РУБРИКИ

Основы правоведения

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Основы правоведения

Сроки и форма трудового договора (контракта)

Согласно ст. 17 КЗОТ РФ трудовые договоры заключаются: а) на неопределенный срок; б) на определенный срок, но не более 5 лет; в) на время выполнения определенной работы (например, на время монтажа оборудования, выполнения хоздоговорной научно-исследовательской работы, на время проведения инвентаризации).

В подавляющем большинстве случаев трудовой договор заключается на неопределенный срок. При этом мы говорим о приеме на постоянную работу без указания срока.

Срочный трудовой договор в настоящее время может быть заключен только в исключительных случаях, прямо указанных в законе:

когда характер и условия работы не позволяют заключить его на неопределенный срок (например, работа носит сезонный характер);

когда это отвечает «интересам работника»; в случаях, непосредственно предусмотренных законом (например, с руководителями предприятий, с лицами, участвующими в общественных работах, для работы в районах Крайнего Севера и др.).

Максимальный срок договора составляет 5 лет. В пределах максимального срока стороны могут определить любую продолжительность договора.

Все трудовые договоры в настоящее время должны заключаться в письменной форме. Форму трудового договора следует отличать от порядка оформления на работу.

Согласно ст. 18 КЗОТ РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации, который должен быть объявлен работнику под расписку. Таким образом, приказ должен издаваться после заключения трудового договора. На практике встречаются случаи, когда гражданин приступает к работе до издания приказа. В ч. 3 ст. 18 КЗОТ РФ устанавливается, что фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Однако в подобных случаях допуск к работе должен быть осуществлен по поручению или с ведома должностного лица, обладающего правом приема на работу.

В соответствии со ст. 173 КЗОТ РФ запрещается прием на работу лиц моложе 15 лет. Для подготовки молодежи к производственному труду, допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профобразования для выполнения личного труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими четырнадцатилетнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя.

Зачисление на работу предполагает также соблюдение ряда других формальных требований, установленных законом. Так.при приеме на работу администрация обязана потребовать предоставления следующих документов: а) трудовой книжки, а при поступлении на работу впервые -- справки жилищно-эксплуатационной организации или сельского (поселкового) Совета о последнем занятии; б) паспорта; в) для уволенных из армии -- военного билета. Прием на работу без этих документов не допускается.

В соответствии со ст. 16 КЗОТ РФ запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Под необоснованными следует понимать отказы прямо противоречащие законодательству (например, по мотивам пола, расы, национальности, социального происхождения и т.д.), а также не связанные с деловыми качествами работников.

В большинстве случаев необоснованный отказ в приеме на работу может быть обжалован в органы прокуратуры. В случаях же, установленных законодательством, жалоба подлежит рассмотрению в суде (например, при отказе в приеме на работу беременной женщине, работнику приглашенному на работу в порядке перевода из другого предприятия при направлении на работу службой занятости по заявке организации).

Прекращение трудового договора

Законодательство о прекращении трудового договора направлено на защиту права граждан на труд, на создание стабильных трудовых правоотношений, преодоление текучести рабочей силы, а также борьбу с произволом хозяйственных руководителей, стремящихся избавиться от «неугодных» работников.

Перечень общих оснований прекращения трудового договора дается в ст. 29 КЗОТ РФ. Анализ данной статьи показывает, что трудовой договор может быть прекращен в результате определенных событий (например, истечение срока договора) и юридических действий (призыв или поступление на военную службу; соглашение сторон).

Трудовой договор прекращается также в связи со смертью pa6oтника. В этом случае издается приказ об исключении работника и списочного состава предприятия, учреждения, организации.

В зависимости от юридических действий, лежащих в основе прекращения трудового договора, основания могут быть классифицированы на четыре группы.

1. Прекращение трудового договора по взаимному волеизъявлению сторон. В эту группу входят такие основания прекращения трудового договора как соглашение сторон (п. 1 ст. 29), перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организации или переход на выборную должность (п. 5 ст. 29).

2. Прекращение трудового договора по инициативе администрации предприятия, учреждения, организации. Общие основания увольнения с работы по инициативе администрации содержатся в ст. 33, а дополнительные основания -- в ст. 254 КЗОТ РФ.

3. Прекращение трудового договора по заявлению работника. Эта группа оснований включает расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) -- ст. 31, 32 КЗОТ РФ; отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием,, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда (п. 6 ст. 29 КЗОТ РФ).

4. Прекращение трудового договора по инициативе органов, не являющихся стороной трудового договора. К данной группе можно отнести такие основания, как призыв на военную службу (п. 1 ст. 29), увольнение по требованию профсоюзного органа (ст. 37 КЗОТ РФ), вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы, либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы (п. 7 ст. 29 КЗОТ РФ).

