РУБРИКИ

Административно-правовой статус граждан

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Административно-правовой статус граждан

Административно-правовой статус граждан

29

СОДЕРЖАНИЕ

ВАРИАНТ 10

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН 4

3. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 6

4. ЗАДАЧА 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

ВВЕДЕНИЕ

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий. Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего, потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны (например, договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения. Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.

1. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА

Под физическими лицами понимаются люди, человек биологическое существо. В юридическом смысле слова под физическими лицами понимаются граждане (к которым относятся граждане данного государства и граждане других государств), а также лица, не имеющие гражданства никакого государства. В Республике Беларусь различаются соответственно: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц имеют существенные особенности в своем общем правовом положении в Республике Беларусь. Каждая из данных категорий лиц состоит из значительного числа различных подкатегорий, правовое положение которых определяется, исходя из характера выполняемых ими социальных функций, служебного положения, наличия особого административно-правового статуса, специальных прав и многих других обстоятельств [9. с. 78].

Административно правовой статус человека и гражданина - это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.

Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного права. Многие права и обязанности человека и гражданина в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят конкретное выражение в законных и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности не регламентируются конституционными нормами, но в соответствии с духом Конституции Республики Беларусь, общей конституционной концепцией положения личности в Республике Беларусь, устанавливаются иными правовыми актами.

Среди основных прав граждан Республики Беларусь, являющиеся составной частью их административно-правового статуса и имеющие существенное значение во взаимоотношениях граждан с органами государственной власти, местного самоуправления, объединениями, администрацией предприятий, учреждений, при организации системы управления государством, в первую очередь можно назвать следующие:

Право на свободу и личную неприкосновенность. Право частной собственности. Право на неприкосновенность жилища. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Право на передвижение. Право участвовать в управлении государством, в том числе - избирать и быть избранным в органы государственной власти местного самоуправления, занимать должности государственной службы. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на возмещение государством вреда, причинёнными незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц.

Эти и некоторые другие права граждан РБ имеют основополагающее значение при осуществлении государственного управления, во многом определяют характер административно - правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права. Указанные права нашли развитие и детализацию в ряде законов и подзаконных актов, регулирующих административно - правовую сферу и определяющих административно - правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

Государственное управление (ГУ) - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности, и эффективности ГУ выступает социальность - наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей [8. с. 123].

Конституционные права, свободы и обязанности граждан, связанные с регулирующим воздействием других отраслей права, для своей реализации нуждаются обычно в административно-правовом механизме, участии органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления.

Именно поэтому еще совсем недавно реализация прав и свобод гражданина целико зависела от административного усмотрения огромной армии чиновников государственного аппарата. Человек «терялся» перед стеной ведомственных актов, жестко регулировавших его поведение в разных сферах - хозяйственной, социальной, военной, коммунальной, жилищной и др.

В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий, т.е. специальных экономических, политических, организационных и юридических (в том числе административно-правовых) мер, направленных на реализацию и охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений. Эти гарантии могут быть судебными и внесудебными.

Судебная защита прав и свобод гражданина может осуществляться в соответствии с внутригосударственным законодательством, а также международными договорами Республики Беларусь.

Конституция особо подчеркивает роль судов в защите прав и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Республики Беларусь обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты. В современном законодательстве Республики Беларусь заметна тенденция к расширению возможностей судебной защиты прав и свобод граждан, а также совершенствованию процессуального законодательства в этой области. Суды во все возрастающем объеме рассматривают дела, вытекающие из административно-правовых отношений или касающиеся административно-правовых споров. Особо велика роль Конституционного Суда Республики Беларусь разрешающего дела о конституционности правовых актов, в том числе непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

В современных условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется. Во-первых, права и свободы человека признаны Конституцией Республики Беларусь высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

Во-вторых, Конституция Республики Беларусь устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления.

