РУБРИКИ

Анализ криминальной ситуации и тенденции ее развития в Чеченской Республике

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Анализ криминальной ситуации и тенденции ее развития в Чеченской Республике

Пережитое в экстремальных событиях не только не способствует, но и препятствует естественной перестройке на мирную жизнь. В условиях боевых действий вырабатываются необходимые приспособительные механизмы (восприятие окружающей среды как враждебной, гипербдительности, автоматизации навыков, готовности к моментальному реагированию на угрожающий стимул через агрессию, вплоть до физического уничтожения источника угрозы). Для таких личностей характерны настороженность и отчуждение от людей, включая членов семьи, склонность к взрывным аффективным реакциям. Отсюда следуют склонность к насилию и иным противоправным действиям. Не менее тяжелые психические травмы переживают беженцы.

Обследование жителей Чеченской Республики, не выезжавших за ее пределы, а также беженцев в лагерях на территории Республики Ингушетия, проведенное научными сотрудниками Грозненского педагогического института, выявило наличие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у 42% испытуемых; у 29,7% - ПТСР и стойкую социально-психологическую дезадаптацию; у 15,3% - стойкую социально-психологическую дезадаптацию См.: Люди на войне // НГ-Наука. 2004. 8 сентября.. Для всех были характерны отчужденность, замкнутость, подозрительность, высокая тревожность, чувство вины.

Основными психотравмирующими факторами для указанных категорий людей стали гибель родственников и разрушение дома.

Психотравмирующее воздействие ситуации вооруженного конфликта перенесли также лица, совершившие преступления на территории Чеченской Республики, - ее жители. Исследования показывают, что 79,5% преступников (из числа, не участвующих в незаконных вооруженных формированиях на момент начала антитеррористической операции) так или иначе пострадали от боевых действий, при этом у 32 % было разрушено жилье, у 25% погибли родственники, близкие люди. Немалое число преступников (38,8%) не выезжали из зоны боевых действий (22,3% находились на территории республики в 1994-1996 гг. и 16,5% - в 1999-2001 гг.).

В связи с вышеизложенным большинство преступников, совершивших преступления в Чеченской Республике, имеют следующие личностные деформации:

- нарушение способности поддерживать социальные контакты и отсутствие потребности в душевной близости с другими людьми (33,2% преступников характеризуются как замкнутые, необщительные; 39,4% неоднократно в течение года меняли место работы и род занятий; 38,6% не проявляли интерес к общественной жизни и активность при решении собственных жизненно важных проблем; 34,1% имели острые, продолжительные конфликты в семье, вызванные претензиями членов семьи к их образу жизни);

- душевная черствость, эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, гиперагрессивность (18,7% преступников характеризуются как жестокие, властные, самоуверенные, бестактные, упрямые люди, 16,4% - как люди вспыльчивые, остро (нередко неадекватно) реагирующие на критические замечания в свой адрес; 15,2% - как скандалисты, постоянно вступающие в конфликты с окружающими) См.: Шинкин И.А. Криминологическая характеристика преступности на территории Чеченской республики. Ростов-на-Дону. 2006. С. 106-108..

Тяжелая социально-экономическая ситуация оказывает в целом деморализующее действие на личность. Немалую роль в причинном комплексе преступности на территории Чеченской Республики играет нравственно-психологический кризис, так называемая «чеченская депрессия» См.: Минасян Л. Чеченская депрессия // Новые Известия. 2003, 11 июля.. Депрессия рождает отчаяние, чувство горя и тоски. Подверженных ей людей легко склонить к неадекватным действиям, к «шахидизму».

Перечисленные отличительные черты позволяют говорить о личности гражданина, совершившего преступление на территории Чеченской Республики, как об отдельном, самостоятельном социальном и психологическом типе. Его специфика определяется реакцией на воздействие социальной среды, т.е. на социальные процессы, имеющие место в рассматриваемом регионе.

3. Факторы преступности в Чеченской Республике

Выше уже упоминалось о влиянии на преступность комплекса неблагоприятных обстоятельств различного характера. Преступность в Чеченской Республике является результатом влияния внешних и внутренних факторов.

К внешним следует отнести:

- процессы глобализации, в результате которых интеллектуально и технологически развитые страны в еще большей степени втягивают локальные национальные миры в орбиту собственного влияния при постоянной тенденции социокультурной унификации развитых стран. При этом происходит разрушение веками складывавшейся системы восстановительного правосудия, опиравшегося не на наказание, а на примирение. Лежащие в основе этого способа урегулирования конфликта родоплеменные, семейные, клановые, тейповые отношения позволяют рассматривать преступление и наказание в рамках этих отношений;

- невиданные ранее масштабы миграционных процессов расшатывают и тем самым осложняют и дестабилизируют социально-культурное устройство государств. В этих условиях обостряется проблема социокультурной идентификации и адаптации личности в обществе, что неблагоприятно сказывается на показателях преступности;

- появление качественно новых каналов передачи информации. Именно это обусловливает мировую трансформацию и складывающуюся новую социокультурную картину мира, и в частности систему ценностей. Общество находится в процессе контркультурного размежевания, сломаны некоторые культурно-нравственные барьеры, и нет никаких препятствий к возможности захвата сознания большинства граждан См.: Иллюк А.А., Оганян Р.Э. Некоторые факторы, способствующие росту преступности незаконных мигрантов в современной России // «Миграционное право», 2006, N 3..

При анализе социально-политической и криминальной ситуации в регионе необходимо учитывать и геополитическую ситуацию. Распад СССР не был конечной целью «холодной» войны. Идеологи «холодной войны» никогда не скрывали своей заинтересованности в дальнейшем расчленении России. Сложившаяся непростая ситуация в Чеченской Республике во многом оказалась результатом того, что в силу определенных исторических, экономических, социально-политических условий в системе национальных отношений бывшего СССР, а впоследствии России, данный регион оказался слабым звеном, чем не замедлили воспользоваться враждебные российскому государству внешние и внутренние силы. В чеченском конфликте заинтересованы те, кто не желает возрождения сильной, процветающей России.

К наиболее значимым внутренним факторам, по нашему мнению, относятся:

1) социально-политические факторы;

2) социально-экономические факторы;

3) религиозные факторы;

4) факторы маргинализации местного населения.

Социально-политические факторы.

В событиях в Чеченской Республике большую роль сыграли многолетние социально-политические процессы: это, во-первых, стремление чеченского народа к самоопределению, во-вторых, борьба простого населения за социальную справедливость. Трагедия данного региона состоит в том, что на волне общедемократического и национального движения под флагом идеи национального возрождения, суверенитета был совершен очередной передел власти и собственности в корпоративных интересах, когда власть от коммунистической номенклатуры перешла к постсоветской элите, национальной по форме и преступной по сути. Чеченский кризис возник в результате внутричеченского раскола в подходах к проблемам власти и собственности. Лидеры отдельных кланов и политических элит, отказавшись действовать согласованно во имя интересов нации, спровоцировали этот раскол и упустили шанс создания в республике полиэтнического правового гражданского общества.

