РУБРИКИ

Коллективный договор, его структура и действие

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Коллективный договор, его структура и действие

Как уже отмечено, структуру коллективного договора определяют его стороны, то есть полномочные представители работников и работодателей. В структуре коллективного договора, например, могут быть выделены нормативные и обязательственные условия, обязанности работодателя и корреспондирующие им права работников, обязанности работников, корреспондирующие им права работодателя, а также компенсации работникам за возложение дополнительных по сравнению с действующим законодательством обязанностей. Структура коллективного договора должна служить более продуктивному применению его положений. Поэтому она должна быть определена сторонами коллективного договора, которые и будут заниматься реализацией содержащихся в нем положений.

2.2 Структура коллективного договора ЗАО ЧОП "Электра"

Структуру коллективного договора предлагаю рассмотреть на примере действующего договора, заключенного в ЗАО ЧОП «ЭЛЕКТРА».

Общие положения. Сторонами коллективного договора Закрытого Акционерного Общества Частное Охранное Предприятие «Электра», далее, ЗАО ЧОП «Электра», являются:

– Работодатель в лице директора;

– Работники ЗАО ЧОП «Электра» в лице председателя совета трудового коллектива, далее СТК.

Настоящий коллективный договор является правовым актом, который регулирует социально-трудовые отношения между Работодателем и Работниками и устанавливает социальные льготы и гарантии для Работников. Коллективный договор заключен в соответствии с законодательством РФ и направлен на соблюдение трудовых прав и интересов Работников ЗАО ЧОП «Электра», обеспечение их социально-экономических гарантий.

Работники предприятия поручают СТК вести переговоры с Работодателем между общими собраниями (конференциями) Работников по вопросам, связанным с заключением и выполнением коллективного договора. Работодатель признает СТК единственным представителем Работников предприятия в период ведения переговоров, заключения и исполнения коллективного договора. Социальные гарантии и льготы, установленные данным коллективным договором сверх норм, предусмотренных действующим законодательством РФ, обеспечиваются за счет средств предприятия.

Для достижения общей цели стороны обязуются:

– способствовать управлению предприятием такими методами, которые в наибольшей степени обеспечивали бы качество и количество оказываемых услуг, их экономичность и сохранность собственности;

– обеспечить безопасность рабочих мест;

– разрешать проблемы посредством процедур, обеспечивающих взаимное уважение, достигая согласия, а не конфронтации;

– признавать и уважать права каждой из сторон и добросовестно выполнять свои обязанности;

– представлять друг другу имеющуюся информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, и не разглашать информацию, которая является служебной, коммерческой и государственной тайной;

– проводить встречи, консультации по вопросам регулирования трудовых отношений и обеспечения гарантий, трудовых прав работников.

Обеспечение занятости. Профессиональная подготовка. Повышение квалификации. Работодатель и СТК обеспечивают максимально возможную стабильность занятости на основе постоянного роста профессионально - квалификационного уровня каждого Работника, сохранения кадрового потенциала на экономически целесообразных рабочих местах и содействия занятости высвобождаемых Работников.

Работодатель заключает договора с учебными заведениями на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих в пределах выделенных финансовых средств. Работодатель реализует принцип непрерывного повышения квалификации, заключающийся в периодическом прохождении обучения в пределах выделенных финансовых средств. Необходимость профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для собственных нужд определяет Работодатель.

Работодатель может сокращать численность работающих на предприятии только с предоставлением высвобождаемым Работникам льгот и компенсаций в соответствии с действующим законодательством РФ (в соответствии со ст.178-181 ТК РФ) и настоящим коллективным договором. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата Работников предприятия Работники предупреждаются Работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия Работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

Все вопросы, связанные с массовым высвобождением Работников вследствие совершенствования системы охраны, сокращения объемов услуг, согласовывать с СТК и принимать необходимые меры для размещения высвобождаемых Работников на вакантные должности, имеющиеся на предприятии. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Работников организации определяется Работодателем.

Продолжительность и режим рабочего времени и времени отдыха. Для категории Работников, занятых в режиме круглосуточных дежурств продолжительностью 22 часа, устанавливается сменный скользящий график (сутки - дежурство, трое суток - отдых) и выходные дни согласно графику сменности. К данной категории относятся:

– охранники, старшие охранники, начальники дежурных смен подразделений и отделений охраны;

– охранники, командиры групп дежурного подразделения;

– охранники поста охраны гаража;

– охранники-кинологи подразделений охраны ТЭЦ-5, ЗАО НЭСКО, БТЭЦ;

– дежурный оперативный предприятия;

– водители автомобиля (дежурного).

Для всех категорий Работников, кроме перечисленных выше, устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, с нормальной продолжительностью рабочего времени, равной 40 часам в неделю. Вторым выходным днем является суббота. Для отдельных категорий Работников предусматривается работа с ненормированным рабочим днем. В случае производственной необходимости Работодатель может изменять режим рабочего времени для отдельных категорий Работников в порядке, установленном законодательством РФ, и с учетом мнения СТК.

Время отдыха. Работникам с нормальной продолжительностью рабочего времени в течение рабочего дня предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью 48 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва для отдыха и питания устанавливается Работодателем.

Перерывы для отдыха и питания Работникам дежурных смен предоставляются в течение смены по графику, утвержденному начальником подразделения (отделения) охраны, но не более 2 час. 00 мин. в смену при суточном дежурстве. При продолжительности смены менее суток (12,16 и т.д.) продолжительность перерывов устанавливается пропорционально времени перерывов при суточных дежурствах. Учет рабочего времени в табеле производится с учетом перерывов для отдыха и питания. На отдельных постах, где по условиям службы перерыв для отдыха и питания установить нельзя, решением начальника подразделения (отделения) Работнику устанавливаются часы приема пищи на рабочем месте в течение рабочего времени.

Отпуска. Работникам предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется Работникам продолжительностью 28 календарных дней. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются. Ежегодный оплачиваемый отпуск по соглашению между Работником и Работодателем может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. Право на дополнительный отпуск имеют Работники с ненормированным рабочим днем. Перечень категорий работников, имеющих право на этот отпуск, а также продолжительность дополнительного отпуска установлена Правилами внутреннего трудового распорядка.

Очередность предоставления, продление, перенос, разделение ежегодного оплачиваемого отпуска определяется Работодателем, действующим в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, далее ТК РФ. На основании ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее, чем за две недели до его начала. Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя.

