РУБРИКИ

Национал экстремизм как одно из проявлений социальной болезни общества

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Национал экстремизм как одно из проявлений социальной болезни общества

Скинхеды в России - продукт не национальных, а социальных изменений. Это особенно хорошо видно из того факта, что банды скинхедов возникли именно в крупных и наиболее развитых городах - там, где сосредоточены основные богатства и где особенно заметно возникшее за последние годы в России социальное расслоение. Подростки из бедных семей, глядя на внезапно разбогатевших чиновников и уголовников - “новых русских”, - завидовали им и ненавидели их, но трогать боялись.

В те же последние 10 лет в России наблюдался процесс, который нельзя назвать иначе, как реабилитация фашизма. И этой реабилитацией занимались как раз те, кто сегодня громче всех кричит о “фашистской опасности”, - либералы, либеральные СМИ. Они так увлеченно боролись с “красной опасностью”, что не заметили, как сами, собственными руками, создали моду на фашизм.

В одежде наши скины подражают своим западным единомышленникам. Особенностью российских скинов является любовь к флагу рабовладельческой Конфедерации, нашиваемому обычно на рукав или (если нашивка большая) на спину куртки-“бомбера”. В ходу также (хотя и менее распространены) нашивки в виде свастики, кельтского креста, портрета Гитлера, числа 88 (то есть “Heil Hitler!”) или букв WP (“White Power”). Наши скины - приверженцы музыкального стиля ой!, так же как и западные наци-скины (западные “ред-скинз” в основном слушают панк, пост-панк, грэндж, трэш, рэггей, ска, а то и арт-рок, джаз-рок и симфо-рок, вплоть до “Пинк Флойд” и “Генри Коу”). Больше всего музыкальных скин-групп в Москве тексты песен которых, как правило довольно примитивны и при этом почти каждая легко подпадает под ст. 282 УК (“возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды”), но никто никогда не пытался привлечь к ответственности ни одну музыкальную скин-группу. ”.

Большинство скинов объединено в маленькие банды по месту жительства или учебы (процентов на 80 скины - это старшеклассники, учащиеся ПТУ или безработные), которые, строго говоря, не являются политическими организациями. Но в Москве существуют две политизированные жестко иерархизированные скинхедские организации: “Скинлегион” и “Blood & Honor' - Русский филиал” (человек по 100-150 в каждой). Члены обеих группировок систематически распространяют слухи, будто в их организациях состоит по несколько сот человек. Большинство “неорганизованных” скинов этому верит - и завидует “легионерам” и “хонорам” и уважает их. В 1998 г. около сотни скинов из групп “Белые бульдоги” и “Лефортовский фронт” создали третье крупное скин-объединение в Москве - “Объединенные бригады 88”. “Объединенные бригады 88” сразу развили бурную активность на информационном фронте. Именно они издают журнал “Белое сопротивление”. Они также создали в Интернете сайт “Русские бритологовые”. В Петербурге около 150 скинов входят в организацию “Русский кулак”, в Нижнем Новгороде - свыше 150 скинов объединены в группировку “Север”, в Ярославле свыше 80 скинов входят в организацию “White Bears”. Существуют и мелкие, но хорошо дисциплинированные и структурированные скин-группы - например, “Русская цель” в Москве (численностью не более 25 человек). Есть даже группа наци-скин-феминисток “Русские девушки”.

Впрочем, успехи организованных неофашистов в скинхедской среде не стоит преувеличивать. Расистами скинхеды были изначально. Любимым видом времяпрепровождения у них было и осталось напиться пива (или водки) и пойти охотиться на улицах или в метро на какого-нибудь темнокожего студента. Дисциплина им претит. Многие скины, вступающие в ультраправые организации, вскоре их покидают: после пьяного разгула им трудно заставить себя ходить на партсобрания, зубрить фашистских “классиков”, терпеливо торговать газетами и т.п. Но все же изменения происходят. Если раньше скины избивали африканцев и азиатов “абстрактно” - за цвет кожи и за то, что те “заражают нас СПИДом” и “торгуют наркотиками”, то теперь любой рядовой скин готов прочесть вам малограмотную, но горячую мини-лекцию об “угнетенной жидами русской нации”, “мировом сионистском заговоре” и “грядущем возрождении Великой России”..

В России наци-скины чувствуют себя уверенно и безнаказанно. В Москве милиция и власти явно им сочувствуют. И власти, и особенно пресса долгое время старались вообще не замечать скинхедского террора. Политка замалчивания (и скрытого поощрения) по отношению к скинам привела бритоголовых к мысли о безнаказанности. Когда в апреле 1998 г. скины разослали по редакциям московских газет факсы, в которых сообщали, что в ознаменование очередной годовщины со дня рождения Гитлера они будут “каждый день убивать по негру”, большинство газет никак на это предупреждение не прореагировало, а те, что откликнулись - например, “Независимая газета”, - восприняли их как нечто экзотическое, но несерьезное. На самом деле в апреле-мае 1998 г. в Москве впервые в истории российского скин-сообщества была проведена скоординированная кампания единых действий, которая и вызвала, как я уже писал, международный скандал. Но в отечественных СМИ никто даже не попытался оценить размеры этой кампании - а между тем, по подсчетам Ассоциации иностранных студентов, только в отношении темнокожих студентов в течение месяца после 20 апреля совершалось в среднем по 4 акта насилия в день. Один негр был убит, и труп его был сброшен в канализационный люк в районе Даниловского рынка. Милиция не захотела связывать этот случай со скинхедским “месячником”.

