РУБРИКИ

Банкротство коммерческих организаций

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Банкротство коммерческих организаций

Через 15 дней после судебного заседания по проверке обоснованности требований первого заявителя, который обратился в арбитражный суд, рассматриваются все остальные заявления, поступившие от других кредиторов в отношении должника.

Напомним, что участниками дела о банкротстве являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

В соответствии со статьей 51 Закона о банкротстве, дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в течение семи месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Рассмотрев дело о банкротстве, арбитражный суд вправе применить к должнику - коммерческой организации следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются следующие процедуры: наблюдение; конкурсное производство.

Таким образом, анализируя положение арбитражного суда в конкурсном процессе, следует признать, что суд в соответствии с действующим законодательством наделен реальными возможностями для достижения целей и задач процесса о несостоятельности. Законодатель наделяет арбитражный суд полномочиями организационного и контрольного характера.

Полномочия организационного характера представляют собой совокупность действий арбитражного суда, осуществляемых в рамках подготовки и проведения судебного разбирательства. В частности, арбитражный суд принимает заявление о признании должника банкротом либо отказывает в принятии заявления. В рамках подготовительных мероприятий арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов.

В ходе всего судебного разбирательства арбитражный суд должен не допустить недобросовестные действия сторон в ущерб интересам друг друга. В связи с этим Закон о банкротстве наделяет арбитражный суд существенными полномочиями по осуществлению контроля за законностью действий участников процесса о несостоятельности. Арбитражный суд рассматривает заявления арбитражных управляющих и жалобы кредиторов, а также разрешает разногласия между ними.

ГЛАВА 4. ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ)

§1. Восстановительные процедуры

Помимо вышеназванных процедур (наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение) Законом о банкротстве Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ от 28 октября 2002 г. N 43 ст. 4190 (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 6-ФЗ, от 19.06.2001 N 86-ФЗ, от 07.08.2001 N 116-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 28.07.2004 N 84-ФЗ, от 20.08.2004 N 121-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 29.12.2006 N 247-ФЗ, от 01.12.2007 N 303-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 22.12.2008 N 270-ФЗ, от 28.04.2009 N 73-ФЗ, от 19.07.2009 N 195-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.07.2001 N 10-П, Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ) установлена возможность осуществления мер по предупреждению банкротства - восстановительные процедуры.

В действующем Законе о банкротстве восстановительные процедуры подразделяются на два вида - досудебную санацию и судебную санацию (финансовое оздоровление и внешнее управление). На наш взгляд, Законодатель поступил нецелесообразно, объединив различные по содержанию и целям процедуры в одну группу. Восстановительные процедуры - это не процедуры банкротства, а процедуры, направленные на его предотвращение. Иными словами, выходит, что досудебная санация представляет собой финансовую помощь должнику, которая оказывается до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, а судебная санация (финансовое оздоровление и внешнее управление) являются непосредственно восстановительной процедурой.

В литературе аналогичного мнения относительно места досудебной санации (восстановительной процедуры) придерживается и В.В. Витрянский, который подчеркивает: "Досудебная санация, строго говоря, не относится к числу процедур, применяемых при банкротстве должника, а представляет собой финансовую помощь должнику - юридическому лицу" Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Постатейный комментарий / Под ред. В.В. Витрянского. С.38.. Однако можно встретить и противоположное мнение. Так, по мнению Ю. Свит, досудебная санация является одним из видов (наряду с внешним управлением) восстановительных процедур Свит Ю. Восстановительные процедуры - способ предотвращения банкротства // Российская юстиция. 2008. N 3. С.16..

Характер мероприятий досудебной и судебной санации существенно различается.

Досудебная санация представляет собой оказание финансовой помощи в размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. необходимом для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам. Соглашением о предоставлении финансовой помощи может быть предусмотрено принятие на себя должником или иными лицами определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Следует признать, что в целом Закон о банкротстве лишь очертил рамки правового регулирования отношений, связанных с предотвращением банкротства. В частности, в Законе не регламентируется ни порядок проведения санации и привлечения инвесторов, ни порядок оформления соглашения о санации. К тому же Закон никак не ограничивает срока проведения санации и не устанавливает никаких гарантий от возбуждения дела о банкротстве в период ее проведения.

Суть судебной санации (финансового оздоровления и внешнего управления) заключается в проведении восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда в рамках уже возбужденного дела о банкротстве (ст.2 Закона).