На основании ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях: временной нетрудоспособности работника; исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы; в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами. Если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником. В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется. Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В соответствии со ст. 125 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. Не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (ст. 126 ТК РФ).

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

При увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения также считается последний день отпуска.

При предоставлении отпуска с последующим увольнением при расторжении трудового договора по инициативе работника этот работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении до дня начала отпуска, если на его место не приглашен в порядке перевода другой работник (ст. 127 ТК РФ).

По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам, на основании ст. 128 ТК РФ, работникам могут предоставляться отпуска без сохранения заработной платы: участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году; работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году; родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, -до 14 календарных дней в году; работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году; работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней;

Для работников, совмещающих работу с обучением, предоставляются учебные отпуска в соответствии со ст. 173-176 ТК РФ. Оплата учебных отпусков производится по аналогии с очередными ежегодными отпусками. Оплата труда

Оплата труда Работников предприятия определяется «Положением об оплате труда работников» ЗАО ЧОП «Электра». Система оплаты труда строится на основе выплат Работникам за их труд:

– должностных окладов или часовых тарифных ставок;

– доплат, надбавок и прочих выплат;

– выплат по системе материального стимулирования.

В соответствии с «Положением об оплате труда» Работникам устанавливаются доплаты:

– за совмещение профессий;

– за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника;

– за сверхурочную работу;

– за работу в выходные и праздничные дни;

– за работу в ночное время;

– за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

– за увеличенный объем работы.

В соответствии с «Положением об оплате труда» Работникам устанавливаются надбавки:

– за работу со сведениями, имеющими степень секретности.

Доплаты и надбавки определены в соответствии с «Положением об оплате труда» и другими нормативными документами. Размеры доплат и надбавок не могут быть ниже установленных законодательством РФ. Доплаты и надбавки могут быть изменены или отменены полностью в связи с улучшением условий труда.

В соответствии с «Положением о премировании» на предприятии действует система материального стимулирования работников. Система предусматривает премии:

– по итогам работы;

– за высокие показатели в труде;

– за добросовестное выполнение трудовых обязанностей;

– за срочность выполняемой работы;

– за сложность порученного задания.

Выплата премий производится в соответствии с действующим на предприятии «Положением о премировании работников ЗАО ЧОП «Электра». За работу в местностях с особыми климатическими условиями устанавливается районный коэффициент для всех Работников предприятия в размере 25 % к заработной плате. Заработная плата выплачивается Работникам ЗАО ЧОП «Электра» 19-го и 30-го числа месяца следующего за отчетным.

Гарантии и компенсации. Гарантии при направлении Работников в служебные командировки. Служебной командировкой признается поездка Работника по распоряжению Работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении Работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Нормы возмещения командировочных расходов устанавливаются Работодателем, размеры которых не могут быть ниже установленных правительством РФ.

Днем выезда в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем приезда - день прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее - последующие сутки.

На Работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех организаций, в которые они откомандированы. Взамен дней отдыха, не использованных во время командировки, другие дни отдыха по возвращении из командировки не предоставляются. Если Работник специально откомандирован для работы в выходные или праздничные дни, компенсация за работу в эти дни производится в соответствии с законодательством РФ. В случаях, когда по распоряжению Работодателя Работник выезжает в командировку в выходной день, ему по возвращении из командировки предоставляется другой день отдыха в установленном законом РФ порядке. Вопрос о явке на работу Работника в день отъезда в командировку и в день прибытия из командировки решается по договоренности с Работодателем.

Гарантии и компенсации, связанные с расторжением трудового договора. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников предприятия (пункт 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ) увольняемому Работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Средний месячный заработок сохраняется за уволенным Работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения Работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается Работникам при расторжении трудового договора в связи с:

– несоответствием Работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, препятствующего продолжению данной работы (подпункт «а» пункта 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ);

– призывом Работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ);

– восстановлением на работе Работника, ранее выполнявшего эту работу по решению государственной инспекции труда или суда (пункт 2 статьи 83 Трудового кодекса РФ);

– отказом Работника от перевода в связи с перемещением Работодателя в другую местность (пункт 9 статьи 77 Трудового кодекса РФ).

Гарантии и компенсации Работникам при вынужденном прекращении работы не по вине Работника. Работодатель обязан возместить Работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность наступает, если заработок не получен в результате:

– незаконного отстранения Работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;

– отказа Работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении Работника на прежней работе;

– задержки Работодателем выдачи Работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству РФ формулировки причины увольнения Работника.

Гарантии Работникам при временной нетрудоспособности. Вопросы, касающиеся назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, регулируются Федеральным законом РФ. Условия назначения и размера пособий по временной нетрудоспособности исполняются на основании внесенных в листок нетрудоспособности данных отделом кадров. Контроль за правильностью оформления листков по временной нетрудоспособности осуществляется врачом предприятия. Расчет пособий по временной нетрудоспособности Работникам производится бухгалтерией предприятия с учетом постоянных доплат и надбавок, получаемых на день наступления нетрудоспособности, и среднемесячной суммы премий в соответствии с действующей системой оплаты труда. В случае предоставления Работником листка нетрудоспособности, оформленного с нарушением действующего порядка, выплата пособий по временной нетрудоспособности Работодателем не производится.

Охрана труда и здоровья. Работодатель в соответствии с ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» обеспечивает:

– организацию ведомственного контроля за обеспечением безопасных условий труда;

– консультативную и методическую помощь по вопросам системных проблем безопасности условий труда;

– обобщение и анализ обстоятельств и причин несчастных случаев и прочих профессиональных заболеваний, проведение профилактических мероприятий по их предупреждению.

