РУБРИКИ

Административно-правовые методы выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Административно-правовые методы выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств

Важным является вопрос о совершенствовании взаимодействия правоохранительных органов государств Содружества в вопросах оперативно-розыскной деятельности. В этой связи хотелось бы обратиться к опыту европейских государств, где на основе международных договоренностей существуют такие специфические формы взаимодействия, как транснациональное наблюдение и транснациональное преследование, в соответствии с которыми специально выделенным сотрудникам правоохранительных органов разрешается проведение наблюдения за незаконными действиями подозреваемого в совершении таких тяжких преступлений, как убийство, фальшивомонетничество, перевозка наркотиков и т. д., а также в исключительных случаях его преследование на территории другого государства - участника специального соглашения. 11 О развитии международного сотрудничества полицейских служб // Бюллетень: Борьба с преступностью за рубежом: По материалам зарубежной прессы. 1996. № 3. С. 37.

Неоднократно отмечалось, что на территории СНГ «...многие криминальные сообщества теперь уже самостоятельных государств активно налаживают межгосударственные и транснациональные связи.

Особенно это характерно для таких видов преступности, как торговля оружием и радиоактивными материалами, наркобизнес, фальшивомонетничество, разбои и грабежи, преступления в кредитно-банковской сфере. В совершении этих преступлений нередко участвуют лица, являющиеся гражданами разных стран. Поэтому преступные группировки уже давно вышли за рамки одного государства и являются, по существу, межгосударственными и межнациональными». 22 Егиазарян Г. О некоторых проблемах совершенствования правовых связей стран СНГ в борьбе с организованной преступностью // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999. № 4. С. 15.

Кроме того, на проходившей в г. Минске в январе 1999 г. конференции государств - участников СНГ на тему «О совершенствовании сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью» было отмечено, что недостаточно проводятся исследования совершения преступлений международными преступными группами.

Однако в большинстве соглашений по вопросам борьбы с организованной преступностью речь идет преимущественно о преследовании и наказании, по существу, отдельных лиц, причастных к преступной деятельности. На мой взгляд, необходимо конкретизировать положения соответствующих международно-правовых актов, акцентировав внимание на вопросах борьбы именно с организованными сообществами наркодельцов, что, безусловно, имеет свои специфические черты по сравнению с противодействием отдельным преступникам.

Кроме того, в специальных соглашениях по вопросам борьбы с наркобизнесом необходимо особо регламентировать вопросы, связанные с уголовным преследованием руководителей организованных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков. На этот аспект обращает особое внимание Международный комитет по контролю над наркотиками. 11 Ежегодный доклад МККН: Справочная записка № 2 от 4 марта 1997 г. С. 2.

Учет вышеназванных положений, на мой взгляд, мог бы положительным образом сказаться на деятельности государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, сотрудниками Управления Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Удмуртской Республике совместно с сотрудниками Управления ФСБ России по Удмуртской Республике изъята крупная партия героина.

17 марта при сбыте наркотического средства задержан не работающий ранее судимый 34-летний житель г.Омска. Для продажи в Удмуртии он привез почти 4 килограмма героина высокого качества. Стоимость данной партии на «черном рынке» составляет примерно 3 миллиона рублей.

По данному факту Управлением Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Удмуртской Республике возбуждено уголовное дело по статье ст.228 ч.4 УК РФ 'Незаконное приобретение, хранение, перевозка, сбыт наркотических средств.

Это вторая успешная операция, проведенная совместными усилиями сотрудников Управления Федеральной Службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по УР и Управления ФСБ РФ по УР. В ходе первой было изъято 60 кг марихуаны.

В Управлении Госнаркоконтроля РФ по РТ состоялось заседание коллегии, посвященное результатам деятельности управления в 2003 году. В работе коллегии принял участие премьер-министр РТ Рустам Минниханов, секретарь Совета Безопасности РТ Венер Салимов, прокурор РТ Кафиль Амиров, министр внутренних дел РТ Асгат Сафаров, заместитель начальника УФСБ РФ по РТ Юрий Пахомов, первый заместитель начальника управления Госнаркоконтроля России по ПФО полковник полиции Александр Преподобный, представители Татарстанской таможни, Управления исполнения наказания МЮ РФ по РТ.

Премьер-министр РТ Рустам Минниханов положительно оценил работу республиканского управления и сказал, что главный вопрос первого полугодия - формирование территориального подразделения и организация работы - выполнен. По его словам, борьба с наркотиками касается многих министерств и ведомств - в целях координации усилий и был создан комитет, который, как выразился Рустам Минниханов, теперь является главным ответственным по борьбе с наркоманией. Премьер-министр пообещал поддержку со стороны Правительства РТ всем правоохранительным органам в работе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

О результатах работы доложил начальник управления Госнаркоконтроля России по Татарстану генерал-майор полиции Шамиль Давлетгильдеев. По его словам, одним из главных достижений за прошедший период стало то, что Управление в целом сформировано и способно решать возложенные на Госнаркоконтроль задачи. На сегодняшний день общая укомплектованность управления составляет 84%, в 10 городах республики развернуты межрайонные отделы управления, которые также завершают комплектование.

