РУБРИКИ

Организация учета, анализа и аудита расчетов ОАО МК "Азовсталь" с государственным бюджетом и внебюджетными фондами

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Организация учета, анализа и аудита расчетов ОАО МК "Азовсталь" с государственным бюджетом и внебюджетными фондами

Анализируя полученные данные можно сделать вывод, который можно было бы предполагать и заранее. При варианте невозмещения финансовое состояние ухудшается, а при полном возмещении, естественно, улучшается. Но даже при рассмотрении реальных коэффициентов финансового состояния, можно констатировать факт экономического благополучия.

Но так как предприятию, имеющему масштабную инвестиционную программу, никоим образом не могут помешать дополнительные оборотные средства, предпочтительнее было бы интенсифицировать работу в направлении поиска путей возмещения налога на добавленную стоимость.

Что и было сделано на протяжении 2003г. Наряду с решением политических вопросов, связанным с прямым возмещением НДС из бюджета, руководство комбината успешно реализовало на практике так называемую комиссионную схему возмещения. К достоинствам ее можно отнести абсолютную законность действующему законодательству, а к недостаткам - громоздкость документального оформления, влекущую за собой некоторые трудности в отслеживании расчетов и потери при возмещении (своеобразный дисконт), как стимул для контрагентов.

Но, в общем и целом, схема очень эффективна и игра стоит свеч. Суть ее заключается в передаче льгот в виде нулевой ставки по налоговым обязательствам у экспортера контрагенту, которому комбинат продает металлопродукцию в экспортном исполнении, в обмен на более высокую, чем обычно, цену с последующей приемкой той же самой металлопродукции на комиссию. Комбинат имеет по этим операциям 20% исходящий НДС, что при расчете декларации снижает сумму возмещения. В результате происходит своеобразное перекачивание налогового кредита предприятиям, не имеющим по роду своей деятельности практически никакого отношения к масштабной внешнеэкономической деятельности.

Хотелось бы добавить, что основная тонкость этой схемы заключается в расчете цены реализации по договорам поставки, предусматривающим последующую передачу на комиссию. Так как подобные хозяйственные операции осуществлялись вне пределов рассматриваемого в настоящем дипломном проекте периода, то детальный анализ производиться не будет. Да и понятия коммерческой тайны еще никто и не упразднял. Но в качестве познавательной информации можно сказать, что по состоянию на 30 ноября 2003г. комбинату полностью возмещены суммы НДС, срок возмещения по которым наступил, и изменения в налоговом законодательстве, внесенные вступлением в силу закона о государственном бюджете на 2004 г. в части нового порядка возмещения, не страшны.

2.5. Методы оптимизации налогообложения

В настоящее время в бизнес-среде Украины большой популярностью пользуется тема оптимизации налогообложения. В рамках настоящей дипломной работы будет рассмотрена одна из оптимизационных схем по методу отсрочки.

Не секрет, что многие предприятия желают максимально отсрочить налоговые платежи. И в самом деле, если существует законная возможность перенесения срока уплаты налога, то разумно было бы ею воспользоваться и прокрутить лишний раз деньги с пользой для предприятия.

Для целей законной манипуляции с налогами и создано налоговое планирование, позволяющее оптимизировать налоговые платежи путем использования нюансов действующего законодательства. Вот проблема в том, что на практике как оптимизаторы, так и налоговики зачастую путают понятия налогового планирования и уклонения от налогов. Например, нередко при анализе оригинальной схемы налогового планирования налоговики классифицируют действия предприятия как уклонение.

Между тем различить эти понятия достаточно просто -- нужно лишь определить, насколько схемы оптимизации соответствуют законодательству. Если налоги оптимизируются законными способами, то речь идет о налоговом планировании, право на которое имеет каждый плательщик налогов. Если же в схеме встречаются незаконные приемы, то налицо уголовно наказуемое уклонение от налогов.

Сомнительно законные приемы, основанные на использовании пробелов в законодательстве, в практической деятельности представляют довольно небольшой интерес, так как сопряжены с изрядной долей риска, поскольку государственные органы могут решить, что никакого пробела в конкретной ситуации нет и налоговые последствия должны быть другими.

Так что предприятия, которые дорожат своим покоем, перед применением какой-либо схемы оптимизации, очевидно, должны ее тщательно проанализировать на предмет законности. Конечно, не исключено, что налоговики могут придраться и к законной оптимизации, но, в отличие от случая с уклонением, это будет именно придирка, доказать которую будет гораздо сложнее, нежели справедливое замечание. Кроме того, предприятие может попробовать отстоять законность своих действий в суде. Стопроцентной гарантии положительного исхода и в этом случае, разумеется, никто не даст, но при умелом подходе шансы у предприятия могут быть весьма велики.

А мы для иллюстрации отличий между уклонением и налоговым планированием приведем пример. Таковым может служить схема, позволяющая отсрочить сроки возникновения налога на прибыль и НДС при первом событии -- отгрузке ТМЦ.

В основу схемы положен абз. 2 п. 1.31 Закона «О Прибыли», устанавливающий, что «не считаются продажей операции по предоставлению товаров в рамках договоров комиссии, хранения (ответственного хранения), поручения, других гражданско-правовых договоров, не предусматривающих передачу прав собственности на такие товары».

Из данной нормы следует, что отгрузка товаров в рамках договора ответственного хранения однозначно не попадает в понятие продажи и соответственно не увеличивает валовой доход и налоговые обязательства (далее -- НО) по НДС отправителя.

А теперь предположим, что некое предприятие в конце отчетного периода отгружает товар покупателю, зная, что в силу определенных причин фактически он поступит в распоряжение покупателя только в следующем периоде.

При обычной схеме оформления договора купли-продажи у предприятия-продавца в этом случае в конце периода возникнут валовые доходи и НО по НДС, а у предприятия-покупателя не будет валовых затрат и налогового кредита (далее -- НК) по НДС. В научной литературе такие схемы относят к методу «отсрочки налогового платежа», который заключается в перенесении объекта налогообложения на следующие периоды. Либо перевозка затянется, либо на приемку-перепроверку товара уйдет много времени.

Некоторые предприятия вполне справедливо сочли такой вариант налогообложения нерациональным и несколько его подкорректировали.

Используя нормы абз. 2 п. 1.31, эти находчивые рационализаторы стали договариваться с потенциальным покупателем вначале о передаче ему товара на хранение. В результате по заключенному на ответхранение договору в момент отгрузки валовые доходи и НО по НДС у потенциального продавца не увеличиваются. Одновременно с договором хранения заключается и договор купли-продажи, который вступает в силу по окончании действия договора хранения.

По прошествии некоторого времени действие договора ответхранения заканчивается и товар переходит в собственность покупателя на оснований договора купли-продажи.

С этого момента у продавца возникают валовые доходи и НО по НДС, у покупателя -- валовые затраты и НК.

Как видим, схема достаточно проста, но в то же время имеет свои нюансы. Так, если на ответхранение передается товар, определенный родовыми признаками, то при неграмотном оформлений договора право собственности на такой товар может перейти к покупателю и в налоговом учете у продавца в момент отгрузки возникнут валовые доходи и НО по НДС.

