РУБРИКИ

Бухгалтерский финансовый учет

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Бухгалтерский финансовый учет

Займы, как и кредиты, подразделяются по срочности возврата на долгосрочные и краткосрочные.

2. Учет долгосрочных кредитов

Учет кредитов и займов должен вестись в соответствии с ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», утв. приказом Минфина РФ № 60н от 02.08.2001.

Бухгалтерский учет долгосрочной задолженности по кредитам ведется на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» на отдельном субсчете «Долгосрочные кредиты банка». В разрезе данного субсчета осуществляется аналитический учет по видам кредитов, кредитным договорам и банкам, у которых взят кредит.

Долгосрочные кредиты организация обычно получает для целей приобретения внеоборотных активов, т. е. имущества, отражаемого в первом разделе бухгалтерского баланса.

Получение долгосрочного кредита отражается в учете записью:

ДТ сч.51 «Расчетные счета»,

сч.52 «Валютные счета»

КТ сч.67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Если кредит был использован для приобретения внеоборотного актива, затраты по нему включаются в стоимость этого актива, т. е. капитализируются и в будущем погашаются путем начисления амортизации. Проценты по такому кредиту будут учитываться на калькуляционном счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Начисление процентов по долгосрочному кредиту в учете отражается записью:

ДТ сч.08 «Вложения во внеоборотные активы»

КТ сч.67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Включение затрат по полученным кредитам в первоначальную стоимость внеоборотного актива прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств, нематериального актива или имущественного комплекса. С этого дня проценты по кредитам учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих расходов.

Начисление процентов по долгосрочным кредитам после ввода объекта в эксплуатацию отражается

ДТ сч.91 «Прочие доходы и расходы»

КТ сч.67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Перечисление суммы в погашение кредита и процента по нему

ДТ сч.67 «Расчеты по долгосрочным кредита и займам»

КТ сч.51 «Расчетные счета»,

сч.52 «Валютные счета».

Организация может выбрать другой вариант отражения процентов и зафиксировать его в учетной политике. В соответствии с нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, проценты по кредитам могут не капитализироваться, а полностью включаться в прочие расходы, т. е. в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При составлении бухгалтерской отчетности к долгосрочным кредитам следует относить суммы полученных кредитов не погашенных к 31 декабря и подлежащих погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Срок погашения задолженности определяется на основании кредитного договора. Долгосрочные кредиты отражаются в пассиве баланса в IV разделе по строке «Долгосрочные кредиты».

Сумма долга по кредиту показывается в балансе с учетом причитающихся к уплате на конец отчетного года процентов, если они не перечислены кредитору в течение года.

Начисление процентов по полученным кредитам производится в соответствии с порядком, установленном в кредитном договоре.

Долгосрочную задолженность переводят в состав краткосрочной в момент, когда по условиям кредитного договора до возврата основной суммы долга остается 365 дней. Положение о переводе долгосрочных кредитов в краткосрочные следует закрепить в учетной политике организации. Порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную задолженность отражен в п.16 ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».

Например, организация заключила 28.06.06 г. кредитный договор на сумму 600 000 руб. По условиям договора срок возврата кредита установлен 29.12.07 г. Кредит предназначен для финансирования строительства производственного помещения. Проценты по кредиту по ставке 17 % годовых начисляются и уплачиваются ежемесячно. Сумма кредита зачислена на расчетный счет организации 01.07.06 г. Производственное помещение принято на учет в качестве объекта основных средств 25.09.07 г. Таким образом, кредит получен на 1,5 года и считается долгосрочной задолженностью.

Операции в бухгалтерском учете:

1) Отражена сумма полученного кредита на основании кредитного договора и выписки банка из расчетного счета 01.07.06 г. 600 000 руб.

ДТ сч.51 «Расчетные счета»

КТ сч.67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

2) Проценты по полученному кредиту ежемесячно до момента оприходования производственного помещения (до сентября 2007 включаются в стоимость объекта 8 384 руб.

ДТ сч.08 «Вложения во внеоборотные активы»

КТ сч.67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

3) С 01.10.07 г. сумма процентов ежемесячно до даты погашения кредита учитывается в составе прочих расходов 8 384 руб.

ДТ сч.91 «Прочие доходы и расходы»

субсчет 2 «Прочие расходы»

КТ сч.67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

4) Оплата процентов ежемесячно 8 384 руб.

ДТ сч.67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

КТ сч.51 «Расчетные счета».

5) В конце 2006 г. организация осуществит перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную 600 000 руб.

