РУБРИКИ

Рекреационная география

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Рекреационная география

По уровню автоматизации и механизации работ с картой выделяются следующие виды:

1) визуальный анализ - чтение карт, зрительное сопоставление и оценка объектов;

2) инструментальный анализ - с применением измерительных приборов и механических устройств (циркулей, курвиметров, планиметров);

3) полуавтоматические (автоматизированные) исследования - применение автоматических устройств и компьютеров для снятия данных с карт, их обработки, анализа и преобразования;

4) автоматические исследования - полная автоматизация всего процесса использования карт. Столь высокий уровень автоматизации реализуется на базе "автоматических картографических систем". В реальности это - в высшей степени элитарные разработки, не выходящие пока за пределы научных лабораторий.

Использование карт в рекреационной географии наталкивается на некоторые принципиальные ограничения, связанные с тем, что картография в ее современном виде ориентирована на работу с физическим пространством. Оно является как бы фоном для реализации различных явлений. Однако пространство не анонимно: физическое пространство реально, но есть и иные виды пространства, например, социокультурное. В рекреационной географии часто имеют место и взаимодействуют такие процессы, явления и системы, которые невозможно отобразить в символах и понятиях физического пространства.

Не станем более детально останавливаться на описании классических карт. Рассмотрим несколько подробнее картоиды и мысленные карты.

Картоид - пространственная теоретическая модель, применение которой разумно в тех случаях, когда речь идет о генерализированном анализе и отражении масштабных пространственных явлений.

В особенности важно использование картоидов при осмыслении сложных и многообразных в конкретных формах проявления рекреационных, историко-географических и тому подобных процессов, когда нужно выходить на высокий уровень генерализации и искать все возможные формы отображения социальной и культурной реальности. Использование картоидов в рекреационной географии ни в коей мере не отрицает значимости классических картографических изображений. В идеале, серии рекреационных карт и картоидов должны взаимодополняться и совместно раскрывать суть процессов использования территорий в рекреационных целях.

Свойства и возможности картоидов таковы:

1. Пространственное подобие картоида. Нет той точности отражения реальности, как на классической карте; нет математического преобразования метрики реальности в ее отражение на поверхности карты в строго определенном масштабе, однако имеет место пространственное подобие на уровне мысленного образа определенной территории.

2. Сопоставимость картоида как модели с картой как более точным отражением реальности при соблюдении масштаба помогает при аналитической работе.

3. Возможность отражения динамики явлений в ее наиболее существенных и генерализированных чертах: эволюция явления может быть отражена более четко и характерно, чем в случае использования карт.

4. Содержательное соответствие картоида отображаемым явлениям. Картоид узнаваем при анализе соответствующей информации об отображаемом явлении. Он не является фантазией и исключает спекулятивные добавления информации.

5. Абстрактность картоида позволяет отобрать наиболее типичные и важные характеристики явления. Итогом становится пространственная динамическая модель, в которой отметается все несущественное.

6. Избирательность информации для отображения на картоиде. Из гигантского массива информации можно отбирать только ту, что реально необходима для конкретного исследования.

7. Синтетичность информации, содержащейся на картоиде. То, что в природе не существует вместе, может быть сопоставлено на картоиде.

8. Возможность последовательного отображения идеальных явлений. Идеальные явления плохо привязываются к физическому пространству: они детерминируют множество значимых материальных явлений, но с трудом поддаются отображению. В случае использования картоидов проблема их пространственного отображения решается наиболее адекватно.

9. Возможность отображения теоретических объектов. Теоретические объекты моделируются из различных компонентов реальности. Они являются результатом научного абстрагирования, как, например, понятие социокультурной системы. На классической карте такого рода объекты отразить чрезвычайно сложно, а картоид позволяет это сделать.

10. Однозначность пространственная. Существует жесткая корреляция между тем, что изображается на картоиде, и тем, что можно увидеть в реальности и на карте. По факту, сопоставление осуществляется не столько с реальностью, сколько с картой.

11. Однозначность знаковая. В этом отношении картоид ничем не отличается от карты. Для составления картоида вводится определенная система знаков (условных обозначений), на основе которой и ведется отражение описываемой реальности. Отличие заключается лишь в более широких возможностях использования знаковых символов при составлении картоидов.

