РУБРИКИ

Деятельность Федерального Собрания Российской Федерации в рамках законодательной деятельности

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Деятельность Федерального Собрания Российской Федерации в рамках законодательной деятельности

Деятельность Федерального Собрания Российской Федерации в рамках законодательной деятельности

3

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Федеральное Собрание как один из органов госвласти, принципы деятельности и функции
  • 1.1 Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган РФ
  • 1.2 Главные функции и принципы деятельности Федерального Собрания
  • Заключение к главе 1.
  • Глава 2. Двухпалатная структура Федерального Собрания
  • 2.1 Порядок избрания Государственной Думы
  • 2.1.1 Особенности выдвижения кандидатов Госдумы. Порядок включения кандидатур в список
  • 2.1.2 Организация и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ
  • 2.1.3 Случаи роспуска Государственной ДумыФедерального Собрания РФ
  • 2.2 Порядок формирования Совета Федерации Российской Федерации. Специфика данного органа
  • 2.2.1 Назначение представителя в Совет Федерации от законодательной и от исполнительной власти субъекта РФ
  • 2.2.2 Эволюция Совета Федерации
  • Заключение к главе 2.
  • Глава 3. Компетенция парламента Российской Федерации
  • 3.1 Понятие компетенции
  • 3.2 Специальная компетенция Совета Федерации и компетенция Госдумы
  • Заключение к главе 3.
  • Библиография

Введение

Объект изучения: структура Федерального Собрания Российской Федерации в рамках законодательной деятельности.

Цель: показать, как функционирование ФС РФ способствует развитию законодательной базы госвласти и правового статуса России.

В связи с этим были поставлены задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать имеющуюся фактическую литературу по данному вопросу.

2. Проанализировать историко-политическое развитие Федерального Собрания РФ.

3. Определить и на практике проверить действенность данной государственной системы в условиях модернизации.

Достижения последних лет в политике и законодательстве в целом оцениваются довольно высоко. Безусловно, наблюдаются положительные результаты, но есть и такие, которые заставляют желать лучшего. Для этого законодателю в ближайшее время понадобится очень сильная воля для того, чтобы провести все необходимые изменения. Стоит отметить, что наше законодательство сейчас уже значительно лучше, чем в начале и середине девяностых годов. Но это не значит, что количество оптимально значимых для страны вопросов, которые приходится решать парламенту в целом, становится меньше.

В связи с этим мы предполагаем, что парламент Российской Федерации, как один из органов государственной власти, выполняет одну из важнейших задач стратегического развития страны. В действительности, только при наличии разумной стратегии мы можем рассчитывать на создание инновационной системы в нашей стране и должной законодательной базы, а, значит, и на благополучное развитие государства.

Глава 1. Федеральное Собрание как один из органов госвласти, принципы деятельности и функции

1.1 Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган РФ

Согласно Конституции РФ (статья 94), Федеральное Собрание является парламентом РФ и играет роль представительного и законодательного органа России.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю Первые парламенты (англ., испанские кортесы) возникли еще в XII-XIII вв.. История современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм - особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной и идеологической роли парламента.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без внешних элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность.

Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания. Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

В ст.94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган РФ. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредственная выборами парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В ст.94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган РФ. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает, вместе с тем, что ни один закон РФ не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий РФ и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Госдумой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом РФ в отставку.

1.2 Главные функции и принципы деятельности Федерального Собрания

В РФ глава государства, избираемый населением путем прямых выборов, самостоятельно формирует Правительство, сталкиваясь только с одним конституционным ограничением: Председатель Правительства может быть назначен только при согласии Госдумы. Все другие члены Правительства при своем назначении согласия Госдумы не требуют. Палаты Федерального Собрания осуществляют назначение только на такие должности, которые не относятся к исполнительной власти (судей высших судов, Генерального прокурора РФ, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты РФ, Председателя Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека). Не обладают индивидуальными контрольными функциями депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, они не вправе давать должностным лицам органам исполнительной власти какие-либо указания или требовать отчета о деятельности.

Таким образом, принципы деятельности парламента РФ предусматривает:

независимость от других органов госвласти;

невмешательство в работу других органов госвласти;

взаимодействие с другими органами госвласти в рамках компетенции.

Безусловным и сильным полномочием Федерального Собрания по контролю за исполнительной властью является контроль за исполнением государственного бюджета. Конституция РФ предусмотрела механизм такого контроля в Счетной палате РФ, создаваемой совместно Госдумой и Советом Федерации. Конституция РФ, однако, не предусматривает каких-либо специальных санкций за нарушение Правительством РФ бюджетной дисциплины. Также главные функции осуществляются путем:

представления многонационального народа РФ с учетом федеративного устройства государства;

законодательной деятельности на федеральном уровне.

