РУБРИКИ

Экономическая геграфия

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Экономическая геграфия

Экономическая геграфия

Билет № 1

1. Современная политическая карта мира: много-образие стран

современного мира, их основные типы.

2. Научно-техническая революция: характерные черты и

составные части.

3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира (по

выбору учителя).

1. Политическая карта мира -- географическая карта, на которой показаны государственные границы всех стран мира. В настоящее время в мире насчитывается более 200 государств. Указать точное количество стран сложно, т. к. политическая карта мира постоянно изменяется. За последние десять лет такие государства, как СССР и СФРЮ, перестали существовать, республики, входившие в их состав, приобрели статус независимых государств; две страны -- Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германия объединились в одно государство ФРГ и т. д. Есть страны, провозгласившие себя независимыми, но не при-знанные таковыми мировым сообществом (Македо-ния). Есть страны, территория или часть территории которых оккупирована другим государством (Палестина -- Израилем, Восточный Тимор -- Ин-донезией).

Страны мира разнообразны. Они различаются:

1) по размерам территории: наиболее крупное -- Россия (17,1 млн км ); маленькое -- Ватикан (0,44 км2);

2) по численности населения: крупное-- Ки-тай (1,2 млрд чел.); небольшое-- Ватикан (около 1 тыс. чел.);

3) по национальному составу населения: однона-циональные, где подавляющее большинство населе-ния принадлежит к одной национальности (Япо-ния); и многонациональные (Китай, Россия, США);

4) по географическому положению: страны, не имеющие выхода к морю (Чад, Монголия); примор-ские (Индия, Колумбия); островные (Япония, Куба);

5) по государственному строю: монархии, где власть принадлежит монарху и передается по на-следству (Бруней, ОАЭ, Великобритания); и рес-публики, где законодательная власть принадле-жит парламенту, а исполнительная -- правительст-ву (США, ФРГ);

6) по государственному устройству: унитарные (Франция, Венгрия) и федеративные (Индия, Рос-сия, США). В унитарном государстве существует единая конституция, единая исполнительная и за-конодательная власть, а административно-терри-ториальные единицы наделены незначительными полномочиями. В федеративном государстве наря-ду с единой конституцией имеют место также за-конодательные акты административно-территори-альных единиц, которые не противоречат единой конституции.

В типологии стран, основанной на учете социаль-но-экономических признаков, выделяются страны социалистические (Куба, Китай, КНДР и др.), капиталистические (США, ФРГ и др.), развиваю-щиеся (Бразилия, Эфиопия, Малайзия и др.). Эта ти-пология основывается на существовании в мире капиталистических и социалистических обществ и в настоящее время считается устаревшей.

В типологии стран по уровню социально-эконо-мического развития выделяются развитые и разви-вающиеся страны. Критерии данной типологии -- уровень экономического развития, экономический

потенциал, доля страны в мировом производстве, структура экономики, участие в международном географическом разделении труда. Обобщающий по-казатель -- валовой внутренний продукт (ВВП) или валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения. В данной типологии выделяются эконо-мически развитые страны (где особо рассматрива-ются страны «большой восьмерки») и развивающие-ся страны. Развивающиеся страны неоднородны и тоже весьма разнообразны: страны среднеразви-того капитализма (Бразилия, Мексика, Венесуэла и др.); новые индустриальные страны (Республи-ка Корея, Тайвань); страны -- экспортеры нефти (Саудовская Аравия, Кувейт и др.); страны, отстаю-щие в своем развитии (Афганистан, Кения, Непал).

Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.

2. НТР -- коренной качественный переворот в про-изводительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производи-тельную силу общества, в ведущий фактор разви-тия общественного производства. Характерные черты НТР:

-- универсальность,

-- чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований,

-- коренное изменение роли человека в процессе производства,

-- ориентация на использование научно-техниче-ских достижений в военных целях.

Характерные черты НТР проявляются во всех ее составных частях.

1) В науке -- превращение науки в непосредст-венную производительную силу, рост наукоемких производств.

2) В технике и технологии -- преобладание рево-люционного пути развития, «микроэлектронная ре-волюция».

3) В производстве -- развитие по шести главным направлениям -- электронизация, комплексная автоматизация, перестройка энергетического хозяйства, производство новых материалов, ускоренное развитие биотехнологии, изучение и использование космоса.

4) В управлении -- появление кибернетики (науки об управлении и информации), * информационный взрыв», создание автоматизированных систем управления, вычислительных центров.

3. , Определить по картам основные центры разме-щения отраслей хозяйства и объяснить их, используя знания о факторах размещения производства.

Билет № 2

1. Основные формы государственного правления и государственно-

территориального устройства стран.

2. Состав и структура мирового хозяйства, их изме-нения в эпоху

НТР.

3. Характеристика половозрастного состава населения одной из

стран мира. Формы государственного правления.

1. 1. Монархии -- государства, где власть принад-лежит одному человеку и передается по наследству: а) абсолютные монархии -- власть монарха ничем не ограничена (Бутан, Оман, Кувейт и Др.); б) тео-кратические монархии -- глава государства является одновременно его религиозной главой (Ватикан);

в) конституционные (парламентские) монархии -- власть монарха ограничена парламентом, «монарх царствует, но не правит» (Великобритания, Норвегия, Япония и др.).