Современная национальная политика государства в отношении северокавказских республик и сейчас в целом недостаточно эффективна. Она не базируется на глубоко осмысленной концептуальной основе, не обладает необходимой гибкостью, ей недостает дифференцированного подхода, предметного учета исторического многообразия вековых традиций, самобытности культур и духовности, уклада жизни кавказских народов, отношений между нациями и народностями, населяющими Кавказ, их обычаев, неповторимого характера, противоречий, разделяющих республики и национальные группы людей.

Обстоятельством, осложняющим ситуацию в социально-политической сфере, является наличие проблемы социальной модернизации общества и национализм. В первую очередь имеется в виду сохранение в регионе социальных (стадиальных) разрывов между этносами, которые обусловили значительное опережение одних социумов другими. Конкретным выражением этого является оставшаяся традиционная патриархальность и сложная этносоциальная и этнотерриториальная структура чеченского общества, для которой характерно переплетение норм народного права - «адата» с нормами шариата.

Преступность - безусловно, явление социальное, но преступление совершает конкретный индивид, поэтому влияние общества на состояние преступности, обладающего структурой, для которой характерны основанная на традициях ритуалистическая приверженность к установленному, предписанному поведению, неоднозначно. С одной стороны, наличие жесткого социального контроля в виде традиций, нравов, обычаев удерживает индивида в рамках установленных норм поведения. С другой стороны, нередко внутренние, одобряемые культурные нормы при столкновении с культурой более широкой общности приходят в состояние конфликта. Это относится к распространению действия Уголовного кодекса Российской Федерации на территорию Чечни, в котором ряд древних практикуемых среди населения обычаев находятся под запретом. Прежде всего, это относится к сохранившейся, так называемой, набеговой системе чеченцев (абречество), а также обычаю «кровной мести» и др., отражающих глубоко внутренние процессы формационного развития чеченских социумов и создающих перманентный конфликтный фон, который не способствует гармонизации межэтнических отношений.

Одним из проявлений непростой социальной ситуации в жизни чеченского общества является исторически сложившаяся сложная система территориально-клановых и этно-конфессиональных сообществ. Проблема взаимоотношения по линии «тарикат - власть», «тейп - власть», «тарикат - тейп» - один из важнейших для понимания многих процессов в республике, как в прошлом, так и в настоящем. Признаком появившейся кризисности в этих отношениях стало появление своеобразного внутреннего сепаратизма как реакция на неспособность местной власти решать насущные проблемы простых чеченцев. Это выразилось в требованиях установления независимой власти в пределах родовых земель.

Необходимо отметить, что фактором, осложняющим социальную ситуацию, является то обстоятельство, что в предыдущие исторические периоды некомпетентными действиями властей, произвольным и некомпетентным вмешательством в распределение административных границ, игнорировавшим исторические контуры расселения этносов, периодически ущемлялись права местных народов.

Что касается проявлений национализма, то здесь следует отметить, что в период перестройки сколько-нибудь заметного движения за полную независимость и выход из России среди чеченцев не наблюдалось. Но к концу 80-х годов политическая обстановка в республике обостряется. Законное недовольство большинства населения вызывали политика дискриминации коренных народов при формировании местной номенклатуры в советский период, а в дальнейшем практикуемый клановый подход к назначению на влиятельные посты, и сопутствующая этому коррупция - вплоть до покупки высоких должностей за деньги.

В этой ситуации местные руководители стали демонстративно поддерживать лозунги и требования националистического характера. Национализм усилился, когда союзное руководство бывшего СССР в борьбе против нового руководства РСФСР во главе с Б. Ельциным стало разыгрывать карту автономии и пытаться уравнять их статус с союзными республиками.

К субъективным проблемам следует отнести то обстоятельство, что в истории многовекового совместного проживания народов Кавказа (и славян) наслоилось бесчисленное количество реальных или мнимых обид, таившихся на дне коллективной этнической памяти. Некоторые кавказские народы сохранили болезненные воспоминания о Кавказской войне ХIX века и депортации народов в ХХ веке.

Национальное самосознание отчасти деформировано пропагандой идеологами сепаратизма культа силы и национальной исключительности, пренебрежительного отношения к другим народам, разжигания межэтнической ненависти. При этом имеет место аппеляция к самым низменным инстинктам, поощрение анархии и безответственности, культивирование пренебрежительного отношения к труду и накоплению благ через честный труд. Ориентация на криминальный способ наживы способствовал появлению «новой элиты» из вчерашних маргиналов, которые составляют собственно ядро национал-радикалов.

Вместе с тем, несмотря на то, что в Северо-Кавказском регионе еще наблюдаются феномены национального эгоцентризма, национальных движений, выдвигающих интересы своих этносов на первый план во всех социально-политических и экономических сферах, на сегодняшний момент можно с оптимизмом констатировать, что кредит доверия основной части кавказских народов к национал-радикалам исчерпан.

Необходимо также отметить, что в последние годы политическая ситуация в Чеченской Республике имеет четкие тенденции к стабилизации. Наиболее значимым фактором улучшения социально-политической ситуации в Чеченской Республике является то, что пропагандируемые лидерами бандформирований идеи религиозной и национальной розни, насилия и нетерпимости не находят поддержки среди населения и не выдерживают сравнения с проводимой руководством Чеченской Республики политикой возрождения, созидания и консолидации общества См.: Доклад Министра внутренних дел по Чеченской Республике генерал-лейтенанта милиции Р.Ш. Алханова на заседании Антитеррористической комиссии ЧР по вопросу: «Об организации деятельности МВД по Чеченской Республике по противодействию терроризму».. Можно выделить три основных ее составляющих:

1. Наступательная и бескомпромиссная борьба с терроризмом.

2. Защита прав и свобод граждан, проживающих на территории Чеченской Республики.

3. Активная и всеобъемлющая работа по восстановлению политической, духовной, социальной и экономической сфер жизнедеятельности См.: Алханов Р.Ш. Законность и правопорядок - основа мира и стабильности в Чеченской Республике // Профессионал. 2008..

Социально-экономические факторы.

Социально-экономическое развитие Чеченской Республики, как впрочем, и ряда других субъектов Южного федерального округа, остается гораздо ниже среднероссийского уровня, в том числе по уровню валового регионального продукта на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения, наличию основных фондов на душу населения.

К группе неблагополучных субъектов округа относятся: Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Карачаево-Черкесская Республики, Волгоградская область. Именно показатели уровня валового регионального продукта на душу населения, объема внешнеторгового оборота на душу населения, уровня финансовой обеспеченности региона на душу населения, уровня общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения, наличия основных фондов на душу населения, уровня развития отраслей социальной инфраструктуры составляют основу отсталости субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа. Такое состояние экономики в северокавказских республиках существенно затрудняет усилия федерального центра по стабилизации социально-политической обстановки на территории региона, способствует формированию новых угроз безопасности государства, таких, как религиозный экстремизм и этносепаратизм.