В-третьих, административно-правовой статус граждан в сфере государственного управления все в большей мере регулируется на уровне законов, правительственных актов. Например, если ранее подавляющая часть прав и обязанностей граждан в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности регулировалась закрытыми ведомственными нормативными актами, то теперь они регламентированы Законом РБ «О милиции».

В-четвертых, административно-правовой статус граждан становится по своему содержанию значительно полнее, богаче, разностороннее, расширяется диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни.

В-пятых, значительно повышается роль суда в защите прав граждан в сфере государственного управления.

Конкретизируя, дополняя, детализируя нормы конституционного права, а также других отраслей права, например налогового, таможенного, бюджетного, экологического права в сфере государственного управления, нормы административного права определяют многие дополнительные права и обязанности граждан и, что особенно важно, механизмы их реализации и защиты от нарушений. Административное право регламентирует права и обязанности граждан не только в сфере публичной управленческой деятельности, но и управляемой деятельности. Пример тому - правила пожарной безопасности, поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение. Поэтому административное право определяет, какие деяния (действие или бездействие) являются административными правонарушениями, устанавливает виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в четыре блока.

Первый - охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе. При этом понятие участие в управлении делами государства является чрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы жизни страны. Вместе с тем особенность данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует, прежде всего, активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.

Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и как минимум - содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий, право на объединение для защиты своих интересов, право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц и т.д.

Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления (личных, экономических, социальных) характерен тем, что их реализация требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения. Так, каждый гражданин имеет право, без всякого различия, на равную защиту закона, на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и т.д. На этой основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан в области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта [7. с. 210].

Четвертый блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, - например добровольных народных дружин.

Реализуя свой правовой статус в сфере государственного управления, граждане вступают в самые разнообразные административные правоотношения. Они возникают, изменяются или прекращаются по поводу реализации гражданами принадлежащих им прав (право на поступление в высшее учебное заведение); в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность гражданина представить на технический осмотр, принадлежащий ему автомобиль); ввиду нарушения органами государственного управления и местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отказ без достаточных оснований в выдаче заграничного паспорта); по факту нарушения гражданами их административно-правовых обязанностей, влекущего ответственность за административные правонарушения или дисциплинарные проступки.

Органы исполнительной власти действуют на основе законов, но многие из них при этом обладают правом издания нормативных актов, которые регулируют деятельность предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, т.е. участвуют в определении их прав и обязанностей. Гражданин может, конечно, не реализовать право, предоставленное ему, но он не может отказаться от самого этого права, поскольку оно установлено властным путем - законом или на основе закона. Все это связано с тем, что государственный орган, должностное лицо, осуществляющее исполнительно-распорядительную деятельность, действует по поручению государства, выражает государственную волю, участвует в выполнении функций государства, обеспечивая и защищая административно-правовой статус гражданина.

Права и свободы граждан в сфере государственного управления, так же как и в других сферах общественной жизни, реально обеспечиваются социально-экономическими условиями. В нашей стране существует система экономических, политических, организационных и юридических гарантий прав и свобод граждан. Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. C этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, малоэффективны и ярким подтверждением тому служит, в частности, состояние налоговой системы в стране. Экономические гарантии - это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан. Они базируются на экономической системе Республики Беларусь, основу которой составляют частная, государственная, и иные формы собственности.

Республики Беларусь - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое многообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом Республики Беларусь как гарантом Конституции Республики Беларусь. Разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и государстве и т.д.

К политическим гарантиям относятся:

- принадлежность государственной власти народу;

- соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государством;

- широкие возможности для участия граждан в управлении делами государства и общества.

Организационные гарантии состоят в том, что в своей деятельности государство должно исходить из единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Организационные гарантии заключаются также в деятельности государственных органов, прежде всего правоохранительных, по практическому претворению в жизнь прав и свобод граждан и возложенных на них обязанностей.

