РУБРИКИ

Преступления против собственности

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Преступления против собственности

Противоречия между групповыми интересами внутри общества - реальность, которую игнорировать нельзя. Конечно, вовсе не всегда эти конфликты рождают преступность, но наиболее острые формы их - безусловно. Причем не редко ненависть одних слоев населения к другим разжигается искусственно , например с помощью средств массовой информации. Лозунги типа: «Бей коммунистов!», как и бездымные призывы к расправам с буржуями или с кулаками, как было в конце 20-х годов, и т.п., которые привели страну к столь печальным последствиям, будоражили общество. Социальный климат в обществе, разогретый подобными призывами, приводит к неустойчивому, конфликтному положению между различными социальными слоями и неизбежно ведет к преступлениям.

Нельзя при этом игнорировать неприязнь одних слоев общества к другим, например, по поводу большей заработной платы, наличия дач или больших квартир, возможностей ездить за рубеж и т.д. Людям веками вбивали в головы идеи равенства (вбивают, вопреки тому, что происходит в обществе и сейчас) хотя абсолютного равенства нет и быть не может. Но следует добиваться в обществе наиболее полного соблюдения принципа социальной справедливости и обеспечения нормального, обеспеченного в правовом отношении существования людей.

Вот почему, когда люди совершали акты вандализма и кражи из дач, скажем, представителей творческой интеллигенции , они говорили, что грабят советских буржуев, а когда воры очищают квартиры торговых работников (или отъезжающих за границу), они говорят, что восстанавливают социальную справедливость, ибо крадут у тех, кто сам обкрадывает государство и людей. Так или иначе, но эти действия приоткрывают нам причины конфликтов между различными социальными группами и причины многих проявлений преступности.

Низшим звеном в причинах преступности, определяемых социальным бытием человека, являются межличностные отношения (конфликты) - в семьях, между близкими и знакомыми, наконец, случайно возникающие на почве конкретной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы людей, не нашедших иного способа, разрешения конфликта, кроме как через преступление.

Итак, социальные конфликты весьма многообразны и подавляющее большинство их может выявляться в процессе практической деятельности как обществом и его социальными ячейками на разном уровне, так и правоохранительными органами, в первую очередь милицией и следствием. Однако меры предупреждения преступлений в подобных случаях должны по преимуществу носить обще социальный характер.

Глава 2.

Профилактика хищений

§ 1. Общая профилактика

Современные условия развития общества требуют пересмотра устоявшихся подходов к определению понятий, отражающих сущность тех или иных социальных явлений и процессов. Не является исключением и общая профилактика преступлений.

Долгое время применительно к существовавшему строю она определялась как деятельность, конечной целью которой является искоренение не только преступности , но и ее причин.

Мировой опыт показывает, что объективно, с точки зрения возможностей и условий развития любого общества, следует вести речь о сдерживании преступности, контроля за процессами, ее детерминирующими. Многие страны идут сейчас именно этим путем, отдавая предпочтение тем специальным мерам общей профилактики, которые в первую очередь имеют характер защиты личности, общества и собственности от преступных посягательств. Современные показатели и тенденции преступности во всех демократических государствах сегодня таковы, что говорить об испарении этого явления, даже в достаточно отдаленном будущем, значит впадать в утопию.

Объективный подход требует более сдержанных оценок. С учетом этого специальную профилактику можно представить как целенаправленную деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных и других негосударственных организаций, учреждений и их представителей и осуществлению мер, направленных на их устранение либо нейтрализацию действия.

Раскрывая содержание предложенной дефиниции, следует остановиться на рассмотрении субъектов этой деятельности . К ним относятся:

Представительные и исполнительные органы власти

Правоохранительные органы

Должностные лица органов власти и управления

Администрация предприятий всех форм собственности

Трудовые коллективы

Общественные организации и добровольные формирования граждан, участвующие в борьбе с правонарушениями

Предприятия частной детективной и охранной деятельности

Средства массовой информации

Представленный перечень субъектов обще профилактической деятельности не является исчерпывающим и может быть дополнен другими органами, организациями, учреждениями и их представителями.

Объектами общей профилактики являются:

Преступность, ее виды и группы преступлений

Причины преступности, ее видов и групп преступлений

Условия, обстоятельства, ситуации, поводы, другие факторы, способствующие либо облегчающие совершение преступлений

Криминогенные группы населения

Виктимогенные (в наибольшей степени подверженные опасности стать жертвами преступлений) группы населения

Объективными целями общей профилактики в современных условиях следует считать сдерживание негативных тенденций преступности, снижение общественной опасности ее наиболее тяжких разновидностей, сокращение отдельных видов и групп преступлений.

Меры общей профилактики преступлений должны отвечать соответствующим требованиям, диктуемым современными условиями и самой действительностью. Среди них, в первую очередь следует назвать:

объективность, отражающую как адекватную реалиям потребность в осуществлении этих мер, так и возможности соответствующих субъектов по их исполнению;

комплектность, предполагающую обязательное объединение усилий различных субъектов обще профилактической деятельности;

актуальность, обеспечивающую планирование и исполнение мер, в наибольшей степени отвечающих как криминологической ситуации, так и интересам населения;

оптимальность (эффективность), способствующую при наименьших кадровых, финансовых,, материальных затратах достижению наибольших результатов;

приоритетность, обеспечивающую выбор из множества задач главной и определяющей - примат общегосударственных интересов над ведомственными.

Особого внимания в современных условиях заслуживает требование обеспечения законности при осуществлении мер общей профилактики преступлений, поскольку речь идет о правовой основе этой деятельности.

Первостепенное значение в данном смысле имеет Конституция Российской Федерации. Во многих ее формах заключен юридический потенциал, обеспечивающий надлежащую регламентацию всей предупредительной деятельности, включая общую профилактику. Важную роль играют так же принятые Россией международные правовые акты . В рассматриваемом аспекте следует прежде всего назвать Всеобщую декларацию прав человека, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотреблений властью, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.

Основополагающий характер носят законы, а так же другие нормативные акты, направленные непосредственно на борьбу с преступностью (Законы РСФСР «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», «Об оружии», Указы Президента Российской Федерации «О защите прав граждан, охране правопорядка и усилении борьбы с преступностью», «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» и др.).

Особенность общей профилактики состоит широкой адресности и одновременно неперсонифицированности профилактических мероприятий.

Общая профилактика тесно смыкается с обще социальным предупреждением, поскольку причины преступлений коренятся во всей системе общественных отношений. Вместе с тем ОВД имеют достаточно ограниченные возможности воздействия на весь причинный комплекс преступности. Поэтому в практической деятельности ОВД преобладают меры по устранению причин и условий, способствующие совершению конкретных преступлений.

С учетом комплектации ОВД, определенных Конституцией РФ, Законом РСФСР «О милиции», другими нормативными актами, основные направления общепрофилактической деятельности ОВД включает в себя : информирование властных структур о выявленных причинах и условиях преступлений и возможных мерах по их ликвидации; участие в разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ борьбы с преступностью; изучение и формирование общественного мнения о преступности и профилактической деятельности ОВД; проведение криминологической экспертизы правовых и социально-экономических проектов и решений; правовое воспитание, оказание консультационной помощи населению по вопросам защиты от преступных посягательств и др.

Выявление и анализ детерминантов преступности, ее видов и групп преступлений являются логически и практически исходными моментами общей профилактики преступлений. Невозможно сколько-нибудь эффективно воздействовать на преступность, не зная причин, ее порождающих, и тех объективных и субъективных условий, которые помогают развертыванию действия причин.

