РУБРИКИ

Гражданско-правове положение биржи

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Гражданско-правове положение биржи

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.

По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

2.2 Особенности правового регулирования деятельности фондовой биржи

Главным элементом инфраструктуры рынка инвестиций являются фондовые биржи. Законом о рынке ценных бумаг фондовая биржа отнесена к такой разновидности профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, как деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Не случайно Н.Б. Шеленкова выделяет следующие признаки биржи: предметная, территориальная и профессиональная концентрация биржевой торговли, периодичность, безналичность, унифицированность, деперсонификация и оптовый характер проведения биржевых торгов, а также гласность их проведения Шеленкова Н.Б. Правовые институты, связанные с биржевой деятельностью [Текст]// Российская юститиция-. 1997. № 12. - С.34.. Указанные признаки в той или иной мере присутствуют и в деятельности фондовой биржи. При этом значение фондовой биржи для инвестиционного рынка, охраны интересов инвесторов трудно переоценить Вавулин Д.А. Комментарий к федеральному закону "О рынке ценных бумаг" (постатейный) [Текст]. М., ЗАО Юстицинформ, 2007.-С.178..

Во-первых, посредством биржи, биржевых услуг происходит заключение сделок, инвестор может стать акционером, дав поручение члену биржи на покупку акций, либо, напротив, продав свои акции, облигации, переуступить другие инвестиционные права. На этот счет в специальной литературе верно подмечено, что «сущность биржи как посредника заключается не в перемещении товаров «через биржу», а в организации этого перемещения посредством создания условий для заключения сделки» Саркисян М.Р. Понятие и формы биржевого посредничества [Текст]// Журнал российского права.- 2002. - № 8.- С.58..

Во-вторых, биржа - это один из механизмов установления цены на акции, облигации, иные эмиссионные ценные бумаги, а также инвестиционные паи, поскольку биржевые торги проводятся на регулярной основе и, как отмечает В.В. Гросс, «биржа выросла из простейшего посредничества, из естественного стремления сделать контакты деловых людей, необходимые для осуществления торговых операций, регулярными» Гросс В.В. Принципы организации и функционирования товарных бирж [Текст]: Учеб. пособ. Иваново, 1992.- С.7.. При этом «биржа имеет возможность не только выявить цену на тот или иной товар, но и прогнозировать ее, выступать в качестве барометра конъюнктуры, определять тенденции в изменении спроса и предложения» Воловик А.М., Голда З.К. Основы биржевой деятельности: курс лекций [Текст]. М.: Финансы и статистика, 1994.- С.9.. Не случайно нормативными актами ФСФР (ФКЦБ) России установлено, что если акции являются предметом биржевых торгов, то их рыночная цена должна в обязательном порядке определяться именно на основании биржевых цен. Именно установление рыночной, справедливой цены на инвестиционные инструменты является одним из важнейших факторов обеспечения интересов инвесторов Петросян Э.С. Правовое положение субъектов биржевых деривативных сделок [Текст]//Право и экономика.- 2004.- № 5.- С.30..

В то же время, признавая огромное значение фондовой биржи для инвестиционного процесса, нельзя в полной мере согласиться с мнением И.А. Клепицкого о том, что «целесообразно ограничить оборот эмиссионных ценных бумаг рамками фондовой биржи; предусмотреть, что сделки с эмиссионными ценными бумагами могут совершаться только с помощью профессиональных участников рынка ценных бумаг» Клепицкий И.А. Уголовно-правовая охрана инвестиций на рынке ценных бумаг [Текст]// Законодательство. - №1.- 2004.- С.75., поскольку, думается, такие меры приведут к монополизации деятельности последних и, как следствие, к ухудшению положений инвесторов.

В-третьих, фондовая биржа является источником информации для инвесторов, организаторов инвестирования и иных субъектов. Биржевая информация содержит сведения не только о сделках с акциями, но и о тех акционерных обществах, ценные бумаги которых являются предметом биржевых торгов. Законом четко определены условия и порядок раскрытия информации о деятельности фондовой биржи. В частности, биржа предоставляет любому заинтересованному лицу информацию о каждой сделке: дату и время заключения сделки, наименование ценных бумаг, их государственный регистрационный номер, цену одной ценной бумаги и общее количество ценных бумаг. Кроме того, само по себе падение или, наоборот, рост цен на акции может отражать те объективные процессы, которые происходят в экономике, что, впрочем, не исключает и искусственный характер такого движения, например, особенности сделок со служебной информацией и сделок, направленных на манипуляцию с ценами. Не случайно в европейской юридической практике биржу именуют публичным учреждением, поскольку «биржа создается на корпоративной основе, но при этом государство делегирует ей определенные полномочия публичного характера» Герреро П.Б.А. Правовое регулирование деятельности участников фондового рынка в Испании и Франции [Текст]: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. - С.12..

В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и публичность проводимых торгов. Справедливо утверждение Н. Шеленковой о том, что гласным называется такое проведение биржевых торгов, при котором биржевая информация является равнодоступной для всех лиц, получивших в соответствии с биржевым законодательством и внутренними биржевыми регламентами статус участника биржевой торговли. В этом случае требование о публичной форме не является общим и не может быть применено в отношении фондовых бирж, на которых биржевая торговля осуществляется только между ее членами Шеленкова Н.Б. Правовые институты, связанные с биржевой деятельностью [Текст]// Российская юстиция.- 1997. - N 12. - С.14..

В целях более полного и точного информирования инвесторов фондовая биржа вправе осуществлять процедуру листинга. В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг листинг ценных бумаг определяется как включение фондовой биржей ценных бумаг в свой котировальный список Толстухин М.Е. Фьючерс и опцион как объекты фондового рынка [Текст]//Объекты гражданского оборота: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.,Статут, 2007.- С.122.. Установлено, что листинг осуществляется фондовой биржей на основании договора с эмитентом ценных бумаг, а листинг инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда - на основании договора с управляющей компанией этого паевого инвестиционного фонда. При этом в котировальные списки могут включаться только ценные бумаги, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом фондовая биржа вправе устанавливать и дополнительные требования к ценным бумагам, включаемым в котировальные списки. Осуществляя листинг, фондовая биржа тем самым подтверждает высокий уровень экономического развития акционерного общества Комментарий к федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" [Текст]/под ред. В.А. Вайпана. М., Юридический Дом "Юстицинформ", 2005.- С.35..

Требования к организационно-правовой форме фондовой биржи обусловлены задачами обеспечения интересов инвесторов. Определяя в свое время организационно-правовую форму биржи, Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР (п. 55) указывало, что «фондовая биржа создается в форме закрытого акционерного общества и при этом является некоммерческой организацией, не преследующей цели получения собственной прибыли». В связи с принятием Закона о рынке ценных бумаг фондовые биржи стали функционировать только в форме некоммерческого партнерства. Тем самым законодатель оставил в силе основную идею, заложенную в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, - биржа может быть только некоммерческой организацией. Однако изменения, внесенные в Закон о рынке ценных бумаг в 2002 г., дали возможность организации фондовых бирж в форме акционерных обществ.

