РУБРИКИ

Административное право РБ

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Административное право РБ

Административное право РБ

Содержание

19. Понятие государственной службы. Назначение государственной службы. Принципы государственной службы

48. Производство по делам об административных правонарушениях

79. Задача

В здании автовокзала г.Могилева при большом количества пассажиров двое пьяных молодых людей громко разговаривают, в разговоре часто употребляют нецензурные слова.

Определите, имеет ли место в данном случае административный проступок. Ответ обоснуйте нормами права.

Источники и литература

Понятие государственной службы. Назначение государственной службы. Принципы государственной службы

В юридической литературе в понятие «государственная служба» вкладывается вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе в целях выполнения задач и функций государства.

Совокупность правовых норм, регулирующих государственную службу, включает в себя нормы административного, трудового, финансового, гражданского и других отраслей права, которыми регулируются весьма своеобразные по своему содержанию государственно-служебные отношения. Наибольший удельный вес в этом правовом институте принадлежит нормам административного права, которые имеют организационный характер. Ими устанавливаются: порядок поступления на службу, увольнения со службы, должностные обязанности и права, поощрения и ответственность государственных служащих.

В Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» дано следующее определение понятия государственной службы. Государственная служба - профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий я (или) обеспечения выполнения функции государственных органов.[1, ст.2]

Важным элементом системы государственной службы является понятие «государственная должность».

Государственная должность - должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определением для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

Иными словами, должность - это штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, замещающего ее. Должность определяет круг служебных обязанностей, прав и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отражает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.[4, c.57]

Под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

К служащим государственного аппарата относятся лица, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в Палате представителей и Совете Республики Национального со-брания Республики Беларусь и их секретариатах; Правительстве и его Аппарате; Конституционном Суде и его Секретариате, Верховном Суде, Высшем Хозяйственном Суде, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах; Администрации Президента, Государственном секретариате Совета Безопасности, Управлении делами Президента, иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях.

Рассматривая административно-правовой статус государственных служащих, необходимо учитывать, что к служащим государственного аппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственного аппарата. Это, например, работники общего отдела, хозяйственной части, архива, канцелярии, машинописного бюро, библиотеки, автохозяйства, обслуживающего государственный орган, и т.д.[4, c.58]

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно. В связи с этим государственных служащих можно подразделить на определенные группы по различным критериям: по характеру выполняемой ими работы; по органам, где они работают; по характеру их полномочий; по масштабу деятельности органов, в которых они работают, и т.д.

По характеру выполняемой работы служащих подразделяют на: служащих государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства; служащих государственных предприятий, учреждений, организаций.

В зависимости от органов, где работают служащие. их подразделяют на: служащих представительных органов; служащих исполнительных органов; служащих судебных органов; служащих Аппарата Президента Рес-публики Беларусь.

По характеру полномочий государственные служащие делятся на: должностных лиц; оперативный состав (функциональные работники); вспомогательный персонал.[5, c.49]

Должностными лицами являются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но ру-ководят деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные к ис-полнению требования.

Государственный служащий не вправе:

1. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

2. принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

3. занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

4. принимать участие в забастовках;

5. заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом;

6. выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

7. использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

8. принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность;

9. использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

10. иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

11. принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.

Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой.

Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.[1, ст.22]

Государственная служба основывается на следующих принципах:

- верховенства Конституции Республики Беларусь;

- служения народу Республики Беларусь;

- законности;

- приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;

- гуманизма и социальной справедливости;

- единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- гласности;

- профессионализма и компетентности государственных служащих;

- подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;

- добровольности поступления граждан на государственную службу;

- равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

- стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;

- экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.[1, ст.6]

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях - это урегулированная административно-процессуальными нормами закона деятельность государственных органов (должностных лиц), направленная на своевременное, всестороннее, полное и объективное рассмотрение, разрешение дел об административных правонарушениях и применение в необходимых случаях административных взысканий.

Это производство представляет собой составную часть административно-юрисдикционного процесса, один из его важнейших институтов. Административно-процессуальные нормы регулируют задачи и принципы производства; круг его участников, их права и обязанности; подведомственность рассмотрения дел; систему совершаемых действий, их последовательность, стадии производства; порядок и сроки возбуждения и рассмотрения дел; виды и условия использования доказательств; порядок обжалования и опротестования постановления по делу; порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.[4, с.155]

Рассматриваемое производство связано с гражданским судопроизводством на стадии обжалования гражданином в суд постановления о наложении административного взыскания. В этом случае суд рассматривает жалобы в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. Это уже не административный, а гражданский процесс, и в частности таю его часть, как производство; по делам, возникающим административно-правовых отношений.

