РУБРИКИ

Избирательные системы современности: теория и практика

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Избирательные системы современности: теория и практика

Видный английский специалист в области избирательных систем Э.Лейкман следующим образом описывает достоинства данного метода определения предпочтений электората: «Подлинным преимуществом альтернативного голосования над системой первого, который считается избранным, является то, что, хотя никак не улучшая соотношение между поданными голосами и общим результатом, оно может улучшить соотношение между поданными голосами и реальными желаниями тех, кто их подал». Альтернативное голосование многие десятилетия (с 1919 г.) используется в Австралии при формировании нижней палаты федерального парламента (Палаты Представителей). Длительное применение этой системы способствовало, во-первых, «размножению» количества партий и партийных группировок и, во-вторых, сокращению шансов крупнейшей партии страны - Лейбористской - на получение парламентского большинства и, соответственно, формирование правительства [30]. В период с 1937 г. по 1983 на всех выборах в нижнюю палату парламента страны последняя завоевывала наибольшее число голосов избирателей. Однако только 4 из 18 выборов дали ей абсолютное большинство мест. Например, «в 1980 г. лейбористы получили 45% голосов (по первым преференциям), а либералы - 38%; в парламенте же вторым досталось 54 места, а первым - всего 31; либералы вместе с другой правоцентристской партией и получили мандат на формирование правительства. В целом же, опередив лейбористов всего на 10% голосов, правая коалиция получила в Палате Представителей перевес в 44% мандатов. Выборы 1977 г. дали Либеральной партии Австралии 38,3% голосов и 53,2% мест, а лейбористам, соответственно, 40% и всего 28,2% мандатов. Наиболее же парадоксальный результат имел место на выборах в одном из субъектов федерации (провинций) Канады, где также одно время применялось альтернативное голосование: партия-победитель, получив 58% голосов, стала обладателем всех 100% мандатов в провинциальном парламенте» [19]. Отчего может сложиться подобный результат?

В поисках возможной причины мы подходим к рассмотрению знаменитого парадокса голосования, известного также как парадокс Кондорсе - Эрроу. Впервые на возможность существования данной ситуации указал французский ученый и политический деятель 18 века Жан Кондорсе. Во второй половине нынешнего столетия американский ученый Кеннет Эрроу проанализировал эту проблему в рамках разработанной им теории коллективного выбора и принятию решений, за разработку которой он был удостоен нобелевской премии в области экономики.

Для лучшего понимания «парадокса голосования» рассмотрим следующий пример. На выборах баллотировались 3 кандидата: А, Б и В. Предпочтения 100 (%) распределились так, как показано в таблице (Приложение 7): для 25 из 100 лучшим является А, для 30 - В, для 45 - Б. 25 избирателей, отдавших свой голос А, на второе место в ряду предпочтений (преференций) ставят В, в наименьшей степени они желают избрания кандидата Б. Порядок предпочтений кандидатов со стороны других групп избирателей вы можете увидеть в таблице. Из трех претендентов победителем должен стать один. Кто именно? Если действует система относительного большинства (то есть избиратели отдают свой голос только за одного «лучшего» кандидата), депутатом, президентом, мэром и т.д. станет Б: его поддержали 45 избирателей из 100; хотя это меньше половины, он получил больше голосов, чем В (30) и А (25). Если же разрешить избирателю указывать предпочтительность (преференции) и в отношении других альтернатив (т.е. ввести альтернативное голосование), то итог будет иной. Кандидат А, получивший меньше всех первых голосов, выбывает. 25 его избирателей вторым указали В. Эти 25 вторых голосов добавляются к голосам кандидата В, который, обладая теперь 30+25=55 (%) голосов объявляется избранным. Аналогичный результат будет получен и при мажоритарной системе абсолютного большинства с той разницей, что 25 избирателей слабейшего кандидата А выскажут свои вторые предпочтения во втором туре (предполагая, что все они явятся на избирательные участки). Справедливость избрания В, казалось бы, не вызывает сомнений: ведь его поддержали в решающем этапе «битве» свыше половины (55%) избирателей, в то время как за его главного соперника проголосовали лишь 45%. Но присмотримся к данным голосования повнимательней. Действительно, для 30+25=55 избирателей кандидат В предпочтительней по сравнению с Б, причем для 30 из них Б является наилучшим выбором. Однако для почти половины (45) избирателей В является наихудшим вариантом, а еще 25 поставили А на первое место. Следовательно, поскольку свыше двух третей - 45+25=70 избирателей предпочитают А, а не В, победителем должен быть объявлен А, хотя он в первом туре собрал меньше всех голосов. Если бы для участия в повторном голосовании допустили А и Б, то результат был бы именно таковым. Но еще большее число граждан (30+45=75) хотят лучше видеть на выборной должности кандидата Б, а не А; причем Б пользуется наибольшей поддержкой всего электората (45%).

В самом деле парадокс: каждый из кандидатов может считаться избранным, и в то же время ни одного нельзя объявить с полным основанием «истинно» народным избранником. К сходным результатам приводит и система единого передаваемого голоса (что можно показать с помощью данного примера, если считать избранными не одного, а двух кандидатов). Нетрудно видеть, что избранными в этом случае будут объявлены В и Б; А выбывает, не набрав избирательной квоты (100/(2+1)+1=34). Но для 70% избирателей проигравший А является лучшей альтернативой, чем один из победителей В. Парадокс голосования был проиллюстрирован применительно к случаю трех баллотирующихся кандидатов. С увеличением числа конкурентов вероятность данной ситуации еще более возрастает и почти достигает 100%, когда число кандидатов становится достаточно большим при фиксированном количестве избирателей [30].

Парадокс голосования ставит под сомнение справедливость не только методов, основанных на учете нескольких преференций избирателей (систему одного передаваемого голоса и альтернативное голосование), но и, главное, мажоритарную систему выборов на основе абсолютного большинства, на основе которой в во многих странах, в том числе и России, избираются президент, руководители исполнительной власти в регионах и субъектах местного самоуправления. Даже если по итогам второго тура выборов, где кандидат Х получил абсолютное большинство поданных голосов, нельзя быть полностью уверенным, что наилучший из всех претендентов - именно Х, а не У и т.д. И это не единственный недостаток системы абсолютного большинства. В повторном голосовании обычно участвует меньше избирателей, что может привести к срыву всей избирательной кампании и проведению повторных выборов. Необходимость (в подавляющем большинстве случаев) организовывать второй тур ко всему прочему накладывает дополнительные финансовые расходы на бюджет государства, региона и т.д.

Указанную проблему можно пытаться решить по-разному. Например, при выборах представительных органов, можно попробовать сразу «разрубить гордиев узел»: ввести пропорциональную систему выборов по партийным спискам. Последняя, однако, имеет свои недостатки. Что же касается избрания на высшие посты (президента, губернатора и т.д.), их обладателем может стать только один, поэтому возможность пропорционального голосования применительно к данным выборам отпадает. Обе разновидности системы большинства (абсолютного и относительного) не гарантируют получение истинного (с точки зрения выявления подлинной воли народа) решения. Мажоритарная система относительного большинства наиболее проста и эффективна (не требует второго тура). Однако она позволяет провозгласить народным избранником кандидата, не достигшего половины поданных голосов. Абсолютное большинство проголосовало за других кандидатов, а значит против него? Последний вопрос выводит нас к еще одному возможному методу определения воли избирателей - методу консенсуального голосования.

