способны вызвать крайне негативные финансовые эффекты для предприятия (задержка в поступлении средств способна привести к сбоям в системе финансирования собственной деятельности) и т.д.

Вопросам правового регулирования расчетов с покупателями и заказчиками в России посвящена достаточно обширная и динамичная (как и все новейшее законодательство) нормативная база. Государство достаточно жестко регулирует практику применения тех или иных форм расчетов, вводит определенные требования к их соблюдению, и, конечно, особое внимание со стороны законодательных и контролирующих органов уделяется вопросам бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.

Актуальность исследования избранной темы «Аудит расчетов с покупателями и заказчиками» обусловлено тем, что участок учета расчетов с покупателями и заказчиками является до сих пор самым трудоемким, сложным участком учетной работы бухгалтерии любого предприятия.

Цель курсовой работы - определение содержания учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

Предмет исследования: нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками; учетная политика, регулирующая порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками; вся первичная документация по учету операций расчетов с покупателями и заказчиками; учетные регистры и отчетность.

Объект исследования - расчеты с покупателями и заказчиками на примере Общества с Ограниченной Ответственностью «Весна».

В рамках курсовой работы представляется целесообразным решить следующие задачи:

- необходимо рассмотреть сущность и нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

- требуется проанализировать процесс организации учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Весна»;

- рассмотреть методику проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

- выявить типичные ошибки бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

- предложить возможные пути совершенствования бухгалтерского учета и аудита на предприятии.

Фактическая база представлена действующими нормативно-правовыми актами федерального и отраслевого уровня, а также внутренней (локальной) нормативно-правовой документацией и финансовой отчетностью ООО «Весна».

1. Теоретические основы аудита расчетов с покупателями и заказчиками

1.1 Правовые основы аудиторской деятельности

В настоящее время система нормативного регулирования аудита в России находится в стадии становления. Это связано с формированием новой организационно - правовой структуры аудиторской деятельности в Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона « Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001года.

Рис.1 Организационно-правовое регулирование аудиторской

деятельности в России

В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита, представленная в табл.1.

Уровень

Документы

Органы принимающие документы

1 уровень

Федеральные законы, кодексы, указы

Федеральное собрание, Правительство, Государственная дума, Президент РФ

2 уровень

Постановления, приказы

Президент РФ, Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности

3 уровень

Федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности,

Президент РФ, Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности

4 уровень

Внутренние стандарты

Профессиональные аудиторские объединения

5 уровень

Внутрифирменные стандарты

Аудиторские организации

Первый уровень - Закон об аудиторской деятельности, принятый Государственной Думой 13 июля 2001 г.

На протяжении более 7 лет регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.93 г. № 22бз. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила действуют на всей территории Российской Федерации до принятия закона, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации начался новый этап в развитии аудита.

Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - это основной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации, который должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых актов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федеральных законов «О бухгалтерском учете», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Значение закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Он определил место аудита в финансово-хозяйственной деятель-ности в качестве ее необходимого и равноправного элемента.

К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постанов-ления Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ и Департамента по организации аудиторской деятельности::

Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах госу-дарственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федера-ции»;

Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»;

Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 409 «О мерах по обес-печению проведения обязательного аудита»;

Приказ Минфина РФ от 27.10.99 г. № 69н «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществ-ление аудиторской деятельности» и др.

Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельно-сти представлен федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельно-сти. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно ин-терпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и преж-де всего арбитражным судом.

Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и орга-низаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, на-логовых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учи-тываться в арбитражном процессе.

Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесооб-разную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью кото-рых можно оценить качество аудиторской проверки.

Четвертый уровень - методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отрас-лям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным ауди-торским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанав-ливаемые профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандар-тов и не могут противоречить им. В настоящее время такие стандарты пока не разработаны.

Пятый уровень - документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты).

Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита.

Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть «Приказ об утверждении внутрифирменных стандартов», подписанный руководите-лем фирмы. В соответствии с учредительными документами эти стандарты могут дополнительно утверждаться советом учредителей аудиторской фирмы. Необходи-мость применения указанных стандартов должна быть оговорена в контракте или в другом документе, регламентирующем рабочие отношения аудитора и админист-рации фирмы. Также оговариваются права и обязанности аудитора в части при-менения указанных стандартов, принципы профессиональной этики и методы кон-троля качества работы аудиторов.