Примеры стран с монархическими формами прав-ления: Лихтенштейн (княжество -- конституционная монархия), Испания (королевство -- конституционная монархия), Люксембург (великое герцогство -- конституционная монархия), Бахрейн (эмират -- абсолютная монархия), Япония (империя -- конституционная монархия).

2. Республики -- государства, где законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная -- правительству; высшей госу-дарственной властью является выборный предста-вительный орган, глава государства также избирает-ся: а) президентские республики -- президент имеет большие полномочия, возглавляет правительство (США, Бразилия, Аргентина и др.); б) парламен-тарная республика -- правительство возглавляет премьер-министр, президент обладает меньшими полномочиями, чем в президентской республике (Италия, ФРГ, Индия и др.).

Большинство государств в мире -- республики. Форма государственного правления не определяет уровень экономического развития страны.

Административно-территориальное устройство стран.

1. Унитарные -- административно-территориаль-ные единицы подчиняются непосредственно цен-тральному правительству (Франция, Великобритания, Израиль, Перу и др.). Большинство стран в мире -- унитарные.

2. Федеративные -- наряду с федеральными за-конами и органами власти существуют другие госу-дарственные образования (республики, штаты, про-винции, кантоны и др.), имеющие определенную по-литическую и экономическую самостоятельность (Австрия, Бельгия, Федеративная Республика Ни-герия, Швейцарская Конфедерация и др.).

Административно-территориальное устройство страны обычно является результатом действия эко-номических, исторических, национальных, куль-турных и других факторов.

2, Мировое хозяйство -- исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными эконо-мическими отношениями. В основе всемирных эко-номических отношений лежит мировой рынок, обес-печивающий обмен товарами между странами. Существование рынка определяется международным географическим разделением труда (МГРТ), которое выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов товаров и услуг. Примеры отраслей международной специализации:

Япония -- автомобили. Саудовская Аравия -- нефть, Канада -- зерно.

Формирование мирового хозяйства -- процесс ис-торический. Структура мирового хозяйства изменя-ется во времени. До 1917 г. оно было капиталисти-ческим, затем, после образования мировой социали-стической системы, приобрело двуединую структуру (мировая капиталистическая и мировая социалистическая системы хозяйства). Сейчас мировое хо-зяйство рассматривается как единое, охватываю-щее все страны мира вне зависимости от уровня экономического развития или политического строя. Мировое хозяйство можно рассматривать с точки зрения отраслевой структуры. Тогда в нем будут выделяться структурные единицы: промышлен-ность, сельское хозяйство, транспорт, торговля.

НТР повлияла на мировое хозяйство. Это выра-жается: 1) в ускорении темпов мирового экономи-ческого роста; 2) в изменении отраслевой структу-ры: а) возрастает роль непроизводственной сфе-ры, б) увеличивается роль промышленности (в са-мой промышленности растет значение обрабатываю-щей), в) появляются все новые отрасли и подотрас-ли (в т. ч. новейшие и наукоемкие), г) создаются межотраслевые комплексы; 3) в изменении терри-ториальной структуры: а) появляются новые фак-торы размещения производства, б) старые факторы обретают новое содержание.

3. Определить относительную численность лиц раз-ных возрастных групп (преобладание лиц опреде-ленного возраста). Определить соотношение мужчин и женщин, сделать выводы о принадлежности стра-ны к определенному типу воспроизводства насе-ления.

Билет № 3

1. Географическая среда и ее роль в жизни общества.

2. Факторы, влияющие на размещение производи-тельных сил, и их

изменение в эпоху НТР.

4. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства

населения страны.

1. Географическая среда -- это та часть земной при-роды, с которой человечество непосредственно взаи-модействует в своей жизни и производственной деятельности. Она играет огромную роль в жизни человечества: служит средой его обитания, явля-ется источником ресурсов, влияет на здоровье и на-строение, на духовную культуру. Чем разнообраз-нее географическая среда, тем, как правило, лучше условия общественного развития.

История человеческого общества -- история взаи-модействия его с природой, географической средой. Эти отношения противоречивы. С одной стороны, че-ловек изменяет природу, использует ее, приспосаб-ливает для своих нужд. С другой стороны, геогра-фическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества. В результате деятельности че-ловека природе наносится вред, иногда непоправи-мый. Изменяется среда обитания человека и встает вопрос о здоровье и выживании всего человечества. В XX в. «давление» человека на природу резко воз-росло. 60% территории суши занимают антропоген-ные ландшафты. Общество использует все больше ресурсов, одновременно увеличивается количест-во отходов, попадающих в географическую среду. Для решения проблемы истощения природных ре-сурсов и загрязнения окружающей среды Необходи-мо объединять усилия всех стран.

2. 1) Фактор территории;

2) фактор ЭГП (разновидности ЭГП -- централь-ное, глубинное, соседское, приморское);

3) природно-ресурсный фактор (в добывающей промышленности сдвиг в районы нового освоения -- северные районы, шельфовые зоны);

4) транспортный;

5) фактор трудовых ресурсов (значение приобре-тает качество трудовых ресурсов);

6) фактор территориальной концентрации;

7) фактор наукоемкости (приобретает все большее значение);

8) экологический фактор (приобретает все боль-шее значение).

