РУБРИКИ

Организация системы контроля в городских, районных органах внутренних дел

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Организация системы контроля в городских, районных органах внутренних дел

Город расположен в южной части Верхнекамского месторождения калийных солей, имеется нефть. Вдоль города проходит электрифицирован-ная железная дорога Половинка - Чусовская - Соликамск. К важнейшим дорогам относится шоссе «Пермь - Соликамск - Красновишерск», через автомобильный мост осуществляется связь с областным центром населения Усольского района и других населенных пунктов расположенных на правом берегу р.Кама. К городу подходит нефтепровод и отвод от магистрального газопровода. Электроэнергию город получает от единой энергосистемы страны через энергосистему АО «Пермэнерго».

Основные отрасли промышленности города:

химическая (АО «Азот», «Сода», «Бератон»),

металлургическая АО «Ависма»,

добыча калийных солей и производство минеральных удобрений (АО«Уралкалий»).

Так-же в городе имеется ряд предприятий по производству строительных материалов, лесной и деревообрабатывающей промышленности, пищевых продуктов, предприятия легкой промышленности. Всего в городе зарегистрировано 2027 предприятий (юридических лиц), на протяжении ряда лет удельный вес коммерческих организаций составляет 72 процента.

Распределение предприятий по видам собственности.

Виды собственности

Количество предприятий

удельный вес

Частные предприятия

1443

71,2

Смешанные без иностранного участия

124

6,1

Муниципальные

198

9,8

Государственные

77

3,8

Собственность общественных объединений и организаций

171

3,8

Город располагает всеми видами современной технической связи, работает 3 городских АТС и междугородная те-лефонная станция, имеются ретрансляционный центр с телевышкой 196 м.

Прогноз доходов городского бюджета на 2000г. состав-ляет 671млн. руб.

Структура расхо-дной части бюджета города на 2000 год.

Статьи расходов.

Сумма млн.руб.

%

образование,

201,7

29,2

здравоохранение

111,2

16,1

ЖКХ и городской транспорт

127,2

18,4

социальные выплаты

40,7

5,9

муниципальное управление

22,7

3,2

правоохранительная деятельность

22,9

3,3

Культура и СМИ

12,9

1,8

Физическая культура и спорт

8,8

1,3

С/Х производство

6,0

0,9

Охрана окружающей среды

0,4

0,05

Предотвращение ЧО и ЧС

1,3

0,2

Прочие расходы

59,7

8,6

Развитие

31,2

4,5

Итого:

646,9

целевые программы из обл. бюджет

44,5

6,4

Всего:

691,4

Бюджет города составляет около 50 % от потребностей городских служб, защищенные статьи бюджета:

фонд заработной -платы,

стипендии отдельным категориям учащихся

выплаты на удешевление питания

содержание сирот в учреждениях и ребилитационных центрах, расходы на опеку,

социальная защита сотрудников бюджетных организаций

приобретение ГСМ (для скорой помощи и милиции),

коммунальные платежи за тепловую и электро- энергию.

§ 1. Объекты контроля, распределение функциональных обязанностей среди субъектов контрольной деятельности.

Мною предпринята попытка создания для управления внутренних дел города Березники, начальником которого я являюсь, системы контроля.

Эффективность контроля находится в прямой зависимости от его организации. Суть организационных вопросов состоит в том, чтобы каждый имея для этого необходимые права и неся в их пределах всю полноту ответственности, занимался своим делом.

Организация начальником системы контроля в горрайоргане начинается в определения основных объектов и направ-лений контрольной деятельности, субъектов контроля, форм и методов его осуществления.

Объекты контроля определяются в целях сосредоточения усилий органа, внимания всех его руководителей на наиболее важных острых участках работы. Они определятся исходя из их влияния на конечные результаты деятельности горрайорганов. Субъекты контроля назначаются из числа руководите-лей органа, руководителей служб и подразделений.

Субъекты и объекты контроля объединены информацион-ными связями, находящими свое выражение в методах, фор-мах и средствах его осуществления. Названная совокупность элементов контроля представляет собой систему контроля в статистике.

Динамический аспект данной системы предполагает опре-деленные организационные усилия по ее созданию и функ-ционированию. Поэтому создание системы контроля вклю-чает в себя совокупность организационных мероприятий субъекта управления по определению субъектов и предметов контроля, времени его проведения, а также методов, форм и средств осуществления. Именно организационный момент лежит в основе создания специфических систем контроля для различных по назначению, уровню управления, объему и сложности деятельности органов внутренних дел. Элементы же этих различных систем контроля в общем совпадают.

Организация системы контроля в том или ином горрайоргане внутренних дел предполагает определение задач, объе-ма и сроков проведения контроля, четкое разделение кон-трольной функции между отдельными липами и аппаратами, использование наиболее целесообразных приемов и правил контроля, выработанных наукой и передовой практикой. Система контроля обеспечивает объективный анализ дея-тельности органов внутренних дел, позволяет постоянно на-блюдать за работой исполнителей, поправлять ее, обобщать передовой опыт их работы, своевременно оказывать им по-мощь в устранении выявленных недостатков.

"Проверка исполнения только тогда может достигнуть це-ли когда есть система контрольной работы, когда она ведется не эпизодически не от случая к случаю, а строгой продуман-ной, рациональной основе, когда выбор форм и методов кон-троля определяется реальными жизненными обстоятельства-ми". 1

Научная организация в горрайорганах внутренних дел сис-темы контроля, способствующей наиболее эффективной реа-лизации ими функции борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, практически предполагает решение следующих вопросов:

Кто должен контролировать определенную работу (субъект контроля);

Какие аппараты и сотрудники подлежат проверке (объект контроля), а также какую именно работу надо кон-тролировать и в каких пределах (предмет контроля);

Когда и в какой период нужно проверять работу;

Каким образом, с помощью каких приемов, способов, форм и средств проверки необходимо контролировать рабо-ту.

________________________________________

1 Васильев В.Н. «Контроль и проверка исполнения». В книге «Как организовать управленческий труд», М., 1991 г., стр. 100

Контрольная деятельность - прерогатива руководителей систем управления всех уровней и начальника горрайоргана внутренних дел в частности. Именно начальник разрабаты-вает систему контроля в отделе, анализирует состояние ис-полнительской дисциплины и осуществляет мероприятия по ее укреплению. Именно на руководителей, на лиц, прини-мающих решения, падает основная обязанность по проверке их выполнения. Эта обязанность не снимается и с других ра-ботников.

Но вместе с тем нельзя забывать и того, что руководители не должны пытаться принимать решения по всем вопросам и четко контролировать всю работу подчиненных им органов. Это не даст положительных результатов.

Подобно самому управлению контроль имеет свои уровни (иерархию). Каждый руководитель должен контролировать выполнение управленческих решений вышестоящих субъек-тов управления и отданных лично им распоряжений лицами, которые эти решения или распоряжения получили для ис-полнения. Так, начальник горрайоргана внутренних дел кон-тролирует деятельность своих заместителей и руководителей отраслевых служб, его заместители осуществляют контроль за деятельностью подчиненных им руководителей служб, каждый из которых контролирует работу непосредственных исполнителей.

Руководитель горрайоргана внутренних дел должен кон-центрировать внимание на решении основных вопросов, лично проверять точность и полноту выполнения подчиненными особо важных и срочных мероприятий, оказывая им всестороннюю помощь

Решение же и контроль частных вопросов в любом случае следует перепоручить нижестоящим руководителям. Объек-тами контроля руководителя являются подчиненные ему от-раслевые службы, подразделения и отельные сотрудники по-стоянно действующее при начальнике горрайоргана опера-тивное совещание. С объектом контроля тесно связан пред-мет контроля. Предметом контроля служит разнообразная деятельность органов внутренних дел по реализации управ-ленческих решений, принятых как субъектами управления органов внутренних дел, так и субъектами государственного управления. Вопрос об определении конкретных предметов контроля решается тем или иным руководителем, исходя из задач и функций подконтрольных служб, подразделений и конкретных исполнителей.

