РУБРИКИ

Деятельность муниципальных органов власти по предотвращению и ликвидации последствий ЧС

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Деятельность муниципальных органов власти по предотвращению и ликвидации последствий ЧС

Таблица 2.4

Количество выписок из хозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок

Год

Количество выписок из хоз. книги (шт.)

1

2

2006

18

2007

34

2008

28

2009

112

Согласно закону о дачной амнистии в упрощенном порядке оформляется право на земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. Также представлена наглядная картина по выдаче выписок из похозяйственных книг о наличии у граждан прав на землю (постоянное бессрочное пользование, аренда, собственность) в таблице 2.4.

Отсутствие электронной сетевой базы в администрации усложняет процесс поиска, выдачи запрашиваемой информации, выдачи необходимых документов. Порождает необходимость обращаться населению по одному и тому же вопросу к разным специалистам.

Ведущий специалист по организационной и кадровой работе и его обязанности, непосредственно подчиняется главе администрации.

Проводит работу по формированию личных дел работников администрации. Все личные дела заведены своевременно, правильно в соответствии с принятым Положением в Администрации сельского поселения, пронумерованы, прошнурованы, имеется внутренняя опись документов.

Обеспечивает учет, регистрацию входящей корреспонденции, общий порядок прохождения документов поступающих из судебных органов, порядок оформления исходящих документов. Следит за своевременной печатью газеты «Афанасьевский Вестник»

Специалист по регистрации граждан Российской Федерации непосредственно подчиняется главе администрации.

Специалист военно-учетного стола непосредственно подчиняется главе администрации.

Ставит по месту жительства на воинский учет граждан пребывающих в запасе (далее ГПЗ) при их личном присутствии, согласно Постановления Правительства Российской Федерации № 719 от 27.11.2006г. Снимает с воинского учета ГПЗ при переезде на новое место жительства.

Специалист опеки и попечительства непосредственно подчиняется главе администрации в его обязанности входит оказывает помощь в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, в школы-интернаты.

Исполнение полномочий по вопросам культуры, спорта, молодежной политике, бюджетных отношений на договорных условиях остались на уровне района.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Основания наступления ответственности Главы сельского Поселения, депутатов Думы сельского Поселения перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются Уставом в соответствии с Федеральным законом.

Население муниципального образования вправе отозвать Главу сельского поселения, депутатов Думы сельского поселения в соответствии с Федеральным законом.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, областного законодательства, настоящего Устава.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.

2.4 Информационное обеспечение

Рабочие отношения в администрации Афанасьевского муниципального образования определены следующими документами:

1. Устав.

2. Правила внутреннего трудового распорядка.

3. Инструкция по делопроизводству.

4. Положение о муниципальной службе.

5. Положение об утверждении наименования должностей муниципальных служащих.

6. Решение Думы ,Положение об оплате труда муниципальных служащих.

7. Постановление, Положение о предоставлении отпусков муниципальным служащим.

8. Положение о поощрении и дисциплинарной ответственности.

9. Положение об аттестации муниципальных служащих.

10. Положение о ведении реестра муниципальных служащих.

11. Должностные инструкции для обслуживающего персонала.

12. Положение об оплате труда обслуживающего персонала.

13. Положение о предоставлении отпусков обслуживающему персоналу.

Кадровая документация:

1. Аттестационные документы.

2. Декларации о доходах.

3. Личные дела формируются согласно внутренней описи вложенной в личное дело.

Все документы организации представлены двумя большими группами:

- получаемые извне, от других организаций (входящие документы);

- созданные в самой организации.

Входящие документы классифицируются по корреспондентам:

- от вышестоящих инстанций, в том числе от органов власти и управления (от них идут руководящие документы, различные предписания, приказы, требующие выполнения, и т.п.);

- от других организаций, не находящихся в соподчиненной связи с данной организацией;

- частные лица, присылающие письма, заявления, жалобы.

По видам документы классифицируются:

- распорядительные (постановления, решения, приказы, распоряжения, указания);

-информационно-справочные (акты, справки, докладные записки, письма и т.д.);

- учетно-отчетные и др.

По характеру содержания можно разделить на инициативные (которые в свою очередь делятся на требующие ответа или исполнения или присланные для сведения) и ответные, т.е. документы, полученные в ответ на запрос самой организации.

Документы, созданные в организации, четко делятся на две группы:

- внутренние, созданные для нужд самой организации, и циркулирующие внутри ее;

- исходящие, предполагающие при создании отправку в другие организации.

Исходящие документы так же, как входящие, можно классифицировать по видам и по корреспондентам, которым они направляются. Их также делят на документы, по которым ожидается ответ, и документы, направленные просто для сведения.

В администрации Афанасьевского муниципального образования внутренний поток документов предусматривает выполнение записей в соответствующих журналах с установленными параметрами:

- Журнал регистрации входящей корреспонденции (дата и индекс документа, корреспондент, краткое содержание, отметка об исполнении документа);

- Журнал регистрации исходящей документации (входящий № документа, дата регистрации, от кого поступил с датой и № документа, по вопросу (краткое содержание) документа, резолюция руководства (кому и когда передан документ для исполнения), отметка об исполнении и отправке ответа, номер дела, где находится документ или копия документа).

- Журнал учета обращений граждан Российской Федерации (№ п/п, дата получения обращения, ФИО направившего обращение, краткое содержание обращения, ФИО должностного лица, ответственного за рассмотрение обращения, результат рассмотрения обращения (исх., дата ответа)).

- Журнал регистрации приказов по администрации (№ приказа, дата, содержание приказа);

- Журнал регистрации приказов по кадрам (№ приказа, дата, содержание);

- Журнал регистрации трудовых договоров работников (№ п/п, дата приема на работу, заполнения трудовой книжки или вкладыша в нее, ФИО владельца трудовой книжки, серия и № трудовой книжки, профессия и категория работника, наименование места предприятия (с указанием структурного подразделения), куда принят работник, дата и № приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, на основании которого произведен прием работника, расписка ответственного лица, принявшего или заполнившего трудовую книжку, получено за заполненные трудовые книжки или вкладыши в них, дата выдачи на руки трудовой книжки при увольнении (прекращении трудового договора), расписка работника в получении трудовой книжки).

