РУБРИКИ

Кримінологія

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Кримінологія

Кримінологія

1. Предмет кримінології як науки.

Формирование и успешное развитие любой науки во многом зависят от того, насколько правильно выявлен и точно описан ее предмет. Он не только характеризует основ-ное содержание данной науки, определяет ее место в систе-ме других наук, но и дает возможность четко сформулиро-вать ее цели и задачи перспективных исследований, очертить их разумные границы, утвердиться в выборе методик этих исследований.

К предмету криминологии относится ряд взаимосвязанных проблем, из которых одни являются глав-ными, центральными, а другие вспомогательными, произ-водными и, тем не менее, имеющими существенное значе-ние для глубокого и всестороннего познания содержания этой науки.

К числу главных проблем, образующих сердцевину пред-мета криминологии, относятся: 1) преступность; 2) отдель-ные преступления, как конкретные проявления преступ-ности; 3) личность преступника; 4) факторы преступности, причины и условия отдельных преступлений; 5) преодо-ление преступности и предупреждение отдельных преступ-лений.

Компонентами предмета криминологии, наряду с ее главными, центральными, являются и такие производные от них, уточняющие, как: «фоновые» явления преступно-сти, виктимное поведение граждан и прогнозирование пре-ступности.

2.Система кримінології

Криминологические знания складывались на протяже-нии многих веков.. В связи с этим возникает необходимость придать им четкую систему. Без такой системы, естественно, воз-никают трудности в усвоении этих знаний и

Система криминологической науки -- разделение единых криминологических знаний на одно-родные компактные части (блоки), внутренне согласован-ные между собой.

По уровню обобщения научно-практической информа-ции сейчас принято подразделять криминологию на Общую и Особенную части.

В Общей части криминологические явления и понятия анализируются глобально, обобщенно, без выделения спе-цифики отдельных видов (групп) преступлений. Ее система, в свою очередь, строится по проблемам, составляющим предмет криминологической науки. Кроме этого, в Общую часть включается научно-информационный материал о становлении криминологической науки, ее методологии и методике, о криминологическом планировании и прогно-зировании преступности в масштабе страны и отдельных ее регионов.

В Особенной части рассматриваются частные кримино-логические теории, объясняющие закономерности отдель-ных видов (групп) преступлений. Последние подразделя-ются по особенностям антисоциальной направленности и преступной мотивации виновных (например, насильствен-ные, корыстные преступления, преступления неосторож-ные) и по особенностям контингента преступников (к при-меру, преступность несовершеннолетних, групповая, реци-дивная, профессиональная преступность).

Уровень обобщения в Особенной части значительно ниже, чем в Общей. Она более динамична, ибо непосред-ственно отражает часто меняющуюся криминогенную си-туацию в стране, а также изменение содержания факторов, причин и условий преступности и отдельных преступлений. В этой части криминологии дается криминологическая характеристика отдельных видов (групп) преступлений, описываются причинно-следственные комплексы, их по-рождающие, обуславливающие, излагаются мероприятия по их предупреждению.

Значение Особенной части состоит в том, что она, с одной стороны, снабжает, подпитывает обще криминологические теории фактическим материалом, а с другой стороны, во-оружает правоохранительные органы рекомендациями, направленными на совершенствование их деятельности по снижению отдельных преступлений в государстве.

3. Методологія, методика та головні поняття кримінології.

К числу главных проблем, образующих сердцевину пред-мета криминологии, относятся: 1) преступность; 2) отдель-ные преступления, как конкретные проявления преступ-ности; 3) личность преступника; 4) факторы преступности, причины и условия отдельных преступлений; 5) преодо-ление преступности и предупреждение отдельных преступ-лений.

4. Кримінологічні дослідженя та його етапи.

Криминологические исследования осуществляются в соответствии с разработанными ранее прикладными про-цедурами, которые предусматривают общую систему дей-ствий и способ организации всего исследования. В этой связи заслуживает внимания вопрос об этапах криминоло-гических исследований. Обычно всякое такое исследование состоит из семи этапов.

Первый этап заключается в выборе предмета (темы) и объекта исследования. Инициатива при этом принадлежит научным учреждениям, практическим органам и отдель-ным ученым-исследователям. На этом этапе изучаются литературные источники и результаты прежних исследо-ваний по избранной теме.

На втором этапе составляется план-программа предсто-ящего исследования, которая должна способствовать его полноте и объективности. Этот рабочий документ опреде-ляет цели и задачи исследования, предполагает выдвиже-ние гипотез, устанавливает сроки его проведения, источни-ки получения информации, определяет формы внедрения полученных выводов и сформулированных предложений. На этом этапе производится выбор методов исследования и технических приемов их реализации. Их определенный набор зависит от предмета, объекта, целей и масштабности исследования.

Третий этап состоит в изготовлении инструментария исследования: анкет, вопросников, тестов, заданий для экспертов, подготовке оргтехники и т.п.

Четвертый этап предполагает создание групп респонден-тов и обследователей, групп экспертов, непосредственных исполнителей, ознакомление их с задачами исследования, проведение с ними инструктажа.

Пятый этап -- наиболее трудоемкий и ответственный. Он включает в себя сбор различной криминологической информации. Практикой установлено, что от качества со-бранного эмпирического материала во многом зависит полнота, достоверность и ценность выводов исследова-ния.

Шестой этап -- не менее ответственный, потому что на этом участке исследования обобщается и анализируется собранная информация, а также формулируются выводы исследования и вытекающие из них соответствующие на-учные положения и практические предложения и рекомен-дации.

И последний, седьмой этап состоит в реализации науч-ных выводов и положений, практических предложений и рекомендаций проведенного исследования, которые ис-пользуются как в практике деятельности государственных органов, так и в криминологической науке.

5. Методіки кримінологічних досліджень

Наблюдение -- метод эмпирического исследования, который заключается в непосредственном восприятии ис-следователем социальной действительности, в прямой ре-гистрации определенных событий и ситуаций. Он является очевидцем этих событий, поэтому черпает информацию о тех или иных фактах и обстоятельствах не из чужих ис-точников, а из личных наблюдений за этими фактами и обстоятельствами. В ходе наблюдения у исследователя складывается непосредственное впечатление об изучаемой среде, помогают точнее понять поступки людей и действия социальных групп. По процедуре проведения метод наблю-дения является сложным, трудоемким и длительным. Все данные наблюдения фиксируются в дневниках и протоко-лах по определенной системе.