Юридические гарантии - это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты. Ведущее место в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права:

- обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

- на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество;

- на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц. Административно-правовая охрана прав и свобод граждан регламентируется нормами административного законодательства, которые регулируют порядок реализации права граждан на государственную службу, образование, пользование достижениями культуры и др. Они оберегают жизнь и здоровье, честь, достоинство, личную свободу граждан, устанавливая правила поведения в общественных местах, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения и др.

Наряду с наличием административно-правовых норм, содержащих гарантии против любых нарушений прав и свобод граждан, важная роль в их охране административно-правовыми средствами принадлежит органам исполнительной власти и их Должностным лицам. Милиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, обеспечивать личную безопасность от преступных и иных противоправных посягательств. Вместе с тем законодательством предусматриваются специальные гарантии охраны прав и свобод граждан в государственном управлении. К ним относятся право и обязанность вышестоящих органов исполнительной власти осуществлять контроль за работой нижестоящих органов, в частности за правоприменением, связанным с реализацией гражданами своих прав и свобод, а также деятельность контрольно-надзорных органов (государственных инспекций, служб и др.).

Важная роль в защите прав и свобод граждан принадлежит суду, правоохранительным органам: прокуратуре, органам внутренних дел.

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Суды, разрешая административно-правовые споры между гражданами и органами исполнительной власти, контролируют законность действий органов и их должностных лиц в части соблюдения прав и свобод граждан, восстанавливают нарушенные права граждан. Суды рассматривают дела о восстановлении на работе, жалобы на постановления о наложении административных взысканий и др.

Деятельность прокуратуры направлена на укрепление законности и правопорядка и имеет задачей охрану от всяких посягательств социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией, и иными законами. В порядке надзора за законностью актов установления прокуроры опротестовывают незаконные акты, добиваются отмены актов, которые нарушают права и свободы граждан. В частности, прокуроры проверяют законность административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за административные правонарушения.

Значительная роль в охране прав и свобод граждан принадлежит общественным объединениям: профессиональным и творческим союзам, обществам, товарищеским судам и другим общественным формированиям. Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широком смысле - все законодательство и, прежде всего, нормы административного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления. Для того чтобы законы и подзаконные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не» превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией Республики Беларусь предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества [6. с. 241].

Во-первых, в Республике Беларусь не должны издаваться законы, а, следовательно, и подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, определены права и свободы граждан, вообще не подлежащие ограничению. К ним Конституция Республики Беларусь относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других. В-третьих, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Данные конституционные положения создают определенные границы или юридические ориентиры для государственных органов и их должностных лиц, реализующих судебные и внесудебные гарантии прав и обязанностей граждан.

Разумеется, судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в целом система правосудия выделяется Конституцией Республики Беларусь по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан. Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного характера, например в связи с решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов и т.д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

Как положительный знак и перспективную тенденцию необходимо отметить все более расширяющийся спектр административной юрисдикции судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Кроме того, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях независимо от подведомственности их решения, когда за их совершение в качестве одного из видов административного взыскания предусмотрены административное выдворение из пределов Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, административный арест, а также возмездное изъятие или конфискация предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом совершения административного правонарушения. Безусловно, суды и судьи, добиваясь всестороннего, своевременного, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, призваны в первую очередь на основе Конституции Республики Беларусь обеспечивать защиту прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей.

Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления занимает деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти), законодательных органов он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е. о соответствии Конституции Республики Беларусь конкретных норм (статей), конкретных правовых актов, как правило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

Таким образом, современное законодательство неуклонно расширяет возможности и диапазон судебного обжалования, а, следовательно, и защиты прав и свобод граждан, нормативных правовых актов и правоприменительных актов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.

Внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многообразие по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному составу. По существу, вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, собственно, для того и созданы, функционируют, а должностные лица, государственные служащие получают заработную плату, чтобы служить людям, обеспечивать реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.