34. Время труда и время отдыха. Заработная плата.

Понятие и виды рабочего времени

Труд как целесообразная деятельность по производству материальных благ, как процесс, совершающийся между человеком и природой, необходимо протекает во времени. Время труда является естественной формой существования труда. В любой общественно-экономической формации труд работников протекает во времени. В связи с этим мы можем сказать, что конкретная мера труда, его количественное выражение и представляет собой рабочее время. Рабочее время является экстенсивной величиной меры труда, определяя его продолжительность, протяженность во времени.

Основная служебная роль рабочего времени заключается в том, чтобы определить меру труда, которую работники должны посвятить созданию совокупного общественного продукта.

В Российской Федерации общая максимальная продолжительность рабочего времени устанавливается в законодательном порядке. При этом под рабочим временем понимаются такие периоды, которые посвящаются труду. В течение рабочего времени работники должны находиться на предприятии, в учреждении, организации для выполнения трудовых обязанностей. Именно это время подлежит нормированию. К рабочему времени прежде всего относятся периоды, когда работник фактически выполнял свои трудовые обязанности, свою работу. Однако, к рабочему времени относятся также другие периоды пребывания работника на работе, когда фактически работа не выполнялась по уважительным причинам (например, время простоя не по вине работника), или при невыполнении работы без уважительных причин (простой по вине работника, прогул).

Итак, рабочее время -- это установленные законом или на его основе периоды, в течение которых работники должны выполнять свои трудовые обязанности с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка.

Действующее трудовое законодательство различает: нормальное, сокращенное и неполное рабочее время.

Как правило, норма рабочего времени исчисляется в определенных единицах времени. Чаще всего за единицу измерения берется день или неделя. В связи с этим законодательству известные такие понятия как рабочий день, рабочая неделя, рабочая смена.

Нормальное рабочее время (нормальный рабочий день, рабочая неделя) -- это установленное законом или в его развитие подзаконным актом общая продолжительность рабочего времени (в течение суток или недели).

Нормальное рабочее время характеризуется тем, что оно имеет всеобщий характер, распространяясь на подавляющее число работников всех отраслей независимо от характера их трудовой деятельности и сроков работы (за исключением тех, для которых устанавливается сокращенное рабочее время). Нормальное рабочее время устанавливается для работ с обычными нормальными условиями труда, не требующими повышенного физического или нервно-мозгового напряжения.

Продолжительность нормального рабочего дня установлена Законом 1960 года применительно к шестидневной рабочей неделе и составляет 7 часов в сутки.

Нормальная продолжительность рабочей недели установлена 40 часов в неделю (ст. 42 КЗОТ РФ).

Сокращенное рабочее время в отличие от нормального характеризуется тем, что его продолжительность короче нормальной; оно устанавливается для определенной категории работников в силу особых причин (условий и характера труда, обстоятельств, связанных с личностью работника и др.). При сокращенном рабочем времени зарплата выплачивается в полном размере.

Сокращенное рабочее время устанавливается в тех случаях, когда это предусмотрено законом. Так, сокращенное рабочее время (сокращенный рабочий день, рабочая неделя) устанавливается для работников моложе 18 лет (ст. 43 КЗОТ РФ), на работах с вредными условиями труда (ст. 44 КЗОТ РФ), для отдельных категорий работников (учителей, врачей и др.), накануне праздничных дней (ст. 47 КЗОТ РФ), в ночное время (ст. 48 КЗОТ РФ) и в других случаях.

На практике фактическая продолжительность работы может совпадать с нормальной продолжительностью рабочего времени в течение суток или не совпадать. В случае несовпадения мы говорим о рабочей смене. Данный термин употребляется и в законодательстве (ст. 46, 51 КЗОТ РФ). Под рабочей сменой понимается продолжительность рабочего времени, которую работник должен отработать согласно расписанию или графику сменности в течение суток.

По соглашению между работником и администрацией может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя (ст. 49 КЗОТ РФ).

Неполное рабочее время характеризуется тремя основными признаками, отличающими его от сокращенного рабочего времени:

а) оно устанавливается по соглашению сторон; б) нормы выработки или нормы нагрузки рассчитываются на ту продолжительность, которая определена по соглашению сторон; 3) оплата труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

В некоторых случаях, составляющих исключение из общего правила, работники имеют ненормированный рабочий день. При ненормированном рабочем дне в случае особой необходимости работник должен выполнять свои служебные обязанности сверх нормального (сокращенного) рабочего дня.

Ненормированный рабочий день не является какой-то особой нормой рабочего времени, отличающейся от нормального или сокращенного рабочего дня. Ненормированный рабочий день могут иметь работники как с рабочим днем нормальной продолжительности, так и с сокращенным рабочим днем. По существу ненормированный рабочий день означает специфический режим нормального или сокращенного рабочего времени.