В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности различают упрощенное (ускоренное) производство (например, наложение штрафа прямо на месте правонарушения), обычное и особое (усложненное). Примером последнего может служить процедура рассмотрения судьями дел о мелком хищении, мелком хулиганстве, об административных таможенных правонарушениях.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

ь своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;

ь разрешение его в точном соответствии с законодательством;

ь обеспечение исполнения вынесенного постановления, выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;

ь предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов и укрепления законности.

Это означает, что административная комиссия, иной орган или должностное лицо, рассматривая дело об административном правонарушении, должны выяснить все обстоятельства дела, исследовать их, заслушать доводы; сторон, иных лиц, участвующих в производстве по делу (потерпевших, свидетелей, законных представителей эксперта и т.д.), дать им оценку, исключить противоречия, волокиту, нарушение процессуальных сроков, установленных в КоАП, произвести иные действия с целью полноты исследования всех материалов (обстоятельств). При этом дело должно быть рассмотрено объективно, т.е. непредвзято, при анализе всех обстоятельств, всесторонне, при отсутствии какого-либо давления на орган, судью или иное должностное лицо. Постановление по делу об административном правонарушении должно в полной мере соответствовать КоАП, поскольку в противном случае оно может быть отменено. Орган или должностное лицо должны выявить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, и при установлении таковых внести в соответствующие предприятия, учреждения и организации предложения о принятии мер по их устранению.[5, c.122]

Указанный перечень задач можно свести к двум взаимосвязанным общим задачам: юрисдикционной (справедливое решение дел) и профилактической (предупреждение новых правонарушений).

Общей задачей административно-юрисдикционного процесса, его составной части - производства по делам об административных правонарушениях является, в конечном счете, защита личности, ее прав и свобод, интересов юридических лиц, общества и государства.

Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой разновидность административно-юрисдикционного процесса. Соответственно оно осуществляется на таких общих принципах, как:

ь законность;

ь гласность;

ь презумпция невиновности;

ь объективность;

ь равенство граждан перед законом и органом, рассматривающим дело;

ь обеспечение защиты прав и свобод граждан;

ь уважение чести и достоинства личности, деловой репутации;

ь обеспечение права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности;

ь оперативность производства;

ь язык производства;

ь независимость органа (должностного лица), рассматривающего дело;

ь право обжалования процессуальных действий или постановлений.[3, гл.2]

Указанные принципы связаны между собой, осуществляются в неразрывном единстве, образуя гармоничную систему начал производства. Только последовательная реализация всех принципов позволит достичь целей и задач административно-юрисдикционного процесса.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется Кодексом об административных правонарушениях, а также специальными нормами, содержащимися в иных законодательных актах.

В целях обеспечения законности закреплен исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств:

1) отсутствие события и состава административного правонарушения;

2) недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;

3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие;

4) действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

5) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;

6) отмена акта, устанавливающего административную ответственность;

7) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных законодательством (в частности, пропуск двух месяцев со дня совершения правонарушения или со дня его обнаружения при длящемся правонарушении);

8) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о сложении административного взыскания или неотмененного решения товарищеского суда, если материалы переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту угодного дела;

9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу;

10) отсутствие жалобы потерпевшего либо примирение потерпевшего с нарушителем, совершившим такие административные правонарушения, как умышленное легкое телесное повреждение или побои, клевета, оскорбление, нарушение авторских, смежных и патентных прав.[4, c.158]

Производство по делам об административных прав, нарушениях включает исполнение определенных действий в строгой последовательности, из которых формируются определенные процессуальные стадии. Каждая стадия имеет свое процессуальное назначение.

Анализ соответствующих административно-процессуальных норм КоАП, других законодательных актов Республики Беларусь позволяет выделить следующие основные стадии производства по делам об административных правонарушениях:

ь возбуждение дела,

ь рассмотрение, вынесение постановления (решения) по делу,

ь обжалование и опротестование по делу об административном правонарушении (факультативная стадия),

ь исполнение принятого постановления (решения) по делу

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются обращения граждан, заявления потерпевших, очевидцев, сообщения организаций, средств массовой информации, материалы следственных и правоохранительных органов и иная информация о действии либо бездействии, имеющем признаки административного правонарушения.[4, c.162]

Данная стадия производства начинается со сбора и процессуального закрепления нормативной и фактической информации о совершенном правонарушении, составления особого процессуального документа - протокола по делу об административном правонарушении, которым оформляется факт совершения административного правонарушения. В целях соблюдения законности и ведения производства с наибольшей эффективностью в протоколе по делу об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения административного правонарушения и его существо; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; данные о свидетелях и потерпевших, если они имеются; объяснения нарушителя; иные, необходимые для разрешения дела сведения, т.е. любые фактические данные, позволяющие установить наличие или отсутствие административного правонарушения, степень виновности на-рушителя, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.[3, ст.10.2]

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. Лицо, совершившее административное правонарушение, вправе отказаться от подписи протокола и представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по его содержанию, а также изложить свои мотивы отказа от подписи протокола. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности. Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченными на то лицами и в возможно короткий срок направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать, дело об административном правонарушении. Поскольку инициатива в составлении такого протокола принадлежит полномочному должностному лицу, то именно оно (в некоторых случаях - представитель общественной организации) является инициатором возбуждения дела об административном правонарушении.