Да и пресловутый С. Токмаков был задержан только потому, что сам дал интервью съемочной группе TV, прибывшей на место происшествия. В интервью Токмаков рассказал о своих расистских взглядах и говорил, что негры - это “зло”. Даже располагая этой записью, милиция “искала” Токмакова целых 2 дня и долго затем пыталась отрицать расистский характер инцидента. “Дело Токмакова” тоже способствовало тому, что скинхеды утвердились в своей “правоте” и безнаказанности.

Токмакова поддержала вся скин-тусовка, выпустившая кучу листовок, в которых вся вина перекладывалась на Джефферсона и тот обвинялся в “распространении наркотиков” и “приставании к русским юношам с предложениями сексуального характера”. Токмакова поддержала и вся праворадикальная пресса (вплоть до газеты “ЛДПР”, где была напечатана статья с выразительным заголовком “Хватит лизать зад джефферсонам!”) - и читатели этой прессы узнали, что Токмаков, оказывается - замечательный русский поэт (по версии газеты “ЛДПР” - скрипач), сотрудник издательства “Русский писатель” (Токмаков работал там охранником) и виноват лишь в том, что … защищал честь русской девушки, к которой приставал американец.

Джефферсон был вынужден покинуть Россию. Суд над С. Токмаковым длился невообразимо долго - с 9 сентября 1998 г. по 27 сентября 1999 г. - и закончился тем, что Токмакова освободили из-под стражи прямо в зале суда. Токмаков попал в региональный список избирательного объединения “Спас” во главе с “самим” Баркашовым (список, как известно, усилиями Минюста со скандалом был снят с регистрации).

Разумеется, все это кончилось тем, чем и должно было кончиться: скины перешли от нападений на “черных” к нападениям и на “белых”. Весной 1998 г. в Москве до десятка скинов явились в Музей Маяковского на открытую лекцию, проводившуюся троцкистской группой “Комитет за Рабочий Интернационал” и выкрикнули от входа: “Кто здесь еврей - выходи!”. В ответ им крикнули: “Мы здесь все евреи!” - и зал встал как один человек. Прикинув соотношение сил (в зале было человек 60), скинхеды ретировались. Летом 1998 г. скины избили в метро московского школьника Илью Будрайтскиса только за то, что на нем была модная майка, которая воспроизводила обложку диска рок-группы “Rage Against the Machine” с портретом Че Гевары. “Ах ты, гад! - кричали скинхеды. - Че Гевару носишь, коммуниста этого проклятого! “Rage Against the Machine” - это тоже коммунисты, у них там негр играет!”

Наци-скины в России день ото дня становятся наглее и агрессивнее. В ноябре 1998 г. в Архангельске судили группу наци-скинов, которые весной того же года создали организацию, поставившую своей целью насильственное изгнание из Архангельска всех “черных”. Группа имела свою форму, символику (повязки со свастикой) и флаг (черный, как у анархистов), члены группы приносили “клятву арийца”. В организацию входили подростки от 14 до 18 лет (18 лет было лидеру группы). Всего за две недели группа совершила свыше десятка вооруженных нападений на “кавказцев” (одной из жертв было нанесено 17 колото-резаных ран). Лидеры кавказских общин Архангельска пришли к местному милицейскому начальству и предупредили, что если дело так пойдет дальше, то они могут не удержать своих земляков от массовых беспорядков, - после чего в архангельских правоохранительных органах, естественно, “всех поснимают”. Милицейскому начальству аргумент “всех поснимают” показался очень убедительным - и всю группу с черным флагом быстро выявили и арестовали. На суде, впрочем, все, кроме лидера, отделались условными сроками (лидеру группы Зыкову дали 7 лет заключения). Интересно, что факт создания расистской организации суду “доказать не удалось”.

В Москве в предварительном заключении содержится еще одна группа скинхедов - так называемые чистильщики. Группа проводила “зачистку” Москвы от “осквернявших облик столицы” бомжей. Бомжей наци-скины не долго думая и не разбирая национальности убивали. Сколько человек ими убито - неизвестно, поскольку смерть бомжа обычно остается нерасследованной. Пока что следствие предъявило этой группе подростков-скинхедов (в возрасте от 16 до 19 лет) обвинение в 3 убийствах и 1 покушении на убийство.
События у нас в стране развиваются точно так же, как они развивались в Чехии и Польше. Там тоже наци-скины сначала били “черных” (цыган), затем принялись бить анархистов, а теперь бьют вообще любого, кто выразит возмущение их “деятельностью”. Но в Чехии наци-скинам противостоят местные анархисты, которые, в отличие от наших, “крутые” и на расправу скоры (один чешский анархист, на которого полтора года назад напали в кабачке скины, попросту вынул пистолет и подстрелил двух скинхедов, после чего, естественно, загремел в тюрьму). А в Польше наци-скинам противостоят “ред-скинз”.

В России же “ред-скинз” практически нет. Небольшие группы “ред-скинз” появились недавно лишь в Белгороде и Воронеже. Созданная в 1997 г. усилиями краснодарских анархистов группа “ред-скинз” успешно била местных наци-скинов, но к осени 1998 г. по причине “головокружения от успехов” развалилась. Других примеров нет.

А власти с наци-скинами не борются. Нет и антискинхедской пропаганды. Правительственное телевидение клеймило в последние годы шахтеров, американцев, коммунистов, ваххабитов - кого угодно, только не фашиствующих бритоголовых. А в российских школах, откуда воспитательная работа изгнана Минобразом как “наследие коммунистического тоталитаризма”, скины медленно, но верно превращаются в живую легенду и местных героев. Впечатление такое, что власть сознательно фашизирует подростков.

Геноцид да и только.

Полковник Михаил Кирилин из Центра по связям с общественностью ФСБ и Владимир Вершков из пресс-службы ГУВД в один голос заявили корреспонденту газеты “Москоу таймс”, что их службы не рассматривают скинов как что-то опасное111 См.: The Moscow Times, 23.03.1998.