2.5 Характеристика персонала

Правила внутреннего трудового распорядка распространяются на всех работников, занимающих должности в соответствии со штатным расписанием администрации Афанасьевского муниципального образования являются локальным нормативным актом Организации, регламентирующим в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами основные права и обязанности работодателя и работников, порядок приема, перевода и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудовых правоотношений, режим рабочего времени.

Все сотрудники администрации работают более 10 лет, что говорит об отсутствии, на сегодняшний день, «текучки» кадров.

Возраст служащих: от 25 до 30 лет - 2 человека, от 48 до 51 лет -3 человека. .

Из 5 служащих 2 имеет высшее образование, остальные - средне-специальное.

С 2006 года в администрации все специалисты прошли краткосрочные курсы повышения квалификации и получили удостоверения о краткосрочном повышении квалификации, главе администрации выдано свидетельство и удостоверение о повышении квалификации (см. табл.2.5).

Но до сих пор в администрации используются традиционные методы работы (оформление документов вручную).

Служащие все в большей степени осознают необходимость наличия постоянного доступа к информационным ресурсам -- в любое время, в любом месте и с помощью любого устройства.

Не изучается опыт работы муниципальных образований в других регионах. Не организованы выездные консультационные круглые столы с администрацией муниципального образования «Тулунский район», социальной защитой населения, центром занятости.

Таблица 2.5

Повышение квалификации муниципальных служащих администрации Афанасьевского поселения

Наименование должностей

Место прохождения повышения квалификации.

2006 г.

2007 г.

Глава администрации

ФГОУ ВПО СибАГС по программе: «Организация деятельности органов МСУ в условиях реформы МСУ» г.Иркутск

Учебно-консультационный центр при финансово-экономическом факультете БГУЭиП по программе «Повышение квалификации муниципальных служащих органов местного самоуправления Иркутской области в сфере бюджетного законодательства, финансов и экономики»

Ведущие специалисты

Учебно-консультационный центр при финансово-экономическом факультете БГУЭиП по программе «Повышение квалификации муниципальных служащих органов местного самоуправления Иркутской области в сфере бюджетного законодательства, финансов и экономики». ФГОУ ВПО СиБАГС по программе: «Безопасность» г.Иркутск

В межотраслевом региональном центре повышения квалификации и переподготовке кадров ИрГТУ по программе: «Организационное обеспечение» г. Иркутск

Специалисты

ФГОУ ВПО СиАГС по программе: «Социальная политика» г. Иркутск

Из таблицы 2.5 видно, что служащие администрации стремятся к совершенствованию своих знаний. Основными формами повышения квалификации являются краткосрочные (72 часа) тематические обучения.

В администрации работают добросовестные и профессионально - подготовленные люди. Она располагает компьютерами, все служащие имеют возможность пользоваться любой необходимой информацией, которая присутствует на бумажных носителях, что затрудняет не только поиск, но и тратится рабочее время, что влечет к созданию очередей среди населения к специалистам, главе администрации сельского поселения. Иными словами администрация располагает квалифицированным штатом и современной оргтехникой, но недостаточной для выполнения всех полномочий связанных с решением вопросов местного значения.

В 2008 году все муниципальные служащие прошли аттестацию на своих рабочих местах в соответствии с замещающей должностью.

2.6 Анализ деятельности Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) Афанасьевского сельского поселения

Деятельность комиссии:

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Афанасьевского сельского поселения является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов местного самоуправления, государственной власти, предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Афанасьевского сельского поселения, в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.

Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Иркутской области и Афанасьевского сельского поселения , а также Положением о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тулунского района, утвержденное Постановлением администрации № 28.

Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими комиссиями, созданными при администрациях Тулунского района Иркутской области, командованием Тулунского гарнизона, органами внутренних дел Тулунского района, заинтересованными организациями и общественными объединениями, а также с соответствующими международными организациями.

Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, принимаемым на заседании Комиссии и утверждаемым ее председателем.

Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, проводит их председатель или по его поручению один из его заместителей.

Выполнение организационной и технической работы по приему и подготовке материалов для рассмотрения Комиссией, а также решение других организационных вопросов осуществляет комитет гражданской защиты населения администрации Афанасьевского сельского поселения.

Основные задачи комиссии по ЧС и ПБ

· организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;

· организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

· подготовка предложений по разработке проектов нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

· участие в разработке и осуществлении целевых и научно-технических программ, организации разработки и реализации программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к выполнению этих работ;

· планирование и организация эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, их размещения и возвращения в места постоянного проживания либо хранения соответственно;

· организация сбора информации и ее обмена в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· руководство подготовкой населения, должностных лиц, органов управления и подразделений к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Основные функции комиссии по ЧС и ПБ

· рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории Афанасьевского сельского поселения и вносит их в установленном порядке для рассмотрения в администрацию Афанасьевского сельского поселения;

· разрабатывает предложения о внесении изменений в существующие правовые акты администрации Афанасьевского сельского поселения и иные документы в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

· рассматривает прогнозы чрезвычайных ситуаций на территории Афанасьевского сельского поселения, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;

· готовит предложения главе администрации Афанасьевского сельского поселения по созданию резервов финансовых и материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· участвует в разработке и осуществлении целевых и научно-технических программ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и готовит предложения по их реализации на территории Афанасьевского сельского поселения;

· разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· организует разработку и осуществление мер по проведению согласованной научно-технической политики в области развития сил и средств звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· руководит работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном уровне, а также разрабатывает предложения по ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном и объектовом уровнях и проведению мероприятий чрезвычайной гуманитарной помощи на местном, территориальном и региональном уровнях;

· организует работу по подготовке предложений и аналитических материалов для администрации Афанасьевского сельского поселения по вопросам защиты населения и территории Афанасьевского сельского поселения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

Таблица 2.6

Состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) Афанасьевского сельского поселения

ФИО

Должность

1

2

Пивоваров В.Е.