Наряду с указанными юридическими формами контрольных функций Федерального Собрания немаловажны и различные иные положительные акции парламента, оказывающие воздействие на исполнительную власть.

Критика исполнительной власти является главным содержанием контрольных функций Федерального Собрания, и она очень важна для формирования и осуществления внутренней и внешней политики Российского государства.

Заключение к главе 1

В связи с этим можем предположить, что полная дискредитация парламента может сильно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен в глазах значительной части населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологической роли. Например, в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политической традиции, важным показателем национальной политической культуры.

Ссылаясь на функции и основную деятельность Федерального Собрания РФ, можно предположить, что развитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.

Глава 2. Двухпалатная структура Федерального Собрания

2.1 Порядок избрания Государственной Думы

Согласно ст.95 Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Госдума представляет все население РФ. Состоит из 450 депутатов, которые избираются непосредственно гражданами РФ на основе прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.

Выборы всех 450 депутатов Государственной Думы (с 2007 года) осуществляется по пропорциональной системе (по партийным спискам).

Базовый документ, регулирующий порядок избрания депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 18.05.2005 № 51 ФЗ (ред. От 25.07.2006) С 1993 по 2007 г. только половина состава Госдумы (225 депутатов) избиралась по партийным спискам (пропорциональной системе), а другая половина (225 депутатов) - по одномандатным округам (мажоритарной системе)., вступивший в силу с 07.12.2006 года.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется исключительно политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. Новое избирательное законодательство устанавливает повышенный (по сравнению с прошлыми выборами) 7 % -ый заградительный барьер. На основании этого в Думу проходят списки, получившие на выборах голоса не менее 7 % избирателей, принявших участие в выборах.

Это большое преимущество для крупных сложившихся парламентских партий, которые уже не один созыв в Государственной Думе. Таких, как "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР.

В то же время данный заградительный барьер может быть снижен, если:

данный барьер преодолеет только 1 партия (и при этом набирает более 60 % голосов избирателей). В этом случае в Думу обязательно проходит партия, занявшая второе место (независимо от количества набранных голосов);

партии, преодолевшие барьер, в сумме наберут менее 60 % голосов избирателей. В этом случае в думу последовательно пройдут и другие партии до тех пор, пока общее число голосов избирателей, поданных за прошедшие в Думу партии, не составит 60 %.

Эти ограничения должны предотвратить ситуацию, когда в Думе:

была бы представлена только 1 партия;

партии, преодолевшие 7 % -ый барьер, не представляли бы большинства избирателей.

В выборах смогут участвовать только политические партии, каждая самостоятельно. Блоки партий закон не допускает.

Мелкие, малоизвестные партии не только не смогут преодолеть 7 % -ый барьер, но и объединять свои усилия, объединяться в блоки. Каждая партия теперь должна будет добиваться избрания в парламент исключительно своими силами.

2.1.1 Особенности выдвижения кандидатов Госдумы. Порядок включения кандидатур в список

Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Кардинальное новшество избирательного законодательства состоит в том, что с 2007 года гражданин РФ уже не может выдвинуться в депутаты Госдумы, минуя ту или иную партию и обратившись к избирателям напрямую (от себя лично) - как это могло быть в 1993-2007 гг. при выборах в одномандатных округах.

Гражданин РФ может быть депутатом Госдумы только в том случае, если:

та или иная политическая партия решила выдвинуть данного гражданина в депутаты (включила в свой партийный список под определенным номером);

список данной партии набрал достаточное число голосов, чтобы гражданин получил мандат (в соответствии с очередностью в списке).

Данное новшество введено для того, чтобы:

Лучше структурировать будущий парламент;

повысить ответственность депутатов и партий за свою работу;

снизить вероятность попадания в парламент случайных людей, которые не представляют никого, кроме себя (за которыми не стоит никакая политическая сила).

Кандидатом в депутаты Госдумы может быть только гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, и имеющий право участвовать в выборах (ст.97 Конституции РФ).

Не могут быть депутатами Госдумы граждане РФ:

признанные судом недееспособными;

по приговору суда отбывающие условное наказание в виде лишения свободы;

в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о лишении их права занимать государственные должности в течение определенного срока (если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока);

имеющие одновременно с российским гражданство иностранного государства (двойное гражданство) либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Выдвижение кандидатов и окончательное формирование партийного списка (включая очередность в нем) осуществляются на съезде (конференции) политической партии.