Работодатель в соответствии с Основами законодательства РФ об охране труда:

– организует проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в ЗАО ЧОП «Электра» с замерами параметров вредных и опасных факторов;

– информирует Работников о результатах аттестации всех рабочих мест, проводимых мероприятиях;

– обеспечивает своевременную выдачу качественной спецодежды, спец. обуви и других средств индивидуальной защиты и стирку спецодежды в соответствии с условиями труда и действующими нормативами (Постановление Министерства труда и социального развития РФ №63 от 16.12.97г., Постановление Министерства труда и социального развития РФ №69 от 30.12.97г.);

– обеспечивает своевременное получение Работниками смывающих и обезвреживающих средств согласно Постановления Министерства труда и социального развития РФ №45 от 04.07.03г;

– сохраняет за Работником место работы, должность и средний заработок на время приостановки работ, вследствие нарушения Законодательства РФ и нормативных требований об охране труда не по вине данного Работника;

– обеспечивает безопасность Работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, а также применяемых инструментов, сырья и материалов, в том числе специальных средств, оружия и боеприпасов;

– обеспечивает работникам нормальные условия труда и отдыха путем приобретения и монтажа установок (кулеров) для приготовления питьевой воды, обеспечения работников горячим чаеми возможностью приема горячей пищи во время регламентированных перерывов отдыха (Постановление Минтруда РФ от 27.02.1995г. № 11, СНиП 2.09.04.)»;

– обеспечивает режим труда и отдыха Работников в соответствии с законодательством;

– принимает меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья Работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

– обеспечивает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью Работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору;

– организует обучение уполномоченных лиц по охране труда, обеспечивает их нормативно-технической литературой, правилами и инструкциями по охране, создает условия для их деятельности;

– обеспечивает бесплатно отдельные категории Работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты согласно «Инструкции о порядке обеспечения специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами на предприятии»;

– обеспечивает отдельные категории Работников форменной одеждой (обмундированием) согласно «Положения о порядке обеспечения сотрудников предприятия дежурной одеждой».

Специалист по охране труда предприятия:

– проводит обучение оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда;

– организует контроль за состоянием условий труда на рабочих местах;

– проводит расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– организует заключение договора на обязательное социальное страхование Работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– участвует в проверках выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных законодательством РФ и другими нормативными актами по охране труда;

– участвует в расследовании несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом, как член комиссии;

– участвует в проведении мероприятий по охране труда;

– участвует в проверках своевременного возмещения вреда, причиненного жизни здоровью Работников, в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

– участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию строящихся и конструируемых объектов по охране труда и защиты окружающей среды, в качестве члена комиссии.

Социальное обеспечение. Работодатель обязуется:

– поощрять работников в связи с уходом на пенсию по возрасту или по инвалидности за безупречную работу;

– вручать благодарственное письмо;

– поощрять денежной премией или награждать ценным подарком (при наличии финансовых ресурсов).

В случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников (жена, муж, отец, мать, дети, родные братья, сестры) Работнику предоставляется до пяти календарных дней отпуска без сохранения заработной платы. К Новому году детям Работников предприятия до 14 лет включительно предоставляются новогодние подарки (при наличии финансовых ресурсов). Частичную компенсацию расходов при приобретении в ЗАО ЧОП «Электра» путевок в детские оздоровительные лагеря (при наличии финансовых ресурсов). «День «Электра» отмечается 21 апреля без объявления его нерабочим днем.

Срок действия договора. Положения настоящего Коллективного договора распространяются на отношения между работодателем и Работником, возникшие со дня утверждения договора. Коллективный договор заключен сроком на три года и действует до момента заключения нового Коллективного договора. Стороны имеют право продлить действие Коллективного договора на срок не более трех лет. Ни одна из сторон, заключивших настоящий договор, не может в течение указанного срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

В Коллективный договор в период его действия могут быть внесены дополнения и изменения по взаимной договоренности сторон. Работодатель вправе вносить изменения в действующие в ЗАО ЧОП «Электра» Положения, являющиеся приложениями к Коллективному договору, с учетом мнения СТК. Действие Коллективного Договора распространяется на всех Работников предприятия, его подразделения (отделения) охраны, отделы и службы. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем предприятия. При реорганизации предприятия Коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации. При смене формы собственности предприятия Коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации или смене формы собственности предприятия любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового Коллективного договора или продления действия прежнего на срок до трех лет. При ликвидации предприятия Коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации. Споры, возникающие между сторонами, заключившими настоящий Коллективный договор, разрешается в порядке, установленном Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» и другими законодательными и нормативными правовыми актами, действующими в РФ.

Коллективный договор в течение 7 дней со дня подписания направляется представителем Работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Вступление в действие коллективного договора не зависит от факта уведомительной регистрации.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется должностными лицами Работодателя, Советом трудового коллектива, соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны представлять друг другу необходимую для этого информацию.

Заключительное положение. В коллективный договор включаются следующие документы, являющиеся составной частью данного Коллективного договора:

– Приложение № 1. Правила внутреннего трудового распорядка ЗАО ЧОП «Электра»;

– Приложение № 2. Положение об оплате труда работников ЗАО ЧОП «Электра»;

– Приложение №3. Положение о премировании работников ЗАО ЧОП «Электра»;

– Приложение № 4. Инструкция о порядке обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими индивидуальными средствами защиты, смывающими и обезвреживающими средствами на предприятии;

– Приложение №5. Положение о порядке обеспечения сотрудников предприятия дежурной одеждой.

ГЛАВА 3. Действие коллективного договора

3.1 Порядок заключения и сроки действия коллективного договора

Коллективный договор заключается между полномочными представителями работников и работодателей. Заключению коллективного договора предшествуют коллективные переговоры, в ходе которых разрабатывается проект коллективного договора. Порядок проведения коллективных переговоров определяется полномочными представителями работников и работодателей.

Ни одна из сторон не должна уклоняться от ведения коллективных переговоров по поводу заключения коллективного договора. «Полномочные представители работодателя, виновные в уклонении от ведения коллективных переговоров с полномочными представителями работников, могут быть привлечены к административной ответственности» [26].

Коллективный договор подписывается имеющими надлежащие полномочия представителями работников и работодателей. Представители работников, которые не участвовали в коллективных переговорах, также могут подписать коллективный договор в качестве представителей работников. Коллективный договор вступает в действие с момента его заключения, то есть подписания уполномоченными представителями работников и работодателя, либо с иного срока, установленного в коллективном договоре. Однако после подписания представительный орган работников, уполномоченный надлежащим образом на заключение коллективного договора, утрачивает полномочия на представительство всех работников организации. После заключения коллективного договора представителем работников при реализации его положений является профсоюз, членами которого они являются. В связи с чем этот профсоюз и признается стороной коллективного договора, т.е. полномочным представителем работников, на которых он распространяется. Таким образом, «…после заключения коллективного договора все без исключения представители работников, действующие в организации, могут выступать от имени стороны коллективного договора и требовать его исполнения, а также признания недействующим или недействительным» [23].

