РУБРИКИ

Коррупция

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Коррупция

На-пример, в соответствии с упомянутым указом проверка ука-занных должностными лицами в декларациях сведений воз-ложена на кадровые службы соответствующих государствен-ных органов. Однако опыт показывает, что вряд ли всерьез можно рассчитывать на сверпринципиальность работников кадровых аппаратов по отношению к своим непосредствен-ным руководителям, да и в целом на высокий уровень подоб-ных проверок при отсутствии у этих работников необходи-мых для этого средств и полномочий.

Возвращаясь к анализу криминальных коррупционных проявлений, можно отметить, что наиболее основательно в Уголовном кодексе проработаны вопросы ответственности за взяточничество. В ст. 290 получением взятки признается «по-лучение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или вы-год имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а рав-но за общее покровительство или попустительство по служ-бе». Квалифицирующими признаками данного преступления являются получение должностным лицом взятки за незакон-ные действия (бездействие) и совершение его лицом, зани-мающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Феде-рации, а равно главой органа местного самоуправления, а также группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, с вымогательством взят-ки и в крупном размере (крупным размером взятки призна-ются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имуще-ства или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда).

Уголовно наказуема и дача взятки лично или через по-средника (ст. 291 УК Российской Федерации). При этом в ка-честве квалифицирующего признака этого состава является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно. По действующему уголовному закону лицо, давшее взятку, ос-вобождается от уголовной ответственности, если имело ме-сто вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Из анализа ст. 290 Уголовного кодекса видно, что в каче-стве предмета получения и дачи взятки могут выступать деньги, ценные бумаги, любое другое имущество, а также выгоды имущественного характера. По смыслу этой же статьи субъектом получения взятки может быть должностное лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях и получившее или получающее от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.

Закон называет четыре варианта поведения должностного лица, за которое или в связи с которым оно лично или через посредника может получить взятку: 1) за действия (бездейст-вие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, вхо-дящие в служебные полномочия должностного лица; 2) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представ-ляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но в силу своего должностного положе-ния данное лицо может способствовать таким действиям (бездействию); 3) за общее покровительство или попусти-тельство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам; 4) за незаконные действия (без-действие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Однако при определении конкретных деяний в качестве проявления взяточничества далеко не все так просто. В част-ности, уголовное законодательство не определило минималь-ного размера взятки, обоснованно полагая, что это имеет зна-чение только для квалификации ее по ч. 4 п. «г» ст. 290 УК. Между тем, действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 575) разрешает государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или исполнением служебных обязанностей принимать обычные подарки, стоимость кото-рых не превышает пяти установленных законом минималь-ных размеров оплаты труда. В результате возникла коллизия законов. Она позволила некоторым специалистам утвер-ждать, что пять минимальных размеров оплаты труда -- это та граница, которая отделяет подарок от взятки. Комментарии к Уголовному кодексу РФ. М., «Юрист». 1996. С.701

Профессор Б.В. Волженкин постарался ограничить действие приведенных положений ГК. По его мнению, независимо от размера незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействия) с использованием служебного положения должно расцениваться как взятка в следующих случаях: если имело место вымогательство этого вознаграждения; если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица; если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия. Волженкин Б.В. Коррупция. СПб, 1998.

В то же время из сказанного следует, что ст. 575 ГК может быть распространена на вознаграждение должностного лица за правомерные, не связанные с вымогательством, действия чиновника, если гражданин, в интересах которого было предпринято соответствующее действие, не обговаривал с должностным лицом до совершения в пользу него таких действий последующую передачу взятки. Судебная практика признает и такие действия взяточничеством (п. 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»). Яни П.С. Взяточничество и должностное злоупотребление: уголовно-правовая ответственность. - М., 2002.

- 120 с.

К сожалению, это не единственный недостаток нашего законодательства, также нет в законе многих существующих видов коррупционных действий, которые в мировой практике счи-таются преступными. Например, в УК России не нашли сво-его отражения нормы ответственности за такие широко прак-тикуемые действия, как коррупционный лоббизм, фавори-тизм, протекционизм, тайные финансовые взносы на полити-ческие цели, взносы на выборы с последующей расплатой го-сударственными должностями, келейное проведение прива-тизации, акционирования, залоговых аукционов, предостав-ление налоговых и таможенных льгот, закрепление за госу-дарственными должностными лицами руководящих должно-стей в поддерживаемых ими банках и корпорациях до их от-ставки с госслужбы и т.п.