Осуществление досудебных процедур имеет как преимущества (конфиденциальность действий, широкие возможности достижения договоренностей во внеконкурсном порядке), так и недостатки (ограниченный круг возможностей и опасность упустить время, когда судебные процедуры дали бы результаты).

§2. Наблюдение

Процедура наблюдения впервые была предусмотрена Законом 1998 г.

Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2 Закона).

Не все государства используют наблюдение в качестве процедуры банкротства. Американской системой такая процедура не предусмотрена, поскольку в отношении должника в соответствии с американским законодательством сразу могут быть открыты либо процедура ликвидации, либо - реорганизации. Во Франции начало процедур несостоятельности открывается периодом наблюдения, который имеет и второе название - оздоровление производства, при открытии которого права кредиторов значительно ослабляются. За счет ущемления этих прав производится попытка реабилитации предприятия Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Англии, Франции, Германии. М., 1999. С.22-23..

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

Вместе с тем Законом предусмотрены некоторые исключения из этого правила. Так, наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации (ст.225), к отсутствующему должнику (ст.228).

Кроме того, Законом установлены некоторые особенности осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников, а именно: сельскохозяйственных предприятий, профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, на профессиональных участников рынка ценных бумаг не распространяются ограничения на совершение сделок, предусмотренных Законом, на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по их поручениям и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве (ст.188 Закона).

Для проведения процедуры наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего, который наделен большими правами. По его требованию органы управления должника должны предоставлять ему любую информацию, которая касается деятельности должника. Временный управляющий может обращаться в арбитражный суд с различными просьбами, как-то:

- об отстранении руководителя должника от должности;

- о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника;

- о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки и о признании сделок и решений недействительными.

Кроме того, он может заявлять возражения относительно требований кредиторов и принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности возражений должника относительно требований кредиторов.

В течение трех дней с момента введения процедуры наблюдения временный управляющий должен опубликовать сообщение о введении на предприятии должника наблюдения. А через 14 дней со дня публикации этого сообщения - поставить в известность всех кредиторов должника о введении наблюдения.

Работников предприятия - должника и его учредителей о введении наблюдения уведомляет руководитель должника.

После окончания процедуры наблюдения временный управляющий должен представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности. В отчете описывается финансовое положение должника и вносятся предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. К отчету прилагается протокол первого собрания кредиторов и прочие документы, установленные пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве.

После того, как арбитражным судом вынесено определение о введении наблюдения, для сохранности имущества должника вводятся некоторые ограничения в деятельности организации.

1. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве.

2. По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств.

3. Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям. В том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, которые были наложены в ходе исполнительного производства. Это положение не распространяется на исполнительные документы, которые выданы на основании судебных актов о взыскании задолженности, вступивших в законную силу до даты введения наблюдения: по заработной плате; по выплате вознаграждения по авторским договорам; об истребовании имущества из чужого незаконного владения; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения.

4. Запрещается удовлетворение требований учредителя должника о выделе доли в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей, а также выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли.

5. Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

6. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Для обеспечения этих условий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в различные инстанции. В частности, в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

После введения наблюдения руководитель должника продолжает осуществлять свои функции. Однако сделки в этот период проводятся только при наличии письменного согласия временного управляющего. Это относится к приобретению или продаже имущества должника, стоимость которого превышает 5 процентов балансовой стоимости активов, а также к получению и выдаче кредитов и займов, поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, учреждению доверительного управления имуществом должника.

Органам управления должника запрещено принимать решения:

- о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

- о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

- о создании филиалов и представительств;

- о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

- о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

- о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

- об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

- о заключении договоров простого товарищества.

В течение 10-ти дней с даты введения наблюдения руководитель должника обязан обратиться к учредителям с предложением провести общее собрание учредителей. На этом собрании учредители должны обратиться к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении на предприятии финансового оздоровления, проведения дополнительно эмиссии акций и др.

Одной из обязанностей временного управляющего в соответствии со ст. 70 Закона о банкротстве является проведение финансового анализа деятельности должника в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" // СЗ РФ от 30 июня 2003 г. N 26 ст. 2664 (25 июня 2003 г.). Цель анализа - определение стоимости имущества должника, выявление средств для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также определение возможности восстановления платежеспособности должника.

Если в ходе анализа выясняется, что имущества должника недостаточно для покрытия судебных расходов, то кредиторы должны изыскать источник покрытия этих расходов. И только в этом случае будет введено внешнее управление.