Одним из источников получения необходимой кримино-логической информации является изучение документов. Исследователю-криминологу приходится сталкиваться с различного рода официальными и неофициальными доку-ментами. Чаще всего это материалы уголовных дел в целом либо отдельные процессуальные документы, отказные материалы, наблюдательные производства, обобщения судебно-следственной практики, заключения различного рода экс-пертиз, материалы контролирующих органов, статистиче-ские отчеты и сводки, письма, заявления и жалобы граждан по поводу совершенных преступлений, иные документы правоохранительных органов, сообщения средств массовой информации, выступления народных депутатов и т.д.

Статистические методы:

Массовые опросы -- это методы получения информации об объективных фактах из жизни людей (события прошло-го и настоящего, формы и характер поведения, последствия поступков и т.д.), а также об их субъективном мире (склон-ности, интересы, мотивы, особенности восприятия явлений и процессов в их познании и т.д.).

Интервью -- представляет собой обычную беседу, пред-полагающую прямой контакт исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента). Особенность этого метода состоит в том, что опрашиваемый и опрашивающий стал-киваются лицом к лицу. От характера их общения, проч-ности контактов и степени взаимопонимания во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации. Запись ответов на поставленные вопросы про-изводится интервьюером (либо его ассистентом) либо за-крепляется механическим путем на пленке.

Анкетирование представляет собой сбор криминологи-ческой информации путем письменного заполнения предварительно разработанных анкет. Анкета -- это упорядо-ченный по форме и содержанию набор вопросов, предостав-ленных в виде опросного листа.

За-да-чи уго-лов-ной ста-ти-сти-ки раз-но-об-раз-ны и мно-го-чис-лен-ны, но ос-нов-ные мо-мен-ты мож-но све-сти к сле-дую-щим че-ты-рем по-ло-же-ни-ям:

- офи-ци-аль-ная уго-лов-ная ста-ти-сти-ка пред-став-ля-ет со-бой со-во-куп-ный от-чет о дея-тель-но-сти офи-ци-аль-ных ин-стан-ций - пра-во-ох-ра-ни-тель-ных ор-га-нов и слу-жит ос-но-вой для при-ня-тия ре-ше-ний вла-стя-ми о вы-де-ле-нии го-су-дар-ст-вен-ных средств и рас-пре-де-ле-нии люд-ских ре-сур-сов;

- уго-лов-ная ста-ти-сти-ка - ис-сле-до-ва-тель-ский ин-ст-ру-мент, ко-то-рый слу-жит ос-но-вой для вы-во-дов о том, ка-кие груп-пы на-се-ле-ния и ка-кие ре-гио-ны го-су-дар-ст-ва серь-ез-нее дру-гих по-ра-же-ны пре-ступ-но-стью;

- с по-мо-щью уго-лов-ной ста-ти-сти-ки на-се-ле-ние уз-на-ет о том, на сколь-ко ве-ли-ка ве-ро-ят-ность ока-зать-ся жерт-вой пре-сту-п-ле-ния или, на-про-тив, сни-ма-ет страх пе-ред пре-сту-п-ле-ния-ми и по-след-нее

- уго-лов-ная ста-ти-сти-ка по-зво-ля-ет ре-шать за-да-чи кон-тро-ля, управ-ле-ния и пла-ни-ро-ва-ния дей-ст-вий за-ко-но-да-те-лей и упол-но-мо-чен-ных на борь-бу с пре-ступ-но-стью го-су-дар-ст-вен-ных ор-га-нов.

6. Співвідношення крімінології з іншими науками (кримінальне право та

процес, криміналістика, психологія, філософія тощо).

Науки, с которыми криминология имеет связь:

· Уголовное право

· Криминальный процесс

· Криминалистика

· Общая статистика

· Правовая статистика

· Социология

· Психология

· Философия

Криминологическая наука контактирует с уголовным процессом и криминалистикой, так как у нее с ними име-ется ряд общих практических и теоретических проблем. В частности, уголовно-процессуальные нормы устанавли-вают обязательность, порядок, формы и методы выявления, установления, фиксации и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений. А кримина-листика, изучающая тактику, методику и технику рассле-дования преступлений, опираясь на основные теоретиче-ские положения о преступности и ее предупреждении, разрабатывает технические средства, приемы, которые за-трудняют, препятствуют совершению преступлений. Эти средства и приемы «защиты» от преступных посягательств. Криминология включает во всеобъемлющую комплексную систему предупреждения преступлений.

Необходимо отметить наличие тесной связи между кри-минологической наукой и статистической -- общей и уго-ловно-правовой. Прежде всего, в прикладных криминологических исследованиях широко используются статистические ме-тоды для сбора и анализа соответствующей информации. Затем сведения, содержащиеся в официальной уголовно-правовой статистике, дают представление об уровне, струк-туре и динамике существующей преступности, а также разносторонне характеризуют личность преступников и деятельность правоохранительных органов.

Философия, как известно, является общеметодологиче-ской базой для всех наук о природе и обществе. В этой роли она выступает и по отношению к криминологии, которая пользуется многими философскими понятиями, категори-ями и законами. Она конкретизирует их применительно к своему предмету.

Особенно тесная связь прослеживается между кримино-логией и социологией. Это обстоятельство дало нам основа-ние рассматривать криминологию как науку юридико-социологическую.

При решении ряда криминологических проблем при-ходится прибегать к достижениям психологии (общей, а чаще всего социальной). С их помощью юристы-кримино-логи объясняют закономерности поведения человека под воздействием социальной среды, процесс влияния на него формальных и неформальных групповых норм, стереоти-пов, эталонов поведения, выбор им тех или иных нравствен-ных ценностей, пути формирования стойких антиобще-ственных взглядов, привычек, «анатомию» и «механизм» преступного поведения.

Для криминологии представляют интерес научные дан-ные психиатрии, когда речь идет о совершении преступле-ния лицами с уменьшенной вменяемостью и психическими аномалиями в рамках вменяемости.