Возникшее в результате социального расслоения недовольство деятельностью региональных властей побуждает экономически неблагополучную часть населения к созданию радикальных общественно-политических объединений, способствует разжиганию этнофобии. Молодежь республик, не имеющая работы, а соответственно, средств к существованию, все активней вовлекается в различного рода исламские экстремистские группировки ваххабитов, таблигитов, салафитов и т.п. См.: Алехнович С.О. Федеративные отношения и безопасность регионального развития // «Право и политика», 2007, N 4. Несформировавшаяся морально-психологическая устойчивость подвергается искусственному манипулированию, в том числе доведению сознания до состояния зомби См.: Бахаев Л.Ш. Превентивные меры как фактор сдерживания преступности среди несовершеннолетних // Материалы научно-практической конференции «Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике» (6 октября 2007 г.). М., 2008. С.18-19..

Социально-экономический фактор с точки зрения его негативного воздействия на криминальную ситуацию в Чеченской Республике сотрудниками органов внутренних дел этого региона определен, как основной. В ходе анкетирования 89,5% экспертов из числа сотрудников органов внутренних дел сошлись во мнении, что проблема трудоустройства по своей криминогенной значимости стоит на первом месте, 61,6% указали на неустроенность досуга молодежи, 48,8% - на бедность основной части населения и 32,6% - на резкую поляризацию доходов.

Результативному и комплексному решению социально-экономических проблем будет способствовать реализация новой федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 гг.». Одной из основных целей которой выступает увеличение в два раза доходов населения республики к 2012 году.

Руководство Чеченской Республики осознает, что невозможно за короткий период времени обеспечить работой десятки тысяч человек, наполнить региональный бюджет, решить первоочередные социальные задачи, ориентируясь только на строительство крупных предприятий. Поэтому Президент республики Р.А. Кадыров определил, что одним из основных путей преодоления безработицы является развитие малого и среднего бизнеса.

Сегодня от стадии выживания регион переходит к этапу экономического подъема. Наблюдается небывалый рост количества субъектов малого предпринимательства, и шаг за шагом республика превращается из потребителя в производителя.

Чеченская Республика заняла 12 место среди 53 субъектов страны по итогам конкурса отбора и ранжирования программ, планов и проектов мероприятий по проведению административной реформы.

Религиозные факторы.

В контексте национальной политики исключительно важное значение имеет характер взаимоотношений государства и религии. По Конституции РФ церковь отделена от государства (ст. 14). Однако государство не может не считаться с тем фактом, что религии владеют душами, сознанием миллионов людей. Нет ни одной социальной или политической проблемы, в которой бы прямо или косвенно не присутствовал конфессиональный фактор См.: Давыдов В.Н. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: региональный фактор // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2004. С. 43..

В России из основных мировых религий наиболее распространены христианство (православие) и ислам. Если судить по интенсивности проявления симпатии к религиозным конфессиям со стороны политической элиты, представляющей государственную власть, то нельзя не заметить, что в ее позиции проявляется политика деления религий и конфессий на привилегированные и иные. На экранах телевизоров, в газетных публикациях, на официальных мероприятиях, проводимых государственными структурами, представители мусульманского духовенства присутствуют не так часто, как православные религиозные деятели. Коренные народы Северного Кавказа индифферентны к такому положению вещей См.: Попов В.И. Экономико-правовой, политический и национальный факторы организованной преступности на Северном Кавказе // Проблемы борьбы с организованной преступностью в Северо-Кавказском регионе (правовой, политический, экономический, национальный аспекты). Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23-24 ноября 1999 г. М., 2000. С. 9..

Между тем 7 из 21 республики, входящей в состав Российской Федерации, являются национально-территориальными образованиями, коренное население которых - мусульмане (20 миллионов человек). Хотя указанное не обязательное свидетельство религиозности всех этих граждан, здесь практически каждый человек в повседневности соприкасается с обычаями и традициями, регулирующими процесс как индивидуальных, так и межличностных отношений.

Как известно, до недавнего времени исламу уделялось недостаточно внимания. В средствах массовой информации, как и в обыденном сознании большинства граждан (не мусульман), данная религия представлялась, и все еще представляется обращенным в прошлое учением, оправдывающим фанатизм, нетерпимость и ограниченность. Считалось, что ислам не имеет будущего и сохраняет свои позиции там, где сохранились средневековые пережитки, архаичные традиции См.: Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С. 3..

Вместе с тем, с аналогичных позиций еще недавно оценивались и другие религиозные системы. Однако время внесло существенные коррективы. Жизнь подтвердила и продолжает подтверждать, насколько неоценима и важна роль религии в формировании общественного сознания и поведения, достижении той цели, которая едина у религии и государства.

Если в отношении оценки роли православия в духовном, культурном и нравственном возрождении общества произошли ощутимые положительные изменения, то такое переосмысление в должной мере еще не затронуло ислам.

Исламу в особенности присущи нормы, регулирующие поведение людей. Будучи составной частью социальных норм, нормы ислама участвуют в формировании правомерного поведения, упрочения национально-государственного устройства. Вместе с тем, при определенных обстоятельствах они могут использоваться как «мощное оружие экстремистскими и террористическими группировками, тем более что они опираются на базовые ценности, принятые в обществе и коррелируемые с общечеловеческими ценностями; активизируют и без того сильное для религиозного сознания эмоциональное восприятие окружающей действительности, особенно связанное с социальной и национальной идентификацией индивида» Политический экстремизм и его профилактика у студенческой молодежи Дона / Под ред. А.С. Зайналобидова и В.В. Черноуса. Ростов-на-Дону, 2003. С. 59..

Так, этническая и религиозная общность чеченцев была мобилизована их лидерами перед войной. Эту мобилизацию следует понимать, как превращение этничности и религиозности из психологического, духовного, культурного и социального фактора в собственно политическую и даже военную силу. Таким же образом были полититизированы и отдельные личности в республике См.: Ю.М. Антонян. Исторические факторы детерминации терроризма на Северном Кавказе // Особенности противодействия терроризма на современном этапе развития общества. Материалы круглого стола ВНИИ МВД России (31 марта 2006 г.). М., 2006. С. 8..

Сегодня наблюдается активное и противоречивое проявление ислама как политической силы, влияющей на процессы этнической консолидации, оказывающей огромное воздействие на ситуацию не только на юге России, но и на всю страну в целом. Речь идет не об исламе, как мировой религии, а лишь о тех его радикальных формах (например, ваххабизм), которые трансформируют религию в идеологический инструмент, оправдывающий насилие в любых его формах.

Усиление воздействия ислама на общественно-политическое сознание населения республик происходит и через семейно-бытовые отношения, национальные традиции, обычаи, праздники и обряды, контактирование с зарубежными исламскими государствами, организациями и т.д.

В наиболее общих чертах в криминогенную мотивационную группу религиозных противоречий и разногласий можно отнести такие факторы преступного поведения отдельной категории лиц, как религиозный фанатизм, псевдорелигиозный экстремизм, основанный на личной заинтересованности с целью поддержания престижа, завоевания авторитета, лидерства с агрессивной окраской; этнонациональные противоречия, перерастающие в конфликты; наличие внутригрупповой поддержки противоправного поведения; ярко выраженное стремление к самоидентификации и традиционализму. Названные факторы предопределяют стремление чеченцев к суверенитету, сохранению внутреннего единства и самобытности, осознанию своей этнокультурной общности. Стремление к традиционализму как необходимому условию сохранения национальной культуры не может не оказывать влияния на поведенческие установки не только самих представителей этноса, но, в качестве ответной реакции, и людей других национальностей. Ориентированность личности на собственную этническую принадлежность приводит к гиперболизации этничности, что порождает социальные конфликты, средством разрешения которых становится преступление.