Такие новеллы вызывают обоснованную критику со стороны специалистов. «Вряд ли инвесторы будут покупать или продавать бумаги на бирже, созданной в виде акционерного общества, нацеленного на получение прибыли. В этом случае не удается избежать злоупотреблений, связанных с различным доступом к информации о ценах на бирже у акционеров и участников торгов (эти категории чаще всего не совпадают)» Семилютина Н.Г. Регулирование биржевой деятельности: мировые тенденции и российское законодательство [Текст] // Российская юстиция.- 1997. - №11.- С.11.. Да, в целях ограничения влияния отдельных участников на биржу установлено, что одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20% и более акций, а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20% и более голосов на общем собрании членов биржи. Представляется, что такие меры явно недостаточны для обеспечения равноудаленности биржи от всех своих членов, поскольку неформальное объединение двух или трех членов биржи позволяет им полностью определять ее деятельность.

Правоспособность фондовой биржи определяется целью ее создания. В последнее время объем правоспособности биржи существенно расширен. Помимо деятельности по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг, биржа вправе совмещать указанную деятельность с некоторыми иными, в том числе с деятельностью валютной биржи, товарной биржи, клиринговой деятельностью, деятельностью по распространению информации, издательской деятельностью, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. Такие изменения вызваны необходимостью обеспечения фондовым биржам, и прежде всего региональным, возможности увеличения своих доходов. Они, по сути, являются компромиссом между принципом исключительной деятельности и задачей сохранения существования фондовых бирж в стране Автурханов А.М. Система налогообложения на рынках ценных бумаг мира [Текст]//Финансовое право.- 2007.-№ 5.-С.23..

В качестве основного вида деятельности Закон о рынке ценных бумаг признает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. При этом сам организатор торговли не участвует в совершении сделок, не становится стороной по сделкам. Его задача - создать условия для заключения сделок между иными профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Таким образом, деятельность по организации торговли ценными бумагами является услуговой и представляет собой разновидность посреднической деятельности (ст. 779 ГК РФ). В связи с этим в литературе подвергается сомнению характеристика деятельности биржи как предпринимательской Белых В.С., Винниченко С.И. Указ.раб.- С.62.. Представляется, что такие сомнения необоснованны. Биржа, как отмечалось, оказывает услуги на систематической основе, что является одним из признаков предпринимательской деятельности. Кроме того, важно понимать, что по существу единственным источником существования биржи является та прибыль, которую она может получить от оказания услуг, а значит, извлечение прибыли является одной из целей деятельности биржи. Главной причиной коммерциализации бирж «является осознание того факта, что деятельность по организации рынков является бизнесом», пусть и особым, с учетом «общественных функций», выполняемых организатором торговли. Таким образом, организационная форма этой деятельности должна соответствовать предпринимательской мотивации Семилютина Н.Г. Регулирование биржевой деятельности: мировые тенденции и российское законодательство [Текст]// Российская юстиция.- 1997. - № 11.- С.12.. О тенденции коммерциализации биржевой торговли говорит и А.В. Каширин Каширин А.В. Фондовые биржи: Жизнь после жизни [Текст]// ЭЖ-Юрист. - 2003. - № 10. - С.2..

При моделировании требований к участникам биржи законодатель выбрал путь депрофессионализации. Дело в том, что если ранее членами фондовой биржи могли быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг, то сейчас такие ограничения применимы только к биржам, являющимся некоммерческими партнерствами. В целях обеспечения стабильности биржевого оборота законодатель определил, что в любом случае участниками торгов могут быть только профессиональные участники рынка: брокеры, дилеры и управляющие, хотя в ряде стран участие биржевых посредников для совершения сделок не является обязательным. Такое требование следует расценивать позитивно, поскольку участие в торгах только профессиональных участников позволяет существенно снизить риск неисполнения сделок Герреро П.Б.А. Правовое регулирование деятельности участников фондового рынка в Испании и Франции[Текст]: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. - С.8. Членство на бирже является основанием для заключения договора об оказании биржевых услуг. На практике между членом биржи и его клиентом заключаются договоры комиссии, хотя закон и не воспрещает заключение договоров поручения, однако только в этом случае возможно соблюдение правила об участии в торгах исключительно членов биржи. В то же время информационными и консультационными услугами биржи может пользоваться любое лицо. Как отмечает А. Каширин, «важная функция фондовой биржи - контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. И контроль за добросовестностью сделок на торговой площадке. Контроль осуществляется посредством допуска профессиональных участников рынка ценных бумаг к биржевым торгам и путем определения порядка заключения и исполнения сделок, правил, ограничивающих манипулирование ценами и иными мерами…» Каширин А.В. Фондовые биржи: Жизнь после жизни [Текст]// ЭЖ-Юрист. - 2003. - № 10. - С.2..

Важной особенностью деятельности биржи является то, что условия ее осуществления должны быть отражены во внутренних, локальных актах. К таковым относятся следующие документы: правила биржевых торгов, положение о порядке раскрытия информации и т.д. Указанные акты принимаются либо общим собранием членов биржи, либо исполнительным органом. По существу, речь идет о присоединении участников торгов к тем условиям, которые изложены в указанных документах. Значит, договор на оказание услуг между биржей и ее членом является по своей природе договором присоединения (ст. 428 ГК РФ).

К торгам на фондовой бирже могут быть допущены соответствующие требованиям законодательства РФ эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги, в том числе инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов в процессе их выдачи и обращения. Инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов допускаются к выдаче и обращению на фондовой бирже в случаях и порядке, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 14 Закона о рынке ценных бумаг).

Дискуссионным в литературе является вопрос о возможности признать в качестве биржевого товара так называемые опционы и фьючерсы. Последние в мировой практике получили общее название «производные инструменты» (derivative). Законодательство разных стран определяет их по-разному.

Так, ст. 5 Закона Швейцарии о биржах и торговле ценными бумагами определяет производные инструменты как инструменты, цена на которые определяется ценами на финансовые ценности (акции, облигации, иные товары) или курсовой стоимостью. В соответствии с Законом Финляндии «О торговле стандартизированными опционами и форвардами» (Act on Trade in Standartized Options and Forwards) опцион - соглашение, по которому одна сторона (держатель опциона) получает от другой стороны (автора опциона) в обмен на премию право купить или продать по согласованной цене в будущем определенное количество ценных бумаг или иного имущества или право получить исполнение, рассчитанное на основании изменения индексов, отражающих развитие цены на основной (реальный) товар. Форвард, в свою очередь, - это соглашение на продажу (связанное с основным товаром), на определенную цену или дату, когда исполнение или заменяющая его компенсация осуществляется по требованию или когда исполнение осуществляется без требования, или соглашение, определяющее взаимность в исполнении определяемого на основании развития цен на биржевой товар. Тем самым по законодательству Финляндии производные инструменты определяются через понятие «договор» и не относятся к категории securities, хотя ими и торгуют на бирже. Сходную позицию относительно деривативов как договоров занимает и Г. Райнер Райнер Г. Деривативы и право [Текст]. М.: Волтерс Клувер, 2005. - С.13.. Противоположную позицию занимает О. Рохина, отмечая, что «фьючерсная сделка не является сделкой с ценными бумагами, и, следовательно, деятельность, способствующая заключению фьючерсных сделок, не может быть отнесена к деятельности организатора торгов на рынке ценных бумаг» Рохина О. Быть фьючерсу ценной бумагой или не быть? [Текст]// Хозяйство и право. - 2008. № 1.- С.56.. Итак, опционы и фьючерсы не являются предметом биржевых сделок. Речь должна идти только о совершении определенного вида сделок с биржевым товаром: опционных и фьючерсных договоров (контрактов), что, безусловно, входит в объем правоспособности фондовой биржи.