Глава сельского поселения - председатель комиссии КЧС

Ефименко Н.Н.

Ведущий специалист, зам пред. КЧС.

Червов В.В

начальник территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Тулунскому лесничеству (по согласованию).

Ващук П.В.

Участковый инспектор ОВД

Банщикова К.С.

Фельдшер д.Афанасьева;

Жвакин Ю.В.

Управляющих ЗАО «Монолит»;

Атаманова Г.В.

Депутат Афанасьевского сельского поселения п.Ермаки ;

Чепурных И.В

Депутат Афанасьевского сельского поселения, с. Никитаево ;

Бадюло И.К.

Депутат Афанасьевского сельского поселения, с. Никитаево ;

По данным таблицы 2.6 видно, что состав Комиссии включает в себя 10 членов, в том числе и Главу Администрации, который является Председателем Комиссии. Их деятельность сводится к реализации мероприятий, перечисленных в таблице 2.7.

Таблица 2.7

План работы комиссии по чрезвычайным ситуациям на 2009 год

Мероприятия

Привлекаются

Проводят

Докладывают

Планирование работы комиссии, утверждение плана на 2009 год.

председатель, зам., КЧС.

председатель КЧС

председатель КЧС

Подготовка членов КЧС:

участие в учебно-методическом сборе по подведению итогов работы за 2008 год и постановке задач на 2009 год.

члены КЧС, начальники служб, Тулунский отдел госпожнадзора

Зам. пред. КЧС

председатель КЧС, начальник Тулунского госпожнадзора, зам. пред. КЧС

Контроль за принятием нормативно-правовых актов в области ГО, ЧС и пожарной безопасности поселения

Зам.пред КЧС.

Председатель КЧС и ПБ,

Создание противопаводковых комиссий сельского поселения

главы поселений

председатель КЧС

главы поселений

Корректировка планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, обусловленных весенним половодьем и лесными пожарами 2009 года.

Председатель КЧС и ПБ, зам. пред. КЧС.

Зам. пред. КЧС

Председатель КЧС и ПБ, зам.пред.

КЧС

Заседания комиссии :

- повестка:

«О проведении противопаводковых мероприятий в 2009 г.»

-повестка:

«О мерах по обеспечению охраны лесов от пожаров на территории поселения».

-повестка:

«Подготовка учебных учреждений к учебному году»

-повестка:

«Подготовка котельных к отопительному сезону 2009-2010 г.г.» -повестка:

«Подведение итогов работы за пожароопасный период 2009 года»

члены КЧС, приглашенные

председ. КЧС

Зам. пред. КЧС

главы

поселений

лесник

Глава сельского поселения, директора школ, д.сад.

Обеспечение постоянной связи с населенными пунктами в период паводка и лесных пожаров

ЭТУС

председ. КЧС

Уточнение финансовых и материальных средств

Финн управление

Глава поселения

Нач. фин. упр. администрации

Тренировки по оповещению и сбору членов КЧС

члены КЧС

Зам.пред КЧС

Зам.пред. КЧС

Подготовка ежегодного доклада в администрацию района «О состоянии защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера»

председатель КЧС,

Основная проблема заключается в отсутствии финансирования деятельности Комиссии. В бюджете администрации Афанасьевского сельского поселения нет средств на реализацию данной функции, поэтому содержание по данной статье затрат перекладывается на районную администрацию. Это обуславливает необходимость разработки рекомендаций по совершенствованию организации предупреждения и ликвидации ЧС в Афанасьевском муниципальном образовании.

Глава 3 разработка мер совершенствования организации предотвращения и ликвидации последствий ЧС в Афанасьевском МО

3.1 Обоснование необходимости предлагаемых мероприятий

В настоящее время деятельность по защите населения от ЧС различного характера, отнесенная к числу важнейших в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации, представляет собой систему (комплекс) взаимоувязанных по времени, месту и ресурсам общегосударственных политических, организационно-управленческих, социально-экономических и правовых мер, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС природного, техногенного и военного характера и осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально созданными органами управления и силами, предприятиями и учреждениями (независимо от организационно-правовых форм и вида собственности), общественными объединениями и гражданами как заблаговременно, так и при угрозе или возникновении экстремальных ситуаций. Причем эффективность этой защиты находится в прямой зависимости от состояния нормативно-правовой базы, регулирующей общественные правоотношения в данной сфере и обеспечивающей:

- проведение единой государственной политики и реализацию полномочий органами власти и управления всех уровней, хозяйствующими субъектами (независимо от организационно-правовой формы и вида собственности), общественными объединениями и гражданами в различных условиях чрезвычайной обстановки;

- создание общественно-политических, организационных, экономических, социальных и правовых условий, при которых не может быть принята ни одна программа развития и размещения производительных сил, не могут быть начаты ни один эксперимент или строительство какого бы то ни было объекта, если это влечет снижение уровня безопасности и степени защищенности людей, какими бы намерениями и обстоятельствами они ни диктовались, т.е. предупреждение ЧС различного характера и повышение устойчивого функционирования объектов социально-экономического назначения и всей инфраструктуры;

- оперативное реагирование и эффективное управление при возникновении ЧС различного характера, своевременное восстановление безопасности и нормальных условий жизнедеятельности населения и функционирования производственно-экономических систем в зоне бедствия.

Данные принципы подлежат обязательному и неукоснительному исполнению государством и всеми его институтами власти и органами управления, обществом и народом (гражданами).

При этом следует особо отметить, что главенствующая роль в обеспечении безопасности и эффективной защиты населения, объектов экономики и в целом национального достояния страны от ЧС природного, техногенного и военного характера принадлежит государству, формирующему и устанавливающему в данной сфере соответствующие нормы, стандарты, критерии, правила, требования и предписания, которые в свою очередь являются основой функциональных процедур государственного регулирования предупреждения ЧС, а также организации и осуществления мероприятий по их ликвидации.