С учетом этого, религиозный экстремизм способен порождать как общеуголовную преступность, так и преступления против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм, захват заложников, создание незаконного вооруженного формирования и др.) См.: Хромов И.Л. Этнический терроризм // Особенности противодействия терроризма на современном этапе развития общества. Материалы круглого стола ВНИИ МВД России (31 марта 2006 г.). М., 2006. С. 256..

Оценивая ситуацию в религиозной сфере, следует отметить, что ислам, как основная религия в Чеченской республике, утвердился на данной территории в историческом смысле относительно в поздние времена, в ХII-ХVI веках, т.е. на 5-9 веков позже возникновения самой исламской религии. Ислам в край приносился зачастую на мечах завоевателей. Насильственно навязанный чеченцам ислам в ранние эпохи приживался с трудом, поскольку среди чеченцев сильны родоплеменные верования, языческие обычаи и специфические обряды. Объективности ради нужно заметить, что противоречия между родоплеменными верованиями чеченцев и исламом несущественны, поскольку все, что касается нравственных установок, семейного права и более широко - мировоззрения, вполне совпадает с исламским учением. Особенностью религиозного поведения является отсутствие религиозного фанатизма и распространенное среди населения достаточно формальное отношение к исламу.

Исторически утвердившейся формой ислама в Чечне является суфизм. Именно поэтому попытки пропаганды ваххабизма, как экстремистского течения ислама, не встречают понимания и поддержки среди широких слоев населения. Более того, налицо жесткое противостояние между ваххабитами и сторонниками традиционного ислама. Многие полевые командиры и религиозные авторитеты готовы замириться с Россией ради искоренения ваххабизма.

Еще одним аспектом религиозных противоречий в Чеченской Республике является фактическое возрождение феодального бытия См.: Рамазанов Т.Б. Религиозно-политический экстремизм в Чечне и Дагестане как фактор преступности // Право и политика, 2000, № 4. С. 106-109., как реакции общества на неспособность государства обеспечить социальную защищенность личности. Если в периоды стабильности социальная система ограждает и отчасти защищает человека относительно статичными, устойчивыми нормами, правилами, законами и др., что делает его жизнь предсказуемой и прогнозируемой, то в переходные эпохи ситуация коренным образом меняется; потеряв былые точки опоры, человек ищет новые См.: Волкогонова О.Д., Татаренко И.В. Этническая идентификация русских, или искушение национализмом // Мир России. 2001, № 2. С. 149.. Кавказские этносы начали руководствоваться во всех своих действиях тем морально-нравственным комплексом, который относится к традиционной национально-этнической культуре и не имеет никакого отношения к правовым канонам современной государственной жизни.

В частности, к этим нормам относятся: нетерпимость к нарушению эталонов обычного права; жестокость и нетерпимость к людям, обладающим низким социальным статусом или принадлежащим к иным этносам; преклонение перед высоким социальным положением; существование двойного стандарта в поведении по отношению к «своим» и «чужим», и т.д. См.: Арутюнов С. А. Шариату на Северном Кавказе необходимо создать легальную правовую нишу // Итоги, 1999, № 3. С. 16.

Таким образом, активация и реанимация феодальной системы ценностей способствует криминализации общества, возрастанию жестокости.

Фактор маргинализации местного населения.

Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей - экономических, социальных и духовных См.: Барсукова Т.И., Барсукова В.П. Социальная девиация как дезинтегрирущий фактор // Материалы VIII региональной конференции: «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Том 2. Общественные науки. Ставрополь, 2004. С. 36.. Усиление маргинализации приводит к тому, что свойственная маргиналам система ценностей - крайние формы социального нетерпения, склонность к упрощенным максималистским решениям, отрицание или враждебное отношение к существующим общественным институтам - распространяется на широкие общественные круги. Поскольку речь идет о значительной части населения, подобное развитие может привести к серьезным последствиям. О возможном характере таких последствий можно судить хотя бы потому, что особую активность в отношении этих групп проявляют радикальные политические силы и экстремистские религиозные объединения См.: Брехова О.А. Маргиналы как угроза политической стабильности // Национальная идея и национальная безопасность современной России. Материалы международной научно-практической Интернет-конференции. Орел, 1 ноября - 30 декабря 2002 г. / Под ред. А. Л. Елисеева. Орел, 2003. С. 74-77..

Процесс маргинализации в Чеченской Республике имеет свои особенности, связанные с трагическими политическими событиями, в результате которых были разрушены не только жилье, но и важнейшие объекты трудовой и социальной занятости граждан. С одной стороны, произошел вынужденный отток трудоспособного населения, с другой - безработица, с которой люди столкнулись по возвращении.

Учеными давно установлено, что безработные - резерв преступности. Это мнение разделяют и опрошенные нами осужденные (45%). В Чеченской Республике численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, составляет 320,7 тыс. человек, из них 313,9 тыс. человек имеют статус безработного (все население республики составляет 1183,7 тыс. человек) См.: Талхигова Л.А. О некоторых причинах совершения правонарушений несовершеннолетними в Чеченской республике// Материалы научно-практической конференции «Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике» (6 октября 2007 г.). М., 2008. С.87, 89.. Таким образом, более четверти населения республики нигде не работает и не учится. Положение дел обостряется в силу того, что наиболее высокий уровень безработицы характерен, в первую очередь, для молодежи. Только среди зарегистрированных безработных почти 54% составляют лица в возрасте 16-29 лет, т.е. лица наиболее криминально активного возраста См.: Шинкин И.А. Указ. раб. 128..

За время конфликта в Чеченской Республике выросло поколение войны - молодые люди, которым к началу боевых действий исполнилось 8-15 лет, достигли в настоящее время 18-25-летнего возраста. К сожалению они не жили в условиях работающей экономики, нормального функционирования государственных институтов, большинство из них не получило сколько-нибудь серьезного образования. Соответственно, ценности, связанные с приобретением профессии, карьерным ростом, легальным заработком, без чего невозможна эффективная социальная адаптация к современным условиям, для них мало значимы См.: Милованов Ю.Е. О проблемах государственного строительства в Чеченской Республики // Современное положение Чечни: социально-политический аспект. Ростов-на-Дону, 2001.. В поисках средств они занимаются противозаконной деятельностью, связанной с распространением наркотиков, переработкой нефтепродуктов, изготовлением контрафактной продукции. В ряде случаев становятся участниками незаконных вооруженных формирований.

Направлениями деятельности этих незаконных вооруженных формирований являются:

- идеологическая обработка и последующая вербовка граждан, в первую очередь молодежи;

- формирование террористических групп;

- создание глубоко законспирированной сети пособников, занимающихся подготовкой к проведению террористических актов.