В 2003 году оперативная обстановка в Татарстане, связанная с незаконным оборотом наркотиков, продолжала оставаться достаточно сложной. Регион представляет большой интерес для наркоторговцев и занимает узловое положение на транспортных коммуникациях, связывающих Урал и Сибирь с европейской частью России, а также ряд стран ближнего зарубежья с государствами Европы. Уровень наркотизации населения остается высоким. На сегодняшний день на учете в наркологических учреждениях состоит более 7 тыс. лиц с диагнозом «наркомания» (85% из них потребляют героин). По экспертным оценкам, число лиц, употребляющих наркотики, превышает 100 тыс. человек.

С момента создания учреждения (с 1 июля 2003 года) сотрудниками управления возбуждено 56 уголовных дел, в том числе 48 по ст. 228 УК РФ («незаконное хранение, сбыт наркотиков в особо крупных размерах») и 2 дела по ст. 188 УК РФ («контрабанда наркотиков»). В суд направлено 14 уголовных дел, два человека приговорены к лишению свободы.

За полгода из незаконного оборота изъято 193 кг наркотических средств, в том числе 14,5 кг героина. Перекрыты три канала поставки наркотиков в республику, два из которых носили международный характер. Среди региональных управлений Приволжского федерального округа Татарстан занял второе место по количеству изъятых наркотических средств.

В этот период провели две операции «Клуб» и «Допинг». В ходе последней было проверено 127 объектов, где осуществляется легальный оборот наркосодержащих препаратов. В результате было выявлено 32 нарушения установленных правил обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами, в том числе 3 факта безлицензионной деятельности учреждений. Выявлено 10 преступлений и 2 административных правонарушения. На заседании было отмечено, что результаты оперативно-розыскной работы были достигнуты во многом благодаря тесному сотрудничеству с МВД Татарстана, УФСБ РФ по РТ и Главным оперативным управлением Госнаркоконтроля России. Министр внутренних дел Асгат Сафаров, прокурор РТ Кафиль Амиров в своих выступлениях положительно оценили роль Госнаркоконтроля как координирующего органа и отметили важность тесного сотрудничества всего правоохранительного блока в работе по борьбе с наркотиками и профилактики наркотизации. На пресс-конференции, состоявшейся после заседания, Александр Преподобный сказал, что самое главное достижение руководства управления в том, что оно создало коллектив единомышленников, который преступает к выполнению поставленных перед ним задач. «В республике были серьезные наработки в этой области, важно их усвоить и двигаться вперед. Этот опыт мы пропагандируем в других регионах округа», - заявил он.

По словам заместителя председателя Госнаркоконтроля РФ Александра Михайлова, за последние десять лет число наркозависимых в России увеличилось в 9 раз. Общее число наркопреступлений, совершенных в 2003 году, несколько снизилось по сравнению с 2002 годом, но незначительно - с 189,5 тыс. до 181,5 тыс.

По данным Госнаркоконтроля, на реализацию мер по борьбе с наркоманией и наркопреступностью в 2004 году требуется 1 миллиард 600 миллионов рублей. В прошлом году антинаркотическим ведомством было потрачено на эти цели около 495 миллионов рублей.

Называя эти цифры, Александр Михайлов упомянул США, где за последние десять лет на борьбу с наркопреступностью государство выделило 33 миллиарда долларов. «При этом в нашей стране проблема наркомании стоит гораздо более остро», - отметил заместитель главы Госнаркоконтроля.

Отвечая на вопрос журналистов, почему число преступлений, связанных с наркотиками, с каждым годом растет, Александр Михайлов призвал искать объективные причины. Открытие границ после окончания «холодной войны» и снятия «железного занавеса», процессы глобализации - всё это, по мнению Михайлова, делает Россию незащищенной перед наркоопасностью. 11 Поздняков А. III международная научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ» «Росбалт», М. 2004 г. С. 37.

Иллюстрируя положение, в котором оказались наши сограждане благодаря глобализации, зампред Госнаркоконтроля привел вполне конкретный пример: «На сегодняшний день нашими сотрудниками зафиксировано около 1600 сайтов, пропагандирующих наркотики. На некоторых из них пользователям предлагается доставка наркотиков на дом. Проблема в том, что мы не можем влиять на сайты, зарегистрированные за границей».