В последние годы в Российской Федерации, исходя из того, что потребность государства, общества и народа (гражданина) в эффективном правовом механизме предупреждения ЧС и ликвидации их негативных последствий имеет долгосрочную актуальность и представляет значимый аспект проблемы обеспечения национальной безопасности, идут достаточно активные процессы по принятию соответствующих решений в данной сфере.

На основе требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона “О безопасности” и норм международного права формируется новое законодательство о защите населения от ЧС или, создается «право чрезвычайных ситуаций», отвечающее прогнозируемому многообразию событий и возможных негативных последствий, имеющих место в результате возникновения аварий в техногенной сфере, стихийных и иных бедствий, независимо от времени их наступления, обеспечивающее создание условий для адекватного реагирования на них и оказания помощи физическим и юридическим лицам, пострадавшим от воздействия их поражающих факторов.

На сегодняшний день основу такого законодательства составляют Федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О государственном материальном резерве», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также целый ряд Указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, положения которых раскрывают тесную связь с нормами различных отраслей права.

Данные нормативно-правовые акты позволили существенно повысить эффективность защиты населения от ЧС различного характера, в особенности ее реагирующей компоненты, перевести ее управление с ведомственного на правительственный уровень. Выполнение задач в данной сфере перестало быть прерогативой одного федерального министерства.

Постепенно внимание стало акцентироваться на том, что организация этой защиты и вся полнота ответственности за выполнение возложенных задач лежит на органах исполнительной власти всех уровней, руководителях предприятий и учреждений.

В то же время, как показывает анализ, существующие нормативно-правовые акты, их положения и требования не в полной мере отвечают поставленным целям в обеспечении правового регулирования общественных отношений в сфере защиты населения от ЧС природного, техногенного и военного характера, поскольку были приняты без должных научных концептуальных разработок в данной сфере и соответствующих социально-политических, экономических и иных экспертных оценок ее состояния и перспектив развития.

В правовом поле имеются существенные пробелы по многим вопросам, имеющим важнейшее значение в решении возложенных задач, в том числе полномочий и ответственности субъектов права в различных условиях экстремальной обстановки, а также организации управления и руководства аварийно-спасательными и другими неотложными работами в зонах бедствия.

Помимо всего прочего на основе решений, принятых высшими органами государственной власти Российской Федерации и сопровождавших в 1992--1998 годах реорганизацию системы защиты населения от ЧС различного характера, произошло искусственное разделение единого по своему существу, методологии, способам и технологиям исполнения комплекса соответствующих мероприятий, а также путей его развития отдельно для мирного и военного времени.

В итоге в Российской Федерации действуют система гражданской обороны (ГО) и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), строительство которых осуществлялось ранее и осуществляется в настоящее время на общих для них принципах комплексности, заблаговременности, повсеместности, дифференцированности и всеобщности.

Первым шагом в преодолении двойственности и противоречий, как показывает анализ теории и практики защиты населения от ЧС, должно быть преобразование этих систем и создание на их базе государственной системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. Такой процесс является объективно необходимым.

Эффективная и отлаженная система обеспечения безопасности общества, народа и государства от ЧС в мирное время при известной подготовке способна успешно решать задачи и в военное время.

При этом следует отметить, что с введением нового наименования системы:

- фактически сохраняются существующее организационное построение и единство органов управления и сил, а также системы управления ими, материально-технического, финансового и других видов обеспечения их действий с одновременным усилением единоначалия и персональной ответственности соответствующих должностных лиц за порученное дело;

- остаются в силе все без исключения, сформулированные применительно к ГО требования норм Женевских конвенций о защите жертв войны (1949 г.) и Дополнительного Протокола №1 к ним (1977 г.), а также других международных правовых документов в данной сфере;

- не потребуется существенного изменения и переработки методических и нормативных документов, регламентирующих планирование действий органов управления и сил, профессиональную подготовку специалистов, оповещение населения и органов исполнительной власти о возникновении ЧС, организацию и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и оказание помощи пострадавшему населению, т.е. остается практически неизменной система технических норм права.

Объединение этих систем, а также разработка и принятие соответствующего единого системообразующего федерального закона “О защите населения от чрезвычайных ситуаций”, определяющего правовые основы данной защиты в мирное и военное время, не будет противоречить требованиям Конституции Российской Федерации. Теоретико-правовым обоснованием этого является, во-первых, то, что обеспечение безопасности и защищенности народа (гражданина), общества и государства от ЧС различного характера может быть как предметом исключительного ведения Российской Федерации, так и предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Разграничение предметов ведения в данной сфере может быть установлено в соответствии со ст. 73 Конституции Российской Федерации, согласно которой вне пределов полномочий Российской Федерации субъекты Федерации наделяются всей полнотой государственной власти и ответственности для решения возложенных на них задач, в т.ч. в сфере защиты населения от ЧС природного, техногенного и военного характера.

Кроме того, следует отметить, что обеспечение безопасности и защита жизненно важных интересов народа (гражданина), общества и государства, согласно требованиям Конституции РФ, осуществляется органами власти и управления всех уровней, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами, т.е. всеми субъектами системы обеспечения национальной безопасности. Во-вторых, согласно ст. 59 (ч. 1) Конституции РФ обязанность граждан защищать Отечество понимается не только как вооруженная борьба, но и как защита от любых угроз и опасностей.

Поэтому в данном случае объединение упомянутых систем и создание соответствующих профессиональных мобильных аварийно-спасательных формирований с предоставлением права гражданам проходить в них альтернативную службу помимо всего прочего позволило бы реализовать положение ст. 59 (ч. 2) Конституции Российской Федерации. Гуманитарный характер службы в данных формированиях согласуется с убеждениями и вероисповеданием всех граждан России. Кроме того, это не противоречит требованиям норм международного права и, в частности, ст. 65 (ч. 4) Дополнительного Протокола №1 к Женевским Конвенциям о защите жертв войны, предоставляющего право формировать организации гражданской обороны по военному образцу.

