РУБРИКИ

Анализ нового закона о развитии малого и среднего предпринимательства

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Анализ нового закона о развитии малого и среднего предпринимательства

Анализ нового закона о развитии малого и среднего предпринимательства

АНАЛИЗ НОВОГО ЗАКОНА О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

На протяжении многих лет интересы небольших компаний и предпринимателей различных сфер деятельности защищал Закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Этот нормативный акт гарантировал небольшим фирмам льготные условия кредитования, страхования, сохранение порядка и условий налогообложения, а также ряд упрощенных процедур в предпринимательской деятельности. Однако с момента принятия данного Закона многое изменилось, а отдельные его нормы устарели и признаны утратившими силу. Чтобы не оставлять субъектов малого предпринимательства без государственной поддержки, законодатель не стал вносить поправки и дополнения в действующий Закон, а разработал новый - Закон о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, который вступает в силу с 01.01.2008года. Само название документа говорит о том, что государство намерено заботиться не только о малых предприятиях и предпринимателях, но и о развитии субъектов среднего предпринимательства.

Итак, 24 июля 2007 г. принят новый Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" N 209-ФЗ (далее - Закон N 209-ФЗ), который вступит в силу с 1 января 2008 г. и заменит собой действующий в настоящее время Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ).

Закон N 88-ФЗ фактически не применяется на практике, поскольку предусмотренные в нем льготные налоговые режимы для малого предпринимательства утратили силу с принятием Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 31 июля 1998г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Помимо этого не было принято соответствующих подзаконных актов, обеспечивающих реальное исполнение и применение данного Закона.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Закон N 209-ФЗ вводит понятие среднего предпринимательства, широко применяемое в мировой практике. Новаторским, по сравнению с прежним Законом, является также возможность отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства потребительских кооперативов, которые, как известно, являются некоммерческими организациями.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, установленным Законом N 209-ФЗ:

1. Состав активов.

В уставном или складочном капитале либо паевом фонде субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан и юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия других юридических лиц (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в капитале малого или среднего предприятия также не должна превышать двадцати пяти процентов. Аналогичные требования к уставному капиталу малого предприятия установлены и действующим в настоящее время Законом N 88-ФЗ.

2. Средняя численность работников. Этот показатель не должен превышать:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия со средней численностью трудящихся до пятнадцати человек.

Действующий в настоящее время Закон N 88-ФЗ устанавливает различную предельно допустимую численность работников для различных сфер деятельности. В новом Законе такого деления нет.

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Этот показатель не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанный критерий является новым по сравнению с прежним Законом. С 1 января 2010 г. Правительство РФ начнет устанавливать его с периодичностью один раз в пять лет с учетом "данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью малого и среднего предпринимательства".

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием - численностью работников либо размером выручки от реализации товаров, работ или услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим (п. п. 3, 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства

Ст. 7 Закона N 209-ФЗ. Государство предусматривает множество мер для нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства:

- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

- упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

- упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

- льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

- особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

- меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- иные, направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона меры.

Статьи 9, 10, 21 - 25 Закона N 209-ФЗ содержат детальный перечень мер информационной, консультационной и иных видов поддержки малого и среднего предпринимательства. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Законом, в частности, включают:

- размещение в открытом доступе информации о федеральных и региональных программах поддержки предпринимательства, об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- создание организаций, оказывающих консультационную поддержку субъектам малого предпринимательства;

- поддержку в области подготовки и переподготовки кадров;

- поддержку в области инновационной деятельности и промышленного производства;

- поддержку в области внешнеэкономической деятельности;

- поддержку в области ремесленной деятельности;

- поддержку организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Отдельно следует сказать о мерах имущественной и финансовой поддержки.

Реестры получателей "помощи"

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки. В реестрах содержатся сведения, в частности, о виде, форме и размере предоставленной поддержки, сроке ее оказания, а также о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки. Порядок ведения реестров устанавливается Правительством РФ (п. п. 1, 2, 4 ст. 8 Закона N 209-ФЗ).

Информация, содержащаяся в реестрах субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства и оказываемой им поддержке исключаются из реестров по истечении трех лет с даты окончания срока оказания поддержки (п. п. 5, 6 ст. 8 Закона N 209-ФЗ).

Действующий Закон N 88-ФЗ предусматривает сначала необходимость регистрации юридического лица в качестве субъекта малого предпринимательства и только после получения соответствующего свидетельства - возможность использования привилегий и льгот, установленных для малого предпринимательства. Для индивидуальных предпринимателей такая регистрация не требуется. В соответствии же с новым Законом "предварительная" регистрация исключена, критерии соответствия категории малого или среднего предпринимательства будут проверяться каждый раз при обращении за получением или использованием конкретных мер поддержки.

