РУБРИКИ

Гражданское право, как отрасль частного права

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Гражданское право, как отрасль частного права

3. Самостоятельная имущественная ответственность- юридическое лицо отвечает по своим обязательствам только своим собственным имуществом. Учредители (участники) или собственники ЮЛ не отвечают по его долгам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей (участников) или собственников.

4. Выступление в гражданском обороте от своего имени -предполагает возможность ЮЛ от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

ЮЛ должны иметь официальное место нахождения (юридический адрес) которое обычно определяется местом его государственной регистрации и обязательно указывается в его учредительных документах.

Правоспособностью ЮЛ является способность иметь гражданские права и нести обязанности. Возникает она в момент создания ЮЛ, т. е. с даты его государственной регистрации и прекращается в момент ликвидации (даты исключения из единого государственного реестра.

16. Виды юридических лиц. Дочерние и зависимые общества

Юридические лица классифицируются прежде всего в зависимости от цели деятельности. По этому основанию они делятся на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не имеют такой цели в качестве основной и не распределяют полученную прибыль между участниками. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций указан в ГК и является исчерпывающим. Что касается некоммерческих организаций, то их примерный перечень дан в ст. 50 ГК. Этот перечень может быть расширен специальным законом. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью при соблюдении двух условий: а) такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы; б) характер деятельности должен соответствовать этим целям. Законом допускается объединение коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, которые также рассматриваются в качестве некоммерческих организаций.

Юридические лица могут классифицироваться в зависимости от прав учредителей (участников) ЮЛ в отношении ЮЛ или его имущества. С учетом этого критерия они делятся на юридические лица, учредители которых после передачи ими имущества юридическому лицу утрачивают вещные права на это имущество, однако приобретают обязательственные права в отношении этого имущества (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы). К другой группе относятся юридические лица, учредители которых сохраняют право собственности или иное вещное право на переданное им имущество. Учредители считаются также собственниками имущества, приобретенного юридическим лицом в процессе деятельности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

Третью группу составляют юридические лица, учредители которых не имеют вещных прав в отношении имущества, переданного юридическому лицу и не имеют обязательственных прав в отношении самих юридических лиц (общественные и религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц).

В зависимости от формы собственности юридические лица могут делиться на государственные, муниципальные и частные. Дочернее общество -- хозяйственное общество, решения которого определяются (либо могут определяться) иным (основным, материнским) хозяйственным обществом в силу преобладающего участия последнего в его уставном капитале (размер преобладающего участия в уставном капитале дочернего общества законом не установлен), либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом. Зависимое общество -- хозяйственное общество, более двадцати процентов голосующих акций (для акционерного общества) или двадцати процентов величины уставного капитала (для общества с ограниченной ответственностью) которого принадлежит другому хозяйственному обществу, которое является по отношению к нему контролирующим обществом. Дочерние и зависимые хозяйственные общества не являются самостоятельными организационно-правовыми формами юр. лиц. Их выделение преследует цель защитить интересы кредиторов и участников обществ (акционерных и с ограниченной ответственностью), оказавшихся под влиянием других предпринимательских организаций. Общество или товарищество, повлиявшее на решения другого общества (дочернего) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, в соответствии с договором или по иным основаниям, несет солидарную с дочерним обществом ответственность по сделкам, совершенным в результате такого влияния. В случае несостоятельности дочернего общества по вине основного последнее субсидиарно отвечает по его долгам. Зависимые общества выделяются по чисто формальному критерию: принадлежности более 20% их уставного капитала другому хоз. обществу (преобладающему).

