РУБРИКИ

Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности

Существуют также программы временной изоляции подростка открытого типа, применяемые по договоренности с подростком и его родителями. Выбор учреждения, оформление документов о помещении и финансировании содержания подростка осуществляются так же, как и при принудительной изоляции, за исключением участия суда.

Участие социального работника обязательно на всех этапах расследования дела по обвинению подростка в совершении правонарушения и судебного разбирательства.

В случаях, когда в семье ребенок подвергается насилию либо лишен родительской опеки, социальная служба может временно направить его в приемную семью. Решение социальной службы, так же как и в случаях помещения в исправительные учреждения, подтверждается решением суда и является обязательным независимо от согласия родителей, однако каждые шесть месяцев рассматривается вопрос о возможности возвращения ребенка в родную семью. В случаях же сексуального насилия в семье ребенок может быть определен в приемную семью навсегда. При возникновении в приемной семье каких-либо серьезных проблем (психологическая несовместимость, болезнь или смерть приемных родителей) ребенку подбирают другую приемную семью. Приемные семьи тщательно отбираются и контролируются, за каждого ребенка государством выплачивается пособие на его содержание. Детских домов в Швеции не существует.

Исправительные учреждение (реабилитационные центры), куда по решению административного или местного суда направляются несовершеннолетние правонарушители и подростки, нуждающиеся во временной изоляции, находятся в ведении Национального Совета исправительных учреждений Швеции. Помимо государственных существуют частные и муниципальные реабилитационные центры, находящиеся под контролем Совета службы социальной защиты и образования. Однако общественные организации не имеют права открывать приюты, их деятельность ограничивается организацией спортивных центров, центров проведения досуга и консультированием государственных организаций.

Примером закрытого исправительного учреждения может служить Ювенальный центр Hammargarden, в котором содержатся 24 подростка от 16 до 20 лет как осужденные за совершение преступления, так и нуждающиеся в социальной реабилитации. Штат сотрудников составляет 76 человек. Центр финансируется как из национального, так и из городского бюджета, причем на содержание одного подростка расходуется более 2000 крон в день.

Порядок направления подростка в центр следующий: после принятия решения о принудительной изоляции подростка сотрудник местной службы социальной защиты, работающий с ним, договаривается о помещении его с администрацией центра (конкретно с заведующим приемным отделением), от которой и зависит принятие окончательного решения. Социальный работник по телефону связывается с администрацией центра, выясняет наличие свободных мест и сообщает сведения о подростке (обстоятельства жизни, проблемы социального, психологического, медицинского характера), характеризует его личность (положительные и отрицательные качества). Установив наличие свободных мест, приезжает в центр и обсуждает с представителем администрации вопрос о целесообразности помещения подростка именно в данный центр и реабилитационную программу его содержания. Хотя администрация центра имеет право отказать в приеме подростка, посчитав, что, учитывая индивидуальные особенности, его следует направить в другой центр (например, с меньшим числом воспитанников), на практике подобное происходит крайне редко.

Центр представляет собой комплекс зданий в пригороде Стокгольма - административное здание, школа, кухня, мастерские и пять двухэтажных домиков, в которых живут подростки. Какая-либо охрана, а также заграждения на территории центра отсутствуют, однако подростки не имеют права передвигаться по территории центра без присмотра - прогулки, посещение школы, мастерских и других помещений происходят обязательно в сопровождении воспитателя.

Каждый домик (отделение) имеет свое название ("лее", "дуб", "гора", "холм", "коттедж") и свои правила содержания воспитанников. Условия везде одинаковые - на втором этаже отдельные спальни, душевые и туалеты в коридоре, помещения для проведения досуга, комната для курения, кабинет дежурного воспитателя; на первом этаже комната для персонала и общая кухня. Завтрак и обед приносят из центральной кухни, ужин воспитанники и иногда воспитатели готовят сами, по очереди.

Первое отделение предназначено для подростков обоего пола. В нем находится, как правило, 6 подростков, а работают 17 сотрудников - старший офицер, заместитель, три офицера для ночных дежурств (работают поочередно по одному), 12 воспитателей (с 8.00 до 17.00 - четверо, с 17.00 до 22.00 - трое, двое дежурят ночью). Срок содержания подростков - до 8 недель. Это закрытое отделение характеризуется наиболее строгим режимом и самым пристальным наблюдением. Находящиеся там воспитанники не посещают школу. В течение дня подростки могут общаться друг с другом, на ночь девочки и мальчики расходятся по разным отсекам. В данное отделение подросток помещается в случаях, когда у него тяжелая ситуация в семье либо с целью проведения обследования с помощью тестирования со стороны специалистов: психологов, психотерапевтов, преподавателей.

Во втором отделении соотношение воспитанников и сотрудников составляет 1 к 2: 5 воспитанников обоих полов и 10 сотрудников. Особенность содержания подростков в этом отделении состоит в том, что девочки и мальчики могут свободно общаться как днем, так и ночью.

Третье отделение предназначено только для мальчиков. Соотношение воспитанников и сотрудников такое же, как и во втором. Особенность третьего отделения в том, что как подростки, так и воспитатели являются представителями иммигрантских слоев населения. Воспитатели помогают подросткам адаптироваться к шведскому образу жизни, делятся с ними своим личным опытом и дают практические советы. В случаях, когда, по мнению социального работника, воспитанник нуждается в изучении родного языка, ему предоставляют такую возможность, причем услуги преподавателя оплачиваются социальной службой по месту жительства подростка.

