РУБРИКИ

Анализ преступлений против мира

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Анализ преступлений против мира

В войсках же уже 31 августа 1939 г. была изданная Гитлером "Директива №1 о ведении войны". В ней говорилось:"Нападение на Польшу должно быть проведено в соответствии с приготовлениями, сделанными по "Белому плану",учитывая изменения, которые произошли в результате почти полностью завершенного стратегического развёртывания сухопутных сил".Нападение на Польшу предполагалось совершить 1 сентября 1939 г. в 4 часа 45 минут. 14

Подготовка к агрессивной войне нацистской Германии против СССР начала облекаться в форму конкретных действий сразу после оккупации Польши. Начальная стадия выработки нового решения завершилась 31 июля 1940 г. совещанием у Гитлера в Бергхофе, на котором присутствовали все руководители вермахта. Гитлер обратился к ним с речью о войне против Советского Союза. В качестве срока нападения на СССР назывался мак 1941 г. Целью "блицкрига" являлось уничтожение "жизненной силы России". Необходимо нанести два. удара: первый - на Киев с выходом к Днепру, второй - на Прибалтику и Белоруссию с развитием наступления на Москву; затем двухсторонний удар с севера и юга и широкий охват всей территории СССР в европейской части. Для этого, говорилось в обращении, необходимо дополнительно сформировать 40 дивизий, чтобы общее число их достигало 180.

С середины июня до начала сентября 1940 г. в восточные районы, ближе к советским границам, было переброшено 36 дивизий.

Немецкие дивизии, полностью укомплектованные и оснащенные современным вооружением, получили хороший опыт боёв в Европе: Норвегия была оккупирована за 63 дня, Франция - за44,Польша - за 35,Бельгия за 19,Голландия - за 5,Дания - за 1 день.

Итогом подготовки агрессии Германии против СССР стало сосредоточение на советско-германской границе большей части её сил, вооружения и боевой техники - до 5,5 млн. солдат и офицеров Германии, стран-сателлитов и союзников.190 дивизий развернулись на всём протяжении от Баренцева до Черного моря. Их должны были поддерживать с воздуха четыре из пяти немецких воздушных флотов.

Согласно плану "Барбаросса" немецко-фашистские войска, готовившиеся к наступлению, составляли три группы армий:"Север","Центр" и "Юг",перед каждой из которых стояли свои особые задачи.

Группа армий "Север" наступала из Восточной Пруссии в направлении на Даугавпилс, Псков, Ленинград с целью уничтожить советские войска в Прибалтике, захватить порты на Балтийском море.

Группа армий "Центр", наиболее оснащенная из всех, трех, должна была нанести мощные удары на флангах советских войск, сконцентрированных в районе Белостока, соединиться в районе Минска и продолжить наступление через Смоленск на Москву.

Группа армий "Юг", уничтожив силы Красной Армии в Западной Украине и к западу от Днепра, должна была захватить Киев и продолжить наступление на Харьков, Донбасс и Крым.

В решениях Нюрнбергского трибунала указанные действия нацистского руководства были признаны именно как подготовка агрессивной войны против Польши, СССР и ещё десяти государств.

Развязывание агрессивной войны представляет собой начало конкретных действий по её ведению, как с объявлением начала войны, так и без такового.

По утверждению Н.Ф.Кузнецовой, развязывание агрессивной войны представляет собой акт агрессии, который (или которые) предшествуют полномасштабному ведению агрессивной войны, как то: дипломатические демарши с агрессивными целями, разведка боем, захват судов и тому подобные "акты агрессивного поведения".15

О.В.Малахова делает уточнение:"Любой акт развязывания агрессивной войны должен ставить целью её дальнейшее ведение, а не быть просто актом спорадического агрессивного применения военной силы против другого государства (государств) ". 16

Как развязывание агрессивной войны квалифицированы в решениях Нюрнбергского трибунала аншлюс Австрии и вторжение в Чехословакию. Вторжение в Австрию началось 12 марта 1938 г. и, уже, 13 марта Гитлер провозгласил себя главой австрийского государства и взял на себя командование вооруженными силами Австрии. Законом от того же числа Австрия была присоединена к Германии.

21 апреля 1938 г. Гитлером было вынесено решение напасть на Чехословакию не позднее 1 октября 1938 г. С этого времени нацистские военачальники начали подготовку подробных и точных военных планов, предназначенных для нападения в любой возможный момент и рассчитанных на преодоление чехословацкого сопротивления в течении четырёх дней. В течении этого периода немецкое руководство использовало силы своей дипломатической службы для обострения ситуации, связанной с вопросами национальных меньшинств Чехословакии в Судетской области. После угроз войной со стороны Германии Англия и Франция 29 сентября 1938 г. в Мюнхене заключили соглашение с Германией и Италией, предусматривающее уступку Судетской области Германии. От Чехословакии потребовали согласиться с этим 1 октября 1938 г. немецкие войска оккупировали Судетскую область, а 15 марта 1939 г. был отдан приказ Гитлера о захвате части Чехословакии, которая не была уступлена Германии по Мюнхенскому соглашению.

Также в приговоре НЮРНБЕРГСКОГО трибунала как развязывание агрессивных войн против "всего мира" квалифицированы следующие действия руководства фашистской Германии: приказом от 1 сентября 1939 г. немецкие войска вторглись в Польшу (в нарушение условий пакта Бриана-Келлога 1928 г. - Парижского пакта об отказе от войны как орудия национальной политики), после полного поражения Польши немецкие агрессоры вторглись в Данию и Норвегию 9 апреля 1940 г., в Югославию и Грецию 6 апреля 1941 г. Все эти вторжения были запланированными актами, что доказала сторона обвинения трибуналу.

Наконец, 22 июня 1941 г. гитлеровские войска, вероломно нарушив пакт о ненападении между Германией и ССОР, без объявления войны напали на советскую территорию, начав тем самым агрессивную войну. Фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну военную мощь 190 дивизий, свыше 4 тысяч танков, более 47 тысяч орудий и миномётов, около 5 тысяч самолётов, до 200 кораблей. 17

Ведение агрессивной войны выражается в полно- и широкомасштабной агрессии против другого государства, в виде наступления, нападения, вторжения на его территорию с целью захвата или иными агрессивными целями.

Как говорилось выше, это самостоятельный состав ст.353 УК РФ. А.В. Наумов представляет ч.2 ст. З5З УК квалифицированным составом объективной стороны ч.1 ст.353 УК. Кроме него такого мнения придерживаются Г.Н. Борзенков и В.С. Комиссаров. Если придерживаться теории уголовного права 18(квалифицированный состав - это состав с отягчающими основной состав обстоятельствами), то для вменения ст.353 в части 2 необходимо установить наличие какого-либо из деяний, предусмотренных в ч 1 ст.353 УК. То есть, субъекты, ведущие агрессивную войну, могут подлежать ответственности, если они совершили хотя бы одно из деяний - планирование, подготовку или развязывание войны. Следовательно, лица, не причастные к вышеуказанным действиям, не могут нести уголовную ответственность за непосредственное ведение военных действий. Такой вывод является не только противоречащим ч.2 ст.33 Римского Статута (в отношении того, что для простого исполнителя приказ о совершении любого преступления против человечности всегда расценивается как явно незаконный), но и противоречащим принципу индивидуальной уголовной ответственности за совершение любого акта агрессивной войны, закреплённого в Уставе Нюрнбергского трибунала.

Юридически акт агрессии констатируется вне зависимости от официального объявления войны другому государству. В обвинительном заключении Нюрнбергского трибунала говорилось, что "все обвиняемые и различные другие лица" в течении ряда, лет участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств.