В результате можно сделать вывод о том, что рынок инвестиций, или инвестиционный рынок, представляет совокупность правоотношений, опосредующих, во-первых, процесс инвестирования, вложения имущества и иных объектов в деятельность организаторов инвестирования и, во-вторых, оборот инвестиционных прав: акций, облигаций, инвестиционных паев и т.д. При этом рынок инвестиций - понятие более широкое, чем рынок ценных бумаг, который может быть рассмотрен как часть рынка инвестиций, поскольку включает в себя отношения, связанные только с акциями, облигациями и опционами эмитента.

Субъектный состав рынка инвестиций характеризуется тем, что, помимо субъектов с общей правоспособностью, на нем присутствуют субъекты, предмет деятельности которых ограничен только возможностью оказания услуг инвестиционного характера: брокеры, управляющие, регистраторы и иные профессиональные участники рынка ценных бумаг. Кроме того, законодательно ограничен предмет деятельности и многих организаторов инвестирования, а также некоторых институциональных инвесторов. Наличие субъектов с ограниченным объемом правоспособности, прежде всего профессиональных участников рынка ценных бумаг, обусловлено необходимостью обеспечения интересов инвесторов через оказание им услуг профессиональными услугодателями на основе соответствующих лицензий. При этом именно фондовая биржа является одним из основных элементов в структуре инвестиционного рынка, субъектом, деятельность которого направлена на охрану интересов, что обеспечивается посредством проведения особым образом организованных биржевых торгов.

Фондовая биржа является обособившейся разновидностью организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Соответственно, как и другие организаторы торговли на рынке ценных бумаг, фондовая биржа предоставляет участникам рынка услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами. Деятельность фондовых бирж осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством к организаторам торговли на рынке ценных бумаг. Между тем для получения статуса фондовой биржи организатор торговли на рынке ценных бумаг должен отвечать определенной совокупности дополнительных требований. Эти требования установлены в комментируемой статье, а также в других статьях главы 3 Закона «О рынке ценных бумаг» и Положении о деятельности по организации торговли.

Для получения статуса фондовой биржи юридическое лицо должно быть создано в одной из двух организационно-правовых форм - в форме некоммерческого партнерства или в форме акционерного общества. Разница между этими двумя организационно-правовыми формами существования фондовой биржи состоит в следующем. Фондовая биржа, функционирующая как некоммерческое партнерство, не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли для ее распределения между учредителями и членами партнерства в качестве их доходов. Фондовая биржа, функционирующая в организационно-правовой форме акционерного общества, представляет собой коммерческую организацию, деятельность которой направлена на извлечение прибыли. В этом случае прибыль, получаемая фондовой биржей, может быть распределена среди ее акционеров. В настоящее время в Российской Федерации действуют фондовые биржи, созданные как в форме некоммерческого партнерства, так и в форме акционерного общества. Наиболее известные биржи, функционирующие как некоммерческие партнерства, - НП «Фондовая биржа «Российская торговая система» и НП «Фондовая биржа «Санкт-Петербург». Наиболее известные биржи, функционирующие как акционерные общества, - ОАО «Фондовая биржа РТС» и ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа».

Фондовые биржи должны быть независимы от своих акционеров и членов. В частности, одному акционеру и его аффилированным лицам фондовой биржи, созданной в форме акционерного общества, не может принадлежать 20 и более процентов акций каждой категории (типа). Вместе с тем уставом фондовой биржи могут быть установлены и более жесткие ограничения на участие в уставном капитале организации. Так, например, в Уставе ОАО «Фондовая биржа РТС» установлено, что одному акционеру биржи не может принадлежать более 10% акций. В случае превышения установленного ограничения количества акций биржи акционер, принадлежащее которому количество акций превышает установленное ограничение, обязан в течение десяти дней с даты, когда образовалось такое превышение, исполнить требование по ограничению количества акций, передав количество акций, превышающее установленное ограничение, иным лицам и (или) бирже. Одному члену фондовой биржи, созданной в форме некоммерческого партнерства, не может принадлежать 20 и более процентов голосов на общем собрании членов такой биржи. Таким образом, законодатель устанавливает ограничение на минимально необходимое количество акционеров или участников фондовой биржи в течение всего периода ее существования. Число акционеров или участников фондовой биржи должно быть не менее шести. Тем самым обеспечивается независимость фондовой биржи первоначально от учредителей, а затем от акционеров (в случае, если биржа создана в форме акционерного общества) и членов (в случае, если биржа создана в форме некоммерческого партнерства).

Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только юридические лица, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют брокерскую и / или дилерскую деятельность и / или деятельность по управлению ценными бумагами как профессиональные участники рынка ценных бумаг. Порядок вступления в члены такой фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется такой фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов. Ограничений на участие юридических и физических лиц в уставном капитале фондовых бирж, созданных в форме акционерных обществ, законодательно не предусмотрено. Так, например, акционером ОАО «Фондовая биржа РТС» может быть любое юридическое или физическое лицо, ставшее собственником акций на законных основаниях. Вместе с тем фондовые биржи сами могут устанавливать ограничения на круг своих акционеров. Например, акционерами ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» могут быть только юридические лица.

Фондовая биржа не вправе совмещать свою деятельность с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Исключение составляет клиринговая деятельность, связанная с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов. Вместе с тем фондовая биржа вправе совмещать свою деятельность с некоторыми видами хозяйственной деятельности, которые не отнесены к видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Такими видами деятельности являются: деятельность валютной биржи, деятельность товарной биржи, клиринговая деятельность, связанная с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельность по распространению информации, издательская деятельность, а также деятельность по сдаче имущества в аренду. В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи и / или товарной биржи и / или клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение.

Для того чтобы фондовая биржа могла выполнять поставленные перед ней задачи она должна иметь эффективную организационную структуру. Требования к организационной структуре фондовой биржи установлены Положением о деятельности по организации торговли.

Фондовая биржа, являющаяся акционерным обществом, обязательно должна иметь совет директоров. При этом не менее одной трети членов совета директоров фондовой биржи должны отвечать следующим требованиям: не являться на момент избрания и в течение одного года, предшествующего избранию, должностными лицами или работниками фондовой биржи; не являться должностными лицами другого общества, в котором любое из должностных лиц фондовой биржи является членом комитета совета директоров по кадрам и вознаграждениям; не являться супругами, родителями, детьми, братьями и сестрами должностных лиц фондовой биржи; не являться аффилированными лицами фондовой биржи, за исключением члена совета директоров фондовой биржи; не являться сторонами по обязательствам с фондовой биржей, в соответствии с условиями которых они могут приобрести имущество (получить денежные средства), стоимость которого составляет 10 и более процентов совокупного годового дохода указанных лиц, кроме получения вознаграждения за участие в деятельности совета директоров фондовой биржи; не являться представителями государства.

Фондовая биржа должна иметь коллегиальный и единоличный орган управления, а также единоличный исполнительный орган управления. Фондовая биржа должна иметь специальный комитет совета директоров (иного уполномоченного органа, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством) по аудиту, к функциям которого относятся оценка кандидатов в аудиторы и предоставление результатов такой оценки совету директоров (иному уполномоченному органу) фондовой биржи, рассмотрение заключения аудитора фондовой биржи до его представления высшему органу управления фондовой биржи, а также оценка эффективности действующих на фондовой бирже процедур внутреннего контроля и подготовка предложений по их совершенствованию. Фондовая биржа должна иметь контрольное подразделение. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, руководителя контрольного подразделения (контролера) фондовой биржи, и другие работники фондовой биржи не могут быть работниками и (или) участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся участниками торгов на данной и (или) иных фондовых биржах.