Главными принципами, которые должны быть положены в основу любых внут-рифирменных стандартов, являются независимость, профессионализм, соблюдение этики поведения, обоснованность мнения, точность предоставления информации и доброжелательность по отношению к клиенту.

Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно услов-но разделить на следующие: стандарты в области этики поведения аудитора, стандарты по внутрифирменному документообороту и стандарты в области мето-дологии проведения проверок по направлениям аудита: общий, банковский, страхо-вой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Несмотря на то, что многие вопросы, возникающие при проведении аудиторских проверок, регулируются либо нормативными документами, либо уже действующими стандар-тами, в практике их применения различными аудиторскими фирмами зачастую воз-никает необходимость в их дополнении, объяснении, расшифровке или обобщении применительно к конкретной аудиторской фирме.

1.2. Нормативные акты и положения регулирующие бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности ауди-торов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих закон-ность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе. Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью ауди-тор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита опре-деляют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.

Стандарты носят обязательный характер (таблица 2).

Таблица 2

Действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности

№ российского стандарта

Наименование стандарта

1

Цель и основные принципы аудита финансовой (бух-галтерской) отчетности

2

Документирование аудита

3

Планирование аудита

4

Существенность в аудите

5

Аудиторские доказательства

6

Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтер-ской) отчетности

7

Внутренний контроль качества работы в аудите

8

Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом

9

Аффилированные лица

10

События после отчетной даты

11

Применимость допущения непрерывности деятель-ности аудируемого лица

12

Согласование условий проведения аудита

13

Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита

Продолжение табл.2

14

Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита

15

Понимание деятельности аудируемого лица

16

Аудиторская выборка

В Российской Федерации бухгалтерский учет регламентируется правовыми и нормативными документами. Государство в лице Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Банка России, Госкомстата России при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня:

- первый - законы и иные акты законодательства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку учета;

- второй - положения по бухгалтерскому учету;

- третий - методические указания по ведению бухгалтерского учета;

- четвертый - рабочие документы организации, формирующие его учетную политику (в методическом, техническом и организационном аспектах).

Документы первого уровня закрепляют обязательность ведения бухгалтерского учета всеми хозяйствующими субъектами, его основные принципы и правила (кодексы, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). К таким документам относятся:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II - определяет основания приобретения и перехода права собственности на имущество, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера.

Договор -- это соглашение сторон, акт, в котором выражено их взаимное согласие действовать совместно, в интересах обоюдной выгоды.

В Гражданском кодексе РФ отсутствуют правовые нормы, регулирующие структуру договора купли-продажи и поставки. Норма Гражданского кодекса РФ предусматривает свободу договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ), т.е. возможность сторон заключить договор и не предусмотренный нормативными актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ), а условия договора определяются по усмотрению сторон (ст. 421, 422 ГК РФ).

Стороны могут использовать примерные условия договоров (ст.427 ГК РФ), но это по добровольному их согласию, а не обязательно. В силу презумпции свободы договора (ст. 421 ГК РФ) государство не вправе вмешиваться в договорную сферу предпринимательских взаимоотношений, кроме как посредством установления законов. Следует учесть, что Правительство в соответствии с п.4 ст.426 ГК РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении договоров.

К важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются ничтожными. Установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги).

Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Суммы неистребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.

- при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;

- проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;

- полнота оприходования материальных ценностей;

- правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;

- правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);

- правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности.

2. Федеральный закон «О защите прав потребителей» в ред. ФЗ от 17.12.1999 г. №212-ФЗ регулирует все возникшие споры и претензии, возникающие между продавцами и покупателями,

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ является определяющим. В законе сформулированы понятия бухгалтерского, аналитического и синтетического учета; определены задачи, объекты и способы организации бухгалтерского учета; перечислены требования к ведению бухгалтерского учета, регламентировано назначение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, инвентаризации имущества и пр.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ) -устанавливает порядок налогообложения и налогового учета хозяйственных операций.

4. Постановления Правительства РФ регулируют правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС.