ДТ сч.67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

КТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

6) В составе годовой бухгалтерской отчетности за 2003 г. эта сумма будет показана в V разделе баланса по строке «Краткосрочные кредиты банка».

7) возврат кредита в декабре 2007 г. 600 000 руб.

ДТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

КТ сч.51 «Расчетные счета».

3. Учет краткосрочных кредитов

Учет краткосрочных кредитов ведется на пассивном счете 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» на отдельном субсчете «Краткосрочные кредиты банка». Краткосрочные кредиты организация обычно получает под оборотные средства или осуществление текущих расчетов (на выдачу заработной платы работникам, погашение задолженности поставщикам).

Получение краткосрочных кредитов на основании кредитного договора и выписок банка в бухгалтерском учете отражаются записью

ДТ сч.51 «Расчетные счета»,

сч.52 «Валютные счета»,

сч.55 «Специальные счета в банках»

КТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Также как и в случаях с долгосрочными кредитами самым важным вопросом является вопрос, куда отнести проценты по полученному кредиту. В соответствии с ПБУ 15/01 организация имеет право выбора. Она может включать проценты по кредиту в фактическую себестоимость приобретаемых материальных ценностей или относить проценты по кредитам на прочие расходы организации без включения в фактическую себестоимость заготовленных ценностей. Организация выбирает один из вариантов и закрепляет его в учетной политике.

Суммы процентов по краткосрочным кредитам могут включаться в фактическую себестоимость заготовленных материальных ценностей только до момента принятия этих материальных ценностей к учету. С месяца, следующего за месяцем принятия материальных ценностей к учету, суммы процентов по кредитам относятся на прочие расходы.

Если согласно учетной политике организации проценты включаются в фактическую себестоимость заготовления материалов, то начисление процентов до момента оприходования материалов отражается

ДТ сч.10 «Материалы»

КТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

или

ДТ сч.15 «Заготовление и приобретение материальных

ценностей»

КТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

После оприходования материалов на склад начисление процентов производится

ДТ сч.91 «Прочие доходы и расходы»

субсчет 2 «Прочие расходы»

КТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Если организацией принят вариант отражения процентов в прочих расходах организации, то начисление процентов независимо от времени оприходования материалов отражается записью:

ДТ сч.91 «Прочие доходы и расходы»

субсчет 2 «Прочие расходы»

КТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Перечисление процентов и основного долга банку

ДТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

КТ сч.51 «Расчетные счета».

Банком, обслуживающим организацию, в соответствии с договором банковского счета клиента при недостаточности или отсутствии денежных средств на расчетном счете может быть предоставлен овердрафтный кредит.

Банк производит кредитование счета и считается предоставившим клиенту овердрафтный кредит на соответствующую сумму со дня осуществления платежа. Как правило, такой кредит выдается на несколько дней. По мере поступления денежных средств на расчетный счет организации банк погашает сумму кредита и проценты по нему.

Кредитование счета или овердрафтный кредит регулируется ст.850 Гражданского кодекса РФ. Основой, определяющей права и обязанности клиента по овердрафтному кредиту, является положение о займе и кредите, если договором о банковском счете не предусмотрено иное.

Обычно проведение такого вида кредитования организации фиксируется в дополнительном письменном соглашении к договору банковского счета. В этом соглашении отражается лимит денежных средств на счете или максимальная сумма овердрафтного кредитования, срок кредитования, величина процентов и комиссия банка.

Оформляя выдачу овердрафтного кредита, банк может потребовать, как и в случаях с другими кредитами, залога имущества заемщика, предоставления поручительства или гарантии третьих лиц. Для получения овердрафтного кредита организация предоставляет в банк заявление, устав организации и изменения по нему, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации, карточку с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложение к бухгалтерскому балансу, расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности и свидетельство о постановке на учет в налоговых органах.

Операции по кредитованию счета или овердрафтного кредитования банк проводит через открытый для заемщика ссудный счет. Кредит считается полученным после фактической передачи денег на ссудный счет заемщика.

Задолженность по овердрафтному кредиту организация погашает обычно в день поступления денежных средств на расчетный счет. Банк списывает средства с расчетного счета заемщика без акцепта (без согласия заемщика до полного погашения кредита).

При учете движения денежных средств по овердрафтному кредитованию используется счет 55 «Специальные счета в банках».

