РУБРИКИ

Аудиторская проверка благотворительного фонда и ее влияние на финансовое положение

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Аудиторская проверка благотворительного фонда и ее влияние на финансовое положение

В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в РФ, и иметь сертификаты соответствия.

Все указанные требования по охране труда содержатся в системе стандартов безопасности труда (ССБТ), обязательных как при проектировании, строительстве, так и при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов. Эти требования содержатся в строительных нормах и правилах (СНиП). За соблюдением этих правил соответствующие инспекции труда осуществляют как предупредительный надзор, проверяя и визируя проекты на указанные объекты, так и надзор при вводе данных объектов в эксплуатацию.

Проекты производственных объектов и средств производства подлежат государственной экспертизе, а опытные образцы продукции - государственным испытаниям на соответствие их стандартам, отвечающим требованиям по охране труда.

Новые или реконструируемые производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке.

На действующих предприятиях согласно Положению о сертификации оформляется соответствующий сертификат безопасности.

Готовые после строительства предприятия, цехи, участки и другие производственные объекты принимаются специально созданной комиссией, вводящей объект в эксплуатацию.

Она детально проверяет, обеспечены ли на данном объекте здоровые и безопасные условия труда, и только после того как установит, что все условия охраны труда обеспечены, подписывает акт приема и ввода объекта в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию как новых, так и реконструированных объектов производственного назначения не может допускаться без разрешения на то органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический и технический надзор, технической инспекции профсоюзов, а также соответствующего выборного профсоюзного органа организации, вводящей объект в эксплуатацию. Поэтому все представители указанных инспекций обязательно входят в комиссию по приему и вводу объекта в эксплуатацию и подписывают соответствующий акт.

Положение о Федеральной инспекции труда предусматривает, что государственные инспекции труда осуществляют надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность. Ни один образец новой машины, механизма и другого производственного оборудования не может быть передан в серийное производство, если он не отвечает требованиям охраны труда (ст. 142 КЗоТ РФ).

За разработку проектов средств производства и внедрение новых технологий, не отвечающих требованиям по охране труда, научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации обязаны возместить заказчику причиненный ущерб для устранения этих нарушений.

4 Проведение аудиторской проверки деятельности благотворительного фонда

4.1 Анализ компьютерных программ аудиторской деятельности

Никакое программное обеспечение не заменит самого аудитора. Воспользоваться возможностями специализированного программного обеспечения не только можно, но и просто необходимо.

Большинство аудиторов знакомы со статистическими выборочными исследованиями, но мало кто применяет их на практике по причине трудоемкости отбора элементов выборки. Эту задачу прекрасно решают специализированные системы. В программах могут быть предусмотрены следующие способы отбора элементов выборочного исследования:

Рис. 4.1 - Способы отбора элементов выборочного исследования

Возьмем другой пример. Необходимо по большому объему данных провести проверку на возникновения в бухгалтерском (налоговом) учете таких операций, как:

начисление заработной платы в разрезе сотрудников;

начисление регулярных доходов от аренды, расходов по аренде;

начисления амортизационных отчислений;

начисление процентов по кредитам (займам);

отнесение расходов будущих периодов и т.д.

Вряд ли эту задачу удастся решить проще и эффективнее, чем с использованием «сводных таблиц». А сколько бы тратилось времени на заполнение рабочих документов проверяемыми данными бухгалтерского (налогового) учета? В этом случае также незаменим cпециализированный программный продукт, обеспечивающий решение данной задачи.

В зависимости от размера аудиторской компании и специфики организации управленческого учета может применяться различный функционал, предоставленный разработчиками программных средств.

Например, организация эффективного планирования аудита, текущего контроля за ходом проведения проверки, организация внутреннего контроля качества, что способствует снижению риска некачественного проведения аудита. При этом технология проведения аудита в большей степени должны совпадать и в небольшой, и в крупной аудиторской фирме. Как правило, на технологию проведения аудита, оказывают влияние внешние факторы. Например, поставленные собственником задачи, особенности бизнеса клиента и т.д.

Применение специализированного программного обеспечения позволит качественно спланировать работу с учетом специфики деятельности аудируемого предприятия еще до выхода на проверку всего состава аудиторской группы. В программе IT Audit: Аудитор решение этой задачи обеспечивает модуль «Планирование аудита» и «Журнал хозяйственных операций».

Как уже было отмечено, применение клиентами аудиторских фирм различного программного обеспечения является сдерживающим фактором автоматизации аудита. Как же эта проблема тогда может быть решена?

Данные бухгалтерского учета с использованием специализированных программ или штатных средств самой бухгалтерской программы могут быть выгружены в общераспространенные форматы данных. Например, из бухгалтерской программы могут быть выгружены:

журнал хозяйственных операций;

остатки по счетам в разрезе аналитического учета;

оборотно-сальдовая ведомость;

используемые клиентом справочники (например, контрагенты, номенклатура, статьи затрат и т.д);

аналитические отчеты (отклонение цены сделок более чем на 20 процентов от средней цены, данные по взаимозачетам, информация по контрагентам с указанием срока непогашения задолженности и т.д.).

Выгруженные данные бухгалтерского учета могут быть загружены в аудиторскую программу, которые могут быть использованы с целью:

распределения уровня существенности по счетам бухгалтерского учета;

описания хозяйственных операций клиента;

проведения выборочного исследования;

автоматического заполнения рабочих документов аудитора.

В результате работы аудитора с информацией клиента в электронном виде существенно снижаются временные затраты на проведение аудита, повышается качество его проведения. Более того, без выполнения импорта данных бухгалтерского учета аудируемого предприятия, порой невозможно эффективно выполнить ряд аудиторских процедур.

В силу сложности самой решаемой задачи по автоматизации аудиторской деятельности эффективность применения программного обеспечения зависит в большей степени от его внедрения, обучения пользователей. Если в небольшой аудиторской компании порой достаточно изучить возможности программного обеспечения и научиться его правильному использованию, то в крупных аудиторских фирмах дело обстоит несколько иначе. Необходимо создать рабочую группу, которая детально проанализирует возможности программного обеспечения, и по результатам ознакомления подготовит следующие материалы:

перечень необходимых функциональных возможностей, которые отсутствуют в рассматриваемом программном обеспечении;

перечень желаемых доработок под индивидуальные потребности аудиторской фирмы;

проанализировать возможности и сроки встраивания в программу собственных рабочих документов, базы потенциальных (типовых) нарушений;

оценка уровня компьютерной грамотности сотрудников, повышение их квалификации;

формализованная технология проведения проверки.

В состав рабочей группы целесообразно включить руководителя отдела (департамента) аудита, руководителя отдела внутреннего контроля, методолога, руководителей проверок.

После принятия решения о возможности применения программного обеспечения в аудиторской фирме назначается ответственное лицо и сроки отдельных этапов проекта по внедрению:

разработка технического задания на организацию выполнения принятой технологии с использованием программного продукта.

