РУБРИКИ

Договор подряда в гражданском праве

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Договор подряда в гражданском праве

Существенные условия договора. Формирование таких договорных условий в строительном подряде имеет особенности, предопределенные спецификой строительных работ. Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, которая определяет, во-первых, объем и содержание работы и, во-вторых, какие требования предъявляются к работам с точки зрения сложности конструкций, качества, технических характеристик, физических и других параметров. Договором должны быть определены состав и содержание технической документации, а также предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна ее предоставить. Согласно п.2 ст.48 Градостроительного кодекса проектная документация представляет собой текстовые и схематические материалы, определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Состав и требования к содержанию проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства устанавливаются Правительством РФ. Документом, подтверждающим соответствие проектной документации предъявляемым требованиям и дающим заказчику право на выполнение работ, является разрешение на строительство (ст. 51 Градостроительного кодекса). В случаях, предусмотренных ст. 49 Градостроительного кодекса, проектная документация до ее утверждения должна пройти государственную экспертизу. Таким образом, предмет договора строительного подряда раскрывается в технической документации и, следовательно, условие о предмете считается определенным после согласования сторонами технической документации, которая подготовлена в порядке, установленном законодательством. Несогласование условия о предмете в указанном виде влечет признание договора незаключенным. Отклонение параметров объекта от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе работ, допускается только на основании вновь утвержденной заказчиком проектной документации после внесения в нее изменений в установленном порядке.

В процессе выполнения работы могут выявиться ошибки в технической документации, в частности не учтенные в ней работы. В связи с этим ГК предусматривает правила поведения сторон в таких ситуациях. Заказчик вправе в одностороннем порядке без увеличения договорной цены вносить в техническую документацию изменения, влекущие необходимость дополнительных работ, при наличии двух условий: 1) дополнительные работы не меняют характера договорных работ; 2) по стоимости они не превышают 10% общей сметной стоимости строительства. Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме должно осуществляться на основе согласованной сторонами дополнительной сметы (пп. 1 и 2 ст. 744ГК).

Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость дополнительных работ и увеличения сметной стоимости более чем на 10%, обязан сообщить об этом заказчику. Согласие заказчика рассматривается как изменение договора. Отказ подрядчика от выполнения согласованных работ дает заказчику право на возмещение убытков. Однако если дополнительные работы не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены по не зависящим от него причинам, подрядчик вправе отказаться от их выполнения, и, следовательно, соответствующие изменения договора считаются несогласованными.

При неполучении от заказчика ответа на сообщение о дополнительных работах в течение 10 дней (или в иной срок, предусмотренный законом или договором) подрядчик обязан приостановить их выполнение, поскольку изменение договора в этом случае считается несогласованным. Убытки, вызванные простоем, относятся на заказчика. Если подрядчик выполнит дополнительные работы, не уведомив заказчика или не получив положительного ответа, он не вправе требовать их оплаты, за исключением случаев, когда необходимость немедленного выполнения дополнительных работ была обусловлена интересами заказчика (в частности, когда приостановление работ могло привести к гибели или повреждению договорного объекта). Бремя доказывания таких обстоятельств возлагается на подрядчика. Иными словами, подрядчик принимает на себя риск продолжения работ (ст.743 ГК).

Подрядчик вправе требовать изменения цены также в случае, когда стоимость работ превысила смету более чем на 10% вследствие причин, не связанных с дополнительными работами. Но для этого подрядчик должен доказать, что удорожание произошло в силу не зависящих от него обстоятельств (п.3 ст.744 ГК). Для изменения договора по этим основаниям требуется подписание соглашения или соответствующее решение суда.

Если техническая документация, предоставленная заказчиком, оказалась некачественной и подрядчик понес расходы в связи с установлением и устранением выявленных в ней дефектов, эти расходы подлежат возмещению заказчиком (п.4 ст.744 ГК).

Согласно ст.740 ГК строительные работы должны выполняться подрядчиком в установленный договором срок. Следовательно, условие о сроке их выполнения является существенным для договора строительного подряда (в отличие от обычного подрядного обязательства) и без его согласования договор считается незаключенным.

Так, генеральный подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с заказчика установленных договором строительного подряда пеней за просрочку передачи технической документации для производства работ.

Возражая против заявленного иска, ответчик сослался на то, что, поскольку в договоре подряда отсутствует условие о сроке выполнения работ, он считается незаключенным.

Суд отказал в удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный срок по заданию заказчика построить определенный объект либо выполнить иные строительные работы. Следовательно, условие о сроке окончания работ является существенным условием договора. Поскольку в договоре это условие отсутствовало, в силу статьи 432 ГК РФ данный договор следует считать незаключенным. Таким образом, у заказчика не возникло обязательства по передаче документации. Поэтому и пени, установленные этим договором, взысканию не подлежат.

Стороны договора. Заказчиком в договоре строительного подряда может быть любое юридическое или физическое лицо. Специальные требования установлены для заказчиков по договорам, заключаемым для удовлетворения потребностей РФ или субъектов РФ.

Заказчик может не обладать достаточными знаниями для надлежащего контроля за качеством работ, поэтому в целях контроля и надзора за строительством он может заключить без согласия подрядчика договор об оказании соответствующих услуг с инженером (инженерной организацией). Инженер осуществляет по поручению заказчика фактические и указанные в договоре юридические действия по контролю за подрядными работами. Юридические действия инженер совершает от имени заказчика, но заказчик отвечает лишь за те действия инженера, которые совершены в пределах согласованных полномочий. В договоре строительного подряда должны быть определены функции такого инженера, связанные с последствиями его действий для подрядчика. Указания инженера обязательны для подрядчика, если это предусмотрено договором строительного подряда (ст. 749 ГК).

Права и обязанности сторон по договору строительного подряда существенно расширены по сравнению с общими положениями о подряде.

Заказчик обязан создать подрядчику необходимые условия для работы. Применительно к строительному подряду это, в частности, означает обязанность своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние земельного участка, а также срок его передачи должны соответствовать условиям договора. Если в договоре такие условия не согласованы, заказчик обязан предоставить земельный участок в порядке, обеспечивающем своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок (п.1 ст. 747 ГК).

Стороны могут предусмотреть в договоре обязанность заказчика оказывать дополнительные услуги, обеспечивающие выполнение работ (транспортировка грузов, поступающих для строительства, временная подводка сетей энерго- и водоснабжения, вспомогательная рабочая сила и т.д.). Заказчик обязан выполнять указанные обязанности лишь в том случае, если они предусмотрены договором. Непредоставление согласованных услуг является неисполнением встречных обязанностей и дает подрядчику право применить последствия, предусмотренные ст.719 ГК (приостановить работы или отказаться от договора). По общему правилу дополнительные услуги оплате не подлежат. Однако если обязанность подрядчика оплатить их предусмотрена договором, они подлежат оплате на договорных условиях (п.3 ст.747 ГК). Когда обязанность по оплате предусмотрена, но не определен ее размер, цена дополнительных услуг определяется по правилам п.3 ст.424 ГК.

