РУБРИКИ

Аудит товарных операций

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Аудит товарных операций

При проверке оформления договорных отношений, сертификатов, проверки актов сверок проведения расчетов с поставщиками, и источников поступления товаров нарушений не выявлено. Источники поступления соответствуют источникам в счетах-фактурах. Акты сверок проведения расчетов с поставщиками проводятся регулярно.

Проверка наличия и правильности оформления первичных документов по учету поступления товаров

Проведена проверка соответствия применяемых в ООО ПКФ «ВиАС» форм первичной документации по учету поступления товаров унифицированным формам (Приложение И, К), правильность заполнения обязательных реквизитов, правильность внесения исправлений в документы, наличие подчисток и помарок.

Проверка выявила отсутствие унифицированных форм, которые используются при приемке товаров, а именно ТОРГ-1 «Акт о приемке товаров» в ООО ПКФ «ВиАС» при приемке товаров не составляется, что является нарушением Постановления Госкомстата России от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций". При нарушении правил приема торговая организация лишается возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров.

Выборочная проверка документации по учету поступления товаров выявила следующие нарушения, систематизированные в рабочей таблице 5.

Таблица 5 - Ведомость нарушений правил оформления документации по учету поступления товаров

№ п/п

Дата документа

Номер документа

Сущность нарушения

1.

04.02.2010

Счет-фактура №Б000001225, товарная накладная № Б000001225 (приложение 9)

Отсутствуют номер и дата расчетно-платежного документа, подпись и расшифровка подписи грузополучателя, ж/д накладная

2.

05.02.2010

Счет-фактура №Б000001228, товарная накладная № Б000001228 (приложение 10)

Отсутствуют номер и дата расчетно-платежного документа, печать грузополучателя, дата получения товара, ж/д накладная

3.

07.02.2010

Счет-фактура №Б000001233, товарная накладная № Б000001233 (приложение 11)

Отсутствуют номер и дата расчетно-платежного документа, подпись, расшифровка подписи, печать грузополучателя, неверно указана дата получения товара

4.

14.02.2010

Счет-фактура №Б000001250, товарная накладная № Б000001250 (приложение 12)

Отсутствуют номер и дата расчетно-платежного документа, печать грузополучателя, не указаны реквизиты выданной доверенности

5.

28.02.2010

Счет-фактура №Б000001320, товарная накладная № Б000001320 (приложение 13)

Отсутствуют номер и дата расчетно-платежного документа, подпись, расшифровка подписи, печать грузополучателя

Указанные факты являются нарушением «Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N914 с изменениями от 26.05.2009г. N84. В результате чего покупателю товаров может быть отказано в применении налогового вычета в сумме НДС, уплаченного им поставщику (п.2 ст.169 НК РФ).

Проверенные документы на предмет выделения НДС при приобретении товаров ошибок не содержат. НДС в финансовых документах выделяется отдельной строкой.

Проверка наличия и правильности оформления первичных документов по операциям реализации товаров покупателям

Для проверки правильности оформления и полноты отражения в учете выбытия товаров были проверены следующие документы: договоры купли-продажи, договоры поставки, книга продаж, счета-фактуры (Приложение Л), товарные накладные (Приложение М), кассовые отчеты с приложенными документами (Приложение Н), выписки банка с расчетного счета с приложенными документами, акты выверки расчетов с предприятием.

В результате проверки правильности оформления и соблюдения условий договоров, заключенных с покупателями, нарушений не выявлено.

Как уже отмечалось ранее, в нарушение Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25.12.98г. №132, товарные отчеты (форма № ТОРГ-29) на предприятии ООО ПКФ «ВиАС» материально-ответственными лицами не составляются. Указанные нарушения свидетельствуют об отсутствии контроля со стороны руководства ООО ПКФ «ВиАС» за сохранностью товарно-материальных ценностей, допускают возможные злоупотребления со стороны материально-ответственных лиц.

Объектами аудита являются товарные накладные и счета-фактуры, которые согласно п. 1 ст. 9 Федерального Закона РФ N129-ФЗ служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Проведена проверка соответствия применяемых в ООО ПКФ «ВиАС» форм первичной документации по учету реализации товаров унифицированным формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 25.12.98г. №132, проверка правильности заполнения обязательных реквизитов и внесения исправлений в документы, наличие подчисток и помарок; наличия утвержденного руководителем ООО ПКФ «ВиАС» перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

В процессе проверки установлено, что документы по отпуску товаров соответствуют унифицированным формам первичной учетной документации установленными Постановления Госкомстата России от 25.12.98г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». Также проверка показала, что в ООО ПКФ «ВиАС» при реализации товаров применяются накладные, не имеющие унифицированной формы, например, накладная № 022028 от 27.02.2010г. Они являются внутренними документами, которые используются работниками склада при погрузке товаров покупателю.

Выборочная проверка документации по учету реализации товаров выявила следующие нарушения, систематизированные в рабочей таблице 6.

