РУБРИКИ

Французское брачно-семейное право по французскому гражданскому кодексу 1804 г.

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Французское брачно-семейное право по французскому гражданскому кодексу 1804 г.

Французское брачно-семейное право по французскому гражданскому кодексу 1804 г.

Министерство образования Российской Федерации

Уральская государственная юридическая академия

Кафедра истории государства и права

Контрольная работа по истории государства и права зарубежных стран

Вариант 2

Выполнил

Мезенов Константин Викторович

Проверил

Екатеринбург, 2005

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Задание 1. 3
  • Задание 2.. 8
  • Список использованной литературы: 21

Задание 1.

До решения казуса охарактеризуйте французское брачно-семейное право по Французскому гражданскому кодексу 1804 г.: форма брака, условия вступления в брак, основания развода, личные отношения супругов и ограничения дееспособности замужней женщины, прерогативы мужа (главы семьи), имущественные отношения супругов, родительская (отцовская) власть, положение внебрачных детей. Проведите анализ французского брачно-семейного права, делая ссылки на статьи Французского гражданского кодекса 1804 г. Решите казус и все его варианты, используя Хрестоматию по всеобщей истории государства и права под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. М., 1996. Ч.2

Французский гражданский кодекс был принят в 1804 году и вошел в историю под названием Кодекса Наполеона. При составлении кодекса его авторы опирались на юридическую доктрину, активно использовали революционное законодательство, сохранили некоторые положения французского обычного права и, конечно же не забыты были нормы римского права.

Кодекс состоит из вводного титула, в котором говорится об опубликовании, действии и применении законов и трех книг. Первая посвящена лицам. Вторая содержит правила об имуществах и о различных видоизменениях собственности. В третьей говорится о различных способах, которыми приобретается собственность.

Кодекс провозгласил юридическое равенство, устанавливая, что каждый француз пользуется гражданскими правами. Осуществление гражданских прав не зависит от качества гражданина. Вместе с тем, полной реализации этот принцип не получил, поскольку лица иностранного происхождения, замужние женщины не обладали полной правоспособностью.

Из всех отношений, регулируемых Французским гражданским Кодексом, брачно-семейные отношения явились той областью, где с большей силой получили выражение в момент создания кодекса контрреволюционные тенденции. Полновластие мужа и отца, ограниченная правоспособность замужней женщины - вот принципы, на которых в 1804 году под влиянием обычного права создавалось семейное право.

Прогрессивный момент в вопросах семьи и брака единственно являли собой светский брак и допущение развода.

Брак по ФГК рассматривался как договор, поэтому для его заключения требовалось взаимное согласие супругов (ст. 146 ФГК «Нет брака, если нет согласия»). Для вступления в брак необходимо было достичь возраста полных 18-ти лет для мужчин и 15-ти лет для женщин (ст. 144 ФГК), не состоять в другом браке (ст. 147 ФГК), а для несовершеннолетних требовалось согласие родителей (сын - 25 лет, дочь - 21 год) (ст. 148 ФГК).

Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти и подчинения. До 18.02.1938 года ст. 213 гласила: "Муж обязан оказывать покровительство жене, а жена - послушание своему мужу". Согласно ст. 214 жена обязана жить вместе с мужем и следовать за ним всюду, где он решит находиться; муж обязан принять ее и предоставить ей все, что нужно для потребностей жизни, сообразно своим возможностям и своему положению.

Данная статья являлась базовой по отношению ко всем другим статьям, определяющим отношения супругов. Именно следствием власти мужа определялась ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность жены. Это положение было закреплено в статьях 215 и 217 ФГК, измененных только 18.02.1938 года. Статья 215 устанавливала невозможность участия замужней женщины в суде без согласия мужа, даже если бы она не обладала общностью имущества или была установлена раздельность имущества, изъятие из этого правила устанавливалось ст. 216 ФГК и касалось только полицейских и уголовных дел. Согласно ст. 217 ФГК, жена … даже при наличии раздельности имущества с мужем, не может дарить, отчуждать, закладывать, приобретать по безвозмездному или возмездному основанию без участия мужа в составлении акта или без его письменного согласия. Без согласия мужа она могла только составить завещание в отношении своего имущества (ст. 226 ФГК).