Подрядчик обязан выполнить работы с надлежащим качеством. Нарушением условий о качестве, в частности, являются: отступление от требований, предусмотренных технической документацией и СНиПами; недостижение показателей, указанных в технической документации (например, производственной мощности). Подрядчик не несет ответственности за незначительные отступления от технической документации, если это не повлияло на качество работы. При реконструкции здания подрядчик отвечает за снижение или потерю его прочности, устойчивости и надежности (ст. 754 ГК). В целях проверки соответствия выполняемых работ предъявляемым требованиям подрядчик должен осуществлять строительный контроль (ст. 53 Градостроительного кодекса).

При установлении на результат работы гарантийного срока, условие о надлежащем качестве считается выполненным, если в течение этого срока результат работы соответствует предъявляемым требованиям. В ст. 755 ГК специально регламентированы особенности гарантии качества по договору строительного подряда. По общему правилу подрядчик гарантирует достижение объектом строительства показателей, указанных в технической документации, и возможность его надлежащей эксплуатации в течение гарантийного срока. Гарантийный срок, установленный законом, по соглашению сторон может быть только увеличен. Гарантийный срок, установленный иными нормативными актами, может быть договором и увеличен, и сокращен. В ГК предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, освобождающих подрядчика от ответственности за недостатки, выявленные в период гарантийного срока. Подрядчик не несет ответственности за дефекты, которые произошли вследствие: нормального износа объекта; неправильной его эксплуатации или ошибочности инструкций по его эксплуатации, разработанных заказчиком или привлеченными им лицами; ненадлежащего ремонта объекта, произведенного заказчиком или привлеченными им лицами; непроведения заказчиком обязательного ремонта. Бремя доказывания этих обстоятельств возлагается на подрядчика. Течение гарантийного срока прерывается на все время, в течение которого объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает подрядчик. Это - единственное основание для перерыва гарантийного срока в строительном подряде.

На отношения строительного подряда распространяются общеподрядные нормы (пп.1-5 ст. 724 ГК), регламентирующие сроки обнаружения дефектов результата работ. Однако предельный срок обнаружения недостатков составляет не 2 года, как предусмотрено пп. 2 и 4 ст. 724 ГК для обычного подряда, а 5 лет (ст. 756 ГК). Эта норма распространяется на работы независимо от того, установлен ли на них гарантийный срок. Подрядчик отвечает за недостатки, обнаруженные за рамками гарантийного срока, если он составляет менее 5 лет и недостатки обнаружены по его истечении, но в пределах 5 лет со дня передачи результата работы, и заказчик доказал, что недостатки возникли до передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим до этого момента. Установление более продолжительного 5-летнего срока объясняется технической сложностью строительно-подрядных работ и вероятностью выявления дефектов спустя длительное время после сдачи-приемки.

Так, ЗАО ССМО "ЛенСпецСМУ" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу "Инвестиционно-строительная компания "Стройимпульс" о взыскании 251074 рублей расходов по устранению недостатков кровли.

ЗАО ССМО "ЛенСпецСМУ" (заказчик) и ЗАО "Инвестиционно-строительная компания "Стройимпульс" (подрядчик) заключили договор от 18.01.2001 N 4/СДО строительного подряда на выполнение работ по устройству кровли на жилом доме, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, Серебристый бульвар, квартал 7В БКА, корпус 31 Б.

Работы выполнены и объект принят в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии от 28.09.2001.

В процессе эксплуатации здания появились протечки, что зафиксировано актом от 05.05.2005 и определен срок выполнения работ по их устранению.

Поскольку дефекты в выполненных работах не были своевременно устранены, ЗАО ССМО "ЛенСпецСМУ", руководствуясь пунктами 5.6, 5.7 договора и статьей 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, произвело их своими силами и 01.08.2005 обратилось в арбитражный суд с иском о возмещении ему понесенных затрат.

По смыслу статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность подрядчика по устранению дефектов сохраняется и после истечения гарантийного срока, если он установлен менее предельного срока.

По данному договору недостатки в строительных работах обнаружены в пределах пятилетнего срока, в связи с чем отказ в иске по указанному судом мотиву неправомерен.

Учитывая сложность строительных работ, закон предоставил сторонами возможность закрепить в договоре обязанность подрядчика устранять по требованию заказчика и за его счет недостатки, за которые подрядчик не отвечает (ст.757 ГК). Подрядчик вправе отказаться от выполнения этой обязанности лишь в двух случаях: 1) когда устранение недостатков не связано непосредственно с предметом договора; 2) если подрядчик не в состоянии устранить недостатки по независящим от него причинам.

Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных подрядчиком материалов, правильностью использования им материалов заказчика (ст.748 ГК). Стороны не вправе включить в договор условие, лишающее заказчика возможности такого контроля. В то же время, контролируя ход работы, заказчик не должен вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика, поскольку право самостоятельно организовывать работу и определять способ ее выполнения является характерной особенностью подрядных правоотношений.

В законе или договоре может быть предусмотрено, что контроль за работами является не только правом, но и обязанностью заказчика. В этом случае заказчик, обнаруживший в процессе контроля недостатки в работе, обязан немедленно заявить о них подрядчику; иначе теряет право ссылаться на обнаруженные им недостатки. С другой стороны, подрядчик, не надлежаще выполнивший работы, приобретает право ссылаться на то, что должного контроля не было.

Согласно ст.53 Градостроительного кодекса замечания заказчика о недостатках, выявленных в процессе контроля, должны быть оформлены в письменной форме. Об их устранении составляется акт, подписываемый сторонами.

Учитывая возможные неблагоприятные последствия строительно-подрядных работ для окружающей среды, закон предусмотрел специальные правила, направленные на исключение или минимизацию таких последствий. В Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" установлены случаи, при которых такая экспертиза является обязательной. Так, объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения и консервации объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов РФ. Подрядчик обязан соблюдать требования нормативных правовых актов об охране окружающей среды также и при выполнении работ. Федеральный закон "Об охране окружающей среды", предусматривая такие требования, устанавливает принцип полного возмещения причиненного вреда.