Все они непосредственно занимаются исполнением законов и подзаконных актов, проведением их в жизнь, наделены широкими юрисдикционными полномочиями (КоАП наделяет большое число органов исполнительной власти такими полномочиями), что, так или иначе связано с реализацией прав, свобод и обязанностей граждан. Органы государственного управления и их должностные лица призваны создавать материальные, организационные, правовые и другие необходимые условия для органов, предприятий, учреждений и организаций, занимающихся реализацией прав граждан. Рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан либо в процессе контрольно-надзорной деятельности. Эти органы и должностные лица должны создавать необходимые условия и для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать нарушения этих прав, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях.

Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, то они в установленном порядке отменяются.

Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных предприятий и учреждений в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав.

3. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Республики Беларусь. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан. Так Конституции Республики Беларусь говорится: «Наличие у гражданина РБ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из белорусского гражданства, если иное не предусмотрено законом или международным договором Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Республике Беларусь правами и несут обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, кроме случаев, установленных законом или международным договором Республики Беларусь».

Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно, подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся на территории Республики Беларусь лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:

- они не могут быть государственными служащими, работать в милиции;

- они не допускаются к деятельности связанной с государственной тайной;

- иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Республику Беларусь при наличии разрешения;

- на них не распространяется воинская обязанность;

- они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов);

- для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства;

- они обязаны подчиняться законам Республики Беларусь;

- по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающих их организации;

- выезд из Республики Беларусь им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством.

В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регламентируется Законами Республики Беларусь.

По времени пребывания на территории Республики Беларусь всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на :

- постоянно проживающих;

- временно пребывающих;

- проезжающих через территорию Республики Беларусь транзитом.

Основной документ, удостоверяющий личность постоянно проживающего иностранца или лица без гражданства - вид на жительство. Лица, желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии обратиться с ходатайством в орган миграционной службы Республики Беларусь, а при его отсутствии - в орган исполнительной власти. Решение о признании лица беженцем принимается органом миграционной службы, и ему выдается удостоверение соответствующего образца. Лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь вправе ходатайствовать, о приеме в гражданство Республики Беларусь [5. с. 110].

Временно прибывшие в Республику Беларусь лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, проживают по своим заграничным паспортам. По прибытии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток предоставляется на регистрацию. Запись о регистрации производится по месту первоначального пребывания гражданина. Важной особенностью административно-правового статуса лица, не имеющего белорусского гражданства и временно находящегося в Белоруссии, является обязанность выехать из Республики Беларусь по истечении определенного ему срока пребывания. Срок пребывания может быть сокращен, если:

- отпали основания для дальнейшего пребывания иностранного гражданина в Республике Беларусь;

- он нарушает законодательство о правовом положении иностранных граждан.

4. ЗАДАЧА

Мельникова в магазине беспричинно учинила скандал с продавщицей, схватила ее за одежду. Разорвала на ней халат, выражаясь нецензурной бранью. Работниками милиции Мельникова была задержана и доставлена в РОВД, где на нее был составлен протокол. При составлении протокола выяснилось, что Мельникова нигде не работает, является инвалидом 2 группы по психическому заболеванию, состоит на учете в психоневрологическом диспансере. На основании составленного ранее протокола, начальник РОВД подверг Мельникову штрафу в сумме одной базовой величины, за совершенное мелкое хулиганство. Дайте юридическую квалификацию действиям начальника РОВД. Составьте все необходимые процессуальные документы.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

Действия Мельниковой квалифицируются по статье 17.1. «Мелкое хулиганство» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

«Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, - влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест».

