![]() |
РУБРИКИ |
Административная процедура регистрации религиозных организаций |
РЕКЛАМА |
|
Административная процедура регистрации религиозных организацийАдминистративная процедура регистрации религиозных организацийБелорусский Государственный Университет Юридический факультет Кафедра политологии РефератНа тему « Административная процедура регистрации религиозных организаций » Минск 2004 Оглавление1.1 Введение :Религия в Республике Беларусь. Религиозная и этно-конфессиональная ситуация в Республике Беларусь на современном этапе. Новые религиозные организации на территории Республике Беларусь. Диструктивные религиозные организации.1.2 Нормативные основы административной процедуры регистрации религиозных организаций в Республике Беларусь: Конституция Республики Беларусь. Законы Республики Беларусь. Нормативные акты президента Республики Беларусь. Нормативные постановления Совета Министров. Нормативные акты республиканских органов . Нормативные акты местных органов. 1.3 Анализ административной процедуры регистрации религиозных организаций в Республике Беларусь : Правовой статус религиозных организаций в РБ . Неопходимые условия регистрации . Религиозные организации с зарубежными центрами . Деятельность републиканских и местных органов по регистрации религиозных организаций. Акты специализированных органов государственного управления .Административная процедура регистрации религиозных организаций как политический процесс. 1.4 Сравнительный анализ административной процедуры регистрации религиозных организаций в Украине и в Российской Федерации : Законодательные основы регистрации религиозных организаций . Особенности административной процедуры регистрации религиозных организаций в Российской Федерации.. 1.5 Заключение : Рекомендации по оптимализации административной процедуры регистрации религиозных организаций. в Республике Беларусь. Проблемные вопросы административной процедуры регистрации религиозных организаций. в Республике Беларусь Возможности применения зарубежного опыта в Республике Беларусь . Список литературы ВВЕДЕНИЕ
Протестантские церкви. Численность протестантских общин увеличивается с каждым годом. Особенно значительное количество их зарегистрировано в Полесье (южные районы Брестской, Гомельской и частично Минской областей). Зона устойчивого влияния протестантизма расширяется с запада на восток . Сейчас в Республике Беларусь зарегистрировано 838 протестантских общин, из которых 50% составляют христиане веры евангельской (ХВЕ) или “пятидесятники”, около 40% -- евангельские христиане - баптисты (ЕХБ). Наибольшая концентрация их общин приходится на Брестскую и Минскую области. Конфессиональное течение ХВЕ образовалось в Беларуси с 1988 года, после выхода Союза ЕХБ. Благодаря этому обстоятельству, ХВЕ, которые ранее регистрировались только в составе ЕХБ, в настоящее время имеют собственную организационную структуру, а по количеству роста последователей и общин вышли на первое место среди всех протестантских организаций нашей республики . Союз ЕХБ в Беларуси возглавляет А. Фирисюк. Существуют также автономные общины ЕХБ. Союз ХВЕ в Беларуси возглавляет С. Хомич. Функционируют также автономные общины ХВЕ (пятидесятников) и общины пятидесятников, ориентированные на течение “евангельских христиан в духе апостолов”. Зарегистрированы в настоящее время в Республике Беларусь и такие ответвления протестантизма, как Белорусская конференция Адвентистов седьмого дня (45 общин, президент И. Островский), Христиане Полного Евангелия (50 общин, председатель А. Сакович). В настоящее время легализована деятельность ранее запрещенного конфессионального объединения иеговистов. Остальные протестантские течения, представленные в настоящее время в Беларуси, сравнительно малочисленны. Это - религиозное объединение Новоапостольской церкви, общины Церкви Христовой, Мессианского служения, Церкви Иисуса Христа Святых Последних дней (мормоны). Большинство этих протестантских общин находится в Минске и крупных городах. . Направления протестантизма лютеранство и кальвинизм были известны в Беларуси с 16 в. В настоящее время зарегистрированы две лютеранские общины в Гродно и по одной в Минске и Витебске. Большинство верующих составляют этнические немцы. С 16 в. эта вера распространялась из соседней Пруссии и Ливонии вместе с немецкими купцами, ремесленниками, учеными-богословами, военнослужащими. Во времена Реформации и позже учение Лютера не получило широкого распространения (в отличие от кальвинизма) и сохранилось в основном среди немецкого (частично латышского, литовского и польского) населения Беларуси. Таким образом , в условиях растущей религиозности , перед органами государственного управления встала новая задача - оградитиь духовную сферу жизни белорусскргр общества от влияния диструктивных рклигиозных организаций , которые ведут пропоганду насилия ( сатанисты ) , обманным путем завладевают гражданами и их имуществом (Семья Любви , Ахмадиа ).