В четвертом отделении находятся девочки (в основном наркоманки 18-19 лет). Соотношение воспитанниц и сотрудников также 1 к 2. В течение первых трех недель им назначается закрытый режим содержания, в течение которого они проходят тестирование, и только потом могут посещать школу. Медикаментозного лечения на переходный период отвыкания от наркотиков не назначается. По мнению сотрудников, через неделю после принудительного отказа от приема наркотиков организм очищается и подростки чувствуют себя лучше. Воспитанницы находятся под постоянным наблюдением штатной медсестры центра, врач же посещает центр один раз в неделю.

В пятое отделение, в котором число воспитанников равно числу воспитателей, помещают или переводят молодых людей относительно зрелого возраста, которым предоставляется большая свобода и возможность подготовиться к жизни в обществе: проживая в центре, они могут учиться или работают в городе.

Школьные программы центра адаптированы к индивидуальным особенностям развития и уровня образования учеников. Занятия проводятся в группах по 3 человека и индивидуально. При этом используются "прикладные методы" преподавания, например, английский язык изучается с помощью прослушивания и разбора слов песен современных поп-групп, чтение и математика с помощью чтения кулинарных рецептов и расчета ингредиентов в зависимости от количества порций и т.п. Проводятся и творческие занятия: изготовление театральных масок и декораций, постановка пьес, съемка видеофильмов и т.д.

Хотя в Швеции нет специальных учебных заведений, готовящих кадры для работы в исправительных центрах, их сотрудники имеют возможность получить дополнительное образование в Стокгольмском университете на специальных теоретических курсах. Специалисты университета также проводят практические занятия для слушателей курса непосредственно в исправительных центрах.

Большая работа в этом направлении проводится и в Великобритании. Здесь развернута широкая кампания за укрепление сотрудничества между школами и полицией. С этой целью создана специальная группа начальников полиции и работников образования по связи между полицией и школами. Программа участия полиции в работе школ включает три основных направления: 1) овладение методиками самозащиты и защиты окружающих; 2) осознание роли полиции в жизни непосредственно населенного пункта или района, где они живут и работают; 3) разъяснение учащимся их прав и обязанностей в обществе. Что касается форм работы, то это главным образом заранее запланированные посещения сотрудниками полиции школ для организации и проведения бесед, уроков, дискуссий, ответов на вопросы и др. По каждому направлению программы разработаны темы, причем дифференцированно для детей младших и старших возрастов. Младшие - знакомятся с телефонами служб экстренного вызова, правилами противопожарной безопасности, безопасности во время игр, общения с незнакомыми людьми, предупреждения несчастных случаев на дорогах, дома, с азами правовых знаний, социальными последствиями преступлений, средствами предупреждения преступлений. Старшеклассники рассматривают проблемы личной безопасности в плане защиты от токсикомании, наркомании, алкоголизма, им дают рекомендации по предупреждению преступности в домашних условиях, в общественных местах и т.д. Главная цель - понимание детьми задач и роли полиции в обществе достигается на занятиях, на которых рассказывается о создании и развитии полиции, объясняется ее современная структура, полномочия, правовой статус, рассматриваются такие понятия, как арест, обыск, обеспечение общественного порядка и т.д., подробно освещается работа отдела по делам молодежи и населения, обсуждается вопрос о сотрудничестве населения с полицией. Темы, которые прорабатываются в школах и способствуют пониманию детьми прав граждан, обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка различны. Это: природа преступлений, понятие правонарушений, последствия преступлений (например, краж, нападений, вандализма, нарушения порядка, хулиганства, беспорядков на футбольных матчах), гарантии, предоставляемые законом, меры, которые могут принять граждане в отношении преступников, и т.д. Основной принцип организации занятий - полная откровенность. Учащиеся могут задавать любые вопросы, высказывать критические замечания в адрес полиции, главное - создать атмосферу доверия. Полиция готовит также ряд публикаций, которые распространяются среди преподавателей и учащихся. В качестве своеобразных пособий школы регулярно получают цветные книги, значки, карандаши, воздушные шары, несущие информацию о личной безопасности детей. В начале действия программы предполагалось, что посещать начальные школы должны полицейские участковые, средние - сотрудники отдела по делам молодежи и населения, которые в этих целях закреплялись за отдельными школами. Однако в дальнейшем было признано целесообразным направлять в школы тех полицейских, которые не только способны установить контакт с детьми в классе, но и искренне хотят добросовестно и творчески выполнять эту роль. Конечно, одного желания недостаточно, помимо этого нужны соответствующие знания, квалификация. Именно поэтому полицейское управление обратилось к различным учебным заведениям с просьбой о подготовке специалистов по данному профилю. В настоящее время действует следующая система: полицейский посещает пятидневные курсы в одном из педагогических колледжей Лондона, программа которых разрабатывается самим колледжем. Цель не в том, чтобы превратить полицейских в учителей, а в том, чтобы научить их более полно использовать предоставленные им возможности, не мешая нормальному функционированию школы. Поощряется также подготовка полицейских совместно с преподавателями на базе школ района. Она не только дополняет основную программу, но и учитывает местные условия и факторы, обеспечивает обмен мнениями между полицейскими и преподавателями. Рекомендуется также в каждой школе назначить учителя, ответственного за связь с полицией, а в каждом полицейском участке - полицейского, ответственного за связь со школой.

