РУБРИКИ

Основы правоведения

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Основы правоведения

8. Дееспособность - неотчуждаемое свойство гражданина, которое может быть ограничено только в установленных законом случаях. Ограничение де-еспособности возможно в двух случаях:

* при наличии достаточных оснований несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может быть лишен или ограничен в праве распоряжаться доходами, если ранее он не приобрел полной дееспособности путем снижения брачного возраста или эмансипации;

* дееспособный гражданин может быть ограничен судом в дееспособнос-ти, если он вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материаль-ное положение.

Такой гражданин самостоятельно совершает мелкие бытовые сделки и несет имущественную ответственность по своим обязательствам. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и рас-поряжаться ими ограниченно дееспособный гражданин может только с согласия попечителя.

При отпадении обстоятельств, послуживших основанием ограничения дееспособности гражданина, суд отменяет решение о признании его огра-ниченно дееспособным.

12. Основания возникновения правоотношений: юридические факты.

Юридические факты в гражданском праве (понятия, виды).

1. Основаниями возникновения, изменения или прекращения гражданс-ких правоотношении служат юридические факты - явления реальной дей-ствительности, с которыми нормы права связывают возникновение, изме-нение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

2. Существуют следующие виды юридических фактов:

договоры и иные сделки;

акты государственных органов и органов местного самоуправления (на-пример, ордер на жилое помещение);

судебные решения;

основанные на законе способы приобретения имущества;

создание результатов интеллектуальной деятельности (произведений науки, искусства, изобретений и т. п.);

причинение вреда;

неосновательное обогащение;

события, с которыми закон или иной правовой акт связывает возникно-вение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей;

иные действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предус-мотрены законом или иными правовыми актами, но в силу общих на-чал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ст. 8 ГК Российской Федерации).

Классификация юридических фактов.

В зависимости от влияния воли людей на течение юридических фактов выделяют события и действия.и сроки.

1. События - это явления окружающего мира, которые протекают незави-симо от воли людей.

События бывают абсолютные, когда не только их течение, но и воз-никновение не зависит от воли людей (например, различные природные явления: землетрясения, ураганы и т. д.), и относительные, возникнове-ние которых обусловлено волевой деятельностью людей (например, по-жар, возникший вследствие умышленного поджога).

2. Действия - это явления окружающего мира, возникающие и протекаю-щие по воле людей.

В зависимости от того, соответствуют ли действия нормам права, их подразделяют на правомерные (например, законное приобретение имуще-ства) и неправомерные (например, причинение вреда или неосновательное обогащение).

Правомерные действия делятся на юридические акты и юридические по-ступки.

Юридические поступки влекут за собой возникновение гражданских прав и обязанностей независимо от воли лиц, их совершивших (например, со-здание произведения искусства автоматически влечет возникновение у ав-тора набора авторских прав).

Совершение юридических актов, напротив, непосредственно преследу-ет целью возникновение гражданских прав. При совершении юридических актов отдельно выделяют сделки как наиболее распространенный в граж-данском праве вид юридических актов.

13. Формы реализации права.

Реализация правовых норм -- воплощение их предписаний в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение. Это конечный результат правового регулирования. В нормах права аккумулированы принципы, идеалы, установки и традиции образа жизни, а также требующиеся для его утверждения субъективные права, свободы, обязанности личности. Их реализация есть правовая форма жизнедеятельности, так как право закрепляет и выражает основные закономерности общественной практики.

Поскольку норма права -- это единство гипотезы, диспозиции и, санкции, то, естественно, ее содержание предполагает два уровня (или способа) реализации:

-- реализацию диспозиции в правомерном поведении -- нормальная реализация;

-- реализацию санкции через принудительно навязанное правонарушителю государственной властью поведение -- правообеспечительная реализация. Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: обязывающими, запрещающими, управомочивающими. Совершенно очевидно, что они воплощаются в соответствующем поведении.

Реализация обязывающих норм -- это совершение поступков, предусмотренных диспозицией нормы, имеющих положительное содержание и обязательный характер. Иначе это может быть названо исполнением. Реализация запрещающих норм -- воздержание субъектов от поступков, на которые нормами права наложен запрет. По-другому это называется соблюдением. Например, воздержание от общественно опасных действий, наказания за которые предусмотрены санкциями норм уголовного законодательства. Когда эти нормы в отношении тех или иных субъектов не «сработали», вступает в действие второй уровень -- реализация санкции.