Например, согласно кредитному договору от 15 октября обслуживающий организацию банк установил лимит овердрафтного кредитования в размере 1 200 000 руб. По состоянию на 15 октября согласно выписки банка из расчетного счета остаток денежных средств на расчетном счете составил 100 000 руб. До конца декабря организация произвела следующие хозяйственные операции по расчетному счету:

20 октября перечислены денежные средства по счету-фактуре подрядной строительной организации за этап выполненных работ по строительству нового цеха 800 000 руб.;

22 октября получены денежные средства на выплату заработной платы работникам 200 000 руб.;

23 октября поступила выручка от продажи продукции 3 000 000 руб.

Бухгалтерские записи:

20 октября

1. Зачислена на ссудный счет сумма овердрафтного кредита

700 000 руб.

ДТ сч.55 «Специальные счета в банках»

субсчет «Ссудный счет»

КТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

субсчет «Расчеты по овердрафтному кредиту».

2. Оплачен с расчетного счета счет подрядной строительной организации 100 000 руб.

ДТ сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

КТ сч.51 «Расчетные счета».

3. Оплачен счет подрядной организации с ссудного счета в банк 700 000 руб.

ДТ сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

КТ сч.55 «Специальные счета в банках»

субсчет «Ссудный счет».

22 октября

4. Зачислен на ссудный счет овердрафтный кредит 200 000 руб.

ДТ сч.55 «Специальные счета в банках»

субсчет «Ссудный счет»

КТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

субсчет «Расчеты по овердрафтному кредиту».

5. Выданы по чеку в банке и оприходованы в кассу денежные средства на выплату заработной платы 200 000 руб.

ДТ сч.50 «Касса»

КТ сч.55 «Специальные счета в банках».

23 октября

6. Зачислена на расчетный счет выручка от продажи продукции

3 000 000 руб.

ДТ сч.51 «Расчетные счета»

КТ сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

7. Перечислена с расчетного счета на ссудный счет сумма для погашения овердрафтного кредита банка 900 000 руб.

ДТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

КТ сч.55 «Специальные счета в банках».

8. Проценты по овердрафтному кредиту включаются в состав прочих расходов. Начисление процентов в учете оформляется записью:

ДТ сч.91 «Прочие доходы и расходы»

субсчет 2 «Прочие расходы»

КТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

субсчет «Расчеты по овердрафтным кредитам».

В бухгалтерском учете задолженность банкам по кредитам подразделяют на:

срочную - задолженность, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен (пролонгирован) в установленном порядке;

– просроченную - задолженность по полученным кредитам с истекшим согласно условиям договора сроком погашения.

Организация обязана обеспечить перевод срочной задолженности по истечении срока платежа в просроченную. Этот перевод осуществляется на следующий день после того, как организация по условиям договора должна была возвратить основную сумму долга. Учет суммы просроченной задолженности по кредитам следует вести на отдельных субсчетах, открываемых к счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Расшифровка суммы срочной и просроченной задолженности приводится в приложении к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

4. Учет коммерческих кредитов

Одной из форм краткосрочного финансирования организации является коммерческий кредит. В соответствии со ст.823 Гражданского кодекса РФ при коммерческом кредите в договор включается условие, в силу которого одна сторона предоставляет другой отсрочку или рассрочку исполнения какой-либо обязанности.

Коммерческий кредит рассматривается в Гражданском кодексе РФ как одно из условий какого-либо договора, но не как самостоятельный кредитный договор.

Таким образом, предоставление коммерческого кредита не является самостоятельной сделкой. Коммерческий кредит может осуществляться в двух формах:

– в виде предоплаты или авансирования, что в бухгалтерском учете отражается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

– в виде отсрочки платежа, оформленного в т. ч. и векселем.

В первом случае покупатель, осуществляющий предоплату, перечисляет денежные средства поставщику. Поставщик имеет коммерческий кредит

ДТ сч.51 «Расчетные счета»

КТ сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В соответствии с Налоговым кодексом РФ организация, являющаяся плательщиком НДС, обязана с сумм предоплаты начислить бюджету налог. Начисление НДС отражается записью:

ДТ сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

КТ сч.68 «Расчеты по налогам и сборам».

В дальнейшем, когда коммерческий кредит будет погашен, т. е. в счет полученных платежей отгружена продукция (товары, услуги), НДС с предоплаты восстанавливается. Отгрузка продукции оформляется записью:

ДТ сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

КТ сч.90 «Продажи»

Одновременно восстанавливается НДС, начисленный ранее с предоплаты

ДТ сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»

КТ сч.62 «Расчеты по налогам и сборам».