5. Инструкция МФ СССР регулирует порядок выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности.

Правила отпуска товара в продажу предусматривают отпуск товара по предоставленной покупателем доверенности на получение товара.

6. Документы второго уровня представлены положениями по бухгалтерскому учету, устанавливающими правила его ведения .

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности отдельных участках.

Из положений особенно важным является Положение «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета

7. К числу важных документов третьего уровня относятся методические указания по бухгалтерскому учету расчетов, которые определяют особенности учета частности методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические рекомендации по применению главы 21 «На-лог на добавленную стоимость»

8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной Деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утв. Приказом МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 7 мая 2003 г. № 38н).

9. О формах бухгалтерской отчетности организаций. Приказ МФ РФ от 22 июля 2003 г. № 67н.

10. Расчеты с покупателями и заказчиками за товары могут проводиться безналичным образом (через расчетные счета в банках). Эти операции регулируются Положением о безналичных расчетах в РФ: Утверждено ЦБ РФ, октябрь 2002 г.

Руководствуясь, законодательством РФ о бухгалтерском учете и нормативными правовыми актами Министерства Финансов РФ непосредственно сами организации формируют самостоятельно свою учетную политику и регулируют учетный процесс, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

11. Основными рабочими документами организации являются:

документ об учетной политике предприятия;

утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

графики документооборота;

утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Нормативные акты, в которых рассматриваются вопросы регулирования расчетных операций, как следует из приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы, Положения, План счетов бухгалтерского учета, постановления Правительства, Инструкции, рекомендации и другие виды документов.

Основная цель аудита - установить правильность ведения учета расче-тов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть реше-ны следующие задачи:

- проверка правильности оформления первичных документов по реализации про-дукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснован-ности возникновения дебиторской задолженности;

- подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на сче-тах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;

- оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претен-зий.

Источниками информации являются: Положение об учетной политике; до-говоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты свер-ки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации рас-четов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; Главная книга; бухгалтерская отчетность.

Чтобы наметить направления проверки и области углубленного контроля, ауди-тору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Для этого следует установить наличие на предприятии необходи-мой нормативной базы, состав применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с покупа-телями и заказчиками аудитор на основе полученной информации заполняет зара-нее разработанные тесты. Тесты позволяют установить, насколько контроль рас-четных операций отвечает современным требованиям, а их учет - выполняет по-ставленные перед ним задачи.

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками используются приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.

В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления догово-ров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. По данным пер-вичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 устанавливаются достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).

При аудите расчетов с использованием различных форм безналичных расче-тов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя. Особое внимание обра-щается на правильность отражения в учете и налогообложении операций с ис-пользованием векселей.

Путем отслеживания и арифметического контроля устанавливается правиль-ность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок, взаимозачетов, векселей. Осуществляется проверка правильности анали-тического учета по счету 62, который должен обеспечивать возможность получе-ния информации о реальной задолженности покупателей, в том числе обеспечен-ной векселями. Изучаются также имеющиеся факты просроченной дебиторской задолженности, выясняются причины неплатежей.

Аудитор должен проверить правильность отражения в учете сумм неистребо-ванной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли-продажи и др.), срок исполнения по которым покупателями превысил 4 месяца со дня фактичес-кого получения ими товаров (работ, услуг). Данная задолженность должна списы-ваться на убытки предприятия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой базы. Аудитору необходимо выяснить, учитывается ли данная задолженность на заба-лансовом счете 007 в течение 5 лет с момента ее списания. Следует также установить наличие дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и причины, по которым на сумму этой задолженности не была уменьше-на налогооблагаемая прибыль предприятия.

Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете полученных авансов, отражаемых на счете 62 субсчет «Авансы полученные». Ауди-тор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет пра-вильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналити-ческого и синтетического учета, правильность уплаты НДС с авансов полученных.

В заключение выясняется правильность применяемых схем корреспонденций счетов по расчетам с покупателями и заказчиками.

Типичные ошибки:

- отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление;

- неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС и Т.Д.; - некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

- недостоверность аналитического учета;

- формальное проведение инвентаризации расчетов.