первичное обучение сотрудников работе с программой в соответствии с утвержденной технологией проведения проверки;

первоначальное встраивание методологии аудита: аудиторские процедуры, рабочие документы, потенциальные нарушения, типовые операции, методика расчета уровня существенности, финансового анализа (возможно параллельно с первичным обучением сотрудников);

тестовая эксплуатация программы в составе одной аудиторской группы на нескольких проектах;

переход на применение программы всеми сотрудниками аудиторской компании.

Хотелось бы отметить проблемы, с которыми сталкиваются пользователи на этапе внедрения:

отсутствие в составе аудиторской фирмы сотрудников, которым может быть поручена опытная эксплуатация программы;

отсутствие в аудиторских фирмах формализованных методик аудита. Часто разработка данных методик в ходе проведения внедрения рассматривается как неэффективное использование времени, что сказывается на выделении времени ответственным по проекту лицам. Аудиторские компании, заявляющие о своем большом опыте работы, должны обладать и применять, в том числе формализованные методики аудита в процессе своей работы. Проводимая работа по внедрению программного обеспечения позволит усовершенствовать имеющиеся методики, в т.ч. за счет применения информационных технологий;

непонимание того, что программа является помощником аудитору, а не его заменой. Именно аудитор должен принимать решения по ходу проведения аудита. Результат аудиторской проверки в большей степени зависит не от применения специализированных программ, а от профессионализма членов аудиторской группы и умения ими воспользоваться возможностями, которые предоставляет программный продукт.

сопротивление сотрудников появлению механизма контроля над работой каждого исполнителя.

Ужесточающая конкуренция в аудиторско-консалтинговом бизнесе заставляет компании находить новые пути повышения эффективности организации, повышения рентабельности деятельности. Немаловажную роль в этом будет отведена и поиску решений повышения эффективности деятельности, качества оказываемых услуг посредством применения специализированных программных средств. Пройдет еще немного времени, и аудиторы уже не будут представлять свою работу без их применения.

Программа IT Audit: Аудитор предназначена для автоматизации деятельности аудиторской компании по планированию и проведению аудита, управлению персоналом. Автоматизация аудита предоставляет следующие преимущества:

программа продается и сопровождется непосредственно разработчиками (без посредников), что позволяет ракратить расходы покупателя на приобретение программы и ее последующее сопровождение;

охватывает все апекты аудиторского бизнеса (занятость сотрудников, организация договорной работы, учет клиентов, планирование аудита, работа в "поле" и т.д.);

позволяет систематизировать всю информацию по результатам аудиторской проверки, возможность архивации и последующего доступа к данным;

широко используется сотнями аудиторских фирм (от компаний, входящих в первую десятку, до небольших аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов);

является конструктором и позволяет пользователям самостоятельно настраивать методологию аудиторской проверки;

содержит значительное количество шаблонов рабочих документов аудитора;

обеспечивает удобные средства загрузки в программу по автоматизации аудита данных бухгалтерского учета из наиболее распространенных бухгалтерских программ: 1С Предприятие 7.7 (8.0) и т.д.

позволяет автоматически заполнять рабочие документы аудитора данными бухгалтерского учета;

содержит шаблоны потенциальных нарушений, а также инструменты для ее самостоятельного наполнения пользователями;

предусмотрены различные способы статистического выборочного исследования: собственно-случайный (повторный и бесповторный), механический (систематический), монетарный собственно-случайный (повторный и бесповторный) способ;

производится автоматическое формирование постоянного (переменного) файла по результатам аудиторской проверки;

имеет интуитивно понятный интерфейс, большой объем разработанной документации на программу и учебные материалы (Flash-ролики), что позволяет быстро приступить к работе.

Применение программы по автоматизации аудита обеспечивает:

систематизацию методологической работы;

организацию эффективного планирования аудита;

повышение качества проведения аудита;

повышение оперативного и последующего контроля за ходом проведения аудита;

снижение трудоемкости проведения аудита;

выполнение стандартов аудиторской деятельности;

повышение управляемости компании;

разграничение прав доступа к материалам аудиторских проверок;

систематизацию и архивирование информации.

Программа по автоматизации аудита IT Audit: Аудитор представляет собой конструктор для разработки методики проведения аудита. Применяемая аудиторской фирмой собственная методика может быть внедрена в программу.

Программа аудита разрабатывалась с учетом требований Международных стандартов аудита. Программа может также эффективно применяться при проведении внутреннего аудита компании.

Основные модули программы для автоматизации аудита

Планирование аудита, составление программы аудита

Программа IT Audit: Аудитор позволяет снизить трудоемкость проведения аудита за счет эффективного и рационального планирования. Модуль Планирование аудита предоставляет возможность формировать План аудита, Программу аудита подробнее...

Методика аудита

Использование справочников по методологии аудита и шаблонов рабочих документов позволяет повысить уровень методологической работы подробнее...

Импорт данных из бухгалтерских программ

Импорт данных из бухгалтерских программ клиента в программу IT Audit: Аудитор позволяет существенно снизить временные затраты на проведение аудита и повысить его качество подробнее...

Автоматическое заполнение рабочих документов в программе аудита

В программе IT Audit: Аудитор имеется возможность автоматического заполнения рабочих документов аудитора данными бухгалтерского учета клиента подробнее...

Выборочное исследование в программе аудита

В программе для автоматизации аудита IT Audit: Аудитор реализованы различные способы проведения выборочных исследований и анализа их результатов подробнее...

Журнал хозяйственных операций

Стратификация (группировка) хозяйственных операций (остаткой по счетам) проверяемого предприятия в программе IT Audit: Аудитор производится на этапе планирования и (или) непосредственно в процессе проведения аудита. Функционал данного модуля позволяет детализировать Программу аудита применительно к проверяемому предприятию подробнее...

Систематизация выявленных нарушений в программе аудита

В программе для автоматизации аудита IT Audit: Аудитор обеспечивается систематизация всех выявленных в процессе проведения аудита нарушений, в том числе с учетом экстраполяции данных.

Основным компонентом средств автоматизации аудита является программное обеспечение AuditSystem/2™, созданное специалистами для проведения эффективных аудиторских проверок. Программа AuditSystem/2™, разработанная на платформе Microsoft, сочетает в себе функции текстового и табличного редакторов и программы для составления оборотно-сальдовой ведомости и предназначена для облегчения комплексной подготовки рабочей документации и отчетности и проведения консолидации. Эта программа не только повсеместно применяется, но и внедрена в отделах внутреннего аудита многих организаций, поскольку ее легко приспособить для решения стоящих перед ними задач.

В апреле 1999 г. на весенней ежегодной компьютерной выставке в США Comdex программа AuditSystem/2™ стала одним из трех финалистов в категории «Windows - Всемирный открытый конкурс на программное обеспечение для бизнеса».

4.2 Выявленные недостатки в учете ЕСН

Рассмотрим порядок освобождения от обложения единым социальным налогом выплат, не уменьшающих базу по налогу на прибыль.