Механизм вовлечения и удержания человека в секте, в общем-то, одинаков для всех из них. Во время первых встреч вы не узнаете ни их истинных намерений, ни отношения к традиционным религиям. Новичка окружают заботой и вниманием так, чтобы он ощутил искреннюю заинтересованность в решении волнующих его проблем и сомнений. Агрессивность воздействия нарастает постепенно: практикуется подавление воли с помощью гипноза, психотропных и наркотических средств, кодирования, используются различные восточные, медитационные, трансовые технологии ) , Также диструкти вные организации нарушают систематически законодательство Республики Беларусь , Только за прошлый год в Минске на руководителей ряда неокультовых организаций составлено около 40 протоколов о различных правонарушениях. В течение двух последних лет запрещена деятельность четырех псевдорелигиозных сект -- "Белого братства", "Аум Синрике„", "Семьи любви", "Ахмадиа"."Дети Бога", "Церковь объединения", "Единая вера", "Общество единства духовных культур "Возрождение" и другие красивые названия скрывают в себе оккультно-мистические теории и деструктивное влияние на сознание человека . Церковь Саентологии в Беларуси входит в официальный список десяти деструктивных и тоталитарных религиозных направлений и соседствует там с сатанизмом, "Белым братством" и "Аум Сенрике". Данный документ с перечислением тоталитарных сект носит скорее консультативный характер, чем законодательный. Иными словами, чтобы окончательно объявить данное религиозное течение вне закона на территории республики, необходимо соответствующее заключение экспертного совета при Госкомитете по делам религий и национальностей при Совете Министров , что и было сделано в соответсвии с процессу3альным законодатеством . В Беларуси саентологи уже года полтора пытаются легализовать свою деятельность и зарегистрироваться как религиозная организация. А для этого необходимо по крайней мере пройти регистрацию нескольким общинам, по ходатайству которых впоследствии и возможна регистрация новой конфессии. Саянтологи являются сектой . Секта - это один из типов религиозного объединения, возникающего как оппозиция по отношению к тем или иным религиозным направлениям . многие нетрадиционные секты не имеют института церкви. Им свойственны такие формы организации, как центры, миссии, колонии, коммуны, "семьи", ашрамы (обитель). При отправлении религиозных обрядов, у них отсутствует традиционное церковное богослужение, проводимое священнослужителями. В культовой практике принимают участие все верующие. От них требуется усердное усвоение своего вероучения, но особый акцент делается на практической деятельности (миссионерская работа, пополнение бюджета религиозной организации, "совершенствование" личности и образа жизни в соответствии с предлагаемыми канонами) .Сектантство - это всегда своеобразный протест, оппозиция устоявшейся мировой религии или церкви. За протест против господствующей религии сектантство на разных исторических этапах своего развития преследовалось и государством, и церковью. Ожесточенная борьба шла и между различными сектами. Все это повлияло на организационные особенности сектантства и психологию его приверженцев. Поэтому, характеризуя сектантство, можно отметить некоторые его характерные черты : - претензии на исключительность вероучения, культа, организации; - самоизоляция, замкнутость внутри религиозных общин: - отказ от многих сторон общественной жизни; - формирование у своих членов психологии избранности и непримиримого отношения к инакомыслящим; - соблюдение строгой дисциплины и выполнение всех предписаний секты Религиозные и общественные объединения, деятельность которых на территории Республики Беларусь признана деструктивной : -- Церковь Сатаны (дьяволомания); Великое белое братство (ЮСМАЛОС). . --Богородичный центр (Марианское движение церкви Белой святой Руси). . --Церковь учеников Иисуса Христа. . --Семья (Дети бога). . --Церковь объединения (церковь Муна). . --Церковь Последнего завета (Виссарион). . --Сатанисты. -- Лига духовного возрождения Сатана Дхарма -- Белое братство (ББ); -- Богородичный центр (БЦ); -- Церковь Xриста (Бостонское движение, Церковь учеников Иисуса Xриста); -- Дети Бога (Семья, Семья Любви); -- Церковь объединения (Муна); Студенческая ассоциация С.А.R.Р. -- Единая вера, Церковь последнего завета (Виссариона); -- Аум Синрикё; -- Ахмадиа; -- Лига духовного возрождения Санатана Дхарма; -- Церковь Саентологии (Секты Xаббарда); -- Общество единства духовных культур "Возрождение". Современная конфессиональная ситуацияв Республике Беларусь. Современную конфессиональную ситуацию в Беларуси характеризуют следующие особенности:историческая традиция толерантности, характерной для белорусского этноса еще со средневековья ; тесная связь религиозных организаций, этноконфессиональных групп с культурно-просветительскими объединениями, ставящими своей целью национальное, религиозное и культурное возрождениесвоей этнической группы;- достаточно тесные межконфессиональные отношения, о которых свидетельствует значительное количество общеконфессиональных организаций.