Фондовая биржа должна иметь биржевой совет. При наличии на фондовой бирже нескольких секций (торговых площадок, подразделений, отделов и т.п.) вместо биржевого совета биржа вправе создать совет для каждой секции (далее - совет секции). Биржевой совет (совет секции) осуществляет предварительное обсуждение проектов документов, представляемых в ФСФР России, и дает рекомендации по этим вопросам совету директоров фондовой биржи (или иному уполномоченному органу, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством). Биржевой совет (совет секции) формируется из числа должностных лиц (работников) фондовой биржи, участников торгов на фондовой бирже (участников торгов в данной секции), эмитентов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных заинтересованных организаций, а также независимых экспертов. Члены биржевого совета (совета секции) должны обладать знаниями, навыками и опытом, необходимыми для рассмотрения вопросов, связанных с функционированием фондовой биржи. Количественный состав биржевого совета (совета секции) определяется советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством), но не может быть менее пяти членов. Персональный состав биржевого совета (совета секции) утверждается советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством). Должностные лица (работники) фондовой биржи и участники торгов на фондовой бирже (участники торгов в данной секции) могут составлять не более одной трети состава биржевого совета (совета секции). В состав биржевого совета (совета секции) не могут входить два и более лиц, являющихся должностными лицами или работниками одного юридического лица либо разных юридических лиц, являющихся аффилированными лицами.

На фондовой бирже должен быть создан отдел по листингу в качестве отдельного структурного подразделения фондовой биржи. Отдел по листингу осуществляет контроль за соответствием ценных бумаг и их эмитентов (управляющих компаний паевых инвестиционных фондов) требованиям ФСФР России и фондовой биржи при включении ценных бумаг в котировальные списки и в течение всего срока нахождения данных бумаг в них, а также дает заключения о включении (об отказе во включении) ценных бумаг в котировальный список, об исключении их из котировального списка, о приостановлении торгов по ценным бумагам в случае несоответствия ценных бумаг или их эмитента (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) вышеуказанным требованиям.

По своей сути фондовая биржа относится к числу закрытых бирж. Это означает, что торговать на ней ценными бумагами может только определенный круг юридических лиц, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Участниками торгов, организуемых фондовой биржей, могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только брокеры, дилеры и управляющие, являющиеся членами такой биржи. Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников торгов определяется правилами, которые устанавливаются фондовой биржей и разрабатываются в соответствии с Положением о деятельности по организации торговли Хоменко Е. Новое в законодательстве о рынке ценных бумаг [Текст]//Законность.- 2003.- № 5.- С.24..

Все участники торгов на фондовой бирже находятся в равном положении, то есть не допускается наличие разных категорий участников, как это имеет место, например, на товарных биржах. Это приводит к тому, что не может быть временного членства, сдачи места члена биржи в аренду или в залог тем лицам, которые не являются членами данной биржи или фондового отдела.

Фондовая биржа должна утвердить и зарегистрировать в ФСФР России следующие документы:

1) правила допуска к участию в торгах на фондовой бирже. В них должны быть описаны права и обязанности всех категорий участников торгов, требования к участникам торгов, порядок допуска, приостановления и прекращения допуска к участию в торгах, порядок регистрации (аккредитации) участников торгов и их клиентов, а также меры дисциплинарного воздействия на участников торгов при нарушении ими правил, установленных фондовой биржей;

2) правила проведения торгов. В них должны быть включены: правила заключения и сверки сделок (лимиты участников торгов, виды заявок, которые могут подаваться ими для совершения сделок, и порядок их подачи, изменения и отзыва, порядок формирования реестра заявок, содержание отчетов о сделках и порядок их предоставления участникам торгов); особенности проведения торгов ценной бумагой в первый день ее обращения через организатора торговли (в том числе порядок определения расчетной цены для целей определения отклонений цен, порядок определения предельных отклонений цен заявок по отношению к расчетной цене, цены открытия к расчетной цене и текущей цены к цене открытия); правила регистрации сделок, в том числе порядок ведения реестров объявленных заявок и совершенных сделок; порядок исполнения сделок; правила, ограничивающие манипулирование ценами; расписание предоставления услуг организатором торговли, в том числе время торгового дня; порядок мониторинга и контроля за сделками, совершаемыми на торгах фондовой биржи, за участниками торгов и эмитентами, в том числе порядок приостановления и возобновления торгов, включая основания и порядок принятия решений об их приостановлении и возобновлении, методика расчета технического индекса, порядок проведения проверок сделок, включая срочные и нестандартные сделки;

3) правила листинга / делистинга ценных бумаг и / или правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга (фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок с ценными бумагами). Спецификации срочных сделок (фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению срочных сделок);

4) регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные документы. Все изменения и дополнения должны быть зарегистрированы в ФСФР России. Порядок регистрации аналогичен порядку регистрации документов организаторов торговли, не имеющих статуса фондовой биржи (см. комментарий к ст. 9 Закона «О рынке ценных бумаг»).

В целях выявления и пресечения практики использования служебной информации, манипулирования ценами фондовая биржа обязана осуществлять непрерывный контроль за всеми сделками, совершаемыми на организуемых ею торгах. Также биржа контролирует соблюдение участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных правовых актов ФСФР России. Для этого фондовая биржа устанавливает процедуры осуществления мониторинга и контроля за соответствием ценной бумаги и ее эмитента установленным требованиям для включения и нахождения ценной бумаги в соответствующем котировальном списке, в том числе порядок и сроки представления эмитентами фондовой бирже необходимой информации и документов. Фондовая биржа обязана немедленно уведомлять эмитента о несоответствиях, выявленных при осуществлении мониторинга и контроля. Участники торгов обязаны предоставлять фондовой бирже по ее требованию информацию, необходимую для осуществления ею контроля в соответствии с правилами проведения торгов на фондовой бирже. Детально порядок осуществления контроля и мониторинга биржей регламентируется Положением о деятельности по организации торговли (раздел VI) Жуков Д.А. Срочные сделки на российском фондовом рынке [Текст]//Налоги (газета).-2006.- № 8.- С.34..

Фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и публичность проводимых торгов. Фондовая биржа не гарантирует того, что вложения в ценные бумаги обязательно принесут доход. Фондовая биржа лишь гарантирует, что участники торгов могут иметь достаточную и достоверную информацию для формирования собственных суждений о доходности принадлежащих им ценных бумаг. Гласность и публичность торгов обеспечиваются путем оповещения участников торгов о месте и времени проведения торгов, списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий. Предоставляется и другая информация. Биржа должна обеспечить доступность информации, способной оказать влияние на рыночный курс ценных бумаг для всех участников биржевой торговли в одно и то же время. Кроме того, все они должны обладать одинаковой информацией, то есть находиться в одном положении. Подробно порядок раскрытия информации фондовой биржей регламентируется Положением о деятельности по организации торговли (раздел VII) Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: монография [Текст].М., Волтерс Клувер, 2006.- С.189..

Фондовой бирже разрешено устанавливать размер и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других платежей за оказываемые ею услуги. В частности, фондовая биржа может взимать плату за листинг, за распространение информации о ценах, за продажу финансовой информации, за использование фондовых индексов, за использование технических систем биржи, за предоставление консультационных, методических и учебных услуг и т.д. Помимо того, доход бирж составляют членские взносы членов биржи. Денежные средства фондовых бирж могут инвестироваться с целью получения процентов и дивидендов. Также фондовой бирже разрешено устанавливать размер и порядок взимания штрафов за нарушение установленных ею правил. При этом фондовая биржа не вправе устанавливать размер вознаграждения, взимаемого участниками торгов за совершение биржевых сделок.