Приходя на избирательный участок, гражданин получает бюллетень (или несколько бюллетеней), в которые внесены данные о кандидатах и/или партиях, иных избирательных объединениях и блоках (если выборы проходят по пропорциональной системе). Считается, что, отмечая в бюллетене того или иного претендента, гражданин стремиться видеть именно его на соответствующем выборном посту: в силу личных или идеологических симпатий, поверив предвыборным (часто популистского характера) обещаниям и т.д. Заполненный избирателем бюллетень есть, таким образом, голос «за» определенного политика либо партию. Если же подходящих кандидатур нет, гражданин может воспользоваться своим правом проголосовать против всех или .... или не прийти вообще голосовать (что чаще и делается). Основываясь на своих политических взглядах и субъективных предпочтениях, данных опросов общественного мнения о рейтингах кандидатов, гражданин может стремиться как к избранию одного, так и неизбранию другого. Если ему импонирует кандидат, не имеющих реальных шансов победить, избиратель, поддавшись голосу рассудка, отдаст свой голос в бюллетене за другого кандидата - лишь бы не допустить прохождения наихудшей для него кандидатуры. Избиратель голосует не только «за», но и «против»; у него, другими словами, есть не только положительные, но и отрицательные преференции (предпочтения).

Голосуя за «партию оппозиции», он желает смены власти; стремясь воспрепятствовать подобному исходу, поступает наоборот. Как показывают прошедшие в России президентская и другие избирательные кампании, голосование за «партию оппозиции» для многих людей есть прежде всего голосование-протест против всей или отдельных аспектов политики существующего руководства. Тем не менее избиратель может быть не в восторге от лозунгов и личностей оппозиционных кандидатов, быть даже критически настроенным по отношению к ним. Но, обладая только одним голосом, он вынужден поддерживать критиков действующего руководства из противоположного лагеря, не будучи удовлетворен ни теми, ни другими (про принципу «меньшего зла»). Сходную роль мотивы неприятия и страха играют и при голосовании в поддержку находящихся у власти политиков. Голос избирателя «против» «партии власти» таким образом будет считаться голосом «за» «партию оппозиции», принесет ей дополнительные мандаты; и обратно.

Справедливо ли подобное правило? Избиратель часто имеет свои ясно определенные симпатии и антипатии, либо только те или другие. Разрешая ему говорить только «да» одному без права сказать «нет» другому кандидату, законодатель невольно искажает действительные предпочтения электората. Далее, если избиратель в наибольшей степени опасается прихода к власти определенного претендента, но не испытывает удовлетворения также от личностей и программ его соперников, то каков будет его выбор? Весьма вероятно, будет иметь место голосование не бюллетенем, а «ногами»: гражданин просто не явится на избирательный участок, ведь все равно наверняка кто-то один все равно будет избран. Если же он хочет воспрепятствовать избранию именно данного кандидата, придется голосовать против всех, что отнюдь не эквивалентно его «вычеркиванию» одного и обычно не способно существенно повлиять на общий итог. В этом одна из причин абсентеизма (отказа от голосования), который может привести и к срыву выборов.

Устранить данный недостаток действующей избирательной системы возможно, предоставив избирателям не один, а два голоса: голос «за» и голос «против», которые он отмечает в одной из двух колонок напротив фамилий кандидатов. В этом случае, поддерживая одного из кандидатов, он отдает ему свой положительный голос. Кандидат, избрания которого гражданин в наибольшей степени опасается и которому выражает свое «нет», около своей фамилии получит дополнительный голос в графе «против». Однако избирателя нельзя обязывать использовать непременно оба своих голоса. Если жизненная позиция гражданина - неприятие именно кандидата Х (избрание которого, по мнению гражданина, угрожает его благосостоянию), но и другие кандидаты доверия не внушают - можно «бросить черный шар в корзину» Х, оставив графу «за» незаполненной. Если же таких ясных антипатий нет, тогда, напротив, используется только позитивный голос. Наконец, не желая избрания никого, возможно проголосовать против всех (что в подобном случае, можно ожидать, будет делаться значительно реже).

С учетом описанного расширения возможностей для волеизъявления избирателя, победителя можно выявлять уже в первом туре. Но теперь (в отличие системы «первого, который становится избранным»), необходимо принимать во внимание наличие двух противоположных видов голосов: голоса «за» и голоса «против».

Самым демократическим методом принятия решений является единогласие: все члены коллегии (избирательный корпус, парламент, иной коллегиальный орган государства, партии, акционерного общества и т.д.) поддерживают определенный проект постановления или кандидатуру на соответствующий пост (все «за»). Принцип единогласия (в том числе для избрания руководящих органов) применяется в международных организациях; в обществе же с его внутренней неоднородностью данная процедура неприменима. В отличие от единогласия, на основе метода консенсуса (консенсуальный метод) решение принимается при отсутствии серьезных возражений по существу (некоторые «за», но никто не «против»). Разумеется, консенсус среди всех избирателей практически маловероятен. Стопроцентный консенсус недостижим, но можно стремиться приблизиться к нему, в качестве условий для получения мандата учитывая и голоса «за», и «голоса» против, их соотношение. Очевидно, победителем на выборах следует объявить кандидата, в поддержку которого проголосовало наибольшее, а против - наименьшее число избирателей. Однако таковое тоже вряд ли возможно. Большая часть сторонников его главного соперника (самостоятельно или по призыву «своего» кандидата), скорее всего, проголосуют именно против основного конкурента. Поэтому использовать в качестве избирательного коэффициента простое соотношение голосов «за» (х) и «против» (y) в виде их разности (х-у) или частного (х:у) нельзя: в этом случае малозаметный и малопопулярный кандидат, собрав всего 7% положительных и 1% отрицательных голосов (х-у=6; х:у=7) опередит другого, имеющего 49% «за» и 45,1% «против» (х-у=3,9%; х:у=1,08...). Нужно искать другой путь.

Избирательный коэффициент зависит, во-первых, от количества избирателей, поддержавших данного кандидата, т.е. от числа голосов «за». Другой составляющей теперь является соотношение этих избирателей с другой частью электората, т.е. проголосовавшими «против». Проще всего в этом случае принять избирательный коэффициент за сумму двух величин: числа положительных голосов (х) и числа, показывающего, насколько больше или меньше сторонников кандидата по сравнению с его противниками, разность между голосами «да» и голосами «нет» (х-у). Избирательный коэффициент, таким образом, равен х+(х-у)=2х-у. Избранным объявляется не обязательно тот кандидат, в пользу которого наибольшее число голосов «за» (как при системе относительного большинства), но тот, у которого самый высокий избирательный коэффициент. В предыдущем примере (Приложение 7), если считать нижний ряд таблицы за отрицательные голоса, А имеет 25 голосов «за» и 30 «против»; Б - 45 и 25; В - 30 и 45. Избирательные коэффициенты составляют: у А - 25+(25-30)=20; у Б - 65; у В - 15. Победителем, как и при мажоритарной системе относительного большинства, становится Б.