Контроль всех видов деятельности в силу большого его объема превышает физические возможности руководителя, в связи с чем такой контроль не всегда бывает эффективным.

В поле зрения руководителя должны находиться разработ-ка планов работы, соответствие деятельности выработанным планам, правильность организации и осуществление взаимо-действия служб и подразделений и тому подобное. Одновре-менно руководитель любого горрайоргана внутренних дел постоянно контролирует работу своих подчиненных по вы-полнению ими различных управленческих решений. Это требует от него хорошего знания специфики деятельности и условий работы подчиненных служб и сотрудников, четкого определения перечня сведений, имеющих существенное зна-чение дня контроля.

Важным предметом постоянного контроля в горрайорганах внутренних дел является сама работа всех служб и под-разделений, т.е. осуществление ими своих главных функций, а именно предотвращение и раскрытие преступлений, охрана общест-венного порядка и др.

Организация контроля требует учитывать возможности изменения задач, стоящих перед органами внутренних дел, их службами и подразделениями, а также условий их функ-ционирования.

Значимым предметом контроля является организация и осуществление взаимодействия служб и подразделений орга-нов внутренних дел. Этот контроль предполагает проверку повседневного взаимного информирования служб и подраз-делений об оперативной обстановке и проводимых меро-приятиях, а также проверку совместной разработки и осуще-ствления ими отдельных операций.

Контролю подлежат не только результаты деятельности органов внутренних дел, их отдельных служб, подразделе-ний, исполнителей, но также те средства и способы, приме-нение которых позволило достичь этих результатов. Специ-фика форм и методов работы горрайорганов внутренних дел требует постоянного контроля за законностью их использо-вания, немедленного устранения любых нарушений закона.

Действенный контроль возможен только тогда , когда четко разграничены работа и ответственность между отдель-ными подразделениями и сотрудниками.

Систему контроля в горрайоргане можно определить, как совокупность организационных мероприятий, в результате которых начальник определяет объекты контрольной дея-тельности, а также способы и формы контроля. При органи-зации контроля начальник должен решить: кого и что кон-тролировать, как и кто должен осуществлять контроль.

Организация начальником систем контроля начинается с определения основных объектов контрольной деятельности.

Поскольку в горрайоргане принимается большое количе-ство самых разнообразных решений, практически невозмож-но установить контроль за каждым из них. Это вызывает необходимость определения конкретных решений, подлежащих контролю. При постановке того или иного решения на кон-троль учитывается его значимость (важность), субъект, его принявший и время действия решения.

Определив, что надо контролировать, начальник решает вторую, не менее сложную задачу, кто будет контролировать, т.е. распределяет обязанности по контролю среди заместите-лей, руководителей подразделений, служб и отдельных ис-полнителей.

С учетом специфики структуры управления которое я воз-главляю, мною принято решение, что я для контроля остав-ляю себе, а что вменяю в обязанности своим заместителям. Главным объектом контроля горрайоргана, секретариат, подразделение тылового обеспечения, финансовая часть, по-стоянно действующее оперативное совещание при начальни-ке горрайоргана. Контроль за деятельностью городского отдела милиции вменен заместителям начальника горрайоргана внутренних дел.

ИНФОРМАЦИЯ

о состоянии преступности в г. Березники за период с 1993 г. по 1999 г.

Вид преступления

Количество по годам

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

1. ВСЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЙ

4527

4806

4885

4209

4135

5113

6021

Уровень на 10 тыс

227.9

243.6

247.6

227.4

223.6

277.4

326.7

по линии СКМ

4078

4216

4154

3250

3120

3921

4693

по линии МОБ

449

590

731

959

1015

1192

1328

Расследовано

1779

2134

2018

2680

2629

3155

3676

Раскрываемость %

35.0

38.0

38.2

59.0

61.4

63.6

59.7

Раскрываемость МОБ %

79.9

91.9

93.2

96.3

95.9

96.6

96.6

2. СОВЕРШЕНО ПО ВИДАМ

Убийства

57

68

81

67

65

46

63

Грабежи и разбои

763

933

926

645

562

664

913

Изнасилования

29

37

41

20

18

15

14

Тяжкие телесные повреждения

223

272

223

159

130

159

174

в т.ч. со смертельным исходом

61

95

59

46

24

32

45

Хулиганство

436

471

330

403

353

388

366

Кражи чужого имущества

2440

2324

2294

1849

1798

2020

2597

в т.ч. из квартир

1332

1349

963

759

778

693

1224

Экономические преступления

84

84

95

115

111

218

216

Мошенничество

25

47

38

84

91

257

165

Вымогательство

21

43

48

33

27

27

18

Угоны АМТС

102

75

41

50

26

48

57

Кражи АМТС

74

89

122

83

ДТП со смертельным исходом

12

16

12

7

19

30

19

3. НАРКОБИЗНЕСС

20

21

9

24

72

121

132

4. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ Н/ЛЕТНИМИ

374

365

353

577

465

434

453

5. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

1276

1464

1581

1150

950

1043

949

В т.ч. уличные преступления

895

990

995

684

589

664

687

6. ЛИЦА, ПРИВЛЕЧЕННЫЕ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1439

1535

1725

2480

2435

2406

2951

7. КОЛИЧЕСТВО ПОГИБШИХ

126

115

126

131

Анализ практики работа УВД города Березники Пермской области, начальником которого я являюсь, по распреде-лению должностных обязанностей по контролю, показал, что имеется ряд недостатков в этом направлении. К наиболее общим из них относятся: неконкретность должностных обя-занностей, их нерациональное распределение, что в итоге от-ражается на организации и контроле за работой, по выпол-нению основных функций, раскрытию преступлений, осо-бенно на уровне среднего звена управления - руководителей подразделений и конкретных исполнителей. Для устранения указанных недостатков необходимо:

провести тщательный анализ деятельности каждого руко-водителя среднего звена и сотрудников подразделений с уче-том научно-практического анализа вышестоящих органов в этом направлении;

внести изменения в должностные инструкции, конкрети-зировать должностные обязанности каждого сотрудника по выполняемой им работе;

отработать практически четкую систему организации ра-боты по схеме «инструктаж - контроль - подведение итогов».

ХАРАКТЕРИСТИКА УВД г. БЕРЕЗНИКИ И АНАЛИЗ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ

Штатная численность личного состава составляет 839 человек аттестованного состава, из них штатная численность ОВО при УВД 113 человек.

За счет средств федерального бюджета содержится 360 человек, за счет средств местного бюджета 479 человек. Милиция общественной безопасности составляет 361 человек (без ОВО), криминальная милиция 77 человек. Следственный отдел УВД совместно с ЭКО 75 человек.

УВД в своей структуре, кроме подразделений, входящих в криминальную милицию, милицию общественной безопасности, ОВО, следственного отдела с ЭКО, штаба УВД, подразделения тылового обеспечения, имеет отдел милиции, обслуживающий северо-восточную часть города с населением 78,6 тыс. чел. Данное подразделение имеет свою дежурную часть, починяющуюся в своей деятельности дежурной части УВД г. Березники.

Оперативная обстановка

Личный состав УВД г. Березники строит свою работу в соответствии с требованиями Директив Министра внутренних дел РФ № 1 - 96 г., № 1дсп-99г., приказа МВД № 145 от 20.03.96 г. «О концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России», других нормативно-правовых актов МВД РФ, УВД Пермской области, администрации Пермской области, органов местного самоуправления.