Таблица 6 - Ведомость нарушений правил оформления документации по учету реализации товаров

№ п/п

Дата документа

Номер документа

Сущность нарушения

1.

08.03.2010

Счет-фактура №00019296

Отсутствуют номер и дата расчетно-платежного документа

2.

08.03.2010

Товарная накладная №00019296

Не указаны реквизиты выданной доверенности, дата получения товара, расшифровка подписи

3.

08.03.2010

Счет-фактура №00019317

Отсутствуют номер и дата расчетно-платежного документа

4.

08.03.2010

Товарная накладная №00019317

Не указаны реквизиты выданной доверенности, дата получения товара

Указанные факты являются нарушением п. 1 ст. 9 Федерального Закона РФ N129-ФЗ, в соответствии с которым счета-фактуры и накладные служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, а также нарушением «Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N914 с изменениями от 26.05.2009г.

Проверенные документы на предмет выделения НДС при реализации товаров ошибок не содержат. НДС в финансовых документах выделяется отдельной строкой.

Использование контрольно-кассовых машин при расчетах наличными деньгами с юридическими лицами соответствует требованиям законодательства.

Проверяемые кассовые отчеты и выписки банка с приложенными к ним документами по расчетам с покупателями ошибок не содержат.

Проверка правильности отражения операций по поступлению и реализации товаров

При проверке правильности отражений товарных операций на счетах бухгалтерского учета с применением субсчетов, утвержденных учетной политикой ООО ПКФ «ВиАС» и рабочим планом счетов были рассмотрены следующие документы: журналы - ордера и ведомости по счетам 41, 191, 193,194, 901, 902, 903,907,909 (Приложение Г). В целом учет товарных операций на счетах бухгалтерского учета в ООО ПКФ «ВиАС» ведется грамотно.

Однако проверка соблюдения положений Учетной политики в отношении учета товаров показала, что применяемые методы в области учета товарных операций соответствуют положениям Учетной политики, кроме некоторых нарушений, приведенных далее по тексту.

1. В Приказе «Об учетной политике» (Приложение Д) описан порядок оценки и списания в производство материально-производственных запасов (МПЗ). Предусмотрено, что МПЗ принимаются к учету по фактической себестоимости приобретения или изготовления.

В соответствии с п.2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» товары являются частью МПЗ, но для определения их фактической себестоимости в организациях, осуществляющих торговую деятельность, предусмотрены два метода в зависимости от списания затрат по заготовке и доставке товаров.

Таким образом, на предприятии для определения фактической себестоимости товаров и иных видов МПЗ применяются разные методы, что и необходимо четко оговорить в Учетной политике организации.

Учетная политика - это основной документ, регламентирующий ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии. Поэтому рекомендуется:

1) отразить в Приказе «Об учетной политике» методы определения фактической себестоимости товаров и иных видов МПЗ;

2) закрепить в Приказе «Об учетной политике» фактически применяемый порядок учета и списания ТЗР по товарам и иным видам МПЗ.

При проверке правильности отражения операций по расчетам с покупателями и заказчиками выявлено следующее.

Поступление товаров производится, как правило, железнодорожным транспортом по железнодорожным накладным. При этом товары, отправленные транзитом, минуя г. Красноярск, в города Иркутск, Благовещенск, Братск в адрес ООО «Прок-сервис», в г. Абакан, числятся на остатке, на общем складе в г. Красноярске без организации его аналитического учета по местам хранения.

Кроме того, в некоторых железнодорожных накладных указан получатель-покупатель товара. По условиям договора купли-продажи с покупателями указывается, что переход права собственности на товар от поставщика к покупателю происходит в момент подписания накладной.

Анализ предъявленных покупателям счетов-фактур и сумм, поставленных по железнодорожным накладным товаров в адрес этих покупателей, выявил существенные отклонения по датам и суммам отражения продаж.

Ниже приведены результаты проведенного анализа на примере расчетов с ИП Кондрашовым и ИП Зубачевой (таблица 7).

Таблица 7 - Ведомость проверки полноты отражения в учете операций по отгрузке товаров покупателям

Период

ИП Кондрашов П.А.

ИП Зубачева С.В.

по счетам-фактурам

по ж/д накладным

отклонение ж/д от учетных данных

по счетам-фактурам

по ж/д накладным

отклонение ж/д от учетных данных

А

1

2

3 (2-1)

4

5

6 (5-4)

Январь

0,00

0,00

0,00

1396742,88

7506031,80

6109288,92

Февраль

0,00

0,00

0,00

354790,90

5701130,08

5346339,18

Март

2334293,10

0,00

-2334293,10

1849695,20

8166039,92

6316344,72

Апрель

2644696,92

1939794,72

-704902,20

1200000,00

5833288,72

4633288,72

Май

2080889,90

8356886,96

6275997,06

319999,80

0,00

-319999,80

Июнь

3521550,28

6784606,72

3263056,44

0,00

543569,66

543569,66

Июль

5516163,56

6055325,20

539161,64

11105,40

0,00

-11105,40

Август

3865546,21

5874666,88

2009120,67

0,00

0,00

0,00

Сентябрь

2949752,82

3149617,92

199865,10

0,00

0,00

0,00

Октябрь

0,00

126891,48

126891,48

325894,31

325894,31

0,00

Ноябрь

26597265,02

26597265,02

0,00

3265488,74

3196487,23

-69001,51

Декабрь

17984568,69

19658432,28

1673863,59

1254834,95

875640,11

-379194,84

ИТОГО:

67494726,50

78543487,18

11048760,68

9978552,18

32148081,83

22169529,65

Результаты проведенного анализа полноты отражения в учете операций по отгрузке товаров покупателям свидетельствуют о том, что только по данным контрагентам не было отражено продаж за 2007 год на сумму более 33,2 млн.руб. (11 048 760,68 руб.+22 169 529,65 руб.=33 218 290,33 руб.) без учета наценки.

Занижение уровня продаж оказывает влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, а также влечет за собой занижение налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, подлежащих исчислению и уплате в бюджет.

На основании выше сказанного руководству ООО ПКФ «ВиАС» рекомендуется привести в соответствие учет и фактические условия хозяйственной деятельности, путем внесения изменений в учет и отчетность, основываясь на содержании оформленных договоров купли-продажи, либо пересмотреть содержание договоров с покупателями, в которых предусмотреть иной порядок перехода права собственности.

Проверка правильности формирования оптовых цен на товары, подлежащие гос. регулированию

ООО ПКФ «ВиАС» осуществляет деятельность по оптовой реализации товаров детского питания (соков). В соответствии с Постановлением Администрации Красноярского края от 03.10.2007г. № 710-п «Об утверждении предельных надбавок (наценок)» торговые надбавки на данный товар подлежат государственному регулированию.

Основным поставщиком товара является фирма-производитель ООО «НИДАН Соки» (филиал в г. Новосибирске).

В соответствии с договором между ООО «НИДАН Соки» и ООО ПКФ «ВиАС» от 13.01.2003г. № 32пос/03 на поставку продукции цены на продукцию устанавливаются в рублях РФ и включают в себя стоимость упаковки и маркировки продукции. В соответствии с договором ассортимент, цена и количество каждой партии продукции, а также сроки поставок отдельных партий продукции, согласовываются сторонами по предварительному заказу в устной форме, либо в письменном виде, и окончательно определяются сторонами в товарных накладных, являющихся неотъемлемой частью договора.

Обществом не ведется реестра цен реализации по регулируемой группе товаров, что не позволяет установить размер применяемой наценки. Цены реализации дифференцированы в зависимости от количества товара, что наблюдается и в действующем прайс-листе ООО ПКФ «ВиАС».

В связи с невозможностью определения размера применяемой наценки по регулируемой группе товаров, произведена выборочная проверка счетов-фактур, выписанных покупателям за июнь 2010г. При определении предельного размера применяемой наценки применены минимальные учетные цены.

Пунктом 3 Постановления Администрации Красноярского края от 16.10.2001г. № 710-п утверждена предельная торговая надбавка к ценам «на продукты детского питания - 35 процентов к цене организации - изготовителя». При проведении аудита установлен факт завышения предельного размера надбавки. Расчет сумм завышения представлен в таблице 8 и составил 563 руб. 46 коп.

Таблица 8 - Расчет сумм завышения оптовой надбавки по ООО ПКФ «ВиАС»

Наименование

товара

Счет -- фактура

дата / №

Цена поставщика без НДС

Цена реализации без НДС

Наценка,

%

Количество, шт

Сумма

завышения

А

Б

1

2

3

4

5

0,2л ДП сок МС, томат 100%

01.06.10г./ 0001499

4,35

5,91

35,86

81

3,04

0,2лДП нап. ДА, 12% виш.

01.06.10г./ 0001499

3,66

4,99

36,34

54

2,65

0,2лДП нап. ДА, 12% перс.

01.06.10г./ 0001499

3,66

4,99

36,34

54

2,65

0,2лДП нап. ДА, 12% вин.

01.06.10г./ 0001499

3,66

4,99

36,34

54

2,65

0,2лДП нап. ДА, 12% абр.

01.06.10г./ 0001501

3,66

4,99

36,34

54

2,65

0,2л ДП нек МС, апельс. 100%

30.06.10г. /00016361

4,23

6,09

43,97

13

4,93

0,2л ДП нек МС, виш. 100%

30.06.10г. /00016362

4,23

6,09

43,97

14

5,31

0,2л ДП нек МС, перс-яб.. 100%

30.06.10г. /00016363

4,23

6,09

43,97

13

4,93

0,2л ДП нек МС, том. 100%

30.06.10г. /00016364

4,35

6,09

40,00

14

3,05

0,5л ДП нек. Чемп. вишн.

30.06.10г. /00016356

13,88

19,27

38,83

12

6,38

1,5л ДП нек.Чемпион перс.