1. Даже тогда, когда власти оказываются вынуждены реагировать на скинхедский террор, а либеральная пресса - освещать инциденты, откровенно расистское насилие наци-скинов удивительным образом превращается в “рядовое хулиганство”, а сами скины в “пьяных ПТУшников”. Скажем, 17 октября 1998 г. группа бритологоловых зверски избила сына посла Республики Гвинея-Бисау. Избиение остановили прохожие, с их же помощью были задержаны два скина - 16 и 18 лет. Но милиция уверенно заявила, что избиение якобы не было связано с цветом кожи пострадавшего, а газета “Московский комсомолец” опубликовала 19 октября статью под красноречивым заголовком “Сына посла Гвинеи-Бисау побили не на расовой почве”. Или вот противоположный пример вынужденной заинтересованности Министра РФ по национальной политике Владимира Зорина по этническим вопросам:

"Я глубоко убежден, что так называемые скинхеды представляют главную опасность именно для русского народа, потому что они его дискредитируют фашистскими выходками", - заявил министр. По его мнению, Россия сильна тогда, когда люди различных этнических групп объединяются для решения государственных задач - "в этом наша историческая позиция". Это пафосное заявление было сделано после факта погрома на армянском кладбище в Краснодаре. Зорин напомнил, что армяне в Краснодарском крае живут исторически и составляют более 4% населения. Министр всем дал понять, что все-таки 4% населения это не мало и тут уж нельзя не посчитаться с фактом скинхедовского движения, а вот когда армянский или еврейский мальчик попадает в больницу из-за причинения ему тяжкого вреда для здоровья, вот тогда не то чтобы министры молчат, молчат следователи прокуратуры, а суды отказываются возбуждать уголовные дела по преступлениям совершенных по мотивам расовой и национальной ненависти. Такого рода примеров существует огромное множество.

Но наши политики и гос. служащие все-таки придерживаются официального мнения по этому вопросу и в СМИ говорят нам о хулиганских выходках пьяных подростков, а геноцид вообще не произносится в слух.

А правомерно ли вообще с юридической точки зрения квалифицировать данные деяния, как хулиганства? Попробуем разобраться.

"Длительное время в советской юридической литературе высказывались взгляды на хулиганство как на безмотивное и бесцельное преступление. Проф. А.А. Жижиленко писал, что хулиганские побуждения проявляются в том, что преступле-ние совершается ради забавы, из удальства, на пари и т.п. или же без всякого особого мотива, бесцельно, только для того, чтобы разрядить накопившуюся энергию. Безмотивность пре-ступления представляет собой типичный случай проявления психики хулигана". Представляется, что подобные утвержде-ния являются ошибочными, поскольку безмотивных деяний не существует, если только они не совершаются лицом, нахо-дившимся в состоянии такого душевного заболевания, кото-рое исключает возможность осуществления им сознатель-ных мотивированных поступков. В этом мы полностью согласны с проф. А.Я. Вышинским, указывавшим, что "мотив в каждом преступлении, если оно совершено не в состоянии невменяемости, должен быть и не может не быть".

Обычно под безмотивностью понимают совершение хули-ганства без всяких на то внешних поводов. В приговорах нередко, например, указывают, что подсудимый, будучи в нетрезвом со-стоянии, беспричинно пристал к незнакомому ему Н. и избил его, но отсутствие внешних поводов - это не безмотивмость, так как в основе действий хулигана лежит хулиганский мотив.

Понятие хулиганских побуждений раскрыто применительно к убийству в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 г. "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)" согласно которому деяние ими обусловленное, совершается "на почве явного неуважения к обществу и обще-принятым нормам морали, когда поведение виновного является открытым вызовом общественному порядку и обусловлено же-ланием противопоставить себя окружающим, продемонстриро-вать пренебрежительное к ним отношение". Данное определе-ние в полной мере подходит и к мотиву хулиганства.

В общем, аналогичное определение дается и в российс-ком уголовном праве. Под мотивом хулиганства понимаются определенные антиобщественные побуждения, неуважение к обществу, пренебрежительное отношение к установленному в обществе порядку и т.д. Например. В.Т. Калмыков считал, что "хулиганство - преступление многомотивное. Его мотива-ми являются: стремление показать свою "силу", "ловкость", "превосходство" над другими гражданами, поиздеваться над потерпевшим, про-явить бесчинство, бахвальство, жестокость и т.д. Согласив-шись с тем, что все эти побуждения входят в хулиганский мотив, следует считать, что имеет место единый мотив - хулиганский. Все вышеперечисленное лишь образует его слож-ный составной характер. При этом законодатель, употребляя термин "хулиганские побуждения", фактически отождествляет его с хулиганским мотивом (п. "и" ст.105, п. "д" ч. 2 ст. 111, п. "д"ч.2ст.112УК).

Однако некоторые исследователи считают, что хулиганство может иметь в качестве мотивов личную месть, ревность и др. Представляется, что данный подход является неверным. Как правильно указывает Б.С. Волков, "мотивы личного порядка, если даже они имели какое-то значение в возникновении решимости совершить хулиганские действия, не могут рассматриваться как основные мотивы этого пре-ступления, поскольку они обусловлены иными, не совместимыми с хулиганскими побуждениями, целями". При совершении хулиганства личные мотивы носят второстепенный характер, а явное неуважение к обществу, выраженное в грубом нарушении общественного порядка, является главным для квалификации этого состава.

Если хулиганские мотивы являются преобладающими, то преступление должно относиться к хулиганству. Однако если оскорбление, побои и другие подобные действия совершены на почве личных взаимоотношений и при этом у винов-ного не было цели проявить неуважение к обществу, а содеянное им фактически не сопровождалось грубым нарушением общественного порядка и явным неуважением к обществу, то ответственность должна наступать за преступление против личности, а не за хулиганство.