7.Розвиток кримінології у дореволюційний період.

8. Сучасні кримінологічні теорії.

Тео-рии - это со-став-лен-ные умо-зри-тель-ным пу-тем сис-те-мы, со-еди-няю-щие фак-ты по-сред-ст-вом при-чин-но-след-ст-вен-ных свя-зей. Тео-рии пре-ступ-но-сти ка-са-ют-ся при-чин и по-след-ст-вий пре-ступ-но-го по-ве-де-ния, под-вер-жен-но-го из-ме-не-ни-ям от мес-та и вре-ме-ни, под влия-ни-ем из-вест-ных цен-но-ст-ных пред-став-ле-ний.

9. Кримінологічні теорії біологічної орієнтації.

Одним из направлений позитивистской школы является “медицинская модель” подхода к преступности, сторонники которой считали преступление симптомом болезни, а в преступнике видели только больного, страдающего расстройством личности и нуждающегося в лечении. Рассмотрим некоторые из них (биологические теории):

- Тео-рии, изу-чаю-щие фи-зи-че-скую кон-сти-ту-цию и эн-док-ри-но-ло-гию. Они яв-ля-ют-ся яр-ким при-ме-ром ко-гда-то вы-дви-ну-тых тео-рий, не под-твер-жден-ных прак-ти-кой, но на-столь-ко проч-но осев-ших в умах лю-дей, что мно-гие до сих пор счи-та-ют, что пре-ступ-ни-ком ро-ж-да-ют-ся и вли-ять на них бес-по-лез-ная тра-та вре-ме-ни и средств.

Со-вре-мен-ные кри-ми-но-ло-ги, ана-ли-зи-руя все ра-нее из-вест-ные тео-рии свя-зы-ваю-щие кон-сти-ту-цию че-ло-ве-ка и пре-ступ-ность при-хо-дят се-го-дня к еди-но-му мне-нию о том, что фи-зи-че-ский тип - это важ-ный фак-тор меж-лич-но-ст-ных от-но-ше-ний, будь то от-но-ше-ние в сфе-ре по-ли-ти-ки, в по-все-днев-ной жиз-ни, в про-цес-се осу-ще-ст-в-ле-ния со-ци-аль-ных функ-ций или иные ти-пы взаи-мо-дей-ст-вия ме-ж-ду людь-ми. Ре-ак-ция ок-ру-жаю-щих и соб-ст-вен-ное от-но-ше-ние к не-обыч-ной внеш-но-сти влия-ют на со-ци-аль-ное взаи-мо-дей-ст-вие.

На се-го-дняш-ний день нет убе-ди-тель-ных до-ка-за-тельств то-го, что фи-зи-че-ская кон-сти-ту-ция, функ-цио-ни-ро-ва-ние же-лез внут-рен-ней сек-ре-ции и про-чие био-ло-ги-че-ские фак-то-ры при-чин-но обу-слов-ли-ва-ют пре-ступ-ность; что пред-по-ло-же-ние о свя-зи ме-ж-ду кон-сти-ту-цио-наль-но-фи-зи-че-ской ти-по-ло-ги-ей и тем по-ве-де-ни-ем, ко-то-рое юри-ди-че-ски и со-цио-ло-ги-че-ски оп-ре-де-ле-но как пре-ступ-ное и де-лин-квент-ное, не под-твер-ди-лось.

Кри-ми-но-ло-ги со-глас-ны с тем, что су-ще-ст-ву-ет взаи-мо-связь ме-ж-ду био-ло-ги-че-ски-ми функ-ция-ми моз-га и де-ви-ант-ным по-ве-де-ни-ем, но она не яв-ля-ет-ся спе-ци-фи-че-ской.

10. Соціологічний напрямок розвитку кримінології.

Преступность и преступления представляют собой со-циальные и в то же время уголовно-правовые понятия. Поэтому криминология расположена на стыке двух обще-ственных наук -- социологии и права. В этой связи возни-кает вопрос о ее природе. Допускаются высказывания, что криминология -- это наука юридическая. Имеются пред-ставления о ней, как о науке социологической (социология преступности). И, наконец, распространен взгляд, согласно которому криминология является социо-правовой, юридико-социологической наукой.

С первым мнением, полагаем, согласиться нельзя, по-тому что такие изучаемые криминологией явления, как факторы (детерминация) преступности, «механизм» еди-ничного преступного поведения, общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения преступ-ности, отдельных преступлений и ряд других явлений не вкладываются полностью в рамки правовых, в частности, уголовно-правовых отношений. Если признать, что крими-нология -- наука социологическая, то тогда она будет ис-кусственно изолирована от юридических наук -- уголовно-го, административного права и иных отраслей права, кото-рые вносят свой существенный вклад в решение проблем преступности. Более того, при таком подходе возникает неясность, неопределенность в установлении предмета, границ и объемов криминологических исследований.

Социологическая отрасль знаний имеет своим предметом жизнь общества. Помимо общества в целом, как целостно-го организма, проявляющегося в сложной системе обще-ственных отношений, социальных институтов, взаимосвя-занных между собой, она изучает отдельные стороны этого сложного организма: социологию личности, условия фор-мирования ее взглядов, социологию семьи, социальных групп, проблемы занятости, свободного времени, образова-ния, досуга, миграции и урбанизации и т.д. Существенное место в ней отводится социальной патологии: проблемам алкоголизма, наркомании, безработицы, негативной роли отдельных направлений средств массовой информации и иным социальным аномалиям, как предосудительным, общественно вредным, так и общественно опасным. Нельзя не отметить и тот факт, что в кри-минологической науке используются методы конкретно-социологических исследований. И в то же время, что очень важно, криминология обогащает социологию своими основ-ными понятиями, результатами прикладных правовых исследований преступности, указывает ей критерии отгра-ничения преступности от иных социальных аномалий.

11. Злочинність як об'єкт кримінологічного дослідження.

Преступность -- это относительно массовое, исторически изменчивое, имеющее определенную территориальную и временную распространенность социальное явление, пред-ставляющее собой целостную, основанную на статисти-ческих закономерностях, систему единичных общественно опасных деяний, запрещенных уголовным законом.