ПРОТОКОЛ №25-5

об административном правонарушении

4 октября 2007г. РОВД Ленинского района города Бреста

Дежурный по РОВД старший сержант Сидоров Иван Петрович при рассмотрении поступивших в 18 часов 40 минут, материалов установил следующее, что Мельникова Лариса Петровна родилась 9 октября 1977 года. Не замужем. Белоруска. Нигде не работает. Проживает по адресу: г. Брест ул. Дворникова д. 11. Паспорт АВ №0204584, выданный Ленинским РОВД города Бреста 10.05.2002 года, в магазине беспричинно устроила скандал с продавщицей, схватила ее за одежду. Разорвала на ней халат, выражаясь нецензурной бранью. Действия указанного лица квалифицируются по статье 17.1. «Мелкое хулиганство» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест». Свои действия, Мельникова объяснила тем, что является инвалидом 2 группы по психическому заболеванию, состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Таким образом, Мельникова Лариса Петровна, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.17.1 КоАП Республики Беларусь. Учитывая изложенное, в присутствии вышеуказанных лиц составил настоящий протокол об административном правонарушении. Протокол мною прочитан. Дополнения и замечания к протоколу не поступили.

Дежурный по РОВД старший сержант Сидоров Иван Петрович (подпись).

С вышеизложенным ознакомлена и согласна.

Мельникова Лариса Петровна (подпись).

ПРОТОКОЛ №327-7

об административном задержании

«4» октября 20075г. РОВД Ленинского района города Бреста

Протокол составлен в 15 ч. 00 мин.

Кожемякин Валентин Петрович старший сержант патрульно-постовой службы, в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного статьей 156 КоАП Республики Беларусь, руководствуясь требованиями статьей 241 КоАП Республики Беларусь в магазине №10 по улице Смирнова, произвел задержание Мельниковой Ларисы Петровны родилась 9 октября 1977 года. Не замужем. Белоруска. Нигде не работает. Проживает по адресу: г. Брест ул. Дворникова д. 11. Паспорт АВ №0204584, выданный Ленинским РОВД города Бреста 10.05.2002 года. Задержанная доставлена в служебное помещение Ленинского РОВД города Бреста, где ей были разъяснены ее права. Задержание произведено с участием второго сотрудника патрульно-постовой службы сержанта Воронова Сергея Петровича. В соответствии КоАП Республики Беларусь произведен личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при указанном лице. Вещи и документы, изъятые у задержанной лица, переданы на временное хранение

Старший сержант патрульно-постовой службы, Кожемякин Валентин Петрович (подпись).

Сержант патрульно-постовой службы Воронов Сергей Петрович (подпись).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о привлечении к административной ответственности № 349-9

«26» октября 2005г. РОВД Ленинского района города Бреста

Суд Ленинского района города Бреста, в составе судьи Василевич Н.П., секретаря Петрухина А.Б. рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №25-5 в отношении Мельниковой Ларисы Петровны родилась 9 октября 1977 года. Не замужем. Белоруска. Нигде не работает. Проживает по адресу: г. Брест ул. Дворникова д. 11. Паспорт АВ №0204584, выданный Ленинским РОВД города Бреста 10.05.2002 года, установил, что Мельникова Л.П. в магазине №10 по улице Смирнова беспричинно устроила скандал с продавщицей, схватила ее за одежду. Разорвала на ней халат, выражаясь нецензурной бранью. На основании изложенного и руководствуясь КоАП Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях

СУД ПОСТАНОВИЛ:

Признать Мельникову Ларису Петровну виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17.1. КоАП Республики Беларусь, и привлечь указанное лицо к административной ответственности, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 2 базовых величин. В соответствии с КоАП Республики Беларусь постановление по делу о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Судья Василевич Н.П.

Начальник РОВД поступил неправомерно на основании статьи 3.2 «Суд» ч. 1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