В соответствии со ст. 227 брак между супругами расторгался: 1) смертью одного из супругов; 2) разводом, произведенным в законном порядке; 3) присуждением, на основании приговора, вступившего в законную силу, одного из супругов к наказанию, влекущему за собой гражданскую смерть. Муж мог потребовать развода по причине прелюбодеяния жены. Жена может требовать развода по причине прелюбодеяния мужа (только если он держал свою сожительницу в общем доме)(ст.ст.229, 230 ФГК).

Это неравенство унизительно для женщины, но объясняется довольно просто. Отцом ребенка, зачатого в браке, кодекс (за несущественным исключением) признает мужа. Таким образом, всякий рожденный в браке ребенок будет законным наследником отцовского (и материнского) имущества. Но законодатель, следуя древнейшей традиции, тому интересу, благодаря которому возник парный брак, желал, чтобы наследство доставалось детям, зачатым от наследодателя. Прелюбодеяние мужа не имеет в этом случае значения, ибо «поиски отцовства» (а значит, и алименты на содержание внебрачных детей) не могут иметь места в судебном порядке. Закон их не знает. Только «осквернение семейного очага», то есть нарушение принятых правил добропорядочного поведения вынуждает законодателя согласиться с правом жены потребовать развода.

Либеральная публицистика, равно как и юристы, подвергала неравенство полов в разводе уничтожающей критике. И это сделало свое дело. В 1884 году указанное выше ограничение было снято Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 2000. - с.396.

До мая 1816 года развод по ФГК допускался по следующим основаниям:

1. прелюбодеяние супруга - осуществлялось по подаче заявления одним из супругов (муж мог подать такое заявление всегда (ст. 229 ФГК, жена - только в случае, если муж держал свою любовницу в общем доме ст. 230 ФГК);

2. вследствие злоупотреблений, грубого обращения или тяжелых обид одного из супругов в отношении другого (ст. 231 ФГК);

3. взаимного и упорного согласия супругов, выраженного способом, предписанным в законе, при соблюдении условий и после испытаний, определенных законом, что являлось доказательством того, что совместная жизнь является для них невыносимой и что для них существует твердо установленная причина развода.

ГК устанавливал неравные права мужа и жены и в отношении детей. Родительская власть, о которой говорилось в первой книге, по существу была сведена к отцовской власти. Отец, имевший «серьезные поводы к недовольству поведением ребенка, не достигшего 16 лет», мог лишить его свободы на срок до одного месяца. Сыновья, не достигшие 25 лет, и дочери до 21 года не имели права вступать в брак без согласия их отца и матери, но в случае разногласия между родителями принималось во внимание мнение отца.

Кодекс в принципе допускал возможность признания отцом своих внебрачных детей, но ст. 340 запретила отыскание отцовства. Это реально ухудшило положение детей, родившихся вне брака, даже по сравнению с дореволюционным законодательством.

Но в целом нормы семейного права в ГК Наполеона имели для своего времени прогрессивное значение. Кодекс секуляризовал брак, развивая тем самым положения Конституции 1791 г. о том, что брак - гражданский договор; подтвердил введенный в период революции развод, что означало - разрыв с требованиями канонического права. Правда, в 1816 г., после реставрации Бурбонов, в условиях усиления влияния католической церкви гражданский развод был отменен и восстановлен лишь в 1884 г.

В 1810 г. француженка Мари Лебран, узнав о связи мужа с актрисой из соседнего городка, уехала из дома и поселилась в поместье подруги Софи Сезанн, в благодарность за оказанную услугу она подарила Софи дорогой перстень, который еще в детстве ей дала бабушка, и завещала ей землю, полученную в приданое. Муж уговаривал ее вернуться домой, но Мари настаивала на разводе. Тогда он, отказав Мари в разводе, обратился в суд с требованием:

принудительно вернуть жену в их общий дом;

возвратить подаренный Софи Сезанн перстень;

аннулировать завещание, поскольку в брачном контракте нет пункта о раздельной собственности супругов.

Как будет решен его иск во всех частях на основе Французского гражданского кодекса 1804 г.?