Определить, какие возрастные группы преобла-дают, рассмотреть соотношение лиц пожилого и дет-ского возраста с людьми среднего возраста. Сделать выводы о рождаемости и смертности. Рассмотреть соотношение мужчин и женщин, проанализировать общую форму пирамиды, соотнести информацию о половозрастном составе населения страны с призна-ками типов воспроизводства населения и сделать вы-вод.

Билет .№ 4

1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

2. Общая экономико-географическая характеристи-ка стран Западной Европы.

3. Определение и сравнение средней плотности на-селения двух стран (по выбору учителя) и объяс-нение причин различий.

1. Человечество с древнейших времен использова-ло природу в хозяйственных целях (охота, собира-тельство, рыболовство). На протяжении всей исто-рии происходило расширение связей в системе при-рода -- человек. В сферу человеческой деятельности включались все новые виды природных ресурсов. Росла численность населения, увеличивались мас-штабы производства, происходило изменение есте-ственной природной среды в результате человече-ской деятельности. В настоящее время активная роль человека в использовании природы нашла свое отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности. Природопользование -- совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразова-ния окружающей среды.

Рациональное природопользование -- такой тип взаимоотношения человеческого общества с окру-жающей средой, при котором общество управляет своими отношениями с природой, предупрежда-ет нежелательные последствия своей деятельности. Примером может служит создание культурных лан-дшафтов; применение технологий, позволяющих более полно перерабатывать сырье; повторное ис-пользование отходов производства, охрана видов животных и растений, создание заповедников и т. п.

Нерациональное природопользование -- тип вза-имоотношения с природой, при котором не учиты-ваются требования охраны окружающей среды, ее улучшения (потребительское отношение к природе). Примеры такого отношения -- это неумеренный вы-пас скота, подсечно-огневое земледелие, истребле-ние отдельных видов растений и животных, радио-активное, тепловое загрязнения среды.

В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования, соз-даны специальные органы охраны окружающей сре-ды, разрабатываются природоохранные программы и законы. Важна совместная деятельность стран по охране природы, создание международных проек-тов. Сохранение окружающей среды -- важнейшая общечеловеческая проблема. Совершенствование ра-ционального природопользования -- одна из основ-ных задач современности.

2. Западная Европа -- это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, при-родным, экономическим, социальным и культурным своеобразием. Западноевропейский регион -- один из мощных центров мировой экономики в современ-ном мире.

ЭГП определяется приморским положением боль-шинства стран, также положением на главных ми-ровых морских путях, ведущих из Европы в Аме-рику, соседским компактным положением стран по отношению .друг к другу; близость ко многим раз-вивающимся странам означает близость к источни-кам сырья. Страны Африки и Азии поставляют в За-падную Европу дешевую рабочую силу.

Страны региона расположены в благоприятных природных условиях: хорошее сочетание равнин-ных и горных форм рельефа, умеренный климат, плодородные почвы. Обеспеченность стран мине-ральными ресурсами неоднородна. Промышленные запасы нефти имеются в Нидерландах, во Фран-ции; угля -- в ФРГ (Рурский бассейн), Великобри-тании (Уэльский бассейн, Ныокаслский бассейн); железной руды -- во Франции (Лотарингия), Шве-ции; руд цветных металлов -- в ФРГ, Испании, Италии; калийных солей -- в ФРГ, во Франции и др. Но ввиду того, что страны Западной Евро-пы давно встали на путь промышленного развития, многие месторождения близки к истощению. В от-дельных странах остро стоит проблема первичных энергоресурсов. Западная Европа обеспечена мине-ральным сырьем хуже, чем Северная Америка, что усиливает ее зависимость от импорта сырья. Север-ные и западные части Западной Европы неплохо обеспечены ресурсами пресных вод. Крупные реч-ные артерии -- Дунай. Рейн, Луара. В Норвегии 3/4 всей электроэнергии дают гидроэлектростанции. Характерной чертой региона является практически полное отсутствие естественных ландшафтов.

Для населения стран Западной Европы харак-терен процесс «старения», что объясняется сниже-нием естественного прироста и увеличением сред-ней продолжительности жизни. На демографиче-ских показателях сказываются последствия второй мировой войны. Из-за этого возникают проблемы в сфере трудовых ресурсов, в области социального обеспечения пожилых людей.

Западная Европа -- один из самых урбанизиро-ванных регионов мира. Лондонская и Парижская агломерации принадлежат к числу самых крупных в мире.

Западная Европа -- один из экономических цен-тров мира; является важным финансовым центром (Лондон и Цюрих -- финансовые столицы). По тем-пам экономического развития регион в последние го-ды стал отставать от США и Японии. Отставание об-наружилось прежде всего в наукоемких отраслях -- микроэлектронике, биотехнологии и др.

Энергетика. Базируется как на собственных ре-сурсах (нефть и газ шельфа Северного моря, газ Ни-дерландов, уголь ФРГ и Великобритании), так и на привозных. В странах Северной и Южной Европы большое значение имеют гидроресурсы. Исландия использует в качестве источников энергии выходы термальных вод. Регион лидирует в мире по разви-тию атомной энергетики.