Анализируя состояние преступности на обслуживаемой территории с 1993 по 1999 года, следует отметить тенденцию неуклонного роста преступности с 1993 по 1995 годы, и только конкретные принимаемые меры позволили снизить преступность в 1997 году на 1,7 %. Отмечено снижение убийств на 3 %, причинение тяжкого вреда здоровью на 18,2 %, изнасилований на 10 %. Принятые конкретные меры позволили снизить преступность в общественных местах на 17,4 %, в том числе на улице на 13,9 %. Раскрываемость составила 61,4 %.

В течение 1999 г. оперативная обстановка оставалась сложной. Рост преступности составил 17,7 % по сравнению с 1998 годом. Раскрываемость - 59,7 %. Снижение: изнасилований на 6,7 %, хулиганств на 5,7 %, вымогательств на 33,3 %. Следует однако отметить, что тяжкие преступления занимают ведущее место в структуре преступности, их удельный вес - 68,9 %. Рост убийств на 37 %, грабежей на 37,7 %, разбойных нападений на 36,7 %, краж на 28,6 %, краж из квартир на 76,6 %. Удельный вес преступлений по линии милиции общественной безопасности составил - 22,1 % (снижение на 1,3 %). Удельный вес рецидивной преступности - 31,3 % (рост на 3,2 %). На учете в УВД состоит 4233 владельца оружия, 55 объектов разрешительной системы, из них с оружием - 23. Состоит на учете 6007 человек, в том числе 1021 ранее судимых, 379 формально подпадающих под надзор, 2888 домашних дебоширов, 428 родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию детей. К административной ответственности привлечено - 7206 человек (+ 41,3 % к аналогичному периоду прошлого года), наложено штрафов на сумму 1831тыс. рублей, взыскано - 1569 тыс. рублей, взыскаемость составила - 85,7 %. С улиц и общественных мест в состоянии опьянения в медицинский вытрезвитель доставлено - 14335 человек. По линии ГАИ рост ДТП составил - 29,9 %. Удельный вес вырос с 40,9 % до 54,3 %.

С учетом сложности оперативной обстановки на обслужи-ваемой горрайорганом территории, выполнение стоящих пе-ред личным составом милиции задач, эффективность дея-тельности, во многом зависит от организации управления, контроля за исполнением управленческих решений.

Начальник горрайорганов внутренних дел в соответст-вии со своими функциональными обязанностями дол-жен лично контролировать:

Выполнение в целом задач, возложенных на горрайорган;

Выполнение функциональных обязанностей заместителя-ми в разделе качества, своевременности;

Состояние организаторской работы в курируемых службах (штаб, секретариат, СУ);

Эффективность расстановки и использования сил и средств горрайоргана, состояние организаторской и опера-тивно-служебной деятельности служб;

Организацию и состояние внутреннего взаимодействия и взаимодействия с органами местного самоуправления, с дру-гими горрайорганами внутренних дел, ФСБ, подразделения-ми налоговой полиции, таможенных органов и иных право-охранительных и государственных органов по вопросам борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

Соблюдение законности всеми работниками отдела при исполнении служебных обязанностей;

Полноту, достоверность и своевременность представления в вышестоящие органы внутренних дел статистических и иных данных о состоянии преступности, общественного по-рядка, обеспечении общественной безопасности и результа-тов оперативно-служебной деятельности отдела;

Учет, регистрации и надлежащее рассмотрение заявлений, сообщение и иной информации и преступлениях, поступив-ших в органы внутренних дел;

Работу с резервом кадров на выдвижение;

Учет и хранение вооружения, оперативной, специальной, криминалистической техники и других видов материальных средств;

Правильность расхода ассигнований на денежное содер-жание личного состава, включая премию, особые расходы, компенсационные выплаты за продовольствие и вещевое до-вольствие, командировочные и коммунально-бытовые расхо-ды, а также денежные средств, поступивших из других ис-точников.

Соблюдение сотрудниками внутреннего распорядка и режима работы горрайоргана.

Организацию работы постоянно действующего опера-тивного совещания при начальнике органа внутренних дел.

Заместитель начальника горрайоргана внутренних дел -начальник штаба должен осуществлять контроль:

за выполнением планов оперативно-служебной деятельно-сти органа внутренних дел;

за выполнением комплексных программ по усилению борьбы с преступностью;

за всей поступающей в горрайорган, в том числе и через дежурную часть, информацией и совершаемых на обслу-живаемой территории преступлениях, правонарушениях и происшествиях за каждые сутки, месяц, квартал, полугодие и год, а также информацию об использовании сил и средств горрайоргана в правоохранительной деятельности и т. д.

за разработкой оперативных планов использования сил и средств при чрезвычайных обстоятельствах и событиях, проведением тренировок с личным составом;

за выявлением и внедрением местного, а также рекомендо-ванного МВД России и МВД, ГУВД, УВД положительного отечественного и зарубежного опыта оперативно-служебной и управленческой деятельности:

за состоянием оперативно-служебной и управленческой деятельности в подразделениях горрайоргана;

за соблюдением подразделениями горрайоргана учетно-регистрационной дисциплины;

за обеспечением контроля и проверки состояния оператив-но-служебной и управленческой деятельности в службах;

за ходом и результатами исполнения подразделениями нормативных актов МВД России, МВД, ГУВД, УВД и ре-шений начальника, планов работы горрайоргана;

за своевременностью представления и качеством оформле-ния подразделениями горрайоргана документов первично-го учета, в том числе формирующих оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты ре-гионального и федерального уровня;

за полнотой и объективностью отражаемых в документах первичного учета сведений;

за подготовкой в службах и подразделениях органа внут-ренних дел вопросов и тем, рассматриваемых на постоянно действующем оперативном совещании при начальнике ор-гана внутренних дел.

за выполнением мероприятий по информированию населения, укреплению связей со СМИ;

Заместитель начальника горрайоргана внутренних дел начальник криминальной милиции контролирует :

планирование и проведение оперативно-розыскных меро-приятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и розыску лиц, скрывшихся от органов доз-нания и суда;

граждан, установление местонахождения которых отнесено к компетенции данной милиции;

полноту учета оперативно-розыскной информации, посту-пающей в криминальную милиции, ее рассмотрение, про-верку и реализацию;

рассмотрение материалов и принятие решения о возбуж-дении или отказе в возбуждении уголовного дела, передачу материалов по подследственности;

работу подчиненных с негласными сотрудниками, рас-сматривает поступающие от них сообщения, дает по ним указания и осуществляет контроль за их выполнением;

организацию розыска преступника по горячим следам;

состояние взаимодействия с другими подразделениями РОВД и государственными органами;

оценивает результаты работы криминальной милиции.

Заместитель начальника горрайоргана внутренних дел начальник милиции общественной безопасности (местной) милиции контролирует:

Работу всех подразделений милиции общественной безопасности по защите жизни, здоровья, чести, достоинства и имущест-ва граждан от преступных посягательств;

по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений в общественных местах;

по надзору за соблюдением установленных правил в сфере безопасности дорожного движения, регистрации и учету автомототранспортных средств, выдач удостоверений на право управления ими;

по обеспечению режима содержания и конвоирования за-держанных и заключенных по стражу лиц;

по исполнению административного законодательства;

по осуществлению охраны объектов по договорам;

по предупреждению и расследованию преступлений, отне-сенных к компетенции милиции общественной безопасно-сти, выявлению причин и условий, способствовавших их совершению;

по осуществлению установленного законом контроля за лицами, состоящими на учетах в подразделениях милиции общественной безопасности;

по осуществлению установленного законом контроля за лицами, состоящими на учетах в подразделениях милиции общественной безопасности;

по осуществлению лицензионно-разрешительной работы, осуществлению контроля за исполнением законодательст-ва, частной детективной и охранной деятельностью;

состояние организаторской работы в курируемых подраз-делениях (в УВД г.Березники - городской отдел ми-лиции).