17. Филиалы и представительства юридических лиц

Юридическое лицо вправе создавать вне места своего нахождения филиалы и представительства (ст. 55 ГК). Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Они представляют интересы ЮЛ и защищают их. Филиалы и представительства входят в состав ЮЛ, и сами юридическими лицами не являются. Выданное им юридическим лицом имущество остается его имуществом. Филиалы и представительства действуют на основании положений, утвержденных создавшим их юридическим лицом. Руководители представительств и филиалов действуют на основании доверенностей, выданных создавшим их юридическим лицом. Филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их ЮЛ. Юридическое лицо наделяет филиал (представительство) соответствующим имуществом, которое учитывается одновременно на балансе филиала (представительства) и на балансе юридического лица. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем имуществом, которое было закреплено за филиалами и представительствами. Руководитель филиала (представительства) назначается уполномоченным органом юридического лица. При этом представительства и филиалы юридического лица не являются его органами (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 сентября 1997г. N435/96* (141) ). Для осуществления юридических действий от имени юридического лица организация должна выдать руководителю филиала или представительства доверенность. Указанная доверенность выдается руководителю (директору) филиала (представительства) как конкретному физическому лицу, поскольку филиал (представительство) не является самостоятельным субъектом права. В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1июля 1996г. N6/8 при определении компетенции руководителя филиала (представительства) необходимо исходить из того, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т. п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала (представительства).

18. Возникновение юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц

Все юридические лица в принципе возникают в явочном (нормативно-явочном) порядке. Они подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном специальным законом о регистрации юридических лиц, и внесению в ЕГР юридических лиц (ст. 51). При регистрации целесообразность создания ЮЛ не проверяется, и в регистрации может быть отказано только в случае нарушения установленного законом порядка образования ЮЛ или несоответствия закону его учредительных документов. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания ЮЛ не допускается. ЮЛ считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 51 ГК). Нормативно-явочному порядку противостоит разрешительный, при котором государство вправе проверять целесообразность создания данного ЮЛ и может отказать в регистрации, если считает его создание нецелесообразным. Явочный (нормативно-явочный) порядок не исключает необходимости получения специальной лицензии для определенных видов деятельности, но и в этом случае орган, выдающий лицензию, проверяет только соответствие заявителя требованиям закона в отношении данного вида деятельности и не может отказать в ее выдаче, ссылаясь на то, что считает нецелесообразным осуществление данной деятельности данным лицом. Однако принципиальное принятие нормативно-явочного порядка не исключает возможности установления специальным законом требования получить, в определенных нормой этого закона случаях, согласие государства на создание ЮЛ.

19. Реорганизация юридических лиц

В соответствии с Гражданским кодексом РФ реорганизация ЮЛ может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

При слиянии, присоединении и преобразовании оформляется передаточный акт. При разделении и выделении оформляется разделительный баланс.

Передаточный акт и разделительный баланс должны быть утверждены учредителями (участниками) ЮЛ или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, затем документы предоставляются в регистрирующий орган вместе с учредительными документами, вновь возникшего ЮЛ. При слиянии юридические лица образуют новое юридическое лицо, которое является правопреемником, при этом реорганизуемые юридические лица ликвидируются;

при присоединении права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение, присоединившиеся юридические лица продолжают свою деятельность;

при разделении ЮЛ его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам, вновь созданные юридические лица являются правопреемниками, реорганизуемого ЮЛ;

при выделении из состава ЮЛ одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного лица; при преобразовании ЮЛ одного вида в юридическое лицо другого (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного ЮЛ. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц в территориальных налоговых органах в отделах, осуществляющих регистрацию и учет налогоплательщиков Документы, которые необходимо представить при государственной регистрации ЮЛ, создаваемого путем реорганизации:* подписанное заявителем заявление, о государственной регистрации каждого вновь возникающего ЮЛ, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации ЮЛ данной организационно-правовой формы и сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации - достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего ЮЛ в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации ЮЛ согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

* учредительные документы каждого вновь возникающего ЮЛ, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии) ;

* решение о реорганизации ЮЛ;

* договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

* передаточный акт или разделительный баланс;

* подлинник платежного поручения об уплате государственной пошлины

20. Понятие и способы прекращения деятельности юридического лица

Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. В соответствии с Гражданским кодексом РФ реорганизация ЮЛ может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

При слиянии, присоединении и преобразовании оформляется передаточный акт. При разделении и выделении оформляется разделительный баланс.