Как результат, следует отметить дезориентацию молодежи, бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, а также утрату чувства сопричастности и ответственности за судьбу своей страны См.: Бисултанов И.И. Место органов внутренних дел в профилактике экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних // Материалы научно-практической конференции «Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике» (6 октября 2007 г.). М., 2008. С.24-25..

Поэтому наряду с проведением социальных и политических преобразований, руководство Республики придает большое значение возрождению моральных и нравственных ценностей, развитию родного языка, культуры, восстановлению исторической памяти народа, традиций и обычаев. В этих целях проводится комплексная работа по патриотическому и нравственному воспитанию молодежи, ее вовлечению в трудовую и общественную деятельность. Принимаются меры по развитию спорта, как высших достижений, так и детско-юношеского, формированию здорового образа жизни, воспитанию физически и духовно развитого подрастающего поколения.

4. Тенденции развития социально-политической и криминальной ситуации в Чеченской Республике

Перечисленные выше факторы, предопределяющие или обуславливающие состояния преступности в Чеченской Республике, проявляют себя в той или иной степени в различных сферах жизнедеятельности чеченского общества. Степень влияния этих факторов зависит от состояния этих сфер, происходящих в них процессах и основных тенденций развития. В этой связи необходима оценка интенсивности выраженности этих тенденций и их направленности, что даст возможность прогноза развития социально-политической и криминальной ситуации в Чеченской Республике.

При анализе политической ситуации и ее тенденций в национальных регионах надо четко осознавать, что какую бы форму не принимали конфликты между федеральными властями и национальными окраинами: националистическую, религиозную, политическую, культурную, в основе их противостояния лежит борьба за доступ к ресурсам. В отношении Чеченской Республики эта истина подтверждается наличием столкновения к началу 90-х годов минувшего века интересов федеральных и региональных политических элит. К 1991 г. в республике ежегодно добывалось до 4,2 млн. т. нефти. По территории республики проходят важные нефте-газопроводы к портам Черного моря. Доходы от операций с нефтью и нефтепродуктами по подсчетам специалистов составляют миллионы долларов. Во многом это стало поводом для провоцирования схватки между квази элитами в исследуемом регионе. Наведение порядка в этой сфере, постановка под контроль государства производственного нефтегазодобывающего комплекса должны способствовать снижению конфликтности.

Добавляют напряженности отношениям и мешают взаимопониманию с обеих сторон известные культурные предрассудки в отношении друг друга. В частности, это касается чрезмерного преувеличения и даже абсолютизации значимости в жизни чеченского общества специфических обычаев и традиций. В то же время многолетнее пребывание чеченцев в составе России, а в последствии СССР, мощное внешнее цивилизационное давление, активная социально-культурная политика в годы советской власти серьезно модернизировало веками устоявшиеся порядки в общественной жизни. В подтверждение этому специалисты по этническим проблемам отмечают, что жители чеченского села не любят говорить на тему тейпов и тейповых различий. Более образованные жители республики, живущие в городах, обычно преуменьшают значение тейпов, очевидно, боясь, что из-за сохранения этих институтов чеченцев могут считать «примитивными». Но как элемент национальной традиции тейп, как и ислам, считается большинством из них чем-то, что следует оберегать и сохранять. Однако, как сила политической мобилизаций, и организации тейп играет сейчас ограниченную роль.

Проявляющиеся тенденции возвращения к традиционной (общинной) организации неформальной власти и управления, в которой нет места ни лидерам бандформирований, ни ваххабитским агитаторам следует признать положительным, обнадеживающим фактом, ибо здесь мы имеем дело, с учетом местной специфики, с началом становления гражданского общества. Это своего рода прообраз местного самоуправления в чеченском варианте: на основе «юрт-да» (глав сел) избирается глава района и так далее вплоть до главы республики.

Если восемь лет назад аналитиками МВД России отмечалось, что, несмотря на принятие российским руководством целого ряда мер, направленных на «развязывание чеченского узла», кардинальных позитивных трансформаций в южных и горных районах Чечни не произошло. См. В.Г. Брычев, А.И. Гук. Россия и Северо-Кавказский регион (Чечня): история и современность. М., 2000, с. 25-27. То в настоящее время при сохраняющейся непростой социально-политической ситуации в регионе такие изменения очевидны.

Можно с уверенностью констатировать, что перечисленные острые проблемы во многом нашли свое разрешение. Действиями федеральных сил разгромлены крупные бандформирования, уничтожены лидеры сепаратизма и полевые командиры, успешно проведены выборы в местные органы власти, в результате чего в республике в настоящее время полноценно действуют органы исполнительной, законодательной и судебной власти. Принята в ходе проведенного референдума Конституция республики, в которой закреплены федеративные отношения Чеченской Республики в составе Российской Федерации. Кроме того, укрепляются правопорядок и общественная безопасность в регионе. Значимым политическим событием стало избрание Президентом Чеченской республики Р.А. Кадырова.

Итоги социально-экономического развития Чеченской Республики за последние годы свидетельствуют, что наметился некоторый экономический подъем: повышаются доходы населения, растет достаток; реализуется масштабная акция «республика без следов войны». Почти полностью решена проблема с беженцами. В республике развернута борьба против наркомании и алкоголизма. Только за счет привлечения внебюджетных источников финансирования в городах Грозный, Гудермес и Аргун восстанавливается муниципальное жилье площадью 1 870 тыс. квадратных метров, обустраиваются площади, проспекты и улицы. Выплачиваются пособия семьям с детьми, предоставляются в предусмотренных объемах льготы по коммунальным и транспортным услугам ветеранам войны и труда, пенсионерам и инвалидам, проводится работы по их обеспечению техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением.

Для закрепления и развития этих позитивных тенденций Министерством экономического о развития и торговли Чеченской республики разработана программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы», целью которой является снижение уровня безработицы и бедности, повышение реальных доходов граждан, увеличение валового продукта в два раза.

Основными задачами экономической политики Чеченской Республики являются построение социально-ориентированной рыночной экономики, финансовое оздоровление предприятий, обеспечение роста доходов граждан, стимулирование внутренних и внешних инвестиций, создание эффективных рыночных институтов.

Одним из признаков демократического правового государства является принуждение к исполнению законов. История взаимоотношений федерального центра с национальными регионами с точки зрения укрепления российской государственности неоднократно показывала, что именно мощное государственное присутствие в сложном полиэтническом регионе помогает снизить накал межродовой и межплеменной вражды. Кровавые распри и конфликты могут быть остановлены и прекращены под давлением прочного, постепенно и неуклонно устанавливающегося государственного порядка. Для достижения этого не требуется ни насилий, ни репрессий: необходимо только внушить населению, что правительство решительно настроено на принятие реальных мер по утверждению власти закона.

В этой связи решающее значение имеет укрепление позиции и поддержка со стороны высших органов государственной власти Президента Чеченской Республики Р.А. Кадырова, что является гарантией конечной и полной нормализации социально-политической ситуации в республике.