Действительно, как видно из предыдущего, положительные голоса играют в 2 раза большую роль, чем отрицательные. Тем не менее, в отличие от системы «первого, который считается избранным», получивший больше других голосов «за», кандидат еще не гарантировал себе победу. Если против Б голосовало бы 40 избирателей (45+(45-40)=50), а против В всего 9 (30+(30-9)=51), то мандат перешел бы к последнему.

Действительно, цель консенсуального метода не в том, чтобы математически обеспечить избрание кандидата с поддержкой большинства избирателей (что, учитывая высокий абсентеизм и парадокс голосования является скорее исключением, чем правилом). Выборный представитель народа должен учитывать в своей деятельности интересы не только части (даже абсолютного большинства), но по возможности, всех избирателей. Особенно большое значение консенсуальный характер избрания и деятельности приобретает для главы государства и руководителей исполнительной власти, которые в качестве единоличного органа государства или местного самоуправления призваны руководствоваться в своей деятельности интересами всех граждан страны, субъекта федерации, жителей города и т.д., а не только «своих» избирателей. Диктатура большинства не есть синоним демократии. Применительно к президентским, губернаторским и т.п. выборам консенсуальный метод возводит эффективный барьер приходу к власти партий и политиков радикальной и экстремистской ориентации, которые смогли склонить на свою сторону определенные слои избирателей, но вызывают отторжение трезво мыслящей части населения. Если же позиции двух лидирующих кандидатов, имеющих шансы быть избранными, близки; или если избиратель не определился окончательно между двумя главными соперниками, он может проголосовать «за» одного, не голосуя «против» второго. Соответственно, стратегия кандидатов и партий в предвыборной борьбе должна иметь задачей притягивать дополнительные голоса, в то же время не отталкивая от себя других избирателей. Здесь лозунги популистского и «экспроприаторского» характера, которые в обстановке острых социальных конфликтов могут снискать популярность среди определенной части электората, вызовут сильный отпор со стороны других избирателей: они скорее навредят, чем будут способствовать победе. Консенсуальный метод, таким образом, создает преимущества для политиков центристской, умеренной ориентации, смещает политическую жизнь к центру; он стремится преодолеть раскол общества, а не поощрять его, создавая искусственное большинство, которое вскоре может рассеяться.

Тем не менее к описанным выше правилам можно добавить дополнительные условия, приближающие консенсуальный метод к классической мажоритарной модели. Во-первых, условия неизбираемости: не может быть избран кандидат, получивший больше голосов «против», чем «за»; получивший в более половине бюллетеней отрицательный голос или (более сильное требование) против которого проголосовало абсолютное большинство всего избирательного корпуса. Во-вторых, можно провозгласить избранным кандидата, получившего свыше 50% голосов «за» от общего числа избирателей или от числа проголосовавших (в противном случае избрание его еще не гарантировано, хотя поражение кандидата с 50% и выше голосов «за» в целом маловероятно). Поскольку большинство проголосовавших избирателей всегда меньше (часто значительно меньше) всего числа граждан, имеющих право голоса, с принципом консенсуального метода из этих условий наиболее согласуются два: неизбираемость кандидата, отвергнутого абсолютным большинством электората и избрание (независимо от избирательного коэффициента) кандидата, если свыше половины избирателей страны, региона, округа проголосовали «за» него.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в основу пропорциональной избирательной системы положен принцип пропорционального представительства в законодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий. Данный принцип заключает в себе два главных требования:

а) во-первых, не должно существовать так называемых «пропавших голосов»: группы и слои избирателей, поддержавшие на выборах партию или кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа или всей страны (региона), должны тем не менее располагать своими представителями в законодательном органе, которые будут отражать их потребности и интересы. Не только большинство, но и меньшинство (меньшинства) имеют право быть представленными в парламенте.

б) во-вторых, каждая партия, выставившая список кандидатов, должна получить в парламенте такую же долю мест, которая соответствует доле голосов, поданных за нее на всеобщих выборах: отсюда другое распространенное название данной системы - система партийных списков. Если партию (иную политическую организацию, выставившую список кандидатов) поддержали, скажем, каждый один из пяти проголосовавших избирателей (т.е. 20%), то 20% (1 из 5) депутатских мандатов должны быть отданы этой партии.

4. ПОЛУПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ И СМЕШАННЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

По этим названием объединены системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, то есть на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается благодаря применению так называемого ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. Мандаты передаются кандидатам, получившим наибольшее число голосов.

Данная система впервые была предложена французским математиком М.-Ж. Кондорсе в одном из выступлений в Конвенте в 1793г. при обсуждении порядка избрания первичных собраний, которые должны были избирать выборщиков (последние избирали представителей в Национальное законодательное собрание).

В настоящее время названная система применяется в Испании для избрания сенаторов в четырехмандатных избирательных округах, где каждому избирателю предоставлено по три голоса. По общему правилу наиболее сильная партия в этих округах получает три места, оставляя одному конкуренту, набравшему большее число голосов, чем остальные. Система применялась на Мальте до введения на острове пропорциональной системы в 1921 г. Каждый избиратель обладал четырьмя голосами в семимандатных округах.

Таким образом может получить завышенное представительство и весьма незначительная группа избирателей, если за одного из кандидатов проголосовало подавляющее большинство голосов. Если, например, в двухмандатном округе, где баллотировались пять кандидатов, один из них получил 90% голосов, то избранным окажется также кандидат с наибольшим числом голосов из остальных четырех кандидатов, на которых всех вместе пришлось только 10% голосов. Однако, в большинстве случаев это все же будет лучше, чем когда голоса противников победивших кандидатов вообще пропадают.

Ограниченный вотум требует от политических партий точного расчета при выдвижении их кандидатов. Надо хорошо представлять себе, сколько голосов насчитывает партийный электорат и как они могут распределиться между кандидатами от партии. Ведь если партия выдвинет в избирательном округе слишком много кандидатов, голоса ее электората «распылятся» между ними и вполне может случиться, что ни один не окажется избранным. С другой стороны, если кандидатов будет мало, то они могут получить больше голосов, чем нужно для избрания, а эти лишние голоса ничего партии не дают, кроме сожалений о неиспользованной возможности провести дополнительно еще одного или более своих депутатов [28, с. 466].

Тот факт, что избиратель, принадлежащий к большинству, может влиять своим голосованием на выбор не всех депутатов от избирательного округа, открывает возможности для меньшинства провести в представительный орган в этом избирательном округе одного или даже нескольких своих депутатов, либо несколько депутатов пройдут от разных меньшинств. Разумеется, пропорционального представительства здесь, как правило, не получается (большинство обычно бывает непропорционально велико), и потому такие избирательные системы называют полупропорциональными.