2.3 Особенности правового регулирования деятельности валютной биржи

Валютные биржи формируют централизованный валютный рынок. В России валютные биржи играют довольно активную роль, поскольку на них осуществляются операции по купле-продаже свободно конвертируемой валюты и валютным котировкам. В зарубежных странах, в частности во Франции и Германии, на валютных биржах происходят только расчетные операции.

На сегодняшний день в России функционируют несколько валютных бирж и все они являются межбанковскими (например, Московская межбанковская валютная биржа, Уральская региональная валютная биржа, Санкт-Петербургская межбанковская валютная биржа). На их долю приходится основной валютный оборот. На утренней единой торговой сессии (ETC) всех отечественных валютных бирж происходит котировка в основном рубль / доллар. Дневные торги проводятся на валютных биржах раздельно. И на утренней, и на дневной сессиях все операции с валютой производятся в системе электронных лотовых торгов (СЭЛТ). В основу определения официального курса рубля Центральный банк РФ кладет прямую биржевую котировку рубль / доллар.

Валюта в биржевом обороте представляет собой средства на счетах в банках и иных кредитных организациях в денежных единицах РФ, иностранных государств, групп государств и в международных денежных и расчетных единицах. Выделять валютные ценности как отдельную категорию объектов биржевой торговли не принято, поскольку общие принципы совершения биржевых сделок с валютой или ценными бумагами не зависят от их государственной принадлежности. Одной из целей создания собственно валютных бирж является институциализация определенной части межбанковской торговли валютными средствами на счетах. Существуют биржевые ценности, для которых процедура допуска со стороны биржи не устанавливается, - это иностранная валюта.

Статус валютных бирж определяется, в первую очередь, Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и Положением ЦБ РФ от 16 июня 1999 г. №77-П «О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж».

Валютные биржи - это созданные в соответствии с законодательством РФ юридические лица, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком РФ. К иностранной валюте относятся денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки. Помимо этого, иностранной валютой следует считать средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Центральный банк РФ устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов может осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ, непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки или напрямую Центральному банку РФ.

Так в члены ММВБ могут быть приняты банки и другие финансовые учреждения (компании), имеющие лицензии на совершение валютных операций, полученные в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством не менее чем за 6 месяцев до даты подачи заявления о приеме в члены ММВБ.

Организации, направляют на имя Председателя Биржевого совета заявление о приеме в члены ММВБ.

К заявлению прилагаются:

- нотариально заверенная копия Устава;

- нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации (банковской лицензии);

- нотариально заверенная копия лицензии на проведение валютных операций;

- последний заверенный аудитором годовой баланс и баланс за последний полный квартал;

- регистрационная карточка;

- список корреспондентских счетов;

- показатели объема банковского обслуживания клиентуры;

- список представителей (дилеров), уполномоченных на проведение операций.

Представленные документы рассматриваются Комиссией по наблюдению за практикой биржевой деятельности, которая передает свое заключение Биржевому совету.

Решение о приеме в члены ММВБ принимается Биржевым советом, который выдает свидетельство о приеме в члены ММВБ и присваивает принятому члену регистрационный номер.

Комиссия по наблюдению за практикой биржевой деятельности совместно с Дирекцией ММВБ проверяет профессиональную подготовленность представителей членов ММВБ, уполномоченных на проведение операций (дилеров).

Члены ММВБ уплачивают вступительный членский взнос, размер которого устанавливается Биржевым советом.

При выходе или исключении из членов ММВБ уплаченные вступительные взносы не возвращаются.

Члены ММВБ открывают счета, необходимые для расчетов по торгам в банковских учреждениях, в которых открыты счета ММВБ. Дирекция ММВБ оказывает членам ММВБ содействие в открытии счетов.

Члены ММВБ имеют право:

- участвовать в проведении биржевых операций от своего имени за свой счет и от своего имени за счет своих клиентов;

- пользоваться системой расчетов по торгам ММВБ;

- получать от Дирекции и Биржевого совета ММВБ информацию о решениях, касающихся деятельности членов ММВБ на Бирже;

- вносить на рассмотрение Биржевого совета предложения по вопросам деятельности Биржи.

Члены ММВБ обязаны:

- соблюдать положения Устава ММВБ, Правил проведения валютных операций на ММВБ, Правил приема в члены ММВБ, Порядка расчетов по валютным сделкам на ММВБ;

- выполнять решения Биржевого совета и Дирекции, регламентирующие деятельность участников торгов ММВБ;

- своевременно выполнять обязательства по сделкам, заключенным на ММВБ;

- ежегодно публиковать в открытой печати сведения об итогах своей деятельности за год и годовой баланс.

Члены ММВБ несут полную ответственность за деятельность своих дилеров.

Член ММВБ, желающий выйти из ММВБ, письменно сообщает об этом Биржевому совету. Заявление о выходе принимается при условии завершения всех расчетов по сделкам, заключенным членом ММВБ на Бирже.

Решение о выходе из членов ММВБ принимается Биржевым советом и вступает в силу на следующий день после заседания Биржевого совета, на котором оно принято.

По представлению Комиссии по наблюдению за практикой биржевой деятельности может принять решение о временном отстранении члена ММВБ от торгов.

При повторном нарушении, а также в случае отзыва лицензии члена ММВБ на право проведения валютных операций на территории Российской Федерации Биржевой совет может принять решение об исключении из членов ММВБ.

2.4 Соотношение прав субъектов биржевой деятельности

Владельцы и приобретатели ценных бумаг, другого товара, как отмечалось, участвуют на биржевых торгах не непосредственно, а с помощью своих представителей, которыми являются профессиональные участники биржи - брокеры и дилеры, выступающие на основании договоров с продавцами и приобретателями биржевого товара и доверенности, определяющей пределы их полномочий Шерстобитов А.Е. Указ.раб. - С. 17..

Все участники торгов должны быть зарегистрированы. На время проведения биржевой сессии участникам торгов присваиваются персональные коды, которые фиксируются электронной торговой системой при заключении каждой сделки, что позволяет владельцам и покупателям биржевого товара общаться с брокерами и контролировать их деятельность.

Из участников торгов в первую очередь следует назвать саму биржу.

Биржа является не контрагентом, а посредником Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. - С. 558.. От имени и за счет биржи сделки заключаться не могут. Каждый участник биржевых торгов направляет заявку на приобретение или продажу определенного товара в заданном количестве по указанной цене. Но поскольку речь идет о срочном рынке, то в заявке указывают конкретную дату либо период, по истечении которого будет исполнена сделка.

Биржа непосредственно не покупает и не продает, но регистрирует заявки и таким образом находит вторую сторону контракта, когда имеются схожие заявки, но с обратной направленностью. К примеру, одна сторона продает 1000 акций «ЛУКойла» по предлагаемой цене, а другая сторона желает их приобрести.

Биржа выступает профессиональным участником торгов. Она организует торги, устанавливает требования, предъявляемые к участникам торгов на основании Правил биржевой торговли. Правила являются обязательным приложением к договору участника торгов с биржей Ем В., Козлова Н., Сургучева О. Указ. раб. - С. 28.. Присоединение к Правилам служит необходимым условием доступа участника к торговле на бирже.