Концептуальный анализ причин преступлений и условий, им способствующих, позволяет говорить о сложной многофакторной природе этих явлений. Они модифицируются специфическими особенностями разных регионов, видоизменяются вместе с изменениями в социальной и правовой жизни общества. Поэтому попытки создать универсальную модель причинного комплекса преступности, годную для всех времен и народов, являются малопродуктивными.

Главным методологическим требованием при изучении причин преступлений и условий, им способствующих, является учет зависимости качественных и количественных характеристик преступности от состояния социальной среды.

Поэтому на первом этапе необходимо установить круг тех социальных явлений и процессов, которые наиболее тесно связаны с преступностью (рост группового криминального сознания, коррупция, неэффективность правоохранительной и правоприменительной деятельности, пьянство, алкоголизм, наркомания, люмпенизация и маргинализация определенных групп населения, деформация духовной жизни общества, невротизация и психопатизация представителей некоторых слоев населения и т.д.)

На втором этапе необходимо выявить статистические корреляционные связи между криминогенными видами преступлений, которые определяют основной массив преступности (кражи, телесные повреждения, грабежи, хулиганство, разбойные нападения и др.)

На третьем этапе выявляются те причины и условия, которые находятся в определенной зависимости от деятельности ОВД (система охранных мероприятий, организация надзора и контроля, технические средства защиты объектов, уровень правовой информированности населения и др.). Именно третий этап аналитической деятельности создает реальные информационные предпосылки для выработки целенаправленных и конкретных мер общей профилактики преступлений, реализуемых ОВД.

Результатом анализа причин преступности и ее видов должно быть принятие мер по их устранению или ограничение действия. Особенность деятельности ОВД в данном направлении состоит в том, что их возможности в этом деле весьма ограничены.

Общепрофилактическая деятельность органов внутренних дел по защите общественной и личной собственности достаточ-но многообразна и многопланова. Сущность этой деятельности состоит в создании условий, объективно препятствующих со-вершению преступления на определенной территории или объ-екте. В распоряжении органов внутренних дел для этого име-ются организационные, технические, информационные и дру-гие меры, которые наиболее активно реализуются в повседнев-ной деятельности подразделении милиции общественной безо-пасности.

Милиция общественной безопасности реализует общепрофи-лактические функции на основе анализа криминальной ситуа-ции и состояния преступности на улицах, в общественных ме-стах и жилых микрорайонах. Наиболее распространенными ви-дами «уличной» преступности являются преступления против жизни, здоровья и собственности граждан. Предупреждение этих категорий преступлений достигается целым комплексом разнообразных методов и средств. Прежде, сюда следует отнести методы наблюдения, проверки н контроля, которые реа-лизуются в ходе несения патрульно-постовой службы. В наибо-лее сложных в оперативном отношении районах и городах не-обходимо регулярно проводить оперативно-поисковые и надзорно- профилактические операции, а также учащенный режим проверки мест концентрации граждан с антиобщественной на-правленностью (притоны, рынки, зоны коммерческой торговли, гостиницы, общежития).

Весьма актуальной задачей для общепрофилактической дея-тельности милиции общественной безопасности является вос-становление и развитие сети общественных формирований пра-воохранительной направленности, налаживание и укрепление деловых связен милиции с населением, общественным активом, организация и проведение выступлений работников милиции (прежде всего участковых инспекторов) перед жителями и в трудовых коллективах но вопросам борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка.

Одним из наиболее актуальных направлений (с учетом пе-рехода к рыночным отношениям) является общепрофилактиче-ская деятельность по предупреждению экономических преступ-лений. Важное значение это направление имеет для деятельно-сти криминальной милиции. Так, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями призваны анализировать раз-витие криминогенных процессов в ведущих хозяйственных сфе-рах (кредитно-финансовая, внешнеэкономическая, конверсия военно-промышленного комплекса, аграрное производство и др.) и на этой основе вырабатывать меры по их нейтрализа-ции. Используя гласные и негласные методы работы, они должны выявлять причины и условия экономических преступ-лений, обеспечивать своевременное информирование органов власти и управления; хозяйственных руководителей о необхо-димости устранения выявленных криминогенных факторов; раз-рабатывать и осуществлять совместно с другими подразделе-ниями органов внутренних дел комплексные меры по преду-преждению экономических преступлений.

Предупреждение экономических преступлений сопряжено со значительными трудностями. Дело в том, что эти преступления, как правило, совершают работники, занимающие определенное положение в сфере народного хозяйства либо частного пред-принимательства, связанные с выполнением различного рода экономических отношений, участниками которых они являются, а также должностными лицами органов власти и управления, имеющими отношение к функционированию определенных эле-ментов хозяйственного механизма. Другими словами, экономи-ческая преступность тесно связана с коррупцией, т. е. подку-пом, продажностью общественных и политических деятелей и должностных лиц.

В сферу коррумпированных связей нередко вовлекаются и работники милиции. На органы внутренних дел наряду с выяв-лением конкретных лиц, оказывающих «услуги» криминальным структурам, возлагается задача определения механизмов и ме-тодов экономических преступлений и разработки соответствую-щих мер по блокированию этих механизмов.

Весьма уязвимым местом для всех преступных групп явля-ется финансовая база. Своевременное выявление и изъятие 'преступных денег--эффективное средство в руках органов внутренних дел. Потеряв финансовую базу, преступники лиша-ются возможности активно заниматься противоправной дея-тельностью. Поэтому следует больше уделять внимания выяв-лению имущества главарей, актива и членов преступных организаций, выявлять их связи и каналы легализации денег.

В последнее время в целях общей профилактики все актив-нее применяются технические средства. Промышленность ос-воила и предлагает в магазинах «Безопасность» пуленепроби-ваемые материалы, затемненное остекление, специальные окна, балконные двери, сейфы, решетки, исключающие проникнове-ние и взлом. В этой связи органам внутренних дел целесооб-разно собирать сведения о том, как преступники преодолевают технические средства защиты, анализировать эту информацию и доводить ее до сведения промышленности, чтобы она могла внести соответствующие конструктивные изменения в свою про-дукцию. Кроме того, органы внутренних, дел весьма заинтере-сованы в разработке и принятии на законодательном уровне минимальных стандартов криминальной безопасности, что уже практикуется за рубежом. Правовое воспитание и пропаганда, оказание консультативной помощи населению по вопросам за-щиты от преступных посягательств, издание специальной лите-ратуры по этим вопросам--еще одно важное направление общепрофилактической деятельности органов внутренних дел.

Проблема правового воспитания в силу исторических и Дру-гих причин стоит в нашей стране достаточно остро. Слишком часто «революционное право» и целесообразность заменяли за-конность, что в итоге привело к правовому нигилизму и пра-вовой инфантильности. Совершенно очевидно, что органы внут-ренних дел самостоятельно эту проблему решить не могут, это задача для многих социальных институтов общества. Но вне-сти свой посильный вклад в это общее дело органы внутрен-них дел могут и должны.