Реализация управомочивающих норм -- совершение субъектами по своему усмотрению действий, на которые они управомочены нормами права. Такая форма еще называется использованием. Например, субъекты покупают и продают принадлежащие им вещи на праве личной собственности, используя диспозиции соответствующих норм законодательства.

Реализация будет нормальной, если субъекты совершают поступки, дозволенные нормами права. В этих случаях другая сторона выступает в качестве субъекта, обязанного к совершению определенных действий, иначе использование дозволенного поведения окажется невозможным. Если субъекты вступают в правоотношения в соответствии с управомочивающей нормой, то она реализуется через управомоченное и обязанное поведение конкретных субъектов. В случае ее нарушений она реализуется через применение соответствующих санкций.

Следовательно, нормы права в зависимости от характера предписаний реализуются в различных формах: непосредственно, через поведение субъектов без возникновения конкретных правоотношений (индивидуальная форма реализации); опосредованно, через возникновение конкретных правоотношений. В первом случае осуществляется соблюдение норм права, во втором -- их исполнение и использование.

Таким образом, соблюдение, исполнение, использование -- это основные формы реализации права, которые полностью соответствуют характеру правил поведения, закрепленных в норме права.

14. Правоприменение как форма реализация права: общая характеристика.

Применение норм права -- особая форма его реализации, так как она связана с властной организующей деятельностью специальных субъектов (государственных органов, должностных лиц, управомоченных общественных организаций).

Применение норм должно строго соответствовать закону, иначе будет иметь место не применение норм права, а обход их требований, а также быть обоснованным, должно исходить из всех тех фактических (жизненных) обстоятельств, которые имеются в виду в гипотезе нормы права или предполагаются санкцией, т.е. тех обстоятельств, которые в силу действия нормы права, могут и должны влечь возникновение, изменение или прекращение данного конкретного правоотношения.

Правоприменение -- это всегда логические действия. Они состоят в подведении какого-либо индивидуального случая под общее правило нормы права. Законность и обоснованность применения обеспечивают правильность этого процесса, позволяют избежать отклонения от требований норм права.

Принятие акта применения -- это деятельность компетентного органа, процесс, предшествующий изданию акта. Содержание этого процесса в самом общем виде -- изучение нормативных актов, фактических обстоятельств, имеющих юридическую значимость, применительно к данной норме, -- сложная активно-познавательная деятельность. Основными стадиями процесса применения норм права являются следующие:

1. Анализ фактических обстоятельств дела, с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы.

2. Выбор (отыскание) правовой нормы для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения, когда применяется санкция,

3. Уяснение смысла и содержания нормы права.

4. Разъяснение нормы права компетентным государственным органом или иным субъектом.

5. Принятие акта применения нормы права.

15. Правонарушения, юридическая ответственность.

Правонарушение -- это противоправное, общественно вредное, виновное деяние деликтоспособного лица.

Прежде всего, правонарушение связано с правом, т.е. таковым признается деяние, противоречащее модели поведения, содержащейся в правовой норме, иными словами, то, что данное деяние является правонарушением, должно быть обязательно указано в праве.

Противоправность обычно связана с запрещением деяния со стороны государства при помощи юридических средств, опирающихся на возможность государственного принуждения. То, что правом не запрещено, не может считаться правонарушением.

Формы проявления противоправности следующие: а) прямое нарушение правового запрета; б) неисполнение возложенных обязанностей; в) злоупотребление субъективным правом; г) превышение компетенции и т.д. Всякое правонарушение должно быть общественно вредным по своему характеру для общества или личности. Только в этом случае оно признается таковым. Вред может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым, наступившим и могущим наступить.

Состав правонарушения. Юридический состав правонарушения характеризует его структуру в отличие от его понятия, фиксирующего признаки, отдельные свойства. Категория «состав правонарушения» необходима для его конкретизации и индивидуализации, она отражает реальную действительность, а именно -- совокупность юридических фактов, служащих основанием юридической ответственности, определяет способ индивидуализации наказания. Несомненно, что категории «правонарушение» и «состав правонарушения» близки по своему содержанию, но ни в коем случае не тождественны друг другу.