К этой же группе систем относится и так называемый кумулятивный вотум, эта система действовала, например, в США при формировании легислатуры штата Иллинойс в 1870-1980 гг.

Сейчас она применяется в частности, на выборах в органы местного самоуправления в Баварии и некоторых других землях Германии. Избиратель в Баварии имеет три голоса, что меньше числа депутатов от данного избирательного округа, но он может либо отдать три голоса одному из кандидатов, либо отдать два голоса одному кандидату, а третий - другому, либо, наконец, раздать по одному голосу трем кандидатам. Система считается пригодной для небольших избирательных единиц (территорий), в которых избиратели хорошо знают всех кандидатов, а их политическая принадлежность для избирателей большого значения не имеет.

Эта система характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое), и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него. Отсюда и название системы (от лат. cumulatio - скопление) [28, с.467].

Как полагают британские исследователи избирательных систем Энид Лейкман и Джеймс Д. Ламберт, «так же как и ограниченное голосование, кумулятивное голосование способствует обеспечению представительства меньшинства и избранию самых популярных кандидатов, но его действие весьма неопределенно». Здесь также весьма важен точный подсчет партиями своего электората и правильное ориентирование его в отношении использования голосов.

Система единственного непередаваемого голоса, также весьма редкая (применялась, в частности, до 1993 г. в Японии), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система.

Система заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т.е. относительное большинство). При этой системе, хотя действует мажоритарный принцип, но, тем не менее, могут оказаться избранными представители партий меньшинства, то есть голоса, поданные за партии меньшинства, могут и не пропасть [28, с. 468].

Однако система требует от партий умения точно прогнозировать свой электорат. Хотя по закону партия может выдвигать столько кандидатов, сколько кандидатов от избирательного округа должно быть избрано, ей может оказаться невыгодным полностью использовать свое право. Если кандидатов окажется слишком много, голоса избирателей могут рассеяться между ними, и кандидаты не будут избраны. Если же кандидатов будет слишком мало, поддержка избирателей окажется использованной не полностью, у партии останутся «лишние» голоса, а, следовательно, она получит меньше мандатов, чем могла бы.

Эта система представляет собой крайнюю разновидность так называемого ограниченного вотума - системы, при которой у избирателя меньше голосов, чем следует избрать депутатов от избирательного округа. Смысл этой системы заключается в том, чтобы обеспечить представительство не только большинства, но и меньшинства избирателей. Однако таким образом может получить завышенное представительство и весьма незначительная группа избирателей, если за одного из кандидатов проголосовало подавляющее их большинство. Если, например, в двухмандатном округе, где баллотировались пять кандидатов, один из них получил 90 % голосов, то избранным окажется также кандидат с наибольшим числом голосов из остальных четырех кандидатов, на которых всех вместе пришлось только 10% голосов. Думается, однако, что в большинстве случаев это будет лучше, чем когда голоса противников победивших кандидатов вообще пропадают.

Существует и другая разновидность избирательной системы - смешанная избирательная система. Смешанная избирательная система возникает тогда, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы.

В ряде стран смешанные системы создаются с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатки или хотя бы эти недостатки смягчить. Смешанные системы отличаются большой разнородностью, и их можно классифицировать с большой долей условности. Они могут быть подразделены на две большие группы: 1) географически неоднородные, комбинирующие мажоритарную (неважно, какого типа) систему в малонаселенных избирательных округах и пропорциональную в плотно населенных округах; 2) географически однородные, которые, в свою очередь, могут быть подразделены [28, с. 483].

Географически неоднородные системы нарушают принцип представительности выборных органов, поскольку дают преимущества политическим партиям, пользующимся влиянием в малонаселенных местностях (обычно в сельских). В настоящее время такой тип смешанной избирательной системы применяется во Франции при выборах Сената. В департаментах, от которых избираются пять сенаторов и более (14 департаментов из 99), выборы проводятся по пропорциональной системе с правилом наибольшей средней, а в других департаментах (т.е. в 85 из 99) применяется мажоритарная система голосования списком в два тура. По пропорциональной системе, таким образом, избираются 98 сенаторов, или 30% состава палаты.

Смысл такой смешанной системы состоит в том, чтобы в преимущественно сельскохозяйственных департаментах мажоритарная система благоприятствовала более сильным в них правым партиям; в больших промышленных департаментах при применении пропорциональной системы эти партии могут рассчитывать лишь на соответствующую их влиянию долю мест в палате. Если бы в них действовала мажоритарная система, результаты голосования были бы совершенно иными.

Географически однородные смешанные избирательные системы могут быть подразделены на три вида : 1) с доминированием пропорционального представительства (пропорционально-мажоритарные); 2) с доминированием мажоритарной системы (мажоритарно-пропорциональные); 3) уравновешенные системы, в которых на равных применяются пропорциональная и мажоритарная системы.

В качестве примера пропорционально-мажоритарной системы можно привести систему, действующую в Италии после ее реформирования в начале 1990-х гг. Из общего числа 3?4 депутатов (475 из 630) и сенаторов (238 из 315) теперь избираются по униноминальной системе в один тур, а четверть оставшихся мест, т.е. 155 в Палате депутатов и 77 в Сенате, распределяется по пропорциональной системе, причем обе системы связаны между собой. Так, при выборах сенаторов каждый избиратель имеет один голос, который он подает при голосовании по одномандатному округу и одновременно по пропорциональной системе. Каждый кандидат в сенаторы должен указывать свою партийную принадлежность, т.е. к какому списку он принадлежит при пропорциональном распределении. В одномандатном округе кандидат, получивший относительное большинство голосов, объявляется избранным. На областном уровне голоса кандидатов одного и того же списка суммируются, и из положенного списку числа мандатов вычитаются мандаты, полученные партией в избирательных округах. Мандаты распределяются в областях по пропорциональной системе с применением правила наибольшей средней. В данном случае речь идет о некоторой компенсации с помощью пропорциональной системы, поскольку партия, получившая много мест в одномандатных округах, не получит много мандатов при пропорциональном распределении.

Мажоритарно-пропорциональные системы предполагают распределение мест прежде всего на основе принципа большинства. Голосование может быть как однотуровым, так и двухтуровым. В качестве примера можно указать порядок формирования муниципальных советов в коммунах Франции с населением более 3500 жителей. По закону 1982 г.в первом туре голосования списку, собравшему абсолютное большинство поданных голосов, предоставляется половина мест, подлежащих замещению. После этого остальные места распределяются между всеми списками по пропорциональной системе с применением правила наибольшей средней.

Если ни один из списков кандидатов не получил абсолютного большинства поданных голосов в первом туре, то проводится второй тур выборов, после которого половину мест получает список, собравший относительное большинство голосов. Вторая половина мест распределяется в порядке, указанном выше. Списки, не получившие по меньшей мере 5% поданных голосов, не допускаются к распределению мест. Разрешается блокирование списков между турами. Такой способ распределения мест позволяет получить 3?4 мест в муниципальном совете списку, набравшему 51% голосов [28, с.484].