Т.о. на основе Французского гражданского кодекса 1804 г. суд должен будет обязать жену принудительно вернуться в их общий дом (ст. 214), возвратить подаренный Софи Сезанн перстень (ст. 217 ФГК), поскольку муж не участвовал в составлении акта дарения (также отсутствовало его письменное согласие). ФГК (ст.226) позволял жене без согласия мужа только составить завещание в отношении СВОЕГО имущества (ст. 226 ФГК).

Варианты

а) суд принял решение о принудительном возвращении Мари Лебран в их общий дом. Через полгода в супружеском доме муж застал жену с любовником и несколькими выстрелами из револьвера убил его.

Какое наказание должен понести ревнивый муж за убийство по Французскому уголовному кодексу (ФУК) 1810 г.? Какому наказанию подвергнется его жена за прелюбодеяние по ФУК 1810 г.?

В 1810 году был принят Уголовный Кодекс Франции (ФУК). Согласно ст. 302 ФГК всякий виновный в предумышленном убийстве … карается смертной казнью. Согласно ст. 337 ФУК устанавливалась ответственность за прелюбодеяние, совершенное женой, однако обвинение носило частный характер. Муж мог прекратить исполнение приговора, изъявив согласие взять жену к себе обратно.

б) Мари Лебран задумала отомстить мужу. Для этого она подсыпала ему в стакан молока небольшое количество мышьяка (с тем, чтобы он, выпив его, немного помучился, но не умер) и поставила его в шкаф. Неожиданно на кухню зашла госпожа N. со своим пятилетним сыном, открыла шкаф, взяла отравленное молоко и стала поить им мальчика. Мари Лебран видела это, сознавала, что ребенок может умереть, но тем не менее не сказала ни слова, ибо боялась обнаружить свою проделку. Мальчик напился молока и в тот же день скончался.

Какую ответственность понесет Мари Лебран по ФУК 1810 г.?

Согласно ст. 302 ФГК всякий виновный в отравлении карается смертной казнью.

в) Мари Лебран договорилась с одним из лесников, чтобы тот за 10 тысяч франков убил ее мужа во время предстоящей охоты. Вскоре к леснику с такой же просьбой обратился любовник Мари, который ничего не знал о ее плане. Лесник взял у них деньги и убил мужа.

Какому наказанию будут подвернутся все участники дела по ФУК 1810 г.?

Согласно ст.59 ФГК соучастники преступления или проступка подлежат такому же наказанию, что и виновники этого преступления или проступка, за исключением случаев, когда закон постановляет иное. В ст. 60 ФГК раскрывается понятие соучастников деяния: «Как соучастники деяния, являющегося преступлением или проступком, караются те:

которые подарками, обещаниями, угрозами, злоупотреблением влияния или власти, преступными кознями или ухищрениями подстрекнули к этому деянию или дали наставления, как его совершить;

которые доставили оружие, орудия или иное какое средство, послужившее для совершения деяния, зная, что они для этого предназначались;

которые заведомо помогали или содействовали виновнику или виновникам деяния в действиях, его подготавливающих, облегчающих или осуществляющих».

Поэтому все участникам преступления должна инкриминироваться ст. 302 ФУК, согласно которой устанавливается ответственность в виде смертной казни за предумышленное убийство.

Задание 2. Дайте сравнительную характеристику государственного строя Афинской и Римской республик.

Сравните государственный строй Афинской демократической республики (V в. до н.э.) и Римской аристократической республики (509 г. до н.э. - 27 г. до н.э.): форма правления; народное собрание, порядок законодательства; совет 500 и сенат; магистраты, принципы организации и деятельности должностных лиц (выборность, коллегиальность и др.); Полибий о смешанном образе правления в Римской республике. При ответе на вопрос об оценке Полибием смешанного образа правления в Римской республике используйте любую хрестоматию по истории государства и права зарубежных стран.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

Римляне называли свое государство «республика», т.е. «общее, общественное дело». Этим названием подчёркивалось верховенство народа и демократические основы государства. Но это название не соответствовало действительности, так как фактически огромное большинство населения не принимало никакого участия в управлении государством, где власть принадлежала верхушке рабовладельцев. Но диктатура рабовладельцев не исключала известную демократию среди рабовладельцев и для рабовладельцев, и она действительно существовала в период республики, хотя и не достигла того развития, как в Афинах.