Черная металлургия. Старые металлургические районы: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции. Ори-ентация на импорт железной руды привела к сдви-гу предприятий черной металлургии к морю -- Таранто в Италии, Дюнкерк во Франции, Бремен в ФРГ. .

Цветная металлургия использует концентраты руд из Африки и Азии. Ее территориальная струк-тура меняется медленнее, чем в черной метал-лургии.

Машиностроение определяет индустриальное ли-цо Западной Европы. Крупнейший в мире произво-дитель и экспортер машин и оборудования, станков, кузнечно-прессового оборудования, оптики. Велико значение транспортного машиностроения, особенно автомобилестроения: фирмы «Фольксваген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Шве-ция). Машиностроение представлено практически в каждом крупном городе.

Химическая промышленность. ФРГ произво-дит красители и пластмассы, Франция -- синтети-ческий каучук, Бельгия -- химические удобрения и соду, в Швеции и Норвегии развита лесохимия, в Швейцарии -- фармацевтика.

Изменения в географии промышленности Запад-ной Европы связаны с формированием крупных пор-тово-промышленных комплексов (Роттердам в Ни-дерландах, Марсель во Франции и др.), освоением нефтегазоносных месторождений Северного моря, индустриализацией менее развитых стран, децен-трализации промышленности.

Сельское хозяйство характеризуется чрезвычай-но высокой производительностью. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Основной тип сельскохозяйственного пред-приятия -- ферма. В большинстве стран преоблада-ет животноводство. В Западной Европе собирают са-мые высокие в мире урожаи пшеницы. Выращива-ют ячмень и кукурузу, картофель; из технических культур -- сахарную свеклу (Франция, ФРГ, Ита-

лия). В Южной Европе развито виноградарство, вы-ращивание маслин, миндаля, граната. Италия -- первая страна в мире по производству вин и сбору винограда, Испания--по сбору маслин.

Транспорт высокоразвит. Имеется густая сеть автомобильных дорог. Велика роль морского транс-порта (Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Гам-бург -- крупнейшие порты). Растет значение трубо-проводного и воздушного транспорта. Большое зна-чение имеет тоннель под Ла-Маншем.

Ведущими странами Западной Европы являются страны -- члены «большой семерки» -- ФРГ, Фран-ция, Великобритания, Италия.

Для региона характерен высокий уровень регио-нальной экономической интеграции, объединение стран в Европейский союз; открытие государствен-ных границ в рамках Единого европейского эконо-мического пространства.

3. По карте плотности населения определите сред-нюю плотность населения указанных стран, объ-ясните различия с учетом того, что на среднюю плотность населения влияют природные', истори-ческие, экономические и демографические причи-ны. Необходимо обратить внимание на ограничен-ность применения показателя средней плотности населения.

Билет № 5

1. Виды природных ресурсов. -Ресурсообеспеченность. Оценка

ресурсообеспеченности страны.

2. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и

их особенности. Транспорт и окру-жающая среда.

3. Определение и сравнение показателей прироста населения в

разных странах (по выбору учителя).

1. Природные ресурсы -- компоненты природы, ко-торые на данном уровне развития общества исполь-зуются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.

Природные ресурсы -- категория историческая, связанная с изменением потребностей и возмож-ностей общества, развитием науки и техники на разных исторических этапах. Например, в эпоху НТР резко возросло значение руд цветных метал-лов и энергетических ресурсов. Существуют раз-ные подходы к классификации природных ресур-сов. По происхождению выделяются минеральные, водные, ресурсы Мирового океана, земельные, био-логические, климатические, космические ресурсы. По исчерпаемости выделяются исчерпаемые и не-исчерпаемые. К первым относятся возобновимые (биологические, земельные, водные) и невозобнови-мые (минеральные). Ко вторым относятся клима-тические, энергия текучей воды, солнца, ветра.

По способу использования: агроклиматические, энергетические, рекреационные и т. п. Ресурсообеспеченность -- это соотношение меж-ду величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается запасами из расче-та на душу населения или количеством лет. на ко-торые должно хватить данного ресурса при совре-менных темпах добычи или использования. Оценить обеспеченность страны определенным видом при-родных ресурсов можно двумя способами. Первый: разделить размеры запасов данного ресурса на со-временный объем добычи в год и получить количество лет, на которые данного ресурса должно хва-тить. Второй: разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать, какое количество данного ресурса приходится на ду-шу населения. Количественно оценив ресурсообеспеченность страны, необходимо сделать выводы о степени ее обеспеченности данным ресурсом.

2. Транспорт -- третья ведущая отрасль матери-ального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздей-ствует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а так-же развитию интеграционных процессов,

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тонне-лей значительно расширило возможности транспор-тировки различных грузов. Сухопутный транспорт. Железнодорожный: в эпоху НТР его роль снизи-лась, но остается важной в перевозке массовых про-мышленных и сельскохозяйственных грузов. Око-ло 1/2 общей длины железных дорог приходится на 10 стран (США, Россию, Индию, Канаду, Китай и др.). По густоте железнодорожной сети выделяет-ся Европа.

Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико значе-ние в междугородных и международных перевозках. По длине автомобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; по густоте -- Европа и Япония.

Трубопроводный: получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа (США, Россия, Канада).