Проблемами надзора за условно освобожденными подростками в Великобритании занимаются более 50 специальных ведомств, возглавляемых комитетами, в состав которых входят представители местных властей, полиции, суда и общественности. Данная служба располагает приблизительно 7 тысячами сотрудников (весь полицейский корпус страны - 140 тыс.). На 80% финансируется правительством, 20% - различными благотворительными организациями. Под контролем службы постоянно находится около 140 тыс. человек (2/3 - правонарушители, осужденные условно и находящиеся на перевоспитании по решению уголовных судов, 1/4 - ранее осужденные к отбыванию наказания в тюрьмах, а затем выпущеные на свободу под административный надзор, остальные - дети из неблагополучных семей, помещенные в центр реабилитации решением суда). Основная задача - исправление и перевоспитание условно осужденных правонарушителей с тем, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений. Воспитательная работа проводится с правонарушителями, нуждающимися в изоляции от общества, и с теми подростками, которые содержатся в специальных домах и колониях. Важное место в деятельности сотрудников служб занимает практическая помощь, оказываемая прошедшим перевоспитание подросткам в преодолении экономических и социальных трудностей в повседневной жизни. Проводится как индивидуальная воспитательная работа с поднадзорным, так и групповой прием воздействия с учетом характера совершенных правонарушений. Например, группа осужденных за совершение нарушений общественного порядка на почве злоупотребления спиртными напитками изучает вопросы о влиянии алкоголя на здоровье, а также соответствующие законы, определяющие наказания за совершение правонарушений в этой части. В группах осужденных за кражи и нападения в целях грабежа рассматриваются социальные проблемы, нормы уголовного законодательства. Каждый поднадзорный в соответствии с решением суда должен бесплатно отработать установленный срок на строительстве и благоустройстве территории городов, парков и других объектов. Стоимость затрат на перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей составляет лишь 20-ю часть расходов, выделяемых на содержание тюрем. В своей повседневной деятельности служба исходит из той важной роли, которую играет семья. Сочетание родительской преданности с надлежащим контролем за подростками силами службы рассматриваются как один из главных факторов в системе воспитания. Служба поддерживает постоянный контакт с неблагополучными семьями, контролирует воспитание детей, а при необходимости вмешивается в воспитание и оказывает помощь с учетом того, что нередко причиной детской преступности является неблагополучие в семье.

Полиция также отвечает за организацию культурной и спортивно-массовой работы среди молодежи. Именно она организует работу спортивных и молодежных клубов, осуществляет подготовку различных праздников и увеселительных мероприятий.

Некоторые специалисты США утверждают, что наиболее действенным методом перевоспитания является так называемая реабилитационная терапия. Пока этот метод распространен недостаточно широко, но, как показывает практика, дает хорошие результаты.

В штате Канзас родителей штрафуют за непосещение детьми школы. Во Флориде родители могут быть подвергнуты тюремному заключению, если их несовершеннолетний ребенок воспользуется оружием, оставленным взрослыми в доступном для него месте.

В 29 штатах семьи лишаются права на государственную жилплощадь, если ребенок уличен в употреблении или продаже наркотиков.

(1) Цит. по: Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С.409.

Папкова Т.П. Зарубежный опыт профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. // Российский следователь (Москва).- 28.04.2003.- 004.- C.40-45

Правительство Российской Федерации планирует осуществить комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе:

- создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;

- создание специализированных консультативных подростковых центров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;

- рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа;

- расширение подготовки специальных кадров - социальных педагогов и психологов - по профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска;

- подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма;

- введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка,

Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, - нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости. КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА. // Народное образование (Москва).- 30.04.2002.- 004.- C.254-269

когда в стране больше миллиона беспризорников, Вооруженным Силам приходится решать несвойственную для себя задачу - спасать для державы подрастающее поколение, до которого ни у кого больше не доходят руки...

По словам министра обороны РФ Сергея Иванова, работа с беспризорниками и борьба с детской безнадзорностью стала для офицеров такой же привычной задачей, как борьба за крепкую воинскую дисциплину в подразделениях. Сегодня, как и в годы Великой Отечественной, в составе различных частей и подразделений в качестве "сынов полка" числятся сотни вчерашних беспризорников. Как и их сверстники, они получают добротное образование, а заодно приобщаются к армейскому укладу жизни. Не случайно многие бывшие воспитанники "пап-сержантов" и "мам-старшин" связывают свою судьбу с армией.

Неофициально брать воспитанников в Российской армии начали еще в начале 90- х. Тогда это было своеобразное офицерское подвижничество, процесс "усыновления" никак не регулировался законодательно, командир части принимал решение на свой страх и риск. Особых проблем, правда, не возникало. Лишний рот у солдатского котелка на боеспособности армии не сказывался. Но процесс усыновления "снизу" приобрел такие масштабы, что прежнее руководство Минобороны вынуждено было как-то его регламентировать. В результате родилось официальное заявление о том, что военное ведомство, как и в годы войны, берет на себя обязанности по профилактике детской беспризорности.

Сегодня создана необходимая законодательная база для решения этой важнейшей государственной задачи. В феврале 2000 года постановлением правительства утверждено положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части. Изданный в мае 2001 года приказ министра обороны РФ N 235 гласит, что учебные центры, воинские части и соединения могут брать на воспитание до восьми беспризорников в возрасте от 14 до 18 лет. Эти документы кардинально изменили тысячи мальчишеских судеб, которым армия (заметим, сама переживающая не самые благополучные времена) протянула руку помощи. В основном это сироты, как обычные, так и "социальные" - оставшиеся без попечения при живых родителях...