Передаточный акт и разделительный баланс должны быть утверждены учредителями (участниками) ЮЛ или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, затем документы предоставляются в регистрирующий орган вместе с учредительными документами, вновь возникшего ЮЛ. При слиянии юридические лица образуют новое юридическое лицо, которое является правопреемником, при этом реорганизуемые юридические лица ликвидируются;

при присоединении права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение, присоединившиеся юридические лица продолжают свою деятельность;

при разделении ЮЛ его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам, вновь созданные юридические лица являются правопреемниками, реорганизуемого ЮЛ;

при выделении из состава ЮЛ одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного лица; при преобразовании ЮЛ одного вида в юридическое лицо другого (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного ЮЛ. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц в территориальных налоговых органах в отделах, осуществляющих регистрацию и учет налогоплательщиков

Ликвидация осуществляется добровольно, по решению самого ЮЛ - его учредителей (участников) или его органа, уполномоченного на то учредительными документами, либо в принудительном порядке, как правило, по решению суда, а в исключительных предусмотренных законом случаях - по решению уполномоченного органа государственного управления, причем в этих последних случаях решение органа государственного управления может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

Согласно ст. 61 ГК в добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется и в случаях истечения срока, на который оно было образовано, а также достижения цели, ради которой оно было создано. По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления им деятельности, запрещенной законом либо требующей по закону специальной лицензии при отсутствии таковой

Принявший решение о ликвидации ЮЛ обязан письменно сообщить об этом органу, ведущему государственную регистрацию юридических лиц для немедленного внесения соответствующей записи в Государственный реестр ЮЛ Затем он обязан по согласованию с органом государственной регистрации назначить ликвидатора или ликвидационную комиссию (ст. 62 ГК). Ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами; этот срок не может быть менее двух месяцев, считая со дня публикации. По окончании срока, установленного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ЮЛ, перечне и результатах рассмотрения требований кредиторов. Если выясняется, что у ликвидируемого лица нет денежных средств, достаточных для удовлетворения всех его кредиторов, ликвидационная комиссия продает его имущество с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Расчеты с кредиторами ликвидационная комиссия производит в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК

Ликвидация ЮЛ считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения записи о ликвидации в соответствующий реестр органом регистрации юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК). Ликвидация юридических лиц осуществляется в несколько этапов

1) принятие решения о ликвидации юридического лица, о порядке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии;

2) извещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в прессе и иными способами;

3) выявление кредиторской и дебиторской задолженности и составление промежуточного ликвидационного баланса;

4) расчеты с кредиторами, составление окончательного ликвидационного баланса и ликвидация юридического лица.

О принятии решения о ликвидации юридического лица, сроке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, а также о завершении последующих этапов ликвидации уведомляется регистрирующий орган - налоговая инспекция.

21. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) " от 26. 10. 2002 N 127-ФЗ несостоятельность (банкротство) (далее также - банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

По общему правилу производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

22. Общие положения о хозяйственных товариществах и обществах

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственное общество также может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ и другими законами.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.

Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Права и обязанности участников хозяйственного товарищества или общества

Участники хозяйственного товарищества или общества вправе:

В общем случае участвовать в управлении делами товарищества или общества, получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке;

принимать участие в распределении прибыли;

получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Участники хозяйственного товарищества или общества обязаны:

вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами;

не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества.

Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников.

При преобразовании товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежавших ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности. Правила, изложенные в настоящем пункте, соответственно применяются при преобразовании товарищества в производственный кооператив.

23. Правовое положение хозяйственных товариществ

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Учреждения могут быть вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах.

Хозяйственные товарищества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ и другими законами.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Хозяйственные товарищества не вправе выпускать акции.

Права и обязанности участников хозяйственного товарищества

Участники хозяйственного товарищества вправе:

В общем случае участвовать в управлении делами товарищества, получать информацию о деятельности товарищества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке;

принимать участие в распределении прибыли;

получать в случае ликвидации товарищества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Участники хозяйственного товарищества обязаны:

вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами;

не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества Хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников.

При преобразовании товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежавших ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности. Правила, изложенные в настоящем пункте, соответственно применяются при преобразовании товарищества в производственный кооператив.

24. Правовой статус общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью

Обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников.

Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью".

Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются ГК РФ и законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного лица, в том числе при создании в результате реорганизации.

Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Учредители общества с ограниченной ответственностью заключают между собой договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер их долей в уставном капитале общества и иные установленные законом об обществах с ограниченной ответственностью условия.

