РУБРИКИ

Древнейшие политико-правовые учения

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Древнейшие политико-правовые учения

Древнейшие политико-правовые учения

3

СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА:

«Древнейшие политико-правовые учения»

I. Введение…..……………………….……………………..………

II. Основная часть……………………………………………………

а) Даосизм……………………………………………………………..

б) Конфуцианство ……………………………………………………

в) Моизм ………………………………………………………………

г) Легизм……………………………………………………………….

III. Заключение................................................................................................

IV. Литература..................................................................................................

Введение

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах Древнего Востока.

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, медленным развитием индивидуальной частной собственности.

Хронологические рамки истории Древнего Китая включает два крупных периода - Циньскую (2000 г. до н.э. -400 г. н.э.) и Китайскую (400 - 2000 гг. н.э.) цивилизации.

Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам.

Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими, моральными и иными представлениями.

Государственная власть в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы правления, как восточная деспотия.

Политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Также характерно сохранение и развитие религиозно-мифологического воззрения. В Древнем Китае ведущими направлениями в политической и правовой идеологии являлись даосизм, конфуцианство, моизм, легизм. Эти учения освещали социальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки.

Основной период развития политико-правовых учений Древнего Китая возникли в эпохи чжоуской и циньской династий. Так, в эти династии жили и творили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы.

Итак, рассмотрим политическую и правую мысль Древнего Китая.

Политическая и правовая мысль Древнего Китая

а) Даосизм

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI--III вв. до н.э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические из-менения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и уг-лубление социальных противоречий. Возникает ожесто-ченная борьба за власть между имущественной и наследст-венной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис

В поисках выхода из него идеологи противоборствую-щих классов выдвигают программы мероприятий, кото-рые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность В общественно-политической мысли складываются различ-ные направления и школы. Наиболее влиятель-ными политическими учениями Древнего Китая явля-лись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятель-ных течений древнекитайской философской и обществен-но-политической мысли, считается Лао-цзы (VI в. до н. э.). Ему приписывают составление канони-ческого трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ").

Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.

В основе учения лежит понятие "дао" (буквально -- путь). В отличие от традиционно-теологических толкований дао как проявления "небесной воли" Лао-цзы характери-зует дао как независимый от небесного владыки естествен-ный ход вещей, естественную закономерность. Дао опре-деляет законы неба природы и шатия-братия. Оно олицетво-ряет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны. В такой трактовке дао вы-ступает как естественное право.

Дао в интерпретации пос-ледователей Лао-цзы -- это абсолютное мировое начало. Человеку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляю-щего миром.

В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего до-статка и умеренности. "Кто много накапливает, -- учил Лао-цзы, -- тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи". В "Дао дэ цзин" нашли отражение широко распространен-ные среди общинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных. Небесное дао, говорится в каноне, "отнимает лишнее и отдает от-нятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято".

Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий.

Все неестественное (культура, искусственно-челове-ческие установления в сфере управления, законодатель-ства и т. д.), согласно даосизму, -- это отклонение от дао и ложный путь. Влияние естественного вообще (в том числе и естественного права) на общественную и политико-правовую жизнь в целом, по данной концепции, осуще-ствляется на путях такого следования дао, которое ско-рее означает отказ от культуры и простое возвращение к естественности, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов на основе и с учетом ка-ких-то позитивных требований дао.

Лао-цзы по-рицал современных ему правителей за то, что они слиш-ком деятельны, устанавливают много налогов и запрети-тельных законов, ведут бесконечные войны. "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует".

Лао-цзы призывал знать и правителей "селиться ближе к земле", восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрознен-ными селениями, отказаться от использования орудий труда и отучить народ от знаний. "В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невеже-ственным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний".

Социально-политическая концепция даосизма пред-ставляла собой реакционную утопию. Ее питали умона-строения тех слоев родовитой знати и общинной вер-хушки, положение которых было подорвано растущим имущественным и социальным расслоением.

Мистицизм и таинственность даосизма породили ин-терес к нему со стороны самых разных социальных групп, начиная от ближайшего окружения царей и кон-чая различными заговорщицкими организациями. Ис-пользование даосами традиций и норм общинной жизни облегчало восприятие учения крестьянскими массами.

б) Конфуцианство

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551--479 гг. до н. э.). Он защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Его взгляды изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учени-ками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций раз-вивал патриархально-патерналистскую концепцию госу-дарства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных -- семейным отноше-ниям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: "темные люди", "просто-людины", "низкие", "младшие" должны подчиняться "бла-городным мужам", "лучшим", "высшим", "старшим". Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концеп-цию правления, поскольку простой народ полностью от-странялся от участия в управлении государством.

Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.

Управлять государством, согласно Конфуцию, при-званы благородные мужи во главе с государем -- "сыном неба". Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция -- это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать на государственную службу. "Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться".

Главная задача благородных мужей -- воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. В это понятие Конфуций вкладывал особое, не совпадаю-щее с современным содержание. Под человеколюбием понималось поведение, отвечавшее нравственным цен-ностям семейно-клановых коллективов и патриархаль-ных общин. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. "Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям -- это основа человеколюбия". Общим принципом взаимоотно-шений между людьми был принцип "не делай другим того, чего не желаешь себе".

Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы уп-равления. Ее перестройку Конфуций предлагал начать с так называемого исправления имен, т. е. с восстановле-ния истинного, изначального смысла существующих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей "Государь должен быть государем, сановник -- сановни-ком, отец -- отцом, сын -- сыном". Государю вменялось в обязанность относиться к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных -- важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. "Управлять -- значит поступать правильно". В свою оче-редь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прооб-разом организации государственной власти для Конфу-ция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Концепция мыслителя пред-ставляла собой одну из самых ранних попыток обосно-вать идеал патерналистского государства.

Будучи сторонником ненасильственных методов прав-ления, Конфуций призывал правителей, чиновников и под-данных строить свои взаимоотношения на началах добро-детели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим, поскольку соблюдение ими требований добродетели игра-ет решающую роль и предопределяет господство норм нрав-ственности в поведении подданных. Отвергая насилие, Кон-фуций говорил: "Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Вслед за сторонниками правления знатных Кон-фуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено. В целом добродетель в трактовке Конфуция -- это обширный комплекс этико-правовьх норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т. д. Вся эта нормативная целостность, включающая в себя все основные формы социально-политического регу-лирования того времени, за исключением норм позитив-ного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых явлений.

Описание идеального общества Конфуций конкретизи-ровал в учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормативной системы государства. Конфуций был решительным противником управления на основе зако-нов. Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью (на практике и в теоретических пред-ставлениях, в правосознании) с жестокими наказаниями. Если же руководить на-родом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он испра-вится". Перечень конфуцианских правил поведения охва-тывал предписания, касающиеся выполнения ритуальных и культовых обрядов (почитания духов, культа предков), моральные наставления и нормы обычного права. Подчер-кивая свое преклонение перед древностью, Конфуций призывал восстановить правила, существовавшие во вре-мена лучших правителей династии Чжоу.

На страницах книги "Лунь юй" высказана мысль о том, что необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью зна-чения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.

Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в учении Конфуция несет принцип "исправ-ления имен" (чжэ мин). Цель "исправления имен" -- при-вести "имена" (т.е. обозначения социальных, политичес-ких и правовых статусов различных лиц и групп населе-ния в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каж-дого в социальной системе, дать каждому соответствую-щее ему имя, чтобы государь был государем, сановник -- сановником, отец -- отцом, сын -- сыном, простолюдин -- простолюдином, подданный -- подданным.

Политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она спо-собствовала закреплению патриархальных отношений, ут-верждению господства наследственной аристократии.

Вместе с тем отдельные положения доктрины, как было сказано, имели прогрессивное значение. К ним следует отнести, прежде всего, идеи распространения мо-ральных знаний и обучения людей независимо от их со-словной принадлежности. Просветительская деятель-ность Конфуция и его учеников сыграла громадную роль в развитии китайской культуры.

Уже вскоре после своего возникновения конфуциан-ство стало влиятельным течением этической и политичес-кой мысли в Китае, а во II в. до н. э. было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

в) Моизм

Основатель моизма Мо-цзы (479-400 гг. до н.э)-основатель школы моистов, раз-вивал идею естественного равенства всех людей и высту-пил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежнос-ти народу верховной власти. Его учение изложе-но последователями в книге "Мо-цзы". поисках "единого образца справедливости" Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления.

Эта идея единой для всех справедливости и единой законодательной власти своим острием была направлена против произвола местных властей и сановников, против "больших людей -- ванов, гунов", устанавливающих свои порядки, прибегающих к жестоким наказаниям и насилию, что, по смыслу договорной концепции Мо-цзы, противо-речит всеобщему соглашению о верховной власти и ее прерогативе устанавливать единый и общеобязательный "образец справедливости".

Моизм выражал интересы мелких собственников -- свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво. С одной стороны, они были близки к трудящимся мас-сам и в известной степени восприняли их убеждения, а с другой, -- добившись определенного положения в обще-стве, стремились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий. Таки-ми же противоречиями было пронизано учение моистов.