Войны, упоминаемые в формуле обвинения в разделе втором обвинительного заключения, и даты их начала следующие: против Польши -1 сентября 1939г.,против Соединенного Королевства и Франции -3 сентября 1939 г., против Дании и Норвегии - 9 апреля 1940 г., против Бельгии, Нидерландов ,Люксембурга - 10 мал 1940 г., против Югославии и Греции - 6 апреля 1941 г., против СССР - 22 июня 1941 г против США - 11 декабря 1941 г.

В период ведения агрессии на территории СССР фашистами было уничтожено, по консолидированным оценкам историков,27 000 000 человек.

Совершение геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности в ходе ведения агрессивной войны должны получать самостоятельную правовую оценку - т.е. содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений.

2.1.3 Субъективные признаки преступления агрессии

Многие российские правоведы к субъектам преступлений, предусмотренных ч.1,2 ст.353 УК РФ, относят лиц:

а) "занимающие государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, дающую реальную возможность в силу предоставленных законом полномочий планировать агрессивную войну, принимать решения и осуществлять подготовку или развязывание войны" (Г.В. Матусевич), 19

б) "занимающих в результате выборов или по назначению государственные должности государственной службы Российской Федерации, в компетенцию которых входит планирование и решение вопросов военного характера";20

в) "занимающих высшую государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации"(А.В.Наумов). 21

Такая позиция, об ответственности по ст.353 УК РФ специального субъекта, закреплённая даже в официальном комментарии к УК РФ под редакцией Генерального прокурора и Председателя Верховного суда России, вызывает у меня некоторые возражения.

Примерно по такому пути пошла защита главных нацистских преступников на Нюрнбергском процессе, когда доказывала их невиновность в планировании, подготовке и развязывании войн против европейских государств и Советского Союза. Адвокаты настаивали на том, что высшие партийные, военные деятели и министры, будучи простыми исполнителями приказов и планов единственного злого гения - фюрера, не могут нести ответственность за его преступные замыслы, приведенные в действие под условием присяги солдата.

Такая позиция противоречит не только ст.8 Устава Нюрнбергского трибунала, которая устанавливает что:"тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или по приказу начальника, не освобождает его от ответственности...",но и позднейшим решениям международных трибуналов, созданных для суда над военными преступниками :пне может получить освобождение от ответственности тот, кто нарушает законы войны, на. том основании, что он действовал в осуществлении власти государства, если это государство, уполномочивая его на совершение определённых действий выходит за., пределы своей компетенции по международному праву".22

Конечно, сложные расчеты и мероприятия по планированию агрессивной войны государства с учетом аналитических данных по всем отраслям экономики, с учетом анализа геополитической обстановки, под силу, в первую очередь, руководителям государства. Но где гарантии того, что члены какого-нибудь нового ГКЧП не смогут развязать войну против стран-участниц НАТО?

Правильно поступил наш законодатель, когда отказался от установления признаков специального субъекта в ст.353 УК РФ. Следовательно, субъект планирования, подготовки и развязывания агрессивной" - войны в отечественном уголовном праве является общим, т.е. ответственности по 4.1 и ч.2 ст.353 УК РФ может подлежать любое вменяемое физическое лицо, достигшее на момент совершения данного преступления возраста 16 лет.

Субъективная сторона всех актов агрессии может быть выражена только в прямом умысле. Мотивы и цели совершения любого акта агрессивной войны юридического значения для квалификации не имеют.

2.2 ПУБЛИЧНЫЕ ПРИЗЫВЫ К РАЗВЯЗЫВАНИЮ АГРЕССИВНОЙ ВОЙНЫ

Опыт истории учит, что планированию и подготовке агрессивных войн часто предшествует длительная идеологическая подготовка и "обработка" населения, отравление его сознания милитаристским духом, пропаганда войны. Именно так обстояло дело в период подготовки японской агрессии на советский Дальний Восток. Будучи союзником фашистской Германии, японское правительство активно разрабатывало план нападения на Советский Союз, одним из пунктов которого являлась пропаганда войны, как среди населения Японии, так и среди населения республик Советского Союза.

Из директивного письма японского Генерального штаба военному атташе при японском посольстве в СССР подполковнику кавалерии Касахара Юкио (извлечение):

" 1.Проводить, начиная с мирного времени, пропаганду в отношении фактов большевизации, проводимой на Дальнем Востоке Советским Союзом и третьим интернационалом. Разъяснить позицию империи в отношении политики большевизации, проводимой Советским Союзом, обосновывая тем самым справедливость войны с СССР.

2. Для того, чтобы как можно скорее сокрушить боеспособность Советского Союза после начала военных действий, провести в жизнь следующие мероприятия:

а) Оказать поддержку движению за независимость Украины, Грузии и Азербайджана и организовать там волнения;

б) эмигрантские антисоветские организации русских установят связь со своими единомышленниками внутри Советского Союза, будут способствовать созданию антивоенных настроений и составят заговор для свержения рабоче-крестьянской власти" ("Стенограммы... "1 ед.хр.275 л.40) 23

Претворение этих планов в жизнь было справедливо оценено Международным военным трибуналом для Дальнего Востока (1946-1948 г.) как действия по подготовке агрессии и пропаганда войны.

По предложению Советского Союза в 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую пропаганду войны. В 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира, в котором впервые была сформулирована уголовно-правовая норма об ответственности за пропаганду войны, впоследствии вошедшая в ст.8 Закона СССР от 25 декабря 1958 г."Об уголовной ответственности за государственные преступления" и в УК РСФСР 1960 г. в ст.71.

2.2.1 Объективные и субъективные признаки ст.354 УК РФ

В ст.354 УК РФ речь идет о "публичных призывах" к развязыванию агрессивной войны.

Под призывом понимается устное или письменное обращение к неопределённому кругу лиц с целью убедить их в целесообразности и необходимости начала агрессивной войны. Признак публичности уже будет иметь место при наличии двух лиц, усвоивших данную информацию.

Т.к. в статье речь идет о "призывах", для правильной квалификации действий подозреваемого необходимо установить наличие двух и более обращений к аудитории с целью возбудить в ней убеждение в необходимости развязывания агрессивной войны против другого государства или группы государств.

По ч.1 ст.354 УК РФ ответственности подлежит общий субъект, который совершает данные действия только с прямым умыслом. Т.е.лицо сознаёт, что занимается призывами к агрессивной войне, и желает поступать таким образом. При этом мотивы и цели публичных призывов к развязыванию агрессивной войны могут быть самыми разными (например, повышение своего авторитета в среде какой-либо группы) - юридического значения для квалификации они не имеют.

В ч.2 ст.354 УК РФ содержатся два отягчающих обстоятельства -совершение деяния лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо - совершение данного преступления с использованием средств массовой информации.

В соответствии со ст.2 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991г., под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио- теле-, видеопрограммы, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Соответственно само средство массовой информации - это любое периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Периодичность распространения всех указанных средств массовой информации - не реже одного раза в год. 24

Совершение общим субъектом публичных призывов к развязыванию агрессивной войны, даже при наличии одной записи обращения переданной по различным каналам телевидения, или одной записи в различных печатных изданиях надлежит рассматривать по ч.2 ст.354 УК РФ.

Для определения наличия или отсутствия специального субъекта при проверке факта публичных призывов к развязыванию агрессивной войны необходимо обратиться к п.п.2 и 3 Примечания к ст.285 УК РФ: "Под лицами, занимающими государственные должности РФ... понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов".