Водный транспорт. Морской: обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы, в контейнерах готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России и других стран. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран плавают суда других круп-ных держав. Существует около 30 мировых портов (Роттердам, Гамбург, Лос-Анджелес и др.). По раз-мерам морских перевозок выделяется Атланти-ческий океан. Огромное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Внутренний водный: по грузообороту выделяют-ся США, Россия, Канада, ФРГ, Китай и Нидерлан-ды. В этих же странах находится большинство судоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-Балтийский в россии). Главный район озерного судоходства -- великие озера США и Канада.

Воздушный транспорт -- самый молодой и ди-намичный. Занимает первое место в межконти-нентальных перевозках. Крупные авиационные державы США, Россия, Япония, Франция, Велико-британия и др. Крупные аэропорты мира «0'Хара» (Чикаго), в Далласе, «Хитроу» (Лондон), «Ханеда» (Токио) и др.

Транспорт в настоящее время стал менее зави-сим от природы. Природные препятствия (водные пространства, горы и т. п.) перестали быть непре-одолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, про-кладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные водные пути. Но одновременно рас-тет отрицательное воздействие транспорта на при-роду (тепловое, шумовое, химическое и другие ви-ды загрязнений). Многие страны приним^лот меры по защите окружающей среды от негативного воз-действия транспорта.

3. По статистическим данным определите естест-венный прирост для указанных стран. Естествен-ный прирост является разницей между рождае-мостью и смертностью. Сравните естественный прирост указанных стран. Сделайте выводы, учи-тывая, что на естественный прирост влилет соци-ально-экономический фактор и уровень жизни на-селения. Нельзя забывать о механическом прирос-те населения (миграциях), который в отдельных странах играет большую роль,

Билет .№ 6

1. Закономерности размещения иинеральных ре-сурсов и страны,

выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресур-сов.

2. Общая экономико-географическая характеристи-ка одной из

стран Западной Еиропы (по выбору учащегося).

3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух

стран (по выбору учителя).

1. Минеральные ресурсы-- это природные веще-ства минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья, : материалов и слу-жащие минерально-сырьевой базой хозяйства. Для минеральных ресурсов характерны: резкая нерав-номерность размещения, невозобновляемость кон-кретных месторождений, возмож аость восполнения путем разведки и освоения новых месторождений. В настоящее время используетсл более 200 видов минеральных ресурсов. Запасы отдельных видов не одинаковы. Постоянно растут размеры добычи и разрабатываются новые месторождения.

Закономерности размещения минеральных ре-сурсов. Распространение минеральных ресурсов подчиняется геологическим закономерностям. Полезные ископаемые осадочное происхождения встречаются в пределах осадочного чехла плат-форм, в предгорных и краевых П]югибах. Магмати-ческие полезные ископаемые -- в складчатых об-ластях, местах выхода на поверхность (или близ-кого залегания к поверхности) кристаллического фундамента древних, платформ. Топливные имеют осадочное происхождение, обзазуют угольные и нефтегазоносные бассейны (чекол древних плат-форм, их внутренние и краевые прогибы). Круп-нейшие угольные бассейны рас доложены на тер-ритории России, США. ФРГ и других стран. Нефть и газ интенсивно добываются в Персидском зали-ве, Мексиканском заливе, Западной Сибири.

К рудным относятся руды металлов, они при-урочены к фундаментам и щитам древних плат-форм, есть и в складчатых областях. Страны, вы-деляющиеся по запасам железной руды, -- Россия, Бразилия, Канада, США, Австралия и др. Часто на-личие рудных полезных ископаемых определяет специализацию районов и стран.

Нерудные полезные ископаемые имеют широ-кое распространение. К ним относятся: апатиты, сера, калийные соли, известняки, доломиты и др.

Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сы-рья, формирование крупных территориально- произ-водственных комплексов. Важно рациональвое ис-пользование ресурсов -- извлечение максимально возможного количества ресурсов, более полгая пе-реработка, комплексное использование сырья и т. п.

Соединенное Королевство Великобритании и Се-верной Ирландии состоит из четырех крупных тер-риторий: Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Долгое время (до конца XIX в.) Вели-кобритания господствовала в мировом хозяйстве, т. к. здесь раньше, чем в других государствах, про-изошла промышленная революция. Страна владе-ла огромными колониями, что давало преимуще-ства для развития хозяйства; узловое положение на перекрестке важнейших морских транспортных магистралей обеспечивало ей широкие связи со все-ми районами земного шара. Важна роль и благопри-ятного сочетания природных условий и ресурсов (каменного угля, железной руды, полно: водных рек).

Сейчас Великобритания остается одной из веду-щих держав мира. Высокоиндустриальная ж'ржава, крупный экспортер капитала, создатель и козрдина-тор Содружества (прежнее название Британское Содружество наций) -- своеобразной формы ассоциации между Великобританией и ее бывшими ко-лониями .

Структура британской промышленности типич-на для наиболее развитых стран мира. Ведущая роль принадлежит сложному и многообразному машино-строению (Лондон, Ковентри, Бирмингем, Клайд-сайд и до). Хорошо развитые черная и цветная ме-таллургии работают в основном на импортном сы-рье (Шеффилд и города побережья). После от-крытия на шельфе Северного моря месторождений нефти и газа, новый импульс развития получила химическая промышленность.