Изучение судебной практики дел о применении ст. 213 УК РФ свидетельствует, что хулиганские действия нередко совершаются неожиданно для потерпевших и для окружаю-щих лиц, при этом для расправы с потерпевшими хулиганы используют незначительные поводы либо эти поводы приду-мываются самими хулиганами. Хулиган избил потерпевшего за то, что он не дал закурить; хулиган учинил дебош в магази-не и оскорблял нецензурными словами продавщицу за то, что она не отпустила ему водки в кредит; хулиган избил по-терпевшего за то, что тот был в шляпе и т.д. В этих случаях хулиганский мотив не имеет причины, которая бы существен-но затрагивала интересы виновного. Как указывает Б.С.Волков. "в каждом конкретном случае квалификации хулиганства задача сводится к тому, чтобы установить, с каким обстоятельствами связывает виновный свое поведение и в соответствии с этим определить характер мотива и квалификацию совершенного преступления". Пленум Верховного Суда РФ разъясняет, что, отсутствие видимого повода или с использованием незначительного повода является одним из факторов характеризующих хулиганский мотив.

К другим факторам можно отнести поведение потерпевшего, не явились ли действия лица, обвиняемого а совершении хулиганства, ответом на провоцирующие действия самого потерпевшего. Верховный Суд РФ, разъясняя порядок применения п. и ч. 2 ст. 105 УК, указал, что "если зачинщиком ссоры или драки явился потерпевший, а равно в случае, когда поводом к конфликту послужило его противоправное поведение, виновный не может нести ответственность за убийство из хулиганских побуждений". Данное определение имеет боль-шое значение и для установления хулиганского мотива, отграничения хулиганства от преступлений против личности или здоровья, совершенных в процессе обоюдной ссоры или драки. Но если субъект сам, используя незначительный, несущественный повод в поведении потерпевшего, совершил действия, грубо нарушающие общественный порядок, выразившиеся в явном неуважении к обществу, то это свидетельствует о присутствии хулиганского мотива в его действиях и соответственно о наличии хулиганства.

Исследуя многообразие побуждений, составляющих ху-лиганский мотив, следует учитывать, что в какой бы форме не проявлялись хулиганские действия, в основе их лежит пренебрежение нарушителя к законам, нормам морали, обще-ственной нравственности, а также безразличное отношение к обществу а целом.112 См.:Уголовное право. 2001 №3 с. 14-15

2

Было бы смело заметить, что хулиганство ст.213 УК по объективным признакам состава преступления очень схоже с геноцидом ст.357 УК. Для более характерного выявления схожих признаков приведу наглядный пример из личной жизни моего однокурсника - еврея по национальности с явно выраженными антропологическими качествами этого этноса. Возвращаясь как то под вечер из академии домой, К.Б., выйдя из вагона метро, направился по направлению к эскалатору и тут неожиданно для него, без всяких на то поводов на него налетел огромный бритоголовый скин и сильным ударом руки по лицу сбил его с ног. Спустя некоторое время К.Б. лежал уже на операционном столе. Удар сильно разорвал слизистую оболочку рта и привел к сотрясению головного мозга. На первый взгляд очень много сходств с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью по хулиганским мотивам. Так же как и при хулиганстве характерно отсутствие видимого повода, так же личные мотивы при совершении противоправных действий скинхеда носят второстепенный характер, а явная ненависть или расовая вражда, выраженные в умышленных действиях, является главным для квалификации данного преступления по ст.357 УК. Однако если бы это правонарушение было совершено по вине самого потерпевшего либо на почве личных взаимоотношений, либо виновный не осознавал что совершает действия, образующие геноцид, и не желал этого, то ответственность должна была бы наступить не за геноцид против еврейского народа, а за преступление против личности. Но при всех видимых сходствах этих двух явлений существуют и явные отличие, основным из которых является цель того или другого преступления. В одном случае цель правонарушителей направлена на полное или частичное уничтожение национальной группы в другом на нарушение общественного порядка. Так что действия бритоголовых молодчиков, достигших 16 лет, желающих истребить всех “черных“ в Архангельске нужно квалифицировать по 357 ст. УК РФ, поскольку геноцид органически связан с фашизмом и расизмом, то было бы просто нелепо привлекать скинхеда, а точнее неонациста за причинение тяжкого вреда здоровью по п. “д”, “е” ч.2 ст.111 УК санкция за которую предусматривает от пяти до двенадцати лет, в отличие от ст. 357 УК по которой санкция - от двенадцати до двадцати лет либо смертная казнь или пожизненное лишение свободы.

Устранение духовно-нравственной пустоты или меры воздействия на современную молодежь.

“Среди нас живут тысячи гиммлеров…Но когда силы разрушения и ненависти грозят поглотить все общество, такие люди становятся особо опасными. Ведь они всегда готовы быть для правительства орудием ужаса, пыток и убийств”.

Э.Фромм.

Для того чтобы понять и правильно определить характер мер направленных на “излечение” общества от проявлений экстремизма нужно разобраться в причинах и факторах образующих благоприятную среду для этого феномена современного мира.

Как и многое другое в России любое явление, берущее свои истоки на западе, приобретает особую искаженную и грубую форму при попытке адоптации в постсоветских условиях.

Так например известны две основные формы правления: монархия и республика, в свою очередь каждая из них может быть либо реальной, либо номинальной. В соответствии с современной либертарной теорией права и государства республики делятся на Президентские, Парламентские и Смешенные. При этом российская форма правления не подпадает ни под одну из них, а имеет свою особую гипертрофированную модель разделения властей, при которой система функционирования государственного аппарата искусственно усложнена, а функции управления страной, находятся в руках лишь определенной “элиты”.