Вторая форма кредита по существу ничем не отличается от обычной купли-продажи, только организация-покупатель уплачивает поставщику проценты на сумму отсрочки. Проценты по такому кредиту также являются прочими расходами и отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» записью:

ДТ сч.91 «Прочие доходы и расходы»

КТ сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Перечисление процентов

ДТ сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

КТ сч.51 «Расчетные счета».

5. Учет займов

Для учета займов Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета 66 и 67, к которым открываются субсчета:

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»:

1. «Краткосрочные займы в денежном исполнении»;

2. «Краткосрочные займы в натуральной форме»;

67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

1. «Долгосрочные займы в денежном исполнении»;

2. «Долгосрочные займы в натуральной форме».

Методика учета займов в денежной форме не отличается от методики учета кредитов. Получение займа в натуральной форме, т. е. вещами отражается в бухгалтерском учете иначе. Получить в займы вещь можно в том случае, если она обладает определенными родовыми признаками. Получение вещи в займы оформляется договором займа, при этом право собственности на вещь переходит к заемщику. Взятые в займы вещи оформляются:

ДТ сч.41 «Товары»,

сч.08 «Вложения во внеоборотные активы»,

сч.10 «Материалы»,

сч.15 «Заготовление материальных ценностей»

КТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредита и займам»,

сч.67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Полученные в займы внеоборотные активы должны быть введены в эксплуатацию и учтены в соответственно как основные средства и нематериальные активы

ДТ сч.01 «Основные средства»,

сч.04 «Нематериальные активы»

КТ сч.08 «Вложения во внеоборотные активы».

Проценты за пользование займом в натуральной форме учитываются точно также как и в случае с кредитами банка. Начисление процентов до момента принятия объектов к учету могут включаться в фактическую себестоимость заготовления этих объектов

ДТ сч.10 «Материалы»,

сч.15 «Заготовление и приобретение материальных цен-

ностей»,

сч.08 «Вложения во внеоборотные активы»

и др. счетов.

КТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,

сч.67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

После ввода в эксплуатацию проценты по займам включаются в состав прочих расходов:

ДТ сч.91 «Прочие доходы и расходы»

субсчет 2 «Прочие расходы»

КТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,

сч.67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Перечисление процентов по займам:

ДТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,

сч.67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

КТ сч.50 «Касса»,

сч.51 «Расчетные счета».

Возврат вещевого займа отражается в бухгалтерском учете как прочее выбытие имущества, т. е. через счет 91 «Прочие доходы и расходы». На сумму возвращенного займа в натуральной форме делается запись:

ДТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,

сч.67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

КТ сч.91 «Прочие доходы и расходы»

субсчет 1 «Прочие доходы».

Дальнейшие бухгалтерские записи по выбытию активов те же самые, что и при их продаже на сторону.

6. Учет налоговых кредитов

Нестабильность российской экономики обостряет зависимость коммерческих организаций от заемного капитала. Многие организации решают свои финансовые проблемы за счет налоговых кредитов: текущих и инвестиционных (ст. 61 Налогового кодекса РФ).

Благодаря налоговым кредитам организация-заемщик временно освобождается от уплаты налога, тем самым получает возможность вовлечь налоговый расход в хозяйственный оборот. В свою очередь кредитор (государство) с помощью налоговых кредитов регулирует экономическую ситуацию в стране и наполняет доходы бюджета за счет кредитных процентов.

В отличие от обычной рассрочки или отсрочки уплаты налога налоговые кредиты предоставляются на более продолжительный срок:

– текущие налоговые кредиты - от 3 месяцев до 1 года;

– инвестиционные - от 1 года до 5 лет.

Налоговые кредиты имеют целевой характер и оформляются кредитным договором. Они даются организациям, своевременно выполняющим налоговые обязательства перед бюджетом.

Возврат кредита обеспечивается либо залогом имущества, либо поручительством, либо гарантией.

Для получения налогового кредита организация подает заявление в уполномоченные финансовые органы:

– по федеральным налогам и сборам - в Минфин РФ;

– по региональным налогам и сборам - в финансовые органы субъектов РФ;

– по местным налогам и сборам - в финансовые отделы муниципальных образований;

– по налогам и сборам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную территорию России - в Государственный таможенный комитет или уполномоченный им таможенный орган.

Если налог подлежит уплате в бюджеты разного уровня, то заявление о предоставлении кредитов подается в несколько уполномоченных органов. При положительным решении вопроса стороны заключают кредитный договор в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл.42) и Налоговым кодексом РФ (гл.9).