Наконец, еще одно важное обстоятельство, которое сле-дует учитывать при анализе сущности коррупции, причем как в качестве социального явления, так и объекта правового воз-действия. Речь идет о так называемой мелкой (низовой) и крупной (элитарной) коррупции. Несмотря на существенную разницу в уровнях, между ними существует тесная взаимо-связь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, патерналистского, организационного или социально-психологического характера.

Низовая коррупция, существуя на уровне повседневных потребностей граждан и предпринимателей, фактически ста-ла нормой жизни, пронизывает самые различные слои обще-ства. Однако, это же делает ее более уязвимой с точки зрения разоблачения конкретных проявлений. Не случайно основная масса официально регистрируемых коррупционных проявле-ний разоблачается и пресекается именно на этом уровне.

Гораздо изощреннее выглядит элитарная коррупция. Она характеризуется высоким социальным положением субъектов ее совершения, интеллектуальными способами их действий, огромным материальным и нравственным ущербом, латентностью посягательств, снисходительным, если не покрови-тельственным, отношением властей к этому уровню коррупционеров. Не случайно был издан Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. № 484 «О предоставлении лицами, занимающие государственные должности РФ или заменяющие государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления сведений о доходах и имуществе».

Общеизвестно, что коррупционные действия властной элиты, как правило, совершаются в очень сложных и конфи-денциальных видах государственной деятельности, куда профессионалов борьбы с ее проявлениями практически не допускают, а непрофессионалу разобраться трудно. Этот вид коррупции обладает высочайшей приспособляемостью, она непрерывно мимикрирует, видоизменяется, совершенствует-ся, выстраивается в целостную систему с высокой степенью самозащиты, включающей лоббирование законодательных актов, увод от ответственности виновных и, напротив, пре-следование в различных формах лиц, вскрывающих коррупционную деятельность. Элитарная коррупция, обладая скры-тым и согласительным характером, в условиях доминирова-ния алчности и продажности властей взаимовыгодна как для берущих, так и для дающих. Если мелкая коррупция повсе-дневно посягает на материальное благосостояние населения, то элитарная коррупция поглощает огромные куски государ-ственной и частной экономики.

Коррумпированная бюрократия умна, образованна, богата и властна. Скрытность своих действий ее основная забота. Вследствие этого дать хотя бы приблизительную оценку фак-тическому распространению элитарной коррупции не пред-ставляется возможным. Интересно, что издано Постановление ГД РФ от 10.03.00 № 164-III «О комиссии государственной Думы Федерального собрания РФ по борьбе с коррупцией».

Даже отдель-ные громкие разоблачения в коррупции высших должностных лиц, как правило, заканчиваются всего лишь «выбросом» через СМИ компромата, на который власть почти не реагирует. Лишь в случаях, когда компромат необходим для избавления от противников внутри самой власти, такая реакция может на-ступить (показателен пример бывшего Генерального прокуро-ра Ю. Скуратова), и то главным образом «под ковром».

Подводя некоторые итоги раздела, следует отметить: а) если приемлемое понятие коррупции как социального яв-ления в принципе существует, то понятие коррупции как правового явления в российском законодательстве до сих пор так и не сформулировано; б) поскольку формы и методы коррупционной деятельности выходят далеко за рамки уголовно наказуемых деяний, потребуются усилия не только специали-стов права, но и экономистов, социологов, политологов, чтобы отразить все грани этого опасного явления.

Коррупция и взяточничество в преступных сообществах выходит за рамки на-циональных границ, особенно в последнее десятилетие. Доходы от нее после «от-мывания» включаются в мировые и национальные финансо-вые потоки, подрывая государственные и международные институты власти и экономики. Это обстоятельство диктует необходимость активного включения Рос-сии в транснациональную борьбу с коррупцией в мире.

2.2. Социологическая характеристика взяточничества и коррупции.