Общее собрание (конференция) работников организации вправе наделить иной орган, например совет работников, полномочиями по ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров и соглашений. Данное право возникает, если в организации отсутствует профсоюз либо при объединении в профсоюзе менее половины работников организации. Полномочия иных представителей работников по ведению коллективных переговоров и заключению коллективного договора также оформляются протоколом общего собрания или конференции работников организации. При этом общее собрание или конференция может указать конкретного работника, который от имени работников организации может выдать доверенность на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора. В этом случае определенное общим собранием или конференцией работников организации лицо может выдать доверенность, подтверждающую полномочия других работников по ведению коллективных переговоров и заключению коллективного договора от имени работников организации. В такой ситуации документами, подтверждающими полномочия по ведению коллективных переговоров и заключению коллективного договора, становятся протокол общего собрания или конференции работников организации, а также доверенности, которые от имени общего собрания или конференции выдает от их имени конкретно определенное лицо. Следует отметить, что иные представители работников при ведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора практически не встречаются. Хотя предложенный механизм позволяет надлежащим образом оформить и полномочия иных представителей работников при ведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора.

При наличии в организации двух и более профсоюзов в соответствии с ч. 2 ст. 37 ТК РФ должен быть создан единый представительный орган работников при ведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора. Обстоятельствами, имеющими правовое значение для формирования единого представительного органа работников, являются применение принципа пропорционального представительства в зависимости от количества членов профсоюза в организации и обеспечение участия в нем представителя каждого профсоюза, действующего в организации. Таким образом, каждый профсоюз организации получает в представительном органе как минимум одно место. Большее количество мест может получить в нем профсоюз, имеющий в своем составе больше, чем другие профсоюзы организации, членов. Например, если в организации один профсоюз объединяет 100 членов, а два других - по 50 работников, то первый профсоюз имеет право на два места в едином представительном органе работников, а два других - по одному месту, то есть единый представительный орган формируется пропорционально количеству членов профсоюза. При этом каждый профсоюз самостоятельно принимает решение о наделении полномочиями своих представителей в едином представительном органе работников. Данные полномочия подтверждаются решением полномочного органа профсоюза и доверенностью профсоюза с указанием в ней объема полномочий представителя профсоюза. Решение о создании единого профсоюзного органа в организации принимается полномочными представителями от каждого профсоюза, действующего в организации. Отсутствие полномочного представителя хотя бы от одного профсоюза не позволяет сформировать единый представительный орган от работников организации. Данный орган должен быть сформирован в течение пяти дней со дня начала коллективных переговоров (ч. 3 ст. 37 ТК РФ). Если в течение этого срока единый представительный орган не удается создать, представительство всех работников организации осуществляет профсоюз, объединяющий более половины работников организации. В этом случае другие профсоюзы, действующие в организации, имеют право направить своих представителей в состав представительного органа работников для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора. В свою очередь у участников коллективных переговоров возникает обязанность допустить как минимум одного представителя иного профсоюза к заключению коллективного договора. Большее количество представителей от иного профсоюза может появиться исходя из количества объединяемых им работников. Отсутствие представителя профсоюза в представительном органе работников, отказ от учета его мнения являются основаниями для обжалования принятого коллективного договора в судебном порядке. Если мнение представителей малочисленного профсоюза при ведении коллективных переговоров могло иметь решающее значение, например, решение принято с перевесом в один голос, то и в этой части коллективный договор может быть признан недействительным, то есть не порождающим правовых последствий с момента заключения, так как голос представителя малочисленного профсоюза при принятии решения мог стать решающим. В остальных случаях условия договора могут быть признаны недействующими, если они умаляют права работников, гарантированные в законодательстве.

В тех случаях, когда в организации отсутствует профсоюз, объединяющий большинство работников, а также не удается создать единый представительный орган работников, на основании ч. 4 ст. 37 ТК РФ общее собрание или конференция работников организации вправе определить путем проведения тайного голосования профсоюз, которому поручается формирование представительного органа работников при ведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора. Полномочия данного профсоюза подтверждаются протоколом общего собрания или конференции работников, на котором проводилось тайное голосование, бюллетенями тайного голосования, протоколом счетной комиссии, отразившим результаты тайного голосования. Однако наделение профсоюза полномочиями по формированию представительного органа работников не лишает другие профсоюзы, действующие в организации, права делегировать своих представителей в состав представительного органа работников пропорционально количеству объединяемых работников. Такой вывод напрашивается из ч. 5 ст. 37 ТК РФ. Соответственно профсоюз, которому поручено формирование представительного органа работников организации, обязан допустить в этот орган представителей других профсоюзов пропорционально количеству объединяемых работников, но не менее одного представителя от каждого профсоюза. Отсутствие представителя профсоюза в представительном органе работников при ведении коллективных переговоров и заключении договора, отказ от учета его мнения позволяет профсоюзу обжаловать заключенный коллективный договор в судебном порядке. В этом случае также проверяется значение мнения представителя профсоюза для решения вопросов об условиях коллективного договора и их соответствие требованиям законодательства.

При наличии нескольких профсоюзов на федеральном, региональном, местном уровне на основании ч. 6 ст. 37 ТК РФ также формируется единый представительный орган с учетом количества представляемых профсоюзом членов. Решение о создании единого профсоюзного органа и наделении соответствующими полномочиями представителей профсоюза принимает каждый профсоюз, а затем и полномочные представители от каждого профсоюза на соответствующем уровне. Отсутствие согласия одного из профсоюзов или нескольких профсоюзов, действующих на соответствующем уровне, не позволяет сформировать единый представительный орган работников на федеральном, региональном, местном уровне. В этом случае на основании ч. 6 ст. 37 ТК РФ право на представительство возникает у профсоюза (объединения профсоюзов), объединяющего наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). Однако другие профсоюзы соответствующего уровня не могут быть лишены права на представительство своих членов на федеральном, региональном и местном уровне. Поэтому другие профсоюзы вправе направить своих представителей для участия в коллективных переговорах и заключении соглашения на соответствующем их деятельности уровне. При решении вопроса об участии представителей профсоюза в работе органа по ведению коллективных переговоров и заключению соглашения учитывается количество объединяемых им членов. В связи с этим профсоюзу должно быть обеспечено представительство пропорционально количеству объединяемых им членов. Однако в ч. 6 ст. 37 ТК РФ отсутствует гарантия на участие хотя бы одного представителя при ведении коллективных переговоров и заключении соглашения от профсоюза, не имеющего достаточного количества членов для получения места в представительном органе работников соответствующего уровня. Отсутствие такой гарантии практически лишает объединяемых в малый профсоюз работников права на представительство своих интересов на соответствующем уровне. В связи с изложенным каждому профсоюзу соответствующего уровня также должно быть обеспечено участие в работе органа по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений. Такое участие может быть обеспечено за счет уменьшения квоты на количество объединяемых членов для получения места в органе по ведению коллективных переговоров и заключению соглашения. Профсоюз, который не допущен до ведения коллективных переговоров и заключения соглашения, а также оказавшийся в меньшинстве при решении вопросов о содержании соглашения, имеет право на обжалование соглашения в суд соответствующего уровня. При рассмотрении таких заявлений судом должно быть учтено значение мнения профсоюза для решения вопросов о содержании соглашения и соответствие условий принятого соглашения требованиям законодательства.