Состав правонарушения имеет важное познавательное значение при толковании конкретных норм, служит критерием полноты знаний об их содержании. Он включает в себя четыре элемента: объект и субъект правонарушения, объективную и субъективную стороны. Эта система наиболее общих, типичных и существенных признаков в единстве необходима для привлечения лица к ответственности; отсутствие хотя бы одного из них делает это невозможным.

Общим объектом всякого правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Безобъектных правонарушений в природе не существует. Правонарушитель своим действием или бездействием нарушает сложившийся и обеспечиваемый правовыми нормами правопорядок, всегда причиняет ущерб субъективным правам граждан.

Общественные отношения -- сложное явление социальной действительности, состоящее из различных элементов. К ним относятся и субъекты, являющиеся сторонами отношения, и объекты, по поводу которых устанавливаются регулируемые правом связи и деяния сторон, и сама правовая норма как форма реального отношения. На них-то и осуществляется посягательство. В этой связи наряду с общим можно выделить и непосредственные объекты правонарушения. Они столь же многообразны, сколь многообразны отношения. Ими могут быть имущественные, трудовые, политические и иные права и интересы субъектов права, государственный и общественный строй, состояние окружающей среды и т.д.

Объективная сторона правонарушения характеризует его с внешней стороны, как акт внешнего проявления. Обязательные элементы, составляющие содержание объективной стороны, включают в себя: противоправное деяние, ею общественно вредные последствия -- противоправный результат, а также причинную связь между деянием и наступившими последствиями. Факультативные элементы объективной стороны -- место, время, обстановка.

Правонарушением может считаться только такое деяние человека, когда он, в процессе достижения поставленной цели, контролирует свое поведение, выражает в нем свою волю. Поэтому не являются правонарушением деяния человека, совершенные против его воли под воздействием физического принуждения или непреодолимой силы. Субъектом правонарушения признается физическое (частное) или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью, т.е. возможностью отвечать за свои собственные деяния, посягающие на установленный правопорядок, существующие общественные отношения.

Деликтоспособность определяется государством с учетом уровня психофизиологических возможностей личности, исходя из социальной зрелости индивида, устанавливается при достижении определенного возраста. Так, например, в уголовном праве ответственность за отдельные виды преступлений наступает с 14 лет, по общему правилу -- при достижении 16-летнего, возраста. В гражданском праве полная деликтоспособность физического лица определена с 18 лет, а частичная -- с 14. Как правило, в административном, трудовом и других отраслях права субъектом правонарушения считаются лица, достигшие 16-летнего возраста.

В связи с необходимостью индивидуализации ответственности и наказания в уголовном и административном праве субъектами правонарушения признаются только индивидуальные (физические) лица; юридические лица признаются субъектами правонарушения в гражданском праве. Деликтоспособность юридических лиц возникает с момента их образования.

Субъективная сторона правонарушения является существенным элементом состава правонарушения и характеризует его с внутренней стороны. Исследование всех граней противоправного поведения предполагает обязательное выяснение сознательно-волевого психического отношения правонарушителя к совершаемому им деянию, т.е. анализ вины. Различают две ее формы: умысел -- прямой и косвенный (эвентуальный) и неосторожность.

Прямой умысел состоит в осознании правонарушителем общественно вредного характера совершаемого им деяния, предвидении возможности или неизбежности наступления противоправного результата, причинной связи между ними, а также желания их наступления. Косвенный умысел устанавливается в том случае, если правонарушитель осознавал противоправность своего деяния, предвидел противоправный результат, но не желал его наступления, хотя сознательно, допускал или относился безразлично к его наступлению. Неосторожность выступает в виде противоправной самонадеянности (противоправного легкомыслия), противоправной небрежности.

Противоправная самонадеянность (легкомыслие) состоит в осознании правонарушителем вредности своего деяния, предвидении возможности наступления противоправного его результата с легкомысленным расчетом на его предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки, мастерство и т.п. без достаточных к тому оснований. Противоправная небрежность выражается в том, что правонарушитель не осознает вредности своего деяния, не предвидит возможного наступления противоправного его результата, хотя по всем обстоятельствам дела при условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен был его предвидеть.

Виды правонарушений. Виды правонарушений, несмотря на общность признаков, весьма разнообразны. Они могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее значимым является их подразделение по степени и характеру общественной вредности: преступления и проступки. Преступлением признается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй государства, его политическую и экономическую систему, собственность, личность, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное посягающее на установленный правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Проступки характеризуются отсутствием общественной опасности. Противоправность и общественная вредность свойственны любому правонарушению -- и преступлению, и проступку, однако последний характеризуется меньшей степенью общественной вредности, не обладает такой ее качественной характеристикой, как общественная опасность. Правонарушение не может быть одновременно и преступлением, и проступком, критерии общественной опасности не позволяют совмещать их в одном деянии.