В социологии права существует трактовка коррупции как разновидности девиантного (отклоняющегося) поведения, стремления достичь личных целей за счет институтов публичной власти, нарушения ролевых функций членов социума под непосредственным влиянием частных интересов. В такого рода аспекте коррупция как явление юридическое теснейшим образом коррелируется с ее пониманием в морально-этическом ключе. И хотя с точки зрения нормативизма подобное соотнесение может носить деструктивный характер, в практической жизни с ним необходимо считаться, вводя в антикоррупционную проблематику такие категории, как «честности», «прозрачности». Недаром в зарубежной теории и практике права коррупция нередко обозначается в качестве несовместимого со статусом государственного служащего корыстного деяния.

В социально-политическом понимании коррупция достаточно давно воспринимается в качестве объективного показателя степени активности или пассивности, сознательности или иррациональности гражданского общества, поскольку действие «железного закона олигархии», напрямую влияющего на нравственное разложение управленческого аппарата, нейтрализуется только эффективным противодействием со стороны гражданских институтов. Если же мздоимство, «административный восторг» (как это метко обозначил Ф. Достоевский), семейственность становятся социальной нормой, находя свое выражение во всем, даже в фольклоре («не подмажешь - не поедешь», «закон, что дышло, как подвернул, так и вышло»), то подобного рода отношения не могут не затронуть и более высокие этажи общественной иерархии, включая государственную власть.

Коррупция, как социальное явление, представляет собой сложное, многомерное явление, которое охватывает все сферы социальных взаимоотношений между гражданским обществом и государством и посягает на многие охраняемые законом блага различными способами. Помимо правовых, она затрагивает целый ряд других проблем: психологических, культурных, межличностных, что, естественно вызывает трудности в выработке ее общего понятия и отличительных признаков, разработке каких-либо конкретных мер борьбы с нею.

Осознавая роль и значение данного фактора в механизме детерминации коррупционных преступлений и задумываясь о путях противодействия данному негативному явлению, следует признать, что сиюминутное повышение уровня нравственности чиновников в результате указов, распоряжений либо специально организованных компаний недостижимо. Вместе с тем необходимо поставить заслон на пути дальнейшего разложения государственных и иных служащих, выработать систему мер, направленных на усиление социального контроля за выполнением ими служебных обязанностей, финансовой деятельностью и поведением в неслужебной сфере. Необходимо дополнить систему требований, предъявляемых к служащим, механизмом контроля за их соблюдением. В этих целях необходимо создать в каждом ведомстве специализированные структуры, например, Управления по этике, предназначенные для обнаружения и преодоления этических нарушений, не влекущих уголовной ответственности, которые должны караться с помощью административных санкций и дисциплинарных мер, способствуя предотвращению совершения более тяжких правонарушений.

Преступное поведение имеет место тогда, когда культура превозносит превыше всего определенные символы успеха, общие для населения в целом, а социальная структура ограничивает (или вообще устраняет) доступ к законным средствам достижения целей для значительной части населения.

На мой взгляд, самая точная схема причинного комплекса взяточничества отображена в сборнике Организованная преступность-3, криминологическая ассоциация Москва, 1996. (Приложение № 2).

Следует заметить, что коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее в качестве социального явления. Прежде всего, она базируется на прочном экономическом фундаменте, она затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и каждой конкретной личности, она оказывает активное влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства, она влияет на государственно-правовые механизмы. Наконец, она воздействует на общественные и личные взгляды, формирует определенные морально-нравственные установки и критерии в обществе.

В приведенных ниже таблицах Коган В.М. Социальный механизм уголовно-правового воздействия: Автореф. дисс. на соиск. ученой степени доктора юрид. наук. -- М: МТ РСФСР, 1985. -- 28 с.

показано как социологи отразили статистику взяточничества путем сравнивания процентов в зависимости от социального статуса субъекта, национальности и, даже, даты рождения и пола. Также как статистика правоохранительных органов сравнивает процентное соотношение взяточничества с другими преступлениями, так и социологи попытались выявить, кто чаще берет или дает взятки в зависимости от индивидуальных признаков. Все это, бесспорно, имеет практический интерес для совершенствования мер борьбы со взяточничеством и глубокого исследования этого явления.

Таблица №: знаки зодиака субъектов взяточничества.