В настоящее время в республике действуют 2548 религиозных общин, в том числе: в Брестской области - 630, Минской - 534, Гродненской - 443, Витебской - 366, Гомельской - 291, Могилёвской - 174 и в городе Минске - 110. Изменений в конфессиональной структуре не произошло, как и в предыдущие годы общины представляют 26 религиозных направлений. В республике согласно своим уставам действуют 113 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, братства, сестричества, миссионерские общества, духовные учебные заведения). С их учётом общая численность религиозных организаций достигла 2661.В западных областях республики сохраняется более высокий уровень религиозности населения - количество религиозных общин значительно выше в Брестской и Гродненской областях по сравнению с Витебской, Гомельской и Могилёвской. В то же время темпы роста религиозных общин значительно выше в восточных областях республики. Так, за период, прошедший с 1988 года, количество общин в Витебской и Минской областях увеличилось в 3,8 раза, в Гомельской и Могилёвской областях - соответственно в 3,3 и 2,7 раза, в то время как в Гродненской и Брестской областях - соответственно в 2,3 и 1,9 раза. Указанная особенность имеет во многом историческое объяснение, В западном регионе религиозные организации сохранялись на протяжении всех прошлых десятилетий в связи, с чем количественный рост общин в 90-е годы более ярко выражен в восточном регионе.Народ Беларуси, как социально-политическая общность определённой территории, ещё с летописных времён представлял собой поликонфессиональную общность. Анализ административной процедуры регистрации религиозных организаций в Республике Беларусь. Конституционные основы для создания религиозной организации в Республике Беларусь : статья 16 Конституции Республики Беларусь 1994 г. в редакции 1996 г. определяет, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, а статья 31 Конституции предоставляет право каждому гражданину самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом . Основные принципы госудаственной политики в конфессиональной сфере , принципы взаимоотношений государства с религиозными организациями , заложены в Законе Республики Беларусь «О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.» . Данный Закон гарантирует права граждан на определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этому убеждения, на беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от отношения к религии и регулирует отношения, связанные с деятельностью религиозных организаций. Задачами данного Закона является регулирование возникающих в этой области общественных отношений в целях единообразного существления на всей территории Республики Беларусь принципов свободы совести и вероисповеданий, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, а также реализации права граждан на пользование этой свободой. Статья 6 данного закона устанавливает равенство религий перед законом . Все религии и вероисповедания равны перед законом . Ни одна религия, вероисповедание не пользуются никакими преимуществами ине имеют никаких ограничений по сравнению с другими. Статья 7 регламентирует взаимоотношения религиозных организаций и государства . Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству. Государство не финансирует деятельность религиозных организаций. Религиозные организации не выполняют государственные функций. Религиозные организации вправе участвовать в общественной жизни, а также использовать средства массовой информации. Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки . В местах богослужений не допускается использование государственной символики, проведение собраний, митингов и других мероприятий политического характера , а также выступлений , призывов, оскорбляющих представителей органов власти, должностных лиц и отдельных граждан . Государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее , религиозными организациями различных исповеданий, а также между их последователями . Религиозные организации обязаны соблюдать требования Конституции Республики Беларусь и действующего законодательства . Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, направленная против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия или связана с нарушением прав и свобод граждан . Религиозными организацияи в соответсвии со Статья 9 данного закона являются : религиозные общины, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также религиозные объединения с их управлениями и центрами. Религиозные организации в Республике Беларусь образуются и действуют в соответствии со своими уставами (положениями) и имеют статус юридического лица. Возглавлять религиозные организации могут только граждане Республики Беларусь. Статья 16 данного закона устанавливает основные положения о регистрации уставов религиозных организаций . Для получения религиозной общиной правоспособности юридического лица граждане-учредители в количестве не менее десяти человек , достигшие восемнадцатилетнего возраста и проживающие в одном либо смежных населенных пунктах, подают заявление с приложением устава (положения) в городской, районный исполнительные комитеты по месту предполагаемой деятельности общины. Если религиозная община принадлежит какой-либо религиозной организации , это указывается в уставе и подтверждается соответствующим религиозным управлением или центром . Городской, районный исполнительные комитеты рассматривают заявление и в двухнедельный срок со своим заключением направляют соответствующим областным, Минскому городскому исполнительным комитетам . Областные, Минский городской исполнительные комитеты, получив материалы, представленные на регистрацию, в месячный срок рассматривают их и принимают решение о регистрации или отказе в регистрации устава (положения) и сообщают об этом религиозной организации . При отсутствии подтверждения, указанного в части первой настоящей статьи, областные, Минский городской исполнительные комитеты вправе запросить дополнительные материалы и получить заключения специалистов . В этом случае решение принимается в трехмесячный срок . Религиозные объединения, центры, управления и создаваемые ими религиозные братства, монастыри, миссии, духовные учебные заведения представляют на регистрацию уставы (положения) в государственный орган Республики Беларусь по делам религий, который принимает решение в месячный срок. Статья 17 данного закона устанавливает провило дачи отказа . Отказ в регистрации устава религиозной организации . Решение об отказе в регистрации устава (положения) религиозной организации направляется заявителям в письменной форме с указанием оснований отказа . Это решение или нарушение установленного настоящим Законом срока принятия решения могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Прекращение деятельности релириозной организации осуществляется либо решением суда , либо добровольно самой организацией . Согласно статье 18 данного закона деятельность религиозных организаций может быть прекращена лишь при их ликвидации в соответствии с их собственными установлениями , а при нарушении положений настоящего Закона, других законов Республики Беларусь решение о прекращении их деятельности принимается судом . Деятельность религиозных организаций прекращается в судебном порядке в случаях : 1) совершения ими действий , недопустимость которых предусмотрена : в случаях нарушения религиозныим организациями прав и свобод граждан , нарушения религиозной организацией положений о неполитическом характере религиозной организации и нарушение религиозной организацией положений о имуществе религтозной организации (статьи 3, 7 и 19 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» соответственно ) 2) соединения их обрядовой либо проповеднической деятельности с посягательством на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности ; 3) систематического нарушения религиозными организациями установленного законодательством порядка проведения публичных религиозных действий (богослужений, обрядов, церемоний, а также шествий); 4) принуждения граждан к неисполнению своих конституционныхобязанностей или овершения действий, сопровождающихся грубыми нарушениями общественного порядка либо посягательством на права и имущество государственных , общественных или религиозных организаций. Суд рассматривает дела о прекращении деятельностирелигиозных организаций в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, по заявлению органа , уполномоченного проводить регистрацию их уставов , или прокурора. Распоряжение имуществом религиозных организаций, прекративших свою деятельность( Статья 22 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» ) устанавливает , что после прекращения деятельности религиозных организаций имущество, предоставленное им в пользование государственными или иными организациями , гражданами, возвращается их прежним владельцам . При прекращении деятельности религиозных организаций распоряжение находившимся в их собственности имуществом осуществляется в соответствии с их уставами (положениями) и действующим законодательством . На имущество культового назначения , принадлежащее религиозным организациям, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов . При отсутствии правопреемников имущество переходит в собственность государства . Государственные органы, обеспечивающие исполнение законодательства о свободе вероисповедании и религиозных организациях согласно статье 29 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях»является государственный орган Республики Беларусь по делам религий , который образуется Советом Министров Республики Беларусь по инициативе президента . Орган рассматривает и разрешает вопросы, возникающиев сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций. В этом качестве орган