РУБРИКИ

Анализ работы района по организации и управлению социальной службы Центра социального обслуживания Называевского района

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Анализ работы района по организации и управлению социальной службы Центра социального обслуживания Называевского района

Анализ работы района по организации и управлению социальной службы Центра социального обслуживания Называевского района

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики

Специальность Социальная работа

Контрольная работа

по теме Анализ работы района по организации и управлению

социальной службы (на примере Центра социального обслуживания Называевского района)

Выполнила

Евтеева Алёна студентка 4 курса 5,5

Проверила

доцент, к.п.н. Морозова О.В.

Омск 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Семья и государство

1.1 Цели и задачи семейной политики

1.2 Принципы взаимодействия семьи и государства

1.3 Подходы к семейной политике в современном мире

1.4 Демография семьи

1.5 Принципы семейной политики

Глава 2 Правовые акты в защиту семьи

2.1 Конвенция ООН о правах ребенка

2.2 Президентская программа семейной политики

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека -- неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья -- залог стабильности и процветания любого общества.

Семья -- это та общественная структура, в которой прежде всего происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.

Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.

Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.

Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.

ГЛАВА I СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО

1.1 Цели и задачи семейной политики

Традиционно семейная политика была подчинена экономическим целям и ресурсно ее реализация обеспечивалась по остаточному принципу, как и вся социальная сфера. Согласно идеологии ООН "политика и соответствующее законодательство, содействующее укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций".

Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие "благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь".

Следует отметить, что при определении цели семейной политики нередко допускается отождествление цели со средствами ее достижения. В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:

1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.

2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека.

3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.

Исходя из общего понимания цели семейной политики, ее интегральными задачами являются:

-- обеспечение социальной безопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых государственных решений, прежде всего федеральных и региональных программ, с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи;

-- создание необходимых условий для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.;

-- содействие адаптации семей различных типов к происходящим социально-экономическим переменам, создание необходимых условий для саморазвития семей, стимулирования их жизненного потенциала, экономической самостоятельности;

-- формирование полноценной системы социальных услуг, направленной на оказание семьям широкого спектра помощи в процессе их функционирования;

-- решение проблем укрепления и развития института российской семьи, связанных с возрождением ее исконных традиций и устоев;

-- предоставление гарантии защищенности тем семьям, которые в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия.

Эти интегральные задачи распадаются на множество более частных задач, направленных на решение самых различных проблем функционирования семей в социуме, осуществление ими социальных функций.

В соответствии с основными функциями семьи и сферами ее жизнедеятельности выделяются следующие направления государственной семейной политики:

развитие законодательной базы государственной семейной политики;

демографическая политика в отношении семьи;

экономическая политика государства в отношении семьи в условиях перехода к рыночным отношениям;

социокультурная политика в отношении семьи;

развитие социального обслуживания семьи;

государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах;

региональная семейная политика;

взаимодействие государства и неправительственных организаций -- субъектов семейной политики;

разработка механизмов реализации социальной политики в отношении семьи на среднесрочный период.

1.2 Принципы взаимодействия семьи и государства

В последние годы в нашем обществе происходит переоценка подходов к семейной политике.

В условиях патерналистской системы государство стремилось подменить семью, взять на себя выполнение значительной части ее функций. Развивая новую концепцию семейной политики, необходимо обосновать принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который является основополагающим в социальной политике. Важно подчеркнуть, что речь идет о создании государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала. Переход семьи в позицию субъекта социальной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. Что касается принципа социальной защиты, то он применим к тем семьям, которые объективно оказались не в состоянии справиться с экономическими проблемами, выйти на минимальный стандарт уровня жизни. Социальная защита должна играть вспомогательную роль.

На первых этапах проведения реформ государство резко сократило уровень своей поддержки социальной сферы, сориентировав ее на коммерциализацию и самостоятельное выживание. При этом семья и население оказались не подготовленными к переходу к новым экономическим отношениям, выживанию в условиях кризиса.