Решение вопросов по взаимодействию с криминаль-ной милицией и другими правоохранительными органами.

Заместитель начальника горрайоргана внутренних дел -начальник следственного управления при УВД контроли-рует:

работу следователей по своевременному и качественному расследованию уголовных дел;

выполнение планов расследования уголовных дел;

взаимодействие с другими службами и подразделениями УВД;

соблюдение следователями распорядка работы подразде-ления;

кроме того, начальник СУ с помощью контроля обеспечи-вает координацию работы следственного подразделения с органами дознания, прокуратуры, суда, юстиции и другими государственными учреждениями по вопросам расследова-ния преступлений;

использование технических средств и криминалистиче-ских методов;

состояние организаторской работы в курируемых подраз-делениях.

Заместитель начальника горрайоргана внутренних дел по кадрам осуществляет контроль :

за соблюдение в горрайоргане требований Положения о прохождении службы в органах внутренних дел;

за состоянием кадровой работы в службах и подразделе-ниях горрайоргана;

за организацией и осуществлением профессиональной подготовки личного состава;

за работой кадровой комиссии;

за соблюдением в службах и подразделениях норм трудового законодатель-ства;

за состоянием дисциплины, законности среди личного состава;

за состоянием планирования и реализации мероприятий воспитательного характера в органе внутренних дел;

за выполнением мероприятий по укреплению связей с трудовыми коллективами предприятий города;

за работой общественных организаций органа внутрен-них дел.

Помощник (заместитель) начальника горрайоргана внутренних дел по тыловому обеспечению осущест-вляет контроль:

За правильностью использования и состоянием матери-ально-технических средств, оснащенностью вооружением, спецтехникой, автотранспортом и другими техническими средствами, а также инвентарем, форменным обмундиро-ванием, продовольствием и другим имуществом.

За учетом, хранением и сбережением материально-технических средств и имущества.

За состоянием хранения и передачи изъятого и добровольно сданного населением оружия, а также вещественных доказательств по уголовных делам и случайно найденного имуще-ства.

За реализацией отделом по устранению недостатков, вы-явленных в ходе инвентаризации, ревизии и иных проверок.

За освоением денежных средств по статьям хозяйственных расходов и их рациональным использованием.

Знания каждым сотрудником новых законодательных и иных актов по вопросам материально-технического и фи-нансового обеспечения.

Руководители отраслевых и функциональных служб горрайоргана внутренних дел контролируют1:

исполнение законов, постановлений правительства и орга-нов местного самоуправления, касающихся подчиненных им служб;

исполнение нормативных актов МВД РФ, УВД по вопро-сам деятельности служб;

выполнение решений, ответственность за исполнение ко-торых возложена на них в соответствии с их функциональ-ными обязанностями;

работу своих подчиненных;

соблюдение законности и служебной дисциплины подчи-ненными сотрудниками;

исполнение планов работ;

качество и сроки разрешений писем, жалоб и заявлений, поступивших в службу.

Секретариат горрайоргана осуществляет контроль за :

сроками подготовки отчетов, информации в местные орга-ны самоуправления, в УВД, а также в другие организации и учреждения;

своевременность разрешения жалоб и заявлений граждан;

исполнением отдельных разделов, указаний, документов, поступивших в горрайорганы;

ведением дел согласно утвержденной начальником органа номенклатуры.2

____________________________________

Приказ № 420 МВД РФ от 14 сентября 1993 года

При распределении обязанностей по контролю автором были учтены действующие по этому вопросу нормативные акты и рекомендации ученых изучающих данную проблему. В частности работа А.Ф. Майдыкова «Содержание работы начальника городского (районного) органа внутренних дел», Академия МВД СССР, 1989 гю стр. 54-58

§ 2. Виды, формы и методы контроля, используемые в горрайорганах внутренних дел.

Контроль присущ всем государственным и общественным органам, независимо от их задач и рода деятельности. В зависимости от целей и задач управления, его характера и организационных форм, в которых оно протекает, находятся виды, формы и методы контроля. Они многообразны и разносторонни, что объясняет возможность различного подхода к их классификации. В частности, такая классификация может быть проведена по следующим критериям:

По субъекту управления,

По содержанию контрольной деятельности,

По характеру взаимоотношений, субъекта управления с подконтрольным объектом,

По стадиям управленческого цикла и т.д.

Представляется, что при классификации и систематизации видов контроля за основу необходимо брать субъекты контроля с учетом их роли места в системе управления, что позволит в дальнейшем конкретизировать задачи, характер, объем, специфику, формы и методы контрольной деятельности того или иного субъекта.

Различия в назначении и организации контроля в обществе позволяют, прежде всего, выделить государственный и общественный контроль. Государственный контроль в свою очередь можно классифицировать по следующим основаниям:

а) по субъекту контрольной деятельности: контроль со стороны органов местного самоуправления, административный и ведомственный контроль;

б) по объекту (предмету) контроля: общий контроль (контроль за деятельностью органов внутренних дел в целом) и специальный контроль (контроль за отдельными направлениями деятельности горрайорганов внутренних дел);

в) в зависимости от стадии выполнения контролируемого решения предварительный (превентивный), текущий (оперативный) и последующий (итоговый) контроль;

г) в зависимости от характера взаимоотношений субъекта управления с подконтрольным объектом: внутренний контроль и внешний контроль.

Горрайорганы внутренних дел, реализуя контрольные функции в своих системах сверху донизу, осуществляют государственный, ведомственный контроль. Кроме того, работая в условиях двойного подчинения, они контролируются также соответствующими органами местного самоуправления.

В зависимости от объекта (предмета) проверки, вышестоящие инстанции в системе МВД РФ периодически осуществляют общий контроль, распространяющийся на все сферы деятельности проверяемого органа или подразделения (инспекторская проверка), или специальные проверки, направленные на изучение какого-либо конкретного вопроса или участка работы (проверка полноты учета жалоб, заявлений и сообщений о правонарушениях).

Субъект управления должен осуществлять контроль на всех стадиях деятельности подчиненных органов. С этой целью проводится предупредительный контроль. Он проводится, как правило, до или в процессе подготовки горрайорганом внутренних дел плана организационных мероприятий на очередной период или плана проведения комплексной операции, проверить обоснованность и законность этих документов, предупредить от возможных ошибок и упущений, выделить дополнительные силы и средства для реализации подготавливаемых управленческих решений. Данный вид контроля реализуется в ГРОВД его начальником, штабом, заместителями начальника.

Текущий или оперативный контроль осуществляется постоянно руководителями всех рангов, в процессе исполнения принятых решений. Реализацией подобного контроля обеспечивается полнота, качество, своевременность выполнения намеченный мероприятий, внесение в управленческие решения при необходимости корректив, регулирование самой системы. Текущий контроль, не нарушая ритма работы, позво-ляет устранять недостатки по ходу практической деятельно-сти органов и подразделений внутренних дел и конкретных исполнителей. Он является составным элементом организаторской работы любого руководителя.

Последующий контроль осуществляется по окончании исполнения управленческого решения (например - проверка результатов выполнения, плана органа внутренних дел).

Этот вид контроля, хотя и позволяет изучить функционирование системы широко и достаточно полно, не оказывает существенного влияния на ход выполнения частных управленческих задач, поскольку он осуществляется дискретно, зачастую слишком поздно и не влечет за собой корректировки в данный момент выполняемых решений. Тем не менее, подобный вид контроля широко применяется в органах внутренних дел в целях улучшения практики выполнения управленческих решений и общего состояния работы, устранения имевших место недостатков, изучения и распространения передового опыта работы.1

По характеру взаимоотношений субъекта контроля с подконтрольными объектами контроль подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний или внутриведомственный контроль осуществляется в рамках деятельности одной системы. Этот контроль осуществляется в пределах внутреннего управления. Это - контроль руководителя аппарата управления или специальных подразделений за деятельностью подчиненных органов и сотрудников.