Различные виды проступков могут соединяться в одном правонарушении (гражданский проступок с административным, административный с дисциплинарным и т.п.). Проступки подразделяются на гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные. Гражданско-правовые проступки отличаются от иных специфическим объектом посягательства, которым являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, земельного, семейного права. Внешне они выражаются в ненадлежащем выполнении договорных обязательств, в причинении имущественного или морального вреда.

Административно-правовые проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, собственность, права и законные интересы граждан, состоящие в нарушении установленных правил административных органов.

Критерии, позволяющие отличить административное правонарушение от преступления, могут быть следующие: а) наличие или отсутствие тяжких последствий; б) размер материального ущерба, причиненного правонарушением; в) повторность или неоднократность деяния, либо применение за него административного воздействия.

Дисциплинарные проступки, выражающиеся в виде прогулов, опозданий, пропусков учебных занятий, невыполнения распоряжений администрации, нарушений требований уставов и т.п., дезорганизуют в целом работу трудовых коллективов, отрицательно влияют на трудовую, учебную, служебную, воинскую дисциплину. Законодательством предусмотрено три вида ответственности за дисциплинарные проступки: в порядке подчиненности, на основании специальных уставов и положений, согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

Понятие юридической ответственности. Юридическая ответственность -- это разновидность общесоциальной ответственности, она служит одной из форм реагирования государства на нарушение установленного порядка общественных отношений. Юридическая ответственность в широком смысле слова представляет собой правоотношение между государством в лице его определенных органов и субъектами права, отвечающими перед обществом и государством за точную и добросовестную реализацию содержащихся в нормах права и обращенных к ним соответствующих требований, предписаний и т.п. Привлечение к ответственности -- одна из разновидностей применения норм права. Юридическая ответственность обращена к субъекту, ее невозможно отрывать от него, не принимать во внимание его сознательно-волевую деятельность, связанную с относительной свободой воли принятия решения со знанием дела.

По своему содержанию юридическая ответственность выступает в виде применения к лицу мер государственно-принудительного воздействия, а по своему непосредственному выражению представляет собой претерпевание неблагоприятных последствий для правонарушителя (отрицательные последствия в виде лишений личного, имущественного или организационного характера, ограничений в пользовании субъективными правами), которые могут быть самыми различными в зависимости от тяжести правонарушения и которые он должен принять как ответную реакцию государства и общества на его деяния, сообразуя с ними свое дальнейшее поведение.

Государство и его органы обязаны применить к нарушителю определенные правовые санкции. Следовательно, юридическая ответственность носит государственно-принудительный характер. Государственное принуждение -- это внешнее воздействие на поведение людей, основанное на организованной силе государства. Юридическая ответственность характеризует не просто государственное принуждение, а лишь государственное принуждение к исполнению правовых норм. В этом смысле юридическая ответственность -- это специфическая обязанность претерпевания определенных лишений за нарушение нормы права. Ответственность правонарушителя заключается в выполнении двух видов обязанностей:

а) восстановить по мере возможности то состояние общественной жизни, которое было до совершения правонарушения (например, исполнить невыполненную обязанность, вернуть незаконно приобретенное, иным способом ликвидировать причиненный вред, ставший причиной правонарушения);

б) понести кару за совершенное правонарушение (например, выплатить штраф, отбыть назначенный судом срок лишения свободы и т.д.).

Эти две группы обязанностей составляют единое содержание всякой юридической ответственности. Только возмещение вреда и понесение кары вместе могут оказать реальное влияние на сознание правонарушителя и предостеречь его от совершения противоправных поступков в будущем. Общепризнанно, что ответственность имеет два основания: нормативное (нормы права) и фактическое (правонарушение -- конкретное виновное, противоправное индивидуальное деяние, приносящее вред обществу). Основанием юридической ответственности является совершение правонарушения, т.е. виновного противоправного общественно вредного деяния. Между правонарушением и юридической ответственностью существует органическая взаимосвязь. За противоправным действием всегда должна следовать правовая ответственность.