Согласно ст.10 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется Президентом, Федеральным Собранием РФ, Правительством России и судьями. Полный перечень государственных должностей РФ, в соответствии со ст.9 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г., определён в соответствующих реестрах должностей государственной службы. 25

В свою очередь, продолжая рассмотрение примечания к ст.285 УК, "Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ... понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов". К числу таких лиц в субъектах России относятся главы и депутаты представительных органов, главы исполнительной власти субъектов РФ и другие лица, должности которых прописаны в соответствующих законах субъекта РФ.

Законодатель, подтверждая повышенную опасность распространения призывов к развязыванию агрессивной войны, совершаемого с использованием средств массовой информации в наше "информационное" время, а также совершение преступления лицом, наделённым государственной властью, устанавливает и повышенную уголовную ответственность, которая, на мой взгляд, предостережет "публичных"лиц от заявлений, нарушающих не только социальный мир в государстве, но и позитивное развитие международных отношений России.

2.3 НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

2.3.1 Общие положения о незаконном обороте оружия массового поражения

"Незаконный оборот оружия массового поражения" является собирательным понятием, включающим в себя совершение действий в виде разработки, производства, накопления, приобретения или сбыта химического, биологического, токсинного и любого другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации (ст.355 УК РФ в редакции Федерального закона от 19 июня 2001 г. №84-ФЗ).Применение запрещенного вида оружия массового поражения является самостоятельным военным преступлением и влечет ответственность по ч.2 ст.356 УК РФ.

В документах ООН к оружию массового поражения относится такое которое действует "путём взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия".26

Химическое оружие - это отравляющие вещества и средства их боевого применения, поражающий фактор которых основан на токсичных свойствах химических веществ и соединений, которые, находясь в газообразном или жидком состоянии, могут проникать в организм человека через дыхательную систему, кожные покровы, слизистые оболочки или пищеварительный тракт.

Кроме этого, статья 2 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 3 января 1993 г. к химическому оружию относит "любое оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением боеприпасов и устройств", предназначенных для смертельного поражения или причинения иного вреда; а так же "Прекурсоры" - любые химические реагенты, участвующие в любой стадии производства токсического химиката каким бы то ни было способом.

"Каждое государство - участник Конвенции, - говорится в её первой статье, - обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах:

а) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было;

б) не применять химическое оружие;

в) не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия;

г) не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой Конвенцией государству-участнику".27

Кроме того, в Конвенции установлен ряд обязательств государства-участника по уничтожению своего химического оружия, в том числе и находящегося на территории иностранных государству также любых объектов по производству химического оружия, которые находятся в его собственности или владении или которые размещены в любом месте под его юрисдикцией и контролем.

Положения о незаконности оборота химического оружия и о необходимости его уничтожения в России подтверждены законами "Об уничтожении химического оружия" от 2 мая 1997 г.(в ред. ФЗ РФ от 29 ноября 2001г.) и "О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия" от 5 ноября 1997 г.

Биологическое (бактериологическое) оружие основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов (бактерий, вирусов), способных вызывать массовые заболевания людей, животных и растений. К таким возбудителям относят, например, возбудителей чумы, сибирской язвы, оспы, холеры и прочих смертельноопасных болезней. Разновидностью биологического оружия является токсинное оружие - оружие, поражающим фактором которого являются белковые или полипептидные вещества, представляющие собой продукт жизнедеятельности ряда микроорганизмов, животных и растений и способные вызвать гибель человека и животных.

В соответствии со ст.1 Конвенции о биологическом оружии, 28 каждое государство - участник конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять:

1) микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каково бы то ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей;

2) оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах.

Для Российской Федерации Конвенция о биологическом оружии также вступила в силу.

Ядерное оружие является на данный момент самым разрушительным оружием массового поражения. Оно сочетает в себе несколько поражающих факторов: ударную волну, световое излучение, проникающую радиацию, электромагнитный импульс, радиоактивное заражение.

В настоящее время действует немалое количество международных договоров и соглашений, направленных на ограничение разработки, производства и распространения ядерного оружия. Уже в 1963 году СССР, США, Великобритания, Франция и другие страны подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В 1968 году был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия. В 1971 году - Договор о запрещении размещения на дне морей, океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового поражения. В 1996 году - Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Этими соглашениями была заложена правовая основа нераспространения ядерного оружия, как наиболее опасного и разрушительного вида оружия массового поражения. Тем не менее, для Российской Федерации в настоящее время существует жесткий запрет только на сбыт (передачу в любом виде другой стране) ядерного оружия.

В соответствии со ст.1 Договора о нераспространении ядерного оружия, наша страна обязуется не передавать, кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройству также контроля над таким оружием или взрывными устройствами.

2.3.2 Объективные и субъективные признаки незаконного оборота оружия массового поражения

В ст.355 УК РФ установлена ответственность за совершение любого из указанных действий в отношении запрещенных видов оружия массового поражения.

Разработка оружия массового поражения представляет собой любую деятельность по созданию и усовершенствованию его поражающих свойств. В первую очередь, разработка оружия массового поражения (далее ОМП) - это проведение научно исследовательских и опытно-конструкторских работ, ставящих целью его получение. Признаками разработки ОМП являются:

1.Наличие программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ОМП и наличие для этого достаточно подготовленных научных кадров, занимающихся закрытыми исследованиями в области изучения воздействия химических, биологических веществ и радиации на живой организм.

2.Наличие предприятий и специального оборудования для работы с опасными веществами.

3.Импорт продукции двойного назначения, которая может быть использована для разработки ОМП (например, строительство в КНДР ядерного реактора мощностью 50 МВт в Ненбене российскими специалистами. Реактор может быть использован как для выработки электроэнергии, так и для наработки оружейного плутония).

4.Вспышки особо опасных инфекционных заболеваний, не типичных для конкретных регионов.

5.Наличие квалифицированного военного и гражданского персонала, обученного для работы с особо опасными веществами.

Производство ОМП может выражаться в любом действии, целью которого является получение готового к применению оружия. Соответствующую правовую оценку должно получать как серийное, так и разовое производство, условия получения, при этом, на квалификацию не влияют.

Накопление ОМП означает количественное пополнение арсеналов такого оружия, годного к применению.

Так действия Исии Сиро, руководителя "Отряда Того"- подразделения японской армии, созданного для подготовки бактериологической войны против Советского Союза, были справедливо оценены Военным трибуналом в Хабаровске в 1949 г. по делу двенадцати военных преступников армии Японии, как проведение деятельности по производству и накоплению биологического оружия массового поражения.*

Приобретение ОМП означает любое завладение таким оружием, включая покупку, хищение, обмен, "получение в дар".

Так израильское правительство неоднократно обвинялось мировым сообществом в проведении тайных закупках и хищениях ядерных материалов в США, Великобритании, Франции, ФРГ. Например, Тель-Авив признал, факт незаконного вывоза им из США в начале 80-х годов кретонов - важного элемента для создания современных образцов ядерного оружия.**

Сбыт ОМП подразумевает любое добровольное отчуждение оружия или компонентов для его создания вне зависимости от получения эквивалента.

В силу .Договора о нераспространении ядерного оружия для России действует запрет на сбыт, наряду с биологическим и химическим, также и ядерного оружия. Тем не менее, рассматривая ст.355 УК, необходимо подчеркнуть, что за любое деяние, составляющее незаконный оборот ОМП ответственность несёт общий субъект, совершающий такие деяния с прямым умыслом. Мотивы и цели виновного для квалификации содеянного по ст.355 УК РФ значения не имеют.