Подрядчик обязан соблюдать правила безопасности строительных работ. Отношения, связанные с возмещением вреда, причиненного третьим лицам вследствие нарушения требований по охране окружающей среды и безопасности, относятся к деликтным, субъектом такой ответственности является причинитель вреда - подрядчик (ст.1095-1096 ГК). Согласно ст.751 ГК подрядчик не вправе использовать в ходе работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению требований по охране окружающей среды и безопасности работ. Следовательно, незаконные действия заказчика (например, предоставление некачественных материалов, оборудования, проектной документации, дача противозаконных указаний ит.д.) не освобождают подрядчика от ответственности; он может привлечь заказчика к ответственности лишь в порядке регресса. Однако если вред причинен вследствие не только незаконных действий подрядчика, но и виновного поведения заказчика, нельзя исключать привлечения их к солидарной ответственности в целях наиболее эффективной защиты потерпевшего. Когда вред причинен в ходе работ, подлежащих государственному строительному надзору со стороны органа исполнительной власти РФ или субъекта РФ, ненадлежащий надзор является основанием для возложения субсидиарной ответственности соответственно на РФ или субъект РФ (ст.60 Градостроительного кодекса).

ГК предусматривает комплекс прав и обязанностей, возникающих у сторон в связи с консервацией строительства по не зависящим от них причинам (ст.752). Характерный пример такой консервации - приостановление строительства в связи со стихийным бедствием. Соответствующие правила направлены на то, чтобы наиболее справедливо распределить между контрагентами возникающие риски. Во-первых, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме работы, выполненные до момента консервации. Во-вторых, подрядчику должны быть возмещены расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства. В-третьих, если вследствие прекращения работ подрядчик получил или мог получить имущественную выгоду (например, выполнил работы по другому договору по более высокой цене), соответствующая сумма должны быть зачтена в счет причитающихся ему выплат. Перечисленные правила являются императивными и распространяются только на случаи консервации, за которые не отвечает ни одна из сторон. Поскольку консервация производится на стадии, когда часть договорных работ выполнена, она должна оформляться актом сдачи-приемки фактически выполненных работ.

Обязанности сторон по сдаче и приемке выполненных работ (ст.753 ГК). Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности результата работ к сдаче, обязан немедленно приступить к его приемке. Он обязан организовать и осуществить приемку за свой счет, если иное не предусмотрено договором. В частности, в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами, он должен обеспечить участие в приемке представителей государственных органов, в компетенцию которых входит контроль за соответствующими работами. В случаях, предусмотренных законом или договором либо обусловленных характером работ, приемка должна производиться только после предварительных испытаний, давших положительный результат. Принятие работы возможно после полного ее завершения или по окончании отдельных этапов. Когда осуществляется сдача-приемка отдельного этапа, на заказчика с момента приемки переходит риск случайной гибели или повреждения результата работы в соответствующей части. Подрядчик может быть привлечен к ответственности лишь при установлении его вины.

Заказчик вправе отказаться от приемки, если обнаруженные недостатки: исключают возможность использования результата работы для договорной цели; они являются неустранимыми. Сдача-приемка оформляется актом, подписываемым обоими контрагентами. Если одна из сторон отказывается от подписания акта, в нем делается соответствующая отметка и акт подписывается в одностороннем порядке. Односторонний акт считается действительным, за исключением случаев, когда суд признает мотивы отказа от его подписания обоснованными. Требование о признании недействительным одностороннего акта должно рассматриваться одновременно с иском о взыскании стоимости работ.

Когда для проведения работ требуется разрешение на строительство, ввод объекта в эксплуатацию также должен осуществляться на основании соответствующего разрешения (ст.51, 55 Градостроительного кодекса). Указанное разрешение представляет собой документ, удостоверяющий выполнение работ в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, градостроительным планом и проектной документацией. Разрешение на ввод в эксплуатацию выдается органом, выдавшим разрешение на строительство. Решение об отказе в выдаче разрешения может быть оспорено в суде.

Указанные выше правила регламентируют последствия "случая", под которым в гражданском праве понимаются обстоятельства, за которые не отвечает ни одна из сторон. Однако если объект строительства до его приемки погиб или поврежден вследствие ненадлежащего исполнения заказчиком договорных обязанностей (предоставления недоброкачественного материала или оборудования, дачи ошибочных указаний), подрядчик вправе требовать оплаты всей стоимости работ. Но для этого он должен доказать, что предупреждал заказчика об этом и приостановил работу (п.1 ст.716 ГК).

2.3 Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ

В рамках договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик - принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК).

Этот договор тесно связан с договором строительного подряда, проектные и изыскательские работы предшествуют началу строительства и являются для него необходимой предпосылкой. Как самостоятельный вид договора, он сравнительно нов для российского гражданского права. Отдельные нормы, посвященные проектным и изыскательским работам, появились в Основах гражданского законодательства 1991 г., а более детальное регулирование он получил лишь в действующем ГК.

Сторонами договора являются заказчик и подрядчик (изыскатель).

На стороне заказчика может выступать любое лицо; каких-либо ограничений законодательство здесь не содержит. Специальные требования к правосубъектности подрядчика устанавливаются в законодательстве о лицензировании. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 1 ст. 17) предусмотрел необходимость лицензирования деятельности по инженерным изысканиям для строительства и по проектированию зданий и сооружений I-го и II-го уровня ответственности. Право проведения изысканий, связанных с геологическим изучением недр, может принадлежать лишь обладателю лицензии на пользование недрами (ч. 4 ст. 11 Закона РФ "О недрах").

Обязанности подрядчика, как правило, возлагаются на специализированную организацию, выполняющую проектные и изыскательские работы, либо на подрядчика по договору строительного подряда, если это предусмотрено в договоре (п. 2 ст. 743 ГК). Учитывая сложность, капиталоемкость строительных работ, в этой сфере все большее распространение получает схема взаимодействия, в рамках которой обязанность по проведению проектно-изыскательских работ первоначально возлагается на подрядчика по договору строительного подряда, и уже он, в свою очередь, привлекает проектные и изыскательские организации, заключая с ними отдельные договоры.

Привлечение субподрядчиков, разрешение вопросов, связанных с множественностью лиц в обязательстве, происходят по общим правилам договора подряда. Никаких исключений или особенностей по сравнению с общими положениями о подряде здесь нет.

Форма договора, как правило, письменная. Отдельных правил для данной разновидности договора ГК не устанавливает. При его заключении следует руководствоваться общими положениями о форме сделок. Специальные законы могут предусматривать обязательность письменной формы договора.

Предмет договора - проектные и изыскательские работы, по итогам которых подрядчик обязан подготовить и передать заказчику техническую документацию, предоставить данные по полученным результатам изыскательских работ.

Понятие проектной документации применительно к строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений дано в п. 1 ст. 61 Градостроительного кодекса РФ. Она понимается как совокупность графических и текстовых материалов, определяющих объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков. Проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, строительными нормами и правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством субъектов Федерации.

Дополнительные требования к проектной документации для реализации инвестиционного проекта установлены в ст. 1 Закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Помимо планировочных, конструкторских и технических решений она должна отвечать требованиям обоснования экономической целесообразности, объема, сроков капитальных вложений.