Понятие и виды времени отдыха

Право граждан на отдых закреплено в ст. 37 Конституции РФ, которая определяет также и юридические гарантии его осуществления. Под временем отдыха понимаются установленные законом периоды, в течение которых работники подлежат освобождению от выполнения своих трудовых обязанностей и могут использовать их по своему усмотрению.

Действующее законодательство различает следующие виды времени отдыха:

-- Перерывы в течение рабочего дня.

-- Междудневные перерывы.

-- Еженедельные выходные дни.

-- Праздничные дни.

-- Ежегодные отпуска.

Работникам в течение рабочего дня предоставляется перерыв для отдыха и питания -- обеденный перерыв (ст. 57 КЗОТ РФ). Он должен предоставляться, как правило, через 4 часа после начала работы. Продолжительность его колеблется от тридцати минут до двух часов. Точная продолжительность обеденного перерыва закрепляется в правилах внутреннего трудового распорядка. Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время и не оплачивается.

Помимо обеденного перерыва в течение рабочего дня могут предоставляться перерывы целевого назначения, которые включаются в рабочее время и подлежат оплате. К ним относятся перерывы для обогревания при работе на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях в холодное время года; перерывы для отдыха на погрузо-разгрузочных работах; перерывы на работах с вредными условиями труда; перерывы для кормления ребенка.

После окончания рабочего дня каждому работнику должен быть обеспечен отдых определенной продолжительности.

Ежедневный перерыв -- это перерыв в работе между окончанием работы и началом ее в следующий день. Длительность ежедневного отдыха зависит от продолжительности рабочей смены и режима работы.

Не реже одного раза в неделю каждому работнику предоставляется день отдыха -- выходной день. Общим выходным днем является воскресенье (ст. 60 КЗОТ РФ). При пятидневной рабочей неделе выходными днями являются обычно суббота и воскресенье, либо воскресенье и понедельник. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе, если он не определен законодательством, устанавливается графиком работы предприятия, учреждения, организации. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

Для работников предприятий и учреждений, занятых обслуживанием населения и функционирующим в общие выходные дни, выходные дни устанавливаются местными органами власти (ст. 62 КЗОТ РФ).

В непрерывно действующих производствах выходные дни предоставляются в соответствии с графиками сменности и могут приходиться на любые дни (ст. 61 КЗОТ РФ).

На предприятиях, в учреждениях и организациях не может производиться работа в праздничные дни.

В праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие предприятия, учреждения, организации), работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения, а также неотложные ремонтные и погрузо-разгрузочные работы.

При совпадении выходного и праздничного днец выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день (ст. 65 КЗОТ РФ).

Одной из гарантий закрепленного Конституцией права граждан на отдых является предоставление отпусков.

Право на отпуск имеют все работники. Для приобретения права на отпуск имеет значение только факт работы. Степень занятости работника, размер и форма оплаты труда, является ли работа штатной или нештатной -- все эти обстоятельства не играют роли в определении права на отпуск. Оно не зависит также от места работы (государственное, муниципальное, частное), от занимаемой должности и срока трудового договора.

Трудовое законодательство предусматривает следующие виды отпусков: ежегодные основные, ежегодные дополнительные, отпуска целевого назначения (по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижении им трехлетнего возраста, учебные отпуска, творческие отпуска и др.).

Минимальная продолжительность ежегодного основного отпуска закреплена в ст. 67 КЗОТ РФ. Она не может быть менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю независимо от организационно-правовой и ведомственной принадлежности предприятий, учреждений, организаций, в том числе и для работающих по трудовым договорам (контрактам) у отдельных лиц.

При этом не имеет значения, является ли работа основной или по совместительству, занят работник полное или неполное рабочее время.

Помимо ежегодных основных отпусков минимальной продолжительности имеются ежегодные удлиненные отпуска. Удлиненный отпуск -- это разновидность ежегодных основных отпусков. Как и минимальный ежегодный основной отпуск, он является неделимым отпуском (в отличие от дополнительных отпусков), но продолжительность его выше минимального. Удлиненный основной отпуск устанавливается работникам с учетом характера и специфики трудовой деятельности, состояния здоровья и других обстоятельств.

Так, законодательство предусматривает удлиненные отпуска работникам моложе 18 лет, работникам научно-исследовательских, учебных и культурно-просветительных учреждений, детских учреждений и в др. случаях.

Многие работники имеют право на получение дополнительных отпусков. Дополнительные отпуска призваны компенсировать воздействие неблагоприятных факторов на здоровье работника в процессе труда, другие -- стимулировать и поощрять длительную работу в определенной сфере и т.д.

