РУБРИКИ

Территориальной организации хозяйства

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Территориальной организации хозяйства

Критерием экономической эффективности общественного производства является производительность всего общественного труда. Но производительность только живого труда не может дать представление об эффективности всего общественного производства, не может характеризовать всех затрат общественного труда так же, как только отдача от фондов не может характеризовать производительность общественных затрат, всего общественного труда в производстве и показать общую эффективность производства. Для измерения всего объема затрат общественного труда в производстве необходимо определить всю сумму затрат живого и овеществленного труда. Причем следует иметь в виду, что в процессе общественного производства применяется огромная масса овеществленного труда, тогда как переносится на продукт лишь его часть. Производительность труда в производстве должна определяться с учетом всех необходимых для производства средств труда. Таким образом, общая народнохозяйственная эффективность районного хозяйственного комплекса (Э) может быть рассчитана по формуле :

Э=H/(Ф+С+З),

Где,

Н - объем национального дохода хозяйственного районного комплекса, исчисленный по месту его создания;

Ф -- основные производственные фонды данного комплекса;

С -- стоимость полностью потребленных в течение года и постоянно возобновляемых материальных элементов производства;

З -- объем годовой заработной платы, выплаченной рабочим и служащим, занятым в сфере материального производства данного комплекса.

Все расчеты ведутся в сопоставимых ценах.

Вопрос № 2 ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

При анализе разных типов территориально-производственных систем (хозяйство мира, региона, страны, района и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур - отраслевой и территориальной. И та и другая показывает соотношение различных элементов хозяйственной системы -- вещественных нетерриториальных (отрасли, предприятия, производства), и тогда речь идет о ее отраслевой (компонентной) структуре, и территориальных (регион, экономическая зона, район и т. п.), и тогда рассматривается ее территориальная (региональная) структура.
Отраслевая структура хозяйства -- это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями. Отраслевая структура хозяйства представлена отраслями материального и нематериального производства (отраслями производственной и непроизводственной сферы).
Производственную сферу образуют отрасли:
* непосредственно создающие материальный продукт (промышленность и строительство, сельское и лесное хозяйство);
* доставляющие материальный продукт потребителю (транспорт и связь);
* связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки).
Непроизводственная сфера включает отрасли услуг (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения) и социального обслуживания (просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование, финансирование и страхование, аппарат управления и др.).
Представленные основные отрасли хозяйства -- промышленность, сельское хозяйство, строительная индустрия, транспорт расчлёняются на так называемые укрупненные отрасли, а те, в свою очередь, -- на однородные (специализированные) отрасли и виды производства (например, сельское хозяйство распадается на земледелие и животноводство; земледелие -- на зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство, бахчеводство, садоводство и виноградарство и т. д.; животноводство -- на скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство и т.д.).
В отраслевой структуре хозяйства выделяются также межотраслевые сочетания (комплексы), представленные как совокупность однородных производств в рамках одной отрасли (например, топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, транспортный комплексы), так и технологически связанные разные отрасли (например, строительный, военно-промышленный, аграрно-промышленный комплексы).
Наиболее сложной структурой среди них отличается агропромышленный комплекс (АПК), включающий три сферы деятельности:
* промышленность, производящую средства производства для сельского хозяйства (сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и др.);
* собственно сельское хозяйство (отрасли земледелия и животноводства);
* отрасли по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, доведению её до потребителя (пищевая промышленность и первичные отрасли легкой промышленности, заготовительная система и элеваторно - складское хозяйство, торговля плодтоварами и общепит).
Важной составной частью хозяйства является инфраструктура, представляющая собой совокупность материальны средств по обслуживанию производства и населения. В зависимости от выполняемых функций различают производственную, социальную и рыночную инфраструктуру. Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и включает транспорт связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения и устройства коммуникации и сети (линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы, теплотрассы, водопровод, телефонные сети и т. п.).
Социальную инфраструктуру в основном образуют отрасли жилищно-коммунального и бытового хозяйства населенных пунктов (пассажирский транспорт, сети водо- и энергоснабжения, канализация, телефонные сети, культурно-зрелищные объекты, учреждения народного образования, здравоохранения, общепита и т. п.).
Рыночная инфраструктура включает коммерческие банки, товарно-сырьевые и фондовые (операции с денежными ресурсами и ценными бумагами) биржи.

Отраслевая структура хозяйства определяется:
- по удельному весу отраслей в общем объеме производства продукции;
по численности занятых и стоимости основных производственных фондов (машин, оборудования, инструментов, производственных зданий и сооружений и т.п., используемых в материальном производстве).
Основное отличие отраслевой структуры хозяйства России от развитых стран -- повышенный удельный вес производства товаров и существенно более низкая доля производства услуг. Так, в ВВП развитых постиндустриальных стран доля производства услуг значительно превышает 70 %, а в России она лишь в последнее время достигла 55%.
Приоритетное внимание на протяжении всего советского периода оказывалось развитию промышленности во главе с ВПК. Сегодня на нее приходится более 30% отечественного ВВП против 1 8--20% в развитых постиндустриальных государствах (табл. 1).

Таблица 1

Отраслевая структура ВВП России, %

Отраслевая структура ВВП России, %

 

Отрасли хозяйства

Удельный вес ВВП России

Промышленность

32,9

Строительство

5,5

Сельское хозяйство

6,7

Транспорт

7,1

Связь Торговля,общественное питание,заготовки

1,8

Прочие услуги

23,1

За последнее десятилетие ХХ в. почти в 1,5 раза возрос удельный вес сельского Хозяйства в ВВП России, однако это не следствие прогресса в отрасли, а результат меньших темпов сокращения производства, чем в других отраслях экономики.
И все же в целом переориентация хозяйства России на рыночный путь развития способствовала оздоровлению отраслевой структуры отечественной экономики. Главный показатель ее эволюции -- существенный рост в ВВП доли услуг. Наиболее динамично развиваются в этом направлении торговля и кредитно-финансовая сфера. Международный валютный фонд дает следующую классификацию отраслей услуг:
-- фрахт;
другие транспортные услуги;
-- ??????;
-- ?????? ??????.
В ?????? ?? ???????????????? ?????? «?????? ????ги» лежат многие сравнительно новые виды так называемых деловых услуг, связанных с предпринимательством. В Группу деловых услуг ??????: профессиональные и управленческие услуги (все виды консультаций, а также правовая, бухгалтерская, аудиторская помощь); информационные услуги (программное обеспечение, обработка информации, подготовка данных и т. д.); персональные услуги (подбор, подготовка, обучение и стажировка кадров); операционные услуги (управление предприятием, контроль за
качеством продукции, ликвидация отходов производства); полный ассортимент банковских и страховых услуг; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; реклама, продажа, все виды посредничества; услуги в области связи 1 аренды; ремонт и техническое обслуживание оборудован и др.