От имени работодателя на локальном уровне при заключении коллективного договора выступают лица, наделенные полномочиями в соответствии с учредительными документами представлять работодателя. Данные полномочия могут быть переданы на основании учредительных документов другим лицам на основании приказа (распоряжения) полномочного представителя работодателя. Превышение представителем работодателя своих полномочий при ведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора не может служить основанием для освобождения работодателя от выполнения условий коллективного договора. В этом случае работодатель вправе предъявить соответствующие претензии своему представителю, который превысил имеющиеся у него полномочия.

В соответствии со ст. 33 ТК РФ, ст. 13 ФЗ "Об объединениях работодателей" от 30 октября 2002 года интересы работодателей на федеральном, региональном, местном уровне представляют соответствующие объединения работодателей. В силу факта членства в этих объединениях у работодателя возникает обязанность выполнять условия соглашений, которые заключены данным объединением. Дополнениями, внесенными в ст. 25 ТК РФ, к числу работодателей, обладающих полномочиями выступать стороной соглашения, отнесены органы государственной власти и органы местного самоуправления в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Таким образом, работодатели могут наделить правом на представительство своих интересов при ведении коллективных переговоров и заключении соглашений органы государственной власти и органы местного самоуправления. В подобных ситуациях представительство оформляется решением представляемого работодателя и решением органа государственной власти или местного самоуправления, принявшего на себя обязанности по представительству интересов работодателей при ведении коллективных переговоров и заключении соглашений.

В ч. 9 ст. 37 ТК РФ сказано о том, что сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками данных переговоров, то есть обладающими соответствующими полномочиями по их ведению.

В связи с чем процедуру проведения коллективных переговоров определяют полномочные представители сторон. «…Уклонение от предлагаемой представителями работников процедуры проведения коллективных переговоров полномочными представителями работодателя может рассматриваться как необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения. Следовательно, подобное уклонение может стать основанием для привлечения полномочных представителей работодателей к административной ответственности» [14].

По мнению известного ученого-правоведа А.Ф. Нуртдиновой, «проведение общего собрания (конференции) работников по утверждению коллективного договора выполняло ряд важных функций: содержание проекта договора доводилось до сведения большинства работников, всем работникам (а не только выборным представителям) предоставлялась возможность внести свои замечания и предложения, и, наконец, это была форма осуществления контроля рядовых членов профсоюза и трудового коллектива в целом за действиями своих выборных органов» [21].

Демократические процедуры обсуждения и утверждения коллективного договора широко используются и в зарубежной практике. Их применение способствует заинтересованному отношению работников к коллективному договору, росту авторитета профсоюзных представителей и усилению поддержки, оказываемой им работниками. С учетом свободы, которую закон предоставляет сторонам в определении порядка заключения коллективного договора, имеет смысл сохранить традицию обсуждения проекта коллективного договора в структурных подразделениях организации и утверждения его на общем собрании (конференции) работников.

Практика показывает, что подписание коллективного договора лучше всего проводить на собрании (конференции) работников, посвященном его утверждению.

Деловая атмосфера собрания, торжественная обстановка подписания коллективного договора подчеркивают признание работодателем и коллективом работников этого документа в качестве важнейшего правового акта, регулирующего внутреннюю жизнь организации.

Коллективные переговоры заканчиваются заключением коллективного договора, соглашения либо составлением протокола разногласий. В ч. 2 ст. 40 ТК РФ закреплено правило о том, что при недостижении согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора полномочные представители сторон в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий по несогласованным позициям. Из чего следует, что для ведения коллективных переговоров законодательство отводит срок в три месяца, по истечении которого должны быть заключены коллективный договор, соглашение и (или) должен быть составлен протокол разногласий.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет. Изменениями, внесенными в ч. 2 ст. 43 ТК РФ, предусмотрена возможность неоднократного продления коллективного договора каждый раз на срок не более трех лет.

Следует иметь в виду, что истечение срока действия коллективного договора не освобождает от обязанности выполнить его условия. Например, если в коллективном договоре предусмотрено повышение заработной платы работникам организации, но оно не состоялось в период его действия, работники и их представители вправе потребовать исполнения данного условия коллективного договора в судебном порядке. При рассмотрении подобных заявлений следует руководствоваться закрепленным в ст. 24 ТК РФ принципом обязательности выполнения условий коллективного договора. Применение данного принципа в рассматриваемой ситуации означает, что исполнением коллективного договора считается не истечение срока его действия, а реализация содержащихся в нем положений. В силу чего и после истечения срока действия коллективного договора судебные органы обязаны вынести решение, обеспечивающее реализацию содержащихся в нем положений, поскольку обязательства по коллективному договору не погашаются сроком его действия, они остаются обязательными для исполнения и по истечении срока действия коллективного договора. Принцип обязательности условий коллективного договора означает, что его условия должны быть обязательно реализованы, а не забыты после истечения срока действия данного договора. Причем и заключение нового коллективного договора не освобождает от обязанности исполнения условий прежнего коллективного договора. Основаниями для отказа от исполнения условий коллективного договора являются заключение соответствующего соглашения об освобождении от их исполнения между полномочными представителями работников и работодателя, а также признание этих условий недействующими или недействительными в судебном порядке. Внесение изменений и дополнений в коллективный договор, в том числе и по отмене части его положений, на основании ст. 44 ТК РФ предполагает прохождение процедур, предусмотренных для заключения коллективного договора. Иными словами, для внесения указанных изменений необходимо вновь оформить надлежащим образом полномочия представителей работников и работодателей на внесение изменений в действующий коллективный договор.