Стабилизация социально-политической и экономической ситуации неизбежно приведет и к нормализации криминальной обстановки. С учетом проведенного анализа статистической информации, результатов исследований, посвященных изучению криминальной ситуации, внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние и динамику преступности и ее отдельных видов, можно выделить тенденции развития криминальной ситуации в Чеченской Республике, сформулированные опрошенными экспертами. Так, по мнению экспертов, в ближайшие два года снизится: общее количество, совершаемых в республике преступлений (59,1% экспертов), тяжких и особо тяжких преступлений (56,8%), бандитизм (63,6%), похищения человека (73%), преступления террористической направленности (61,3%), причинение тяжкого вреда здоровью (58%), убийства (56,8%), изнасилования (75%), преступления в сфере незаконного оборота наркотических веществ (51,2%), преступления против военной службы (56,8%), незаконный оборот оружия (44,3%).

Модель развития криминальной ситуации в Чеченской Республике, разработанная ВНИИ МВД России, базируется на устойчивой зависимости между статистическими характеристиками преступности и складывающейся социально-экономической обстановкой в стране. Наиболее значимыми факторами этой модели, применительно к итогам 2007 г., а также на последующую среднесрочную перспективу, выступают сложные социальные, экономические и политические процессы, которые выходят на передний план динамичного развития современного чеченского общества.

Реальные криминологические тенденции и текущие изменения в сфере борьбы с преступностью на территории Чеченской Республике по итогам 2007 г. достаточно полно изложены в предыдущих разделах настоящего документа. Что касается текущего, 2008г., то ожидаемая оценка криминальной ситуации может быть сформулирована следующим образом.

В текущем году количество преступлений на территории Чеченской Республике составит 4893, что на 14,1% ниже относительно аналогичного показателя 2007г. Объем тяжкой преступности будет измеряться величиной 1454 тяжких и особо тяжких преступлений.

Количество выявленных преступлений экономической направленности в течение года составит порядка 2000 (+3%), преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ будет измеряться числом 860 (+16,7%), а преступления, связанные с незаконным оборотом оружия - 250 (-43,8%).

Количество преступлений, совершенных по организации незаконного вооруженного формирования составит 506 (+8,7%).

К концу 2008 г. правоохранительными органами Чеченской Республики будет выявлено 3161 лицо, совершившее преступление, что на 15,6% ниже аналогичного показателя прошлого года.

Таким образом, имеет место некоторое снижение динамических показателей регистрируемой преступности. При этом степень напряженности оперативной обстановки остается достаточно высокой.

С учетом наиболее вероятного развития обстановки и реализации мер по выведению Чеченской Республики из социально-экономического кризиса, укреплению положительных тенденций в сфере борьбы с преступностью и ее профилактики перспективы развития криминальной ситуации в Чеченской Республике определяются, исходя из конкретных вариантов количественно-качественных характеристик социально-экономического развития региона и реальных тенденций развития оперативной обстановки в сфере борьбы с криминалом.

Варианты двух сценариев социально-экономического и криминологического развития на период до 2009 г. базируются на основных возможных траекториях развития региона и учитывают главные факторы, предопределяющие как позитивную, так и негативную динамику.

Ожидаемые показатели развития криминальной ситуации

в 2009 году

Криминологические, социологические и математические результаты изучения тенденций развития преступности в Чеченской Республике позволяют с высокой степенью достоверности оценить показатели, отражающие два возможных варианта развития криминальной ситуации на территории рассматриваемой республики в предстоящем году.

Суммарное количество всех зарегистрированных преступлений на территории Чеченской Республики в 2009 г. может составить 4300 преступлений. Это ключевой показатель первого варианта развития криминальной ситуации, который характеризуется как неблагоприятный.

Данный вариант означает консервацию проявившихся в последние годы негативных криминольных тенденций. При подобном сценарии, несмотря на формальное выполнение консервативных программно-плановых показателей развития экономики, значительное количество населения Чеченской Республики будет вовлекаться в противоправные отношения.

Наиболее характерным, применительно к условиям первого варианта развития криминальной ситуации, станет продолжающееся снижение тяжкой преступности, то есть количества тяжких и особо тяжких преступлений. Их регистрируемое количество в 2009 г. может составить 1200. Удельный вес тяжкой преступности в общем объеме уголовно-наказуемых деяний достигнет в 2009 г. 27,9%.

Особую тревогу, применительно к данному варианту прогноза на 2009 г., вызывает ожидаемый рост такого преступного проявления против общественной безопасности, как бандитизм. Зарегистрированное число преступлений, совершаемых незаконными вооруженными формированиями, а также по их созданию, составит 100. Темп прироста при наихудшей траектории развития ситуации будет равен 25%.

В течение 2009 г. наиболее рельефно проявит себя неразрывная связь между деятельностью незаконных вооруженных формирований и преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Если в ближайшее время не будут блокированы основные каналы поступления наркотиков, то объем наркопреступности будет увеличиться. Учитывая потенциальные возможности системы органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, действующих на территории Чеченской Республики, можно утверждать, что их зарегистрированное количество в 2009 г. может составить 920, что на 23,7% выше показателя 2007 г. При этом будет неизбежно возрастать уровень латентности данного вида преступлений.

Следует ожидать роста грабежей, зарегистрированное количество которых составит 35 (+27,7%). В целом же можно сделать вывод о том, что состояние корыстной и корыстно-насильственной преступности в течении 2009 г. стабилизируется, поскольку число краж и разбоев снизится на 7,2% и 3,8% соответственно (по сравнению с АППГ).

Наиболее заметной и тревожной для правопослушных граждан является насильственная преступность, особенно преступления, посягающие на жизнь и здоровье человека. Однако с учетом предпринимаемых органами государственной власти Чечни мер количество зарегистрированных в 2009 г. убийств при наихудшем развитии криминальной ситуации может снизиться на 32,6%, а количество причинений тяжкого вреда здоровью - на 35,3% относительно аналогичных показателей 2007 г. Ожидаемое количество указанных преступных посягательств составит 95 и 1200 преступлений соответственно.

Ожидается снижение показателей, характеризующих криминальную ситуацию в общественных местах. Так, говоря об «уличной» преступности, следует сказать, что в 2009 г. в общественных местах на территории Чеченской Республики будет совершено около 19 преступлений, что на 25% ниже соответствующего показателя 2007 г.

Преступления, совершаемые в состоянии алкогольного опьянения при первом варианте развития ситуации характеризуется социально-негативной динамикой. В 2009 г. лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, будет совершено примерно 140 преступлений (+28,8%).

Число рецидивных преступлений увеличится на 2,4%. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2009 г., снизится на 10,3%, группой лиц - на 12,4%; а лицами, находящимися в состоянии наркотического опьянения - на 12,5%. Ожидаемое количество преступных проявлений данного типа составит 60, 610 и 6 соответственно.

На фоне стабилизации криминальной напряженности в регионе следует ожидать, что в предстоящем году будет усложняться сфера деятельности правоохранительных органов Чеченской Республики по борьбе с преступлениями экономической направленности. Экономическая преступность в 2009 г. будет по-прежнему оставаться индикатором, отражающим степень эффективности социально-экономических преобразований. В соответствии с тенденциями первого варианта развития ситуации, количество преступлений экономической направленности, выявленных в январе-декабре 2009 г., может держаться на достаточно высоком уровне, превышая 2000 преступлений. Это тот объем экономической преступности, который может быть потенциально выявлен существующими силами и средствами правоохранительных органов в Чеченской Республике. Такой прогнозный показатель указывает, с одной стороны, на ускоряющийся рост правонарушений в сфере экономических отношений, а с другой - на недостаточное бюджетное финансирование правоохранительных органов, потенциал которых не позволит взять под контроль наиболее опасные формы криминализации финансовой и хозяйственной сферы.