2.4 НАПАДЕНИЕ НА ЛИЦ И УЧРЕЖДЕНИЯ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТОЙ

2.4.1 Статус лиц и учреждений, пользующихся международной защитой

В диспозиции ст.360 УК РФ в качестве потерпевших от нападения указываются представители иностранного государства и сотрудники международных организаций, пользующиеся международной защитой. Такой защите данные лица подлежат вследствие прямого закрепления их "иммунитета" в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г. 29

Согласно ст.1 Конвенции, к таким лицам относятся: 1.Глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи.

Е.Любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, которое "имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту" от любого посягательства на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.

Следовательно, правом на международную защиту обладают главы представители и должностные лица государств, находящиеся в государстве пребывания. Данное право абсолютно и распространено на всё время пребывания перечисленных лиц на территории иностранного государства.

Статус охраняемых международным правом лиц принадлежит персоналу дипломатических представительств: дипломатическим агентам, административно-техническому персоналу, обслуживающему персоналу и дипломатическим курьерам.

В соответствии со ст.29 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г30 "личность дипломатического агента неприкосновенна".Неприкосновенность фигуры дипломатического агента призвана обеспечить особую защиту дипломатического персонала иностранных государств,"более надёжную, чем та, которую принимающие государства обязаны предоставлять частным лицам".

Под дипломатическим агентом понимается, в соответствии с ч.1 ст.1 и ч.1 ст.14 Венской конвенции 1961 г.:

а) глава представительства - лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве; оно должно принадлежать к классу послов и нунциев, либо посланников или интернунциев, либо поверенного в делах;

б) член дипломатического персонала представительства - т.е. член персонала представительства, имеющий любой дипломатический ранг: посла или нунция, посланника или интернунция, временного поверенного.

Согласно ч.1 ст.31 Венской конвенции неприкосновенность персоны дипломатического агента действует в отношении любой его деятельности дипломатического агента, а также распространена на членов его семьи, постоянно проживающих вместе с ним (ч.1 ст.37). Конвенция не оговаривает круг "членов семьи", но в качестве бесспорного положения считается, что такая неприкосновенность распространяется на супруга и несовершеннолетних детей дипломатического агента.

Неприкосновенность персоны дипломатического агента и членов его семьи распространена как на время осуществления им служебных функций, так и на время отдыха - т.е. носит абсолютный характер во всё время пребывания дипломатического агента на территории принимающего государства.

В силу указания ч.2 ст.37 Венской конвенции, аналогичной по объёму и времени действия личной неприкосновенностью и международной защитой пользуются члены административно-технического персонала посольств. Ими признаются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание последнего, и постоянно проживающие с ними члены семей.

Также Венская конвенция устанавливает неприкосновенность дипломатического курьера (в том числе временного) - лица, осуществляющего перевозку дипломатической почты. Часть 6 статьи 27 документа устанавливает, что срок прекращения права на неприкосновенность дипломатического курьера наступает "в момент доставки таким курьером порученной ему дипломатической почты по назначению".

Документы международного права выделяют особый статус личной неприкосновенности членов специальных миссий. Согласно п."а11 ст.1 Конвенции о специальных миссиях от 8 декабря 1969 г 31 (далее -Конвенция о специальных миссиях) под таковыми понимаются временные миссии, по своему характеру представляющие государство, направляемые одним государством в другое с согласия последнего "для рассмотрения с ним определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи".Статус личной неприкосновенности членов специальных миссий совпадает с таковым статусом для дипломатического агента.

В Конвенции о специальных миссиях закреплена обязанность третьего государства обеспечивать личную неприкосновенность любого члена специальной миссии при транзите через его территорию - ст.36-38 Конвенции.

Международной защитой пользуются представители государств при международных и межправительственных организациях. Изначально данное право было регламентировано в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединённых Наций от 13 февраля 1946 г. 32 и получило дальнейшую детализацию в ряде других соглашений и факультативных протоколах к ним.

В Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН от 21 ноября 1947 г. 33 определены принципы личной неприкосновенности глав представительств и членов дипломатического персонала (ст.30),персонала делегаций государств на конференциях, проводимых в международных организациях (ст.60),которые совпадают с объемом международной защиты дипломатического агента. В ст.36 и 66 определены пределы международной защиты административно-технического и обслуживающего персонала, аналогичные соответствующим для Венской конвенции о дипломатических сношениях.

Объем права на международную защиту консульского персонала в принимающем государстве определён в Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. (далее - Конвенция о консульских сношениях) 34 и многочисленных двусторонних консульских конвенциях. Правом на международную защиту, согласно п."д" и "е" от Л Конвенции о консульских сношениях, обладают консульские должностные лица (любые лица, в том числе главы консульских учреждений, которым поручено выполнение консульских функций) и консульские служащие (любые лица, выполняющие административные или технические обязанности по обслуживанию консульского учреждения).

Таким образом, можно говорить о существовании следующих категорий лиц, пользующихся правом международной защиты:

1.Главы государств, официальные представители и должностные лица государств, пребывающие на территории иностранного государства,

2.Дипломатический персонал (дипломатические агенты, административно-технический персонал, обслуживающий персонал посольств, дипломатические курьеры, представители государств при международных организациях).

3.Персонал международных организаций.

4.Консульский персонал (консулы, административно технический и обслуживающий персонал консульств, консульские курьеры).

Нормы международного права также устанавливают перечень учреждений и иных предметов, которые пользуются международной защитой. С точки зрения доктрины уголовного права, они являются предметами преступных посягательств.

В диспозиции ст.360 УК РФ, под влиянием актов международного права, указано, что "нападение" может совершаться на служебные или жилые помещения, транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой.

В качестве защищаемых объектов международные документы называют:

1.Официальные помещения, жилые помещения, транспортные средства лица, пользующегося международной защитой, резиденция главы государства в стране пребывания (ст.1 Конвенции о лицах, пользующихся международной защитой 1973 г.).

2."Помещение" дипломатического представительства - т.е. здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок; а также предметы, предназначенные для официального пользования представительства и предметы, предназначенные для личного пользования дипломатических представителей (ст.1,20,36 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).

3."Помещения11 Организации Объединённых Наций "где бы они не находились" и багаж персонала ООН (ст.1 раздел 4,ст.4 раздел 11 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.).

4.Служебные помещения, жилые помещения или транспортные средства любого члена персонала ООН и связанного с ней персонала (ст.9 Конвенции о персонале ООН).

5."Консульские помещения" - т.е. используемые исключительно для целей консульского учреждения здания или части зданий и обслуживающий данное здание или части зданий земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них (ст.1,31 Конвенции о консульских сношениях 1963 г.).

Таким образом, российский законодатель последовательно воспроизводит предписания соответствующих норм международного уголовного права и международных договоров и соглашений об обязательности их имплементации в национальное уголовное законодательство.

2.4.2 Объективная сторона нападения на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой

Состав преступления, предусмотренного ст.360 УК РФ сконструирован законодателем как формальный - его объективную сторону образует факт совершения действия в виде "нападения".

Акт любого нападения представляет собой внезапное проявление агрессии по отношению к кому или чему-нибудь. Главный объективный признак нападения на лицо - насильственное, агрессивное возденет -вне на потерпевшего.При этом насилие, являясь неотъемлемым признаком любого нападения, может быть как физическим, так и психическим.

Нападение как насильственное физическое воздействие может быть следующих видов:

1) направленное на нарушение анатомической целостности человеческого

организма;

2) направленное на нарушение нормального физиологического функционирования человеческого организма;

3) выраженное в ограничении физической свободы человека.