Внешний контроль в настоящей работе не рассматривается.

Все виды контроля осуществляются в определенных формах и с использованием тех или иных методов. Различия между формами и методами контроля зачастую настолько трудно различимы в силу их взаимосвязанности, что на практике нередко происходит подмена одного понятия другим.

___________________________

1 Шелякин Н.Д. «Организация и осуществление начальником ГРОВД контроля за оперативно-служебной деятельностью подчиненных», м., Академия МВД, 1994 г.

При разграничении этих понятий нужно исходить из философских категорий содержания и формы. Содержание, будучи определяющий стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойства, внутренних процессов, его связей и т.п., а форма есть внутренняя организация содержания, ее структура, обозначающая способ взаимодействия элементов целого, как между собой, так и с внешними условиями. В данном случае содержанием являются контроль, а форма выражает способы организации этого контроля, ее внешнее практическое выражение в определенных контрольных действиях1

Различные формы контроля реализуются с помощью целого набора методов, т.е. определенных путей, тактических приемов достижения поставленной цели.

По способу организации контроля в органах внутренних дел в настоящее время сложилось пять научно-обоснованных форм контроля:

комплексное инспектирование,

контрольная проверка,

целевая (специальная) проверка,

текущий (оперативный) контроль,

зональный (оперативно-зональный) контроль.1

При комплексном «инспектировании» бригадой МВД РФ в марте 1998 года УВД Пермской области, в том числе УВД г. Березники, по всем направлениям деятельности, управленческая деятельность УВД была оценена удовлетворительно.

Проверяющие из аппарата МВД РФ согласились с нашей системой контроля.

Однако данные формы наиболее приемлемы для вышестоящих структурных уровней (МВД, УВД). На уровне же городских, районных органов внутренних дел в настоящее время сложились следующие формы контроля:

а) сквозные проверки отраслевых служб и подразделений городских, районных органов внутренних дел;

____________________

1 Философская энциклопедия, М., Политиздат., т. 5,1991 г.

2 Капорцев А.Г. «Контроль в управленческой деятельности», м-. Академия МВД СССР, 1981 г.

б) контрольные проверки хода выполнения того или иного управленческого решения;

в) целевые (предметные) проверки;

г) заслушивание отчетов руководителей служб и подразделений на заседании руководства горрайоргана внутренних дел о проделанной работе и ее результатах, приказом начальника Березниковского УВД организована работа постоянно действующего оперативного совещания и в зависимости от изменений оперативной обстановки, проводятся заслушивания руководителей служб и подразделений УВД по наиболее актуальным вопросам, которые стоят на постоянном контроле у руководства. По всем рассматриваемым вопросам принимаются обоснованные управленческие решения с указанием конкретных, лиц ответственных за исполнение, методов и сроков контроля выполнения решения (Приказ УВД г.Березники №485 от 31.12.97);

д) проверка эффективности функционирования служб и подразделений горрайоргана внутренних дел путем систематического анализа оперативной и статистической информации о состоянии преступности, результатов оперативно-служебной деятельности, в ходе выполнения планов работы и отдельных заданий руководства МВД, УВД, ГРОВД и т.д.

Форм контроля очень много. Более того, начальник вправе создать новые формы контроля, которые не ведут к нарушению законности, ущемлению достоинства сотрудников, принятие от них зачетов по тем или иным дисциплинам, и инструктаж, и простую беседу с подчиненным, если она нацелена на выявление обстоятельств, имеющих значение с точки зрения повышения эффективности профессиональной деятельности. Следует указать и на то обстоятельство, что на уровне ГРОВД контроль иногда трудно отличить от ряда других управленческих функций.

Из известной совокупности форм выбираются, те которые целесообразны с точки зрения наибольшей эффективности. Требования, на основе которых производится выбор форм, обуславливается различными причинами. Одни из них непосредственно вытекают из того, какое место занимает субъект управления в системе городских и районных органов внутренних дел и из объема его полномочий. Другие обусловлены закономерностями функционирования контролируемого объекта, знанием и учетом особенностей управления им в определенной управленческой ситуации, деловыми качествами исполнителей. При осуществлении контроля субъекты имеют дело с факторами, обусловленными различными причинами и действующими с различной силой, поэтому оправданно использовать не одну, а совокупность различных форм контроля в определенной последовательности. Это позволит выявить объективное состояние объекта, недостатки и причины их проявления, а главное определить пути их устранения.

Функция контроля реализуется с помощью целого набора методов, т.е. определенных путей, тактических приемов дос-тижения цели.

В широком смысле слова под методом понимаются приемы и способы, при посредстве которых оказывается воздействие на управляемые объекты с целью практического осуществления задач, стоящих перед субъектом управления. Термин "метод" означает подход, способ, действие, процесс, прием, процедуру, правило, технику.1

Методы управления неразрывно связаны с целями и принципами управления и выступают в качестве способов их реализации.2

Они носят избирательный характер, то есть их можно выбирать, заменять один другим с точки зрения наибольшей эффективности. Применительно к управлению метод означает не деятельность, а способ её осуществления, следовательно, метод управления отвечает на вопрос, каким способом реализуется задача управленческой деятельности.3

_____________________

1 Сафонов Р.А. «Прогностический метод государственного управления», «Советское государст-вои право», № 8,1971 г., стр. 75

2 Пнскотин М.И. «Методы организации деятельности аппарата управления», «Советское госу-дарство и право», № 9,1970 г., стр. 16

3 Козлов Ю.М. «Управление народным хозяйством СССР». М., МГУ, 1969 г., стр. 102-103

Арсенал методов осуществления контроля велик и разнообразен. Поэтому главное состоит в умении определить необходимость и целесообразность использования наиболее рационального из них.

М.И. Пискотин предпринял попытку разделить методы деятельности на ряд больших групп:

а) методов воздействия на управляемые объекты;

б) методы работы самих органов государственного управления;

в) методы выработки и принятия управленческих решений и контроля за их исполнением.1

Поскольку нас интересует контрольная деятельность, то автор считает необходимым подчеркнуть, что содержанием контроля охватывается все перечисленные группы методов.

во-первых, контроль, несомненно выступает в качестве метода воздействия на управляемые объекты.

во-вторых, будучи необходимым элементом организации работы любого аппарата управления, он выступает в качестве метода работы этих органов.

в-третьих, чтобы контролировать, необходимо знать методы работы по реализации любой другой функции, то есть контроль должен быть компетентным, что равнозначно обладанию необходимыми познаниями в контролируемой области.

в-четвертых, реализация контрольной функции связана с необходимостью применения собственных методов.

Форма же контроля представляет собой разнообразные внешние стороны его проявления. Эти два понятия взаимосвязаны, их связь проявляется в том, что систематическое применение определенной формы деятельности порождает метод, и наоборот, использование определенного метода влечет за собой конкретную форму его применения.

Метод выражает содержание деятельности, а форма является способом выражения данного содержания.

___________________

1 Пискотнн М.И. Указанная работа, стр. 135

Поскольку осуществление контроля связано с его организацией, сбором и анализом информации, то можно согласиться с точкой зрения В.Д.Малкова, который формы контроля рассматривает в качестве организационных методов и подразделяет все методы контроля на две большие группы:

Первая - методы организации и осуществления контроля.

Вторая - методы сбора и обработки информации о ходе процессов управления и о состоянии управляемых объектов.1

Аналогичный взгляд на соотношение форм и методов ранее высказывал Г.Х. Попов. Он пишет: «Представляется правильным толкование организационной формы управляющих воздействий».2

Именно с этой точки зрения ВД.Малков вывел два основных метода контроля - метод ведения и метод слежения.3

Метод ведения заключается в осуществлении жесткого контроля за исполнением и предполагает постоянное внесение поправок в их деятельность. Этот метод характерен для контроля в подразделениях городских и районных органов внутренних дел. Его широко применяют начальники отраслевых служб в процессе осуществления ежедневного контроля за работой своих подчиненных.