30.06.10г. /00016358

32,88

48,18

46,53

24

91,01

1,5л ДП нек.Чемп. вишн.

30.06.10г. /00016356

32,88

48,18

46,53

18

68,26

0,2л ДП нек. МС абр.

30.06.10г. /00016355

4,35

6,09

40,00

27

5,87

0,2л ДП нек. МС абр. 40%

30.06.10г./00016352

4,23

6,09

43,97

13

4,93

0,2л ДП нек. МС ананас

30.06.10г. /00016352

4,23

6,09

43,97

14

5,31

0,2л ДП нек.МС виш-ябл.

30.06.10г. /00016352

4,23

6,09

43,97

13

4,93

0,2л ДП нек. МС мульт.

30.06.10г. /00016353

4,23

6,09

43,97

14

5,31

0,2л ДП нек.МС вин-ябл.

30.06.10г. /00016345

4,35

6,09

40,00

13

2,83

0,2л ДП нек. МС виш-ябл.

30.06.10г. /00016345

4,35

6,09

40,00

14

3,05

0,2л ДП нек. МС абр.

30.06.10г. /00016348

4,23

6,09

43,97

13

4,93

0,2л ДП нек.МС апельсин

30.06.10г. /00016348

4,23

6,09

43,97

14

5,31

0,2л ДП нек.МС вишн-ябл.

30.06.10г. /00016349

4,23

6,09

43,97

13

4,93

0,2л ДП нек. МС мульт.

30.06.10г. /00016350

4,23

6,09

43,97

14

5,31

0,2л ДП нек.МС апельсин

30.06.10г. /00016350

4,23

6,27

48,23

27

15,11

0,2л ДП нек. МС мульт.

30.06.10г. /00016351

4,23

6,27

48,23

27

15,11

0,2л ДП нек. МС абр. 40%

30.06.10г. /00016352

4,23

6,09

43,97

13

4,93

0,2л ДП нек. МС ананас

30.06.10г. /00016353

4,23

6,09

43,97

14

5,31

0,2л ДП нек.МС виш-ябл.

30.06.10г. /00016354

4,23

6,09

43,97

13

4,93

0,2л ДП нек. МС мульт.

30.06.10г. /00016355

4,23

6,09

43,97

14

5,31

0,2л ДП нек.МС апельсин

30.06.10г. /00016349

4,23

6,09

43,97

13

4,93

0,2л ДП нек.МС пер-ябл.

30.06.10г. /00016350

4,23

6,09

43,97

14

5,31

0,2л ДП нек.МС апельсин

30.06.10г. /00016344

4,23

6,09

43,97

14

5,31

0,2л ДП нек.МС вин-ябл.

30.06.10г. /00016345

4,35

6,09

40,00

13

2,83

0,2л ДП нек.МС пер-ябл.

30.06.10г. /00016346

4,23

6,09

43,97

13

4,93

0,2л ДП сок МС томат 100%

30.06.10г. /00016347

4,35

6,09

40,00

14

3,05

1,5л нек.Чемп. виш. 35%

30.06.10г. /00016343

32,28

49,18

52,35

34

190,47

0,5л ДП нек. Чемп. виш.

30.06.10г. /00016344

13,88

19,91

43,44

12

14,06

1л ДП нек.МС мульт. 25%

30.06.10г. /00016345

13,37

18,82

40,76

12

9,25

0,2л ДП нек. МС абр. 40%

30.06.10г. /00016346

4,23

6,27

48,23

13

7,27

0,2л ДП нек.МС виш-ябл.

30.06.10г. /00016347

4,23

6,27

48,23

14

7,83

0,2л ДП нек. МС мульт.

30.06.10г. /00016348

4,23

6,27

48,23

13

7,27

Итого:

563,46

На основании выше сказанного руководству организации рекомендуется вести реестр цен реализации по регулируемой группе товаров на каждое поступление продукции детского питания с целью исключения превышения предельного размера оптовой надбавки

Проверка правомерности применения торговых скидок

Для многих организаций предоставление скидок на продаваемые товары - повседневная практика. Ведь это делает их товар более привлекательным для клиентов и позволяет повысить уровень продаж, привлечь как можно больше покупателей, заинтересовать их более выгодными, чем у конкурентов, условиями. Грамотно разработанная система скидок позволяет продавцу не только привлекать новых покупателей, но и удерживать старых, которые могут стать постоянными покупателями.

ООО ПКФ «ВиАС» широко использует в своей деятельности скидки как способ поддержания спроса у постоянных клиентов и продвижения своего товара на новые рынки сбыта. Также организация сама периодически получает скидки от ООО «НИДАН Соки».

При проверке правомерности применения торговых скидок ООО ПКФ «ВиАС» были рассмотрены следующие документы:

приложение к учетной политике организации «Маркетинговая политика ООО ПКФ «ВиАС» на 2010 год»;

приказы руководителя;

информационные письма фирмы покупателям;

счета-фактуры;

товарные накладные;

соглашения о прекращении обязательств зачетом;

расшифровки оборотов по счета 600, 620, 683, 901, 903, 911.