12. Непрерывность как свойство отчасти относится и к картоиду, однако за счет драматического неиспользования этого свойства возможно достижение больших визуальных эффектов и принципиально новых результатов. Картоид отражает разделение реального физического пространства на социокультурные пространства.

13. Обзорность - неотъемлемое свойство картоида. Суть его заключается в том, что одна модель, один лист картоида может вмещать пространства колоссальной площади.

14. Наглядность также является свойством картоида. Изображение должно быть таким, чтобы оно воспринималось корректно и работало на максимальную читаемость картоида. В психологии восприятия, практическом изучении восприятия карт накоплен большой соответствующий опыт, поэтому решение вопроса о наглядности картоида - только инженерная, но не научная задача.

15. Информативность картоида очень велика. Он содержит в закодированном виде определенное количество информации. Важно, что эта информация часто носит ключевой характер: она дает ключ к пониманию массы конкретики.

Основные отличия картоидов от классических картографических изображений состоят в следующем:

ь нет масштаба и точного следования физическим территориальным пропорциям отражаемого на модели пространства;

ь не учитывается классическая система географических координат в виде сетки параллелей и меридианов;

ь вводится система условных обозначений генерализированного типа, которые могут не встречаться в физическом пространстве и отражать сложные, идеальные по своей сути явления;

ь игнорируются те элементы реального пространства, которые не важны для теоретического анализа, проводимого с помощью картоидов;

ь существуют строго определенный уровень и стандарт генерализации, задаваемые изначально.

Вводится соответствующая система теоретических терминов и понятий, которые и используются как основа отражения реальности. Классическое картографическое отображение достаточно нейтрально относительно исходных теоретических построений. Картоид, напротив, изначально теоретически загружен, предопределен. В основание построения картоидов закладывается четкая система теоретических понятий и терминов, и корректное понимание картоидов возможно только на их основании. Из этого следует, что использование картоидов должно сопровождаться созданием специфических систем условных обозначений. В силу своей теоретической загруженности картоид может вызывать согласие или несогласие. При этом согласие или несогласие с ним - не обязательно функция прочтения его как графической модели. Картоид должен базироваться на системе понятных условных обозначений, читаемых совершенно однозначно независимо от того, как оцениваются теоретические установки, заложенные в его основание.

Таким образом, можно видеть, что картоид обладает многими свойствами классической карты, хотя имеет и принципиальные отличия, заключающиеся в отсутствии строгой математической основы и точной передачи физического пространства. Картоид передает поверхность как образ реальности, отражаемый в узнаваемом виде.

Карта метрична. Наличие в ней масштаба и математической основы позволяет восстановить пространство реальности на основании пространства карты. В картоиде метричность в строгом математическом смысле отсутствует, однако имеет место сопоставимость с образом того или иного пространства.

Картоиды, в особенности атласы картоидов, обладают большим количеством преимуществ по сравнению с классическими картами и атласами. Эти преимущества таковы:

1. Драматически снижается техническая сложность составления атласа.

2. Нет резкого разделения технических задач и содержания атласа. Содержательный аспект отступает на второй план.

3. В рамках классических картографических атласов нет реальной возможности отразить многие явления. Карта обладает свойствами генерализации, избирательности и так далее, но для нее не существует свойства размытости пространственной локализации отражаемого явления. Картоид решает данную проблему, поскольку это - пространственно-подобная модель, в которую спокойно вписываются и не имеющие четкой локализации явления.

Выбор между картоидом и картой часто номинален. Это выбор между тем, что может быть сделано в реальности, и неким идеальным вариантом. Классические карта и атлас - это чаще всего идеальный вариант (по причине дороговизны такого рода работ). Картоид, безусловно, несколько ущербный вариант отображения пространственных процессов и явлений: он не передает строгого соответствия модели и реальности. Однако это наиболее реалистический вариант.

Для рекреационной географии картоиды могут иметь очень важное значение и по познавательным причинам. Рекреационная география, как никакая иная область географического познания, связана с чувственными и нематериальными аспектами человеческого восприятия. Предпочтения рекреантов, сложившиеся у них образы реальности - не нечто второстепенное и малозначащее. Все это крайне важно для формирования рекреационных потоков и их воспроизводимости, реальной географии рекреационных районов.