Например,10 июля 2003 г. в Москве было совершено нападение на посла Республики Гана и его водителя. Потерпевшие были избиты группой молодых людей в районе Поклонной горы, когда совершали свою обычную вечернюю пробежку. В результате насильственного физического воздействия посол и его водитель получили многочисленные ушибы лица и тела. 35

Агрессивный характер нападения может проявляться в учинении психического насилия в отношении потерпевшего. Обычно психическое насилие состоит в угрозе причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего - при этом угроза должна быть таковой, чтобы создать у потерпевшего убеждение в её полной реальности, в способности и решимости нападающего немедленно её реализовать при каком-либо противодействии, а также объективно угроза должна быть осуществима -т.е. у нападающего должны иметься возможности её осуществления.

Форма выражения угрозы может быть самой различной - слова, жесты, демонстрация оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия, применение которых может быть опасно для жизни и здоровья потерпевшего.

Например, генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге в ночь на 30 октября 1998 г. подвергся нападению в поезде Таллинн - Санкт-Петербург. Как сообщили в финском генконсульстве в Петербурге, неизвестные, угрожая пистолетом, напали на их шефа У.Ринна. 36

В реальности нападение носит обычно комбинированный характер: в акте нападения переплетаются проявления физического и психического насилия.

Так, например, в Мюнхене 17 сентября 2000г. около 22.00 полицией был задержан атташе Генерального консульства России А.Кудрявцев. Он следовал на автомашине по служебным делам, но был остановлен под предлогом превышения скорости. Полицейские демонстративно подчеркивали, что "не признают никакого дипломатического иммунитета11. Против Кудрявцева была применена грубая физическая сила. Учиняя этот произвол, полицейские постоянно оскорбляли атташе. Телесные повреждения, нанесённые сотруднику консульства, были удостоверены утром 18 сентября в одной из мюнхенских клиник. 37

Последствия нападения могут быть самыми разными, выражаясь в реальном причинении вреда жизни или здоровью потерпевшего.Однако, вполне допустимо, что никаких последствий нападения не наступит. В любом случае нападение должно получить уголовно-правовую оценку как самостоятельное преступное деяние.

Учитывая специфику законодательной конструкции двухобъектных преступлений, к которым относится предусмотренный в ст.360 УК РФ состав (при нападении на лицо дополнительным объектом является здоровье этого лица),вопрос о том, перерастает ли причиненное насилие в самостоятельный состав преступления или охватывается диспозицией ст.360,следует решать в зависимости от тяжести последствий здоровью потерпевшего.Как указывает проф. А.В.Наумов, 38 совокупность преступлений будет налицо в тех случаях, когда санкция уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за совершение одного из этих преступлений, образующих двухобъектное преступление, превышает санкцию, установленную законодателем за совершение двухобъектного преступления. При совпадении санкций вопрос должен решаться аналогично: двухобъектное преступление слагается из посягательств на два и более основных объекта, каждый их которых подлежит самостоятельной уголовно-правовой охране.

Если результатом насильственного нападения стало причинение смерти, тяжкого, или вреда здоровью средней тяжести лицу, пользующемуся международной защитой, то содеянное требует дополнительной квалификации, т.к. верхняя граница санкции за убийство превышает, за причинение тяжкого вреда здоровью также превышает верхнюю границу санкции ст.360 УК РФ (7 лет лишения свободы), а за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью - совпадает с верхней границей санкции ч.1 ст.360 УК РФ (5 лет лишения свободы).

Таким образом, максимально допустимый объем насилия, не требующий дополнительной квалификации со ст.360 УК РФ, может выражаться в реальном причинении лицу, пользующемуся международной защитой легкого вреда здоровью, а также побоев, охватываемых пониманием нападения в ст.360 УК РФ.

"Нападение на ... служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой11 может выражаться, во-первых, в физическом уничтожении данных объектов (как это было с комплексом зданий посольства КНР в Югославии после налета и бомбардировок посольства авиацией НАТО 8 мая 1999 г.), во-вторых, нападение может состоять во вторжении на территорию дипломатического или консульского учреждения, представительства международной организации (как это было 23 февраля 2000 г. на территории Генерального консульства России В Познани (Польша), когда ворвавшиеся на территорию преступники сорвали российский флаг, разорвали и подожгли его. Демонстративное бездействие польских полицейских и властей было расценено в Москве как "фактическое поощрение экстремистов, как нежелание создать нормальные условия для работы российских представительств в Польше со всеми вытекающими отсюда последствиями. 39 Нарушение неприкосновенности транспортных средств и иных предметов, пользующихся международной защитой, можно признать содержательным смыслом "нападения" как уголовно значимого деяния, совершаемого виновным в отношении всех перечисленных предметов.

Таким образом, и физическое вторжение в служебное или жилое помещение, и уничтожение (повреждение) имущества в этих помещениях и взлом или несанкционированный обыск транспортного средства охватываются определением"нападение" на предметы, находящихся под международной защитой.

2.4.3 Субъективные признаки нападения на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой

В ст.360 УК РФ отсутствуют какие-либо указания на специальные характеристики, которыми должен быть наделён субъект, осуществляющий "нападение".И это представляется правильным, т.к. правоохраняемый интерес мирного урегулирования межгосударственных споров должен быть защищен от посягательств любого лица - именно о таком понимании субъектного круга преступлений против мира говорят документы современного международного права. Следовательно, субъект преступления, предусмотренного ст.360 УК РФ,- общий.

Исходя из понимания самого акта "нападения" следует сделать вывод, что данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Местоположение представительских учреждений и международных организаций, их опознавательная символика (в том числе и на транспортных средствах),охрана и специальные документы у представителей иностранного государства или сотрудников международной организации прямо указывают на специальный статус этих лиц и предметов как объектов международной защиты. Лицо или группа лиц желают напасть именно на представителей иностранного государства, и учреждения (предметы),пользующиеся международной защитой. Статья 360 УК РФ сконструирована таким образом, что не допускает возможной ошибки в объекте посягательства со стороны вменяемого субъекта. Наиболее весомым аргументом признания возможности совершения нападения только с прямым умыслом служит законодательное определение целей совершения данного деяния, закреплённых в ч.2 статьи: провокация войны или осложнение международных отношений. 40

Цель провокации войны означает, что виновный, совершая нападение на лицо или учреждение, пользующееся международной защитой, стремится к началу вооруженного столкновения между государствами или группами государств как субъектами международного права. При этом, не имеет значение наступление фактических последствий его посягательства в области мирных взаимоотношений государств.

История знает массу случаев, когда нападения подобного рода являлись отправной точкой самых кровавых войн в человеческой летописи. Достаточно вспомнить убийство в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда, положившее начало Первой мировой войне. В настоящее время также имеются примеры, когда нападения на дипломатический корпус служат поводом к развязыванию войны.

Так, в результате убийств боевиками Организации освобождения Палестины, базирующихся в Ливане, израильских дипломатов в Париже -3 апреля 1982 г. и в Лондоне - 5 июня 1982 г.,6 июня 1982 г. израильские войска начали военную операцию против государства Ливан. В результате вмешательства Совета Безопасности ООН эту войну удалось прекратить лишь в июне 1985 г., когда израильские войска покинули Ливан.

В отличие от конкретно определённой цели провокации войны, "осложнение международных отношений" как цель данного преступления носит собирательный характер. Преступник желает "накалить" отношения между государствами через разрыв дипломатических отношений последних, срыв различного рода переговоров, свёртывание межгосударственного сотрудничества по различным направлениям также через приостановление участия государства в международном соглашении либо деятельности международных организаций в России.