При проверке операций по предоставленным поставщиком ООО «НИДАН Соки» скидкам аудируемой организации нарушений не обнаружено. Учет ведется в соответствии с законодательством РФ.

При аудите правомерности применения торговых скидок покупателям ООО ПКФ «ВиАС» существенных нарушений не выявлено, кроме следующего. На основании приказа руководителя ООО ПКФ «ВиАС» от 30.06.2010г. ИП Селиной И.В. была предоставлена скидка в размере 5 процентов на сумму 29336 руб. 98 коп., что подтверждено соответствующими документами. Однако указанный приказ, на который ссылаются в информационном письме покупателю и соглашении о прекращении обязательств зачетом, не зарегистрирован в журнале регистрации приказов организации и не был предоставлен аудитору.

Таким образом, во избежание разногласий с налоговыми органами оформлять применение торговых скидок соответствующими оправдательными документами, обосновывающими их применение. В противном случае в качестве налоговых последствий можно указать следующее. У продавца товаров (работ, услуг) дополнительно возникает объект обложения НДС в размере суммы предоставленной скидки, так как в соответствии со ст.146 НК РФ передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). У покупателя дополнительно возникает объект обложения налогом на прибыль, так как в соответствии с п.8 ст.250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг).

Аудиторская проверка заканчивается выражением мнения аудитора о состоянии проверяемого объекта, о достоверности его бухгалтерской финансовой отчетности, что находит свое отражение в аудиторском заключении.

4. Письменная информация руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита

Мною, Камина Екатериной Владимировной, была проведена аудиторская проверка товарных операций в ООО ПКФ «ВиАС» за период с 01.01.2010г. по 30.06.2010г. Проверка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 07.10.2010г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Правилами (Стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010г. № 696.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о товарных операциях, оценку принципов и методов бухгалтерского учета данного участка.

При планировании и проведении аудита представленной бухгалтерской отчетности за 1 полугодие 2010 год рассмотрено состояние внутреннего контроля ООО ПКФ «ВиАС», за организацию которого ответственность несет исполнительный орган фирмы.

Состояние внутреннего контроля рассмотрено исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля ООО ПКФ «ВиАС» с целью выявления всех возможных недостатков.

В процессе аудита не были обнаружены факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля ООО ПКФ «ВиАС» масштабам и характеру его деятельности. При этом, однако, дана невысокая оценка надежности внутреннего контроля наличия и движения товарно-материальных ценностей, то есть можно говорить о ее средней эффективности. На этапе планирования проверки также определен уровень существенности актива баланса в размере 5%, что в абсолютном выражении составило 21055560,35 руб., при этом предельно допустимая величина ошибки в части запасов составила 8338603,22 руб. Аудиторский риск по ООО ПКФ «ВиАС» получил невысокую оценку.

При аудите деятельности торговой организации особое внимание было уделено правильности документального оформления приёма, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете; изучению условий хранения товарных ценностей; выявлению фактов искажений отчетных данных.

В процессе аудита обнаружены некоторые нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого предприятия, которые, однако, существенно не влияют не её достоверность. Перечень замечаний и рекомендаций по устранению выявленных нарушений представлен в настоящей письменной информации.

Аудиторская проверка проходила с 14.08.2010г. по 16.08.2010г. на территории ООО ПКФ «ВиАС».

В ходе аудита были рассмотрены:

Учредительные и регистрационные документы;

документы, регламентирующие учетную политику и внесение изменений в нее;

финансовая (бухгалтерская) отчетность за 2010 год;

статистическая отчетность;

хозяйственные договоры;

материалы налоговых проверок;

внутренние организационно-распорядительные документы;

первичные документы (кассовые, банковские, по учету товарных операций);

регистры бухгалтерского и налогового учета;

и другие материалы.

Собранные в ходе аудиторской проверки доказательства систематизированы в рабочих документах аудитора. В результате проведения аудиторских процедур выявлены следующие нарушения:

1. В нарушение Постановления Госкомстата России от 25.12.98 N132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»:

а) в организации не ведутся карточки количественно-стоимостного учета (форма № ТОРГ-28), не составляются товарные отчеты (форма №ТОРГ-29). Указанные нарушения свидетельствуют об отсутствии контроля со стороны руководства ООО ПКФ «ВиАС» за сохранностью товарно-материальных ценностей, допускают возможные злоупотребления со стороны материально-ответственных лиц;

б) отсутствуют унифицированные формы, которые используются при приемке товаров, а именно ТОРГ-1 «Акт о приемке товаров». При нарушении правил приема торговая организация лишается возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров.

2. В нарушение «Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N914 с изменениями от 26.05.2009г.:

а) в книге продаж за период с 29 января 2010г. по 31 января 2010г. зарегистрирована счет-фактура № 00018677 от 30 января 2010г., выписанный ООО «Ай Ти консалт», на сумму, отличную от величины, отраженной в самом счете-фактуре;

б) в полученных счетах-фактурах №Б000001225 от 04.02.2010, №Б000001228 от 05.02.2010, №Б000001233 от 07.02.2010, №Б000001250 от 14.02.2010, №Б000001320 от 28.02.2010 и выданных счетах-фактурах №00019296 и №00019317 от 08.02.2010 отсутствуют номер и дата расчетно-платежного документа.