Юридическая ответственность имеет определенные цели: охрана правопорядка от антиобщественных деяний, обеспечение исполнения требований закона всеми участниками общественных отношений. Достижению указанных целей служат следующие принципы осуществления юридической ответственности: 1) ответственность только за поведение, а не за мысли; 2) ответственность лишь за противоправные деяния и только при наличии вины; 3) ответственность наступает за действия, предусмотренные законом; 4) неотвратимость ответственности, т.е. ни одно правонарушение не должно остаться нераскрытым, вне поля зрения государства.

Исходя из принципа законности юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь при наличии в его деяниях состава правонарушения. Поэтому в праве действует презумпция неответственности, выражающаяся в презумпции невиновности, согласно которой существует предположение, что лицо даже при наличии фактических обстоятельств, свидетельствующих о существовании объективной стороны правонарушения (деяния, противоправного результата, причинной связи между ними), невиновно до тех пор, пока не будет доказано обратное.

Виды юридической ответственности. Виды юридической ответственности (гражданско-правовая, уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная) полностью совпадают с видами правонарушений, но по порядку привлечения к ней их можно условно подразделить на два вида. К первому относится ответственность, налагаемая компетентными государственными органами или должностными лицами, характеризуемая наиболее жесткими мерами государственно-принудительного воздействия, рассматриваемая либо в судебном, либо в административном порядке: уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная. Ко второму виду ответственности следует отнести привлечение к ней правонарушителя непосредственно управомоченным лицом, что характерно для гражданско-правовой ответственности при наличии факта совершения гражданско-правового деяния.

Уголовно-правовая ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом, за которое могут быть назначены следующие виды наказания; лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, общественное порицание.

Административно-правовая ответственность наступает зa совершение административно-правовых нарушений, т.е. за невыполнение правил общего порядка: дорожного движения, общественного порядка, охраны природы. Должностные лица несут административную ответственность как за свои противоправные деяния, так и за издание приказов, нарушающих законодательство, а также за непринятие мер по обеспечению выполнения правил подчиненными лицами.

Административным законодательством за совершение данных деяний предусматриваются следующие виды наказаний: предупреждение; штраф; возмездное изъятие: предмета, являющегося орудием совершения административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием или объектом правонарушения; лишение специального права (например, права охоты, права управления автомототранспортом); исправительные работы; административный арест.

Дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушения правил поведения, установленных различными уставами, положениями, правилами и т.п., которая может быть как общей, так и специальной. Общая дисциплинарная ответственность устанавливается в кодексе законов о труде, правилах внутреннего трудового распорядка, а специальная -- в дисциплинарных уставах и предусмотрена для отдельных категории работников, занимающих выборные должности, должностных лиц, пользующихся правом приема и увольнения сотрудников, отдельных руководящих работников.

За дисциплинарное правонарушение в законодательстве предусматриваются такие меры наказания: предупреждение; выговор; строгий выговор; лишение премии или иных материальных поощрений; понижение в должности или перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный или неопределенный срок; отстранение от должности, увольнение как крайняя и исключительная мера.

Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение гражданского правонарушения, состоит в применении санкций в основном имущественного характера, обозначает возложение обязанности возместить вред физическим (частным) или юридическим лицом, причем имущественный ущерб взыскивается независимо от применения других мер юридического воздействия. За гражданское правонарушение законодательство предусматривает следующие меры наказания: принудительное исполнение обязанности; возмещение убытков; штраф; лишение родительских прав; принудительное возвращение или изъятие неправомерно приобретенного имущества и т.п.

Принципами юридической ответственности считаются: законность, ответственность за вину, справедливость, гуманизм, целесообразность, неотвратимость, индивидуальность.

16. Гражданское право как отрасль права РФ.

Гражданское право как отрасль права - это система правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нормального развития экономических отношений в обществе.

Предмет гражданского права - это те общественные отношения, которые оно регулирует. Эти отношения делятся на:

1) Имущественные отношения, то есть отношения между людьми по поводу материальных благ, которые включают в себя:

отношения статики, то есть отношения, связанные с нахождением материальных благ у определенного лица (право собственности, ограниченные вещные права);

отношения динамики, то есть связанные с переходом материальных благ

от одного лица к другому (обязательственное право, наследование).

Термин "имущество" имеет в гражданском праве три значения:

- совокупность вещей;

- совокупность не только вещей, но и имущественных прав требования

(например, денежных вкладов в банке);

- совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей.