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц. Органами центральной государственной власти в республиканском Риме являлись: сенат, народное собрание, магистраты.

Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н. э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян. Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лиц. На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы - демагоги, защищавшие инте- ресы отдельных групп свободных. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки. Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными. Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

Народные собрания (комиции) в Риме играли меньшую роль в жизни государства, чем в Афинах. а) Куриатные собрания хотя номинально и сохранились, но постепенно утратили всякое политическое значение. К их компетенции, кроме утверждения усыновлений, совершаемых патрициями, относилось лишь совершение обряда; формального предоставления должностным лицам, избранным на центуриантных собраниях, высшей власти.

б) Центуриатные собрания - собрания войска, организованного в центурии. В III в. до н.э. произошло изменение. К компетенции центуриатного собрания относилось: а) избрание высших магистратов - консулов, преторов, цензоров; б) принятие или отклонение проектов законов; в) рассмотрение жалоб лиц, присужден-ных магистратом к тяжкому наказанию.

в) Трибутные собрания - собрания граждан по территориальным трибам. Трибутные собрания являлись более демократическими, чем центуриатные, так как в них могли участвовать на формально равных основаниях не только богачи, но и средние и мелкие земле-владельцы. Однако на деле, крестьяне не имели возможности являться на собрания, происходившие неизменно в Риме, а потому и не могли влиять на голосование. На трибутных собраниях избирались курульные эдилы, квесторы и некоторые другие должностные лица, принимались или отвергались проекты законов и рассматривались жалобы на решения магистрата о наложении штрафа.

Народные собрания созывались магистратом (обычно консулом или претором), причем заранее указывались вопросы, подлежащие решению. После совершения религиозных обрядов оглашалось и голосовалось предложение. Голосование производилось отдельно в каждой центурии или трибе. Обсуждение предложения, внесение новых предложений или поправок не допускалось, так что римские граждане могли лишь пассивно голосовать за внесенные магистратами предложения.

Народные собрания в Риме имели немалое значение в период республики. Но в 1 в. до н.э. роль их упала. С одной стороны, по мере расширения римского государства в народных собраниях, происходивших в Риме, участвует все меньшая часть граждан. Раскинувшееся на огромные пространства государство перерастает формы, установленные для государства-города. С другой стороны, обострение противоречий внутри класса рабовладельцев и усиление классовой борьбы заставляет крупных рабовладельцев, державших в своих руках власть, суживать, а затем и ликвидировать даже те скудные элементы демократизма, которые содержались в народных собраниях. Власть концентрируется в руках правящей аристократической элиты.

В Совет пятисот (буле) (Афины) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего. Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

Компетенция Совета 500 была очень обширной и заключалась в следующем:

а) Совет руководит деятельностью народного собрания. После рассмотрения законопроекта народным собранием такой законопроект поступал на заключение Совета 500. Следовательно, за одобрение законопроекта, внесенного каким-либо лицом, отвечали и члены Совета;

б) Совет руководит администрацией. Кандидаты на те или иные должности должны были пройти проверку со стороны Совета 500. Совет контролирует деятельность должностных лиц, от которых требует отчета. Если он устанавливал нерадение или злоупотребление того или иного должностного лица, то он мог возбудить против последнего судебное преследование;

в) Совет следит за укреплением военной мощи Афинского государства.

г) Совету 500 принадлежат важные полномочия в области внешних сношений. Он дает аудиенцию послам других государств. Только после того, как он примет послов, обсудит их предложения, он представляет послов народному собранию, давая при этом свое заключение. Он командирует афинских граждан в другие государства для решения спорных вопросов или для заключения мира.

д) Совет 500 является высшим распорядительным органом в обла-сти прихода и расхода государственных средств. Конфискация имуще-ства, сдача в аренду рудников, взыскание налогов, обеспе-чение продовольствием города Афин, регулирование торговли - все это входит в компетенцию Совета;

е) Действуя в качестве судебного органа, он мог присуждать даже к такой мере наказания, как смертная казнь

Для исполнительно-распорядительной деятельности Совет выделяет из своей среды специальный исполнительный комитет в составе пятидесяти человек. Функции такого исполнительного ко-митета:

а) следить за благосостоянием города Афин;

б) заботиться о полицейской службе в пределах города;

в) подготавливать вопросы для рассмотрения в Совете 500 или в народном собрании.