Специфика их деятельности в этом направлении состоит в том, что реализуются главным образом административно-пра-вовые и уголовно-правовые механизмы правового воспитания. Общепрофилактический эффект достигается здесь как приме-нением уголовных и административных мер воздействия и со-ответствующим информированием об этом населения, так и разъяснением норм права различным слоям общества с целью позитивного воздействия на правосознание людей. Такая дея-тельность осуществляется практически всеми подразделениями органов внутренних дел, но более всего следователями, участ-ковыми инспекторами милиции, работниками подразделений по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних. Суть этой деятельности состоит в предупреждении граждан о недопустимости совершения противоправных поступков ин-формирования их о правовых и социальных последствиях на-рушения правовых норм. Наиболее эффективно эта работа осу-ществляется через средства массовой информации. Оказание консультационной помощи по вопросам защиты от преступных посягательств, издание специальной литературы по этим воп-росам стало практиковаться в нашей стране относительно не-давно, хотя в других странах виктимологической профилакти-ке уделяется большое внимание. Учитывая возникновение у нас частных детективных и охранных организаций, консульта-ционная работа органов внутренних дел приобретает широкое поле деятельности. Перспективность этого направления обус-ловлена общей тенденцией расширения контактов милиции с населением.

Большую роль здесь могут сыграть подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детектив-ной и охранной деятельностью.

Конкретные формы этой работы состоят в создании и рас-пространении плакатов, памяток, буклетов по профилактике преступлений, демонстрации соответствующих теле- и радиопе-редач. Необходимо, по опыту других стран, издавать доступ-ную специальную литературу, содержащую рекомендации по обеспечению личной безопасности граждан, защите их жилищ, транспортных средств, имущества и т. д.

§ 2. Индивидуальная профилактика

Индивидуальная профилактика--это прежде всего воздей-ствие на тех лиц, от которых можно ожидать преступного по-ведения. Этот вид профилактики рассчитан на конкретную ра-боту с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

Когда речь идет о лицах как объектах профилактики име-ются в виду индивиды, поведение и образ жизни которых сви-детельствуют о реальной возможности совершения ими пре-ступлении. В данном случае взгляды личности, равно как и мо-тивы, порождающие ее поступки, т. е. усвоенная этой личностью система ценностных ориентации, могут стать основанием для оказания на нее профилактического воздействия лишь постоль-ку, поскольку эти взгляды, мотивы и т. д. проявились в пове-дении личности, в том числе и антиобщественном.

Исходя из описанного ранее механизма преступного пове-дения, индивидуальная профилактика должна быть направлена на личность, на ее отрицательные черты, а также на, среду, формирующую эту личность, условия, обстоятельства, ситуации, способствующие или облегчающие совершение уголовно нака-зуемых деянии (криминогенные факторы).

Таким образом, индивидуальная профилактика преступле-ний -- это деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения преступления, оказа-нию воздействия на них и окружающую их среду с целью по-зитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо ней-трализации криминогенных факторов, действующих в данной среде.

В деятельности органов внутренних дел индивидуальная профилактика приобретает особую значимость в настоящее вре-мя. В связи с известными процессами в обществе, изменением уголовной политики резко увеличивается количество лиц, осуж-даемых к мерам наказания, не связанным с лишением свобо-ды, а также освобождаемых от уголовной ответственности с применением мер административного воздействия.

В то же время нормативные предписания ориентируют орга-ны внутренних дел на более целенаправленный профессиональ-ный подход к индивидуальной профилактике. Так, в соответ-ствии с Наставлением о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений про-филактика в отношении конкретных лиц и их окружения долж-на носить более конкретный «милицейский» характер. Это зна-чит, что объектами такой профилактики должны быть лица и социальная микросреда с наиболее выраженными кримино-генными свойствами. Содержанием же индивидуально-профи-лактической деятельности органов внутренних дел являются не абстрактно «первоочередные» в прошлом меры ранней про-филактики, а активное непосредственное воздействие на ука-занные объекты с использованием всех прав и возможностей, предоставленных законом.

В этой связи необходимо помнить, что отбор лиц, требующих профилактического воздействия, при отсутствии конкретных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а тем самым--ущемление прав и законных интересов граждан. При-менительно к индивидуальной профилактической работе орга-нов внутренних дел такие основания--это прежде всего факты противоправного поведения. Именно они дают право постанов-ки лица на профилактический учет. А поскольку постановка лица на профилактический учет органов внутренних дел (на-пример, при установлении административного надзора) влечет за собой определенное ущемление прав и свобод граждан, то категории лиц и виды их антиобщественного поведения специ-ально указываются в законодательных и нормативных актах, чем определяются и пределы индивидуальной профилактиче-ской работы органов внутренних дел.

В отношении лиц меры индивидуальной профилактики вы-полняют роль социального инструмента, призванного нейтра-лизовать или устранить внутренние негативные черты личности и ее поведения. Когда же речь идет о профилактическом воз-действии на конкретную социальную среду, то подразумевают нейтрализацию либо устранение внешних негативных элемен-тов материального и духовного порядка, которые деформируют личность в социальном плане. Сюда входят неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, нравственно неблагополучная микросреда, отрицательные межличностные отношения и др.

К предмету рассматриваемой профилактики следует отнести:

-- антиобщественное поведение и образ жизни лица, совер-шение преступлений которым достаточно вероятно;

-- социальные элементы структуры этой личности, отра-жающие и одновременно определяющие искаженное ее содер-жание (антиобщественную направленность);

-- социально значимые психофизические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению)

-- условия неблагоприятного формирования личности и кри-миногенного влияния на нее в семье, ином бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных груп-пах, в первую очередь антиобщественного содержания, а также неблагополучные условия индивидуального бытия;

-- Элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые в данный момент проявляют себя, объективно имеют кримино-генный характер и существуют достаточно продолжительное время, чем определяется возможность выявления и воздействия на них.

Личность--главное звено в причинной цепочке преступного поведения. Она взаимодействует с криминогенной микросредой, через нее преломляется влияние последней. На личность поэто-му в первую очередь и должно направляться профилактическое воздействие.

Целью индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения от антиобщественного к законопослушному.

Достижение этой цели требует решения ряда конкретных задач. Применительно к деятельности органов внутренних дел к ним относятся:

а) выявление лиц, чье поведение свидетельствует о реаль-ной возможности совершения преступлений;

б) изучение этих лиц и источников отрицательного воздей-ствия на них;

в) прогнозирование индивидуального поведения;

г) постановка на учет. в органе -внутренних дел;

д) планирование, мер. индивидуальной профилактики;

е) непосредственное профилактическое воздействие;

ж) контроль за поведением и образом жизни этих лиц;

з) систематическая проверка результатов проведенных про-филактических мероприятий.

В целях обеспечения эффективности индивидуальной профи-лактической работы важно соблюдать следующие основные тре-бования.

1.Своевременность. Несвоевременное выявление и принятие профилактических мер к правонарушителям и их окружению приводит к их сильной нравственной запущенности, а порой и деградации, укоренению привычки к антиобщественному пове-дению, глубокому втягиванию, в отрицательную среду. Все это резко снижает эффективность применения профилактических мер и увеличивает вероятность совершения лицом преступления. (Исследования показывают, что 2/3 семей, которые были явно неблагополучными и из которых вышли несовершеннолетние правонарушители, до момента совершения преступления оста-вались вне поля зрения правоохранительных органов.)

2.Соответствие применяемых мер состоянию объекта профи-лактического воздействия. Чем выше криминогенная пораженность объекта профилактического воздействия, тем интенсивнее должны быть принимаемые к нему меры. Криминогенная пораженность проявляется как в поведении лица, на которое на-правлено индивидуально-профилактическое воздействие, так и в степени влияния на него криминальной среды.