Государство как партнер семьи призвано активно участвовать в процессе ее адаптации к новым социально-экономическим условиям, постоянно корректировать эти условия, исходя из социально значимых интересов самой семьи, ее жизнедеятельности. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование.

Важнейшим принципом идеологии семейной политики является перенос центра тяжести в системе социальной помощи семьям с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. В связи с этим важно разграничить понятия "социальное обслуживание" и "социальная защита".

Социальное обслуживание предполагает новый для нашей страны вид социальной помощи семье, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных, других проблем и осуществляется через сеть специализированных социальных служб. Что касается социальной защиты, то она направлена не на все семьи, а на определенную социально уязвимую их часть. Кроме того, это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления.

В условиях социально-экономического кризиса в России семейная политика государства имеет особое значение и должна быть направлена на создание благоприятного пространства для функционирования семьи, придание реформам "семейного аспекта", превращение семей в движущую силу проводимых преобразований, на проведение экспертизы государственных решений с точки зрения воздействия на жизнедеятельность семьи и регулирование социальной напряженности в обществе на основе развития партнерских отношений семьи и государства.

1.3 Подходы к семейной политике в современном мире

Диапазон принятых в современном мире подходов к семейной политике достаточно широк: от отказа от всякой политики до сведения ее к одной из функций, исполняемых семьей. В этом отношении выделяется несколько основных групп государств. К первой группе можно отнести страны, сформулировавшие свою политику в отношении семьи и принявшие широкий подход, ориентированный в целом на достижение благополучия семей. Во второй группе -- страны, акцентирующие в своей политике внимание на отдельных аспектах жизнедеятельности семьи. Третью группу составляют страны, вообще не определившие своей политики в отношении семьи.
При этом можно выделить такие основные виды мотивации: политика стимулирования уровня рождаемости (совпадает с политикой в области народонаселения); политика, направленная на социальную защиту семей с детьми; "нейтральная" политика, ориентированная на поддержку всех типов семей; гендерная политика, регулирующая взаимоотношения различных полов и рынка рабочей силы.

На основе анализа "Руководящих принципов по вопросам семьи", разработанных названной рабочей группой, выделим наиболее важные положения, отражающие приоритеты семейной политики в современном мире:

-- утверждение ценности семьи, уважение и защита всех типов семей независимо от их национальных, культурных, региональных различий, недопущение их дискриминации;

-- обеспечение лучших условий жизнедеятельности семьи, создание предпосылок для здорового развития общества, социального и экономического прогресса в интересах семьи, перераспределение в этих целях ресурсов в пользу социальных программ за счет военных расходов;

-- разработка гибкого законодательства о семье, его развитие с учетом изменяющихся условий жизни;

-- осуществление специальных мер социальной и экономической поддержки бедных семей, семей с особыми проблемами (инвалидность её членов, наличие иждивенцев, престарелых, многодетные семьи, молодые, неполные семьи и др.);

-- оказание семьям поддержки в гармоничном сочетании ее членами профессиональных и семейных обязанностей;

-- содействие семье в организации домашнего хозяйства, производства продовольственной продукции для внутреннего потребления;

-- разработка систем налогообложения, учитывающих интересы семей;

-- создание систем социальной помощи семьям, в том числе информационной, психологической, юридической;

-- организация подготовки и переподготовки соответствующих специалистов;

-- осуществление программ планирования семьи, предоставление молодым людям комплекса информации, необходимой для вступления в брак и функционирования семьи;

-- социальная и медицинская защита материнства и детства в дородовой и послеродовой периоды, предоставление родительских отпусков в связи с рождением детей;

-- содействие полноценному физическому и умственному развитию девушек, подготовка их к материнству;

-- предупреждение насилия, злоупотреблений и эксплуатации внутри семьи в отношении ее членов, в том числе скрытых форм этих явлений, осуществление мер по усилению защиты членов семьи;

-- предоставление помощи семьям, столкнувшимся с проблемами наркомании, алкоголизмом, преступностью, агрессией, принятие мер по их искоренению;

-- формирование позитивного для семьи информационного пространства.