В Казанском филиале Санкт-Петербургского военного артиллерийского университета в прошлом году подписали соглашение с республиканским министерством по делам детей, молодежи и спорту и администрацией Казани о совместной работе по воспитанию беспризорников. Днем они учатся в обычной школе, над которой шефствует артиллерийский университет, а после этого постигают азы военного дела. Но им нужна финансовая, материальная, моральная поддержка. Ведь возможности военных не безграничны. Между тем, многие ученые и педагоги все чаще говорят о том, что воссоздание института "сынов полка" может оказаться самым эффективным методом борьбы с беспризорщиной. Как ни странно, из армии несовершеннолетние бродяги бегут гораздо реже, чем из муниципальных (с решетками на окнах, изоляторами и военизированной охраной) заведений для трудных подростков. А, к примеру, два десятка малолетних преступников из города Омска, проведя в прошлом году День ВДВ по солдатскому расписанию, в один голос заявили, что готовы напрочь забыть "воровские законы", лишь бы получить шанс надеть военную форму. АРМИЯ СПАСЕНИЯ. // Красный Сормович (Нижний Новгород).- 29.07.2003.- 077

Ежегодно в РФ регистрируется 140 - 160 тысяч новых сирот. По данным, обнародованным вице-премьером РФ Матвиенко, в государственных учреждениях для сирот насчитывается сейчас 300 тысяч детей. От 700 до полутора тысяч беспризорников в день отлавливает милиция. Ежегодно пять тысяч подростков после детского дома сразу попадают в тюрьму. Государство в порядке экстренных мер постановляет строить, помимо детдомов, реабилитационные центры для выпускников детдомов.

Число сирот растет почти с такой же скоростью, с какой снижается рождаемость. Если не изменить направление обеих кривых, то придется строить ЦВИНПы и детдома чуть ли не в каждом микрорайоне. Между тем альтернатива страшной лавине есть. Естественное место ребенка - не на вокзале, не в детском доме, а в семье. И корень беспризорности и сиротства, разумеется, в кризисе семьи. Из этой нехитрой мысли легко сделать два вывода. О том, что самый эффективный способ воспитания сирот - это помещение их в семейные условия. А самый эффективный метод профилактики сиротства - государственная поддержка семьи. С этим все согласны. Руководители всех регионов страны дружно пишут в отчетах правильные слова о приоритете семейных форм воспитания сирот.

Однако очень длинным получился бы перечень бюрократических препятствий, которые вынуждены преодолевать приемные семьи и их общественные попечители. И приемные семьи, и просто пожелавшие взять на воспитание или усыновить сироту граждане находятся в почти феодальной зависимости от отделов опеки и попечительства при местных органах самоуправления. Только они дают права и распределяют блага, оставаясь практически неподконтрольными.

И очень часто получается так, что государство в лице своих чиновников изо всех сил сопротивляется нормальному жизнеустройству сирот. Тому есть несколько причин. Первая - это лень. Приемные семьи - лишняя головная боль. Давай им помещения, делай им ремонт за казенный счет, проверяй их, вникай в их проблемы. Да и дети-то часто из чужого округа - чужие, значит, дети. Куда проще сдать сирот в детдом и механически отчислять им из бюджета определенную сумму. Вторая причина тоже традиционная - коррупция. Сироты - источник немалых доходов для тех, кто самоуправно распоряжается их судьбами. Работающие в России иностранные агентства по усыновлению закладывают на "выкуп" ребенка из детского дома в среднем около 20 тысяч долларов. Третья причина сродни второй, но не носит столь откровенно криминального характера. Государственная монополия на сирот выгодна всей чиновничьей корпорации в целом. Ведь ребенок - лишь последнее звено в цепочке, которая протянулась от госбюджета до детского дома. Государство затрачивает в месяц не менее 6 тысяч рублей на одного ребенка в детдоме (в Москве эта цифра гораздо больше), но львиная доля этой суммы идет на содержание чиновников разных уровней, занятых оформлением, управлением, прогнозированием и проч., мушиная доля отчисляется на зарплату воспитателям, и совсем гроши достаются самому питомцу. Ребенок из приемной семьи обходится казне в гораздо меньшую сумму, ему выплачивают от 700 до 2500 рублей в месяц (в зависимости от региона). Кроме того, можно говорить и о рентабельности вложений: выпускники детских домов нуждаются в социальной реабилитации, тогда как их сверстники из приемных семей поступают в вузы и сами образуют полноценные семьи. Право ребенка на семью и права самой семьи нынешним российским законодательством практически игнорируются. Вот уже второй год по министерствам и ведомствам мыкается разработанный движением "Добро - без границ" и одобренный Фондом социальных инноваций законопроект "О гарантиях прав ребенка на семью", цель которого - создать наконец правовую базу для деятельности всех форм обустройства и воспитания детей-сирот. Права и обязанности приемной семьи, детского дома семейного типа или общественного приюта должны быть закреплены в договорах о передаче детей на воспитание между органами исполнительной власти и гражданами или общественными организациями. Это, с одной стороны, ограничит произвол чиновников, а с другой, установит требования к тем, кто берется за воспитание детей. При этом для всех детей, независимо от того, воспитываются ли они дома, в приемной, опекунской семье или в детском доме, установлен единый стандарт государственного пособия.

Возможно, предложенные меры помогли бы остановить сумасшедшую газонокосилку и дать возможность обществу, государству и каждому человеку в отдельности растить детей достойно и свободно. Наталья МАВЛЕВИЧ ГАЗОНОКОСИЛКА. // Консерватор (Москва).- 24.01.2003.- 002.- C.7

Беспризорники оказались людьми обеспеченными

После придания борьбе с беспризорностью статуса дела государственной важности региональные власти России рьяно взялись за отлов и перевоспитание детей улиц. Правда, среди чиновников, воодушевленных недавними призывами Владимира Путина и Валентины Матвиенко, новых Макаренко пока не обнаружилось. Действуют они в основном бюрократическими и полицейскими методами.