Преступность -- это социальное явление. Данное утверждение вытекает, во-первых, из того, что преступ-ность существует в человеческом обществе, является реаль-ностью общественной жизни.

Преступность -- исторически обусловленное и исто-рически изменчивое явление. Она возникла на определен-ном этапе развития человеческого общества. Преступность, будучи социальным явлением, в то же время обладает правовым, точнее, уголовно-правовым признаком. Ведь в объем преступного включаются те деяния, которые нарушают уголовно-правовые нормы. ) Преступность -- собирательное понятие. Она непре-рывно включает в себя множество разнообразных конкрет-ных общественно опасных деяний: насильственных, ко-рыстных, неосторожных и иных преступных проявлений. Она, таким образом, есть не что иное, как совокупность преступлений. Преступность, как массовое социальное явление, раз-вивается в том или ином пространстве. Она имеет поэтому определенную территориальную распространенность.

пре-ступ-ность ха-рак-те-ри-зу-ет-ся тре-мя ос-нов-ны-ми по-ка-за-те-ля-ми: уров-нем, струк-ту-рой и ди-на-ми-кой.

Уро-вень пре-ступ-но-сти яв-ля-ет-ся ко-ли-че-ст-вен-ной ха-рак-те-ри-сти-кой, из-ме-ряе-мой в аб-со-лют-ном вы-ра-же-нии сум-мой со-вер-шен-ных пре-сту-п-ле-ний и их уча-ст-ни-ков (ви-нов-ных лиц), а так-же в ко-эф-фи-ци-ен-тах или ин-дек-сах пре-ступ-но-сти. Офи-ци-аль-ная ста-ти-сти-ка ис-поль-зу-ет два по-ка-за-те-ля:

ко-ли-че-ст-во за-ре-ги-ст-ри-ро-ван-ных пре-сту-п-ле-ний (и их субъ-ек-тов) и

по дан-ным о су-ди-мо-сти.

В за-ви-си-мо-сти от под-хо-да к по-ни-ма-нию фе-но-ме-на пре-ступ-но-сти оп-ре-де-ля-ют-ся:

-пред-мет нау-ки кри-ми-но-ло-гии;

-на-прав-ле-ния и ме-то-ди-ка кри-ми-но-ло-ги-че-ских и меж-от-рас-ле-вых ис-сле-до-ва-ний пре-ступ-но-сти;

-струк-ту-ра пре-ступ-но-сти;

-по-ня-тия со-стоя-ния и ди-на-ми-ки пре-ступ-но-сти;

-ха-рак-тер и ви-ды взаи-мо-свя-зей ком-по-нен-тов пре-ступ-но-сти;

-взаи-мо-свя-зи пре-ступ-но-сти с дру-ги-ми со-ци-аль-ны-ми яв-ле-ния-ми, с об-ще-ст-вом в це-лом;

-круг яв-ле-ний, ко-то-рые мо-гут быть от-не-се-ны к при-чи-нам и ус-ло-ви-ям пре-ступ-но-сти;

-ха-рак-тер и на-прав-лен-ность го-су-дар-ст-вен-но-го и об-ще-ст-вен-но-го воз-дей-ст-вия на пре-ступ-ность, ее при-чи-ны и ус-ло-вия;

- под-хо-ды к про-гно-зи-ро-ва-нию пре-ступ-но-сти.

Уровень преступности -- это общее число совершенных преступлений и количество лиц, их совершивших, за определенный период времени в стране либо в отдельном ее регионе (области, районе, городе).

Коэффициенты преступности -- представляют собой соотношение числа преступлений и лиц, их совершивших, к численности населения страны либо соответствующего ее региона из расчета на заранее обусловленное число населе-ния -- на 100 тыс., 10 тыс., 1 тыс. человек.

Структура преступности означает отношение отдель-ного вида либо группы преступлений ко всей массе преступ-ности в том или ином регионе за конкретный период.

Динамика преступности -- показатель, отражающий ее движение во времени.

Цена преступности -- дает представление об объеме и характере прямого и косвенного ущерба, который причи-няет преступность обществу.

12. Злочинність як соціальне явище.

Преступность -- это социальное явление. Данное утверждение вытекает, во-первых, из того, что преступ-ность существует в человеческом обществе, является реаль-ностью общественной жизни. Во-вторых, она представляет собой одну из форм социального поведения людей. В-тре-тьих, социальна она еще и потому, что в роли преступников выступают члены общества, которые посягают на различ-ные общественные отношения, обеспечивающие нормаль-ное функционирование общественного организма. И, в-чет-вертых, преступность при всех условиях социальна по своим причинам, по своему конкретному выражению и конечным последствиям, а также по характеру мер борьбы с ней.

Преступность является следствием и результатом исто-рически присущих данному обществу социальных противо-речий, которые коренятся в самой основе производственных отношений и вытекающих из них распределительных, со-циальных, нравственных и иных отношений. Порожденная этими противоречиями, преступность, в свою очередь, сви-детельствует о наличии противоречивости между офици-ально признанными общественными интересами и целями, с одной стороны, и общественно опасным поведением от-дельных индивидов, с другой.

В обществе всегда имеется множество различных кон-фликтов (конфликтов между отдельными людьми и обще-ством в целом, между отдельными людьми и государством, непосредственно между людьми -- членами этого общест-ва -- гражданами данного государства). Это влечет за собой возможность нарушения социальных норм, в частности, уголовно-правовых норм-запретов. Совокупность фактиче-ски совершенных преступлений непосредственно воспри-нимается людьми и фиксируется соответствующими госу-дарственными органами. Таков механизм внешнего выра-жения преступности.

Что касается последствий преступности, то они, безу-словно, антисоциальны, так как они приводят к существен-ной деформации общества, нарушают слаженное взаимо-действие всех его участников.

И, наконец, меры борьбы с преступностью носили и но-сят социальный характер. Все настойчивее внедряется в практику социальный контроль за преступностью, разра-батываются и реализуются социально-экономические, ор-ганизационно-управленческие, нравственно-воспитатель-ные и иные меры по ее предупреждению и противодействию ей. Естественно, применяются традиционно меры уголовно-правового воздействия в отношении лиц, виновных в со-вершении общественно опасных деяний.