3. Последовательность. Индивидуальное профилактическое воздействие должно быть последовательным (или ступенчатым). Острота и интенсивность воздействия должны или последова-тельно нарастать (если недостаточно применяемых мер), или убывать (если есть позитивные изменения). Как правило, при индивидуальной профилактической работе вначале используют-ся такие меры, как профилактические беседы, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве, организация досуга, нейтрализация влияния отрицательной микросреды. Если это не помо-гает, то используют влияние трудового коллектива, родственни-ков, других лиц, чаще посещают лицо по месту жительства, учебы, работы, организуют встречи с руководством ГРОВД, обсуждение поведения несовершеннолетнего на комиссии по де-, лам несовершеннолетних, представляют материалы для огра-ничения дееспособности, направляют на лечение в наркологи-ческие кабинеты. В случае же совершения правонарушений при-меняют в соответствии с законом меры принуждения.

4. Комплексность. Деятельность субъектов профилактики должна быть скоординированной, а меры--взаимодополнять, не дублируя, друг друга. Например, роль координатора в дея-тельности субъектов профилактики преступлений несовершенно-летних призваны играть комиссии но делам несовершеннолетних, и это их главная роль, а вести учет несовершеннолетних право-нарушителей им нет необходимости, поскольку этим должны заниматься органы внутренних дел.

5. Реальность: соответствие профилактических мер объектив-ным возможностям их реализации. Так, в настоящее время до-статочно сложно реализовать такие меры, как трудовое и бы-товое устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы ввиду развала старой административной системы, способной решать эти проблемы, а также отсутствия необходимых стиму-лов у руководителей предприятий брать на работу ранее суди-мых. В этих условиях вопросы трудоустройства в некоторых регионах решаются путем экономического стимулирования та-ких предприятий (например, снижают процент отчисления от прибыли предприятия в местный бюджет).

6. Законность. Индивидуальная профилактика связана с ограничением прав, например, при установлении администра-тивного надзора, поэтому важно иметь правообеспеченность ее, т. е. законодательно должно быть регламентировано, какие лица и за что могут быть взяты на профилактический учет и какие меры принуждения могут быть к ним применены.

Задачи индивидуальной профилактики преступлений реша-ются органами внутренних дел различными мерами, содержа-ние которых имеет свои особенности.

Индивидуальная профилактика начинается с выявления лиц, могущих быть объектами профилактического воздействия. Обеспечение полного выявления этих лиц требует системати-ческого и своевременного поступления информации из всех воз-можных источников. К основным таким источникам могут быть отнесены следующие:

-- оперативно-профилактические учеты;

-- книги и журналы учета происшествий, задержанных и доставленных в дежурные части;

-- уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении;

-- материалы об административных или других правонару-шениях;

-- приговоры суда;

-- сообщения, извещения, другие материалы, поступающие из ИТУ, специальных учебно-воспитательных учреждений, дру-гих служб и подразделений органов внутренних дел, суда, про-куратуры;

-- заявления и письма граждан;

-- сообщения государственных, негосударственных органов и организаций;

-- сообщения в печати, по радио, телевидению и т. д.

Кроме того, необходимую информацию можно получить при сверке данных учетов различных служб органов внутренних дел, при оперативном наблюдении за местами возможного появле-ния и концентрации антиобщественного элемента, при проведе-нии профилактической отработки административных участков, различных рейдов, операции и т.д.

Выявление неразрывно связано с изучением тех лиц, ко-торые могут быть объектами индивидуальной профилактики. Прежде всего оно необходимо для прогнозирования дальней-шего поведения этих лиц, решения вопроса о взятии их на учет и выборе необходимых мер воздействия.

При этом необходимо в первую очередь изучить следующие данные о. личности профилактируемого:

1. Преступное и иное противоправное поведение (когда, где и за что привлекался к уголовной или административной ответ-ственности, какая мера наказания или взыскания была назначена, где отбывал наказание и как характеризовался в этот период).

2. Факторы, детерминирующие преступное и иное противо-правное поведение (что было причиной каждого правонаруше-ния, в отношении кого они были совершены и по каким моти-вам, были ли связаны эти правонарушения с пьянством или употреблением наркотиков, конфликтом в семейно-бытовой сфе-ре, какие условия способствовали либо облегчали совершение правонарушений и т. п.).

3. Социально-демографические свойства: сведения об обра-зовании, возрасте, семейном положении, составе семьи, месте жительства (общежитие, дом, бомж, мигрант); культурный уро-вень, социальное положение, специальность, должностное поло-жение, трудовой стаж, отношение к труду, к собственности, к исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям и т. д.

4. Индивидуально-психологические особенности: развитие ин-теллекта (уровень умственного развития, запас знаний, жизнен-ный опыт, широта и уровень взглядов и т. п.); черты характера (замкнутый или общительный, эгоистичный, легкомысленный, безответственный, деятельный или ленивый, правдивый или лживый, мстительный, жестокий, наглый, хитрый, завистливый и т. д.): волевые качества (настойчивость, решительность, не-организованность, способность подчинять себе других или под-даваться чужому влиянию и др.); интересы (к чтению, спор-тивным играм, охоте, рыбной ловле, техническому творчеству и др.).

5. Особые склонности антиобщественного характера (к упо-треблению спиртных напитков или наркотиков, азартным иг-рам, развратному паразитическому образу жизни, агрессивно-конфликтному поведению и т. п.).

6. Признаки преступного опыта (особые навыки подготовки, совершения и сокрытия преступлений, осведомленность о мето-дах оперативной работы, участие в преступных группировках и т. п.).

7. Физиологические особенности и заболевания (алкоголизм, психопатия, отклонения в половой сфере и др.).

8. Условия жизни и ближайшее окружение (характеристика членов семьи, семейно-бытовых отношений, жилищные условия, месторасположение работы и морально-психологический климат в трудовом коллективе, взаимоотношения с сослуживцами, условия работы, материальная обеспеченность, круг общения,

кто из ближайшего окружения может оказать положительное влияние, пользуется авторитетом и т. п.).

В целях всестороннего изучения личности могут применять-ся следующие основные методы: ознакомление с различными документами (в том числе и обобщение независимых характе-ристик); анализ поступков профилактируемого, беседы с граж-данами, хорошо знающими его, изучение окружающей его сре-ды и т. д.

В процессе изучения личности осуществляется индивидуаль-ное прогнозирование преступного поведения. Индивидуальное прогнозирование -- задача большой сложности, и решена она может быть на основании оценки всей совокупности внутренних и внешних факторов. Индивидуальный прогноз может быть только вероятным: это прогнозирование лишь возможного преступного поведения. Чем точнее и полнее прогностическая информация о лице, тем эффективнее меры профилактики пре-ступления. Возможность предсказать поведение человека зави-сит от того, насколько мы знаем определяющие его факторы, а также «программу», по которой оно развертывается вовне. Трудности, возникающие при этом, связаны с тем, что нет еще точных методов измерения всех внешних и внутренних факто-ров, влияющих на преступное поведение.