Причина таких последствий кроется в ст. 423 ГК, согласно которой «если на хранение сданы вещи, определенные в договоре только родовыми признаками, то при отсутствии иного соглашения эти вещи переходят в собственность хранителя, и он обязан вернуть стороне, сдавшей их на хранение, равное или оговоренное сторонами количество вещей того же рода и качества».

С учетом вышеприведенных норм при отгрузке «родовых» вещей (песка, щебня навалом, зерна, картофеля и т. п.) в договоре ответхранения нужно указать, что право собственности на них к хранителю не переходит, и тогда валовых доходов не возникнет.

И еще один нюанс, связанный с ответхранением. Получение на ответхранение товары до перехода права собственности на них к покупателю по договору купли-продажи нельзя использовать в обороте хранителя-покупателя. В противном случае «включатся» нормы абз. 4 п. 1.23 Закона «О Прибыли» и такие товары будут считаться бесплатно предоставленными со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вот, собственно говоря, и все описание схемы. Конечно, даже несмотря на законность, ею лучше не злоупотреблять. А то если все отгрузки будут предваряться ответхранением, налоговики, чего доброго, узрят в такой оптимизации признаки притворности сделок.

Хотя на самом деле ничего притворного в этих сделках нет. В данном случае операция хранения действительно имела место и сделка заключалась именно ради этой операции. И то, что посредством такой операции предприятие смогло отсрочить свои налоги, вполне укладывается в рамки законодательства.

Просто само по себе хранение товаров преследует еще одну цель -- отсрочку налогов. Но ничего противозаконного в этом нет.

Так что тонкую грань законности налогового планирования лучше всегда чувствовать и соблюдать. Хотя справедливости ради следует заметить, что при правильной постановке дела даже фактически имевшее место уклонение доказать бывает практически невозможно. Ведь главное в таких ситуациях -- выявить фактическую направленность тех или иных действий плательщика. А без личных признаний сделать это очень трудно.

Безусловно, строить свою работу без учета различных объективных и субъективных факторов нельзя. Во-первых, для начала нужно договориться с покупателем, и если ему срочно нужен НК, то он может не согласиться на это. Во-вторых, если продавец заинтересован в покупателе больше, чем тот в продавце, то покупатель может просто не захотеть что-либо менять во взаимоотношениях с продавцом.

Кроме того, предприятие должно иметь репутацию ответственного плательщика налогов и располагать достаточным количеством средств для разрешения конфликтных ситуаций с помощью судебной системы.

2.6. Организация аудита Налога на добавленную стоимость

В связи с новыми требованиями, в августе 2002 года на комбинате была создана служба внутреннего аудита, которая подчиненная административному директору.

В штате отдела внутреннего аудита семь человек.

В своей работе отдел внутреннего аудита руководствуется действующим законодательством, стандартами Украины об аудиторской службе и бухгалтерском учете и другими нормативными документами.

Внутренний аудит на комбинате осуществляется по следующим направлениям:

- анализ системы учета и внутреннего контроля;

- изучения бухгалтерской и операционной информации, экономичности и эффективности управленческих решений;

- оценка качества и полноты информации;

- разработка проектов управленческих решений и финансовых прогнозов;

- проведение стратегического анализа;

- консультирование бухгалтеров, экономистов и других работников комбината по вопросам бухгалтерского и управленческого учета.

К основным функциям внутреннего аудита относятся: консультирования работников комбината, проверка достоверности бухгалтерской отчетности, законности и целесообразности проведенных хозяйственных операций, заключаются системы бухгалтерского, налогового и оперативного учета.

В обязанности сотрудников ОВА входят также анализ финансово-хозяйственной деятельности, разработка предложений по ее эффективности, совершенствованию организационных форм и методов управления, а также информационных технологий.

Отдел внутреннего аудита обеспечивает защиту финансовых интересов предприятия, проводит исследование и проектирование в деле организации и методов учета, контроля, структур и технологий управления, а также разработку проектов документов, экспертных выводов и других материалов.

Главная задача отдела внутреннего аудита - предоставление теоретической и практической помощи экономистам, бухгалтерам подразделов и служб комбината в виде консультаций и рекомендаций по вопросам налогов, постановки бухгалтерского, налогового и оперативного учета, внутреннего контроля.

Отдел внутреннего аудита осуществляет свою деятельность по оперативному аудиторскому внутриведомственному контролю в форме проверок, экспертиз и консультаций, что оформляется соответствующими документами (аудиторский вывод), утвержденными, в зависимости от требований, административным директором или начальником отдела.

С сентября 2002 года отделом внутреннего аудита были проведены следующие аудиторские проверки:

- финансово-хозяйственной деятельности мебельного цеха по состоянию на 01.07.02;

- расходов и убытков от другой операционной деятельности за 7 месяцев 2002 года;

- кредиторской задолженности комбината по состоянию на 01.08.02;

- финансово-хозяйственных отношений комбината с ООО «Марита» за период с 01.01.00 по 30.06.02;

- финансово-хозяйственной деятельности тепличного комплекса;

- финансово-хозяйственной деятельности управления общественного питания (УОП) за период 2001 год - 9 месяцев 2002 года;

- финансово-хозяйственной деятельности цеха автомобильного транспорта за период 2001 год - 8 месяцев 2002 года;

- финансово-хозяйственной деятельности фирменного магазина-салона «Азовсталь» за период с 01.01.01 по 01.10.02;

- финансово-хозяйственной деятельности печатно-множительного цеха за период 2001 год - 9 месяцев 2002 года;

- финансово-хозяйственной деятельности цеха складирования УКБа за период 2001 год - 10 месяцев 2002 года.

По результатам проверок подготовленные аудиторские выводы.

Предоставлено более 10 консультаций работникам комбината по вопросам организации и ведения оперативного и бухгалтерского учета. Проведено 27 проверок по заданию руководства комбината.

Порядок проведения документальной проверки правильности отображения обязательств по налогу на добавленную стоимость

При проверке следует обращать внимание:

- имеют ли задолженность по другим налогам и платежам в бюджет в связи с отсутствием средств и наличием картотеки;

- не осуществляется ли деятельность по продаже товаров (работ, услуг);

поскольку плательщик налога, показывает в налоговой декларации с НДС значительные суммы налогового кредита, которые были оплачены поставщикам за приобретенные товары (работы, услуги) и основное учредительство и невещественные активы в случае.

Проверка правильности определения сумм налоговых обязательств

Проверка следует начинать с проверки суммы налоговых обязательств прежде всего было установлено или отвечают они суммам, указанным в декларации по НДС, с данными книги учета продажи товаров (работ, услуг), порядок ведения которой утвержден приказом ДПА Украины от 30 мая 1997року № 165.

Учитывая то, что соответственно Закону Украины от 26 сентября 1997 года N 550/97-ВР возникновение налоговых обязательств по продаже товаров (работ, услуг) считается дата, которая приходится на налоговый период, на протяжении которого происходит любое из событий, которое состоялось раньше: или дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет плательщика налога как оплата товаров (работ, услуг), которые подлежат продаже, а в случае продажи товаров (работ, услуг) за наличные денежные средства - дата их оприходования в кассе плательщика налога, а при отсутствии такой - дата инкассации имеющихся средств в банковском учреждении, что обслуживает плательщика налога; или дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) - дата оформления документа, что удостоверяет факт выполнения работ (услуг) плательщиком налога, то записи в книге учета продажи товаров (работ, услуг) продавцом проводятся исходя из этих дат.