«1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.1-9.3, 9.5-9.22, частью 2 статьи 9.23, статьями 10.1-10.7, 10.9, 11.1, 11.2, частью 2 статьи 11.4, статьями 11.5-11.7, 11.15, 11.18-11.20, 11.24-11.26, 11.29, 11.31, 11.33, 11.54-11.56, 11.61-11.63, 12.1, 12.3, частью 1 статьи 12.6, частью 5 статьи 12.7, частями 1-3 статьи 12.10, статьями 12.11, 12.12, 12.14-12.16, частями 1-3 и 5 статьи 12.17, статьями 12.21-12.27, 12.29, частями 3 и 4 статьи 12.30, статьями 12.31, 13.13, частью 1 статьи 14.1, статьями 14.2-14.5, статьями 14.7, 14.8, 15.1-15.7, 15.9-15.12, 15.18, 15.19, частями 1 и 2 статьи 15.22, статьями 15.26, 15.30, 15.32-15.37, 15.40, 15.41, 15.45, частью 2 статьи 15.46, частью 2 статьи 15.47, статьями 15.48, 15.49, 15.51-15.53, частями 2 и 3 статьи 15.54, статьями 15.55, 15.56, 15.60-15.63, 16.3-16.8, 17.1, 17.2, частью 2 статьи 17.3, статьями 17.6, 17.8, 18.1, частями 1 и 2 статьи 18.5, статьями 18.12-18.15 (протоколы по которым составлены должностными лицами органов Министерства обороны Республики Беларусь), 18.16, частью 2 статьи 18.17, статьями 18.20, 18.23-18.29, 18.36, 18.37, 18.40, 19.1, 19.2, 20.1-20.5, 20.8, 20.11-20.13, частями 3 и 4 статьи 21.6, частью 1 статьи 21.7, статьями 21.9-21.12, 21.16, 22.1, 22.2, частью 2 статьи 22.3, статьей 22.6, частями 1 и 3 статьи 22.7, частями 1 и 2 статьи 22.9, статьями 22.10, 22.11, 22.13, 23.1-23.6, 23.8, частью 2 статьи 23.9, статьями 23.10-23.16, 23.18, 23.19, 23.21-23.28, 23.33-23.37, 23.39-23.44, частями 2 и 3 статьи 23.45, статьями 23.46-23.48, 23.51, частью 2 статьи 23.52, частью 1 статьи 23.56, частью 1 статьи 23.58, статьями 23.59-23.61, частью 1 статьи 23.64, статьями 23.65, 23.69-23.71, 24.1-24.12, 25.1-25.4, 25.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под физическими лицами понимаются люди, человек биологическое существо. В юридическом смысле слова под физическими лицами понимаются граждане (к которым относятся граждане данного государства и граждане других государств), а также лица, не имеющие гражданства никакого государства. В Республике Беларусь различаются соответственно: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц имеют существенные особенности в своем общем правовом положении в Республике Беларусь. Каждая из данных категорий лиц состоит из значительного числа различных подкатегорий, правовое положение которых определяется, исходя из характера выполняемых ими социальных функций, служебного положения, наличия особого административно-правового статуса, специальных прав и многих других обстоятельств.

Государственное управление (ГУ) - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности, и эффективности ГУ выступает социальность - наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003г. № 194-З. Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.06.2003, № 63, рег. № 2/946 от 20.05.2003г) Юридическая база «ЮСИАС» - 2008г.

3. Административно-правовые основы государственного управления: Учеб. пособие / Общ. ред. А.Н. Крамник. - Мн.: Тесей, 2004. - 704с.

4. Административное право: Учебное пособие (Л.М. Рябцев, Г.А. Василевич, А.Г. Тиковенко, Г.Б. Шишко и др.) / Под общей редакцией Л.М. Рябцева: Мн.: Книжный Дом, 2007 г. - 320с.

5. Административное право: Курс лекций / Под ред. Л.М. Рябцева. - Минск: БГЭУ, 2006. - 250с.

6. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 1996г. - 430с.

7. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК, Москва, 1996г. - 567с.

8. Крамник А.Н. Курс Административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. - Мн.: Тесей, 2002. - 608с.

9. Курс административного права Республики Беларусь 2-е изд. Автор: А. Крамник. Издательство «Тесей», 2006г. - 616с.

10. Сухаркова А.И. Административное право Республики Беларусь. - Могилёв: «Могилёвская областная типография», 1999. - 172с.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.