2) Личные неимущественные отношения - отношения, возникающие между людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экономического содержания, независимо от степени связанности с имущественными отношениями:

* личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (например, возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства). В этом случае имущественные отношения производны от неимущественных (например, право автора на вознаграждение);

* личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными (например, защита чести, достоинства и деловой репутации).

Метод гражданского права

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, средств, способов, посредством которых право воздействует на общественные отношения, упорядочивая, регулируя и защищая их.

Гражданско-правовой метод является дозволительным и имеет следующие отличительные черты:

1. Юридическое равенство сторон, то есть равенство их правового положения, которое проявляется в признании равенства всех форм собственности, самостоятельном создании хозяйственных связей, в идентичных мерах гражданско-правовой ответственности.

2. Автономия воли сторон. В большинстве случаев гражданские права и обязанности возникают в силу двустороннего волевого акта (договора). Сторонам представлена возможность полностью (или в известной мере) самостоятельно регулировать свои отношения. Часто закон устанавливает только общие рамки таких отношений либо предоставляет сторонам несколько способов регулирования их отношений на выбор. Постороннее вмешательство в частную жизнь допускается только в случаях, определенных законом.

3. Имущественная самостоятельность сторон. Участники гражданского оборота выступают в качестве обладателей обособленного имущества, которым они участвуют в обороте и отвечают по обязательствам.

4. Защита гражданских прав преимущественно в судебном порядке, если стороны самостоятельно не смогли разрешить спорные вопросы; в установленных законом случаях защита гражданских прав производится и в административном порядке.

5. Имущественный характер гражданско-правовой ответственности. Объектом взыскания в этом случае является имущество, а не личность должника. Гражданско-правовая ответственность носит по общему правилу компенсационный характер.

Принципы, функции и источники гражданского права.

1. Принципы гражданского права - это закрепленные в правовых актах общеобязательные положения, идеи, начала, которые пронизывают все гражданское право, выражают тенденции развития и потребности общества и характеризуют гражданское право в целом.

Выделяют следующие принципы гражданского права:

* юридическое равенство участников;

* неприкосновенность собственности, принудительное отчуждение которой допускается только в установленных законом случаях;

* недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; этот принцип в основном ориентирован на защиту от действий публичной власти;

* свобода договора: лицо самостоятельно выбирает партнера по договору, стороны свободны при заключении договора и определении его условий;

* принцип диспозитивности (то есть самостоятельности и инициативы) в реализации своих прав и несении риска от участия в гражданском обороте;

* принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и защиты;

* недопустимость злоупотребления правом, в частности действий, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу.

2. Функция гражданского права:

регулятивная функция, направленная на создание нормальных условии для функционирования и развития экономики;

охранительная функция, направленная на защиту гражданских прав от нарушений. Охранительная функция гражданского права носит преимущественно компенсационный (восстановительный) характер.

Источники гражданского права

1. Источники гражданского права - это формы выражения гражданско-пра-вовых норм.

Гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.

2. Виды источников гражданского права:

* Конституция Российской Федерации и гражданское законодательство:

Гражданский кодекс Российской Федерации и иные принятые в соот-ветствии с ним федеральные законы;

* иные нормативные акты: указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации;

* ведомственные нормативные акты;

* нормативные акты СССР и Российской Федерации (РСФСР), приня-тые до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федера-ции;

* обычаи делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяе-мые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством;

* нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

3. Принятие и вступление в силу гражданского законодательства и подза-конных актов.

Дата принятия федерального закона - день принятия его Государствен-ной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федера-ции" в течение 7 дней после их подписания Президентом Российской Фе-дерации. Они вступают в действие по истечении 10 дней после их офици-ального опубликования, если иное не установлено самим законом.

Указы Президента Российской Федерации и постановления Правитель-ства Российской Федерации подлежат опубликованию в тех же изданиях в течение 10 дней после их подписания. По общему правилу указанные акты вступают в действие по истечении 7 дней после их официального опубли-кования.

Ведомственные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обя-занности человека, подлежат государственной регистрации в Министер-стве юстиции Российской Федерации. Они вступают в действие по истече-нии 10 дней со дня их официального опубликования в газете "Российские вести" и в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполни-тельной власти".

4. Действие гражданского законодательства.