Много десятков лет обсуждается тезис о биологической природе преступности. Его приверженцы исходят из того, что отдельные лица будто бы неизбежно, фатально обрече-ны либо, по меньшей мере, предрасположены быть пре-ступниками. Подобное свойство якобы передается из по-коления в поколение генетическим путем.

Представляется, что веских оснований и бесспорных научных доводов для таких утверждений нет. Биологиче-ские особенности, полагаем, нельзя распространять на преступность в целом, только таким путем не представля-ется возможным объяснить закономерности этого социаль-ного явления. Преступность порождается не патологией человека, а патологией общества.

Между тем, на уровне отдельных видов индивидуально-го преступного поведения, особенно применительно к кон-кретным насильственным и дезадаптивным преступлениям, биопсихологические качества и свойства преступников не следует сбрасывать со счетов. Их нельзя исключать потому, что они при неблагоприятных обстоятельствах внешней среды существенно влияют на процесс становления лич-ности в целом, а также играют иногда решающую роль в механизме преступного поведения отдельных индивидов

13. Поняття, природа та зміст причин злочинності.

при-чи-на-ми пре-ступ-но-сти на-зы-ва-ет-ся со-во-куп-ность со-ци-аль-ных яв-ле-ний и про-цес-сов, ко-то-рые во взаи-мо-дей-ст-вии с об-стоя-тель-ст-ва-ми, иг-раю-щи-ми роль ус-ло-вий, де-тер-ми-ни-ру-ют су-ще-ст-во-ва-ние пре-ступ-но-сти как со-ци-аль-но-го яв-ле-ния, на-ли-чие от-дель-ных со-став-ных ее час-тей, а на ин-ди-ви-ду-аль-ном уров-не - со-вер-ше-ние кон-крет-ных пре-сту-п-ле-ний.

Ис-сле-до-ва-ние при-чин пре-ступ-но-сти рас-кры-ва-ет при-ро-ду это-го со-ци-аль-но-не-га-тив-но-го яв-ле-ния, объ-яс-ня-ет его про-ис-хо-ж-де-ние, по-ка-зы-ва-ет, от че-го за-ви-сит су-ще-ст-во-ва-ние пре-ступ-но-сти, что спо-соб-ст-ву-ет ее со-хра-не-нию, в на-стоя-щее вре-мя его ожив-ле-нию, а что это-му про-ти-во-дей-ст-ву-ет. Толь-ко на ос-но-ве по-доб-ных зна-ний мож-но обес-пе-чить эф-фек-тив-ную борь-бу с пре-ступ-но-стью.

Признаки преступности:

во-пер-вых, в объ-ек-тив-ном ха-рак-те-ре, т.е. при-чи-на по-ро-ж-да-ет след-ст-вие в ре-аль-ной дей-ст-ви-тель-но-сти, а не в соз-на-нии лю-дей;

во-вто-рых, при-чин-ная связь пред-по-ла-га-ет взаи-мо-дей-ст-вие яв-ле-ний, на-хо-дя-щих-ся в по-доб-ной свя-зи. Взаи-мо-дей-ст-вие при-чи-ны и след-ст-вия мо-жет но-сить раз-лич-ный ха-рак-тер - ме-ха-ни-че-ский, фи-зи-че-ский, хи-ми-че-ский, пси-хо-ло-ги-че-ский и т.д.

в-треть-их, лю-бое яв-ле-ние так или ина-че - пря-мо или кос-вен-но, не-по-сред-ст-вен-но или опо-сред-ст-во-ва-но, свя-за-но со все-ми дру-ги-ми яв-ле-ния-ми

в-чет-вер-тых, все-об-щая связь яв-ле-ний не оз-на-ча-ет, од-на-ко, что все свя-зи рав-но-цен-ны и рав-но-знач-ны, т.е. сле-ду-ет раз-ли-чать свя-зи су-ще-ст-вен-ные и не-су-ще-ст-вен-ные, не-по-сред-ст-вен-ные и опо-сре-до-ван-ные, пря-мые и об-рат-ные;

в-пя-тых, при-чин-ную связь на-до от-ли-чать от иных ви-дов свя-зи - кор-ре-ля-ци-он-ной, вре-мен-ной и про-стран-ст-вен-ной и пр., т.е. из всей со-во-куп-но-сти яв-ле-ний и про-цес-сов тре-бу-ет-ся вы-де-лить те, ко-то-рые так или ина-че свя-за-ны с пре-ступ-но-стью.

в-шес-тых, для пра-виль-но-го по-ни-ма-ния при-чин-ной свя-зи очень важ-но иметь в ви-ду ее слож-ный, мно-го-сту-пен-ча-тый, ие-рар-хи-че-ский ха-рак-тер.

в-седь-мых, при-чи-на “дей-ст-ву-ет” лишь при на-ли-чии оп-ре-де-лен-ных ус-ло-вий.

в-вось-мых, фи-ло-со-фия при-зна-ет от-но-си-тель-ность де-ле-ния яв-ле-ний на при-чи-ны и ус-ло-вия, т.е. вся-кая при-чи-на яв-ля-ет-ся в оп-ре-де-лен-ном от-но-ше-нии ус-ло-ви-ем, а вся-кое ус-ло-вие в дру-гом от-но-ше-нии мо-жет быть при-чи-ной.

14. Классифікація причин злочинності за рівнем, змістом, механізмом дії.

Мно-го-об-ра-зие при-чин и ус-ло-вий пре-ступ-но-сти, их клас-си-фи-ка-ция:

-по уров-ню дей-ст-вия (1. При-чи-ны и ус-ло-вия пре-ступ-но-сти в це-лом, раз-лич-ных групп и от-дель-ных ви-дов пре-сту-п-ле-ний; 2. на уров-не все-го об-ще-ст-ва, от-дель-ных его со-ци-аль-ных групп и на уров-не от-дель-но-го ин-ди-ви-да);

- по со-дер-жа-нию ( по-ли-ти-че-ские, эко-но-ми-че-ские, идео-ло-ги-че-ские, со-ци-аль-но-пси-хо-ло-ги-че-ские, ор-га-ни-за-ци-он-но-управ-лен-че-ские);

На-до под-черк-нуть, что все де-тер-ми-нан-ты пре-ступ-но-сти про-яв-ля-ют се-бя в по-доб-ном ка-че-ст-ве че-рез пси-хо-ло-гию, соз-на-ние лю-дей, фор-ми-руя или под-дер-жи-вая, ожив-ляя или уси-ли-вая ан-ти-со-ци-аль-ные взгля-ды, стрем-ле-ния, по-бу-ж-де-ния. По-это-му в ко-неч-ном ито-ге пре-ступ-ность все-гда свя-за-на с со-ци-аль-но-пси-хо-ло-ги-че-ски-ми де-тер-ми-нан-та-ми.