Меры, предложенные на конференции в Саратове и призванные улучшить ситуацию, сделав работу Госнаркоконтроля более эффективной, можно условно разделить на две составляющие. Во-первых, это изменение самой направленности работы. По мнению Александра Михайлова, акцент следует делать на профилактике. Госнаркоконтролем уже направлена в Правительство России программа профилактических мероприятий по искоренению наркомании на 2005-09 гг. В рамках профилактики важное значение имеет борьба с пропагандой наркотиков. Участники конференции считают, что благодаря популяризации наркотиков в СМИ, кинематографе, Интернете, они стали неким пластом молодежной культуры. Известно, что 60 % всех наркозависимых составляют лица в возрасте от 18 до 30 лет. На конференции был также озвучен ужасающий факт - сегодня появился пока незначительный процент детей-наркоманов в возрасте от 6 до 12 лет. Именно молодежь является целевой аудиторией воздействия наркотической пропаганды. В связи с этим, Госнаркоконтролем решено развернуть масштабную антипропаганду наркотиков через СМИ и Интернет. Для того, чтобы она была эффективна, необходимы новые формы работы с молодежью. «Нужно, чтобы сама молодежь пропагандировала в своей среде жизнь без наркотиков. Молодежь сама должна себя учить», - заявил Александр Михайлов.

О профилактике наркомании говорил и глава представительства Управления по наркотикам и преступности ООН по России и Белоруссии Флавио Мирелла. «Один доллар, вложенный в профилактику сегодня, сэкономит пять, которые придется заплатить за борьбу с наркотиками завтра», - сказал он. Вторая составляющая, необходимая для эффективной работы Госнаркоконтроля - сотрудничество с зарубежными коллегами. Участники конференции сошлись на том, что в современном, ставшем «глобальной деревней», мире невозможно найти решение, действуя разобщённо. Однако на конференции выяснилось, что не следует понимать сотрудничество только как принятие Россией чужого опыта. Универсальных мер в борьбе с наркотиками не существует, - считает Александр Михайлов. По его мнению, легализация «лёгких» наркотиков - как в Голландии - у нас прижиться не может, практикуемую некоторыми общественными организациями раздачу бесплатных шприцов наркоманам надо прекратить, наркозависимых - лечить принудительно, а также следует отменить рок-фестивали - рассадники наркомании. 11 Поздняков А. III международная научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ» «Росбалт», М. 2004 г. С. 41. Итог дискуссии подвел губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков: «По сравнению с I и II конференциями наблюдаются серьезные сдвиги в мышлении. Мы перестали перекладывать ответственность друг на друга. Люди начали понимать - в ответе каждый из нас. Наркомания - проблема всего мира, и бороться с ней должен каждый».

Заключение

По моему мнению, принимая во внимание то, что незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ с каждым годом приобретает все более значительные масштабы, в сферу наркооборота активно вовлекается молодежь и школьники, возрастает доля потребления так называемых «тяжелых» наркотиков, возникла необходимость усиления уголовной и административной ответственности за незаконное употребление наркотических средств и психотропных веществ, а также за уклонение от лечения.

Мое предложение будет состоять в том, чтобы дополнить статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, следующим: «Систематическое употребление наркотических средств, психотропных веществ и уклонение от лечения».

По моему мнению, криминализацию указанного деяния можно признать обоснованной лишь при наличии оговорки о том, что употребление наркотических средств и психотропных веществ осуществлялось без назначения врача. В наименовании и диспозиции проектного варианта указанной нормы также следует уточнить - об уклонении от лечения какого именно заболевания здесь идет речь.

На мой взгляд, прокурорами городов и районов края совместно с представителями местных исполнительных органов и органов здравоохранения нужно проводить мероприятия профилактического характера по предупреждению и выявлению лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств, а также лиц, употребляющих наркотические средства в немедицинских целях. Особое внимание следует уделять профилактике наркомании среди несовершеннолетних: за каждым учебным заведением закрепить врачей наркологов; разработать методические рекомендации для преподавателей школ по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних и для родителей по формированию у детей негативного отношения к употреблению наркотиков; в школах и учебных заведениях ввести наркопосты. Любыми средствами решить вопрос о создании медико-реабилитационного центра для несовершеннолетних больных наркоманией.

По моему мнению, нужно значительно активизировать деятельность органов внутренних дел Хабаровского края по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, по выявлению и уничтожению очагов произрастания конопли. Следует повысить уровень межведомственного взаимодействия правоохранительных органов при проведении мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков. Повысить эффективность и роль учреждений дополнительного образования детей, краевых средств массовой информации в профилактике наркомании. Стабилизировать тенденцию по реализации образовательных программ антинаркотической направленности учреждениями дополнительного образования детей края.

Следует проводить мероприятия по оказанию наркологической помощи больным наркоманией. Улучшить ситуацию с укомплектованием вакантных должностей врачей-психиатров, для лечения больных наркотической зависимостью организована медико-социальная реабилитация.