Категория "изыскательские работы" в законе не раскрывается. В общем виде изыскательские работы можно охарактеризовать как подготовительные для строительной или иной промышленной деятельности. Цель изыскательских работ - установить возможность такой деятельности вообще, а если это возможно, то определить, при соблюдении каких условий и требований допустимо проводить работы, использовать их результат (исходя из физических, химических, биологических свойств явлений внешнего мира).

С точки зрения удельного веса в развитии российской промышленности двумя основными группами являются изыскания, связанные со строительством (включая инженерно-геологические и экологические), и разведочно-изыскательские работы (включая геолого-разведочные, геофизические и геохимические) в области изучения недр и гидрографических изысканий.

Предмет договора на выполнение проектных и изыскательских работ выделяется среди предмета иных подрядных договоров в первую очередь тем, что деятельность подрядчика не направлена на создание, уничтожение или изменение свойств объектов материального мира - вещей. Работы по преимуществу носят интеллектуальный характер, в ряде случаев связаны с созданием или использованием объектов интеллектуальной собственности, что наиболее характерно для архитектурных проектов.

Цена работы к существенным условиям договора не отнесена. В отсутствие соглашения о цене она определяется по правилам п. 3 ст. 424 ГК, как та, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Государство принимает меры к регулированию цен на проектно-изыскательские работы, устанавливая в строительных нормах и правилах цены, которые можно отнести к числу рекомендуемых. Они применяются, если цена работ прямо не установлена в договоре либо договором предусмотрена возможность применения порядка ценообразования (или его отдельных элементов), установленных в СНиПах. Регулируемая цена рассчитывается исходя из объема и сложности работ, включает в себя компенсацию издержек подрядчика и стоимость работ как таковых. Для расчета рекомендуемой цены используется базовая ставка, умножаемая на различные коэффициенты.

Срок договора на выполнение проектно-изыскательских работ относится к числу его существенных условий. Это вытекает из содержания общих положений о подряде - ст. 708 и п. 2 ст. 702 ГК. В отсутствие соглашения о сроке договор считается незаключенным.

В обязанности подрядчика входят: выполнение работы в соответствии с заданием и иными расходными данными на проектирование; согласование готовой технической документации с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передача заказчику готовой технической документации и результатов исследовательских работ.

Передача задания и исходных данных отнесена в п. 1 ст. 759 ГК к обязанностям заказчика, однако по поручению заказчика задание может быть подготовлено и самим подрядчиком, что все больше распространяется на практике. В последнем случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Таким образом, возникновению прав и обязанностей по договору подряда часто предшествует особое правоотношение по разработке задания и сбору исходных данных, а проектирование осуществляется в два этапа. Первый заключается в подготовке и согласовании сторонами задания, второй - в подготовке проекта и (или) изыскательских работах. Исходя из смысла ст. 758 ГК обязанности подрядчика перед заказчиком возникают, лишь когда задание получено подрядчиком либо утверждено заказчиком. Любые отклонения от задания на проектирование, исходной документации и условий договора подрядчик допускает только по соглашению с заказчиком.

Обязанностям подрядчика корреспондируют обязанности заказчика, поименованные в ст. 762 ГК. Правила ст. 762 диспозитивные и могут быть изменены по соглашению сторон.

За выполненную работу заказчик обязан уплатить подрядчику установленную цену. Цена выплачивается полностью после завершения работ, а если работа выполняется этапами - то частями после выполнения каждого из них. Такой принцип расчетов соответствует общим положениям о подряде.

Обязанность заказчика содействовать подрядчику в выполнении изыскательских работ, возлагается на него не всегда, поскольку связана с необходимостью отразить объем и условия такого содействия в договоре. При отсутствии в договоре соответствующих положений подрядчик выполняет работу полностью самостоятельно и не вправе требовать какого-либо содействия от заказчика, за исключением предоставления необходимых исходных данных.

Ответственность сторон договора. Ответственность подрядчика за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ урегулировано ст. 761 ГК. Подрядчик несет ответственность за любые недостатки независимо от времени их обнаружения - в момент приемки-передачи документации и материалов, в ходе строительства или в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации или материалов изысканий.

Сроки для обнаружения недостатков и предъявления заказчиком подрядчику связанных с этим требований в § 3 гл. 37 ГК не установлены. Подрядчик, выполнявший работы ненадлежащим образом, обязан по требованию заказчика безвозмездно переделать техническую документацию или провести дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки. Правило это диспозитивное и может быть изменено по соглашению сторон. Иные условия и формы ответственности могут быть предусмотрены в законе. Ответственность за несоответствие гарантий, указанных в п. 2 ст. 760, в ч. 2 п. 1 ст. 760 ГК, заключается, как уже говорилось, в возмещении убытков, причиненных заказчиком подрядчику.

Заказчик возмещает подрядчику убытки, вызванные ненадлежащим выполнением своих обязательств, по общим правилам ГК. За просрочку в выплате цены договора заказчик уплачивает подрядчику проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК.

2.4 Подрядные работы для государственных нужд

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик - принять выполненные работы и оплатить их в полном объеме (п. 2 ст. 763 ГК).

Подряду для государственных нужд посвящены в ГК шесть статей (ст. 763-768 ГК). В них раскрываются лишь самые общие особенности строительных и проектно-изыскательских работ, в которых на стороне заказчика выступает государство. Лаконичность ГК имеет объективные основания. С одной стороны, нормы § 5 гл. 37 ГК распространяются только на строительные и проектно-изыскательские работы, проведение которых уже урегулировано нормами гл. 37 ГК. С другой стороны, отношения с участием государства сложны и обладают спецификой. С юридической, а тем более с практической точки зрения большое значение в них имеют моменты публично-правового характера (особенности бюджетного финансирования, порядок подготовки к заключению и заключение договоров и др.). Потребностью в установлении четких правил поведения субъектов, а также в создании механизмов, препятствующих злоупотреблениям со стороны государственных чиновников и должностных лиц, обусловлена потребность в сравнительно большем количестве императивных норм, чем для других разновидностей обязательств. Поэтому конкретные правила, касающиеся отношений с участием государства, целесообразнее формулировать на уровне специальных нормативных актов, принимаемых в соответствии с ГК, но носящих, в том числе, комплексный характер и включающих нормы публично-правового характера или отсылки к таким нормам. Не случайно для подряда для государственных нужд ГК предусмотрел принятие специального закона (ст. 768).

Основными особенностями подрядных работ для государственных нужд, из-за которых это правоотношение было выделено в отдельный параграф гл. 37, являются: специальный субъект на стороне заказчика, цели, для которых осуществляются работы, - государственные нужды, особые бюджетные источники финансирования, а также специальные основания и порядок заключения государственного контракта, основания для изменения условий договора, правила о гарантиях и компенсациях убытков подрядчика.

К подрядам для государственных нужд в части, не противоречащей § 5 гл. 37 ГК, применяются нормы § 3 (строительный подряд) и § 4 гл. 37 ГК (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ), что вытекает из содержания п. 1 ст. 763 ГК, содержащего отсылку к ст. 740 ГК (строительный подряд) и ст. 758 ГК (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ).

Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" предусмотрено, что его нормы распространяются на отношения по оказанию услуг для государственных нужд. Названное часто рассматривается как указание на возможность его применения и для государственных подрядов. Однако различие работ и услуг как самостоятельных объектов гражданского права не дает формального основания использовать этот Закон непосредственно. Наиболее справедлив вывод о том, что нормы о поставках если и применяются по отношению к подряду для государственных нужд, то только по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК).

Договор, который стороны заключают на выполнение работ для государственных нужд, назван в ГК "государственный контракт". В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта определяются по правилам ст. 527 и 528 ГК.

Государственный контракт заключается на основании заказа государственного заказчика, принятого подрядчиком. В этом смысле государственный заказ является офертой. Когда речь идет о государственном оборонном заказе, такой заказ признается правовым актом. В большинстве случаев формирование заказа возможно, лишь когда такая возможность предусмотрена непосредственно в бюджете либо в специальных программах, перечень которых утверждается органами государственной власти и обеспечивается необходимым финансированием.

Действие по направлению заказа-оферты названо в ст. 527 ГК размещением заказа. Заказ размещается как в индивидуальном порядке, т.е. направляется только одному подрядчику, так и по конкурсу. В последнем случае размещение производится в форме объявления о проведении конкурса и является односторонней сделкой, порождающей обязанность заказчика заключить договор с лицом, предложившим наилучшие условия (ст. 447-449 ГК).

Для заказчика, разместившего заказ, принятый подрядчиком, заключение государственного контракта обязательно. Подрядчик, напротив, свободен в своем выборе, может отказаться от принятия заказа, принять заказ без оговорок либо принять его с разногласиями, т.е. совершить акцепт на иных условиях, представив протокол разногласий заказчику. Согласительные процедуры, а также порядок разрешения преддоговорных споров описаны в ст. 445 ГК. Участие заказчика в согласовании разногласий обязательно. При отклонении протокола разногласий или неполучении ответа от заказчика подрядчик вправе передать разногласия на рассмотрение суда. В отдельных случаях заключение государственного контракта обязательно и для подрядчика, например для государственных унитарных предприятий, организаций, занимающих доминирующее положение на товарном рынке или обладающих монополией на производство работ по оборонному заказу, если ранее этот заказ не удалось разместить по конкурсу (в случае отсутствия претендентов или если ни один из претендентов не был признан победителем; п. 4 ст. 3 Закона "О государственном оборонном заказе").

Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1222 "О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)" установило исчерпывающий перечень работ, контракты на проведение которых могут заключаться без проведения конкурса. Принципы проведения конкурсов (торгов) заложены в ст. 448 ГК и конкретизируются в названном Законе и иных специальных нормативных актах. Исходя из содержания ст. 764 ГК и п. 1 ст. 161 ГК государственные контракты должны заключаться в письменной форме. Протокол, подписываемый организатором и победителем конкурса (если заказ размещается по конкурсу), имеет силу договора. Несоблюдение простой письменной формы государственного контракта не влечет его недействительности.

Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и поставщик.

Государственным заказчиком по государственному контракту выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами (ст. 764 ГК).

Говоря об органах государственной власти в качестве стороны государственного контракта, надо иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 125 ГК в лице органов государственной власти в гражданском обороте участвуют Российская Федерация и субъекты Федерации. Государственные органы при этом действуют от имени государства и представляют его в имущественных отношениях. К сожалению, ст. 764 ГК назвала стороной контракта именно государственный орган, не упомянув о том, в каком качестве он действует - от собственного имени или как представитель государства. По этой причине ст. 764 ГК допускает расширительное толкование, предполагая возможность участия на стороне заказчика государственного органа, представляющего интересы государства; государственного органа, действующего от собственного имени, если государственный орган в соответствии с актом, определяющим его статус, является юридическим лицом (хотя эта позиция весьма спорна), а также организации, наделенные государственным органом правом распоряжаться соответствующими инвестиционными ресурсами.

Финансирование организации из строго определенных источников (бюджета, внебюджетных фондов и др.) является необходимым условием для того, чтобы она могла выступить на стороне заказчика в государственном контракте, т.е. денежные средства должны поступить к ней не по гражданско-правовым основаниям (в том числе как выручка, полученная от реализации по договорам, заключенным с государством), а по публично-правовым основаниям. Именно поэтому организация, получив аванс по государственному контракту на строительство предприятия оборонного значения, в дальнейшем сама заключает договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ со сторонним подрядчиком. Такой договор не должен рассматриваться в качестве государственного контракта и будет регулироваться только нормами § 4 гл. 37 ГК без учета специальных правил, установленных для подрядов для государственных нужд. Исключением может быть случай, когда государственный орган заключает с организацией договор на выполнение ею функции заказчика (т.е. договор на оказание услуг агентского характера). Не должны, распространяться правила § 5 гл. 37 ГК и на отношения между субподрядчиками и генеральным подрядчиком, исполняющим государственный заказ по государственному контракту.

Ограничений для субъектов, которые могут быть подрядчиками по государственному контракту, ГК не содержит. Подрядчиками вправе выступить юридические лица и граждане, обладающие соответствующей правоспособностью (граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя). В случаях, предусмотренных законом, подрядчик должен обладать лицензией. Иностранные подрядчики могут участвовать в конкурсах, если соответствующие работы не выполняются российскими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо выполнение ими работ экономически нецелесообразно (ст. 6 Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд").

Не является стороной контракта, но участвует в возникающих в связи с заключением государственного контракта правоотношениях организатор конкурса. Организатор конкурса - юридическое лицо, которому государственный заказчик на основании договора передает часть своих функций по проведению конкурса (ст. 2 Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд").

Предмет государственного контракта - выполнение строительных, проектных и изыскательских работ для государственных нужд. Под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Это определение полностью соответствует определению государственных нужд, которое дано в п. 1 ст. 525 ГК. Потребности государства и, соответственно, государственные нужды, как правило, определяются в бюджетах Российской Федерации и ее субъектов, перечнях строек и объектов технического перевооружения, утверждаемых Правительством РФ, целевых программах.

Существенными условиями государственного контракта п. 1 ст. 766 ГК называет объем и стоимость подлежащих выполнению работ, сроки их начала и окончания, размер, порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательств сторон.

Объем работ, имеющий непосредственное отношение к предмету договора, равно как начало и окончание сроков работ, определены в качестве существенных условий уже в общих положениях о подряде. Термин "объем", используемый ГК, не совсем точен, поскольку относится только к количественной характеристике работ. Толковать его следует расширительно, понимая под "объемом" в первую очередь перечень работ, с возможно более подробной разбивкой по видам и направлениям и только во вторую очередь - собственно количественную характеристику.