Со-ци-аль-но-пси-хо-ло-ги-че-ские яв-ле-ния - взгля-ды, тра-ди-ции, при-выч-ки - час-то на-зы-ва-ют субъ-ек-тив-ны-ми де-тер-ми-нан-та-ми пре-ступ-но-сти, а все, что на-хо-дит-ся вне ин-ди-ви-да и влия-ет на его пси-хо-ло-гию - объ-ек-тив-ны-ми ее де-тер-ми-нан-та-ми. Это кри-ми-но-ло-ги-че-ская клас-си-фи-ка-ция.

- объ-ек-тив-ные и субъ-ек-тив-ные при-чи-ны;

Объ-ек-тив-ны-ми яв-ля-ют-ся при-чи-ны и ус-ло-вия, су-ще-ст-вую-щие не-за-ви-си-мо от во-ли и соз-на-ния лю-дей (ис-то-ри-че-ски обу-слов-лен-ный уро-вень раз-ви-тия об-ще-ст-ва, эко-но-ми-ки; сти-хий-ные бед-ст-вия и иные яв-ле-ния при-ро-ды и пр.)

Субъ-ек-тив-ны-ми при-чи-на-ми и ус-ло-вия-ми пре-ступ-но-сти счи-та-ют-ся те ее де-тер-ми-нан-ты, ко-то-рые за-ви-сят от дея-тель-но-сти лю-дей, яв-ля-ют-ся, как пра-ви-ло, ре-зуль-та-том недостатков этой дея-тель-но-сти, оши-бок и упу-ще-ний (пла-ни-ро-ва-нии, куль-тур-но-вос-пи-та-тель-ной ра-бо-те и пр.)

- по на-прав-лен-но-сти, ме-ха-низ-му дей-ст-вия (клас-си-фи-ка-ция ус-ло-вий на фор-ми-рую-щие и спо-соб-ст-вую-щие);

При-чи-ны и ус-ло-вия пре-ступ-но-сти мож-но раз-ли-чать и по на-прав-лен-но-сти, ме-ха-низ-му их дей-ст-вия.

Од-ни из них де-тер-ми-ни-ру-ют не-бла-го-при-ят-ное нрав-ст-вен-ное фор-ми-ро-ва-ние лич-но-сти (не-дос-тат-ки се-мей-но-го, школь-но-го, ар-мей-ско-го вос-пи-та-ния, от-ри-ца-тель-ное влия-ние ок-ру-же-ния и пр.)

Дру-гие свя-за-ны с внеш-ни-ми по от-но-ше-нию к ин-ди-ви-ду ус-ло-вия-ми и си-туа-ция-ми, способствующими, об-лег-чаю-щи-ми или да-же про-во-ци-рую-щи-ми про-яв-ле-ние ан-ти-со-ци-аль-ных взгля-дов и по-бу-ж-де-ний в кон-крет-ном пре-ступ-ном по-ся-га-тель-ст-ве (пло-хая ох-ра-на ору-жия и тех-ни-ки, зло-упот-реб-ле-ние ал-ко-го-лем и пр.)

Пер-вая груп-па де-тер-ми-нант боль-ше свя-за-на с при-чи-на-ми пре-ступ-но-сти, вто-рая - яв-ля-ет-ся пре-иму-ще-ст-ву ус-ло-вия-ми со-вер-ше-ния пре-сту-п-ле-ний.

В свою оче-редь ус-ло-вия клас-си-фи-ци-ру-ют на:

- фор-ми-рую-щие (свя-за-ны с про-ти-во-ре-чия-ми в об-ще-ст-ве) и

- спо-соб-ст-вую-щие (не-дос-тат-ки в сис-те-ме про-фи-лак-ти-ки и от-сут-ст-вии ор-га-ни-за-ции и управ-ле-ния).

по вре-мен-ной и про-стран-ст-вен-ной рас-про-стра-нен-но-сти (по-сто-ян-ные и вре-мен-ные, на ка-кой тер-ри-то-рии).

- при-чи-ны и ус-ло-вия, дей-ст-вую-щие от-но-си-тель-но по-сто-ян-но и вре-мен-но (в свя-зи с ра-зо-вы-ми об-стоя-тель-ст-ва-ми или со-бы-тия-ми);

- на всей тер-ри-то-рии го-су-дар-ст-ва, от-дель-ных его ре-гио-нах и спе-ци-фи-че-ских зо-нах (рес-пуб-ли-ки, пор-то-вые го-ро-да, ку-рорт-ные зо-ны, при-ле-гаю-щие к го-су-дар-ст-вен-ной гра-ни-це и пр.), а так-же имею-щие ме-ст-ный, ло-каль-ный ха-рак-тер.

Клас-си-фи-ка-ция при-чин и ус-ло-вий пре-ступ-но-сти тре-бу-ет уров-не-во-го под-хо-да к ним или, как он на-зы-ва-ет-ся в Ва-шем учеб-ни-ке, “по уров-ню дей-ст-вия (су-бор-ди-на-ции). С этой точ-ки зре-ния сле-ду-ет раз-ли-чать не-сколь-ко ви-дов это-го под-хо-да. Пер-вый из них:

- при-чи-ны и ус-ло-вия пре-ступ-но-сти в це-лом как оп-ре-де-лен-но-го со-ци-аль-но-го яв-ле-ния, су-ще-ст-вую-ще-го в кон-крет-ных со-ци-аль-ных ус-ло-ви-ях и про-яв-ляю-ще-го-ся в со-во-куп-но-сти об-ще-ст-вен-но-опас-ных дея-ний - пре-сту-п-ле-ний;

- при-чи-ны и ус-ло-вия раз-лич-ных групп (ви-дов, ка-те-го-рий) пре-сту-п-ле-ний, об-ра-зую-щих струк-тур-ные под-раз-де-ле-ния пре-ступ-но-сти (умыш-лен-ные и не-ос-то-рож-ные, на-силь-ст-вен-ные и ко-ры-ст-ные и пр.);

- при-чи-ны и ус-ло-вия от-дель-ных ви-дов пре-сту-п-ле-ний - убийств, ху-ли-ган-ст-ва, во-ин-ских и пр.