взяткополучатель

взяткодатель

знак зодиака

Абсолютное значение

%

Абсолютное значение

%

овен

21.03-20.04

17

6,91

14

5,62

телец

21.04 - 21.05

16

6,50

15

6,02

близнецы

22.05 - 21.06

13

5,28

15

6,02

рак

22.06 - 22.07

15

6,10

9

3,61

лев

23.07 - 23.08

8

3,25

18

7,23

дева

24.08 - 23.09

11

4,47

8

3,21

весы

24.09 - 23.10

9

3,66

14

5,62

скорпион

24.10 - 22.11

7

2,85

11

4,42

стрелец

23.11 - 21.12

16

6,50

9

3,61

козерог

22.12 - 20.01

11

4,47

20

8,03

водолей

21.01 - 19.02

14

5,69

20

8,03

рыбы

20.02 - 20.03

14

5,69

19

7,63

нет

95

38,62

77

30,92

всего:

246

100,00

249

100,00

взяткополучатель

взяткодатель

год

Абсолютное значение

%

абсолютное значение

%

петух

1921, 1933,

1945, 1957,

1969, 1981

11

4,47

12

4,82

собака

1922, 1934,

1946, 1958,

1970, 1982

21

8,54

15

6,02

свинья

1923, 1935,

1947, 1959,

1971, 1983

20

8,13

23

9,24

крыса

1924, 1936,

1948, 1960,

1972, 1984

15

6,10

21

8,43

бык

1925, 1937,

1949, 1961,

1973, 1985

25

10,16

20

8,03

тигр

1926, 1938,

1950,

1962, 1974

17

6,91

16

6,43

кот (заяц)

1927, 1939,

1951,

1963, 1975

11

4,47

20

8,03

дракон

1928, 1940,

1952,

1964, 1976

11

4,47

14

5,62

змея

1929, 1941,

1953,

1965, 1977

16

6,50

13

5,22

лошадь

1930, 1942,

1954,

1966, 1978

5

2,03

21

8,43

баран (коза)

1931, 1943,

1955,

1967, 1979

10

4,07

13

5,22

обезьяна

1932, 1944,

1956,

1968, 1980

20

8,13

22

8,84

нет данных

64

26,02

39

15,66

всего:

246

100,00

249

100,00

Таблица №: пол субъектов взяточничества.

взяткополучатель

взяткодатель

пол

абсолютное значение

%

Абсолют-ное значение

%

мужской

152

61,79

171

68,67

женский

39

15,85

45

18,07

нет данных

55

22,36

33

13,25

всего:

246

100

249

100

Таблица №: семейное положение субъектов взяточничества.

взяткополучатель

взяткодатель

семейное положение

абсолютное значение

%

Абсолютн-ое значение

%

женат (замужем)

139

56,50

146

58,63

холост (не замужем)

28

11,38

50

20,08

разведен (разведена)

10

4,07

19

7,63

вдовец (вдова)

3

1,22

1

0,40

нет данных

66

26,83

33

13,25

всего:

246

100

249

100

Таблица №: национальность субъектов взяточничества.

Взяткополучатель

взяткодатель

национальность

Абсолютное значение

%

абсолютное значение

%

русский

159

64,63

129

51,81

татарин

11

4,47

14

5,62

украинец

6

2,44

3

1,20

мордвин

4

1,63

5

2,01

чуваш

3

1,22

6

2,41

армянин

1

0,41

10

4,02

казах

1

0,41

3

1,20

грузин

1

0,41

1

0,40

китаец

1

0,41

0

0,00

чех

1

0,41

0

0,00

азербайджанец

0

0,00

15

6,02

узбек

0

0,00

14

5,62

башкир

0

0,00

2

0,80

дагестанец

0

0,00

2

0,80

каракалпак

0

0,00

2

0,80

таджик

0

0,00

2

0,80

балкарец

0

0,00

1

0,40

белорус

0

0,00

1

0,40

ингуш

0

0,00

1

0,40

немец

0

0,00

1

0,40

осетин

0

0,00

1

0,40

сириец

0

0,00

1

0,40

туркмен

0

0,00

1

0,40

уйгур

0

0,00

1

0,40

нет данных

58

23,58

33

13,25

всего:

246

100

249

100

Таблица №: местность проживания субъектов взяточничества.

взяткополучатель

взяткодатель

местность проживания

абсолютное значение

%

абсолютное значение

%

город

176

71,54

179

71,89

сельская местность

16

6,50

37

14,86

нет данных

54

21,95

33

13,25

всего:

246

100

249

100

Таблица №: образование субъектов взяточничества.