Сельское хозяйство высокопродуктивное, ведущая роль принадлежит животноводству (разведение крупного рогатого скота, овцеводство, свиноводство и птицеводство). Преобладают хозяйства, специа-лизирующиеся на молочном животноводстве. Ос-новное отравление растениеводства -- обеспечение скота кормами, 2/3 посевной площади занято под кормовые культуры. Заметную роль играет рыболов-ство. осе овные рыболовные порты расположены на восточном побережье.

Транспорт. Основной грузооборот во внутренних перевозках приходится на автомобильный транс-порт. Основные транспортные магистрали сходятся к Лондону, Бирмингему, Манчестеру и другим про-мышленным городам. Великобритания имеет круп-ный морской и пассажирский флот. Развит авиаци-онный транспорт. Значение водного и воздушного видов транспорта очень велико, учитывая островное положевие страны.

В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов. В южной части находится столица -- Лондон, которая одновременно явля-ется одним из крупнейших портов в мире. Актив-ная морская торговля и столичная роль -- «лицо» южной части страны. Юго-восток -- главная зона зерновых и технических культур. Развито живот-новодство. На побережье -- порты, военные базы, курорты. Саутгемптон -- самый большой пассажирский порт Великобритании. Центральная часть госу-дарства -- родина угольной и фабрично-заводской промышленности мира (металлургической, металло-обрабатывающей, текстильной). Сейчас это почти не-прерывная полоса промышленных городов со ста-рыми, новыми и новейшими отраслями. В Уэльсе преобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии -- судостроение, сейчас быстро раз-вивается химическая промышленность в результа-те разработки месторождений нефти и газа Север-ного моря. В горной части Шотландии развито овцеводство, в восточной и прибрежной -- молоч-ное животноводство и рыболовство. Ольстер -- эко-номически наиболее отсталая часть страны. Основу экономики там составляет сельское хозяйство.

Задачи региональной политики -- подъем депрес-сивных старопромышленных районов и сглажива-ние диспропорций между ними и высокоразвитыми районами; индустриализация и общее развитие наи-более отсталых районов; ограничение роста и «раз-грузка» некоторых крупнейших городов и город-ских агломераций.

3. Для анализа необходимо определить пути сооб-щения, транспортные предприятия и транспортные средства стран, так как транспортная система скла-дывается из этих элементов. Для стран с разным уровнем экономического развития свойственны раз-ные конфигурации транспортных систем и разное развитие определенных видов транспорта. Транс-портная система развивающихся стран нередко име-ет древовидную форму, «точкой роста» которой слу-жит крупный морской порт, это связано с историей освоения и колонизации территории. В развиваю-щихся странах, как правило, преобладает один-два вида транспорта. При объяснении черт сходства и различия транспортных систем следует учиты-вать, что на них влияют разные факторы -- при-родный, исторический, экономический, политиче-ский и т. п.

Билет .№ 7

1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности.

Проблемы рационального исполь-зования.

2. Топливио-энергетическая промышленность. Состав, значение в

хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.

3. Характеристика по картам ЭГП страны (по вы-бору учителя).

1. Земельные ресурсы -- вид природных ресурсов;

поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени терри-ториальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель -- их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.

Обеспеченность человечества земельными ресур-сами определяется мировым земельным фон-дом, который составляет 13,4 млрд га. Из отдельных крупных регионов наибольшим земельным фондом обладают Африка (30 млн км2) и зарубежная Азия (27,7 млн км2), а самым маленьким -- зарубеж-ная Европа (5,1 млн км2) и Австралия с Океанией (8,5 млн км2). Однако если рассматривать обеспечен-ность регионов земельными ресурсами из расчета на душу населения, то результат будет противо-положным: на каждого жителя малонаселенной Австралии приходится 37 га земли (максимальный показатель), а на жителя зарубежной Азии -- толь-ко 1,1 га, приблизительно столько же и в зарубеж-ной Европе.

Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые -- пашня, сады, засеянные луга и ес-тественные луга и пастбища), лесные земли, зем-ли, занятые населенными пунктами, промышлен-ностью и транспортом, малопродуктивные и непро-дуктивные земли.

Наиболее ценные обрабатываемые земли занима-ют всего 11% мирового земельного фонда. Такой же показатель характерен для СНГ, Африки, Северной Америки. Для зарубежной Европы этот показатель более высок (29%), а для Австралии и Южной Аме-рики-- менее высок (5% и 7%). Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель -- США, Индия, Россия, Китай, Канада. Обрабатывае-мые земли сосредоточены в основном в лесных, лесостепных и степных природных зонах. Естест-венные луга и пастбища преобладают над обрабаты-ваемыми землями везде (в Австралии более чем в 10 раз), кроме зарубежной Европы. Во всем мире в среднем 23% земли используется под пастбища.

Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием двух противоположных процессов. Один -- борьба человечества за расшире-ние земель, пригодных для обитания и сельскохо-зяйственного использования; другой -- ухудшение земель, изъятие их из сельскохозяйственного обо-рота в результате эрозии, опустынивания, промыш-ленной и транспортной застройки, открытой разра-ботки полезных ископаемых. Второй процесс идет более быстрыми темпами. Поэтому главная пробле-ма мирового земельного фонда -- деградация сель-скохозяйственных земель, в результате которой происходит заметное сокращение обрабатываемых земель, приходящихся на душу населения, а «на-грузка» на них все время возрастает. Страны с наи-меньшей обеспеченностью пашней на душу насе-ления -- Китай (0,09 га), Египет (0,05 га). Во многих странах предпринимаются усилия по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры. В региональном и глобальном аспек-те они все более координируются специализированными органами ООН -- ЮНЕСКО, <*>АО (Продо-вольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и др.

2. Топливно-энергетическая промышленность со-стоит из топливной промышленности и энергетики. Топливная промышленность -- комплекс отраслей, занимающихся добычей и переработке и топливно-энергетического сырья. Включает угольную, газо-вую, нефтяную, торфяную, сланцевую и уранодобывающую промышленность. В условиях НТР роль топливной промышленность возрастает в связи с развитием электрификации и теплофикации про-изводств, обусловливающих интенсивный рост потребления энергии.

Топливно-энергетическая промышленность про-шла в своем развитии несколько этапов: уголь-ный (до середины XX в.), нефтяной и газовый (до 80-х гг. XX в.); в настоящее время мировая энерге-тика вступила в переходный этап -- этап постепен-ного перехода от использования минерального топ-лива к возобновимым и неисчерпаемым энергоре-сурсам.

Нефтяная промышленность. Нефть добывают примерно в 80 странах, но географию этой отрасли определяют страны «первой десятки». Основная осо-бенность -- более 4/5 запасов и около 1/2 добычи нефти приходится на развивающиеся: страны, ко-торые и являются главными экспортерами нефти, особенно страны ОПЕК. В результате образовал-ся огромный территориальный разрыв между ос-новными районами добычи нефти и районами ее потребления. Крупнейшими экспортерами нефти являются страны Персидского залив а. Большими запасами обладают Россия, США, Китай, Иран и др.

Газовая промышленность. Крупнейшие произво-дители -- Россия, США, Канада, Нидерланды. В по-следнее время добыча газа растет в некоторых развивающихся странах. Алжир, Малайзия, Индонезия, ОАЭ продают сжиженный природный газ в страны Европы и Японию.

Угольная промышленность. Уголь добывают примерно в 60 странах мира, но географию отрас-ли, как и у нефтяной промышленности, определя-ют страны ^первой десятки». Китай, США, Россия дают больше половины всей мировой добычи. Уголь добывают в основном в экономически разви-тых странах: ФРГ, Великобритания, Польша, Ав-стралия, ЮАР и др.

Электроэнергетика. В структуре производства электроэнергии преобладают тепловые электростан-ции (63% всей выработки), затем гидроэлектростан-ции (20%) и атомные (17%). Эти данные характер-ны для мирового производства. В разных регионах и странах электроэнергетика имеет свои особенно-сти: в ЮАР почти вся электроэнергия вырабатыва-ется на ТЭС, в Норвегии -- на ГЭС, во Франции -- большинство энергии дают АЭС (76%). Франция, Япония, Республика Корея продолжают, в отли-чие от многих других стран, наращивать мощности атомной энергетики и после Чернобыльской ката-строфы. Странами, выделяющимися по количеству производимой электроэнергии, являются США, Россия, Япония, ФРГ, Канада. Растет интерес к использованию нетрадицион-ных ресурсов для выработки электроэнергии: геотермальная энергетика, сооружение приливных, солнечных электростанций, использование энергии ветра.

Энергетическая проблема связана с сырьевой. Это проблемы обеспечения человечества топливом и сырьем. Решение проблемы заключается в исполь-зовании достижений НТР для уменьшения потери топлива и сырья, использование альтернативных источников энергии, вовлечение в эксплуатацию новых месторождений.

Топливно-энергетическая промышленность ока-зывает влияние на окружающую среду: при добы-че полезных ископаемых нарушается почвенный покров, «съедаются» целые природные ландшаф-ты, при добыче и транспортировке нефти и газа про-исходит загрязнение Мирового океана и т.. п. Ми-ровая тепловая энергетика выбрасывает в окру-жающую среду вредные вещества, изменяется состав атмосферы, происходит ее тепловое загряз-нение. При строительстве ГЭС изменяется микро-климат территории, ее гидрологический режим и т. п. Атомная энергетика породила проблему за-хоронения радиоактивных отходов (не говоря о Чернобыле). Пути решения экологических про-блем, связанных с топливно-энергетической про-мышленностью, -- создание очистных сооружений, внедрение малоотходных и безотходных техноло-гий, продуманное размещение производств.

3. Экономико-географическое положение страны оценивается по ее положению на карте мира по от-ношению к основным районам и центрам экономи-ки. Макроуровень -- оценка положения страны по отношению к главным центрам мировой политики, экономики, торговли; мезоуровень -- по отношению к крупным регионам мира, группам стран; микро-уровень -- оценка границ, отношений с погранич-ными странами, транспортные пути, пересекающие границы.

Билет № 8

1. Водные ресурсы суши, их распределение на пла-нете. Проблема

водообеспечения и возможные пути ее решения.