В течение 30-ти дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения кредиторы могут предъявить свои требования к должнику. Для этого кредитор должен направить свои требования в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. К ним необходимо приложить судебный акт или другие документы, которые подтверждают обоснованность этих требований.

Арбитражный суд проверяет обоснованность требований кредиторов, и, на основании определения суда, эти требования включаются в реестр требований кредиторов. В определении суда указывается размер и очередность удовлетворения таких требований.

Если кредитор опоздал с предъявлением своих требований, то их рассмотрение будет происходить после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

Организацию и проведение собрания кредиторов обеспечивает временный управляющий. Он определяет дату первого собрания кредиторов. Он же уведомляет всех участников этого собрания о его проведении. На основании пункта 1 статьи 72 Закона о банкротстве первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Число голосов этих участников пропорционально доле их требований в общей сумме требований в реестре требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. Для определения числа голосов на собрании кредиторов суммы штрафов и пеней не учитываются.

В собрании кредиторов могут участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, которые относятся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

За 14 дней до проведения собрания кредиторов уполномоченному органу и конкурсному кредитору направляется сообщение. В нем указывается:

- наименование, место нахождения должника и его адрес;

- дата, время и место проведения собрания кредиторов;

- повестка собрания кредиторов;

- порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов;

- порядок регистрации участников собрания.

Если число участников собрания превышает 500 человек, то сообщение по проведении собрания публикуется в СМИ.

На первом собрании кредиторов выбирается саморегулируемая организации, реестродержатель и представитель собрания кредиторов.

Первое собрание кредиторов может принять следующие решения.

1. О введении финансового оздоровления. Это решение должно содержать срок финансового оздоровления, план финансового оздоровления и график погашения задолженности, а также может содержать требования к кандидатуре административного управляющего.

2. О введении внешнего управления. Это решение должно содержать срок внешнего управления и требования к кандидатуре внешнего управляющего.

3. Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В этом случае указывается срок конкурсного производства и требования к кандидатуре конкурсного управляющего.

4. О заключении мирового соглашения.

5. Об образовании комитета кредиторов.

В ходе собрания кредиторов составляется протокол. Один экземпляр протокола направляется в арбитражный суд в течение 5-ти дней с даты проведения собрания кредиторов, а другой остается у арбитражного управляющего.

К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:

- реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

- бюллетеней для голосования;

- документов, подтверждающих полномочия участников собрания;

- материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;

- документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов.

Оригиналы этих документов хранятся арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения арбитражного процесса по делу о банкротстве. Лица, которые участвуют в деле о банкротстве, а также представитель работников должника и представитель учредителей могут в любой момент ознакомиться с копиями этих документов.

На основании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд выносит свое решение. Это может быть:

- решение о введении финансового оздоровления или внешнего управления;

- признание должника банкротом и открытие конкурсного производства;

- утверждение мирового соглашения и прекращение дела о банкротстве.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Таким образом, мы видим, что Законодатель постарался регламентировать процедуру наблюдения достаточно подробно. Однако мы обратили внимание на следующие моменты - проблемы:

1. Наблюдение осуществляется до первого заседания суда, которое в соответствии со ст. 51 Закона должно состояться не более чем через 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд. Таким образом, по общему правилу, продолжительность наблюдения - 7 месяцев. Оленин А.Е.обращает внимание на то, что Закон не определил последствия незавершения наблюдения в установленные сроки Оленин А.Е. Правовые основы и особенности наблюдения как процедуры процесса о банкротстве//Законодательство. 2000. N 2. С. 38.. Позиция Высшего Арбитражного Суда, высказанная в п. 21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике"// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999 г. N 10.., состояла в том, что "в исключительных случаях, когда проверку обстоятельств, связанных с платежеспособностью должника и возможностью ее восстановления, не удалось осуществить в установленный срок, арбитражный суд, руководствуясь ст. 2, 120 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в целях принятия обоснованного решения вправе отложить рассмотрение дела для дополнительного исследования обстоятельств". Как видно, не конкретизируются ни обстоятельства, которые могут являться основаниями для отложения дела, ни сроки, на которые рассмотрение может быть отложено. Кроме того, не ясно, чье ходатайство может служить основанием для отложения рассмотрения дела.