Данный метод реализуется практически только в форме непосредственного непрерывного ознакомления с работой сотрудников. Чаще всего он используется в тех случаях, когда руководитель не уверен в достаточной квалификации и добросовестности исполнителей, а также когда в связи со сложностью решаемых задач, он сам принимает непосредственное участие в исполнении решений. Недостатком данного метода является то, что его применение сковывает инициативу исполнителей.

______________________

1 Малков В.Д. «Организация и осуществление контроля в ОВД» под редакцией Зуйкова Г.Г. и Гейдарова А.Н.,гл. 1, Академия МВД СССР, 1976 г, стр. 29

2 Попов Г.Х. «Методы управления социазшстическимггроизводством», М., 1973 г., стр. 36

3 Маяков В.Д. Указанная работа, стр. 124

Метод слежения заключается в том, что, сформулировав и поставив конкретные задачи перед исполнителем, всесторонне обеспечив их деятельность, руководитель представляет им достаточную самостоятельность, сосредотачивая основное внимание на контроле за функционированием системы в целом и достижением общей цели.

Это связано с тем, что, сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, сотрудники горрайорганов внутренних дел вынуждены лично принимать решения и пока они действуют в рамках нормативных предписаний, сковывать их инициативу нежелательно.

Контрольная деятельность представляет собой разновидность управленческой деятельности, заключающейся в основном в оперировании информацией. Поэтому в ее основе лежат информационно-аналитические методы:

а) метод сбора информации для оценки работы той или иной службы подразделения горрайоргана - изучение документов, беседы, индивидуальное и массовое наблюдение;

б) методы анализа собранной информации - метод динамических рядов;

в) сопоставление, сравнение, графические методы.

При изучении методов данной группы необходим диалектический подход, учет возможных изменений оперативной обстановки, конкретных условий функционирования контролируемого органа. Контроль должен осуществляться с помощью таких из них, которые лучше всего обеспечивают достижение цели, потребности в информации о работе различных служб и сотрудников городского, районного органа внутренних дел.

1. Организация контроля за выполнением планов горрайоргана.

Выполнение планов работы в значительной степени обеспечивается контролем за реализацией планируемых мероприятий. Контроль является необходимым элементом любого плана, входит в его структуру.

В каждом плане имеется специальный раздел «Контроль и проверка исполнения». Представляется, что в этом разделе, помимо определения сроков исполнения и конкретных исполнителей, как это принято сейчас в большинстве горрайорганов, целесообразно указывать лиц, ответственных за контроль за ходом выполнения планируемых мероприятий, определить поэтапно, промежуточные сроки и способы контроля и тем самым своевременно реагировать на возможные отклонения от предусмотренного планом порядка выполнения решений.

Общий контроль за выполнением планов оперативно-служебной деятельности в УВД г. Березники осуществляет штаб УВД, заместители начальника УВД. В этих целях в установленные сроки в штаб предоставляются письменные сведения и материалы в виде отчетов и справок о выполнении плановых мероприятий. Штабным аппаратом проверяется их фактическое исполнение. Начальник штаба еженедельно по понедельникам докладывает начальнику УВД о результатах выполнения плановых мероприятий по тем или иным направлениям деятельности, о выполнении решений руководства горрайоргана, решений постоянно действующего оперативного совещания при начальнике УВД. Вносятся предложения о необходимости принятия дополнительных мер по улучшению выполнения планируемых мероприятий, а в некоторых случаях, наиболее актуальных, вопросы вносятся для рассмотрения на оперативном совещании при начальнике УВД.

2. Способы контроля за исполнением заявлений и сообщений о преступлениях.

При контроле за исполнением сотрудниками горрайоргана заявлений и сообщений о преступлениях начальник в полной мере использует весь комплекс способов проверки деятельности подчиненных, предписанных ему приказаний МВД РФ о порядке учета заявлений и писем граждан, сообщений должностных лиц, учреждений, предприятий и организаций о преступлениях. К числу таких способов можно отнести:

- рассмотрение рапортов (материалов), подготавливаемых дежурной частью, о количестве зарегистрированных в течение суток преступлений и происшествий;

- рассмотрение ежедекадной справки о состоянии работы по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях.

К числу способов, используемых при осуществлении контроля за исполнением заявлений и сообщений о преступлениях, следует отнести и рассмотрение руководством органа материалов (справок) об изучении в суде рассмотренных уголовных дел, а также материалов об отказе в возбуждении уголовных дел в связи с неустановлением личности правонарушителя.

Для обеспечения контроля за полнотой учета заявлений и сообщений о преступлениях, принятых непосредственно от заявителя, введен талон-уведомление. Указанный талон является документом строгой отчетности и выдается дежурным ОВД и подразделения ГАИ, участковым инспектором милиции, а также при необходимости другими должностными лицами, имеющими право осуществлять прием заявлений и сообщений о преступлениях, заявителям.

Корешок талона, содержит сведения о характере заявления и данных о заявителе, остается у должностного лица. Корешки талонов - уведомлений хранятся в секретариатах (канцеляриях) 3 года. По истечению срока хранения уничтожаются в установленном порядке. Они и являются средством контроля.

В целях контроля за правильностью регистрации информации, поступающей по телефону, в дежурных частях органов внутренних дел производится магнитная запись. Магнитная лента должны регулярно прослушиваться начальником ОВД или другим работником по его поручению, которые сверяют полноту регистрации записей на ленте с книгой учета заявлений и сообщений о преступлениях и журналом о другой информации.

Информация, записанная на магнитную ленту, хранится у дежурного в течение 30 суток, затем уничтожается в установленном порядке.

3. Способы контроля за работой по раскрытию преступлений. К числу таких способов следует отнести:

а) заслушивание руководителей оперативных групп, выезжавших на место происшествия, о результатах их работы;

б) изучение материалов уголовных и оперативно-розыскных дел и проверка данных по ним указаний;

в) заслушивание руководителей следственно-оперативных групп, созданных в целях раскрытия неочевидных преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет;

г) изучение и проверка выполнения согласованных оперативно-следственных планов работы, дача по ним указаний, принятие участия в реализации наиболее важных оперативно-розыскных мероприятий;

д) заслушивание конкретных исполнителей, занятых раскрытием преступлений, истребование необходимых материалов о проделанной работе по выполнению указаний ( распоряжений) руководства;

е) проверка своевременности дактелоскопирования лиц, содержащихся в ИВС и приемнике-распределителе, помещение их данных в массив АДИС «Папилон», в экспертно-криминалистический отдел УВД для проверки по следотеке;

ж) личное рассмотрение руководителем органа (начальником и его заместителем), а также начальниками отделений (служб) бюллетеней оперативно-розыскной информации и нераскрытых преступлениях и дача соответствующим сотрудникам указаний о установлении контактов, работы по раскрытию преступлений с другими органами с обязательной последующей проверкой исполнения этих указаний;

з) проведение служебного расследования по материалам раскрытия наиболее опасных преступлений (как раскрытых, так и оставшихся нераскрытыми);

и) рассмотрение материалов о сроках направления сотрудниками спецзаданий в ИТК и следственные изоляторы и сроках рассмотрения ими сообщений, поступивших из этих органов.