Использование картоидов в рекреационной географии очень перспективно. Карта следует строгой математической основе и исключает субъективность образов рекреантов. Однако дело в том, что для рекреационной географии самое главное - именно эта образность мира, а не математическая основа карты. И сколь бы причудливыми ни были образы тех или иных территорий, сложившиеся у рекреантов, именно они, а не реальные физические характеристики пространства и возможности ТРС, определяют конкретное поведение отдыхающих в пространстве и во времени.

Относительной новинкой современной географической науки можно считать мысленные карты (mental maps). Развитие этой методики - достижение западной "гуманистической" географии (Humanistic geography) как особого направления, развивающегося со второй половины 1960-х годов. Методики составления и области применения мысленных карт описаны во множестве западных географических работ, но лишь изредка упоминаются в работах на русском языке. Возможности этого метода исследования явно недоиспользованы. Между тем, он исключительно важен и интересен для рекреационной географии.

Мысленные карты - фиксированные образы пространства, сохраняемые в сознании людей. Мысленная карта - это мысленный образ, а не карта в буквальном смысле. Она реальна в той же степени, как и все остальные идеальные проявления в человеке.

Для исследования мысленных карт применяются различные методики, наиболее традиционными из которых являются следующие:

§ углубленное интервью с респондентом, во время которого выясняются представления человека об определенном месте. Итогом может быть словесное описание, которое затем переводится в графическую или картографическую форму самим исследователем;

§ составление респондентом планов-образов определенного пространства. В таком варианте очень мало слов, но есть персонифицированное графическое отражение образа определенного пространства;

§ опрос методом семантического дифференциала, то есть изучение ассоциаций того или иного места с соответствующими словами, чувствами, эмоциями.

Это три основных метода выявления мысленных карт, которые могут применяться с некоторыми вариациями. Детали определяются конкретной исследовательской задачей. Вероятно, идеальный вариант - это применение всех трех отмеченных методов в комплексе. Однако это часто сложно сделать по причине утомляемости респондента: далеко не все люди и не всегда готовы на длительные беседы в научных целях. Фактор времени обычно весьма значим.

Приведем примеры применения отмеченных методик исследования мысленных карт.

Углубленное интервью с респондентом проводится по заранее составленной программе, включающей вопросы, на которые респондент дает ответы. Они фиксируются самим респондентом или интервьюером и впоследствии анализируются исследователем. Основанием для корректного проведения интервью являются соответствующие социологические и социально-психологические методики.

Исследование мысленных карт посредством черчения планов-образов, в основном, сводится к просьбе отразить на листе бумаги определенную часть пространства, например, начертить карту Крыма. Как правило, Южный берег Крыма занимает непропорционально большое место, что связано с информационной наполненностью представлений о Крыме. Важны вопросы, связанные с мысленным определением расстояний от одного места до другого. Очень часто люди неадекватно приближают или удаляют на существенные расстояния от своего места жительства различные пространственные объекты: приятные для человека места могут мысленно приближаться, скрадывая физические километры; неприятные же, напротив, отодвигаются. Мысленные искажения физического пространства при этом могут быть реально значимыми.

Исследование мысленных карт посредством метода семантического дифференциала связано с выявлением и описанием ассоциаций. Например, задается вопрос: "С какими словами у Вас ассоциируется Крым?" Нужно назвать 3, 5, 10 или неограниченное количество слов. На основании массива ассоциаций, собранного при опросе различных респондентов, и осуществляется анализ образа определенного места.

Итогом всех перечисленных методов является определение образов пространства опрошенных. Так, может быть определена степень конкретности представлений человека о месте, эмоциональная загрузка, ассоциации и многое другое в восприятии места. Сколь бы ни было неопределенным и расплывчатым представление человека о том или ином месте, именно оно - представление, а не место как таковое - является основным фактором, определяющим пространственное поведение данного человека, в том числе и при выборе мест отдыха. Коль скоро встает вопрос о месте проведения очередного ежегодного отпуска, неосознанно всплывают мысленные карты различных мест, однозначно определяя выбор следующей поездки. Люди "просто знают", куда им нужно ехать. В основании выбора лежит мысленная карта рекреационного пространства с набором различных предпочтений.

При исследовании мысленных карт достаточно четко выделяются два подхода. Структурный подход акцентирует внимание на том, какая информация об определенных местах содержится в сознании людей: действительно важно знать, какой информацией пользуются люди при принятии решений в повседневной жизни. Оценочный подход акцентирует внимание на том, какие факторы влияют на формирование определенных образов пространства. Эти два подхода тесно связаны.