Наконец, при уравновешенных смешанных системах места в равной мере распределяются и по пропорциональной, и по мажоритарной системе. Обычно при таких системах избирателю предоставляются два голоса, один из которых он использует при голосовании по мажоритарной, а другой по пропорциональной системе.

Смешанные системы действуют также в Германии, Болгарии (при выборах Великого народного собрания), Литве, Грузии, Венгрии.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что существование полупропорциональных и смешанных избирательных систем в некоторых странах мира зависит от определенных факторов: административно-территориального деления государства; исторически сложившихся обычаев и традиций, которые были закреплены законодательно в течении становления и развития страны; особенностей деления и взаимодействия различных «ветвей» власти в государстве и т.д.

5. ОСОБЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Правовую основу избирательной системы в Республике Беларусь составляет Конституция. Конституция Республики Беларусь содержит специальную главу, посвященную избирательной системе. Порядок проведения выборов урегулирован вступившим в силу 26 марта 2000 года Избирательным кодексом Республики Беларусь. Кодификация правовых норм, определяющих порядок подготовки и проведения выборов и референдумов в нашем государстве, осуществлена впервые. До этого указанные процессы регулировались отдельными законами, содержащие повторяющиеся нормы, которые одинаково регламентировали основные принципы проведения выборов, референдума, образования комиссий, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения агитаций и т.д. Принимая Избирательный кодекс, законодатель правомерно полагал, что объединение в одном законодательном акте правовых норм, определяющих порядок формирования выборных государственных органов, проведения референдума позволит обеспечить единообразный подход к избирательному процессу, облегчит работу комиссий, других участников выборных кампаний. Можно назвать и иные акты законодательства, регулирующие проведение выборов, среди которых постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.04.1994 №279 «О порядке пользования кандидатами в Президенты Республики Беларусь средствами массовой информации», от 04.04.2001 №457 «Об утверждении формы декларации о доходах и имуществе» и др.

В Республике Беларусь избираются Президент, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов.

Избирательное право в Республике Беларусь построено на демократических принципах, предусматривающих всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и свободном участии в выборах, что закреплено в Конституции, Избирательном кодексе, иных актах законодательства.

В Республике Беларусь на основе прямых выборов избираются Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, депутаты местных Советов депутатов. Путем косвенных выборов на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов избираются члены Совета Республики.

Одной из процедур, позволяющих избирателям осуществить свободное волеизъявление, является тайное голосование. В Республике Беларусь принцип тайного голосования закреплен в статье 68 Конституции, в статье 9 Избирательного кодекса, запрещающей контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования.

Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

В то же время в статье 64 Конституции существует ограничение для граждан, которые в выборах не участвуют, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону.

Из вышесказанного в выборах также не участвуют лица, которым приговором суда определена такая мера наказания, как лишение свободы, иные виды уголовного наказания таких последствий не влекут. Анализ нового Уголовного кодекса позволяет сделать вывод, что не только штраф, исправительные работы и т.п., но и арест (содержание осужденного в условиях строгой изоляции на срок от одного до шести месяцев) не дает оснований для ограничения для участия в выборах, т.к. непосредственно лишением свободы как видом уголовного наказания это не является (см., напр., ст.ст. 48, 54, 57 УК).

Что же касается участия в голосовании, то круг лиц, в отношении которых существуют дополнительные ограничения, еще шире: сюда включены и лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей, что на мой взгляд является не справедливым по отношению к данной категории лиц. В соответствии с УПК, лицо признается виновным в совершении преступления только после вступления в силу приговора суда. А содержание под стражей не является доказательством виновности обвиняемого, так как в последствии он может быть признан судом невиновным. А гражданин в данном случае лишается гарантированного Конституцией права на участие в выборах. Этот вопрос был пересмотрен, постановлением Центризбиркома арестанты теперь имеют право принимать участие в голосовании.

Как говорится в постановлении «осужденные к аресту, граждане Республики Беларусь и постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане Российской Федерации, отбывающие наказание в арестных домах, следственных изоляторах, тюрьмах, в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, принимают участие в голосовании по месту своего нахождения» (4, п.1). «Волю они будут изъявлять, не выходя на свободу, - непосредственно на месте пребывания, каким бы отдаленным оно ни было от участковой избирательной комиссии» [26, с.2].

«Такое известие некоторых заключенных буквально шокировало. В принципе, понять их можно - чуть ли не с малолетства живут по принципу «украл, выпил - в тюрьму» и ни о каких выборах слышать не слышали. А тут вдруг оказалось, что для общества они - полноправные граждане, их голос может стать на выборах определяющим» [22, с. 5].

Здесь необходимо добавить о том, что в данном случае усматривается явное противоречие, так как постановление Центризбиркома является, по сути, толкованием Конституции, но Центризбирком не обладает полномочием осуществлять данную деятельность. Не проще ли внести изменения в Конституцию? Ведь внесение изменений в третий раздел Конституции может быть рассмотрено палатами Парламента и в данном случае не обязательно проведение референдума.

Также в избирательном законодательстве интересен для рассмотрения и другой момент в котором явно усматривается противоречие законодательству, так из декрета Президента Республики Беларусь № 20 «Об обязательном декларировании доходов и имущества кандидата в Президенты Республики Беларусь, его близких родственников, супруги (супруга) и ее (его) родителей и некоторых иных мерах, направленных на проведение открытых, свободных и честных выборов» уже из названия понятно, что для принятия решения о регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь в Центральную комиссию по выборам кандидатом в Президенты, его близкими родственниками (родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой, внуками), супругой (супругом) и ее (его) родителями должны быть представлены декларации о доходах и имуществе. В данном случае возникает вопрос не противоречит ли это законодательству о тайне вкладов, ведь вполне вероятно, что дети или иные родственники кандидата в Президенты живут отдельно и ведут самостоятельное хозяйство и не желают распространять сведения о своих доходах. Данное правило вполне понятно в отношении супруга кандидата, но не в отношении иных родственников с которыми возможно кандидат в Президенты не поддерживает тесных родственных отношений. Наверное необходимым является приведение в соответствии со всем законодательством и усовершенствование Избирательного кодекса, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов об издании дополнительных уточняющих постановлений и декретов.

Избирательный кодекс предусматривает, что проведение выборов Президента, депутатов Палаты представителей Национального собрания и местных Советов осуществляется на основе традиционно сложившейся в нашем обществе мажоритарной избирательной системы.

Так, Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовали больше половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее половины граждан, внесенных в списки избирателей, а также в связи с выбытием всех зарегистрированных кандидатов в Президенты Республики Беларусь. Кодексом предусмотрено, что если в бюллетень было включено более двух кандидатов в Президенты Республики Беларусь и ни один из них не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок Центральной комиссией проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Сообщение о проведении второго тура голосования публикуется в печати в трехдневный срок.