Продолжительность дополнительных отпусков, установленных законодательством, колеблется от 1 до 36 рабочих дней и зависит от основания их предоставления.

В соответствии со ст. 68 КЗОТ РФ ежегодные дополнительные отпуска предоставляются:

1) за работу с вредными условиями труда;

2) за продолжительную непрерывную работу на одном предприятии, в организации;

3) за работу с ненормированным рабочим днем;

4) за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;

5) в других случаях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами или иными локальными нормативными актами.

Понятие, методы и тарифы заработной платы

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера. Принцип оплаты по труду находит конкретное выражение в различных формах вознаграждения за труд, одной из которых является заработная плата.

В отличие от иных материальных выплат заработная плата характеризуется тем, что оплата производится за живой труд, а не за конечный результат труда. Результат труда имеет значение только для определения размера оплаты, а не самого права на оплату. Право работника на оплату определяется началом работы, фактом ее выполнения. В силу этого право на оплату возникает и в том случае, если работник по не зависящим от него причинам не выполнил необходимую меру труда.

Труд работника оплачивается на основе заранее установленных норм оплаты. В одних случаях такие нормы утверждаются государством, в других -- предприятием, учреждением, организацией. Данные установленные нормы оплаты являются тем пределом, ниже которого нельзя опускаться. Величина заработной платы определяется заранее, до начала приступления работника к выполнению трудовых обязанностей.

В соответствии со ст. 78 КЗОТ РФ месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на определенный период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда) не может быть ниже установленного высшим законодательным органом минимального размера оплаты труда. Запрещается какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работника в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст. 77 КЗОТ РФ.).

Таким образом, заработная плата -- это денежное вознаграждение, выплачиваемое предприятием, учреждением, организацией работникам по заранее установленным тарифным нормам и не ниже минимального размера оплаты труда.

В основе регулирования заработной платы лежат тарифы оплаты труда. С помощью тарифов размеры заработной платы дифференцируются в зависимости от квалификации и условий труда, от значения той или иной отрасли производства, от обязанностей и характера труда в различных районах страны.

В основе оплаты труда рабочих, как правило, лежит тарифная система, хотя допускается применение и бестарифных систем (ст. 80 КЗОТ РФ). Например, возможна форма оплаты с применением условных коэффициентов. На практике широко известны системы организации заработной платы с использованием коэффициентов трудового участия (КТУ), коэффициентов трудового вклада (КТВ), коэффициентов эффективности труда (КЭТ). Все они представляют собой оценку трудового вклада работника в результат работы и используются при распределении коллективного заработка.

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, по общему правилу, на основе должностных окладов (ст. 8.1 КЗОТ РФ). В основе оплаты труда работников бюджетных организаций лежит Единая тарифная сетка (ETC), состоящая из 18 разрядов. Каждому разряду соответствует тарифный коэффициент. Должностной оклад в этом случае определяется путем умножения тарифной ставки 1 разряда на соответствующий коэффициент. При этом соотношение между 1 и 18 разрядами составляет 1:10,07.

В последнее время при оплате специалистов и служащих распространение приобретает такая система, при которой размер их заработка определяется исходя из оплаты руководителя. При этой форме месячный заработок руководителя принимается за 100 и по каждой должности устанавливается коэффициент с учетом его значимости в структуре предприятия, учреждения, организации.

На ряде предприятий находит применение рейтинговая система, при которой размер месячного заработка определяется в соответствии с рейтингом данного работника.

Система заработной платы -- это совокупность норм, при помощи которых определяется размер вознаграждения, подлежащего выплате работникам в зависимости от произведенных ими затрат труда. Основными системами заработной платы в настоящее время являются повременная и сдельная системы.

Кроме основных систем заработной платы широкое распространение получила дополнительная премиальная система заработной платы. Эта система применяется не самостоятельно, а в сочетании с одной из основных систем, в виде сдельно-премиальной и повременно-премиальной оплаты.

Повременная система заработной платы применяется для оплаты труда подавляющего большинства руководителей, специалистов и служащих, а также для оплаты труда некоторых категорий рабочих. При этой системе оплаты труда основными данными для начисления заработной платы работнику является присвоенная ему тарифная ставка (должностной оклад) и проработанное время в течение определенного расчетного периода. В зависимости от того, какой период времени принят для начисления заработка повременная оплата труда может быть помесячной, поденной и почасовой.

Сдельная система является преобладающей в оплате труда рабочих. При ней труд оплачивается за каждую единицу выполненной работы по сдельным расценкам. Размер оплаты зависит от того, сколько произведено продукции, сколько выполнено операций или сколько оказано услуг. Для этой цели устанавливаются нормы труда (выработки, времени, обслуживания, численности). Они используются для установления дневных размеров заданий рабочим, размеров сдельных расценок, необходимых средств на выплату заработной платы. В связи с этим нормированию труда придается большое значение.