Исследование мысленных карт, по сути, решает вопрос о том, каким образом восприятие влияет на реальное поведение. В этой связи применение мысленных карт особенно важно при анализе пространственного поведения людей и выбора ими предпочтений в процессе своей деятельности. Очень важно исследование мысленных карт и при изучении спроса на рекреационный сервис иностранных туристов.

К числу реальных и очень важных достижений метода составления и изучения мысленных карт можно отнести следующее:

выявление фиксированных образов мест и возможность их достаточно строгого отображения;

определение групповых и индивидуальных различий в восприятии образов мест и возможность использования этого знания в практических целях;

выявление и изучение несомненных связей между существующими образами реальности и поведением людей.

Мысленные карты позволяют выявлять и исследовать реально существующие образы пространства, что крайне важно для рекреационной географии, связанной с анализом пространственного поведения людей.

Ключевые понятия и термины: рекреационная география, объекты рекреации, субъекты рекреации, рекреационная деятельность, территориальная рекреационная система, социокультурная система, карта, атлас, масштаб карты, картографическая проекция, картографическая генерализация, картоид, мысленная карта.

Контрольные вопросы

s Определите объекты и субъекты рекреации, сущность рекреационной деятельности.

s Назовите основные подходы к определению предмета рекреационной географии.

s Назовите предмет, объект и методы исследований рекреационной географии.

s Какова сущность предметного содержания рекреационной географии?

s Каково место рекреационной географии в системе географических наук?

s Вклад отечественных ученых в разработку проблем рекреационной географии.

s Перечислите основные задачи теории и практики рекреационной географии.

s Какие основные задачи решает рекреационная география на современном этапе своего развития?

s Источниковая база рекреационной географии. Основные источники рекреационно-географической информации.

s Какие методы исследований применяются в рекреационной географии? Кратко охарактеризуйте сущность и содержание картографического метода.

2. ПОНЯТИЕ О РЕКРЕЦИИ. РЕКРЕАЦИЯ И ОТДЫХ

2.1. РЕКРЕАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ

Из Российского Энциклопедического Словаря (т. 2, 2000) - самого крупного и современного энциклопедического издания в нашей стране, следует:

Рекреация (в переводе с польского языка rekreacja - отдых, с латыни recreation - восстановление) - это: 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее); 2) помещение для отдыха в учебных заведения; 3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

Исследованием данного явления занимаются специалисты различных отраслей знания - географы, биологи, психологи, экологи, медики, социологи, экономисты. В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. Рекреация как таковая является одним из основных объектов исследования таких наук, как рекреационная география, рекреалогия, рекреационное природопользование и других.

Рекреационная география - 1) наука, изучающая географические закономерности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени;

2) географическая дисциплина, изучающая и моделирующая собственный объект исследования - территориальные рекреационные системы.

Рекреалогия - 1) междисциплинарная наука о рекреационных системах, основанная на парадигмах экологии человека; 2) наука о процессах и методах восстановления живых сил человека.

В нашей стране своими исследованиями в этих областях научного знания особенно известны ученые РМАТ (Российской международной академии туризма), Сочинского университета курортного дела и туризма, Балтийского международного института туризма, Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, Смоленского гуманитарного университета, Института географии РАН и других. Среди отдельных наиболее выдающихся специалистов отметим деятельность И.В. Зорина, В.А. Квартальнова, В.С. Преображенского, Т.В. и Д.В. Николаенко, Ю.А. Веденина, Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебова, В.Б. Нефедовой, Г.П. Долженко, В.М. Кривошеева, В.В. Храбовченко, Ю.Д. Дмитревского, А.В. Даринского, А.А. Романова, А.Ю. Александровой, Н.С. Фальковича, Е.В. Колотовой, Ю.С. Путрика, Т.А. Ирисовой, П.В. Большаника, А.М. Сазыкина, Е.А. Окладниковой, А.В. Дроздова, И.И. Пирожника и мн. других.

В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация». В рамках данного параграфа мы попытаемся провести обзор основных понятий, связанных с рекреационной деятельностью и выяснить, что же такое рекреация. Для этого нам необходимо проанализировать и сопоставить все основные точки зрения и взгляды специалистов на рекреацию как уникальный социокультурный и экономический феномен.

Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации оказывается в высшей степени сложным. Это объясняется рядом причин. Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно различное официальное понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга. Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. Всегда найдется такой специалист, который докажет некорректность приведенного строгого определения и скажет, что «все не так, а наоборот». В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы. Поэтому не станем ориентироваться на предельно точные и сложные определения (да в этом и нет необходимости) - опишем лишь основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной отечественной и зарубежной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в подробности и детали.

Начнем мы свое исследование с понятия «рекреация». В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века. Он появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков. Рекреация, соответственно, это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном в советской) литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации.

В частности, В.А. Квартальнов в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данному понятию.

Рекреация - это:

ь расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

ь любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил;

ь наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

ь перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;

ь цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.

Рекреация и туризм пересекаются: к рекреации относятся все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм же - это учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм. Следовательно, зоной их пересечения являются все виды туризма, которые направлены на восстановление, выздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм.

Согласно приведенной точке зрения выделяют

три последовательные фазы рекреации:

«образ» - отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемой ими избирательности времени, мест и форм отдыха;

«ситуация» - характеризует систему рекреационных занятий;

«след» - определяет эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты - воспоминания.

& О П Ы Т

Полемические заметки географа о проблемах терминологии

в рекреационной географии и туризме

(по А.М. Сазыкину)

В последнее десятилетие идет интенсивное развитие коммерческого туризма, в отличие от советского времени, когда он был преимущественно социальным. Необеспеченность правовой, экономической и управленческой базы для коммерческого туризма привело к многочисленным перекосам в индустрии туризма России (чрезмерное количество турфирм, преобладание выездного туризма над въездным и пр.). Бурное развитие туризма в России сопровождалось внедрением западных технологий и привнесением в туризм новой терминологии, преимущественно англоязычной. Это нередко противоречит устоявшейся и хорошо разработанной туристской терминологии, принятой в СССР и России.

В конце 60-х годов в географии появилось новое научное направление - рекреационная география, которая занималась изучением территориальных особенностей объектов, процессов и явлений, связанных с восстановлением духовных и физических сил людей. Под рекреацией (в упрощенном изложении) подразумевался отдых и туризм. Но туризм оказался очень удобным объектом для географии, так как все объекты, процессы и явления связанные с ним территориальны, очень динамичны в пространстве (в частности потоки рекреантов и финансов) и во времени. География стала изучать рекреационные ресурсы, социально-экономические предпосылки туризма, экономическое значение туризма, вопросы взаимодействия природы и рекреации. Отсутствие или недостаточное развитие в СССР таких наук как экономика, маркетинг, менеджмент привело к тому, что география стала единственной наукой, занявшейся изучением такого сложного явления как туризм в комплексе. В рамках рекреационной географии изучался рынок туризма, рекреационный спрос и рекреационные потребности, что сейчас является объектом маркетинговых исследований. Методами экономической географии туризм изучался как экономическое явление. Подход к туризму как сложной системе привел к созданию в середине 70-х годов центрального понятия в рекреационной географии - территориально-рекреационной системы (ТРС).

Анализ научной и специальной литературы 70-80-х годов показывает, что в большинстве публикаций по рекреационной географии рассматриваются только вопросы, связанные с туризмом, а не с отдыхом вообще. Таким образом, в отечественной литературе прочно сложилось представление что рекреация и туризм понятия близкие, в большинстве публикаций тождественные, но если быть точным рекреация включает в себя туризм, экскурсии и отдых без перемещения из обычной среды существования. Таким образом, туризм важнейшая составная часть рекреации. Все термины, включающие слово "рекреационный" ориентированы преимущественно на вопросы связанные с туризмом или с отдыхом вообще. Одно из самых хорошо разработанных понятий, вошедших в 80-е годы даже в школьную программу - "рекреационные ресурсы".

Иное понимание слова "рекреация" за рубежом, которое стало активно внедряться в русский язык. В английской туристской литературе под рекреацией понимается совокупность явлений и процессов, связанных с восстановлением сил в процессе отдыха и лечения. Поэтому англоязычное "Recreation and Tourism" надо воспринимать скорее как "Отдых и Туризм". Однако в современной туристской литературе постоянно встречается выражение "Рекреация и туризм", что для русского языка нонсенс, так как туризм составная часть рекреации. Более того, стали выделять "рекреационный туризм", что в традиционном понимании этих терминов тавтология.