Избранным считается кандидат в Президенты, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если в связи со снятием кандидатур остается один кандидат, второй тур голосования проводится по его кандидатуре. В этом случае за его избрание должны проголосовать более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы считаются состоявшимися, если в них приняли участие более половины избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов в Президенты и ни один из них не был избран, а также в случае признания выборов Президента несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента, Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты. При этом она может принять решение о проведении выборов территориальными и участковыми комиссиями в новом составе [8].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь используется мажоритарная избирательная система, которая является исторически первой избирательной системой и наиболее распространена в мире. Ее основная задача - формирование абсолютного парламентского большинства какой-либо политической или социальной силы, что на практике благоприятствует победе на выборах крупных политических партий и отсекает мелкие. Указанное является основным поводом для критики данной избирательной системы.

«В отличие от пропорциональной и смешанной избирательных систем, в которых голосование идет не только по отдельным кандидатам в депутаты, но и по партийным спискам, мажоритарная проста и понятная рядовому избирателю, поскольку предоставляет ему возможность проголосовать за своего конкретного представителя в парламент. Установление той или иной избирательной системы является внутренним выбором государства и не определяется международными стандартами. Мажоритарная избирательная система применяется в США, Франции, Великобритании, Австралии, Индии. В зависимости от соотношения политических сил в обществе государство переходит к той или иной избирательной системе. Например, в 1993 году в Италии перешла от пропорциональной системе к смешанной, преимущественно мажоритарной, а Новая Зеландия, наоборот, - от мажоритарной к пропорциональной. В обеих странах вопрос решался путем общенационального референдума» [15, с. 48].

Телевич А. считает, что в Беларуси также не утихают спекуляции на тему возможного перехода в будущем от мажоритарной избирательной системы через смешанную (мажоритарно-пропорциональную) к пропорциональной, т.е. выборам по партийным спискам… Но в Беларуси сегодня политическая система не является партийной. Люди еще очень хорошо помнят весь тот негатив, что был связан с КПСС. В советское время в партию чуть ли не силой загоняли рабочих и крестьян, так сказать, для представительства, в то время как число партийных из представителей интеллигенции искусственно держали на низком уровне. Некоторые члены КПСС использовали свое членство в ней в карьерных целях. И главное - очень многие советские граждане видели у компартии расхождение слов с делами. Возможно, именно по «старой памяти» жители нашей страны сегодня не очень доверяют политическим партиям.

В Беларуси никогда не было сильных политических партий, имеющих под собой широкую социальную базу. В начале 90-х годов на эту роль претендовал БНФ, способный тогда вывести на площадь под своими лозунгами до ста тысяч граждан. Однако радикальность Фронта уже тогда отпугнула от него значительную часть его потенциальных сторонников. После нескольких поражений БНФ осталось только почивать на лаврах и ностальгировать по золотым для себя ранним годам белорусской независимости [29].

В белорусском обществе еще не сформировалась достаточная социальная база для нормальной деятельности партий. Общество недостаточно структурировано на социальные группы, которые выражали бы желание отстаивать свои интересы в большой политике. Ведь вначале эти группы должны появиться и набрать силу, а уже только потом для защиты их интересов должны быть созданы политические партии, базой которых как раз и являются люди, входящие в эти группы и, в свою очередь, поддерживающие свои партии идеологически. Так было в Англии - вначале появились классы «угнетателей» и «угнетенных», а уже только потом появились политические партии, обслуживающие интересы этих двух основных групп.

Возможно, чрезвычайно низкий рейтинг партий в обществе объясняется тем, что наше общество еще не подошло к тому, чтобы осознать важность и ценность партий как институтов, способных транслировать интересы социальных групп. Также существует мнение, что белорусская избирательная система не способствует росту численности партий, усилению их роли в политической жизни общества. Так как система является мажоритарной, а не пропорциональной, внимание избирателя изначально обращено вовсе не на партию, а на личность ее представителя. При голосовании по партийным спискам избиратель гораздо больше задумывается над идеологическими отличиями одной партии от другой.

В политическом поле нашей восточной соседки существует партия «Единая Россия», которую нередко называют «мешком голосов за Путина». В Беларуси есть нечто подобное - это юридически не оформленная партия власти, основу которой составляет президентская вертикаль, а электоральный резерв - граждане, по большинству позиций поддерживающие политику президента. Даже если когда-нибудь, конечно же, не без стараний белорусской оппозиции, в нашей стране и пройдут выборы по пропорциональной системе, то на них, по состоянию на сегодняшний день, «партия власти» без труда и без каких-либо манипуляций получит не менее 60% голосов избирателей [29].

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что каждая избирательная система имеет свои преимущества и недостатки. Практика показывает, что от ее характера в решающей степени зависит, какую партийно-политическую систему страна в обозримом будущем получит. Политика Республики Беларусь направлена на сохранение стабильного социально ориентированного общества с представительными органами, подконтрольными избирателям и не испытывающими конфликтов от партийных противоречий. Мажоритарная избирательная система максимально соответствует поставленным целям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе рассмотрены основные виды избирательных системах как способы распределения мандатов между кандидатами.

Избирательное право образует важную составную часть конституционного права Республики Беларусь, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Республики Беларусь, депутатов законодательного (представительного) органа власти, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Многообразие избирательных систем объясняется существованием большого числа способов распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Каждая система имеет свои преимущества перед другими видами и свои недостатки. С точки зрения времени возникновения мажоритарная система является первой из всех видов избирательных систем. Появление дальнейших видов избирательных систем (пропорциональная, полупропорциональная, смешанная) является результатом естественного общественного развития и потребностей людей найти оптимальную форму избирательной системы с учетом особенностей форм правления, государственного режима каждой страны.

Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. В современном мире в условиях любой, даже самой формальной, демократии политические партии являются одним из важнейших элементов политической системы. Политические партии - это главный институт, который выражает многообразные интересы общества. Именно они оформляют интересы в емкие и конкретные программные предложения, номинируют кандидатов, мобилизуют для них массовую поддержку, проводят избирательные кампании, формируют общественное мнение. В преддверии крупных политических кампаний вопрос о роли в обществе политических партий приобретает особую актуальность. Например, в США партии активизируются только во время электоральных кампаний. Интересно отметить, что низкая узнаваемость белорусских политических партий каким-то странным образом уживается со сравнительно высокими рейтингами их российских собратьев.

Совпадение интересов Президента и беспартийного большинства Верховного Совета привело к тому, что принятый закон о выборах депутатов Верховного Совета основывался на мажоритарной системе голосования.

Но что будет, если в ближайшем будущем в Беларуси будет проведена избирательная реформа и мы станем избирать парламент по пропорциональной системе?

На этот вопрос председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси Лидия Ермошина считает нецелесообразным в ближайшей перспективе изменять избирательное законодательство, в том числе, унифицируя его с законодательством Российской Федерации. «Я отрицательно отношусь к новшествам избирательной системы России - отмене порога явки избирателей и графы «против всех» в бюллетене для голосования», - заявила в интервью «Интерфаксу» глава ЦИК Беларуси. Глава ЦИК Беларуси также не видит необходимости применения в Республике пропорциональной избирательной системы, что было апробировано в некоторых субъектах РФ на прошедших региональных выборах. «Пока в России работают не политические предпочтения и платформы, а персоналии. Формально РФ переходит на пропорциональную систему выборов, но по факту она еще носит особенности и черты мажоритарной системы», - сказала Л. Ермошина» [8].