При проверке нужно учитывать, что в книге учета продажи товаров ведется отдельный учет операций по продаже товаров (работ, услуг), по которым возникают и не возникают налоговые обязательства.

Сумма налоговых обязательств по операциям, которые подлежат налогообложению отвечает итоговым данным граф 16 и 18 книги учета продажи товаров (работ, услуг)(см. дополнение Же) с учетом сумм коррекции, указанных в графе 20 книги (см. дополнение Же). При выявлении случаев коррекции следует проверять наличие расчета коррекции количественных и стоимостных показателей в налоговой накладной формой № 2 к налоговой накладной(см. дополнение бы).

Дальше следует сопоставлять данные книги учета продажи товаров с первичными бухгалтерскими документами предполагаемыми аналитического и синтетического учета; выписками банка, прибыльными кассовыми ордерами, отчетами кассира, записями в журналы-ордера № 1, 2, 4 в части средств, которые поступили от покупателей в оплату за товары, работы, услуги.

В согласно Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной приказом Минфин Украины от 1 июля 1997 года № 141 и зарегистрированной Министерством юстиции Украины 4 августа 1997 года за № 284/2088 с изменениями и дополнениями,(дальше - Инструкция) суммы налоговых обязательств по уплате налога на добавленную стоимость отображаются по кредиту счета 641 в корреспонденции со счетами:

70”Доходы от реализации”, 71”Прочий операционный доход”, 74”Прочие доходы” - в случаях отгрузки готовой продукции, товаров, других материальных ценностей, передачи невещественных активов, выполнение работ, услуг, в оплату за какие средства от покупателя на дату отгрузки (передачи, выполнения) предприятие не получило, а также в случаях получения имеющихся средств за товары и услуги;

643 "Налоговых обязательства в случаях зачисления на счета предприятия в учреждениях банков средств от покупателей (заказчиков) в оплату продукции, товаров, других материальных ценностей, невещественных активов, работ, услуг, которые подлежат отгрузке (передаче, выполнению). После отгрузки предварительно оплаченной продукции, товаров, других материальных ценностей. передачи невещественных активов, выполнение работ, услуг счет 70 ”Доходы от реализации”,71”Прочий операционный доход” дебетируется в корреспонденции со счетом 64 "Расчета по налогам" субсчет 3 " налоговых обязательств"

_Следует проверять или не имеет места случаи, когда после отгрузки основных средств, сырья, материалов, готовой продукции, товаров, передачи невещественных активов, выполнение работ, услуг указанные ценности покупатель вернул продавцу, или долг покупателя признан безнадежным, в таком случаи продавец на сумму излишне начисленного налога на добавленную стоимость уменьшает сумму налогового обязательства с отображением способом сторно по дебету счета и 70”Доходы от реализации”,71”Прочий операционный доход”,74”Прочие доходы” кредита счета 641 "Налоговое обязательство”.

Так же следует обращать внимание на случаи, когда Покупатель в месяце, в котором приобретенные товарно-материальные ценности возвращены продавцу или долг признан безнадежным, осуществляет увеличение налогового обязательства на сумму налога на добавленную стоимость и была отображена ли данная операция соответствующим образом: отображается способом сторно по дебету счета 641 "Расчеты по налогам", субсчет " налога на добавленную стоимость", и кредита счетов 37/7 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с другими дебиторами "

При проверке суммы налоговых обязательств, следует обращать внимание на правильность включения в налоговые обязательства сумм полученных до 1 октября 1997 года авансов (предыдущей оплаты) за товары (работы, услуги), отгрузка (выполнение, предоставление) которых состоится после указанной даты. Такие суммы не учитываются при проведении одноразового пересчета сумм налоговых обязательств, а включаются в налоговые обязательства тех отчетных периодов, в которых происходит отгрузка (выполнение, предоставление) указанных товаров (работ, услуг) с подтверждением такой отгрузки (выполнение, предоставление) выпиской налоговой накладной и соответствующим отображением в налоговой накладной.

С целью выявления занижения сумм налоговых обязательств следует сопоставлять суммы дебиторской задолженности за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) в разрезе каждого покупателя (заказчика), отображенные в разделе II сводки № 16 "Отгрузка, отпуск и реализация продукции, работ, услуг" последнюю дату проверки с суммами кредиторской задолженности по счету 37/1”Расчеты с разными дебиторами по выданным авансам”, 36”Расчеты с покупателями и заказчиками”, 37/7"Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 63”Расчеты с поставщиками и подрядчиками” в разрезе каждого кредитора. В таком случае, выявленное наличие за одним и тем же субъектом предпринимательской деятельности дебиторской задолженности и сумм полученных от него в виде авансов или предыдущей оплаты, суммы налога на добавленную стоимость из таких сумм были зачтены в счет налоговых обязательств по НДС, что отвечает законодательству.

Учитывая то, что соответственно пункту 4.1 статьи 4 Закона-1 база налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным или регулируемым ценам (тарифами) с учетом акцизного сбора, общегосударственных других налогов и собраний (обязательных платежей), за исключением налога на добавленную стоимость, которые включаются в цену товаров (работ, услуг) согласно с законами Украины по вопросам налогообложения, а в состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы средств, стоимость материальных и невещественных активов, которые передаются плательщику налога непосредственно покупателем или через любую третью лиц в связи с компенсацией стоимости товаров (работ, услуг), проданных (выполненных, предоставленных) таким плательщиком налога, следует по данного бухгалтерского учета проверять полноту включения в суммы налоговых обязательств сумм таких средств. В частности, при проверке следует обращать внимание на включение в базу налогообложения таких сумм:

- дотации и субсидии из госбюджета по видам продукции, на что установленные регулируемые цены;

- средства, полученные на развитие производственной базы ремонтно-будівельних предприятий;

- средства на возмещение расходов по командировкам и на выплату премий.

Такие средства можно выявить при проверке дебетовых оборотов по счету 31 "Счета в банках" и кредитовые обороты по счетам 48 “Целевое финансирование и поступление”, отображенных в журнале-ордере 12, а также - по счет 40”Уставный капитал”, отображенные в журнале-ордере 13.

С целью выявления сумм средств и стоимости материальных и невещественных активов, которые передаются плательщику налога через любые третьи лица в связи с компенсацией стоимости товаров (работ, услуг), проданных (выполненных, предоставленных) таким плательщиком налога, следует обращать внимание на наличие заключенных соглашений об уступку требования долга.

При проверке данных бухгалтерского учета следует обращать внимание на случаи занижения сумм налоговых обязательств, в результате не включения к базе налогообложения отпуска продукции (товаров, работ, услуг), отображенной в учете внешне счетом 70”Доходы от реализации”,71”Прочий операционный доход”,74”Прочие доходы”. В частности, было сверено списание товарно-материальных ценностей из счетов 10 "Основные средства", 20 "Производственные запасы", 26 "Готовая продукция" и 28 "Товары" с целью выявления случаев занижения базы налогообложения при не учете реализации основного учредительства независимо от даты их приобретения и введения в эксплуатацию, отпуска неиспользованных в производстве товарно-материальных ценностей и отходов производства, предоставление услуг по аренде имущества, по сохранению, подделке товаров и передаче товаров (работ, услуг ) для непроизводственного использования.