Началось вытеснение термина "рекреационные ресурсы", который очень хорошо разработан и смысл его ясен. Вместо "рекреационных ресурсов" используют термин "туристские ресурсы", сущность и теория которого еще не разработаны, а само определение очень расплывчато. Нередко эти понятия рассматривают как синонимы, тогда не понятно, зачем вводить новый термин взамен устоявшегося и теоретически обоснованного. Встречается утверждение, что рекреационные ресурсы - часть туристских, что опять же является терминологической путаницей, так как туризм часть рекреации, а не наоборот.

Таким образом, заимствование иностранной терминологии без учета сложившегося понятийного аппарата в рамках отечественной науки и практики, приводит, во-первых, к филологическим парадоксам, во-вторых, запутывает изложение материала из-за смысловых противоречий. Игнорирование существования рекреационной географии приносит туризму только вред.

Ряд заимствований из английского языка просто лишние. Одно из модных ныне слов "дестинация" переводится просто как "направление" и другой смысловой нагрузки не несет. Попытки толковать дестинацию как направление, привлекающее туристов рекреационными ресурсами и обеспеченное условиями для размещения, транспортировки, питания и развлечения туристов не убедительны. Это любое туристское направление: Франция с 70 млн. туристов в год и микрогосударства Океании, Париж и деревня в Сибири, Адриатика и Северный полюс. Отражая туристскую специфику понятия, можно было бы переводить слово "дестинация" как "туристское (рекреационное) направление", что и отмечается в ряде публикаций. Автор не предлагает отказаться от термина, который стремительно вошел в русскоязычную туристскую терминологию, а преследует цель обратить внимание туристской общественности на излишнее засорение языка иностранной терминологией.

Наряду с появлением терминов противоречащих устоявшемуся понятийному аппарату, появляются публикации, искажающие теорию рекреационной географии. Например, И.В. Зорин и В.А. Квартальнов рекреационным потенциалом называют "отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов". Потенциал не может быть "отношением", хотя его изучение позволяет оценить предельно возможную численность туристов. Рекреационный потенциал территории - "это совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности" (Мироненко, Твердохлебов, 1981), главной составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы.

Из определения рекреационных ресурсов по И.В. Зорину и В.А. Квартальнову, во-первых, не ясно, почему они часть ресурсов туристских, что в них не входит, во-вторых, где в этом определении их важнейшая часть - культурно-исторические рекреационные ресурсы. По-видимому, авторы под рекреационными ресурсами понимают только природную составляющую. В этой же работе, поясняя понятие "ёмкость рекреационных ресурсов" (по сути природных!), рассматривается "нагрузка антропогенная". Нагрузка антропогенная не имеет норм, определяемых "в целях недопущения нарушения экологического состояния природной среды", т. к. это реальная нагрузка, которая может быть ниже, равна или быть больше предельно допустимой и называется она в туризме рекреационной нагрузкой (антропогенная нагрузка - нарушения природы при любой деятельности человека, не только рекреационной). Предельно допустимые рекреационные нагрузки не "определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации", т. к. они различны для каждого ландшафта, а имеющиеся нормативы касаются единичных случаев, например пляжей, природоохранных зон.

Имеется множество определений термина рекреационные ресурсы, одни более удачны, другие менее. У В.И. Преловского используется вполне приемлемое определение природных рекреационных ресурсов, "под которыми следует понимать природные явления, процессы или отдельные элементы ландшафта (более ёмко и лучше - "элементы и явления географической среды"),…которые могут быть использованы для организации рекреационной деятельности". Однако в последних научных и учебных публикациях приводится неудачное, на наш взгляд, определение, а пояснения искажают суть термина с попутными обвинениями всех и вся в непонимании его. По В.И. Преловскому, природные рекреационные ресурсы - это "природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа…, которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма", это "компоненты природной среды". Природные рекреационные ресурсы, как и любые ресурсы не компонент природной среды, а совокупность элементов всей географической среды, т. е. рекреационные ресурсы пляжа - это определенное сочетание характеристик рельефа, климата и моря, а также растительности и животного мира. Неудачно на наш взгляд употребление для определения рекреационных ресурсов слов "природные тела", несущих физическую и философскую нагрузку. Скорее следует говорить о природных объектах или элементах географической среды. Растения, животные, пляжи, водопады и прочее, требуют другого определения. Странно выглядит добавление среди абстрактных понятий конкретного - "отдельные элементы рельефа".