2. Ст. 64 Закона о банкротстве определяет круг вопросов, по которым органы управления должника не вправе совершать сделки без согласия временного управляющего, в обратном случае сделка будет признана недействительной. Представим следующую ситуации: подобная сделка всё же была совершена, кредитор исполнил свои обязательства (например, осуществил предоплату, либо поставил товар), после чего сделка признана недействительной. Вопрос: каковы последствия признания сделки недействительной? Думается, в такой ситуации либо будет осуществлена двусторонняя реституция, либо кредитор по сделке станет конкурсным кредитором и сможет удовлетворить свои требования лишь по окончании конкурсного производства либо внешнего управления, либо станет текущим кредитором, и сможет удовлетворить свои требования немедленно.

3. Одной из обязанностей временного управляющего, о чём говорилось выше, является проведение финансового анализа деятельности должника в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства. Однако ни Правила, ни Закон не содержит ответа на вопрос: кто должен контролировать временного управляющего по соблюдению требований Правил, и какие меры могут быть применены к нарушителю этих требований? Исходя из анализа норм Закона, можно сделать предположение о том, что функция контроля возложена на саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. Однако исходя из анализа норм процессуального законодательства, можно предположить, что это - функция арбитражного суда.

4. Совершенно справедливое предложение, направленное на совершенствование законодательства о банкротстве высказывает В.В. Витрянский: "На первом собрании кредиторов, при наличии соответствующего предложения со стороны должника или кредиторов, необходимо обеспечить приоритетное рассмотрение вопроса о заключении мирового соглашения" Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве. С. 97.. К сожалению, Закон каких-либо механизмов, направленных на заключение на первом собрании мирового соглашения, не содержит.

§3. Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление - это процедура банкротства, которая применяется к должнику для восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Как правило, финансовое оздоровление может быть введено на срок не более чем 2 года.

Вводится финансовое оздоровление арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. В определении суда о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться график погашения задолженности утвержденный судом.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления суд утверждает административного управляющего.

Чтобы перейти к такой стадии, как финансовое оздоровление, должнику надо разработать план мероприятий по этому направлению и график погашения задолженности. В этих документах необходимо указать, как и в какие сроки будут погашаться требования кредиторов. Здесь же нужно определить, за счет каких источников должник собирается гасить задолженность.

Кроме того, для исполнения должником обязательств по графику погашения задолженности необходимо обеспечение. В качестве обеспечения может выступить залог (ипотека), банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия, поручительство и т.д. Лица, которые предоставляют обеспечение, несут ответственность за неисполнение должником обязательств. Размер этой ответственности определяется стоимостью имущества и имущественных прав, которые они предоставили в качестве обеспечения.

Необходимо помнить о том, что обеспечение продолжает действовать и после завершения процедуры финансового оздоровления.

После того, как арбитражный суд вынес определение о введении финансового оздоровления, на предприятии - должнике происходит следующее.

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, предъявляются к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве.

Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов.

Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям. Исключение составляют исполнительные документы, которые выданы на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда.

Запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая).

Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, которые возникли до даты введения финансового оздоровления.

Однако на сумму требований кредиторов и обязательных платежей, которые включены в график погашения задолженности, начисляются проценты. Начислять проценты надо с момента вынесения определения о введении финансового оздоровления и до погашения требований кредиторов. Если же должник не рассчитался с кредиторами до решения о признании его банкротом, то начисление процентов продолжается до дня принятия такого решения.

Штрафы и пени, а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам на дату введения финансового оздоровления, выплачиваются после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.

Если в ходе финансового оздоровления кредиторы предъявили новые требования, то должник удовлетворяет их не позднее чем через месяц после окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

В ходе финансового оздоровления должник не может без согласия собрания кредиторов совершать некоторые виды сделок. Например, нельзя приобретать или передавать имущество должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника; выдавать займы, поручительства и гарантии, а также учреждать доверительное управление имуществом должника; принимать решение о реорганизации.

В некоторых случаях, для того, чтобы провести ту или иную сделку, необходимо получить согласие административного управляющего. Это относится к сделкам с имуществом должника, к получению займов, к уступке прав требования и к переводу долга, а также к тем сделкам, которые увеличивают кредиторскую задолженность организации - должника более, чем на 5 процентов суммы требований кредиторов.

В то же время предметы залога должник может продавать, передавать в аренду или в безвозмездное пользование и т.д.

Если руководитель должника плохо справляется со своими обязанностями, то он может быть отстранен от ведения дел по определению арбитражного суда. Для этого собрание руководителей, административный управляющий или лица, предоставившие обеспечение, должны представить в суд ходатайство.