4. Способы контроля за своевременным выполнением приказов и распоряжений вышестоящих органов, следующие:

а) оформление специальной папки (паспорта) на каждый приказ, указание, поступившие в горайорганы из вышестоящего звена системы. В этой папке сосредотачиваются план мероприятий по выполнению поступившего приказа (распоряжения) с указанием сроков его выполнения форм и методов, фамилии исполнителей, материалы по выполнению приказа. Папка ведется первым исполнителем;

б) взятие под личный контроль руководителями органов исполнение приказов и указаний вышестоящих органов;

в) заслушивание докладов и отчетов руководителей служб и непосредственных исполнителей о результатах исполнения документов;

г) составление секретариатом горрайоргана ежемесячной сводки по неисполненным документам, рассмотрение этих материалов и дача по ним указаний.

Секретарь отдела регистрирует документы в специальном журнале (книге приказов) и заполняет на него контрольную карточку (в 2-х экземплярах), одна из которых передается исполнителю, а другая хранится в картотеке исполняемых решений. По мере истечения сроков исполнения решения секретарь напоминает исполнителю об этом. В случае своевременного исполнения решения секретарь снимает его с контроля, о чем делает соответствующую отметку в контрольной карточке. Саму же карточку переставляет из раздела картотеки «исполняемые решения» в раздел «исполненные решения». Если же сотрудник не выполняет решение в указанный срок, то секретарь докладывает об этом руководителю горрайоргана. В конце каждого месяца секретарь обычно представляет начальнику органа справку и состоянии исполнения решений.

Сроки исполнения решений указывает сам начальник горрайоргана.

5. Способы контроля за повседневной деятельностью служб.

В процессе контроля за повседневной деятельностью служб руководством органа используются самые разнообразные способы. К числу наиболее распространенных из них относятся:

а) ознакомление с материалами статистической отчетности; характеризующей деятельность контролируемых подразделений, служб;

б) разработка и внедрение для каждой службы перечня сведений об основных показателях ее работы за определенный отрезок деятельности, который служба должна представить руководству органа;

в) выяснение состояния дел в службе (подразделении) посредством заслушивания руководителя службы;

г) непосредственная проверка работы отдельных исполнителей;

д) изучение состояния дел путем проведения совещаний;

е) ознакомление с материалами инспекторских проверок;

ж) организация периодической отчетности сотрудников перед населением;

з) осуществление контрольных проверок несения службы нарядами горрайоргана;

и) использование различных технических средств для целей контроля за деятельностью сотрудников (телефонных розеток, установленных на маршрутах патрулирования, телевизионных устройств, радиосредств и др.);

к) изучение общественного мнения о работе горрайоргана по письмам, жалобам, заявлениям, сообщениям печати, материалам социологических исследований.

§ 3 Пути дальнейшего совершенствования контрольной

деятельности в городских и районных органах внутренних дел.

Всемерное повышение уровня организа-торской работы горрайорганов внутренних дел, является значительным резервом улучшения работы органов внутренних дел на местах, поэтому требования по ее совершен-ствованию в полной мере относятся и к организации контро-ля.

Применительно к контрольной деятельности горрайорга-нов следует говорить о ее правовом, организационном и тех-ническом обеспечении.

Правовой основой организации контроля в горрайоргане являются законы, подзаконные нормативные акты, регла-ментирующие этот вид работы.

В них рассматриваются в основном общеорганизационные вопросы контроля безотносительно к конкретным системам и объектам контрольной деятельности. В практической же ра-боте горрайорганов нередко возникает потребность в более четкой правовой регламентации контроля. Автором в §_ гл. 1 детально исследуется вопрос, была предложена разработка и издание инструкции по организации контроля в УВД, которая бы наделила субъекты контроля определенными правами и обязанностя-ми, способствовала упорядочению контроля и создала реаль-ные условия для его эффективного осуществления. Не рас-сматривая вновь эту проблему, отметим лишь необходимость ее быстрейшего разрешения.

Не менее важную роль в совершенствовании контрольной деятельности горрайорганов играет организационное обеспе-чение, которое предполагает устранение причин и условий, препятствующих осуществлению контроля.

К числу условий, способствующих осуществлению кон-троля, можно отнести создание системы контроля, обеспече-ние субъектов контрольной деятельности, оказание необхо-димой помощи субъектами контроля.

Организационный путь совершенствования контрольной деятельности можно представить следующим образом:

совершенствование организационной структуры горрайоргана;

четкое распределение должностных обязанностей среди субъектов контроля по осуществлению личного планирова-ния руководителей;

использование информационных стендов и т.д.

Существующие в настоящее время в горрайорганах систе-мы контроля, к сожалению, недостаточно совершенны. Они трудоемки, отличаются излишним многообразием форм и далеко не всегда базируются на научной основе. Из-за это-го руководитель горрайоргана зачастую несвоевременно уз-нает о результатах исполнения. А это приводит к повторности принятия решения, увеличению количества документов, к лишним затратам рабочего времени, ослаблению исполни-тельской дисциплины, что в итоге снижет эффективность ра-боты городских и районных органов внутренних дел.

Серьезным направлением совершенствования контроль-ной деятельности в системе горрайорганов внутренних дел является рационализация имеющихся форм и методов кон-троля. С ростом объема и усложнения задач, увеличивается поступление документов, а поэтому организовать системати-ческую и своевременную проверку их, пользуясь устаревши-ми формами и методами, становится все труднее, а иногда практически невозможно.

Система контроля будет результативный тогда, когда она разрабатывается с учетом особенностей ГРОВД, когда более совершенной технологии контроля.

К организационным средствами контроля относится раз-нообразные картотеки, планы, графики, диаграммы, карты, контрольные и контрольно-наблюдательные дела, позво-ляющие судить о развитии процесса управления, стенды, отображающие особенности оперативной обстановки, рас-становку сил и средств. На уровне горрайоргана внутренних дел целесообразно разработать карты для накопительного анализа, на них наносить преступления по линии уголовного розыска, показывать раскрываемость, остаток нераскрытых преступлений, преступность среди несовершеннолетних, уровень преступности, рецидив. К данной карте должна при-лагаться карта-схема оперативно-розыскной деятельности, отображающая силы и средства аппарата, его качественные изменении, расстановку по местам концентрации преступно-го элемента и по отрасли народного хозяйства.

Умелое и рациональное использование технических средств, которыми с каждым годом все больше оснащаются органы внутренних дел непременное условие успешной их деятельности. Особое значение эти средства имеют для ор-ганизации четко налаженного контроля за деятельностью служб, подразделений и отдельных сотрудников горрайорганов.

Техническое обеспечение контрольной деятельности пред-полагает внедрение для более эффективного осуществления трудовых операций по контролю различных средств. К ним можно отнести различные запоминающие устройства, вы-числительную и оргтехнику, а также средства малой механи-зации. В настоящее время в целях повышения кон-троля за исполнительской дисциплиной и результатами дея-тельности служб и подразделений УВД г.Березники ведется освоение программы «Контроль» (в настоящее время используется в работе секретариата УВД) на базе локальной компьютерной сети УВД. В настоящее время локальная компьютерная сеть УВД города насчитывает более 70 персональных компьютеров, имеется выход в базу дан-ных УВД Пермской области, к примеру круглосуточный выход в базы данных ГУВД Пермской области имеет компьютер ДЧ УВД и компьютер стационарного поста ГИБДД при въезде в город, что позволяет оперативно, в дежурные сутки проверять автотранспорт (на предмет обнаружения угнанного или похищенно-го), получать сведения о владельцах, о судимостях, об оружии, подучетных лицах и другой необходимой информации, активно ведется работа по формированию электронной адресной базы данных населения города. Разработаны конкретные программы в зави-симости от специфики деятельности подразделений и служб.