Так и скинхедовское движение в России прибрело свои специфические очертания. В одном из номеров газеты Известия была опубликована переписка наших скинов с немецкими. Из-за отсутствия подлинного материала попытаюсь передать основную идею переписи. В длинном и пафосном приветствии, наши скины восхваляли великую белую расу на что немцы им лаконично ответили: “Действительно белая раса самая великая и могучая, но не забывайте, что вы славянские народы, не имеющие никакого отношения к великой арийской нации, а ваше место в истории воцарения сверхчеловека не больше чем место кухарки за праздничном столом глав Третьего Рейха”. По сути дела любой русский неонацист похож на безграмотного чернорабочего, выполняющие всю грязную работу за педантичного немца, при этом считая, что он является ключевой фигурой в очищении священного генофонда человечества. Словосочетание русский нацист, по своей сути, ну если не схоже, то по крайней мере, близко к словосочетанию еврейский нацист, что само по себе нонсенс. Именно такого рода близорукость свойственна нашему скинхедовскому движению. Таким образом я разделил всех “наших” скинов на два вида: истинные скины, которые в свою очередь делятся на два вида и квазискины (см. схему).

Skinheads

Истинные Квазискины

Расисты Антирасисты Dullheads

(“Объединенные бригады 88” (RASH; SHARP (российские скины)

White Power и др.) и другие Redskins)

Истинные скины - продукт запада - высокоорганизованные группировки, придерживающиеся строгих идеологических взглядов. А вот dullheads ( от англ. dull - тупой) иначе тупоголовые в большей степени специфика именно российского общества. Они продукт тяжелых социальных потрясений, маргинальные элементы, балансирующие на грани законности и правопорядка, необразованные или малообразованные, учащиеся ПТУ. Одни из них сублимируют свою неудовлетворенность в клубах и на дискотеках, другие находят утешение в алкоголе и других наркотических средствах, а третьи, чтобы хоть как-нибудь отличится, сбривают на голове волосы и с криком “бей жидов спасай Россию!” бросаются на кавказцев, азиатов, негров. Для них нет разницы армянин ты или еврей (см. приложение) они бьют и тех и других, не понимая при этом, что первые принадлежат к арийской расе. Отказаться от своей идеологии им как раз плюнуть и я уверен, что предложи им в замен какую-нибудь другую форму безнаказанного проявления своей агрессии они немедля бы встали под чужие знамена.

Один мой знакомый некоторое время называвший себя скином (точнее бы сказать квазискином), как-то при встрече сказал мне: “Артур, я перестал быть скином теперь я - панк!”. На мой вопрос, что же явилось причиной такой резкой смены настроенья, он ответил: “Просто так, надоело”. Просто так?! Просто так взрослый человек, твердо убежденный в своей правоте и готовый доказать ее даже при помощи кулаков, одномоментно отказывается идти по следам своей веры - трудно представить, должна же быть причина?

Но ее нет, нет потому что и не было того, что заставляло бы этого человека зачитываться трудами Гильшера, Розенберга, Дугина, не было и желания заучивать трудно воспринимаемые цитаты из Mein Kampf и даже раздавать у переходов листовки с пропагандой расизма. А было лишь желание напившись (к стати истинные скины категорически не приемлют крепких спиртных напитков) и надев черные ботинки, армированные сталью или титановым сплавом, ходить по улицам и внушать страх прохожим, чувствуя всеми фибрами своего юношеского максимализма, свое превосходство над всеми остальными. И таких как он подавляющее большинство, и ужe не важно кто они на самом деле - скины, рокеры, панки, важно то что, именно они составляют тот субстрат, который мы называем современная молодежь. Сходная контркультура характеризует и про-тивоправное поведение футбольных фанатов. К числу наиболее типичных проявлений их про-тивоправного поведения относятся жестокие из-биения болельщиков противостоящей команды, хулиганские действия на стадионах, а после окон-чания соревнований -- групповые акты ванда-лизма. Как например недавние события в центре Москвы во время общественного просмотра матча Япония-Россия (1:0) футбольные болельщики, видимо неудовлетворенные исходом матча, устроили массовые погромы. Конечно, поведение спортивных фанатов, в отличие от членов криминальных группиро-вок, имеет существенно иную психологическую основу. Изначально она связана с потребностью канализировать эмоции, порожденные захваты-вающим спортивным зрелищем. Позднее спортив-ный фанатизм, питаемый агрессией, превраща-ет гладиаторские побоища в самоцель. Здесь сра-батывают психологические механизмы, которые предопределены сущностью и содержанием та-кого понятия, как толпа. Известно, что агрес-сивность человека, даже случайно оказавшего-ся в толпе, возрастает во много раз. Еще Фрейд отмечал, что когда человек попадает в толпу, то он по лестнице цивилизации опускается сра-зу на несколько ступенек вниз и постепенно приближается к варвару. И стало быть дело вовсе не в скинхедовском движении, поглощающем молодых людей, а в других социальных явлениях современного общества. А вопрос о торжестве фашистской идеологии в стране, победившей нацизм ценой сорока миллионов жизней, представляется мне абсолютно нелепым. Так что мнение Зорина о том, что скины представляют главную опасность для России, не совсем точно отражают реальные события в стране. Действительную опасность представляет собой вся совокупность криминогенных качеств подрастающей молодежи. Структура групповой преступности, особенно в младших возрастных группах, все более убедительна свидетельствует о нарастании жестокости и агрессивности противоправного поведения. Ведь, в самом деле, на долю молодежи приходится почти половина (45,5%) всех тяжких и особо тяжких преступлений в стране. Среда. В которой широкие слои подростков и молодежи страдают от социально-экономического отторжения, продуцирует, помимо всего прочего, перманентную нервозность, раздраженность и агрессивность. Динамика. Молодежной преступности, рост ее групповых проявлений, изменение в характере мотиваций и, наконец, растущие масштабы невиданной ранее агрессивности и жестокости - все это очевидное свидетельство ослабевшей силы “социальных якорей”, удерживающих молодежь от преступного поведения113 Российский следователь 2002 №1 с.33-35

3.