Следует проверять или не имеет места занижение суммы налоговых обязательств в результате неправильного определения базы налогообложения в случаях продажи товара (работ) услуг) без оплаты или с частичной оплатой их стоимости в пределах бартерных (товарообменных) операций, натуральных выплаты в счет оплата труда физическим лицам, которые находятся в трудовых отношениях с плательщиком налога, передачи товаров (работ, услуг) в пределах баланса плательщика для непроизводственного использования, расходы на которые не относятся к валовым расходам и не подлежит амортизация, а также связанному с продавцом лицу. В таких случаях было обращено внимание на то, чтобы база налогообложения определялась согласно пункта 4.2 Закона-1 исходя из фактической цены операции, но не ниже привычной цены.

При этом, привычные цены определяются в порядке, предусмотренном пунктом 1.20 статьи 1 Закона Украины от 22 мая 1997 года. № 2Й/97-ВР "О налогообложении дохода предприятий"(дальше - Закон-2), поскольку соответственно пункту 11.1 статьи 11 Закона-1 срок "привычная цена" в рамках Закона-1 понимает в значении. определенному Закону Украины от 22 мая 1997 года. № 2Й/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий"

При проверке также следует обращать внимание на особенности определения налоговых обязательств по отдельным операциям.

В частности, такие операции, когда к налоговым обязательствам должны включаться суммы НДС, начисленные по операциям продажи на таможенной территории Украины готовой продукции, произведенной из давальческого сырья нерезидента, или такого сырья. При этом, соответственно пункту 4.4 статьи 4 Закона-1 базой налогообложения такой готовой продукции является договорная (контрактная) стоимость такой продукции с учетом акцизного сбора, ввозной таможенной пошлины, а также других налогов, собраний (обязательных платежей), за исключением налога на добавленную стоимость, которые включаются в цену такой готовой продукции согласно законам Украины по вопросам налогообложения. Определенная стоимость Перечисляется в украинские гривны за валютным (обменным) курсом Национального банка Украины, что действовал на момент возникновения налоговых обязательств. При этом налог выплачивается в бюджет покупателем в порядке, предусмотренном для налогообложения товаров, которые импортируются, а ответственность за уплату налога покупателем такой продукции несет отечественный ее переработчик.

Проверка правильности определения сумм налогового кредита

Соответственно подпункту 7.4.1 статьи 7 Закон-2 налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, оплаченных (начисленных) плательщиком налога в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится в состав валовых расходов производства (оборота) и основного учредительства или невещественных активов, которые подлежат амортизации.

Суммы налога на добавленную стоимость, оплаченные (начисленные) плательщиком налога в отчетном периоде в связи с приобретением (сооружением) основного учредительства, которое подлежит амортизации, включаются в состав налогового кредита такого отчетного периода, независимо от сроков введения в эксплуатацию основного учредительства.

В случае если плательщик приобретет товары (работы, услуги), стоимость которых не относится в состав валовых расходов производства (оборота) и не подлежит амортизации, налоги, которые оплачены в связи с так приобретением, возмещаются за счет соответствующих источников и в состав налогового кредита не включаются.

Не позволяется включения в налоговый кредит любых расходов по уплате налога, что не подтверждены налоговыми накладными или таможенными декларациями, а при импорте работ (услуг) - актом принятия работ (услуг) или банковским документом, что удостоверяет перечисление средств в оплату стоимости таких работ (услуг).

В случае если суммы налога предварительно включены в состав налогового кредита, остаются неподтвержденными указанными этим подпунктом документами, плательщик налога несет ответственность в виде финансовых санкций, установленных законодательством, начисленных на сумму налогового кредита, неподтвержденную указанными документами.

Поэтому, при проверках следует обращать внимание на дату выписки налоговой накладной и дату заполнения книги учета приобретения товаров счета плательщика налога в оплату товаров (работ, услуг).

Относительно даты выписки налоговой накладной при проверке было учтено, что соответственно подпункту 7.2.3 пункта 7.2 статьи 7 налоговая накладная складывается в момент возникновения налоговых обязательств продавца.

Для товаров (услуг), приобретение (предоставление) которых контролируется приборами учета, факт получения (предоставление) таких товаров (услуг) удостоверяется данными учета.

При проведении проверки правильности указанных в декларациях по НДС сумм налогового кредита следует обращать внимание на такие вопросы, как:

- соответствие этих сумм данным полученных налоговых накладных при приобретенные товары (работ, услуг) на территории Украины оформленных грузовых таможенных деклараций при импорте товаров и актам прием работ (услуг) или банковским документам, которые подтверждают перечисление средств в оплату стоимости работ (услуг) при импорте услуг. При этом надлежит учесть, что налоговая накладная выписывается на дату первого из событий, которая состоялась: оплаты товаров (работ, услуг) или их отгрузки, поэтому возможные случаи включения в налоговый кредит сумм НДС за налоговыми накладными. выписанными за датой отгрузки товаров (работ, услуг), по которым не была проведена оплата (списание средств из расчетного счета покупателя);

- соответствие размера сумм стоимости приобретенных с налогом на добавленную стоимость и без налога товаров (работ, услуг) и сумм налогового кредита данным книги учета приобретения товаров (работ, услуг), а именно итоговым данным граф 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 23, и отдельным показателям графи 17 книги;

- включение в валовые расходы производства (оборота) стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), суммы НДС по которым отнесены к налоговому кредиту, по данного налогового учета. При этом, состав валовых расходов определяется соответственно статье 5 Закона Украины от 22 мая 1997 года. № 2Й/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий"

- - включение в налоговый кредит сумм НДС после основных" производственному учредительству и невещественных активах, которые подлежат амортизации. При этом, необходимо учесть, что соответственно подпункту 8.1.4 статьи 8 Закона-2 не подлежат амортизации затраты на приобретение, ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственного учредительства. При этом, под сроком "непроизводственное учредительство" следует понимать капитальные активы, которые не используются в хозяйственной деятельности плательщика налога.

Однако, суммы НДС, оплаченные за основное учредительство или невещественные активы приобретены с целью их последующей продажи другим лицам или их использование как комплектующего (запчастей частей) другого основного учредительства, предназначенного для последующей продажи другим лицам относятся в состав налогового кредита.

- отнесение к налоговому кредиту отчетного периода сумм НДС, оплаченных в отчетном периоде, на который приходится дата списания средств из расчетного счета плательщика налога в оплату товаров и основного учредительства, которое введено в эксплуатацию в отчетном периоде, указанных в разделе III "Увеличения налогового кредита" форм проведения одноразового пересчета и соответствия таких сумм первобытным документам (выпискам банка и актам введения в эксплуатацию).

Соответственно Инструкции сумму налога на добавленную стоимость, оплаченную или начисленную в связи с приобретением (изготовлением) и строительством основного учредительства, что не введены в эксплуатацию, в месяце введения в эксплуатацию такого основного учредительства плательщики налога способом сторно отображают по дебету счета 15 "Капитальные инвестиции" и кредита счета 64/1"Расчеты по налогам". При этом, суммы налога на добавленную стоимость, оплаченные (начисленные) в связи с достройкой и введением в эксплуатацию такого основного учредительства после вступления в силу этим Законом, отображаются по дебету счета 64/4 "Налоговые кредит" в корреспонденции с кредитом счетов 63 "Расчета с поставщиками и подрядчиками", 37/7 "Расчета с разными дебиторами". После оплаты указанных ценностей, работ, услуг сумма налогового кредита отображается по дебету счета 64/1 "Расчеты по налогам " и кредита счета 64/4 " Налоговые кредит ".