Необходимо отметить, что порядок использования нераспределенной прибыли организации определяется ее собственниками (акционерами, учредителями). Собственниками может быть принято решение о направлении части полученной прибыли на выплату средств участникам общества. Такие выплаты производятся исключительно за счет чистой прибыли предприятия (прибыли, остающейся в распоряжении организации).

Таблица 4.1

Шкала ставок страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии для страхователей, производящих выплаты физическим лицам

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 рублей

14,0%

10,0%

4,0%

От 280 001 рублей до600 000 рублей

39 200 рублей + 5,5% с суммы, превышающей 280 000 рублей

28 000 рублей + 3,9% с суммы, превышающей 280 000 рублей

11 200 рублей + 1,6% с суммы, превышающей 280 000 рублей

Свыше 600 000 рублей

56 800 рублей

40 480 рублей

16 320 рублей

Указанные выплаты единым социальным налогом (взносом) облагаться не будут на основании п. 3 ст.236 Налогового кодекса РФ.

В апреле 2006 года по решению общего собрания акционеров ЗАО «Фонд «Пересвет»» некоторым работникам была выплачена премия за счет нераспределенной прибыли прошлых лет в общей сумме 35260 руб. На основании п.3 ст.236 Налогового кодекса РФ данные выплаты не облагаются единым социальным налогом, и отражаются в графе 3 «Выплаты, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций» Индивидуальной карточки.

В настоящее время возможны ситуации, когда руководителем предприятия в рамках предоставленной ему собственниками предприятия компетенции на определенный вид или сумму затрат специально в качестве источника указана прибыль конкретного года, остающаяся в распоряжении предприятия. В этом случае бухгалтер в учете отражает тот источник (чистую прибыль конкретного года - текущего или прошлых лет), на который указано в распорядительном документе, и не облагает такие выплаты единым социальным налогом. Но если выплаты осуществляются за счет прибыли текущего года, то квалификация данных сумм (в целях исчисления базы по единому социальному налогу) как расходование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, возможна только в тех месяцах, когда в учете организации уже сформирована прибыль текущего года и с нее уплачен налог на прибыль. В таком случае по окончании года сумма единого социального налога подлежит уточнению в зависимости от суммы реально полученной предприятием в налоговом периоде суммы нераспределенной прибыли.

При осуществлении хозяйственной деятельности в ЗАО «Фонд «Пересвет» часто возникают ситуации, когда работники организации направляются в командировки. При оплате организацией расходов на командировки работников как внутри страны, так и за рубежом не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных постановлением РФ от 08.02.2002 г. № 93 (в редакции от 13.05.2005 №299) "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией". Кроме суточных, не включаются в налоговую базу по ЕСН фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного загранпаспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норма, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако если организация приняла решение о выплате суточных и иных расходов в повышенном размере, но при этом не учитывает их при определении налоговой базы по налогу на прибыль, то в налогооблагаемую базу по ЕСН такие расходы не включаются. Это следует из пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения ЕСН, если:

1) у налогоплательщика-организации такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

2) у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Так, ЗАО «Фонд «Пересвет» направило своего работника в командировку. Срок командировки составляет 5 дней. Приказом руководителя размер суточных установлен в 300 руб.

После возвращения из командировки работник представил в бухгалтерию организации авансовый отчет с оправдательными документами всего на сумму 5600 руб., в том числе:

1) проездные билеты - 2800 руб. (НДС не выделен);

2) счет за проживание в гостинице - 1300 руб. (в том числе НДС - 234 руб.);

3) суточные за 5 дней - 1500 руб. (5 дн. х 300).

В налоговом учете организации расходы по командировке учтены только в сумме 4600 руб., т.е. суточные рассчитаны бухгалтером по норме 5 дней х 100 руб. (по нормам, установленным законодательством).

Следовательно, сверхнормативные суточные не учтены при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и не подлежат обложению единым социальным налогом.

Фонд «Пересвет» часто оказывает материальную помощь своим работникам по их заявлениям на иные цели, например к очередному отпуску, на лечение, в связи с тяжелым материальным положением и т.д.

Так, организация в августе 2006 г. оказала материальную помощь работнику на лечение по его заявлению в размере 5000 руб.

При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль данная сумма материальной помощи не была учтена согласно п. 23 ст. 270 Налогового кодекса РФ, при этом в налоговую базу по ЕСН сумму материальной помощи также не надо включать, хотя она и не соответствует ст. 238 Налогового кодекса РФ по следующей причине.

В соответствии с п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у организации-налогоплательщика такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

На предприятии ЗАО «Фонд «Пересвет»» расчет суммы единого социального налога, подлежащей уплате в бюджет за месяц, осуществляется в следующей последовательности:

1. На основании табелей учета рабочего времени, распоряжений руководителя, листков временной нетрудоспособности и других аналогичных документов начисляется заработная плата работникам списочного состава предприятия. Суммы начисленной заработной платы и других выплат отражаются в лицевом счете каждого и в расчетно-платежной ведомости.

2. Уточняется перечень выплат в пользу физических лиц несписочного состава, произведенных на основании трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера на выполнение работ и оказание услуг.

3. Составляется перечень других выплат в пользу физических лиц.

4. На каждое физическое лицо заполняются сведения в индивидуальной карточке нарастающим итогом с начала года: сумма облагаемых и не облагаемых налогом выплат, размер налоговых льгот, размер взносов, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие фонды.

5. Определяется возможность применения регрессивной шкалы.

6. По всем индивидуальным карточкам суммируются размеры взносов, подлежащие уплате в федеральный бюджет и соответствующие фонды нарастающим итогом с начала года.

7. Определяется сумма взносов, уплаченных в федеральный бюджет и соответствующие фонды нарастающим итогом с начала года.

8. Уточняется сумма выплат пособий за счет средств Фонда социального страхования.

9. Рассчитывается сумма единого социального налога (взноса), подлежащая уплате в бюджет за текущий месяц.

10. Единый социальный налог уплачивается в федеральный бюджет и соответствующие фонды.

Для аналитического учета расчетов с федеральным бюджетом и каждым внебюджетным фондом на предприятии ЗАО «Фонд «Пересвет»» ведется карточка учета расчетов по единому социальному налогу, в которой записываются начисленные, зачтенные и уплаченные суммы взносов, а также выводится задолженность по налогам на начало и конец месяца.

По итогам каждого месяца с суммы начисленных в пользу физических лиц с начала года (включая отчетный месяц) выплат и вознаграждений, подлежащих налогообложению, ЗАО «Фонд «Пересвет»» исчисляет авансовые платежи по налогу. Для этого к исчисленной налоговой базе применяются установленные ставки налогообложения.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Сумма налога, зачисляемая в составе ЕСН в фонд социального страхования, подлежит уменьшению ЗАО «Фонд «Пересвет» на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

Уплата авансовых платежей по фондам производится ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Расчет по авансовым платежам представляется в инспекцию федеральной налоговой службы Российской федерации по г. Москва до 20 числа месяца, следующего за отчетным.