В России в связи с ее ???????????? ???????? вступлением на путь рыночных преобразований действует не сколько иная классификация отраслей сферы обслуживания:
-- торговля;
общественное питание;
-- жилищно-коммунальное хозяйство;
-- бытовое обслуживание населения;
-- транспорт и связь;
-- образование;
-- наука и научное обслуживание
-- здравоохранение;
-- культура и искусство;
-- физическая культура и Спорт;
-- государственное управление;
-- оборона и охрана общественного порядка.
В современной России из всего комплекса сферы обслуживания наиболее развиты те отрасли, которым уделялось большое внимание еще в годы социалистического строительства. Среди них лидировали транспортные услуги, наука и научное обслуживание, образование.
По уровню развития всех этих отраслей Россия занимает видное место в мире. Из всех типично рыночных отраслей сферы обслуживания в последние годы наиболее динамично развивалась торговля, что само по себе, безусловно, положительное явление, однако частично это результат стремительного роста посредников на пути товара и услуг от производителя к потребителю.
Остальные отрасли сферы услуг нуждаются в серьезном реформировании с учетом требований рынка и российской специфики.
Важнейший индикатор уровня экономического развития -- объем валового регионального продукта (ВРП)
душу населения. По его величине размах вариации субъектов Российской Федерации чрезвычайно велик и в 1996 г.
составил 20,4 раза (его полюсами являются самая богатая Тюменская область и наиболее бедный Дагестан). Столь Огромное различие уникально в пределах одного государства и сопоставимо лишь с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами Мира. В развитых странах с рыночной ЭКОНОМИКОЙ ОНО по своей природе уже не может быть таким большим, в первую очередь благодаря тесным внешнеэкономическим связям между ними. Так, в Европе аналогичное соотношение между странами ЕС составляет 4,6 раза. По величине ВРП на душу населения лидируют Тюменская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Москва, Магаданская область, в два и более раза превосходящие по этому показателю среднероссийский уровень.
Вместе с тем 11 субъектов РОССИЙСКОЙ Федерации (Тамбовская область, Алтай, Карачаево-Черкесия Марий Эл, Кабардино-Балкария, Адыгея, Тува, Северная Осетия, Калмыкия, Ингушетия и Дагестан) имеют среднедушевой РП менее 50% от аналогичного показателя в среднем по России. Примечательно, что в годы экономического кризиса дифференциация субъектов РФ по величине среднедушевого ВРП существенно возросла. Она происходила на фоне снижения общего уровня производства в стране. Экономическое Положение ухудшалось в большинстве регионов, но в отсталых регионах его темпы были максимальными. При этом установлена четкая зависимость: чем выше Исходный уровень ВРП на душу населения, тем меньше его падение. Наименьший Спад производства ВРП был в Москве, наибольший - в самых отсталых республиках Северного Кавказа. Процесс подобного типа называется дивергенцией.
Отраслевая структура промышленности современной России характеризуется:
-- преобладанием отраслей по добыче и первичной переработке топлива и сырья;
- низкой долей верхних, наиболее сложных в техническом отношении производств;
-- низкой долей легкой промышленности и других отклей, ориентированных на непосредственные нужды
населения;
-- высоким удельным весом отраслёй ВПК.
Такую отраслевую структуру промышленности нельзя считать эффективной. Отрасли топливно-энергетического комплекса, металлургии и ВПК справедливо называть «тремя китами российской индустрии», ибо они определяют
ее лицо и роль в международной системе территориального разделения труда (табл. 2).

Таблица 2

Отраслевая структура российской промышленности, %

Отрасль промышленности

Удельный вес в общероссийском производстве

Электроэнергетика

10,1

Топливная промышленность

16,5

Черная металлургия

8,4

Цветная металлургия

9,8

Химия и нефтехимия

6,7

Машиностроение и металлообработка

19,0

Отрасли лесного комплекса

4,8

Промышленность стройматериалов

3,0

Легкая промышленность

1,8

Пищевая промышленность

14,6

Прочие отрасли

5,3

В период экономического кризиса 1990-х гг. наибольшее сокращение производства наблюдалось в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой индустрии. Одновременно менее пострадавшие от кризиса отрасли добывающей промышленности и первичной переработки сырья увеличили удельный вес в промышленном производстве России, т.е. в годы экономического кризиса произошла деградация отраслевой структуры отечественной промышленности. Серьезными причинами послужили ускорившиеся, особенно в последние годы, физический износ и моральное старение оборудования. Это в первую очередь отразилось на отраслях промышленности, производящих технически сложную продукцию.

В результате быстрого старения качественной промышленности к 1999 его части превышал 10 лет (72,4%).В этой ситуации целесообразно активизировать процесс технического переоснащения и ???????????? ????????????????? аппарата.
По мере выхода из экономического кризиса, начиная 1999 г. наблюдается оживление практически во всех отраслях промышленности, особенно динамично развиваются машиностроение, легкая, пищевая и ??????????-бумажная промышленности и отдельные производства химии и нефтехимии. И все же сегодня отраслевая структура
вным является показатель объема произведенной продукции позволяющий наиболее объективно судить о соотношении отраслей и их взаимосвязях.

Вопрос № 3 ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

Экономическая интеграция есть результат углубления процессов интернационализации, доведение их до уровня интеграции. Транснациональные корпорации и современная технологическая революция в громадной степени усиливают действие переплетающихся факторов хозяйственной жизни во всем мире. Главный участник интеграционного процесса как следствие интернационализации экономики мира - крупный частный капитал развитых стран мир. В настоящее время этот процесс отчетливо прослеживается в трех крупных регионах: в Западной Европе, Северной Америке и в районе Тихоокеанского бассейна (Япония-Австралия; США-Канада-Мексика; страны АСЕАН). С одной стороны, происходит нарастание глобального процесса интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическое сближение стран на региональной основе приобретает форму экономической интеграции.

Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, в то же время выражает определенную дивергенцию в системе мирового рынка, то есть параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, тем не менее, в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров. Речь идет о качественном сдвиге, обусловленном, с одной стороны, растущими экономическими потребностями к хозяйственному сближению разных стран, с другой - всеохватывающим характером углубления противоречий в рамках мировой системы. Выход из этих противоречий, как и задачи, диктуемые ускорением интернационализации национальных хозяйственных комплексов, современное рыночное хозяйство стремится решить через посредство региональной экономической интеграции.