Серьезного внимания заслуживает вопрос о дополнительной разработке на-учно обоснованных, объективных критериев оценки служб, подразделений и конкретных сотрудников. В УВД города Березники ежеквартально подводятся итоги работы служб УВД, ответ-ственные за подведение - заместители начальника УВД. За основу берутся критерии оценок по основным направлениям деятельности, утвержденные приказом МВД РФ № 252дсп- 97г, и специально разработанные критерии - такие как, количе-ство раскрытых, расследованных и выявленных преступле-ний, количество и результаты проведенных оперативных и профилактических меро-приятий и т.д., в сравнении с прошедшей декадой и месяцем текущего года и аналогичным периодом прошлого года (соотношение количественного и в процентах). Для сосредо-точения документов и информации, по этому направлению, имеется специальное литерное дело. Итоги подводятся с принципиальной и объективной оценкой результатов дея-тельности каждого сотрудника. По окончании каждой декады начальник УВД проводит оперативное совещание с замести-телями начальника УВД, на котором рассматриваются ре-зультаты работы в целом службы, возглавляемой заместите-лем и результаты деятельности коллектива УВД в целом, по выполнению стоящих перед ним задач, за декаду. Вносятся предложения по улучшению работы, ставятся задачи на сле-дующую декаду. По аналогичной схеме подводят итоги на оперативных совещаниях заместители начальника УВД по своим службам и подразделениям, начальники подразделений со своими сотрудниками

Как было сказано ранее, одним из требований, предъявляемых к контролю, является объективность. Препятствием реализации этого требования является отсутствие в настоящее время ряда научно обоснованных критериев, по которым можно было бы судить о действительном положении дел. Отсутствие четких критериев зачастую создает условия для необъективного подхода к оценке деятельности, как отдельных сотрудников, так и горрайоргана внутренних дел в целом.

Одним из важных путей повышения эффективности контроля является сокращение потока "бумаг", направленных на места из ГУВД и других вышестоящих инстанций, которые затрудняет организацию контроля. Ярким отрицательным примером может служить работа по реализации указа Президента РФ № 1199 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Критерии оценки работы служб СКМ и МОБ не в полном объеме совпадают с обобщенной отчетностью УВД по форме «5-4» и «3-АЛК», что приводит к снижению объективности подведения итогов работы, возрастанию дискретности. Необходимо постоянно обобщать и распространять передовой опыт по применению новых методов контроля, шире использовать их на практике.

В заключении хотелось бы остановиться на психологическом аспекте контрольной деятельности.

Руководитель горрайоргана внутренних дел призван побуждать подчиненных ему людей к инициативе и творчеству расставлять сотрудников в коллективе соответственно способностям, с целью получения высоких результатов работы коллектива в целом. Это тем более важно, что инициативу, творчество и другие сложнейшие интеллектуально- психологические качества невозможно сформулировать только приказами, распоряжениями и другими административными актами.

Здесь необходимо воздействовать и на психологические качества человека, вызывать в нем внутреннее желание работать творчески, инициативно. Но психика различных людей не одинакова, индивидуальна; а поэтому, более полный учет индивидуальных черт подчиненных становится первостепенной задачей руководителя, особенно среднего звена управления.

Использование руководителями власти предполагает осу-ществление действенного контроля за работой подчиненных. При этом обязательно нужно определить масштаб, рамки контроля.

Масштабы контроля зависят не только от организацион-ной обстановки, сферы деятельности руководителя, но и его личных качеств и качеств его подчиненных. Чем выше эти качества, больше масштаб контроля. Нужно помнить , что в любом случае недопустимы мелочная опека, детальная рег-ламентация действий подчиненных. Они дезориентируют исполнителей, сковывают их инициативу, подавляют их уве-ренность в себе, самостоятельность мышления и т.п. А отсю-да недалеко и до обстановки настороженности, недоверия и подозрительности в коллективе в целом, что отрицательное сказывается и на результатах его работы.

Непременным условием взаимопонимания руководителя и подчиненных является, наличие хорошо отработанных фор-мальных и неформальных, служебных и просто человеческих связей, прямых и обратных. Все это в совокупности влияет на психологический климат, в котором осуществляется кон-троль.

Климат, сопутствующий контролю, является неудовлетво-рительным, если для него характерны не гармония и со-трудничество, а игра в "прятки": начальник горрайоргана и другие субъекты контроля выявляют, а подчиненные скры-вают. Эта "игра" оказывает деморализующее влияние на всех ее участников.

Деморализация сопутствует любому контролю, проводи-мому под флагом идеологии "контрольного факта", то есть, по принципу, что контролирует лишь событие, в процессе которого нарушена норма.

Контроль, фиксирующий только так называемые "контрольные факты", может легко привести к сведению сче-тов. Ибо в любом интенсивно работающем горрайоргане внутренних дел мелочный контроль может обнаружить ряд недостатков, представляющих второстепенный и побочный результат на фоне плодотворной и в принципе правильной деятельности всего коллектива.

Убеждение, что субъект контроля одинаково заинтересо-ван в отыскании как негативных, так и положительных сто-рон деятельности, будет способствовать тому, что каждый объект контроля будет способствовать его эффективному осуществлению.

Таким образом можно будет решить важную проблему общего значения, то есть перенести упор в контроле с про-шлого на будущее. Ибо лучше с 75 % уверенностью предви-деть ошибку, которая может случиться в будущем, если не предпринять определенные шаги, чем иметь 100 % знание о происхождении ошибки, которая произошла. Ибо в конечном счете несравненно полезнее контроль факторов чреватых по-тенциальными ошибками, нежели контроль, ориентирован-ный на вскрытие ошибок.

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев ВТ. «Научное управление обществом» (опыт системного исследования). М., Политиздат; 1973.

Бурмистров В.Л., Иванов Н.Н., Шелякин Н.Д. «Организация и существование контроля в ОВД». Лекция, Академия МВД СССР; 1976.

Васильев В.Н. «Контроль и проверка исполнения». В кн.:«Как организовать управленческий труд», М.,1971

Годунов В.В. «Введение в теорию управления». М., 1967.

Закон РФ от 18.04.91г. №1026-1 "О милиции".

Капорцев А.Г. «Контроль в управленческой деятельно-сти». М., Академия МВД СССР; 1981.

Керженцев П.М, «Принципы организации». М., Юридиче-ская литература; 1968.

Лебедев М.П. «Государственные решения в системе управления социалистическим обществом». М., Юридиче-ская литература; 1974.

Малков В. Д. «Контроль в управленческой деятельности органов внутренних дел». М., Юридическая литература;1976.

Майдыков А.Ф. «Содержание работы начальника город-ского (районного) органа внутренних дел». М,, Академия МВД РФ; 1989.

Основин В. С. «Основы науки социального управления». М., Юридическая литература; 1989.

«Основы научной организации управления и труда в ор-ганах внутренних дел». Под ред Зуйкова Г.Г.; Юридическая литература; 1974.

Попов Г.Х. «Методы управления социалистическим про-изводством» .М., 1973.

Приказ МВД РФ от 1994 г. № 260 «О введении в дейст-вие Наставления по организации работы городских, район-ных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте».

Приказ МВД РФ № 420 от 14 сентября 1993 г. "О мерах по совершенствованию организации работы городских, рай-онных органов внутренних дел и линейных органов внут-ренних дел на транспорте".

Приказ МВД РФ № 252дсп - 97г. «Об утверждении нормативных актов, регламентирующих вопросы инспектирования органов внутренних дел».

Тихомиров Ю.А. «Управленческое решение», М., 1972.

Туманов Г.А. «Организация исполнения управленческих решений». В кн.: «Основы научной организации управления и труда в ОВД». М., Юридическая литература. 1974.

Чекалин К. С. «Контроль деятельности советской мили-ции». М., 1976.

Шелякин Н.Д. «Организационные и правовые проблемы контроля в МВД, УВД». Диссертация; Академия МВД СССР; 1977.

Шелякин Н.Д. «Организация и осуществление начальни-ком ГРОВД контроля за оперативно-служебной деятельно-стью подчиненных».М., Академия МВД РФ; 1994.

Array

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.