В соответствии с ч. 4 ст. 43 ТК РФ коллективный договор сохраняет свое действие при изменении наименования организации, расторжении трудового договора с руководителем организации. Таким образом, изменение состава лиц, представляющих работодателя, а также названия организации не может стать основанием для изменения или прекращения коллективного договора.

В ч. 5 ст. 43 ТК РФ предусмотрено, что при смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода права собственности, т.е. до момента государственной регистрации права собственности. По истечении трех месяцев со дня появления нового собственника у организации коллективный договор прекращает свое действие. Однако «…прекращение коллективного договора не освобождает от обязанности выполнить содержащиеся в нем условия, которые не были выполнены новым собственником в течение трех месяцев. И в данном случае действует принцип обязательности условий коллективного договора, в силу которого прекращение коллективного договора не освобождает от обязанности выполнить содержащиеся в нем условия» [20].

Новый собственник и полномочные представители работников могут в течение указанных трех месяцев внести изменения в коллективный договор с соблюдением процедур, предусмотренных законодательством для заключения коллективного договора.

В ч. 6 ст. 43 ТК РФ говорится о том, что при реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации. После проведения реорганизации коллективный договор прекращает свое действие. Однако прекращение действия коллективного договора не может стать основанием для освобождения от выполнения содержащихся в нем обязательств.

В соответствии с ч. 7 ст. 43 ТК РФ «…любая из сторон коллективного договора при реорганизации или смене формы собственности организации вправе направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего договора на срок до трех лет» [22].

И в этом случае действует принцип обязательности условий прежнего коллективного договора, который не позволяет отказаться от их выполнения по причине заключения нового коллективного договора. Обязательства по прежнему коллективному договору могут быть отменены лишь решением полномочных представителей работников организации и работодателя.

3.2 Контроль и ответственность при заключении и исполнении коллективного договора

В соответствии со ст. 51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнёрства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этой цели информацию. Данная информация должна быть предоставлена не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, указанной информации в установленный месячный срок является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ.

Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений начинается с проведения уведомительной регистрации органом по труду.

После получения уведомления о недействительности условий коллективного договора, соглашения представители сторон обязаны сообщить об этом лицам, на которых распространяется данный коллективный договор или соглашение. Такое сообщение должно быть сделано тем же способом, который применен для распространения коллективного договора, соглашения. Например, если соглашение опубликовано в средствах массовой информации, в них же должно быть опубликовано и уведомление о недействительности условий соглашения. Таким образом, данное уведомление влечет недействительность условий коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством. В связи с этим стороны коллективного договора, соглашения, лица, по отношению к которым применено недействительное условие, могут в судебном порядке обжаловать содержание уведомления органа по труду в части признания недействительным условий договора, соглашения. При рассмотрении подобных заявлений суд вправе признать уведомление незаконным, что влечет применение условия договора, соглашения, признанного в нем недействительным, а также отказать в удовлетворении заявления, что не позволяет применять данное условие.

Из ч. 3 ст. 50 ТК РФ следует, что «…сообщение о недействительных условиях коллективного договора, соглашения должно быть сделано в соответствующую государственную инспекцию труда» [30].

На основании данного сообщения государственная инспекция труда может выдать представителям работодателя предписание о неприменении недействительного условия коллективного договора или соглашения. Применение недействительного условия коллективного договора, соглашения представителями работодателя является нарушением трудового законодательства. Ведь в этом случае работодатель, вопреки требованиям трудового законодательства, применяет условия договора о труде, нарушающие права работников. Совершение подобных правонарушений является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. В ч. 1 ст. 50 ТК РФ закреплена обязанность представителей работодателя в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить его в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации. Направление договора, соглашения в орган по труду является одной из форм контроля за их содержанием, поскольку в ходе уведомительной регистрации выявляются недействительные условия договоров о труде. По этой причине неполучение органом по труду коллективного договора, соглашения следует рассматривать в качестве необходимой информации для осуществления контроля за его содержанием, в частности для выявления недействительных условий. В соответствии со ст. 51 ТК РФ предоставление такой информации органам по труду является обязанностью представителей работодателя, за неисполнение которой они могут быть привлечены к административной ответственности.

Стороны коллективного договора, соглашения также осуществляют контроль за их выполнением. Стороны могут требовать выполнения условий коллективного договора, соглашения. Представители работников могут использовать для этой цели установленные законодательством процедуры для разрешения индивидуальных трудовых споров и урегулирования коллективных трудовых споров. Выполнение условий договора, соглашения стороны могут также требовать путем обращения в органы государственной инспекции труда, полномочные представители которой вправе выдать предписание, обязывающее работодателя выполнить условия коллективного договора или соглашения.

Контроль за выполнением условий коллективного договора, соглашения могут осуществлять отдельные работники, по отношению к которым применяются данные договоры о труде. В частности, конкретный работник вправе требовать от органа государственного контроля за соблюдением трудового законодательства или в судебном порядке предоставления льгот и преимуществ, установленных коллективным договором, соглашением. Установленные при рассмотрении подобных заявлений факты не требуют нового доказывания при разрешении заявлений других работников о применении по отношению к ним условий коллективного договора, соглашения. Конкретный работник, по отношению к которому применены коллективный договор, соглашение, может требовать в судебном порядке признания условий коллективного договора, соглашения недействительными и (или) недействующими. При удовлетворении заявления работника признанные судом недействительными или недействующими условия коллективного договора, соглашения не могут быть применены и по отношению к другим работникам, на которых распространяет свое действие коллективный договор, соглашение, обжалованные в судебном порядке.

Таким образом, «…для осуществления контроля за содержанием и выполнением условий коллективного договора, соглашения конкретными работниками требуется доказать их применение по отношению к ним» [15].

В свою очередь стороны коллективного договора, соглашения при осуществлении контроля за содержанием и выполнением коллективного договора, соглашения не должны доказывать применение или ненадлежащее применение содержащихся в них условий, так как они могут выступать в защиту неопределенного круга лиц. Например, требовать повышения заработной платы на основании коллективного договора, соглашения всем работникам организации, региона, отрасли, признания недействительным условия договора, соглашения, которое в случае его применения может создавать препятствия для реализации трудовых прав работников.

Органы по труду могут осуществлять контроль за содержанием коллективного договора, соглашения только после его получения от представителей работодателя (работодателей) для уведомительной регистрации.

«…Органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и суд могут контролировать содержание и выполнение коллективных договоров и соглашений только после обращения к ним полномочных представителей сторон, работодателей, работников, по отношению к которым применяются коллективный договор, соглашение» [30].