Кстати, здесь следует сказать, что сейчас находится в стадии переработки ряд нормативно-правовых актов, в которых РСЧС и система ГО определяются составными частями предлагаемой системы.

Введение в действие этих документов и практическое выполнение их требований будут соответствовать политике национальной безопасности Российской Федерации, осуществляемой, как указывается в Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, по единому замыслу во всех сферах жизнедеятельности и ответственности государства и направленной на выявление, блокирование, нейтрализацию всех видов внутренних и внешних опасностей и угроз.

Это также будет соответствовать мировому опыту строительства систем защиты населения от ЧС природного, техногенного и военного характера. Тем более, как показывает анализ, в промышленно развитых странах мира (США, Германии, Франции, Великобритании, Японии и других) подобного деления таких систем у них нет. Их национальные системы имеют задачи мирного и военного времени. Функционирование этих систем обеспечивается хорошо отработанным и развернутым (по вертикали и горизонтали) соответствующим внутригосударственным законодательством, позволяющим осуществлять подготовку органов власти и управления, объектов экономики, сил и средств, населения всех категорий к действиям в различных условиях обстановки, привлекать людские, финансовые и материальные ресурсы.

При этом оно отражает: во-первых, определенное своеобразие и специфику форм правления и государственного устройства, уровня социально-экономического развития этих стран, особенностей их географического положения, а также путей и способов достижения своей национальной безопасности; во-вторых, идентичность по структуре и содержанию, обусловленную корпоративностью взглядов членов военно-политических и экономических сообществ и союзов.

Однако, если говорить о зарубежном опыте, наиболее ценной для нас является не организация реагирования на ЧС или, иными словами, система их ликвидации, -- у нас она по многим компонентам превосходит зарубежные, -- а система предупреждения каких бы то ни было бедствий.

Эффективность этой системы можно видеть на примере стран Европейского Союза, когда своевременное принятие ряда организационно-управленческих и организационно-технических решений позволило в кратчайшие сроки изменить идеологию работы в данной сфере, направить усилия Союза на предотвращение возникновения аварий в промышленности и снизить их число почти в 10 раз.

Одновременно эти решения были подкреплены системой экономических механизмов, которые, исходя из экономической выгоды и целесообразности в условиях “рыночной экономики”, сочетая в себе элементы принуждения (наложения жестких санкций на предприятия и должностных лиц за невыполнение тех или иных норм и требований безопасности), стимулирования и страхования, позволяют обеспечить выполнение возложенных задач и организовать эффективное решение вопросов предупреждения ЧС.

Положительный опыт разработки и использования экономических механизмов предупреждения чрезвычайных ситуаций накоплен в Вологодской и Ивановской областях, Республике Калмыкия, г. Москве. Он показывает, что необходимо полнее использовать следующие механизмы:

· финансирования программ осуществления заблаговременных мероприятий по защите населения и территорий за счет местных бюджетов;

· обязательного страхования рисков чрезвычайных ситуаций;

· стимулирования внедрения современных экологически безопасных технологий, создания эффективной системы контроля и решения проблем утилизации и захоронения вредных отходов производства и жизнедеятельности;

· льготного кредитования и предоставления физическим и юридическим лицам налоговых и иных льгот при осуществлении деятельности по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· применения экономических санкций для предприятий, пренебрегающих вопросами техногенной безопасности;

· аккумулирования в масштабе муниципального образования и использования внебюджетных источников для реализации проектов по предупреждению ЧС и смягчению их последствий.

Объективную картину рисков для жизнедеятельности населения на территории муниципального образования должны дать паспорта их безопасности. К настоящему времени типовые паспорта безопасности муниципальных образований разработаны.

На их основе необходимо разработать паспорта безопасности каждого муниципального образования. Эта задача требует детального анализа опасностей для жизнедеятельности населения на территории муниципального образования, источников природных и техногенных опасностей на ней, расчета частот их реализации, социального и индивидуального рисков. Проблемным вопросом в настоящее время является финансирование проведения паспортизации.

В 2008 г. под эгидой ООН в Японии состоялась Всемирная конференция по предотвращению природных катастроф, на которой были подведены итоги прошедшего Международного десятилетия по уменьшению опасности бедствий и принято принципиальное решение - предупреждение катастроф должно опираться не только на достижения научно-технического прогресса, но, в первую очередь, на образовательную и просветительскую работу с населением, на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

Эта задача должна решаться на всех уровнях, и не в последнюю очередь - на местном уровне. Безопасность жизнедеятельности не может быть обеспечена, если принципы безопасности жизнедеятельности не будут внедрены в сознание общества, его культуру путем профессионального образования и массового воспитания. Поэтому в стране создается система образования и воспитания в области безопасности жизнедеятельности.

3.2 Разработка мер совершенствования организации предотвращения и ликвидации последствий ЧС на территории Афанасьевского муниципального образования и оценка их эффективности

В целях достижения нового качества жизни местного населения необходимо создание определенных условий, важнейшим из которых является обеспечение безопасности населения и террит орий.

Предполагается, что решение данного вопроса в Афанасьевском муниципальном образовании будет осуществляется в рамках добровольного объединения близлежащих муниципальных образований в Ассоциацию Межмуниципального сотрудничества (АММС) по решению вопроса организации предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций . В состав потенциальных участников будут входить:

- Афанасьевское МО;

- Гуранское МО;

- Котикское МО;

- другие муниципальные образования;

- представители всех учреждений, предприятий, находящихся на территории этих муниципальных образований.

Предполагается, что в АММС будет разработана Программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в некоторых муниципальных образованиях до 2017 года»

Основными целями Программы являются:

- последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций;

- повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в Ассоциацию межмуниципального сотрудничества (АММС).