В результате указанных нарушений покупателю товаров может быть отказано в применении налогового вычета в сумме НДС, уплаченного им поставщику (п.2 ст.169 НК РФ).

3. В нарушение «Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (приказ Минфина России от 13.06.95г. № 49):

а) в аудируемой организации инвентаризация товаров проводится только перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (один раз в год), что является нарушением Методических указаний, согласно которых инвентаризация продтоваров должна производиться не менее двух раз в год;

б) при аудиторской проверке проведения инвентаризации выявлены нарушения её документального оформления, а именно Приказ на проведение инвентаризации товаров, а также приказ о составе инвентаризационной комиссии не зарегистрированы в журнале регистрации приказов ООО ПКФ «ВиАС»; отсутствуют отчеты материально-ответственных лиц и «Акт окончательных результатов инвентаризации».

4. В нарушение Инструкции Минфина СССР от 14.01.1967 N 17 "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности" в журнале регистрации доверенностей ООО ПКФ «ВиАС» отсутствуют подписи некоторых работников, а именно зам. директора, зав. складом, кладовщика.

5. К счетам-фактурам №Б000001225 от 04.02.2010, №Б000001228 от 05.02.2010 отсутствуют железнодорожные накладные, что является нарушением п.1 ст.9 Федерального Закона №129-ФЗ от 21.11.1996г. (ред. от 28.09.2010г.), в соответствии с которым счета-фактуры и накладные служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

6. В нарушение п.1 ст.9 Федерального Закона №129-ФЗ от 21.11.1996г. (ред. от 28.09.2010г.):

а) в товарной накладной № Б000001225 от 04.02.2010 отсутствуют подпись и расшифровка подписи грузополучателя;

б) в товарной накладной №Б000001228 от 05.02.2010 отсутствуют печать грузополучателя, дата получения товара;

в) в товарной накладной №Б000001233 от 07.02.2010 отсутствуют подпись, расшифровка подписи, печать грузополучателя, неверно указана дата получения товара;

г) в товарной накладной №Б000001250 от 14.02.2010 отсутствуют печать грузополучателя, не указаны реквизиты выданной доверенности;

д) в товарной накладной №Б000001320 от 28.02.2010 отсутствуют подпись, расшифровка подписи, печать грузополучателя.

Указанные нарушения могут свидетельствовать о неправомерном отпуске товаров.

7. В Приказе «Об учетной политике» некорректно отражены методы определения фактической себестоимости товаров и иных видов МПЗ, а также порядок учета и списания ТЗР по товарам и иным видам МПЗ.

8. При проверке правильности отражения операций по расчетам с покупателями и заказчиками выявлено, что товары, отправленные транзитом, минуя г. Красноярск, в города Иркутск, Благовещенск, Братск в адрес ООО «Прок-сервис», в г. Абакан, числятся на остатке на общем складе в г. Красноярске без организации его аналитического учета по местам хранения.

9. Анализ предъявленных покупателям счетов-фактур и сумм, поставленных по железнодорожным накладным товаров в адрес этих покупателей, выявил существенные отклонения по датам и суммам отражения продаж. По рассмотренным контрагентам не было отражено продаж за 2007 год на сумму более 33,2 млн.руб. без учета наценки.

10. Установлен факт завышения предельного размера торговой надбавки (35%) на продукцию детского питания, согласно Постановлению Администрации Красноярского края от 03.10.2007г. № 710-п «Об утверждении предельных надбавок (наценок)». Сумма завышения составила 563,46 рубля.

11. Приказ руководителя ООО ПКФ «ВиАС» от 30.06.2010г., на основании которого предоставлена скидка ИП Селиной И.В., не зарегистрирован в журнале регистрации приказов организации и не был предоставлен аудитору.

В целом ООО ПКФ «ВиАС» соблюдает законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете и отчетности, законодательство по налогам и сборам. Некоторые способы отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, по мнению аудитора, некорректны или трактуются неоднозначно, поэтому рекомендуется, чтобы они были рассмотрены руководителем и главным бухгалтером с целью определения рациональности и правомерности их применения.

В связи с выше изложенными фактами по результатам проведенного аудита ООО ПКФ «ВиАС» следует выразить мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности в части отражения товарных операций в форме условно-положительного аудиторского заключения.