1.4 Демография семьи

Все это привело к тому, что с начала 90-х годов демографическое развитие России вступило в период острейшего кризиса, охватившего все стороны движения населения: рождаемость, смертность и миграцию.

В 90-е годы резко возросла смертность во всех возрастных группах населения, сменив длительный период ее медленного роста и стагнации с небольшим снижением в 1985--1987 гг., вызванным кратковременным эффектом антиалкогольной кампании. В 1994 г., по сравнению с 1980 г., общий коэффициент смертности вырос на 46%.

Особенно быстро растет смертность от неестественных причин: несчастных случаев, травм, убийств и самоубийств. Наиболее высока она в трудоспособных возрастах, среди мужского населения и в сельской местности. Повышается материнская смертность.

Происходившее в течение послевоенных лет медленное, эволюционное снижение рождаемости, деформированное демографическими волнами и мерами демографической политики, сменилось резким падением ее уровня в 90-е годы. В 1993 г. суммарный коэффициент рождаемости упал до 1,39 детей в среднем на одну женщину по сравнению с 2,42 - 2,11 в 60--80-е годы.

В качестве главных причин этого люди называют неуверенность в завтрашнем дне и невозможность содержать и воспитывать детей на должном уровне.

Это подтверждает возможность массового перехода семей от наиболее распространенной двухдетной модели к однодетной модели семьи. Если даже этот отход временный, то и тогда он свидетельствует о глубоком противоречии между желаемой (двух-трехдетной) и ожидаемой (однодетной) семьей и неудовлетворенности большинства людей условиями семейной жизни. Такова реакция населения на экономический и социальный кризис, она имеет не демографическую, а социально-экономическую природу.

Для того чтобы она появилась, нужно, как минимум, платить им такие пособия, чтобы при рождении третьего ребенка жизненный уровень не падал, а рос. Но требуемые средства могут быть получены или за счет налогов с тех, у кого меньше трех детей, либо путем эмиссии, что усилит инфляцию и ударит по тем, кто пособий не получит. Они же, будучи большинством и в населении, и в парламенте, не пропустят такие законопроекты. Увеличить пособия на детей необходимо, но невозможно повысить их настолько, чтобы иметь трех детей стало выгодным.

Особая значимость семьи для общества была подчеркнута Генеральной Ассамблеей ООН, провозгласившей 1994 год Международным годом семьи. Его подготовка и проведение в нашей стране предусматривали комплексный подход к решению многочисленных проблем семейной политики.

В этой связи заслуживает внимания Концепция государственной семейной политики Российской Федерации, которая была одобрена решением Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи в России. Первоочередные меры предусматривали проведение социальной политики в интересах семьи, женщины и ребенка, осуществление федеральной программы "Дети России" с дифференцированным подходом к отдельным контингентам ("Дети-инвалиды", "Дети-сироты"), регионам ("Дети Севера", "Дети Чернобыля") и др.

Большое значение имели учреждение специальных территориальных органов по проведению семейной политики на местах, формирование социальной службы семьи.

1.5 Принципы семейной политики

Мы далеки от мысли, что сегодня проблемы экономического и нравственного возрождения общества, проблемы современной семьи в принципе неразрешимы. Существуют некоторые фундаментальные принципы, руководствуясь которыми государство и его институты социальной политики могут добиться успеха в этом жизненно важном для общества деле.

Первый из них -- реалистичность и прямо зависящая от нее эффективность социальной политики. Из множества факторов, влияющих на стабильность брачно-семейных отношений (выполнение семьей присущих ей функций, повышение качества семейных отношений, эффективная помощь маргинальным семьям и т.д.), важно выбирать те, которые поддаются хотя бы некоторому воздействию уже сегодня или в ближайшем будущем.