Дру-гой вид уров-не-во-го под-хо-да пред-по-ла-га-ет вы-яв-ле-ние при-чин и ус-ло-вий пре-ступ-но-сти (в це-лом и от-дель-ных струк-тур-ных ее под-раз-де-ле-ний) на уров-не все-го об-ще-ст-ва (макро уровень), от-дель-ных его со-ци-аль-ных групп и сфер об-ще-ст-вен-ной жиз-ни и на уров-не от-дель-но-го ин-ди-ви-да.

15. Раціоналістична концепція причин злочинності.

Закон о всеобщей, универсальной связи объектов и явлений реальной действительности находит свое выраже-ние в идее (законе) причинности, сущность которой за-ключается в том, что одно явление при определенных условиях порождает другое явление: при этом первое явле-ние выступает как причина; второе -- как следствие. Цепь таких причинно-следственных комплексов объективно не-
обходима и универсальна. Это результат того, что в мире существует «связь всего со всем», что в нем наглядно про-сматривается «цепь причин».

16. Антропологічна концепція причин злочинності.

При анализе законов общественного развития всегда необходимо исходить из принципа историзма, который позволяет учитывать исторические условия жизнедеятельности данного общества. Он способствует установлению конкретных исторических состояний изучаемого объекта, явлениям. Их анализ только лишь с точки зрения настоя-щего времени ограничен и даже может быть ошибочным.
В этой связи важно знать, как интересующее нас явление возникло, какие основные стадии проходило в своем развитии и уже на основании этого судить, чем оно стало теперь и может стать в будущем. Безусловно, современность не может быть правильно понята вне связи с прежними стадиями исторического процесса.

17. Концепція соціальної детермінації злочинної поведінки.

Идея (закон) причинности распространяется как на природные явления, так и на явления общественные. При-менение и конкретизация этой идеи (закона) для объясне-ния происходящих в обществе явлений и процессов состав-ляет суть категории социального детерминизма, ядром
которого является признание закономерного характера общественного развития. Категория социального детерми-низма позволяет с наибольшей адекватностью вскрывать сложное своеобразие причинных связей между различными
сторонами общественной жизни.

Следует, однако, отметить ряд специфических особен-ностей проявления причинности в социальной среде. Здесь связь между явлениями лишена характера абсолютной не-избежности, поэтому причинность применительно к обществу носит не жесткую (линейную) зависимость, а вероят-ностный характер. Это значит, что в результате определен-ного явления конкретное следствие может наступить, а может и не наступить. Социальные явления порождаются обычно не одним явлением совокупностью явлений и процессов социального свойства.

18. Кримінологічна характеристика особи злочинця. Підстави, що потребують її вивчення.

Сре-ди наи-бо-лее слож-ных, спор-ных и наи-ме-нее раз-ра-бо-тан-ных кри-ми-но-ло-ги-че-ских про-блем яв-ля-ет-ся во-прос о лич-но-сти пре-ступ-ни-ка.

“лич-ность пре-ступ-ни-ка” мож-но пред-ста-вить, как “со-во-куп-ность свойств, при-су-щих, со-вер-шаю-ще-му или со-вер-шив-ше-му пре-сту-п-ле-ние, че-ло-ве-ку, со-став-ляю-щих его ин-ди-ви-ду-аль-ность”.

лич-ность пре-ступ-ни-ка в кри-ми-но-ло-гии изу-ча-ет-ся на трех уров-нях:

- ин-ди-ви-ду-аль-ном;

- груп-по-вом, и;

- об-щем.

Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от не преступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений.

19. Соціально-демографічні ознаки особи.

Социально-демографические признаки включают в себя сведения о поле, возрасте, уровне образования, роде заня-тий, стаже работы, семейном положении, местожительства, принадлежности к определенной социальной группе и дру-гие данные о социальном статусе лиц, совершающих пре-ступления. Перечисленные признаки сами по себе не явля-ются криминогенными; они, взятые в отдельности, не ха-рактеризуют конкретное лицо как преступника. Между тем взятые в большой совокупности на уровне преступности в целом либо на уровне отдельного вида преступлений и под-вергнутые статистической обработке в сопоставлении с данными официальной демографической статистики, со-держат ценную криминологическую информацию о лич-ности преступников. При таком сопоставлении мы устанав-ливаем связи личности преступника с типичными харак-теристиками всего общества.

Сопоставляя, например, долю мужского и женского на-селения, втянутого в орбиту преступности, исследователи приходят к выводу, что соотношение между женской и мужской преступностью составляет в среднем 1:8. В по-следнее время отмечается тенденция роста женской пре-ступности.

Соотношение различных возрастных групп в массе пре-ступности показывает, что наибольшей криминальной ак-тивностью обладают лица в возрасте 25-29 лет, затем идут 18-24-летние, далее следуют 14-17-летние, и, наконец, 30--40-летние. Подавляющее число преступлений соверша-ют, таким образом, люди молодого возраста. Касаясь обра-зования лиц, совершивших преступления, в сопоставлении со сводными данными об образованности членов общества в целом, мы убеждаемся, что уровень их образования зна-чительно ниже, чем у законопослушных граждан.

Самое низкое образование у лиц, совершающих насиль-ственные и корыстно-насильственные преступления (гра-бежи и разбои), кражи имущества граждан, хулиганство.

В целом, распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже чем среди холостяков и разведен-ных. В большинстве случаев, как показывают наблюдения, семья стимулирует положительное поведение. Анализ пре-ступности за последние годы свидетельствует о повышении количества преступников за счет лиц без определенных занятий, безработных и мигрантов.