Приверженцы мажоритарной избирательной системы считают, что при переходе к пропорциональной избирательной системе будет нарушена стабильность в Парламенте и мажоритарная система имеет массу преимуществ. Наоборот, практика применения пропорциональной системы голосования (или смешанной - мажоритарно-пропорциональной) в бывших посткоммунисти-ческих странах, и прежде всего, у наших ближайших соседей - России, Украины, Литвы, Польши, Латвии, - свидетельствует как раз об обратном. Одним из самых излюбленных аргументов приверженцев мажоритарной системы является утверждение, что в Беларуси для введения пропорциональной системы голосования нет объективных предпосылок, так как отсутствует субъект, на существовании которого она зиждется, - политические партии. На самом деле партии в Беларуси существуют, но мало кто о них знает. Этот парадоксальный факт объясняется достаточно просто: белорусский зритель, смотрящий преимущественно российские каналы телевидения, получает больше информации о деятельности российских политических партий, нежели о собственно белорусских.

Сегодня, по сравнению с первой половиной 90-х годов, в обществе есть понимание необходимости избрания хотя бы части депутатов парламента по партийным спискам. За переход к смешанной системе выборов - мажоритарно-пропорциональной - единодушно выступают политические партии, представленные в Консультативном совете. Несмотря на крайне неблагоприятные условия, у нас наконец-то появилось несколько политических партий, которые обладают достаточным организационным, интеллектуальным и кадровым потенциалом для формирования в парламенте правительства на коалиционной основе. Страна готова не только по каким-то субъективным, но и объективным причинам к избранию хотя бы части депутатов парламента на основе партийных списков.

Часто от противников введения пропорциональной системы голосования можно слышать достаточно безапелляционные заявления (правда, не подкреплённые никакими аргументами), что в стране для перехода к голосованию по партийным спискам обязательно должны быть в наличии сильные политические партии, и если их нет, то наиболее приемлемым способом формирования законодательного органа власти является мажоритарная система выборов.

С другой стороны, страны, которые после краха мировой системы социализма внедрили у себя пропорциональную или смешанную системы голосования, также, как и Беларусь в начале 90-х годов, не имели разветвлённой партийной структуры. Однако сегодня, в отличие от нас, они преуспели в партийном строительстве как раз благодаря пропорциональной системе голосования, так как применение этой системы на выборах позволяет значительно ускорить процесс политической структуризации общества и парламента.

Главное то, что депутаты, даже если на выборах подавляющее большинство из них выступает в качестве беспартийных, попав в парламент, всё равно расходятся по тем или иным фракциям, которые создаются или оппозиционными политическими партиями, или правящим режимом, даже в том случае, если он формально не имеет своей собственной партии. Такой процесс можно было наблюдать и у нас при избрании депутатов Верховного Совета XIII созыва в начальный период его деятельности. Структурирование законодательного органа власти по политическим направлениям - это вполне объективная и необходимая вещь, без которой может существовать только парламент, находящийся под полным контролем исполнительной власти. Поэтому, когда существующая в Беларуси власть говорит, что в стране нет предпосылок для перехода к пропорциональной системе голосования - она, мягко говоря, лукавит. На самом деле она к своей выгоде и в ущерб всему обществу стремится полностью исключить из политической жизни страны партии, которые значительно труднее контролировать, чем отдельных депутатов-одномандатников. «Власть имущие» прекрасно понимают, что при прочих равных условиях при мажоритарной системе голосования для становления политических партий потребуется значительно больше времени, чем при голосовании по партийным спискам.

Также одним из излюбленных аргументов белорусских сторонников мажоритарной системы голосования является утверждение, что она позволяет создать стабильное правительство, которое, опираясь на стойкое парламентское большинство, не будет меняться часто, как перчатки, и в силу этого обстоятельства сможет вывести страну из кризисного состояния. На первый, поверхностный взгляд это утверждение кажется верным. Но главную роль в плане так называемой стабильности правительства играет как раз не система выборов, а способ организации государственной власти и объём полномочий, которыми располагают её ветви: законодательная, исполнительная и судебная.

Другим аргументом в пользу мажоритарной системы является идея о ее справедливости. Идея справедливости существует ровно столько, сколько существует человечество. Если говорить о мажоритарной системе, то по сути она является, пожалуй, самой несправедливой из всех существующих систем выборов, так как основана на принципе «победитель получает все».

Не будучи справедливой, мажоритарная система выборов не может обеспечить и стабильное, устойчивое развитие общества в переходный период его развития. Человеку, живущему во времена кардинальных преобразований и проголосовавшему, как и многие другие, за кандидата, набравшего немногим меньше голосов, чем его соперник, трудно понять, почему его голос не услышан и не учтён при подведении итогов, особенно, если таких голосов по стране «набегает» значительно больше, чем это необходимо для избрания депутата в одномандатном округе.

Умная власть, как показывают примеры развития стран Европы после второй мировой войны, наряду с мажоритарной системой ввела элементы пропорциональной системы голосования. Так, например, было в Германии в 1949 году, когда немецкие политики сумели противостоять давлению со стороны победителей - американцев и англичан, - предлагавших закрепить на конституционном уровне мажоритарную систему голосования. Творцы новой демократической Германии понимали, что система голосования, при которой победитель получает всё, не сможет адекватно представлять разнообразие политических сил в стране, и сумели добиться введения смешанной системы избрания депутатов парламента. По этому пути пошли и в абсолютном большинстве стран Центральной и Восточной Европы, республиках бывшего СССР. В условиях переходного периода политические элиты этих стран во имя сохранения политической стабильности и преодоления ситуации политической напряжённости не пошли на полное вытеснение и добивание с помощью мажоритарной системы голосования своих политических конкурентов, так как поняли, что с ними лучше иметь дело в парламенте, чем на улицах и на баррикадах. Поэтому далеко не случайным является устоявшееся в международной практике мнение, что чем ближе по своему составу избранный орган - парламент или орган местного самоуправления - к политическим пристрастиям электората, тем полнее равенство результатов и тем справедливее избирательная система.