Для устранения выявленных нарушений и недопущения возникновения их в будущем необходимо сформулировать ряд рекомендаций:

Вести карточки количественно-стоимостного учета (форма №ТОРГ-28), составлять товарные отчеты (форма № ТОРГ-29), акты о приемке товаров (форма № ТОРГ-1);

Проводить инвентаризацию товаров не менее двух раз в год;

Привести в порядок документальное оформление материалов инвентаризации (приказ на проведение инвентаризации товаров, а также приказ о составе инвентаризационной комиссии зарегистрировать в журнале регистрации приказов ООО ПКФ «ВиАС»; составлять «Акт окончательных результатов инвентаризации»);

Вести книгу регистрации полученных счетов-фактур;

В связи с тем, что книга продаж формируется автоматически, внести соответствующие изменения в программу с целью исключения расхождений между книгой продаж и регистрируемыми в ней счетами-фактурами;

В первичных документах заполнять все необходимые реквизиты в соответствии с законодательством РФ;

Отслеживать правильность заполнения журнала регистрации доверенностей;

Отразить в Приказе «Об учетной политике» методы определения фактической себестоимости товаров и иных видов МПЗ;

Закрепить в Приказе «Об учетной политике» фактически применяемый порядок учета и списания ТЗР по товарам и иным видам МПЗ;

Организовать аналитический учет товаров по местам хранения, а именно товаров, находящихся на общем складе в г. Красноярске и отправленных транзитом, минуя г. Красноярск;

Ввиду занижения уровня продаж, привести в соответствие учет и фактические условия хозяйственной деятельности, путем внесения изменений в учет и отчетность, основываясь на содержании оформленных договоров купли-продажи, либо пересмотреть содержание договоров с покупателями, в которых предусмотреть иной порядок перехода права собственности;

Вести реестр цен реализации по регулируемой группе товаров на каждое поступление продукции детского питания с целью исключения превышения предельного размера оптовой надбавки;

Во избежание разногласий с налоговыми органами оформлять применение торговых скидок соответствующими оправдательными документами, обосновывающими их применение.

Внедрение предложенных рекомендаций поспособствует улучшению качества ведения учета товарных операций в аудируемой организации.

Заключение

В настоящей курсовой работе по материалам ООО ПКФ «ВиАС» были проведены исследования в области аудита товарных операций.

ООО ПКФ «ВиАС» является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной своей цели извлечение прибыли.

Для осуществления указанной цели общество осуществляет оптовую торговлю продовольственными товарами.

Для учета фактов хозяйственной деятельности в ООО ПКФ «ВиАС» применяется таблично - автоматизированная форма, которая ведется с использованием специально разработанной бухгалтерской программы «Экспресс», позволяющей получить различные регистры учета. На их основе в конце отчетного периода составляются отчеты, которые предоставляются в Инспекцию федеральной налоговой службы, банки и другие учреждения, если в этом возникает необходимость.

В настоящее время, данное предприятие занимает значительную долю рынка продовольственных товаров, а именно безалкогольных напитков (соков, нектаров), и пользуется заслуженным уважением у своих клиентов и контрагентов.

Подводя итоги выполненной работы, следует сконцентрировать внимание на основных ее положениях.

Однако проведенные исследования позволили выявить и негативные тенденции:

В ходе написания курсовой работы был рассмотрен учет товарных операций в оптовой торговле и проведена аудиторская проверка данного участка учета. В целом, бухгалтерский учет товарных операций ведется в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.

Документация в ООО ПКФ «ВиАС» заполняется аккуратно, документооборот отлажен четко, данные факты являются предпосылкой для формирования полной и достоверной информации о показателях характеризующих движение товаров.

Тем не менее, в результате проведения аудиторских процедур выявлены следующие негативные моменты:

1. в организации не ведутся карточки количественно-стоимостного учета (форма № ТОРГ-28), не составляются товарные отчеты (форма №ТОРГ-29), отсутствуют унифицированные формы, используемые при приемке товаров, а именно ТОРГ-1 «Акт о приемке товаров»;

2. в полученных и выданных счетах-фактурах отсутствуют номер и дата расчетно-платежного документа; на предприятии не ведется книга регистрации полученных счетов-фактур; в книге продаж зарегистрирован счет-фактура № 00018677 от 30 июня 2010г., выписанный клиенту ООО «Ай Ти консалт», на сумму, отличную от величины, отраженной в самом счете-фактуре;

3. в фирме инвентаризация товаров проводится только перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при этом выявлены нарушения её документального оформления: не ведется журнал регистрации приказов на проведение инвентаризации товаров; не формируется «Акт окончательных результатов инвентаризации»;

4. в журнале регистрации доверенностей отсутствуют подписи работников в их получении;

5. к счетам-фактурам №Б000001225 от 04.02.2010 и №Б000001228 от 05.02.2010 отсутствуют железнодорожные накладные, в отдельных товарных накладных указаны не все реквизиты;

6. В Приказе «Об учетной политике» некорректно отражены методы определения фактической себестоимости товаров и иных видов МПЗ, а также порядок учета и списания ТЗР по товарам и иным видам МПЗ;

7. Анализ железнодорожных накладных и выставленных покупателям счетов-фактур выявил существенные отклонения по датам и суммам отражения продаж. По рассмотренным контрагентам не была отражена выручка от продажи товаров за 1 полугодие 2010 год на сумму более 33,2 млн. руб. без учета торговой набавки;

8. установлен факт завышения предельного размера торговой надбавки (35%) на продукцию детского питания в сумме 563 рубля 46 копеек.