В чем же причина такой девиантности?

Определенный интерес для исследователя проблем деструктивного агрессивного поведения представляют и взгляды Альфреда Адлера, одного из создателей своеобразного направления в психоанализе так называемой индивидуальной психологии. Адлер обогатил психоанализ такими идеями, как "комплекс неполноценности", "компенсация и сверх-компенсация, "воля к власти".

Комплекс неполноценности - это психопатологичес-кий синдром и одновременно особая форма мироощуще-ния и поведения отдельных индивидов. Он заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполно-ценности как личности. Формируемое еще в раннем дет-стве "чувство неполноценности" вызывается естественным для каждого ребенка переживанием ощущения своей недостаточности. Последняя возникает из-за различных неблагоприятных внешних условий и оказывает исключи-тельное влияние на формирование и всю жизнедеятель-ность личности. Позднее это, чувство вытесняется в бессознательное. Парадоксальным является то обстоятельство, что комплекс неполноценности зачастую переходит в комп-лекс превосходства. Социальная неприспособленность, неуверенность в себе сменяется искаженным стремлением самоутвердиться любой ценой. Инстинкт превосходства, стремление воз-выситься над другими, подчинить их себе становится оп-ределяющей внутренней силой индивида, главным источ-ником его поведенческой мотивации. Чем глубже было ощущение неполноценности в прошлом, чем больше инди-вид был подавлен и унижен, тем сильнее его протест, его озлобленность против людей и всего общества.

Среди черт характера агрессивной природы Адлер отмечает тщеславие, ревность, зависть, жадность, ненависть, вспыльчивость, мстительность. Все эти аспекты человеческой психологии замешаны преимущественно на чувстве враждебности к окружающим. Они подчиняются одной стратегии: неукоснительно поддерживать чувство превосходства.

Истоки такой ошибочной компенсации ("псевдокомпен-сации") следует, по Адлеру, искать в детстве, в его небла-гоприятных условиях. И здесь следует прежде всего оста-новиться на криминологически важном феномене -"пренебрегаемый, или отвергаемый ребенок". В последние годы повышенный интерес к этой проблеме прояв-ляют видные отечественные криминологи (Ю.М.Антонян, Е.Г-.Самовичев и др.).

Суть проблемы состоит в том, что некоторые родители, в первую очередь матери, не уделяют своим детям того вни-мания и душевного тепла, в которых они так нуждаются. В связи с этим дети чувствуют себя отвергнутыми, нелюби-мыми, незащищенными, постоянно переживают чувства вины и страха.

Пренебрегаемый ребенок никогда не знал, что такое любовь, душевная близость. Люди были холодны к нему. Он думает, и не без оснований, что они всегда будут холодны, что доверять никому нельзя. Сам он не способен к любви и дружбе. Он думает, что эти чувства вообще не существуют. Психологическое отчуждение, таким образом, превра-щается в отчуждение социальное. На этой психологичес-кой основе возникает стойкая установка на деструктивное агрессивное поведение.

Как отмечает современный немецкий психоаналитик Петер Куттер, "предыстория делинквентного поведения ... драматична: делинквентных людей не любили в детстве. По меньшей мере, на них не обращали внимания, их воспитание "запускали", эти люди переживали экстремальное со-стояние "недостатка", дефицита общения и внимания со стороны взрослых. Трагическое последствие этого - острый дефицит в душевных структурах"114 Петер Куттер, "Предыстория делинквентного поведения” // Москва 2001.

4.

Положение усугубляется, если к этому, что бывает довольно часто, присоединяются дополнительные травматизации: с детьми жестоко обращаются, нередко приме-няя телесные наказания, или они воспитываются в усло-виях душевной жестокости и безразличия. Такая ситуация особенно характерна для условий жизни социальных "ни-зов", стиль воспитания в которых тесно связан с наказа-нием. Это не может не иметь существенного криминоген-ного значения. "Ребенок, выросший в подобной среде, продолжает П.Куттер, вряд ли научится чему-то другому, кроме как знанию о наказаниях или жестоком обращении. Подобный опыт "жертвы", пострадавшего, распространяется от него в дальнейшем на других людей. Происходит типичная "идентификация с агрессором" когда насильник проделывает со своими жертвами все то, что проделывали над ним самим в его детстве"115 Так например большинство опрошенных скинов испытывали в детстве насилия в отношении себя.

5 Большой интерес представляют также исследова-ния Данной проблемы сторонниками бихевиаристского направления и, в частности, разработанная в рамках этого направления теория "фрустрация-агрессия", основоположником которой по праву считается американский психолог Джон Доллард.

Фрустрационная теория исходит из постулата, что аг-рессивное поведение обусловлено особым состоянием пси-хики человека, возникающий вследствие непреодолимых препятствий на пути к осуществлению его планов и целей.

Фрустрация - конфликтное эмоциональное состоя-ние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, круше-нием планов, крахом надежд, переживанием крупной не-удачи. Она является непосредственной причиной агрес-сивного посягательства на источник фрустрации (фрустратора), а порой и на объекты, к возникновению фрустрации непричастные. В первом случае агрессия в отношении непосредственных источников фрустрации но-сит враждебный характер, враждебные мотивы рождают-ся на основе индивидуальных потребностей в безопасно-сти, самоуважении, самоутверждении и реализуются путем причинения жертве вреда или ее уничтожения. Во втором - психологическим механизмом агрессии высту-пает вызванное стремлением снять психическое напря-жение смещение насилия на людей, которые вообще не-причастны к возникновению фрустрации. Достаточно того, что они оказались рядом в то время, когда фрустрированный субъект находился в агрессивном состоянии.