Основными задачами Программы являются:

- совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций;

- повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера;

- совершенствование основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками;

- создание комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создание методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации;

- прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и разработка основных элементов муниципальной политики и комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности;

- совершенствование системы управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях;

- совершенствование организационной основы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской обороны;

- создание общего центра управления в кризисных ситуациях.

Программа будет реализована в течение 7 лет в 2 этапа.

На первом этапе (2010-2013 годы) предусматриваются проведение исследовательских и опытно-конструкторских работ, обследование и паспортизация территорий и объектов, анализ и разработка стратегий реализации мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов, а также выполнение следующих первоочередных мероприятий:

- реализация существующих и разработка новых целевых программ в муниципальных образованиях, входящих в АММС осуществление мероприятий, которые позволят повысить безопасность населения и защищенность критически важных объектов, эффективность мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, уровень информирования и оповещения населения в интересах личной и общественной безопасности;

- систематизация и дальнейшее развитие нормативно-технической и правовой базы в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций;

- создание первой очереди общей комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

- создание муниципального центра управления в кризисных ситуациях;

- разработка методических, экономических, организационных основ и механизмов реализации программных мероприятий в полном объеме.

На втором этапе (2013-2017 годы) планируются:

- завершение работ по созданию системы сейсмологических наблюдений;

- создание комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

- создание центров управления в кризисных ситуациях как структурных элементов национального центра управления в кризисных ситуациях;

- обеспечение требуемого уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера.

Объемы и источники финансирования

Это позволит:

- организовать и осуществлять мероприятия по гражданской обороне и защите населения от ЧС;

- обеспечить население первичными мерами пожарной безопасности в границах населенных пунктов;

- создать и содержать при органах местного самоуправления постоянно действующий орган управления - аварийно-спасательную службу;

- проводить обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;

- своевременно оповещать и информировать населения об угрозе возникновения ЧС;

- подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от ЧС;

Основными направлениями предоставления услуг в области безопасности будут являться:

- обеспечение безопасности населения в условиях угрозы и возникновения ЧС природного и техногенного характера;

- обеспечение пожарной безопасности;

- обеспечение промышленной безопасности;

- обеспечение информационной безопасности;

- обеспечение безопасности при проведении спортивных, туристических, культурно-массовых и других мероприятий.

Основным источником финансирования будет являться:

- средства участников-партнеров

- бюджет Иркутской области.

Всего в 2010-2017 годах за счет средств АММС - 6586,74 тыс. рублей, из них:

- на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 913 тыс. рублей;

- на капитальные вложения - 4804,24 тыс. рублей; на прочие нужды - 869,5 тыс. рублей;

- за счет средств бюджета Иркутской области - 1478,9 тыс. рублей (в рамках реализации региональных целевых программ снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разрабатываемых и реализуемых по соглашениям с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- улучшение качества жизни населения путем снижения рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения до приемлемого уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создание условий, способствующих устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований.

Общий социально-экономический эффект от реализации мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, обеспечивающих снижение материального ущерба, а также численности погибшего и пострадавшего населения.

В результате реализации Программы планируется достичь следующих показателей:

- снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2009 года, процентов): снижение количества гибели людей - от 9 до 10;

- снижение количества пострадавшего населения - от 6 до 7;

- снижение экономического ущерба - от 7до 8;

- повышение эффективности информационного обеспечения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2009 года, процентов): повышение полноты охвата системами мониторинга - от 8 до 9;

- повышение достоверности прогноза - от 12 до 14;

- повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем достижения значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба - 1: 17,8.

Реализация данного проекта позволит обеспечить достижение значимого социального эффекта и решить следующие основные задачи:

- повышение безопасности населения и территорий;

- снижение уровня негативного восприятия различными социальными группами значимых для устойчивого социально-экономического развития муниципального образования

- создание благоприятного социально-психологического климата, в том числе путем постоянного информирования населения о состоянии опасных объектов, расположенных в непосредственной близости от мест проживания, а также необходимых условий и перспектив опережающего повышения качества жизни, общественной и экологической безопасности;

- повышение экономической и миграционной привлекательности территорий реализации крупных инвестиционных проектов.

Совершенствование мероприятий, связанных с заблаговременной организацией эвакуации населении, подверженного прогнозируемому воздействию поражающих факторов, вызываемых производственными авариями и стихийными бедствиями, будет осуществляться по следующим направлениям:

- совершенствование планирования эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из прогнозируемых зон бедствий и их временного размещения в безопасных районах;

- создание и повышение профессиональной подготовки эвакоорганов;

- подготовка транспортных средств к эвакуации населения;

- заблаговременная подготовка районов временного размещения эвакуируемых;

- организация первоочередного жизнеобеспечения населения в местах его временного размещения;

- создание и систематическое обновление (пополнение) банка данных, связанных с осуществлением эвакомероприятий.

Основными приоритетными задачами предлагаемых мероприятий являются:

- разработка и программы обеспечения комплексной безопасности на территории муниципалитетов - участников проекта с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

- разработка проекта типовых и создание опытных комплексных аварийно-спасательных центров, включающих региональные ЦУКСы.

- участие в выездном научно-практическом семинаре на тему: «Подготовка Атласов природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации: проблемы и перспективы»;

- проведение «Круглого стола» по проблеме создания системы обеспечения комплексной безопасности и защите от ЧС инфраструктурного объекта в Иркутской области; участие в XIV Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на тему «Развитие государственных систем антикризисного управления: опыт, проблемы, перспективы» (г. Иркутск);

- участие в международном семинаре «Передовой опыт создания региональных центров мониторинга и охранно-пожарной безопасности потенциально опасных объектов» в рамках выставки «Системы безопасности» (г. Иркутск);

- участие проекте «Круглого стола» по теме «Риски развития и угрозы природных и техногенных чрезвычайных ситуаций» (по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы);

Целью создания вышеуказанных мероприятий является:

- сбор, накопление, обработка информации о потенциальных угрозах и экологических рисках (источниках негативного воздействия, загрязнения и состоянии компонентов природной среды в зоне влияния предприятий);

- создание и ведение баз данных об источниках выбросов и сбросов, образовании и хранении отходов;

- анализ текущей техногенной и экологической обстановки и прогнозирование ее развития;

- внедрение в практику мониторинга основных конструктивных и технологических элементов объектов, обеспечивающих разведку, добычу или перегрузку углеводородов, установленных в море, с целью получения данных о критических нагрузках, в частности в ледовых условиях, и профилактики разрушения подобных сооружений;

- оперативное информирование общественности о текущей обстановке, тенденциях и прогнозах рисков ЧС в муниципальном образовании в системе региональных ситуационных центров.