ЗАО «Фонд «Пересвет»» ведет налоговый и бухгалтерский учет ЕСН отдельно по каждому работнику:

- о суммах выплаченных им доходов;

- о суммах налога, относящихся к этим доходам.

В сроки установленные для уплаты налога, ЗАО «Фонд «Пересвет»» представляет в Фонд социального страхования Российской Федерации сведения о суммах:

- начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;

- использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности иродам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребения;

- направленных ими на приобретение путевок;

- расходов подлежащих зачету;

- уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Учет и начисление взносов на предприятии производится обособлено по каждому сотруднику.

Уплата страхового взноса осуществляется ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

По единому социальному налогу ЗАО «Фонд «Пересвет»» представляется следующая отчетность:

- расчет авансовых платежей по единому социальному налогу;

- расчет авансовых платежей по страховым взносам в ПФР;

- расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации;

- налоговая декларация по ЕСН.

Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей по единому социальному налогу, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовалось ЗАО «Фонд «Пересвет»», а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период ЗАО «Фонд «Пересвет»» отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Рассмотрим порядок расчета авансовых платежей по единому социальному налогу в ЗАО «Фонд «Пересвет»» за 2006г.

Налоговая база ЗАО «Фонд «Пересвет»» за отчетный период 2006 года для расчета ЕСН составила - 3754356 руб.

Сумма начисленного налога:

Федеральный бюджет 3754356 х 20 % = 750871 руб.;

ФСС РФ 3754356 х 2,9 % = 108876 руб.;

ФФОМС 3754356 х 1,1 % = 41298 руб.;

ТФОМС 3754356 х 2 % = 75087 руб.

Налоговый вычет составляет- 525608 руб. (Сумма начисленных авансовых платежей по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии 360767 руб. + сумма начисленных авансовых платежей на накопительную часть трудовой пенсии 164840 руб.).

Суммы, не подлежащие налогообложению в налоговом периоде в соответствии ст. 238 НК составляет - 118663, в т. ч.:

- сумма материальной помощи, не превышающие 3000 руб. - 115753 руб.;

- сумма пособий по временной нетрудоспособности - 2 910 руб.

Согласно п. 7 ст. 243 НК РФ ЗАО «Фонд «Пересвет»» представляет налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Минфином России, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим представление декларации в налоговый орган, ЗАО «Фонд «Пересвет»» предоставляет не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Округление до рублей налоговой базы, налогового вычета, исчисленных сумм налога и взносов (авансовых платежей по налогу и взносам), иных показателей производится не в индивидуальном учете, а после суммирования данных индивидуального учета в целом по ЗАО «Фонд «Пересвет»».

Для заполнения расчетов по авансовым платежам (деклараций) по ЕСН и страховым взносам в ПФР итоговые данные сводных карточек округляются по правилам округления до целых рублей. После округления (которое, таким образом, производится лишь один раз и только по итоговым суммам) показатели из сводных карточек переносятся в соответствующие строки и графы расчетов по авансовым платежам (деклараций) по ЕСН и страховым взносам в ПФР. По итогам налогового периода в налоговую инспекцию ЗАО «Фонд «Пересвет»» представляется налоговая декларация, а также декларация по страховым взносам. Заполнение декларации происходит на основе инструкции, по заполнению декларации, форма которой утверждалась МНС России. В соответствии с Законом № 167-ФЗ по страховым взносам в ПФР для ЗАО «Фонд «Пересвет»» установлено представление следующей отчетности: расчет авансовых платежей по страховым взносам в ПФР.

Рассмотрим порядок расчета страховых взносов в ЗАО «Фонд «Пересвет»» за 12 месяцев 2006 года:

1) База для начисления страховых взносов составила - 2768426, в т.ч.:

- для лиц 1966 года и старше - 2098127 руб.;

- для лиц 1667 года и моложе - 670299 руб.;

2) Сумма начисленных авансовых платежей по страховым взносам - 387578 руб., в т. ч.:

- взносы на страховую часть - 360767 руб.;

- взносы на накопительную часть - 26811 руб.

3) Сумма уплаченных страховых взносов - 397732 рубля, в т. ч.:

- взносы на страховую часть - 367584 рубля;

- взносы на накопительную часть - 30148 рубля.

В соответствии с п. 6 ст. 24 Закона № 167-ФЗ ЗАО «Фонд «Пересвет»» представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Минфином России по согласованию с ПФ РФ;

Как указано в п. 5 ст. 243 НК РФ, ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, бухгалтер ЗАО «Фонд «Пересвет»» представляет в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:

1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;

2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

4) расходов, подлежащих зачету;

5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской
Федерации.

Так за 12 месяцев 2006 года ЗАО «Фонд «Пересвет»» были начислены следующие платежи во внебюджетные фонды:

1) Начислен налог в фонд ФСС - 120139 руб.;

2) Расходы на цели обязательного соц. страхования - 2529; (в т.ч. пособие по временной нетрудоспособности - 2529);

3) Перечислен налог в ФСС - 120139 руб.;

4) Получено, выдано путевок (3 штуки) в детские оздоровительные лагеря на сумму - 8505 руб.;

5) Задолженности ЗАО «Фонд «Пересвет»» на конец отчетного периода нет.

Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) установлена постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 № 111.

По истечении отчетного периода (года), но не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом ЗАО «Фонд «Пересвет»» предоставляет в Инспекцию по налогам и сборам РФ по г. Москва налоговую декларацию по ЕСН.

Рассмотрим динамику платежей по ЕСН в ЗАО «Фонд «Пересвет»» за 2004-2006гг.

Таблица 4.2

Взаимоотношения ЗАО «Фонд «Пересвет»» с Федеральным бюджетом РФ за период 2004-2006 гг.

Наименование показателя

Годы

Отклонение, (+,-)

Темп роста, %

2005г. к 2004 г.

2006г. к 2005г.

2005г. к 2004 г.

2006г. к 2005г.

2004

2005

2006

Налоговая база, руб.

641912

650491

3754356

8579

3103865

101,3

в 5,8 раз

Начислено взносов всего, руб.

179735

130098

750871

-49637

620773

72,4

в 5,8 раз

Перечислено взносов, руб.

153722

130054,4

750871

-114682,2

620816,6

84,6

в 5,8 раз

Остаток на конец года, руб.

4256

43,8

-

-381,8

-43,8

-

-

За 2005 г. налоговая база для исчисления взносов в федеральный бюджет РФ ЗАО «Фонд «Пересвет»» возросла на 1,3%. Это, прежде всего, связано с увеличением заработной платы работникам предприятия. Так как начисление взносов в федеральный бюджет РФ исчисляется с фонда оплаты труда, то соответственно и начисленная сумма взносов увеличилась.