Задача состоит в том, чтобы на основе эмпирически сложившейся системы признаков, используемых в прогнозе, раз-работать научно обоснованные программы его осуществления. Информация о прошлом и настоящем личности, ее действиях, социальных связях и ближайшем окружении является основой для прогноза будущего поведения. Причем необходимо учиты-вать динамику этих характеристик. Факторы, могущие поло-жительно повлиять на человека в будущем, должны быть под-держаны, а возможно, и активизированы; факторы, могущие оказать отрицательное влияние на человека, станут объектом предупредительного воздействия, т. е. индивидуальная профи-лактика должна быть направлена на то, чтобы прогноз, ука-зывающий на возможное совершение преступления данным лицом, не оправдался.

Прогнозирование преступного поведения и индивидуальная профилактика -- во многом единый процесс. Индивидуальная профилактика преступлений сама по себе предполагает постоянное, всестороннее и глубокое изучение личности, ее поведе-ния, связей и намерений. Полученные в результате этого све-дения и осуществляемый по ним прогноз влияют на коррекцию плана индивидуальной профилактической работы.

Следующая задача -- постановка лица на профилактический учет--должна решаться в строгом соответствии с нормативны-ми предписаниями. При этом важно всесторонне оценить всю имеющуюся информацию и убедиться в достаточности факти-ческих оснований для постановки того или иного лица на учет, поскольку это порой очень влияет на судьбу человека, может накладывать на него определенные ограничения, а также иметь достаточно серьезные последствия для дальнейшей его жизни.

Планирование призвано упорядочить сложный и многогран-ный процесс индивидуально-профилактического воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рацио-нальные пути индивидуально-профилактической работы с дан-ными лицами, выбрать такие тактические методы и приемы, которые обеспечили бы эффективное достижение целей инди-видуальной профилактики в сложившейся конкретной ситуации. Конкретность планирования индивидуально-профилактиче-ской работы, его обусловленность свойствами каждой данной ситуации не исключают возможности программирования по не-которым параметрам соответствующих действий сотрудников милиции. Конечно, трудно рассчитывать на возможность разра-ботки типового плана индивидуальной профилактики, пригод-ного для всех без исключения случаев, различных категорий лиц и отвечающего всем требованиям, предъявляемым к такого рода планам. Вместе с тем нельзя отрицать определенного прак-тического значения примерных планов индивидуальной профи-лактики, разработанных с учетом некоторых типичных ситуа-ций, складывающихся в этой сложной деятельности. Применение методов индивидуальной профилактики пред-полагает достаточно длительное и систематическое воздействие. Но при этом должен комплексно применяться весь арсенал ме-тодов, все силы и средства воздействия на личность, соответ-ствующие демократическим принципам отношения к личности.

При этом можно выделить следующие методы индивидуаль-но-профилактического воздействия: убеждение, помощь, при-нуждение. Убеждение как метод профилактики--это комплекс вос-питательных, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях изменения антиобщественной направленности профилактируемых и закрепления положительной социальной ориентации. Убеждение как метод профилактики применяется в пе-риод нахождения лиц на профилактическом учете для преодо-ления или нейтрализации основных антиобщественных ориен-тации, могущих привести к совершению преступлений.

Перевоспитание же субъектов, предполагающее сформированность убеждений, взглядов, т. е. когда он не из страха, а по убеждению не нарушает законов и норм морали, достигается в процессе дальнейшего воспитания граждан всеми методами, имеющимися в распоряжении общества.

Основными формами реализации метода убеждения явля-ются индивидуальные и коллективные беседы, обсуждение по-ведения лица, установление над ним индивидуального и кол-лективного шефства, совместное участие (воспитателя и воспитуемого) в общественно полезной деятельности и т. д.

В процессе применения методов убеждения, т. е. оказания воспитательного воздействия на профилактируемых лиц, необ-ходимо применять разнообразные психологические и педагоги-ческие приемы воздействия на его разум, чувства и волю.

Основной организационно-тактической формой применения различных приемов воспитательного воздействия на профилактируемых лиц является беседа.

В индивидуальной профилактике используются беседы трех видов: предварительная (или ознакомительная), предупреди-тельная и воспитательная. Предварительная беседа проводится в индивидуальном порядке работником милиции. От ее содер-жания и результатов во многом зависит ход дальнейшей воспи-тательной работы с профилактируемым. Психологическая атмо-сфера предварительной беседы, ее тон должны отражать общую линию индивидуально-профилактической работы -- сочетание доброжелательности, заинтересованности в судьбе профилактируемого с требовательностью к нему, его поведению. Предвари-тельная беседа проводится при постановке лица на учет. По-этому, чтобы эта беседа была эффективной и предметной, не-обходимо собрать как можно больше информации о самом лице, его поведении, окружении, связях и т. д.

Предупредительная беседа проводится либо при наличии фактов антиобщественного поведения лица, взятого на профи-лактический учет, либо без каких-либо внешних поводов, т. е. в порядке повседневной работы. Предупредительная беседа на-ряду с главной ее задачей--оказанием непосредственного вос-питательного воздействия на профилактируемого -- преследует цель контроля за его поведением, а также используется для информационного обеспечения индивидуальной профилактики и иных мер борьбы с преступностью.

Воспитательная беседа по цели, основному содержанию, способам воздействия близка предупредительной беседе. Пути воздействия на сознание, чувства и волю профилактируемого, используемые в ходе предупредительных и воспитательных бе-сед, во многом сходны. Однако воспитательные беседы прово-дятся, как правило, в неофициальной обстановке, чаще пред-ставителями общественности, по месту жительства, учебы или работы профилактируемого.

Наряду с беседой к числу основных организационно-такти-ческих форм непосредственного воспитательного воздействия на профилактируемых относятся вовлечение их в интересные соци-ально полезные занятия трудового, общественного, спортивно-го, самодеятельного и иного характера, используя при этом воз-можности благотворительных фондов, помощь спонсоров и т. и. Специфической формой воспитательного воздействия явля-ется шефство представителей общественности (для несовершен-нолетних -- закрепление общественных воспитателей). Важно правильно использовать положительную помощь тех лиц, которые могут положительно влиять на профилактируе-мого в неформальном окружении и нейтрализовать или устра-нить отрицательное влияние. Меры помощи, как правило, являются одними из самых эффективных в профилактической деятельности органов внут-ренних дел. Они касаются трудового устройства, улучшения бытовых условий, поступления на учебу, организации досуга, установления социально полезных контактов, планирования денежных расходов, выбора жизненных целей и т. д.

Наибольшую значимость для профилактической деятельно-сти представляют первые два вида оказания помощи, особенно для лиц, освобожденных после отбытия наказания. Регламен-тация этой работы осуществляется в специальных нормативных актах МВД. Однако на сегодняшний день применение этих мер является самым проблематичным вопросом для органов внут-ренних дел, так как порой своевременность и эффективность применяемых мер помощи не обеспечиваются объективными возможностями органов внутренних дел. Вместе с тем необхо-димо использовать возможности церкви, меценатов, различных фондов, службы социальной защиты населения, центров соци-альной реабилитации и других подобных структур для оказа-ния помощи профилактируемым.

Меры помощи реализуются также путем оказания воздей-ствия на окружающую профилактируемого микросреду. Отри-цательные источники могут быть во всех сферах микросреды:

в семье, в школе, трудовом коллективе, в ближайшем окру-жении.

Для исключения отрицательного влияния:

а) с носителями такого влияния проводится индивидуально-профилактическая работа (беседы, предупреждение, принуждение);

б) профилактируемый изолируется от носителей (переводит-ся в другой класс, школу, трудовой коллектив, организуется досуг, носители привлекаются к ответственности за правона-рушения, направляются на лечение от алкоголизма, нарко-мании);

в) отрицательное влияние нейтрализуется более сильным воздействием, развенчанием носителя вредного, разлагающего влияния и т. д.