Система должна обеспечить контроль источников выбросов и сбросов, а также проведение регулярных сопоставимых наблюдений и измерений состояния и загрязнения компонентов природной среды: атмосферного воздуха, поверхностных вод, почвенных покровов, грунтовых вод.

Цель межмуниципального партнерства состоит в:

- обеспечении интегрального подхода к предотвращению ЧС;

- обеспечении снижения рисков бедствий на основе повышения качества и оперативности идентификации, оценки, мониторинга факторов опасности ЧС и своевременного прогнозирования опасных ситуаций;

- создании системы раннего оповещения и взаимоуведомления о риске ЧС;

- координировании совместных усилий, укреплении готовности для эффективного и своевременного реагирования на ЧС;

- обеспечении регулярного оперативного взаимообмена информацией.

Реализация Программы так же позволит обеспечить достижение значимого социального эффекта и решить следующие основные задачи:

- повышение безопасности населения и территорий;

- снижение уровня негативного восприятия различными социальными группами значимых для устойчивого социально-экономического развития муниципального образования проектных инициатив через прозрачные процедуры контроля уровня безопасности;

- создание благоприятного социально-психологического климата, в том числе путем постоянного информирования населения о состоянии опасных объектов, расположенных в непосредственной близости от мест проживания, а также необходимых условий и перспектив опережающего повышения качества жизни, общественной и экологической безопасности;

- повышение экономической и миграционной привлекательности территорий реализации крупных инвестиционных проектов.

Заключение

В Российской Федерации правовую основу ЧС, составляют положения Конституции, согласно которым каждый гражданин имеет право на жизнь, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями, а также вследствие незаконных действий (или бездействия) органов государственной власти или их должностных лиц. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Признавая роль предупреждения чрезвычайных ситуаций важнейшей и отдавая этой системе пальму первенства в повышении безопасности государства, общества и народа (гражданина), в то же время нельзя не развивать систему ликвидации последствий ЧС, не разрабатывать новые методы, способы и технологии ведения аварийно-спасательных работ и их всестороннего обеспечения, в т.ч. и правового. Одной из важнейших задач здесь является определение правового статуса зон ЧС и установление режимов служебной и производственно-хозяйственной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений (независимо от организационно-правовой формы и вида собственности), общественных объединений и граждан на пострадавших территориях.

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Афанасьевского сельского поселения является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов местного самоуправления, государственной власти, предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Афанасьевского сельского поселения, в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.

Основная проблема заключается в отсутствии финансирования деятельности Комиссии. В бюджете администрации Афанасьевского сельского поселения нет средств на реализацию данной функции, поэтому содержание по данной статье затрат перекладывается на районную администрацию. Это обуславливает необходимость разработки рекомендаций по совершенствованию организации предупреждения и ликвидации ЧС в Афанасьевском муниципальном образовании.

Предполагается, что решение данного вопроса в Афанасьевском муниципальном образовании бут осуществляется в рамках добровольного объединения близлежащих муниципальных образований. В состав потенциальных участников будут входить:

- Тулунский район

- Гуранское МО;

- Котикское МО;

- другие муниципальные образования;

- представители всех учреждений, предприятий, находящихся на территории этих муниципальных образований.

Это позволит значительно снизить степень участия государственных структур в процессе обеспечения безопасности населения и территорий, а также уменьшить масштабы отвлечения существенных материальных и людских средств, финансовых ресурсов при решении этих задач.

Основными направлениями предоставления услуг в области безопасности будут являться:

- обеспечение безопасности населения в условиях угрозы и возникновения ЧС природного и техногенного характера;

- обеспечение пожарной безопасности;

- обеспечение промышленной безопасности;

- обеспечение информационной безопасности;

- обеспечение безопасности при проведении спортивных, туристических, культурно-массовых и других мероприятий.

Основными задачами предлагаемых мероприятий являются:

- формирование в общественном сознании императивов безопасной жизнедеятельности и ответственности всех членов общества за негативные последствия своей деятельности;

- пропаганда, популяризация и распространение знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проведение бесед и лекций;

- оказание помощи в подготовке спасателей общественных формирований и обучении населения основам безопасности жизнедеятельности;

- участие в мероприятиях по повышению социального статуса и общественной значимости профессии спасателя;

- проведение мероприятий по оказанию помощи, социальной защищенности спасателей-ветеранов и членов семей погибших спасателей;

- установление деловых контактов и сотрудничества с представителями российских и зарубежных организаций спасателей и многие другие.

Реализация Программы позволит обеспечить достижение значимого социального эффекта и решить следующие основные задачи:

- повышение безопасности населения и территорий;

- снижение уровня негативного восприятия различными социальными группами значимых для устойчивого социально-экономического развития муниципального образования проектных инициатив через прозрачные процедуры контроля уровня безопасности;

- создание благоприятного социально-психологического климата, в том числе путем постоянного информирования населения о состоянии опасных объектов, расположенных в непосредственной близости от мест проживания, а также необходимых условий и перспектив опережающего повышения качества жизни, общественной и экологической безопасности;

- повышение экономической и миграционной привлекательности территорий реализации крупных инвестиционных проектов.

Список нормативно-правовых актов и литературы

1. Конституция Российской Федерации

2. Дополнительный протокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов. (Протокол №1). - М., 2008.- С.570-647.