Самое главное: рекреационный ресурс как и любой другой требует изучения, но ресурсом он будет независимо от того исследован или нет. Если водопад известен и манит туристов - это ресурс, независимо от того измерена ли его высота и рассчитано ли сколько человек его может посетить, если пляж привлекает людей для отдыха и купания - значит это ресурс независимо знаем ли мы его площадь, длительность пляжно-купального сезона и рекреационную ёмкость. Человек с древности использует энергетические ресурсы ветра и падающей воды, не имея представления о киловаттах. Патриции в Древнем Риме купались в банях на минеральных источниках, ничего не зная об их дебите, химическом составе, о температурных шкалах Цельсия и Фаренгейта, но ведь лечебный ресурс они использовали. Таким образом, неверно утверждение, что природное условие становится ресурсом только тогда, когда оно изучено, что "климатические условия становятся ресурсом лишь в том случае если известна продолжительность периода с комфортными условиями" (по В.И. Преловскому). Природные условия и природные ресурсы - одно из базовых понятий географии, тесно связанное с естественно-философской категорией "географическая среда". Природные условия - это те элементы географической среды, которые человек непосредственно не использует в производственной деятельности, но без которых его существование невозможно, это воздух которым мы дышим, это климат в котором мы живем (независимо теплый климат или холодный, вызывающий огромные затраты на теплое строительство и на топливо). Природные ресурсы - это те элементы географической среды, которые человек непосредственно использует в своей производственной деятельности (минеральные, энергетические, водные и пр.). Климат становится не условием, а ресурсом когда он начинает использоваться в хозяйственной деятельности. Применительно к сельскому хозяйству он представляет собой агроклиматические ресурсы, т. к. для земледелия важно количество тепла и осадков данного климата. Для городского познавательного, для фестивального, даже для охотничьего туризма - климат является природным условием, но для купально-пляжного или горнолыжного туризма - это ресурс. По мере развития производительных сил новые элементы географической среды становятся ресурсом. Переход от бронзового века к железному связан с освоением нового минерального ресурса - железной руды, с появлением мельниц ветер и горные реки из природных условий превращаются в ценные энергетические ресурсы. Таким образом, граница между условием и ресурсом очень зыбкая и определяется использованием в хозяйственной деятельности, а не степенью изученности.

2.2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕКРЕАЦИИ

Рекреация относится сейчас к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, средством восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства.

Основная ее задача - восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей.

Хотя в науке до сих пор не существует общепринятой классификации общественных функций рекреации, их можно было бы разделить на 3 основные группы:

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в санаторно-курортном лечении и оздоровлении. Оздоровление через туризм - один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психического утомления человека.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ФУНКЦИЯ - это ведущая функция рекреации. Культурные, или духовные, потребности - это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования. Туризм открывает большие возможности для общения человека природными, культурно-историческими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Рекреация сберегает общественно необходимое время. Благодаря рекреации повышается способность трудящихся к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса.

Рекреация выполняет также и другие экономические функции: ускоренное развитие хозяйственной структуры определенной части территории страны; расширение сферы приложения труда, то есть увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания и в отраслях, связанных с рекреацией косвенно; существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения по территории страны в пользу рекреационных районов; повышение эффективности иностранного туризма как источника поступления иностранной валюты.

Важно также определить общие тенденции развития рекреации в современный период. Данные направления развития, несомненно, будут определять соотношение всех определенных выше функций рекреации. С наибольшей условностью и поправкой на авторское восприятие можно выделить следующие тенденции:

ь Приближение мест отдыха к центрам рекреационного спроса.

ь Формирование систем кратковременного отдыха горожан.

ь Организация национальных и природных парков, а также небольших лесо-, луго- и гидропарков для активного всесезонного отдыха на природе.

ь Создание новых форм и видов отдыха.

ь Сокращение сезонности функционирования рекреационных предприятий и маршрутов, т. е. стремление к круглогодичному действию.

& О П Ы Т

Физическая рекреация

и метатеоретические аспекты ее теории

(по М. Бердусу, М. Богену и др.)

В настоящее время имеется достаточно обширный научный материал о тех или иных аспектах физической рекреации (ФР). Однако общей концепции физической рекреации, позволяющей отразить целостную картину осуществления этого явления в жизни человека и общества еще не сформировано. Отсутствует общая концепция и по отношению к формированию теории физической рекреации (ТФР), предлагались только некоторые частные варианты систематизации научного знания о ней.