С правовой точки зрения предоставление налоговых кредитов является изменением порядка исполнения налогоплательщиком своих обязательств по уплате налогов, причем как уже наступивших, так и будущих.

С экономической точки зрения данная отсрочка означает предоставление кредита. Поэтому сумма налога, уплата которой переносится на более поздний срок, квалифицируется как кредиторская задолженность организации перед бюджетом или внебюджетными фондами по налоговому кредиту.

Синтетический учет обязательств организации по текущим налоговым кредитам ведется на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», к которым открывается субсчет «Текущие налоговые кредиты», по инвестиционным налоговым кредитам - на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», к которому открывается субсчет «Инвестиционные налоговые кредиты».

Аналитический учет обязательств по налоговым кредитам ведется по каждому кредитному договору.

Если кредит предоставляется по налогу, уплата которого была просрочена, то в состав долга входит сумма пени, начисленных к моменту получения кредитного договора.

Текущие налоговые кредиты могут быть выданы организации при наличии одного из следующих оснований:

– причинение ущерба в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф или иных обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных обстоятельств);

– задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;

– угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога.

Организация учета операций по текущим налоговым кредитам зависит от условий заключенного кредитного договора. Этот договор должен предусматривать:

– сумму кредита;

– срок действия сделки;

– порядок погашения долга;

– способ обеспечения долга (залог имущества, поручительство, гарантия);

– ответственность сторон;

– налог, с уплатой которого связано предоставление кредита.

В пределах срока действия договора можно выделить два периода:

– первый, в течение которого организация уменьшает налоговые платежи в бюджет на определенную величину;

– второй, когда организация погашает задолженность.

В первый период организация начисляет задолженность бюджету или внебюджетным фондам по соответствующему налогу:

– НДС, акцизы, экспортные пошлины за счет финансовых результатов или выручки

ДТ сч.90 «Продажи»

КТ сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»;

– плата за землю, транспортный налог, налог на рекламу за счет себестоимости

ДТ сч.26 «Общехозяйственные расходы»,

сч.44 «Расходы на продажу»

КТ сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»;

– налог на имущество за счет прочих расходов

ДТ сч.91 «Прочие доходы и расходы»

КТ сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»;

– налог на прибыль за счет прибыли

ДТ сч.99 «Прибыли и убытки»

КТ сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»;

– единый социальный налог за счет себестоимости

ДТ сч.20 «Основное производство»,

сч.23 «Вспомогательное производство»,

сч.25 «Общепроизводственные расходы»,

сч.26 «Общехозяйственные расходы»,

сч.44 «Расходы на продажу»

КТ сч.69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспе-

чению».

Одновременно на эту же величину производится уменьшение налогового долга и увеличение кредитного обязательства

ДТ сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»,

сч.69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспе-

чению»

КТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

субсчет «Текущие налоговые кредиты».

Проценты за пользование текущим налоговым кредитом взимают только в том случае, если он предоставлен в связи с угрозой банкротства организации из-за единовременного внесения налога. В остальных случаях платность кредита исключается. Проценты начисляют исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей в период исполнения договора. Начисление процентов в учете оформляется записью:

ДТ сч.91 «Прочие доходы и расходы»

субсчет 2 «Прочие расходы»

КТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

субсчет «Текущие налоговые кредиты».

При наступлении срока уплаты процентов, а также срока возврата кредита суммы, причитающиеся бюджету отражаются

ДТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

субсчет «Текущие налоговые кредиты»

КТ сч.68 «Расчеты по налогам и сборам».

На перечисление этих сумм по кредитному договору делается бухгалтерская запись:

ДТ сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»

КТ сч.51 «Расчетные счета».

Если задолженность бюджету была просроченной и пени включены в состав кредитного обязательства, то начисление пени оформляется записью:

ДТ сч.91 «Прочие доходы и расходы»

субсчет 2 «Прочие расходы»

КТ сч.66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

субсчет «Текущие налоговые кредиты».

Пени возвращаются бюджету вместе с суммой налога и процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации с целью государственной поддержки социально-значимых инвестиционных проектов (ст. 67 Налогового кодекса РФ).

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль и всем региональным и местным налогам. Для получения инвестиционного налогового кредита нормативными актами соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления определен перечень необходимых документов.