3. Договор о коллективной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств от 12 мая 1992 г. // Содружество (Информационный вестник Совета глав государств и правительств СНГ). Вып. 5. Минск, 1992.

4. «Повестка дня ХХI века». Решение Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 2007 г.) // Действующее международное право. Т.3. - М., 2008. - 687 с.

5. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Федеральный закон № 68-ФЗ "" // СЗ РФ. - 1995. - №1. - Ст.1.

6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" // СЗ РФ. - 1995. - №1. - Ст.3.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // СЗ РФ. - 1996. - №34. - Ст.1653.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей" // СЗ РФ. - 1996. - №30. - Ст.1708.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // СЗ РФ. - 2004. - №1. - Ст.16.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // СЗ РФ. - 2003. - №23. - Ст.1462.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098 «Об утверждении Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года"» // СЗ РФ. - 1999. - №21. - Ст.1076.

12. Приказ Минпромэнерго России от 2 сентября 2004 г. № 89 "Об организации работы по сбору и обмену оперативной информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Минпромэнерго России, в подведомственных федеральных агентствах и организациях, находящихся в их ведении" // СЗ РФ. - 2004. - №23. - Ст.1910.

13. Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 22 октября 2004 года № 134 «О предоставлении в Минпромэнерго России оперативной и текущей информации о чрезвычайных ситуациях на объектах жизнеобеспечения населения» // СЗ РФ. - 2004. - №24. - Ст.980.

14. Акимов Н.И., Василевский М.Л., Марков И.Д., Русман Л.П., Умнов М.П. Гражданская оборона. - М., 2009.

15. Акимов В.А., Порфирьев Б.Н., Радаев Н.Н. Методический аппарат оценки и прогноза стратегических рисков // Управление риском. 2008. Спец. вып.

16. Акимов В.А., Новиков В.Д., Радаев Н.Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М., 2007.

17. Акимов В.А. Оценка и прогноз стратегических рисков в России: теория и практика // Право и безопасность. 2008. №1.

18. Аковицкий В.Г., Стручкова Г.П., Шимановский А.А. Геоинформационная система управления чрезвычайными ситуациями - важнейшее звено интегрированной системы управления территориями. - М., 2009.

19. Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И.Гражданская оборона: Учебник. - М., 2008.

20. Бринчук В.А. Экологическое право. - М.: Просвещение, 2006

21. Владимиров B.A., Воробьев ЮЛ., Малинецкий Г.Г. и др. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. М., 2008.

22. Владимиров В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Оценка и управление техногенной безопасностью. М., 2008.

23. Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М., 2008.

24. Воробьев Ю.Л. Национальная безопасность и управление стратегическими рисками в России // Управление риском. 2009. Спец. вып. Муниципальное управление: методические материалы для глав муниципальных образований. - Иркутск: Филиал ФГОУ ВПО СибАГС в г. Иркутске, 2006.

25. Голубчиков С. Катастрофы сопутствуют человечеству // Энергия. 2007. №3.

26. Гусева Т.В., Хачатуров А.Е., Макаров С.В., Заика Е.А., Хотулева М.В. Добровольная экологическая деятельность. Неиспользуемые возможности. - М., 2007.

27. Дудко М.Н., Локтионов Н.Н., Юртушкин В.И., Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Учебник - М, Минобразование России ,2000.

28. Журавлев В.П., Пушенко С.Л., Яковлев А.М.Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.-М.; Ассоциация строительных вузов, 1990.

29. Комягин В.М. Экология и промышленность. - М., Наука, 2008

30. Коцубинский А.О. Проблемы производства. - М., Наука, 2008

31. Кузнецов И.Н.Безопасность жизнедеятельности. - Минск: Амолфея, 2008.

32. Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В. Охрана окружающей среды. - М., Наука, 2008

33. Макаров С.В., Гусева Т.В. Экологический менеджмент. - М., 2008

34. Макеев В., Михайлов А., Стражиц Д. Классификация чрезвычайных ситуаций // Гражданская защита. 1996. № 1. С. 86 - 89.

35. Муниципальное управление: методические материалы для глав муниципальных образований. - Иркутск: Филиал ФГОУ ВПО СибАГС в г. Иркутске, 2006. - 242 с.

36. Надежность технических систем и техногенный риск: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.И.Фалеева. М., 2008.

37. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах: Учебное пособие для ВУЗов МЧС России / Под ред. Ю.Л.Воробьева). М., 2007..

38. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (учебное пособие)/Под ред. Г.Н. Кириллова. - М.: Институт риска и безопасности, 2002.

39. Порфирьев Б.И. Экологическая экспертиза и риск технологий. - М.: 1990.

40. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие для руководящего состава РСЧС / Под ред. Ю.Л.Воробьева. М., 2008.

41. Петров В.В. Экологическое право России. - М.: Просвещение, 2006

42. Русак О., Малаян К., Занько Н. Безопасность жизнедеятельности. - СПб., 2008.

43. Топольский Н.Г., Блудчий Н.П. Потенциальная опасность массового поражения при крупных техногенных авариях.-М., 1994

44. Шахраманьян М.А., Акимов В.А., Козлов К.А. Оценка природной и техногенной безопасности России: теория и практика. М., 2008.

45. Федулов г.В. Зарубежный опыт создания и обеспечения функционирования систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 2008. №10. М., С. 63-100.

46. Фалеев М.И. Новые направления государственной политики в борьбе с бедствиями и катастрофами. // Материалы Международного форума «Партнерство во имя жизни -- снижение риска чрезвычайных ситуаций, смягчение последствий аварий и катастроф». Москва, 24-25 июня 1998. С.3 8; Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М., 2009. С.168-176.

47. Федулов г.В. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера в зарубежных странах (научные материалы). // Академия гражданской защиты МЧС России. Новогорск, 2009. 70 с. (назад)

48. Хван Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности. - РнД: 2008.

49. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. СПб., Знание, 2009

51. Официальный Интернет-сайт Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.