Договор присоединения (ст. 428 ГК), в который вступает каждый вновь приходящий участник, обеспечивает равные условия для всех участников торгов, не облегчает возможность ознакомления со всем списком предложений и ускоряет процесс заключения биржевых договоров.

Биржа призвана оповещать участников торгов о месте и времени проведения биржевой сессии, предоставляет информацию о котировке ценных бумаг, допущенных к обращению на данной бирже, знакомит с иными сведениями, представляющими интерес для участников торгов.

Биржа как организатор торгов на фондовом рынке должна соответствовать требованиям, установленным Положением о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг.

Непременным участником биржевых торгов выступают расчетные палаты (клиринговые центры), в которых каждому участнику торгов открывается клиентский счет (ст. 28 Закона о товарных биржах). Участники торгов, наряду с договором с брокером, обязаны заключить договор с расчетной палатой на клиринговое обслуживание (клиринг от англ. clearing - система безналичных расчетов). Согласно этому договору расчетной палате поручается найти второго контрагента срочной сделки. После нахождения заявки со встречным предложением, расчетная палата регистрирует срочный договор и осуществляет необходимые расчеты Ем В., Козлова Н., Сургучева О. Указ. раб. - С. 28.. Расчеты совершаются не после наступления срока исполнения срочной сделки, а ежедневно, что обеспечивает, гарантирует сторонам, заключившим срочный договор, поступление соответствующих средств Галанов В.А. Указ.раб. - С. 122..

С этой целью стороны срочной сделки должны внести на счет, открытый брокером в расчетной палате (либо банке), гарантийный взнос, который называется начальной или депозитной маржой. В соответствии с торговыми обычаями начальная маржа составляет от 2 до 10 процентов стоимости контракта.

Расчетная, или клиринговая, палата не является стороной срочного контракта, она лишь выступает в роли коммерческого представителя в соответствии с правилами ст. 184 ГК РФ. Институт представительства широко используется в биржевой торговле, когда сделка совершается не покупателем и продавцом биржевого товара, а их представителями, действиями которых непосредственно создаются, изменяются и прекращаются гражданские права и обязанности (ст. 182 ГК РФ). Отношения между участником торгов (представляемым) и профессиональными участниками биржевого рынка (представителем) чаще всего основываются на договоре поручительства Ефремов А. Листинг ценных бумаг [Текст]//ЭЖ-Юрист.- 2005.- № 11.-С.4..

Для коммерческого представительства характерным является одновременное представление обеих сторон биржевой сделки. Стороны биржевой сделки, как и их представители, обязаны действовать разумно и добросовестно и несут за свои действия гражданско-правовую ответственность.

Коммерческий представитель обязан действовать с заботливостью обычного предпринимателя (абз. 1 п. 2 ст. 184 ГК РФ). При превышении представителем его полномочий сделка считается совершенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если она не будет одобрена впоследствии представляемым (п. 1 ст. 183 ГК РФ).

Другим участником биржевой сделки является дилер. Особенностью сделок, совершаемых дилером, является их совершение от своего имени и за свой счет (ст. 4 Закона о рынке ценных бумаг).

В отличие от брокера дилер выступает стороной биржевого контракта. Он становится собственником купленного на бирже товара Об утверждении правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации [Текст]: [Пост. ФКЦБ РФ РФ № 9, принят 11.10.1999 г., по состоянию на 16.03.2005 г.]// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2000.- № 4..

Дилерской деятельностью признается совершение срочных сделок от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен по определенным срочным сделкам с обязательством заключения таких сделок по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам (ст. 6 проекта Закона «О срочном рынке»).

Отдельные нормативные акты допускают смешение дилерской и брокерской деятельности. Представляется, что этот факт связан с тем, что реальным собственником товара, приобретенного дилером, часто является третье лицо, которое не желает открыто участвовать в биржевой торговле, что может привести к нарушению требований Закона об акционерных обществах, Закона о конкуренции, других нормативных актов.

Очевидно, в этом смысле О.Н. Садиков подчеркивает, что у дилера отношения представительства не возникают, если лицо действует хотя и в чужих интересах, но от собственного имени Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации [Текст]/ Отв. ред. О.Н. Садиков. М., Норма, 2007. - С. 379..

Дилер, получивший лицензию, вправе совершать срочные сделки только после заключения договоров с биржей как организатором торгов и клиринговой палатой (центром) об организации клирингового обслуживания, а также уплатив в установленном размере взнос в страховой фонд и средства гарантийного обеспечения. Дилер принимает участие в биржевых торгах с помощью автоматизированного рабочего места, подключенного к торговой системе, через трейдера, который выступает от имени дилера.

Заявку на приобретение (либо продажу) тех или иных ценных бумаг подает трейдер от имени дилера. При регистрации заявки трейдера в торговой системе в реестре указываются наименование и индивидуальный код дилера. Стороной в срочном договоре (фьючерсном или опционном контракте) выступает дилер, который вносит начальную (залоговую) маржу. Права и обязанности, вытекающие из заключенного на бирже контракта, возникают у дилера, который становится собственником приобретенных по фьючерсному или опционному контракту ценных бумаг, дилеру принадлежат средства, полученные от реализации принадлежащих ему ценных бумаг Дэвид С. Кидуэлл, Ричард Л. Петерсон, Дэвид У. Блэкуэлл. Финансовые институты, рынки и деньги [Текст]/ Пер. с англ. СПб., Питер, 2000. - С. 286..

Дилер зарабатывает на разнице цен продажи и покупки биржевого товара, а доход брокера составляют комиссионные Буренин А.Н. Фьючерсные, форвардные и опционные рынки [Текст]. М., Норма, 2003. - С. 52..

В соответствии с проектом Закона «О срочном рынке», брокерской деятельностью признается совершение срочных сделок в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре (ст. 4).

В соответствии с договором поручения субъектом отношений, вытекающих из срочной сделки, является клиент, а не брокер. Брокер - представитель клиента, а договор является двусторонним и взаимным.

К существенным условиям договора между биржевым брокером и его клиентом, на основании которого совершаются срочные сделки на биржевом рынке, является признание и обязанность исполнения биржевым брокером и клиентом Правил биржевых торгов и условий клирингового обслуживания (п. 2 ст. 5 проекта Закона «О срочном рынке»).

Брокер и дилер участвуют в торгах с помощью сотрудников биржи - трейдеров. Трейдеры - лица, объявляющие заявки и совершающие сделки от имени участника торгов.

Права и обязанности трейдера устанавливаются правилами торговли каждой биржи. К примеру, согласно ст. 07.03 Правил секции срочного рынка ММВБ трейдер - физическое лицо, уполномоченное членом секции на заключение от его лица сделок, а также на совершение иных действий. Регистрация заявок осуществляется организатором торгов.

Трейдеры представляют также расчетные фирмы, которые уполномочены проводить расчеты по биржевым сделкам.

Трейдер является представителем только одного участника торгов, который выдает трейдеру доверенность на совершение срочных сделок. Он должен зарегистрироваться у организатора торговли с присвоением индивидуального кода, который свидетельствует, какого именно участника торгов он представляет.

Заключение

Отечественные нормативные правовые акты, признавая валютную биржу в качестве юридического лица - коммерческой организации, одновременно фактически квалифицируют ее как организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже иностранной валюты, что тем самым выходит за рамки юридически очерченного режима, который свойственен любому коммерческому юридическому лицу. Поэтому валютную и товарную биржу следует охарактеризовать как экономико-правовое образование.