В любом случае организация обязана представить инвестиционный проект с расчетом потребностей в заемных ресурсах и оценкой экономической эффективности их использования. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита также определяется кредитным договором. Только в отличие от кредитного договора по текущим налоговым кредитам в этом договоре предусматривается положение об ограничении прав организации на имущество, приобретаемое за счет налогового кредита.

Структура обязательств по инвестиционному налоговому кредиту, способ их оценки такие же, как и при текущем налоговом кредите, однако порядок уменьшения платежей в бюджет иной. Организация, получившая инвестиционный кредит, может уменьшать свои платежи по налогу в течение срока действия кредитного договора до тех пор, пока сумма, накапливаемая на кредите счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» субсчет «Инвестиционные налоговые кредиты», не станет равна сумме предоставленного кредита. Пользование инвестиционным налоговым кредитом является платным, проценты начисляются на сумму кредита и могут колебаться в пределах от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Проценты по кредитам включаются в первоначальную стоимость инвестиционных активов, а после ввода в эксплуатацию в состав прочих расходов.

ЛЕКЦИЯ

. УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ И

ЦЕЛЕВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

1. Понятие и виды государственной помощи

2. Учет государственной помощи

3. Учет бюджетных кредитов

4. Учет целевых поступлений

1. Понятие и виды государственной помощи

Государственное регулирование и поддержка (помощь) играет существенную роль в экономике организации в рыночных условиях. Цель государственной поддержки - побуждать организацию на определенные действия по выполнению условий предоставления этой помощи, отвечающих интересам государства и носящих целевой характер.

Вопросы учета государственной помощи регулируются ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина РФ № 92н от 16.10.2000.

В ПБУ 13/2000 определяются виды государственной помощи, условия ее получения и порядок ее отражения в бухгалтерском учете. Данное ПБУ не распространяется на банки и некоммерческие организации.

Государственная помощь - доход или экономические выгоды конкретной организации в результате поступления активов, денежных средств.

Коммерческие организации могут получать государственную поддержку в форме:

1. Денежных средств. Эта форма государственной поддержки вытекает из ст.6 Бюджетного кодекса РФ. Исходя из характера предоставления помощи бюджетные денежные средства делятся на:

а) носящие безвозвратный и безвозмездный характер:

субсидии - предоставляемые юридическому лицу денежные средства на условиях долевого финансирования целевых расходов;

субвенции - предоставляемые юридическому лицу денежные средства на осуществление определенных целевых расходов;

б) предоставляемые на возмездной и возвратной основе (бюджетные кредиты);

2. Ресурсов отличных от денежных средств: земельных участков, горных отводов, природных объектов (водоемов, лесов), объектов инженерной инфраструктуры, объектов жилого фонда и нежилых помещений, т. е. в форме имущества, числящегося в реестрах федерального имущества, имущества субъектов РФ, имущества муниципальных образований. Данный вид государственной помощи не вытекает прямо из положений Бюджетного кодекса РФ, но применяется на практике;

3. Прочей государственной поддержки - предоставляемой организации выгоды, которая не может быть обосновано оценена. Например, безвозмездное оказание консультационных услуг, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженными процентами, государственные закупки.

Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставляемых ресурсов. Бухгалтерский учет государственной помощи должен обеспечить выполнение следующих задач:

– правильное оформление документов и принятие к учету разных видов государственной помощи, признанной в качестве таковой и полученной;

– достоверное отражение в учете в качестве дохода полученной государственной помощи и ее возврата;

– полное раскрытие информации о государственной помощи в бухгалтерской отчетности.

Для целей бухгалтерского учета важной является классификации государственных средств на:

– бюджетные средства на финансирование капитальных вложений (покупка, строительство, приобретение внеоборотных активов);

– бюджетные средства на финансирование текущих расходов на систематической основе (на приобретение материально-производственных запасов, оплату труда персонала организации и др. расходы аналогичного характера);

– на покрытие убытков (например, в ЖКХ, АПК);

– на оказание немедленной финансовой поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией.

Именно эта классификация государственной помощи определяет порядок ее учета на счетах и признание в качестве дохода.

2. Учет государственной помощи

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» содержит безальтернативный вариант отражения в бухгалтерском учете полученной государственной помощи как дохода организации.

Государственная помощь (поддержка), предоставленная организации неденежными средствами (имуществом) в бухгалтерском учете может признаваться доходом не в одном отчетном периоде, а и в последующих отчетных периодах, т. е. растягивается в зависимости от времени использования имущества, полученного от государства. Например, государственная помощь в виде основного средства будет признаваться доходами, начиная с момента начисления амортизации ежемесячно в сумме, равной сумме амортизации.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» государственная поддержка принимается к бухгалтерскому учету при наличии двух условий:

– указанные средства будут получены;

– условия предоставления этих средств организацией будут выполнены.