Работы по своей природе трудно поддаются измерению в количественном выражении, и такое измерение, как правило, условно, применяется для установления универсальных единиц, используемых для расчета цены договора. Наиболее распространено измерение работ в единицах трудозатрат. Трудозатраты можно измерить в человеко-часах, т.е. объеме типовых работ, которые выполняет работник определенной квалификации за один час. Другой единицей измерения являются нормо-часы. Они определяют объем типовых работ, который обычно выполняется подрядчиком за единицу времени исходя из технологии и правил работы, утвержденных в нормативных отраслевых актах или локальных актах подрядчика. Измерение объема работ в стандартных единицах распространено в договоре строительного подряда и менее характерно для проектных и изыскательских работ.

Цена работ по строительству и реконструкции объектов для государственных нужд должна фиксироваться в смете (п. 1 ст. 743 и п. 1 ст. 746 ГК). Для проектных и изыскательских работ обязательное составление сметы в ГК не предусмотрено, оформление цены в форме сметы остается на усмотрение сторон. По общему правилу цена (смета) является твердой.

Предельный объем финансирования определяется не сторонами, а на уровне бюджета, целевых программ, т.е. заведомо до момента размещения заказа и, соответственно, до заключения договора. Поэтому стороны изначально связаны заранее заданными финансовыми показателями, отступление от которых для них невозможно. При заключении договора по конкурсу цена определяется по его итогам и фиксируется в протоколе проведения конкурса. Следуя смыслу законодательства, цена, как одно из конкурсных условий, не может быть приблизительной. Приблизительный характер цены приводил бы к нарушению прав и законных интересов участников конкурса, создавал бы неопределенность в критериях определения лучшего условия по цене теми лицами, которые предлагались участвовавшими в конкурсе.

Существенное условие государственного контракта - порядок финансирования и оплаты работ подрядчика. Общее правило - оплата работ авансом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июня 1994 г. № 745 "Об авансировании подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд" авансирование части стоимости работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, составляет до 30% устанавливаемого годового лимита капитальных вложений на указанные стройки и объекты. Пунктом 5 Основных положений также предусмотрено, что работы финансируются на авансовой основе. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы устанавливаются при заключении контракта в пределах 95% стоимости работ.

В отличие от общих положений о подряде, а также от содержания § 3, 4 гл. 37 ГК "Строительный подряд" и "Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ" к существенным условиям государственного контракта относится условие о способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК).

Общество с ограниченной ответственностью "Дорожник" обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Закрытому акционерному обществу "Агродорстрой" с иском о взыскании 2670658,60 руб. задолженности, пеней и процентов.

Истец обосновал иск ст. ст. 309, 706, 702 (п. 1), 711 (п. 1), 329 (п. 1), 330 (п. 1), 331, 408 (п. 1), 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями государственного контракта на выполнение работ по строительству автомобильных дорог общего пользования от 30.09.2002 и мотивировал его неоплатой задолженности за выполненные строительные работы, подтвержденные актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат за 2002-2003 гг.

Как видно из материалов дела, в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по строительству автомобильных дорог общего пользования Самарской области от 30.09.2002, заключенным между Закрытым акционерным обществом "Агродорстрой" (заказчиком) и Обществом с ограниченной ответственностью "Дорожник" (подрядчиком), подрядчик обязуется выполнить собственными и привлеченными силами и средствами работы по строительству автомобильных дорог с. Кереметь Челно-Вершинского района в объемах и сроки согласно проектно-сметной документации и графику производства работ (приложение № 1), а заказчик - принять и оплатить выполненные работы (п. 1.1 договора).

Пунктом 2.3 контракта предусмотрено, что стоимость работ может быть изменена в сторону повышения или понижения при корректировке выполненных объемов работ.

Ведомость выполненных работ по строительству автодороги с. Кереметь Челно-Вершинского района, подписанная заказчиком и подрядчиком, подтверждает факт выполнения подрядных работ на сумму 7440663,76 руб.

При таких обстоятельствах акт приемки выполненных работ на сумму 2502942,25 руб., не подписанный заказчиком без мотивированных возражений, в силу п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа во взыскании остатка задолженности по государственному контракту.

Кроме того, акт приемки законченного строительства автодороги от 31.10.2003 свидетельствует об окончании строительства автомобильной дороги подрядчиком и сдаче результата выполненных работ Департаменту по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации Самарской области.

Особые требования устанавливает п. 1 ст. 767 ГК к основаниям и порядку изменения государственного контракта. При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости - и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Возмещение убытков, вызванных изменением сроков, - единственное требование, которое заказчик вправе предъявить подрядчику. Убытки, связанные с уменьшением финансирования как таковым, равно как с изменением других условий контракта, возмещению не подлежат.

Уменьшение финансирования по логике предполагает уменьшение цены работ по контракту. Предмет договора и объем работ, как следует из буквального содержания ст. 767 ГК, при этом не меняются. Обязанность подрядчика выполнить работы сохраняется в полном объеме, но на других условиях. Почему уменьшение финансирования связывается законодателем в первую очередь с изменением сроков - из содержания ГК не ясно.

Изменение сроков не находится в прямой причинно-следственной связи с удешевлением работ и вряд ли компенсирует убытки подрядчика, вызванные недофинансированием. Увеличение сроков защитит интересы подрядчика только в одном случае - если цена работ по контракту останется неизменной, а уменьшение средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования работ в одном бюджетном периоде, будет компенсировано дополнительным финансированием работ в бюджете следующего периода. Только в таком случае правило п. 1 ст. 767 ГК будет действенным механизмом защиты прав и законных интересов обеих сторон государственного контракта. Изменение государственного контракта по иным основаниям осуществляется только по добровольному соглашению сторон. Обязанности заключить такое соглашение ни одна из сторон не несет. Итак, к отдельным видам договоров подряда, регулируемым вышеуказанными положениями Гражданского кодекса РФ, относятся: бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. К сожалению, в законодательстве о подряде не соблюдено единство терминологии в определении самого предмета подряда. Так, в ст. 702 ГК, как было уже сказано выше, говорится, что предметом договора подряда являются "работа и ее результат", в других статьях называется только "работа" (п. 1 ст. 704, ст. ст. 708-710). Необходимо устранить данное противоречие внеся изменение в ГК РФ.

2. Большое практическое значение имеет определение в договоре срока работ, в т.ч. начала срока. Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

В соответствии со ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (например, начало соответствующего сезона, начало и окончание навигации, достижение определенного возраста и т.д.). Если возникновение или прекращение прав и обязанностей по совершенной сделке ставится в зависимость от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет, то это событие определяет не срок, а условие. Такой договор в соответствии со ст. 157 ГК РФ будет считаться совершенным под условием. Приведенная формулировка срока начала работ не содержит указание на событие, которое должно неизбежно наступить, т.к. перечисленные события целиком зависят только от воли одной из сторон - заказчика. Таким образом, оказывается, что в договоре отсутствует начальный срок выполнения работ, который по смыслу закона (п. 1 ст. 708 ГК РФ) является существенным условием договора подряда. Ст. 708 ГК РФ в. Ч.1 необходимо дополнить следующим предложением: "При заключении договора устанавливать конкретную дату передачи строительной площадки, перечисления аванса и т.д. для того, чтобы иметь возможность определить дату начала работ".