Особую специфику имеет и работа по прекращению отри-цательного влияния со стороны антиобщественных групп. Здесь наряду с профилактическими применяются и оперативно-ро-зыскные меры.

Метод принуждения является одним из основных в индивидуально-профилактической деятельности органов внут-ренних дел. Основанный на законе, этот метод дает возмож-ность своевременно предотвратить противоправную преступную деятельность лиц, находящихся под профилактическим контро-лем органов внутренних дел; защитить граждан от их противо-правных посягательств. Ранее этому методу уделялось недоста-точно внимания, поскольку декларировалась обязанность орга-нов внутренних дел в основном использовать методы убежде-ния и помощи. Однако при этом профилактическая функция вы-ходила за пределы функциональных обязанностей органов внутренних дел, подменяя и дублируя профилактическую рабо-ту других субъектов профилактики. Кроме того, органы внут-ренних дел не обладали необходимыми правами и возможно-стями для реализации в полной мере убеждения, а особенно помощи. Наиболее наглядно это проявлялось при реализации возло-женных на органы внутренних дел обязанностей по трудовому, бытовому устройству подучетных лиц, разрешению семейных конфликтов, в работе с несовершеннолетними, систематически уходящими из дома, пропускающими занятия в школе, и их родителями.

Метод принуждения реализуется в индивидуальной профи-лактике путем применения различных по своей юридической природе, содержанию и направленности мер воздействия. Однако они, как правило, должны регламентироваться соответ-ствующими правовыми нормами различных отраслей права, на-пример, гражданско-правовые, семейно-правовые, администра-тивно-правовые, процессуальные меры. В частности, к основным таким мерам, имеющим профилактическое значение и наиболее часто применяемым органами внутренних дел, относятся сле-дующие:

-- административный арест и административное задержа-ние для предотвращения антиобщественного поведения лица и защиты граждан, членов семьи от противоправных посяга-тельств;

-- административный надзор, преследующий цель осуще-ствлять жесткий профилактический контроль за лицами, осво-бодившимися из мест лишения свободы и не вставшими на путь исправления;

-- штраф--это мера, реализующая материальную ответ-ственность лица за сноп антиобщественные проступки и при-званная предупредить более серьезные правонарушения;

-- принудительное направление лиц без определенного ме-ста жительства, ведущих бродяжнический образ жизни, в цент-ры социальной реабилитации;

-- принудительное лечение пьяниц и наркоманов, которое наряду с медицинскими целями преследует цель уберечь лицо от дальнейшей деградации, от совершения преступления на почве этих пагубных пристрастий и защитить семью и окру-жающих граждан от его пагубного влияния и хулиганских по-сягательств;

-- наложение и ужесточение ограничений в отношении ра-нее судимых позволяет установить барьеры на пути противо-правной деятельности, способствует социализации личности. Возложение на лицо обязанности прибывать периодически в орган внутренних дел для регистрации и другие подобные меры дают возможность более четко контролировать его поведение и показать ему бесперспективность дальнейшего антиобщест-венного поведения.

К мерам принуждения, применяемым в отношении несовер-шеннолетних правонарушителей, наряду с вышеперечисленны-ми относятся также и такие, как направление подростков в спе-циальные учебно-воспитательные учреждения и приемники-рас-пределители для несовершеннолетних (центры временной изо-ляции). Эта мера применяется уже в том случае, когда другие не принесли результатов и подросток совершил преступление, однако ввиду недостижения возраста уголовной ответственно-сти или но другим каким-либо причинам в возбуждении уго-ловного дела было отказано, а также при систематическом со-вершении лицом административных правонарушений. Так же, как крайняя мера, применяется возбуждение ходатайства перед судом о лишении родительских прав и дееспособности в отно-шении родителей, которые явно отрицательно влияют на своих детей.

Анализ индивидуальной профилактики позволяет сделать вывод о больших возможностях индивидуальной профилактики. Поэтому необходим поиск новых форм, тактических приемов реализации мер индивидуально-профилактического воздей-ствия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, под хищением понимается совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Хищения - это всегда имущественное преступление, следовательно имущество представляет собой предмет хищения. Имущество является частью материального мира. Имущество является одним из основных признаков в законодательном определении хищения.

Второй признак предмета хищения - экономический. Этот признак уточняет, что предметом хищения может быть только вещь, имеющая определенную экономическую ценность. Обычное выражение ценности вещи - ее стоимость и денежная оценка.

Третий признак предмета хищения - юридический. Таким предметом может выступать лишь чужое имущество.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что имущество как предмет хищения - это вещи, деньги, ценные бумаги и другие предметы материального мира, обладающие стоимостью, по поводу которых существуют отношения собственности, нарушаемые преступлением.

Для определения хищения не имеет значения признак подвижности имущества, т.е. предметом хищения может быть как движимое, так и недвижимое имущество.

При совершении хищения имущество изымается из обладания собственника или лица под охраной которого оно находится. Изъятие имущества при хищении сопровождается обращением его виновным в свою пользу или в пользу других лиц.

В определении хищения назван и такой признак объективной стороны, как причинение преступлением ущерба собственнику или иному владельцу похищенного имущества. Ущерб состоит в уменьшении объема наличного имущества потерпевшего.

Признак противоправности означает, что хищение осуществляется не только способом, запрещенным законом, но и при отсутствии у виновного прав на это имущество. Отсюда следует, что завладение имуществом, на которое субъект имеет право, не является хищением, даже если оно совершено одним из способов, названных в статьях 158-163. Такие действия могут быть расценены как самоуправство.

Безвозмездным считается изъятие имущества без представления взамен эквивалентного возмещения деньгами, другим имуществом, своим трудом и т.д.

С субъективной стороны любое хищение характеризуется прямым умыслом и корыстной целью. В содержание умысла входит и сознание виновным формы хищения.

Среди признаков хищения прямо названа корыстная цель, которая при хищении предполагает стремление обратить похищенное чужое имущество в свою пользу или пользу третьего лица. Корыстная цель в хищении реализуется как получение фактической возможности владеть, пользоваться и распоряжаться похищенным имуществом как своим собственным.

Преступления против собственности имеют больший удельный вес по отношению ко всем остальным преступлениям в сумме (около 60%).

Наиболее распространенным хищением является кража, удельный вес которых составляет около 74%. В период с 1993 года по 1998 год количество краж сократилось на 5,7%.

По степени распространенности кражи можно разделить на:

квартирные

уличные

автотранспорта

карманные

на транспорте

скота в сельской местности

у совместно проживающих лиц в общежитиях, гостиницах и т.д.

Следующим по степени распространенности среди хищений является грабеж, удельный вес которого составляет около 7,9%. В отличии от кражи грабеж является открытым хищением. Закон считает, что открытое хищение чужого имущества более опасным, чем тайное.

В законе выделяют 3 вида грабежа:

1) совершенный без насилия и без иных отягчающих обстоятельств

2) соединенный с насилием, не опасным для жизни и здоровья, либо совершенный по предварительному сговору группой лиц

3) совершенный в крупных размерах или организованной группой.

При грабеже посягательство направлено не только против чужой собственности, но и против физической неприкосновенности или свободы лиц, в ведении или под охраной которых находится имущество.