35. Дисциплинарная и материальная ответственность работника. Материальная ответственность работодателя.

Понятие и виды дисциплинарной ответственности. Работники, нарушившие трудовую дисциплину, привлекаются к дисциплинарной ответственности, которая представляет собой один из видов юридической ответственности.

Дисциплинарная ответственность -- это обязанность работника ответить перед администрацией предприятия, организации за совершенный дисциплинарный проступок путем применения к нему дисциплинарных взысканий, предусмотренных в дисциплинарных санкциях трудового законодательства. Дисциплинарная ответственность наступает только в случае совершения особого вида правонарушения, называемого дисциплинарным проступком.

Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, за совершение которого предусмотрено применение дисциплинарных или иных санкций, установленных трудовым законодательством.

Привлечение работников к дисциплинарной ответственности за проступки, не связанные с нарушениями трудовых обязанностей, может иметь место в исключительных случаях, прямо предусмотренных в законе, когда работник по занимаемому положению и выполняемым обязанностям должен быть примером поведения как на работе, так и вне ее (некоторые выборные работники, судьи).

В трудовом праве различаются два основных вида дисциплинарной ответственности работников: общая и специальная.

Подавляющее большинство работников несут общую дисциплинарную ответственность (в соответствии с Кодексом законов о труде РФ). В ст. 135 КЗОТ РФ предусматриваются следующие виды дисциплинарных взысканий: 1) замечание, 2) выговор, 3) строгий выговор, 4) увольнение (по пунктам 3,4,7,8 ст. 33 и п. 1 ст. 254 КЗОТ РФ).

При выборе конкретной меры дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду. Каждое взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка.

Дисциплинарные взыскания налагаются непосредственно за обнаружением проступка. Не допускается наложение взыскания по истечении одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание во всяком случае не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности -- не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства уголовного дела.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию. Дисциплинарное взыскание может быть снято и до истечения срока.

Материальная ответственность представляет собой обязанность работников ответить перед администрацией предприятия, учреждения, организации за совершенное имущественное правонарушение и возместить причиненный ущерб в установленном законом порядке.

Особенностью данной ответственности является то, что одной стороной в ней всегда выступает работник, состоящий или состоявший в момент причинения ущерба в трудовом правоотношении с организацией, которой он причинил имущественный ущерб. Другой стороной является предприятие, учреждение, организация.

Основанием материальной ответственности является имущественное правонарушение, совершенное работником. Состав же данного имущественного правонарушения образуют четыре условия:

а) прямой действительный ущерб, нанесенный работником; б) противоправность поведения работника; в) причинная связь между ущербом и противоправным поведением работника; г) вина работника. Первые три условия образуют объективную, а вина -- субъективную сторону состава правонарушения.

Действующее трудовое законодательство различает два вида материальной ответственности: ограниченную и полную. . При ограниченной материальной ответственности максимальные размеры возмещения причиненного ущерба ограничиваются установленными пределами заработной платы работника, причинившего ущерб. Основным видом ограниченной материальной ответственности является ответственность в размере действительного ущерба, но не более среднего месячного заработка работника. Она наступает во всех случаях причинения ущерба работником за исключением случаев, когда законодательством установлены более высокие пределы. При полной материальной ответственности причиненный ущерб взыскивается в полном размере без каких-либо ограничений пределами заработной платы. Она наступает в случаях, установленных законодательством (ст. 121 КЗОТ РФ):

1) когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;

2) когда в соответствии с законодательством на работника возложена такая материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей;

3) когда между работником и предприятием, учреждением, организацией заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения и для других целей;

4) когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;

5) когда имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;

6) когда ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции) в том числе, при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием работнику в пользование;

7) когда ущерб причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии.

Полная материальная ответственность может быть индивидуальной и коллективной (бригадной).

Особенности имущественной ответственности организаций перед работником.

В соответствии со ст. 139 КЗОТ РФ администрация обязана обеспечить здоровые и безопасные условия труда. Нарушение данной обязанности, если это повлекло за собой увечье или иное повреждение здоровья работника, влечет имущественную ответственность организации.

Работодатель освобождается от возмещения ущерба, если докажет, что вред причинен не по его вине (кроме причинения вреда источником повышенной ответственности, когда ущерб возмещается независимо от вины работодателя).

Если возникновению или увеличению вреда содействовала грубая неосторожность потерпевшего, то в зависимости от степени его вины размер возмещения соответственно уменьшается.

Возмещение вреда состоит в выплате потерпевшему денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности вследствие трудового увечья; в компенсации дополнительных расходов, в выплате в установленных случаях единовременного пособия, в .возмещении морального ущерба.

Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК) в процентах.

Размер возмещения вреда также определяется в процентах к заработку потерпевшего до трудового увечья, соответствующих степени утраты им профессиональной трудоспособности.

При этом пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с трудовым увечьем, а также и другие виды пенсий, назначенные как до, так и после трудового увечья, в счет возмещения вреда не засчитываются. Не засчитывается также в счет возмещения вреда заработок, получаемый потерпевшим после увечья.

Споры о возмещении вреда здоровью работника рассматриваются судом. Однако, предварительно работник или члены его семьи (в случае смерти работника) должны обратиться с требованием о возмещении вреда к администрации. И лишь если состоялось решение администрации, с которым не согласились потерпевшие, или требование этих лиц не было рассмотрено администрацией в десятидневный срок, они имеют право обратиться в суд (ст. 40 Правил).

36. Правоохранительные органы РФ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации к правоохранительным органам относится целый ряд государственных органов. В первую очередь такими органами, согласно ст. 176 Конституции РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре Российской Федерации от 15 февраля 1992 года, являются органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное расследование. Систему органов прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик в составе РФ, федеральных городов Москвы, Санкт-Петербурга, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов, а также иные территориальные прокуратуры.

Особая роль в деле охраны правопорядка принадлежит органам внутренних дел. Министерство внутренних дел РФ и его органы имеют большую и сложную компетенцию, которая в значительной мере связана с правоохранительной деятельностью. Важная функция МВД РФ и его органов состоит в последовательном укреплении законности и правопорядка, охране прав и законных интересов граждан, борьбе с преступностью. Законом России «О милиции», Положением о Министерстве внутренних дел РФ установлено, что главными задачами органов внутренних дел являются: обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в осуществлении их законных прав и интересов; исправление осужденных; организация работы по обеспечению пожарной безопасности; обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах; обеспечение строгого соблюдения законности в деятельности подразделений и должностных лиц органов внутренних дел. Кроме этого, органы внутренних дел организуют и осуществляют оперативно-розыскную деятельность, обеспечивают дознание и производство предварительного следствия по делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, оказывают содействие в борьбе с особо опасными государственными преступлениями и проведению других мероприятий по охране государственной безопасности. Систему органов внутренних дел составляют: МВД РФ, МВД республик в составе РФ, управления, городские и районные органы внутренних дел других субъектов федерации, Государственного пожарного надзора, Государственной автоинспекции, внутренние войска, исправительно-трудовые учреждения, органы внутренних дел на транспорте (водном, воздушном, железнодорожном) и другие подразделения.

Федеральные органы налоговой полиции также являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Задачами федеральных органов налоговой полиции являются: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы.

Деятельность правоохранительных органов осуществляется на основе следующих принципов: законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации; сочетания гласных и негласных форм деятельности.

В правоохранительных органах не допускаются создание и деятельность политических партий и других общественных объединений. Сотрудники федеральных правоохранительных органов не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами, а также правоохранительными органами других государств на основе международных договоров и обязательств Российской Федерации. Деятельность правоохранительных органов основывается на Конституции Российской Федерации, конституциях республик и уставах других субъектов федерации, иных законодательных актах Российской Федерации, а также правовых актах республик в составе Российской Федерации, правовых актах автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области правоохранительной деятельности, принимаемых в пределах их полномочий.

37. Административное и уголовное право как отрасли права РФ: общая характеристика.

Предмет административного права

Административное право -- самостоятельная отрасль в системе права, так как отличается собственным предметом и специфическим методом правового регулирования общественных отношений, которые складываются в сфере государственного управления. Часто подчеркивают, что административное право есть управленческое право, регулирующее общественные отношения по организации и деятельности управленческого (исполнительного, административного) аппарата, права и обязанности граждан, а также должностных лиц в результате использования ими власти (управленческой, исполнительно-распорядительной, административной).

Система административного права состоит из общей и особенной части. Первая включает в себя нормы, регулирующие отношения управления в целом, вторая -- отношения в пределах конкретных сфер управления.

Административное право регулирует общественные отношения возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления, которые связаны с процессом осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного и муниципального управления (исполнительных органов) по руководству экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется через нормы права (правила поведения) обязательные для всех субъектов регулируемых отношений, если в них участниками являются соответствующие органы государственного управления (должностные лица), осуществляющие управленческую деятельность.

Источниками административного права выступают федеральные законы и законы субъектов федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, многочисленные подзаконные акты органов управления -- министерств, ведомств, государственных комитетов, служб и других государственных органов, полномочных издавать административно-властные предписания. Особое место занимают нормативные акты органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации содержит базовые правовые нормы других отраслей права, в том числе и административного права, поэтому ее с полным основанием можно отнести к главному источнику норм административного права.