При этом законодательство допускает возможность самовыдвижения кандидатов внутри партии (с целью попасть в партийный список).

Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией.

В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах.

Кандидатура, поддержанная конференцией (общим собранием) регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.

Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.

Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования определяются уставом политической партии.

Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее, чем через 10 дней и заканчивается не позднее, чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) о назначении выборов депутатов Госдумы.

До выборов политическая партия вправе:

отозвать выдвинутый ею федеральный список кандидатов по решению уполномоченного на то органа политической партии, подав письменное заявление в Центризбирком в любое время, но не позднее, чем за 5 дней до дня голосования. Указанное заявление не подлежит отзыву;

исключить отдельных кандидатов из выдвинутого ею федерального списка кандидатов, заверенного (зарегистрированного) Центризбиркомом (не позднее, чем за 15 дней до дня голосования).

Не допускается:

дополнительное включение кандидатов в федеральный список кандидатов;

и их перемещение в указанном списке (за исключением случаев, когда такое перемещение связано с изменением очередности из-за выбытия отдельных кандидатов).

2.1.2 Организация и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Выборы депутатов Госдумы нового созыва назначаются Президентом РФ.

Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Госдума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Госдумы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее, чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее, чем через 5 дней со дня его принятия.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть (на выбор партии):

поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы;

обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией (в размере 15% максимальной суммы избирательного фонда).

Если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать (по России в целом) не менее 200 тыс. подписей; при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 10 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 10 тыс.

Политическая партия вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов, если ее федеральный список был допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы.

Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:

Центральная РФ (Центризбирком);

субъектов РФ;

территориальные:

§ районные;

§ городские;

§ муниципальных образований;

участковые.

Ключевой этап выборов - предвыборная агитация. В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются:

призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него либо за кандидата (кандидатов) или против него (них);

выражение предпочтения:

§ какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов;

§ какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать;

описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов;

распространение информации (в сочетании с позитивными либо негативными комментариями), в которой явно преобладают сведения:

§ о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов;

§ каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах);

распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;

деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам).

Предвыборная агитация может проводиться:

на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет. Использование в агитационных материалах изображения физического лица, высказываний физического лица о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, допускается только с письменного согласия данного физического лица.

Проведение предвыборной агитации запрещается в день:

предшествующий дню голосования;

голосования.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования.

2.1.3 Случаи роспуска Государственной ДумыФедерального Собрания РФ

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания - Госдумы.

Президент РФ вправе распустить Госдуму в случаях:

трехкратного отклонения Госдумой кандидатур, предложенных Президентом РФ на должность Председателя Правительства РФ;

двукратного в течение двух месяцев вынесения Госдумой вотума недоверия Правительству РФ при несогласии Президента РФ принять отставку Правительства РФ;

вынесения Госдумой недоверия Правительству РФ, если вопрос о доверии был вынесен по инициативе Правительства РФ.

Роспуск Государственной Думы невозможен в течение:

1 года со дня ее избрания;

6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ, с момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ;

в период действия в РФ военного или ЧП.

2.2 Порядок формирования Совета Федерации Российской Федерации. Специфика данного органа

Если Государственная Дума Федерального Собрания представляет все население РФ, то Совет Федерации, часто именуемый нижней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом, то есть всей России. Совет Федерации - постоянно действующий орган.

Согласно части 2 статьи 95 Конституции РФ, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ, по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В части 2 статьи 96 Конституции порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. От 25.07.2006) установил, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен):

гражданин РФ;

достигший 30-летнего возраста;

обладающий правом избирать и быть избранным в федеральные органы госвласти РФ.

От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по два представителя:

один - назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;

другой - избирается представительным (законодательным) органом субъекта РФ на срок полномочий этого органа. При формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Новый порядок формирования Совета Федерации опять же означает, что палата не имеет установленного срока регистратуры. Такой вывод вытекает из того факта, что избрание в субъектах РФ глав представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется не синхронно, вследствие чего в течение каждого года в Совете Федерации будет неоднократно проходить смена каких-то его членов.

2.2.1 Назначение представителя в Совет Федерации от законодательной и от исполнительной власти субъекта РФ

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. Группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного органа госвласти субъекта РФ может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации на срок полномочий данного представительного (законодательного) органа. Если законодательный орган субъекта РФ имеет двухпалатную структуру, представитель избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий данной палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа госвласти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) на срок его полномочий. Данное решение направляется в представительный (законодательный) орган для утверждения в 3-дневный срок. Решение вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов представительного (законодательного) органа не проголосуют против решения высшего должностного лица субъекта РФ о назначении данного кандидата.