По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют об-ратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта граж-данского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, воз-никшим после введения его в действие.

Если иное не предусмотрено самим актом, то его действие распростра-няется на всю территорию Российской Федерации.

По общему правилу российское гражданское законодательство приме-няется ко всем лицам, находящимся на территории Российской Федерации.

5. Применение источников гражданского права.

По юридической силе источники гражданского права можно располо-жить так:

* Конституция Российской Федерации;

* нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;

* Гражданский кодекс Российской Федерации;

* федеральные законы;

* подзаконные акты;

* нормативные акты СССР и Российской Федерации (РСФСР), приня-тые до введения в действие ГК Российской Федерации;

* обычаи делового оборота.

Источники с меньшей юридической силой не должны противоречить источникам, обладающим большей юридической силой.

Применению источников гражданского права предшествует их толко-вание, то есть уяснение их действительного содержания.

В гражданском праве применяется аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона - это применение к отношениям, прямо не урегулирован-ным законодательством, соглашением сторон или обычаями делового обо-рота, норм, регулирующих сходные отношения.

При отсутствии таких норм права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия нрава).

Гражданское законодательство. Гражданскому праву как совокупности правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, соответствует гражданское законодательство.

По Конституции РФ гражданское законодательство относится к исключительной компетенции Российской Федерации (пункт (п.) «О» ст. 71). Это означает, что принятие каких-либо актов, содержащих нормы гражданского права, ее субъектами и тем более органами местного самоуправления, не допускается. Таким образом обеспечивается единство экономического пространства на всей территории России.

В соответствии со ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из федеральных законов. Среди них особую роль играет Гражданский кодекс. В Российской Федерации сейчас действуют два Гражданских кодекса: Гражданский кодекс РСФСР, принятый в 1964 году (ГК РСФСР) и Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), первая часть которого вступила в силу с 1 января 1995 года, а вторая -- с 1 марта 1996 года.

ГК РФ не исчерпывает гражданского законодательства. Нормы гражданского права содержатся в других законах (например. Закон РФ «Об акционерных обществах»). Указах Президента РФ (например, Указ Президента «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования»). Нормы гражданского права могут содержаться и в постановлениях Правительства РФ, принятых на основании и во исполнение законов, указов Президента РФ.

Гражданский кодекс РФ (ст. 6) предусматривает возможности применения аналогии закона и аналогии права.

Для применения аналогии закона необходимо: 1) неурегулированность отношений законодательством или соглашением сторон; 2) отсутствие обычая делового оборота; 3) наличие законодательства регулирующего сходные отношения и его непротиворечие существ соответствующих отношений.

Аналогия права применяется в случаях, когда невозможно использовать аналогию закона. В этом случае права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности и справедливости.

Применение аналогии закона и аналогии права должно быть обосновано правоприменительными органами.

17. Субъекты и объекты имущественного оборота: общая характеристика.

Гражданское правоотношение -- один из видов правовых отношений. Они возникают в результате регулирования нормами гражданского права имущественных и личных неимущественных отношений. В отличие от других правоотношений они имеют ряд особенностей, которые определяются спецификой общественных отношений, регулируемых нормами гражданского права.

Основные особенности гражданских правоотношений состоят в следующем:

-- субъектами гражданских правоотношений являются лица, обособленные друг от друга в имущественном и организационном отношении. В связи с этим они самостоятельны, независимы друг от друга;

-- юридическое положение участников гражданских правоотношений характеризуется началом равенства; они не находятся в административном подчинении друг к другу;

-- основными юридическими фактами, порождающими, изменяющими и прекращающими гражданские правоотношения, являются акты свободного волеизъявления субъектов -- сделки;

-- в качестве правовых гарантий реального осуществления гражданских прав и обязанностей, предоставленных субъектам гражданских правоотношений, применяются главным образом меры имущественного характера.

Поскольку гражданское правоотношение представляет собой правовую связь участников, содержанием данного правоотношения являются их субъективные права и обязанности.

Субъективными права и обязанности называются исключительно по той причине, что они принадлежат конкретным лицам, участникам (или субъектам) правовых отношений.

Субъективное гражданское право -- это мера возможного, дозволенного поведения участника гражданского правоотношения. Содержание субъективного права составляют юридические возможности, предоставленные субъекту правоотношения. Они называются правомочиями.