Следует обращать внимание на случаи, когда была заполнена строка 16 Декларации, в таком случаи было проверенная правильность рассчитанных сумм коррекции на основании расчета коррекции количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной, что выписывается поставщиком соответственно Порядку заполнения налоговой накладной (формой согласно с надбавкой № 2 по налоговой накладной).

При этом учитывается, что коррекция недоначисленного налогового кредита осуществляется в случаях:

1) увеличение поставщиком базы налогообложения относительно закупки товаров (работ, услуг), по которым был предоставлен налоговый кредит в предыдущих отчетных периодах. Плательщик-покупатель будет иметь право на увеличение налогового кредита только в случае уплаты дополнительной стоимости поставщику. Поэтому, при проверке следует обращать внимание на наличие расчетных документов, которые подтверждают такую уплату.

2) если кредит НДС не было задекларировано во время закупки товаров (работ, услуг) или основное "невещественное учредительство", что является объектами амортизации, используются интенсивнее для проведения операций, которые подлежат налогообложению. При этом, на основании данных бухгалтерского и налогового учета следует проверять включение в валовые расходы указанных товаров (работ, услуг) и использования основного учредительства и невещественных активов в производственной деятельности.

Суммы перечисленного налогового кредита соответственно уменьшают налоговый кредит в тех случаях, когда:

1) уменьшается база налогообложения относительно закупки товаров (работ, услуг), налог на добавленную стоимость по которым был включен в налоговый кредит предыдущих отчетных периодов. В этом случае также следует обращать внимание на обязательное наличие расчетов коррекции количественных и стоимостных показателей поставщика, которую подтверждают указанные суммы;

2) была задекларированная большая сумму кредита НДС на закупку товаров (работ, услуг) или основные "невещественные" фонды недовикористовують для проведения операций, которые подлежат налогообложению. При проверках следует обращать особенное внимание на отнесение к валовым расходам указанных товаров (работ, услуг) и целевое использование основного учредительства и невещественных активов.

Таким образом при проверке соответствия оборотов, взятых из главной книги по 641, 644 и 643 счетам, были выявлены не соответствия, с данными декларации по НДС, так согласно ст.7.4.1 Закона о НДС налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, оплаченных (начисленных) налогоплательщиком в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), только стоимость которых относится в состав валовых расходов производства (обращение) и основного учредительства или невещественных активов, которые подлежат амортизации.

Суммы налога на добавленную стоимость, оплаченные (начисленные) налогоплательщиком в отчетном периоде в связи с приобретением (сооружением) основного учредительства, включаются в состав налогового кредита такого отчетного периода, независимо от сроков введения в эксплуатацию основного учредительства.

Проверка правильности проведения расчетов с бюджетом при осуществлении операций по продаже товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения

Начиная проверку по этому вопросу прежде всего было обращено внимание на правомерность употребления плательщиком налога льгот, предусмотренных; Законом ”О НДС”, что определенный перечень операций, что не с объектом налогообложения; операции, освобожденные от налогообложения; операции, освобожденные от налогообложения на определенный срок.

Были рассмотрены случаи когда плательщик налога совершает операцию по продаже товаров (робот, услуг), которые освобождены от налогообложения или не являются объектом налогообложения согласно со статьями 3 и 5 Закона-1, суммы налога, что выплатили в связи с приобретением товаров (робот, услуг), стоимость которых входит у валовых расходов производства (оборота) и основного учредительства и невещественных активов, которые подлежат амортизации, соответственно подпункту 7.4.2 статьи 7 Закона ”О НДС”, а также было проверено или относятся такие операции в соответствии с составом валовых расходов производства (оборота) и на увеличение стоимости основного учредительства и невещественных активов и в налоговый кредит не включаются.

_Так же было проверено или имеют место случаи, когда плательщик налога на доход, зарегистрированный как плательщик налога на добавленную стоимость, одновременно осуществляет операции по продаже товаров (работ, услуг), которые облагаются налогом на добавленную стоимость и освобождены от налогообложения, или не являются объектом налогообложения таким налогом, налог на добавленную стоимость, оплаченный в составе расходов на приобретение товаров (работ, услуг), которые относятся в состав валовых расходов, и основного учредительства и невещественных активов, которые подлежат амортизации, и относятся ли такие операции в соответствии с валовыми расходами или увеличивается ли балансовой стоимости соответствующей группы основного учредительства на сумму, что не включена в состав налогового кредита предприятия налога согласно закона Украины "О налоге на добавленную стоимость.

Проверка правильности определения суммы налогового кредита по экспортным услугам по товарам вывезенных (экспортированных) плательщиками налога за пределы таможенной территории Украины.

Согласно пункта 6.2.1 статьи бы Закона товары считаются вывезенными (экспортированными) плательщиком налога за пределы таможенной территории Украины в случае, если их вывоз (экспортирование) засвидетельствован соответственно оформленной таможенной грузовой декларацией.

Соответственно подпункту 6.2.2 пункта 6.2 статьи 6 Закона ”О НДС” работы и услуги считаются экспортированными, если они предназначены для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины.

Поэтому при проверках было учтено, что к экспорту не относятся предоставленные (выполненные) резидентами услуги (работы) для нерезидентов, если такие услуги (работы) имеют употребление (использование) на таможенной территории Украины.

При проверке было учтено, что датой возникновения права на получение бюджетного возмещения при экспорте товаров (работ, услуг) является дата поступления средств от покупателя-нерезидента на банковский счет продавца-резидента.

Для получения возмещения из бюджета сумм налогового кредита по экспортным операциям плательщики налога должны вместе с декларацией по НДС даты:

- копии грузовых таможенных деклараций (или провозных сведений в случаях, если грузовая таможенная декларация не оформляется), которые содержат все реквизиты, предусмотренные Инструкцией о порядке заполнения, грузовой таможенной декларации, и Положением о порядке таможенного оформления товаров и других предметов, которые перемешиваются между таможнями, Согласно указанных нормативных актов при отгрузке товаров на экспорт таможней пункта отправления груза, что осуществляет таможенное оформление, проставляется штамп "под таможенным контролем экспорт" и делается запись такого содержания: направляет к таможне для пропуска за пределы таможенной территории Украины", что заверяется подписью и личной номерной печатью инспектора таможни;

- справку банка о поступлении валюты на расчетный счет предприятия-экспортера за товары (работы, услуги), на что оформлен;

- по товарам - товаросопроводительные документы и грузовая таможенная Декларация;

- по работам, услугах - акты сдачи резидентом и прием нерезидентом результатов выполненных работ, предоставленных услуг.