Сущность валютной и товарной биржи в качестве субъекта гражданских правоотношений образует совокупность следующих основных гражданско-правовых признаков: характер и объем правосубъектности (правоспособности) самой валютной биржи; специфика правосубъектности участников биржи как юридического лица, в целом, и как участников биржевых торгов, в частности; специфика образования, в том числе и приобретения специальной правоспособности валютной биржи.

Образование товарной и валютной биржи в качестве особого субъекта гражданских правоотношений следует признавать оконченным не с момента государственной регистрации, а со времени приобретения валютной биржей специальной правоспособности, то есть с момента завершения лицензионного процесса (получения биржей лицензии). Соответственно, процедура образования товарной и валютной биржи представляет собой сложный юридический состав, включающий в себя два последовательных действия (относительно самостоятельных юридических факта): государственная регистрация биржи в качестве юридического лица и завершение лицензионного процесса в форме получения лицензии.

Строение биржи - юридического лица - несопоставимо ни с одной из нормативно закрепленных конструкций юридического лица. При этом в структуре валютной биржи нужно выделить, с одной стороны, традиционные для всех юридических лиц волеобразующие и волеизъявляющие органы управления, а с другой стороны, наряду с указанными органами, функционируют также и специальные органы управления биржевыми валютными торгами и орган, разрешающий биржевые валютные споры. В компетенцию этих органов включается, соответственно, решение вопросов обеспечения организации и проведения биржевых валютных торгов, а также рассмотрение и разрешение юридических'конфликтов между участниками биржевых валютных торгов.

1. В целях обеспечения реализации специальной правоспособности валютной биржи, а также организации эффективного публичного контроля за ее деятельностью, в структуре валютной биржи как юридического лица, совмещающей свою основную деятельность с иными разрешенными законом (дополнительными) видами, следует императивно, при помощи закрепления соответствующего правила в законодательстве, выделять отдельные подразделения, осуществляющие указанные дополнительные виды деятельности.

2. Выявлено, что установление в законодательстве специального правового режима имущества юридических лиц, в том числе и валютных бирж, должно одновременно преследовать три цели: во-первых, обеспечивать реализацию правоспособности соответствующего юридического лица, для валютной биржи - это обеспечение организации проведения биржевых валютных торгов и разрешения биржевых валютных споров; во-вторых, гарантировать интересы его кредиторов; в-третьих, охранять имущественные права участников (учредителей).

3. Валютные сделки, совершаемые на валютной бирже, следует в целом квалифицировать как элемент валютного обращения. При этом категорию «валютное обращение» с позиций гражданского права применительно к валютным биржам следует трактовать как совокупность действий субъектов валютных отношений по заключению, изменению, исполнению и прекращению биржевых валютных сделок.

4. Анализ действующего законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле показывает, что правовой статус валютной биржи в сфере валютного обращения и валютного контроля весьма близок к статусу кредитной организации в данной области. Отмеченное сходство выражается, прежде всего, в том, что:

- как и для кредитных организаций, для валютных бирж требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), устанавливаются не правилами ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а предписаниями Центрального банка РФ, принятыми на основе данного акта;

- обязательная продажа части валютной выручки может быть осуществлена как через уполномоченный банк, так и посредством валютной биржи;

- контроль за валютными операциями в обоих случаях (в отношении обоих субъектов) осуществляет только Центральный банк РФ;

- валютная биржа обеспечивает осуществление расчетов по биржевым валютным сделкам.

5. Предлагается произвести кодификацию норм действующего законодательства о биржах и биржевой деятельности. Для этой цели следует принять федеральный закон «О биржах и биржевой деятельности». Здесь необходимо сформулировать как общие нормы, касающиеся всех бирж («Общие положения» указанного федерального закона), так и специальные нормы, посвященные их отдельным видам (валютным, фондовым, товарным биржам - отдельные главы данного акта).

В этом же акте целесообразно нормативно закрепить систему государственной поддержки (государственного стимулирования) валютных и иных бирж, включающую в себя частноправовые (организация соответствующего страхования, льготного кредитования валютной биржи и ее участников и другое) и публично-правовые элементы (налоговые льготы, стимулирование в области учета и отчетности, лицензирования и прочее).

6. В целях унификации правового статуса валютной и иных видов бирж, законодателю следует более последовательно закрепить специальный характер правоспособности валютной биржи. Соответственно, определение валютной биржи, данное в пункте 1 статьи 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», должно быть сформулировано следующим образом (изложено в следующей редакции): «валютные биржи - это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, основной целью деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации».

7. Исключения из нормативного правила (принципа) о специальной правоспособности валютной биржи должны быть сформулированы в законодательстве такие же, как и для иных видов бирж. Валютной бирже должно быть прямо разрешено осуществлять ограниченный перечень отдельных видов деятельности - это иные виды биржевой деятельности, а также виды деятельности, обеспечивающие достижение основной цели деятельности биржи - осуществление ряда расчетных операций по биржевым сделкам, издательская и арендная деятельность (по аналогии с фондовой биржей).

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. -1993. - №237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [федер. закон №51-ФЗ, принят 30.11.1994 г., по состоянию на 06.12.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [федер. закон №14-ФЗ, принят 26.01.1996 г., по состоянию на 06.12.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: [федер. закон №146-ФЗ, принят 26.11.2001 г., по состоянию на 29.11.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. -2001. - №49. - Ст. 4552.

5. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст]: [федер. закон №129-ФЗ, принят 08.08.2001 г., по состоянию на 30.04.2008 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №33 (ч. I). - Ст. 3431.

6. Об акционерных обществах [Текст]: [Федеральный закон №208-ФЗ, принят 26.12.1995 г., по состоянию на 01.12.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №1. - Ст. 1.

7. О рынке ценных бумаг [Текст]: [Федеральный закон №39-ФЗ, принят 22.04.1996 г., по состоянию на 06.12.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №17. - Ст. 1918.

8. О некоммерческих организациях [Текст]: [Федеральный закон №7-ФЗ, принят 12.01.1996 г., по состоянию на 01.12.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. - Ст. 145.

9. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Текст]: [федер. закон №161-ФЗ, принят 14.11.2002 г., по состоянию на 01.12.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №48. - Ст. 4746.

10. Об обществах с ограниченной ответственностью [Текст]: [Федеральный закон №14-ФЗ, принят 08.02.1998 г., по состоянию на 18.12.2006 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №7. - Ст. 785.

11. О товарных биржах и биржевой торговле [Текст]: [Федеральный закон №2383-1, принят 20.02.1992 г., по состоянию на 15.04.2006 г.] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992.- №18. - ст. 961.

12. Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации [Текст]: [Указ Президента РФ №1008, принято 01.07.1996 г., по состоянию на 16.10.2000 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №28. - Ст. 3356.

13. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе [Текст]: [Пост. Правительства РФ №506, принят 30.09.2004 г., по состоянию на 22.02. 2008 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №40. - Ст. 3961.

14. Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, Положения о государственном комиссаре на товарной бирже [Текст]: [Пост. Правительства РФ №152, принят 24.02.1994 г., по состоянию на 26.11.2007 г.] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - №10. - Ст. 787.

15. Об энергетической стратегии России на период до 2020 года [Текст]: [Распоряж. Правительства РФ №1234-р, принято 28.08.2003 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №36. - Ст. 3531.