Документы, подтверждающие государственную помощь:

– целевая программа;

– постановление Правительства;

– решение, соглашение, договор;

– утвержденная бюджетная роспись;

– уведомление о бюджетных ассигнованиях;

– уведомление о лимитах бюджетных обязательств;

– акты (накладные) приемки-передачи (например, акт по форме № ОС-1);

– план передачи земли, сооружений и другие документы, подтверждающие передачу организации прав владения, пользования и распоряжения активами.

Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету отражаются как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствами

ДТ сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

КТ сч.86 «Целевое финансирование».

По мере фактического получения средств задолженность, числящаяся на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» погашается:

ДТ сч.51 «Расчетные счета»

КТ сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов (например, финансирование убытка), то в бухгалтерском учете в момент получения бюджетных средств производится запись:

ДТ сч.51 «Расчетные счета»

КТ сч.86 «Целевое финансирование».

Возможна ситуация, когда организация получила бюджетные средства, но не имеет достаточной уверенности, что ею будут выполнены все условия предоставления государственной помощи. В этом случае поступившие из бюджета денежные средства оформляются записью:

ДТ сч.51 «Расчетные счета»

КТ сч.86 «Целевое финансирование»

Но эти суммы должны учитываться как целевое финансирование (не переводиться в доход организации) до получения подтверждения, что все условия организацией выполнены. До этого момента бюджетные средства не могут использоваться организацией ни на приобретение основных средств, материальных ценностей, оплату труда, ни на другие цели.

Порядок списания сумм, учтенных на счете 86 «Целевое финансирование», определен ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». В части государственной помощи, предназначенной для финансирования капитальных вложений, списание со счета 86 «Целевое финансирование» осуществляется на счет 98 «Доходы будущих периодов» в качестве доходов будущих периодов:

ДТ сч.86 «Целевое финансирование»

КТ сч.98 «Доходы будущих периодов».

Данная проводка может быть сделана только тогда, когда объект основных средств, приобретенный за счет бюджетных средств, введен в эксплуатацию, т. е. в бухгалтерском учете сделана запись:

ДТ сч.01 «Основные средства»

КТ сч.08 «Вложения во внеоборотные активы».

В течение срока полезного использования объекта сумма, числящаяся на счете 98 «Доходы будущих периодов», подлежат отнесению в размере начисленной амортизации в доходы текущего отчетного периода в качестве прочих доходов:

ДТ сч.98 «Доходы будущих периодов»

КТ сч.91 «Прочие доходы и расходы».

Обязательным условием для данной бухгалтерской записи является начисление амортизации, т. е. наличие в учете проводки

ДТ сч.20 «Основное производство»,

сч.23 «Вспомогательные производства»,

сч.25 «Общепроизводственные расходы»,

сч.26 «Общехозяйственные расходы»,

сч.44 «Расходы на продажу»

и др. счетов

КТ сч.02 «Амортизация основных средств».

Особенности в учете возникают при признании в качестве дохода внеоборотных активов, не подлежащих в установленном порядке амортизации. Например, земельных участков.

По земельному участку, условием предоставления которого определено строительство на нем зданий, сооружений, решение о признании полученного земельного участка в качестве дохода принимается следующим образом. Субсидия в виде земельного участка признается доходом в течение тех отчетных периодов, в которых начисляется амортизация построенных на нем зданий и сооружений.

Государственная помощь, полученная неденежными средствами, равна рыночной стоимости полученных организацией активов. Для определения рыночной стоимости активов приглашаются независимые оценщики, а по земельным участкам - земельных комитеты. Для определения рыночной стоимости основных средств используются сведения организаций-изготовителей; можно воспользоваться также информацией из специальной литературы, прайс-листов, каталогов и т. д.

Государственная помощь, полученная на финансирование текущих расходов, списывается в период признания расходов, на финансирование которых она предоставлена. Целевое финансирование также признается в качестве доходов будущих периодов:

ДТ сч.86 «Целевое финансирование»

КТ сч.98 «Доходы будущих периодов».