Таким образом, административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов государственного управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями, во-вторых, внутриаппаратные управленческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, формы и методы внутриаппаратной деятельности в государственных органах .и органах местного самоуправления).

Метод административного права

Метод правового регулирования, используемый в административном праве, обладает особой спецификой наряду с основными способами правового воздействия: а) обязывание -- возложение прямой юридической обязанности совершить в активной форме то или иное действие в точном соответствии с условиями, предусмотренными правовой нормой; б) запрет -- возложение прямой юридической обязанности не совершать (пассивная форма поведения) то или иное деяние в условиях, предусмотренных правовой нормой; в) дозволение -- юридическое разрешение совершать (или не совершать) по усмотрению субъекта те или иные действия, предусмотренные правовой нормой.

Административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации, что качественно отличает их от гражданско-правового регулирования общественных отношений. Отсюда важно установить правовое положение сторон в административно-правовом отношении; юридические факты, влекущие возникновение, изменение или прекращение правоотношений; права и обязанности их субъектов, а также способы защиты прав и обеспечения обязанностей.

Нормы административного права

Нормы административного права представляют собой правила поведения, устанавливаемые государством в целях регулирования общественных отношений в сфере исполнительно-распорядительной управленческой деятельности.

Административно-правовые нормы регулируют общественные отношения управленческого характера путем определения взаимных прав, обязанностей, ответственности сторон этих отношений, причем по своему содержанию они носят повелительный, императивный характер. Они могут содержать также правила поведения, касающиеся всех других возможных участников регулируемых ими управленческих отношений.

Нормы административного права могут быть подразделены на виды по различным основаниям (критериям).

1) В зависимости от функций права нормы могут быть регулятивными и охранительными.

2) По содержанию различаются нормы материального и процессуального права. Первые определяют объем и содержание прав и обязанностей участников административно-правовых отношений, т.е. их административно-правовой статус (правовое положение). Вторые -- определяют порядок (процедуру) реализации прав и обязанностей, установленных материальными нормами для участников регулируемых общественных отношений.

3) По характеру предписываемого правила поведения различают нормы запрещающие, обязывающие, управомочивающие.

4) По юридической силе выделяются нормы законов и нормы подзаконных актов.

5) По степени общности содержания выделяют нормы общие и специальные.

6) По времени действия выделяют нормы постоянные и срочные (временные).

Реализация норм административного права -- это их практическое претворение (осуществление, воплощение) в реальном поведении субъектов в соответствии с целями правового регулирования управленческих общественных отношений. Субъектами, реализующими эти нормы, являются государственные и негосударственные организации, государственные и муниципальные служащие, коммерческие и некоммерческие организации, общественные объединения, граждане Российской Федерации и иные субъекты.

Понятие, задачи и система уголовного права

Уголовное право, как отрасль права, представляет собой совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, которые определяют преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказаний, порядок и условия их назначения, а также освобождения от уголовной ответственности и наказания.

В качестве предмета регулирования уголовного права выступают общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления.

Метод уголовно-правового регулирования состоит в установлении преступности, уголовных запретов совершения преступлений и их наказуемости.

Уголовное право, как и любая другая отрасль права, является не простой, а систематизированной совокупностью правовых норм. Система уголовного права представляет собой целостное единство взаимосвязанных уголовно-правовых институтов и норм, расположенных в зависимости от их содержания, характера и сущности. Систему уголовного права составляют Общая и Особенная части.

Общая часть уголовного права -- это совокупность уголовно-правовых институтов и норм, в которых определяются задачи уголовного законодательства, его принципы и основание уголовной ответственности; действие уголовного закона в пространстве, времени и по кругу лиц; дается определение понятия преступления и выделяются категории преступлений; решаются вопросы о вине и ее формах; указывается возраст, с которого наступает уголовная ответственность; определяются обстоятельства, исключающие преступность деяния; характеризуются стадии совершения преступления; раскрываются вопросы соучастия в преступлении; формулируются цели наказания; устанавливаются виды наказаний, их содержание и порядок назначения; предусматриваются основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Особенная часть уголовного права -- это система норм, содержащих описания отличительных признаков конкретных преступлений и устанавливающих виды и размеры наказаний, которые могут быть назначены физическим лицам.

Задачами уголовного права являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Помимо общих задач, единство норм, институтов и частей уголовного права, как отрасли права, обеспечивают и принципы уголовного права.

Под принципами уголовного права понимаются основополагающие идеи, закрепленные в нормах уголовного права, которые предопределяют содержание и построение уголовно-правовых норм, институтов и отрасли права в целом.