Физическая рекреация - это педагогически организованная двигательная активность, выступающая в форме действий (оперативная ФР), или в форме деятельности (кумулятивная и компенсаторная ФР), направленная на восстановление оперативно-, хронически- или патологически сниженной работоспособности с использованием технологий ФК, на основе закономерностей стресс-реакции и механизмов адаптации в целом.

Как следует из этого определения, общая концепция ФР основывается на закономерностях восстановления работоспособности и таких категориях, как "деятельность", "адаптация" (особенно "стресс-реакция"), "спортивная тренировка". Отдых и рекреацию обычно отождествляют или между собой, или с восстановлением, или с его средствами; они должны рассматриваться как характеристики восстановления, и вместе с реабилитацией создавать континуум всех форм восстановления, отличающихся детерминированностью уровня и характеристиками утомления.

Следует различать понятия: отдых - как процесс восстановления работоспособности после ее временного снижения в результате нарастания утомления под воздействием оперативных нагрузок, как средство естественного регулирования работоспособности; рекреацию - как процесс восстановления работоспособности после ее значительного и длительного снижения в результате суммации воздействия нагрузок на фоне хронического недовосстановления; реабилитацию - как процесс полного или частичного восстановления (компенсации) работоспособности после ее снижения в результате развития патологических состояний, связанных с болезнью или длительными истощающими нагрузками.

Восстановительный континуум - отдых, рекреация, реабилитация характерен отсутствием основной трудовой деятельности или снижением ее объема, интенсивности, а также возможной деятельностью или бездеятельностью, способствующих восстановлению работоспособности. Нами различаются следующие типы ФР: "оперативная ФР" - применяемая в рамках отдыха, т. е. на фоне оперативного утомления; "кумулятивная ФР" - применяемая в рамках рекреации, т. е. на фоне хронического утомления; "компенсаторная ФР" - применяемая в рамках реабилитации, т. е. на фоне патологических состояний.

2.3. ОТДЫХ И РЕКРЕАЦИЯ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Некоторыми исследователями рекреация определяется как массив времени, в ходе которого происходит восстановление производительных сил человека, либо как деятельность, направленная на это восстановление. Альтернативную точку зрения представляет подход, когда рекреация рассматривается как функция всякой деятельности, всякого времени и всякой территории. Следовательно, о чем уже было неоднократно сказано выше, с понятием рекреации непосредственно связано понятие «отдых».

Отдых - любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т. д.).

По мнению Т.В. Николаенко, отдых (рекреация) - любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами.

В советской литературе понятия рекреации и отдыха различались, и основное их отличие заключалось в том, что рекреация - это часть свободного времени, связанная с восстановлением сил человека на специализированных территориях, в основном, за пределами основного места его проживания. Чтобы отдых стал рекреацией, нужно покинуть пределы своего непосредственного места проживания и переместиться в некое специализированное место, ориентированное именно на восстановление сил.

Сейчас наиболее уместным будет дать определение понятию «рекреация», которое широко применялось в литературе, изданной 15-20 лет назад. Авторами этого определения являются ученые Московского государственного университета Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебов (1981).

Согласно их точке зрения, рекреация есть совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне населенного пункта, являющегося местом их постоянного проживания. Эти же авторы предлагают свое определение понятию «отдых», под которым понимается любая человеческая деятельность (или бездеятельность - авт.), которая не направлена на удовлетворение насущных нужд (Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов).

Человек весьма избирателен в характере своей деятельности в свободное время и в зависимости от собственных интересов и существующих возможностей выбирает тот или иной вид отдыха по его содержанию. Следуя данной точке зрения можно выделить следующие виды деятельности человека во время отдыха:

1) деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия физической культурой, прогулки, туризм и альпинизм);

2) любительские занятия - охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и др.;

3) приобщение к миру искусства, а также творчество в сфере искусства;

4) интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование);

5) общение по интересу и свободному выбору;

6) развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер (игры, танцы, зрелища);

7) путешествия и экскурсии ради удовольствия.

Точка зрения

В современных условиях такое разграничение понятий утратило смысл. Термины "отдых" и "рекреация" Т.В. Николаенко рассматривает как синонимы: по сути, это несколько различные обозначения одного и того же явления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.