Учредители общества с ограниченной ответственностью несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его учреждением и возникшим до его государственной регистрации.

Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является его устав.

Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.

В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников.

Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников.

Иные основания реорганизации и ликвидации общества, а также порядок его реорганизации и ликвидации определяются ГК РФ и другими законами.

Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с дополнительной ответственностью".

25. Правовой статус акционерного общества

Акционерным обществом называется любая коммерческая компания, обладающая уставным капиталом, разделенным на определенное количество акций, удостоверяющих права акционеров по отношению к акционерному обществу. Акционеры общества, в свою очередь, не отвечают по обязательствам акционерного общества, и несут риск убытков, связанных исключительно в пределах, ограниченных стоимостью принадлежащих им акций общества. Акционерами акционерного общества могут быть как физические, так и юридические лица. - как российские, так и иностранные. любое акционерное общество должно в обязательном порядке вести реестр акционеров. - это официальный документ, который содержит в себе сведения относительно любого зарегистриванного лица - держателя акций.

Акционерное общество может быть открытым (ОАО - открытое акционерное общество) и закрытым (ЗАО - закрытое акционерное общество).

Открытое акционерное общество (ОАО) - акционерное общество, учредители которого могут свободно (без согласия других акционеров общества) отчуждать, передавать, продавать и совершать любые другие действия с принадлежащими им акциями общества. Открытое акционерное общество имеет право - производить открытую подписку на акции, выпускаемые обществом, а также осуществлять свободную продажу акций (в установленных законом рамках). При регистрации ОАО необходимо знать, что количество акционеров в данном варианте акционерного общества не лимитировано.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) - акционерное общество, акции которого принадлежат исключительно акционерам общества, или другим лицам, которые определены и утверждены ранее. Закрытое акционерное общество не имеет права производить открытую подписку на акции, выпускаемые обществом, а также предлагать к приобретению акции общества широкому кругу посторонних лиц. При регистрации ЗАО необходимо учитывать, что количество акционеров общества не может превышать пятидесяти.

При регистрации ЗАО или ОАО, необходимо учитывать, что оценка имущества, производимая участниками акционерного общества, не должна превышать показатели (величину оценки) независимого оценщика. При регистрации ОАО и ЗАО необходимо знать, что 50% акций общества (которые распределены между участниками общества) обязаны быть оплачены в установленный срок с момента государственной регистрации ОАО или ЗАО. При регистрации ЗАО и ОАО акции, которые (по согласию акционеров) распределены между участниками, должны быть оплачены в срок не позднее года с момента государственной регистрации ЗАО или ОАО

26. Правовой статус производственного кооператива

Кооператив - объединение лиц с целью совместной хозяйственной деятельности или совместного потребления товаров и услуг. Средства кооператива образуются из паевых и членских взносов, а также прибыли от хозяйственной деятельности. По характеру деятельности различают производственные, потребительские, промысловые, сбытовые, снабженческие, кредитные, строительные и другие кооперативы. Производственный кооператив (артель) -- комм. организация, созданная путём добров-го объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хоз. деят-ти, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (10% вносится до регистрации, остальное -в течении года после регист-ии). Уставом м. б. предусмотрено участие в его деятельности также и юр. лиц ч/з представителей. Порядок создания и деят-ти регулируется Г. К. РФ, Законом «О производственных кооперативах», Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Члены кооп-ва несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке, предусмотренном Уставом. Общее число членов произв-го кооп-ва не м. б. менее 5. Членами кооператива м. б. граждане Р. Ф., иностр. граждане, лица без гражданства. Юр. лицо участвует в деятельности кооп-ва через своего представителя в соответствии с Уставом кооператива. Единственным учредит. Док-ом является Устав. Член кооп-ва вправе передать свой пай или его часть другому члену кооп-ва, если иное не предусмотрено законом и уставом кооператива. Высшим органом управления является общее собрание его членов (каждый член имеет один голос), кот-е решает важн-е вопросы деят-ти кооп-ва, в т. ч. избирает пост. действующие исполн-ые органы кооператива -- правление и/или председателя кооператива. Исполн-ые органы руководят деятел-ю кооп-ва м/д собраниями, решая вопросы, не отнесённые к исключительной компетенции общего собрания. Регистрацию производ-ых кооп-ов осуществляют налоговые органы. (паспортные данные и ИНН (если есть) членов кооп-ва -- физ. лиц, сведения о составе исполнительных органов кооператива, сведения из ЕГРЮЛ об участниках -- юр. лицах и копии их учредительных документов, наименование создаваемого кооп-ва, основные виды деятельности, сведения о размере, структуре и порядке оплаты паевого фонда, избранную систему налогообложения (общую, упрощённую), точный адрес местонахождения кооператива.