При документальной проверке было обращено внимание на наличие у экспортера, кроме вышеупомянутых документов, налоговых накладных на суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (у посредника), товарно-материальных ценностей, использованных для производства продукции (работ, услуг), что экспортируются (у производителей)

Проверка правильности начисления налога на добавленную стоимость при бартерных (товарообменных) операциях

Датой возникновения налоговых обязательств во время осуществления бартерных (товарообменных) операций считается любое из событий которое наступило раньше;

- или дата отгрузки плательщиком налога товаров, а для работ (услуг) - дата оформления документа, что удостоверяет факт выполнения работ (услуг) плательщиком налога;

- или дата оприходования плательщиком налога товаров, в для работ (услуг) - дата оформления документа, что удостоверяет факт получения плательщиком налога результатов работ (услуг).

Датой возникновения права плательщика налога на налоговый кредит для бартерных (товарообменных) операций - дата осуществления завершающей (балансирующей) операции, которая состоялась после первого из вышеупомянутых событий.

Исходя из этого, при выявлении проверкой случаев отгрузки товаров (выполнение работ, предоставления услуг) при отсутствии оплаты за такие отгрузки (выполнение, предоставление) денежными средствами, в случае, если эти отгрузки (выполнение, предоставление) осуществлены в пределах бартерной операции было проверено наличие налоговой накладной на суммы НДС по таким товарам (работах, услугах), записи в Книге учета продажи товаров и соответствующего включения в налоговые обязательства того отчетного периода, в котором состоялась отгрузка (выполнение, предоставление).

Кроме того, при проверках было обращено внимание на своевременность включения в налоговый кредит сумм НДС по таким операциям, поскольку для каждой из сторон - участников бартерного контракта право на налоговый кредит возникает только после о ведении завершающей (балансирующей) операции. Поэтому, проявив суммы НДС, включенные в налоговый кредит без факта списания средств из расчетного счета, было проверено, относятся ли такие суммы к стоимости товаров отгруженных (работ выполненных, услуг предоставленных) в счет завершающей (балансирующей) операции с учетом конечной договорной (контрактной) суммы, определенной заключенным бартерным соглашением, В случаях, когда были выявлены суммы НДС, включенных в налоговый кредит по несбалансированным поставкам, было проверено наличие налоговых накладных и записей в Книге приобретения товаров (работ, услуг) по таким суммам.

Учитывая то, что при проведении бартерных операций на территории Украины налоговые обязательства возникают и у того участника бартерного контракта, возле которого первым событием была дата оприходования товаров, а для работ (услуг) - дата оформления документа, что удостоверяет факт получения плательщиком налога результатов работ (услуг), то при проверке было обращено внимание на наличие кредиторской задолженности по счету 63 “Расчета с поставщиками и подрядчиками" отображенную в журнале-ордере № 6 в разрезе каждого поставщика (заказчика) на конец периода проверки с целью выявления случаев поступления товаров (работ, услуг) по бартерным соглашениям, после которых суммы НДС не включены в налоговые обязательства.

Кроме того, у плательщика налога было проверено наличие налоговой накладной, выписанной на дату первого события, и записи в Книге учета продажи товаров (работ, услуг).

При проверке правильности отображения в бухгалтерском учете операций сумм НДС при осуществлении бартерных операций было учтено, что соответственно пункту 4 Инструкции в случаях получения сырья, материалов, товаров, других товарно-материальных ценностей, невещественных активов, выполнение работ, услуг по бартерному контракту к отгрузке продукции, товаров, выполнение работ, услуг сумма налога на добавленную стоимость из полученных ценностей, отображается по дебету счета 64/4 "Налоговый кредит", в корреспонденции со счетом 63 "Расчета с поставщиками и подрядчиками", 37/7 "Расчета с другими дебиторами". Одновременно такая же сумма отображается по дебету счета 64/3 "Налоговые обязательства" в корреспонденции со счетом 64/1 "Расчеты по налогам".

_Были рассмотрены случаи когда после отгрузки продукции, товаров, других материальных ценностей, невещественных активов, выполнения работ, услуг по бартерному контракту, за которым были раньше полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы, услуги, и их отображения в бухгалтерском учете. В соответствии с инструкцией при таки операциях сумма налога на добавленную стоимость из операции по отгрузке продукции, товаров, выполнению работ, услуг отображаются по дебету счета 70, "Доход от реализации", 71 “Другой операционный доход” в корреспонденции со счетом 64/3 "Налоговые обязательства" Одновременно по дебету счета 64/1 "Расчеты по налогам" в корреспонденции со счетом 64/4 "Налоговый кредит", отображается сумма налога на добавленную стоимость, на что предприятие приобрело право уменьшить налоговое обязательство.

Порядок проведения проверки с налогоплательщиками по расчетам с бюджетом к проведению возмещения НДС

Во время проведения проверки возмещения налога на добавленную стоимость были сверены сальдо по расчетам с бюджетом плательщика налога за счетом 64/1 "Расчеты по налогам" с данными лицевого счета плательщика, что ведется налоговой инспекцией.

При этом, было проверено у плательщика налога сальдо расчетов из налога на добавленную стоимость по счетам 64 "Расчета по налогам" (субсчет 3 “налоговых обязательств" и субсчет 4 " налоговый кредиту") и 68 "Расчета по налогам и платежам" (субсчет 1 "Расчеты по налогам " ), что должны отвечать таким данным:

- по кредиту счетов 64 (субсчет 1 "Расчеты по налогам ") и 64 (субсчет 3 "налоговых обязательства") отображается сумма налога на добавленную стоимость, начисленная по счетам, которые оставались неоплаченными на конец периода;

- по дебету счетов 64 (субсчет 4 " налоговый кредит") и 64 (субсчет 1 "Расчеты по налогам") отображаются суммы налога на добавленную стоимость, начисленные к возмещению, срок которого не наступил на конец отчетного периода, и суммы налога на добавленную стоимость, начисленные из полученных авансов, после которых не была осуществлена отгрузка продукции;

- по дебету (кредита) счетов 64 (субсчет 3"налоговые обязательства") и 64 (субсчет 1 "Расчеты по налогам") отображается остаток суммы налога на добавленную стоимость, определенный в результате одноразового пересчета, срок возмещения (уплаты) которых не наступил.

В случае, если по данного учета налогового органа сальдо расчетов на конец периода определяется как сумма переплаты, а по данной декларации за отчетный период подлежит к уменьшению по лицевому счету сумма НДС в виде превышения сумм налогового кредита над суммой налоговых. обязательств, то сальдо на конец отчетного периода определяется как разница между суммой переплаты и суммой, что подлежит уменьшению.

Проведение предварительной документальной проверки порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость

В первую очередь проверке подлежали, суммы, представленные для возмещения на расчетный счет плательщика, потом суммы, которые засчитываются в счет следующих платежей, а также по декларациям, с указанием сумм налогового кредита, которые вызывают подозрение, независимо от вида возмещения, предложенного плательщиком налога, либо на расчетный счет, либо в счет следующих платежей или путем выдачи казначейского чека.

Учитывая то, что в соответствии со статьей 7 Закона Украины от 3 апреля 1997 года № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» с учетом изменений и дополнений суммы налога, которые подлежат уплате в бюджет или возмещению из бюджета, определяются как разница между общей суммой налоговых обязательств, которые возникли в связи с любой продажей товаров (работ, услуг) на протяжении отчетного периода, и суммой налогового кредита отчетного периода, и в случае когда по результатам отчетного периода такая сумма имеет негативное значение и подлежит возмещению плательщика налога из Государственного бюджета Украины на протяжении месяца, следующего за отчетным периодом, с целью проверки правильности определения указанной суммы, была проведена проверка правильности определения сумм этих двух показателей налогового учета, которые влияют на сумму возмещения: налоговые обязательства и налоговый кредит.