2. Общая экономико-географическая характеристи-ка стран

Восточной Европы.

3. Определение по статистическим материалам тен-денций

изменения отраслевой структуры хозяйст-ва страны (по выбору учителя).

1. Водные ресурсы суши -- воды, пригодные для использования в хозяйстве: реки, озера, каналы, во-дохранилища, подземные воды, почвенная влага, во-да ледников. Человечеству необходима пресная во-да, а она составляет только 2,5% общего объема всей гидросферы, причем основная часть этой пресной во-ды сосредоточена в покровных ледниках Антаркти-ды, Гренландии; льдах Арктики.

Главный источник пресной воды -- реки. Из всех речных вод планеты (47 тыс. км3) реально можно ис-пользовать только половину.

Потребление пресной воды постоянно растет, а ресурсы речного стока остаются неизменными. Это создает угрозу дефицита пресной воды. Главный потребитель пресной воды -- сельское хозяйство, в котором велик ее безвозвратный расход (особен-но на орошение). Для решения проблемы водообеспечения используются проекты экономного расхода воды, строительство водохранилищ, опреснение морской воды, перераспределение речного стока; разрабатываются проекты транспортировки айс-бергов. Страны по-разному обеспечены водными ресурсами. Около 1/3 территории суши занимает аридный пояс, в котором проживает 850 млн чел. К странам с недостаточной обеспеченностью водны-ми ресурсами можно отнести Египет, Саудовскую Аравию, ФРГ; со средней обеспеченностью -- Мек-сику, США; с достаточной и избыточной обеспечен-ностью -- Канаду, Россию, Конго.

Речной сток используется и для получения элек-троэнергии. Наибольшим гидроэнергетическим потенциалом обладают Китай, Россия, США, Заир, Канада, Бразилия. Степень использования гидро-энергетического потенциала зависит от уровня развития страны.

2. Восточная Европа как историко-географичес-кий регион включает Польшу, Чехию. Словакию. Венгрию, Румынию, Болгарию, Албанию, Югосла-вию, Хорватию, Словению, Македонию, Боснию и Герцеговину. Регион представляет собой единый территориальный массив, страны соединены меж-ду собой железными, автомобильными дорогами, линиями электропередач. Все имеют транзитное положение.

До недавнего времена страны объединяла принад-лежность к социалистической системе хозяйства и между ними существовали устойчивые и разно-образные экономические связи, их хозяйства были тесно связаны друг с другом и с СССР. В настоящее время эти связи ослабли, некоторые совсем прек-ратились. Все страны стремятся к сотрудничеству с западными партнерами. Хозяйство стран, ранее бывших республиками СФРЮ, в значительной степени пострадало от военных действий, которые закончились совсем недавно.

Страны по-разному обеспечены полезными ис-копаемыми: основные запасы каменного угля нахо-дятся в Польше и Чехи а, нефти и газа -- в Румынии, гидроресурсов -- в Балканских странах, железной руды -- в Румынии и Словакии, меди -- в Польше, Румынии, Болгарии, бокситов -- в Венгрии, серы и калийных солей -- в Польше и Румынии. Числен-ность населения и национальный состав стран раз-личны. Самым высоким естественным приростом отличается Албания. Наиболее урбанизированная страна -- Чехия.

Хозяйство стран разнообразно. Индустриальные очаги европейского масштаба -- Верхняя Силезия в Польше, Остравско-Карвинский бассейн в Чехии.

Электроэнергетика стран Восточной Европы ориен-тирована на уголь. Велико значение гидроэнергети-ки. Цветная металлургия получила развитие в Польше, Болгарии, Венгрии. Машиностроение име-ет разную специализацию: Чехия -- станки, бытовые приборы, Польша и Румыния -- оборудование для тяжелой индустрии, металлоемкое машинострое-ние, Венгрия и Болгария -- электротехника. Хи-мическая промышленность развивается в Польше, Венгрии, где нефтехимия пришла на смену углехи-мии. Венгрия -- крупнейший производитель хими-ко-фармацевтических товаров.

Сельское хозяйство интенсивное. В Польше боль-шое место в посевных занимают рожь и пшеница, в Венгрии, Румынии, Болгарии значительные пло-щади заняты садами и виноградниками, велики посевы кукурузы. Болгария занимает первое место в мире по производству розового масла, получаемо-го из выращиваемой в стране масличной розы.

Северные и центральные страны Восточной Ев-ропы специализируются на молочном и мясо-молоч-ном скотоводстве, свиноводстве, а южные -- на гор-но-пастбищном животноводстве. В странах, где есть территории со средиземноморским климатом, выра-щиваются культуры субтропического земледелия -- маслины, инжир, цитрусовые.

Основу транспорта составляют железные доро-ги. Быстрыми темпами развивается автомобильный транспорт. Самая важная водная магистраль -- Дунай.

Рекреационное хозяйство представлено курорта-ми: Карловы Вары (Чехия), Закопано (Польша), Зо-лотые Пески (Болгария), Балатон (Венгрия), курор-ты на Адриатике.

Страны Восточной Европы имеют много общего и значительные различия. Условно их можно раз-делить на две группы -- северную и южную. Эко-номика северных стран носит ярко выраженный индустриальный характер, чего нельзя сказать о странах южной группы.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.