27. Правовой статус потребительского кооператива

Потреб-м кооп-м признается добр-ое объединение граждан и юр. лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемого путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Пайщиками потреб. Кооп-ва м. б. граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юр. лица. В потреб. кооп-ве нет ограничений на круг участников. Един-ым учред-м док-ом потреб. кооп-а является его устав, кот. утверждается высшим органом-- общим собранием членов кооп-ва. Наименование потреб. кооп-ва д. содержать указание на основную цель кооп-ва, а также слово «кооператив» или слова «потребительское общество» или «потребительский союз». Потреб. Кооп-в имеет полностью оплаченный паевой фонд, размер кот. определяется специальными законами для каждого вида кооп-ов отдельно. Состав, размер и порядок внесения членами кооператива паевых взносов определены уставом организации. Закон не требует личного трудового вклада в общее дело Имущ-во потреб. кооп-ва принадлежит ему на праве собственности, а пайщики сохраняют на это имущество лишь обязательственные права. Потреб. Кооп-ив отвечает по своим обязательствам своим имуществом, он не отвечает по обязательствам пайщиков. Члены потреб. Кооп-ва солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах внесенной части дополн-го взноса каждого из членов кооператива. Доходы, полученные потреб. Кооп-м от предприним-ой деятельности распред-ся между его членами. Размер кооп-ых выплат не д. превышать 20% от доходов общества. Убытки кооператива покрываются за счет дополнительных взносов. Факт наличия убытков и их размер устанавливаются при утверждении годового баланса. Срок уплаты доп. взно-в не д. превышать 3 месяцев. Порядок покрытия убытков потреб. общества его пайщиками определяется в уставе. Если покрыть убытки за счет доп. взносов невозможно, кооператив м. б. ликвиди-рован на основании судебного решения.

28. Понятие и виды некоммерческих организаций

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. 1. Религиозные организации. Объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками. 2. Фонды. Неком. организация, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями. 3. Учреждение-организация созданная собственником для управленческих, социально культурных или иных функций некоммер. характера и финансируемая им полностью или частично. 4. Потребит. кооп- добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

5. Объединения юр. лиц- неком. Орг-ция, образованная неск. Юр. лицами для ведения деят-ти в их интересах. Физ. лица и гос-во участвовать не могут. Учредители: и ком., и еком. Объединение на добровольной основе. Виды: ассоциация и союз. Члены сохраняют само-сть. Уч. док. - уч. договор, устав.

Не могу осущ. Предприн. Деят-ть, финансируются участниками.

1. Общественные объединения (О. О) - добров-е, самоуправляемые неком. орган-и, созданные по инициативе гр-н, объединив-ся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе о. о. По возрасту участников выдел-ся молодежные (от 14 лет) и детские (от 8 лет) о. о.. По террит-му признаку - общерос-ие, межрегион-ые, регион-е и местные. Закон, реглам-ий создание и деятельность о. о. - Ф. з. от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ “Об общественных объединениях”. Срок регистрации - 1 месяц.

2. Религиозные объединения (р. о) - добров-е неком. Орган-и граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях прожив-щих на терр-ии РФ, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающие соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Р. О. могут создаваться в 2 формах: религиозная группа (без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица), и религиозная организация (регистрируется в качестве юридического лица). По террит-му призн-у подразд-ся на местные (состоят из 10 и более участников от 18 лет, пост. Прожив-их в одной местности) и централизованные (состоят не менее чем из 3 местных Р. О., а также дочерние учреждения, учрежд-я професс-о религиозного образования и организации, созданные Р. О., имеющие аналогичные уставные цели).