Наиболее реалистично, на наш взгляд, изменить два макрофактора, которые существенно влияют на функционирование современной семьи. Это материальные условия ее жизнедеятельности и система информирования по наиболее важным вопросам, связанным с выбором супругов, с семейной жизнью, с взаимными отношениями, с отношениями между родителями и детьми. Уже сейчас необходимо спланировать и скрупулезно реализовать пусть не солидную, но четкую систему льгот, пособий, улучшить жилищные условия, начать строительство яслей, детских садов и т.д. Одновременно с этим следует наладить и систему просвещения, помогающую семье построить адекватные модели планирования, выживания, развития, найти наиболее оптимальный для взрослых и детей выход из сложившихся ситуаций.

Второй принцип -- дифференцированный подход к различным типам семей. Одним из общих недостатков современной семейной политики является ее абстрактный, обращенный ко всем семьям сразу характер. Назрела необходимость классификации семей и разработки такой социальной политики и работы, которые учитывали бы особенности конкретных типов семей, их специфические нужды и проблемы.

Вот одна из возможных классификаций, которая, может быть, и несовершенна, в силу того что объединяет сразу три признака (уровень дохода, характер брачно-семейных отношений и состояние здоровья членов семьи), но в то же время способна послужить началом к дифференцированному подходу в семейной политике.

Самый трудоемкий для социальной работы тип семьи -- семья маргинальная. Генезис семей такого типа может быть связан с самыми разными причинами -- болезнями, многодетностью, алкоголизмом, тюремным заключением и т.д., но общим для них является резко сниженные возможности осуществлять нормальное функционирование, эффективно воспитывать детей.

Другой тип семьи -- семья кризисная, находящаяся ниже черты бедности и имеющая в силу этого серьезные проблемы, связанные с физическим выживанием, супружескими отношениями и воспитанием детей. Такие семьи нуждаются в безусловной помощи, но сложность в том, чтобы правильно определить оптимальные формы ее оказания. Что касается физического выживания, то в первую очередь нужно думать о создании новых рабочих мест, переквалификации и переобучении людей, а не о раздаче им гуманитарной помощи и уравнительных пособий.

Третий тип семьи -- благополучная семья, которая многого добилась в жизни сама. Уровень благополучия таких семей средний или на 15--20% выше среднего, и свои проблемы они могут решать, как правило, самостоятельно, без внешней помощи.

Для четвертого типа семей, с доходами, позволяющими реализовать практически все виды платных услуг, даже весьма дорогостоящих, целесообразно разработать модель идеальной брачно-семейной консультации, организовать различные терапевтические службы, в том числе основанные на психоанализе, открыть частные школы и различного типа платные спортивные и культурные учреждения и т.д.

Впрочем, никакая самая лучшая целевая программа не спасет человека, если он сам не захочет предпринять все необходимые шаги к выживанию. Поэтому многих людей, воспитанных на дрожжах социального иждивенчества, важно привести к мысли, что добиться в своей жизни чего-либо можно только в том случае, если самим работать в меру своих сил и возможностей.

ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ЗАЩИТУ СЕМЬИ

2.1 Конвенция ООН о правах ребенка

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Главная цель Конвенции -- максимальная защита интересов ребенка. Ее положения по сути сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Все эти направления имеют конкретное содержание.

Право ребенка на жизнь, включая выживание в определенных затрудненных условиях, осуществляется доступным медицинским обслуживанием, обеспечением установленного стандарта уровня жизни, а также реализацией права на имя и гражданство.

Право на развитие объединяет сферы образования, отдыха, досуга, культуры.

Право на активное участие в жизни общества осуществляется мерами по обеспечению свободы слова, совести и религии, правом на получение информации, свободное выражение своего мнения. Конвенция закрепляет также соответствующие обязанности родителей.

13 июня 1990 г. Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российск Федерации. Этим актом Россия заявила о своем обязательстве соблюдать положения и принципы Конвенции и в случае их невыполнения нести ответственность перед международным сообществом.