Второй вид грабежа - это грабеж, соединенный с насилием, не опасным для жизни и здоровья. Этот признак очень важен для разделения грабежа и разбоя. Ведь при разбое преступник также совершает чаще всего открытое хищение имущества с применением насилия, но опасного для жизни и здоровья потерпевшего.

Физическое насилие в данном случае не только не создает опасности для жизни, но и не должно причинять никакого реального вреда здоровью потерпевшего.

Иное дело, когда посягательство на имущество сопровождается применением насилия, опасного для жизни и здоровья. Здесь уже речь идет не о грабеже, а о разбое - одном из наиболее тяжких преступлений

Разбой - преступление не только имущественное, оно посягает на жизнь либо здоровье граждан. Разбой составляет 2,4% от общего числа преступлений против собственности.

Разбой считается оконченным преступлением уже в момент совершения нападения, даже если преступнику не удалось по какой-то причине фактически завладеть чужим имуществом. Этим разбой существенно отличается, например, от грабежа и кражи, которые считаются оконченными с момента завладения имуществом и получил возможность им распорядиться.

Для признания действий преступника разбоем не обязательно, чтобы здоровью потерпевшего был причинен реальный ущерб. Достаточно такого насилия, которое в момент совершения преступления создавало опасность для жизни или здоровья, если даже оно фактически и не повлекло никаких вредных последствий для состояния здоровья потерпевшего.

Психическое насилие при разбое выражается в угрозе не воображаемой а реальной, то есть создать у потерпевшего убеждение, что при противодействии преступнику или невыполнении его требований она будет реализована.

Следующим по распространенности является мошенничество, удельный вес которого составляет около 5,5% от общего количества преступлений против собственности.

Главным предметом посягательства при мошенничестве являются деньги (?75,9%). Виновный завладевает имуществом не только путем обмана: активного или пассивного; но и при злоупотреблении доверием. При злоупотреблении доверием материальные ценности попадают в руки преступника либо в силу заключения договора, либо благодаря вполне естественным отношениям доверия, возникающим между людьми.

Другим видом хищения чужого имущества является присвоение или растрата.

Присвоение - это удержание чужого имущества лицом, которому это имущество было вверено.

В отличии от кражи, грабежа и разбоя присвоение имущества означает переход его из правомерного владения виновного в неправомерное.

Растрата отличается от присвоения тем, что виновный не только удерживает у себя чужое имущество, но и неправомерно расходует его. В отличии от других хищений чужой собственности факты присвоения или растраты участилась и их количество продолжает расти.

Для наиболее эффективного предупреждения преступлений необходимо изучить личность преступника.

Структура личности преступника представляет собой сложную систему признаков, которые подразделяются по группам:

1)социально-демографические признаки (пол, возраст, социальное, семейное и должностное положение национальная и профессиональная принадлежность, уровень материальной обеспеченности , признаки, связанные с наличием или отсутствием места жительства, и пр.)

2)социальные признаки:

Сюда можно включить уровень: образование, знания, умственного развития и т.п

3)духовное развитие личности:

Включающее в себя: нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и связи, интересы, потребности, наклонности, привычки.

4) К этой группе признаков структуры личности преступника можно отнести психические процессы, свойства и состояния личности.

Сюда входят: эмоциональная неустойчивость и недисциплинированность, конфликтность, неадекватное реагирование на внешние раздражители, несовпадение субъективного восприятия и оценки опасностей, исходящих от внешнего окружения, с реальным состоянием; легкая внушаемость, подверженность негативному воздействию как стороны сверстников, так и старших по возрасту, особенно обладающих криминальным опытом; стремление к объединению с лицами, близкими по системе ценностей.

Важное место в изучении личности корыстного преступника занимает анализ воспитания, особенно на ранних этапах развития. Результаты подобного изучения дают возможность прийти к теоретическим выводам, значимым в плане дальнейшего преступного поведения.

Общие причины корыстной преступности коренятся в противоречиях общественного развития, в крайне неблагоприятных тенденциях в экономике и, прежде всего, в силу реально существующих кризисных явлений, в недостатках социально-духовной сферы, в просчетах в воспитательной работе, в формально-бюрократическом отношении к людям, в товарном дефиците и других явлениях.

Любые экономические отношения, их противоречивость рождают преступность. Рыночные отношения изначально «беременны» преступностью, так как они основаны на конкуренции, а значит на подавлении конкурентов.

Экономические отношения определяют преступность, но не предопределяют ее в конкретных случаях, ибо все что происходит в жизни, происходит через сознание человека.

Социальные отношения, как и экономические, многообразны и разнообразны. В общей форме можно сказать, что социальные отношения, в которых личность чувствует себя неравной с другими, ущемленной, всегда чреваты протестующим поведением, а в крайнем своем вторжением - преступным.

Наиболее уязвимые проблемы социальных отношений в этом плане - национальные отношения и проблемы равенства. Социальные конфликты общего плана, приводящие к совершению преступлений, могут отражать также недовольство человека своим социальным статусом, полученным (или неполученным) образованием, обстановкой в трудовом коллективе, в котором либо бурлят конфликты, либо творятся безобразия, процветает беззаконие, имеет место преступное поведение должностных лиц.

Нельзя не учитывать и противоречия между групповыми интересами внутри общества. Также нельзя игнорировать неприязнь одних слоев общества к другим, в связи с идеями равенства, хотя абсолютного равенства нет и быть не может.

Низшим звеном в причинах преступности являются межличностные отношения.

Многие станы, в настоящее время, отдают предпочтение тем специальным мерам общей профилактики, которые в первую очередь имеют характер защиты личности, общества и собственности от преступных посягательств. Современные показатели и тенденции преступности во всех демократических государствах сегодня таковы, что говорить об искоренении этого явления, даже в достаточно отдаленном будущем, значит впадать в утопию.

Специальную общую профилактику можно представить как целенаправленную деятельность государственных органов, должностных лиц, их представителей по выявлению детерминантов видов и групп преступлений и осуществлению мер, направленных на их устранение либо нейтрализацию действия.

Объектами общей профилактики являются : преступность и ее причины, их виды и группы преступлений; условия, обстоятельства, ситуации и т.п. облегчающие совершения преступлений; криминогенные и винтимогенные группы населения.

Целью общей профилактики являются: сдерживание негативных тенденций преступности , снижение общественной опасности ее наиболее тяжких разновидностей, сокращение отдельных видов и групп преступлений.

Из этих целей вытекают следующие задачи:

выявление главных детерминантов преступности, ее видов и групп преступлений

анализ и обобщение информации об этих детерминантах

разработка и реализация мер, направленных на устранение или нейтрализацию действия выявленных детерминантов.

Анализ причин преступлений и условий, им способствующих, можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе необходимо установить круг тех социальных явлений и процессов, которые наиболее тесно связаны с преступностью.

На втором этапе необходимо выявить статистические корреляционные связи между криминогенными факторами и теми видами преступлений, которые определяют основной массив преступности.

На третьем этапе выявляются те причины и условия, которые находятся в определенной зависимости от деятельности ОВД. Именно третий этап аналитической деятельности создает реальные информационные предпосылки для выработки целенаправленных и конкретных мер общей профилактики преступлений, реализуемых ОВД.

Результатом анализа причин преступности и ее видов должно быть принятие мер по их устранению или ограничения действия.

Конкретные мероприятия Федеральной программы по усилению борьбы с преступностью, принятой в июне 1994г., свидетельствует о широком использовании в ней мер общепрофилактического характера.