В столице, например, начали с создания специального органа - городского Совета по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Межведомственный совет, как предполагается, будет координировать работу властей и разнообразных общественных организаций, которые занимаются проблемами уличных детей. Возглавил орган лично московский мэр Юрий Лужков, считающий одной из первоочередных задач увеличение в городе количества приютов и приемников. Начали борьбу с беспризорностью в Москве, впрочем, с тотальной чистки улиц от безнадзорных детей. Но действующее законодательство позволяет помещать в милицейские центры временной изоляции малолетних правонарушителей лишь подростков, совершивших какое-либо преступление. Поэтому не пойманных на месте преступления беспризорников направляют сейчас в обычные детские больницы - для обследования. Пока власти не признают, что эта тактика породила новую очень серьезную проблему. Но пожелавшие сохранить анонимность сотрудники детских клиник в беседе с корреспондентом газеты "Время новостей" жаловались на новый "контингент". Уличные подростки зачастую терроризируют не только своих "домашних" сверстников (медики, кстати, неофициально советуют родителям по возможности забирать своих детей по домам), но и персонал больниц. К большому удивлению небогатых в массе своей врачей и медсестер, беспризорники оказались людьми обеспеченными. Многие наотрез отказываются от больничной пищи и готовы доплачивать санитаркам за доставку продуктов из ближайших закусочных или "Макдоналдса".

Всего же столичным властям предстоит "нейтрализовать" от 30 до 50 тысяч безнадзорных детей. Именно такие данные обнародовали на днях эксперты Международной организации труда (МОТ), презентовавшие результаты своего исследования о положении работающих уличных детей в Москве. Как рассказала Полин Баррет-Рид, возглавляющая московскую миссию МОТ, исследования проводились накануне ратификации Россией конвенции "О запрещении и незамедлительных мерах по искоренению наихудших форм детского труда".

Социологи считают, что практически всех уличных детей можно считать работающими, если за работу принять любые виды заработка, вплоть до собирания бутылок или попрошайничества. И практически весь этот труд противозаконен: ведь минимальный возраст приема на работу - 14 лет. Уличные дети заняты грязным, неквалифицированным трудом: моют машины, занимаются погрузкой-разгрузкой, торгуют на рынке. Больше половины уличных детей (50-60%) не старше 13 лет, в основном это мальчики (60-80%). Москвичей среди них немного (10-35%), основная часть - мигранты из Беларуси, Украины, Таджикистана и жители Подмосковья. Почти треть из них (до 30%) вовлечена в противоправную деятельность (воровство, торговля краденым, продажа наркотиков), еще примерно столько же занимается проституцией и участвует в съемках порнофильмов. По словам координатора исследований, руководителя центра мониторинга социальных процессов факультета социологии СПбГУ Светланы Сноповой, работу беспризорники находят в основном сами. Даже треть малолетних проституток утверждает, что вышли на панель добровольно (хотя социологи и сомневаются в этом). Как заметила г-жа Снопова, в целом результаты исследования не были неожиданными для социологов, однако данные о количестве детей, вовлеченных в противоправную деятельность, показались пугающими. "Эти явления легче предупредить, чем потом бороться с ними, - говорит Светлана Снопова. - Ведь только 13 процентов опрошенных нами детей готовы уйти с улицы, остальные не хотят. Поэтому помещением их в интернаты проблему не решишь - они вернутся на улицу. А значит, надо идти по пути организации "ночлежек", организовывать специальную социальную работу прямо на улицах и стараться, чтобы ряды этих детей не пополнялись".

Опросы, проведенные социологами по заказу Международной организации труда, показали, что заработок подростков-беспризорников в Москве выше прожиточного минимума. В среднем они ежедневно зарабатывают: грузчики -- 150 рублей; продавцы на рынке - 154 рубля; уборщики - 92 рубля; проститутки - 735 рублей.

Ирина БЕЛАШЕВА. "Время новостей On-line", 4 февраля 2002 года.

... О "ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ КАПИТАЛЕ" РОССИИ. // Демоскоп-Weekly (Москва).- 04.02.2002.- 053-054

В МВД решили попробовать нестандартные методы борьбы с беспризорностью

В минувший четверг глава МВД Борис Грызлов отчитался о результатах работы своего ведомства по профилактике детской беспризорности. С начала 2002 года с подачи президента В.Путина борьба с беспризорностью в России получила статус важнейшей социальной программы. За это время в органы внутренних дел, согласно ведомственной статистике, было доставлено свыше 700 тысяч малолетних бродяг.

Хотя можно предположить, что в действительности количество детей, лишенных опеки взрослых, значительно превышает данные милицейских сводок. По независимым оценкам, сейчас в стране насчитывается свыше полутора миллионов беспризорников.

Несовершеннолетние бомжи оккупировали злачные места крупных российских городов, промышляя попрошайничеством и мелким воровством. Предоставленные сами себе недоросли составляют постоянный "кадровый резерв" для взрослых преступных группировок.

Масштаб этой социальной катастрофы сравним разве что с тем, что наблюдалось на фронте беспризорности во время гражданской войны. Не случайно именно Министерству внутренних дел досталась ведущая роль в общероссийской кампании по возвращению блудных детей к достойному существованию. Возглавил межведомственный штаб по борьбе с беспризорностью сам министр. Ведь со времен "железного Феликса" принято считать, что силовые структуры являются наиболее подготовленными для решения проблемы той части подрастающего поколения, которая не желает или не имеет возможности вести цивилизованный образ жизни. Чего греха таить, методы работы с ней подручных товарища Дзержинского при очевидной эффективности особой гуманностью не отличались. Беспризорников 1920-х годов попросту загребали в ходе массовых облав и насильно помещали в закрытые колонии. Автор знаменитой "Педагогической поэмы" Антон Макаренко считал, что "воспитатель имеет право на принуждение".