Несмотря на большое разнообразие содержания субъективных гражданских прав, в конечном счете их можно представить как результат разновариантных комбинаций трех правомочий:

1) правомочия требования -- т.е. возможность требовать от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей;

2) правомочия на собственные действия, означающие возможность самостоятельно совершать фактические и юридически значимые действия (например, при открытии наследства);

3) правомочия на защиту, т.е. возможность использования или требование использования государственно-принудительных мер в случаях нарушения субъективного права.

В содержание гражданского правоотношения входят не только правомочия, но и юридические обязанности.

Под юридической обязанностью понимается мера должного поведения обязанного лица. Сущность гражданско-правовой обязанности состоит в том, что субъект должен совершить определенные действия или воздержаться от совершения социально-вредных действий. Например, в договоре купли-продажи каждый субъект имеет и правомочия и юридические обязанности. Покупатель вправе требовать передачи приобретенной вещи, но обязать уплатить определенную в договоре сумму. Продавец вправе требовать уплаты денег и обязан передать покупателю вещь.

Таким образом, субъективные права переплетаются с субъективными обязанностями, что и составляет содержание подавляющего большинства гражданских правоотношений.

Гражданские правоотношения многочисленны и разнообразны. Различаются имущественные и неимущественные, простые и сложные, абсолютные и относительные правоотношения.

Имущественные правоотношения всегда связаны с нахождением имущества у определенного лица, либо с передачей имущества одним лицом другому. Объектом в имущественных правоотношениях выступают материальные блага (имущество).

Неимущественные правоотношения всегда связаны с пользованием нематериальных благ: авторство на произведение, изобретение;

личное имя, товарный знак; честь и достоинство и т.д.

Простыми называются правоотношения, в которых лицу принадлежит только одно право, а другому -- только одна обязанность (беспроцентный заем, безвозмездное хранение).

Сложными являются правоотношения, в которых обе стороны обладают как правами, так и обязанностями (купля-продажа, имущественный найм, поставка, перевозка и др.).

Абсолютными называются правоотношения, в которых лицу, обладающему субъективным гражданским правом, противостоит неопределенный круг обязанных лиц (правоотношения собственности, личные неимущественные правоотношения).

Относительными считаются правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит строго определенный круг заранее известных лиц (договор купли-продажи, поставки, перевозки, хранение и др.).

18. Юридические лица.

Юридическое лицо как субъект гражданского права. Понятие, признаки и цели создания юридического лица.

1. Юридическое лицо - это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего имени при-обретает гражданские права, несет обязанности и выступает в суде, арбит-ражном или третейском суде.

2. Цели создания юридического лица:

централизация и обособление имущества для участия им в гражданс-ком обороте;

уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет само-стоятельной ответственности юридического лица по своим обязатель-ствам;

обеспечение интересов кредиторов за счет установления минимального размера уставного капитала юридического лица.

3. Признаки юридического лица:

* организационное единство, то есть организация юридического лица как единого целого с определенной внутренней структурой, предназначен-ной для управления юридическим лицом для достижения целей его деятельности.

Организационное единство выражается в закрепленной в учредитель-ных документах системе органов юридического лица, их компетенции, вза-имоотношениях, целях деятельности юридического лица;

* имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленного имущества, которое является необходимой предпосылкой для участия в гражданском обороте. Имущество юридического лица может принад-лежать ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Юридическое лицо должно иметь само-стоятельный баланс или смету;

* самостоятельная имущественная ответственность. По общему прави-лу юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением учреждений, финансируемых соб-ственником, - ст. 120 ГК). В некоторых случаях субсидиарную ответ-ственность по обязательствам юридического лица несут его учредители и участники;

* возможность самостоятельно приобретать гражданские права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде. Именно юридичес-кое лицо, а не его учредители и участники становится субъектом всех приобретенных им прав и обязанностей.

4. Учредители (участники) юридического лица могут иметь в отношении его имущества следующие права:

* вещные права (государственные и муниципальные унитарные предпри-ятия и финансируемые собственником учреждения);

* обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, про-изводственные и потребительские кооперативы);

* вообще не иметь никаких прав (общественные объединения и фонды).

Правоспособность и дееспособность юридического лица. Понятие и виды.

1. Правоспособность - это способность иметь права и нести обязанности. Правоспособность юридического лица совпадает с его дееспособнос-тью. Она возникает с момента регистрации юридического лица и пре-кращается в момент регистрации его прекращения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.