Так,22 марта 2001 г. Московским городским судом был вынесен приговор по делу А. Сусликова, обстрелявшего посольство США в Москве в марте 1999г. Он осужден по ст.166,205,222 и 360 УК РФ за совершение следующих действий.29 марта 1999 г. Сусликов с сообщником завладели автомобилем, принадлежащим ГУВД Москвы. Затем они подъехали к посольству США на Новинском бульваре, где проходил пикет москвичей против начала натовских бомбардировок Югославии. Преступники выпустили по посольству две автоматные очереди и скрылись с места происшествия. Одним из стрелявших был Сусликов. В обвинительном приговоре суд указал, что обвиняемый предпринял эту акцию с целями "устрашения населения, оказания воздействия на принятие решении органами власти" и "осложнения международных отношении" .

Цель провокации войны или осложнение международных отношений становится одним из главных оснований отграничения преступления, предусмотренного ст.360 УК РФ, от иных преступлений, чья объективная сторона также характеризуется актом насильственного нападения. Наиболее частыми в отечественной практике являются хулиганские цели, а также цель хищения имущества, принадлежащего лицам, пользующимся международной защитой: так, согласно сообщению РТР от 19 мая 2002 г., только за первые месяцы этого года в Москве зафиксировано 81 нападение на иностранцев, среди которых были дипломатические представители Великобритании, Конго, Эфиопии и других стран. Все эти нападения были, по словам начальника ГУВД Москвы,"хулиганскими" -ни по одному из них не возбуждалось уголовное дело по ст.360 УК.

3.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ МИРА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Анализ нормативной базы показал, что не все составы преступлений, перечисленные в Проекте Международного кодекса вошли в раздел УК РФ о "международных11 преступлениях. И, наоборот, не все деяния против мира, преступность которых установлена в уголовном законе России содержаться в ст.15-26 Проекта (публичные призывы к развязыванию агрессивной войны; нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной зашитой).

Рассматривая преступления против мира, остановлюсь на тех, которые, на мой взгляд, имеют дальнейшую перспективу пополнить XII раздел отечественного уголовного закона.

Российский законодатель последовательно вводит в нормы уголовного права предписания международных актов, устанавливающих преступность тех или иных действий. Одним из таких действий давно перешедших границы государств является международный терроризм.

Международное уголовное право, несмотря на немалое количество документов, не определяет сам термин "терроризм". Вместо него речь обычно идёт о преступлениях, являющихся проявлениями международного терроризма. К таким актам документы международного права относят самые разные преступления.

Многие преступления, названные террористическими в Европейской конвенции по борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г., 1 такие как правонарушения, относящиеся к применению Гаагской конвенции по борьбе с преступным захватом летательных аппаратов от 16 декабря 1970г. правонарушения, содержащие захват заложников или незаконное лишение свободы правонарушения, содержащие использование бомб, гранат, ракет, автоматического огнестрельного оружия, насколько подобное использование представляет опасность для людей, - вошли в гл.24 УК РФ "Преступления против общественной безопасности". Это ст.ст.205 - "Терроризм",206 -"Захват заложника",211 -"Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава", 227 -"Пиратство".

Не отрицая того, что действия криминализированные вышеуказанными статьями УК РФ являются действиями против общественной безопасности как правоохраняемого интереса, нельзя не признать того, что они, будучи совершенными с целью оказания влияния на развитие отношений между государствами или религиозными системами, посягают на мировой правопорядок и нормальный ход международных отношений. Ярким примером, обосновывающим такой подход, служат события, последовавшие после 11 сентября 2001 г.

Международная обстановка выдвинула новые требования понимания терроризма.

Прогрессивны положения, давшие толчок для нового осмысления проблемы международного терроризма заложены в Преамбуле Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994г. Проявлениями терроризма определены деяния, которые "угрожают жизни ни в чём не повинных людей или приводят к их гибели, имеют пагубные последствия для международных отношений и могут поставить под угрозу безопасность государств" 2. Прогрессивность определения для международного права заключается в том, что объектом посягательства здесь кроме прочего выбрано мирное развитие международных отношений государств.

На дипломатической конференции 1998 г. в Риме, принявшей Статут Международного уголовного суда остро дебатировался вопрос об определении международного терроризма как преступления против мира и безопасности человечества. 3 Особенно резкой критике со стороны представителей Алжира, Индии, Турции и Шри-Ланки подверглась формулировка, согласно которой уголовно-правовой запрет ограничивается "государственным" терроризмом, тогда как международный терроризм им не исчерпывается. Этот тезис можно поддержать анализируя лишь открытые сведения Службы внешней разведки России, передаваемые в средства массовой информации по обстановке в Чеченской республике.

В связи с этим необходимо отметить и то, что террорист может действовать не обязательно для достижения своих личных целей. Чаще присутствует ситуация, когда акт терроризма совершается в интересах представителей третьих сторон (государств, религиозных организаций, транснациональных корпораций). Например, военная компания в Чечне наглядно показала, что за чеченскими и иностранными террористами стоят агрессивные планы представителей арабского мира (Саудовской Аравии, Каира, Бахрейна) по отторжению Чечни от территории России и образованию Великого исламского государства, куда также вошла бы будущая Великая Албания с землями бывшей Югославии и Греции.

Располагая такими фактами, представители государств, признают международный терроризм именно как преступление против международного мира и человечности.

Какие же данные могут указать на преступления международных террористов как на преступления против мира?

Во-первых, преступления международных террористов имеют место при отсутствии фактических военных действий между государствами, как это закреплено в Определении агрессии.

Во-вторых, преступления международных террористов посягают на интересы соблюдения всеобщего мира. Вспомним хотя бы факт ведения американскими войсками военных действий в Афганистане в 2002г. по мотивам поиска террориста №1 и его сообщников, которые проводились в ответ на преступления террористов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне.

В-третьих, преступления международного терроризма посягают на правила мирного разрешения межгосударственных споров. Например, акции палестинских камикадзе, проводимые в израильских городах.

Таким образом, можно сказать, что данные преступления посягают на непосредственный объект преступлений против мира: охраняемые международным правом интересы соблюдения всеобщего мира и правила мирного урегулирования межгосударственных споров.

Принятие Закона РФ "О борьбе с терроризмом" 25 июля 1998 г. ещё раз подтвердило направленность мысли российского законодателя в определении международной террористической деятельности в сторону её закрепления в нормах права как международного уголовного преступления. Статья 3 данного Закона указывает на то, что под международной террористической деятельностью понимается такая, которая осуществляется террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства; наносящая ущерб интересам более чем одного государства; эта деятельность проводится гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства, а также в случаях, когда как террорист, так и жертва террора являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств. Субъектами этих преступлений-действий являются как агенты иностранного государства, так и граждане одной страны.

Полагаю, что возможная криминализация международного терроризма как преступления, посягающего на интересы всеобщего мира может быть осуществлена в гл.34 УК РФ в следующем виде:

Статья. Международная террористическая деятельность. Международная террористическая деятельность - действия, предусмотренные статьями 205, 205-1, 206, 211 и 227 настоящего Кодекса, направленные против интересов мира другого государства и его населения, - наказывается ...

Примечание. В данной статье под интересами мира государств признаются интересы соблюдения всеобщего мира и правил мирного урегулирования межгосударственных споров в соответствии с международным правом.

Ещё одним преступлением, которое может привести к нарушению мирных отношений между народами, согласно определению, содержащемуся в ст.1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. является преступление расизма.