В рамках регионального комплекса интересов национализируются и интегрируются уже не только первая и третья фазы кругооборота общественного капитала участвующих в интеграции стран, протекающие в сфере обращения, но его вторая - центральная фаза, то есть самовоспроизводство, сам технологический процесс создания товара. В результате происходит "переплетение кругооборота совокупных национальных капиталов в целом. Здесь пролегает основной рубеж, отделяющий интеграцию от доинтеграционных форм интернационализации хозяйственной жизни" .

Но в то же время и само понятие "интеграция" как экономическая категория все еще имеет довольно абстрактный характер, поскольку нигде в мире не произошел процесс полной интеграции, завершившийся объединением. Поэтому интеграция - это процесс объединения, но еще не само объединение.

Западноевропейский, наиболее "классический" вариант региональной экономической интеграции, представляет собой Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - "Общий рынок", с 1992 года- Европейский Союз (ЕС). Созданию ЕЭС в 1957 г. предшествовало образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) - международной государственной организации, объединяющей каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и "Евратом", организацию, объединившую усилия группы стран для разработки и использования в мирных целях атомную энергию. В марте 1957 г. эти страны ("шестерка") подписали Римский договор, вступивший в силу в 1958 г., о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Цель ЕЭС - постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг, разработка и проведение общей политики в области транспорта, сельского хозяйства, создание валютного союза, унификация налоговой системы, сближение законодательства, разработка принципов согласованной экономической политики. В целях претворения в жизнь этих установок была создана сложная и разветвленная организация, институциональная структура - Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ (КЕС), Европейский совет, каждый из которых, в свою очередь, сформировал многочисленные организации и учреждения. Были созданы также Европейский суд и Европейский парламент с целью обеспечить постепенный переход к политической интеграции.

Особенностью западноевропейской интеграции является ее институционализация - она осуществляется в условиях пнонерной роли государств, правительств, создающих влиятельные международно-государственные институции с исполнительно-координационными функциями. Таким образом, интеграционный процесс подталкивается согласованной политикой его участников.

На первом этапе "европейского строительства" был создан Таможенный союз, предполагающий ликвидацию торговых ограничений во взаимной торговле стран- участниц ЕЭС; был установлен единый таможенный тариф по отношению к

третьим странам; достигнута свобода передвижения инвестиций, кредитов, денежных переводов, обеспечена свободная миграция рабочей силы; разработан целый комплекс программ экономической политики; предприняты шаги по унификации налогового обложения.

Все это обеспечило ускорение промышленный интеграции. В дополнение к этому предпринимались неоднократные попытки к ускорению аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма через деятельность сельскохозяйственного фонда и установление компенсационных сборов. Создана европейская валютная система (ЕВС). Все эти меры вели к углублению экономической интеграции и одновременно к расширению ее зон интеграции путем вовлечения в ЕЭС все новых стран.

После вступления в ЕЭС Испании и Португалии "Общий рынок" насчитывает уже 12 членов.Соглашения об ассоциации с сообшеством заключили Австрия, Швейцария, Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Турция. Создана система "особых отношений" ЕЭС с более чем 60 развивающимися странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (страны АКТ).

Маастрихтские соглашения 1992 г. означают качественно новый этап в развитии западноевропейской интеграции, поскольку ставятся задачи сближения стран на микроуровне, ликвидации множества налоговых, таможенных и иных барьеров, продолжающих играть сдерживающую роль в углублении интеграции. Еще раз проявилась активная регулирующая роль западноевропейских государств.

Маастрихтские соглашения, заключенные в 1992 году в результате длительного экономического, а затем и политического сближения западноевропейских стран, свидетельствуют о завершении третьего этапа эволюции ЕЭС.

Приблизительная периодизация этого процесса такова: 1969-1971 гг., 1971-1986 гг., 1986-1992 гг. Процесс ратификации Единого европейского акта, в сущности означал, что договор вступит в силу во второй половине 1987 г., когда в ЕС с новой силой разгорелся спор о бюджете Сообщества, размерах вклада участниками, ее направленности и т.д. Проблема во многом была решена на специальной февральской встрече лидеров стран 1988 г. и с этого периода идея создания Единого европейского рынка получила серьезное доверие не только политиков, но и предпринимателей и широкой общественности Западной Европы. К 1989 г. дебаты о Едином рынке переместились из области юридической в область реального воплощения накопленного массива законов в жизнь. Таким образом, было положено начало формировании повестки дня Маастрихтской встречи в 1992 году. В этой связи заслуживают внимания два момента:

1. 1987-1988 гг.-страны Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) подвергли свои отношения с ЕС пересмотру, что привело к переговорам о создании единой Европейской экономической зоны, в которую бы входили государства-члены и ЕАСТ, и ЕЭС.

2. Апрель 1989 г. - принято решение ЕЭС об основании Комитета Делора по экономическому и Валютному Союзу, через десять месяцев принявший трехступеньчатую программу этого Союза, которая позднее была одобрена на Мадридской встрече ЕЭС.

Такие темпы сближения позиций стран ЕЭС, безусловно, насторожили Японию и США, однако с падением в 1989 г. Берлинской стены, приходом новых политиков и новых режимов к власти в Восточной Европе, ЕЭС приобретает новое измерение, и официальный Вашингтон вынужден был признать это, в то же время заявляя о своих особых отношениях к Бонну и Брюсселю (особые отношения с Великобританией традиционны).

Таким образом, "Договор Союза", заключенный в декабре 1991 года в Маастрихте (Нидерланды), подводил черту под всеохватывающим перераспределением целей и задач ЕЭС за все 40 лет его существования .

Маастрихстские соглашения предоставляли Союзу следующие важные функции:

- создание и управление единой валютой;

- координация, контроль и (где это будет уместно) усиление единой экономической политики, в особенности касающейся бюджетных дел;

- основание и защита Единого рынка, основанного на принципе свободной и справедливой конкуренции;

- поддержание равенства (и где это будет возможно) перераспределение средств между богатыми и бедными регионам;

- поддержание законности и правопорядка:

- признание и развитие фундаментальных прав отдельных граждан;

- управление единой внешней политикой, охватывающей всю область иностранных дел и политики безопасности, включая формирование общей оборонной политики, что, возможно приведет в будущем к общей обороне бывшего Союза .

С экономической точки зрения наиболее важными являются положения Договора, в которых говорится о дополнительных процедурах, направленных на консолидацию Единого рынка, в частности, о создании валютного союза. Наиболее существенные элементы этого союза включают:

- продвижение к всеохватывающему валютному союзу большинства стран-членов к началу 1997 года или же меньшинства, отвечающего определенным критериям, к 1999 году;

- определение критерия вступления в валютный союз с целью безусловного выполнения обязательств по отношению к стабильности цен;

- создание европейского центрального банка со статусом, гарантирующим его независимость.