Сенат являлся органом рабовладельцев-патрициев и играл первенствующую роль в управлении Римом. Число сенаторов составляло 300, а в I в. до н.э. - 600. Сенаторы избирались первоначально консулами, а с начала IV в. до н.э. - цензорами. Каждые пять лет список сенаторов пересматривался, причем лишь в отдельных случаях цензор не вносил прежних сенаторов в новый список. В состав сената включались главным образом бывшие магистраты. Сенаторов назначала избранная народным собранием коллегия цензоров. Фактически сенаторы отправляли свою должность пожизненно, т.к. цензоры крайне редко пересматривали состав сената (считалось, что сенаторы избирались на пять лет). Закон запрещал сенаторам заниматься торговлей и ростовщичеством. Сначала в сенате было 300 сенаторов, а позднее его численность достигла 600 знатных людей за счет лиц, занимавших в прошлом высшие должности в государстве. Здесь заседали и отбывшие свой срок консулы (консуляры), а также бывшие преторы и квесторы - казначеи. Основным критерием для сенатора - благородство происхождения, насколько глубоки были корни рода, к которому принадлежал сенатор. Созывали сенат высшие магистраты: консул, претор, а затем и народный трибун. Кто собирал сенат, тот и председательствовал в нем. Всякий законопроект сначала обсуждался в сенате, а потом выносился на голосование в центуриатные комиции. Такая же процедура была и при выборах должностных лиц. Сенат мог объявить принятый собранием закон или постановление недействительными. И в этом заключались его законодательные функции. Сенат вместе с тем был и органом исполнительной власти. Весь государственный аппарат находился в его подчинении. С сенатом вынуждены были считаться и консулы, и преторы, т.к. после отправления должности в течение одного года они рассчитывали получить в управление ту или иную провинцию.

Назначали заседания сената и председательствовали в них высшие магистраты - консулы, преторы, а с середины IV в. до н.э.- и плебейские трибуны. Постановления сената могли быть опротестованы плебейскими трибунами.

Сенат имел следующую компетенцию:

а) в области законодательной. Законы, принятые центуриатными и трибутными собраниями требовали для своей действительности утверждения сената.

б) в области административной. Сенат мог издавать общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной безопасности.

в) в области финансовой. Сенат составлял бюджет и устанавливал налоги. В распоряжении сената находилась государственная казна. Все это ставило магистратов в непосредственную зависимость от сената.

г) в области внешней политики. Сенат ведет переговоры с другими государствами. Он принимает и отправляет послов и заключает мирные договоры. (Объявление войны входило в компетенцию центуриатного собрания).

д) в области военного дела. Сенат устанавливал количество призываемых в армию, распределял армии и провинции между военачальниками. Сенат руководил действиями высшего командования, так как от сената зависел отпуск средств на ведение войны. От сената зависело продолжение войны или заключение мирного договора.

е) Чрезвычайные меры. В особых случаях; в частности при опасностях извне или при волнениях внутри государства, сенат мог принимать чрезвычайны меры, делать распоряжения о назначении диктатора, предоставлять магистратам чрезвычайную и неограниченную власть и т. д.

ж) Культ. Сенат ведал постройкой храмов, назначением религиозных церемоний, допущением культа новых богов.

Должностные лица (магистраты) в Афинах свою деятельность осуществляли на основе общих принципов, к числу каковых относятся:

1.Выборность. Все должности были выборными. Выборы производились в народном собрании открытым голосованием путем поднятия рук по жребию.

2. Срочность. Как правило, должностные лица оставались у власти один год, после чего слагали свои полномочия.

3. Коллегиальность. Обычно коллегия составлялась из 10 лиц. Во главе коллегии стояли председатели. Все прочие члены коллегии считались равными в правах.

4. Отсутствие иерархической подчиненности (исключение составляли военные должности).

5. Возмездность. Магистратам, за исключением стратегов, полагалось вознаграждение.