Решение законодательного органа госвласти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного органа госвласти субъекта РФ принимается тайным голосованием и оформляется постановлением этого органа, а двухпалатного законодательного (избирательного) органа госвласти субъекта РФ - совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа госвласти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации, избранный или назначенный от субъекта РФ, наделяется полномочиями члена Совета Федерации с момента вступления в силу соответствующего решения об избрании (назначении).

Представитель субъекта РФ в Совете Федерации может быть отозван досрочно органом, которым он был назначен (избран).

2.2.2 Эволюция Совета Федерации

За свою 13-летнюю историю Совет Федерации Федерального Собрания РФ - палата российского парламента, представляющая регионы РФ, уже трижды меняла порядок своего формирования. Конституция РФ 1993 г. (ст.95) запретила общий принцип, согласно которому в Совет Федерации Федерального Собрания РФ входят по два представителя от субъекта федерации - по одному от представительного и исполнительного органов госвласти. Порядок формирования данного органа остался за пределами регулирования Конституции.

Формирование Совета Федерации первого созыва в 1993 г. регулировалось тем, что жители каждого субъекта федерации непосредственно избирали двух членов Совета Федерации от субъекта; причем выборы в первый Совет Федерации проходили еще до вступления в силу Конституции 1993 г. и не были урегулированы ни конституционно, ни законодательно.

В период с 1995 по 2000 гг. на основании ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.12.95 № 192-ФЗ Совет Федерации уже не избирался; в его состав по должности входили глава субъекта РФ (губернатор, президент республики в составе РФ и т.д.) и глава представительного органа субъекта РФ (областной Думы, Законодательного Собрания и др.)

Лицо, избранное главой субъекта РФ или его представительного органа, автоматически становилось членом Совета Федерации, а верхняя палата парламента фактически стала "клубом губернаторов" - редкий случай в мировой практике. Руководители субъектов - члены Совета Федерации - работали в парламенте на непостоянной основе, совмещая парламентскую деятельность с руководством регионом, что негативно сказывалось на качестве работы всего парламента, а с другой стороны - укрепляло позиции региональных руководителей.

Указанные обстоятельства обусловили необходимость очередного (третьего за 7 лет) реформирования Совета Федерации, осуществленного в 2000 г.

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. от 25.07.2006) установил принципиально иную систему формирования Совета Федерации:

упразднен принцип членства в Совете Федерации по должности и совмещения должности главы субъекта федерации или главы представительного (законодательного) органа с должностью члена СФ;

Совет Федерации формируется из представителей регионов, работающих в парламенте на постоянной основе и не являющихся главами субъектов или их представительных органов;

одного представителя субъекта РФ в Совете Федерации назначает глава субъекта, другого - избирает представительный (законодательный) орган.

Реформирование СФ (постепенная замена в нем глав регионов на представителей от регионов) было осуществлено до 01.01.2002.

Главный результат реформы Совета Федерации - разделение функций члена парламента и руководителя субъекта федерации, что соответствует мировой практике.

В то же время, установленный с 2000 г. порядок формирования Совета Федерации имеет и свои минусы. Новая система дала возможность пройти в Совет Федерации множеству случайных людей, которые:

не известны избирателям;

не имеют:

§ политического опыта;

§ отношения к региону, который они представляют (не проживают в нем, не работают и т.д.);

реально занимаются не парламентской работой, а бизнесом.

Особенно это касается той половины Совета Федерации, которая назначена главами субъектов РФ. Она наименее профессиональна, наиболее коррумпирована и далека от региона (в т. ч. и в прямом смысле - значительная часть членов Совета Федерации проживает в Москве).

Особенно явственно недостатки данной системы высветились в ходе коррупционных скандалов 2006 г:, когда сразу несколько "сенаторов", недобросовестно относящихся к своим обязанностям и замешанных в коррупции, с позором были отозваны из Совета Федерации.

В настоящее время все идет к тому, что порядок формирования Совета Федерации будет изменен вновь (уже в 4-й раз за 13 лет). Поскольку такой порядок не закреплен в Конституции, его можно вновь поменять законом.

В СМИ все чаще предлагается избирать членов Совета Федерации населением субъектов РФ напрямую (так, как обычно избирается верхняя палата парламентов других стран). Однако пока это только проекты.

Кроме того, для прямых выборов имеется и конституционное препятствие. Конституция РФ 1993 г. содержит норму о том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Заключение к главе 2.