Создание и деятельность Р. О. регламен-ся Ф. з. от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ “О свободе совести и религ-ых объеди-ях”.

Срок регистрации - 1 месяц.

3. Некоммерческие партнерства (Н. К. ) - основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юр. лицами (не менее 2 человек) для содействия их членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей.

Функц-ют за счет членских взносов, а также м. осуществлять предприним-кую деят-сть, способ-ую достижению целей, для кот. они создавались. Прибыль от комм-ой деятельности м. б. направлена только на цели, предусмотренные Уставом, и м/д учредит-ми не распред-ся.

4. Учреждения - неком. организации, созданные собственником для осущ-ия услуг неком-го характера конкретного вида: управленческих, социально-культурных и прочих. Финансируются полностью или частично собственником. Имущество, переданное собственником учреждению, закрепляется за последним на праве оперативного управления.

Одним из наиболее востребованных видов учреждений являются негосударственные образовательные учреждения (НОУ). НОУ создаются для преподавательской деятельности. В этом случае устав НОУ содержит ряд особенностей, начиная с определения образоват-го процесса, заканчивая указанием в уставе тех программ, по кот. Осущ-ся обучение.

5. Автономные некоммерческие организации (АНО) - не имеющие членства неком. орган-ии, учрежденные гражданами и (или) юр. лицами для осущ-я услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта на основе добровольных имущественных взносов.

АНО вправе осущ. -ть предприн-ую деят-ть, способствующую вып-ю целей, для достижения кот-х они созданы. Прибыль между учредителями не распределяется.

6. Фонды - не имеющие членства неком. организации, учрежденные гражданами и (или) юр. лицами на основе добр-ых имущ-х взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные и др. общественно-полезные цели. Фонды м. осуществлять предприн-ую деят-ть в двух формах, в факультативном порядке: непосредственно (в пределах видов деятельности, перечисленных в Уставе), и путем создания и принятия участия только в хозяйственных обществах. Прибыль, полученная от участия, направляется на цели, предусмотренные Уставом.

7. Товарищества собственников жилья (ТСЖ) - неком. организации, объединения собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования, и, в установленных законодательством пределах, распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Число членов товарищества собственников жилья должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

8. Ассоциации (союзы) - неком. Объед-я юр. лиц, кот. создаются коммерческими и некоммерческими организациями с целью координации их предприним-ой деят-ти, представления и защиты общих имуществ-ых интересов. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют всю самостоятельность и права юр. лица. В случае создания, слияния и присоединения неком. организаций в состав кот-х входит не менее двух коммерческих организаций, учредители обязаны в течение 45 дней уведомить Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

29. Правовой статус государственных (муниципальных) предприятий

Унитарным предприятием (У. П. ) признается коммерч-ая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, кот. является неделимым и не м. б. распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. м/д работниками предприятия. Устав У. П. д. содержать сведения о предмете и целях его деятельности, о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования, за исключ-ем казенных предприятий. В форме У. П. м. б. созданы только госуд-ые и муницип-ые предприятия. Имущество госуд. или муницип. У. П. находится в госуд. или муницип. собственности и принадлежит на праве хоз-го ведения или оператив-го управления. Фирменное наименование У. П. д. содержать указание на собственника его имущества. Руководитель У. П. назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. У. П. отвечает по своим обязат-вам всем принадлежащим ему имуществом. У. П. не несет ответств-ти по обязательствам собственника его имущества. У. П. основанное на праве хоз. ведения, создается по решению уполномоченного гос. органа или органа местного самоупр-я. Учредит-м докум-м У. П. является его устав, утверждаемый уполномоченным гос. органом или органом местного самоупр-я. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хоз. ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие м. б. ликвидир-о по решению суда. Собственник имущества У. П. не отвечает по обязательствам предприятия. На базе госуд. или муниципального имущества м. б. создано У. П. на праве оперативного управления (казенное предприятие).

30. Государство и публично-правовые образования как субъекты гражданского права

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.

К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация (федеральное государство) в целом, так и ее отдельные субъекты - республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями.

Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т. е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ). Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований.

Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или извязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.