При невозможности составить протокол на месте совершения правонарушения, а его наличие обязательно; нарушитель может быть доставлен в милицию. В случае нарушения отдельных правил (например, пользования средствами транспорта, безопасности движения, пожарной безопасности, охоты, рыболовства, лесонарушений и т.п.) доставление нарушителя в милицию или в служебное помещение иного государственного органа может быть осуществлено уполномоченными на то работниками в целях установления его личности и составления протокола о правонарушении. Доставление нарушителя должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

Протокол об административном правонарушении не составляется при совершении административного правонарушения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде минимального штрафа, не превышающего одной минимальной заработной платы, и в других случаях, когда штраф налагается и взимается, предупреждение оформляется непосредственно на месте совершения правонарушения, а правонарушители не оспаривают допущенных ими правонарушений и налагаемых на них административных взысканий.

На стадии возбуждения дела особое значение имеют предусмотренные законодательством меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях допускаются административное задержание яйца, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов.

В дополнение к процессуальным мерам, предусмотренным КоАП, должностные лица таможенных органов вправе применять следующие меры обеспечения производства по делам об административных таможенных правонарушениях: экспертизу; поручение о производстве отдельных действий по делу об административном таможенном: правонарушении; опрос лиц по делу об административном таможенном правонарушении; истребование документов, необходимых для производства по делу об административном таможенном правонарушении или его рассмотрения; проведение таможенного обследования, осмотр; предъявление товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов для опознания; получение необходимой для производства по делу или его рассмотрения информации от государственных органов и лиц; проведение ревизий, проверки, инвентаризации по делу; наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество.[4, c.167]

Рассмотрение дела об административном правонарушении - центральная стадия производства, которая осуществляется по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства нарушителя, а также по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном таможенном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Некоторые дела рассматриваются в течение суток (например, о незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах, о мелком хулиганстве, о распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде), трех суток (например, о нарушении требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, о торговле в неустановленных местах), в пятидневный срок (например, о мелком хищении государственного или общественного имущества, о распространении кассет и дисков с недопустимыми записями видео- и звукопрограмм).[5, c.124]

Важное процессуальное значение имеют действия по подготовке к рассмотрению дела, которые предусматривают выяснение органом (должностным лицом) следующих вопросов: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлены протокол и другие материалы дела; извещены ли все лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; истребованы ли все необходимые материалы; поступили ли ходатайства лица, привлекаемого к ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.

Дело об административном правонарушении рассматривается в строго установленном законом порядке и с участием определенного круга лиц. В законодательстве установлен круг лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении: лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, законные представители, адвокат, свидетель, эксперт и переводчик [3, ст. 11.4].

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, обжаловать постановление по делу, которое должно рассматриваться в его присутствии.

Ряд дел рассматриваются с обязательным присутствием лица, привлекаемого к административной ответственности (например, при рассмотрении дел о незаконном приобретении или хранении наркотических Средств в небольших размерах, реализации продукции, загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней, мелком хищении государственного или общественного имущества, торговле в неустановленных местах, нарушении правил административного надзора и т.п.). В случае его уклонения от явки по вызову органа внутренних дел или судьи оно может быть подвергнуто милицией приводу.

Потерпевший - лицо, которому административным; правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Он вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на, постановление по делу об административном правонарушении, а также может быть опрошен в качестве свидетеля.

Законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) вправе представлять в процессе, рассмотрения дела интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права.

Адвокат, участвующий в рассмотрении дела, оказывает юридическую помощь лицу, привлекаемому к административной ответственности, вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по Делу.

В качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении. Эксперт назначается органом (должностным лицом) в случаях, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Он обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

Эксперт вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; с разрешения органа (должностного лица), рассматривающего дело, задавать вопросы по предмету экспертизы потерпевшему, свидетелям и лицу, привлекаемому к ответственности; присутствовать при рассмотрении дела.

Переводчик назначается органом (должностным лицом), рассматривающим дело. Он обязан выполнить полно и точно порученный ему перевод.[5, c.125]

Дело об административном правонарушении начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Затем председательствующий или должностное лицо объявляют, какое дело подлежит к рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. После оглашения протокола о правонарушении заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, разрешаются ходатайства, исследуются доказательства, заслушивается заключение прокурора, если он участвует в рассмотрении дела.

Орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли правонарушением имущественный ущерб, имеются ли основания для передачи материалов дела на рассмотрение иного органа или трудового коллектива и др.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, который фиксирует в соответствии все процессуальные данные и подписывается председатель-ствующим в заседании и секретарем.[4, c.171]

Рассмотрев дело, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу, которое должно содержать следующие данные: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, и дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленные при рассмотрении дела; указание на нормативный акт предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение; срок и порядок о( жалования постановления, когда оно не является, окончат тельным, либо указание, что постановление являете окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не под лежит.

В случае одновременного решения вопроса о возмещении виновным имущественного ущерба в постановлении по делу указывается размер ущерба, срок и порядок его возмещения. В постановлении по делу также должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах. Постановление по делу может быть двух видов: о наложении административного взыскания либо о прекращении дела производством.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании его рассмотрения. Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

При установлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, орган (должностное лицо), вынесший постановление по делу, вносит в соответствующие организации, учреждения и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Указанные организации и лица обязаны в течение месяца со дня поступления предложения сообщить о принятых мерах органу (должностному лицу), внесшему предложение.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении может быть осуществлено лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Норма ст. 62 Конституции предоставляет право каждому пользоваться юридической помощью адвокатов в целях защиты прав и свобод. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению жалобщика может быть восстановлен органом (должностным; лицом), правомочным рассматривать жалобу; Подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением жалования предупреждения, административного ареста также наложения штрафа, взимаемого на месте совершения правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста. Установлен следующий порядок обжалования т становлений по делам об административных правонарушениях:

ь постановления административных комиссий, комиссий: по делам несовершеннолетних - в местные исполнительные и распорядительные органы либо в районный (городской) суд, решение которого является окончательным;

ь решения исполнительных комитетов поселковых, сельских Советов депутатов - в исполнительный комитет районного, городского Совета депутатов или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным;

ь постановления иных органов (должностных лиц) о наложении административного взыскания в виде штрафа в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным;

ь постановления о наложении иного административного взыскания - в вышестоящий орган (вышестоящему - должностному лицу), после чего жалоба может быть передана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным.

Постановление о наложении одновременно основного и дополнительного административного взыскания может быть по выбору лица, обжалующего постановление, обжаловано в порядке, установленном для основного либо для дополнительного взыскания:

ь постановление органа внутренних дел (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, в вышестоящий орган (вышестоящему лицу) или в суд;

ь постановление должностного лица Военной автомобильной инспекции главной военной комендатуры Вооруженных Сил Республики Беларусь или штатной военной автомобильной инспекции военной комендатуры гарнизона о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, вышестоящему должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, или в суд.

Таким образом, постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано как в судебном, так и административном порядке (вышестоящему органу, должностному лицу). При наложении не-которых видов административных взысканий предусмотрен двухступенчатый порядок подачи жалобы: в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), а затем в суд.[4, c.176]

В тех случаях, когда жалоба подается в районный (городской) суд, постановление суда (судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию не подлежит. Постановление судьи но делам об административных правонарушениях может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, который рассматривается им в течение трех дней, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда.

Жалоба и протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в пятидневный срок со дня их поступления. При рассмотрении жалобы или протеста проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. По результатам рассмотрения жалобы или протеста орган (должностное лицо) принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу или протест без удовлетворения, а постановление без изменения;

2) постановление отменяет, и дело направляет на новое рассмотрение;

3) отменяет постановление и прекращает дело;

4) изменяет меру и вид взыскания с тем условием, чтобы взыскание не было усилено.

Если при рассмотрении жалобы или протеста будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело, то такое постановление отменяется, а дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица). Отмена постановления и прекращение дела об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.[5, c.127]

Задача

В здании автовокзала г.Могилева при большом количества пассажиров двое пьяных молодых людей громко разговаривают, в разговоре часто употребляют нецензурные слова.

Определите, имеет ли место в данном случае административный проступок. Ответ обоснуйте нормами права.

Решение

Согласно статьи 17.3. КоАП Республики Беларусь появление в общественном месте в пьяном виде является административным правонарушением и влечет наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

Согласно статьи 17.1. КоАП Республики Беларусь нецензурная брань в общественном месте является мелким хулиганством и влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Таким образом, в действиях молодых людей предусматривается административный проступок, и они подлежат привлечению к административной ответственности.

Источники и литература

1. Закон Республики Беларусь «О государственной службе» от 14 июня 2003 г. № 204-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. № 409-З)

2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 201-З).

3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 320-З).

4. Административное право: Учебное пособие/ Под ред.Л.М. Рябцева - Мн.: Книжный Дом, 2007.

5. Постников А.А., Сухаркова А.И. Административное право Республики Беларусь. - Мн.: 1998.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.