Данные предложения предусматривают осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности профилактической деятельности, особенно в подростковой и молодежной среде, формирование негативного отношения к потреблению наркотиков, противодействие незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению ими, выявление и уничтожение очагов произрастания наркотикосодержащих растений, совершенствование наркологической помощи населению. Выполнение мероприятий основных направлений требует концентрации усилий органов власти всех уровней, привлечения негосударственных структур, общественных объединений, отдельных граждан, то есть требуют организации целенаправленного межведомственного взаимодействия.

На мой взгляд следует создать общекраевую систему профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, усилить антинаркотическую пропаганду; обеспечить мониторинг распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков; сформировать негативное общественное отношение к употреблению наркотиков; укрепить межведомственное взаимодействие правоохранительных органов; провести комплекс оперативно-профилактических операций, направленных на выявление и пресечение каналов поступления наркотиков в незаконный оборот; совершенствовать системы лечения и реабилитации больных наркоманией; практическое применение методики проведения антинаркотической профилактической работы по месту жительства, создать молодежные клубы антинаркотической направленности; внедрить в практику новые концепции и методов лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией.

Мои предложения состоят в том, чтобы внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954) следующие изменения и дополнения:

1. В пункте 1 статьи 151: слово «систематическое» исключить; после слов «одурманивающих веществ» дополнить словами, «наркотических средств и психотропных веществ».

2. Абзац второй пункта 1 статьи 228 изложить в следующей редакции: «наказываются лишением свободы на срок до шести лет».

3. Дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 228-1 следующего содержания:

«Статья 228-1. Систематическое употребление наркотических средств, психотропных веществ и уклонение от лечения

Систематическое употребление наркотических средств, психотропных веществ и уклонение от лечения - наказывается лишением свободы на срок до трех лет».

Список использованной литературы

Нормативно - правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 N 63-ФЗ (ред. от 04.03.2002).

3. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.10.2002).

4. Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

5. Постановление Правительства РФ от 24.06.98 N 650 «О федеральной целевой программе «Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года».

6. Постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2003 г. № 45-пр «Об утверждении основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы».

7. Приказ МВД России от 30 июня 2003 года № 500. Главное управление по борьбе с организованной преступностью СКМ МВД России «О мерах, принимаемых органами внутренних дел в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков».

8. Приказ Минздрава РФ от 01.11.2001 N 388 «О государственных стандартах качества лекарственных средств».

9. Постановление Госстандарта РФ от 03.01.2001 N 2 «Об утверждении и введении в действие «правил сертификации лекарственных средств».

10. Постановление Правительства от 29.04.02 г. № 284.

11. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

12. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2003 г. № 624 «Об утверждении Положения о Госнаркоконтроле России».

13. Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 306 «О создании Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

14. Федеральный закон «О наркотических и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ.

15. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.

Судебная и арбитражная практика:

1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.99 N 40 «О практике назначения судами уголовного наказания».

3. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2001 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.07.2001).

Научная, учебная и практическая литература:

1. Бюллетень ООН. Представительство ООН в Республике Беларусь. 2000. Январь - февраль.

2. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2027; 2002, N 30, ст. 3015; 2002, N 30, ст. ст. 3020, 3029; 2002, N 44, ст. 4298; 2003, N 27 (ч. I), ст. ст. 2700, 2708; 2003, N 28, ст. 2880.

3. Собрание законодательства Российской Федерации, 12.01.98 г., N 2, ст. 219. «Российская газета», N 7, 15.01.98 г.

4. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1 (ч. I); 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2706.

5. Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Вып. 1. Мн., 1998.

6. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Москва 24 ноября 2000 года № 296-СФ.

7. Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Заседание Коллегии Госнаркоконтроля «О приоритетных направлениях оперативно-служебной деятельности Госнаркоконтроля России в 2003 году». 9 сентября 2003 г.

8. Бакунин М. «100 дней Госнаркоконтроля» // Российская газета от 22.10.2003 г.

9. Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997.

10. Егизарян Г. Необходимость координации борьбы с организованной преступностью в государствах - участниках СНГ // Беларусь в мире. 1999. № 2.

11. Ежегодный доклад МККН: Справочная записка № 2 от 4 марта 1997 г.

12. Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлениях. Приложение к Приказу Госнаркоконтроля России от 24 сентября 2003 г. № 134.

13. «Комплексные меры противодействия злоупотреблению алкоголем, наркотиками, токсическими веществами и их незаконному обороту» за март 2004 г. / «Правда севера», Новый Уренгой, 2004 г.

14. О развитии международного сотрудничества полицейских служб // Бюллетень: Борьба с преступностью за рубежом: По материалам зарубежной прессы. 1996. № 3.

15. Поздняков А. III международная научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ» «Росбалт», М. 2004 г.

16. Сальникова Н. «Вести - Иркутск», № 3, 2004 г.

17. Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Самарской области. Пресс - релиз. 12.04.2004 г.

18. Шарий Л. Госнаркоконтроль: власть как наркотик, М. Политком, 2004 г.

19. Шедько Е. «Нарком» начинает действовать, Известия, № 3. 2004 г.

Приложение 1

Правительство Хабаровского края

Постановление от 20 ноября 2003 г. N 45-пр Об утверждении основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы

В целях приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступлений на территории Хабаровского края постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления и Мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы (далее - Основные направления и Мероприятия).

2. Рекомендовать территориальным органам исполнительной власти Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе принять участие в осуществлении Основных направлений и Мероприятий.

3. Поручить министерству финансов края (Кацуба А.С.) учитывать при подготовке бюджета на очередной год затраты на реализацию Мероприятий по исполнителям.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя краевой межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Кологорова Н.В. 11 Постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2003 г. № 45-пр «Об утверждении основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы».

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. Председателя

Правительства края

В.А. Попов

Утверждены

Постановлением

Правительства края

от 20 ноября 2003 г. N 45-пр

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ ИМИ НА 2004 - 2006 ГОДЫ

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами 11 Постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2003 г. № 45-пр «Об утверждении основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы».

Основные направления по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы (далее - Основные направления) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральной целевой программой «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» и распоряжением Губернатора Хабаровского края от 21 апреля 2003 г. N 312-р «О создании межведомственной рабочей группы по подготовке проекта закона Хабаровского края «О краевой целевой программе по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы».

Необходимость их подготовки и последующей реализации вызвана тем, что наркоситуация в крае характеризуется расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотических средств и сильнодействующих веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике края, правопорядку и общественной безопасности.

В крае происходит увеличение количества зарегистрированных случаев впервые установленных диагнозов наркомании, при этом контингент зарегистрированных больных и состоящих под диспансерным наблюдением практически не меняется. Так, распространенность наркомании в расчете на 100 тыс. населения увеличилась с 283 человек в 2000 году до 319 в 2002 году.

Число связанных с наркотиками преступлений за последние 10 лет увеличилось в крае в 5 раз, достигнув в 2002 году 3817 фактов. Однако эти цифры не отражают реальную обстановку, так как по оценке экспертов, выявляется не более 10 - 15 процентов таких преступлений. Особую обеспокоенность вызывает распространение наркомании среди молодежи и вовлечение в незаконный оборот наркотиков женщин, лиц без постоянного источника дохода. Так, в 2002 году на 0,5 процента увеличился удельный вес лиц в возрасте до 30 лет, привлеченных к ответственности за незаконный оборот наркотических средств, на 0,7 процента - женщин, на 1,2 процента - несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности. Особую обеспокоенность вызывает увеличение количества женщин (на 1 процент), лиц без постоянного источника дохода (на 5,7 процента), ранее совершавших преступления (на 11,6 процента), вовлеченных в сбыт наркотических средств и сильнодействующих веществ. 11 Постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2003 г. № 45-пр «Об утверждении основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы».

Наиболее опасной тенденцией является возрастающее количество наркотиков, поступающих на территорию края из других регионов России. Особую опасность при этом представляет увеличивающийся поток героина и опия. В силу географических и климатических условий продолжает увеличиваться распространение на территории края наркотиков каннабисной группы, как произрастающих в крае, в 2002 году в крае выявлено 119 крупных очагов дикорастущей конопли общей площадью более 98 гектаров, так и поставляемых из соседних регионов Дальнего Востока (Амурская и Еврейская автономная области), также имеющих значительные площади произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений.

Сложившееся положение явилось следствием:

- недостаточной межведомственной координации профилактики преступлений;

- недостаточной работы органов муниципальных образований городов и районов края по вопросам противодействия злоупотреблению наркотиками и уничтожения дикорастущих наркотикосодержащих растений;

- недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу нескоординированности мер организационного, социального, правового и медицинского характера, нерешенности проблем материально-технического и финансового обеспечения.

Данные факторы сохраняются и сейчас, что дает повод прогнозировать углубление негативных тенденций развития криминогенной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков. 11 Постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2003 г. № 45-пр «Об утверждении основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы».

В ближайшей перспективе возможны:

- дальнейшее развитие криминогенной ситуации в крае, связанной с незаконным оборотом наркотиков, путем вовлечения в него все более широких слоев населения, а также консолидацией преступных наркогруппировок как на территориальном, так и межрегиональном уровне;

- возрастание тяжести и масштабов социально-экономических последствий противоправного потребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде.

Тем не менее потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и удержание контроля за легальным оборотом наркотиков в крае имеется.

Правоохранительные органы накопили опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических и правовых условиях. Продолжается сбор и реализация оперативной информации о лидерах и активных участниках преступных группировок, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков.

Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие в сфере борьбы с распространением наркотиков, в том числе контрабандой.

Практика реализации на территории края предыдущих (1997 - 1998, 1999 - 2000 и 2001 - 2003 годы) программных документов показала, что они являются эффективным инструментом решения комплексных проблем краевого уровня.

Значительно повысилась организующая и координирующая роль краевой межведомственной комиссии в вопросах реализации программных документов по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими. Проведены мероприятия по активизации работы в данном направлении районных и городских комиссий, которые созданы и работают в 19 муниципальных образованиях городов и районов края. 11 Постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2003 г. № 45-пр «Об утверждении основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы».

Значительно активизировалась деятельность органов внутренних дел Хабаровского края по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, по выявлению и уничтожению очагов произрастания конопли. Возрос уровень межведомственного взаимодействия правоохранительных органов при проведении мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков.

Повысилась эффективность и роль учреждений дополнительного образования детей, краевых средств массовой информации в профилактике наркомании. Наметилась стабильная тенденция реализации образовательных программ антинаркотической направленности учреждениями дополнительного образования детей края. По всей территории края приняты и утверждены межведомственные комплексные программы «Здоровье детей и подростков», «Будущее без наркотиков», «Профилактика преступности и правонарушений среди учащихся общеобразовательных школ». Образовательные учреждения совместно с представителями органов здравоохранения, органов внутренних дел организуют консультативную помощь для родителей и детей по здоровому образу жизни.

Телевизионными и радиоканалами постоянно осуществляется информационная поддержка акций, мероприятий, противодействующих распространению наркомании. Комитетом по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края объявлен конкурс средств массовой информации края на лучшее освещение антинаркотической темы.

Координирующими органами по досуговой занятости молодежи стали комитеты и отделы по молодежной политике муниципальных образований Хабаровского края. В целях расширения сети молодежных социальных служб созданы и работают муниципальные учреждения - медико-педагогические, молодежные информационные, кризисные центры. 11 Постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2003 г. № 45-пр «Об утверждении основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы».

Проводились мероприятия по оказанию наркологической помощи больным наркоманией. Улучшилась ситуация с укомплектованием вакантных должностей врачей-психиатров, для лечения больных наркотической зависимостью организована медико-социальная реабилитация.

Вместе с тем в Хабаровском крае отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические средства, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление тяжелых видов наркотиков, в процесс употребления наркотиков вовлекаются все более широкие слои населения. Имеются нерешенные проблемы в организации наркологической медицинской помощи населению. Учитывая, что имеется тенденция увеличения количества лиц, получающих анонимное лечение, то количество больных, состоящих на учете, не отражает реальное число лиц, обратившихся за лечением. Анонимность лечения больных наркоманией имеет серьезные социальные последствия (получение права на оружие, вождение автомобиля и т.д.) и вызывает тревогу у правоохранительных органов. По-прежнему на ситуацию с оказанием наркологической помощи оказывают влияние уже известные факторы - несовершенство законодательства в части добровольного лечения и врачебного наблюдения, отсутствие достоверных статистических данных о работе частных наркологических кабинетов и клиник.

При значительном количестве профессионально подготовленных педагогических кадров не отлажена система формирования у школьников негативного отношения к наркотикам, рассчитанная на весь период обучения, начиная с младших классов. 11 Постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2003 г. № 45-пр «Об утверждении основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы».

Основные направления подготовлены с учетом концептуальных положений Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы», предложений органов исполнительной власти и муниципальных образований Хабаровского края, территориальных федеральных органов власти. Планируемые Мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы (далее - Мероприятия) соответствуют положениям Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и других нормативных правовых актов. Приоритетным направлением Основных направлений является безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды, и она носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает сферу деятельности многих органов исполнительной власти и должна решаться программно-целевыми методами.

Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривает проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера. Вместе с тем и растягивать реализацию Основных направлений на более длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности динамики развития наркоситуации, необходимости совершенствования форм и методов борьбы с наркопреступностью. В связи с этим Основные направления рассчитаны на более оптимальный трехгодичный срок с последующей возможной пролонгацией или разработкой новых Основных направлений. 11 Постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2003 г. № 45-пр «Об утверждении основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы».

Основные направления предусматривают осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности профилактической деятельности, особенно в подростковой и молодежной среде, формирование негативного отношения к потреблению наркотиков, противодействие незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению ими, выявление и уничтожение очагов произрастания наркотикосодержащих растений, совершенствование наркологической помощи населению.

Выполнение Мероприятий Основных направлений требует концентрации усилий органов власти всех уровней, привлечения негосударственных структур, общественных объединений, отдельных граждан, то есть требуют организации целенаправленного межведомственного взаимодействия.