Для проведения финансового оздоровления арбитражным судом утверждается административный управляющий. На него возлагаются такие обязанности.

Во-первых, административный управляющий ведет реестр требований кредиторов и созывает собрания кредиторов.

Во-вторых, он контролирует погашение текущих требований кредиторов, рассматривает отчеты должника о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности и предоставляет эти сведения собранию и комитету кредиторов. Если же должник не выполняет свои обязательства, то он требует от лиц, которые предоставили обеспечение, погашения задолженности.

Одновременно административный управляющий наделен большими правами. Он может требовать от руководителя должника любую информацию о текущей деятельности должника, принимать участие в инвентаризации, согласовывать сделки и решения должника. В некоторых случаях управляющий может обратиться в суд и потребовать отстранения руководителя должника, принятия дополнительных мер по сохранению имущества должника или признания недействительными сделки и решения.

Освободить от исполнения обязанностей арбитражного управляющего может только арбитражный суд.

После того, как требования кредиторов в ходе финансового оздоровления будут погашены, полномочия административного управляющего прекращаются.

Если же на предприятии должника вводится внешнее управление, или принято решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, административный управляющий исполняет свои обязанности до утверждения внешнего или конкурсного управляющего.

План финансового оздоровления готовится учредителями должника и утверждается собранием кредиторов. Он должен предусматривать способы получения должником средств, которые необходимы для удовлетворения требований кредиторов по графику погашения задолженности.

По графику погашения задолженности все требования кредиторов, которые включены в реестр, должны быть удовлетворены не позднее, чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления. А требования кредиторов первой и второй очередей должны быть погашены не позднее, чем через шесть месяцев со дня введения финансового оздоровления.

График погашения задолженности вступает в силу после утверждения его арбитражным судом. Если имеется обеспечение исполнения должником своих обязательств, то график должен быть подписан и лицом, которое предоставило обеспечение.

У должника есть право исполнить график погашения задолженности досрочно. Кроме того, в ходе финансового оздоровления в график могут вноситься изменения.

Если собрание кредиторов согласно изменить график, то оно обращается с ходатайством в арбитражный суд и тот утверждает внесенные изменения. Если же кредиторы против внесения каких-либо изменений в график, тогда собрание кредиторов вправе ходатайствовать о досрочном прекращении финансового оздоровления.

В случае изменения графика погашения задолженности, собрание кредиторов может предложить лицам, которые предоставили обеспечение, увеличить его размер.

Если должник не исполняет утвержденный график погашения задолженности в течение 5-ти дней, то эта обязанность переходит к лицу, которое предоставило обеспечение. Это лицо перечисляет денежные средства для расчетов с кредиторами на счет должника. Задолженность перед этим лицом будет погашена после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди.

Организация - должник может досрочно рассчитаться с кредиторами. В этом случае она должна представить в арбитражный суд отчет о досрочном окончании финансового оздоровления. Суд же в свою очередь должен вынести определение. Если вся задолженность должником погашена, жалобы кредиторов признаны необоснованными или вовсе отсутствуют, то производство по делу о банкротстве прекращается. Если же задолженность погашена не полностью, а жалобы кредиторов обоснованы, то суд отказывает в прекращении производства по делу о банкротстве.

Предположим, что должнику не удалось досрочно расплатиться с кредиторами. В этом случае за месяц до окончания финансового оздоровления должник предоставляет административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету должника должны быть приложены:

- баланс должника на последнюю отчетную дату;

- отчет о прибылях и об убытках должника;

- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

По данным отчета управляющий составляет заключение о выполнении графика погашения задолженности и выполнении плана финансового оздоровления. Заключение вместе с копией отчета должника управляющий посылает кредиторам и в арбитражный суд.

Если на дату рассмотрения отчета требования кредиторов должником не удовлетворены, или же должник не представил отчет арбитражному управляющему в положенный срок, управляющий созывает собрание кредиторов.

На собрании кредиторы решают, что им делать в этой ситуации: либо обратиться в суд с ходатайством о введении внешнего управления, либо ходатайствовать о признании должника банкротом.

После того, как в арбитражный суд поступит заключение управляющего или ходатайство собрания кредиторов, назначается заседание для рассмотрения результатов финансового оздоровления и жалоб кредиторов. На заседании арбитражный суд может принять один из трех судебных актов.