Процесс одобрения Маастрихтских соглашений был нелегок и противоречив. Например, во Франции в ходе референдума по Маастрихту многие голосовали против из-за своего неприятия единого сельскохозяйственного курса ЕС, который был инициирован бюджетным сдерживанием внутри самого Сообщества и не имел ничего общего с самими соглашениями. Датчане высказались за присоединение к Договору только на втором референдуме, причем Дания приобрела особый статус, который, в частности, позволяет ей не принимать участия в общей политике в области обеспечения безопасности и в создании единой валюты; к тому же ЕС признал право Фарерских островов (датское владение) не участвовать в соглашениях. Германские и британские законодатели ратифицировали соглашение в результате бурных дебатов .

Возражения против Маастрихтских соглашений выявили три основные проблемы. Во-первых, они показали сложность происходящего интеграционного процесса. Во-вторых, оказывая влияние на финансовые рынки, они продемонстрировали просчеты в политическом курсе, целью которого являлся финансово-экономический союз, а также несовершенство европейской финансовой системы. В-третьих, обнажилось очередное существенное расхождение между ведущими партнерами по Сообществу, одновременно являющимися членами семерки индустриально развитых держав, - т.е. между Великобританией, Францией, Германией и Италией.

Но так, или иначе, Западная Европа сделала существенный шаг к экономической и политической интеграции и в какой-то форме Маастрихт сформировал как реальность западноевропейскую конфедерацию, хотя в силу разных причин это понятие не используется.

Но это реальность, какими бы трудными ни были будущие действия ее участников - Западная Европа - это конфедеративное сообщество государств, имеющее и единый парламент, и единое правительство и неформально - даже объединенное гражданство, наряду с национальным гражданством; единую экономическую и социальную политику, координирующее внешнеполитическую деятельность всех своих участников.

Своеобразно протекает региональный интеграционный процесс между США и Канадой. Прежде всего интеграция в Северной Америке развивается на частно-корпоративной основе, в то время как в Западной Европе это развитие базируется на государственно-корпоративной основе, путем создания наднациональных институтов (отсюда - определение интеграции как институциональной). Основа такой специфики в регионе Северной Америки - высокий уровень взаимопереплетения и взаимопроникновения капиталов двух стран, интегрирующих две национальные экономики в единый народнохозяйственный комплекс. Здесь, например, давно

существует свободный режим движения капиталов между двумя странами, свободная миграция населения- рабочей силы. Поскольку характер и направления интеграции с самого начала определяли мощные американские корпорации и их канадские филиалы, превратившиеся в послевоенные десятилетия в ТНК, они вполне обходились без сложного и громоздкого наднационального механизма, регулирующего интеграционный процесс. Преобладающая роль ТНК в континентальной экономической интеграции неоспорима, как и очевидный выигрыш от этого крупного бизнеса США. Американские корпорации еще с 60-х годов стремились расширить двустороннюю интеграцию, сделав ее трехсторонней, то есть континентальной, за счет "включения" Мексики.

В 1992 г. эта долгосрочная задача была достигнута - был подписан договор, который призван в будущем объединить США, Канаду и Мексику в общий североамериканский рынок (НАФТА) с населением в 1997 г. порядка 410 млн человек. Договор предусматривает постепенное снижение и к концу столетия полную ликвидацию таможенных ограничений во взаимной торговле. Но и до возникновения НАФТА эта торговля, либерализированная на двустороннем уровне, шла очень интенсивно. Канада - первый, а Мексика - третий по значению рынок для США (на втором месте-Япония). Особенно бурно прогрессируют экономические связи между США и Мексикой: в 80-90-е годы, например, с 1987 по 1997 годы американский экспорт в соседнюю страну рос в среднем на 23% в год. В 1992 году Мексика стала вторым по значению потребителем промышленных товаров из США. Идет своего рода процесс "выравнивания" взаимопроникновения крупного капитала на всей территории североамериканского континента. В этом смысле континент в целом становится одним из трех экономических центров, способным абсолютно доминировать над двумя другими центрами силы (Западной Европой и Японией).

Американские экономисты моделируют создание самодостаточного панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной Земли. Интерес к Латинской Америке подкрепляет то обстоятельство, что именно страны в Южном полушарии демонстрируют самые высокие темпы экономического роста и, по прогнозам, сохранят эти темпы в ближайшие годы. Экономический рост в 1992- 1998 гг. предполагается примерно 9 процентов . Экспансия в южном направлении вовсе не означает снижение активности США на других рынках. Крупнейший в мире экспортер (598 млрд долларов в 1991 г.), США после нескольких лет относительного спада восстанавливает свою конкурентоспособность. Этому помогли снижение курса доллара (почти на треть с 1985 года) , улучшение качества товаров, некоторое снижение традиционной дороговизны рабочей силы и радикальные перемены в мышлении американских менеджеров. Если их старшее поколение направляло основные усилия на обширный внутренний рынок, принижая значение экспортного фактора, то теперь внимание товаропроизводителей все больше обращено к внешнему рынку. Например, такие гиганты, как "Дженерал электрик", "Боинг", "Дженерал моторс" и многие другие корпорации, более трети своих доходов зарабатывают за пределами США.

Европейский центр силы имеет ту особенность, что он представляет собой неоднородное государственное целое, не имеющее пока ни единой государственности, ни единой (жестко согласованной) ориентации хозяйственной политики, хотя усилия в этом направлении предпринимаются энергичными структурами ЕЭС. Совокупный потенциал Европы - это около 400 млн. человек; в середине 80-х годов на него приходилось 40% мировой торговли. Несмотря на весьма активно происходящие интеграционные процессы в рамках самого Европейского сообщества (включает ЕС и ЕВРАТОМ с населением более 350 млн.человек), оно, в свою очередь, углубляет связи и с шестью странами ЕАСТ (с населением около 40 млн. человек). При имеющихся противоречиях интересов национальных группировок европейского капитала, они все сильнее чувствовали невыгодность существования раздробленных рынков, не позволявших полностью использовать преимущества высокой концентрации производства и мощный потенциал, способный действовать на емком объединенном западноевропейском континенте. Таким образом идея "Соединенных Штатов Европы" оказалась вполне реалистичной и отнюдь не абсолютно реакционной, каковой она выглядела в начале века. Этот процесс объективен, а объективное трудно причислять однозначно к реакционному, консервативному, несмотря на возможности разной трактовки этого явления.