2. Общая характеристика аудируемого лица

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Весна»

Общество с Ограниченной Ответственностью «Весна» создано согласно ГК РФ, Закона об обществах, других нормативных актов, утверждено учредителями 15 апреля 2001 года.

Общество является производственной коммерческой организацией, и его деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Деятельность общества, права и обязанности его учредителей регулируются ГК РФ, Законом об Обществах, другими нормативными актами, регулирующими деятельность юридических лиц, Уставом, утвержденным руководителями. Образованное общество является юридическим лицом, статус которого определен Уставом общества.

Общество имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, имеет расчетный счет и другие счета в банке.

Учредители вправе изменять состав сформированного ими уставного капитала в порядке, предусмотренном настоящим Уставом. Общество имеет круглую печать со своим наименованием, фирменные и товарные знаки обслуживания, другую атрибутику и исключительные права на их использование.

Предметом деятельности ООО «Весна» является:

· Производство швейных изделий;

· Продажа продукции собственного производства.

Имущество ООО «Весна» составляют основные и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе предприятия и формируется из собственных и заемных средств.

Высшим органом управления этого общества является общее собрание участников общества. Собрания учредителей бывают очередные и внеочередные. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать для принятия решений.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется директором - единоличным исполнительным органом общества. Директор общества подотчетен общему собранию участников. Директор общества избирается общим собранием участников на 5 лет.

Организационная структура ООО «Весна» представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Организационная структура предприятия

Анализ основных экономических показателей по бухгалтерской отчетности (Приложение 1,2) показан в таблице 2.

Таблица 2.

Основные экономические показатели предприятия в динамике, тыс. р.

Показатели

Код

2007 год

2006 год

Отклоне-ние
(гр.1-rp.2)

Темп

роста, %

сумма

сумма

А

1

2

3

4

1 .Выручка (нет- то) от реализации товаров, продукции, работ, услуг(за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

366181

184673

+181508

198,3

Продолжение табл. 2

2.Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

020

340344

171543

+168801

198,4

3.Валовая прибыль (убыток) отчетного периода

029

25837

13130

+12707

213

4.Коммерческие расходы

030

24145

12041

+12104

200,5

5.Управленческие расходы

040

-

-

-

-

6 .Прибыль (убыток) от реализации

050

1692

1089

+603

155,4

7.Проценты к получению

060

13

2

+11

650

8.Проценты к уплате

070

382

229

+153

166,8

9.Доходы от участия в других организациях

080

-

-

-

-

10.Прочие доходы

090

53681

32171

+21510

166,8

11.Прочие расходы

100

53827

32359

+21468

166,7

12.Прибыль (убыток) до налогообложения

140

1177

674

+503

174,6

13. Текущий налог на прибыль

150

348

162

+186

214,8

14. Чистая прибыль отчетного периода

190

829

512

+317

161,9

По данным таблицы 2.1 следует, что организация развивается успешно, так как по всем основным показателям наблюдается тем роста более 100 %.

Выручка от продажи товаров выросла почти в 2 раза, валовая прибыль - немногим больше чем в 2 раза, прибыль от реализации - в 1,5 раза, темп роста балансовой прибыли составил больше чем в 1,5 раза, так как организации вернули покупатели сумму по процентам за просроченные платежи за товар.

Чистая прибыль остающаяся в распоряжения организации тоже увеличилась более чем в 1,5 раза.

В целом можно сказать, что предприятие развивается успешно. Расширяет производственные площади, увеличивает объемы производства, в ближайших планах расширить ассортимент.

2.2 Организация учетной и контрольной работы на предприятии

В ООО «Весна» бухгалтерская служба учреждена как структурное подразделение организации на основании распоряжения директора организации. Структурное подразделение возглавляется главным бухгалтером, который осуществляет руководство бухгалтерией.

В распоряжении руководителя об учреждении бухгалтерской службы утверждено Положение о бухгалтерской службе, а также должностные инструкции работников бухгалтерии.

Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными подразделениями организации определяется движением документов.

Должностные инструкции составлены для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения полномочий работников, определения их прав и обязанностей.

Закрепление за работниками участков бухгалтерского учета позволяет избегать дублирования или неоформления отдельных хозяйственных операций.