Фрустрация особенно возрастает, когда цель близка, но продвижение к ней внезапно приостановлено. Еще более возрастает фрустрация, если препятствия к достижению цели возникают для индивида неожиданно или выглядят нелегитимными. Сила порождаемой фрустрацией стимуляции к агрессии прямо пропорциональна степени удовлетворения, которое фрустрированный индивид предвосхищал и не получил116 Российский следователь 2002 №1 с.103-105

6.

Так же огромное влияние на формирование современной молодежи сыграл и тот факт, что переход к рыночным отношениям своими глобальными проблемами заслонил воспитательно-идеологическую работу. Система правового всеобуча, созданная в 70-х -- начале 80-х годов с таким трудом и затратами, было раз-рушена. Однако возврат к положительному опыту неизбе-жен, так как стабилизация правовой жизни и успех рефор-мы в стране невозможны без признания значимости идеи правового просвещения. Так что уровень правосознания нового поколения оставляет желать лучшего (см. приложение).

Важно то, что правовое просвещение в нынешних условиях не может всецело опираться на старые рекомендации. Необходимы новые организационные формы обу-чения населения, и особенно несовершеннолетних, пра-ву; необходимо выделение актуальной для нашего време-ни правовой информации как предмета пропаганды; тре-буются исследования особенностей правосознания раз-личных слоев общества, новых видов и проявлений де-формаций правосознания, их связи с противоправным поведением.

Воспитание вообще призвано обеспечить передачу новым поколениям общественно-исторического опыта предшественников. В этом процессе правовое воспитание занимает самостоятельное место, ибо оно связано с фор-мированием специфической части сознания личности. Об-щественный правовой опыт учит уважительному отноше-нию к праву, соотнесению поступков с его требованиями. правильному поведению. А это главная цель любого дру-гого воспитания -- нравственного, эстетического и др.

Использование различных понятий -- воспитание, просвещение, пропаганда -- отражает специфику мето-дов доведения правовой информации до различных слоев населения, но цель этой деятельности остается общей -- воздействие на взгляды, убеждения и поведение человека.

С точки зрения задач правового воспитания в настоя-щее время особую актуальность приобретает содержа-тельная сторона правового сознания. Именно с понимани-ем содержательной стороны правосознания связаны ожи-дания в наведении правопорядка и воздействия на пре-ступность, особенно на ее наиболее уязвимую часть, свя-занную с подростковой и молодежной делинквентностью.117 Сапрунов А.Г. Социальный м правовой регулятор девиантного поведения молодежи (теория и практика): Монография. - М, 1999

7

Именно поэтому в программе правового воспитания несовершеннолетних первое место должно занимать разъяснение социальной ценности права вообще и роли права в жизни каждого отдельного человека в частности. Основными принципами правового воспитания, определя-ющими его содержательную часть, должны стать принципы законности, гуманизма и социальной справедливости, рав-ноправия граждан, неразрывной связи прав и обязаннос-тей, сочетания убеждения и принуждения, индивидуальной ответственности за проступок.

Другим аспектом формирования правосознания несо-вершеннолетних должна стать правовая пропаганда. Опираясь на усвоение массами правовых идей и опыта, правовая пропаганда организует поведение людей в со-ответствии с принципами демократии и законности.

Уважение к праву, морали, нравственности и прави-лам общежития должно воспитываться в каждом человеке с детства. Именно с детских лет ребенок должен знать, что общество, предоставляя определенные право, требует выполнения обязанностей и запретов, а также понимания их назначения.

Главным становится вопрос, каким образом сформи-ровать заданную направленность поведения несовершен-нолетнего. Воздействие правовой пропаганды на подрастающее поколение должно допол-няться правовой пропагандой, адресованной совершен-нолетним лицам.

Воздействуя на родителей, следует привлекать их вни-мание к воспитанию должного правосознания у своих де-тей. Правовая осведомленность родителей различна в за-висимости от возрастных, профессиональных и иных соци-ально-демографических особенностей личности. Необхо-димо достижение хотя бы минимума представлений о пра-ве каждым родителем. Это даст ему возможность передать свои знания несовершеннолетним детям. Знание родителя-ми только норм морали, нравственности, обычаев и тради-ций может не обеспечить необходимого воспитания подра-стающего поколения. Однако знание правовых норм и принципов только тогда эффективно выполняет свою регу-лятивную функцию в поведении личности, когда сочетается в правосознании с позитивным отношением к этим нормам и принципам, желанием и устойчивой психологической го-товностью к их соблюдению.

В правовом просвещении и пропаганде особо велика роль школы и средств массовой информации. К со-жалению, даже в московских школах нет учителей с высшим юридическим образованием, которые могли бы вести пра-вовые дисциплины. Поэтому для повышения качества преподавания правовых дис-циплин в школах существенную помощь могут оказать сту-денты, аспиранты, преподаватели юридических вузов и факультетов, практические работники правоохранитель-ных органов.118 Гришанин П.Ф., Чапурко Т.М. Задачи предупреждения пре-ступлений совершеннолетних мерами уголовно-провоэого воздействия / Уголовная политика и реформа уголовного законодательство: Труды Академии МВД РФ -- М., 1997. С. 129-134.