Гетерогенность европейского центра преодолевается комплексными интеграционными мероприятиями, включающими экономическую, социальную и политическую деятельность в рамках ЕЭС. Во второй половине 80-х годов его институты оказывали целенаправленное влияние на интеграционные процессы, стремясь создать условия для расширения внутреннего рынка, позволяющего свободное движение товара, людей, услуг и капитала. Для решения этих задач разрабатывается главное направление экономической стратегии европейского центра рыночной экономики на период до полной интеграции. Это реально позволяет создать сильный экономический международный комплекс, экономическое и политическое влияние которого намного превышает возможности отдельных государств, удачно сочетающий централизм и автономию и не ущемляющий национальное достоинство членов сообщества.

Характер интеграционного процесса в рамках ЕЭС на протяжении ряда лет складывался как следствие координации хозяйственной политики. Речь идет прежде всего о совместной сельскохозяйственной политике, а также различного рода торгово-политических решений по отношению к третьим странам (к СССР-СНГ, Балтии, РС и т.д.). При этом принятию решения предшествует сложный и трудный путь к консенсусу, отражающий в компромиссном виде сочетание единичных и общих интересов правительств стран - членов ЕЭС. В ЕС доминируют решения межгосударственного координационного характера, что происходит по мере повышения роли национальных политико-экономических приоритетов и интересов небольших групп стран (особенно ФРГ, отчасти -Франции, Великобритании). Поэтому суть происходящего в ЕС интеграционного процесса нельзя интерпретировать однозначно, как жестко надгосударственный механизм вынесения решений. Хотя элементы надгосударственности в процессе развития и углубления интеграции развиваются и расширяются. Можно сказать, что ЕС в настоящее время с точки зрения содержательной, представляет собой конфедерацию европейских государств, в которой элемент сотрудничества и межгосударственной координации комбинируется с некоторыми надгосударственными решениями. При этом решающие аспекты экономического и политического суверенитета продолжают оставаться в компетенции национальных государств. Исключение составляет внешнеторговая политика, которая перешла в ведение Комиссии европейских сообществ ЕЭС. Однако эта комиссия фактически не имеет право "навязывать" свои представления отдельным странам - членам ЕС. Без их мандата она, например, не может открыть даже очередного заседания.

Единый Европейский акт. Хотя ЕС продолжает оставаться сообществом самостоятельных государств, правда, со значительной интенсивностью межгосударственной координации, его страны выступают объектами высокого уровня координационного воздействия в плане осуществления экономического (и политического) курса. Знаменателен в этом плане ратифицированный в 1987 г. Единый европейский акт. Он имеет своей задачей в институционально-правовой форме координировать достигнутую ступень интеграционных институтов, в том числе Европейский парламент и Европейское политическое сотрудничество, в которых определена важнейшая задача по координации внешней политики стран ЕС. Этот документ дополняет первоначальную договорную основу 50-х годов, придает сообществу новую качественную определенность, поскольку речь идет о правовом выражении новой интеграционной реальности и институтов ЕС.

Создание "внутреннего рынка” в 1993 году. Развитие интеграционного процесса в рамках ЕС, несомненно, оказывает решающее влияние на роль европейского центра мировой экономики. Главная задача заключается в создании действительно реального "внутреннего рынка" на всей территории 12 стран-членов ЕС, между которыми должны быть ликвидированы экономические границы (политические границы по сути ликвидированы). Речь идет о разработке концепции весьма сложных процессов преодоления материальных, технических, административных, а главное, налоговых барьеров. Эти процессы развиваются, исходя из достигнутой ступени интеграции, являющейся результатом непрерывного развития интеграционных процессов на протяжении трех десятилетий. Уже в 1993 г. планировалось устранить большинство пока еще существующих нетарифных барьеров пограничного контроля (различные нормы, налоговые системы и т.д.) в условиях свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала - что несомненно устраивает крупные фирмы всех стран. (Речь идет о реализации маастрихстских соглашений). Им не приходится особенно опасаться обострения конкуренции, что может произойти в случае полного открытия национальных рынков (для фирм "других" стран, вне ЕС). От реализации "внутреннего рынка" менеджеры и политики интеграционных институтов стран-членов ЕС ожидают получить все возможные преимущества крупномасштабной экономики континентальных размеров и преодолеть исторически возникшую и формировавшуюся под влиянием государственных границ и социально-культурных традиций западноевропейскую раздробленность.

С 1993 г. 70% правил единого рынка распространяются и на государства, входящие в Европейскую ассоциацию свободной торговли. Возникнет Европейское экономическое пространство (ЕЭП) с огромным хозяйственным и человеческим потенциалом. Однако существуют и опасения, что с расширением Сообщества будет все тоньше становиться его политическая ткань и будет затруднено достижение совместных договоренностей. У государств, находящихся за пределами "единой Европы", вызывает настороженность тот факт, что входящие в нее страны три четверти своей внешней торговли осуществляют друг с другом, ЕЭП образует некую самодостаточную торговую зону, доступ в которую извне может быть затруднен.

Однако предполагается, что созданные законодательные и институциональные механизмы способны справиться с тенденцией к автаркии в ЕС. Программа полной интеграции стран ЕС была опубликована в 1985 г. в так называемой "Белой книге". В ней содержатся точные сроки проведения мер, благодаря которым будут устранены препятствия на пути передвижения капиталов, услуг, товаров, населения и т. п. Дополнением к "Белой книге" является Единый европейский акт 1986 г., признавший широкие полномочия Совета министров Европейского экономического сообщества. Для унификации экономических систем участников ЕС необходимо дальнейшее развитие европейской валютной системы, единство фискальных и транспортных систем, стандартов и норм, направлений в сельскохозяйственной политике и т. д.

Позитивное значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности человечества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятельности, создаются условия для гармонизации. Глобализация мировой экономики создает серьезную основу решения всеобщих проблем человечества.

В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать:

Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).

Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.

Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относительно меньших затратах.

Глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены.

Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.

Конечным результатом глобализации, как надеются многие специалисты, должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире.

Как мы уже отмечали, процессы глобализации в мировой экономике воспринимаются и оцениваются по-разному. Но по-разному к ним относятся не только отдельные ученые, специалисты и эксперты, но и жители разных стран. Глобализационные процессы чаще всего приветствуются в развитых странах и вызывают серьезные опасения в развивающемся мире. Это связано с тем, что преимущества глобализации распределяются неравномерно. Поэтому одним из основных вопросов, вызывающих наиболее жаркие дискуссии, является: кто оказывается в выигрыше от глобализации?

Современные глобализационные процессы развертываются, прежде всего, между промышленно развитыми странами и лишь во вторую очередь охватывают развивающиеся страны. Глобализация укрепляет позиции первой группы стран, дает им дополнительные преимущества. В то же время развертывание процессов глобализации в рамках современного

международного разделения труда грозит заморозить нынешнее положение менее развитых стран так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами нежели субъектами глобализации.