К числу принципов уголовного права относятся: принцип законности, принцип равенства граждан перед законом, принцип ответственности за вину, принцип справедливости, принцип гуманизма.

Законность, как принцип уголовного права, означает, что преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия могут определяться только Уголовным кодексом при применении которого не допускается аналогия.

Принцип равенства граждан перед законом состоит в том, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип ответственности за вину означает, что не допускается объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, так как лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Принцип справедливости предполагает то, что никто не может дважды нести уголовную ответственность за одно и то же преступление, а наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Принцип гуманизма состоит в том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижения человеческого достоинства, поскольку уголовное законодательство РФ обеспечивает безопасность человека.

Понятие уголовного закона, его черты и значение. Действующее уголовное законодательство

Единственным источником уголовного права является уголовный закон. Только уголовный закон устанавливает преступность и наказуемость общественно опасных деяний. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса, новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в указанный Кодекс. Уголовный кодекс российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Уголовный закон является формой выражения уголовно-правовых норм, систематизированная совокупность которых и образует уголовное право, как отрасль права. Следовательно, уголовный закон соотносится с уголовным правом, как отраслью права, также, как соотносится форма и содержание. Уголовный закон -- это нормативно-правовой акт, принятый высшими правомочными законодательными органами государства либо всенародным голосованием (референдумом), состоящий из взаимосвязанных юридических норм, одни из которых закрепляют основания и принципы уголовной ответственности и содержат общие положения уголовного законодательства, другие -- определяют, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливают наказания, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, либо, в определенных случаях, указывают условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Предложенное определение уголовного закона, прежде всего, относится к Уголовному кодексу, который представляет собой систематизированный законодательный акт, содержащий уголовное законодательство Российской Федерации и включающий всю совокупность уголовно-правовых норм.

Уголовный закон характеризуется рядом свойственных ему черт:

1) предназначен для обеспечения охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, поддержания мира и безопасности человечества, а также для предупреждения преступлений; 2) является единственным источником уголовного права; 3) закрепляет основания и принципы уголовной ответственности, а также формулирует общие положения уголовного права; 4) служит в качестве средства осуществления уголовной политики; 5) определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливает наказания, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, либо, в определенных случаях, предусматривает условия освобождения от уголовной ответственности и наказания; 6) соответствует социально-политическим, экономическим и идеологическим условиям жизни общества; 7) способствует предупреждению преступности, воспитанию граждан в духе уважения Конституции РФ и других законов.

Значение уголовного закона состоит в том, что он, являясь основным средством осуществления уголовной политики в государстве, обеспечивает нормальные условия существования общества путем предупреждения преступлений и воспитания граждан в духе соблюдения законов и уважения правил общежития.

Внешней формой выражения уголовного права является уголовное законодательство. Действующее уголовное законодательство РФ представлено Уголовным кодексом, который был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и введен в действие с 1 января 1997 года, за исключением положений, для которых Федеральным законом РФ «О введении в действие уголовного кодекса Российской Федерации» установлены иные сроки введения в действие. Уголовный кодекс представляет собой универсальный, систематизированный законодательный акт, отличающийся внутренним единством, содержащий систему взаимосвязанных уголовно-правовых институтов и норм, расположенных в зависимости от характера, содержания и сущности.

Уголовный кодекс РФ состоит из двух частей -- Общей и Особенной, которые включают в себя разделы, главы, которые состоят из статей, содержащих уголовно-правовые нормы и институты.

Для соблюдения и применения уголовного закона важно знать принципы его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В соответствии с принципом действия уголовного закона во времени, вопрос о преступности и наказуемости деяния, должен решаться на основании закона, который действовал во время совершения этого деяния. Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от наступления последствий.

При этом следует иметь в виду, что закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе и на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, напротив, обратной силы не имеет.

Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Действие уголовного закона в пространстве определяется в соответствии с принципами территориальности и гражданства, которые преобладают в российском законодательстве вообще. Сущность территориального принципа состоит в том, что все лица -- граждане, РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ, Особо решается вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом. В случае совершения этими лицами преступления на территории РФ, вопрос об их ответственности разрешается в соответствии с нормами международного права. Преступления признаются совершенными на территории Российской Федерации в том случае, если они совершены в пределах территориальных вод или воздушного пространства РФ, а равно на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ. Подлежат уголовной ответственности по уголовному кодексу РФ лица, совершившие преступления на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения. Лица, совершившие преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежат тоже уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Сущность принципа гражданства выражается в том, что граждане РФ, а равно постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ в том случае, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц, наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

Особо решается вопрос и об уголовной ответственности военнослужащих воинских частей Российской Федерации, дислоцируемых за ее пределами, которые совершили преступления на территории иностранного государства. Они несут уголовную ответственность по Уголовному кодексу РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.