Если задолженность погашена, а жалобы кредиторов необоснованны, то суд принимает определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Если есть возможность восстановить платежеспособность должника, то вводится внешнее управление. Если же такой возможности нет, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Финансовое оздоровление может быть прекращено досрочно. Это происходит в том случае, если в арбитражный суд не было представлено соглашение об обеспечении обязательств должника по графику погашения задолженности или же были существенно и неоднократно нарушены сроки удовлетворения требований кредиторов по этому графику.

Если такие события имеют место, то арбитражный управляющий созывает собрание кредиторов. Должник представляет собранию отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления. Одновременно административный управляющий сообщает свое заключение о ходе финансового оздоровления.

Заслушав представителя должника и арбитражного управляющего, собрание обращается с ходатайством в арбитражный суд. Либо оно просит ввести внешнее управление, либо - признать должника банкротом и открыть конкурсное производство. К ходатайству собрания кредиторов прилагаются копия протокола заседания собрания кредиторов и список кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения или не принимавших участия в голосовании по данному вопросу.

Если окажется, что должник выполняет требования кредиторов по графику погашения задолженности, а жалобы кредиторов необоснованны, то суд выносит определение об отказе в удовлетворении ходатайства собрания кредиторов.

Если суд посчитает, что платежеспособность должника можно восстановить, то вынесет определение о введении внешнего управления.

Если же восстановить платежеспособность должника невозможно, то суд примет решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Проанализировав законодательство в данной области, мы остановились на следующем недостатке юридической техники Закона. В соответствии с п. 1 ст. 84 Закона о банкротстве собрание план финансового оздоровления подлежит утверждению на собрании кредиторов, а вот в п. 2 ст. 84 о необходимости утверждения собранием графика погашения задолженности ничего не сказано, из чего может быть сделан вывод о том, что для этого документа достаточно утверждения арбитражным судом. Ответ на вопрос об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности следует искать в общих положениях о собрании кредиторов. Так, ч. 4 п. 2 ст. 12 Закона относит утверждение и плана финансового оздоровления, и графика погашения задолженности к исключительной компетенции собрания кредиторов.

Также вызывает интерес следующая ситуация: что делать, если положения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности противоречат друг другу? Лебедев К.К. высказал мнение, в соответствии с которым при наличии противоречий между ними большей силой обладает график погашения задолженности как документ более конкретный Лебедев К.К.//Комментарий к ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"/Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2009. С. 178..

§4. Внешнее управление

По результатам финансового оздоровления арбитражный суд может принять решение о введении внешнего управления. Внешнее управление - это процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

К сожалению, в настоящее время эффективность этой процедуры является весьма низкой, что отмечается учеными Наумов О. Причины неэффективности внешнего управления//ЭЖ - Юрист. 2002. N 12; Оленин А.Е. Внешнее управление как процедура банкротства//Аудиторские ведомости. 2001. N 3; Ракитин А. Эффект внешнего управления//Журнал для акционеров. 1998. N 1.. Так, В.Ф. Яковлев приводит следующие данные: в 1999 г. по 1200 делам было введено внешнее управление, и только в 66 случаях производство по делу о банкротстве прекращалось в связи с восстановлением платежеспособности должника Яковлев В.Ф. Укрепление правопорядка и законности в экономике - важнейшая задача арбитражных судов//Вестник ВАС РФ. 2007. N 4. С. 9..

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов не более, чем на 18 месяцев. Этот срок может быть продлен арбитражным судом еще на 6 месяцев или же сокращен по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего.

Срок внешнего управления продлевается по решению общего собрания кредиторов.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. Поэтому в том случае, если со дня введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

Для проведения внешнего управления арбитражным судом утверждается внешний управляющий. С момента введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя организации - должника (он отстраняется от должности), и управление делами возлагается на внешнего управляющего.

Статья 278 Трудового кодекса РФ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ)// СЗ РФ от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3 (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 97-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.04.2004 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 201-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.12.2006 N 271-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 01.10.2007 N 224-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 28.02.2008 N 13-ФЗ, от 22.07.2008 N 157-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 07.05.2009 N 80-ФЗ, от 17.07.2009 N 167-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П, Определениями Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О, от 03.11.2009 N 1369-О-П) разрешает расторгнуть договор с руководителем предприятия - должника по причине его отстранения от занимаемой должности. Отметим, что за время с момента отстранения руководителя до расторжения с ним трудового договора, заработная плата ему не выплачивается (ст.76 Трудового кодекса РФ).