Таким образом, двухпалатная структура государственной власти РФ занимает относительно важную роль в политико-идеологическом развитии страны.

Возникающие на современном этапе сложности во много связаны с развитием и плодотворной работой политической системы государства, для преодоления накопившихся проблем. Важно отметить, что дальнейший рост и перспективы эволюционного развития двухпалатной структуры государства позволило развязать многие сложные узлы. Вместе с тем, чувствуется несовершенство законодательной базы, но работа в данном направлении продолжается. Госдуме и Совету Федерации приходится решать большое количество вопросов, которых не становится меньше, наоборот, требует огромной отдачи и профессионализма в работе.

Глава 3. Компетенция парламента Российской Федерации

3.1 Понятие компетенции

Компетенция парламента - это объем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственной власти. Компетенция устанавливается Конституцией РФ исходя из принципа разделения властей. Полномочия парламента не дублируют полномочий исполнительной и судебной властей, они отражают его основное назначение как представительного и законодательного органа.

Обычно парламенты имеют три главные функции, на которых, собственно, и выросла представительная система:

1. Принятие законов;

2. Утверждение государственного бюджета;

3. В определенных формах контроль за исполнительной властью.

Две первые функции практически нигде и никогда не подвергались сомнению, в то время как третья породила различные подходы. В федеративных государствах определение предметной компетенции - дело более сложное, поскольку власть разделена не только по горизонтали, но и по вертикали, т.е. между федерацией и ее субъектами.

Различают два вида компетенции:

общая - направленность деятельности парламента в целом;

специальная - вопросы исключительного ведения, как правило, закрепленные в Конституции.

В РФ предметная законодательная компетенция Федерального Собрания конституционно в полном объеме и системно не установлена. Главные ориентиры для определения этой компетенции содержаться в ст.71 и ст.72 Конституции РФ, в которых перечисляются вопросы ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов.

Федеральное Собрание не вправе принимать законы по вопросам, входящим, согласно Конституции РФ, в компетенцию Президента РФ, следовательно, Федеральное Собрание принимает законы по любым вопросам, входящим в ведение РФ и совместное ведение РФ и субъектов, если эти вопросы не входят в компетенцию других органов госвласти и не вторгаются в сферу ведения субъектов РФ.

Помимо вопросов специальной компетенции, Федеральное Собрание решает ряд вопросов общей компетенции. Наиболее важные направления общей компетенции:

финансы;

оборона и безопасность;

международная политика.

Предметная компетенция определяет как бы общую направленность законодательной деятельности Федерального Собрания. Но компетенция палат в этой сфере все же неодинакова. Так, Совет Федерации обязан рассмотреть принятые Госдумой законы только по указанным в Конституции РФ вопросам (ст.106). По другим вопросам рассмотрения Советом Федерации законов, принятых Госдумой, не обязательно, по истечении определенного срока они могут быть переданы Госдумой Президенту РФ на подпись и обнародование и без одобрения Советом Федерации (ч.4 ст.105).

3.2 Специальная компетенция Совета Федерации и компетенция Госдумы

Вопросы ведения Совета Федерации установлены в ряде статей Конституции РФ (ст.102) и федеральных законов. Регламент Совета Федерации предусматривает специальный порядок рассмотрения каждого такого вопроса.

В компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы:

1. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2. Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ;

4. Назначение выборов Президента РФ;

5. Отрешение Президента РФ от должности;

6. Назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ;

7. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;

9. Назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ;

10. Обращение в Конституционный Суд РФ.

В компетенцию Государственной Думы входят следующие вопросы:

1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

2. Выражение недоверия Правительству РФ;

3. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

6. Выдвижение обвинения против Президента РФ;

7. Объявление амнистии;

8. Обращение в Конституционный Суд РФ.

Специальная компетенция, кроме того, предусматривает исключительное право одной палаты принимать решение по тому или иному вопросу в полном объеме. Например, только Государственная Дума вправе собственным решением объявить амнистию. Только Совет Федерации может назначить выборы Президента РФ.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст.100, что палаты могут собираться совместно для заслушивания:

посланий:

президента РФ;

Конституционного Суда РФ;

выступлений руководителей иностранных государств.

Заключение к главе 3

Мы убедились, что Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, оба

Библиография

1. Конституция РФ.

2. Е.И. Козлова; О.Е. Кутарин "Конституционное право России" ("Юрист, М., 2003 г.).

3. М.В. Баглай "Конституционное право Российской Федерации" ("Норма", М., 2003 г.).

4. Общественно-политический журнал "Российская Федерация сегодня".

5. "Российская газета".


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.