16. О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций [Текст]: [Пост. ВС РФ №4526-1, принято 19.02.1993 г.] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993.- №9. - ст. 336.

17. Об утверждении положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг [Приказ ФСФС РФ №07-102/пз-н, принят 09.10.2007 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008. - №8.

18. О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам публикации сведений о государственной регистрации в журнале «Вестник государственной регистрации» и использования его при государственной регистрации юридических лиц»). [Письмо ФНС №ЧД-6-09/570, принято 13.07.2005 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - №8.

19. Об утверждении правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации [Текст]: [Пост. ФКЦБ РФ РФ №9, принят 11.10.1999 г., по состоянию на 16.03.2005 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2000. - №4.

Научная и учебная литература

20. Авилина И.В., Козырь О.М. Биржа: правовые основы организации и деятельности [Текст]. М., Спарк, 1991. - 190 с.

21. Автурханов А.М. Система налогообложения на рынках ценных бумаг мира [Текст] // Финансовое право. - 2007.- №5.-С. 23.

22. Белых В.С., Винниченко С.И. Биржевое право [Текст]. М.: Норма, 2001. - 155 с.

23. Брагинский М.И. О месте гражданского права в системе «Право публичное - право частное» [Текст] // В сб.: Проблемы современного гражданского права. М., Статут, 2000. - 290 с.

24. Буренин А.Н. Фьючерсные, форвардные и опционные рынки [Текст]. М., Норма, 2003. -123 с.

25. Вавулин Д.А. Комментарий к федеральному закону «О рынке ценных бумаг» (постатейный) [Текст]. М., ЗАО Юстицинформ, 2007. - 211 с.

26. Волков А.В. Биржевое право [Текст]. Т. 1. СПб., Питер 2005. - 567 с.

27. Воловик А.М., Голда З.К. Основы биржевой деятельности: курс лекций [Текст]. М.: Финансы и статистика, 1994. - 144 с.

28. Герреро П.Б.А. Правовое регулирование деятельности участников фондового рынка в Испании и Франции [Текст]: Автореф. дис…. канд. юрид. наук. М., 2000. - 24 с.

29. Галанов В.А. Производные инструменты срочного рынка [Текст]: Учебник. М., Норма, 2002. - 202 с.

30. Гросс В.В. Принципы организации и функционирования товарных бирж [Текст]: Учеб. пособ. Иваново, 1992. - 342 с.

31. Дегтярева О.И., Кандинская О.А. Биржевое дело [Текст]. М., Экмос, 1997. - 134 с.

32. Дэвид С. Кидуэлл, Ричард Л. Петерсон, Дэвид У. Блэкуэлл. Финансовые институты, рынки и деньги [Текст]/ Пер. с англ. СПб., Питер, 2000. - 115 с.

33. Ем В., Козлова Н., Сургучева О. Фьючерсные сделки на фондовой бирже: экономическая сущность и правовая природа [Текст] // Хозяйство и право. - 1999. - №6. - С. 27.

34. Жуков Д.А. Срочные сделки на российском фондовом рынке [Текст] // Налоги (газета). - 2006. - №8. - С. 34.

35. Жуков Д.А. Существенные условия срочных сделок на фондовом рынке [Текст] // Банковское право. - 2006. - №6. - С. 40.

36. Жуковский В.М. Эволюция биржевой деятельности в России [Текст] // История государства и права. - 2007. - №7. - С. 22.

37. Каширин А.В. Фондовые биржи: Жизнь после жизни [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2003. - №10. - С. 2.

38. Клепицкий И.А. Уголовно-правовая охрана инвестиций на рынке ценных бумаг [Текст] // Законодательство. - №1. - 2004. - С. 75.

39. Колб Р. Финансовые деривативы. М., БЕК, 1997. - 180 с.

40. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации [Текст] / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., Норма, 2007. - 780 с.

41. Комментарий к федеральному закону от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [Текст]/под ред. В.А. Вайпана. М., Юридический Дом «Юстицинформ», 2005. - 234 с.

42. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: монография [Текст].М., Волтерс Клувер, 2006. - 265 с.

43. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок [Текст]. М., Спарк, 1995. - 210 с.

44. Носков И.Н. Эволюция биржевого предпринимательства: от прошлого к настоящему [Текст] // История государства и права. - 2007.- №3. - С. 37.

45. Нерсесов Н.И. Торговое право [Текст]. М., БЕК, 1996. - 267 с.

46. Опыхтина Е.Г. Коммерческие юридические лица с особым правовым статусом, понятие и виды [Текст] // Юридический мир. - 2006. - №1. - С. 33.

47. Павлодский Е.А. Биржевые сделки [Текст] // Цивилист. - 2008. - №4. - С. 29.

48. Петросян Э.С. Правовое положение субъектов биржевых деривативных сделок [Текст] // Право и экономика. - 2004. - №5. - С. 30.

49. Попандопуло В.Ф. Правовое регулирование биржевой деятельности // Коммерческое право [Текст]: Учебник. Т. 2. СПб., Питер, 2008. - 456 с.

50. Райнер Г. Деривативы и право [Текст]. М.: Волтерс Клувер, 2005. - 143 с.

51. Рохина О. Быть фьючерсу ценной бумагой или не быть? // Хозяйство и право. - 2008. №1. - С. 56.

52. Рынок ценных бумаг и биржевое дело [Текст]/ Под ред. О.И. Дегтяревой, Н.М. Коршунова, Е.Ф. Жукова. М., Юрайт. 2003. -109 с.

53. Рынок ценных бумаг: Учебник [Текст]/ Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008. - 189 с.

54. Сарайкин С.В. Фьючерсные и форвардные контракты по праву США [Текст] // Законодательство. - 2000. - №11. - С. 56.

55. Саркисян М.Р. Понятие и формы биржевого посредничества [Текст] // Журнал российского права. - 2002. - №8. - С. 58.

56. Семилютина Н.Г. Регулирование биржевой деятельности: мировые тенденции и российское законодательство [Текст] // Российская юстиция. - 1997. - №11. - С. 11.

57. Сойфер Т.В. Сделки в биржевой торговле [Текст]: Автореф. дис…. канд. юрид. наук. М., 1996. - 24 с.

58. Толстухин М.Е. Фьючерс и опцион как объекты фондового рынка [Текст] // Объекты гражданского оборота: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М., Статут, 2007. - 322 с.

59. Хоменко Е. Новое в законодательстве о рынке ценных бумаг [Текст] // Законность. - 2003. - №5. - С. 24.

60. Шевченко Г.Н. Биржевые сделки с ценными бумагами [Текст] // Право и экономика. - 2005.- №7. - С. 38.

61. Шеленкова Н.Б. Правовые институты, связанные с биржевой деятельностью[Текст] // Российская юститиция- 1997. - №12. - С. 34.

62. Шерстобитов А.Е. Общая характеристика законодательства о рынке ценных бумаг. Правовые основы рынка ценных бумаг [Текст] / Отв. ред. А.Е. Шерстобитов. М., Юристъ, 1997. -414 с.

63. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. Введение. Торговые деятели [Текст]. М.: Статут, 2003. - 654 с.

Материалы юридической практики

64. По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» И ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация» [Текст]: [Пост. Конст. Суда РФ №14-П, принято 18.03.2003 г.] // // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №30. - Ст. 3102.

65. Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2004 №ГКПИ2004-949 [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2005. - №2. - С. 33.

66. Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2000 №КАС00-373 [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2001. - №2. - С. 43.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.