Систематичность контроля за выполнением принятого коллективного договора и неотвратимость ответственности сторон за его невыполнение являются основными принципами социального партнерства. Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют стороны и их представители, а также органы по труду. Формы контроля могут быть самыми разнообразными и предусматривать проверку как выполнения отдельных (взаимных) обязательств, так и содержания договора в целом. На общем собрании (конференции) трудового коллектива обычно в конце календарного года стороны отчитываются о выполнении коллективного договора. Стороны обязаны предоставлять информацию, необходимую для осуществления контроля за соблюдением коллективного договора. Лица, виновные в непредоставлении такой информации, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые определены федеральным законом.

«Действующим законодательством установлена ответственность представителей сторон за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля» [29].

Так, ст. 5.28 и 5.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают за подобные правонарушения административное наказание в виде штрафа в размере от 10- до 30-кратной величины минимального размера оплаты труда. Статья 5.30 КоАП РФ для работодателя (его представителя) устанавливает административный штраф от 30- до 50-кратной величины минимального размера оплаты труда за необоснованный отказ от заключения коллективного договора. Лица, представляющие работодателя либо работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, подвергаются штрафу в размере от 30- до 50-кратной величины минимального размера оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ). Привлечение к ответственности осуществляет соответствующая инспекция труда.

Законодательство не исключает сочетания различных видов юридической ответственности за виновные нарушения обязательств по коллективному договору (например, административной ответственности в форме штрафа и дисциплинарной ответственности в форме выговора). Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение таких коллективно-договорных обязательств, которые одновременно входят в круг служебных обязанностей должностных лиц. Меры дисциплинарного воздействия могут быть различными (вплоть до увольнения) в зависимости от характера дисциплинарного проступка, его тяжести и личности нарушителя. Например, участники коллективных переговоров не имеют права разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. В этом случае возможно увольнение с работы по подп. "в" п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

В ст. 5.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность работодателя или лиц, его представляющих, за уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно за необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки в виде штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Дела о привлечении к данному виду административной ответственности отнесены к компетенции должностных лиц государственной инспекции труда. При совершении перечисленных в данной норме нарушений на федеральном уровне для привлечения виновных лиц к административной ответственности следует обращаться в федеральную инспекцию труда, состоящую в ведении Минтруда РФ. Если указанные правонарушения совершены на региональном или местном уровне, то с заявлением о привлечении к административной ответственности необходимо обращаться в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта Российской Федерации.

В ст. 5.29 КоАП РФ установлена ответственность работодателя или лиц, его представляющих, за непредоставление в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашений. За совершение перечисленных административных проступков также предусмотрена ответственность в виде штрафа от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Для привлечения к административной ответственности по данной статье КоАП РФ необходимо доказать следующие правовые обстоятельства. Во-первых, «…наличие связи между запрашиваемой информацией и проведением коллективных переговоров либо осуществлением контроля за соблюдением условий коллективного договора, соглашений» [22].

Во-вторых, получение полномочными представителями работодателя от полномочных представителей работников, органов государственной власти, органов местного самоуправления письменного запроса указанной информации.

В ст. 5.30 КоАП РФ установлена ответственность за необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения. Для привлечения к ответственности за совершение данного административного проступка необходимо доказать следующие обстоятельства, имеющие правовое значение. Во-первых, наличие представленного полномочным представителям работодателя проекта коллективного договора либо соглашения. Во-вторых, отказ полномочных представителей работодателя от заключения коллективного договора либо соглашения на предлагаемых полномочными представителями работников условиях. В-третьих, необоснованность отказа полномочных представителей работодателя от заключения коллективного договора либо соглашения.

В ст. 5.31 КоАП РФ установлена ответственность работодателя или лица, его представляющего, за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению предполагает совершение виновных действий со стороны полномочных представителей работодателя или работодателей. В то время как невыполнение таких обязательств может произойти и при отсутствии виновных действий со стороны полномочных представителей работодателя, например при невыполнении заказчиками обязанности по оплате выполненных работ.

За невыполнение или нарушение соглашений федерального уровня органами и должностными лицами федеральной исполнительной власти к ответственности может привлечь федеральная инспекция труда в лице полномочных представителей. За невыполнение соглашений, коллективных договоров другими лицами к ответственности может привлечь государственная инспекция труда соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого состоялось нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору или соглашению. Невыполнение или нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению может стать основанием для привлечения к административной ответственности в виде штрафа от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, полномочные представители работодателей за невыполнение законодательства о коллективных договорах и соглашениях могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. «…При причинении материального ущерба работодателю в связи с нарушением законодательства о коллективных договорах и соглашениях полномочные представители работодателя могут быть привлечены к материальной ответственности» [11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коллективный договор занимает совершенно особое место среди локальных, т. е. действующих только в отношении одного предприятия, нормативных актов. Прежде всего, потому, что это двусторонний документ, тогда как основная масса локальных нормативных актов принимается только работодателем. При этом, в отличие от трудового договора, стороной коллективного договора являются все работники организации (в лице представителей) либо их часть (поскольку коллективный договор может быть заключен не только в организации, но и в любом ее обособленном структурном подразделении).

Коллективный договор нужен, чтобы работники предприятия и работодатель могли при желании закрепить в нем различные взаимные обязательства. Статья 40 Трудового кодекса РФ определяет коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей.

Как показывает практика, работодатели зачастую ошибочно считают, что коллективный договор - это документ, который обязательно должен быть на каждом предприятии. В этом заблуждении работодателей поддерживают инспекторы Федеральной инспекции труда, которой зачастую выдают предписания о необходимости заключить с работниками коллективный договор.

Однако трудовое законодательство устанавливает, что обязанность работодателя по ведению коллективных переговоров возникает только в том случае, когда другая сторона - работники - направляет ему уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров. Тогда работодатель обязан вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения такого уведомления (ст. 36 ТК РФ). За уклонение от ведения переговоров в этом случае предусмотрена административная ответственность (ст. 5.28 КоАП РФ).

Любой коллективный договор - продукт коллективных переговоров, проведенных представителями работников и работодателя. Следовательно, для того чтобы приступать к переговорам, стороне-инициатору вначале необходимо выбрать представителя.

Представителями работников при проведении коллективных переговоров согласно ст. 29 ТК РФ могут быть:

– первичная профсоюзная организация;

– иные представители, избираемые работниками.