Из приведенных примеров видно, что социально-демо-графические признаки дают существенную информацию о личности преступников, которая может быть использована как в научных, так и прикладных целях, в частности, при разработке и реализации мер профилактики.

20. Кримінально-правові ознаки особи.

Личность преступника также может быть расчленена на ряд элементов с учетом значительного количества ее раз-личных признаков, свойств, черт, особенностей.

Социально-демографические признаки включают в себя сведения о поле, возрасте, уровне образования, роде заня-тий, стаже работы, семейном положении, местожительства, принадлежности к определенной социальной группе и дру-гие данные о социальном статусе лиц, совершающих пре-ступления. Перечисленные признаки сами по себе не явля-ются криминогенными; они, взятые в отдельности, не ха-рактеризуют конкретное лицо как преступника.

Самое низкое образование у лиц, совершающих насиль-ственные и корыстно-насильственные преступления (гра-бежи и разбои), кражи имущества граждан, хулиганство.

В целом, распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже чем среди холостяков и разведен-ных.

Из приведенных примеров видно, что социально-демо-графические признаки дают существенную информацию о личности преступников, которая может быть использована как в научных, так и прикладных целях, в частности, при разработке и реализации мер профилактики.

Личностно-ролевые свойства выявляются, изучаются и оцениваются при «ролевом подходе» понимания личности преступника, исходные положения которого заключаются в следующем: поведение человека зависит от социальных позиций, занимаемым им в обществе, это во-первых, и, во-вторых, от понимания и выполнения им своих ролевых обязанностей и функций, которые вытекают из данных со-циальных позиций. Человек в обществе занимает ряд по-зиций и исполняет (по крайней мере, обязан исполнять) различные «роли».

Социальная позиция -- это своеобразный узел отноше-ний в социальной системе. Индивид одновременно занимает множество социальных позиций. В семье, к примеру, он отец (мать), брат (сестра), сын (дочь); на производстве ру-ководитель, квалифицированный или подсобный работник; в общественной жизни -- активный член определенного объединения (формирования) либо уклоняется от всех форм социально-полезного общения и т.д. Имеет существенное значение при этом то обстоятельство, как человек относит-ся к выбору своей жизненной позиции: проявляет при этом активность либо пассивно занимает уготовленное ему по-ложение, обусловленное средой его обитания с присущим ей издавна сложившимся укладом.

Социально-психологические особенности. Любая соци-альная реакция человека, весь строй его жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались на базе его психических состояний и процессов в ходе собствен-ного социального опыта: от направленности его личности, мотивационной сферы, от потребностей и стремлений, установок и интересов, то есть от системы его отношений к действительности.

Определяет целостную структуру личности прежде все-го ее направленность, в основе которой лежит возникающая в процессе жизни доминирующая система мотивов, под-чиняющая себе все остальные мотивы и выступающая ядром мотивации его поведения. Мотивационная сфера является «центром» внутренней структуры личности, ин-тегрирующим ее активность.

Потребность отражается в сознании человека как мотив его возможного поведения. Потребности и связанные с ними стремления имеют большей частью социальный характер. Решающая роль в их возникновении принадлежит соци-альной среде. Они источники человеческой активности.

21. Морально-психологічні ознаки особи.

Социально-психологические особенности. Любая соци-альная реакция человека, весь строй его жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались на базе его психических состояний и процессов в ходе собствен-ного социального опыта: от направленности его личности, мотивационной сферы, от потребностей и стремлений, установок и интересов, то есть от системы его отношений к действительности.

Определяет целостную структуру личности прежде все-го ее направленность, в основе которой лежит возникающая в процессе жизни доминирующая система мотивов, под-чиняющая себе все остальные мотивы и выступающая ядром мотивации его поведения. Мотивационная сфера является «центром» внутренней структуры личности, ин-тегрирующим ее активность.

Потребность отражается в сознании человека как мотив его возможного поведения. Потребности и связанные с ними стремления имеют большей частью социальный характер. Решающая роль в их возникновении принадлежит соци-альной среде. Они источники человеческой активности.

Непосредственным толчком действий людей, направлен-ных на удовлетворение потребностей и стремлений, явля-ется интерес. Осознания потребности выступают в форме интересов, последние же решающим образом воздействуют на возникновение и формирование новых потребностей.

Главное, центральное звено в психологической структуре человека занимает его личностная установка, которая ха-рактеризует не какие-то отдельные качества личности, а всю личность в целом. Руководствуясь ею, он оценивает конкрет-ные жизненные обстоятельства и делает выбор линии пове-дения, отдавая предпочтение тем или иным влечениям.

Все перечисленные социально-психологические компо-ненты человека применительно к лицам, совершившим общественно опасные деяния, имеют свои особенности. На-правленность их личности -- антисоциальна; мотивация их поведения -- анархична, эгоистична, цинична, корыстно-стяжательская. Их потребности социально неоправданны, и личностно-необоснованные, отличаются «бедностью», носят извращенный характер; способы их удовлетворения -- общественно порицаемые. Вообще их личностные установки и интересы не совпадают с интересами и целями общества и подавляющего большинства его членов. Некоторым из них свойственно психологическое отчуждение, выражающееся в отсутствии эмоциональных контактов с людьми и в специ-фическом восприятии окружающего мира как чуждого и враждебного им.

Названные социально-психологические особенности в структуре личности преступника свидетельствуют обычно о его постоянной внутренней готовности к преступному по-ведению.

Жизнь людей в обществе регулируется не только права-ми, но и нравственными принципами. Нравственность, как исторически сложившаяся система, включает в себя мно-жество, как правило, неписанных социальных норм. Исходными категориями нравственности являются добро, зло, совесть, достоинство личности, нравственный долг.

Добро представляет собой нравственное выражение того, что способствует интересам общества и счастью людей. Злая воля, злоба, вражда, ненависть, презрение к обществу, человеконенавистничество -- все это именуется злом. Со-весть являет собой способность личности осуществлять моральный самоконтроль, испытывать чувство личной от-ветственности за свои действия. Она есть не что иное, как внутренний суд над своими собственными чувствами, же-ланиями, помыслами и поступками; говоря другими сло-вами, суд над самим собой.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.