На предприятии применяется автоматизированная форма учета. Используется программа «1С - Бухгалтерия».

Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками, и некоторые первичные документы представлены в приложениях 5 -10.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета (приложение 3) в ООО «Весна» сформирована главным бухгалтером в виде отдельного документа, а утверждена распоряжением руководителя организации.

При формировании учетной политики учитывалась специфика деятельности организации и другие факторы, связанные с задачами управления.

Учетная политика ООО «Весна» для целей налогообложения применяется с 1 января по 31 декабря отчетного года.

В соответствии со статьей 313 главы 25 НК РФ в учетной политике для целей налого-обложения (приложение 4) ООО «Весна» устанавливает порядок ведения налогового учета.

Подтверждением данных налогового учета признаются первичные учетные документы (включая справки бухгалтера), аналитические регистры налогового учета и расчет налого-вой базы.

Регистры налогового учета защищены от несанкционированных исправлений, за их ведение отвечает специально назначенный бухгалтер.

Основная цель внутреннего контроля в ООО «Весна» заключается в обеспечении эф-фективности функционирования всех видов деятельности на всех уров-нях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров).

Внутренний аудит в ООО «Весна» решает следующие задачи:

· проверка правильности составления и условий выполнения хозяй-ственных договоров;

· проверка наличия, состояния правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и приме-нения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своев-ременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджет-ные фонды;

· экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов, правильности органи-зации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета;

· экспертиза достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использова-ния прибыли и фондов;

· разработка и представление обоснованных предложений то улучше-нию организации системы контроля, бухгалтерского учёта и расчет-ной дисциплины, повышению эффективности программ развития, из-менению структуры производства и видов деятельности;

· консультирование учредителей, руководителей подразделений, специ-алистов и работников аппарата управления, права, анализу хозяй-ственной деятельности и другим проблемам.

Аудиторы службы внутреннего контроля могут решать также другие организационно-управленческие, правовые, технологические, технико-эко-номические и прочие задачи, связанные со спецификой деятель-ности организации.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что бухгалтерский учет и внутренний контроль организован и ведется на должном уровне.

2.3 Оценка надежности бухгалтерского учета и внутреннего контроля

Единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторского риска и его составных частей диктует федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

По стандарту «система бухгалтерского учета» - это упо-рядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении, путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

«Система внутреннего контроля» по стандарту означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффектив-ного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения со-хранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, кото-рые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и вклю-чает контрольную среду.

Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и под-держание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность конкрет-ных средств контроля и включает в себя следующие составляющие:

· стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом;

· организационная структура аудируемого лица;

· распределение ответственности и полномочий;

· осуществляемая кадровая политика;

· порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для вне-шних пользователей

· порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подго-товки отчетности для внутренних целей;

· обеспечение соответствия хозяйственной деятельности аудируемого лица требованиям законодательства;

· наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируе-мого лица. К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся:

· подотчетность одних работников другим;

· внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хо-зяйственной деятельности;

· сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвента-ризация);

· сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;

· проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифме-тической точности записей;

· осуществление контроля за прикладными программами и компьютер-ными информационными системами, в том числе посредством уста-новления контроля за изменениями компьютерных программ и за до-ступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;

· ограничение доступа к активам и записям;

· сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показате-лями.

В процессе аудита финансовой отчетности в ООО «Весна» уделяется внима-ние только тем основным целям и конкретным процедурам в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые имеют отношение к процессу подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Понима-ние соответствующих аспектов систем бухгалтерского учета и внутрен-него контроля наряду с оценкой неотъемлемого риска, риска средств контроля и учетом иной информации позволяет:

· определить виды вероятных существенных искажений, которые мо-гут встретиться в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

· учитывать факторы, которые влияют на риск появления существен-ных искажений;

· разрабатывать надлежащие аудиторские процедуры.

При разработке подхода к проведению аудита в ООО «Весна» принимается во внимание предварительная оценка риска средств контроля, а также оценка неотъемлемого риска для того, чтобы определить надлежащий риск необнаружения, который может быть принят во внимание в отноше-нии же предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также для определения характера, временных рамок и объема аудитор-ских процедур по существу.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.