Одним из важных направлений общепрофилактической деятельности ОВД является деятельность по изучению и адекватному формированию общественного мнения о криминологической обстановке и деятельности ОВД по ее оздоровлению.

Относительно новым элементом общепрофилактической деятельности ОВД является их участие в проведении криминологической экспертизы проектов значительных экономических, социальных и правовых документов.

Цель криминологической экспертизы состоит в оценке возможных криминальных последствий принимаемых решений.

Ценность криминологической экспертизы состоит не только в прогнозировании криминальных последствий, хотя без этого невозможна сама экспертиза, но и в опережающей разработке профилактических мер, блокирующих или смягчающих возможные негативные последствия принимаемых решений.

Общепрофилактическая деятельность ОВД по защите общественной и личной собственности достаточно многообразна и многопланова. Сущность этой деятельности состоит в создании условий, объективно препятствующих совершению преступления на определенной территории или объекте.

Одним из наиболее актуальных направлений является общепрофилактическая деятельность по предупреждению экономических преступлений. Весьма уязвимым местом для всех преступных групп является финансовая база. Своевременное выявление и изъятие преступных денег - эффективное средство в руках ОВД.

Правовое воспитание и пропаганда, оказание консультативной помощи населению по вопросам защиты от преступных посягательств , издание специальной литературы по этим вопросам - еще одно важное направление общепрофилактической деятельности ОВД.

Индивидуальная профилактика - это прежде всего воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать преступного поведения. Этот вид профилактики рассчитан на конкретную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

Отсюда следует, что при индивидуальной профилактике преступлений деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей должна быть направлена на выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступления и оказать воздействие на них и окружающую их среду с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в данной среде.

В отношении лиц меры индивидуальной профилактики выполняют роль социального инструмента, призванного нейтрализовать или устранить внутренние негативные черты личности и ее поведения.

Личность - главное звено в причинной цепочке преступного поведения. Она взаимодействует с криминогенной микросредой, через нее преломляется влияние личности. На личность поэтому в первую очередь и должно направляться профилактические воздействия.

Целью индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения от антиобщественного к законопослушному.

В целях обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы важно соблюдать следующие основные требования:

своевременность,

соответствие принимаемых мер состоянию объекта профилактического воздействия,

последовательность,

комплектность,

реальность: соответствие профилактических мер объективным, возможностям их реализации,

законность.

Индивидуальная профилактика начинается с выявления лиц, могущих быть объектами профилактического воздействия. Выявление неразрывно связано с изучением тех лиц, которые могут быть объектами индивидуальной профилактики. Прежде всего оно необходимо для прогнозирования дальнейшего поведения этих лиц, решения вопроса о взятии их на учет и выборе необходимых мер воздействия.

При этом необходимо в первую очередь изучить следующие данные о личности профилактируемого:

преступное и иное противоправное поведение,

факторы, детерминирующие преступное и иное противоправное поведение,

социально-демографические свойства,

индивидуально-психологические особенности,

особые склонности антиобщественного характера,

признаки преступного опыта,

физиологические особенности и заболевания,

условия жизни и ближайшее окружение.

Прогнозирование преступного поведения и индивидуальная профилактика - во многом единый процесс. Индивидуальная профилактика преступлений сама по себе предполагает постоянное, всестороннее и глубокое изучение личности, ее поведения, связей и намерений. Полученные в результате этого сведения и осуществляемый по ним прогноз влияют на коррекцию плана индивидуальной профилактической работы.

Планирование призвано упорядочить сложный и многогранный процесс индивидуально-профилактического воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рациональные пути индивидуально-профилактической работы с данными лицами, выбрать такие тактические методы и приемы, которые обеспечили бы эффективное достижение целей индивидуальной профилактики в сложившейся конкретной ситуации.

Выделяются такие методы индивидуально профилактического воздействия: убеждение, помощь, принуждение.

Эти и другие меры принуждения несут в себе достаточно сильный профилактический потенциал, но и существенно ограничивают права граждан. Поэтому они должны быть регламентированы в законодательном порядке.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Конституция РФ

Уголовный кодекс РФ

Бышевский «Криминологическая характеристика квартирных краж» М. - 1987г.

Антонян Ю.М. «Личность корыстного преступника» Томск - 1989г.

Бабаев М.М. «На страже социальной собственности» М. - 1981г.

Бабаев М.М. «Социальное последствие преступности» М. - 1976г.

«Вопросы теории и практики предупреждения корыстных преступлений». Под редакцией Филимонова Томск - 1989г.

Кудрявцев С.В. «Конфликт и насильственное преступление» М.-1991г.

«Преступность и ее предупреждение». Издательство Ленинградского Университета. Под редакцией Н.П. Кана и проф. Шаргородского

«Причины преступности и меры борьбы с ней» о-во Знание РСФСР М - 1974г.

Кудрявцев С.В. «Генезис преступлений»

Конев А.А. «Преступность и ее реальное состояние» М - 1992г.

Бюллетень ВС РСФСР №8-1987г.; №3-1988г.; №6-1990г.; №5-1990г.; №10-1991г.; №6-1979г.; №2-1988г.; №6-1988г.; №8-1989г.; №11-1991г.

Бюллетень ВС РФ №1-1994г.; №4-1995г.

Законность №4 1996г.

Антонян Ю.М., Блувштейн Ю.Д. «Методы моделирования в изучении преступника и преступного поведения» М. - 1974г.

Антонян Ю.М., Гульдан В.В. «Криминологическая патопсихология»

Антонян Ю.М., Бородин С.В. «Преступность и психические аномалии» «Преступность и психические аномалии» М. - 1987г.

Антонян Ю.М. «Причины преступного поведения»

Побрызгаева Е.В. «Типология лиц, совершающие разбойные нападения. Криминологические проблемы преступного поведения» М- 1991г.

Эдвин М.Шур «Наше преступное общество. Социальные и правовые источники преступности в Америке» М - 1977г.

«Курс советской криминологии. Предупреждение преступности» М. --1986г.

Панкратов В.В., Арсеньева М.Н., Кумичева Н.И. «Предупреждение квартирных краж, совершаемых несовершеннолетними. Вопросы борьбы с преступностью» М - 1984г.

Кузнецов В.А. «Личность квартирного вора. Проблемы изучения личности правонарушителя» М - 1984г.

Сахаров А.Б. «О личности преступника и причинах преступности в СССР» М - 1961г.

Владимиров В.А. «Квалификация похищений личного имущества». М - 1974г.

Кудрявцев В.Н. «Личность преступника» М - 1975г.

Самовичев Е.Г. «Личность насильственного преступника и проблемы преступного насилия» М -1987г.

Якобсон П.М. «Психологические проблемы мотивации поведения человека» М 1969г.

Игошев К.Е. «Типология личности преступника и мотивация преступного поведения» М - 1983г.

Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность» М - 1977г.

Кудрявцев В.Н. «Криминальная мотивация» М - 1986г.

Долгова А.И., Кудрявцев В.Н. «Понятие советской криминологии» М - 1985г.

Максимов С.В. «Эффективность общего предупреждения преступлений» М - 1992г.

«Концептуальные основы развития государственой системы социальной профилактики правонарушений и предупреждения преступлений» Академия Управления МВД России М - 1998г.

«Криминология и организация предупреждения преступлений» Академия МВД России М - 1995г.

«Концепция развития государственной системы профилактики правонарушений» (Проект)

Array

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.