взяткополучатель

взяткодатель

образование

абсолютное значение

%

абсолютное значение

%

среднее

41

16,67

114

45,78

высшее

94

38,21

36

14,46

среднее специальное

43

17,48

45

18,07

неоконченное высшее

6

2,44

12

4,82

нет данных

62

25,20

42

16,87

всего:

246

100

249

100

2.3. Общая характеристика взяточничества и коррупции в регионах

Пример центра оказался исключительно заразителен для регионов. Опыт последних лет наглядно свидетельствует, что в отличие от советского периода современная российская фе-деральная власть уже не способна также эффективно принуждать региональную элиту к таким действиям, которые со-гласуются с ее собственными интересами. Центробежные тенденции в середине 1990-х годов заметно усилили автори-тет и влияние руководителей субъектов Федерации, а в большинстве национальных образований сделали их почти абсолютными.

Используя данную ситуацию, региональная и местная впасть без особой оглядки на центр активно и целенаправ-ленно вмешивается в функционирование предприятий и рас-пределение собственности, решая не только общегосударст-венные задачи, но также реализуя собственные, порой корыстные, стремления. Не все региональные лидеры априори правонарушители и коррупционеры, но то, что многие из них, так или иначе, связаны с бизнесом и имеют в нем собственные интересы факт неоспоримый. Это, в частности, подтвердил Генеральный прокурор Российской Федерации на совещании прокурорских работников 11-12 января 2001 года, заявив, что региональные властные элиты тесно связаны с представителями финансово-хозяйственных структур, в том числе сформировавшихся и существующих на криминальных капиталах.

Сведения о количестве зарегистрированных преступлений за январь-август 2002 г. всего по России по взяточничеству: Статистика Генеральной прокуратуры РФ.

Таблица: статистика взяточничества

Федеральные округа

2001 г.

2002 г.

Центральный

1846

1792

Южный

841

871

Приволжский

1025

984

Уральский

424

323

Сибирский

705

725

Дальневосточный

213

236

Северо-Западный

499

391

Всего по России:

5903

5794

Некоторые главы субъектов Федерации и высокопоставленные чиновники их администраций, руководители муниципальных образований устанавливают тесные и отнюдь не бескорыстные связи с представителями хозяйствующих субъектов, оказывают им государственную поддержку из бюджетов в ущерб решению социальных проблем территорий. Не давая оценку амораль-ности подобных связей, а также того, что многие из них но-сят откровенно криминальный характер, следует признать, что по объему реально осуществляемых полномочий сегодня государство опасно деформировалось в сторону регионов.

Однако какие бы причины ни лежали в основе этого по-ложения, объективные или искусственно созданные, следует иметь в виду, что эта ситуация изначально служит фундамен-тальной экономической предпосылкой для формирования и усиленного развития коррупционных отношений как в ре-гионах, так и в стране. Соответственно и коррупционные от-ношения сегодня в значительной мере задаются именно со стороны регионов.

Здесь наряду с традиционными формами подкупа должностных лиц широко используются новые: пре-доставление льготных кредитов коммерческими банками, оп-лата зарубежных поездок, выплата необоснованно высоких гонораров за лекции и публикации, в том числе готовящиеся (так называемая предоплата научных и прочих несостояв-шихся трудов), оказание различных услуг, предоставление высокооплачиваемых должностей (весьма распространенным явлением стало привлечение государственных служащих в качестве консультантов, референтов и т.д.), включение в со-став коммерческих, предпринимательских структур или со-учредителей членов семьи, предоставление работы по со-вместительству и т.д.

По данным ГУБОП МВД России за 1998-1999 г. г. к уго-ловной ответственности за преступления против государст-венной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления привлечены около шес-тидесяти ответственных должностных лиц регионального уровня. Среди них 3 губернатора (правда, бывших), около двух десятков вице-губернаторов, мэры и вице-мэры круп-ных городов, руководители законодательных собраний, ми-нистры регионального уровня. Основная часть дел касается получения взяток и хищения бюджетных средств. Методы злоупотреблений вполне традиционны: нецелевое использо-вание кредитов, прокручивание бюджетных денег в «нуж-ных» банках, продажа зданий, оборудования и техники по заведомо заниженным ценам или, наоборот, их покупка у «своих» поставщиков по ценам намного выше рыночных, протек-ционизм нужным бизнесменам в конкурсах и тендерах на по-ставки сырья, энергоносителей, продовольствия. Кроме того, возбуждено несколько дел по неуплате налогов и одно по клевете и ложному доносу - по этим редким для российской судебной системы статьям был обвинен и арестован мэр Улан-Удэ В. Шаповалов. По отмеченным делам региональные чиновники в совокупности незаконно изъяли из местных бюджетов и положили в карман себе и своим «подельникам» сумму, эквивалентную 84 миллионам долла-ров США. Причем это лишь то, что удалось доказать и положить в основу обвинения. Не вызывает сомнений, что эта сумма, как минимум, на несколько порядков меньше реального ущерба.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.03.96 № 327 «Об одобрении и представлении на утверждение Президенту РФ основных положений региональной политики в Российской Федерации» в пункте 3.2. Методы и формы реализации региональной экономической политики указывается контроль за целевым расходованием средств, выделенных из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