Нынешнее Министерство внутренних дел, похоже, существенно подкорректировало опыт своих предшественников. Концепция в самом общем виде такова: те, кто толкает несовершеннолетних на преступный промысел, могут не рассчитывать на снисхождение, а в отношении самих детей решено сменить кнут на пряник. Репрессивные меры к ним практически не применяются. Сотрудники милиции, задержав очередного малолетнего скитальца, теперь не спешат помещать его в приемник-распределитель, а прежде всего проводят процедуру установления личности и отправляют бедолагу в больничный стационар. После медицинского обследования ребенок поступает в распоряжение органов опеки и попечительства, которые и определяют его дальнейшую судьбу.

Отказ от карательных мер уже принес весьма обнадеживающие результаты. В минувшем году российское МВД совместно с другими органами исполнительной власти - Минздравом, Минобразования и Министерством труда и социального развития провело несколько профилактических мероприятий по выявлению попавших в беду беспризорников и несовершеннолетних. В результате таких операций, как "Табор", "Беглец", "Усыновитель", около 100 тысяч несовершеннолетних беспризорников перебрались с привокзальных площадей и подвалов в социальные учреждения.

В период с конца мая по начало сентября по указанию министра российская милиция предпримет ряд дополнительных мер для обеспечения безопасности летнего отдыха детей и подростков. При этом планируется значительно увеличить число милиционеров в городах-курортах, местах массового отдыха детей, на транспортных маршрутах. В рамках этих мер особое внимание будет уделено беспризорникам, которые с наступлением теплого сезона начинают особенно активно кочевать по российским городам и весям.

Такой подход для главы МВД - ведомства, привыкшего, скорее, карать, нежели воспитывать, в целом согласуется с задачами реформирования отечественной правоохранительной системы. Российская милиция должна наконец-то заняться исправлением своей довольно неустойчивой репутации. И некоторые шаги уже сделаны.За два года пребывания на посту министра внутренних дел Грызлов сумел основательно потревожить милицейское "болото". Будучи сугубо штатским человеком, он свободен от внутриведомственных стереотипов и корпоративной поруки, что придает дополнительный заряд реформаторскому потенциалу. Достаточно хотя бы вспомнить изменение правил приема заявлений от граждан. Теперь нерадивым блюстителям порядка не так-то просто проигнорировать даже очевидный "висяк". Сюда же можно отнести кадровые чистки, которые периодически проводятся в ведомстве, борьбу с милицейскими "крышами" и мздоимством. Думается, что и мягкий вариант ликвидации беспризорности следует рассматривать как очередную попытку создать в России милицию "с человеческим лицом".

"Время Новостей" о депутатских инициативах по поправкам к закону "О гражданстве". // Демоскоп-Weekly (Москва).- 19.05.2003.- 113-114

Программа включает в себя широкий спектр мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. В частности, па местах будет создана база данных о семьях и подростках, находящихся в социально опасном положении. Будет продолжена работа по трудоустройству, обеспечению жильем, оказанию патронажной помощи выпускникам школ-интернатов, по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Позволят приблизиться к решению проблемы беспризорности несовершеннолетних и другие меры, предусмотренные в распоряжении Главы Администрации области.

Установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними, лишившимися родительского попечения, в области является наиболее распространенной формой семейного воспитания - около 60% от общего количества учтенных детей этой категории. Основным условием обеспечения опекаемым детям достойной жизни в приемной семье является установление достаточного размера опекунского пособия и регулярная его выплата.

В настоящее время проблема детской беспризорности остается одной из наиважнейших проблем нашего общества и государства. Первым шагом в решении практических задач по борьбе с беспризорностью несовершеннолетних является выявление и помещение их в специализированные учреждения.

Именно поэтому развитие системы специализированных учреждений для временного содержания несовершеннолетних является в настоящее время одним из главных аспектов развития всей системы профилактики беспризорности и преступности среди несовершеннолетних.

Вначале хотелось бы провести краткий обзор нормативно-правовых актов, закрепляющих цели государственной политики по обозначенной проблеме.

В 1995 году был принят Указ Президента РФ "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей) "\1.

В нем определялось, что цель государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации в отношении детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, состоит в обеспечении их социализации, полноценной реабилитации, в том числе социальной и психологической, и успешной интеграции их в общество.

Для достижения этой цели был поставлен ряд задач. В том числе такие, как:

- защита прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах;

- создание сети специализированных служб и учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами средовой дезадаптациии несовершеннолетних правонарушителей;

- оказание "скорой" помощи детям в условиях экстремальных ситуаций;

- совершенствование подготовки профессиональных кадров для работы с детьми, попавшими в особо трудные обстоятельства.

Для решения поставленных задач предусматривалась реализация следующих мер:

1) подготовка проектов необходимых законодательных актов, направленных на защиту прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных условиях;

2) развитие сети центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

3) создание сети социально-реабилитационных центров, социальных приютов для безнадзорных детей с отклонениями в поведении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальных (коррекционных) учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних детей с отклонениями в развитии и совершивших общественно опасные деяния;

4) развитие сети социальных приютов для детей, попавших в трудные жизненные ситуации;

5) развитие сети срочной психологической помощи (в том числе по телефону);

6) расширение масштабов обучения и повышения квалификации специалистов по социальной работе, специалистов по социальной реабилитации, сотрудников организаций по делам несовершеннолетних и других специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

В Указе предусматривалось также, что практическая реализация Основных направлений потребует глубокой экономической, финансовой и правовой проработки и будет осуществляться на основе принятия законодательных и правовых актов, а также разработки и реализации соответствующих федеральных целевых программ, ежегодных планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При осуществлении государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации предполагалось исходить из принципа четкого разграничения ответственности между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации за реализацию Основных направлений.