Одна группа или группы людей провозглашаются со ссылкой на какие-то "доказательства" расового, этнического или религиозного характера превосходящими другие группы, в результате чего вся внутренняя и внешняя политика государства превращается в систему осуществления этих расистских теорий. Это неизбежно наносит ущерб дружественным отношениям и сотрудничеству между народами, международному миру и безопасности.

Парижская декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках от 27 ноября 1978 г. подтвердила опасность проявлений расизма (таких как дискриминационное поведение, закрепление на внутригосударственном законодательном уровне практики расового неравенства) для международного мира.

Современным примером проявлений расизма можно назвать политику латвийского государства в отношении русскоязычного населения, которое составляет 34% жителей Латвии или 900 тысяч из 2 млн.750 тыс. человек проживающих. По данным экспертов ПАСЕ на апрель 1998г. в законодательстве Латвии существовало 68 дискриминационных норм, в области социально-экономических и политических прав в отношении русскоязычного населения.

Закон о гражданстве Латвии направлен на "выдавливание" и, так называемую, "деколонизацию" неграждан (около 500 тыс. человек), которые лишены не только прав на участие в политической жизни и местном самоуправлении; свободный выбор места жительства; обучение на родном языке; на получение медицинской помощи и пенсий, -но также лишены важнейшего права каждого человека - права на самооборону от посягательств на жизнь, здоровье и честь. 4

Реагируя на грубые и массовые нарушения прав человека, органы ООН и Совета Европы проводят политическую работу по противодействию таким проявлениям внутренней политики государств. ООН одновременно заявляет, что рассмотрение его органами таких фактов не должно перерастать в непосредственное воздействие на законодательную процедуру государств, иначе это может пойти в разрез с принципами Устава, в частности с принципом невмешательства во внутренние дела государства. 5

Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция РФ обязывает государство на их всемерную защиту. Являясь участником международного сотрудничества и субъектом международного права, Российская Федерация признаёт и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Наш законодатель имплементируя положения международных документов в области прав человека и их защиты, ввёл соответствующие нормативы также и в УК РФ 1996 г.Глава 19 Кодекса объединяет уголовно-правовые нормы о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Одновременно, некоторые посягательства на эти права и свободы запрещены и охраняются другими главами УК (например, право человека на здоровую окружающую среду охраняется нормами гл.26 УК о нарушениях экологической безопасности общества).

Не умаляя международного характера преступлений расизма, отечественная уголовная доктрина исходит из того, что эти действия посягают на внутреннее конституционное устройство отношений между гражданами, гражданами и должностными лицами и, поэтому, отражает преступность проявлений расизма в гл.19 УК "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" (в ст.136 -"Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина"); в главе 29 УК "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства" (в ст.282 -"Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства",в ст.282-1 -"Организация экстремистского сообщества") и др. главах УК РФ.

Несмотря на то, что Межпарламентская ассамблея Содружества Независимых Государств включила ст.111 "Расовая дискриминация" в главу о преступлениях против мира и безопасности человечества Модельного уголовного кодекса, закрепление преступления расизма в главе 34 УК РФ привело бы к нарушению важнейшего принципа международного уголовного права ne bis in idem -и повлекло бы наступление нескольких юридических последствий в связи с квалификацией по двум и более нормам УК РФ одного деяния.

Принятие международной конвенции о предупреждении, пресечении и наказании за международное преступление расизма, как это было сделано в отношении геноцида и апартеида явилось бы значительным вкладом в развитие нормативной базы, направленной на противодействие расизму как преступлению против мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная планетарная обстановка, характеризующаяся постоянством возникновения новых очагов напряженности и угроз международному миру обязывает задумываться правительства цивилизованных государств не только о защите своих внутренних границ, но и об укреплении сотрудничества как представителей специальных служб, так и представителей юридической науки для создания эффективной системы поддержания международной безопасности и мира. Успех этой деятельности зависит от того - смогут ли руководители государств соизмерять свои решения и поступки с общепринятыми нормами международного права, с принципами ООН, выработанными для поддержания мира и безопасности на планете. Только коллективное сотрудничество государств на основе права может стать действенным щитом против новых угроз и вызовов международному миру.

Одновременно с этим нормы международного права напоминают нам о том, что обязанностью каждого государства является осуществление его уголовной юрисдикции над лицами, несущими ответственность за совершение международных преступлений. В связи с этим, будем надеяться, что принцип о неотвратимости наказания, провозглашенный в Уголовном кодексе станет действительно работающим.В каких бы чинах и званиях ни оказались виновные в этих преступлениях, наказание должно следовать неотвратимо!

Подводя итог проведенному анализу преступлений против мира, включенных в новый самостоятельный раздел УК РФ необходимо отметить следующий момент. На мой взгляд, постановкой данной системы преступлений в последнюю главу российского уголовного закона, законодатель подчеркивает краеугольное равенство защиты интересов личности и интересов поддержания и сохранения мира на Земле, как основы добрососедских отношений Российской Федерации со всеми государствами мира.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава 1.

1. Организация Объединённых Наций. Генеральная Ассамблея. Комиссия международного права. Сорок пятая сессия.3 мая-23 июля 1993 г. Комментарии и замечания правительств в отношении проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятого в первом чтении комиссией международного права на её сорок третьей сессии, с.3-15.

2. Новый уголовный кодекс Франции.М.,1993. с.56-57.

3. Уголовный кодекс ФРГ.М.,1996.с.134.

4. Уголовный кодекс Испании.М.,199В.с.183.

5. Уголовный кодекс Республики Польша.Минск,1998.с.47-48.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.,Кодекс 2004.с.157-159.

7. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.33.М.,1979.

8. По сообщениям Русской службы Би-Би-Си 11 мая 1999 г.

9. Уголовное право. Особенная часть. Учебник//под ред.профессора А.И.Рарога.М.,ИМПЭ,1996.с.460.

10. Адельханян Р.А. Военные преступления в современном праве. М.,2003.с.51-52.

11. Курс уголовного права. Особенная часть.Т.5/ Под ред. Г.Н. Ворзенкова,В.С. Комиссарова.М.,2002.с.361.

12. Курс международного права.Т.6.М.,1992.

13. Ст.16 Международного Пакта о гражданских и политических правах человека.М.,1966.

14. Российское уголовное право. Общая часть. Учебник./ Под ред.

проф. А.И. Рарога, Том 1.М.,Профобразование.с.377-379.

15. Зимин В.П. Правомерное неисполнение приказа: доктрина

"умных штыков"// Правоведение. 1993.№2.с.35-45.

16. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1965 г.

"О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступления"// Ведомости Верховного Совета СССР.1965.№ 10.ст. 123.

Глава 2

1 Гроций Гуго.О праве войны и мира.М.,1956.с.186-188.

2 История государства и права зарубежных стран. Учебник//Под ред. С.А. Чибиряева.М.,Былина.2002.с.281-286.

3Определение агрессии как международного преступления от 14 декабря 1974г.// Официальные документы ООН.Т.1.Нью-Йорк,1975.

4 Уголовное право. Особенная Часть. Учебник./ Под ред. Профессора А.И.Рарога.М.,ИМПЭ.1996.с.462. Также Курс уголовного права. Особенная часть.Т.5./Под ред. Г.Н.Борзенкова,В.С.Комиссарова.с.356

5 А.Г.Кибальник, И.Г.Соломоненко. Преступления против мира и безопасности человечества. С-Петербург 2004.с.135.

6 См.:Малахова О.В. Указ.соч.С.107-108.

7 Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка.Т.3. М.,1998.

8 История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945.Т.1.М.,1960.с.15-26.

9 Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Т. 7 .М. ,1961.с.367.

10 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть/Под ред.Ю.И.Скуратова,В.МЛебедева.с.353.