существляет контакты и координационные связи с аналогичными учреждениями в других государствах; оздает банк данных о религиозных организациях в республике и по исполнению законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях; оказывает по просьбе религиозных организаций содействие в достижении ими договоренностей с государственными органами и необходимую помощь по вопросам, требующим решения государственных органов; содействует укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;дает местным исполнительным и распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам, касающимся исполнения и применения законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях; обеспечивает проведение религиоведческой экспертизы при участии представителей религиозных организаций и соответствующих специалистов и экпертов; регистрирует уставы (положения) религиозных объединений, центров, управлений и создаваемых ими религиозных братств, представляет Правительство в отношениях с религиозными организациями и их представителями . И полнение законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях на местах обеспечивают местные Советы депутатов, а также местные исполнительные и распорядительные органы . Областные, Минский городской исполнительные комитеты могут создавать органы (отделы) по связям с религиозными организациями в соответствии с Законом Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь. Статья 31 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» устанавливает , что международные договоры в котором участвует Республика Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о свободе вероисповеданий и религиозных организациях, то применяются правила международного договора. .С 1 июля 1999 г. в Республике Беларусь введен в действие новый Гражданский Кодекс Республики Беларусь. Данный Кодекс содержит раздел "некоммерческие организации", что безусловно рассматривается как позитивный момент в развитии национального законодательства (в ранее действующем Гражданском Кодексе Республики Беларусь не содержалось норм о некоммерческих организациях). В соответствии с новым ГК Республики Беларусь юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Гражданский Кодекс Республики Беларусь поименовал следующие виды некоммерческих организаций: Согласно действующему законодательству государственный орган Республики Беларусь по делам религий , который образуется Советом Министров Республики Беларусь по инициативе президента - это Госуларственный комитет поделам религий и национальностей. Созданный на основе В целях совершенствования управления в отрасли религиозной политики идуховной сфере , для оптимализации работы системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь , в области вероисповедания и религиозных организвций. Президент Республики Беларусь в соответствии с пунктом 5 статьи 84 Конституции Республики Беларусь своим указом № 707 от 27 ноября 2001 г внес изменения в общую структуру правительства и подчиненных ему органов , утвержденную указом президента № 516 от 24 сентября 2001 г. Согласно указу президента № 707 Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь является правопреемником Государственного комитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь; принадлежавшее Государственному комитету по делам религий и национальностей Республики Беларусь имущество передается Комитету по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством . Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь осуществляет свою деятельность на основе положения «О Комитете по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь».в соответствии с данным положением : . Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь (далее Комитет) является республиканским органом государственного управления, подчинённым Правительству Республики Беларусь. Комитет в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь и настоящим Положением. . Основными задачами Комитета являются: участие в разработке и реализации государственной политики в этноконфессиональной сфере; содействие гармоничному духовному развитию граждан Республики Беларусь различных национальностей, сохранению и углублению традиций взаимопонимания и взаимотерпимости всех национальных общностей и религиозных конфессий страны; исследование и прогнозирование религиозной и этнополитической ситуации, динамики и тенденций национальных процессов, межнациональных и межконфессиональных отношений, предотвращение проявлений религиозной исключительности и неуважительного отношения к религиозным и национальным чувствам; участие в разработке, организации исполнения и контроля за соблюдением актов законодательства Республики Беларусь и государственных программ в сферах, отнесенных к ведению Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь , обобщение практики применения законодательства, а также внесение предложений по его совершенствованию; Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|