Для исправления выявленных недостатков руководству ООО ПКФ «ВиАС» и главному бухгалтеру организации рекомендовано:

в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» вести карточки количественно-стоимостного учета (форма №ТОРГ-28), составлять товарные отчеты (форма №ТОРГ-29), акты о приемке товаров (форма № ТОРГ-1);

согласно «Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N914 в первичных документах заполнять все необходимые реквизиты, а также в связи с тем, что книга продаж формируется автоматически, внести соответствующие изменения в программу с целью исключения расхождений между книгой продаж и регистрируемыми в ней счетами-фактурами;

в целях обеспечения сохранности товаров, пресечения возможных злоупотреблений со стороны материально-ответственных лиц проводить выборочные инвентаризации и контрольные проверки в межинвентаризационный период не менее двух раз в год;

порядок выдачи доверенностей привести в соответствие с требованиями Инструкции Минфина СССР N 17 "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности";

руководствуясь п.1 ст.9 Федерального закона №129-ФЗ в первичных документах по учету товарных операций заполнять все необходимые реквизиты;

основываясь на ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия» отразить в Приказе «Об учетной политике» методы определения фактической себестоимости товаров и иных видов МПЗ; закрепить фактически применяемый порядок учета и списания ТЗР по товарам и иным видам МПЗ;

при отражении операций по реализации товаров руководствоваться Федеральным законом № 129-ФЗ;

вести реестр цен реализации по регулируемой группе товаров на каждое поступление продукции детского питания с целью исключения превышения предельного размера оптовой надбавки, установленного Постановлением Администрации Красноярского края № 710-п «Об утверждении предельных надбавок (наценок)»;

во избежание разногласий с налоговыми органами оформлять применение торговых скидок соответствующими оправдательными документами, обосновывающими их применение.

Разработанные рекомендации, при их практическом применении, помогут устранить недостатки в организации бухгалтерского учета товарных операций.

Библиографический список

1.Гражданский кодекс РФ, ч. 2 от 26 января 1996г. № 14-ФЗ (в ред. от 23.07.2010г. № 138-ФЗ). / Консультант Плюс.

2.Налоговый кодекс РФ ч. 2 от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (в ред. от 28.09.2010г.). / Консультант Плюс.

3.Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ 23.07.1998 г. (в ред. от 28.09.2010г.) / Консультант Плюс.

4.Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 119-ФЗ 07.08.2001 г. в ред. От 01.07.2010г. / Консультант Плюс.

6.ПБУ 5/01: Учет материально-производственных запасов. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 №44 н. в ред. От 26.03.2007г. / Консультант Плюс.

7.ПБУ 9/99: Доходы организации. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 № 32н (в ред. от 30 марта 2001 г. № 27н). в ред. От 27.11.2006г. / Консультант Плюс.

8.ПБУ 10/99: Положение по бухгалтерскому учету. Расходы организации. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 № 33н (в ред. от 30 марта 2001 г. № 27н). в ред. От 27.11.2006г. / Консультант Плюс.

9.Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли. Приказ Министерства экономического развития и торговля от 31марта 2003 г. № 95.

10.Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н (в ред. от 26.03.2007 г. № 33). / Консультант Плюс.

11.Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Министерства финансов РФ от 13 июня 1995г. № 49. / Консультант Плюс.

12.Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 23 апреля 2004 г. / Консультант Плюс.

13.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 18.09.2006г.). / Консультант Плюс.

14.О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности. Инструкция Министерства финансов СССР от 14 января 1967 г. № 17. / Консультант Плюс.

15.Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. Утв. Постановлением ГК РФ по статистике от 25 декабря 1998 г. № 132. / Консультант Плюс.

Опись приложений

А. Бухгалтерский баланс.

Б. Журнал - ордер по счету 41.

В. Журнал - ордер по счету 19.

Г. Журнал-ордер по счету 90.

Д. Учетная политика на 2010 год.

Е. Книга покупок.

Ж. Книга продаж.

З. Журнал учета полученных счетов-фактур.

И. Счет-фактура от поставщика.

К. ТОРГ-12 от поставщика.

Л. Счет-фактура покупателю

М. ТОРГ-12 покупателю.

Н. ПКО.

О. Счет-фактура №Б000001225, ТОРГ-12 №Б000001225 от 04.02.2010г.

П. Счет-фактура №Б000001228, ТОРГ-12 №Б000001228 от 05.02.2010г.

Р. Счет-фактура №Б000001233, ТОРГ-12 №Б000001233 от 07.02.2010г.

С. Счет-фактура №Б000001250, ТОРГ-12 №Б000001250 от 14.02.2010г.

Т. Счет-фактура №Б000001320, ТОРГ-12 №Б000001320 от 28.02.2010г.

У. Журнал учета полученных счетов-фактур

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.