Первый вариант ожидаемого развития ситуации в 2009 г. позволяет сделать вывод о недостаточности общефедеральных и региональных усилий в вопросе укрепления правоохранительных функций на территории Чеченской Республики. В целом, вероятность развития криминальной ситуации по описанному здесь первому, неблагоприятному, варианту высока. Важность показателей соответствующего прогнозного сценария состоит в том, что последующее развитие криминальной обстановки будет объективно протекать в гораздо более социально-опасной форме, чем это имеет место в текущем периоде.

Другой, более благоприятный путь развития ситуации (второй вариант) характеризуется объемом регистрируемой преступности на территории Чеченской Республики в 2009 г. - в размере 4200 преступлений.

Речь идет об успешном сдерживании криминальной активности, когда снижение преступности в 2009 г. достигнет 26,3% относительно показателя 2007 г. При этом наибольшее противодействие будет оказано тяжкой преступности: количество тяжких и особо тяжких преступлений в 2009 г. составит 1100. Удельный вес тяжкой преступности в общем объеме уголовно-наказуемых деяний удастся удержать в пределах 26,2%. Указанные показатели позволяют надеяться, что в случае их реализации, может быть заложена объективная основа для дальнейшего снижения уровня преступности в Чеченской Республике.

Усиление процессов борьбы с экстремизмом, терроризмом и бандитизмом принесет определенные позитивные результаты. Количество актов терроризма на территории Чеченской Республики составит около 7, а преступлений, квалифицируемых по ст. 209 УК РФ (бандитизм) будет находиться в пределах 90 уголовно-наказуемых деяний.

Преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ будет стабилизирована, наиболее крупные потоки наркотрафика будут успешно блокироваться. Выявленное количество наркопреступлений в 2009 г. составит около 850, что на 1,2% выше показателя АППГ.

Увеличение количества грабежей, в течение 2009 г. сохранится, однако его темпы будут существенно снижены. В предстоящем году будет зарегистрировано 33 грабежа, что соответствует приросту в 21,2% относительно аналогичного показателя 2007 г. Заметим, что такие показатели следует характеризовать как относительно благоприятные; они могут иметь место лишь при значительных усилиях органов внутренних дел, опирающихся на расширенный объем финансового и организационно-кадрового потенциала.

В ближайшей перспективе продолжится снижение общеуголовной насильственной преступности. Количество зарегистрированных в 2009 г. убийств снизится на 37,3%, а количество причинения тяжкого вреда здоровью - на 42,1%.

Сохранится тенденция снижения показателей, характеризующих напряженность криминальной ситуации в общественных местах, где в 2009 г. будет зарегистрировано 18 преступлений, или на 33,1% ниже аналогичного показателя 2007 г.

Динамика экономической преступности в 2009 г. при втором варианте сценарных условий будет находиться под воздействием наметившейся тенденции снижения. Количество преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами Чеченской Республики, составит 1950 (-2,2%). Указанные позитивные изменения будут результатом социально-экономических преобразований, проводимых в регионе, а также превентивной деятельности соответствующих правоохранительных органов.

Социально-криминологическая характеристика преступности на территории Чеченской Республики изобилует противоречивыми тенденциями. Неизбежные издержки, связанные с постконфликтными преобразованиями, будут продуцировать рост преступлений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного опьянения (+20,4%). Однако преступность в среде несовершеннолетних, рецидивистов и преступлений, совершаемых в группе, будет снижаться и достигнет социально-приемлемого уровня для исследуемого региона. Прогнозируется, что в 2009 г. на территории Чеченской Республики несовершеннолетними лицами будет совершено примерно 59 преступлений (-22,7%), лицами, ранее совершавшими преступления - 200 (-21,8%), а преступлений, совершенных группой лиц - 600 (-48,9%). Количество преступлений, совершенных лицами, находящимися в состоянии наркотического опьянения составит 5 (-89%).

Таким образом, второй вариант развития криминальной ситуации на территории Чеченской Республики характеризуется снижением темпов роста всей преступности и некоторым смещением ее структурной составляющей в сторону преступлений средней и небольшой тяжести, повышением раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений, а также снижением фиксируемых в общественном сознании «криминальных ожиданий», то есть страхов и тревог стать жертвой преступного посягательства. С сожалением можно констатировать, что развитие оперативной обстановки в сфере борьбы с преступностью в текущем году свидетельствует о недостаточно высокой вероятности развития криминальной ситуации по траектории второго варианта.

Принципиальная важность параметров соответствующего прогнозного сценария заключается в том, что при его реализации может быть заложена основа последующего «перелома» негативных тенденций преступности и обеспечения в дальнейшем действительно результативного «давления» на криминал.

Социально-криминологическая характеристика преступности на территории Чеченской Республики при любом представленном варианте развития ситуации будет отражать позитивную тенденцию декриминализации общества. Консолидированные усилия органов власти и управления позволят оздоровить обстановку в среде социально-незащищенных граждан и включить механизмы адаптации, позволяющие возвратить значительную часть правонарушителей в поле правопослушного поведения.

Таким образом, ожидаемые показатели развития криминальной ситуации на 2009 г., представленные в формате двух наиболее вероятных вариантов, дают представление о возможных ближайших изменениях криминальной ситуации. Результаты соответствующих расчетов сведены в таблицы, помещенные в приложениях.

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования криминальной ситуации и тенденций ее развития в Чеченской Республике, можно сделать следующие выводы:

- состояние криминальной обстановки в Чеченской Республике во многом определяется существованием и функционированием на территории республики и за ее пределами незаконных вооруженных формирований;

- незаконными вооруженными формированиями совершаются в основном тяжкие и особо тяжкие преступления;

- принимаемые правоохранительными органами профилактические меры снизили их активность и создали предпосылки для стабилизации криминальной обстановки. Об этом свидетельствует снижение числа зарегистрированных преступлений, уровня тяжких и особо тяжких преступлений в целом, убийств, террористических актов, вооруженной преступности.

Личность преступника, совершившего преступление на территории Чеченской Республики, обладает следующими особенностями:

- средний возраст составляет 30-39 лет;

- преобладание низкого образовательного уровня;

- неблагополучное социальное положение - большинство не имеют постоянного источника доходов;

- характерно не сопоставление поведения с формальным законом, незнание или поверхностное знание норм права, ориентация сознания на нормы обычного права, национальные традиции и, как следствие, зависимость правосознания от мнения ближайшего окружения;

- свойственна неустойчивая психика, отягощенная стрессовыми расстройствами, связанными с экстремальными психотравмирующими ситуациями.