Сумки налоговых обязательств и налогового кредита отчетного периода отображаются плательщиками налога в налоговой декларации, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ДПА Украины от 30 мая 1997 года № 166 (дальше - Декларация).

Плательщики налога, которые осуществляют операции, которые не являются объектами налогообложения согласно статьи 3 Закона-1 и операции, освобожденные от налогообложения согласно статьи 5 Закона-1, к декларации должны добавлять справку произвольной формы, засвидетельствованную подписью бухгалтера и печатью (или подписью плательщика, если плательщик - физическое лицо) с указанием вида операции и пункта Закона, соответственно которого такая операция не является объектом налогообложения или освобождается от налогообложения.

При проверке Декларации плательщика налога, следует обращать внимание когда одновременно с операциями налогообложений осуществляются операции, освобожденные от налогообложения соответственно статье 5 Закона-1, было обращено также внимание на данные объема продажи товаров (работ, услуг), указанные в строках 1,2 и 3, 4 раздела «Налоговые обязательства» и объемы приобретенных товаров (работ, услуг) и основного учредительства и невещественных активов, которые подлежат амортизации, для операций, которые подлежат налогообложению и освобождены от налогообложения, которые указаны в строках 10 а), 11 а) и строках 10 бы), 11 бы) и 13 раздела «Налоговый кредит».

В случае, если плательщик налога в отчетном периоде проводит коррекцию перечисленного и недоначисленного налогового кредита за предыдущий отчетный период, сумма который отображается в пункте 16 Декларации, то он обязан подать Расчет коррекции сумм НДС (формой надбавке № 2 к Декларации).

При проверке деклараций плательщиков налога, что при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины оформляют простой вексель па сумму налогового обязательства, следует обращать внимание на правильность отображения сумм, указанных в векселе, в общей сумме налоговых обязательств в строках 6 и 19 Декларации и включения этих сумм к налоговому кредиту в строке 12 «б» Декларации.

При проверке деклараций плательщика налога, который осуществляют экспортные поставки в порядке бартерных (товарообменных) операций, следует учитывать, что такой плательщик до 1 января 2001 года также должны проводить коррекцию перечисленных сумм налогового кредита, заполнять расчет формой № 2 к Декларации и отображать эти суммы в строке 16 Декларации.

Раздел 3. Выводы и предложения.

В настоящей дипломной работе рассмотрены теоретические и практические аспекты основополагающего взаимодействия существующей экономической системы «государство - частый бизнес» в рамках правового поля Украины. Отслежены основные проблемы налогового учета, аудита и анализа на примере ОАО «МК «Азовсталь». Учитывая масштабы деятельности комбината и его вклада в наполнение государственного бюджета, можно сделать вывод о том, что информация о системе учета и составления налоговой и финансовой отчетности является своего рода моделью цивилизованных взаимоотношений с фискальной системой государства, в большей или меньшей степени присущей всему крупному бизнесу Украины. Естественно, наиболее мудрой и профессиональной его части, подтверждением чего может служить высокая оценка ведения учета международной аудиторской фирмой PriceWaterhouseCoopers по результатам аудиторской проверки 2002 и 2003гг. Также в рейтинге Федерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины по результатам 2003г. комбинат занял 1 место. Конечно, нельзя говорить об отсутствии проблем. Их даже больше, чем может себе представить искушенный, но несведущий наблюдатель. Но, несмотря на них «Азовсталь» вносит свой весомый вклад в производство ВНП, наполнения казны, обеспечения граждан Украины стабильным и высоким заработком. Так же велика доля вклада нашего предприятия в высокие темпы развития отечественной экономики, которые признаются всеми без исключения экспертами.

Попробуем и мы внести свой маленький вклад в эволюцию системы налогового учета в рамках ОАО «МК «Азовсталь». Учитывая усиливающуюся тенденцию усложнения расчета налогов и сборов, необходимость оптимизации затрат предприятия, усиление фискальных функций налоговых органов, предлагается следующее :

1. Функции ведения налогового учета, составления налоговой отчетности, анализа и выработки путей оптимизации налогообложения сосредоточить под единым руководством и контролем главного бухгалтера предприятия, создать специализированное подразделение в главной бухгалтерии комбината.

2. Штат создаваемого подразделения набрать из работников главной бухгалтерии, занимающихся ведением налогового учета в настоящее время. Подразделению должна в оперативном режиме предоставляться соответствующая информация другими структурными подразделениями комбината, необходимая для выполнения задач подразделения.

3. Возложить на создаваемое подразделение функции составления управленческой финансовой отчетности комбината.

Во избежание возможных проблем налогового учета, связанных с предлагаемой реорганизацией ведения учета и составления отчетности, предлагаю провести переход на предлагаемую модель учета поэтапно. Не детализируя схему осуществления перехода, можно предположить, что это будет система, созданная параллельно с существующей, предварительно отлаженная, позволяющая постепенно охватить весь налоговый учет.

К преимуществам вышеизложенной формы организации налогового учета предприятия можно отнести :

· централизацию информационных потоков для всестороннего и оперативного анализа, что должно привести к повышению качества и оперативности составления финансовой, налоговой и управленческой отчетности комбината, оптимизации затрат предприятия.

· сбалансированность объема ответственности и обязанностей, возложенных на заместителей главного бухгалтера и начальников отделов главной бухгалтерии,

· более четкую персонификацию ответственности за качественное выполнение возложенных функций,

· более высокий уровень разделения труда, позволяющий руководителям сосредоточиться на более узком круге обязанностей.

Все вышеперечисленное при грамотной реализации может сократить расходы предприятия на миллионы гривен, благодаря оптимизации налогообложения и сокращения платежей по штрафным санкциям.

Литература

1. Конституція України. - К.. 1996р.

2. Закон України "Про систему оподаткування" від 25.06,91р. №1251 //Відомості Верховної Ради (ВВР),1991.- №39.-ст.510 із змінами та доповненнями.

3. Закон України "Про державну податкову службу" від 24.12.94р. №3813-12 //ВВР. - 1994. № І5-ст.84.

4. Закон України від 22.05.97 р. №283/97-ВР "Про оподаткування прибутку підприємств" із змінами і доповненнями.

5. Закон України "Про державну підтримку малого підприємництва" від 19.10.00р. № 2063

6. Закон України "Про підприємництво" від 07.02.92р.

7. Закон України "Про порядок погашення зобов'язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами" від 21.12.2000 р. № 2181-111.

8. Закон України від 1 1.12.91 р, № 1963-ХІІ "Про податок з власників транспортних засобів та інших самохідних машин і механізмів'" в редакції Закону України від 18.02.97 р. № 75/97-ВР із змінами та доповненнями.

9. Земельний кодекс України № 2768-ІП від 25.10.01 р. із змінами і доповненнями.

10. Закон України від 03.07.92р. № 2535-ХІІ "Про плату за землю".