В 2004 г. ЗАО «Фонд «Пересвет»» перечисляло взносы в ПФР по тарифу 28 % ежемесячно путем безналичных расчетов расчетных счетов в сроки, установленные законодательством. В 2005 и 2006 гг. ставка налога составляла 20%. За это время все начисления и перечисления взносов на счета ПФР производились своевременно и в полном объеме, поэтому пени и штрафы с ЗАО «Фонд «Пересвет»» не взыскивались. В противном случае, пени, штрафы и другие финансовые санкции взыскивались бы с работодателей в бесспорном порядке.

Перечисление начисленной суммы в Фонд социального страхования играет для налогоплательщика особенно важную роль. Эти данные по ЗАО «Фонд «Пересвет» представлены в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Начисление и уплата средств в Фонд социального страхования РФ ЗАО «Фонд «Пересвет»» за 2004-2006 гг.

Наименование показателя

Годы

Отклонение, (+,-)

Темп роста, %

2004

2005

2006

2005г. к 2004 г.

2006г. к 2005г.

2005г. к 2004 г.

2006г. к 2005г.

Налоговая база, руб.

641912

650491

3754356

8579

3103865

101,3

в 5,8 раза

Начислено взносов всего, руб.

25676

20815,7

108876,3

-4860,3

88060,6

81,1

в 5,2 раза

Перечислено взносов, руб.

25676

20815,7

108876,3

-4860,3

88060,6

81,1

в 5,2 раза

Остаток на конец года, руб.

-

-

-

-

-

-

-

Данные таблицы показывают, что налогооблагаемая база из года в год увеличивается. Так, в 2005 году по сравнению с 2004 она увеличилась на 1,3 % или 8579 руб. В 2006 г. налогооблагаемая база увеличилась значительно (в 5,8 раз) по сравнению с 2005 г. Это увеличение произошло в основном за счет увеличения числа работников и изменения их заработной платы. В связи с этим происходит и рост начисленных страховых взносов.

В 2004 г. налоговая ставка составляла 4,0%, в 2005 г. налоговая ставка для перечисления в фонд социального страхования составила 3,2 %, в 2006 г. налоговая ставка по расчетам с фондом социального страхования составляла 2,9 %.

Из-за стабильного финансового состояния предприятия, перечисленные взносы соответствуют суммам начисленных. Срок перечисления - ежемесячно в установленный срок для получения заработной платы, а именно 15 числа. За исследуемый период штрафы и пени отсутствуют, а начисленные и перечисленные суммы увеличились в 5,2 раза в связи с увеличением заработной платы работников.

Расходы средств социального страхования в 2004-2006 годах представлены в табл. 4.4.

Таблица 4.4

Использование средств фонда социального страхования в ЗАО «Фонд «Пересвет»» за 2004-2006 гг.

Наименование показателя

Годы

2006г. в % к 2004г.

2004

2005

2006

1.На выплату пособий всего, тыс. руб.,

в том числе:

- по временной нетрудоспособности;

- по уходу за детьми-инвалидами;

- по беременности и родам;

- при рождении ребенка;

- по уходу за детьми в возрасте до 1,5 лет;

- социальное пособие на погребение.

417,2

358,3

12,5

24,0

8,8

12,7

0,8

890,6

847,7

25,3

7,0

6,3

6,7

1,7

1570,4

1452,2

16,4

81,5

10,5

9,6

-

в 3,8 раза

в 4,1 раза

131,2

в 3,4 раза

119,3

75,6

-

2.На санаторно-курортное обслуживание работников и их детей, тыс. руб.

11,1

35,6

74,1

в 6,7 раза

3 На новогодние подарки, тыс. руб.

6,5

17,9

-

-

4.На премирование страхового актива, тыс. руб.

-

0,7

2,0

-

Всего расходов, тыс. руб.

434,7

948,9

1646,3

в 3,8 раза

Общая сумма расходов увеличилась в 3,8 раза. В структуре расходов лидирующее место занимают выплаты по временной нетрудоспособности. Второе - выплаты, связанные с беременностью, родами и с уходом за детьми в возрасте до полутора лет. Это доказывает, что жизненный уровень населения постепенно стабилизируется и повышается, из чего следует, что в нашей стране начали действовать реформы с положительным результатом. Выплаты на санитарно-курортное обслуживание работников и их детей возросли в 6,7 раза. Это свидетельствует о надлежащем качестве жизни трудового коллектива ЗАО «Фонд «Пересвет»».

Рассмотрим взаимоотношения ЗАО «Фонд «Пересвет»» с Фондом обязательного медицинского страхования на основании данных таблицы 4.5.

Таблица 4.5 Взаимоотношения ЗАО «Фонд «Пересвет»» с федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования за 2004-2006 гг

Наименование показателей

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

В территориальный фонд обязательного медицинского страхования

Темп роста, %

2005 г. к 2004 г.

2006 г. к 2005 г.

2004г.

2005г.

2006г.

2004г.

2005г.

2006г.

Федер.

Террит.

Федер.

Террит.

Объект налогообложения по всем основаниям, руб.

641912

650491

3754356

641912

650491

3754356

101,3

101,3

в 5,8 раз

в 5,8 раз

Начислено страховых взносов всего, руб.

1284

5203,9

41297,9

21825

13009,8

75087,1

в 4,1 раза

в 7,9 раза

в 5,8 раз

в 5,8 раз

Перечислено взносов, руб.

1284

5203,9

41297,9

21825

13009,8

75087,1

в 4,1 раза

в 7,9 раза

в 5,8 раз

в 5,8 раз

Остаток на конец года, руб.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

За 2005 г. объект налогооблагаемая база также увеличилась на 1,3% по сравнению с 2004г. За 2006 г. объект налогообложения увеличился более, чем в 5 раз. Это, также, связано с увеличением фонда оплаты труда работников предприятия.

За 2004 г. налоговая ставка по платежам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования составляла 0,2% и в территориальный фонд обязательного медицинского страхования- 3,4%. В 2005 г. налоговая ставка по платежам в ФОМС составила 0,8 % , в ТФОМС - 2,0 %. В 2006 г. налоговая ставка по платежам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования составила - 1,1 %, в территориальный - 2,0 %.

Наряду с обязательным медицинским обслуживанием трудовой коллектив получает дополнительные услуги, так как руководство ЗАО «Фонд «Пересвет»» ежегодно заключает договор со страховой компанией МУП «СБК» на добровольное медицинское страхование каждого работника предприятия и членов их семей. Все нуждающиеся в течение года могут получить объем медицинских услуг в поликлиниках города на сумму на одного человека 1500 руб. и в больницах - на сумму 3500 руб. (здесь оплата производится из средств предприятия). Этот факт еще раз подтверждает, чем стабильнее работает предприятие, тем больше социальных благ получают члены его коллектива.

4.3 Выявленные недостатки в учете основных средств благотворительного фонда

Фирма создает резерв на ремонт в налоговом учете, забывая оформить первичные документы. Если налоговая во время проверки найдет это нарушение, то организацию могут оштрафовать за занижение налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 122 НК).