Воспроизводя некоторые представления социальных низов, моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди равны перед божественным небом: "Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди -- слуги неба". На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. С этих позиций ими подвергалась крити-ке и примиренческая доктрина конфуцианцев, которая до-пускала врожденные знания у наследственных аристокра-тов и ограничивала выдвижение мудрых своего рода цен-зом образования. Источником мудрости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Управление государством не требует обучения. Способ-ности человека к государственному управлению определя-ются его деловыми качествами -- желанием служить про-столюдинам, усердием в делах и т. п. "Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был про-стым земледельцем или ремесленником".

В подтверждение этого вывода Мо-цзы ссылался на пример древних. Первым правителем, согласно концеп-ции, люди избрали самого достойного. Получив от неба и духов право на управление Поднебесной, он стал госу-дарем -- "сыном неба". Древние правители, утверждал Мо-цзы, приносили пользу всему народу. Среди них многие были выходцами из низших сословий: один сначала лепил горшки, другой был рабом, третий -- камен-щиком Причиной нынешних неурядиц и хаоса является то, что правители отвергли заветы старины, предаются алчности, ведут из-за этого нескончаемые войны, повер-гают простолюдинов в нищету. Учение моизма о выдви-жении мудрых содержало в зародыше идею равенства, обосновывало возможность передачи верховной власти представителям трудового народа.

Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих поряд-ков к изложению принципов и методов управления в идеальном государстве.

В противовес конфуцианскому принципу человеко-любия Мо цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Конфуцианское человеколюбие, говорил он, представля-ет собой корыстную любовь, основанную на привязан-ности по крови и приоритете родственных связей. Но такая любовь еще не является настоящей любовью. Ис-тинное человеколюбие подразумевает одинаково спра-ведливые отношения ко всем людям без различия родст-ва или сословий. Мо-цзы мечтал о том, чтобы "люди по-могали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил не-знающего, делили бы имущество друг с другом". В этой части концепция опиралась на бытовавшие в общинах представления о взаимовыручке и имущественных пере-делах.

Идеальной организацией власти Мо-цзы считал госу-дарство с мудрым правителем во главе и отлаженной ис-полнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же полного единст-ва государства предлагалось насаждать единомыслие, ис-коренять вредные учения и поощрять доносы "Услышав о хорошем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все должны признать неправильным" Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам.

Таким образом, в концепции моизма идеи равенства были фактически отброшены; концепция завершалась восхвалением деспотически-бюрократического государ-ства, исключавшего всякую возможность не только учас-тия народа в управлении, но и обсуждения им государст-венных дел. Взгляды Мо-цзы на государственное единст-во приближались к идее централизации власти.

В истории китайской политической мысли учение Мо-цзы занимает промежуточную ступень между конфу-цианством, выдержанным в духе патриархальной морали, и практико-прикладной теорией легистов (законников). Моизм отражал результаты перерастания патриархальной общины в территориальную, развития отношений, по-строенных на расчете и соображениях выгоды, но вос-производил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть общинные связи. В политической про-грамме моизма просматриваются как прогрессивные, так и консервативные тенденции.

г) Легизм

Интересы имущественной и служилой знати отстаи-вали легисты, или законники. Крупнейший представи-тель раннего легизма Шан Ян (ок. 390--338 гг до н. э), инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю, один из основателей школы “законников”. Составленные им про-екты реформ и указов вошли в трактат "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"). Учение легизма существенно отличалось от предшест-вующих концепций.

Шан Ян выступил с обоснованием управления, опи-рающегося на законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространенные в его время и влиятельные конфуци-анские представления и идеалы в сфере управления (при-верженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т. д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут "лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов".

В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством на-сильственных мер (или, что для него то же самое, -- жестоких законов) их можно подчинить желательному "порядку.

Другую особенность легизма составили элементы исто-рического подхода к общественным явлениям. Поскольку частнособственнические интересы новой аристократии противоречили архаическим устоям общинной жизни, по-стольку ее идеологам приходилось апеллировать не к авто-ритету традиций, а к изменению социальных условий по сравнению с прошлым. В противоположность даосам, конфуцианцам и монетам, призывавшим восстановить древние порядки, легисты доказывали невозможность воз-врата к старине "Для того чтобы принести пользу государ-ству, не обязательно подражать древности". Хотя легисты были далеки от изучения действительных исторических процессов и, как правило, ограничивались простым про-тивопоставлением современности прошлому, их истори-ческие взгляды способствовали преодолению традициона-листских воззрений, расшатывали религиозные предрас-судки и подготавливали тем самым условия для создания светской политической теории.