11. Декрет Кабінету Міністрів України N 13-92 вад 26.12.1992 р. "Про прибутковий податок з громадян" із змінами та доповненнями.

12. Закон України "Про ПДВ" від 03.04.97р. №І68/97-ВР із змінами та доповненнями.

13. Постанова КМУ від 02.04. 1998р. №417 "Про затвердження Порядку внесення ПДВ до бюджету під час ввезення (пересилання) товарів на митну територію України" із змінами і доповненнями, внесеними Постановою КМУ від 13.12.2001р.№ 1648.

14. Закон України "Про Державний бюджет України на 2002 р." №2905 - III від 20.12.2001р.

15. Постанова КМУ №21 від 10.01.2002р. "Про міри по забезпеченню виконання Державного бюджету України в 1 кварталі 2002р."

16. Наказ ДПАУ від 08.10.1998р.. №469 "Про затвердження змін до форми податкової накладної та змін і доповнені, до порядків заповнення податкової накладної, книги обліку придбання та книги обліку продажу товарів (робіт, послуг)".

17. Декрет Кабінету Міністрів України "Про акцизний збір" від 26.12.1992 року №.І8-92 із змінами та доповненнями.

18. Закон України "Про акцизний збір на алкогольні напої та тютюнові вироби" №329 від 15.09.95р. із змінами та доповненнями.

19. Закон України "про Єдиний митний тариф" від 05.02.92р. №2097 - XII із змінами і доповненнями.

20. Митний кодекс України.

21. Наказ "Про затвердження Інструкцій про порядок здійснення розрахунків з Державним бюджетом України за митом, податком на додану вартість, акцизним збором та іншими платежами, доходами і зборами" від 30.06.00р. №368/149.

22. Закон України "Про збір па обов'язкове державне пенсійне страхування" від 26 06.1997 року № 400/97-ВР із змінами га доповненнями.

23. Постанова Кабінету Міністрів України "Про максимальну величину фактичних витрат на оплату праці працівників, оподатковуваного доходу (прибутку), сукупного оподатковуваного доходу (граничну суму заробітної плати (доходу)), з яких справляються страхові внески (збори) до соціальних фондів" від 07.03.01 р. № 225,

24. Закон України "Про загальнообов'язкове державне соціальне страхування на випадок безробіття" від 02.03.2000р. № 1 533 - III із змінами та доповненнями.

25. Закон України "Про розмір внесків на деякі види загальнообов'язкового державного соціального страхування" від 11.01.2001р. № 2213 - III Із змінами та доповненнями.

26. Закон України "Про загальнообов'язкове державне соціальне страхування у зв'язку з тимчасового втратою працездатності затратами, зумовленими народженням і похованням" від 18.01.2001р. №2240-111 Із змінами та доповненнями.

27. Закон України "Про загальнообов'язкове державне соціальне страхування від нещасного випадку на виробництві та професійного захворювання, які спричинили втрату працездатності" від 23.09.99 р. № 1105-ХЇУ.

28. Закон України № 1770-111 від 01.06,2000р. "Про радіочастотний ресурс України".

29. Постанова Кабінету Міністрів України "Про встановлення нормативів плати за спеціальне використання водних ресурсів" № 1 64 від 08 лютого 1997 року,

30. Постанова КМ України "Про затвердження Порядку встановлення нормативів збору за забруднення навколишнього природного середовища і стягнення цього збору" від 01.03.1999р. №303.

31. Закон України № 12І2 - XIV від 04.11.1999р. "Про Єдиний збір, який справляється у пунктах пропуску через державний кордон України " у редакції Закону України № 2659 - ПІ від 12.07.2001р.

32. Декрет Кабінету Міністрів України "Про місцеві податки і збори" від 20,05.1993 року № 56-93 із змінами та доповненнями.

33. Азаров М.Я., Бондаренко Г.І., Мельник П.В., Лєкар С.І., Зайцев В.І., Макаров Д.В.,Тарантул Л.Л. Про податки І збори населенню України. К., 2000.

34. Азаров М.Я., Кольга В.Д., Онищенко В.А. Все про податки: Довідник / за ред. АзароваМ.Я.-К.: Гксперт-Про, 2000.

35. Буряковский В.В. Налоги - Днепропетровск: "Пороги", 1998.

36. Бутинець Ф.Ф., Шатило Н.В. Податковий облік в Україні -* Житомир, 1998.

37. Бюджетний кодекс України № 2542-111 від 21.06.2001.

38. Вишневский В.П. Налоги Украиньї: теория й практика - Донецк, 1997.

39. Вишневский В.П. Налогообложение предприятий в Україні - Донецк, 1998.

40. Гега П.Т., Доля Л.М. Основи податкового права: Навчальний посібник. - К.: Товариство "Знання" КОО, 1998.

41. Грек Г., Чимшит О.В. Справочпое пособие предприятия - налогоплательщика. - Донецк. 2001.

42. Данілов О.Д. Оподаткування місцевими, ресурсними, рентними податками і зборами. Неподаткові платежі. - Ірпінь, 2002. - с.84-87.

43. Данілов О.Д., Левченко Є.В. Акцизний збір - Ірпінь, 2001.

44. Жадько В. Мала українсько-російська енциклопедія з податків. - К, 2000.

45. Котик Н., Яновська Н. Типовые ошибки при исчислении налога на нрибыль и НДС, - Изд. 4-е, доп. -X.: Фактор, 2001.

46. Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник - Харьков: Консум 1997.

47. Лапшин Ю.В. , Онищенко В.А., Петриченко О.О., Попова Р.М., Чорноус Н.В. Місцеві податки, збори і неподаткові платежі [у 2 ч.]/ за ред: Азарова М.Я. - К: Експерт - Про. 2000.

48. Марчук А. Несколько слов о важности налогового планирования в деятельности предприятия. Бизнес № 37 (400) 1 1,09.2000. (Бухгалтерия) - с.19-22.

49. Місцеві податки І збори. О.А. Нескромний (упоряд.), В.А.Граб (відповідальний редактор) - К, 2000.

50. Малишкін О.І. Податковий облік: ситуації та рішення. Посібник.-К.: Лібра. 1 999.

51. Назарбаева И. Налоговый учет: правила ведення й документальное обеспечение

52. Онишснко "Г. Оплата труда: особепности налогообложсния - X.; Фактор, 2000.

53. Оподаткування зовнішньоекономічної діяльності в Україні: Навч. посіб. для студ. виш. навч. закл. /За заг. ред. М.Я. Азарова. -- К.; Дія. 2000.

54. Павленко Й. На допомогу бухгалтеру: 104 бліц-уроки . - н-те вид., перероб. і домов. -- X.: Факїор,2001.

55. Журнал "Бухгалтерський облік та аудит" _К» 1-12 за 1 997-2002 роки,

56. Журнал "Баланс" за 1997 2003 роки.

57. Газета "Податки і бухгалтерський облік", за 1997 -- 2003 роки,

58. Журнал "Дебет-Кредит" за 1997 - 2003 роки.

59. Журнал "Податкове планування" № 1-2 2003р.

60. Податковий кодекс І ч., 2-е изд., доп. - К.: Упиверсал-Бизпес, 2000.

61. Газета "Налоговьій, банковский, таможенньїй консультант" за 2001-2002.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.