Если фирма самостоятельно нашла эту ошибку, то нужно просто составить недостающие бумаги. Напомним, для расчета суммы отчислений в резерв нужно оформить:

- дефектные ведомости, которые обосновывают необходимость проведения ремонтных работ;

- график ремонта основных средств, в котором указаны сроки, периодичность проведения ремонта, частота замены элементов узлов, деталей и конструкций;

- смету расходов на ремонт основных средств, на основе которой фирма будет определять норматив расходов на ремонт в конкретном налоговом периоде.

У фирмы есть несколько основных средств, которые она собирается ремонтировать. Резерв был создан исходя из всей совокупной стоимости основных средств. Но один объект передали по договору в безвозмездное пользование. В этой ситуации налоговая инспекция во время проверки может придраться и попытаться исключить сумму резерва, приходящуюся на переданное имущество, из расходов.

Дело в том, что создание резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств в налоговом учете предусмотрено ст. 324 Налогового кодекса. В соответствии с ней совокупную стоимость основных средств определяют как сумму первоначальной стоимости всех амортизируемых объектов, введенных в эксплуатацию. Ее рассчитывают на начало налогового периода, в котором образуют резерв предстоящих расходов на ремонт. Согласно же п. 3 ст. 256 Налогового кодекса основные средства, переданные по договорам в безвозмездное пользование, выводят из состава амортизируемого имущества.

Первоначальная совокупная стоимость амортизируемых основных средств на начало 2006 г. составляет 1 000 000 руб.

В течение 2006 г. одно из производственных помещений, первоначальная стоимость которого составляет 110 000 руб., передано в безвозмездное пользование дочерней компании. Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, созданный на 2006 г., составляет 300 000 руб. Несмотря на то что один из объектов предприятия в течение налогового периода перестал быть основным средством (п. 1 ст. 257 НК РФ), резерв 2006 г. не перерассчитывали.

На начало 2007 г. совокупная первоначальная стоимость амортизируемых основных средств составляет 890 000 руб. (1 000 000 руб. - 110 000 руб.). Это связано с выводом из состава амортизируемого имущества помещения, переданного в безвозмездное пользование. Планируемый резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств на 2007 г. составляет те же 300 000 руб.

Однако совокупная стоимость основных средств уменьшилась. Следовательно, сумма резерва, подлежащая включению в налоговую базу, составит лишь 267 000 руб.

У фирмы есть имущество с различной длительностью ремонта: более двух лет и менее года. Организация создает резерв на ремонт в процентах от общей стоимости основных средств. Если налоговая во время проверки найдет это нарушение, то фирму могут оштрафовать за занижение налогооблагаемой прибыли (ст. 122 НК). Дело в том, что резерв не создают под ремонт оборудования, который будет проходить меньше двух налоговых периодов (п. 3 ст. 260 НК). Указать сроки и периодичность проведения ремонта основных средств можно в графике ремонта или пояснительной записке.

Фирма ремонтирует имущество, которое не использует в основной деятельности. Например, баню, сауну, тренажеры. Эти затраты учитывает при расчете налога на прибыль. В этом случае по результатам проверки налоговая может оштрафовать фирму за занижение налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 122 НК).

Списывая расходы на ремонт, следует иметь в виду, что в налоговом учете принимают в расходы только затраты на ремонт основных средств (п. 1 ст. 257 НК). То есть имущество, которое используют для извлечения дохода, например, в производственных или управленческих целях.

Если акты выполненных работ или сметы на ремонт объектов не предусматривают подразделение работ по видам основных средств, фирма должна разработать обоснованный порядок разделения расходов на ремонт самостоятельно.

Благотворителльный фонд «Пересвет» провел ремонт здания, в котором находятся офисные помещения, используемые для размещения управленческого персонала, а также спортивный зал и столовая (объект ЕНВД).

Расходы на ремонт составили 3 500 000 руб., в том числе НДС - 533 898 руб.

Площадь, занимаемая офисными помещениями, составляет 80% от всего здания, спортивный зал занимает 15% всей площади, столовая - 5%.

В налоговом учете затраты, которые нельзя отнести к конкретному виду деятельности, фирма распределяет пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов (п. 1 ст. 272 НК).

Выручка по основному виду деятельности компании за отчетный период составила 92%, по столовой - 8%. Доходов по спортивному залу компания не получает.

В налоговом учете расходы распределены следующим образом.

Общая сумма расходов на ремонт без учета НДС составит 2 966 102 руб. (3 500 000 руб. - 533 898 руб.).

Доля расходов на ремонт спортзала: 444 915 руб. (2 966 102 руб. x 15%). Эти затраты не учитываем в целях налогообложения (п. 1 ст. 252 НК).

Доля расходов на ремонт столовой: 201 695 руб. ((2 966 102 руб. - 444 915 руб.) x 8%). Эти расходы также не учитываем при расчете налога на прибыль (п. 9 ст. 274 НК).

Расходы на ремонт здания, за исключением доли на ремонт спортзала и помещения, относящегося к столовой, составят 2 319 492 руб. (2 966 102 руб. 444 915 руб. - 201 695 руб.). Их относим к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (п. 1 ст. 260 НК).

Обратите внимание: налоговая может попытаться переквалифицировать ремонт помещения в реконструкцию и отказать в единовременном включении суммы ремонта в расходы. Поэтому будьте внимательны при заключении договора с подрядной организацией.

Фирма создает резерв на дорогостоящий ремонт основных средств, амортизация по которым начислена полностью. Найдя подобное нарушение, налоговая инспекция может обвинить фирму в занижении налоговой базы по налогу на прибыль. Ведь создавать резерв на ремонт можно только по амортизируемому имуществу. Чтобы не спорить с проверяющими, учесть затраты на ремонт этих основных средств можно единовременно (ст. 260 НК). Об этой возможности Минфин напомнил в Письме от 9 октября 2006 г. N 03-03-04/4/156.

Фирма арендует основные средства. По договору арендодатель не возмещает расходы на ремонт. Произошла поломка оборудования. Арендатор отремонтировал имущество и учел стоимость ремонта в расходах. Хотя у арендодателя основные средства не относятся к амортизируемому имуществу. Если налоговая найдет это нарушение, например, по результатам встречной проверки, то арендатора могут оштрафовать за занижение налогооблагаемой прибыли (ст. 122 НК).

Дело в том, что арендатор может включить в расходы ремонт, если одновременно выполняются два условия (п. 2 ст. 260 НК):

- арендованные основные средства амортизируются;

- договором между арендатором и арендодателем не предусмотрено возмещение расходов на ремонт.

Каким же образом арендатор может узнать, что имущество амортизируется у арендодателя? Конечно, устных разъяснений здесь мало. Этот факт лучше зафиксировать или в договоре, или в акте приема-передачи основных средств.

Таким образом, при осуществлении расходов на ремонт здания цеха N 4 затраты в целях обложения налогом на прибыль компании "Актив" не могут быть включены в налоговую базу.