8

В нашей стране в силу как объективных, так и субъек-тивных факторов наблюдается дальнейшее снижение вос-питательной роли семьи, ближайшего окружения, учебных заведений практически всех типов. Основная масса подра-стающего поколения читает все меньше и меньше. В связи с этим возрастает роль средств массовой информации в правовом просвещении и правовой пропаганде несовер-шеннолетних.

Необходимо учитывать, что влияние СМИ во многом определяется степенью соответствующей подготовленнос-ти контингента. Если подросток нравственно не сформиро-ван, является потенциальным девиантом, то примитивизм, насилие, сексуальная распущенность, негативное отношение к религии, культивирование “красивой”, но не реальной для большинства людей жизни на экранах телевизоров, являются причиной дальнейшей деградации подростка и отнюдь не способствуют росту правосознания.

В условиях резкого падения нравственности народа, общей и правовой культуры, прежде всего среди молоде-жи, такое состояние современных СМИ уже становится опасным и грозит более тяжелыми последствиями для на-стоящего и будущего страны и общества.

В связи с этим предлагаются следующие организационные меры по правовому воспитанию несовершеннолетних:

-- включение в учебные программы образовательных учреждений обязательного курса по основам права;

-- образование Центра правового воспитания, од-ной из обязанностей которого стал бы мониторинг право-сознания несовершеннолетних;

-- координация деятельности всех субъектов правово-го воспитания подрастающего поколения.

Воспитательная работа с “трудными” подростками не должна ограничиваться непосредственным общением с ними работников системы органов внутренних дел -- ве-дущим фактором роботы по профилактике противоправ-ного поведения подростков должно стать взаимодействие со школой и работа с их ближайшим окружением. При ра-боте с несовершеннолетними необходимо учитывать тот факт, что становлению социально-позитивного правосоз-нания способствует оптимизация ценностных ориентации в сфере образования и трудовой деятельности.

Главной задачей в становлении современной молодежи должна стать не попытка навязывания тех ценностей, которые по началу могут показаться трудными для восприятия, а стремление заинтересовать подростков, дать возможность поверить в красоту и многогранность правовой жизни, стереть гнусные стереотипы о праведности и гуманности преступников, навязываемые нам СМИ, дать им возможность реализовать себя тем или иным законным способом.

Повышения уровня нравственного общеобразовательного воспитания, пропаганда здорового образа жизни на таком уровне, чтобы “шатание” по улицам с бутылкой пива в руке вызывало бы у сверстников недоумение. Для этого необходимо повышать религиозный или общефилософский подход осмысления жизни, дать понять, что жизнь дается один раз и ее нужно прожить достойно. Это и многое другое так тщательно исковерканное СМИ в своем правильном виде позволит заполнить пробелы в нравственном образовании современной молодежи.

Таким образом, как нам представляется, в настоящее время нужны специальные усилия государственных и муни-ципальных органов управления по формированию долж-ного уровня сознания и правосознания несовершеннолетних.

Заключение

В ходе проведенного мной исследования стало ясно, что так называемый иррациональный экстремизм119 С.М.Иншаков Криминология //Юриспруденция М.2000

9 - итог неграмотных преобразований большинства сфер жизни общества. Недостаток внимания к данной проблеме и сегодня продолжает усугублять данное положение.

Процесс реформирования тоталитарного советского государства в свободное демократическое оказался очень сложным и неоднозначным. В мясорубку преобразований были затянуты все сферы общественной жизни. Коммунистическая идеология разрушена, взамен ничего не создано. Коррупция в высших эшелонах власти привела к политическому и в дальнейшем к экономическому кризису в стране. Следствием чего явилось свертывание социальных программ и появления огромной армии безработных в результате резкое снижения уровня жизни и как результат не способность родителей, обремененных своими заботами, реагировать на проблемы своих детей. Таким образом дети из неблагополучных семей в прямом и переносном смысле оказались выброшены на улицу. Десятилетний идеологический вакуум, отсутствие патриотического и морального воспитания не могли не сказаться на подрастающем поколении. И вот предоставленные сами себе в процессе становления их как личностей, они впитали в себя все отрицательные явления перестроечного мира, а агентами их социализации стали не семья и государство в лице учреждений, в которых проявляется патерналистическая забота о молодежи, а СМИ со своей подчас деструктивной информацией. Распространение проституции, порнографических и иных нецензурированных материалов сильно повысило уровень социальной дезорганизации, а смерть и насилие стали некой естественной нормой в период постоянных военных действий в Чечне.

Вскоре по месту жительства или совместного проведения досуга стали складываться хулиганские группировки. Именно в них эта молодежь нашла некую социально-психологическую отдушину, а единственным способом сублимации своей внутренней пустоты стали наиболее дерзкие формы и способы преступного поведения.

Этот вопрос, требующий внимательного и глубокого изучения, не может быть решен в рамках принимаемого Госдумой закона о противодействии экстремизму без иных социальных реформ отдельных сфер жизни общества. Но пока власти медлят и отказываются обращать внимания на иррациональный экстремизм молодежи, во дворах своих домов, новое подрастающее поколения создает себе новых кумиров - “борцов за правду” - бритоголовых убийц.

Приложение

В рамках изучения иррационального экстремизма мною было проведено исследование в форме полузакрытого анкетирования, целью которого было выяснить являются ли наши скинхеды истинными приверженцами фашистской идеологии или просто это одна из форм устранения духовно-нравственной пустоты, а также выяснить уровень их правосознания.

В ходе исследования было опрошено 30 респондентов в возрасте от 16 до 22 лет, считающих себя скинхедами. Для исследования была предложена следующая анкета. (Специфика данной анкеты в том, что она предназначена для анкетирования лишь приверженцев фашистских взглядов т.к. по мнению автора этой работы так называемые redskins - не расисты - не представляют опасности для общества).

Array

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.