Данная бухгалтерская запись производится при принятии к учету материально-производственных запасов, то есть при наличии в учете проводки:

ДТ сч.10 «Материалы»

КТ сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В дальнейшем по мере отпуска материалов на производственные нужды, доходы будущих периодов в сумме, равной стоимости списанных материалов, включаются в текущие доходы в качестве прочих. Делаются две проводки на стоимость материалов, отпущенных на производственные нужды:

1). ДТ сч.20 «Основное производство»,

сч.23 «Вспомогательные производства»,

сч.25 «Общепроизводственные расходы»,

сч.26 «Общехозяйственные расходы»,

сч.44 «Расходы на продажу»

КТ сч.10 «Материалы»

сч.16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

2). Одновременно на эту же сумму делается запись:

ДТ сч.98 «Доходы будущих периодов»

КТ сч.91 «Прочие доходы и расходы».

Тоже самое происходит при начислении заработной платы работникам:

1). На сумму начисленной заработной платы

ДТ сч.20 «Основное производство»,

сч.23 «Вспомогательные производства»,

сч.25 «Общепроизводственные расходы»,

сч.26 «Общехозяйственные расходы»,

сч.44 «Расходы на продажу»

КТ сч.70 «Расчеты с персоналом по заработной плате»;

2). На сумму начислений внебюджетным фондам

ДТ сч.20 «Основное производство»,

сч.23 «Вспомогательные производства»,

сч.25 «Общепроизводственные расходы»,

сч.26 «Общехозяйственные расходы»,

сч.44 Расходы на продажу»

КТ сч.69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

3). Одновременно на общую сумму

ДТ сч.98 «Доходы будущих периодов»

КТ сч.91 «Прочие доходы и расходы».

Существуют особенности в признании в бухгалтерском учете доходов от основной деятельности организации при отпуске продукции, выполнении работ, оказании услуг по льготным тарифам в соответствии с законодательством РФ. Величина дохода от основной деятельности этих организаций подлежит признанию в бухгалтерском учете в размере суммы тарифа за продукцию (работы, услуги), покрываемые за счет:

1) платы граждан

ДТ сч.50 «Касса»,

сч.51 «Расчетные счета»

КТ сч.90 «Продажи»;

2) суммы возмещения из бюджета, предусмотренной на покрытие предоставленных в соответствии с законодательством РФ льгот гражданам

ДТ сч.86 «Целевое финансирование»

КТ сч.90 «Продажи».

Действует порядок, при котором выручка от продажи продукции (работ, услуг) исчисляется в момент оказания услуг по действующим тарифам и на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан и возмещаемых из бюджета, она не уменьшается.

Таким образом, государственная помощь, относящаяся к доходам, признается организацией в качестве дохода в тех отчетных периодах, в которых произведены расходы, на компенсацию, которых она фактически получена.

В случае задержки получения государственной помощи на покрытие текущих расходов отчетного года, расходы, осуществленные организацией, в части не покрытой государством, учитываются как расходы отчетного периода и списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Поступление средств государственной помощи в следующем году для покрытия этих расходов, относится на финансовые результаты организации как прочие доходы:

ДТ сч.86 «Целевое финансирование»

КТ сч.91 «Прочие доходы и расходы».

Единовременно полученная государственная помощь на оказание немедленной финансовой поддержки организации в качестве чрезвычайной, признается чрезвычайным доходом в том отчетном периоде, в котором она была получена:

– получение чрезвычайной помощи

ДТ сч.51 «Расчетные счета»

КТ сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

– отражение целевых денежных средств

ДТ сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

КТ сч.86 «Целевое финансирование»;

– отнесение помощи на чрезвычайные доходы

ДТ сч.86 «Целевое финансирование»

КТ сч.91 «Прочие доходы и расходы».

3. Учет бюджетных кредитов

Организации могут получать государственную помощь на возвратной основе, что предусмотрено нормой ст.78 Бюджетного кодекса РФ.

Выделение бюджетных кредитов в отдельный раздел обусловлено особенностями их принятия к бухгалтерскому учету в зависимости от условий предоставления. Бюджетные средства, предоставленные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственным или муниципальным унитарным предприятиям на договорной основе под банковские гарантии, поручительство, залог имущества в размере не менее 100 % предоставляемого кредита, принимаются к бухгалтерскому учету в общем порядке, предусмотренном для учета заемных средств. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе установлено, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, такие средства учитываются как государственная помощь в порядке, установленном для учета бюджетных средств.

Если условия предоставления кредита не выполнены, бюджетные средства должны быть возвращены государству.

Возврат бюджетных средств, использованных либо не по целевому назначению, либо не было выполнено условие, определенное в договоре, отражаются в бухгалтерском учете:

– в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности государству по возврату

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.