4.4 Эффективность проведенной проверки и принятых решений

Налоговая нагрузка на фонд оплаты труда является весьма существенной для работодателей, которых закон обязывает взять на себя социальное обеспечение сотрудников. В настоящее время НК РФ предусматривает достаточно много вариантов налогообложения оплаты труда. Можно уплачивать ЕСН 26 % (или менее при использовании регрессии) и относить его к расходам при налогообложении прибыли. Можно производить выплаты за счет прибыли после налогообложения, тогда нет необходимости начислять ЕСН (ст. 238 НК РФ). Можно перейти на специальный налоговый режим (УСН, ЕНВД), который освобождает от уплаты ЕСН.

Однако специальные режимы могут использовать не все организации, а регрессия начинает проявляться при зарплатах выше 25 000 руб. в месяц (при такой величине заработка среднегодовой процент ЕСН составит не 26 %, а 24,9 %). По мере роста окладов эффект возрастает, но уменьшается количество работников, труд которых оплачивается столь высоко. Премирование из чистой прибыли также может использоваться достаточно ограниченно. Согласно статье 255 НК РФ в расходы на оплату труда должны включаться любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Чтобы премия не облагалась ЕСН, она не должна иметь признаков таких выплат. Кроме того, для большинства предприятий этот способ не является более экономным, чем уплата ЕСН.

Рассмотрим несколько схем снижения налогового бремени ЕСН на предприятие.

Так как по ЕСН предусмотрен ряд льгот для инвалидов, после его введения предприятиям со стороны общественных организаций инвалидов (ООИ) стали поступать предложения воспользоваться этими льготами. Организациям, заинтересованным в снижении налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, предлагается заключить с ООИ договор на оказание каких-либо услуг, а также оформить своих работников по договору подряда в эту ООИ. В результате организация выплачивает не зарплату работникам, а стоимость услуг в соответствии с заключенным хозяйственным договором. Выплаты, которые ООИ из полученных сумм осуществляет в пользу работников данного предприятия, не облагаются ЕСН (до 100 000 руб. в год на одного человека - подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ), но на них нужно начислить взносы на обязательное пенсионное страхование.

Однако, предлагаемая схема неприемлема по ряду причин:

Она носит фиктивный характер и значительно повышает налоговые риски организации. Компетентным органам не составит большого труда установить истинный характер этой сделки, ведь о нем будет осведомлен достаточно широкий круг лиц (работники, оформленные в общественной организации инвалидов).

Необлагаемые ЕСН выплаты ограничены суммой 100 000 руб. в год (около 8 333 руб. в месяц на каждого человека).

За свое участие в схеме ООИ назначает определенную плату, которая может быть весьма существенной.

По оценкам самих общественных организаций инвалидов экономия предприятий от использования подобной схемы составляет не более 15 % от фонда оплаты труда, то есть не более 15 000 руб. на одного работника в год.

Встречаются и иные налоговые схемы, использующие льготы для инвалидов, вплоть до перевода всей деятельности организации на дочернее предприятие, учрежденное общественной организацией инвалидов (принадлежащее ей на 100 %). Затем такое предприятие передается заинтересованному лицу в доверительное управление. Но в этом случае все виды рисков (претензии налоговых, иных компетентных органов, неисполнение общественной организацией взятых на себя обязательств не вмешиваться в деятельность дочернего предприятия и т. п.) несоизмеримо выше.

Отметим, что коллегия Счетной палаты РФ 1 апреля 2005 года рассмотрела аналитическую записку, посвященную анализу эффективности единого социального налога. В ней отмечалось, что цели, декларируемые при введении ЕСН, достигнуты не в полном объеме. В качестве одной из причин названо и предоставление льгот работникам, не являющимся инвалидами, но работающим в организациях инвалидов.

Организация - плательщик налога на прибыль может избежать начисления ЕСН на выплаты, произведенные в пользу работников, если не будет принимать соответствующие суммы в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Такой вывод делается на основании нормы, установленной п. 3 ст. 236 НК РФ, согласно которой не признаются объектом обложения ЕСН любые выплаты, если они не отнесены на расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль.

В соответствии с официальной позицией Минфина России и налоговых органов не уменьшают базу по налогу на прибыль и на этом основании не признаются объектом обложения ЕСН только выплаты, подпадающие под действие ст. 270 НК РФ. Таким образом, чтобы произведенная в пользу работника выплата не облагалась ЕСН в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ, специалисты рекомендуют:

- не упоминать ее в трудовых договорах, поскольку не признаются расходами любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (п. 21 с. 270 НК РФ);

- называть ее:

· премией и выплачивать за счет средств специального назначения (п. 22 ст. 270 НК РФ);

· материальной помощью (п. 23 ст. 270 НК РФ).

Переход России к новым, рыночным условиям потребовал и новой налоговой политики, нового налогового законодательства. Перестройка налогового процесса осуществляется по следующим направлениям:

а) концентрация учетной, счетной и контрольной работы налоговых органов в крупнейших центрах обработки данных (в США, например, вся эта работа сосредоточена в семи региональных учетных центрах);

б) выведение налогоплательщиков на единый канал расчетов по всем основным видам налогов (введенный, например, в Италии принцип единого счета для уплаты всех налогов);

в) упор на распространение «дружелюбных» методов работы с налогоплательщиками (методы постоянных консультаций, примирение по спорам в досудебном порядке и т.д.).

Заключение

В соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благополучателями признаются лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

- содействия защите материнства, детства и отцовства;

- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально - психологического состояния граждан;

- содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

- охраны окружающей природной среды и защиты животных;

- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

При этом благотворительной организацией не менее 80 процентов пожертвований должно быть использовано на благотворительные цели и не менее 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год, - на оплату труда административно - управленческого персонала.

В соответствии с п.10 ст.2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в составе доходов и расходов некоммерческих организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.

Таким образом, расходы, связанные с осуществлением управленческих и координирующих функций и других расходов, связанных с осуществлением основной уставной деятельности организации (расходы по оплате труда административно - управленческого персонала, по содержанию зданий, автомобилей, услуг телефонной связи и т.п.), в полной сумме покрываются за счет целевых отчислений, полученных благотворительным фондом.

В соответствии с Федеральными законами от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с учетом изменений и дополнений) некоммерческая организация осуществляет свою деятельность в соответствии с учредительными документами и уставом.

В учредительных документах должны быть предусмотрены источники формирования имущества названных организаций, обеспечивающие уставную деятельность организации.

Регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов), добровольные имущественные взносы и пожертвования, направленные и использованные для решения уставных задач, предусмотренных учредительными документами организации, являются целевыми и не являются объектом обложения налогом на прибыль.

К целевым поступлениям (включая получение имущества, работ, услуг) для некоммерческих организаций относятся также поступления, используемые на содержание и ведение основной уставной деятельности и не используемые ими для предпринимательской деятельности.

В то же время реализация здания, сооружения, автомобиля, приобретенных фондом за счет целевых поступлений, ведет к его отчуждению и соответственно не может обеспечить участие в решении и осуществлении основных задач и функций, предусмотренных уставами названных организаций.