Распоряжением Правительства РФ от 10 мая 1999 г. N 736-р был утвержден План мероприятий федеральных органов исполнительной власти по преодолению детской безнадзорности на 1999-2000 годы.

В указанном документе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления было рекомендовано осуществить комплекс мер по преодолению детской безнадзорности, включающий в том числе: укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних службами экстренной помощи несовершеннолетним, находящимся в кризисных ситуациях, учреждениями, осуществляющими лечение и реабилитацию несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, а также психическими расстройствами и ВИЧ-инфекцией.

В 2000 году постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. N 625 была утверждена Федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2001-2002 годы".\2

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 ноября 2001 года N1328 настоящей программе был присвоен статус президентской программы.

В указанной Программе отмечалось, что ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, безработица, резко возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде.

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации 424, 3 тыс. несовершеннолетних состояли на учете в органах внутренних дел.

Стабильно высоким оставался показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей. В 1998 году по сравнению с 1995 годом на 19, 5 процента увеличилось число исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами Российской Федерации. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав и которые в силу разных причин вынуждены проживать в семье, пополняют ряды безнадзорных.

132 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в соответствующих образовательных учреждениях, только за последние 3 года число таких детей возросло на 13, 2 тыс. человек.

Отмечаются случаи, когда безнадзорные дети становятся объектами сексуальных посягательств и предметом торговли.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

Реализация федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1997-1999 годах позволила частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы явилось увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

По состоянию на 1 января 2000 г. в Российской Федерации действовало 701 такое учреждение (в 1994 году - 30). В результате реализации Программы эти учреждения, а также специальные учебно-воспитательные учреждения, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам системы органов образования, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей системы органов внутренних дел были обеспечены автотранспортом, сельскохозяйственными машинами, медицинским, бытовым, реабилитационным оборудованием, аудио-, видео- и компьютерной техникой. Это позволило улучшить условия содержания детей, создать базу для внедрения современных технологий их социальной и медико-психологической реабилитации.

Однако незавершенность формирования и оснащения сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий и свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы по решению проблем детской безнадзорности программно-целевым методом.

Не в полной мере отвечает современным требованиям нормативно-правовое, информационно-аналитическое, научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

Целью Программы в 2000 году ставилось дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

Программа предусматривала решение следующих задач по интересующей нас проблеме:

- совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

- дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы.

В соответствии с основными направлениями реализации Программы предусматривалось оснащение учреждений по профилактике, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимым медицинским, бытовым и спортивным оборудованием, оборудованием для профессиональной подготовки и трудовой реабилитации, автотранспортом с целью создания необходимых условий проживания и реабилитации детей и подростков.

Ресурсное обеспечение Программы предполагало, что объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составит 218, 64 млн. рублей, в том числе на: мероприятия общей и специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 9, 92 млн. рублей; государственную поддержку учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 206, 12 млн. рублей; научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 2, 1 млн. рублей; организацию переподготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - 0, 5 млн. рублей.

Объемы финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета должны были ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год.

Для реализации ряда мероприятий Программы планировалось привлечение средств бюджетов субъектов

Российской Федерации. Участие конкретных субъектов Российской Федерации в выполнении Программы согласовывалось после принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Механизм реализации Программы предусматривал, что к участию в реализации Программы будут привлечены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, в том числе научные учреждения.

Исполнение Программы должно было осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых государственным заказчиком - Министерством труда и социального развития Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий, которые будут определяться в установленном порядке на конкурсной основе.

С целью осуществления управления реализацией Программы при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации создавалась дирекция Программы, в состав которой входили представители исполнителей мероприятий Программы.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации как государственный заказчик осуществляло контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняло затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.

В Программе предусматривалась система оценки эффективности ее реализации. Предполагалось, что государственная поддержка учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволит расширить их сеть, оснастить различным оборудованием и автотранспортом, в результате чего улучшатся условия проживания воспитанников, более эффективно будет осуществляться их социальная адаптация и реабилитация.

Предполагалось также, что реализация Программы позволит:

- стабилизировать показатель количества беспризорных детей и подростков на уровне, не превышающем показатели 1999 года;

- увеличить до 850 единиц количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых будут оказаны различные виды социальных услуг 185 тыс. детей.

Рассмотренные выше нормативно-правовые акты -это отнюдь не исчерпывающий перечень документов, содержащих те или иные программные мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Однако анализ указанных выше документов позволяет сделать вывод, что задача по развитию и поддержке учреждений по оказанию экстренной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является одной из первостепенных задач государственной политики в этой области.

В настоящее время система учреждений экстренной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, закреплена в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"\3 (далее - Закон).

В ст. 13 Закона определяется, что к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:

1) оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;

2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

3) заблудившиеся или подкинутые;

4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Основаниями помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

1) личное обращение несовершеннолетнего;

2) заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть помещены лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.

Несовершеннолетние обслуживаются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации.

Несовершеннолетний, добровольно обратившийся в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

В п. 10 Порядка приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 30 января 1997 г. N4\4, содержится важное положение о том, что учреждение осуществляет различные формы патронажа над несовершеннолетними, в том числе добровольно покинувшими учреждение, поддерживает контакты с ними после окончания их пребывания в учреждении.

Основные направления и порядок деятельности указанных учреждений определены в Рекомендациях по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 29 марта 2002 года N 25.