Идеологи легизма намечали провести обширный ком-плекс экономических и политических реформ. В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместни-ков властных полномочий и превратить их в обыкновен-ных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате "Шан цзюнь шу", "не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок".

Намечалось также упразднить переда-чу должностей по наследству. На административные посты Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую оче-редь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предус-матривалась продажа чиновничьих должностей. Деловые качества при этом не учитывались. Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование -- слепо повиноваться государю.

Легисты считали необходимым ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патрони-мии местной администрации. Не отрицая общинного самоуправления в принципе, Шан Ян выступал с проекта-ми реформ (районирования страны, службы чиновничест-ва на местах и др.), которые преследовали цель поставить граждан под непосредственный контроль государственной власти. Реализация этих проектов положила начало терри-ториальному подразделению граждан в Китае.

Предлагалось также установить единые для всего го-сударства законы. Как и другие ранние легисты, Шан Ян не помышлял еще о полной замене обычного права за-конодательством. Под законом он понимал репрессив-ную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.

Отношения между властью и народом Шан Ян рассмат-ривал как противоборство враждующих сторон. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. Шан Яну не известны представления о правах граждан, их законных гарантиях и т.п. Закон выступает у него средством устрашающего пре-вентивного террора. За малейший проступок, убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью. Эту каратель-ную практику должна была дополнить политика, искоре-няющая инакомыслие и оглупляющая народ.

Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной власти, способной объединить Китай путем захватнических войн.

Легизм содержал наиболее полную программу центра-лизации государства, и его рекомендации были использо-ваны при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). Официальное признание учения в то же время имело крайне негативные последст-вия. Практическое применение легистских концепций со-провождалось усилением деспотизма, эксплуатации наро-да, внедрением в сознание подданных животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности. Учиты-вая недовольство широких масс легистскими порядками, последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом либо конфуцианством. Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.).

В рамках легистской доктрины Хавь Фэй (III в. до н. э.) выступал за дополнение законов искусством управления. Это, по существу, означало признание недостаточности одних лишь тяжких наказаний в качестве средства управ-ления. Отсюда и его частичная критика в адрес легистов Шан Яна и Шэнь Бу-хая: "Эти двое не совсем тщательно отработали законы и искусство управления".

В 11--1 вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, при-обретает черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической идеологии.

Официальным учением императорского Китая конфу-цианство оставалось вплоть до Синхайской революции 1911-1913 гг.

Заключение

В результате всех этих усилий уже ко 2 в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейнотеоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства права в Китае.

Изучение политико-правовой мысли Древнего Восто-ка имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошед-шие до нас от древнейших цивилизаций Египта, Месо-потамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют про-следить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества.

Некоторые течения общественной мысли, зародив-шиеся в глубокой древности, переживают сегодня пери-од своеобразного возрождения. Например, в Китае после окончания пресловутой "культурной революции" вновь получило официальное признание конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-право-вая идеология развивается под воздействием концепций "буддистского социализма". С этими процессами до из-вестной степени связано и распространение восточных религиозных культов в промышленно развитых странах, включая Россию, где за последние годы появилось нема-ло почитателей кришнаизма и других течений.

Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древ-него Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справед-ливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к ки-тайцам и сочетались с представлением о том, что Китай -- это центр Поднебесной, которому должны под-чиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зароди-лись, и не допускает их модернизации.

Методологическое значение истории Востока опреде-ляется также тем, что несмотря на многочисленные ис-следования, проведенные за последние десятилетия, об-щественная мысль народов Востока остается менее изу-ченной, чем социальные доктрины, получившие распро-странение в Западной Европе.

В настоящее время интерес к идейному наследию Древнего Востока заметно возрос. Его стимулировало национально-освободительное движение в Индии, Китае, Египте и других странах, входивших в состав древневосточного региона. Образование независимых го-сударств с древней и самобытной культурой усилило ин-терес к их историческому прошлому. Немаловажную роль при этом сыграло пробуждение национального самосознания народов Востока, стремление молодых го-сударств сохранить (или воссоздать) традиции, унаследо-ванные от предшествующих эпох.

Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древ-него Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справед-ливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к ки-тайцам и сочетались с представлением о том, что Китай -- это центр Поднебесной, которому должны под-чиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зароди-лись, и не допускает их модернизации.

Список литературы:

1. “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов.Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, 1999г.

2. “История политических и правовых учений”. Краткий учебный курс. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.

3. “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов. Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Юридическая литература”, 1997г.

4. “История политических и правовых учений”. Учебник для юридических вузов. Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Зерцало”, 1999 г.

5. «Всеобщая история права и государства». Учебник для вузов. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.