3. Пожалуй, самый существенный момент договорного процесса - определение цены договора. Стоимость предмета договора определяется на основе свободной (договорной) цены на строительную продукцию.

В целях наиболее оптимального распределения рисков между сторонами целесообразно установить в договоре следующий порядок расчетов (с учетом того, что в каждый данный момент договор подряда может быть расторгнут и имеется риск неполной оплаты заказчиком выполненных подрядчиком работ). Например, работы разбиты на два этапа, подрядчик осуществляет приобретение материалов за свой счет, при этом материалы в основном расходуются на первом этапе строительства.

Ст. 711 ГК РФ следует дополнить ч.3 следующего: "В целях обеспечения непрерывности финансирования строительства сторонам необходимо подписать график производства работ, совмещенный с графиком финансирования".

4. Труднопреодолимые противоречия, как правило, возникают между заказчиком и подрядчиком на стадии принятия работ (этапов работ). Подрядчик, добросовестно выполнив работы и составив акт их сдачи-приемки, начинает долго упрашивать заказчика подписать его. А заказчик не хочет его подписывать, приводя надуманные причины, поскольку с момента принятия работ возникает обязательство заказчика оплатить их. Стороны могут обеспечить свои интересы путем установления в договоре четкой процедуры порядка сдачи-приемки работ. Ст. 720 следует дополнить ч.2-1 следующего содержания: "Заказчик обязан в трехдневный срок с момента представления ему подрядчиком актов сдачи-приемки работ подписать их либо в тот же срок направить мотивированный отказ. Стороны договорились, что работы считаются принятыми заказчиком в случае неполучения подрядчиком подписанных со стороны заказчика актов сдачи-приемки выполненных работ либо мотивированного отказа в пятидневный срок".

5. Согласно п. 2 ст. 754 ГК РФ подрядчик вправе без предварительного согласования с заказчиком допустить мелкие отступления от технической документации, если они не повлияют на качество объекта в целом. Однако следует заметить, что ни закон, ни судебная практика пока не раскрыли понятие "мелкие отступления", которые подрядчик может допустить. Видимо, степень этих отступлений определяется каждый раз по-разному с учетом их последствий. Целесообразно такие отступления оценить в процентах от сумму договора, ч.2 ст.745 ГК РФ следует дополнить предложением: "Мелким признается отступление не свыше 5% от сумму договора строительного подряда".

6. Как следует из смысла ст. 756 ГК РФ, предельный гарантийный срок на построенный объект, в течение которого подрядчик должен устранить за свой счет все обнаруженные дефекты, составляет 5 лет. В течение гарантийного срока заказчик или эксплуатирующая объект организация вправе лишь указать подрядчику на дефекты, препятствующие нормальной эксплуатации объекта, чтобы подрядчик устранил их. Подрядчик должен устранить брак в своей работе, если не докажет, что дефекты возникли в результате неправильной эксплуатации объекта или неправильно проведенного ремонта, а также явились следствием нормального износа каких-либо частей. Данный срок по нашему мнению следует увеличить до срока службы соответствующего строения.

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что договор строительного подряда в условиях построения в нашей стране рыночной экономики прочно вошёл в существующую систему договоров как самостоятельный и необходимый вид договорных отношений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2007) // Российская газета. - 1993. - 27 декабря. - № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 26.06.2007) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с изм. от 24.07.2007) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26.11.2001 N 146-ФЗ (с изм. от 29.12.2006) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.

5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в ред. от 24.07.2007) // СЗ РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 16.

6. Федеральный закон РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 20.04.2007) // СЗ РФ. - 2005. - № 30 (ч. 1). - Ст. 3105.

7. Федеральный закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 01.05.2007) // СЗ РФ. - 2002. - № 52 (ч. I). - Ст. 5140.

8. Федеральный закон РФ от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (в ред. от 26.06.2007) // СЗ РФ. - 1999. - № 28. - Ст.3493.

9. Федеральный закон РФ от 25.02.1999 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в ред. от 24.07.2007) // СЗ РФ. - 1999. - № 9. - Ст. 1096.

10. Федеральный закон РФ от 26.03.1998 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1463.

11. Федеральный закон РФ от 27.12.1995 № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (в ред. от 02.02.2006) // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 6.

12. Федеральный закон РФ от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в ред. от 18.12.2006) // СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4556.

13. Федеральный закон РФ от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 18.12.2006) // СЗ РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4473.

14. Федеральный закон РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (в ред. от 24.07.2007) // СЗ РФ. - 1994. - № 34. - Ст. 3540.

15. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (в ред. от 26.06.2007) // СЗ РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 823.

16. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 25.11.2006) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 766.

17. Закон РФ от 13.12.1991 № 2028-1 "О налогообложении доходов от страховой деятельности" (в ред. от 22.12.1992) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 12. - Ст. 597.

18. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 01.02.2005) // СЗ РФ. - 1997. - № 34. - Ст. 3979.

19. Постановление Правительства РФ от 22.06.1994 № 745 "Об авансировании подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд" // СЗ РФ. - 1994. - № 9. Ст. - 1026.

20. Постановление Правительства РФ от 14.08.1993 № 812 "Об утверждении основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации" (в ред. от 18.02.1998) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 34. - Ст. 3189. Специальная и учебная литература.

21. Бербеков А. Некоторые вопросы судебно-арбитражной практики по ответственности сторон в договоре строительного подряда // Арбитражный и гражданский процесс. - 2006. - № 11. - С. 19.

22. Бербеков А.Х. Основание и условия ответственности сторон по договору строительного подряда // Юрист. - 2006. - № 7. - С. 16.

23. Бербеков А.Х. Убытки как условие гражданско-правовой ответственности сторон по договору строительного подряда // Право и политика. - 2006. - №7. - С. 19.

24. Бобровникова М.А. Договор участия в долевом строительстве // Журнал российского права. - 2006. - № 1. - С.11.

25. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М., Статут. 2003. - 674 с.

26. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг (Книга 3. В 2-х томах) (Том 2) - М., Статут. 2006. - 702 с.

27. Вайпан В.А. Практика применения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (с учетом федерального закона от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ) // Право и экономика.- 2007.- №5.- С.22.

28. Витрянский В.В. Договор: порядок заключения, изменения и расторжения, новые типы. - М., Центр деловой информации. 1996. - 216 с.