Все дальнейшие вопросы (сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров, порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения) определяются комиссией самостоятельно (статьи 37 и 42 ТК РФ). Кодекс ограничивает действия сторон лишь следующими сроками:

1) две недели со дня получения запроса - это предельный срок, в течение которого одна сторона обязана предоставить другой имеющуюся у нее информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Но и за нарушение этого срока ответственность установлена только для работодателя (ст. 5.29 КоАП РФ). Учитывая "беззащитность" работодателя в этом процессе, мы рекомендуем как можно тщательнее документировать все этапы ведения переговоров (обмен письмами, протоколы совместных заседаний представителей сторон) - во избежание обвинений в том, что это именно он виноват в затягивании переговоров.

Следует также обратить внимание, что предоставлена может быть только та информация, которая, во-первых, "имеется" у стороны, а во-вторых, необходима для ведения коллективных переговоров;

2) три месяца со дня начала коллективных переговоров - в этот срок стороны должны подписать коллективный договор в любом случае. Если ряд положений останется несогласованным, то договор подписывается на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий (ст. 38 ТК РФ).

Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом коллективном договоре (ст. 43 ТК РФ). Действовать он может не более трех лет, при этом допускается его продление также на срок до трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации (либо ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения). Поэтому при приеме каждого нового работника работодатель должен ознакомить его с заключенным коллективным договором (ст. 68 ТК РФ).

Отметим также, что нормы коллективного договора не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный Трудовым кодексом (статьи 9 и 50 ТК РФ). Если такие условия все же включены в коллективный договор, то это не делает весь договор недействительным - не применяются лишь условия, противоречащие ТК РФ.

Коллективный договор сохраняет свое действие в следующих случаях:

– при изменении наименования организации, расторжении трудового договора с руководителем организации;

– при реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации - в течение всего срока реорганизации;

– при смене формы собственности организации - в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности (в этом и предыдущем случаях любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет);

– при ликвидации организации - в течение всего срока проведения ликвидации.

Коллективный договор может быть изменен. При этом применяется тот же порядок, что при его заключении (ст. 44 ТК РФ). То есть вопросами изменения занимается комиссия, созданная из представителей сторон.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - 21.января

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (Редакция от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // СЗ РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 3.

3. Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (Редакция от 05.04.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.05.2010) // СЗ РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 1.

4. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" // СЗ РФ. - 2002. - N 48. - ст. 4741.

5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // СЗ РФ. - 1996. - N 3. - ст. 148.

6. Постановление Правительства РФ от 10 августа 2005 г. № 500 "О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне" // СЗ РФ. - 2005. - N 33. - ст. 3428.

7. Постановление Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 68 "Об утверждении положения о регистре соглашений и коллективных договоров" // СЗ РФ. - 2003. - N 33. - ст. 3429.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». // СЗ РФ. - 2004. - N 36. - ст. 328.

Учебная и научная литература

9. Власов В.И. Соглашения и коллективные договоры // Государство и право. - 2004. - № 8. - С. 28 - 30.

10. Гейц И.В. Заключение коллективных договоров с работниками в соответствии с Трудовым кодексом РФ // Консультант бухгалтера. - 2002. - № 4. - С. 25 - 28.

11. Жарков Б.М. Современные коллективные договоры: опыт Запада и возможности его применения в РФ // Ваше право. - 2005. - № 3. - С. 30 - 32.

12. Карсетская, Е. Порядок заключения коллективного договора // Экономика и жизнь. - 2002. - №4. - С. 22 - 25.

13. Киселев В.Н., Смольков В.Г. Социальное партнерство в России. - М., 2005. - 324 с.

14. Кислякова М. Коллективный договор: особенности оформления // ЭЖ-Юрист. - 2006. - № 5. - С. 15 - 18.

15. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. / Под ред. К.Н.Гусова. - М.: Проспект, 2006. - 645 с.

16. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ. / Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А.. - М.: Спарк, 2006 . - 555 с.

17. Куренной А.М Правовое регулирование заключения коллективного договора //. Законодательство. - 2004. - № 11. - С. 20 - 22.

18. Лушникова М.В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) . - Ярославль, 2005. - 432 с.

19. Лыгин Р.Н. Новый Трудовой кодекс: как отразить потребности времени? // Журнал российского права. - 2004. - № 12. - С. 30 - 32.

20. Мирзоян Г. Коллективный договор: правила игры // Кадровое дело. - 2003. - №4. - С. 26 - 30

21. Нуртдинова А.Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в современной России. - М., 2007. - 244 с.

25.Нуртдинова А.Ф. Социальное партнерство: новые правовые решения // Справочник кадровика. - 2002. - № 4. - С. 25 - 28.

22. Нуртдинова А.Ф., Окуньков Л.А., Френкель Э.Б. Комментарий к законодательству о социальном партнерстве. - М., 2005. - 356 с.

23. Орловский Ю.П. Трудовой кодекс Российской Федерации - важный этап реформы трудового законодательства // Журнал российского права. - 2002. - №8. - С. 21 - 25.

24. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. Настольная книга кадровика: юридические аспекты . - М.: ЦФЭР, 2009. - 324 с.

25. Политика социального партнерства (российский и зарубежный опыт) / Отв. ред. М.В. Каргалова, К.Д. Крылов. - М., 2006. - 232 с.

26. Порваткин Г.М. Заключаем коллективный договор // Кадровое дело. - 2005. - № 1. - С. 23 - 25.

27. Семигин Г.Н. Социальное партнерство в современном мире. - М., 2008. - 158 с.

28. Ситникова Е.Г. Социальное партнерство. Методические материалы. - Саратов, 2005. - 203 с.

29. Сосна Б.И. О некоторых проблемах коллективных договоров // Юрист. - 2005. - № 9. - С. 42 - 45.

30. Социальная ответственность как фактор эффективного развития современного общества (европейский опыт и Россия) / Отв. ред. М.В. Каргалова. - М., 2008. - 149 с.

31. Социальное партнерство на фоне реформы // Человек и труд. - 2004. - №6.- С. 65 - 68.

32. Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. - М., 2005. - 124 с.

33. Цитульский В.Ф. Социальное партнерство: реальность или миф? - Тверь, 2005. - 97 с.

34. Чуча С.Ю. Становление и перспективы развития социального партнерства в Российской Федерации. - М., 2008. - 204 с.

35. Шебанова А.И. Соглашения и коллективные договоры в условиях формирования рыночных отношений // Государство и право . - 2005. - № 5. - С. 42 - 44.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.