2. Цель, задачи и сроки реализации Основных направлений

Целью разработанных Основных направлений является снижение уровня наркотизации на территории Хабаровского края.

Основные направления рассчитаны на 2004 - 2006 годы и предполагают решение следующих задач:

- создание общекраевой системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, предупреждение связанных с наркотиками правонарушений;

- усиление антинаркотической пропаганды;

- обеспечение мониторинга распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков;

- формирование негативного общественного отношения к употреблению наркотиков;

- укрепление межведомственного взаимодействия правоохранительных органов;

- проведение комплексных оперативно-профилактических операций, направленных на выявление и пресечение каналов поступления наркотиков в незаконный оборот;

- совершенствование системы лечения и реабилитации больных наркоманией;

- практическое применение методики проведения антинаркотической профилактической работы по месту жительства, создание молодежных клубов антинаркотической направленности;

- внедрение в практику новых концепций и методов лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией;

- совершенствование системы подготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании.

3. Финансовое обеспечение Основных направлений

Мероприятия Основных направлений финансируются из краевого бюджета за счет средств, предусмотренных на основную деятельность соответствующих министерств и ведомств.

На реализацию Основных направлений в течение 2004 - 2006 годов из средств краевого бюджета потребуется 20197,3 тыс. рублей, в том числе:

2004 год - 10572,3 тыс. рублей;

2005 год - 3915 тыс. рублей;

2006 год - 5710 тыс. рублей.

По разделам Мероприятий Основных направлений: 11 Постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2003 г. № 45-пр «Об утверждении основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы».

Раздел 1. Организационные мероприятия по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

Всего 120 тыс. рублей

по годам: 2004 год - 40 тыс. рублей;

2005 год - 40 тыс. рублей;

2006 год - 40 тыс. рублей.

Раздел 2. Профилактика злоупотребления наркотическими средствами.

Всего 7897,3 тыс. рублей

по годам: 2004 год - 2732,3 тыс. рублей;

2005 год - 1785 тыс. рублей;

2006 год - 3380 тыс. рублей.

Раздел 6. Укрепление материально-технической базы органов здравоохранения и правоохранительных органов.

Всего 12180 тыс. рублей

по годам: 2004 год - 7,8 млн. рублей;

2005 год - 2,09 млн. рублей;

2006 год - 2,29 млн. рублей.

По ведомствам - основным исполнителям:

1) Комитет по молодежной политике Правительства Хабаровского края - 10882,5 тыс. рублей (3497,5 тыс. рублей + 2795 тыс. рублей + 4590 тыс. рублей).

2) Министерство здравоохранения края - 8,58 млн. рублей (6,8 млн. рублей + 0,89 млн. рублей + 0,89 млн. рублей).

3) Комитет по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства Хабаровского края - 585 тыс. рублей (195 тыс. рублей + 195 тыс. рублей + 195 тыс. рублей).

4) Министерство образования края - 149,8 тыс. рублей (79,8 тыс. рублей + 35 тыс. рублей + 35 тыс. рублей).

4. Организация контроля за исполнением Основных направлений

Общий контроль за исполнением Основных направлений осуществляет краевая межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Текущий контроль за реализацией Основных направлений осуществляет Управление Госнаркоконтроля России по Хабаровскому краю. 11 Постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2003 г. № 45-пр «Об утверждении основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы».

5. Механизм реализации Основных направлений

Порядок реализации Основных направлений утверждается Губернатором Хабаровского края.

Координирует подготовку порядка реализации Основных направлений Управление Госнаркоконтроля России по Хабаровскому краю.

Органы местного самоуправления городов и районов края принимают участие в исполнении Основных направлений.

6. Ожидаемые конечные результаты реализации основных направлений

Своевременное осуществление мониторинга фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков, связанных с этим потерь общества.

Приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, а в перспективе - поэтапное сокращение наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества.

Уменьшение темпов потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками, оптимизация затрат на профилактику, лечение и реабилитацию больных наркоманией, снижение уровня вовлечения финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков, а также степени негативного воздействия криминальных финансовых средств на экономику и общественно-политическую жизнь в крае. 11 Постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2003 г. № 45-пр «Об утверждении основных направлений и мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на 2004 - 2006 годы».

Создание центров реабилитации для детей и подростков, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, обеспечение физкультурно-профилактической работы среди молодежи и подростков.

Создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о фактах незаконного оборота наркотиков и причастных к ним лиц, с дальнейшей ее интеграцией в межрегиональную систему.