11 Великая Отечественная война 1941-1945 гг.в вопросах и ответах. М.,1985.с.17-19.

12 Там же.с.20.

13 Там же.с.22-23.

14 Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками.Т.3.с.250-251.

15 Курс уголовного права. Особенная часть.Т.5./Под ред. Г.Н. Борзенкова,В.С.Комиссарова.с.357-358.

16 Малахова 0.В.Указ.соч.с.139.

17 Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма/Под ред. И.А.Ледях,И.И.Лукашука.с.136.

18 Российское уголовное право. Общая часть. Учебник./ Под ред. проф.А.И.Рарога.М.,2003.с.98.

19 Уголовное право. Особенная часть.Т.2 / Под ред. Л.Д. Гаухмана, С.В.Максимова.с.489.

20 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под ред.Ю.И.Скуратова,В.М.Лебедева.с.560.

21 Уголовное право. Особенная часть. Учебник./ Под ред. А.И. Рарога. М. ,ИМПЭ 1996.с.462.

22 Решения Нюрнбергского трибунала.

23 М.Ю. Рагинский. Милитаристы на скамье подсудимых, М.,1985.

Приложения.

24 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ 1992 г. № 7.ст.300.

25 Российская газета.2003.31 мая.

26 Резолюции и решения Генеральной Ассамблеи ООН, принятые на ХХ11 сессии.Нью-Йорк,1968,с.47.

27 www.un.org/russian

28 Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия от 10 апреля 1972 г.//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.31.М.,1977.

* М.Ю.Рагинский. Милитаристы на скамье подсудимых.М.,1985. с.239.

** А.Г.Кибальник, И.Г.Соломоненко. Преступления против мира и безопасности человечества. С-Петербург,2004.с.172.

29 Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от14 декабря 1973 г.//Сборник действующих договоров соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 33. М. ,1979.

30 Ведомости Верховного Совета СССР.1964.№ 18.Ст.221.

31 Международное публичное право. Сборник документов.Т.1.М.,1996. с.209-221.

32 Там же.с.237-241.

33 Там же.с.279-288.

34 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1989.№ 12.Ст.275.

35 Сообщение ИТАР-ТАСС от 12 июля 2003г.

36 Сообщение ИТАР-ТАСС от 2 ноября 1998г.

37 Смирнова М. В Мюнхене избит российский дипломат//Независимая газета.2000 г. 4 октября.

38 Наумов А.В. Уголовно-правовое значение насилия//Насильственная преступность.М.,1997.с.63-64.

39 Сообщение ИТАР-ТАСС от 24 февраля 2000 г.

40 Сообщение ИТАР-ТАСС от 23 марта 2001 г.

Глава 3

1 Адельханян Р.А. Признаки террористического преступления по международному праву./Российская юстиция $ 8.2002.с.47.

2 Там же.с.47.

3 См.: Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд М.,1998.с.85-90.

4 С.А. Глотов. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека.Саратов.1999. с.86,с.330.

5 В.И.Попов, ВЛ.Исраэлян. ООН как инструмент по поддержанию и укреплению мира.М.,1980.с.170.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. М.,Инфра-М 2007 г.

2. Устав Организации Объединенных Наций, принятый на Конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. / Яндекс.ру.

3. Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского) от 8 августа 1945 г./ Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1955.Вып.11.

4. Римский Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 Г. //www.un.org/russian

5. Определение агрессии как международного преступления от 14 декабря 1974 г.// Официальные документы ООН.Т.1.Нью-Йорк, 1975.

6. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.//Ведомости Верховного Совета СССР.1954.№ 12.Ст.244.

7. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него ОТ 30 ноября 1973 Г.// www.un.org/russian

8. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия от 10 апреля 1972 г.//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.31.М.,1977.

9. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 3 января 1993 Г.// www.un.org/russian

10. Конвенция о лицах, пользующихся международной защитой - Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 33. М.,1979.

11. Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества//Российская юстиция.1995.№ 12.

12. Уголовный кодекс Российской Федерации.М.,2008.

13. Уголовный кодекс Франции.М.,1993.

14. Уголовный кодекс ФРГ.М.,1996.

15. Уголовный кодекс Испании.М.,1998.

16. Уголовный кодекс Республики Польша.Минск,1998.

17. Закон СССР от 12 марта 1951 г. "О защите мира".//СПС "Консультант".

18. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1965 г. "О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлениям/Ведомости Верховного Совета СССР № 10 1965 г.Ст.123

19. Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г.//СПС "Консультант".

20. Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991г.//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ 1992г. № 7.Ст.300.

21. Закон РФ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г.//Российская газета.31 мая 2003 г.

22. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.//Ведомости Верховного Совета СССР.1964.№ 18.Ст.221.

23. Конвенция о специальных миссиях 1969 г.//Международное публичное право. Сборник документов.Т.1.М.,1996.С.209-221.

24. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.//Между народное публичное право. Сборник документов.Т.1.М.,2007.С.237-241.

25. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждениях ООН 1947 г.//Международное публичное право. Сборник документов.Т.1.С.279-288.

26. Венская конвенция о консульских сношениях 2008 г.//Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1989.№ 12 Ст.275.

27. Адельханян Р.А. Военные преступления в современном праве. М.,2008.

28. Влищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. М., 2008.

29. Великая Отечественная война в вопросах и ответах (1941-1945) М.,2007.

30. Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека.Саратов.2007.

31. Гроций Гуго. О праве войны и мира. М.,2007.

32. Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка.Т.3. М.,2008.

33. Зимин В.11. Правомерное неисполнение приказа: доктрина "умных штыков"//Правоведение.2007.№ 2.

34. История государства и права зарубежных стран. Учебник//Под ред.С.А.Чибиряева.М.,2007.

35. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945.Т.1.М.,2008.

36. Кибальник А.Г. Соломоненко И.Г. Преступления против мира и безопасности человечества. С-Петербург,2008.

37. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть./Под ред. Ю.И.Скуратова ,В.М.Лебедева.М.,2008.

38. Курс международного права.Т.6.М.,2008.

39. Курс уголовного права. Особенная часть.Т.5.//Под ред.Г.Н.Бор-зенкова,В.С.Комиссарова.М.,2008.

40. Международное публичное право. Сборник документов.Т.1М.,2008.

41. Независимая газета от 4 октября 2006 г.

42. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов в 7 томах. Под ред. Р.А.Руденко. М.,2006.

43. Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма. Под ред. И.А.Ледях,И.И.Лукашука.М.,2006.

44. Признаки террористического преступления по международному праву. Р.А. Адельханян./Российская юстиция № 8. 2006.с.47.

45. Попов В.И. Исраэлян В.Л.ООН как инструмент по поддержанию и укреплению мира.М.,2005.

46. Панов В.П. Международное уголовное право.М.,2005.

47. Рагинский М.Ю.Милитаристы на скамье подсудимых.М.,2004.

48. Рыбаков Ю.М. Вооруженная агрессия -тягчайшее международное преступление.м.,2007.

49. Ромашкин П.С. Преступления против мира и человечества. М., 2001.

50. Российское уголовное право. Общая часть. Учебник. Под ред.проф. А.И.Рарога.М.,2007.

51. Уголовное право России. Особенная часть. Учебник. Под ред.проф. А.И.Рарога.М.,2007.

52. Уголовное право. Особенная часть. Учебник. Под ред. Л.Д. Гаухмана С.В.Максимова.М.,2008.

53. Новое уголовное законодательство стран СНГ и Балтии. Сборник научных статей под ред. Л.Л.Кругликова и Н.Ф.Кузнецовой.М.,2008.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.