29. Гаврилов Э. Когда заказчик становится собственником предмета договора подряда // Российская юстиция. - 1999. - № 11. - С. 22.

30. Герасимов А. Подрядные торги: кто больше в накладе? // Бизнес-адвокат. - 2004. - № 23. - С. 14.

31. Герасимов А. Принял работы - оплати их // Бизнес-адвокат. - 2007. - №13. - С. 18.

32. Гражданское право. Часть вторая: учебник / Отв. ред. Мозолин В.П. - М., Юристъ. 2004. - 678 с.

33. Гражданское право: в 2 Т. Том II. Полутом 1: учебник (издание второе, переработанное и дополненное) / Под ред. Суханова Е.А. - М., Волтерс Клувер. 2004. - 682 с.

34. Дикусар В.М. Договоры подряда; выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. - 2007. - № 2. - С. 20.

35. Дикусар В.М. О договоре долевого участия в строительстве // ЭЖ-Юрист. - 2007. - № 9. - С. 9.

36. Дихтяр А.И., Гурьева Т.Н., Губанова Н.Л. Актуальные вопросы практики рассмотрения арбитражными судами споров из договоров строительного подряда // Правовые вопросы строительства. - 2004. - № 2. - С.15.

37. Доброчинская И. А генподрядчик-то... голый // Бизнес-адвокат. - 2007. - № 1. - С. 13.

38. Дудиков М.В. Особенности договора подряда на выполнение работ, связанных с пользованием недрами // Юридический мир. - 2007. - №1.- С.22.

39. Елисеев Д.А. Ответственность подрядчика за нарушение сроков выполнения работ по договору строительного подряда // Правовые вопросы строительства. - 2005. - № 2. - С. 25.

40. Ершов О.Г. О правовом регулировании отношений по консервации строительства // Правовые вопросы строительства. - 2007. - № 1. - С. 16.

41. Ершов О.Г. Техническая документация как существенное условие договора строительного подряда // Право и экономика. - 2007. - № 8. - С. 15.

42. Завидов Б.Д. Основные и специфические особенности общих положений договора подряда (комментарий) // Юрист. - 2007. - № 1. - С. 16.

43. Законодательные памятники русского централизованного государства XV - XVII веков. Соборное уложение 1649 года. Текст, комментарии. - М., Юридическая литература. 1987. - 326 с.

44. Кабалкин А.Ю. Договор бытового подряда // Российская юстиция. - 1998. - № 8. - С. 14.

45. Коведяев С.В., Маслова Е.А. Проблемные вопросы договоров строительного подряда // Правовые вопросы строительства.- 2007. №1.-С.19.

46. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) (издание пятое, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики) / Под ред. Садикова О.Н. - М., Инфра-М. 2007. - 746 с.

47. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю. - М., Юрайт. 2007. - 724с.

48. Корнийчук Г.А. Документальное оформление строительных работ // Право и экономика. - 2004. - № 10. - С. 14.

49. Кратенко М.В. Договор найма услуг физического лица: проблема судебной практики и перспективы правового регулирования // Трудовое право. - 2007. - № 5. - С. 20.

50. Курноскина О.Г. Сделки с недвижимостью (издание второе, переработанное и дополненное) - М., Юстицинформ. 2006. - 436 с.

51. Кутищев Л.И. Односторонний отказ генподрядчика от исполнения договора строительного субподряда // Право и экономика. - 2007. - №1.- С.16.

52. Лозина Ю.А. Понятие хозяйственных связей и виды договоров, используемых в системе капитального строительства жилья // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. - 2004. - № 6. - С. 31.

53. Любимов А.П. Анализ изменений, внесенных в федеральный закон о размещении заказов № 94-ФЗ // Право и экономика. - 2007. - № 5. - С. 20.

54. Мейер Д.И. Русское гражданское право. - М., Статут. 2000. - 738 с.

55. Мищенко Е.А. Публичный договор бытового подряда // Юрист. - 2007. - № 7. - С. 20.

56. Римское частное право: учебник / Под ред. Новицкого И.Б., Перетерского И.С. - М., Юристъ. 2004. - 674 с.

57. Романец Ю.В. Разграничение договоров подряда и купли-продажи // Законодательство. - 1999. - № 9. - С. 18.

58. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. - М., Юристъ. 2001. - 342 с.

59. Рыбалов А.О. Различие подряда и купли-продажи / Труды по гражданскому праву: к 75-летию Ю.К. Толстого. - М., Проспект. 2003.- 678с.

60. Семенова Е. Поставка или подряд // ЭЖ-Юрист. - 2005. - № 25. - С.9.

61. Скловский К. Квалификация отношений по застройке и право на объект строительства в судебной практике // Хозяйство и право. - 1997.- №10.-С.24.

62. Соцуро Л.В. Договор и закон в строительстве // Правовые вопросы строительства. - 2007. - № 1. - С. 21.

63. Столярова Э. Что скрывается за договором подряда? Мнение, ориентированное на работника // Бизнес-адвокат. - 2005. - № 1. - С. 23.

64. Тарасенко Ю.А. Обзор судебной практики "Применение норм об удержании как способ обеспечения исполнения обязательств" // Арбитражное правосудие в России. - 2007. - № 6. - С. 19.

65. Фроловская Ю.И. К вопросу о понятии гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств по выполнению строительных работ // Юрист. - 2005. - № 12. - С. 16.

66. Фроловская Ю.И. Некоторые проблемы гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств по выполнению строительных работ // Правовые вопросы строительства. - 2006. - № 2. - С. 21.

67. Хасанова Р.Р. Ответственность заказчика в договоре строительного подряда за неисполнение обязательства по оплате работ // Правовые вопросы строительства. - 2006. - № 1. - С. 16.

68. Шарапов В.В. Особенности применения удержания при исполнении договоров строительного подряда // Право и экономика. - 2007. - № 2.- С.21.

69. Шевченко Е.Е. Способы определения условий гражданско-правовых договоров: законодательство и судебная практика // Закон. - 2007.- №3.- С.19.

70. Эрделевский А.М. Трудовой и гражданско-правовой договор: сходство и различия // Российская юстиция. - 2007. - № 2. - С. 13.

Материалы юридической практики

71. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (ред. от 11.05.2007) // БВС РФ. - 1995. - № 1. - С. 19.

72. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.01.2000 № 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" // Вестник ВАС РФ. - 2000. - № 3. - С. 21.

73. Определение ВАС РФ от 29 ноября 2006 г. № 12354/06// Вестник ВАС РФ.- 2007.- №1.- С. 44.

74. Постановление ФАС Поволжского округа по делу №А55-18415/04-24 от 31 октября 2005 года//Вестник ВАС РФ.-2005.-№ 12.-С.45.

75. Постановление Президиума ВАС РФ от 24 января 2006 г. № 6402/05//Вестник ВАС РФ.- 2006.- № 7.- С. 45.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.