6. Подотчетность. По окончании срока полномочий должностные лица обязаны были отчитаться перед особыми коллегиями (эвфинов и логистов). Такие отчеты подлежали последующей проверке со стороны гелиэи. До тех пор, пока отчет не утверждали, бывший магистрат не имел права занимать новую должность, не мог распорядиться своим имуществом, не имел права выезжать за пределы Аттики и не мог рассчитывать на получение награды.

Должностные лица имели право налагать на граждан штрафы за неподчинение их распоряжениям. Размер штрафа зависел от тяжести проступка, от ранга должностного лица и определялся законом. Кроме того, магистраты были вправе возбуждать против граждан судебное преследование.

Характеризуя отдельных магистратов, следует отметить, что в рассматриваемый период значение коллегии архонтов заметно упало. В основном они сохранили за собой председательствование в судах и религиозные функции.

На первое место в управлении выдвигаются стратеги, коллегия которых была создана Клисфеном в 501-500 гг. до н.э. Стратегов избирали по одному от каждой филы. Выборы производились путем открытого голосования, а не жребием. На должность стратега могли претендовать лишь женатые и притом располагавшие недвижимой собственностью. Стратеги в отличие от прочих должностных лиц вознаграждения не получали. Следовательно, неимущие или малоимущие лишены были возможности занять эту должность. На них лежала организация сбора чрезвычайных военных налогов, они руководили доставкой провианта в Афины и т.д. Правда, распоряжались они средствами не бесконтрольно. Поскольку высший контроль за расходованием средств принадлежал народному собранию и Совету 500, то стратеги обязаны были отчитываться в расходовании сумм перед этими органами. Стратеги ведали дипломатическими сношениями: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, они скрепляли своей подписью мирные договоры, заключаемые Афинским государством.

Стратеги вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях (дезертирство, трусость и побег с поля боя, военная измена, уклонение от военной службы и т. д.).

Стратеги держали постоянную связь с Советом 500 и народным собранием (с последним через пританов) и имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета 500 или народного собрания. Они имели право в любой момент сделать доклад в Совете 500 и требовать принятия нужных мер.

Другие должностные лица, следили за исправным состоянием дорог, источников, святилищ; руководили обучением молодых людей, следили за образом жизни женщин и т. д.

В руках магистратов в Риме, формально выбираемых народными собраниями, а по существу - назначаемых сенатом, сосредоточивались функции управления, военная и административная власть. Пределы власти магистратов не были точно очерчены законом, и магистраты были свободны в своих действиях, но по существу находились в зависимости от сената. Юридически магистратом мог быть любой римский гражданин, но фактически должности магистратов замещались почти исключительно представителями нобилитета.

По общему правилу каждый магистрат избирается на один год, причем на каждую должность (кроме диктатора) выбирается несколько лиц. Но отдает распоряжения каждый магистрат самостоятельно. Однако любой его коллега (а равно магистрат более высокого ранга) может аннулировать отданное распоряжение. Тем самым ограничивалось личное усмотрение отдельных магистратов и в ряде случаев возникала необходимость предварительного согласования мероприятий. Магистраты не получали вознаграждения. Более того, им приходилось нести значительные издержки, связанные с избирательными кампаниями и с выполнением должности. Но, конечно, эта "безвозмездность" являлась фиктивной: магистратура являлась неисчерпаемым источником всяческих доходов.

Полномочия магистратов: а) командование войском и заключение перемирий, б) право собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них, в) право суда и наложения наказаний, г) право издавать приказы и принуждать к их исполнению. В состав potestes, принадлежавшей всем магистратам, входило: а) право издавать общие распоряжения - эдикты, б) право налагать штрафы за невыполнение распоряжений.

Консулы, избиравшиеся в числе двух. Являясь верховными магистратами, они осуществляли командование войском. Власть консула во время похода не имела ограничений. Консулы являлись и высшими административными должностными лицами: созывали сенат и народные собрания, ведали внутренним управлением и т. п.

Диктатор являлся чрезвычайным магистратом, т.е. назначался лишь в особых случаях. Диктатора назначал один из консулов по предложению сената. Диктатору подчинялись все магистраты, а плебейский трибун не имел veto в отношении его распоряжений. Действия диктатора не подлежали обжалованию. Но диктатура была ограничена кратким, а именно 6-месячным сроком. Диктатура учреж-далась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восстаний и в некоторых других чрезвычайных случаях.