С целью приведения государственной политики в отношении детей в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации принимаются необходимые нормативные правовые акты.

Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации. В соответствии со статьей Конституции Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь свободное развитие человека. В Российской Федерации осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В главе "Права и свободы человека и гражданина" Конституции изложены положения, закрепляющие права детей.

Статья 2 Конвенции устанавливает, что государства-участники о6еспечивают каждому ребенку все права без дискриминации или различий.

Право граждан на образование определено законом Российской Федерации "Об образовании". В статье 5 закона гарантируется право на образование» независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, судимости.

Вопросы гражданства, охватываемые статьей 7 Конвенции о правах ребенка, регламентированы Конституцией Российской Федерации, законом "О гражданстве РСФСР". Закон "О гражданстве РСФСР", вступивши в силу 6 февраля 1992 г., подробно регламентирует гражданство детей, порядок приобретения, изменения гражданства с учетом мнения несовершеннолетнего. Конвенция предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим его (ст. 12). Конституция Российской Федерации гарантирует ребенку, как любому гражданину Российской Федерации, свободу мысли и слова.

Закон Российской Федерации "Об образовании" подчеркивает гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности. Отказ образования от идеологических установок партий, общественных движений и организаций также обеспечивает ребенку свободное формирование и выражение своих взглядов.

Кодекс о браке и семье РФ гарантирует ребенку учет его личного мнения при рассмотрении вопросов, связанных с установлением отцовства, изменением имени и фамилии, усыновлением, если ребенок достиг 10-летнего возраста.

В Конституции Российской Федерации (ст. 28) и в законе Российской Федерации "О свободе вероисповеданий" изложено право граждан свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства. Эта норма соответствует требованиям статьи 14 Конвенции о правах ребенка.

В законе Российской Федерации "Об образовании" зафиксировано право религиозных объединений создавать образовательные учреждения, а также право родителей несовершеннолетних детей выбирать формы обучения и типы образовательных учреждений.

Статья 5 Конвенции о правах ребенка устанавливает, что государство должно уважать права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ими. Данные положения регламентируются Кодексом о браке и семье, где зафиксировано, что защита прав и интересов несовершеннолетних детей лежит на их родителях.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, все сделки, за исключением указанных в кодексе, за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), могут совершать от их имени только родители, усыновители или опекуны. Для совершения большинства сделок несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 дет требуется письменное согласие их законных представителей.

Гражданский кодекс ввел новую норму, ранее неизвестную нашему законодательству, согласно которой несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего (ст. 27 ГК).

Закон Российской Федерации "Об образовании" предоставляет права родителям выбирать формы обучения ребенка, образовательное учреждение, давать необходимое образование в семье.

Ответственность родителей за воспитание детей, провозглашенная статьей 18 Конвенции о правах ребенка, закреплена Конституцией Российской Федерации, законодательством о браке и семье, законом "Об образовании", административным и уголовным законодательством.

Одним из основных положений Конвенции о правах ребенка является обязанность государств-участников обеспечивать замену ухода за детьми, лишенными семейного окружения (ст. 20). сВо многих случаях наилучшей формой замены ухода за ребенком без родителей является усыновление. В Российской Федерации усыновление детей регулируется Кодексом о браке и семье РФ. В связи с большим числом нарушений в данной области был принят федеральный закон от 7 марта 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях", который должен гарантировать защиту прав детей при усыновлении, не допускать незаконное усыновление.

Сохранение жизни и здоровья детей -- одна из основных целей и смысл существования человеческого общества. Конвенция о правах ребенка утверждает неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь и обязывает государства обеспечивать "в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка" (ст. 6).

22 июля 1993 г. приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые регулируют права семьи, права беременных женщин и матерей, права несовершеннолетних.