В соответствии с Рекомендациями основными направлениями деятельности учреждений являются:

- осуществление приема несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи, в случае необходимости проведение доврачебного осмотра и организация медицинского обследования;

- проведение социального диагностирования с целью дальнейшей разработки индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, осуществления контроля за их реализацией, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- обеспечение реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности, работу с семьями несовершеннолетних, реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, обеспечивает им социальную помощь и социальный патронаж несовершеннолетних.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних может включать в себя следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной диагностики; стационарное отделение; социальную гостиницу; группу длительного пребывания; группы дневного пребывания и социального патронажа; семейную воспитательную группу; отделение помощи семье и детям и другие структурные подразделения, отвечающие уставным целям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

В качестве специализированного структурного подразделения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних может быть образовано отделение, осуществляющее функции, аналогичные функциям социального приюта для детей (с соответствующей структурной организацией), которое осуществляет прием и содержание беспризорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в дальнейшем устройстве.

Социальный приют для детей предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Социальный приют для детей может включать в себя следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение социальной диагностики; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной реабилитации, включающее социальную гостиницу, семейную воспитательную группу; группу социального патронажа и другие подразделения, отвечающие целям и задачам социального приюта для детей.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначается для социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания содействия в их дальнейшем устройстве (с приоритетным использованием различных форм передачи на воспитание в семью) в установленном порядке. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, может создавать следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение социальной диагностики; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной реабилитации, включающее стационарное отделение; группу длительного пребывания; семейную воспитательную группу; отделение перевозки несовершеннолетних и иные подразделения, отвечающие целям и задачам центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Так как указанные специализированные учреждения для несовершеннолетних находятся в ведении органов социальной защиты населения, необходимо отметить положения Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10, 25 июля 2002 г.).\5

В статье II указанного закона "Предоставление временного приюта" определяется, что временный приют специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Указанные специализированные учреждения находятся, как правило в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в ведении органов местного самоуправления. Таким образом, следует указать на необходимость целенаправленной политики по их развитию в самих субъектах федерации.

Обращаясь к опыту Оренбургской области - можно назвать ряд следующих нормативных актов.

Так, Распоряжением главы города Оренбурга от 17 ноября 2000 г. N 4247-р "О проведении целенаправленных мероприятий по выявлению и дальнейшему определению безнадзорных детей" управлению социальной защиты населения следует обеспечить прием детей, выявленных в ходе рейдов в центре социальной помощи семье и детям, в центре социального обслуживания Дзержинского района.

Распоряжением главы администрации Оренбургской области от 7 мая 2002 г. N 217-р "О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних" в целях комплексного решения задач по профилактике детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Главному управлению социальной защиты населения Оренбургской области было поручено:

- продолжить реализацию намеченных мер по выявлению, оказанию помощи и устройству несовершеннолетних, требующих помощи государства, дальнейшему развитию системы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

- взять под особый контроль организацию и деятельность службы перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и детских учреждений, к месту их постоянного проживания.

- сформировать банк данных по семьям социального риска и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении.

Целью настоящего исследования было дать общее представление о существующей в нашей стране системе специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В заключение хотелось бы сказать о том, как, по нашему мнению, эта система должна развиваться.

Во-первых, необходимо дальнейшее совершенствование государственной политики в сфере развития указанной системы специализированных учреждений. Нельзя допускать ослабление интереса государства и его органов к проблемам несовершеннолетних, нуждающихся в срочной социальной помощи и реабилитации.

Во-вторых, если в настоящее время можно отметить удовлетворительное состояние законодательства, регулирующего деятельность специализированных учреждений) то появление новых структур и эффективное функционирование существующих в большой степени будет зависеть от их достаточного финансирования. Таким образом, необходима серьезная финансовая политика в этой сфере.

И, наконец в-третьих, хочется обратить внимание на необходимость взаимодействия между специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и правоохранительными органами. Беспризорные дети часто оказываются вовлеченными в различные криминальные группы. И поэтому необходимо особое внимание к ним со стороны правоохранительных органов, дабы оградить их в дальнейшем от преступных посягательств.

***

1 Указ Президента РФ 14 сентября 1995 г. N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной, социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)" // СЗ РФ - 1995 - N36 - Ст. 2376

***

2 Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 г. N 625 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2001-2002 годы" // СЗ РФ - 2000 - N 32 - Ст. 2271.

***

3 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"// СЗ РФ - 1999 - N25 - Ст. 1278.

3 Постановление Минтруда РФ от 30 января 1997 г. N4 "Об утверждении порядка приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" //СЗ РФ - 1997 - N2 - Ст. 14.

5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // СЗ РФ -1995 - N40 - Ст.34б8.

Е.А. Ищенко ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. // Право и политика (Москва).- 25.08.2003.- 008.- C.104-110

Поэтому главной своей задачей правительство видит создание большого количества рабочих мест. В текущем году государство намерено трудоустроить 1, 5 миллиона молодых людей в возрасте от 14 до 16 лет. "Если летом они получат работу, то это означает снижение уровня преступности, улучшение показателей безнадзорности и беспризорности", - сказал министр труда. Г-н Починок ГАЗЕТЫ ПИШУТ О ... :. // Демоскоп-Weekly (Москва).- 29.04.2002.- 065-066

профилактическая работа с семьей - один из основных методов борьбы с беспризорностью?

Три года назад Госдума приняла закон о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С одной стороны, закон вроде бы расставил все по своим местам: милиция работает с детьми-нарушителями, социальные службы - с нуждающимися в помощи и опеке государства. В принципе это цивилизованный подход к решению проблемы безнадзорности. Считается негуманным помещать под одной крышей милицейского учреждения, даже того же Центра временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, детей, преступивших закон, и тех, кто ничего противозаконного не сделал: просто ушел из дома и "потерялся".

Array

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.