Приложение 2

«100 дней Госнаркоконтроля»

Указ Президента о создании нового правоохранительного органа вышел первого июля 2003. Госнаркоконтроль создан на базе упраздненной в то время налоговой полиции. Личный состав: бывшие борцы с налоговыми преступлениями, работники расформированных управлений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Новое ведомство укомплектовано только на 83 %. Кадровые сотрудники криминальной милиции неохотно идут в новую структуру. По словам начальника Главного управления Госнаркоконтроля по ДФО Виктора Пархоменко, можно говорить об откровенном саботаже деятельности Госнаркоконтроля со стороны региональных УВД.

«Не заладились отношения у Госконароконтроля с бывшими «бойцами наркотического фронта». Здесь многие «крышуют», а некоторые просочились и в новую структуру; они у нас как кость в горле стоят; кого-то мы в лицо знаем, но доказать все это сложно», - заявил начальник Главного управления Госнаркоконтроля по ДФО Виктор Пархоменко. 11 Бакунин М. «100 дней Госнаркоконтроля» // Российская газета от 22.10.2003 г.

За «крышевание» одной «ямы» только в Хабаровске так называемые «оборотни от Госнаркоконтроля» получают от 3 до 7 тысяч рублей в месяц. Сумма зависит от должности сотрудника и его звания. «Ямы» традиционно «держат» цыгане и выходцы с Кавказа. Адреса многих «ям» и фамилии тех или иных сотрудников, обеспечивающих прикрытие нелегальной деятельности, оперативникам известны. Но поймать наркоторговцев сложно. Так же трудно поймать за руку и сотрудников Госнаркоконтроля. Чаще всего за деньгами они сами не приезжают, посылают своих водителей. Подчиненные не знают, что за пакеты везут своему начальству, но в состоянии с закрытыми глазами приехать к очередной «яме». Пока ни одного уголовного дела по фактам укрывательства торговли самими сотрудниками Госнаркоконтроля в ДФО возбудить не удалось.

Недоверия к новой силовой структуре на Дальнем Востоке за последние 100 дней добавила и оригинальная инициатива Госнаркоконтроля. «Подайте наркоконтролю на выполнение задания Президента!» - письма с таким призывом получили многие хабаровские фирмы и богатые организации. В некоторые хабаровские СМИ также, видимо по ошибке, поступили похожие бумаги. Дата, исходящий номер, банковские реквизиты и подпись и. о. начальника хабаровского подразделения Госнаркоконтроля г-на Хромина. Силовики просят, цитата: «...изыскать возможность финансовой помощи в становлении Управления».

Впрочем, руководство ведомства утверждает, что это, может быть, самодеятельность некоторых подчиненных. «Я не готов сказать, какие письма, кто рассылал; мы финансируемся только из средств федерального бюджета, - а это какая-то самодеятельность», - подчеркнул Виктор Пархоменко. Руководство дальневосточного управления Госнаркоконтроля обещало разобраться со сборщиками пожертвований. 11 Бакунин М. «100 дней Госнаркоконтроля» // Российская газета от 22.10.2003 г.

Письма коммерсантам бывшие налоговые полицейские рассылали под носом у аудиторов Счетной палаты. Ревизоры из Москвы в августе и сентябре проверяли силовые ведомства Дальнего Востока. Как подчеркнул, посетив недавно Хабаровск, г-н Степашин, «за такие преступления надо наказывать, и мы все эти факты, конечно, проверим».

И все же Госнаркоконтроль по ДФО, по словам его руководства, живет пока на птичьих правах. Борцы с наркомафией «проедают» финансовые запасы, оставшиеся от упраздненной налоговой полиции. Сотрудники нарковедомства до сих пор не знают своих должностных окладов. Не решен вопрос со строительством камер для содержания задержанных, и это при том, что за сто дней работы возбуждено более трехсот уголовных дел по тяжким статьям. Отдельная строчка в бюджете новому ведомству положена только в новом году, тогда, может быть, ситуация и изменится в лучшую сторону.

В Дальневосточном округе, по неофициальным данным, 500 тысяч наркоманов, они совершают в год более 11 тысяч преступлений; на учете же состоят чуть более 45 тысяч человек. «Для многих наркотики» - это кусок хлеба. Целые деревни организованно выращивают дурь; так же организованно её защищают от милиции, с кольями на нас бегут», - подчеркнули в Госнаркоконтроле по ДФО. Бизнес здесь налажен как никогда хорошо. Традиционно производство наркотиков контролируют этнические группировки, чаще всего состоящие из выходцев из Азербайджана. Весь цикл работ состоит из культивирования конопли. Плантации охраняются вооруженными людьми, местное население из заброшенных деревень нанимается для работ на плантациях. Другая группа отвечает за доставку товара в лабораторию, и после этого гашиш распространяется по всему Дальнему Востоку.

Сейчас в регионе одновременно проходят две операции: «Конопля-2003» и «Отчёт-2003». Первая призвана бороться с дикорастущими наркотическими растениями в сельских районах края, а вторая обязывает все 1200 организаций округа подтвердить своё право на использование в работе наркотических веществ.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.