Несовершеннолетние имеют право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах, медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности, получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме (ст. 24). В соответствии со статьей 27 Основ, дети-инвалиды имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Законодательное закрепление вопросов, связанных с обеспечением надлежащих условий для воспитания и обучения детей, неполноценных в умственном или физическом отношении, нашло отражение и в законе Российской Федерации "Об образовании". Закон предусматривает, в частности, создание для обучающихся с отклонениями в развитии специальных образовательных учреждении коррекционного, характера, обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

В Конвенции о правах ребенка значительное внимание уделяется реализации его права на социальное обеспечение (ст. 26), а также права пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст. 18).

В Российской Федерации принимаются законодательные акты по социальной поддержке наименее защищенных групп населения: 4 апреля 1992 г. утвержден закон Российской Федерации "О дополнительных мерах по охране материнства и детства". Приняты постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.94 № 133 "Об утверждении порядка назначения и выплаты единого ежемесячного пособия на каждого ребенка и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет", постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 1995 г. № 290 "Об утверждении порядка назначения и выплаты компенсационных выплат семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц". 4 мая 1995 г. Советом Федерации был одобрен принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Федеральным законом от 22 декабря 1994 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР" в него были внесены изменения, направленные на защиту получателей алиментов. Настоящим законом отменен минимальный размер алиментов, изменено взыскание алиментов в твердой денежной сумме, предусмотрена индексация твердых денежных сумм, разработаны меры по предотвращению сокрытия доходов плательщиком алиментов.

В области образования основным актом в Российской Федерации является принятый в мае 1992 г. закон Российской Федерации "Об образовании", который провозглашает сферу образования приоритетной в системе общественных отношений. 8 июля 1994 г. принят Указ Президента Российской Федерации "О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования".

Несмотря на то что в Российской Федерации принято большое количество нормативных актов о правах ребенка, защите его интересов, охране здоровья, развития, обучения, по некоторым вопросам имеются существенные пробелы, действуют устаревшие, недостаточно эффективные нормы.

2.2 Президентская программа семейной политики

В 1996 году президентом России была утверждена программа социального развития "РОССИЯ: Человек, Семья, Общество, Государство".

Помочь семье - значит обеспечить условия для того, чтобы рождение и воспитание детей, материнство и отцовство получили всемерную поддержку государства, уважение и признание в обществе, а также гармонично сочетались с возможностями профессиональной реализации обоих родителей, с защитой женщин и детей от дискриминации и насилия.
Новая концепция демократии, ориентированная на международные нормы охраны прав человека, подразумевает ликвидацию всех форм дискриминации женщин. Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 1993 г. № 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" - это намерение обеспечить фактическое, а не декларативное равноправие между полами. Однако полное освобождение от тяжелого исторического наследия, в котором традиционное угнетение женщины считалось не только нормой, но чуть ли не залогом благополучия и стабильности семьи и страны, - задача долгосрочная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность данной темы на современном этапе связана прежде всего с тем, что процесс перехода семьи от привычных форм существования к освоению рыночных структур жизнедеятельности протекает крайне болезненно. Состояние экономической, социально-психологической и демографической дезадаптации семейной ячейки вслед за нестабильностью общества приобретает хронические формы. Стремление и попытки семьи приспособиться к новым явлениям и постоянным переменам, происходящим в обществе, предопределяют изменения самого института семьи. Поэтому сегодня научное переосмысление проблем семьи является необходимым условием эффективного решения задач семейной политики.

Государство, общественные организации, религиозные объединения, предприниматели, ученые, журналисты должны сделать все, чтобы обеспечить семье поддержку. Без учета интересов семьи никогда не сможет реализоваться государственная политика, направленная на возрождение России.

Семья станет растить детей, уверенно глядя в будущее, в любви и согласии, воспитывая в молодежи высокую духовность, гордость за свою Родину и ответственность за ее судьбу.

Список использованной литературы

1. Социальная политика

2. Алексеев С.С. Государство и право - М., 1993 г.

3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

4. О положении детей в Российской Федерации - М., 1996..

5. Поленина М.К. Труд, семья, быт советских женщин - М., 1991.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.