Прежнее руководство компанией в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязано передать ему бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы, а также все материальные ценности.

На внешнего управляющего ложится обязанность за организацию ведения бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности. Он должен вести реестр требований кредиторов и заявлять возражения по поводу требований кредиторов к должнику. Кроме того, ему придется принимать меры по взысканию дебиторской задолженности.

Внешний управляющий имеет право:

1) Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления.

В процессе внешнего управления свободно могут совершаться только сделки, которые предусмотрены в плане внешнего управления. Остальные сделки (например, получение и выдача займа, выдача поручительства или гарантии, уступка права требования, перевод долга, отчуждение или приобретение акций и долей, учреждение доверительного управления) внешний управляющий может совершать только после согласования с собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Крупные сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, могут заключаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Напомним, что крупной сделкой считается покупка или продажа имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 10 процентов от балансовой стоимости активов должника. Сделка с заинтересованностью - это такая сделка, стороной которой являются заинтересованные по отношению к внешнему управляющему или конкурсному кредитору лица.

Имущество, являющееся предметом залога, продается должником только на открытых торгах и только при согласии кредитора, требования которого обеспечены залогом. Из полученных денег сначала погашаются задолженности перед кредиторами первой и второй очередей, возникшие до заключения договора залога. Затем погашаются требования залогодателя.

2) Заключать от имени должника мировое соглашение.

3) Заявлять отказ от исполнения договоров должника.

В течение 3-х месяцев с момента введения внешнего управления управляющий может отказаться от исполнения договоров и других сделок должника. Это касается тех сделок, которые мешают восстановлению платежеспособности должника, а также убыточных для должника сделок. Исключение составляют договоры должника, заключенные в ходе наблюдения с согласия временного управляющего или в ходе финансового оздоровления.

Расторгается договор с момента получения всеми сторонами заявления внешнего управляющего об отказе от исполнения договора. В свою очередь, пострадавшая сторона может потребовать от должника возмещения убытков, которые вызваны его отказом от исполнения договора.

4) Требовать признания арбитражным судом недействительными, сделок и решений, заключенных или исполненных должником до даты введения внешнего управления.

По заявлению внешнего управляющего арбитражный суд может признать отдельные сделки недействительными. Например, это возможно, если в результате сделки, совершенной должником с заинтересованным лицом, должник получает убытки или же если сделка была заключена с кредитором после принятия судом заявления о признании должника банкротом или в течение 6-ти месяцев перед этим событием.

Может быть признана незаконной выплата пая учредителю в течение 6-ти месяцев перед подачей заявления о признании должника банкротом. В случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства этот учредитель должника признается кредитором третьей очереди.

Если же доля учредителю была выплачена уже после подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, эта сделка признается ничтожной. После признания должника банкротом и открытия конкурсного производства требование такого учредителя должника погашается после полного удовлетворения всех требований кредиторов.

После того, как на предприятии введено внешнее управление, на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, объявляется мораторий.

Мораторий - это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Иными словами требования кредиторов, включенных в реестр, откладываются на период проведения внешнего управления.

В течение срока действия моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям и иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. В то же время организации - должнику придется выплачивать долги по исполнительным документам, которые выданы на основании решения суда до введения внешнего управления:

- о взыскании задолженности по заработной плате;

- о выплате вознаграждений по авторским договорам;

- об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

- о возмещении морального вреда;

- о взыскании задолженности по текущим платежам.

Мораторий не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

Пени и штрафы за неисполнение обязательств начисляются только по текущим денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом. На требования кредиторов, которые были установлены на момент введения внешнего управления, пени начислять не надо. В то же время, пункт 2 статьи 95 Закона о банкротстве требует начислять на такие обязательства проценты. Проценты на суммы требований кредиторов каждой очереди начисляются с момента введения внешнего управления. Начисление процентов прекращается в следующих случаях:

- арбитражный суд вынес определение о начале расчетов с кредиторами;

- требования кредиторов удовлетворены должником или третьим лицом в ходе внешнего управления;

- должник признан банкротом и открыто конкурсное производство.

В ходе внешнего управления кредиторы вправе в любой момент предъявить свои требования к должнику. Для этого им следует обратиться в арбитражный суд, который выносит определение: включать или не включать в реестр требований кредиторов задолженность и в каком размере.

После того, как внешний управляющий приступил к исполнению своих обязанностей, он должен принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию. Затем ему предстоит разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.