Следовательно, степень положительного влияния глобализационных процессов на экономику отдельных стран зависит от места, которое они занимают в мировой экономике, фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды.

Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях. Происходит не конвергенция или выравнивание доходов, а скорее их поляризация. В процессе ее быстро развивающиеся страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них. «Вместо того чтобы уничтожать или ослаблять проявления неравенства, интеграция национальных экономик в мировую систему, напротив, усиливает их и делает во многих отношениях более острыми». Глобализация приводит к углублению неоднородности, к возникновению новой модели мира -- мира 20:80, общества одной пятой. 80% всех ресурсов контролирует так называемый «золотой миллиард», который охватывает лишь пятую часть населения планеты (в том числе США и страны Западной Европы -- 70% мировых ресурсов). Процветающие 20% стран распоряжаются 84,7% мирового ВНП, на их граждан приходится 84,2% мировой торговли и 85,5% сбережений на внутренних счетах. С 1960 года разрыв между богатейшими и беднейшими странами более чем удвоился, что статистически подтверждает несостоятельность всяких обещаний справедливости в оказании помощи развивающимся странам. Развитые страны, используя открытость и глобализацию в своих интересах, стремятся закрепить существующий статус-кво. Большие опасения вызывает желание США усилить однополярность мира. Не удивительно, что в арабском мире, например, глобализация ассоциируется с «американизацией» мировой системы, «новым колониализмом». Взаимозависимость, свойственная мировому развитию в начале и в середине ХХ века, сменяется односторонней зависимостью «третьего мира» от «первого».

Неоднородность мира проявляется и в следующих данных: всего лишь 358 миллиардеров владеют таким же богатством, как и 2,5 миллиарда человек, вместе взятые, почти половина населения Земли.

Приводятся данные, что от глобализации в конечном итоге выигрывает лишь 14,5% живущих в западном мире, в то время как остаются практически не затронутыми ею такие массивы, как Китай, Индия, Юго-Восточная Азия и Латинская Америка. Образуются также «черные дыры» в постсоветском пространстве, в Африке, в Центральной и Южной Азии.

Учитывая неравномерность распределения преимуществ глобализации, безусловно и негативные последствия глобализационных процессов в конкретной стране существенно будут зависеть от места, которое эта страна занимает в мировой экономике. В связи с этим выделим три группы угроз, опасностей, потенциальных проблем, возникающих на современном этапе развития интернационализации хозяйственной деятельности, в зависимости от того, на какие страны они могут распространиться. Прежде всего выделим опасности глобализации, существующие для всех стран, затем потенциально могущие возникнуть в менее развитых и, отдельно, в промышленно развитых странах и в завершение этого раздела статьи более подробно остановимся на наиболее значимых негативных последствиях глобализационных процессов.

В условиях глобализации возможно проявление разрушительного влияния центробежных сил, связанных с этим процессом, что может привести к разрыву традиционных связей внутри

страны, деградации неконкурентоспособных производств, обострению социальных проблем, агрессивному проникновению чуждых данному обществу идей, ценностей, моделей оведения. В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от глобализационных процессов во всех странах, можно назвать:

неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;

возможная деиндустриализация национальных экономик;

возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;

возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.

Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции (а некоторые из них -- поставщиков деталей и узлов для современной сложной техники), оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют доходы, во-первых, меньшие, во-вторых, весьма нестабильные, зависящие от конъюнктуры мировых рынков.

Глобализация для таких стран порождает, помимо вышеперечисленных, и еще множество других проблем:

увеличение технологического отставания от развитых стран;

рост социально-экономического расслоения, маргинализацию (т.е. разрушение государственного общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или этнической группе);

· обнищание основной массы населения;

· усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;

· ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;

· рост внешнего долга, прежде всего международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу.

Что же в конечном счете глобализация несет странам -- угрозу или новые возможности? Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно, ведь баланс позитивных и негативных последствий постоянно изменяется. Однако «реальность состоит в том, что глобализация представляет объективное и совершенно неизбежное явление современности, которое можно притормозить средствами экономической политики (что и происходит в ряде случаев), но нельзя остановить или «отменить», ибо таково императивное требование современного общества и научно-технического прогресса».

На современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация. Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции и глобализации, можно выразить взаимосвязанной цепочкой, представленной на рис. 1. Этапы, отраженные на рисунке, безусловно, несколько упрощенно характеризуют процесс интернационализации мировой экономики. В реальной действительности очень сложно выделить эти этапы в чистом виде, можно выявить только определенные тенденции, и существуют несомненно как прямые, так и обратные связи между ними. Так, например, говоря о глобализации как необратимом и объективном процессе, имеем ввиду именно тенденцию развития, причем не всегда прямолинейную, а с зигзагами на определенных отрезках времени и с обратным движением. Процесс идет скорее по спирали, на очередном витке достигая развития на более высоком уровне. Несколько абстрактная схема приводится с целью попытки разграничить понятия «интернационализация хозяйственной жизни», «международное экономическое сотрудничество», «международная экономическая интеграция», «глобализация» и отражает точку зрения автора данной статьи на исследуемый вопрос.

Современная глобализация мировой экономики выражается в следующих процессах:

Список использованной литературы:

1. Мудрова Л.И., Арламов Е.А. Экономическая география Российской Федерации. Краснодар: Кубан. Гос. Ун- т,139 с.,2005 г.

2. Экономическая география России: Учебник /Под общ. Ред. Акад. В.И.Видяпина.-М:ИНФРА-М, Российская экономическая академия,1999-533 с. -(Высшее образование).

3. Дружинин А.Г.,Житников В.Г. География (экономическая, социальная и политическая)- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»

4. Желтиков В.П. Экономическая география для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004,-288 с.

5. Мировая экономика. Москва.1995. Из-во “АНКИЛ”. Под редакцией В.К. Ломакина.

6. Сорокин В. Европейская интеграция и региональная политика // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 2

7. Экономическая энциклопедия/Гл. ред. Л.И.Абалкин. -- М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999, С. 243.

8. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М:

Просвещение,2005-400с.

9. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов/М.В. Елова.-М.:Логос, 2000. - 248 с.10

Таблица 1

Этапы интеграционного процесса

§ Снижение тарифных и иных барьеров во взаимной торговле



§ Сохранение национальных тарифов в отношении третьих стран



§ Межгосударственные органы управления не создаются

I. Преференциальное торговое соглашение (Preferential trade agreement)

II. Зона свободной торговли (Free trade zone)

III. Таможенный союз(Customs union)

IV. Общий рынок (Common market)

V. Экономии-ческий союз (Economic union)

VI. Полити-ческий союз (Political union)

§ Отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле

§ Свобода межстранового движения товаров и услуг

§ Небольшой межгосударствен-ный секретариат




§ Единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран

§ Межгосударственный совет на уровне министров и секретариат







§ Свобода движения факторов производства

§ Встречи глав государств, совет министров, секретариат










§ Гармонизация экономической политики

§ Межгосударственный орган с функцией наднациональ-ного регули-рования

Источник: [3]

Таблица 4

Уровень развития интеграционных объединений

Уровень интеграции

(поставленные цели)

Название, год создания

Страны-члены и организации

Соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве

Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и странами бывшего СССР, EU -- FSU (Cooperation and Partnership Agreements), 1994

ЕС, Беларусь, Казахстан, Россия, Украина

Соглашения об ассоциации с ЕС (EU Association Agreements), 1991-1995

Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Словения

Инициатива «Предприятие для всей Америки» (Enterprise for the American Initiative --EAI), 1990

США, большинство латиноамериканских и центральноамериканских государств

Зоны свободной торговли (ЗСТ)

Европейская ассоциация свободной торговли -- EACT (European Free Trade Association -- EFTA), 1960

Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция

Европейская экономическая зона (European Economic Area -- EEA), 1994

Страны ЕС, Исландия, Лихтенштейн

Балтийская ЗСТ (Baltic FTA), 1993

Эстония, Латвия, Литва

Центральноевропейская ЗСТ (Central European FTA), 1992

Чехия, Венгрия, Польша, Словакия

Североамериканская ЗСТ (North American Free Trade Agreement -- NAFTA), 1994

Канада, Мексика, США

Соглашение о свободной торговле стран АСЕАН (ASEAN Free trade Agreement -- AFTA), 1992

Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд

Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей (Australia -- New Zealand Closer Economic Relations Trade Agreement -- ANZCERTA), 1983

Австралия, Новая Зеландия

Бангкокское соглашение (Bangkok Agreement), 1993

Бангладеш, Индия, Республика Корея Лаос, Шри-Ланка

Таможенный союз (ТЗ)

Ассоциация ЕС с Турцией (Turkey Association Agreement -- EU), 1963

ЕС, Турция

Арабский общий рынок (Arab Common Market -- ACM), 1964

Египет, Ирак, Иордания, Ливия, Мавритания, Сирия, Йемен

Центральноамериканский общий рынок (Central American Common Market --CACM), 1961

Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа

ЗСТ между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой (Colombia, Ecuador, Venezuela -- FTA), 1992

Колумбия, Эквадор, Венесуэла

Организация восточно-карибских государств (Organization of East Caribbean States), 1991

Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины

Общий рынок

Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (The Gulf Cooperation Council), 1981

Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ

Андский общий рынок (Andean Common Market, Andean Pact), 1990

Боливия, Колумбия, Эквадор, Перe, Венесуэла

Латиноамериканская интеграционная ассоциация -- ЛАИА (Latin American Integration Association -- LAIA), 1960

Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла

Общий рынок южного конуса -- МЕРКОСУР (Southern Cone Common Market -- MERCOSUR), 1991

Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай

Карибское сообщество и Карибский общий рынок -- КАРИКОМ (Caribbean Community Market -- CARICOM), 1973

Антигуа и Барбуда, Багамские о-ва, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины. Тринидад и Тобаго

Экономические союзы (ЭС)

Европейские сообщества, (European Communities --EC),1957, позже Европейский союз (European Union -- EU), 1993

Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Объединенное Королевство, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония

Экономический союз -- Бенилюкс (Belgium, Netherlands, Luxemburg Economic Union --BENILUX), 1948

Бельгия, Нидерланды, Люксембург

Содружество независимых государств --СНГ (Commonwealth of Independent States), 1992

Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан

Союз Арабского Магриба (Arab Maghreb Union), 1989

Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис

Межстрановая инициатива (Crossborder Initiative), 1993

Бурунди, Коморские о-ва, Кения, Мадагаскар, Малави, Мавритания, Намибия, Руанда, Сейшельские о-ва, Танзания, Уганда, Замбия, Зимбабве

Лагосский план действий (Lagos Plan of Actions), 1973

Все станы Африки к югу от Сахары

Союз реки Ману (Manu river Union), 1973

Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне

Западноафриканский экономический и валютный союз (West African Economic and Monetary Union), 1994

Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Сенегал, Того

Источник: [3]

8

Таблица 3

Государства, входящие в состав Европейского Союза

Последовательность вступления стран в ЕС

Страны-члены ЕС

Год вступления

Государства-основатели

Франция

1957

Германия

1957

Италия

1957

Бельгия

1957

Нидерланды

1957

Люксембург

1957

Государства первого расширения

Великобритания

1973

Ирландия

1973

Дания

1973

Государство второго расширения

Греция

1981

Государства третьего расширения

Португалия

1986

Испания

1986

Объединение Германии

Воссоединение ФРГ и ГДР

1990

Государства четвертого расширения

Финляндия

1995

Австрия

1995

Швеция

1995

Государства пятого расширения

Венгрия

2004

Кипр

2004

Латвия

2004

Литва

2004

Мальта

2004

Польша

2004

Словакия

2004

Словения

2004

Чехия

2004

Эстония

2004

Государства, подавшие заявление на вступления в ЕС

Болгария

2007 (предполагаемый год вступления)

Румыния

Хорватия

Турция

Переговоры еще не ведутся

Источник: составлено автором на основе данных www.europa.eu.int (15.03.2005)

Таблица 4

Страны-члены ВТО

(на 4 апреля 2003 года)