Определяющими факторами криминальной обстановки в Чеченской республике являются, как и во всем Северно-Кавказском регионе, острейшая проблема безработицы и связанные с этим проблемы низких доходов, отсутствием жилья, неопределенности жизненных перспектив, а также проблемы обеспечения безопасности и соблюдения прав человека.

Анализ данных исследования позволяет утверждать, что в происходящие процессы консолидации населения и восстановления экономики Чеченской Республики необходимо вовлечение молодежи, сегодняшних 20-летних, так как именно их социальная адаптация, включающая в себя как образовательную так и профессиональную компоненту, позволит победить маргинализацию чеченского общества. Особенно это важно для лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, поскольку их успешная ресоциализация способна обеспечить эффективность проводимых в Чеченской Республике социальных и экономических реформ.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ДИНАМИКА И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЕЖЕГОДНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА ПЕРСПЕКТИВУ

ДО 2009 ГОДА

Таблица 1

Показатели и параметры ожидаемого развития криминальной ситуации на период до 2009 года

(первый, неблагоприятный вариант)

2007

(отчет)

2008

(оценка)

2009

(прогноз)

Абс. Знач., тыс.

При-

рост %

Абс. Знач., тыс.

При-

рост %

Абс. Знач., тыс.

При-рост %

Всего преступлений

5696

-9,2

4893

-14,1

4300

-12,1

Всего выявлено лиц

3745

-3,7

3161

-15,6

2650

-16,2

Тяжкие

1769

-15,5

1454

-17,8

1200

-17,5

Убийства

136

-45,6

108

-20,6

95

-12,0

Причинение тяжкого вреда здоровью

42

-4,5

36

-14,3

37

2,8

Изнасилование

22

29,4

10

-53,2

9

-12,5

Грабежи

27

-50,9

31

14,3

35

13,4

Разбои

71

-25,3

34

-51,7

33

-3,8

Кражи

487

0,8

485

-0,4

450

-7,2

Кражи из квартир

74

39,6

46

-37,5

45

-2,8

Преступления экономической направленности

1994

-5,0

2000

0,3

-100,0

Взяточничество

19

5,6

20

5,3

22

10,0

Хулиганство

37

-26,0

30

-18,9

28

-6,7

Наркотики

737

27,5

860

16,7

920

7,0

Незаконный оборот оружия

445

-31,1

250

-43,8

200

-20,0

Экологические преступления

33

37,5

35

6,1

38

8,6

На улицах и в других общественных местах

26

-70,8

20

-23,1

19

-5,0

Организация незаконного вооруженного формирования

506

1,8

550

8,7

560,0

1,8

2007

(отчет)

2008

(оценка)

2009

(прогноз)

Абс. знач.

При-рост %

Абс. знач.

При-рост %

Абс. знач.

При-рост %

Бандитизм

49

-55,5

80

63,3

100

25,0

Терроризм

11

-71,8

8

-27,3

7

-12,5

Преступления

совершены

2007

(отчет)

2008

(оценка)

2009

(прогноз)

Абс. знач., тыс.

При-рост %

Абс. знач., тыс.

При-рост %

Абс. знач., тыс.

При-рост %

Несовершеннолетними

75

200,0

67

-10,9

60

-10,3

Ранее совершавшими преступления

252

8,6

225

-10,9

230

2,4

Группой лиц

1072

-15,1

696

-35,1

610

-12,4

Лицами в состоянии алкогольного опьянения

107

-18,9

120

12,1

140

16,7

Лицами в состоянии наркотического опьянения

18

63,6

7

-61,9

6

-12,5

Таблица 2

Показатели и параметры ожидаемого развития
криминальной ситуации на период до 2009 года

(второй, более благоприятный вариант)

2007

(отчет)

2008

(оценка)

2009

(прогноз)

Абс. знач., тыс.

При-

рост

%

Абс. знач., тыс.

При-

рост %

Абс. знач., тыс.

Прирост %

Всего преступлений

5696

-9,2

4893

-14,1

4200

-14,2

Всего выявлено лиц

3745

-3,7

3161

-15,6

2470

-21,9

Тяжкие

1769

-15,5

1454

-17,8

1100

-24,3

Убийства

136

-45,6

108

-20,6

90

-16,7

Причинение тяжкого вреда здоровью

42

-4,5

36

-14,3

35

-2,8

Изнасилование

22

29,4

10

-53,2

8

-22,2

Грабежи

27

-50,9

31

14,3

33

6,9

Разбои

71

-25,3

34

-51,7

32

-6,7

Кражи

487

0,8

485

-0,4

420

-13,4

Кражи из квартир

74

39,6

46

-37,5

44

-4,9

Преступления экономической направленности

1994

-5,0

2000

0,3

1950

-2,5

Взяточничество

19

5,0

20

5,3

21

5,0

Хулиганство

37

-26,0

30

-18,9

25

-16,7

Наркотики

737

27,5

860

16,7

850

-1,2

Незаконный оборот оружия

445

-31,1

250

-43,8

170

-32,0

Экологические преступления

33

37,5

35

6,1

33

-5,7

На улицах и в других общественных местах

26

-70,8

20

-23,1

18

-10,0

Организация незаконного вооруженного формирования

506

1,8

550

8,7

520,0

-5,5

2007

(отчет)

2008

(оценка)

2009

(прогноз)

Абс. знач.

При-рост %

Абс. знач.

При-рост %

Абс. знач.

При-рост %

Бандитизм

49

-55,5

80

63,3

90

12,5

Терроризм

11

-71,8

8

-27,3

7

-12,5

Преступления

совершены

2007

(отчет)

2008

(оценка)

2009

(прогноз)

Абс. знач., тыс.

При-рост %

Абс. знач., тыс.

При-рост %

Абс. знач., тыс.

При-рост %

Несовершеннолетними

75

200,0

67

-10,9

59

-11,8

Ранее совершавшими преступления

252

8,6

225

-10,9

200

-10,9

Группой лиц

1072

-15,1

696

-35,1

600

-13,8

Лицами в состоянии алкогольного опьянения

107

-18,9

120

12,1

130

8,3

Лицами в состоянии наркотического опьянения

18

63,6

7

-61,9

5

-27,1

ДИАГРАММЫ

Динамика и прогноз ежегодного количества зарегистрированных преступлений в Чеченской Республике

Динамика и прогноз ежегодного количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений в Чеченской Республике

Динамика и прогноз ежегодного количества лиц, выявленных за совершение преступлений в Чеченской Республике

Динамика и прогноз ежегодного количества зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в Чеченской Республике

Динамика и прогноз ежегодного количества зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в Чеченской Республике

Динамика и прогноз ежегодного количества выявленных преступлений экономической направленности в Чеченской Республике

Динамика и прогноз ежегодного количества выявленных фактов взяточничества в Чеченской Республике

Динамика и прогноз ежегодного количества преступлений, по организации незаконного вооруженного формирования в Чеченской Республике

Динамика и прогноз ежегодного количества зарегистрированных убийств в Чеченской Республике

Динамика и прогноз ежегодного количества зарегистрированных краж в Чеченской Республике

Динамика и прогноз ежегодного количества преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления (рецидив) в Чеченской Республике

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.