Идеальной модели избирательной системы не существует. У каждой из них можно найти и свои достоинства, и изъяны. Этим во многом объясняется то великое многообразие избирательных систем, применяемых в современном мире. Какая же ее модель является наилучшей для Республики Беларусь? В зависимости от того, какой орган избирается: законодательный или исполнительный, коллегиальный (представительный) или единоличный, речь скорее всего должна идти не об одной, а о нескольких таких моделях. Однако прежде чем принимать решение опробовать ту или другую разновидность избирательной системы в масштабе всей страны или ее части, следует внимательно проанализировать и специфику современных реалий политической, экономической жизни государства, традиции и культуру народа. Так, например, «в качестве одного из основных аргументов в защиту метода избрания депутатов в один тур на основе относительного большинства в Великобритании ссылаются на его «простоту». «Это важно для Англии, где электорат в сравнении с [избирателями] многих других европейских стран слабо образован и политически неискушен» [30]. Если это верно для Великобритании - страны с многовековыми демократическими традициями - то, вероятно, «неискушенность» и неопытность беларуского избирателя на данном этапе в партиях и партийной борьбе должна учитываться и отечественным законодателем. Метод избрания кандидатов на выборные посты (как, каким образом голос избирателя будет превращаться в мандаты для партий или отдельных кандидатов) должен хотя бы в своих главных чертах быть понятен для максимального числа граждан. Процедура голосования также не должна создавать для граждан особых трудностей. Однако последующее развитие политической жизни Республики Беларусь может привести к использованию новых моделей избирательной системы. Выбор избирательной системы - это постоянный поиск; и одним из условий его успеха является знание мирового опыта в этой области. Не следует останавливаться на достигнутом. Избирательная система, как было показано выше, может и на деле оказывает обратное воздействие на все институты политической системы страны. «Моделируя» ее, мы в известной мере создаем определенное русло, в котором будет протекать политическая жизнь современной и будущей Беларуси.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Список нормативных источников

1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.94 № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996, в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004 № 1) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

2. Избирательный кодекс Республики Беларусь № 2/145 от 15.02.2000 (в ред. от 06.10.2006) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

3. Декрет Президента Республики Беларусь «Об обязательном декларировании доходов и имущества кандидата в Президенты Республики Беларусь, его близких родственников, супруги (супруга) и ее (его) родителей и некоторых иных мерах, направленных на проведение открытых, свободных и честных выборов» № 20 от 26 июня 2001г // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

4. Постановление Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов «О разъяснении применения положений избирательного законодательства Республики Беларусь, предусматривающих декларирование доходов и имущества при проведении выборов Президента Республики Беларусь в 2006 году» № 3 от 18 января 2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

5. Постановление Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов «О разъяснении порядка участия в голосовании граждан, осужденных к аресту» № 5 от 11 февраля 2003г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

6. Постановление Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов «О разъяснении исполнения некоторых положений Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001г. № 20 «Об обязательном декларировании доходов и имущества кандидата в Президенты Республики Беларусь, его близких родственников, супруги (супруга) и ее (его) родителей и некоторых иных мерах, направленных на проведение открытых, свободных и честных выборов» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

Список литературных источников

1. Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Норма - ИНФРА-М, 1999. - 467 с.

2. Беларусь не видит необходимости в унификации белорусского избирательного законодательства с российским, TUT.BY/Новости - 13 марта 2007 - Беларуское название - [Электронный ресурс] - http//tut.by/politics.

3. Бухарин Н. И пропорциональные, и мажоритарные/Библиотека «Политология»/Сравнительная политология//Европа - журнал Европейского Союза, № 44, ноябрь, 2004 - [Электронный ресурс] -http//politnauka.org/library/compare/buharin.

4. Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь, Научно-практический комментарий // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

5. Василевич Г.А., Кондратович Н.М., Приходько Л.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник/ Под общ. ред. Г.А. Василевича. - Минск: Книжный Дом, 2006. - 480 с.

6. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. - Минск: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003. - 832 с.

7. Гарроне П. Конституционные принципы избирательного права. / Проблемы конституционализма. Сборник научных трудов, вып.7 - Минск: Новое знание, 2000. - С.14.

8. Дэбаш Ш., Пант'е Ж.-М. Уводзiны ў палiтыку.-- Минск: Книжный Дом; Интерпрессервис, 1996. - 578 с.

9. Ермошина раскритиковала новшества избирательной системы России - [Электронный ресурс] -http//telegraf.by/Belarus/2007/03/13/elect.

10. Ермошина Л. Закон и выборы // Беларуская думка. - 2000. - № 6. - С. 45.

11. Зарубежное избирательное право: Учебное пособие/Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Дегтярева О.В. и др.; Под ред. Маклакова В.В. - Издательство НОРМА, 2003. - 288 с. - (Издательский проект «Зарубежное и сравнительное избирательное право»).

12. Избирательная система: Теория вопроса - Архив политической рекламы - [Электронный ресурс] - http//3333.ru/public/isr.

13. Информационно-аналитическая записка «Избирательные системы зарубежных стран: сравнительный анализ», Материал подготовлен Фондом развития парламентаризма в России в сентябре 2004 года- [Электронный ресурс] - http//legislature.ru/infzapiska/izbiratsystems.

14. Информационно-аналитическая записка «Крупнейшие реформы избирательных систем в 1990-х годах: Япония, Италия, Новая Зеландия», Материал подготовлен Фондом развития парламентаризма в России в сентябре 2004 года- [Электронный ресурс] - http//legislature.ru/infzapiska/izbiratsystems.

15. Маклаков В.В. Иностранное конституционное право. - М.: Юристъ, 1996. - 623 с.

16. Минченко П. «Новоселы» арестного дома//Советская Беларусь. - 26 марта 2003 г.- С. 5.

17. Плиско М., главный редактор журнала «Открытое Общество», Избирательная система: пропорциональная или мажоритарная // Адкрытае грамадства, Iнфамацыйна-аналiтычны бюлетэнь 2000, N3(9) - [Электронный ресурс] -http//data.minsk.by/opensociety.

18. Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы. - М.: Дека, 1995. - 453 с.

19. Роўда У. Выбарчыя сiстэмы i тэхналогiя выбарчых кампанiй. - Минск: Книжный Дом, 1995. - 342 с.

20. Селезнева Е. Воля в неволе //Советская Беларусь.- 13 февраля 2003г. -С.2.

21. Сравнительное избирательное право: Учебное пособие/Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой В.В. и др.; Под ред. Маклакова В.В. - Издательство НОРМА, 2003. - 288 с. - (Издательский проект «Зарубежное и сравнительное избирательное право»).

22. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 3 т. - М.: БЕК, 1997. - Т. 3: Особенная часть: страны Европы, 1997. - 759 с.

23. Телевич А. Пропорциональная мажоритарщина 06.12.2006 - [Электронный ресурс] - http//nmnby.org/pub.

24. Четвериков А.О. Избирательные системы государств-членов ЕС / Московская Государственная Юридическая Академия. Кафедра права Европейского Союза, Центр прав Европейского Союза - [Электронный ресурс] - http//rds.info@eulaw.edu.ru/documents/articles/izbir_sistem.

25. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. 2-е изд. - М.: Юристъ, 1999. - 359 с.

26. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. - Минск.: Новое знание, 2001. - 576 с.

27. Штайнер Ю. Еўрапейскiя дэмакратыi. - Минск: Книжный Дом, 1996. - 381 с.

28. Ханс-Георг Вик, руководитель КНГ ОБСЕ в Беларуси, Выборы не самоцель, но другого средства для обеспечения рационального государственного управления не существует («БДГ»), 2000 - [Электронный ресурс] - http//elections.belapan.info/main/rus/common.

29. Ягелло О.В. Избирательная система Республики Беларусь // Охрана труда и социальная защита. - 2006. - № 3. - С. 19-22.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.