Государство

Дата вступления

Австрийская Республика

1 января 1995

Антигуа и Барбуда

1 января 1995

Арабская Республика Египет

30 июня 1995

Аргентинская Республика

1 января 1995

Барбадос

1 января 1995

Белиз

1 января 1995

Болгария Республика

1 декабря 1996

Боливарианская Республика Венесуэла

1 января 1995

Буркина-Фасо

3 июня 1995

Великое Герцогство Люксембург

1 января 1995

Венгерская Республика

1 января 1995

Восточная Республика Уругвай

1 января 1995

Габонская Республика

1 января 1995

Гвинейская Республика

25 октября 1995

Гонконг, Китай

1 января 1995

Государство Бруней-Даруссалам

1 января 1995

Государство Израиль

21 апреля 1995

Государство Катар

13 января 1996

Государство Кувейт

1 января 1995

Гренада

22 февраля 1996

Греческая Республика

1 января 1995

Демократическая Республика Конго

1 января 1997

Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка

1 января 1995

Доминика

1 января 1995

Доминиканская Республика

9 марта 1995

Европейское Сообщество

1 января 1995

Иорданское Хашимитское Королевство

11 апреля 2000

Ирландия

1 января 1995

Исламская Республика Мавритания

31 мая 1995

Исламская Республика Пакистан

1 января 1995

Итальянская Республика

1 января 1995

Канада

1 января 1995

Республика Кения

1 января 1995

Китайская Народная Республика

11 декабря 2001

Княжество Лихтенштейн

1 сентября 1995

Кооперативная Республика Гайана

1 января 1995

Королевство Бахрейн

1 января 1995

Королевство Дания

1 января 1995

Королевство Марокко

1 января 1995

Королевство Норвегия

1 января 1995

Королевство Бельгия

1 января 1995

Королевство Испания

1 января 1995

Королевство Лесото

31 мая 1995

Королевство Таиланд

1 января 1995

Королевство Швеция

1 января 1995

Королевство Свазиленд

1 января 1995

Кыргызская Республика

20 декабря 1998

Латвийская Республика

10 февраля 1999

Литовская Республика

31 мая 2001

Макау, Китай

1 января 1995

Малайзия

1 января 1995

Мальдивская Республика

31 мая 1995

Мексиканские Соединенные Штаты

1 января 1995

Монголия

29 января 1997

Народная Республика Бангладеш

1 января 1995

Независимое Государство Папуа-Новая Гвинея

9 июня 1996

Нидерланды - Для Королевства в Европе и для Нидерландов Антильские острова

1 января 1995

Новая Зеландия

1 января 1995

Объединенная Республика Танзания

1 января 1995

Объединенные Арабские Эмираты

10 апреля 1996

Оман, Султанат

9 ноября 2000

Отдельные Таможенные Территории Тайвань, Пэнху, Кинмен и Матсу

1 января 2002

Португальская Республика

1 января 1995

Республика Албания

8 сентября 2000

Республика Ангола

23 ноября 1996

Республика Армения

5 февраля 2003

Республика Бенин

22 февраля 1996

Республика Боливия

12 сентября 1995

Республика Ботсвана

31 мая 1995

Республика Бурунди

23 июля 1995

Республика Гаити

30 января 1996

Республика Гамбия

23 октября 1996

Республика Гана

1 января 1995

Республика Гватемала

21 июля 1995

Республика Гвинея Бисау

31 мая 1995

Республика Гондурас

1 января 1995

Республика Грузия

14 июня 2000

Республика Джибути

31 мая 1995

Республика Замбия

1 января 1995

Республика Зимбабве

5 марта 1995

Республика Индия

1 января 1995

Республика Индонезия

1 января 1995

Республика Исландия

1 января 1995

Республика Камерун

13 декабря 1995

Республика Кипр

30 июля 1995

Республика Колумбия

30 апреля 1995

Республика Конго

27 марта 1997

Республика Корея

1 января 1995

Республика Коста-Рика

1 января 1995

Республика Кот-д'Ивуар

1 января 1995

Республика Куба

20 апреля 1995

Республика Маврикий

1 января 1995

Республика Мадагаскар

17 ноября 1995

Республика Македония

4 апреля 2003

Республика Малави

31 мая 1995

Республика Мали

31 мая 1995

Республика Мальта

1 января 1995

Республика Мозамбик

26 августа 1995

Республика Молдова

27 июля 2001

Республика Намибия

1 января 1995

Республика Нигер

13 декабря 1996

Республика Никарагуа

3 сентября 1995

Республика Островов Фиджи

14 января 1996

Республика Панама

6 сентября 1997

Республика Парагвай

1 января 1995

Республика Перу

1 января 1995

Республика Польша

1 июля 1995

Республика Сенегал

1 января 1995

Республика Сингапур

1 января 1995

Республика Словения

30 июля 1995

Республика Суринам

1 января 1995

Республика Сьерра-Леоне

23 июля 1995

Республика Тринидад и Тобаго

1 марта 1995

Республика Уганда

1 января 1995

Республика Филиппины

1 января 1995

Республика Хорватия

30 ноября 2000

Республика Чад

19 октября 1996

Республика Чили

1 января 1995

Республика Эквадор

21 января 1996

Республика Эль-Сальвадор

7 мая 1995

Руандийская Республика

22 мая 1996

Румыния

1 января 1995

Сент-Винсент и Гренадины

1 января 1995

Сент-Китс и Невис

21 февраля 1996

Сент-Люсия

1 января 1995

Словацкая Республика

1 января 1995

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

1 января 1995

Соединенные Штаты Америки

1 января 1995

Соломоновы Острова

26 июля 1996

Союз Мьянма

1 января 1995

Тоголезская Республика

31 мая 1995

Тунисская Республика

29 марта 1995

Турецкая Республика

26 марта 1995

Федеративная Республика Бразилия

1 января 1995

Федеративная Республика Германия

1 января 1995

Федеративная Республика Нигерия

1 января 1995

Финляндская Республика

1 января 1995

Французская Республика

1 января 1995

Центральноафриканская Республика

31 мая 1995

Чешская республика

1 января 1995

Швейцарская Конфедерация

1 июля 1995

Эстонская Республика

13 ноября 1999

Южно-Африканская Республика

1 января 1995

Ямайка

9 марта 1995

Япония

1 января 1995

Государства-наблюдатели ВТО

Алжирская Народная Демократическая Республика
Княжество Андорра
Республика Армения
Азербайджанская Республика
Содружество Багамских Островов
Республика Беларусь
Королевство Бутан
Республика Босния и Герцеговина
Королевство Камбоджа
Республика Кабо-Верде
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
Папский престол (Ватикан)
Республика Казахстан
Лаосская Народно-Демократическая республика
Ливанская Республика
Королевство Непал
Российская Федерация
Независимое Государство Самоа
Демократическая Республика Сан Томе и Принсипи
Королевство Саудовская Аравия
Республика Сейшельские острова
Республика Судан
Китайский Тайбэй
Королевство Тонга
Украина
Республика Узбекистан
Республика Вануату
Социалистическая Республика Вьетнам
Йеменская Республика
Югославия, Федеральное правительство. Член палаты представителей (республиканской партии)

Примечание. За исключением Папского престола наблюдатели должны начать переговоры о присоединении в течение пяти лет с момента получения статуса наблюдателей.

Источник: www.wto.ru Таблица 5

Ведущие мировые альянсы авиакомпаний

Показатели

Годы

Изменения 1997/1994,%

1994

1995

1996

1997

Число альянсов

280

324

389

363

29,6

с паевым участием

58

58

62

54

-6,9

без паевого участия

222

266

327

309

39,2

Количество авиакомпаний

163

153

171

177

30,1

Количество вновь образованных альянсов

--

50

71

72

44,0 (1997/1995)

Array

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.