Кто останется без поддержки

Поддержка, в соответствии с Законом, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами, участниками соглашений о разделе продукции, предпринимателями в сфере игорного бизнеса, а также нерезидентами Российской Федерации (п. 3 ст. 14 Закона N 209-ФЗ).

Субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, также не может оказываться финансовая поддержка (п. 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ).

В оказании помощи будет отказано, если субъект малого или среднего предпринимательства не выполнил условия ее оказания или если не истек срок оказания аналогичной поддержки, решение о которой было принято ранее. Субъект малого и среднего предпринимательства не получит поддержку еще и в случае, если с момента признания его нарушителем порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее трех лет (п. 5 ст. 14 Закона N 209-ФЗ).

Инфраструктура поддержки

Закон предусматривает создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, и иные организации.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Финансовая и имущественная поддержка

Закон предусматривает оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание имущественной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Переходные положения

Закон N 209-ФЗ устанавливает, что субъекты малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность до дня вступления указанного Закона в силу, но не отвечающие определенным Законом N 209-ФЗ условиям отнесения к таковым, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев со дня вступления данного Закона в силу.

В целом, проанализировав новый Закон N 209-ФЗ, можно сделать следующий вывод: при всем многообразии форм, видов и мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Закон не содержит ни одной нормы, которая могла бы непосредственно применяться на практике без принятия дополнительных подзаконных актов, федеральных и иных программ. Без создания значительной нормативной, имущественной и организационной базы во исполнение данного Закона его положения останутся действующими лишь на бумаге.

Какие перспективы у малого и среднего бизнеса?

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства направлена на решение широкого перечня задач начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением их объема и доли уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства налогов (п. п. 1, 2 ст. 6 Закона).

В целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:

- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

- упрощенные способы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

- представление субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности в сокращенном варианте;

- льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;

- формы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- иные направленные на достижение целей закона меры.

По сравнению с ранее существовавшим Законом о государственной поддержке малого предпринимательства перечень мер является открытым, что дает органам власти свободу в реализации положений нового Закона. Однако в нем нет знакомой многим малым предприятиям нормы о сохранении порядка налогообложения при изменении законодательства, которая утратила силу в действующем Законе. В такой ситуации малым предприятиям и предпринимателям ничего не остается, как следить за всеми изменениями и поправками, вносимыми в непостоянное налоговое законодательство. На налогах и учете следует остановиться подробнее, Закон предусматривает для малого бизнеса упрощенные правила бухгалтерского учета и налогообложения. Какие меры приняты в этом направлении?

Можно ли упростить налогообложение и учет?

В Налоговом кодексе в настоящий момент нет специальных норм, касающихся субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако упрощенными правилами налогового учета можно воспользоваться, если перейти на специальные налоговые режимы: "упрощенку", "вмененку" и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Упрощенные правила налогового учета предполагают составление несложных налоговых деклараций по единому налогу. Более того, нормами п. 2 ст. 80 НК РФ спецрежимники освобождены от представления в налоговые органы деклараций (расчетов) по тем налогам, которые они не уплачивают (например, налог на прибыль, НДС, ЕСН). Однако не все субъекты малого предпринимательства могут воспользоваться этим правилом. Тот, кто уплачивает налоги в рамках традиционной системы, представляет декларации по всем налогам, плательщиком которых он является.

Для таких организаций и предпринимателей финансовое ведомство в июле этого года Приказом N 62н утвердило единую "нулевую" декларацию по нескольким налогам. Однако это не решило проблему объемного документооборота "нулевой" отчетности, которая только отнимает время у налогоплательщиков и налоговых органов. Дело в том, что представить одну "нулевую" декларацию по нескольким налогам может организация (предприниматель), у которой отсутствуют не только суммы налога к уплате, но и кассовые (банковские) операции. Если первый случай еще встречается на практике, то второй - очень редкое исключение из правил организации и ведения предпринимательской деятельности. Поэтому остается только догадываться, кто сможет воспользоваться этой упрощенной отчетностью. В такой ситуации не исключено, что многие небольшие организации и предприниматели выберут другой вариант - усложненный, но проверенный. Они будут отчитываться, как и раньше, представляя декларации по всем налогам, плательщиками которых являются, независимо от наличия обязательств перед бюджетом.

Упрощенная система бухгалтерского учета знакома многим субъектам малого предпринимательства. Она предусмотрена Законом о бухгалтерском учете и описана в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета. Данный документ разработан до утверждения нового Плана счетов, поэтому руководствоваться им следует в части, не противоречащей действующим нормативным актам по бухгалтерскому учету.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.