Безусловными рекордсменами по суммам расхищенных средств и полученных взяток в субъектах Федерации являют-ся, естественно, главы регионов. Это и понятно: возможно-стей у них больше, контроля меньше, да и запросы постоянно растут.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве структурных подразделений Главного управления по организованной преступности действуют двенадцать региональных управлений по организованной преступности (РУОП). Состояние прокурорского надзора за законностью деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью диктует необходимость принять в органах прокуратуры дополнительные организационно - кадровые меры. Генеральной прокуратурой РФ был издан Приказ от 27.10.97. № 64 «Об организации прокурорского надзора за законностью деятельности региональных управлений по организованной преступности».

Однако это лишь малая и видимая вершина того айсберга, который представляет собой коррупция в регионах. Мало кто вспоминает, а уж тем более может доказать огромные финан-совые вливания, которые делаются в избирательные кампании в субъектах Федерации. С борьбой региональных элит за власть нередко было связано начало антикоррупционной кампании в регионах. В таких случаях уголовные процессы против казнокрадов, декларируемые как меры по оздоровлению ситуации в регионе, на самом деле являлись актами отмщения недавним и запугивания будущих соперников. Как показывает опыт, в среднем от смены власти до возбуждения уголовного дела, а иногда и ареста кого-то из членов предыдущей администрации проходит от нескольких недель до нескольких месяцев.

Весьма примечательно, что стоит в каком-нибудь регионе взять с поличным одного взяточника, как обнаруживается це-лая система взяточничества и казнокрадства во властных структурах. Особенно характерно это для тех местностей, где существует затяжной конфликт между губернским начальст-вом и руководителями правоохранительных органов.

Однако, как показывает практика, возбуждение уголовно-го дела не является гарантией того, что высокопоставленные чиновники, наконец, будут привлечены к ответственности. До логического конца доходят лишь единицы.

Делая выводы по данному разделу можно увидеть всю неоднозначность сегодняшнего состояния российских дел, не только в центре, но и в периферии. Ситуация полностью вышла из под контроля, необходимы решающие шаги по укреплению и надзором за законностью в регионах, принятия ряда законов регулировавших правопорядок на местах и создание условий для его эффективного обеспечения.

2.4. Коррупция в высших эшелонах власти.

Коррупция, по-множенная на «неприкосновенность» отдельных представителей за-конодательной власти, порождают вседозволенность и безнаказан-ность. Как следствие, возникает катастрофическое падение доверия населения к представительным учреждениям.

Коррупцией пронизана вся вертикаль исполнительной власти. Практически во всех сферах государственной деятельности, где рас-пределяются финансовые или иные материальные ресурсы, налицо злоупотребление должностными лицами своим служебным положе-нием. По данным проверок одной только Счетной палаты РФ, в 1998 г. не дошел до назначения 51 млрд. рублей бюджетных средств, что сопоставимо с годовыми расходами на оборону или на образование, здравоохранение, культуру и социальные выплаты вместе взятые.

Продолжается процесс сращивания коррумпированных чиновников с криминалом, в первую очередь с организованными преступными группами. В опасной степени криминализированы кредитно-финансовая и внешнеэкономическая сферы, область реализации крупных государственных приоритетных программ и инвестиционных проектов. Продолжается проникновение криминала в топливно-энергетический, ресурсодобывающий и перерабатывающий комплексы.

Комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией с 1998 г. проводила проверку материалов в отношении:

1. Бывшего Президента РФ Б.Н. Ельцина и его семьи:

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.