В этом случае направление названных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным их уставом, рассматривается как нецелевое использование.

Некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами производится аналогично порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли предприятия. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Основные средства, как часть имущества организации, являются ее главным производственным потенциалом. От качества управления имуществом зависят финансовые показатели хозяйственной деятельности организации.

Особенностью основных средств является многократное их использование. Однако время их функционирования имеет определенные границы; оно обусловлено их износом и временем полезного применения.

Под износом основных средств следует понимать постепенную утрату ими своей стоимости или полезного использования с соответствующим переносом ее на издержки производства. Различают физический и моральный износ основных средств.

Физический износ представляет собой утрату основными фондами своих производственно-технических качеств в процессе эксплуатации и влияния природно-климатических условий.

Моральный износ проявляется в потере экономической эффективности и целесообразности использования основных производственных фондов до истечения срока полного физического износа. При этом потеря стоимости происходит независимо от того, участвовали основные производственные фонды в производственном процессе или нет.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 01.01.2007 г. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 2007.- 396 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 01.01.2007 г. Справочная система Гарант.

3. Федеральный закон «О внесении дополнения в ст. 12 Федер. закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»«. Закон от 25.10.01. № 141-ФЗ// Росс. газета.- 2001.- 30 окт.- с.16.

4. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»: от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25 октября 2001г. № 138-ФЗ; от 31 дек. 2002г. № 198- ФЗ. М.: Юрайт- Издат., 2003.- 197 с.

5. Федеральный закон «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»: Закон от 29.11.2003. №154- ФЗ // Росс. газета.- 2003.- 3 дек. с.12.

6. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» // Парламентская газета.- 2007.- 12 февраля.- с.3.

7. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», от 17 дек. 2001г. № 173- ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25 июля 2002г. № 116- ФЗ; от 31 дек. 2002г. № 198- ФЗ. В кн.: Пенсионное законодательство.- М.: Юрайт- Издат., 2003.- с.51-86.

8. Постановление Правительства РФ от 29.03.02 №192 «О внесении изменений в положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.// Росс. газета.- 2002.- с.16.

9. Постановление Правительства РФ от 30.09.2005 г. №506 «О б утверждении Положения о Федеральной налоговой службы».

10. Барышникова Н.П. Налоги России в нормативных документах / Н.П. Барышников// М., ЮНИТИ, 2006. -310 с.

11. Берлин С.И. Теория финансов: Учеб. пособие.- М.: ПРИОР: Эксперт. Бюро, 2007.-250 с.

12. Брайчева Т.В. Государственные финансы.- СПб. И др.: Питер, 2006.- 279с.

13. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 550 с.

14. Бюджетная система РФ. - Учебник, издание 2-е. Под ред. Романовского. - М.: ЮРАЙТ, 2006.- 615 с.

15. Вахрин П.И. Финансы: Учеб. для вузов/ П.И.Вахрин, А.С.Нешитой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Маркетинг, 2007.- 517 с.

16. Горский И. В. Налоговая политика и экономический рост // Финансы. -- 2007. -- № 1. -- С. 22 -- 26.

17. Дубова М.Д. Роль ЕСН в реализации социальной политики государства // Финансы.- 2006.- №12.- С. 13-18.

18. Евмененко Т.О., Земляченко С.В. Единый социальный налог и страховые взносы // Бухгалтерский учет.- 2006.- № 12.- 18-23.

19. Колчин С. П. Проблемные вопросы практики налогообложения // Финансы. -- 2006. -- № 4. -- С. 27 -- 29.

20. Кушлин В.И., Волгин Н.А. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: ОАО «НПО «Экономика», 2006.- 278с.

21. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 268 с.

22. Налоги: Учеб. Пособие/ Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2006. -413 с.

23. Налоги и налогообложение . 3-е изд., испр. И доп.,/ Под ред. Д-ра экон. Наук, проф. М.В. Романовского, Спб.: Питер, 2006.- 415 с.

24. Налоги: Учебник / Под ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Васильевой.- Минск: БГУ, 2007.- 270 с.

25. Налоги и налогообложение. Н.В.Миляков. - Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 348 с.

26. Налоги: учебное пособие. Под ред. Н.П.Черника. - М.: Финансы и статистика, 2006.- 544 с.

27. Налоги и налогообложение. - Учебное пособие под ред. Н.И. Русановой. М.: ЮНИТИ, 2006. - 495 с.

28. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Н.В.Миляков. Учебник. - М.: Книжный мир, 2006.- 457 с.

29. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. - М.: Книжный мир, 2003.- 312 с.

30. Постатейный комментарий к Главе 24 НК РФ. Российский налоговый курьер.- М., 2006. - 212 с.

31. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (учебное пособие) // Минск «Экоперспектива», 2005.- 489 с.

32. Сергеев И.В. Экономика предприятия (Учебное пособие) // Москва «Финансы и статистика», 2005.- 412 с.

33. Силин А. Г. Единый социальный налог, проблемы и перспективы // Экономист. -- 2007. -- № 10. -- С. 23 -- 27.

34. Финансы / В.М.Родионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.; Под ред. В.М.Родионовой.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 432 с.

35. Финансы: Учеб. для вузов / Л.А.Дробозиной, Г.Б.Поляк, Ю.Н.Константинова и др.; Под ред. Л.А.Дробозиной.- М.: Финансы: ЮНИТИ, 2007.- 527 с.

36. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 336 с.

37. Челышева Э.А. Платежи во внебюджетные фонды: Учеб.- практ. пособие.- М.: ПРИОР, 2006.- 127с.

38. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.- 379 с.

39. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа предприятия //Москва, Инфра-М, 2004.-321 с.

40. Экономика предприятия (под ред. Грузинова В.П.) // Москва «Банки и Биржи», «ЮНИТИ», 2006.-412 с.

41. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.- 230 с.

42. Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. М.: Инфра-М, 2007.- 364 с.

43. Барсукова Н.В. О налогах (взносах), зачисляемых в государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования// Налоговый вестн.- 2006.- №7.-с.65-71; №8.-с.-54-61.

44. Гусева Т. Об ответственности за нарушение порядка сбора взносов во внебюджетные фонды// Аудитор.- 2006.- № 9.- с.59.

45. Жарковская М. Платежи во внебюджетные фонды и Налоговый кодекс РФ// Учет. Налоги. Право.- 2006.- №37(окт.).- с.8.

46. Трофимов А.А. О государственных внебюджетных фондах// Финансы.- 2006.- №10.- с. 20-21.

47. Харитонов С.А. Налоги и платежи с фонда заработной платы// Харитонов С.А. Настольная книга бухгалтера по учету и оплате труда: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М., 2007.- Гл. 9.- с. 478-512.

48. Ямпольский М.А. Взносы в ПФР: выбираем выгодный вариант налогового учета// Учет. Налоги. Право. - 2006.- №30 (авг.). - с.15.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.