Преторы. Первоначально преторы являлись лишь заместителями консулов. Они в некоторых случаях командовали войском и ведали административными делами. Но постепенно основной функцией претора стало направление судьям для разрешения имущественных дел, причем это направление сопровождалось указанием, как должно быть решено дело в зависимость от того, какие обстоятельства будут установлены.

Цензоры избирались в числе двух на срок в полтора года. Они составляли списки сенаторов и распределяли граждан по центуриям и трибам, производя оценку имущества граждан.

Курульные эдилы, избиравшиеся в числе двух, ведали порядком в Риме, надзором за рынками, организацией зрелищ. Они имели юрисдикцию по делам о продаже на рынках рабов и скота.

Квесторы имели разнообразную компетенцию: одни ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали деньги.

Кроме того, был ряд магистратов, ведавших некоторыми судебными делами, надзором за чеканкой монеты, дорогами и т. п. Особые магистраты управляли провинциями (внеиталийскими землями).

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Полибий (205-125 гг. до н. э.) - один из крупнейших историков древности, грек по происхождению, долгое время проживший в Риме в своих трудах, основанных на огромном фактическом материале подметил следующие особенности образа правления в Римской республике ("Хрестоматия по истории Древнего Рима", под ред. С. Л. Утченко. М.. 1962, стр. 81-83).

Консулы, пока не выступают в поход с легионами и остаются в Риме, вершат все государственные дела, ибо все прочие должностные лица, за исключением трибунов, находятся в подчинении у них и покорности; они также вводят посольства в сенат. Кроме того, консулы докладывают сенату дела, требующие обсуждения, и наблюдают за исполнением состоявшихся постановлений. Ведению консулов подлежат и все государственные дела, зависящие от решения народа: они созывают народные собрания, вносят предложения, они же исполняют постановления большинства. Далее, они имеют почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще военных походов, ибо они властны требовать по своему усмотрению войска от союзников, назначать военных трибунов, производить набор солдат и выбирать годных к военной службе. Кроме того, они властны подвергнуть наказанию всякого, кого бы ни пожелали, из подчиненных им в военном лагере. Они вправе расходовать государственные деньги сколько угодно, так как за ними следует квестор, готовый исполнить каждое их требование...

Что касается сената, то в его власти находится прежде всего казна, ибо он ведает всякий приход, равно как и всякий расход. Так, квесторы не могут производить выдачи денег ни на какие нужды без постановления сената, за исключением расходов, требуемых консулами. Да и самый большой расход, превосходящий все прочие, тот, который употребляют цензоры каждые пять лет на исправление и сооружение общественных зданий, производится с соизволения сената, который и дает цензорам разрешение. Равным образом все преступления, совершаемые в пределах Италии и подлежащие расследованию государства, каковы: измена, заговор, изготовление ядов, злонамеренное убийство, ведает сенат. Ведению сената подлежат также все те случаи, когда требуется решить спор по отношению к отдельному лицу или городу в Италии, наказать, помочь, защитить. На обязанности сената лежит отправлять посольства к какому-либо народу вне Италии с целью ли замирения, или для призыва к помощи, или для передачи приказания, или для принятия народа в подданство, или для объявления войны. Равным образом от сената зависит во всех подробностях и то, как принять явившееся в Рим посольство и что ответить ему. Ни в одном деле из поименованных выше народ не принимает ровно никакого участия...

Народ же дарует почести достойным гражданам, а это - лучшая в государстве награда за доблесть. Он же властен принять закон или отвергнуть его и - что самое важное - решает вопросы о войне и мире. Потом народ утверждает или отвергает заключение союза, замирение, договоры.

Список использованной литературы:

1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие. Под ред. проф. 3. М. Черниловского, составитель В. Н. Садиков. МОСКВА-1994 // www.ihtik.lib.ru

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. М., 1996. Ч.2

3. Всеобщая история государства и права. Учебник  для  студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Ответственный редактор - доктор юридических наук, профессор, К.И. Батыр «Былина», М. 1999 // www.ihtik.lib.ru

4. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М: Юристъ, 2000. - 576 с.


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.